Пример итогового сочинения 11 класс я и другие

Итоговое сочинение на тему: надежда это единственное, что нельзя отнять у человека. пример итогового сочинения к направлению надежда и

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: «НАДЕЖДА – ЭТО ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ОТНЯТЬ У ЧЕЛОВЕКА».

Пример итогового сочинения к направлению НАДЕЖДА и ОТЧАЯНИЕ

Тема сочинения:

 Согласны ли вы с тем, что надежда – это единственное, что нельзя отнять у человека? Много красивых фраз и лирических строк написано про надежду. Человек всегда видел в ней что-то незыблемое, что-то живительное. «Надежда умирает последней», — все помнят эту крылатую фразу. Но верно ли, что надежда – это единственное, что нельзя отнять у человека? Боюсь, я не могу согласиться с этим. Как бы сильна ни была надежда, даже ее можно потерять. Для этого не обязательно быть слабым или глупым. Достаточно попасть в круговорот несчастий, которые отнимут ее у тебя… 

Герой повести Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин в начале произведения предстает перед нами бодрым мужчиной, который живет пусть и не самой счастливой, но размеренной жизнью. Тяготы и унижения, которые навлекает на героя работа смотрителем, меркнут благодаря дочери Дуне. Она его единственная радость! Но внезапно Дуня покидает дом, уезжает с незнакомым гусаром. После ее побега жизнь Самсона Вырина теряет краски, он мучается и страдает без своей дочери. Но какое-то время жизнь в нем поддерживает надежда на то, что Дуня опомнится и вернется к отцу. Увы, но надежда разбивается после неудачной попытки забрать дочь домой. Осознав, что Дуня потеряна для него навсегда, Самсон Вырин начинает пить и вскоре умирает, убитый горем и лишенный всяких надежд.  

Крушение надежд мы видим в повести Куприна «Гранатовый браслет». Главный герой Желтков влюблен в княгиню Веру Николаевну Шеину. Несмотря на то, что Вера замужем, Желтков искренне надеется на ответное чувство. Он пишет ей письма, присылает подарок и ждет, что дама сердца разделит его любовь. Казалось бы, ничего не может отнять у Желткова его надежду на взаимность. Однако это удается сделать мужу Веры, который приезжает к герою и возвращает ему гранатовый браслет. Эта ситуация неожиданно открывает Желткову глаза, и он понимает: Вера не любит его и не полюбит никогда! От надежд не осталось и следа. Безумно опечаленный, разочарованный Желтков прощается не только со своей любовью, но и со своей жизнью. 

Надежда. Порой она последнее, что остается у человека. Однако даже надежду могут отнять. Да, это правда. Но нужно помнить, что в жизни всегда есть место новым надеждам, новым планам и мечтам.. Важно помнить, что на смену утраченной надежды непременно придет новая! 

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: ДЕЛАТЬ ДОБРО ЛЕГЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ ДОБРЫМ

Пример итогового сочинения к направлению ДОБРО и ЗЛО

Тема сочинения. 

Как вы понимаете высказывание: «Делать добро легче, чем быть добрым»? Казалось бы, совершать добрые поступки могут только добрые люди. Однако это не так. Нередко человек делает добро потому, что того требует общество. Также сделать что-то доброе можно под влиянием порыва или даже для того, чтобы в итоге достичь какой-то своей цели. Например, если человек помогает своему соседу занести диван на 12 этаж, то он совершает доброе дело. Но делает он это потому, что добр, или потому, что так принято в обществе и в будущем ему может также понадобиться помощь соседа? «Делать добро легче, чем быть добрым» — эти слова Жоржа Вольфрома я понимаю так: совершить добрый поступок может любой человек, а быть по-настоящему добрым – отнюдь нет. Быть добрым – это состояние души, это искреннее желанием помогать и невозможность пройти мимо чужой беды. 

Размышляя над поднятой темой, я сразу вспомнила один из самых ярких эпизодов романа Пушкина «Дубровский». Кузнец Архип во время пожара спасает кошку. Он рискует своей жизнью, но снимает с пылающей крыши несчастное животное. Это, несомненно, добро. Но позволяет ли этот поступок назвать Архипа добрым? Нет, ведь в этом же доме горели живые люди, которых кузнец специально запер перед началом пожара. Он не просто считал справедливым убить слуг Троекурова, в которых видел врагов для себя и своих господ. Он «со злобной улыбкой взирал на пожар», наслаждался своей местью! Спасение кошки – это порыв. Архип счел, что животное ни в чем не виновато и не должно погибнуть. Но почему он решил, что вправе отнимать жизни людей? Добрый человек не совершил бы на такой поступок, не причинил бы такое ужасное зло.  

Есть добрые поступки на счету главного героя произведения Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников знакомится с пьяницей Мармеладовым и пытается помочь ему. Ему жаль несчастного человека и его семью, он провожает его домой, дает ему немного денег. Но доброе отношение к Мармеладову не затмит то зло, которое причинил Родион Раскольников окружающим. Он поставил себя выше других, решил, что он «не тварь дрожащая, а право имеющий» и убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Нельзя назвать Родиона Раскольникова добрым только потому, что порой в нем просыпалось желание сделать что-то хорошее. 

Быть добрым и делать добро – это далеко не одно и то же. Делать добро может любой, для этого достаточно хорошего настроения, корыстного интереса или давления общества, которое навязывает определенные шаблоны поведения. Быть добрым – это другое. Это состояние души, которая не может оставаться спокойной, когда кому-то плохо, когда кому-то нужна помощь. 

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: «ЕЖЕЛИ БЫ ВСЕ ВОЕВАЛИ ТОЛЬКО ПО СВОИМ УБЕЖДЕНИЯМ, ВОЙНЫ БЫ НЕ БЫЛО…»

Пример итогового сочинения 2019-2020 по направлению «Война и мир» Тема сочинения: Как вы понимаете слова Андрея Болконского: «Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было…» Великий роман Толстого «Война и мир» уже многие годы приковывает к себе внимание все новых и новых читателей во всем мире. Причина тому не только захватывающий сюжет, но и множество философских размышлений автора, которые дают пищу для ума. Одна из главных тем романа – это тема войны. Толстой очень ясно дает понять свое отношение к войне – через диалоги героев. Например, в одном из разговоров с Пьером Безуховым Андрей Болконский произносит слова, которые, безусловно, совпадают с мнением автора: «Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было…» Что же значит эта фраза? По всей видимости, речь идет о том, что каждый отдельный человек не жаждет войны, но идет в бой, если того требует положение в стране, командование или долг. Сложно найти такого солдата, который искренне хотел бы убивать врагов. Нет, он делает это ради свободы своего Отечества, ради свободы своего народа. 

Андрей Болконский, без сомнения, тоже не желал войны. Почему же он идет воевать? Каковы его убеждения? Во-первых, Болконский делает это потому, что «так надо». Во-вторых, герой недоволен своей жизнью. Ему хочется подвигов, славы, он мечтает показать себя. Как видим, его мотивы весьма далеки от простой жажды войны. «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне», — говорит Андрей Болконский. Несколько позже его мировоззрение изменится, и участие в войне против Наполеона станет для него искренним вкладом в судьбу своего народа. Хотел ли Болконский войны? Нет! Герой искал сначала возможность показать свое мужество, а после – возможность помочь своим братьям и сестрам.  

Проанализируем мотивы, мысли и чувства еще одного героя романа «Война и мир», Николая Ростова. Что приводит его на поле боя? Мы знаем, что Николай мечтал о военной службе. Он хотел реализовать себя в достойном деле. Надеть военный мундир и сражаться – что может быть лучше для амбициозного юноши? Впрочем, нужно отметить, что для общества того времени желание молодого человека пойти на военную службу было абсолютно естественным. Это было престижно, это было солидно. Военных хорошо принимали в любой компании, к ним особенно тепло относились дамы. Для Николая Ростова желанной была не война, а военная карьера, причастность к такому модному в то время занятию. Встреча с реальными боями, болью и смертью, конечно, изменила взгляды Николая Ростова. Герой по-прежнему храбр, но он не хочет умирать и в результате поддается на уговоры матери и оставляет военную службу. 

«Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было…», — слова Андрея Болконского подтверждают истории многих героев романа «Война и мир». Никто не хотел войны, у каждого были свои цели, мотивы и планы, которые привели их на поле боя. Объединяло их только одно – патриотизм, который они проявляли настолько, насколько им позволяла их храбрость, их сила духа и мужество. 

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: ЧТО ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВЕРИТЬ В ДОБРО?

Пример итогового сочинения к направлению ДОБРО и ЗЛО

Тема сочинения: 

Что помогает человеку верить в добро? В детстве нас учат тому, что добро непременно побеждает зло. Взрослая жизнь нам показывает, что это не всегда правда. Но мы продолжаем верить в добро, несмотря на разочарования и падения. Что помогает нам сохранять эту веру? Конечно, добрые поступки окружающих нас людей, которые совершаются ежедневно! Может, мы не задумываемся об этом в течение дня, но подсознательно чувствуем себя в безопасности, потому что рядом есть добрые люди. Помочь пожилому человеку перейти дорогу, поддержать коллегу перед важным выступлением, проверить домашнюю работу сестры – даже в таких мелочах кроется добро. Оно всегда вокруг нас! 

Рассказ Куприна «Чудесный доктор» — очень трогательное и впечатлившее меня до глубины души произведение. Герой этой истории оказался в трудном положении: без денег, без работы и с умирающей дочерью на руках. Не в силах помочь своим родным и наблюдать их страдания, Мерцалов уже был готов наложить на себя руки. Этот рассказ мог бы закончиться трагически, если бы в жизни несчастной семьи не появился профессор Пирогов. Счастливая случайность или судьба привели чудесного доктора к Мерцалову? Неизвестно, но Пирогов спас умирающую семью! Он помог вылечить Машутку, дал Мерцалову денег на первое время, пока наш герой ищет работу. Помощь незнакомого человека заставила Мерцалова вновь поверить в добро и разожгла в нем надежду на то, что жизнь его семьи непременно наладится!  

Рассказчик произведения Шолохова «Судьба человека», вне всякого сомнения, не может не верить в добро. Впрочем, думаю, как и читатели этого рассказа. История Андрея Соколова, потерявшего во время войны свою семью и дом, пережившего страшный плен, поражает. Несмотря на обрушившееся на него горе, герой не очерствел душой, не утратил способность совершать добрые поступки, не пустил в свое сердце жестокость и безразличие. Андрей Соколов берет под крыло мальчика-сироту, который тоже потерял свою семью в военные годы. Усыновив несчастного ребенка, Андрей спасает и мальчика, и себя. Герой, от лица которого ведется повествование, впечатлен добротой и силой русского солдата. Именно такие истории заставляют нас верить в добро. 

Пока рядом с нами совершаются хорошие поступки, мы будем верить в добро. Глядя на то, как абсолютно чужой человек протягивает руку помощи, мы не можем сомневаться в существовании добра и в ее силе.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: МОЖЕТ ЛИ ЛЮБОВЬ ИЗМЕНИТЬ ЧЕЛОВЕКА?

Пример итогового сочинения к направлению ОН И ОНА

Тема сочинения: 

Может ли любовь изменить человека? О силе и чудесах любви написаны тысячи книг. Это одна из вечных тем в литературе, которой хотя бы раз уделил внимание каждый писатель и поэт. Это не удивительно, ведь любовь меняет человека, раскрывает те черты, о которых он сам даже не подозревал. Хулиган становится внимательным и заботливым, скромник решается на сумасшедшие поступки, нарцисс падает к ногам своей дамы, а холодная леди – в объятия возлюбленного. Да, любовь – это тема, о которой можно писать вечно, ведь она преображает и исцеляет людей! 

Необыкновенное преображение под воздействием любовных чар мы можем увидеть в романе Гончарова «Обломов». Илья Обломов искренне полюбил Ольгу Ильинскую, и это чувство сподвигло героя изменить свою жизнь. Если раньше он предпочитал полностью отдаваться своей лени, лежать на диване и порой несколько дней подряд не вылазить из домашнего халата, то отношения с Ольгой заставили его «встряхнуться». Он стал другим: «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки». Перед нами был совершенно другой Обломов: он активен, строит планы, общается с людьми! К сожалению, «обломовщина» и страх героя оказались сильнее любви. Да, такое случается. Порой даже сила любви не способна спасти от душевной гибели. А возможно, для Ильи Обломова просто было уже поздно что-то менять. «Я думала, что оживлю тебя, а ты уж давно умер», — говорит ему Ольга.  

Не менее впечатляющие изменения происходят в мышлении и характере нигилиста Евгения Базарова, героя романа Тургенева «Отцы и дети». Базаров отрицал все, что не имеет доказательств, а любовь и вовсе называл «романтической белибердой». Все изменила его встреча с Анной Сергеевной Одинцовой, которая вызвала в Базарове ранее неизвестные ему чувства. Евгений влюбился и узнал, что такое страсть, восхищение, влечение к даме своего сердца. Его дерзость меняется на робость, насмешки на смущение в присутствии Анны Сергеевны. Попытки бороться с собственными чувства оборачиваются неудачей, Евгений Базаров признается Одинцовой в любви. Не получив взаимности, герой мучается и переживает, чего еще совсем недавно не мог себе даже представить. 

Может ли любовь изменить человека? Безусловно, может. Мы сами того не замечая, начинаем иначе смотреть на вещи, начинаем совершать поступки, которые раньше были несвойственны нам. Однако любовь никогда не привносит что-то извне, а лишь раскрывает те черты характера, которые были спрятаны глубоко внутри и только ждали нужного момента. Момента, когда появится тот, ради кого мы будем готовы меняться. (365 слов) 

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: НАДЕЖДА — ЛУЧШИЙ ВРАЧ ИЗ ВСЕХ, КАКИЕ ИЗВЕСТНЫ.

Пример итогового сочинения к направлению НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ

Тема сочинения: 

Как вы понимаете слова А. Дюма: «Надежда — лучший врач из всех, какие известны». Надежда обладает невероятной силой. Она помогает человеку идти вперед, когда, казалось бы, в этом уже нет смысла. Она заставляет нас бороться, не падать духом и все-таки добиваться своих целей. Александр Дюма писал: «Надежда – лучший врач из всех, какие известны». Этой фразой писатель подчеркивал живительную силу надежды, которая лечит душевные раны. 

Только надежда на ответные чувства помогала жить герою повести Куприна «Гранатовый Браслет» Желткову. До последнего вздоха он верил, что Вера Шеина разделит его чувства и будет с ним. Он писал ей письма и присылал подарки, пытаясь покорить сердце прекрасной дамы. Вероятно, в своих мечтах он представлял их прекрасную совместную жизнь, множество счастливых минут, проведенных вместе. Надежда на то, что его мечты сбудутся, давали ему силы ждать. Все заканчивается, когда Вера отказывается от гранатового браслета, который Желтков прислал героине своих мечтаний. Браслет возвращает муж Веры Шеиной. В этот момент все надежды Желткова, которые были смыслом его жизни, были разрушены. Вера его не любит и не полюбит никогда! Умерла надежда, а вместе с ней и желание нашего героя жить.  

Только надеждой жила Катерина, героиня драмы Островского «Гроза». Молодая девушка давно перестала чувствовать радость жизни. Рядом нелюбимый муж и жестокая свекровь. Свобода, к которой привыкла Катерина с детства, исчезла, как только она вышла замуж и пришла в дом супруга. Что осталось у нее? Только надежда на то, что она еще встретит настоящую любовь и будет счастлива! Лишь сладкие грезы об искренних чувствах заставляли ее улыбаться. Надежды Катерины сбылись – она познакомилась с Борисом, которого полюбила. С ним она забывала свои невзгоды и на время снова становилась свободной. Однако совесть героини оказалась сильнее любви к Борису. Ее надежды тускнеют, она впадает в отчаяние от своего положения. Но даже печальный финал Катерины дает начало для новой надежды – надежды на то, что в городе Калинов что-то изменится и в темноте появится «лучик света». 

Надежда – лучший врач. Она успокаивает боль и дает силы. Она заставляет нас жить, несмотря ни на что. Пусть иногда ее действие заканчивается, и мы можем вновь опустить руки. Но именно надежда дает нам время и возможность сделать что-то важное и нужное, что способно изменить наше будущее.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: «БЕСКОНЕЧНО МАЛЕНЬКИЕ ЛЮДИ ИМЕЮТ БЕСКОНЕЧНО ВЕЛИКУЮ ГОРДОСТЬ»

Пример итогового сочинения по направлению «Гордость и смирение» на тему: «Согласны ли вы с утверждением Вольтера: «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»?»У чувства гордости есть множество оттенков. Можно гордиться, а можно возгордиться. Можно быть гордым, а можно поддаться гордыне. Можно испытывать гордость за победы, а можно гордиться собой без причин. Гордость – многогранное, до конца не поддающееся объяснениям чувство. Именно поэтому его нельзя приписывать кому-то, исходя из его социального положения, успехов или поражений, и именно поэтому мне трудно согласиться с утверждением Вольтера о том, что «бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость».

Каждый «маленький человек» – это своя история. Своя жизнь. Свой характер. Я думаю, что маленькие люди не одинаковы. Если один из них может гордо смотреть на свои несчастья, то другой смиренно опустит голову. Для подтверждения моих слов я обращусь к русской литературе, в которой тема «маленького человека» поднималась множество раз.

Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель», служит одним из красочных примеров «маленького человека». Ничем не примечательный, совсем не заметный для окружающих, бедный чиновник каждый день приходит на службу, где выполняет однообразную работу. Можем ли мы увидеть в герое ту самую «великую гордость», о которой писал Вольтер? Боюсь, что нет. Башмачкин беден не только финансово, но и духовно. Единственная его цель – накопить на шинель, а самая большая трагедия – кража этой шинели. Акакий Акакиевич не только не может, но и не хочет менять свою жизнь. «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь», — повторяет он и начинает сильно волноваться, когда нужно сделать что-то сверх его ежедневных дел. К сожалению, Башмачкин лишен чувства гордости, которое позволило бы ему выжить в жестоких обстоятельствах. 

Зачатки гордости мы можем увидеть в другом «маленьком человеке» – Макаре Девушкине, герое романа Федора Михайловича Достоевского «Бедные люди». Да, Макар, как и Башмачкин, занимает незаметное место в обществе. Он лишен уважения сослуживцев и внимания окружающих. Он беден и подавлен. Однако Макар Девушкин, в отличие от героя повести «Шинель», не думает о себе как о недостойном. Он пытается заявить о себе и своих правах, пусть пока только в письмах к возлюбленной. Он убежден: «Я не хуже других, сердцем и мыслями я человек». Таким образом, Макар Девушкин пытается подняться сначала в своих глазах, чтобы потом показать свое чувство собственного достоинства окружающим. У Макара есть гордость, которую суровым реалиям мира не удалось подавить в нем полностью.
Вольтер был прав отчасти. Да, порой «маленький человек» имеет бесконечно великую гордость, которая остается с ним даже в самые трудные времена. Но существует и другой «маленький человек» — герой, который незначителен не только для общества, но и для самого себя.

ПРИМЕР ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ НА ТЕМУ: «ГОРДОСТЬ — ЭТО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО?»

Пример итогового сочинения 2019-2020 по направлению «Гордость и смирение» на тему: «Гордость — это положительное или отрицательное чувство?»Гордость — это положительное или отрицательное чувство? На мой взгляд, гордость — это чувство, выражающееся в наличии собственного достоинства и самоуважения, однако часто оно перерастает в гордыню. Я считаю, что нельзя сказать, положительное это чувство или отрицательное, ведь когда испытываешь гордость, начинаешь осознавать собственную ценность, а это является огромной мотивацией для любого человека. Однако если оно перерастает в высокомерие, то людей начинает отталкивать тот факт, что кто-то возвышает себя над остальными. Стоит рассмотреть это на примере художественной литературы. 

В прекрасном произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой — Григорий Печорин, красивый и статный молодой офицер, осознающий, как он прекрасен. Молодой человек был горд, люди восхищались им, и это отравило его душу. Григорий стал высокомерным, начал причинять боль людям, которые им дорожили: проигнорировал Максима Максимыча, который любил его всем сердцем, ради собственной прихоти лишил Бэлу семьи и будущего, из-за него погиб Грушницкий, а Мери подверглась душевным терзаниям и насмешкам со стороны общества. Гордость переросла в гордыню, и это навредило как самому герою, так и окружавшим его людям. Григорий не был счастлив, его тяготило общество, ведь он считал, что он выше его. И потому гордость в данном случае — отрицательное чувство.  

А в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» это чувство является положительным. Главный герой произведения Чацкий отличается от остальных умом, сообразительностью, умением бороться и идти против старых правил. Он осознаёт своё превосходство над другими, однако его гордость является обоснованной. Именно она помогала герою двигаться дальше в борьбе со светским обществом. И хоть его «битва» была проиграна, определённые результаты она принесла: общество осознало, что кроме лести и зависти есть такие понятия, как доброта и самоуважение. В данной ситуации гордость является опорой всех остальных качеств человека, и поэтому это положительное чувство. 
 
На основе примеров из художественной литературы можно сделать вывод, что данное чувство неоднозначно. Всё зависит от того, как дальше оно будет развиваться: станет гордыней и разрушит жизнь человека и окружающих его людей или же будет опорой всех остальных качеств человека. И потому очень важно знать границу между «хорошо» и «плохо», дабы не совершить ошибку.

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Многомудрый Литрекон выражает искреннее сочувствие выпускникам, которые столкнулись с направлениями 2020-2021 года. Они не так просты и понятны, как, например, предыдущие. Аргументы к ним подбирать сложнее, а разнообразие тем ставит в тупик многих прорицателей, пытающихся угадать и подобрать тезисы до экзамена. Однако мы все-таки можем составить примерные темы для подготовки и начать прорабатывать аргументы из литературы. «Я и другие» — это одно из наиболее четких направлений, поэтому на него стоит обратить внимание каждому ученику. Подбирая примеры из книг, важно подмечать, как в них раскрываются социальные конфликты, позволяющие аргументировать точку зрения по профильным вопросам. Приятного просвещения!

Из русской литературы

  1. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Как общество влияет на человека? Оно прививает личности определенные ценности, черты характера и особенности поведения. Этот процесс проиллюстрировал А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Главный герой вращался в высшем свете столицы, получил стандартное для дворян воспитание, поэтому усвоил специфичные нормы обращения с людьми и извращенное понимание морали. Он пресытился любовью, не верил в дружбу и ставил мнение презираемых им людей выше своего собственного. Именно по этой причине он предпочел дуэль с Ленским извинениям, хотя сам хотел признать вину и избежать схватки. Но страх перед тем, что его признают трусом, направил его на ложный путь. В результате Евгений убил человека и стал изгнанником с вечным чувством вины, зато его не посчитали малодушным едва знакомые люди, которых он не уважал. Общество сделало Онегина марионеткой, которая покорно шла у него на поводу, потеряв индивидуальность и волю.
  2. М. Горький, «Старуха Изергиль». Почему между личностью и обществом возникают конфликты? Причина в том, что есть люди, которые не могут органично встроиться в свою социальную реальность. Они нарушают законы общей жизни, как, например, герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», Ларра. Он был высокомерен и считал, что все вокруг принадлежит ему по праву силы и превосходства. Сын орла и земной женщины получил от девушки отказ, но не смирился с ним, а убил ее. За это люди решили наказать его страшной карой — изгнанием. Они не захотели делить кров и пищу с убийцей, который поставил свои потребности выше морали и естественного права человека на жизнь. Ларра не смог освоиться среди соплеменников и попрал их законы, поэтому у него возник конфликт с обществом.
  3. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Может ли один человек изменить общество? Многие авторы полагают, что нет. Например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» доказал, что один человек, как бы его не возвышала народная стихия, не может менять историю или управлять ее процессами. Он не в силах влиять на общество, даже если носит на голове корону. В качестве примера он рассмотрел выдающуюся личность Наполеона. При всей своей власти он не смог предотвратить моральное разложение французской армии, которая пришла в Москву и превратилась в горстку мародеров. Как только солдаты увидели брошенное богатство, они начали грабить и копить его. Их уже не интересовала цель прибытия. Какие бы меры не принимались «наверху», рядовые бойцы и офицеры предавались пьянству, разврату, алчности и стали жертвой своей жадности. Когда пришло время уходить, армия развалилась, потому что каждый вез награбленное. Если даже «великий человек» Наполеон не смог изменить своих солдат, то как может кто-либо другой тешить себя иллюзиями, что у него это получится? 
  4. М. А. Шолохов, «Тихий Дон». В. Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». Его утверждение не вызывает сомнений, ведь именно окружение формирует нормы поведения, морали, этики, которые образуют мировоззрение личности. Это доказал М. Шолохов в романе «Тихий Дон». Главный герой родился обычным казаком: пахал землю, удил рыбу, охотился, проходил военную службу, имел надел земли и избу. Однако судьба привела его на войну и свела с необычным окружением. Прибыв в московский госпиталь после ранения, Григорий познакомился с бойцом по фамилии Гаранжа, который помог ему осознать нелепость и преступность Первой Мировой войны. Все увиденные Мелеховым картины и умные речи язвительного товарища сплелись воедино и изменили мнение героя о военной службе и власти в стране. Если до войны Григорий не задумывался о правомерности решений правительства и свою бедность принимал как должное, то после демобилизации начал мыслить по-другому. Он стал разделять убеждения «красных» и стремиться к социальной справедливости. Несмотря на казачье происхождение, которое было ближе к ментальности Белого движения, Мелехов сделал выбор в пользу того, что открыло ему новое окружение. Именно оно и сформировало его мировоззрение.
  5. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Кого можно назвать «лидером»? Человека, который может повести людей за собой и увлечь их своими идеями. Например, таким героем был Евгений Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети». Он стал нигилистом, мог многое рассказать о своих оригинальных взглядах, поэтому многие слушатели становились его сторонниками и фанатами. Аркадий Кирсанов был одним из таких адептов новой веры нигилизма. Он покорно внимал речам друга и соглашался даже с тем, что на деле было ему чуждо. Также горячими поклонниками Базарова выступали Ситников и Кукшина, которые слепо копировали идеи своего кумира и перенимали даже его манеры. Своим ораторским мастерством и волей Евгений заронил семя сомнения даже в твердолобые головы представителей старшего поколения. Такие качества всегда отличают лидера: он убедителен, смел, упрям и умеет управлять людьми.
  6. И.С. Тургенев, «Бирюк». Можно ли жить без общения с людьми? Конечно же, нет. Даже те, кого принято называть «нелюдимыми», не могут отказаться от социальных контактов, потому что они составляют часть нас самих. Так, герой рассказа Тургенева «Бирюк» прослыл дикарем и жестоким лесным сторожем. Из-за его рвения к работе никто в деревне не любил и не понимал его. Принципиальный лесник запрещал рубить деревья и не уступал даже за деньги. Общение с ним ни у кого не складывалось. Однако рассказчик при встрече с Бирюком не заметил враждебности и нежелания общаться. Лесник охотно проводил его в свою избу и познакомил с детьми. Более того, он даже отпустил вора леса, когда услышал его историю о бедности в семье и отсутствии выбора. Значит, даже если нам кажется, что человек может прожить без социальных контактов, это не так: все мы нуждаемся в общении и удовлетворяем эту нужду в той или иной мере.
  7. М. Горький, «Детство». Как происхождение влияет на мировоззрение человека? Наш социальный статус и семейное положение определяют не только мировоззрение, но и судьбу. Подтверждение этому мы можем найти в повести Горького «Детство». Семья главного героя принадлежала к крестьянскому сословию и всегда жила в нищете. Дед Алеши рос без отца и работал с малых лет. Каширин долгое время надрывал здоровье, трудясь за гроши, испытал много горестей и лишений. Поэтому даже когда он достиг успеха по меркам своей среды, он считал каждую копейку и ценил деньги больше родных людей. Жизнь в бедности сделала его жадным, подозрительным и жестоким человеком, готовым идти к куску хлеба по трупам. Такими выросли и сыновья Василия. Ради наследства они дрались, обманывали и готовы были сжить со свету родного отца. Очевидно, что происхождение человека формирует его взгляды на мир и направляет его по жизненному пути.
  8. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Почему талантливые люди часто страдают от непонимания в коллективе? Видимо, потому, что общество по природе своей консервативно и не может оценить все то, что отличается от общепринятой нормы. Эту закономерность подметил А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума». Фамусовское общество не приняло Чацкого, потому что герой обличал его пороки и высказывал новаторские идеи. Живой ум и независимость Александра контрастировали с всеобщим невежеством и конформизмом. Если бы московские дворяне приняли его, они бы ежедневно убеждались в собственной ничтожности на его фоне. Им пришлось бы менять себя и перестраивать систему взаимоотношений. Помещики боялись этих перемен и в глубине души не хотели их. Их устраивало то, что осуждал Чацкий: крепостное право, кумовство, преклонение перед иностранной культурой, социальная несправедливость. Талантливый человек не был понят и оценен по достоинству, потому что люди испугались его потенциала, чреватого нежелательными переменами и разоблачениями.
  9. В.Г. Распутин, «Живи и помни». Бунт человека против общества — это всегда вынужденная мера, которая говорит о наличии социальных противоречий и несправедливости на уровне системы. Эту закономерность наглядно демонстрирует пример из произведения Распутина «Живи и помни». Героиня обнаружила, что муж дезертировал и скрывался неподалеку от дома, и помогала ему прятаться. Ее поступок — это вызов окружению и законам того времени. Все глубже увязая в противоборстве личного и общественного, Настена постепенно отказывалась от норм и традиций своей среды. Она открыто выступила против свекрови и свекра, обманула всех своих близких и оклеветала себя, когда забеременела. Она убеждала людей, что ребенок не от супруга, и тем самым разорвала связи, соединявшие ее с деревней. Набравшись мужества, героиня солгала и власть имущим, прикрывая дезертира в военного время и являясь соучастницей его преступления. Почему она так поступила? Ответ кроется в противоречии семейных ценностей отечественным и государственным приоритетам. Законы были безжалостны по отношению к женщинам, оказавшимся в положении Настены. Героиня не могла предать супруга, но ради него ей пришлось изменить Родине. Именно война и несовершенство советской правовой системы толкнули честную женщину на бунт против общества и его однобокой морали. Финальной точкой этого бунта стало самоубийство Настены, не желавшей выдавать Андрея.
  10. М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Может ли общество плохо повлиять на человека? К сожалению, это так, ведь скопление людей обладает отрицательными и положительными чертами, поэтому может повлиять на личность и хорошо, и плохо. К примеру, герой произведения «Собачье сердце» стал жертвой своего окружения. Шариков познакомился со Швондером и его товарищами, которые повсеместно насаждали новые порядки пролетарской диктатуры. Однако эти люди, ставшие самопровозглашенными судьями и получившие власть, были невежественны, грубы и обижены на свою бедность. Все их реформы сводились к мести богатым. Их влияние на Шарикова было разрушительным: он ополчился против своего создателя и решил отобрать у него часть квартиры. Полиграф не выполнял никаких обязанностей, но у всех требовал соблюдения своих прав, которые были плохо замаскированными капризами и попытками обогатиться за чужой счет. Борьба за «правое дело» стала для него предлогом для шантажа и средством заработка. Шариков, как и его окружение, не хотел учиться или работать. Ему больше нравилось требовать все, что ему нужно, от других, прикрываясь громкими лозунгами. Общество рабочих плохо повлияло на героя, ведь развило только его пороки.

Из зарубежной литературы

  1. Фридрих Шиллер, «Разбойники». Почему происходят конфликты в семье? Причина кроется в том, что близким людям не хватает общения, и на пустом месте возникают недомолвки, непонимание, обман. Так произошло и в пьесе Шиллера «Разбойники». Пока старший брат учился, младший настроил отца против него, чтобы получить себе все наследство. Но конфликт двух братьев был гораздо глубже, чем соперничество за деньги. Францу не хватало не столько материальных благ, сколько внимания отца. Граф всегда больше любил первого сына и сравнивал двух детей, порождая во втором комплекс неполноценности. Его обман стал местью более удачливому Карлу и равнодушному отцу, который не смог дать сыновьям равноценную любовь. Да и граф фон Мор поверил Францу только потому, что не общался со страшим сыном и отдалился от него. В их семье не было достаточно тесных уз, которые могли бы разрешить все противоречия. Трое мужчин были далеки друг от друга, и это отдаление стало первоисточником конфликта.
  2. Джеймс Клавелл, «Сёгун». Как адаптироваться в новом коллективе? Прежде всего, необходимо оставить свой устав у входа в чужой монастырь и открыться новым впечатлениям. Такой совет мог бы дать герой романа Клавелла «Сёгун», который стал первым англичанином, увидевшим Японию. Его занес туда шторм, повредивший корабль, и Блэкторну ничего не оставалось делать, кроме как приспособиться к жизни в новой стране. Сначала он не мог отделаться от предрассудков своего общества, поэтому не хотел мыться, есть полезную пищу и вежливо обращаться с окружающими его людьми в духе их традиций. Все это он сличал варварскими причудами до тех пор, пока не убедил себя быть более терпимым и гибким. Оказалось, что японцы во многих сферах значительно опередили англичан и были правы, когда настаивали на соблюдении своих приличий и уставов поведения. Обучившись их этикету, национальным обычаям и правилам, Блэкторн смог адаптироваться в их среде и начать новую жизнь, став близким другом правителя Японии. 
  3. Шарлотта Бронте «Джейн Эйр». Кого называют «белой вороной»? Чаще всего люди называют так того, кто сильно выделяется на общем фоне и не может адаптироваться в коллективе. Именно такой была героиня романа «Джейн Эйр», которая всегда искала справедливости и честно боролась за нее. У девочки была сложная судьба, которая обогатила ее внутренний мир обостренной совестью и жаждой правды. Ее родители рано погибли, и ребенок оказался на воспитании у родственников, которые возненавидели сироту. На фоне избалованных, высокомерных и напыщенных детей Сары Рид Джейн сильно выделялась своей независимостью, скромностью и смелостью. В семье эгоистичных и недалеких людей она стала «белой вороной», потому что не разделяла их взглядов на мир. Из-за этого несоответствия она не смогла прижиться в семье и была отдана в приют. Там ей тоже не удалось скрыть свою индивидуальность, и наставницы заметили ее неукротимый нрав. Джейн отличается от многих других девочек не только тягой к знаниям, но и стремлением добиться справедливости, ведь детей в школе морят голодом и холодом. Чтобы улучшить жизнь детей в интернате, она остается там учительницей после прохождения курса, а потом посвящает всю себя спасению мистера Рочестера и его дочери от мрачной меланхолии. Незаурядный характер и самоотверженность героини делает ее незаменимой в семье Рочестера. Именно такими качествами и отличается «белая ворона» — это необычный, яркий и интересный человек, который сталкивается с непониманием из-за своего отклонения от нормы.
  4. Виктор Гюго, «Собор Парижской Богоматери». Почему общество не принимает человека? Ответ заключается в том, что люди боятся того, чего не понимают. Эту закономерность проиллюстрировал Виктор Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери». Он рассказал читателю историю Квазимодо — мальчика, который родился горбуном. У него были искажены черты лица, поэтому родители оставили его на произвол судьбы, испугавшись младенца. В те времена жестоких предрассудков внешность играла в жизни человека важнейшую роль: любой изъян люди считали отметиной сатаны. Так и несчастного ребенка, оставленного на площади, горожане хотели убить только потому, что он некрасив, а значит, происходит от дьявола. Мальчика спас священник, выучивший его и давший ему работу звонаря в соборе. Герой почти не покидал своего дома, не доверяя людям и боясь их. Общество не приняло Квазимодо из-за суеверного страха перед его обличием, загадки которого они не могли разгадать в силу невежества.
  5. Харпер Ли, «Убить пересмешника». Кого можно назвать «изгоем» в обществе? Так именуют людей, которых окружение не принимает в силу их несоответствия общепринятым стандартам. Пример такого человека можно найти в книге «Убить пересмешника». Страшила Рэдли был героем легенд города Мейкомб. Согласно рассказам, это был сумасшедший юноша, которого стыдились богатые и знатные родные. После его эксцентричных выходок отец и брат заточили его в доме и разрешали ему гулять только по ночам, чтобы он не позорил семью. Однако эти сведения не соответствовали действительности: мистер Рэдли, конечно, не был здоровым человеком, но рассудка не терял. Он очень привязался к соседским детям и дарил им подарки тайком, чтобы никто не узнал. А однажды он даже спас их от нападения убийцы, который хотел отомстить их отцу. Герой оказался добрым, смелым и проницательным человеком, которого общество вычеркнуло из своей жизни только потому, что он немного отклонялся от нормы и был замкнут. Это и есть основная характеристика изгоя: его не принимают, потому что он не похож на всех остальных.
  6. Виктор Гюго, «Отверженные». Почему происходят социальные конфликты? Ответ заключается в том, что расслоение общества под влиянием государственной политики и других социально-экономических факторов время от времени порождает взрывы недовольства и возмущения. Люди выходят на улицы, совершают преступления и мятежи, отстаивая попранную справедливость. Так произошло и в романе Гюго «Отверженные». Студенты, рабочие и мещане были недовольны высокими поборами, кастовой системой, произволом властей, нищетой и отсутствием государственной поддержки, поэтому они восстали против власти короля Луи Филиппа и храбро пожертвовали собой на баррикадах, отстаивая права на равенство, благополучия и политические свободы. Их порыв не поддержала буржуазия и широкая прослойка населения. Богатым людям перемены были не выгодны, а большая часть людей их боялась. Этот конфликт порожден не только социальной несправедливостью того времени, но и стремлением народа к демократическим свободам. 
  7. Олдос Хаксли, «О дивный новый мир». Как достичь согласия между людьми? Одним из методов достижения этой утопической цели является уничтожение индивидуальности и самобытности людей, стран, наций. Всеобщая унификация описана в антиутопии «О дивный новый мир». Все граждане выращивались в пробирках и изначально были приспособлены для строго определённых функций. Общество было поделено на касты и лишено свободы выбора. Все люди были выведены по одному шаблону и воспитывались по одной методике, чтобы все стали взаимозаменяемы и стандартны. Ни у кого из жителей не было ничего уникального, поэтому конфликтов в их социуме не было вообще, как и семей и детей, друзей и врагов. Мир во всем мире поддерживался еще и сомой — веществом, одурманивающим разум. Его употребляли все без исключения, чтобы снять стресс. Согласие между людьми было полным, но в этой идиллии не было самих людей. Их заменили биороботы, которые не ссорились потому, что не жили полноценной жизнью. Конфликты являются естественным проявлением мысли и чувства, их никак не избежать.
  8. Мигель де Сервантес, «Дон Кихот». Почему люди не понимают друг друга? Причина непонимания заключается в разнице темпераментов, менталитетов и углов зрения. Это доказал Мигель де Сервантес в романе «Дон Кихот». Главный герой был оторванным от реальности идеалистом, который увлекался романами о рыцарях и прекрасных дамах. Его напарником по воли случая стал Санчо Панса — реалист и прагматик, который любил лишь земные и осязаемые удовольствия. Он совсем не понимал своего хозяина, потому что во всем от него отличался. Дон Кихот жил в мире мечты и выдумывал все то, что любил, а Санчо Панса довольствовался данностью и был ограничен своей практичностью. Разницу темпераментов и мировоззрений подчеркивала внешняя несхожесть: низкий и толстый слуга сопровождал высокого и очень худого господина. Они не понимали друг друга, потому что жили в разных мирах.
  9. Уильям Голдинг, «Повелитель мух». Почему дети жестоки по отношению к сверстникам? Ответ на этот вопрос можно найти в антиутопии «Повелитель мух». Юные герои оказались на необитаемом острове и постепенно стали превращаться в дикарей. Их воспитание не было завершено, поэтому они еще не успели приобрести четкие моральные ориентиры и нравственные ценности. Поэтому большинство из них выбрало в качестве вожака кровожадного, жестокого и эгоистичного Джека, а не рассудительного, дипломатичного и доброго Ральфа. Мальчики предпочитают дикие пляски и безудержное веселье труду и ответственности. Дети быстро пьянеют от вседозволенности и объявляют охоту на одного из них. Озверевшие островитяне убивают Хрюшу и едва не настигают Ральфа. Их поведение можно объяснить тем, что человека делает человеком воспитание, а дети еще не успели завершить процесс своего становления, поэтому имеют много общего с животными. Они также агрессивны и безответственны, слушаются инстинктов, а не разума. Именно поэтому жестокость детей часто выливается в недетские конфликты.
  10. Энтони Берджесс, «Заводной апельсин». Как достичь понимания в обществе? На этот вопрос отвечает Энтони Бержесс в антиутопии «Заводной апельсин». В его выдуманном мире понимание между людьми стараются обеспечить с помощью психологического давления на нарушителей порядка. Главный герой, преступник-рецидивист, попадает в особую тюрьму, где убийц и насильников исправляют с помощью новых методов. Его сознание переформатировали и лишили возможности проявлять жестокость. Алекс стал полностью безобидным и беззащитным, однако его жертвы не забыли нанесенных оскорблений и побоев. Охотник сам становится добычей, и общество обрекает его на жизнь в страхе. Алекс, наконец, понял свои ошибки и осознал вину, но никто не готов простить его за прошлое. Этот пример говорит о том, что понимание можно навязать искусственным путем, путем страдания и лишений, но этот способ нельзя применить ко всем людям, а значит, он не является универсальным средством против проблемы.

Метки: 11 классаргумент и литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкапример из литературыЯ и другие

Читайте также:

  • Структура, клише и аргументы для итогового сочинения по направлению «Я и другие»
  • Топ-100 тем итогового сочинения по направлению «Я и другие»
  • Топ-100 книг из списка литературы по направлению «Я и другие»
  • Цитаты по направлению «Я и другие»

Образец сочинения №1

Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с проблемой непринятия и непонимания его обществом, ощущал на себе давление социума. Это давление проявляется как стремление ограничить его индивидуальность, подогнать под общепринятые стандарты.

В этих случаях личности нужно сделать выбор: подчиниться этому давлению безоговорочно, вступить в неприятный конфликт с другими людьми, оставаясь собой, или попытаться пойти на некоторый компромисс.

Задумаемся: почему так происходит? Как выйти с честью из положения «Я и другие», не потеряв своей индивидуальности? Немало примеров того, как поступали люди в таких ситуациях, можно найти в классической литературе. В частности, главный герой романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» не один раз оказывался перед подобным выбором.

Я, как и он, уверен в том, что никогда не нужно идти на поводу у мнения общества, если ты твёрдо уверен в своей правоте. Ориентиром должно быть не мнение других, а твоя собственная совесть. Ведь она всегда подскажет нам, верно ли мы поступаем. Её голос – это и есть правильный путь.

Григорий Мелехов был малограмотным казаком, который до поры до времени не задумывался о несправедливости существующего государственного строя. Он как должное воспринимал и свою крайнюю бедность, и тяжёлую повинность казаков проливать кровь ради чуждых ему интересов и амбиций.

Но после ранения он сблизился в госпитале с солдатами «из мужиков» – с теми, к кому он как казак должен был относиться с некоторым презрением. Однако их честные речи изменили мнение героя о военной службе и о власти в стране, и он взглянул на действительность другими глазами. Он стал горячо разделять убеждения «красных» и стремиться к социальной справедливости.

Уже после революции Мелехов почувствовал фальшь и политиканство, и он не побоялся выступить и против новой советской власти, пойти наперекор мнению других людей. «Ты говоришь – все равны… Этим народ большевики и приманили. Посыпали хороших слов, и попёр человек, как рыба на приваду! – говорил Григорий – А куда это равнение делось? Красную Армию возьми: взводный – в  хромовых  сапогах,  а «Ванёк» в  обмоточках. Комиссар весь в кожу залез, и штаны, и тужурка, а другому и на ботинки кожи не хватает. И это год ихней власти прошёл, а укоренятся они — куда равенство денется?..»

Мысль о необходимости защищать правду, справедливость и поступать так, как подсказывает совесть, даже если это может не понравиться окружающему обществу, красной нитью проходит через всё это великое произведение Шолохова. Автор ставит нам в пример своего героя – человека честного, смелого и принципиального.

Обобщая всё вышесказанное, хочется еще раз подчеркнуть: не нужно подстраиваться под других людей в тех случаях, когда твоя совесть велит тебе поступать по-другому. Совесть – наш нравственный ориентир, который поможет каждому остаться самим собой в этом бурном и меняющемся мире.

Образец сочинения №2

Тема: «Кто есть «Я» среди множества «Мы»

Я думаю, что каждый человек хоть раз задумывался над тем, какое место он занимает в этом мире. Чем определяется «Я» каждого из нас? «Я» – это есть индивидуальность каждой личности. Это та совокупность заложенных качеств и приобретённых знаний, умений и навыков, которая делает каждого индивида именно таким, какой он есть. Индивидуальность – это то, что не даёт человеку стать частью серой субстанции, именуемой толпой. Вспомним же произведения художественной литературы, в которых конкретная личность сопоставляется с целым обществом.

Сегодня мы видим, что проблема становления и отстаивания индивидуальности в современном обществе не так остро чувствуется, выделить себя из толпы становится легче. Это обусловлено разрушением стереотипов, стиранием неравенства полов и неограниченной личностной свободой в целом. Но частым спутником непохожести на других является непонимание и непринятие со стороны общества, что приводит личность к конфликтам как внешним, так и внутренним.

Тема становления личности, ищущей себя в борьбе с системой, раскрывается в романе Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Автор повествует о семнадцатилетнем юноше Холдине Колфилде, который не в силах отыскать своё место в обществе. Весь мир вокруг кажется Холдину фальшивым, состоящим из притворства, а потому вызывает у героя лишь раздражение. В то же время автор даёт понять, что без общества жизнь героя невыносима. Противоречивое внутреннее состояние толкает Колфилда на череду необдуманных поступков, которые в итоге оборачиваются конфликтами, ссорами, драками. Сложность окружающего мира заставляет героя постоянно находиться в поиске человека, которому он может открыться. Но и тут героя ждут разочарования – те, кому он раскрывает душу, не понимают его, а того, кто способен понять и вразумить, Холдин неосознанно отталкивает.

Столкнувшись со скитаниями и множественными поисками чего-то призрачного, главный герой обретает понимание там, откуда он начинал – в собственной семье, в лице младшей сестрёнки Фиби. В финале романа автор обращает внимание на единение родственных душ, когда маленькая девочка решает последовать за братом, который отправляется на очередные поиски. И тут мы видим, как главный герой снимает с себя маску отчуждённости ради сестры, находит в ней отображение своей мечты и, наконец, ощущает умиротворение рядом с ней. Таким образом, Сэлинджер показывает нам, как трудно быть непохожим на других, не вписываться в рамки общества, хотеть быть с людьми, но при этом испытывать к ним отвращение. Но у каждого человека есть кто-то родной, с кем мир кажется не таким уж плохим.

К какому же выводу я прихожу? Думаю, что быть непохожим на других не так уж и плохо. Путь осознания своего «Я» среди множества «Мы» тернистый и нелёгкий. Это путь проб и ошибок, ненужных действий и сложных решений. Но главная цель этого пути – не лишиться самобытности, а приспособить своё «Я» к этому миру. Продолжать быть непохожим, непонятым, сложным, странным, но остаться собой.

Пакет материалов поможет подготовиться к итоговому сочинению по направлению «Я и другие».

Составители: учителя  русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 с  углубленным изучением отдельных предметов» города Железногорска Курской области Нестерова Наталия Владимировна, Ланина Лидия Сергеевна, Щепотина Ольга Михайловна

При раскрытии тем, связанных с направлением «Я и другие», целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

Направление «Я и другие» многоаспектно,  как  многоаспектны  понятия, положенные в его основу. Словари по педагогике и психологии личности определяют «Я» как «свойство человека выделять себя из окружающей среды, чувствовать свою целостность, физическое и психическое состояние», «основное проявление сознания и самосознания личности как противопоставление окружающему ее миру – «не Я». Формирование «Я» осуществляется на основе деятельности, освоения социального опыта воспитания и самовоспитания. Я  –это некое внутреннее единство, целостность, образующаяся из самых разнообразных стремлений личности, переживаний, проявлений и неповторимость личности.

Размытость, аморфность «Я» означает недостаток индивидуально-неповторимого в человеке. Чрезмерное увлечение своим «Я» приводит к эгоизму и эгоцентризму. В «Я» должно быть единство индивидуально-неповторимого, социально значимого и общечеловеческого.

               «Я»      не      может      существовать      без      понятия        «другие».    

Другой («иной», «чужой») — одна из центральных философских и социо-культурных категорий, определяющая другого как не- Я.  Другой  —это любой, кто не является мной, отличен от меня, не тождественен и даже противостоит   мне,   но    в    то    же    время    относится, как    и    я,    к человеческому  роду,  и  внешние  проявления  его  жизнедеятельности напоминают мои собственные, хотя я и не могу проникнуть в их глубинное измерение. Осуществление коммуникации —одной из основных жизненно необходимых потребностей человека как «социального животного» — невозможно без осознания Другого  как равноценного партнера, без признания его права на различие.

«Я»  осознает  себя,  формируется  и  проявляется  в  отношениях  и взаимодействии с «другими»  —  индивидуумами, группами людей, обществом в целом. Это позволяет выделить некоторые аспекты рассмотрения данного направления.

Формы  человеческого  взаимодействия:  «Я»  и  другие  люди, личности, индивидуумы.

Проблема взаимодействия людей интересовала многих ученых во все времена. Человек, являясь членом той или иной социальной группы, находится во взаимодействии с другими людьми. Организация  своего поведения под влиянием других людей в социальной психологии получила название взаимодействия. Межличностное взаимодействие –это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В межличностном взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Эти отношения строятся на основе общения людей и в процессе совместной деятельности.

Межличностные отношения могут рассматриваться как отношения между людьми и выражаться в разных формах – дружба, любовь, сотрудничество, ученичество и т.д.

Можно выделить как позитивные межличностные отношения (отношения «навстречу людям»), так и негативные («против других»).

Позитивные межличностные отношения («навстречу людям»).

Любовь – наиболее   сложный   вид   межличностных  отношений, выражающийся   в   высокой   степени   эмоционального положительного отношения к другому, который выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов. Любовь может проявляться как по отношению к представителю другого пола, так и по отношению к родителям, детям, другим членам семьи, к неодушевленным объектам и понятиям (город, Родина, искусство и т.д.).

Дружба  –  это  устойчивые  индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью участников, стремлением быть в обществе других людей, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Она  строится  на  взаимопонимании,  доверии,  активной  взаимопомощи, взаимном интересе, искренности и бескорыстности чувств.

Качеством, несовместимым с отношениями любви и дружбы, становится эгоизм, разрушающий человеческие взаимоотношения. Эгоизм  –  форма  межличностных  отношений,  проявляющаяся  в стремлении удовлетворить свои потребности за счет других.

Негативные межличностные отношения («против других»).

К негативным  межличностным  отношениям  можно  отнести негативизм  (своеобразная  форма  межличностных  отношений, проявляющаяся вне мотивированном,   отрицательном    поведении, противоположном    требованиям   и    ожиданиям),     неприязнь  к другим (негативное отношение к людям, которое может проявляться  в дискриминации, расизме и т.д.), ненависть  (стойкая  форма межличностных отношений,   проявляющаяся  в  активном  негативном чувстве, направленном на   явления,  противоречащие   потребностям личности, убеждениям, ценностям), агрессия (форма межличностных отношений, проявляющаяся в поведении, направленном на нанесении физического или психологического вреда, ущерба людям или на их уничтожение), жестокость (проявление грубого отношения и обращения с другими живыми   существами,   которое   может   сопровождаться причинением им боли и нанесением душевных и телесных повреждений).

Взаимоотношения личности и общества.

Любой человек  —  представитель социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Проблему личности и общества можно рассматривать с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.

Литература всегда проявляла интерес к проблеме  взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Как общество влияет на человека? Способен ли один человек изменить общество? Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества? На эти вопросы и отвечает литература, предметом которой является человек и личность в единстве их мироощущения и  миропонимания.

Значение ключевых слов

Личность — это полноценный, состоявшийся человек со своей собственной сформированной годами системой ценностей, оригинальными привычками, особым образом поведения, манерой общения и другими индивидуальными особенностями.

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.

Общество — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Социальное самоопределение – осознание человеком своей социальной природы, своего места в обществе. В широком смысле  — процесс и результат формирования социального самосознания личности, совокупности философских, политических, правовых, этических и эстетических идей и представлений, обусловленных данным историческим этапом развития общества. Социальное самоопределение индивида составляет необходимую основу успешной ориентации в социальной реальности, гармоничного сочетания его жизненных целей с общественными потребностями.

Взаимодействие  это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.

Межличностный конфликт  открытое противостояние на основе завязавшихся противоречий, которые выступают в виде противоречивых целей, противоположных интересов, взаимоисключающих в каких-то определенных обстоятельствах ситуации, обнаруживается исключительно во взаимодействии, происходящем между двумя индивидами и более. В межличностном противостоянии субъекты друг другу противодействуют, выясняя собственные взаимоотношения лицом к лицу. Взаимодействуя с социальным окружением субъект, прежде всего, защищает собственные персональные интересы. Это является нормой. Конфликты, возникающие в ходе такого взаимодействия, представляют собой ответное реагирование на преграды к достижению целей.

Список литературы  для аргументации по направлению «Я и другие»

Н. М.Карамзин «Бедная Лиза»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Ф.М.  Достоевский  «Преступление  и  наказание»

А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет»

М.  Горький  «На  дне»

А. Платонов «Юшка»

В.Г. Распутин «Живи и помни»

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

М. А. Булгаков Мастер и Маргарита»

А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Б. Васильев «Летят мои кони»

В.  Железников  «Чучело»

В. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Уильям Голдинг «Повелитель мух»

Энтони Берджесс «Заводной апельсин»

РэйБрэдбери  «451  градус  по  Фаренгейту»

Аргументы для итогового сочинения по направлению «Я и другие»

А.С. Пушкин  «Евгений Онегин»

Как общество влияет на человека? Оно прививает личности определенные ценности, черты характера и особенности поведения. Этот процесс проиллюстрировал А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Главный герой вращался в высшем свете столицы, получил стандартное для дворян воспитание, поэтому усвоил специфичные нормы обращения с людьми и извращенное понимание морали. Он пресытился любовью, не верил в дружбу и ставил мнение презираемых им людей выше своего собственного. Именно по этой причине он предпочел дуэль сЛенским извинениям, хотя сам хотел признать вину и избежать схватки. Но страх перед тем, что его признают трусом, направил его на ложный путь. В результате Евгений убил человека и стал изгнанником с вечным чувством вины, зато его не посчитали малодушным едва знакомые люди, которых он не уважал. Общество сделало Онегина марионеткой, которая покорно шла у него на поводу, потеряв индивидуальность и волю.

М. Горький «Старуха Изергиль»

Почему между личностью и обществом возникают конфликты? Причина в том, что есть люди, которые не могут органично встроиться в свою социальную реальность. Они нарушают законы общей жизни, как, например, герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Ларра. Он был высокомерен и считал, что все вокруг принадлежит ему по праву силы и превосходства. Сын орла и земной женщины получил от девушки отказ, но не смирился с ним, а убил ее. За это люди решили наказать его страшной карой — изгнанием. Они не захотели делить кров и пищу с убийцей, который поставил свои потребности выше морали и естественного права человека на жизнь. Ларра не смог освоиться среди соплеменников и попрал их законы, поэтому у него возник конфликт с обществом.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Может ли один человек изменить общество? Многие авторы полагают, что нет. Например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» доказал, что один человек, как бы его не возвышала народная стихия, не может менять историю или управлять ее процессами. Он не в силах влиять на общество, даже если носит на голове корону. В качестве примера он рассмотрел выдающуюся личность Наполеона. При всей своей власти он не смог предотвратить моральное разложение французской армии, которая пришла в Москву и превратилась в горстку мародеров. Как только солдаты увидели брошенное богатство, они начали грабить и копить его. Их уже не интересовала цель прибытия. Какие бы меры ни принимались «наверху», рядовые бойцы и офицеры предавались пьянству, разврату и стали жертвой своей жадности. Когда пришло время уходить , армия развалилась, потому что каждый вез награбленное. Если даже «великий человек» Наполеон не смог изменить своих солдат, то как может кто-либо другой тешить себя иллюзиями, что у него это получится?

М. А. Шолохов «Тихий Дон»

В. Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». Его утверждение не вызывает сомнений, ведь именно окружение формирует нормы поведения, морали, этики, которые образуют мировоззрение личности. Это доказал М. Шолохов в романе «Тихий Дон». Главный герой родился обычным казаком: пахал землю, удил рыбу, охотился, проходил военную службу, имел надел земли и избу. Однако судьба привела его на войну и свела с необычным окружением. Прибыв в московский госпиталь после ранения, Григорий познакомился с бойцом по фамилии Гаранжа, который помог ему осознать нелепость и преступность Первой Мировой войны. Все увиденные Мелеховым картины и умные речи язвительного товарища сплелись воедино и изменили мнение героя о военной службе и власти в стране. Если до войны Григорий не задумывался о правомерности решений правительства и свою бедность принимал как должное, то после демобилизации начал мыслить по-другому. Он стал разделять убеждения «красных» и стремиться к социальной справедливости. Несмотря на казачье происхождение, которое было ближе к ментальности Белого движения, Мелехов сделал выбор в пользу того, что открыло ему новое окружение. Именно оно и сформировало его мировоззрение.

И.С. Тургенев «Бирюк»

Можно ли жить без общения с людьми? Конечно же, нет. Даже те, кого принято называть «нелюдимыми», не могут отказаться от социальных контактов, потому что они составляют часть нас самих. Так, герой рассказа Тургенева «Бирюк» прослыл дикарем и жестоким лесным сторожем. Из-за его рвения к работе никто в деревне не любил и не понимал его. Принципиальный лесник запрещал рубить деревья и не уступал даже за деньги. Общение с ним ни у кого не складывалось. Однако рассказчик при встрече с Бирюком не заметил враждебности и нежелания общаться. Лесник охотно проводил его в свою избу и познакомил с детьми. Более того, он даже отпустил вора леса, когда услышал его историю о бедности в семье и отсутствии выбора. Значит, даже если нам кажется, что человек может прожить без социальных контактов, это не так: все мы нуждаемся в общении и удовлетворяем эту нужду в той или иной мере.

Итоговое декабрьское сочинение по литературе: примеры сочинений по всем направлениям для 11 класса.

НАПРАВЛЕНИЯ 2021-2022 ГОДА

Примеры сочинений по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»:

1 Путешествовать – значит развиваться
2 Что значит «идти своей дорогой»?
3 Что заставляет нас выбирать ту или иную дорогу?
4 Для чего человеку нужны путешествия?
5 Почему человек всегда стремится вернуться домой?

Примеры сочинений по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»:

1 С какими вызовами сталкивается человек 21 века?
2 Чем опасны технологии в руках безнравственных людей?
3 Как технологии меняют жизнь человека?
4 Что значит «быть цивилизованным человеком»?
5 «Прогресс — закон природы» (Вольтер)
6 Как технологии меняют общество?

Примеры сочинений по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»:

1 Всегда ли за преступлением следует наказание?
2 Какого человека можно назвать опасным для общества?
3 Почему люди совершают преступления?
4 Может ли раскаяние помочь человеку встать на путь исправления?

Примеры сочинений по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»:

1 Какую роль играет искусство в жизни человека?
2 С каким героем произведения вы себя ассоциируете?
3 Книга, которая изменила мою жизнь
4 Какую книгу вы бы прочитали своим детям?
5 Какое произведение вы бы хотели внести в школьную программу по литературе?

Примеры сочинений по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»:

1 Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
2 Может ли общество полностью избавиться от пороков?
3 Кто такой гражданин?
4 Что такое гражданский долг?
5 Каковы истоки социальных пороков?

НАПРАВЛЕНИЯ 2020-2021 ГОДА

Примеры сочинений по направлению ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ:

1 «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»
2 «Каковы источники формирования исторической памяти?»
3 «Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?»
4 «Культура – это память человечества»
5 «Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?»

Примеры сочинений по направлению Я И ДРУГИЕ:

Примеры сочинений по направлению ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН:

1 «Почему люди боятся перемен?»
2 «Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?» (пример 1)
3 «Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?» (пример 2)
4 «В чем причины изменений, происходящих в душе человека?»
5 «Можно ли меняться, оставаясь собой? »

Примеры сочинений по направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ:

1 «Что значит быть самим собой?»(пример 1)
2 «Что значит быть самим собой?» (пример 2)
3 «В чем состоит опасность душевного разлада?»
4 «Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности? »

Примеры сочинений по направлению МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ: ПОРТРЕТ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ:

1 «Может ли классическая литература дать ответы на вопросы, волнующие современного подростка?»
2 «Как формируются нравственные ориентиры современного человека?»
3 «Кого можно назвать героем XXI века? »
4 «Каков он: портрет современного человека?»


НАПРАВЛЕНИЯ 2019-2020 ГОДА

Примеры сочинений по направлению ВОЙНА И МИР

1 «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…»
2 «Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление.»
3 «Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было…»
4 «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
5 «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей»
6 «Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть»
7 «Какова роль личности в истории?»
8 «Что объединяет людей в годы войны?»

Другие литературные сочинения по роману «Война и мир»

«Роль народа и личности в истории по роману Толстого «Война и мир»

Примеры сочинений по направлению НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ

1 «Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?»
2 «Какова роль надежды в жизни человека?»
3 «Надежда — лучший врач из всех, какие известны»
4 «Бывают ли надежды напрасными?»
5 «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»
6 «Надежда — это единственное, что нельзя отнять у человека»
7 «К чему может привести отчаяние?»
8 «Отчаяние не есть отрицание надежды. Отчаяние — это отрицание жизни»
9 «Те, кому есть на что надеяться и нечего терять, — самые опасные люди на свете»

Примеры сочинений по направлению ДОБРО И ЗЛО

1 «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые»
2 «Когда Добро бессильно, оно — Зло»
3 «Искусство — одно из средств различения доброго от злого»
4 «Высшая мудрость — различать добро и зло»
5 «Делать добро легче, чем быть добрым «
6 «Что помогает человеку верить в добро? «
7 «Кто не пресекает зло — дает ему свершиться»
8 «Может ли добро существовать без зла?»

Сочинения и анализы на тему: ДОБРО И ЗЛО в разных произведениях:
«Зло в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско?»
Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Добро и зло в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Примеры сочинений по направлению ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ

1 «Гордость без смирения — тщеславие, смирение без гордости — униженность»
2 «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»
3 «Гордость — это положительное или отрицательное чувство?»
4 «Чем отличается гордость от гордыни»
5 «Когда лучше проявить гордость, а когда смирение?»
6 «К чему может привести «непомерная гордыня»?»
7 «В каких ситуациях смирение – отрицательное чувство?»
8 «Можно ли научиться смирению?»

Примеры сочинений по направлению ОН И ОНА

1 Могут ли любящие друг друга люди быть несчастны?
2 Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
3 «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»
4 «Может ли любовь быть эгоистичной?»
5 «Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить»
6 «Может ли любовь изменить человека?»
7 «Как связаны понятия любовь и прощение?»

НАПРАВЛЕНИЯ 2018-2019 ГОДА

Направление «Доброта и жестокость»

Тема сочинения: «Кого можно назвать идеально добрым человеком?»

Направление «Мечта и реальность»

Тема сочинения: «Как связаны между собой мечта и реальность»
Тема сочинения: «Всегда ли мечта становится реальностью?»
Тема сочинения: «Что происходит, когда мечта сталкивается с реальностью?»
Тема сочинения: «Всегда ли достижение мечты приносит человеку счастье?»

Направление «Отцы и дети»

Тема сочинения: «Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка?»
Тема сочинения: «Кого называют «отцами» и «детьми» в науке и искусстве?»
Тема сочинения: «Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?»

Направление «Искусство и ремесло»

Тема сочинения: «Что такое истинное искусство?»
Тема сочинения: «Как отношение к искусству и ремеслу раскрывает внутренний мир человека?»

Направление «Месть и великодушие»

Тема сочинения: «Может ли отмщение принести счастье»

НАПРАВЛЕНИЯ 2017-2018 ГОДА

Направление «Смелость и трусость»

Тема сочинения: «Может ли смелый человек бояться?»

Направление «Цель и средства»

Тема сочинения: «Можно ли утверждать, что цель оправдывает средства»

Направление «Равнодушие и отзывчивость»

Тема сочинения: «Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясенского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?»

НАПРАВЛЕНИЯ 2016-2017 ГОДА

Направление «Разум и чувства»

Тема сочинения: «Должен ли разумный человек жить чувствами?»


  • Пример итогового сочинения 2022 человек путешествующий
  • Пример итогового сочинения 11 класс на тему преступление и наказание
  • Пример итогового сочинения 20221
  • Пример итогового сочинения в 11 классе пишут в декабре
  • Пример итогового сочинения 11 класс 2022