Пример итогового сочинения 11 класс 2022

Итоговое сочинение. приводим новые примеры готовых сочинений, которые пригодятся в подготовке к каждому из направлений итогового сочинения 2021-2022 учебного года.

Итоговое сочинение 2021-2022. Новые примеры итоговых сочиненийИтоговое сочинение. Приводим новые примеры готовых сочинений, которые пригодятся в подготовке к каждому из направлений итогового сочинения 2021-2022 учебного года.


Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Может ли путешествие изменить человека?

Бывают моменты, когда человек хочет сменить обстановку и отправиться в какое-нибудь новое для него место. Люди путешествуют, потому что ищут ярких впечатлений, но иногда вместе с этим изменяется и их мировоззрение. Любой путь так или иначе воздействует на человеческое сознание: появляются интересные идеи, мечты и планы. В большинстве случаев человек понимает, что должен изменить привычный уклад жизни. Именно в дороге мы больше размышляем и глубже погружаемся в свой внутренний мир. На мой взгляд, путешествия и перемены неотделимы друг от друга. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Так, например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.

Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.

Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.

Нельзя не вспомнить мир, созданный известным фантастом Р. Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди практически разучились мыслить самостоятельно. Чтобы ни о чём не думать, они вставляют в уши «радиоприёмники-втулки», смотрят бессмысленные телепередачи, большую часть своего времени проводят перед огромными экранами и стараются быть абсолютно одинаковыми. С теми, кто пытается каким-то образом проявить индивидуальность, расправляется Механический пёс – робот, который помогает искать преступников. В этом обществе нет места для душевного общения и взаимоподдержки: кругозор жителей ограничен, кажется, что они ничего не знают, кроме популярных названий и марок. Эта необразованность в конечном счёте приводит к деградации. Действительно, иногда ускоренное развитие новых технологий становится опасным как для отдельной личности, так и для всего человечества.

Проблема зависимости от новейших технологий волнует и многих современных отечественных писателей. В произведении «Библия в SMS-ках» Ая Эн пишет о подростках, а также взрослых людях, которые не представляет своей жизни без мобильных телефонов. В начале каждой главы мы читаем фрагменты из смс-переписки двух молодых людей на библейские темы. Конечно, герои используют разговорную лексику и стараются как можно сильнее упростить евангельские истории. Казалось бы, между Священным Писанием и короткими сообщениями не может быть ничего общего, однако у девочки Евы, которую грозятся лишить наследства, не остаётся другого выхода. В XXI веке вместе с развитием техники идёт и значительное упрощение человеческого мышления. Люди зачастую перестают читать длинные и сложные тексты и ищут их краткое изложение в интернете. Зависимость от новых технологий делает человека потребителем, привыкающим получать информацию в готовом виде. В книге Аи Эн есть замечательный лозунг – ДСГ, что означает «думай своей головой». К сожалению, технологические новшества могут лишить нас такой способности.

В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Что сильнее: закон или совесть?

Что может быть страшнее для человека угрызений совести? Наверное, нельзя придумать наказания хуже, ведь неслучайно совесть называют «законом законов». Именно она становится для нас главным судьёй, не позволяющим переступать запретную черту. Иногда даже наказание, предусмотренное законом, не может исправить преступника, если он лишён способности испытывать чувство стыда. Напротив, голос совести побуждает человека к раскаянию и внутреннему изменению. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Совесть может мучить человека, даже если он лишь отчасти виноват в произошедшей трагедии. Так, например, главный герой сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст обвиняет себя в смерти крестьянки Лизы. Он действительно полюбил эту девушку, но не мог жениться на ней, потому что это означало бы бросить вызов светскому обществу. К тому же юноша хотел поправить своё материальное положение и ради этого женился на нелюбимой женщине. Эраст даже не подозревал, какими серьёзными могут быть последствия, он не подумал о чувствах Лизы, которая не смогла пережить предательство возлюбленного. До конца своих дней герой считает себя преступником, по вине которого пострадала бедная девушка. Эти угрызения

совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.

Несомненно, совесть всегда оказывается сильнее закона, потому что её голосу невозможно сопротивляться. Так, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, опасаясь потерять свой авторитет, несправедливо обвиняет человека и обрекает его на смерть. Именно поэтому Иешуа Га-Ноцри отмечает, что трусость – это самый главный человеческий порок. Прокуратор боялся, что его заступничество за философа вызовет подозрение у других людей: слишком смелыми были рассуждения Иешуа о власти. Однако в глубине души Понтий Пилат понимал, что перед ним уникальный человек – единственный, кто способен исцелить его душевные раны. Самое тяжёлое наказание для прокуратора – муки совести. Он осознаёт, что предал не только философа Га-Ноцри, но и самого себя, поэтому окончательно потерял надежду на нравственное воскресение.

Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» музыка играет важную роль в судьбе главных героев. Николай Ростов, проигравший товарищу Долохову достаточно крупную сумму, чувствовал себя подавленным и разбитым. Ему пришлось очень грубо и развязно поговорить со своим отцом, и в глубине души молодой человек злился на самого себя. В эту тяжёлую для героя минуту его сестра Наташа Ростова играла на фортепиано и пела, не думая ни о каких мелочах и просто наслаждаясь мгновением. Заворожённый музыкой, Николай Ростов невольно задумывается о том, как низменны его проблемы в сравнении с искусством. Жизнь, в которой есть музыка, прекрасна, а всё остальное значительно уступает духовным ценностям. Стоит ли лишать себя этой замечательной возможности жить и дышать из-за каких-то временных трудностей и неудач? Николаю кажется, что именно в эту минуту он по-настоящему счастлив: музыка заглушает его душевную боль и дарует ему утешение.

Музыка способна кардинальным образом изменить жизнь человека. Заглавный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» изначально даже не собирался вставать с дивана

и снимать домашний халат, потому что не видел смысла в насыщенном событиями существовании. Однако встреча с Ольгой Ильинской оказывает значительное влияние на героя, у которого появляется желание меняться в лучшую сторону. Примечательно, что чувство влюблённости поселяется в душе Обломова после прослушивания любимого музыкального произведения «Casta diva», исполненного новой знакомой. От звуков этой мелодии и голоса Ольги на лице героя сияет «заря пробуждённого», он сказал девушке, что глубоко почувствовал любовь, переданную через музыку. В этот момент лень и апатия отступают, уходят на второй план, жизнь Обломова преображается, его душа устремляется к счастью.

Действительно, без музыки жизнь становится бледной и пустой. М. Лютер, например, называл этот вид искусства «лучшим утешением для опечаленного человека». Безусловно, в тяжёлое для нас время музыка, вызывая определённые эмоции, помогает прислушаться к себе и наделяет особенной энергией, не позволяющей падать духом ни при каких обстоятельствах.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.

Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой отказывается жить по правилам фамусовского общества. Он не может принять царящее вокруг лицемерие, чинопочитание и зависимость от общественного мнения. Чацкий отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Действительно, он не собирается становиться таким же, как представители «века минувшего», их подобострастие вызывает у героя отвращение. Он чувствует себя чужим среди людей, которые обесценивают образование и духовные ценности. Именно поэтому герою не находится места в фамусовской Москве, его называют сумасшедшим. Чацкий считает, что пороки этого общества необходимо искоренить, но в пьесе у него нет ни одного единомышленника, не считая внесценических персонажей. Герою приходится отказаться от прежних планов и надежд на семейное счастье, чтобы сохранить свою индивидуальность.

В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина также пытается протестовать против патриархальных порядков. В городе Калинове нет места науке, образованию и прогрессу, семьи продолжают жить по «Домострою», а младшее поколение должно неукоснительно соблюдать все требования старших. Самые авторитетные люди города – Дикой и Кабаниха – самодуры и тираны, живущие в замкнутом мире своих ограниченных консервативных убеждений. Катерина же – неординарная натура, которая видит смысл жизни в искренней любви и свободе. Девушка отказывается жить по установленным правилам, но так же, как и Чацкий, не находит смелых единомышленников. Бросая вызов обществу, героиня совершает самоубийство, однако протест одиночки заставил её мужа Кабанова задуматься о собственном угнетённом положении. Это значит, что в дальнейшем в Калинове произойдут важные изменения, и толчком к этому стал поступок Катерины.

В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.

Вам будет интересно:

Итоговое сочинение 2021-2022. Примеры итоговых сочинений


* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР

Поделиться:

Итоговое декабрьское сочинение по литературе: примеры сочинений по всем направлениям для 11 класса.

НАПРАВЛЕНИЯ 2021-2022 ГОДА

Примеры сочинений по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»:

1 Путешествовать – значит развиваться
2 Что значит «идти своей дорогой»?
3 Что заставляет нас выбирать ту или иную дорогу?
4 Для чего человеку нужны путешествия?
5 Почему человек всегда стремится вернуться домой?

Примеры сочинений по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»:

1 С какими вызовами сталкивается человек 21 века?
2 Чем опасны технологии в руках безнравственных людей?
3 Как технологии меняют жизнь человека?
4 Что значит «быть цивилизованным человеком»?
5 «Прогресс — закон природы» (Вольтер)
6 Как технологии меняют общество?

Примеры сочинений по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»:

1 Всегда ли за преступлением следует наказание?
2 Какого человека можно назвать опасным для общества?
3 Почему люди совершают преступления?
4 Может ли раскаяние помочь человеку встать на путь исправления?

Примеры сочинений по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»:

1 Какую роль играет искусство в жизни человека?
2 С каким героем произведения вы себя ассоциируете?
3 Книга, которая изменила мою жизнь
4 Какую книгу вы бы прочитали своим детям?
5 Какое произведение вы бы хотели внести в школьную программу по литературе?

Примеры сочинений по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»:

1 Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
2 Может ли общество полностью избавиться от пороков?
3 Кто такой гражданин?
4 Что такое гражданский долг?
5 Каковы истоки социальных пороков?

НАПРАВЛЕНИЯ 2020-2021 ГОДА

Примеры сочинений по направлению ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ:

1 «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»
2 «Каковы источники формирования исторической памяти?»
3 «Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?»
4 «Культура – это память человечества»
5 «Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?»

Примеры сочинений по направлению Я И ДРУГИЕ:

Примеры сочинений по направлению ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН:

1 «Почему люди боятся перемен?»
2 «Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?» (пример 1)
3 «Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?» (пример 2)
4 «В чем причины изменений, происходящих в душе человека?»
5 «Можно ли меняться, оставаясь собой? »

Примеры сочинений по направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ:

1 «Что значит быть самим собой?»(пример 1)
2 «Что значит быть самим собой?» (пример 2)
3 «В чем состоит опасность душевного разлада?»
4 «Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности? »

Примеры сочинений по направлению МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ: ПОРТРЕТ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ:

1 «Может ли классическая литература дать ответы на вопросы, волнующие современного подростка?»
2 «Как формируются нравственные ориентиры современного человека?»
3 «Кого можно назвать героем XXI века? »
4 «Каков он: портрет современного человека?»


НАПРАВЛЕНИЯ 2019-2020 ГОДА

Примеры сочинений по направлению ВОЙНА И МИР

1 «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…»
2 «Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление.»
3 «Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было…»
4 «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
5 «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей»
6 «Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть»
7 «Какова роль личности в истории?»
8 «Что объединяет людей в годы войны?»

Другие литературные сочинения по роману «Война и мир»

«Роль народа и личности в истории по роману Толстого «Война и мир»

Примеры сочинений по направлению НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ

1 «Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?»
2 «Какова роль надежды в жизни человека?»
3 «Надежда — лучший врач из всех, какие известны»
4 «Бывают ли надежды напрасными?»
5 «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»
6 «Надежда — это единственное, что нельзя отнять у человека»
7 «К чему может привести отчаяние?»
8 «Отчаяние не есть отрицание надежды. Отчаяние — это отрицание жизни»
9 «Те, кому есть на что надеяться и нечего терять, — самые опасные люди на свете»

Примеры сочинений по направлению ДОБРО И ЗЛО

1 «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые»
2 «Когда Добро бессильно, оно — Зло»
3 «Искусство — одно из средств различения доброго от злого»
4 «Высшая мудрость — различать добро и зло»
5 «Делать добро легче, чем быть добрым «
6 «Что помогает человеку верить в добро? «
7 «Кто не пресекает зло — дает ему свершиться»
8 «Может ли добро существовать без зла?»

Сочинения и анализы на тему: ДОБРО И ЗЛО в разных произведениях:
«Зло в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско?»
Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Добро и зло в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Примеры сочинений по направлению ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ

1 «Гордость без смирения — тщеславие, смирение без гордости — униженность»
2 «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»
3 «Гордость — это положительное или отрицательное чувство?»
4 «Чем отличается гордость от гордыни»
5 «Когда лучше проявить гордость, а когда смирение?»
6 «К чему может привести «непомерная гордыня»?»
7 «В каких ситуациях смирение – отрицательное чувство?»
8 «Можно ли научиться смирению?»

Примеры сочинений по направлению ОН И ОНА

1 Могут ли любящие друг друга люди быть несчастны?
2 Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
3 «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»
4 «Может ли любовь быть эгоистичной?»
5 «Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить»
6 «Может ли любовь изменить человека?»
7 «Как связаны понятия любовь и прощение?»

НАПРАВЛЕНИЯ 2018-2019 ГОДА

Направление «Доброта и жестокость»

Тема сочинения: «Кого можно назвать идеально добрым человеком?»

Направление «Мечта и реальность»

Тема сочинения: «Как связаны между собой мечта и реальность»
Тема сочинения: «Всегда ли мечта становится реальностью?»
Тема сочинения: «Что происходит, когда мечта сталкивается с реальностью?»
Тема сочинения: «Всегда ли достижение мечты приносит человеку счастье?»

Направление «Отцы и дети»

Тема сочинения: «Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка?»
Тема сочинения: «Кого называют «отцами» и «детьми» в науке и искусстве?»
Тема сочинения: «Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?»

Направление «Искусство и ремесло»

Тема сочинения: «Что такое истинное искусство?»
Тема сочинения: «Как отношение к искусству и ремеслу раскрывает внутренний мир человека?»

Направление «Месть и великодушие»

Тема сочинения: «Может ли отмщение принести счастье»

НАПРАВЛЕНИЯ 2017-2018 ГОДА

Направление «Смелость и трусость»

Тема сочинения: «Может ли смелый человек бояться?»

Направление «Цель и средства»

Тема сочинения: «Можно ли утверждать, что цель оправдывает средства»

Направление «Равнодушие и отзывчивость»

Тема сочинения: «Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясенского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?»

НАПРАВЛЕНИЯ 2016-2017 ГОДА

Направление «Разум и чувства»

Тема сочинения: «Должен ли разумный человек жить чувствами?»


ПОДЕЛИТЬСЯ

Готовое итоговое сочинение 2021-2022 по литературе по каждому направлению для допуска к ЕГЭ 2022 года. 

Можете ещё посмотреть: 5 готовых итоговых сочинений 2021-2022, примерные темы итогового сочинения

Итоговое сочинение на тему может ли путешествие изменить человека?

Может ли путешествие изменить человека? Бывают моменты, когда человек хочет сменить обстановку и отправиться в какое-нибудь новое для него место. Люди путешествуют, потому что ищут ярких впечатлений, но иногда вместе с этим изменяется и их мировоззрение. Любой путь так или иначе воздействует на человеческое сознание: появляются интересные идеи, мечты и планы. В большинстве случаев человек понимает, что должен изменить привычный уклад жизни. Именно в дороге мы больше размышляем и глубже погружаемся в свой внутренний мир. На мой взгляд, путешествия и перемены неотделимы друг от друга. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Так, например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.

Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.

Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.

Итоговое сочинение на тему можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.

Нельзя не вспомнить мир, созданный известным фантастом Р. Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди практически разучились мыслить самостоятельно. Чтобы ни о чём не думать, они вставляют в уши «радиоприёмники-втулки», смотрят бессмысленные телепередачи, большую часть своего времени проводят перед огромными экранами и стараются быть абсолютно одинаковыми. С теми, кто пытается каким-то образом проявить индивидуальность, расправляется Механический пёс – робот, который помогает искать преступников. В этом обществе нет места для душевного общения и взаимоподдержки: кругозор жителей ограничен, кажется, что они ничего не знают, кроме популярных названий и марок. Эта необразованность в конечном счёте приводит к деградации. Действительно, иногда ускоренное развитие новых технологий становится опасным как для отдельной личности, так и для всего человечества.

Проблема зависимости от новейших технологий волнует и многих современных отечественных писателей. В произведении «Библия в SMS-ках» Ая Эн пишет о подростках, а также взрослых людях, которые не представляет своей жизни без мобильных телефонов. В начале каждой главы мы читаем фрагменты из смс-переписки двух молодых людей на библейские темы. Конечно, герои используют разговорную лексику и стараются как можно сильнее упростить евангельские истории. Казалось бы, между Священным Писанием и короткими сообщениями не может быть ничего общего, однако у девочки Евы, которую грозятся лишить наследства, не остаётся другого выхода. В XXI веке вместе с развитием техники идёт и значительное упрощение человеческого мышления. Люди зачастую перестают читать длинные и сложные тексты и ищут их краткое изложение в интернете. Зависимость от новых технологий делает человека потребителем, привыкающим получать информацию в готовом виде. В книге Аи Эн есть замечательный лозунг – ДСГ, что означает «думай своей головой». К сожалению, технологические новшества могут лишить нас такой способности.

В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.

Итоговое сочинение на тему что сильнее: закон или совесть?

Что может быть страшнее для человека угрызений совести? Наверное, нельзя придумать наказания хуже, ведь неслучайно совесть называют «законом законов». Именно она становится для нас главным судьёй, не позволяющим переступать запретную черту. Иногда даже наказание, предусмотренное законом, не может исправить преступника, если он лишён способности испытывать чувство стыда. Напротив, голос совести побуждает человека к раскаянию и внутреннему изменению. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Совесть может мучить человека, даже если он лишь отчасти виноват в произошедшей трагедии. Так, например, главный герой сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст обвиняет себя в смерти крестьянки Лизы. Он действительно полюбил эту девушку, но не мог жениться на ней, потому что это означало бы бросить вызов светскому обществу. К тому же юноша хотел поправить своё материальное положение и ради этого женился на нелюбимой женщине. Эраст даже не подозревал, какими серьёзными могут быть последствия, он не подумал о чувствах Лизы, которая не смогла пережить предательство возлюбленного. До конца своих дней герой считает себя преступником, по вине которого пострадала бедная девушка. Эти угрызения совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.

Несомненно, совесть всегда оказывается сильнее закона, потому что её голосу невозможно сопротивляться. Так, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, опасаясь потерять свой авторитет, несправедливо обвиняет человека и обрекает его на смерть. Именно поэтому Иешуа Га-Ноцри отмечает, что трусость – это самый главный человеческий порок. Прокуратор боялся, что его заступничество за философа вызовет подозрение у других людей: слишком смелыми были рассуждения Иешуа о власти. Однако в глубине души Понтий Пилат понимал, что перед ним уникальный человек – единственный, кто способен исцелить его душевные раны. Самое тяжёлое наказание для прокуратора – муки совести. Он осознаёт, что предал не только философа Га-Ноцри, но и самого себя, поэтому окончательно потерял надежду на нравственное воскресение.

Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.

Итоговое сочинение как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» музыка играет важную роль в судьбе главных героев. Николай Ростов, проигравший товарищу Долохову достаточно крупную сумму, чувствовал себя подавленным и разбитым. Ему пришлось очень грубо и развязно поговорить со своим отцом, и в глубине души молодой человек злился на самого себя. В эту тяжёлую для героя минуту его сестра Наташа Ростова играла на фортепиано и пела, не думая ни о каких мелочах и просто наслаждаясь мгновением. Заворожённый музыкой, Николай Ростов невольно задумывается о том, как низменны его проблемы в сравнении с искусством. Жизнь, в которой есть музыка, прекрасна, а всё остальное значительно уступает духовным ценностям. Стоит ли лишать себя этой замечательной возможности жить и дышать из-за каких-то временных трудностей и неудач? Николаю кажется, что именно в эту минуту он по-настоящему счастлив: музыка заглушает его душевную боль и дарует ему утешение.

Музыка способна кардинальным образом изменить жизнь человека. Заглавный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» изначально даже не собирался вставать с дивана и снимать домашний халат, потому что не видел смысла в насыщенном событиями существовании. Однако встреча с Ольгой Ильинской оказывает значительное влияние на героя, у которого появляется желание меняться в лучшую сторону. Примечательно, что чувство влюблённости поселяется в душе Обломова после прослушивания любимого музыкального произведения «Casta diva», исполненного новой знакомой. От звуков этой мелодии и голоса Ольги на лице героя сияет «заря пробуждённого», он сказал девушке, что глубоко почувствовал любовь, переданную через музыку. В этот момент лень и апатия отступают, уходят на второй план, жизнь Обломова преображается, его душа устремляется к счастью.

Действительно, без музыки жизнь становится бледной и пустой. М. Лютер, например, называл этот вид искусства «лучшим утешением для опечаленного человека». Безусловно, в тяжёлое для нас время музыка, вызывая определённые эмоции, помогает прислушаться к себе и наделяет особенной энергией, не позволяющей падать духом ни при каких обстоятельствах.

Итоговое сочинение как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.

Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой отказывается жить по правилам фамусовского общества. Он не может принять царящее вокруг лицемерие, чинопочитание и зависимость от общественного мнения. Чацкий отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Действительно, он не собирается становиться таким же, как представители «века минувшего», их подобострастие вызывает у героя отвращение. Он чувствует себя чужим среди людей, которые обесценивают образование и духовные ценности. Именно поэтому герою не находится места в фамусовской Москве, его называют сумасшедшим. Чацкий считает, что пороки этого общества необходимо искоренить, но в пьесе у него нет ни одного единомышленника, не считая внесценических персонажей. Герою приходится отказаться от прежних планов и надежд на семейное счастье, чтобы сохранить свою индивидуальность.

В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина также пытается протестовать против патриархальных порядков. В городе Калинове нет места науке, образованию и прогрессу, семьи продолжают жить по «Домострою», а младшее поколение должно неукоснительно соблюдать все требования старших. Самые авторитетные люди города – Дикой и Кабаниха – самодуры и тираны, живущие в замкнутом мире своих ограниченных консервативных убеждений. Катерина же – неординарная натура, которая видит смысл жизни в искренней любви и свободе. Девушка отказывается жить по установленным правилам, но так же, как и Чацкий, не находит смелых единомышленников. Бросая вызов обществу, героиня совершает самоубийство, однако протест одиночки заставил её мужа Кабанова задуматься о собственном угнетённом положении. Это значит, что в дальнейшем в Калинове произойдут важные изменения, и толчком к этому стал поступок Катерины.

В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.

В конце календарного года самое время подвести итоги: сделать выводы из прожитого, подсчитать нажитое и запланировать то, что будет прожито и нажито в следующем году. Выпускник же — сверхчеловек, это всем известно. Он подводит учителя и все будущие поколения людей, подводит мысль к аргументу или заключению, вспоминает про подводы Наташи Ростовой, а уж от итогов камня на камне не оставляет. Ненавидя елки у «Пятерочек», первый снег и морозное утро, выпускник готовится к итоговому сочинению в попытках взять допуск к ЕГЭ силой… ума и эрудиции. Но мы-то знаем, что итоговое сочинение — азартная игра в экзамен, где достаточно просто знать правила. Как перевернуть эту игру так, чтобы быть сверху? Прочитай. Напиши. Выиграй!

Как и когда проходит?

Священный долг выпускника — получить допуск к Единому и Ужасному. Каждый год, в первую среду декабря, мы с друзьями ходим… на Итоговое сочинение. Суть проста: нужно написать эссе (более 350 слов — рекомендованный объем), состоящее из вступления, двух аргументов из литературы и заключения (всего 4 абзаца). В 2021-2022 году даты итогового сочинения таковы:

  1. 1 декабря — основная дата;
  2. 2 февраля — запасная дата;
  3. 4 мая — запасная дата (могут перенести из-за праздников);

итоговое сочинение

Резервные даты итогового сочинения нужны для тех, кто…

  1. Не явился по уважительной причине;
  2. Не дописал работу по уважительной причине (например, упал в обморок от нервов);
  3. Не получил зачет.

warning! На заполнение сопроводительной макулатуры (серия и номер паспорта, ФИО и т.д.) должно быть отведено дополнительное время. Ваши без пяти минут четыре часа отведены только на написание эссе. В случае нарушения этого правила Вы можете подать жалобу.

В качестве альтернативы для людей с ограниченными возможностями представлена другая форма экзамена — итоговое изложение (норматив — 250 слов). На него выделяют на 1,5 часа больше, также организаторы предусматривают перерывы на перекус и другие надобности.

За сочинение юный автор получает либо «Зачет», что означает наличие допуска к экзаменам, либо «Незачет», что означает пересдачу. В любом случае у Вас есть еще два шанса, и статистика показывает, что все с грехом пополам получают заветный допуск. Подход к проведению ИС не такой уж жесткий, если сравнивать с ЕГЭ, так что удача улыбнется рано или поздно. Но на одну фортуну лучше не рассчитывать и писать на максимум баллов. Да-да, куда же без них? Баллы помогают (или мешают) гуманитариям поступить в вуз, так как засчитываются в числе общего количества по ЕГЭ и творческому конкурсу (если такой есть). В некоторых университетах жюри даже смотрят и оценивают Вашу работу по-своему.

Кстати, посмотрите новые способы, как добавить баллы к ЕГЭ.

Порядок написания

Итоговое сочинение проходит в Вашей школе. На экзамене события будут развиваться следующим образом:

  1. Участников сажают в порядке шахматных клеток;
  2. Организаторы зачитывают приговор и правила его исполнения, говорят о времени экзекуции и порядке обжалования ее результатов;
  3. Выпускники занимаются заполнением бланков регистрации, переписывая содержимое паспорта, а учителя все это проверяют;
  4. Вам выдают пять тем: по одной из каждого направления итогового сочинения. Вы можете выбрать любую из пяти тем, никто не может заставить Вас писать по какой-то определенной теме из списка;
  5. Преподаватели отсчитывают время начала и окончания мероприятия. На доске выводятся точные даты;
  6. Ученики начинают писать итоговое сочинение на выбранную тему. В процессе каждый автор может попросить дополнительные бланки или черновики — все это должен выдавать организатор, так как свои черновики принести никто не даст;
  7. За 30 минут до окончания экзекуции наблюдатели бьют тревогу и напоминают нам о быстротечности земного времени;
  8. Выпускники сдаются, но не теряют надежду на успех.

Правила

Правила проведения итогового сочинения знакомы всем, кто уже сдавал хоть какой-то экзамен. Понятно, что совсем нельзя или категорически запрещается…

  1. Форсить инфу в интернете;
  2. Обнародовать шпаргалки или гаджеты в кабинете;
  3. Вести ученые беседы с товарищами по несчастью;
  4. Производить громкие звуки и отвлекать соседей;
  5. Ждать «еще пять минут», если все отпущенное время вышло.

Списывать нельзя под страхом изгнания из класса. Однако еще до экзамена Многомудрый Литрекон советует Вам ознакомиться с аргументами, примерами сочинений и другими материалами для подготовки к итоговому сочинению, которые появляются ежедневно в нашем сообществе в соц.сети «ВК». Шпаргалки всегда нужно готовить, ведь во время их производства человек запоминает все, что записывал и сохранял, чтобы никогда не воспользоваться. Это подтвердит любой педагог и гусар: нет ничего эффективнее шпор, когда речь заходит о жизни и смерти, разговоре с собой и времени перемен…

Новые направления 2021-2022

Ох уж эти новые направления итогового сочинения 2021-2022 года! В стародавние времена, когда землю топтали представители древних цивилизаций, направления были простыми и понятными. Каждое из них представляло собой два антонима из этики, морали, философии или психологии. Поэтому всем Вангам было легко предугадать темы и готовиться по ним. Но в этом году нас здорово прижали: формулировки стали донельзя абстрактными и обтекаемыми. В их рамках можно поднять какую-угодно тему. Однако Многомудрый Литрекон все же выявил основные закономерности и основы новых направлений и уже снабдил их аргументами из русской и зарубежной литературы, на которые ведут ссылки:

  1. «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  2. «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
  3. «Преступление и Наказание — вечная тема»
  4. «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
  5. «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Комментарии от ФИПИ и советы по раскрытию и подбору тем Вы найдете в данной статье.

Темы итогового сочинения 2020-2021

Согласно предначертанию мудрецов, темы для каждого региона появляются в сети за 15 минут до экзамена по местному времени. Все, что Вам обещают раньше и за деньги, относится к мифологии современного человека. Не стоит приобретать сомнительные ответы и ждать чуда, его не произойдет. Все многочисленные и неистребимые подделки предыдущих лет это доказали.

Однако многие темы, как и в предыдущие годы, Многомудрый Литрекон сможет угадать. Вот подборка таких тем на этот год. Чтобы быть готовым ко всем проявлениям фантазии экзаменаторов, нужно обратить свой взор на наши итоговые сочинения, которые выходят ежедневно. Более того, как только реальные темы выходят, наши авторы пишут их одновременно с выпускниками и выкладывают в свободном доступе, чтобы ученики, которым предстоит вернуться в феврале за своим допуском, могли спокойно готовиться по ним, как и их молодая смена. Все сочинения появляются и в нашем паблике. Многомудрый Литрекон не рекомендует нарушать правила ИС. Все материалы он предоставляет исключительно для подготовки к экзамену. В наше время репетиторы по карману не всем, и любая безвозмездная помощь будет кстати.

Примерные

Примерные темы можно предугадать, используя комментарии к направлениям и собственный интеллектуальный потенциал. Подборка наиболее вероятных тем итогового сочинения уже в открытом доступе. На нашем параде тезисов Вы увидите тех, кому, возможно, посчастливится занять место в списке реальных тем ИС. Эти тезисы помогут Вам успешно приготовиться к решающей схватке с финальным боссом.

Вы думаете, это все? Ошибаетесь, каждый день на «Литреконе» выходят новые работы, так что добавляйте его в закладки, он не подведет.

Реальные

Пока реальные темы итогового сочинения таковыми не стали: они еще не покинули сознания того, кто их обычно формулирует. Возможно, именно сейчас мысли спариваются в его голове и рождают новое семя — список реальных тем. Все, что мы можем сделать, собраться вместе в нашем паблике и ждать, пока до нас снизойдет истина. Уже несколько лет мы публикуем ее одними из первых и первыми среди равных.

warning! Не приобретайте темы и ответы! Многолетняя практика работы в этой сфере убеждает нас, что настоящих нет, зато каждый год появляются мошенники, которым удается обмануть сотни доверчивых выпускников. Не дайте шулерам переиграть себя в попытке смухлевать самостоятельно! Честная подготовка к итоговому сочинению дает отличный результат даже тем, кто не прочитал до корки ни одной книги. Это как с ЕГЭ: Вы можете быть очень умным, но получить меньше баллов, чем сосед по парте, который просто вызубрил клише, шаблоны и определения, чтобы забыть их на следующий день.  

Подготовка к ИС

Как подготовиться к итоговому сочинению? Многие ребята машут руками, головами, свитшотами и спешат заверить, что эссе — это «изи». Написать его можно с одного маху, не готовясь и не заморачиваясь. Однако такой подход сгубил уже не одну и не две умных головы. Надеясь на свой феноменальный талант и мощный интеллект, выпускники пишут не по критериям и не по плану. В результате Вы вязнете в болоте собственных мыслей и не раскрываете тему. Потерять баллы в погоне за допуском очень легко: микровывод забыл – минус балл, Федора Михайловича Ивановичем назвал – баланс и вовсе стал отрицательным. Так что вступайте в наше сообщество и готовьтесь постепенно. У нас Вы найдете банк аргументов, примеры эссе и последние новости об ИС. Одной этой статьи, конечно, не хватит для достижения нирваны сданного экзамена, но если Вы будете ежедневно читать хотя бы одно-два сочинения или же подборку аргументов, Вас точно ждет атараксия — высший идеал мудреца.

Итак, вот план подготовки от Многомудрого Литрекона:

  1. Выберите для себя три наиболее понятных и близких направления и сконцентрируетесь на подготовке по ним. Это позволит сэкономить время и сделать подготовку более глубокой.
  2. Найдите три (или пять, если Вы можете похвастаться хорошей памятью) больших произведения, где будут аргументы по всем выбранным направлениям. Лучше всего прочитать или прослушать их целиком, чтобы знать все детали, имена, явки и пароли. Но в случае нехватки времени или интереса возьмите наши максимально достоверные краткие пересказы, на которые ведут ссылки. Например, в этом году на высоте будут: «Война и мир», «Анна Каренина», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита». В этих книгах в любом случае будет нужный аргумент. Чтобы сократить время на подбор примеров, используйте наши подборки аргументов из конкретных произведений. Лучше всего тренироваться писать эссе, используя выбранные книги в качестве материалов для аргументов.
  3. Заранее сделайте заготовки шаблонов вступления и заключения. Это поможет Вам не тратить время и силы на изобретение колеса. Запомните вводные конструкции и слова, образцы логических мостиков и других частей эссе. Применяйте их в каждой своей работе.
  4. При написании всегда следите за тем, чтобы каждое ваше предложение служило раскрытию определенной темы. Вы пишете только о ней! Во вступлении должен быть тезис (зарерайтите формулировку темы), который подкрепляют Ваши аргументы. Если тема «Как найти смысл жизни», не надо писать о том, что это такое лично для Вас. Не уходите от поставленной задачи, иначе заблудитесь в собственной мысли.
  5. Выпишите топ-10 (20, 30 или 100) своих ошибок и проверяйте каждое новое эссе сами, высматривая врагов и уничтожая их. Самоанализ гораздо эффективнее зубрежки.
  6. Каждый день просматривайте новые работы Многомудрого Литрекона. Их готовят для Вас обладатели высшего образования. Их опыт поможет Вам открыть в себе литератора.

Как написать

Правила оформления итогового сочинения просты:

  • Сочинение проверяется только в том случае, если оно больше 250 слов. Рекомендованный объем текста — от 350. Больше 600 слов писать не стоит, есть риск допусти больше ошибок и запутаться. Да и проверяющий будет настроен к Вам негативно: он проверяет эти эссе почти бесплатно и в свое свободное время.
  • Структура итогового сочинения вполне ясна: 4 абзаца (вступление, два примера, заключение).
  • Распределение текста по объему: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.

Минимум для допуска к проверке представляет собой 250 слов и худо-бедно подходящий по смыслу аргумент (хотя бы один). 

warning! Работа без литературных аргументов проверке не подлежит, как и подвиги — забвению. Если на месте примера из книги будет всякая околесица вроде «Пьера Болконского» и «Дунечки Мармеладовой», его в расчет не возьмут, и проверять сочинение дальше никто не станет. Так что не стоит писать то, в чем Вы совсем уж не уверены. Из этого всего следует вывод: не берите тему, пока не убедитесь, что можете привести два полновесных аргумента.

Вот примеры итогового сочинения по каждому направлению:

  1. «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  2. «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
  3. «Преступление и Наказание — вечная тема»
  4. «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
  5. «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Алгоритм написания итогового сочинения:

  1. Выбираем простую и доступную для понимания тему. Например, «Почему люди любят путешествовать?». Каждый из нас может назвать с десяток причин;
  2. Находим в формулировке вопрос, на который отвечаем, используя аргументы. В нашем примере это «По каким причинам герои литературных произведений, которые я хорошо знаю, любили путешествовать?». Ответив на него, Вы раскроете всю тему;
  3. Даем развернутый и последовательный ответ на поставленный вопрос. «Люди любят путешествовать, потому что им нравится получать новые впечатления, знакомиться с интересными людьми и расширять свой кругозор»;
  4. Подбираем аргументы из литературы, которые являются продолжением нашей мысли и ее иллюстрацией. Важно, чтобы они полностью подтверждали наше вступление, поэтому сначала продумайте примеры, а потом беритесь за вступление, чтобы не переписывать потом, подгоняя примеры под свои же расшалившиеся мысли. «Григорий Печорин из романа «Герой нашего времени» любил путешествовать, потому что новые впечатления отвлекали его от хандры и придавали скучной жизни хоть какое-то разнообразие».
  5. Следим за тем, чтобы в сочинении создавалась логика изложения. Необходимо беспрестанно сравнивать полученные строки с тезисом, и если Ваши словопрения вышли из берегов формулировки, то Вы можете смело их вычерпнуть. Наводнение из слов доводит проверяющих до приступов неконтролируемого жестокосердия. Представьте себе: они хотят домой, им еще готовить ужин, а тут еще 600 слов ни о чем и обо всем. Тут даже праведник «незачет» поставит! Поэтому мысленно задайте себе вопрос из вступления и ответьте на него последними фразами из аргумента. Если этот ответ не совпадает с поставленным вопросом, вычеркивайте и переписывайте до полного совпадения.
  6. Проверяем черновик и правим сочинение. Речевые ошибки можно распознать, представляя в воображении то, о чем идет речь. Например, «дорогая» у нас не цена, а товар. Цену мы называем «высокой», и проверить это позволяет мысленный график: низкая точка — это то, что мы готовы заплатить, а высокая — то, что хочет от нас получить продавец. Посчитайте повторы (это тавтология) и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
  7. Читаем написанный текст про себя. Так проще выявить ошибки и неточности, они обычно режут именно слух, а не глаз.
  8. Переписываем на чистовик и читаем еще раз — вдруг опечатка?

warning! Не увлекайтесь своим исключительным знанием сюжета книги. Незначительные детали можно опустить, чтобы не раздувать текст. В попытке пересказать все произведение Вы теряете главную мысль и попадаете в ловушку. Помните: проверяют экзекуторы не память, а Ваши аналитические способности.

А вот и свежий план итогового сочинения в картинке:

план итогового сочинения 2021-2022

О том, как научиться писать итоговое сочинение за неделю, мы написали здесь.

Список литературы

Многомудрый Литрекон подобрал для Вас универсальные книги, знание сюжета которых поможет Вам раскрыть любую тему. Анализ этих произведений поможет Вам подтянуть аналитические способности:

  • Война и мир
  • Евгений Онегин
  • Тихий Дон
  • Анна Каренина
  • Отцы и дети
  • Герой нашего времени
  • Капитанская дочка
  • Преступление и наказание

Подборки книг по направлениям итогового сочинения помогут Вам более детально подойти к подготовке литературного багажа. Вот они.

Критерии оценивания

Технари и другие представители физиков-неромантиков могут спать спокойно: для них существуют лишь «зачет» и «незачет». А вот тем, кто собирается наживаться на словоблудии, придется изучить критерии оценивания итогового сочинения более внимательно. Баллы, которые они получат за ИС, будут присовокуплены к их результатам на ЕГЭ. Более того, сам акт творчества предстанет перед судом приемной комиссии в вузе и попадет на стол к важным людям. Если вы хотите побаловать (а не отравить) их, то учитесь писать итоговое сочинение по критериям вузов и по школьным критериям, описанным ниже.

Школьные критерии для проверки итогового сочинения довольно-таки просты, их всего 6 (если считать только основные). Главное, чтобы Ваша работа отвечала трем из этих требований: соответствие теме, объем и аргументация. Если хоть один Вы провалите, зачета не видать, как и допуска к ЕГЭ. Как понять, подходит ли работа по этим критериям? Вот подробная расшифровка каждого критерия с примерами распространенных ошибок. Здесь же мы просто перечислим все критерии и кратко опишем их:

  1. Соответствие теме. Если содержание текста никак не вяжется с тезисом, работа не пройдет, как Балрог мимо Гэндальфа.
  2. Объем сочинения. Нужно не менее 350 для хорошего результата, но для зачета по этому пункту достаточно 250 слов.
  3. Аргументация (0-2 балла). Если Вы привели лишь один внятный аргумент, то получите один балл. Вас могут лишить зачета грубые фактические ошибки («Дмитрий Раскольников») или отсутствие привязки примера к теме (тема о войне, а пишите Вы о защите экологии).
  4. Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Если проверяющий захлебнется в бурном течении Вашей мысли, то баллов Вас лишат. Каждое предложение должно быть связано с другим логически.
  5. Качество письменной речи (0-2 балла). Если в тексте много речевых ошибок (тавтологии, плеоназмов и т.д.), баллы Вам спишут, как жизни в игре. Издевательство над родной речью трудно понять в прямом смысле слова, и мораль тут ни при чем.
  6. Грамотность (0-2 балла). Более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет» по данному критерию. Если у Вас проблемы с качеством письменной речи, попросите у организаторов орфографический словарь, так Вы хотя бы сократите количество недочетов. 

Кроме этих шести первооснов успеха, есть еще 7 критериев, по которым Вам присваиваются баллы. Их и засчитают в приемной комиссии, если в вузе сочинения не проверяются отдельно и по внутренним критериям. В этом моменте гуманитариям лучше взяться за счеты. Перед Вами таблица баллов итогового сочинения:

Оригинальный подход 0-1 балл Если Вы готовы рискнуть, облагородив речь красочными тропами или усовершенствовав повествование интересными трипами, можете побороться за этот балл.
Фактологическая точность  1 балл Не говорите о том, чего не знаете наверняка, иначе балл упорхнет восвояси.
Ошибки речи 0-2 балла Один раз – не приговор, ибо 1-2 ошибки Вам скостят по доброте душевной. А вот 3-4 съедят целый балл. Мораль: не используйте того, в чем совсем не уверены.
Нормы орфографии  0-3 балла У Вас есть право на 1 ошибку, а дальше баллы начнут таять, как снега в сказке «12 месяцев» и надежда в «Реквиеме по мечте».
Самостоятельность Принято верить в то, что все выпускники пишут сочинения сами. Ходят слухи о проверке на антиплагиат, но во многих школах нет даже туалета в здании, так что такие технические возможности есть далеко не везде. И все же лучше подстраховаться и оформлять цитаты как полагается.
Нормы пунктуации 0-3 балла Все знаки препинания должны стоять на своих постах, и только одному дано право отлучиться по нужде. Остальные будут наказаны (2-3 ошибки = -1 балл, 4-5 = — 2 балла).
Нормы грамматики  0-2 балла Та же ситуация, что в предыдущем пункте.

Самая топовая работа получит все 20 баллов. Но если Вы, наивный и несчастный выпускник, думаете, что все баллы будут проставлены рядом с результатами ЕГЭ, Вы жестоко ошибаетесь. Нельзя просто так взять и посчитать баллы по-человечески, без этой валютной конвертации и математической возни. Нужно перевести одни «бантики» в другие. Курс невыгоден, но что делать… 

Баллы за итоговое сочинение рассчитываются так: от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;

  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – равны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Результаты и апелляция

Результаты итогового сочинения всегда выдают в школе или том пункте, где Вы его писали. Если Вы есть на «Госуслугах», то уточнить их можно онлайн. Обычно проверка занимает одну рабочую неделю (иногда больше, иногда меньше). Если Вы поступаете на гуманитарное направление, будьте готовы на все 20 баллов: иногда именно жалких крох не хватает абитуриенту до заветного бесплатного места. Так что 10 баллов за чтение книжек и владение родной речью можно считать подарком судьбы, ведь, как бы мы ни были строги, нельзя отрицать, что итоговое сочинение написать гораздо проще, чем сдать ЕГЭ.

Но есть и более весомые доводы для мотивации: апелляции нет. Вы можете, конечно, подать заявление на перепроверку в специальную комиссию, это касается только тех работ, которые ребята пишут повторно. Если выпускник уже завалил две попытки, тогда он может уповать на пересмотр его результатов, то надеяться особо не на что. Если Вас не устроили баллы, полученные в основную дату, попробуйте добиться пересдачи в феврале. Кстати, Ваши результаты, в отличие от баллов ЕГЭ, не сгорят и не обновятся: они навсегда с Вами.

Многомудрый Литрекон желает Вам благоволения фортуны и успешного подведения итогов! Он готов помочь не столько словом, сколько делом, так что если у Вас остались вопросы, пожелания или требования к данной статье, изложите их в комментариях.


 Готовимся к итоговому сочинению 2021-2022 учебный год Презентация выполнена Афанасьевой Т.А.

Готовимся к итоговому сочинению 2021-2022 учебный год

Презентация выполнена Афанасьевой Т.А.


Пример итогового сочинения 11 класс 2022


Читать примеры сочинений... Можно ли утверждать, что жизненный путь – это постоянный выбор? Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденную дорогу? Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? Какой может быть «дорога к себе»? Почему важно самому выбрать жизненный путь? Дорога к себе: взлёты и падения. Что значит идти по жизни своей дорогой? Выбор пути как жизненная проблема. Как путешествия обогащают человека? Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Почему говорят: «дорогу осилит идущий»? Какие цели важно преследовать на жизненном пути? Как характер человека влияет на его жизненный путь?

Читать примеры сочинений…

Можно ли утверждать, что жизненный путь – это постоянный выбор? Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденную дорогу? Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? Какой может быть «дорога к себе»? Почему важно самому выбрать жизненный путь? Дорога к себе: взлёты и падения. Что значит идти по жизни своей дорогой? Выбор пути как жизненная проблема. Как путешествия обогащают человека? Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Почему говорят: «дорогу осилит идущий»? Какие цели важно преследовать на жизненном пути? Как характер человека влияет на его жизненный путь?


Какие пригодятся книги? Темы в рамках данного направления могут быть не только буквальными (о поездках), но и философскими (о предназначении, жизненном пути). Поэтому важно учесть оба значения слова в подготовке. Очевидно, что нам пригодятся такие книги, как «Кому на Руси жить хорошо», «Евгений Онегин», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «Капитанская дочка», «Горе от ума», «Война и мир». Важно учесть весь свой читательский опыт, ведь темы всё ещё остаются непредсказуемыми и коварными. 

Какие пригодятся книги?

  • Темы в рамках данного направления могут быть не только буквальными (о поездках), но и философскими (о предназначении, жизненном пути). Поэтому важно учесть оба значения слова в подготовке. Очевидно, что нам пригодятся такие книги, как «Кому на Руси жить хорошо», «Евгений Онегин», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «Капитанская дочка», «Горе от ума», «Война и мир». Важно учесть весь свой читательский опыт, ведь темы всё ещё остаются непредсказуемыми и коварными. 


Пример итогового сочинения 11 класс 2022


Читать примеры сочинений... Как научные открытия влияют на современное поколение ? Какие опасности таит в себе технический прогресс? Как повлияло развитие технологий современного человека? Можно ли жить лишь сегодняшним днем? Какие возможности появляются у человека с развитием технологий? С какими вызовами сталкивается человек в современном мире? Когда технический прогресс может стать трагедией для человечества? Что значит «разумное использование технологий?» Можно ли утверждать, что с развитием технологий у людей появляется больше времени? Почему человечество так стремится развивать технологии?

Читать примеры сочинений…

Как научные открытия влияют на современное поколение ? Какие опасности таит в себе технический прогресс? Как повлияло развитие технологий современного человека? Можно ли жить лишь сегодняшним днем? Какие возможности появляются у человека с развитием технологий? С какими вызовами сталкивается человек в современном мире? Когда технический прогресс может стать трагедией для человечества? Что значит «разумное использование технологий?» Можно ли утверждать, что с развитием технологий у людей появляется больше времени? Почему человечество так стремится развивать технологии?

Какие пригодятся книги?

  • Считать цивилизацию трагедией может только пещерный человек, так что не совсем ясно, зачем это слово присутствует в формулировке. Если кто-то так думает, то может смело отказываться от смартфона, интернета, туалетной бумаги и других атрибутов цивилизации, которая столь трагична и безысходна. А если серьезно, то в рамках данного направления итогового сочинения 2021-2022 года нужно продемонстрировать знание книг, где речь идет о научном прогрессе и его влиянии на природу, человека, общество, планету, будущее. А их в школьной программе можно пересчитать по пальцам, так что мы опять будем искать аргументы и в других источниках.
  • Конечно, на труды Руссо и Вальтера ссылаться совсем не обязательно. Проблему цивилизации затронул, например, М.А. Булгаков в «Собачьем сердце», «Роковых яйцах», «Мастере и Маргарите». Она же поднимается на страницах романа Чернышевского «Что делать?». Интересен взгляд Шолохова на механизацию хозяйства в «Поднятой целине».
  • В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой».
  • Если покопаться, можно найти хороший материал и в пределах школьной программы. Но иностранные и отечественные антиутопии тоже нужно включить в свой список.


Пример итогового сочинения 11 класс 2022


Читать примеры сочинений... В чём разница между ошибкой и преступлением? Какую роль играет совесть в жизни человека? Важно ли анализировать свои поступки? Может ли совесть лгать? Возможно ли всегда поступать по совести? К чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Всегда ли можно исправить ошибку? Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека? Можно ли заслужить прощение? Можно ли искупить свою вину? Какие поступки можно считать непоправимыми? Раскаяние в жизни человека. Свобода и ответственность в жизни человека.

Читать примеры сочинений…

  • В чём разница между ошибкой и преступлением? Какую роль играет совесть в жизни человека? Важно ли анализировать свои поступки? Может ли совесть лгать? Возможно ли всегда поступать по совести? К чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Всегда ли можно исправить ошибку? Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека? Можно ли заслужить прощение? Можно ли искупить свою вину? Какие поступки можно считать непоправимыми? Раскаяние в жизни человека. Свобода и ответственность в жизни человека.


Какие пригодятся книги? Это направление итогового сочинения тоже очень конкретное и понятное, благо чётко очерчен круг литературы, по которому стоит готовиться. Тематика тоже ясна: в формулировках мы встретим такие понятия, как вина, совесть, правосудие, раскаяние. Мы будем сами судить героев и выносить приговоры в микровыводах. Эти темы, вероятно, будут самыми интересными и живыми, ведь они подразумевают любимое нами противопоставление двух понятий, конфликт сторон. Поэтому так легко составить приблизительный список литературы для этого направления. Для раскрытия этого направления нам понадобятся такие книги, как «Шинель», «Мёртвые души», «Герой нашего времени», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Песня про купца Калашникова». Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» — это тоже наша тема. Но не забудьте и про другие книги, чтобы не стать заложником одного сюжета, где может не оказаться того примера, который нужен. В наших подборках аргументов будут разнообразные примеры, так что не забудьте с ними ознакомиться.

Какие пригодятся книги?

  • Это направление итогового сочинения тоже очень конкретное и понятное, благо чётко очерчен круг литературы, по которому стоит готовиться. Тематика тоже ясна: в формулировках мы встретим такие понятия, как вина, совесть, правосудие, раскаяние. Мы будем сами судить героев и выносить приговоры в микровыводах. Эти темы, вероятно, будут самыми интересными и живыми, ведь они подразумевают любимое нами противопоставление двух понятий, конфликт сторон. Поэтому так легко составить приблизительный список литературы для этого направления.
  • Для раскрытия этого направления нам понадобятся такие книги, как «Шинель», «Мёртвые души», «Герой нашего времени», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Песня про купца Калашникова». Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» — это тоже наша тема. Но не забудьте и про другие книги, чтобы не стать заложником одного сюжета, где может не оказаться того примера, который нужен. В наших подборках аргументов будут разнообразные примеры, так что не забудьте с ними ознакомиться.


Пример итогового сочинения 11 класс 2022


Читать примеры сочинений... Какая книга помогла Вам лучше понять себя? Может ли книга помочь в минуту отчаяния? Какое произведение искусства Вы можете назвать великим? Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы? Какое произведение вы бы хотели экранизировать? Какие произведения искусства делают вас счастливым? Какую книгу вы бы прочитали своим детям? Кто из современных писателей Вам особенно близок? Какое место литература занимает в Вашей жизни? Чего я жду от новой книги? Книги моего детства. Способна ли книга сделать человека лучше? Какую книгу Вам хотелось бы перечитать? Какая тема в литературе кажется Вам вечной?

Читать примеры сочинений…

  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя? Может ли книга помочь в минуту отчаяния? Какое произведение искусства Вы можете назвать великим? Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы? Какое произведение вы бы хотели экранизировать? Какие произведения искусства делают вас счастливым? Какую книгу вы бы прочитали своим детям? Кто из современных писателей Вам особенно близок? Какое место литература занимает в Вашей жизни? Чего я жду от новой книги? Книги моего детства. Способна ли книга сделать человека лучше? Какую книгу Вам хотелось бы перечитать? Какая тема в литературе кажется Вам вечной?

Какие пригодятся книги?

  • Самое расплывчатое и абстрактное направление, в котором может быть всё что угодно. Подготовка к нему максимально затруднена тем, что совсем неясно, какие по нему будут темы. Никаких рамок и границ для фантазии здесь нет. Можно поставить какой угодно вопрос, косвенно связанный с искусством и его восприятием. Остается надеяться, что комментарии ФИПИ помогут конкретизировать данное направление и сузить круг поиска.
  • «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» — что это может быть? Скорее всего, темы будут об искусстве. Они будут ориентированы на Вас и Ваши пристрастия. Возможно, вопросы будут касаться Ваших личных взглядов на эти сферы: Что читает молодежь? Какие книги о своей эпохе Вы бы посоветовали потомкам? Лучшая отечественная пьеса — какая она? Вот такие формулировки вполне могут быть в рамках такого скользкого направления. Что читать? Лучше обратить внимание на литературу, где поднимается тема искусства: Н.В. Гоголь «Портрет», Л.Н. Толстой «Анна Каренина», А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет», А.Н. Островский «Лес», А.М. Горький «На дне», М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч» и т.д.


Пример итогового сочинения 11 класс 2022


Читать примеры сочинений... Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны? Может ли государство быть справедливым ко всем? Возможно ли всеобщее счастье? Какие социальные пороки влияют на общество, на жизнь людей? Возможно ли абсолютная справедливость? Почему важно помогать тем, кому трудно? Как человек может сделать мир вокруг себя лучше? Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»? .

Читать примеры сочинений…

  • Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны? Может ли государство быть справедливым ко всем? Возможно ли всеобщее счастье? Какие социальные пороки влияют на общество, на жизнь людей? Возможно ли абсолютная справедливость? Почему важно помогать тем, кому трудно? Как человек может сделать мир вокруг себя лучше? Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»? .


Какие пригодятся книги? Выпускнику этого года с данным направлением почти что повезло: конкретное, без излишеств и даже на злобу дня. Понятно, какие книги стоит освежить в памяти, какие события упомянуть. Темы будут близки каждому, что интересуется российскими реалиями и их политической оценкой. Молодым людям будет увлекательно высказать свое мнение на этот счёт. Правда, увлекаться не стоит, чтобы не выйти за рамки формулировки. Понятно, что здесь мы будем иметь дело с социальной проблематикой: общественные проблемы России, место молодежи в политике, будущее страны — всё это будет на экзамене в том или ином виде. Какие книги лучше доставать с полок? Кроме репертуара Некрасова (а там подходит почти всё), стоит почитать Достоевского, Толстого, Лескова, Горького, Шолохова, Тургенева. Нужны социально-политические произведения, а не любовные линии, так что сосредоточимся на «Войне и мире», «Преступлении и наказании», «Тихом Доне», «Левше», «Отцах и детях». У Лескова, кстати, много небольших, но очень ярких и показательных произведений на эту тему.

Какие пригодятся книги?

  • Выпускнику этого года с данным направлением почти что повезло: конкретное, без излишеств и даже на злобу дня. Понятно, какие книги стоит освежить в памяти, какие события упомянуть. Темы будут близки каждому, что интересуется российскими реалиями и их политической оценкой. Молодым людям будет увлекательно высказать свое мнение на этот счёт. Правда, увлекаться не стоит, чтобы не выйти за рамки формулировки. Понятно, что здесь мы будем иметь дело с социальной проблематикой: общественные проблемы России, место молодежи в политике, будущее страны — всё это будет на экзамене в том или ином виде.
  • Какие книги лучше доставать с полок? Кроме репертуара Некрасова (а там подходит почти всё), стоит почитать Достоевского, Толстого, Лескова, Горького, Шолохова, Тургенева. Нужны социально-политические произведения, а не любовные линии, так что сосредоточимся на «Войне и мире», «Преступлении и наказании», «Тихом Доне», «Левше», «Отцах и детях». У Лескова, кстати, много небольших, но очень ярких и показательных произведений на эту тему.


Использованные материалы: https://relasko.ru/forum/66-46315-1 https://vk.com/wall-10175642_3811019?z=photo-10175642_457380573%2Fwall-10175642_3811019 https://litrekon.ru/podgotovka/k-itogovomu-sochineniyu/napravleniya-2021-2022-goda-kommentarij / https://fonwall.ru/wallpaper/osennyaya-doroga-les-trassa-asfalt.html

Использованные материалы:

  • https://relasko.ru/forum/66-46315-1
  • https://vk.com/wall-10175642_3811019?z=photo-10175642_457380573%2Fwall-10175642_3811019
  • https://litrekon.ru/podgotovka/k-itogovomu-sochineniyu/napravleniya-2021-2022-goda-kommentarij /
  • https://fonwall.ru/wallpaper/osennyaya-doroga-les-trassa-asfalt.html

  • Пример из жизни на тему сила воли для сочинения
  • Пример из рассказа евгения андреевича пермяка надежный человек
  • Пример иллюстрация это в сочинении пример
  • Пример из жизни справедливость для сочинения
  • Пример итого сочинения 11 класс