Пример источника информации и рассказ о нем информатика 5 класс

Презентация на тему: передача информации 5 класс скачать эту презентацию скачать эту презентацию слайда 1 описание слайда:передача информации урок


Презентация на тему: Передача информации 5 класс

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Передача информации Урок информатики в 5 классеУчитель физики и информатики МОУ

Описание слайда:

Передача информации Урок информатики в 5 классеУчитель физики и информатики МОУ ООШ с. КотоврасАлексанов Сергей Викторович

№ слайда 2
Проверка домашнего задания 1. Носитель информации – это … 2. Что служит носителя

Описание слайда:

Проверка домашнего задания 1. Носитель информации – это … 2. Что служит носителями информации?3. Какой носитель информации является основным?4. Перечислите свойства бумаги, как носителя информации?

№ слайда 3
Проверка домашнего задания

Описание слайда:

Проверка домашнего задания

№ слайда 4
Тема урока: «Передача информации»

Описание слайда:

Тема урока: «Передача информации»

№ слайда 5
Передача информации Люди постоянно участвуют в процессе передачи информации. Они

Описание слайда:

Передача информации Люди постоянно участвуют в процессе передачи информации. Они передают друг другу просьбы, приказы, отчеты, публикуют книги, статьи, рекламные объявления. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач

№ слайда 6
Передача информации Любой процесс передачи информации упрощенно можно представит

Описание слайда:

Передача информации Любой процесс передачи информации упрощенно можно представить следующей схемой:В передаче информации всегда участвуют две стороны:тот, кто передает информацию (источник информации), тот, кто ее получает (приемник информации)Органы чувств человека играют роль биологических информационных каналов. Техническими информационными каналами являются телефон, радио, телевидение, компьютер, с помощью которых люди обмениваются информацией. Информационным каналом можно считать письмо или записку.

№ слайда 7
Характер передачи информации ОдностороннийДвусторонний

Описание слайда:

Характер передачи информации ОдностороннийДвусторонний

№ слайда 8
Односторонняя передача информации При переходе дороги на регулируемом перекрестк

Описание слайда:

Односторонняя передача информации При переходе дороги на регулируемом перекрестке вы (приемник информации), а светофор (источник информации). А что является информационным каналом?

№ слайда 9
Двусторонняя передача информации Играя в компьютерную игру, вы постоянно обменив

Описание слайда:

Двусторонняя передача информации Играя в компьютерную игру, вы постоянно обмениваетесь информацией с компьютером, давая различные команды. Компьютер принимает и обрабатывает вашу информацию, а результат обработки отображает на экране монитора.(Источником и приемником информации является и человек и компьютер).Приведите пример двусторонней передачи информации?

№ слайда 10
Примеры приема и передачи информации в живой природе Луговые цветы, испуская аро

Описание слайда:

Примеры приема и передачи информации в живой природе Луговые цветы, испуская ароматы, сообщают насекомым о том, что в чашечках цветов заготовлен нектар, который можно взять.Свет и тепло, которые несут солнечные лучи, указывают растениям, когда надо распускать почки, а когда сбрасывать листья, готовясь к зиме.

№ слайда 11
Немного истории

Описание слайда:

Немного истории

№ слайда 12
Как передавали информацию в прошлом Первоначально люди использовали лишь средств

Описание слайда:

Как передавали информацию в прошлом Первоначально люди использовали лишь средства ближней связи – речь, слух, зрение.О надвигающейся опасности можно было предупредить криком, правда, его могли услышать на расстоянии всего нескольких сот метров.Звук барабана, особенно популярный среди африканских племен, был способен донести сигнал тревоги уже на несколько километров.

№ слайда 13
Как передавали информацию в прошлом У австралийских аборигенов до сих пор сохран

Описание слайда:

Как передавали информацию в прошлом У австралийских аборигенов до сих пор сохранилось специальное слово, означающее «читать дым».Известно также применение костровой связи на Кавказе. Дозорные находились на расстоянии прямой видимости на возвышенных местах или башнях. Когда приближалась опасность, сигнальщики, зажигая цепочку костров, предупреждали об этом население. Сигнал, передаваемый от одного дозорного к другому, быстро преодолевал большие расстояния.

№ слайда 14
Как передавали информацию в прошлом Для передачи информации на дальние расстояни

Описание слайда:

Как передавали информацию в прошлом Для передачи информации на дальние расстояния использовали гонцов. Иногда гонцы передавали в качестве послания предметы.

№ слайда 15
Как передавали информацию в прошлом При необходимости передать на большое рассто

Описание слайда:

Как передавали информацию в прошлом При необходимости передать на большое расстояние более сложное сообщение гонцы заучивали послания наизусть (часто в виде песен).С развитием письменности появилось такое средство дальней связи, как почта.

№ слайда 16
Научные открытия и средства передачи информации В 40-х годах XIX века русский уч

Описание слайда:

Научные открытия и средства передачи информации В 40-х годах XIX века русский ученый П.Л. Шиллинг построил в Петербурге телеграфную линию, соединившую Зимний дворец и Генеральный штаб.

№ слайда 17
Научные открытия и средства передачи информации В 1876 году в Америке был изобре

Описание слайда:

Научные открытия и средства передачи информации В 1876 году в Америке был изобретен телефон, позволивший использовать для общения не телеграфный код, а человеческий язык.

№ слайда 18
Научные открытия и средства передачи информации В 1895 году русский изобретатель

Описание слайда:

Научные открытия и средства передачи информации В 1895 году русский изобретатель А.С. Попов открыл радиосвязь, не требующую проводов и кабелей.

№ слайда 19
Научные открытия и средства передачи информации До 20-х годов XX века для телегр

Описание слайда:

Научные открытия и средства передачи информации До 20-х годов XX века для телеграфной и радиосвязи использовался специальный код придуманный французским изобретателем Морзе.

№ слайда 20
Научные открытия и средства передачи информации В конце 30-х годов XX века был и

Описание слайда:

Научные открытия и средства передачи информации В конце 30-х годов XX века был изобретен способ передачи с помощью волн кодированного изображения. Был создан первый телевизор, сначала черно-белый, а затем цветной

№ слайда 21
Научные открытия и средства передачи информации Сегодня кроме вещательного телев

Описание слайда:

Научные открытия и средства передачи информации Сегодня кроме вещательного телевидения существует кабельное и спутниковое, появившееся благодаря успехам в освоении космоса.Спутниковая связь охватывает всю планету.

№ слайда 22
Научные открытия и средства передачи информации В 1969 году в США начала функцио

Описание слайда:

Научные открытия и средства передачи информации В 1969 году в США начала функционировать первая компьютерная сеть. Она положила начало формированию компьютерной сети ИнтернетКомпьютерная сеть – средство оперативного обмена информацией

№ слайда 23
Подведение итогов Сегодня на уроке мы узнали:Как осуществляется передача информа

Описание слайда:

Подведение итогов Сегодня на уроке мы узнали:Как осуществляется передача информации.Что относится к источникам информации.Что относится к приемнику информации.Что относится к информационным каналам.Передача информации бывает односторонняя и двусторонняя.

№ слайда 24
Подведение итогов В качестве закрепления рассмотреть вопросы и задания на страни

Описание слайда:

Подведение итогов В качестве закрепления рассмотреть вопросы и задания на странице 23-24 учебника.

№ слайда 25
Домашнее задание Учебник § 1.5 – учитьСтр. 24 учебника упр. 8 http://pedsovet.su

Описание слайда:

Домашнее задание Учебник § 1.5 – учитьСтр. 24 учебника упр. 8 http://pedsovet.su/load/14-1-0-1289

Целевая аудитория: учащиеся 5-го класса.

Предмет: Информатика и ИКТ.

Раздел программы: “Информация и информационные процессы”.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемые учебники и учебные пособия:

Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л.Босова. – 3-е изд., испр. и доп. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 191 с.: ил.

Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л.Босова. – 3-е изд., испр. и
доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 87 с.: ил.

Используемая методическая литература: Уроки информатики в 5–6 классах:
Методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю. Босова – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 320 с.: ил.

Используемое оборудование: Интерактивная доска SMART Board и программа
для работы на ней SMART Notebook, проектор, компьютер

Цель урока: Ознакомление учащихся с понятием информация,
виды информации, выполнение задания по изученному материалу.

Задачи:

  • Образовательная: изучить понятие информация. Изучить виды информации.
  • Воспитательная: формирование общей картины мира.
  • Развивающая: формирование представления об информатике, как форме
    описания и методе познания действительности через межпредметные связи.
    Развитие образного мышления.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Объяснение нового материала;
  3. Физкультминутка;
  4. Дидактические задания;
  5. Домашнее задание;
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, сообщение плана работы.

Актуализация знаний.

Сегодня ребята, для того чтобы вы определили тему и цели урока, я расскажу (а
может быть, напомню) вам историю о том, как лечили удава.

Из произведения Г.Остера “Как лечить удава”

Мартышка советует удаву:

– Думай про кукаляву.
– Как же я буду про нее думать – спросил удав, – если я даже не знаю, что это
такое – кукалява?
– Кукалява – это такой ящичек, в котором лежит мукука, – объяснила мартышка.
– Что лежит? – не понял удав.
– Мукука.
– А мукука – это что?
– Мукука– это такая коробочка в которой лежит бисяка.
– А что такое бисяка?
– Бисяка – это такой пакетик, в котором лежит хрюря.
– Какая еще хрюря?
– Пампукская хрюря! А пампукская хрюря – это такой сундучок, в котором лежит
камурик…
И тут удав взорвался:
– Говори сию минуту, что там внутри всех этих ящиков, коробок, пакетов,
чемоданов и сундуков?
– Не знаю! – сказала мартышка.
– А кто знает? – спросил удав.
– Н а свете есть много такого, про что никто ничего совсем, совеем не знает.

Тема нашего урока – это очень простое понятие, но в тоже время оно и очень
сложное.

Давайте разгадаем ребус и узнаем, о чем идет речь (Слайд 2)

img1

Учащиеся разгадывают ребус, получается слово “Информация”.

2. Изучение новой темы.

Итак, тема нашего урока “Информация. Виды информации”.

Запишите в тетради.

Ребята, а что же такое информация? Как вы думаете? Приведите примеры.

Казалось бы, такое близкое и простое слово, а дать его определение очень
сложно. (Слайд 3)

img2

Термин «информация» происходит от латинского слова informatio – разъяснение,
изложение, набор сведений.

Информация – это сведения снижающие неопределенность об окружающем мире.

Давайте запишем определение в тетрадь.

Ребята, приведите примеры источников информации.

Учащиеся приводят примеры, источников информации. (Слайд 4)

img3

Ребята, а с помощью чего человек воспринимает информацию?

Учащиеся перечисляют органы чувств.

Абсолютно верно!

На основании приведенных вами примеров, давайте сформулируем название видов
информации по способу восприятия. (Слайд 5)

img4

Ребята давайте запишем в тетрадь схему “Орган”. Вид информации в тетрадь.

Используя ссылку “Это интересно” демонстрируется flash-ролик “Восприятие
информации человеком”
.

А теперь на основании полученных знаний определите вид информации, получаемой
девочкой. (Слайд 6)

img5

Ответив на вопрос учащиеся просматривают flash-ролик
“Процент
восприятия информации человеком”.

Какой из органов чувств является ведущим в восприятии информации? (Слайд
7)

img6

3. Физкультминутка. Приложение 4

4. Закрепление изученного материала.

Учащиеся выполняют задания представленные на экране. (Слайд 8)

img7

Молодцы ребята.

Мы с вами сказали, что для получения информации человек использует органы
чувств, но иногда этого бывает недостаточно, тогда для получения боле точной
информации в дополнение к своим органам чувств человек использует различные
измерительные устройства и приборы.

Перечислите известные вам измерительные приборы. (Слайд 10)

img8

Ребята, а каким образом мы можем представить полученную информацию?

Учащиеся приводят примеры способов предоставления информации. Подводим итог
сказанному, выделяем виды информации по способу предоставления. (Слайд 11)

img9

Давайте запишем схему в тетрадь.

Практическая работа.

Ребята займите свои места за компьютерами. Перед вами находятся задания,
Которые необходимо выполнить. Прежде чем начать работу давайте просмотрим
flash-ролик “Как воспринимают информацию животные”. (Приложение 3)

Перед учащимися открыто продолжение презентации, на экране она дублируется
(Слайд 12)
, гиперссылка «Это интересно».

Если на компьютере установлено приложение SMART Notebook учащиеся
сопоставляет графическому представлению информации ее вид, если приложение
отсутствует учащиеся записываю в тетрадь номер изображение и вид информации
(например,6– текстовая и т.д.). (Слайд 12)

img10

Следующее задание: заполните таблицу:

Если работа происходит в приложении SMART Notebook, то справа даются варианты
ответов, которые учащемуся необходимо вставить в таблицу, если мы работаем с
презентацией то учащийся получает бумажный шаблон таблицы который необходимо
заполнить. (Слайд 13)

img11

5. Домашнее задание.

Давайте откроем дневники и запишем домашнее задание

Учебник: § 1.1, задание № 4 (с.11)

Рабочая тетрадь: упр. 2 (с.3)

Творческое задание: Представить в различных формах информацию о погоде

6. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали?

С какими видами информации вы познакомились?

На каждом рабочем столе находятся смайлики, с помощью которых оцените свое
понимание пройденного материала.

img12

Литература.

  1. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 5 класса.– М.: БИНОМ.
    Лаборатория знаний, 2005.
  2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 5 класса.– М.:
    БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  3. Босова Л. Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое
    пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  4. Босова Л. Л. Занимательные задачи по информатике.– М. БИНОМ Лаборатория
    знаний, 2006.
  5. Гурин Ю. Детская академия Шерлока Холмса. – СПб. Издательский дом
    “Нева”, 2004.

Хранение информации

У компьютера также существуют 2 вида памяти.

Оперативная память — предназначена для временного хранения информации, т. е. на момент, когда компьютер работает (после выключения компьютера информация удаляется из оперативной памяти).

Долговременная память (внешняя) — для долгого хранения информации (при выключении компьютера информация не удаляется).

Существует память отдельного человека и память человечества. Память человечества, в отличие от памяти человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди. Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров.

Изобретённая в 1839 году фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.

В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощённые в движении (танец, жесты, пантомимы и т. д.).

Человек научился хранить и звуковую информацию. Вначале её сохранение обеспечивалось передачей «из уст в уста» (например, напевами), позднее — с помощью записи нот.

В середине прошлого столетия в Японии было налажено производство магнитофонов. До сих пор магнитофоны применяются для записи и воспроизведения звуковой информации.

Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, числовую, звуковую и видеоинформацию.

Информация хранится в разном виде: текста, рисунка, схемы, фотографии, звукозаписи, кино и видеозаписи и т. д.
В каждом случае применяются свои носители.
Носитель — это материальная среда, используемая для записи и хранения информации.

Бумажные носители

Бумага изобретена во II веке н. э. в Китае.
Информационный объём книги из 300 страниц по 2000 символов на странице составляет примерно 600 000 байтов, или 586 Кб.

Школьная библиотека из 5000 томов имеет информационный объём приблизительно 2861 Мб = 2,8 Гб.
На первых компьютерах использовали бумажные носители — перфоленту и перфокарту.

Магнитные носители

В XIX веке была изобретена магнитная запись (на стальной проволоке диаметром 1 мм).

В 1906 году был выдан патент на магнитный диск.
Ферромагнитная лента использовалась как носитель для ЭВМ первого и второго поколения. Её объём был 500 Кб. Появилась возможность записи звуковой и видеоинформации.

В начале 1960 -х годов в употребление входят магнитные диски.
Винчестер компьютера — это пакет магнитных дисков, надетых на общую ось.
Информационная ёмкость современных винчестеров измеряется в Гб.

Компакт-диск (англ. Compact Disc) — оптический носитель информации в виде пластикового диска с отверстием в центре, процесс записи и считывания информации с которого осуществляется при помощи лазера.

Передача информации

Мы постоянно участвуем в действиях, связанных с передачей информации. Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчёты о проделанной работе, публикуют книги, научные статьи, рекламные объявления. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач.

В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приёмник информации: источник передаёт информацию, а приёмник её принимает.

Между ними действует канал передачи информации — информационный канал (канал связи).

Органы чувств человека являются биологическими информационными каналами.

Техническими информационными каналами являются телефон, радио, телевидение, компьютерные сети.

По характеру передачи информационный канал может быть односторонним или двусторонним.

Односторонний канал передаёт информацию только от источника к приёмнику.

Двусторонний канал передаёт информацию как от источника к приёмнику, так и в обратном направлении.

При переходе дороги на регулируемом перекрёстке ты (приёмник информации) воспринимаешь зелёный сигнал светофора (источника информации) как разрешение перейти дорогу. В этом случае информация передаётся в одну сторону, но бывают такие ситуации, когда происходит взаимный обмен информацией.

Играя в компьютерную игру, ты постоянно обмениваешься информацией с компьютером: воспринимаешь сюжет, правила и текущую ситуацию, анализируешь полученную информацию и передаёшь компьютеру с помощью клавиатуры или мыши некоторые управляющие команды.

В свою очередь, компьютер принимает и обрабатывает твои команды, отображая результат обработки на экране дисплея. Этот взаимный обмен информацией происходит на протяжении всей игры. В случае просмотра телепередачи всей семьёй источник информации один (телепередача), а приёмников несколько (члены семьи).

Для того чтобы передавать информацию на большие расстояния, человек использует различные средства связи.

Средства связи — способы передачи информации на расстояние. К традиционным средствам связи относятся сигнализация, почта, телеграф, телефон, радио, телевидение, Интернет.

Действия с информацией

Окружающий нас мир — мир информации. Информацию нам несут другие люди, всевозможные предметы и явления.

Когда ты слушаешь объяснения учителя, читаешь книгу, изучаешь схему метро, смотришь кинофильм, посещаешь музей и выставки, ты получаешь информацию.

Примеры получения информации в жизни

  • Костя  слушает любимую радиостанцию,
  • Лена слушает объяснения учителя,
  • ученик смотрит новости по телевизору,
  • Наташа слушает объяснения учителя,
  • Олег получает смс-сообщение
  • Олег  слушает по радио информацию о погоде

Важную информацию человек старается запомнить (сохранить), а если не надеется на свою память, то и записать, например в записную книжку.

Примеры хранения информации в жизни

  • Лена записал номер телефона друга в тетрадь,
  • Лена сохраняет изображение на компьютере.
  • Петя записал номер телефона друга в тетрадь
  • Костя запоминает правило
  • сохраняет в своём мобильном телефоне номер телефона друга
  • Вика фотографируется на фоне достопримечательностей на память

Люди обдумывают полученную информацию, делают определённые выводы. Другими словами, обрабатывают информацию. Поиск нужного слова в словаре, перевод текста с иностранного языка на русский, заполнение календаря погоды, раскрашивание контурных карт, вставка пропущенных букв в упражнении по русскому языку — это всё примеры обработки информации.

Примеры обработки информации в жизни

  • Катя решает задачу из задачника,
  • пятиклассник решает задачу из задачника,
  • мальчик выбирает главное в параграфе,
  • Лариса  решает задачу из задачника,
  • Лена выполняет перевод текста с английского на русский
  • пятиклассник создаёт список контактов в телефоне

Потребность человека выразить, передать имеющуюся у него информацию привела к появлению речи, письменности, изобразительного и музыкального искусства.

Примеры передачи информации в жизни

  • Лена публикует информацию в блоге
  • Оля  даёт списать домашнюю работу
  • девочка  рассказывает родителям, как прошёл день в школе
  • девочка отправляет электронное письмо

Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Действия с информацией

  • Чтение газеты,
  • заучивание правил или стихотворения,
  • решение математических задач,
  • фотографирование,
  • разговор по телефону,
  • выполнение контрольной работы,
  • разгадывание кроссворда,
  • прослушивание музыкальной кассеты,
  • просмотр телепередачи,
  • работа на компьютере с клавиатурным тренажёром,
  • чтение книги,
  • выполнение домашнего задания по истории— это действия человека с информацией.

А вот приготовление обеда — это действия с продуктами питания. Но чтобы приготовить какое-то блюдо, необходимо иметь информацию о том, как это делается. Только тогда получается вкусно и полезно.

Таким образом, к действиям человека с информацией не будет относится:

  • приготовление обеда,
  • стирка,
  • покраска стен,
  • посадка дерева,
  • толковый словарь,
  • видеокассета,
  • утренняя гимнастика.

Правильные действия человек может осуществлять, имея информацию о том, как это делается. В детстве люди учатся ходить и говорить, рисовать, писать и читать, есть и готовить пищу, убирать постель и мыть посуду, делать утреннюю гимнастику и чистить зубы, выполнять многие другие действия. Как всё это делается, ребёнку объясняют и показывают родители, воспитатели и учителя. Многому можно научиться, просто наблюдая, как это делают другие. Наблюдение — это тоже действие с информацией.

Задание. Используй для ответов слова: текстовая, графическая, звуковая, информатика, информацию, числовая, видах, операции, получать, хранить, обрабатывать, передавать, размышлений, наблюдать, зрения.
Наука об информации и способах работы с ней — это ___.

Когда мы наблюдаем, читаем, слушаем, мы узнаём что-то новое — получаем ___.

Информация может быть представлена в разных ___: ___, числовая, графическая, звуковая.

С информацией можно выполнять следующие ___: ___, хранить, передавать, получать.

Человек может получить ___ различными путями: с помощью органов ___, осязания, обоняния, вкуса, слуха, внутренних ощущений или в результате ___ (в уме). Чтобы получить ___, можно ___ за окружающим миром: задавать вопросы, экспериментировать. Часто эти действия продолжаются вместе.

Ответ:
Наука об информации и способах работы с ней — это информатика.

Когда мы наблюдаем, читаем, слушаем, мы узнаём что-то новое — получаем информацию.

Информация может быть представлена в разных видах: текстовая, числовая, графическая, звуковая.

С информацией можно выполнять следующие операции: обрабатывать, хранить, передавать, получать.

Человек может получить информацию различными путями: с помощью органов зрения, осязания, обоняния, вкуса, слуха, внутренних ощущений или в результате размышлений (в уме). Чтобы получить информацию, можно наблюдать за окружающим миром: задавать вопросы, экспериментировать. Часто эти действия продолжаются вместе.


Задание. Определи источник и приёмник информации, а также характер (односторонний, двусторонний) передачи информации. Используй слова: письмо, диспетчер, учитель, учебник, газета, мальчик и компьютер, пассажиры, ученики, мальчик, будильник, пешеходы и водители, билет, бабушка и внук, регулировщик, Таня и Лена, водители, знак, бабушка, школьник.
Ситуация: Таня и Лена разговаривают по телефону
Источник: ?
Приемник: ?
Характер передачи: ?
Ответ:
Ситуация: Таня и Лена разговаривают по телефону
Источник: Таня и Лена
Приемник: Таня и Лена
Характер передачи: двусторонняя.

В случае, если мальчик играет в компьютерную игру, то источник и приемник: мальчик и компьютер и характер передачи — двусторонний.

Задание: Восстанови хронологическую последовательность.

— Первые следы иероглифического письма в Древнем Египте
— Начало книгопечатания в России
— Изобретение технологии изготовления бумаги в Китае
— Начало книгопечатания в Европе
— Появление алфавитного письма в Финикии
Ответ:
1 — Первые следы иероглифического письма в Древнем Египте.
2 — Появление алфавитного письма в Финикии.
3 — Изобретение технологии изготовления бумаги в Китае.
4 — Начало книгопечатания в Европе.
5 — Начало книгопечатания в России.

Задание: Восстанови хронологическую последовательность событий.

— Демонстрация первого кинофильма
— Изобретение фотографии
— Первая запись звука с помощью фонографа
— Изобретение магнитофона
— Появление первых лазерных дисков

Ответ:
1 — Изобретение фотографии.
2 — Первая запись звука с помощью фонографа.
3 — Демонстрация первого кинофильма.
4 — Изобретение магнитофона.
5 — Появление первых лазерных дисков.

Используемая литература
Л. Л. Босова. Информатика и ИКТ учебник для 5 класса. Москва Бином. Лаборатория знаний 2012.

Гипермаркет знаний>>Информатика >>Информатика 5 класс>> Передача информации

                                  § 1.5. Передача информации

Мы постоянно участвуем в действиях, связанных с передачей информации. Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчёты о проделанной работе, публикуют книги, научные статьи, рекламные объявления. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач.

Любой процесс передачи информации упрощённо можно представить следующей схемой:

Схема процесса передачи информации

В передаче информации всегда участвуют две стороны: тот, кто передаёт информацию (источник информации), и тот, кто её получает (приёмник информации).

Органы чувств человека выполняют роль биологических информационных каналов. Техническими информационными каналами являются телефон, радио, телевидение, компьютер, с помощью которых люди обмениваются информацией. Информационным каналом можно считать письмо или записку.

Рассмотрим несколько ситуаций, связанных с передачей информации.

При пероходе дороги на регулируемом перекрёстке вы (приёмник информации) воспринимаете зелёный сигнал светофора (источника информации) как разрешение перейти дорогу. В этом случае информация передаётся в одну сторону, но бывают такие ситуации, когда происходит взаимный обмен информацией.

Играя в компьютерную игру, вы постоянно обмениваетесь информацией с компьютером: воспринимаете сюжет, правила и текущую ситуацию, анализируете полученную информацию и передаёте компьютеру с помощью клавиатуры или мыши некоторые управляющие команды.

В свою очередь, компьютер принимает и обрабатывает ваши команды, отображая результат обработки на экране дисплея. Этот взаимный обмен информацией происходит на протяжении всей игры.

В случае просмотра телепередачи всей семьей источник информации один (телепередача), а приёмников несколько (члены семьи). А вот когда вы (приёмник) готовите сообщение, например, по истории, то желательно иметь как можно больше источников информации (энциклопедии, мемуары, карты, фотографии, телепередачи).

Очень важно, чтобы передача информации осуществлялась быстро и без искажений.

В живой природе постоянно происходит приём и передача информации: лесные и луговые цветы, испуская ароматы, сообщают насекомым о том, что в чашечках цветов заготовлен нектар, который можно взять, прихватив заодно и пыльцу для опыления других цветов. Солнечные лучи, ветер, дождь тоже передают информацию, а растения и животные воспринимают её и используют как управляющие сигналы в своей жизни. Так, свет и тепло, которые несут солнечные лучи, указывают растениям, когда надо распускать почки, а когда — сбрасывать листву, готовясь к зиме. Для нас выглядит чудом, как, зимуя в жарких странах, птицы догадываются, что пора возвращаться домой. Видимо, они тоже получают информацию от Солнца.

Удивительным способом приёма и передачи информации о том, где много цветов и можно собрать мёд, пользуются пчёлы. Это язык танца. Пчела, которая нашла цветущую поляну или липовую рощу, прилетает к своему улью и начинает «танцевать» в воздухе перед своими собратьями, которые наблюдают за ней. После чего весь пчелиный рой отправляется в «указанное» место за нектаром и пыльцой.

К сожалению, современный человек разучился воспринимать природные сигналы и понимать «язык» природы. Однако с давних времён люди изучают и используют «идеи» природы при создании различных технических устройств. Так, еще в XV веке великий итальянский учёный Леонардо да Винчи, изучив строение птиц, разработал проект летательного аппарата. Сегодня созданы совершенные навигационные устройства, средства локации, ориентации и связи, основанные на принципах, подмеченных в живой природе.

Передача информации в природе

Как передавали информацию в прошлом и о научных открытиях в этой области вы можете узнать из § 3.4 и § 3.5.
 
Самое главное

Человек постоянно участвует в действиях, связанных с приёмом и передачей информации.

Любой процесс передачи информации можно представить следующей схемой: источник информации => информационный канал => приёмник информации.

Телефон, телеграф, телевидение. Источники информации для компьютерного поиска — современные информационные каналы.

Современный человек разучился понимать «язык» природы. Однако с давних времён он наблюдает за природой и использует при создании различных технических устройств её «идеи», то есть информацию.

Вопросы и задания

1. Приведите пример обмена информацией между людьми. Что в вашем примере является источником информации, а что — приёмником?
2. Приведите пример источника информации и расскажите о нём.
3. Чем отличается источник информации от приёмника?
4. Является ли природа источником информации для человека? Приведите пример из собственной жизни.
5. Вспомните сказку А. С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына — царевича Гвидона:

                                                     … Шлёт с письмом она гонца.
                                                     Чтоб порадовать отца.
                                                     А ткачиха с поварихой,
                                                     С сватьей бабой Бабарихой
                                                     Извести её хотят,
                                                     Перенять гонца велят;
                                                     Сами шлют гонца другого …

Назовите источник информации, её приёмник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?

6. Какие источники информации использовали следующие персонажи сказок А. С. Пушкина:

1) царевич Елисей, искавший свою невесту;
2) злая мачеха, задумавшая извести свою падчерицу и доверявшая только одному источнику информации;
3) царь Салтан, чтобы узнать о дальних странах;
4) царевич Гвидон, чтобы узнать о диковинках:
5) царь Дадон, чтобы узнать о набегах врагов?

7. Определите источник и приёмник информации, а также характер (односторонний, двусторонний) передачи информации в следующих ситуациях:

1) школьник читает текст в учебнике;
2) бабушка читает письмо;
3) мальчик просыпается от звонка будильника;
4) разговаривают подруги: Таня и Лена;
5) учитель объясняет новый материал всему классу;
6) регулировщик управляет потоками машин и пешеходов;
7) человек читает объявление в газете:
8) завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков;
9) диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется;
10) вывешен знак, запрещающий проезд по улице;
11) мальчик получил пригласительный билет на ёлку.

8. Заполните таблицу:

  Носитель информации     Как его сделать источником   Вид воспринимаемой информации
  Книга     Снять с полки, открыть и читать     Зрительная
  Кассета     Вставить в магнитофон и включить восироизведение, слушать     Звуковая
  Запись на доске мелом  
  Фотография 
  Дискета

Босова Л. Л., Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса Л. Л. Босова. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 192 с. : ил.

Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки

©  Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский

При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов —
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.

Разработка — Гипермаркет знаний 2008-

Ждем Ваши замечания и предложения на email: info
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: ads

  • Пример завязки в сказке
  • Пример для подражания сочинение на немецком
  • Прилежный как пишется и почему
  • Приложение новые сказки магнит
  • Прилагаю как пишется прилагаю или правильно прилогаю