Наверх
Темы
- Выбор жизненного пути
- Как найти жизненный путь?
- Любовь как путь самопознания
- Как определить свой жизненный путь?
- Смысл жизненного пути
- Куда ведет жизненный путь?
- Возможен ли путь без ошибок?
- Каким путем человек идет к себе?
- Какие цели важны на жизненном пути?
- Что может исказить жизненный путь?
Аргументы
- И.А. Гончаров, «Обломов». Главный герой выбрал самый легкий жизненный путь — плыл по течению. Илья Обломов жил на скромные доходы от своего имения и ничего не предпринимал, чтобы улучшить свое материальное положение. Он довольствовался малым — тем, что судьба сама даст ему в руки. Илья Ильич мирился даже с грязной комнатой и небрежностью слуги, лишь бы ничего не делать. У него не было своих целей, интересов, а потому и перспективы его были туманны и призрачны. Барин проживал родительское наследство и все заботы перекладывал на плечи друзей и знакомых. Целыми днями герой просто дремал и грезил об уюте, комфорте и хороших воспоминаниях из прошлого. Все, что он хотел, уже у него было. Детство в Обломовке так и не закончилось для Ильи Ильича. Поэтому жизненный путь Обломова привел его к преждевременной смерти, ведь духовно он умер уже давно — когда перестал к чему-либо стремиться и остановился в развитии. Увы, самая легкая дорога судьбы всегда ведет в тупик.
- И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Определение своего жизненного пути — главный вопрос для каждого человека. И очень часто люди ошибаются, сводя свою судьбу к погоне за материальными ценностями. Так поступил и герой рассказа. Господин все отпущенное ему время потратил на обогащение. Он работал днем и ночью, мало общался с семьей и до пятидесяти лет ни разу не отдыхал. А когда он, наконец, собрался с мыслями и силами, его настигла смерть на острове Капри. Зачем же были все эти годы тяжкого труда, который ему даже не нравился? К чему он пришел? К тому, что родная дочь сторонилась его в отпуске, а жена постоянно ссорилась с ним? К сожалению, герой ошибся в выборе жизненного пути, посвятив его погоне за деньгами. Он неправильно расставил приоритеты, поэтому не нашел себя и своего счастья.
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Любовь помогает человеку понять себя и найти свою судьбу. Это доказывает пример из произведения «Капитанская дочка». Петр Гринев в свои 17 лет был еще недорослем, гонявшим голубей по двору и превращающим карту в воздушного змея. Отца не устраивала такая ситуация, и он отправил избалованного сына отбывать службу в суровые условия, где не было знакомств и связей, соблазнов и развлечений. Но именно там Петр нашел свою избранницу — дочь коменданта крепости. С этой любви началось становление его мужского характера. Он постоял за честь Марьи с оружием в руках, понял цену дружбы и суть предательства, научился прощать и проявлять благородство. Во время обороны крепости Петр думал о Марье и продемонстрировал всю смелость, решительность, силу духа. Чувства к ней заставили его в одиночку предпринять опасное путешествие и взять на себя ответственность за судьбу девушки. Можно с уверенностью утверждать, что Гринев познал себя в полной мере и раскрыл свои возможности благодаря своей любви к Марье, ведь она мотивировала его на настоящие поступки.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Жизненный путь Андрея Болконского пролегал через испытания и переосмысления себя. Герой определил его благодаря рефлексии и умению слышать свой внутренний голос. Первоначально он искал себя на военном поприще, думая, что его карьерная лестница начинается на передовой, где гибнут люди. Но собственный подвиг разубедил князя: он осознал, что напрасно повел солдат в грязную и кровавую схватку, где даже не решалась судьба его Родины. Зачем эта война? Для чего? Андрей почувствовал, что прежний кумир внушает ему омерзение, а былые цели ничего не значат. Вернувшись домой, он нашел применение себе в реформаторской деятельности, но и она не удовлетворила его духовные поиски. Он ощутил ее фальшь и никчемность. Также Болконский попробовал создать счастливую семью, но невеста обманула его ожидания. Тем не менее, на Отечественной войне он смог очиститься от желания мести и простить тех, кто сделал ему больно. Перед смертью он почувствовал высшее счастье и познал высшую мудрость. Очевидно, что Андрей шел к себе методами проб и ошибок на зов внутреннего голоса. Он умел признать свои ошибки и продолжать путь к истинным ценностям, которые безошибочно выявило его сердце.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Жизненный путь Пьера Безухова стал осмысленным тогда, когда герой смог расставить приоритеты и определить подлинные моральные ценности. Переосмысление жизни произошло у героя в плену, когда он проникся народной мудростью Платона Каратаева, который жертвовал собой ради людей и делал все, чтобы мир стал лучше. Именно эта философия помогла Безухову выстроить личные границы со светским обществом и идти к своим целям, несмотря на одобрение или осуждение кого-либо. Он стал самостоятельным человеком со своей миссией и идеологией, тесно связанной с историческим путем России. После возращения из плена Пьер создал идеальную семью, которая его во всем поддерживала, и занялся общественной деятельностью, которая отвечала его духовным запросам. Судьба России больше всего интересовала героя, поэтому он посвятил все силы ее политическому развитию. Таков был смысл его осознанного жизненного пути. Если вдуматься, мы все идем к этой цели, только разными дорогами.
- И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Жизненный путь всегда ведет человека к себе самому, к осознанию и принятию своей личности и индивидуальности. Главная героиня рассказа поняла это довольно рано. Ее поступки и мысли очень зрелые для ее возраста. В финале книги становится очевидным вывод, к которому она пришла, изучая литературу, религиозные обряды и философию. Героиня выбрала себе духовное призвание и приняла решение дистанцироваться от мирской суеты. Эти итоги не были случайным капризом. Она шла к ним поэтапно и давно. Девушка испытала себя любовью, прелестями светской жизни, научными доводами, роскошью, но ни один соблазн не подорвал ее доверие к себе и своему внутреннему голосу. Даже ночь наедине с избранником не заставила ее поколебаться и свернуть с дороги. Она отдавала себе отчет в том, что ее путь к себе возможен только в условиях религиозного очищения души, аскезы и духовного роста. Она стремилась только к одному — обретению лучшей версии себя.
- И.А. Бунин, «Темные аллеи». Жизненный путь нельзя пройти без ошибок, что доказывают судьбы героев рассказа Бунина. Давным давно Надежду и Николая связывали узы любви, но каждый из них в те переломные моменты совершил просчет. Николай влюбился несерьезно и разбил сердце девушки, когда женился на другой. Он совершенно напрасно обманул ее ожидания. А Надежда зря поверила в непостоянную любовь барина и загубила свою личную жизнь. После отношений с Николаем она уже не могла найти себе суженого и довольствовалась одиночеством, чтобы никого не ранить своим равнодушием. Никто из них так и не обрел счастья. Николая в супружестве ожидало лишь разочарование, а Надежда так и не завела семьи. Ошибка молодости была у каждого героя, есть она и у каждого человека, ведь тот, кто учится ходить, не может ни разу не упасть.
- А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Человек идет к себе путем, состоящим из проб и ошибок, взлетов и падений. По-другому просто нельзя, ведь изначально мы себя совсем не знаем и не понимаем, куда двигаться. Это доказывает пример Евгения Онегина. Герой вырос в светской суете столицы и изначально отождествлял себя с этим маскарадным образом жизни, где все не то, чем кажется. Но со временем Евгений пресытился игрушечным миром, все все страсти были неискренними и фальшивыми. Он покинул свет и стал деревенским затворником, чтобы хоть как-то изменить свою судьбу, пролить свет на свое предназначение. Впрочем, скука деревни и ограниченность ее жителей столь же быстро наскучили ему. Но в этих условиях Евгений смог проверить себя, пройдя через испытания любовью и дружбой. Оба результата показали, что ему необходимо проделать серьёзную работу над собой. Онегин отправился в путешествие по России, чтобы изучить свою натуру через призму новых впечатлений и открытий. И лишь в финале герой осознал свои истинные потребности и цели, но было уже поздно. Тем не менее, его дорога к себе может стать примером для читателя. Чтобы лучше разобраться в своем характере, необходимо выходить из зоны комфорта, испытывать себя, пробовать что-то новое, и тогда наше «Я» раскроется с разных сторон.
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Наиболее важные цели на жизненном пути точно сформулировал Евгений Базаров. Герой отдавал предпочтение труду и поиску собственного призвания. Он настаивал на том, что человек должен относиться к миру, как к сфере деятельности, как к полю, которое нужно возделать. Евгений считал, что люди не должны подстраиваться под существующие условия и обстоятельства, что в их силах все изменить и преобразовать к лучшему. Поэтому сам герой был погружен в научную деятельность, которая давала практические результаты и была наиболее полезна обществу. В отличие от сибаритствующего Аркадия, Евгений рано вставал и сразу же брался за работу. Его деятельный ум не уставал искать дело. Он помогал советами Фенечке, осматривал ее ребенка, а у себя дома принимал людей и лечил их. Конечно, категоричность в любви и в оценке искусства многих отталкивает от его идеологии, но главная ее суть верна и в наше время. Человек рожден для того, чтобы реализовать свой потенциал в труде, улучшающем мир и обогащающем цивилизацию, культуру, науку.
- А.П. Чехов, «Ионыч». Человека легко сбить с пути, и сделать это может, прежде всего, наше окружение. Не секрет, что общество очень сильно влияет на личность и способно исказить ее судьбу. Так произошло и с Дмитрием Старцевым. Герой переехал в захолустье, где ему предоставили место уездного лекаря. Сначала он презирал местных обывателей и продолжал стремиться к большему: изучал научные материалы, помогал пациентам новыми методами, хотел поднять уровень медицины в регионе. Однако со временем среда начала потихоньку опускать Дмитрия до своего уровня. Не найдя единомышленников и поддержки, он поневоле стал разделять образ жизни и мыслей того окружения, которое было. Рутина убила его амбиции, погасила огонь в глазах. И молодой мечтатель Дмитрий превратился в обрюзгшего Ионыча без целей и грез. Старцев жаждал принести пользу обществу, стать светилом медицины, а достиг лишь уровня посредственности, ищущей в работе только деньги. Его путь исказила социальная среда, в которой он не смог себя реализовать.
Сочинения по направлению Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Варианты сочинений для подготовки к итоговому сочинению
Сочинение на тему: Выбор жизненного пути
Каждый человек на своем жизненном пути постоянно стоит перед выбором. Ежедневно мы сталкиваемся с множеством различных ситуаций, которые вынуждают нас делать выбор, принимать то или иное решение, начиная с повседневных мелочей и заканчивая очень серьезными, важными шагами, которые отразятся на нашем будущем.
Как считают философы, что правильного выбора в итоге не существует, а от принятого решения зависят только последствия, к которым то, или иное решение человека приведет в будущем. Жизнь для того и дана человеку, чтоб прожить ее так, как человек чувствует. Очень важно лишь найти свой курс пути, по которому человек будет двигаться на протяжении всей жизни, и несмотря ни на что, все-таки найти свое предназначение в жизни.
В произведениях русской литературы множество примеров на тему постоянного выбора, с которым встречается человек в своей жизни. Основная тема романа Достоевского Ф. М. «Преступление и наказание» — это тема выбора. Родион Раскольников — герой произведения оказался перед непростым выбором: жить в нищете, либо в достатке, но пойти наперекор общепринятым моральным ценностям, переступив через свою совесть. Его сестре Дуне тоже предстояло сделать непростой выбор, от которого будет зависеть направление ее жизни. Дуне нужно было решить выходить замуж за нелюбимого мужчину, и тем самым осознанно обрекая себя на жизнь без женского счастья, ради того, чтоб вытащить свою семью из бедности, или же оставить все как есть.
Совершенный выбор зависит от интересов человека, его стремлений, мировоззрения на момент принятия решения. Я считаю очень важно всегда прислушиваться к голосу разума и своего сердца, отталкиваясь от своих индивидуальных качеств и от личных предпочтений. Еще, как мне кажется, нужно обязательно быть честным в первую очередь перед самим собой и с близкими тебе людьми. Не всегда в жизни все сразу получается, как хотелось бы, но не стоит отчаиваться из-за этого, а стараться достойно проходить все испытания посылаемые нам свыше. Необходимо воспитывать в себе доброту, честность, человечность, а трусость, злобу, гнев, уныние нужно в себе искоренять при малейшем проявление. Каждый из нас живёт всего один раз, поэтому каждый новый день нужно стараться прожить счастливо и достойно, а выбор – это не что иное, как фундамент для строительства чего-то нового, главное принимать решение, как ты этого чувствуешь.
Сочинение на тему: Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Каждый человек понимает, что жизненный путь – это череда печальных и радостных событий. Мы сталкиваемся с принятием решений каждый день. При этом перед нами ежеминутно возникают ситуации, в которых нужно сделать выбор, и как следствие, добиться результата. Некоторые вопросы настолько привычны, что мы не воспринимает их всерьез, по обыкновению находя выход (например, не оказалось на парте ручки, попросим у одноклассника). Но некоторые являются настоящей проблемой. В таком случае необходим особенный подход, требующий подключения разума. Например, тонущий человек просит о помощи. Его крик кого-то заставит в ту же минуту поспешить на помощь. Но кто-то может задуматься, засомневавшись в своей безопасности. Человека постигнут сомнения, но в любом случае выбор будет сделан. И так каждый день.
Чтобы уметь ориентироваться в ситуациях, принимать вовремя и своевременные решения, необходимо больше внимания уделять классической литературе. Произведения могут стать помощником в решении подобных ситуаций. В них найдется место поступку и добрых людей, и лидеров, которые являются разрушителями. Но именно на ошибках литературных героев мы можем проанализировать свое поведение, посмотреть на себя со стороны.
Ярким примером преданности дружбе, родной стране являются героические поступки Вани Солнцева из рассказа В. Катаева «Сын полка». Несмотря на то, что главный герой – ребенок, но он точно знает свою цель и каждый свой шаг, выбирая нужное решение. Он понимает, что от его поступков может измениться и зависеть дальнейшая судьба. Борясь с немцами, он гордо стоит на стороне русских. Это его серьезное решение и выбор. Участвуя в разведках наравне со взрослыми бойцами, он является примером для подражания силы духа и стойкости представителя русского народа.
Еще одним примером может послужить выбор главной героини рассказа А. И. Куприна «Олеся». Несмотря на свою любовь к рассказчику, она не может нарушить традиции семьи, пойти наперекор судьбе. Она отказывается от личного счастья, предпочитая оставаться в лесу.
Таким образом, каждый человек может ошибаться. Однако на любом жизненном этапе бывают ситуации высокой степени сложности, в которых нельзя действовать бездумно. От принятого решения может зависеть здоровье, жизнь другого человека. Но выбор зависит только от нас самих. И это неизбежно, потому что жизнь не стоит на месте. Происходящие в мире события требуют, чтобы мы реагировали на них, принимая то или иное решение, которое впоследствии окажет влияние на нашу дальнейшую жизнь. От собственной решительности и ответственности зависит исход будущих событий.
Сочинение на тему: Что значит идти дорогой чести
Многие народы мира ценят честь больше жизни. Шагать дорогой чести нелегкий труд, подразумевающий постоянную работу над собой, над своими принципами и над своим поведением.
Шагать дорогой чести необходимо еще смолоду. Честь хранить тяжелое бремя, которые могут нести сильные люди со здоровыми амбициями. Еще сотню лек назад свою честь отстаивала на дуэлях.
В наше время все больше дорожат своей репутацией. Честь позволяет отстаивать свои интересы, шагать выбранным путем не сбиваясь с него и не давая сделать этого другим.
Для того чтобы своя дорога чести была ярким примером для других необходимо определиться со своими жизненными принципами. Необходимо научиться отстаивать эти принципы и следовать им всегда. Для чести необходимо понять определение честности и ответственности, правдивости и добродушии.
Нужно научиться уважать чужую точку зрения и всегда отстаивать свою.
Во многих литературных произведениях затрагивается вопрос чести. Прекрасно раскрыта эта тема в произведение Пушкина «Капитанская дочка». Пушкин показал, как разные герои отстаивают свою честь, честь страны.
Затрагивает преданность своим принципам. Сейчас многие люди забывают о своем личном мнение и о своих интересах, многих интересует общественное мнение. Многие не понимают, что такое честь и не проявляют уважения к окружающим.
Мне нравится, когда муж отстаивает честь жены. Я уважаю политиков, которые шагают дорогой чести, отстаивая интересы страны и ее граждан, а не свои личные. Люди, ставшие, на такой путь получили воспитание, направленное на поддержание своих принципов и уважение мнения других людей.
Такое воспитание может спасти нацию от безнравственности, грубости и бесчестия.
Люди, отстаивающие свою честь интересны окружающим. Происходит это потому, что они полны решимости и смелости. Такие люди уверены в себе и в своих принципах.
Таких людей тяжело переубедить, а попытка обесчестить их может приравниваться к покушению на жизнь.
Выполнение своего долга перед родиной и остаивание чести прославило много героев и политиков. Если собрать воедино все подвиги русских людей, то можно сказать, что наша нация с легкость готова расстаться с жизнью отстаивая интересы, страны, граждан родных и свои личные. Каждый из нас может гордиться своими родственниками, друзьями или кумирами, которые, несмотря на трудности, отстаивают свою честь и подают этим прекрасный пример молодому поколению и своим соратникам, одногодкам и будущим поколениям, еще не проживающим на земле.
Сочинение на тему: Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Жизнь человека это дорога, путь по которому он идет всю свою жизнь. В начале пути нас ведут за руку родные и близкие люди, оберегая от бед. Приходит время и каждый встает перед выбором, какой дорогой идти дальше. Мы сами выбираем свой путь, и нам всегда верится что он правильный. Но пройти эту дорогу, не так уж и легко как кажется сначала. Ведь на нашем пути мы встречаем разных и не всегда похожих на нас людей. Одни помогают нам, делая нашу дорогу легкой и приятной. Другие могут сделать эту дорогу трудной и невыносимой, увести в сторону с выбранного пути.
И очень важно выбирая свой путь не ошибиться не только с дорогой, по которой пойдешь, но и с людьми, которые нас окружают. Поскольку от того, как и с кем мы пройдем эту дорогу под названием жизнь, зависит всё то, что нас ждет в пути, всё то к чему мы придем, весь итог нашей жизни.
Сочинение на тему: Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Покорение гор – это как покорение жизненных трудностей, преград. Издалека это может казаться невозможным, глупым, опасным и слишком тяжелым. Но стоит начать – остановиться будет невозможно! Потому что каждый шаг дает столько силы и энергии, столько новой, зарождающейся внутренней мощи, столько радости от того, что ты смог преодолеть еще несколько километров. Да, именно радость и увеличивающаяся с каждым новым шагом уверенность в себе. Потому что ты действительно можешь! Дорога возникает под шагами идущего. Запомните – трудности, как горы. Дорога в них тяжела и неудобна, но именно она делает нас сильнее, а жизнь необычнее. Для кого-то есть выбор – идти через трудности или нет, а для других подобная дорога становится дорогой, длинною в жизнь.
А бывают дороги-реки. И плывет человек вдоль русла рек по течению, не думая ни о чем, ничего не выбирая. И не знает, куда несет его эта река, он просто лежит на своем плоту и расслабляется. И вроде бы оснащен плот веслами, и карта навигационная прилагается, и даже, если суметь завести, двигатель прикреплен сзади. И можно отправиться по рекам, ручьям, морям в самые разные точки, в самые увлекательные путешествия. Но человек спит. И воля его слаба, чтобы включить двигатель, а тем более взять в руки весла. Несет его река куда-то, по течению. А потом смотрит человек по сторонам, и не может понять, как он оказался в месте, в которое приплыл. И почему так? И начинает судьбу обвинять в несправедливости. У кого река – это дорога, длиною в жизнь, пусть не боится взять в руки весла и грести туда, куда нужно ему. Можно довериться течению, но потом не стоит сетовать на судьбы за то, что оказался не там, где хотел.
Есть люди, для которых дорога жизни – это полёт! Бескрайнее небо, мягкие облака, и нет ограничений в направлениях. Свободные, как птицы, такие люди непривязаны ни к чему. Бурлящая радость и восторг кипит в их крови. Для них дом — это небо! Да что небо, весь космос, Вселенная! Они смотрят сверху на самые высокие горы, смотрят на развилки рек, на моря и океаны, и сами могут выбрать, где приземлиться, что посмотреть, что испытать. Они хозяева своей жизни, их выбор – это свобода! Такие люди осознали свою истинную Суть. Они неподвластны законам социума, маятникам и эгрегорам. Такие люди знают, что САМИ могут выбирать, как им жить. Когда-то многие из них так же карабкались в горы, некоторые спали на плоту, уносимому по течению реки, некоторые вообще никуда не двигались. Но один взгляд в небо… и щелчок внутри! И искрой по нервной системе! И огнем в крови! Вот он я – настоящий!
Каждый из нас рожден летать. Каждому из нас дан выбор дорог, по которым идти. Одни из них ведут в никуда, другие же направляются прямиком в небо. Какая дорога вызывает радость у тебя в груди? Какая заставляет сердце петь, а глаза гореть? Если тебе скучно и грустно, значит, ты плывешь по течению или свернул не туда. Остановись и выбери ту дорогу, которая тебя воодушевит, которая взрастит в тебе крылья, одарит всё более нарастающей невесомостью. И через некоторое время эта дорога выведет тебя к небу, и ты полетишь! Потому что именно полёт – это и есть истинная дорога. И именно к ней призваны вести все остальные дороги, длиною в жизнь!
Еще сочинения на тему: Выбор жизненного пути >>>
Примеры итоговых сочинений на тему
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.
→ Направления ИС.
→ Примерные темы.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?
Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.
Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.
Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.
В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?
Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться
придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.
Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым. По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким. Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.
Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.
В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Почему люди становятся преступниками?
Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.
Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог
воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.
Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.
Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?
Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,
провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.
Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.
Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?
Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.
Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.
Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё
предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.
Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.
- М.А. Булгаков «Собачье сердце». Необходимы ли нравственные критерии для проведения научных экспериментов? Основа сюжета повести — гениальный научный эксперимент и его трагические результаты. Профессор Преображенский, человек традиционной культуры, мыслитель и ученый, создает теорию о возможности развития человеческих качеств у животного путем пересадки ему человеческого гипофиза. С точки зрения науки это, несомненно, прогрессивная и почти фантастическая идея. Бездомному псу Шарику он пересаживает органы от скончавшегося пролетария Клима Чугункина, пьяницы, дебошира, необразованного человека. Эксперимент превзошел все научные ожидания, однако сознание очеловеченного Шарикова восприняло все пороки Чугункина: он крайне агрессивен, изрыгает грязные ругательства, невежественен и безнравственен. Благодаря своему «пролетарскому» происхождению он чувствует себя в новой действительности хозяином, присваивает себе право распоряжаться жизнями людей. Профессор и его ассистент Борменталь ужасаются произошедшему и возвращают Шарику его прежний естественный облик. По сути, Булгаков создал сатиру на грандиозный социальный эксперимент начала XX века в России. Создание нового человека, нового общества невозможно путем революции и насильственных изменений, предупреждает автор. Совершенствование человека должно быть эволюционным процессом. Насильственное и необдуманное вмешательство в природу общества может привести к катастрофе. Прогресс без нравственности несет человеку разрушение. И здесь возникает важный вопрос об ответственности ученого за вмешательство в природу — ведь Преображенский, решаясь на этот эксперимент, не смог представить его последствий. Он подверг опасности людей, находившихся рядом с ним. И на нем также лежит вина за появление Шарикова. В повести ошибку вовремя исправили — а в реальной жизни? Всегда ли человек науки помнит о нравственной ответственности за свои открытия? М.А. Булгаков напоминает о ней.
- В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Допустимо ли в борьбе за технический прогресс приносить в жертву судьбы людей? Сюжет повести основан на реальных событиях. Ради строительства ГЭС на реке Ангаре было принято решение затопить несколько окрестных деревень, выселив их жителей. Писатель рассказывает о том, какой трагедией обернулось это решение свыше для жителей этих мест. Все они прожили в Матере всю свою жизнь, здесь могилы их предков, родные избы, леса, в которых все знакомо до мелочей, все родное. Старухи сравнивают себя с деревьями, которые вырывают с корнем и пересаживают в другое место, пусть более комфортабельное — но не родное. Дарья, прощаясь с родной избой, убирает, моет и украшает её, словно собирает в последний путь. Неслучайно название деревни — Матера, возникают ассоциации с матерью — она действительно всем им мать, родная земля. И в финале повести остается открытым вопрос — все ли жители ушли из затопленной Матеры? Ведь кто-то собирался разделить ее участь и умереть на своей малой родине, оставшись с родными могилами навсегда…Но плутают в тумане на лодке проверяющие, и не находят ответа. В. Распутин размышляет над тем, допустимо ли ради прогресса и цивилизации разрушать судьбы людей? При каких условиях прогресс становится злом для человека? Трагическая история Матеры дает ответ на этот вопрос.
- Е.И. Замятин «Мы». О чем предупреждают человечество современные антиутопии? Антиутопия — особый жанр произведений, изображающих общество (или государство), которое, будучи основанным на идеальных представлениях о социальной жизни, в реальности воплощает негативные тенденции развития. В романе «Мы» героям предъявлено «математически выверенное счастье». Однако описание устройства общества и правила его жизни убеждают нас в обратном. Например, повествователь —строитель космического корабля говорит о том, что они понесут формулу этого счастья к другим населенным планетам и «заставят их быть счастливыми». Насильно принесенное счастье — разве может оно быть настоящим? В Едином государстве люди живут в условиях тотальной несвободы: начиная от обезличивания (люди—«нумера») и заканчивая регулированием рождения детей. Над всем довлеет фигура Благодетеля, которому люди доверяют свою жизнь, разум и чувства. Для тех же, кто выпадает из общего ритма механической жизни, существует «операция» по удалению фантазии — оказывается, этих людей много, неудовлетворенных механистическими законами тоталитарного государства. А значит, вопрос о возможности единого, одинакового и навязанного счастья для всех решается автором отрицательно. Трагедия главных героев это подтверждает: «заболев» любовью и жаждой свободы, строитель Д-503 подвергается операции и превращается в робота, не имеющего мыслей и чувств. Автор утверждает, что невозможно насильно сделать человека счастливым, и отсутствие свободы и творчества при любых достижениях прогресса ведет к искажению представления о нравственных идеалах. Неслучайно обществу Единого государства противопоставляются люди за «Зеленой стеной», сохранившие человеческие чувства и традиции, но оставшиеся за границами технологических достижений. Замятин не идеализирует их жизнь, однако всем ходом повествования доказывает, что научный и социальный прогресс без внимания к нравственной природе человека, к его душе, без базовых понятий свободы и права может привести к уродливым формам общественных отношений.
- Тургенев И.С. «Отцы и дети». Может ли технический прогресс быть абсолютной ценностью для общества и человека? Герой романа И. С. Тургенева — представитель «новых людей», считающих себя призванными изменить этот мир. Герой живет в момент социального перелома. Такие эпохи предполагают появление людей—разрушителей прежних устоев, нигилист Базаров именно из таких. Он последовательно отрицает все прежнее: традиции, устои, культуру, отношение к природе. Его девиз — «место расчистить» для построения нового общества на научных началах. Поэтому Пушкин для него —вздор, а «Рафаэль гроша медного не стоит». В жертву прогрессу приносится духовный и чувственный мир человека, гуманистические традиции. Тургенев чувствовал опасность подобного крайнего практицизма новых людей. Писатель убедительно показывает, что прогресс без духовной основы не принесет добра человечеству. Плачевные результаты деятельности «работников» по -базаровски в мастерской природы наблюдаем мы, люди XXI века. Тургенев гениально предвидел это. В романе писатель последовательно развенчивает убеждения Базарова и заставляет его на себе испытать и силу любви, и воздействие природы, заставляет увидеть в самом себе прежде всего человека. Как тепло звучат его слова о стариках родителях «таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Ущербность исключительно материального понимания прогресса в том, что, отрицая духовную жизнь, оно отрицает и нравственный принципы. Тургенев показывает, что любовь, природа, искусство — фундаментальная основа человеческой нравственности. Прогресс, не учитывающий этих основ — движение назад.
- И.А. Гончаров «Обломов». Роман И. А. Гончарова интересен наличием редкой в русской литературе пары героев-друзей. Образы Ильи Обломова и Андрея Штольца тем не менее противопоставлены друг другу, так как представляют полярные типы понимания смысла жизни. Обломов — апатичный барин, не желающий активно действовать в своей собственной жизни, типичный «обломок» прошлого. Штольц — новый человек, деятельный и прогрессивный, который мог бы участвовать в преобразовании жизни. Понимая прекрасную душу своего друга, Штольц всеми силами пытается вытащить его из привычного лежания на диване в активную жизнь. Знакомит с Ольгой Ильинской в надежде на то, что чувство любви возродит его друга, спасает его от мошенников, чуть было не завладевших его имением. Можно сказать, что Штольцу присущи очень хорошие душевные качества, это не бездушный накопитель капитала. Он переживает за жизнь друга и отчаянно пытается помочь ему, после смерти Обломова берет на воспитание его сына. Это символично: так автор показывает, что будущее России в руках таких, как Штольц. Гончаров не открывает читателю, чем конкретно занимается герой — мы знаем только то, что он «коммивояжер». Однако постоянно проводится мысль, что именно такая деятельная натура нужна России, чтобы встать на новый путь развития. При этом писатель подчеркивает, что любая прогрессивная деятельность должна быть проникнута нравственными основами, без внимания к человеческой душе прогресса быть не может. Неслучайно Ольга в замужестве за Штольцем иногда словно бы скучает, вспоминая какие-то душевные качества Обломова, которых лишен ее муж. Соединение богатого внутреннего мира со стремлением к прогрессу — вот в чем видит И.А. Гончаров будущее России.
- Р. Брэдбери «Все лето в один день». Что может потерять и что приобрести человечество, идя по пути технологического прогресса? Рассказ американского писателя—фантаста переносит нас на далекую планету в не менее далекое будущее. Человечество покорило космос и начало расселяться на других планетах Солнечной системы. Несомненный путь прогресса цивилизации налицо. Десант человечества на планету Венера обустроил ее, появились дети, школы, все как на Земле. Вот только …непрерывно льющий дождь. В течение семи лет. Дети, никогда не видевшие солнца, готовятся встретить его короткий приход: так пообещали ученые. Писатель показывает, как тягостно даже не видевшим другой природы людям существование в этих условиях. И вот появившееся солнце на два часа изменяет жизнь этих детей: они бегают по зелени беспрерывно растущих джунглей, наслаждаются теплом и светом солнца, кричат от восторга. Когда упала первая дождевая капля, одна девочка пронзительно и громко заплакала. Брэдбери описывает , как дети понуро идут к своему дому-подвалу, и руки у них бессильно повисли, и нет больше улыбок. Писатель дает нам понять, что, в какие бы далекие миры ни стремился человек за прогрессом, главное для нас — научиться беречь свою землю, потому что это наш дом. Переселяясь на другие планеты, человечество не найдет там того, что стало родным на Земле.
- Р. Брэдбери «Улыбка». Может ли прогресс нести опасность для мира? В рассказе-предупреждении Р. Брэдбери рисуется картина постапокалиптического мира. На планете после ядерной войны осталось уцелевшее поколение человечества. Оно живет среди страшных остовов фабрик, заводов, разрушенных домов. Объединяет этих людей одно: ненависть ко всему тому, что было связано с их прошлым. Люди задают себе вопрос: кто довел их до такого состояния? Ответ один: «орава идиотов, которая заправляла миром в прошлом». Писатель показывает мир, в котором результатом научно-технического прогресса стала деградация человечества. Это почти иллюстрация к словам Альберта Эйнштейна: «Я не знаю, с каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвертая … будет вестись палками и камнями». Праздником теперь становится возможность всем вместе разбить уцелевший чудом последний автомобиль, плевать толпой на произведение искусства. Брэдбери предупреждает об опасности прогресса, если цель его не духовное совершенствование человека, а стремление к доминированию на планете. Есть ли надежда у человечества избежать такого сценария? Брэдбери отвечает на этот вопрос образом мальчика, спасшего от публичного оплевывания и уничтожения клочок картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Именно о него мы слышим слова о красоте, ему не хочется участвовать в этом «празднике», не сдерживая слез, он бежит с площади, прижимая к груди спасенный кусочек красоты… Засыпая, мальчик крепко держит в руках клочок полотна — улыбку Джоконды и чувствует добро и свет, исходящий от нее. Своим произведением писатель призывает нас не отказываться от нравственных побуждений, традиций, искусства, душевных порывов. Прогресс существует для человека, но в погоне за ним важно не потерять себя и мир.
- А. Беляев «Человек-амфибия». Может ли научно-техническая революция изменить природу человека? Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, доктор Сальватор, пользуясь достижениями науки и своими открытиями, спасает неизлечимо больного индейского мальчика, проводя уникальную операцию. Он пересаживает ему жабры акулы. Теперь страдавший пороком дыхательных путей Ихтиандр может жить под водой и выходить на сушу на непродолжительное время. Так он может находиться среди людей, что ему необходимо. Что это, как не изменение природы человека, его физических параметров, благодаря научному прогрессу? Однако человек существо социальное и духовное. Помимо физического тела он обладает целым рядом психологических и эмоциональных особенностей. Сальватор воспитал Ихтиандра как собственного сына и передал ему свои нравственные ценности, такие как благородство, способность на сильные чувства, сострадание к слабым, мужество. Любовь к Гуттиэре показала герою, что он живет и чувствует, как обычный человек, несмотря на полученные благодаря операции способности. Поэтому можно сказать, что научно—технический прогресс, изменяя в чем—то физическую природу человека, не воздействует на его ментальную сущность, оставляя каждому его индивидуальный характер и эмоциональную сферу.
- Н.Г. Чернышевский «Что делать?». Может ли мечта быть двигателем прогресса? Н.Г. Чернышевский утвердительно отвечает на этот вопрос. Героиня романа Вера Павловна мечтает помогать женщинам честно трудиться и правильно обустраивать свой быт. Она организовывает швейную мастерскую для работниц, находящихся в сложном материальном положении. Если учесть, что роман написан в конце XIX века, когда в России положение женщины было сложным, можно оценить поступок Верочки как мужественный. Уже сама мысль о возможности создания такой мастерской была новаторской. Героиня, воплощая свою мечту, устраивает справедливое распределение прибыли между всеми работницами. При этом экономически предприятие себя окупает благодаря новым станкам и орудиям производства. Это позволило заменить ручной труд машинным. Работницы смогли обеспечивать себя, получать образование, жизнь их стала более достойной. Так Чернышевский показывает, что мечта становится двигателем прогресса, так как помогает организовать новые формы трудовых отношений, несомненно, новаторские и передовые.
Дополнительный материал к направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»:
- Литература
- Темы
- Цитаты
Материал для подготовки к итоговому сочинению
- 5 направлений итогового сочинения 2021-2022
- Как писать итоговое сочинение?
- План (структура)
- Алгоритм написания
- Клише для итогового сочинения
- Критерии оценивания от ФИПИ
ПОДЕЛИТЬСЯ
Дороги, которые мы выбираем 5 примеров готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе на данную тему для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.
Итоговое сочинение на тему дороги которые мы выбираем
Каждый из нас ищет дорогу, которая приведет его к счастью и гармонии с собой. Для этого мы выбираем профессию, спутника жизни, город, увлечения. Кто-то находит стимул в погоне за богатством, но теряет себя на кривой дорожке. Кто-то идет по тропе чести и честности и приходит туда, куда нужно. Кто-то плывет по течению и не получает удовлетворения от этого прозябания. У каждого свой маршрут, и от его определения зависит все. Литературная классика учит нас ответственно подходить к решению своей судьбы.
Вспомним повесть А.И. Куприна «Олеся». Героиня прекрасно знала, к чему приведут ее отношения с добрым, но слабовольным мужчиной. Она — лесная отшельница, он — городской писатель со статусным происхождением. Разве могут они быть вместе? Олеся обладала способностью видеть будущее и здравым смыслом, поэтому предполагала, что роман будет ярким, но коротким и трагическим. Она могла бы избегать своего рокового искусителя и победить эту страсть, однако она приняла любовь без иллюзий и без ропота. Ее путь был прямым и честным: она испила чашу эмоций до дна и не пожалела себя, ведь приобретенный опыт был уникален и необходим ей для дальнейшего личностного роста. Олеся, в отличие от Ивана, понимала и принимала все последствия их связи: неприятие общества, отторжение семьи, слабость Ивана, совсем не готового к таким жертвам. Поэтому она отказалась от брака, чтобы не обременять своего возлюбленного и оставить в его судьбе только отпечаток счастья. Это горькое и трудное решение для женщины, но оно было честным, прямолинейным и мудрым. Дорога, которую выбрала Олеся, полна препятствий, но она ведет ее по индивидуальному маршруту к ее собственному видению счастья и гармонии. Не приняв навязанную обществом патриархальнее модель, она осталась свободной и самодостаточной.
Достоин уважения и выбор героини в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник». Она узнала о прелестях мирской жизни, испытала страсть и любовь, но предпочла духовное призвание типичной патриархальной модели семьи. Избранник желал навязать ей это видение жизни и набор социальных ролей того времени: жена, мать, хранительница очага. Но девушке это не было близко. Она мечтала о высшем предназначении, которое так искала в мудрых книгах, на лекциях, в храмах. Не зря же она получала образование, занималась религиозными практиками и углублялась в чтение. Применения себе и своим знаниям в рамках традиционного брака она не нашла. Поэтому героиня покинула свою роскошную квартиру, красивого и богатого кавалера, светскую жизнь. Ее дорога была индивидуальной и вела к ее собственной модели счастья, которая была создана ею для себя одной. Это гораздо честнее, чем подстраиваться под общепринятые каноны, не приняв их душой.
Таким образом, дороги, которые мы выбираем, должны вести нас по пути саморазвития к счастью и гармонии с миром и собой. Важно найти маршрут, который отвечает нашим духовным потребностям и мировоззрению. Не стоит слепо идти туда, куда нас зовут все. Лучше слушать внутренний голос.
Сочинение №2
Дороги жизни бывают разные. И, наверное, каждый задумывался, как найти свой путь? Делать хорошие дела, или пакостные, быть добрым, по отношению к окружающим, или быть бездушным. Помочь нам сделать правильный выбор может художественная литература.
О нахождении жизненного пути рассуждал А.С. Пушкин в своем произведении «Капитанская дочка». В этом романе жизненный путь Петра Гринева лежит через препятствия и испытания. Родители дали ребенку изначально должное воспитание: отец дал понятия о чести и достоинстве военного, а мать воспитывала в нём чувства сострадания и милосердия. Для закалки характера Петра отец отправил сына в Белогорскую крепость.
Благодаря жизненным трудностям из задорного мальчишки, который всё свое беззаботное, но веселое детство гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми ребятами, он стал мудрым, добродушным, честным, справедливым и смелым мужчиной. Еще по дороге к месту службы Гринёв по своей неопытности проиграл сто рублей, но долг он отдал, потому что был человеком чести. В Белогорской крепости Петр полюбил Марью Ивановну. Когда о его чувствах узнал Швабрин, то начал всячески наговаривать на девушку. Гринев решил защитить честь возлюбленной и назначил Швабрину дуэль.
Во время обороны крепости Петр проявил смелость, решительность и самоотверженность. Гринев остался верен своей присяге, когда Пугачев предложил Петру перейти на его сторону. Достойно преодолев все испытания судьбы, проведя работу над собой, Пётр Гринёв повзрослел духовно, обрел житейскую мудрость, нашел своё предназначение и свой жизненный путь. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» рассуждал о том, как его герой не нашел свой жизненный путь. Господин — состоятельный человек. Богатство и деньги имеют самую главную значимость в его жизни, ведь тогда можно будет купить всё. Только толстый кошелёк Господина не дал возможности ему испытать настоящих, искренних человеческих чувств. На протяжении всего произведения автор не называет имени господина, тем самым хочет сказать, как личность его больше не существует, ведь жажда богатства овладела им полностью.
Господин вместе с семьей отправляется в путешествие на корабле Атлантида. Я думаю, автор не случайно назвал судно именно так, как символ погибшей цивилизации, ведь, как известно, остров ушел под воду за одни сутки. Иван Алексеевич этим названием обозначил своё отношение к выбранному жизненному пути героя.
Отправившись в путешествие, никто не предполагал, что судьба так распорядится с героем. Прямо на корабле его настигает внезапная смерть. А вместе с ним умирают и его состоятельность и значимость в обществе. Смерть Господина обременяет окружающих. Хозяин отеля не разрешает перевозить тело в комнате, и во избежание плохой репутации отеля его перевозят в тёмном трюме, положив в ящик из-под напитков. Семья не скорбит о потере кормилица. После его смерти все относятся к нему как к вещи, без души, без должного уважения.
Жизнь Господина прошла зря: в погоне за богатством и роскошью, он забыл о настоящих ценностях, забыл жить. Герой не обрел своего пути: он не ставил перед собой никаких целей, не хотел заглядывать к себе в душу, проводить работу над собой.
Мы сами творцы своего будущего, и каким оно будет, зависит только от нас. Найти свой путь можно благодаря долгой кропотливой работой над самим собой. Самое главное не сойти с этого пути и идти к своей цели, невзирая на преграды, которые будут встречаться на пути.
Сочинение №3
Каждый из нас ищет свою дорогу, ту, которая станет единственно верной на пути к счастью и гармонии с самим собой. Мы постоянно делаем выбор: профессия, место проживания, вторая половинка, увлечения. Одни, мечтая о материальном благосостоянии, теряют нравственный облик и скатываются в пропасть. Другие же живут, руководствуясь принципами чести и совести, и верно и уверенно идут к намеченной цели. Третьи ничего не предпринимают, идут по жизни так, как придется, куда кривая выведет. У каждого своя дорога, и от того, какой маршрут мы выберем, зависит многое, точнее сказать, зависит все. Литературные произведения дают богатый опыт и учат нас подходить к важным судьбоносным выборам ответственно.
Тема выбора жизненного пути поднимается в повести Александра Ивановича Куприна «Олеся». Героиня, молодая и красивая девушка по имени Олеся, с самого начала прекрасно понимают, куда заведут ее отношения с Иваном Тимофеевичем, добрым, но слабохарактерным молодым человеком. Их происхождение изначально прокладывает между ними огромную пропасть: писатель, дворянин и лесная отшельница без роду и племени. Могут ли они быть вместе? Этот вопрос даже не требует ответа! Олеся знала свое будущее наперед: короткий и яркий роман с трагическим концом. Девушка могла бы отказаться от чувств, прекратить всякое общение с молодым человеком, но не сделала этого. Олеся испила эту горькую чашу до дна. Ее путь был честным и прямым. Девушка ни о чем не жалела. В отличие от Ивана она не питала иллюзий и отказалась от брака, который обоих сделал бы только несчастными. Для любой влюбленной девушки такое решение будет трудным. Не исключение и Олеся. Но она смогла отказаться от чувств. Олеся не приняла ту патриархальную модель, которую диктовало общество, и так и осталась лесной жительницей, свободной и самодостаточной. Она не изменила себе, пусть даже и путем такой жертвы.
Подобную тему затрагивает и Иван Алексеевич Бунин в рассказе «Чистый понедельник». Героиня, у которой нет даже имени, узнав все прелести мирской жизни выбрала духовное развитие. Ее избранник видел в ней жену, мать, хранительницу домашнего очага, девушка должна была жить по заранее известному сценарию, давно заведенному и нерушимому. Но это была не ее мечта, не ее жизнь. Ей хотелось иного. Героиня получила образование, увлекалась чтением, искала ответы на мучившие ее вопросы в лекциях, глубоких книгах, в посещении церковных служб. Традиционный брак загнал бы ее в жесткие рамки. Поэтому она не решила ничего лучше, чем уйти в монастырь. Именно в такой жизненной модели она видела свое личное счастье, свой путь. Так она осталась честной перед избранником и перед собой.
Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что дорога, на которую мы встаем, должна вести нас к развитию, к счастью и внутренней гармонии. Самое главное в жизни — найти такой маршрут, который удовлетворяет нашим духовным потребностям, в котором нам комфортно и не приходится себя ломать. Важно слушать свой внутренний голос, а не слепо подчиняться общепринятому мнению. Все мы разные. Каждому нужно свое.
Сочинение №4
Человек с раннего детства вынужден принимать определенные решения. В малом возрасте это может касаться того, с какой игрушкой поиграть, с кем подружиться, какую сказку прочитать на ночь или кем стать в будущем. Подобные решения являются определяющими моментами нашего взросления и формируют дальнейший жизненный путь. У кого-то он складывается очень просто и понятно, а кому-то придётся петлять в поисках своего счастья. В любой случае, каждый человек индивидуален. Он проживает уникальную жизнь, которой больше ни у кого нет.
Осознавать свой путь человек начинает ещё в раннем возрасте, а именно тогда, когда у него формируются привычки, желания и предпочтения. Безусловно, возраст оказывает влияние на характер и привычки людей, однако у каждого имеются особые черты, которые присущи лишь ему. Окружение оказывает сильное воздействие на выбор нашего жизненного пути. Оно способно подталкивать на определенные решения, однако не определяют их. Многие талантливые известные люди жили в очень тяжелых условиях, однако, несмотря на сложную ситуацию, смогли пробиться и получить заслуженное уважение. У людей, которые растут в «тепличных» условиях, наоборот, часто наблюдается ситуация, когда они не могут ни в чём проявить себя.
Самое главное в жизненном пути – не сходить с него, а идти к своей цели, невзирая на преграды, которые обязательно будут вам встречаться. Каждому человеку предстоит проходить свой индивидуальный путь, совершая при этом ошибки. Только на собственном опыте человек может обрести житейскую мудрость. Не имеет значения, самостоятельно ли мы выбираем свой путь, либо это делает кто-то за нас. Главное, чтобы нам хватило сил для того, чтобы пройти его достойно.
Когда речь касается выбора пути, люди преимущественно задумываются о дальнейшей карьере, однако это касается и того, каким человеком вы станете. Наша жизнь не заключается исключительно в профессии либо профессиональных отношениях. Важно всегда оставаться человечным, быть добрым, весёлым, отзывчивым и так далее. Хороших мест работы существует бесчисленное количество, а вот хорошие люди встречаются не часто в современном мире. Обучиться профессии можно сравнительно быстро, однако чтобы быть хорошим человеком требуются годы правильного воспитания.
Сочинение №5
С самого раннего детства человек имеет свойство выбирать то, что ему по нраву. С чем играть, что есть, с кем дружить и на кого учиться. Кто-то идет по своей дороге всю свою жизнь, не имея резких поворотов. Однако, многие до конца своих дней предпочитают сворачивать с пути, разыскивая что-то новое и неизведанное. Все эти варианты выбора жизненного пути можно отнести к дорогам и предпочтениям, которые мы выбираем.
Для полного раскрытия вышеупомянутой темы хотел бы обратиться к произведению Ивана Алексеевича Бунина «Господин из Сан-Франциско». Особенностью данного произведения является отсутствие имени у главного героя. Автор обосновывает это тем, что ни в одной из стран, которые он посетил «его не запомнили». Главный герой представлен читателю как господин пятидесяти восьми лет, который решил отблагодарить себя за труд путешествием с семьей, протяженностью в два года.
Единственной целью, над которой господин работал всю свою жизнь стало явью. Огромное материальное состояние дало безымянному герою роскошную жизнь, лишь материальные потребности могли удовлетворить господина. Однако, представление об идеальном отдыхе, о котором он так мечтал не совпало. Плохая погода и укачивание в море, дали понять, что ощущения совсем не такие, какие он себе представлял. По прибытию в Италию главный герой увидел насквозь проплесневевшие, накинувшиеся друг на друга домики. Даже испорченную версию своего отдыха главный герой так и не смог воплотить. Он погиб в самом начале своего долгого путешествия, лишь цепляясь за реальность жизни.
Именно этим произведением автор хотел показать, что главный герой выбрал вовсе не ту дорогу, которую стоило бы выбирать. По мнению автора настоящее счастье заключается в нематериальных ценностях. Вся скупость главного героя заключалась в его мании заработка денег. Идея, которая дала бы «дышать полной грудью» так и не воплотилась, судьба так и не дала ему потратить свой капитал, к которому он следовал и работал всю свою жизнь.
В качестве второго аргумента хотел бы привести произведение Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери». В этом произведении автор показывает низшее качество человека, такое как зависть. Один из главных героев- Сальери, крайне завидовал Моцарту. Однако, Моцарт ничего не подозревая, был добр к своему товарищу. Главная развязка трагедии хорошо описана в финале. Несмотря на то, что Моцарт пишет реквием Сальери. Тот все-таки подсыпает ему яд в бокал шампанского. Из-за чего Моцарт вскоре погибнет. Перед своей смертью произнося важные слова «Гениальность и зло, не совместимы»
Данное произведение прекрасно показывает дорогу человека ради своей славы. Автор воплощает одну из самых серьезных «раковых опухолей» в характере главного героя, а именно зависть. Из-за чего человек, пострадавший от этой зависти лишается жизни.
Рассматривая данные произведения, можно убедиться в том, что человек выбирает исключительно свои дороги развития. Это можно наблюдать в произведениях, которые были приведены выше. Каждый человек способен идти по любому пути развития ради своего результата. Человеческие дороги могут нести за собой как хороший контекст, так и серьезные последствия.
Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:
-
Аргументы дорога к счастью и дорога к себе итоговое сочинение 2021-2022
-
Примерные темы итогового сочинения 2021-2022 ЕГЭ по литературе