Пример егэшного сочинения по русскому

Чтобы не возникало сложностей и двусмысленностей с формулировкой проблемы, попытайтесь придать ей вид вопроса.и хоть разновидности проблем могут звучать по-разному

p17 knopka1 knopka4

Чтобы не возникало сложностей и двусмысленностей с формулировкой проблемы, попытайтесь придать ей вид вопроса.

И хоть разновидности проблем могут звучать по-разному из года в год, основной список тем-проблем для сочинения на ЕГЭ по русскому звучит одинаково:

  • проблемы нравственного, этического характера, добродетели и морали;
  • проблемы отношений отцов и детей (поколений);
  • проблемы культуры и искусства;
  • проблемы чтения, языка и речи;
  • проблемы любви (не в узком, а в широком смысле слова);
  • проблемы войны, героизма и патриотизма;
  • проблемы экологии, природы, животного мира;
  • проблемы философского характера: истинной любви и дружбы, чести и верности и пр.

Темы для подготовки к ЕГЭ по русскому не меняются уже много лет, нарочно обходя острые и спорные проблемы: политику, внешнюю экономическую торговлю, дискриминацию (по полу, национальности или убеждениям), религию.

Хотите быть готовыми к быстрой и грамотной формулировке мысли на определенную тему? Нужно тренироваться. Каждый день делайте пометки (в тетради или на телефоне) на одну из перечисленных проблем: что вы думаете об истинной дружбе, кто мог бы быть вашим героем и почему, что такое предательство.

А сейчас перечислим для вас список тем для сочинения ЕГЭ по русскому в рамках отдельных вопросов.

Возможные темы сочинений к ЕГЭ по русскому

Проблема Темы
Проблема человека и природы Как деятельность человека влияет на природу? Как нужно относиться природе? Почему природа важна для человека? Должен ли человек беречь природу? Как природа влияет на человека? Чем плохо потребительское отношение к природе? Зависит ли человек от природы? Почему человек часто не видит в природе прекрасного? Как природа может вдохновить человека? Как проявляется разрушающая сила природы? Почему нужно жить в гармонии с природой? В чем проявляется красота природы?
Проблема человека и животных Почему человек должен заботиться о животных? Почему бездомные животные вызывают чувство сострадания? Как люди должны относиться к своим питомцам? Все ли люди любят животных? Почему человек так часто жесток по отношению к животным? Что заставляет человека убивать животных? Может ли животное быть полезно человеку? Всегда ли человек разумнее животного?
Отношения в семье, детство Как семья влияет на формирование личности ребенка? Есть ли что-то сильнее материнской любви? Как проявляется забота родителей о своих детях? Почему родители строги с детьми? Что влияет на процесс формирования детского мировоззрения? Всегда ли материнская любовь идет во благо? Как воспитание отражается на будущем человека? Должны ли дети бросать своих родителей? Какая атмосфера должна быть в семье? Влияют ли отношения в семье на характер ребенка? Почему родители должны быть честны с детьми? Почему случаются конфликты «отцов» и «детей»? Что значат для человека детские воспоминания? Всегда ли детство можно назвать самой счастливой порой?
Красота и богатство русского языка Что значит для человека родной язык? Почему нужно беречь русский язык? К чему приводит безответственное отношение к родному языку? Как сохранить красоту русского языка? Почему молодежь пренебрегает правилами русского языка? В чем состоит богатство русского языка?
Школа, учителя, книги Почему человеку важно получить хорошее образование? Как школа участвует в формировании личности ребенка? Чем важны школьные уроки? Почему нужно помнить своих учителей? Каждого ли учителя можно назвать хорошим? Каким должен быть настоящий учитель? Почему человек должен стремиться к знаниям? Чем плохо нежелание учиться? Какие последствия имеет работа некомпетентного педагога? Почему человек должен читать книги? Как книги влияют на мировоззрение человека? Какое место в жизни человека должно занимать чтение?
Внутренний мир, нравственные качества человека О чем может сказать внешность человека? Всегда ли красивый внешне человек прекрасен внутренне? В каких ситуациях проявляется характер человека? Какие внутренние качества человека можно считать правильными? Каков по-настоящему богатый внутренний мир? Почему люди совершают безнравственные поступки? Можно ли чем-то оправдать предательство? Почему люди встают на путь духовной деградации? Как проявляется малодушие? Какого человека можно назвать черствым, бессердечным? К чему приводит человеческая жестокость? Почему происходят внутриличностные конфликты? Может ли нравственный человек изменить своим принципам?
Дружба Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться? Почему происходят ссоры между друзьями? Почему дружба не терпит предательства? Какого человека можно назвать настоящим другом? Могут ли друзья быть соперниками?
Любовь Какова настоящая любовь? Как нужно относиться к человеку, которого любишь? Всегда ли любовь бывает счастливой? Что может совершить человек во имя любви? Чем опасна безответная любовь? Все ли можно простить любимому человеку?
Социальные проблемы Как нужно относиться к бедным? Почему следует помогать бездомным? Всегда ли можно доверять власти? Как проявляется проблема чинопочитания? Почему богатые могут управлять судьбами бедных? Почему процветает преступность? Можно ли чем-то оправдать воровство? Что может сделать человека пьяницей? Всегда ли бедные виноваты в своем материальном положении?
Воспитание Какого человека можно назвать воспитанным? Будет ли воспитанный человек грубить или хамить? Почему человек должен быть отзывчивым? Кто дает человеку воспитание? Почему важно уважать окружающих? Должен ли человек быть вежливым?
Искусство в жизни человека Всегда ли талантливого человека замечают? Что дает человеку искусство? Как музыка влияет на человека? Можно ли через искусство выразить то, что нельзя передать словами? Что значила для людей музыка в военное время? Всегда ли гениальные люди живут счастливо? За что люди любят искусство? Как искусство помогает человеку?
Военное время Почему в военное время героизм был обычным делом? На что готовы люди, любящие свою Родину? Какого человека можно назвать патриотом? Как проявляется ложный патриотизм? Имеет ли смысл гуманное отношение к неприятелю? Почему война — горе для каждой семьи? Почему мы должны помнить героев войны? Как человечество хранит память о Великой Отечественной войне?

Рекомендации от преподавателя, который подготовил 59 стобальников в прошлом году. Всё, что нужно знать для написания сочинения ЕГЭ на максимальный балл.

Примеры на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения по русскому языку и литературе.
Примеры жестокости из литературы для аргументации собственной позиции в сочинении.

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из романа «ТИХИЙ ДОН» М.А. Шолохова

Пример 1. Жестокость к сопернице (АКСИНЬЯ)

Прилив бешенства вызывает в ней приход Натальи с просьбой оставить Григория. Аксинья глумится над Натальей, по-бабьи мстит ей за то, что та принесла ей несчастье, выйдя замуж за Мелехова. Наталью она воспринимает как лютого врага, безжалостно и больно бьет ее жестокими словами. «Ты-то нужна ему? Глянь, шею-то у тебя покривило! И ты думаешь, он позавидует на тебя? Здоровую бросил, а на калеку позавидует? Не видать тебе Гришки! Вот мой сказ! Ступай!» Аксинья «лютовала, защищая свое гнездо, за все прежнее разила теперь» — и за новые морщины, и за свои бессонные ночи. 

Пример 2. Жестокий человек (КОРШУНОВ)

Коршунов Дмитрий Миронович — персонаж романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», друг-одногодок Григория Мелехова, его шурин, брат Натальи. Его отец — Мирон Григорьевич Коршунов — престарелый казак.

Служил Коршунов Войску Донскому в карательном отряде исправно и усердно, произвели его в вахмистры, а затем в подхорунжий. За время службы в отряде он располнел и раздобрел. Офицерского чина добивался он не геройством. Здесь ценили другие качества. «…А качеств этих у Митьки было хоть отбавляй: не особенно доверяя казакам, он сам водил на расстрел заподозренных в большевизме, не брезговал собственноручно, при помощи плети или шомпола, расправляться с дезертирами, а уж по части допроса арестованных во всем отряде не было равного, и сам войсковой старшина Прянишников … говорил: «Нет, господа, как хотите, а Коршунова превзойти невозможно! Дракон, а не человек!.. Из-под Митькиных рук еще не один осужденный живым не вставал…»

Жестокость, свойственная натуре Коршунова, чудовищно возросла в карательном отряде. «…Там, где уставший от крови и чужих страданий неврастеник-офицер не выдержал, — Митька только щурил свои желтые, мелкой искрой крапленные глаза и дело доводил до конца».

Таким стал Коршунов, попав в карательный отряд войского старшины Прянишникова, таким явился он в родной хутор.

Тая злобу на Мишку Кошевого («Батю убили, деда убили, а я бы с ними христосовался?»), Коршунов собственноручно вырезал всю его семью, за что Мелеховы не пустили его в дом. Осудила Митьку и Ильинишна, мать Григория Мелехова. «Разве ж это казацкое дело — казнителем быть, старух вешать да детишек безвинных шашками рубить?!..» Отвернулась от него и сестра. Уехал Коршунов с хутора.

Пример 3. Жестокость (ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ, ЧУБАТЫЙ)

В сотне Григория появляется новый урядник по прозвищу Чубатый, казак непомерной силы и жестокости. Его боятся кони, он и сам признает, что сердце у него «волчиное». Чубатый учит Григория не жалеть человека: «Поганый он, человек… Нечисть, смердит на земле, живет вроде гриба-поганки».

Урядник преподносит Григорию и другим казакам наглядный урок извращенного бессердечия. Вызвавшись отвести пленного в штаб, через несколько сотен метров Чубатый без всякой причины страшным ударом рассек его надвое. Григория эта ненужная жестокость потрясла.

Также Григорий относился жестоко к своей жене, жестоко сказал, что не любит ее.

Пример 4. ДАРЬЯ МЕЛЕХОВА

Утрата нравственной чистоты, внутренняя опустошенность приводят Дарью к откровенному цинизму и жестокости. Долго не могут Мелеховы простить Дарье убийство беззащитного, забитого до полусмерти Ивана Алексеевича Котлярова.

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из рассказа «КОНАРМИЯ» И.Э. Бабеля

Пример. ТРУНОВ

ТРУНОВ ПАВЕЛ — персонаж цикла рассказов И. Бабеля «Конармия», командир эскадрона Первой Конной. О нем рассказано от имени Лютова в новелле «Эскадронный Трунов».

Трунов жесток и «заводил всегда с пленными нескончаемую канитель». Лютов рассказывает о ссоре с ним по этой причине.

Эскадрон взял однажды в плен десять поляков. «Они были в нижнем белье, когда мы их брали. Куча одежды валялась возле поляков, это была их уловка для того, чтобы мы не отличили по обмундированию офицеров от рядовых… но Трунов решил добыть истину».

«Офицера, выходи!» – скомандовал он, подходя к пленным, и вытащил револьвер. Один из пленных вышел вперед со словами: «Край той войне, вси офицер утик…» Показывая эскадронному свои руки, поляк, рыдая говорил, что этими пятью пальцами он вырастил свою семью. «Старик задохся, закачался… и упал перед Труновым на колени». Эскадронный решил делать пробу одежды. «На кого придется — тому крышка». Он «выбрал из кучи тряпья фуражку с кантом и надвинул ее на старого». «Впору», – пробормотал Трунов и всунул пленному саблю в глотку».

Лютов стал составлять список оставшихся пленных, казак Андрюшка Восьмилетов ему помогал, подводя каждого поляка к Лютову. Напуганные «пленные выли и бежали от Андрюшки, он гнался за ними и брал в охапку…».

Лютов «кое-как записал восемь человек, номера их частей, род оружия и перешел к девятому». Девятым был юноша «в триковой фуфайке и в егеревских кальсонах».

Андрюшке Восьмилетову его кальсоны показались подозрительными, и он «спросил строго:

— Откуда сподники достал?

— Матка вязала, – ответил пленный…

— Фабричная у тебя матка, – сказал Андрюшка, – наш брат таких не нашивал…

 Он хотел уже отвести девятого пленного к остальным, но Трунов с двадцати шагов разнес юноше череп выстрелом из карабина. 

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из рассказа «ШИНЕЛЬ» Н.В. Гоголя

Пример. Жестокость по отношению к слабому (АКАКИЙ АКАКИЕВИЧ БАШМАЧКИН)

Сослуживцы и даже департаментские сторожа относятся к Акакию Акакиевичу пренебрежительно. Молодые чиновники нарочно толкают его и сыплют на голову бумажки. Акакий Акакиевич же никак не реагирует на подобное обращение, как-то бесчувственно занимаясь своим постоянным делом — переписыванием бумаг. «…Это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены».

Один из таких эпизодов произвел столь сильное впечатление на молодого человека, недавно начавшего служить и по примеру прочих также пошутившего над Башмачкиным, что он вдруг осознал всю жестокость и низость происходящего. «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». 

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из романа «ДОКТОР ЖИВАГО» Б.Л. Пастернака

Пример 1. ПАВЕЛ АНТИПОВ (СТРЕЛЬНИКОВ)

Павла не покидает ощущение, что за ними подсматривают, что они не одни, и с ними незримо присутствует кто-то третий. «За эту ночь, продолжительную как вечность, недавний студент Антипов… побывал на верху блаженства и на дне отчаяния. Его подозрительные догадки чередовались с Лариными признаниями. Он спрашивал, и за каждым Лариным ответом у него падало сердце, словно он летел в пропасть. <…> Утром он встал другим человеком, почти удивляясь, что его зовут по-прежнему». С этой ночи и началось перерождение веселого, смешливого и доброго Павла Антипова в желчного и жестокого Стрельникова.

Стрельников — личность противоречивая. С одной стороны, он жесток и беспощаден, с другой — не потерял еще интеллигентности и человеколюбия. Разговор с доктором напомнил ему жену, мирную жизнь, учительское прошлое. Под влиянием нахлынувших чувств Стрельников приказывает оказать раненому пленному юноше медицинскую помощь, если потребуется — дать паек. Однако благородный порыв быстро проходит, и революционный долг берет верх.

Стрельников не принадлежит себе, его жизнь разделяется на две части — мирную, в которую он мечтает возвратиться, и настоящую, жестокую, полную крови, где нет места любви и человеческим чувствам. Для Стрельникова пересечение этих двух жизней невозможно.

Лара взглядом любящей женщины точно подметила во внешности мужа трагические изменения. «Живое человеческое лицо стало олицетворением, принципом, изображением идеи. <…> Я поняла, что это следствие тех сил, в руки которых он себя отдал, сил возвышенных, но мертвых и безжалостных, которые его когда-нибудь не пощадят. Мне показалось, что он отмеченный и что это перст обречения», – говорит она Живаго.

Пример 2. ЮРИЙ ЖИВАГО

Юрий Живаго наблюдает и привычные на фронте картины издевательств сильных вооруженных людей над слабыми и беззащитными. Однажды он заступается за старого несчастного еврея, над которым жестоко «шутят» вооруженные казаки. Размышляя об этих событиях, Живаго произносит перед своим другом Гордоном целую речь в защиту слабых и неспособных «отражать удары». Как бы предсказывая и объясняя собственную судьбу, он видит в покорности слабых «что-то роковое».

Живаго бесконечно тяжело у партизан. Он видит нравственное разложение в отряде, пьянство, борьбу за власть, неоправданную жестокость по отношению к своим оступившимся товарищам. Доктора потрясает сцена расстрела одиннадцати участников заговора и двух самогонщиков.

Юрий Живаго испытывает смертельную усталость от всего пережитого. «Изуверство белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножили. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза». В таком состоянии Живаго получает от Ливерия подтверждение известия о взятии Юрятина белыми и разгроме Варыкина. В полном смятении чувств Живаго бежит из партизанского лагеря и вскоре прибывает в Юрятин, который уже взяли красные.

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из повести «КОТЛОВАН» А.П. Платонова

Пример 1. ЧИКЛИН

Утром следующего дня Активист организует раскулачивание и выселение «кулаков» из собственных домов. Жестокое мероприятие осуществляет Чиклин и медведь-молотобоец. Раскулаченные прибывают на Оргдвор для отправки на плоту вниз по реке. «Сверив прибывший кулацкий класс со своей расслоечной ведомостью, Активист нашел полную точность и обрадовался действиям Чиклина и кузнеца-молотобойца». По команде Активиста «кулаки согнулись и стали двигать плот… на речную долину».

Желание наказать убийц товарищей заставляет Чиклина обрушить гнев на робкого мужика «с желтыми глазами», пришедшего в сельсовет совершить обряд обмывания умерших. Чиклин убивает его «механическим» ударом в живот, а после похорон участвует в раскулачивании и отправке крестьян на плоту вниз по реке. В характере Чиклина вновь, как и в юности, оживает стихийное, бунтарское начало, которое идет не от разума, а от инстинкта. Не случайно себе в помощники он выбирает полузверяполучеловека — медведя-молотобойца (в романе этот гротескный образ является символом предельного порабощения, с одной стороны; и огромной вырвавшейся на свободу нерассуждающей силы социальных низов, с другой).

Чиклин обыскивает чуланы и пристройки, выгоняет зажиточных хозяев из домов, действует прямолинейно и жестоко.

Пример 2. ВОЩЕВ
по собственной инициативе Вощев не участвует ни в одном жестоком мероприятии: он не раскулачивает крестьян, не сплавляет их по реке, не присутствует на народном гулянье. Во время «праздника» он в одиночестве бродит по деревне и собирает «все нищие отвергнутые предметы, всю мелочь безвестности и всякое беспамятство — для социалистического отмщения <…> Вощев… скопил в мешок вещественные остатки потерянных людей, живших, подобно ему, без истины и которые скончались ранее победного конца. Сейчас он предъявлял тех ликвидированных тружеников к лицу власти и будущего, чтобы добиться отмщения — за тех, кто тихо лежит в земной глубине». Все найденное Вощев передает Насте, чтобы она в счастливом будущем не утратила память о трагическом прошлом.  

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из пьесы «БЕПРИДАННИЦА» А.Н. Островского

Пример. ПАРАТОВ
Флиртуя с Ларисой, Паратов совершенно не дорожит ею. Он хочет унизить в ее глазах жениха, жестоко проучить Карандышева за то, что тот перед ним «топорщится», «как и человек, петушиться тоже вздумал». «У меня правило: никому не прощать, а то страх забудут, забываться станут», — это не пустые звуки, а одно из качеств Паратова. Он вступил с Карандышевым в спор, чтобы лишний раз подчеркнуть в присутствии Огудаловых, сколь ничтожен, мелок, смешон жених Ларисы в сравнении с ним, с блестящим барином.

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из романа «МАСТЕР И МАРГАРИТА» М.А. Булгакова

Пример 1. Жестокий человек (ПОНТИЙ ПИЛАТ)

«Сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Золотое Копье» появляется в романе ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана во дворце Ирода Великого.

Пример 2. Отсутствие жестокости (ИЕШУА)

Пилат спрашивает, почему Иешуа все время говорит «добрые люди». «Ты всех, что ли, так называешь?» — «Всех, – отвечает тот, – злых людей нет на свете». — «А вот, например, кентурион Марк, его прозвали Крысобой, — он добрый?» — «Да, – ответил арестант, – он, правда, несчастливый человек. С тех пор, как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и черств…» 

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из романа «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. Пушкина

Пример. ШВАБРИН
Маше, как и Гриневу, неприятен Швабрин, который ее отталкивает злоречием («он такой насмешник!»). В нем она чувствует опасного человека («Он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, чтобы и я ему так же не нравилась. Это меня беспокоило бы страх»). Швабрин сватался к ней, он «человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние», но вместе с тем «ни за какие благополучия» Маша не хотела бы связать с ним жизнь, хотя ей по всему уготована судьба остаться в девках. «Хорошо, коли найдется добрый человек, – говорит Василиса Егоровна, – а то сиди себе в девках вековечной невестою». Маша в Швабрине не обманулась. Когда девушка оказывается в его власти, он обходится с ней жестоко, принуждая к замужеству, в противном случае угрожая увезти ее «в лагерь к злодею».
 

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из романа «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» М.Ю.Лермонтова

Пример. ПЕЧОРИН
Как удалось Печорину похитить Карагеза, Максим Максимыч не знает, но для этого нужны были, конечно, не только смелость, решительность, ум, но и дерзость, жестокость — Казбич после этого «повалился на землю и зарыдал как ребенок».
Печорину казалось, что он читает печать смерти на бледном лице Вулича — примета, известная многим старым воинам касательно человека, который должен умереть через несколько часов. Печорин счел возможным сказать об этом Вуличу и прервал общий разговор о том, заряжен ли пистолет, жестокой фразой: «Послушайте, или застрелитесь, или повесьте пистолет на прежнее место, и пойдемте спать».

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из романа «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ» М.Е. Салтыкова-Щедрина

Пример. АРИНА ПЕТРОВНА ГОЛОВЛЕВА

Духовная атмосфера головлевского дома становится все более угнетающей, подавляются живые человеческие чувства, искажаются родственные связи, «умертвия» следуют одно за другим. «Вот дяденька Михаил Петрович… которого дедушка Петр Иваныч

заточил к дочери в Головлево, где он жил в людской и ел из одной чашки с собакой Трезоркой». «Вот тетенька Вера Михайловна, которая из милости жила в головлевской усадьбе у братца Владимира Михайлыча и которая умерла “от умеренности”, потому что Арина Петровна корила ее каждым куском, съедаемым за обедом, и каждым поленом дров, употребляемым для отопления ее комнаты». Жестокость и равнодушие прикрываются лицемерными рассуждениями о семейных «святынях», пустословие заменяет сочувствие.

Из экономии она кормила детей впроголодь и требовала послушания, «чтобы при каждом поступке спрашивали себя: что-то об этом маменька скажет?». Но Степка-балбес «из постылых» все-таки забирался на кухню, чтоб «стянуть пирог» и разделить его с братьями, за что подвергался самым жестоким избиениям. 

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из пьесы «СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ» А.Н. Островского

Пример. ОЛИМПИАДА САМСОНОВНА
Почувствовав вкус самостоятельной, независимой жизни и поняв, что теперь от них зависит посрамленный, посаженный в долговую тюрьму отец, молодая чета равнодушно воспринимает мольбы Большова вызволить его из ямы и заплатить кредиторам. «Что ж, тятенька, нельзя же нам самим ни при чем остаться. Ведь мы не мещане какие-нибудь… Что ж мне прикажете отдать вам деньги, да самой опять в ситцевых платьях ходить?» – говорит она отцу. На дальнейшие увещевания отца Липочка жестоко, категорично отвечает: «Мы, тятенька, сказали вам, что больше десяти копеек дать не можем — и толковать об этом нечего». 

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из комедии «НЕДОРОСЛЬ» Д.И. Фонвизина

Пример. СКОТИНИН
Персонаж комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», брат Простаковой. В прошлом Скотинин служил в гвардии, так и не поднявшись выше капрала. Его жизнь Петербурге характеризует выразительная деталь: привычку громко откликаться на свою фамилию Скотинин приобрел не в казармах, а на съезжей, куда сажали пьяниц и дебоширов.
Скотинин груб и жесток в обращении с крестьянами, придерживаясь «одного обычая» со своей сестрой.

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из романа «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф.М. Достоевского

Пример. СВИДРИГАЙЛОВ

В различных интерпретациях повторяются другими героями слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям. Ясно одно — они не безосновательны: покончила жизнь самоубийством «жестоко оскорбленная» Свидригайловым глухонемая девочка-подросток (племянница процентщицы Ресслих); якобы от его насмешек удавился лакей Филипп; «нравственным влиянием обиды» («ударил всего только два раза хлыстиком») Свидригайлов ускорил смерть от апоплексического удара своей супруги Марфы Петровны. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым «какую-то общую точку» («мы одного поля ягоды») и советует последнему нравственные вопросы «гражданина и человека» — «побоку», а иначе — не надо «не за свое дело браться».

Среди окружающих Свидригайлов пользуется репутацией «ужасного» (общая оценка Дуни и Пульхерии Александровны), «самого развращенного и погибшего в пороках» (отзыв Лужина) человека. Раскольников «убеждается» в Свидригайлове «как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире», однако, замечает автор, суждение свое он произносит «слишком поспешно и легкомысленно».

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из повести «БЕДНАЯ ЛИЗА» Н.М. Карамзина

Пример. ЭРАСТ.

Выходя из кареты, Эраст попал в объятия Лизы. Он побледнел, а потом, взяв ее руку, отвел в свой кабинет. Там он ей признался, что обстоятельства вынуждают его жениться, и, хотя он продолжает любить Лизу, она должна оставить его в покое. Эраст положил ей в карман сто рублей, вызвал слугу и велел проводить девушку со двора.

На улице страшные мысли Лизы прервал «жестокий обморок», а когда она пришла в себя, то пошла сама не зная куда. Мысли о смерти преследовали ее. Машинально Лиза вышла из города и обнаружила, что стоит на берегу глубокого пруда, среди древних дубов — свидетелей ее недавнего счастья. Это воспоминание потрясло ее душу. Осмотревшись, она увидела дочь своего соседа, Анюту. Лиза позвала ее и отдала деньги, попросив отнести их матери.

Разговаривая с Анютой, Лиза касается своей любви к «одному жестокому человеку», который изменил ей, обвиняет себя в том, что таила эту любовь от матери, просит у нее прощения.

Прервав взволнованную речь на полуслове, Лиза бросается в воду, и Анюта не смогла ее спасти. Она побежала в деревню за помощью, но, когда Лизу вытащили, она была уже мертвой.

Сочинение ОГЭ по русскому языку

10.03.2020

Разбираем все популярные вопросы, связанные с подготовкой и написанием сочинения по русскому языку на ОГЭ в 9 классе — какая должна быть структура сочинения, какой надо строить план, какая длина, сколько абзацев и т.д.

  • Детально про структуру и план сочинения 9.3 здесь

Разбираем на примере 2021 года

  • ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ С БАЛЛАМИ!!!
  • Вся теория по русскому

Задача — написать сочинение-рассуждение. Значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. Вступление — тезис
  2. Основная часть — доказательства (аргументы) + примеры
  3. Заключение — вывод

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить потери баллов.

Как оформлять примеры в сочинении?

  • цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
  • указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
  • для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.

Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста — это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 -х абзацев: • 1 абзац — тезис • 2,3 абзацы — аргументы с примерами • 4 абзац — вывод

Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца.

Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

  • коротким, но ёмким по содержанию;
  • логически связан с предыдущим изложением;
  • не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам;

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

План написания сочинения 9.1

  1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата).
  2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).
  3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении
  4. Во-вторых, (кроме того), в предложении…
  5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).

План написания сочинения 9.2

  1. Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
  2. Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…
  3. Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…
  4. В заключение хочется сказать, что…

Типовые конструкции для аргументации

Смысл данного отрывка (финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … (толковать смысл своими словами). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор).

Так, в предложении …(номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … (микровывод по первому аргументу).

Кроме того, в … (номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. (второй аргумент).Вот подтверждение моей мысли (микровывод по второму аргументу).

Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…). (Вывод по теме).

Задание 15.2

Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста.

В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой.

Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне.

Таким образом, мне удалось доказать, что значит «…и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа».

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников».

Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Во-первых, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда». Это значит, что, глядя на выступающих детей, моряки утверждались в вере в победу и жизнь.

Во-вторых, в предложении 16 автор замечает, что «дети…были глубоко потрясены войной». Но дух их был не сломлен. Презирая опасность, они пробирались к Дворцу пионеров, чтобы снова быть вместе и выжить в этой страшной блокаде.

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

План написания сочинения 9.3

1. Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.

2. Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).

Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…

3. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…

Типовые конструкции для аргументации

Что такое …? На мой взгляд, … — это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В данном тексте …(автор) рассказывается о том, что … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … (микровывод по первому аргументу).

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести пример из жизни. ….(микровывод по второму аргументу).

Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).

Задание 9.3

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность — это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

Б. Васильев рассказывает в данном тексте о том, что две девочки и мальчик украли у Анны Федотовны, старой слепой женщины, самое дорогое, письмо с фронта погибшего сына. Дети, совершив бесчеловечный поступок, вышибли из сердца матери память о сыне. У неё уже ничего не осталось о сыне, «он погиб навсегда» (предложение 52). По-моему, никак нельзя назвать человечным поведение ребят. Это очень подло.

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность — одно из них.

Таким образом, мне удалось доказать, что человечность — это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.

Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?»

Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой.

Так, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество — важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

Добавить комментарий

Комментарии без регистрации. Несодержательные сообщения удаляются.

163272

СОЧИНЕНИЕ 1

К1Думаю, что описывая встречу бизнесмена и Маленького принца, Экзюпери, как,
впрочем, и в других главах своей философской сказки про Маленького принца,
ставит вопрос о смысле жизни, вопрос о бессмысленности многих «важных» занятий
человека.

К2Так, например, деловой человек, или бизнесмен, и его занятость делом (ведь
бизнесмен — это деловой человек) описаны автором с иронией:
ПИ1«Некогда спичкой
чиркнуть», — говорит бизнесмен, считая и пересчитывая звёзды, потому что решил,
что он ими владеет; значит, нужно не пропустить новую звезду: вовремя заявить
свои права, оформить патент.

ПИ2Экзюпери также отмечает, что деловому человеку мечтать некогда и что,
считая «свои» звёзды, бизнесмен даже забыл, как называются эти маленькие
блестящие красивые золотые штучки. Экзюпери смеётся над тем, что люди называют
«владеть»: записать на бумажке, положить в ящик и запереть на ключ.

ПИ3Маленький принц (и автор) находит такое занятие забавным, даже поэтичным,
но никак не серьезным, то есть вовсе не важным занятием.

СВЯЗЬЭтим «важным» занятиям взрослых Экзюпери противопоставляет настоящие дела Маленького
принца: полить цветок, вычистить вулканы. По мнению Антуана де Сент-Экзюпери, «владеть»
– значит заботиться. По мнению известного писателя, то, что принято считать
важным и серьезным, на поверку оказывается лишённым смысла. Так, Маленький принц понимал по-своему, что серьезно, а что несерьёзно, «совсем не так, как взрослые».

К3Итак, Экзюпери считает так: если люди решили, что они владеют миром, то
миру от этого должна быть польза.

К4Подобную мысль высказал Чехов: Яков, герой рассказа «Скрипка Ротшильда»,
удивляется тому, как бесполезно и убыточно проходит жизнь людей и как она бы
была прекрасна, если бы люди приносили друг другу и окружающему миру пользу.
 

248 слов

СОЧИНЕНИЕ 2

В
данном тексте Антуан де Сент-Экзюпери, знаменитый французский писатель,
поднимает тему ценности разных увлечений, их полезность для человека и
окружающего мира. Свою позицию автор раскрывает через Маленького принца, героя
сказки: он считает, что увлечение коллекционированием звезд интересное, но не
такое уж и серьезное занятие.

Так,
мальчик встречает делового человека на своем пути и интересуется, чем же таким
занят его новый знакомый. Выясняется, что дело это необычное — пересчет звезд
на небе, чтобы в дальнейшем переписать число на бумажку, положить ее в ящик и
запереть на ключ. Маленький принц удивляется серьезности делового человека и
задает несколько вопросов, на основании ответов на которые делает вывод, что
весь этот процесс подсчета ничего не значит, банк на самом деле выдуманный и
никто кроме самого человека наличие звезд подтвердить не сможет. Этот пример
показывает, что пользы от подсчета звезд никакой, это занятие ничего в мир не
приносит, так к тому же эти звезды даже нельзя с собой унести, в отличие от,
например, шелкового платка.

Маленький
принц, чтобы переубедить своего знакомого, приводит в пример полезной
деятельности свою повседневную жизнь. Мальчик рассказывает о том, что поливает
свой цветок и прочищает вулканы: «и моим вулканам, и моему цветку полезно, что
я ими владею». Данный эпизод иллюстрирует полезность увлечения, потому что оно
приносит пользу цветку и вулканам, то есть окружающему миру.

Я
не могу полностью согласиться с позицией автора, потому что думаю, что каким бы
увлечение ни было – главное, что оно радует человека, который им занимается.
Разумеется, это хорошо, когда хобби еще и приносит пользу, однако даже
удовольствие от своей деятельности можно считать положительным качеством.

255 слов

СОЧИНЕНИЕ 3

В данном тексте посредством диалога персонажей, а именно, Маленького принца и делового человека, Антуан де Сент-Экзюпери затрагивает проблему жизненных ценностей и их влияния на личность человека. Возникает проблемный вопрос: что делает человека человеком?

В качестве первого примера-иллюстрации проблемы текста выступают неоднозначные ответы делового человека-звездочета на вопросы Маленького принца. Первый сам не знает, зачем занимается подсчетом звезд и растерян, когда Маленький принц пытается выяснить у него это. В ходе диалога создается впечатление, что он придумывает цель своего занятия на ходу. Подытоживает деловой человек тем, что ему принадлежат все звезды, которые он сосчитал, потому что «до него никто так сделать не додумался», утверждает он, хотя и сам понимает, что не знает этого достоверно. Так, деловой человек, самопровозглашенный миллионер, «хранит» свои звезды в своем же выдуманном банке, испытывая тщеславие и гордыню.

Вторым примером-иллюстрацией главной проблемы текста служит финальное заключение Маленького принца, казалось бы, наивное, но ставящее делового человека в тупик. Маленькиц принц указывает ему на нематериальность его владения звездами: ведь «им нет никакой пользы» от факта владения ими в этой ситуации, а значит, он и не владеет ими вовсе. Деловой человек от ясности этой мысли теряет дар речи.

Автор текста относится к общей ситуации с иронией, наивный мальчик разоблачает пустоту деятельности «серьёзного» человека. Высмеивается образ якобы постоянно занятого, делового человека. 

На мой взгляд, не стоит строить себе ложных убеждений, жить в иллюзии. Необходимо подойти к выбору своего жизненного пути максимально рассудительно, чтобы не оказаться на месте «делового человека».

235 слов

Маленький принц. Глава 13

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Деловой
человек был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не
поднял.

– (2)Добрый
день, – сказал ему Маленький принц. – (3)Ваша папироса погасла.

– (4)Три да
два – пять, пять да семь – двенадцать, двенадцать да три – пятнадцать.
(5)Добрый день. (6)Некогда спичкой чиркнуть. (7)Уф! (8)Итого, стало быть,
пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один.

– (9)Пятьсот
миллионов чего?

– (10)А?
(11)Ты ещё здесь? (12)Пятьсот миллионов… уж не знаю чего… (13)У меня
столько работы! (14)Я человек серьёзный, мне не до болтовни!

– (15)Пятьсот
миллионов чего? – повторил Маленький принц: спросив о чём-нибудь, мальчик не
успокаивался, пока не получал ответа.

(16)Деловой
человек понял, что надо ответить, а то не будет ему покоя.

– (17)Пятьсот
миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.

– (18)Это что
же, мухи?

– (19)Да нет
же, такие маленькие, блестящие. (20)Красивые, золотые. (21)Всякий ротозей как
посмотрит на них, так и размечтается. (22)А я человек серьёзный. (23)Мне
мечтать некогда.

– (24)А,
звёзды?

– (25)Вот-вот,
звёзды.

– (26)Пятьсот
миллионов звёзд? (27)Что же ты с ними делаешь?

– (28)Что делаю?

– (29)Да.

– (30)Ничего
не делаю, я ими владею.

– (31)Владеешь
звёздами?

– (32)Да.

– (33)А для
чего тебе владеть звёздами?

– (34)Чтобы
быть богатым.

– (35)А для
чего быть богатым?

– (36)Чтобы
покупать ещё новые звёзды, если их кто-нибудь откроет.

– (37)А как
можно владеть звёздами?

– (38)Звёзды
чьи? – ворчливо спросил делец.

– (39)Не знаю,
ничьи.

– (40)Значит,
мои, потому что я первый до этого додумался.

– (41)И этого
довольно?


(42)Разумеется, этого довольно. (43)Если ты найдешь алмаз, у которого нет
хозяина, значит, он твой. (44)Если ты найдешь остров, у которого нет хозяина,
он твой. (45)Если тебе первому придёт в голову какая-нибудь идея, ты берешь на
неё патент: она твоя. (46)Я владею звёздами, потому что до меня никто не
догадался ими завладеть.  

– (47)Вот это
верно, – сказал Маленький принц. – (48)И что же ты с ними делаешь?

– (49)Распоряжаюсь
ими. (50)Считаю их и пересчитываю. (51)Это очень трудно. (52)Но я человек
серьёзный.

(53)Однако
Маленькому принцу этого было мало.

– (54)Если у
меня есть шёлковый платок, я могу повязать его вокруг шеи и унести с собой.
(55)Если у меня есть цветок, я могу его сорвать и унести с собой. (56)А ты ведь
не можешь забрать звёзды!

– (57)Нет, но
я могу положить их в банк.

– (58)Как это?

– (59)Сначала
считаю, потом пишу на бумажке, сколько у меня звёзд.

(60)Потом
кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.

– (61)И всё?

– (62)Этого
довольно.

(63)«Забавно и
даже поэтично, но не так уж это серьёзно», – подумал Маленький принц. (64)Что
серьёзно, а что не серьёзно, – это Маленький принц понимал по-своему, совсем не
так, как взрослые.

– (65)У меня
есть цветок, – сказал он, – и я каждое утро его поливаю.

(66)У меня
есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. (67)Все три прочищаю, и потухший
тоже. (68)Мало ли что может случиться. (69)И моим вулканам, и моему цветку
полезно, что я ими владею. (70)А звёздам от тебя нет никакой пользы…

(71)Деловой
человек открыл рот, но так и не нашёлся, что ответить. (72)Маленький принц
отправился дальше.

(По Антуану де
Сент-Экзюпери*) * Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944) – знаменитый французский
писатель, поэт, эссеист.

Слайд 1

Итоговое сочинение по литературе

Слайд 2

Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.

Слайд 3

Основной срок написания итогового сочинения в учебном году — начало декабря. Обучающиеся , получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам, смогут написать сочинение в дополнительные сроки – в начале февраля и мая.

Слайд 4

Время написания итогового сочинения 3 часа 55 минут.

Слайд 5

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Слайд 6

Результатом итогового сочинения будет « зачет» или «незачет ».

Слайд 7

Сочинение оценивается по двум требованиям ( объем и самостоятельность) и пяти критериям (« Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).

Слайд 8

Требование № 1. «Объем итогового сочинения». Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом ( такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Слайд 9

«Самостоятельность написания итогового сочинения» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным , то выставляется «незачет» за 6 невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом ( такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). Требование № 2.

Слайд 10

Критерии оценивания сочинения. Сочинение оценивается по пяти критериям: Соответствие теме Аргументация. Привлечение литературного материала Композиция и логика рассуждения Качество письменной речи Грамотность

Слайд 11

Критерии оценивания сочинения. Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям ( по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.

Слайд 12

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах утверждены пять открытых направлений тем сочинения на 2020-2021 учебный год. Забвению не подлежит» (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности); «Я и другие» (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»); «Между прошлым и будущим» : портрет моего поколения» (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом); «Время перемен» (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством); «Разговор с собой» (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

Слайд 13

Структура сочинения вар.1 Вступление. Размышление по теме сочинения. Оно раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем . (60-70 слов) Основная часть . В этой части доказывается 2-3 тезиса. Здесь раскрывается идея сочинения и связанные с ней вопросы. (200-250) Это доказательство строится по принципу: тезис-доказательство-вывод- логический переход к новой мысли. 3. Заключение. Здесь подводятся итоги, содержатся конечные выводы и оценки (40-60 слов)

Слайд 14

Структура сочинения вар.2 Вступление. Размышление по теме сочинения. Оно раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем . Логичнее всего заканчивать вступление вопросом.(60-70 слов) 2.2 Основная часть – тезис. Ответ на поставленный вопрос, свое мнение. В идеале должен состоять из двух частей. (70-90 слов) 2.2. Основная часть – аргументы. Состоит из двух абзацев . Каждый строится по принципу – аргумент к части тезиса, микровывод . (примерно 200 слов) 3. Заключение. Здесь подводятся итоги, содержатся конечные выводы и оценки (40-60 слов)

Слайд 15

Несколько советов по написанию сочинения Выберите тему . Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь. . Сформулируйте аргументы , подтверждения и доказательства своей точки зрения. Сформулируйте вопросы , на которые можно дать ответы в ходе рассуждения. Работаем в черновике . Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы. Работаем в черновике . Пишем основную часть. Каждый тезис подкрепляйте аргументами. Работаем в черновике . Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них. Работаем в черновике . Вступление и заключении должны быть логически связаны. Проверьте сочинение в черновике . Исправьте речевые, орфографические, пунктуационные и другие ошибки. Сочинение следует проверять не менее 2 раз! Перепишите сочинение в бланк ответа . Проверьте сочинение.

Слайд 16

Что может являться аргументами? Произведения классической литературы 18-20 веков Произведения школьной программы Современная художественная литература НО!!! Будьте аккуратны с малоизвестными произведениями!

Слайд 17

СПИСОК ТЕМ по направлениям 2020-2021 учебного года Как судьба человека связана с историей народа? Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»? Что важнее для детей: советы родителей или их пример? К чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Почему многие люди так боятся перемен?

  • Пример дружбы из рассказа пермяка надежный человек
  • Пример вступления итоговое сочинение
  • Пример войны из литературы для сочинения
  • Пример гордости в литературе для сочинения
  • Пример великодушия из жизни сочинение