Пример бессердечия в литературе для сочинения

Автор: самый зелный опубликовано 31.08.2021 обновлено 14.09.2021 когда пушкин описывал, как кот ученый все ходит по цепи кругом,

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Когда Пушкин описывал, как кот ученый «все ходит по цепи кругом», он имел в виду Многомудрого Литрекона — это известный исторический факт. Уже тогда Литрекон начал думать над тем, какие аргументы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» можно привести в 2021 году на итоговом сочинении. Хорошие были времена, меду вдоволь наливали, всем хватало. Но и сейчас не хуже, так как наработки Литрекона наконец-то пригодятся общественности! Многолетние труды не должны пропасть даром, но и дополнения им не повредят. Так что если Вы считаете, что каких-то аргументов не хватает в подборке, смело обращайтесь к Литрекону в комментариях — он все сделает. Кстати, посмотрите подробнее темы и направления этого года, а также пример сочинения по этому направлению.

  1. Что человек ищет в путешествиях? А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» описал героя, который искал в путешествии забвения и просветления. Евгений убил на дуэли своего друга и раскаивался в содеянном. Он больше не мог оставаться в той деревне, где это произошло, и уехал в длительную поездку по России. Из опубликованных автором отрывков (глава о путешествии Онегина не была включена в текст романа) становится ясно, что Евгений побывал в Нижнем Новгороде, в Астрахани, на Кавказе и других местах. Онегин побывал возле Бахчисарайского фонтана и даже вспомнил там о Пушкине. Скитаясь и наблюдая за жизнью других людей, Евгений хотел развлечься и отбросить «горькие размышления». Однако даже в путешествии он думал: «Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска!..». Видимо, именно тогда герой понял, что ему необходимо что-то менять в себе, и встреча с Татьяной показала ему, чего именно не хватает. Таким образом, в поездке персонаж смог развеяться, набраться сил и даже переосмыслить свою жизнь. 
  2. Почему люди хотят путешествовать? А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Многие люди хотят расширить свой кругозор и получить уникальные знания о мире в путешествии. Туризм является уникальной возможностью обогатить эрудицию. Это доказывает пример Александра Радищева. Будучи богатым дворянином, он не знал, как в действительности живет русский народ. Поэтому он предпринял героическое усилие — отправился на перекладных в Москву, что в его времена было нелегким делом, ведь на лошадях это расстояние преодолеть очень долго и трудно. В поездке он увидел реальное положение дел: простые жители деревень голодали, прозябали в нищете и невежестве, всецело зависели от тирании вышестоящего начальства. Один крестьянин рассказал, что 6 дней работал на барщине, и лишь седьмой мог посвятить работе на себя и содержанию семьи. Радищев был так опечален увиденным, что винил себя в том, что имеет слуг и крепостных. Путешествие открыло ему глаза на положение народа и не только ему. Вся интеллигенция того периода болезненно восприняла открытие автора. Поэтому люди стремятся ездить по миру и узнавать его лучше, чтобы иметь максимально полную картину, как все происходит на самом деле.
  3. Как путешествия развивают личность? А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» доказал благотворное влияние путешествий на личность: главный герой стал намного умнее и добродетельнее своего прежнего окружения, ведь получил новый опыт и новые знания за границей. Раньше Чацкий был частью фамусовского общества, гостил у Павла Афанасьевича и не видел истинной сущности московского дворянства. Он, как и все, принимал действительность в России такой, какой она была. Но увидев иностранные достижения, иную культуру и среду, Александр понял, что его страна идет по ложному пути. Сравнение показало ему, что Россия серьезно отстает от западных государств, а правящая элита стремится лишь к разграблению ее богатств. Чацкий осознал вред крепостного права, безнравственность панибратства на службе, глупость поклонения перед всем иностранным. А его окружение за эти годы никак не изменилось, все люди остались на том же уровне. Это свидетельствует о том, что путешествия и правда делают человека совершеннее.
  4. Что человек ищет на своем жизненном пути? А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» показывает, что каждый человек выбирает свою дорогу и ищет то, что соответствует его базовым ценностям. Так, Петр Гринев шел по направлению, указанному ему отцом: берег честь смолоду, бился за свои идеалы, защищал слабых и не пресмыкался перед сильными. Его путь прямой и честный, ведь он никого не обманывал и вел себя по-человечески в любой ситуации. Поэтому он добился того, к чему шел, а именно спас возлюбленную, создал крепкую семью и исполнил свой офицерский долг. А вот Швабрин был лживым, беспринципным и слабым человеком, который хотел получить все и даром. Он свернул на кривую дорожку, чтобы сократить путь, но вышел в тупик: его заключили в тюрьму за измену, ведь он стал слугой Пугачева, чтобы спасти свою жизнь. Очевидно, что каждый герой пришел к тому результату, к которому вела выбранная им тропа.
  5. Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» подтвердил точку зрения многих современных людей о том, что развиваться и учиться новому необходимо на протяжении всей жизни. Главная героиня, сбежав из дома и спасшись от корыстной матери, могла бы удовлетвориться ролью скромной помощницы Лопухова. Однако Вера поняла, что ей необходимо стать достойной его поддержки. Она начала обучаться и со временем смогла создать швейную мастерскую, где каждая работница получала процент от доли успеха предприятия. Это нововведение позволило десяткам других девушек спастись от позорной эксплуатации и развращения. Они смогли обеспечить себя честным трудом. Казалось бы, такое достижение дает право на отдых, но Вера не ограничилась им. Она получила медицинское образование и стала совершенствовать свою интеллектуальную подготовку. Она обрела счастье с Александром Кирсановым и осталась подругой Дмитрия Лопухова, и в этом выборе тоже раскрывается степень ее зрелости: Вера не удовлетворилась благодарностью, она нашла настоящую любовь. Весь ее жизненный путь — это стремление к личностному росту, которое постоянно мотивировало ее на достижения.
  6. Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»? И.А. Гончаров в романе «Обломов» показал, что человек, который ни к чему не движется, живет бесцельно, ничего и не получает от жизни. Книга начинается с описания одного дня из жизни Ильи Ильича. С самого утра и вплоть до приезда Штольца он ничего не делает. Поэтому читателя не удивляют ни грязь в комнате, ни распущенность слуги, ни внешний вид изнеженного барина. Имение Ильи Ильича находится в таком же плачевном состоянии и едва не разоряется. Если бы ни помощь Штольца, Обломов и вовсе остался бы без Обломовки. Сам Илья Ильич не заинтересован в управлении хозяйством и другой работе, поэтому он не может привести финансы в порядок даже ради женитьбы на любимой девушке. А потому вполне логично, что Обломов ничего не добивается, не побеждает себя и умирает в цвете лет от своего ненормального образа жизни. Под лежачий камень вода не течет — это правда.
  7. Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»? А.Т. Твардовский в поэме «Василий Теркин» доказал, что человек не всегда находит призвание там, где рождается. Порой он нужнее где-то в другом месте, ведь судьба непредсказуема. Так, Василий Теркин родился в деревне под Смоленском, но воевал совсем в других областях, потому что его часть была нужна там, где проходили ожесточенные бои за еще не занятые земли. Василий очень сожалеет, что не может биться за родное село, что не использует свое исключительное знание местности, что оставил дом на разграбление врагу. Но его миссия продумана вышестоящими людьми, и его силы понадобились на другом краю русской земли. Он освободил других соотечественников, как и его земляков освободили другие солдаты. Но всех их связывает одно дело, одна страна, и совершенно не важно, родную деревню героя отстоял не он лично. Так что пригодиться человек может в любом месте, ведь у нас очень большая Родина.
  8. Дорога к счастью — какая она? А.П. Чехов в рассказе «Дама с собачкой» описал тернистый путь к личному счастью. Главным героям пришлось переосмыслить свои взгляды на мир и преодолеть неуверенность в себе, чтобы обрести шанс на настоящую любовь. Анна и Дмитрий пошли против предрассудков — своих и чужих. Анна поняла, что в близости с Гуровым совершила не измену или грех, а познание своих истинных чувств. Она смогла принять, что не любит мужа и не хочет больше жить во лжи. Дмитрий признал, что зря думал о женщинах так пренебрежительно и напрасно жил с нелюбимой. Он также осознал, что жил пустой и суетной жизнью, где не было места его истинным потребностям и склонностям. Филолог зря пошел работать в банк, юноша ошибся, женившись так рано и не по любви. С признания ошибок начался путь к счастью — борьбе за свою любовь, за право быть вместе.
  9. Можно ли идти к цели «по головам»? А.П. Чехов в рассказе «Крыжовник» описал путь к цели, который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович всю жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Но он был всего лишь мелким чиновником. Дабы осуществить задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом. Ради цели он даже решился на подлость: женился на расчету на некрасивой вдове с капиталом. Николай Иванович положил ее на алтарь своей мечты, и вскоре вдова зачахла от скаредности мужа. И вскоре герой смог реализовать свои планы, правда, речка возле барского дома была кофейного цвета из-за близкого соседства с заводами, но хозяина это не смущало. Он пришел к своей цели и чувствовал себя счастливым человеком. Однако его брату довольство и сытость Николая показались ужасно эгоистичными и достойными презрения, ведь под их влиянием герой деградировал. Идя к своему идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с манией дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела человека к нравственному падению, а не триумфу.
  10. Какие города России Вы хотели бы посетить и почему? Невероятно красиво А.С. Пушкин описал крымский город в поэме «Бахчисарайский фонтан». Именно там хотелось бы побывать больше всего, ведь там сохранились достопримечательности минувших дней и уникальный природный ландшафт. В «Ханском дворце» в городе Бахчисарай до сих пор стоит древний фонтан слез, который оплакивает гордую Марию и ревнивую Зарему. По легенде, хан привез невольницу из Польши, полюбил ее, но ее сердце оказалось холодным. Мария не хотела жить в заточении и предпочла бы смерть неволе. А вот Зарема, грузинская пленница, любила хана и от ревности убила соперницу. За это правитель велел казнить ее. В знак скорби он возвел фонтан, на который было интересно посмотреть вживую. Конечно, такие красивые пейзажи и экзотические здания привлекают внимание туристов со всего мира.
  11. Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»? А.П. Чехов в повести «Степь» описал первые шаги маленького Егора к большой цели. В первой главе мы видим растерянность и слезы ребенка: ему непросто дается этот шаг в неизвестность. Он не хочет расставаться с мамой и ехать в гимназию, где все чужие. Дядя не поддерживает мальчика и даже предлагает ему вернуться, его раздражают детские слезы. Но Егор успокаивается, ведь осознает, что ехать нужно, раз мама велела и обо всем договорилась. Прощание с родными местами оставляет осадок на душе, щиплет глаза, но эти шаги Егор все-таки сделал. Он приезжает в новый город и побеждает свой страх, чтобы поступить в гимназию и выйти на большую дорогу жизни, где человека с образованием ожидают новые перспективы и возможности. 
  12. Как не сбиться с жизненного курса? В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» описывает мальчика, который, по мнению окружения, уже давно сбился с пути истинного. Вася был ребенком из приличной семьи, сыном судьи, но весь день проводил на улице среди беспризорников. Такая компания закрепила за героем дурную славу. Но Вася твердо знал, что люди ошибаются, ведь бездомные дети не такие плохие, как о них говорят. Валя — добрый мальчик, который заботится о сестре и ворует только для того, чтобы утолить голод и спасти Марусю. Эти ребятишки научили Васю отзывчивости, доброте и ответственности. У них был богатый жизненный опыт, который  показал Васе, что обеспеченные люди закрывают глаза на правду и не желают обращать внимание на тех, кто оказался на улице не по своей вине. Общение с беспризорниками помогло Васе найти свой жизненный путь, а не сбило его с курса. Оно открыло ему глаза на проблемы, которые ему предстояло решить во взрослой жизни.
  13. Чему человек может научиться в путешествии? М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показывает, как путешествие расширяет кругозор личности и меняет ее мировоззрение. Григорий Мелехов был казаком и всю жизнь провел в родной станице. В ту пору хлеборобам было не до туризма: работа за выживание занимала все время, да и денег не было лишних. Поэтому Григорий был ограниченным и необразованным человеком. Но война заставила казака повидать мир. После ранения он отправился в Москву на лечение и впервые увидел большой город. Новые знакомства и впечатления убедили Григория, что его картина мира была неполной и незрелой. Он убедился, что войну затевают господа, которые сами бороться не идут, а посылают тех, кто от них зависит. Простым людям нечего делить друг с другом. Зато богачи стремятся захватить капиталы и власть. Мелехов проникается идеями социализма и возвращается домой совсем другим человеком — более развитым и независимым. Он узнал окружающий мир намного лучше.
  14. Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»? М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» доказал, что люди могут достичь любых целей, если будут предпринимать реальные шаги для их достижения. Так, пока соплеменники отчаивались и кляли судьбу, не решаясь двигаться на выход из чащи, Данко решил, что необходимо браться за дело и добиваться решения проблемы. Он призвал народ идти за ним и не бояться. Люди прислушались к лидеру и отправились в путь. Только благодаря нему они, наконец, сдвинулись с мертвой точки. В дороге они устали, отчаялись и выплеснули злобу на предводителя, но Данко все равно смог их спасти, вынув горящее сердце из груди и осветив путь. Как бы люди не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным им на достижение успеха.
  15. Как определить свой путь в жизни? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» дал людям возможность проследить становление героев и сделать полезные выводы о том, как определить направление своей судьбы. Так, мы наблюдаем за духовными поисками Пьера Безухова. Герой с самого начала ищет свое предназначение, но не имеет знаний, силы воли и опыта, чтобы найти себя безошибочно. Сначала он погряз в легкомысленных светских забавах, потом вступил в брак не по любви и стал дойной коровой для алчного семейства Курагиных. Тлетворное влияние окружения лишь поощрило наклонности Пьера к чревоугодию, разврату и пьянству. Но он все равно стремился выйти из порочного круга и вступил в масонское братство, чтобы помочь обществу и найти себе достойное применение. Однако и эта попытка не увенчалась успехом, ведь в ложе Пьер отыскал только меркантильные интересы собратьев. Пройдя через десятки проб и ошибок, герой попал в плен и пережил духовое возрождение, общаясь с простыми людьми и усвоив народную мудрость. После этого Безухов окончательно понял, для чего был рожден. Он нашел свой путь и стал общественным деятелем и образцовым семьянином. В этих социальных ролях он обрел долгожданное счастье. Его опыт учит нас тому, что путь в жизни определяется методом проб и ошибок — только так. 

Каких аргументов не хватает в подборке? Обращайтесь, Многомудрый Литрекон все добавит.

Спасибо за Ваши идеи! Вот новая подборка аргументов по тем книгам, которые Вы рекомендовали.

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеДорога в жизни человекаитоговое сочинениеподборкапример из литературысписокЧеловек путешествующий

Читайте также:

  • Итоговое декабрьское сочинение по литературе: примеры сочинений по всем направлениям для 11 класса.
  • НАПРАВЛЕНИЯ 2021-2022 ГОДА
  • Примеры сочинений по направлению “Человек путешествующий: дорога в жизни человека”:
  • 1 Путешествовать – значит развиваться

2 Что значит «идти своей дорогой»?3 Что заставляет нас выбирать ту или иную дорогу?4 Для чего человеку нужны путешествия?5 Почему человек всегда стремится вернуться домой?

Примеры сочинений по направлению “Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?”:

1 С какими вызовами сталкивается человек 21 века?

2 Чем опасны технологии в руках безнравственных людей?3 Как технологии меняют жизнь человека?4 Что значит «быть цивилизованным человеком»?5 “Прогресс — закон природы” (Вольтер)6 Как технологии меняют общество?

Примеры сочинений по направлению “Преступление и Наказание – вечная тема”:

1 Всегда ли за преступлением следует наказание?

2 Какого человека можно назвать опасным для общества?3 Почему люди совершают преступления?4 Может ли раскаяние помочь человеку встать на путь исправления?

Примеры сочинений по направлению “Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня”:

1 Какую роль играет искусство в жизни человека?

2 С каким героем произведения вы себя ассоциируете?3 Книга, которая изменила мою жизнь4 Какую книгу вы бы прочитали своим детям?5 Какое произведение вы бы хотели внести в школьную программу по литературе?

Примеры сочинений по направлению “Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина”:

1 Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

2 Может ли общество полностью избавиться от пороков?3 Кто такой гражданин?4 Что такое гражданский долг?5 Каковы истоки социальных пороков?

НАПРАВЛЕНИЯ 2020-2021 ГОДА

Примеры сочинений по направлению ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ:

1 «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»2 «Каковы источники формирования исторической памяти?»3 «Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?»4 «Культура – это память человечества»5 «Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?»

Примеры сочинений по направлению Я И ДРУГИЕ:

1 «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»2 «В чем причины межличностных конфликтов?»3 «Может ли человек жить вне общества?»4 «Что объединяет людей?»

Примеры сочинений по направлению ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН:

1 «Почему люди боятся перемен?»2 «Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?» (пример 1)3 «Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?» (пример 2)4 «В чем причины изменений, происходящих в душе человека?»5 «Можно ли меняться, оставаясь собой? »

Примеры сочинений по направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ:

1 «Что значит быть самим собой?»(пример 1)2 «Что значит быть самим собой?» (пример 2)3 «В чем состоит опасность душевного разлада?»4 «Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности? »

Примеры сочинений по направлению МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ: ПОРТРЕТ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ:

1 «Может ли классическая литература дать ответы на вопросы, волнующие современного подростка?»2 «Как формируются нравственные ориентиры современного человека?»3 «Кого можно назвать героем XXI века? »4 «Каков он: портрет современного человека?»

НАПРАВЛЕНИЯ 2019-2020 ГОДА

Примеры сочинений по направлению ВОЙНА И МИР

1 “Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…”2 “Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление.”3 “Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было…”4 “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”5 “Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей”6 “Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть”7 “Какова роль личности в истории?”8 “Что объединяет людей в годы войны?”

Другие литературные сочинения по роману “Война и мир”

“Роль народа и личности в истории по роману Толстого “Война и мир”

Примеры сочинений по направлению НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ

1 “Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?”2 “Какова роль надежды в жизни человека?”3 “Надежда — лучший врач из всех, какие известны”4 “Бывают ли надежды напрасными?”5 “Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться”6 “Надежда – это единственное, что нельзя отнять у человека”7 “К чему может привести отчаяние?”8 “Отчаяние не есть отрицание надежды. Отчаяние — это отрицание жизни”9 “Те, кому есть на что надеяться и нечего терять, – самые опасные люди на свете”

Примеры сочинений по направлению ДОБРО И ЗЛО

1 “Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые”2 “Когда Добро бессильно, оно – Зло»3 “Искусство – одно из средств различения доброго от злого»4 “Высшая мудрость – различать добро и зло”5 “Делать добро легче, чем быть добрым “6 “Что помогает человеку верить в добро? “7 “Кто не пресекает зло — дает ему свершиться”8 “Может ли добро существовать без зла?”

Сочинения и анализы на тему: ДОБРО И ЗЛО в разных произведениях:

“Зло в рассказе Бунина “Господин из Сан-Франциско?” Добро и зло в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” Добро и зло в романе Достоевского “Преступление и наказание”

Примеры сочинений по направлению ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ

1 “Гордость без смирения – тщеславие, смирение без гордости – униженность”2 “Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость”3 “Гордость – это положительное или отрицательное чувство?”4 “Чем отличается гордость от гордыни”5 “Когда лучше проявить гордость, а когда смирение?”6 “К чему может привести «непомерная гордыня»?”7 “В каких ситуациях смирение – отрицательное чувство?”8 “Можно ли научиться смирению?”

Примеры сочинений по направлению ОН И ОНА

1 Могут ли любящие друг друга люди быть несчастны?2 Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?3 “Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит”4 “Может ли любовь быть эгоистичной?”5 “Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить”6 “Может ли любовь изменить человека?”7 “Как связаны понятия любовь и прощение?”

НАПРАВЛЕНИЯ 2018-2019 ГОДА

Направление “Доброта и жестокость”

Тема сочинения: “Кого можно назвать идеально добрым человеком?”

Направление “Мечта и реальность”

Тема сочинения: “Как связаны между собой мечта и реальность”Тема сочинения: “Всегда ли мечта становится реальностью?”Тема сочинения: “Что происходит, когда мечта сталкивается с реальностью?”Тема сочинения: “Всегда ли достижение мечты приносит человеку счастье?”

Направление “Отцы и дети”

Тема сочинения: “Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка?”Тема сочинения: “Кого называют “отцами” и “детьми” в науке и искусстве?”Тема сочинения: “Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?”

Направление “Искусство и ремесло”

Тема сочинения: “Что такое истинное искусство?”Тема сочинения: “Как отношение к искусству и ремеслу раскрывает внутренний мир человека?”

Направление “Месть и великодушие”

Тема сочинения: “Может ли отмщение принести счастье”

НАПРАВЛЕНИЯ 2017-2018 ГОДА

Направление “Смелость и трусость”

Тема сочинения: “Может ли смелый человек бояться?”

Направление “Цель и средства”

Тема сочинения: “Можно ли утверждать, что цель оправдывает средства”

Направление “Равнодушие и отзывчивость”

Тема сочинения: “Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясенского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?”

НАПРАВЛЕНИЯ 2016-2017 ГОДА

Направление “Разум и чувства”

Тема сочинения: “Должен ли разумный человек жить чувствами?”

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Сочинения по литературе ЕГЭ. Примеры сочинений по литературе С5

Загрузка. Пожалуйста, подождите…

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе Главная » Сочинения ЕГЭ по литературе 

Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед

  Лермонтов М.Ю

Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»? (по лирике М.Ю. Лермонтова)

Почему история бегства Мцыри из монастыря завершается трагически? (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)?

«Герой нашего времени»: роман или сборник новелл?

Как вы понимаете слова В.Г. Белинского: «Части этого романа расположены сообразно с внутреннею необходимостью»?

  • Является ли Печорин трагическим героем?
  • В чем заключается противоречивость характера Печорина?
  • Что является самым важным для Печорина: честь, долг, совесть, свобода?

С какой целью Печорин затевает любовную интригу с княжной Мери? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Является ли Печорин фаталистом? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») 

 Гоголь Н.В

Почему «Мертвые души» — поэма?

Почему Н.В. Гоголь использует именно художественную деталь как главное средство психологизма?

Можно ли согласиться с утверждением А. Белого о том, что «Чичиков — подлинный черт»? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

Каково значение «Повести о капитане Копейкине» в поэме «Мертвые души»?

В чем заключается символизм повести «Шинель»?

Трагичен или смешон Акакий Акакиевич? (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»)

С кем из героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» соотносится понятие «хлестаковщина»? 

 Островский А.Н

В чем главное отличие Катерины от других жителей города Калинова? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Можно ли назвать Катерину трагической героиней? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Почему «жизненная наука» Варвары не принесла Катерине счастья? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза») 

 Тургенев И.С

В чем главная причина конфликта Базарова и Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Можно ли назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия?

Почему любовь «сильных личностей» в романе «Отцы и дети» несчастлива?

В чем заключается принцип «тайного психологизма» И.С. Тургенева? (по роману «Отцы и дети») 

 Гончаров И.А

На чьей стороне автор, Обломова или Штольца? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

В чем причина бездеятельности Обломова? (по роману И.А. Гончарова «Обломов») 

 Фет А.А

Как соотносятся мотивы мгновения и вечности в поэзии А.А. Фета? 

 Некрасов Н.А

В чем новаторство Н.А. Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии?

Можно ли считать Матрену Тимофеевну Корчагину счастливой? (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») 

 Салтыков-Щедрин М.Е

В чем главное отличие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина от народных? 

 Достоевский Ф.М

Является ли эпилог романа окончательным итогом духовно-нравственных исканий героя? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Чем «маленький человек» в изображении Достоевского отличается от своих литературных предшественников?

Как сны, которые видит Раскольников, соотносятся с главными событиями духовной жизни героя? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Какие психологические приемы и как помогают Достоевскому передать «расколотость сознания» его героев?

Согласны ли вы с утверждением, что Петербург в изображении Ф.М. Достоевского — полноправный герой романа?

  1. Кто не заслуживает снисхождения автора в романе «Преступление и наказание»?
  2. Почему именно Соня Мармеладова смогла привести Раскольникова к признанию в совершенном преступлении? 

 Толстой Л.Н

Кто из героев, по вашему мнению, ближе к толстовскому пониманию национального характера — Тихон Щербатый или Платон Каратаев?

Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Л.Н. Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? 

 Чехов А.П

Как и почему меняется мироощущение героя в рассказе А.П. Чехова «Студент»?

Что вкладывает А.П. Чехов в понятие «футлярности» жизни? (по рассказу «Человек в футляре»)

Можно ли утверждать, что главный герой рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой» меняется на протяжении повествования?

Чем смешны и чем страшны герои в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»?

Можно ли говорить о разрушении традиции изображения «маленького человека» в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника»?

Кто, по-вашему, доктор Старцев, «белая ворона» среди обывателей или такой же, как они? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

Кто виноват в деградации Ионыча? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

Почему Гаева и Раневскую называют людьми «прошлого» России? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

В чем заключается символическое значение образа вишневого сада в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»?

Как сочетаются в Ермолае Лопахине два противоположных качества личности — «нежная душа» и «хищный зверь»? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

Кто он, Ермолай Лопахин, — «хищный зверь» или «нежная душа»? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад») 

 Бунин И.А

Как раскрывается И.А. Буниным философская тема в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

Почему любовь в изображении И.А. Бунина трагична?

Почему любовь героев в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» названа «странной»?

Почему у главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени и психологии?

Можно ли назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина произведением символизма?

Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала XX века? 

 Горький М.

Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (по пьесе М. Горького «На дне») 

 Шолохов М.А

Есть ли будущее у Григория Мелехова? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон»)

Созидателен или разрушителен в своей основе характер Натальи? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон») 

 Булгаков М.А

В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? 

Другие сочинения по литературе

 Развернутый ответ на проблемный вопрос. Методические комментарии

В 3-й части работы (Задания С5.1, С5.2, С5.3) проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на задан­ную литературную тему, сформулированную в виде вопроса про­блемного характера. Выпускнику предлагается 3 вопроса (С5.1-С5.

3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 — по произведениям первой половины XIX века, 2 — по произведениям второй половины XIX века, 3 — по произведениям XX века.

Выпускник выбирает только один из вопро­сов и дает на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).

Вопросы проблемного характера указы­вают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме литера­турно-критической статьи, рецензии, эссе (жанр выбирает экзаменуе­мый). Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль уча­щихся, дает им возможность выразить свое отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам.

Примеры проблемных вопросов, входящих в 3-ю часть КИМов по литературе:…

 Можно ли утверждать, что Чацкий обречен на одиночество?

«Горе от ума» — «общественная» комедия с социальным конфлик­том «века нынешнего» и «века минувшего». Произведение построено так, что об идеях социально-политических преобразований, о новой морали и стремлении к духовности на сцене говорит лишь Чацкий.

 Комедия или драма? (по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Грибоедов рассматривал театр в традиции классицизма не как уве­селительное заведение, а как трибуну, с которой можно произнести важные мысли, чтобы их услышала Россия, чтобы Россия увидела свои пороки мелочные, пошлые и посмеялась над ними.



Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед

Решу егэ

Пояснение.

12.1. Авторское отношение к героям и событиям в «Слове о полку Игореве».

Каждая фраза, каждый образ «Слова» свидетельствуют об авторе как о патриоте Русской земли. Знание и достоверное изображение всех подробностей похода князя Игоря позволяют высказать предположение, что автор был непосредственным участником описываемых событий.

И, наконец, неравнодушное отношение автора к главному герою своего повествования говорит о том, что он, вероятно, был одним из его сподвижников. В образе Игоря мы видим многочисленные княжеские доблести, патриотизм, любовь к родной земле.

С другой стороны, автор видит не только достоинства, но и недостатки своего героя.

Так, он ясно дает понять, что поражение, которым закончился поход, имело своими причинами отсутствие у князя ясного представления о необходимости единения и совместной борьбы против врага, стремление к личной славе.

12.2. Почему теория Раскольникова привела героя к духовному кризису?

(По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Теория Раскольникова, реализованная на практике, открыла самому герою парадоксальное соседство в его душе любви к людям и презрения к ним.

Он считает себя избранником, который имеет право (и даже должен) убить, чтобы облагодетельствовать не только себя, но и все человечество. И здесь же он вдруг понимает, что его притягивает и власть ради самой власти, желание господствовать над другими.

Нелепая теория Раскольникова и ее крушение видится Достоевскому закономерным событием.

Он показал, как туманность спасительности и благодетельности новой идеи, ее неопределенность может послужить некой психологической завесой, способной усыпить даже совесть человека, чтобы уничтожить, размыть границы между понятиями добра и зла.

Раскольников постепенно осознает сущность своей идеи, ее гибельность, ее действительный смысл. Он испытывает сильнейшие муки совести и готов к покаянию, готов отныне руководствоваться в своей жизни только заповедями Евангелия. По мнению Достоевского, восстановить в герое человеческий облик способна только жертвенная, дающая любовь, причем не абстрактная, ко всему человечеству, а конкретная, к конкретному ближнему. Для Раскольникова таким спасением является сострадательная любовь между ним и Соней Мармеладовой.

12.3. Как в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» связаны личная судьба и история народа?

В поэме «Реквием» личная трагедия осознается как трагедия всенародная, а всенародная — как личная. Сама поэтесса вспоминала: «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.

Как-то раз кто-то «опознал» меня.

Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шёпотом):

  • — А это вы можете описать?
  • И я сказала:
  • — Могу.
  • Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом.
  • 1 апреля 1957 года.
  • Ленинград.»
  • И Ахматова создает обобщенный портрет всех женщин, что разделили с ней такую же судьбу:
  • И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною…

От первой до десятой главы перед читателем открывается трагедия Человека, Женщины, Матери, которую Ахматова раскрывает через свою собственную, личную. Многообразие поражающих деталей, оттенков чувства потери близких заставляет читателя переживать вместе с героиней эти страшные события.

В последней, десятой, главе возникает образ Богоматери, образ вечного материнского страдания.

Этот образ подготовлен всем ходом событий, а тема безвинно уничтоженных, «распятых» проходит красной нитью через всю поэму: «На губах твоих холод иконки», «И звон кадильный, и следы куда-то в никуда», «О твоем кресте высоком и о смерти говорят»…

12.4. Красота мира и человека в произведениях отечественной поэзии второй половины ХХ − начала ХХI в. (Не менее трёх стихотворений)

  1. Благодатным материалом для сочинения являются стихи Высоцкого о любви!
  2. «Баллада о любви»:
  3. Когда вода всемирного потопа
  4. Вернулась вновь в границы берегов,
  5. Из пены уходящего потока
  6. На берег тихо выбралась любовь

Или «Красивых любят чаще и прилежней…»:

  • Красивых любят чаще и прилежней,
  • Весёлых любят меньше, но быстрей, –
  • И молчаливых любят, только реже,
  • Зато уж если любят, то сильней.
  • «Лирическая»:
  • В какой день недели, в котором часу
  • Ты выйдешь ко мне осторожно?
  • Когда я тебя на руках унесу
  • Туда, где найти невозможно?

Настоящие чувства! Без пошлости, без обыденности и грязи. Как не хватает нам этого в современном мире!

А стихи Высоцкого о дружбе! «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…». Как порой непросто отличить настоящую дружбу от приятельских отношений, как самому научиться дружить и не ошибиться в друге? Тема может быть раскрыта на произведениях В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Р. Рождественского, А. Вознесенского и других.

12.5. Как особенности композиции помогают раскрыть идею произведения? (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).

Тема может быть рассмотрена на примере рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» имеет кольцевую композицию: история главного героя является лишь фрагментом неостановимого течения жизни, быстро вернувшегося к «миру и покою» после его смерти.

Господин из Сан-Франциско — человек, давно избравший для себя образец, на который, по его мнению, стоило равняться. Долгие годы «упорного труда» позволили ему добиться желаемого. Он богат. Он знает, что люди его

круга часто ездят отдыхать в Старый Свет – туда же едет и он. Герой окружает себя яркими декорациями и ограждает себя от всего того, чего не желает видеть. Однако правда заключается в том, что жизнь – настоящая, искренняя — остаётся как раз за этими декорациями его искусственного, пропитанного насквозь фальшью мирка.

По иронии судьбы, герой возвращается в родные места на той же «Атлантиде». Однако смерть его ничего не меняет в целом мире — люди продолжают изображать счастье, потакать своим секундным порывам. Господин из Сан-Франциско же уже никогда не сможет увидеть и оценить красоту моря, гор, бесконечных равнин.

И вся драма заключается в том, что он не смог бы этого сделать и при жизни — страсть к богатству атрофировала в нём чувство прекрасного.

Задание 12. Сочинение на литературную тему. ЕГЭ 2022 по литературе

Можно ли Чацкого назвать романтическим героем? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Обратите внимание на то, что это тот тип сочинения, создавая которое нужно идти не вслед за автором и развитием сюжета, а пошагово показывать черты романтизма в герое А. С. Грибоедова. Ключевое понятие в формулировке вопроса — «романтический герой».

Своё рассуждение можно начать с того, что комедия А. С. Грибоедова — это произведение, в котором сочетаются черты реализма и романтизма. И романтические тенденции прежде всего связаны с образом главного героя.

Чацкого можно назвать романтическим героем, которому свойственны яркость, исключительность. Это личность, которая остро переживает несовершенство мира, вступает с ним в конфликт, находится в поиске идеального мира. Отсюда мотивы одиночества и странствий.

Как романтический герой, Чацкий не приемлет косную среду, которая ему знакома с детства. Покажите на примерах, как герой Грибоедова противостоит фамусовскому обществу, чем герой резко отличается от представителей московского барства.

Прокомментируйте один или несколько монологов героя (например, «А судьи кто?»), в которых раскрывается сила характера Чацкого, категоричность суждений, исключительность его внутренней жизни, которой свойственна несхожесть с общепринятой нормой.

Романтичность героя усиливается глубоким переживанием драматичных обстоятельств, связанных с любовью к Софье. Чацкий чувствует холодность девушки, но не может понять причин этого. Герой Грибоедова проходит мучительный путь от неведения к трагическому узнаванию истины.

Непонятость окружающими, безответная любовь обусловливают одиночество главного героя комедии А. С. Грибоедова, что характерно для романтического героя.

В финальном монологе Чацкий подводит горькие итоги своего пребывания в Москве. Он расстаётся с миром, в котором почувствовал себя изгнанником и человеком, которого предали:

С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простаков, Старух зловещих, стариков,

  • Дряхлеющих над выдумками, вздором…
  • И, наконец, само развитие сюжета показывает, что Чацкий — романтический герой: мотив странствий открывает его появление в доме Фамусова, где ждёт его загадка любви Софьи, которую он разгадает только в финале комедии, когда случайные обстоятельства помогут ему понять происходящее. Более того, мотивом странствий завершается в сюжете пребывание героя в Москве:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорблённому есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Роль антитезы в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (С опорой на анализ эпизодов)

Начните своё сочинение с того, что антитеза является основным композиционным приёмом, использованным М. Е. Салтыковым-Щедриным в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Антитеза прослеживается уже в заглавии произведения: число «один» противопоставлено числу «два», то есть автор противопоставляет мужика генералам.

Далее раскройте свой тезис, покажите, в чём смысл этого противопоставления и как оно реализуется в тексте.

Генералы чудесным образом оказались на острове, где всего много. Но автор показывает их абсолютную беспомощность. Они блуждают среди обилия плодов, дичи и рыбы и чуть не погибают на острове от голода.

Покажите это на примерах из текста, сопровождая их ми. Обратите внимание на то, что в сказке утрируется, даже несколько гиперболизируется невозможность генералов выжить в этом почти райском месте.

Как результат неприспособленности к жизни Салтыков‑Щедрин изображает процесс быстрого одичания героев.

Нежизнеспособности, беспомощности генералов в сказке противопоставлены ловкость и находчивость простого мужика. Крестьянин — мастер на все руки. Он умеет готовить пищу, ловить рыбу, строить корабли и т. п. Этот мини-тезис также обязательно подтвердите одним или несколькими примерами из текста, сопровождая их аналитическими ми.

Размышляя о роли антитезы в сказке, покажите, что контраст является важным композиционным принципом в структуре образа мужика. С одной стороны, это громадный «мужичина» (не случайно писатель использует именно такую форму слова «мужик»). Он многое может.

Но с другой стороны, крестьянин — забитый, робкий человек. Несмотря на свою физическую силу, он не может дать отпор двум генералам.

Противоречие между физической мощью и уровнем сознания обнаруживается в фразе мужика: «А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на верёвке, и стену краской мажет, или по крыше словно муха ходит — это он самый я и есть!».

Прокомментируйте приём сравнения, который автор использует в этом отрывке: то, что герой соотносит себя с мухой, мелким неприятным насекомым, подчёркивает, каким ничтожным существом он себя считает.

В заключении вам необходимо подвести итоги, которые содержательно должны быть связаны с темой сочинения.

Итак, антитеза в сказке позволяет автору раскрыть важную мысль о проблемах современного ему русского общества: простой мужик, народ является залогом жизни правящих классов.

В образе мужика сатирик изображает силу и слабость русского крестьянства в эпоху самодержавия, указывает на огромный потенциал, скрытый в народных массах, и на крестьянскую пассивность, покорность, долготерпение.

Почему лирический герой В. В. Маяковского одинок?

Можно начать сочинение с небольшого рассуждения о том, что тема одиночества в русской лирике занимает существенное место. Её поэтически осмысляли А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет. Эту же тему развивает в своей лирике В. В. Маяковский.

Обратите внимание на то, что ключевым понятием в формулировке вопроса являются причины одиночества. Следовательно, вы должны не просто вести речь об одиночестве, а определить, что именно порождает такое сложное и драматичное ощущение себя в мире.

Выявляя причины одиночества лирического героя В. В. Маяковского, проанализируйте не менее трёх его стихотворений.

По-особому одиночество раскрывается в стихотворении «Нате!», где описан сложный конфликт поэта и толпы. Причины такого состояния заключаются в том, что герой не принимает существующий миропорядок. Публика видит в поэте раба, готового выполнить любое её желание. Но он восстаёт против этого, потому что для него главная цель — служение искусству.

Покажите, как с помощью приёма противопоставления автор подчёркивает различия между толпой и лирическим героем. С одной стороны, Маяковский акцентирует внимание на людском самодовольстве, сытости, погружённости в быт; с другой — на душевной щедрости и искренности поэта.

Герой сознаёт, что его сердце хрупкое, трепетное, как бабочка. Этим он отличается от толпы, которая становится ещё одной причиной одиночества.

Одиночество порождается безразличием друг к другу и разобщённостью людей. Именно эта мысль становится важной в стихотворении «Скрипка и немножко нервно». Скрипка надрывно плачет, но её никто не хочет услышать и понять, она только раздражает оркестр: «Дура, плакса, вытри!» — кричит ей «меднорожий, потный» геликон. Только лирический герой не остаётся бесчувственным, безразличным, безотзывным:

я встал, шатаясь, полез через ноты, сгибающиеся под ужасом пюпитры, зачем-то крикнул: «Боже!», Бросился на деревянную шею: «Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору —

  1. а доказать ничего не умею!»
  2. Отметьте, что короткие, дроблёные фразы, обилие восклицаний, экспрессивной лексики («ору», «наплевать», «влип») выражают в этом стихотворении протест против бессердечия общества.

Равнодушие как причина одиночества показано в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям». Сцена с упавшей лошадью помогает понять драму одинокого человека в мире. Вместо сочувствия беспомощному существу лирический герой слышит смех толпы. Только он видит слёзы и ощущает «звериную тоску» упавшей лошади:

  • Смеялся Кузнецкий. Лишь один я
  • голос свой не вмешивал в вой ему.
  • Слово «один» помогает автору противопоставить героя толпе и подчеркнуть его одиночество.

В этом стихотворении одиночество и его причины преодолеваются. Лирический герой поддерживает сочувственным словом несчастную лошадь. Он даёт ей понять, что она не одинока в этом мире:

Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте – чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь.

Прокомментируйте финал произведения. Подчеркните важную для В. В. Маяковского мысль о том, что слова поддержки дают силы преодолеть одиночество:

Рыжий ребёнок. Пришла весёлая, стала в стойло. И всё ей казалось — она жеребёнок, и стоило жить,

и работать стоило.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Тема репрессий в отечественной литературе ХХ века. (На примере одного-двух произведений)

Тема репрессий занимает особое место в русской литературе. Эта трагическая страница советской истории легла в основу многих произведений. «Страшные годы ежовщины» — так А. А. Ахматова называет эпоху репрессий в своей поэме «Реквием».

Начните своё рассуждение с утверждения, что мотив «окаменения» помогает автору усилить тему страдания, плача матери по сыну и тему памяти, этот мотив объединяет их.

С одной стороны, в поэме можно увидеть личную трагедию, которую пережила автор, с другой — в истории героев поэмы отразилась страшная судьба целого народа.

В предисловии А. Ахматова рассказывает о причинах создания поэмы. Однажды в тюремной очереди незнакомая женщина спросила, может ли она описать это. И Ахматова ответила: «Могу».

Обобщённая картина страны, охваченной репрессиями, появляется во «Вступлении», где автор рисует яркий образ Ленинграда, который сравнивается с «ненужным привеском», болтающимся возле тюрем.

Приём сравнения помогает Ахматовой выразить мысль о том, что жизнь города и вместе с ним всей страны сосредоточилась в тюрьмах.

Обобщение развивается, когда с помощью метонимии и ярких эпитетов автор вводит узнаваемые приметы жизни периода репрессий и создаёт образ Руси, корчащейся «под кровавыми сапогами и под шинами чёрных марусь».

  1. Тему репрессий поэт помещает в евангельский контекст, таким образом показывая ситуацию репрессий как общечеловеческую трагедию, и связывает с мотивом «окаменения».
  2. Впервые мотив «окаменения» появляется в части под названием «Приговор»:
  3. И упало каменное слово На мою ещё живую грудь. Ничего, ведь я была готова,
  4. Справлюсь с этим как-нибудь.

Автор ведёт речь о страдании, лишающем жизни, повергающем в состояние бесчувствия. Неслучайно слову «каменный» в этом контексте противопоставляется слово «живой».

Мотив «окаменения» связан также с идеей памяти. Понимая, насколько мучительным может быть груз памяти, героиня призывает на помощь забвение: «Надо, чтоб душа окаменела».

Героиня, как и её сын, является воплощением «окаменелого страданья».

Мотив «окаменения» завершает развитие в эпилоге поэмы, в котором вновь появляется образ тюремной очереди и вместе с ней образ памятника. В этой части буквально материализуется метафора «окаменелое страданье». Это памятник страданию героини, страданию её современниц, а также памятник поэту, который эти страдания увековечил.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Ответ:

Егэ литература. сочинения

ЕГЭ 2020 Литература, вариант 22.

№ 8. В чём заключается сущность противоречий в душе Николая Ростова?

     Душу Николая Ростова раздирают сомнения, основанные на противоречивости жизненных реалий.

С одной стороны, пирующие офицеры, к которым присоединяется и сам герой, с другой стороны, госпиталь, раненые солдаты, «запах мёртвого тела».

«Для чего же, – думает Ростов, – оторванные руки, ноги, убитые люди? Зачем воевать друг с другом русским и французам, если император Александр любит и уважает Наполеона?»

     Николай Ростов боится предаваться таким мыслям и сомневаться во всём, что происходит вокруг. Сомнения, противоречия в душе могут привести к тому, что «ничего святого не останется». Хотя он приходит к мысли, что его «дело исполнять свой долг, рубиться и не думать», но всё-таки в глубине души остаются неразрешённые вопросы.

№ 9. В каких произведениях русской литературы герои испытывают мучительные сомнения и в чём их можно сопоставить с толстовским героем?

     Герои многих произведений испытывают мучительные сомнения. Так, Родион Раскольников, главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», одержимый теорией сильной личности, не знает покоя ни днём ни ночью. Мысленно он отточил свою идею, он поверил, что она правильная, но душа сопротивляется, не мирится с тем, что ради высокой цели можно отнимать у людей жизнь.

     Мечется от внутренних противоречий и Григорий Мелехов, главный герой романа     М. А. Шолохова «Тихий Дон». Во время гражданской войны он сражается то на стороне белых, то на стороне красных. И там и тут он сталкивается с жестокостью, видит море крови, и сам становится невольным участником кровавых распрей.

     Таким образом, все названные герои, попавшие в водоворот страшных событий, в трудные условия, испытывают мучительные сомнения в выборе целей, в воплощении их в жизнь.

ЕГЭ 2021. Литература, вариант 2.

№ 8. Как содержание фрагмента влияет на значение его заключительной фразы?

     Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! Такой заключительной фразой заканчивается фрагмент рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки». Её значение обусловлено содержанием текста с кольцевой композицией. Уже в первых предложениях говорится, как наступает «студёная заря» и «к ночи становится очень холодно и росисто». Не зря барчук бежит к дому, «пряча руки в рукава».

     Но всё же «аромат новой соломы и мякины», и «душистый дым вишневых сучьев», и «сказочная картина» звёздного неба, и «чистый, чуткий воздух» – всё это приводит рассказчика в восхищение, и он душой и сердцем чувствует, «как хорошо жить на свете».

     Таким образом, заключительная фраза по своему значению подытоживает всё содержание фрагмента и является как бы следствием восприятия юным рассказчиком осенней природы.

№ 9. В каких произведениях отечественной литературы звучат воспоминания героев о своём детстве и в чём эти произведения можно сопоставить с «Антоновскими яблоками»?

     В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой, помещик Пётр Андреевич Гринёв, в своих записках вспоминает о детстве. К двенадцати годам Петруша с помощью крепостного дядьки кое-как научился читать, а его учитель, мосье Бопре, больше интересовался вином и женщинами, чем обучением мальчика. Петруша гонял голубей и играл с дворовыми мальчишками.

     В отличие от него бунинский барчук более самостоятелен: он ночью приходит в сад, любуется звёздами, стреляет из ружья, но оба ведут праздный образ жизни.    

     В романе И. А. Гончарова «Обломов» тоже изображено детство главного героя. Семилетний Илья живёт в родной деревне с родителями, окружённый многочисленными слугами.

     У барчука из «Антоновских яблок» и Ильи Обломова много общего: оба они дети помещиков, очень любознательные, готовые вбирать в себя всё прекрасное, но Илья менее свободен в своих поступках, так как за ним постоянно следят, ограничивают даже передвижение в пределах усадьбы.

     Таким образом, во всех рассматриваемых произведениях герои в той или иной форме вспоминают о своём детстве. Мальчики принадлежат к дворянскому сословию, и поэтому они не приучены к труду, растут недорослями, хотя в них можно заметить и некоторую любознательность, и доброту.

№ 15. Как название стихотворения М. К. Луконина связано с его содержанием.

     В небольшом стихотворении «Хорошо» автор утверждает мысль о том, что на войне, особенно перед боем, нужно быть оптимистом. Солдат должен верить в свои силы. Он обязан преодолевать страх смерти. Вера в успех – это уже половина победы. Если боец настроен на победу, то это очень хорошо. Поэтому стихотворение и называется «Хорошо».

№ 16. Кто из отечественных поэтов обращался к теме человека на войне и в чём их произведения можно сопоставить со стихотворением М. К. Луконина «Хорошо»?

     К теме человека на войне обращались многие поэты, такие как А. Т. Твардовский, Н. С. Тихонов, М. И. Алигер, П. Г. Антокольский, А. А. Ахматова, О. Ф. Берггольц, Ю. В. Друнина, П. П. Хузангай, М. В. Исаковский, Я. Г. Ухсай, Б. Л. Пастернак и многие другие.

     Одним из них, Михаилом Львовым, написано стихотворение «Высота». В нём поэт рассказывает о штурме высоты. Батальон взял её. Отталкиваясь от этого факта, автор приходит к философской мысли о том, что

                                  У каждого есть в жизни высота,

                                  Которую он должен взять когда-то.

     В стихотворении Бориса Слуцкого «Мои товарищи» говорится о сгоревших танкистах, но они остались в памяти товарищей, «из них зажглись много звёзд». Их подвиг не забыт, «про них рассказывают в праздники, показывают их в кино».

     Три жизнеутверждающих стихотворения полны оптимизма. Вера в победу, вера в себя перед боем, во время сражения, готовность погибнуть за родину – вот общие мотивы, которые объединяют эти произведения.

Почему бессердечие считается самым тяжким преступлением? Многомудрый Литрекон разберется! Перед Вами итоговое сочинение на тему: «Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?». Аргументы, вступление, тезисы, заключение — все это поможет Вам быстро понять тему и придумать свой вариант ее раскрытия. Приятного просвещения!

Вариант 1

(371 слово) Мы ежедневно слышим о громких скандалах и катастрофах, но мало кто может взглянуть в сердцевину этих явлений и понять, почему они происходят? А главная причина — это равнодушие людей друг к другу. Данную закономерность подметил еще философ Конфуций, когда сказал, что «из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие». Его утверждение легко проверить, обратившись к примерам из литературы.

Вспомним рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор». Семья Мерцаловых оказалась в сложных жизненных обстоятельствах. Кормилец потерял работу, и все его дети оказались в сыром подвале и без еды. В канун Рождества у них даже дров не было. Сыновья Мерцалова тщетно старались взывать к лучшим чувствам прохожих, которые спешили купить подарки и угощения. Но все люди отворачивались от беды, как будто их это не касалось. Дети стояли и смотрели на многочисленные витрины с едой и игрушками, и никто не помог им даже медной монетой. Узнав об этом, сам Мерцалов, тоже не найдя поддержки, решил даже покончить с собой, так как отчаяние уже не оставило ему сил для жизни. Трагедию предотвратил единственный отзывчивый человек — доктор Пирогов. Он одним своим участием спас семью от неминуемой гибели, на которую этих ни в чем не повинных людей обрекло бессердечие окружающих.

Аналогичную ситуацию мы наблюдаем в произведении «Дети подземелья». Бедняки нашли приют в старой часовне, но даже оттуда их выгнали люди, которым было жалко даже заброшенного дома для этих несчастных. Сирот гнали от себя прочь даже то горожане, которые считали себя порядочными и добродетельными. На практике их христианское милосердие никак не проявлялось. Более того, соседи даже осуждали сына судьи за то, что он общается с нищими и роняет свое достоинство. То есть те, кто попал в беду, были вычеркнуты из общественной жизни и лишены права на сочувствие. Каковы плоды этого бессердечия? Валек вынужден воровать, чтобы выжить, а Маруся умирает в раннем детстве от болезни. Дети страдают от равнодушия взрослых, и этому преступлению нельзя найти оправдания.

Таким образом, из всех преступлений самое тяжкое — это равнодушие людей к бедам друг друга. Оно порождает самые острые социальные проблемы, которые приводят к конфликтам и противоречиям. Из-за бессердечия человек с раннего детства обречен на нищету и кривую дорожку, ведь никто не подает ему руку помощи, никто не говорит ему о том, что есть другие тропы. В результате наше общество пропитано взаимной ненавистью и социальным неравенством.

Вариант 2

(381 слово) Бессердечие — это источник многих правонарушений, которые люди совершают из-за нищеты, отчаяния, критической ситуации. Когда помощи нет, а обстоятельства припирают к стенке, человеку остается только идти против общества и против закона. Поэтому Конфуций назвал равнодушие самым тяжким преступлением. Чтобы подтвердить его слова, достаточно обратиться к литературным примерам.

Вспомним роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Автор рассказывает историю Катерины Ивановны, жены Мармеладова. Жизнь этой женщины была сломана и растоптана именно равнодушием окружения. Когда она совершила ошибку и сбежала из дома с офицером, родители сразу же отвернулись от нее, как будто ее не существовало. А ведь их дочь всего лишь полюбила, и это нужно было понять. Но вместо этого богатые дворяне вычеркнули Катерину из семьи. И она осталась одна наедине со своим разочарованием. Муж оказался игроком, пьяницей, жестоким человеком, который бил жену и оставил ее без малейшего обеспечения. После его смерти Катерина с тремя детьми нищенствовала, у нее ничего не было. И в этот отчаянный момент родственники вновь отказали ей в сочувствии, хотя героиня воспитывала их внуков. Это бессердечие родителей, которым ничего не стоило простить и поддержать дочь, привело к тому, что Катерина заболела неизлечимой болезнью и умерла в цвете лет, оставив ребятишек сиротами. Ужасная ситуация была порождена именно бессердечием людей, которые из одного упрямства погубили родного человека.

Не менее разрушительные последствия равнодушия описал Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза». Дворянин Эраст совратил крестьянку Лизу, но обещал жениться, ведь его влечение было не просто игрой, а любовью. И все же добившись своего, он охладел к девушке. Поэтому он с облегчением ушел в армию. Но там Эраст проиграл все деньги, и теперь брак был для него единственным шансом поправить материальное положение. Он сделал предложение богатой вдове, однако не нашел в себе сил сказать об этом Лизе. Она случайно увидела его и обо всем узнала. Эраст откупился от возлюбленной деньгами и просто выпроводил ее. Девушка не смогла пережить такого равнодушия, такого предательства, и покончила с собой. А герой считал себя виновником ее смерти. И Это вполне соответствует действительности. Лизу погубило его бессердечие.

Таким образом, последствия равнодушия губительны для людей. Они порождают самые подлые и неявные преступления, которые невозможно наказать. Бессердечие является корнем всех социальных бед, ведь из-за него человек оказывается один на один со своим горем и отчаянием. И тогда ничто уже не может помочь ему и подсказать правильный выход из тупика.

  • Применить правило как пишется
  • Примем участие в конкурсе как пишется
  • Прим автора как пишется
  • Примем или примим участие как пишется
  • Примадонна как пишется правильно