Применяя условные знаки составьте рассказ и дайте ему название

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 148-149размышляем о прочитанном1. понравилась ли вам сказка? увлекли ли

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 148-149

Размышляем о прочитанном

1. Понравилась ли вам сказка? Увлекли ли вас события, происходящие с Алёшей? Менялось ли ваше отношение к герою сказки по ходу чтения? Почему?

Это очень интересная и увлекательная сказка. Она мне понравилась.

Отношение к Алёше у меня менялось, в зависимости от его поступков. В начале сказки я его жалела, он вызывал симпатию. Когда он загордился, мне стало стыдно за него. Когда он переболел и исправился, я вновь сочувствовала ему.

2. Перечитайте описание Петербурга и дома, в котором располагался пансион. Как вы думаете могло ли быть такое детальное описание в народной волшебной сказке? Если нет, то почему?

В народных сказках не может быть столь детальных описаний.

Они изначально были устными, передавались от рассказчика к рассказчику, а в таком случае передаются лишь основные события, мелкие детали каждый рассказчик придумывает сам. Невозможно запомнить и повторно воспроизвести такое детальное описание какого-нибудь дворца или избушки на курьих ножках.

3. Почему Алёша «пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор»? Что он хотел увидеть? Чего ожидал? Почему его разочаровал приезд директора?

Алёша мечтал увидеть волшебницу, которая провертела для него эти дырочки, как он думал. Он ждал, что волшебница принесёт игрушку или письмо от родных.

Также Алёша ждал приезд директора. Он представлял его рыцарем из романов, которыми зачитывался. Но приехал обычный лысый человек. Для Алёши такой неказистый директор стал разочарованием.

4. Как Алёша спас Чернушку? Перескажите эпизод спасения от лица Алёши, передавая те чувства, которые он переживал.

Алёша спас Чернушку, выкупив её у кухарки, хотевшей зарезать курицу.

Пересказ эпизода спасения Чернушки от лица Алёши

В тот день я как обычно кормил курочек. Вдруг я увидел, как во двор вышла кухарка Трина с огромным ножом. Я знал, что кухарка убивает кур и петушков, и моё сердце сжалось от предчувствия беды.

Я стал размахивать руками, отгоняя кур, потом встал и бросился прочь. Я не хотел, не мог видеть, как кухарка поймает кого-нибудь из моих любимцев. Мне хотелось плакать от горя.

Позади что-то кричала кухарка, но я не слушал её, убегая всё дальше. Как вдруг голос Чернушки пробился до моего сознания. Чернушка громко кричала от страха, и я понял, что Трина поймала именно её.

Забыв про страх, я бросился обратно и запрыгнул на шею кухарке. Та от неожиданности выпустила Чернушку и курица взлетела на крышу, торжествующе вереща. Трина начала было ругаться, но я протянул ей империал, единственное богатство, которое у меня было. Мне было не жаль расставаться с деньгами, ведь я спасал жизнь своего друга.

Трина взяла деньги, Чернушка была спасена, я был счастлив.

5. Как менялся характер Алёши после того, как король вручил ему конопляное семечко? Расскажите об этом подробно от лица одного из одноклассников Алёши.

Характер Алёши испортился. Он стал важничать и считать себя умнее всех.

Рассказ о характере Алёши от лица его товарища

Я давно знаю Алёшу и даже дружил с ним. В то время он был скромным и добрым мальчиком, которого все любили. Если его наказывали, то Алёшу все жалели.

Но потом с ним что-то случилось. Характер Алёши стал меняться не в лучшую сторону. Он грубил, стал заносчивым, считал себя умнее всех.

И постепенно от Алёши все отвернулись. Мы больше не были с ним друзьями, а когда он попытался обратиться ко мне, я просто отвернулся.

А Алёша стал врать и выдумывать небылицы. За этого его строго наказал учитель и никому не было жаль Алёшу.

После наказания Алёша долго болел, а когда поправился, вновь стал нормальным мальчиком. Алёша опять был скромным и добрым. Постепенно к нему стали относиться лучше, а я думаю, что мы снова подружимся.

6. Почему Алёша стыдился рассказывать кому-либо о том, что с ним произошло?

Алёше было стыдно вспоминать своё некрасивое поведение и трусость. Он хотел бы вычеркнуть этот эпизод не только из памяти, но и из жизни..

7. Похож ли Алёша на героя русских народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

Алёша совершенно не похож на героя волшебной сказки. Он обычный мальчик, такой как все вокруг. Он не очень смел и может ошибаться.

Алеша не положительный и не отрицательный герой. В начале сказки он совершает добрые поступки и является положительным героем. В середине Алёша совершает глупости и ведёт себя плохо. Он становится отрицательным героем. В конце он исправляется и вновь оказывается героем положительным.

Таких героев в волшебных сказках нет. Там они либо положительные, либо отрицательные.

Обогащаем свою речь

1. Объясните слова, подберите синонимы, составьте в ними предложения.

Суровый. Строгий, сердитый. Учитель был суровым, но справедливым.

Дряхлый. Старый, слабый. Дряхлый дед сидел на лавочке.

Отдалённый. Далёкий. Отдалённый холм зарос лесом.

Неведомый. Незнакомый, неизвестный. Неведомый зверь оставил следы на тропе.

Невиданный. Чудесный, неизвестный. Невиданный мир лежал за рекой.

Грозный. Сердитый, строгий. Грозно посмотрел он на меня.

Тужить. Грустить, печалиться. Не надо тужить о лете.

Снарядился. Собрался, приготовился. Он снарядился в поход.

Желанный. Ожидаемый, вожделенный. Желанный случай представился скоро.

Трезвонить. Звонить, болтать. Хватить трезвонить о ерунде.

Перечить. Идти наперекор, прекословить, огрызаться. Будешь перечить — быть тебе битым.

Потешить. Веселить, смешить. Учитель потешил учеников смешным заданием.

Печальный. Грустный, невесёлый. Печальный страус смотрел на закат.

2. Найдите в сказке Погорельского слова, которые редко используются в современной речи (например: нынешний, пансион, сказывал, говаривал, утешение). Подумайте, какие из них незаслуженно мало используются в современной речи.

Слова, которые редко используются в современной речи:

Помещался, славный, заступали, нежели, тогдашний, содержатель, дортуары, письмецо, бранчливая, возымел, с горестию, умильно, ободрился, шандалы, кисейные, учительша, несбыточное, яхонты, насилу мог, особливо, обхождение.

Мне нравится слово Учительша и жаль, что сейчас его не используют. Оно кажется мне более ласковым, чем привычное Учительница.

AVvXsEitAVtu8owCdtynOSnEUduV7Ph qWPIzGJvCIv3uFhXoGa2REgEF lHA3l1KhYIA4tRtFAtFCVD90J8i822qemWeG6K5i1AgvccqHmz8n49 MdpyCGW5tQVLph1g09zVWbUyIGWrPM84I9G 2fkxry2tmnh232uXuKZ5 z1zk0EvZ8 GclKtw3OGF7wg=w344 h400

Языковой материал собирается и систематизируется в различного рода словарях. Все словари можно разделить на две группы: энциклопедические и лингвистические.

Энциклопедические словари являются научными справочными пособиями, содержащими сведения из различных областей знания. В них даны сведения о явлениях природы и общественной жизни, о выдающихся общественных деятелях, разъясняются различные научные и технические термины и т. д. Словарные статьи обычно иллюстрируются. Следовательно, в энциклопедиях объясняются не слова, а предметы, лица, явления и понятия, обозначаемые теми или иными словами.

В лингвистических (языковых) словарях основное внимание уделено словам; в них объясняются с разных точек зрения сами слова. Лингвистические словари в свою очередь делятся на двуязычные (переводные), например, англо-русский, русско-английский, русско-немецкий и т. п., и одноязычные, вся информация в которых даётся на одном языке. В зависимости от целей и задач одноязычные словари делятся на несколько категорий: толковые словари, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, этимологические словари, словообразовательные, фразеологические, грамматические, орфоэпические, орфографические и другие.

Таким образом, словари содержат огромную информацию и являются первыми помощниками и друзьями в учении, в жизни.

Справочные материалы:

Конспект — это последовательная запись (фиксация) информации, обдуманной и отобранной в процессе чтения, самостоятельной работы.

Такая форма записи научного материала способствует наилучшему запоминанию излагаемого. Составление конспекта требует активного мышления, творческого отношения к изучаемому материалу, вопросу, глубокого осознания основной мысли (идеи) научного сочинения, соотнесения нового материала с уже имеющимися фактами, знаниями. Материалы конспектов используются при подготовке к семинарским и практическим занятиям, зачетам, экзаменам, докладам, при подготовке разнообразных научных справок, для быстрого восстановления в памяти прочитанного или прослушанного научного материала, для его обобщения.

Существует несколько видов конспектов:

— в виде плана — конспект, в котором каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта;

— текстуальный конспект — конспект, состоящий из цитат, взятых из текста;

— свободный конспект — конспект, сочетающий выписки, цитаты, тезисы;

— тематический конспект — конспект, содержащий материал из разных источников по какому-либо одному вопросу, одной теме;

— конспект-схема — конспект, содержащий запись прочитанного в виде схемы: от общего понятия к его частным составляющим (сверху вниз или от центра в стороны).


Составными компонентами свободного конспекта являются:

1) план научного текста (без точного, тщательно продуманного плана нельзя составить хороший конспект);

2) тезисы: по сути конспект — это тезисы в расширенном виде, дополненные иллюстративным материалом (конкретным фактами, цифрами, которые могут быть представлены в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм и т. п.);

3) различные выделения самых важных мест (подчеркивания, изменения шрифта, пометы, замечания на полях (N/B; !; !!!; ? и т. д.)).

Конспект постоянно можно дополнять новыми записями, пояснениями — не случайно для это используются широкие поля.

В тексте конспекта, научной работы могут использоваться:

1) общепринятые сокращения: г. — год, гг. — годы, в. — век, вв. — века,

н. э. — наша эра, т. — том, Ч. — часть, В. — выпуск, с. (С.) — страница, г. — город, обл. — область, см. — смотри, ср. — сравни, доц. — доцент, проф. — профессор, и др. — и другие, и пр. — и прочие, т. к. — так как, и т. д. — и так далее, и т. п. — и тому подобное, т. е. — то есть, т. о. — таким образом, м. б. — может быть, д. б. — должно быть, Цит. по: (Цит. по кн.:) — цитата по:…., Указ. соч. — указанные сочинения. Примечание. Недопустимы сокращения: например, там же, а также в середине предложения: и другие, и прочие, и так далее, и тому подобное.

2) общепринятые аббревиатуры (РФ — Российская Федерация, СПб ГУСЭ — Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики);

3) условные графические сокращения, применяемые для сокращенного обозначения часто употребляющегося в работе понятия (при первом употреблении такого сокращения в тексте они приводятся в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем употребляясь уже без расшифровки: Муниципальное образовательное учреждение № 1 (МОУ №1), социологические исследования (СИ)).

640 1

Задание 5. Оформите библиографическое описание одной из книг или статьи, включенных в список литературы выполняемой вами научной работы (реферата, тезисов, статьи, курсовой работы и т. п.).

Справочные материалы:

Реферат —композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).

Составными частями реферата являются:

1) общая характеристика текста (формулировка темы, фамилия и инициалы автора, выходные данные);

2) описание основного содержания произведения;

3) выводы автора реферата;

4) библиографический аппарат.

Библиографический аппарат составляют:

а) библиографический указатель — список использованной литературы— в алфавитном порядке: русскоязычные издания, затем — издания на иностранных языках, список ресурсов Интернет;

б) библиографические ссылки — описание источников фактических данных.

Элементами библиографического указателя — списка используемой литературы — являются:

1) заголовок библиографической записи: автор или надзаголовочные данные — наименование учреждения, от имени которого публикуется произведение, название серии (факультативно);

2) основное заглавие;

3) сведения, относящиеся к заглавию: о жанре (учеб. пособие), переводе (Пер. с англ.), виде издания (Избр. сочинения), о читательском назначении издания (Для студ. вузов), его типе (В 2 т.) — факультативны;

4) сведения об ответственности — сведения об авторе или 2-3 авторах (при наличии более трех авторов указывается фамилия первого с обозначением и др.); о научных редакторах;

5) сведения об издании — информация о повторности издания и его характеристике (номер повторного издания (2-е изд.), переработанность (испр.; перераб.; доп., стер. и т. п.);

6) место издания — город;

7) название издательства без кавычек;

8) дата издания — год выпуска книги;

9) объем — количество страниц.

При оформлении этих элементов используются условные разделительные знаки:

1) .

2) : Другое заглавие (подзаглавие).

3) /Сведения об авторстве (авторы, составители, редакторы).

4) // Название документа, сборника, журнала, газеты, в котором помещена составная часть.

5) . —Место издания.

6) : Издательство (у книги).

7) , Год издания (у книги).

8) . —Год издания (у журнала).

9) . —Номер (у журнала).

10) . —Количество страниц в книге: — 143 с.; страницы статьи: — С. 117-125.

Порядок описания книги:

1. Автор (фамилия и инициалы автора; 2-3 авторов через запятую), точка.

2. Название произведения, которое точно повторяет заглавие книги, напечатанное на ее титульном листе, без сокращений и без кавычек, точка, тире.

3. Выходные данные:

место издания — с прописной буквы (Москва и Санкт-Петербург сокращенно: М., СПб.,), двоеточие;

наименование издательства без кавычек с прописной буквы, запятая и год издания.

том, часть, выпуск — с прописной буквы (Т., Ч., Вып.), точка, цифра, обозначающая номер тома или части, точка, тире;

— порядковый номер издания — с прописной буквы, сокращенно, цифра с наращением, обозначающая номер издания (Изд. 3-е), точка, тире;

— год издания (без слова «год»), точка, тире.

4. Фактическое количество страниц — цифра, затем буква «с» строчная, точка (для статьи — сначала буква «С» прописная, точка, затем числа, обозначающие начальную и конечную страницы статьи, через дефис), точка.

Например:

1. Маслова В. А. Лингвокультурология: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 3-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 208 с.

2. Сковородников А. П. О риторических приемах с операторами «увеличение» и «уменьшение» // Мир русского слова. — 2007. — № 3. — С. 40—46.

3. Шмелев А. Д. Лексические изменения как показатель сдвига в языковой картине мира // Активные процессы в современной лексике и фразеологии. Материалы международной конференции 8 — 9 июня 2007 года. — М.-Ярославль: Ремдер, 2007. — С. 250—256.

Библиографические ссылки(ссылки на источник) в научных работах применяются при цитировании, изложении, близком к оригиналу, при заимствовании идей, фактов, примеров, цифр и т. д., при необходимости отсылки читателя к другим трудам, в которых рассматривается данный вопрос.

В зависимости от способа расположения в тексте ссылки бывают:

1) затекстовыми, применяемыми в целях сокращения объема печатной работы — при этом после цитаты или упоминания в тексте работы какого-либо произведения, имени автора в квадратных скобках пишется номер источника в соответствии с его номером в библиографическом списке, ставится двоеточие (или запятая) и номер страницы цитируемого источника: «Тема диалога, взаимопонимания становится одной из ведущих в культурологических исследованиях» [6: 442];

2) притекстовыми (подстрочными): после цитаты или какого-либо иного заимствования над строкой используется знак сноски: арабская цифра или звездочка (возможно, со скобкой); такой же знак ставится в низу страницы под текстом и дается ссылка на источник;

3) внутритекстовыми, которые полностью включаются в основной текст работы и дублируются притекстовыми ссылками. Например:

Как отмечает Б. С. Ерасов в книге «Социальная культурология», «в постиндустриальном обществе преобладает ориентация на будущее. […] Впрочем, прошлое может быть встроено в новый уклад жизни в стиле «ретро»»*.

В ссылке:

* Ерасов Б. С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 537.

Задание 6. Оформите данные дословные выписки в виде цитат, используя различные способы цитирования. Сделайте библиографические ссылки (затекстовые, притекстовые, внутритекстовые) на источник каждой цитаты.

1. Русский язык — плод многовекового творчества и труда великого русского народа и всех народов, составляющих нашу страну. Живо связанный со славной историей нашего государства в течение многих веков, являя поразительное социальное, культурно-историческое национальное богатство, русский язык предсказывает великое будущее и самому себе, и всему нашему народу (Костомаров В.Г. Жизнь языка: От вятичей до москвичей. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. — С. 5).

2. Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи (П. И. Чайковский. Дневники. 1873-1891. — СПб.: Эго; Северный олень, 1993. — С. 36).

3. «Адидас» (Adidas) — промышленная компания Германии, специализирующаяся на выпуске спортивной обуви, одежды и инвентаря. Основана в 1948 г. Имеет 8 предприятий в Германии и свыше 25 дочерних фирм в других странах, в том числе во Франции, Великобритании, США, Канаде, ЮАР (Новейший справочник необходимых знаний. — 2-е изд., перераб. и доп. / Сост. А. П. Кондрашов, Ю. В. Стреналюк. — М. : РИПОЛ Классик, 2006. — С. 679).

Справочные материалы:

Выписка — особая форма записи важных данных в блокноте, тетради или отдельных листочках во время чтения или прослушивания информации путем выписывания, точного воспроизведения отдельных фактов, цифр, схем, таблиц, цитат. Выписки, выделяя из читаемого текста самое главное, помогают не только глубже понять его, но и накапливать фактический материал, делать обобщения, создавая для себя задел на будущее. Выписки оказываются полезными, нужными при повторении, для быстрого воспроизведения своих знаний и для дальнейшего изучения и анализа материала, они экономят время.

Выписки часто используются как составной элемент во всех других жанрах и видах научных работ: тезисах, конспектах, докладах, рефератах, устных выступлениях, в курсовых и дипломных работах. Они позволяют избежать ошибок и неточностей, т. к. непосредственно из оригинала воспроизводят фактические сведения, оценки, теоретические обобщения.

Выписки могут быть 1) дословными (в виде цитат) и 2) содержащими переработанную информацию (информационными) — приблизительно, в форме косвенной речи, но без искажения содержания излагающие мысль автора.

Цитата — это дословная передача чужого высказывания, без искажений мысли автора, выдержка из какого-л. произведения, которая может использоваться:

– для подтверждения своей мысли,

– для более яркого выражения своих мыслей,

– для ознакомления слушателей или читателей с мнением авторитетного лица,

– для того, чтобы передать особенности языка исходного текста при его изложении.

Требования к использованию цитат:

1. Цитируемый текст приводится в кавычках, точно по цитируемому тексту, в той грамматической форме, в какой он дан в источнике.

2. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения и обозначается многоточием.

3. Цитата должна быть органически связана с текстом и служить доказательством или подтверждением выдвинутых автором положений.

4. При цитировании не допускается объединения в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый отрывок должен оформляться как отдельная цитата.

5. Каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (обязательной библиографической сноской — сноской на авторство, источник с указанием соответствующей страницы для подтверждения цитаты и при необходимости — облегчения поиска соответствующего места получения информации).

Основные правила оформления цитат:

1. Цитата как самостоятельное предложение (после точки в конце предшествующего предложения) должна начинаться с прописной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы.

2. Цитата, включенная в текст после подчинительного союза, заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.

3. Цитата, помещенная после двоеточия,

а) начинается с прописной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось с прописной (в этом случае многоточие перед цитируемым текстом не ставится);

б) начинается со строчной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось со строчной буквы (в этом случае перед цитируемым текстом обязательно ставится многоточие).

4. В цитатах сохраняются те же знаки препинания, что и в цитируемом источнике.

5. Если предложение цитируется не полностью, то вместо опущенного текста перед началом цитируемого предложения, или внутри него, или в конце ставится многоточие. Знаки препинания, стоящие перед опущенным текстом, не сохраняются.

6. Если предложение заканчивается цитатой, причем в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то

а) после кавычек не ставится никакого знака, если цитата является самостоятельным предложением;

б) ставится точка (или другой необходимый знак), если цитата не является самостоятельным предложением, т. е. входит в текст авторского предложения.

Стадии развития речи детей разного возраста

Несмотря на то, что малыши постепенно приобретают языковые навыки, они общаются с самого рождения. По мере того, как дети учатся понимать язык и общение, им становится легче следовать инструкциям, отзываться на свое имя и, конечно же, произносить свое первое слово.

0-6 месяцев

Нет ничего необычного в том, что дети в возрасте от 0 до 6 месяцев издают звуки воркования и лепетания. Уже в этот период они понимают, что с ними говорят, поворачивая голову в сторону голосов или звуков.

7-12 месяцев

Дети начинают использовать жесты для общения, и их словарный запас может составлять от 1 до 3 слов. Хотя свои первые слова они могут произносить только после того, как им исполнится 1 год. Обычно дети в 7-12 месяцев понимают простые слова, наподобие «нет». 

13-18 месяцев

Примерно за 13-18 месяцев словарный запас малыша увеличивается до 10-20+ слов. Именно в этот момент они стараются повторять слова (так что следите за тем, что вы говорите). Также они реагируют на простые команды (такие как «поднять ботинок»), и, как правило, могут описать определенные просьбы.

19-36 месяцев

Словарный запас расширяется до 50-100 слов. Скорее всего, они могут называть простые вещи, которые окружают их каждый день. Кроме того, дети начинают говорить короткими фразами или предложениями.

А к тому времени, когда малышу исполнится от 2 до 3 лет, его словарный запас может составлять 250 и более слов. Они уже способны задавать вопросы, озвучивать просьбы и следовать более подробным инструкциям.

Язык тела вместо слов… или в придачу?

Сразу оговоримся, что не нужно пытаться как-то интерпретировать любой одиночный жест и уж тем более истолковывать его не в свою пользу. У человека на самом деле может чесаться рука, затекать шея или поясница, он может не выспаться и именно поэтому с трудом сдерживать зевоту. Какие-то выводы можно делать, если вы заметили минимум три невербальных признака, указывающих на определенное эмоциональное состояние человека. Рассмотрим основные позы и жесты, «говорящие» наиболее определенно.

Топ-20 говорящих поз и жестов:

  1. Скрещенные руки – классика жанра, так называемая «закрытая» поза. Свидетельствует об отрицательном отношении к происходящему и желанию отгородиться от собеседников.
  1. Скрещенные ноги – у мужчин приравнивается к «закрытой» позе, у женщин не означает ничего, кроме правильной женственной посадки.
  1. Поиск естественного барьера с собеседником (в частности, попытки отгородиться сумкой, застегнуть все пуговицы, затянуть потуже галстук) – аналог «закрытой» позы и желания отгородиться.
  1. Посадка на краешек стула, наклон вперед, одна нога впереди, рука подпирает голову или опирается на колено – поза «беглеца». Свидетельствует о дискомфорте и нежелании общаться.
  1. Рубящие воздух движения рук – агрессия.
  1. Закладывание больших пальцев в карман – ощущение собственного превосходства.
  1. Выпрямленная стойка в полный рост, посадка нога на ногу в виде цифры «4», опора на руки – демонстрация главенства, «захват» пространства.
  1. Постоянные прикосновения к себе, движения кадыка, учащенное моргание, покусывание губ – тревога.
  1. Прикосновения к лицу – нервозность и/или желание скрыть истину.
  1. Интенсивная жестикуляция возле лица – ложь и/или нервозность.
  1. Поглаживание подбородка – обдумывание услышанного.
  1. Съеживание – ощущение угрозы, желание защититься.
  1. Постоянные прикосновения к элементам одежды и аксессуарам, одна рука держит другую – неуверенность.
  1. Отсутствующий взгляд, легкое притоптывание ногой – скука.
  1. Движение назад – несогласие и/или тревога.
  1. Движение вперед – интерес и/или одобрение.
  1. Зеркальное повторение движений или позы собеседника – элемент доверия, взаимопонимания, состояния резонанса.
  1. Глубокий вдох и выдох – согласие с собеседником, расслабленное состояние.
  1. Резкий короткий вдох – удивление, эмоция неожиданности.
  1. Прихорашивание (прическа, одежда, аксессуары) – желание выглядеть привлекательно, заинтересованность в собеседнике.

Также психологи советуют смотреть на ступни собеседника, если только они не спрятаны под столом. Обращенный к вам носок означает заинтересованность, а обращенный в сторону носок обуви означает желание завершить общение. Если вы запомните основные позы и научитесь расшифровывать наиболее распространенные жесты, вам будет легче понимать людей без слов и вовремя корректировать линию общения.

Кто и насколько верно нас понимает без слов?

Сама по себе фраза «понимает без слов» обычно относится к достаточно близким людям. Например, к старым друзьям, дружба с которыми длится со школьной скамьи. К супругам, отметившим 20-летний юбилей семейной жизни. Или к пылко влюбленным молодым людям, успевшим сблизиться настолько, что кажется, будто они знакомы тысячу лет.

И вот здесь нас часто поджидает ловушка. Эта ловушка спрятана в слове «кажется». Да, зачастую нам только кажется, что мы понимаем друг друга без слов. А вот насколько правильно мы понимаем эмоции друг друга без слов – это нередко остается за кадром.

Почему так? Да потому, что, например, на этапе влюбленности мы стараемся угодить своему возлюбленному или возлюбленной, и это стремление обоюдно. Поэтому, если мы о чем-то догадались неверно, партнер с высокой долей вероятности сделает вид, что все правильно, что так и было задумано.

И вы так и пойдете по жизни, думая, что кофе в постель – это очень романтично, даже не подозревая, что ваша девушка терпеть не может кофе. И что вашему молодому человеку абсолютно не интересно общаться с вашими родителями, а комплименты их начитанности и кругозору – не более чем дань уважения, поэтому не нужно его тащить в гости каждые выходные.

И если насчет кофе все выяснится достаточно скоро и его совсем нетрудно заменить чаем, то лицемерные восторги по поводу чьих-то родителей, друзей и подруг потом сложно «отыграть назад». А если вы лицемерили еще и по поводу совместного досуга, делая вид, как вам интересно с девушкой в театре или с вашим молодым человеком на футбольном матче, дело обретает совсем скверный оборот.

Нужно ли объяснять всю глубину разочарования, когда выясняется, что рядом с вами человек, которому глубоко безразличны ваши увлечения и совершенно неинтересен круг ваших знакомых. А ведь впереди еще немало открытий. Например, что ваш партнер не разделяет ваши жизненные цели и ценности, а то еще и пытается переделать вас «под себя».

Всего этого (и многого другого) может не быть (и не будет!) в случае, если вы действительно научитесь понимать людей без слов. По разным оценкам, от половины до двух третей информации человек передает невербальными сигналами – позой, жестами, взглядом. Если вы научитесь считывать эту информацию, никакие слова вас никогда не введут в заблуждение.

Итак, на какие позы и жесты следует обращать внимание, чтобы понимать человека без слов или независимо от того, что он вам говорит? Разберемся!

Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает»

Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к

ребенок в первую очередь улавливает интонацию
В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.

Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

Расширяйте пассивный запас слов малыша

Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:

Время от времени проводите небольшую «экскурсию» по дому. Показывайте и называйте ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Кроватка, шторы, люстра, микроволновая печь, чайник – малышу все интересно. Четко и понятно произносите ребенку новые слова

При последующих «экскурсиях» просите малыша показать то, что изучили ранее.

На прогулке обращайте внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся вам по пути. Малышу интересно буквально все: дерево, куст, пенек, трава, цветочек, шишка, собачка, кошка, снег, сосулька, скамейка, люк, светофор, карусель, урна, дом, фонтан и т.д..

Кратко комментируйте все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»

Применяя условные знаки составьте рассказ и дайте ему название

Изучайте с ребенком части лица и тела. В разговоре время от времени показывайте малышу, где ручки у него и у мамы, где глазки, носик, ножки и т.д. Когда самые простые элементы лица и тела будут освоены, можно переходить к тем, что посложнее – брови, щеки, подбородок.

Рассматривайте вместе с малышом картинки в книжках. Замечательным подспорьем в расширении словарного запаса ребенка послужат карточки Домана. Детки с удовольствием рассматривают их и быстро запоминают все, что на них изображено. Очень полезно после изучения предметов на картинках, демонстрировать их «вживую». Так у малыша будут формироваться ассоциативные связи.

Как работает детский язык жестов у новорожденных?

Не секрет, что кроха начинает понимать речь мамы, осваивает простые движения ручками намного раньше, чем начинает разговаривать. Малыши очень любят подражать взрослым: большинство деток мило машут ладошкой на прощанье ещё задолго до того, как научатся сказать «до свиданья». Показывают пальчиком на предмет, который заинтересовал, ещё не умея произнести «посмотри сюда».

Американский детский психолог Джозеф Гарсиа проникся идеей обучить  малышей языку жестов, и со временем воплотил её в жизнь​​.

Он наблюдал за слышащими детьми глухонемых родителей, которые очень быстро выучили «немой» язык. Что интересно, эти малыши были менее беспокойными и требовательными по сравнению с их ровесниками. И неудивительно: они уже умели выражать свои потребности и мысли.

Гарсиа решил, что такая методика будет полезной в любой семье, где появился новорожденный малыш. Когда кроха вместо крика с помощью простых движений покажет, чего она хочет, от этого родители станут только счастливее.

Конечно, невербальное общение ещё не гарантирует, что малыш никогда не будет плакать или закатывать истерику. Но данная методика даёт позитивные результаты, и сегодня подобные занятия популярны во всём мире.

Как заниматься с ребёнком русским языком. Совет третий: приводите примеры!

«А теперь приведите примеры на это правило», — говорил учитель, ставя большую часть класса в тупик. Знакомая ситуация? К сожалению, задача привести свои примеры для многих детей очень сложна. А вместе с тем именно умение привести собственные примеры, иллюстрирующие то или иное правило, свидетельствует о том, что правило усвоено и может с успехом применяться на практике.

Как заниматься с ребёнком русским языком, чтобы он с интересом приводил примеры, подбирал проверочные слова, находил суффиксы, определяющие выбор написания? Устраивайте соревнование! Для взрослого почти нет разницы между «Придумай однокоренные слова к слову вода» и «Кто придумает больше однокоренных слов к слову вода». Для детей разница огромна. Желание победить — очень важная мотивация в развитии ребенка, особенно если вы поможете ему понять, почему победы не всегда удается достичь и как ещё нужно позаниматься, поработать, чтобы в следующий раз добиться более высокого результата. Если между собой соревнуются два или три ребёнка, победит один из них. А если вы занимаетесь русским языком с одним ребёнком и сами играете со своим сыном или дочерью? Кто в этом случае должен победить — вы или ребёнок? Однозначного ответа на этот вопрос, пожалуй, нет. А кто обычно побеждает, когда вы играете в игры-бродилки, лото или прятки? Наверное, в каждой семье этот вопрос решается по-своему. Однако даже если взрослый побеждает в игре, ребёнка непременно надо похвалить. За что? За то, что вспомнил редкое слово; за то, что был внимателен и привёл все примеры без ошибок; за то, что смог назвать больше примеров, чем в прошлый раз. Позитивный настрой в любом деле очень важен, тем более что этот настрой ребёнок перенесёт и в другие ситуации, связанные с учёбой.

Как заниматься с ребёнком русским языком. Совет пятый: помогите ребёнку полюбить русский язык!

Когда родители решают, как лучше заниматься с ребёнком русским языком, многие вспоминают весьма неоднозначный совет: «Ребенку надо больше читать!» За многие годы работы в школе я видела разных учеников — читающих взахлеб всё, что попадается под руку, и старающихся освоить даже школьную программу по литературе в кратком изложении. Прямой взаимосвязи между количеством прочитанных книг и грамотностью ученика, к сожалению, нет

Ведь важно не просто «проглотить» большой по объёму текст, а читать вдумчиво, задумываясь над смыслом непонятных слов, обращаясь к словарю, анализируя написание новых слов, обсуждая прочитанное в семье или с друзьями. Часто ли так читают дети? Увы, ответ очевиден.

Русский язык сложно вдруг полюбить в старшей или даже средней школе, интерес к языку должен воспитываться с ранних лет. С малышом вы просто обсудите прочитанное («Почему только с приходом мышки вытянули репку?», «Домик кого из трёх поросят самый надёжный?», «Отчего богатыри всегда одерживают победу?»), нарисуете иллюстрацию, выучите наизусть стихотворение

С младшим школьником полезно также заглянуть в словарь, узнать значение непонятного слова, обратить внимание на его написание, подобрать синонимы или антонимы. Это всё обязательно вернётся сторицей, и, будучи внимательным к языку, ребёнок будет осваивать его гораздо успешнее и добьётся высоких результатов, причём не только на экзаменах по русскому языку.

Помогайте ребёнку применять язык в жизни:

сделайте ежевечерней традицией читать книги, а ежеутренней — по дороге в детский сад или школу придумывать продолжение к прочитанному;
используйте «скучные» школьные задания типа «Выучите любое стихотворение про весну», что обратить внимание ребёнка на то, какой неодинаковой была весна у разных поэтов, какие слова использовали авторы в своих произведениях и какое настроение создавали;
украшая квартиру к Новому году или решив приготовив блины на масленицу, поговорите с ребёнком о старинных обычаях, вспомните слова, которые сейчас уже вышли из обихода, расскажите об истории появления в языке новых слов;
нарисуйте комикс и сделайте подписи к каждой картинки из двух-трёх слов;
сочините небольшую историю и сделайте самодельную книжку с картинками, где на каждом развороте небольшой рассказ и иллюстрация к нему.

Конечно, эти и многие другие совместные занятия, развивающие интерес и внимание ребёнка к русскому языку, требуют гораздо больше временных затрат и вашей подготовки к ним, чем выдача ребёнку планшета с мультфильмами или игровой приставки, но результат обязательно порадует всех.

Приняв решение систематически заниматься с ребёнком русским языком, не отступайте и не забывайте, что ваши занятия должны быть систематическими, тогда уже через несколько месяцев вы обязательно убедитесь: изучать русский язык интересно, увлекательно и полезно!

Почему ребенок не понимает прочитанное и что с этим делать?

1.    Нагрузка и усталость. Современные школьники живут в мире колоссальных нагрузок, высокого темпа обучения. Нередко, ребенок читает фразу и коверкает ее смысл, потому что стремится выполнить задание как можно быстрее, чтобы перейти к следующему. Ребенок пытается соответствовать ожиданиям взрослого, он испытывает колоссальный стресс, что приводит к хронической усталости и снижению успеваемости
2.    Автоматическое чтение — ребенок тараторит текст, не вникая в его смысл

К сожалению, очень часто взрослые в первую очередь уделяют внимание скорости чтения, а не его качеству. Пока ребенок учится читать, не гонитесь за скоростью — лучше читать более медленно, но вдумчиво. 
3.    Небольшой словарный запас

Ребенок может прочитать слово, но не знать его значения и потерять от этого смысл всего предложения или даже текста. Объясните ребенку, что непонятные или незнакомые слова он может спрашивать у взрослых. 

Существуют и другие факторы, влияющие на понимание прочитанного, но это основные. 

Игры для развития осмысленного чтения:

1.    Пазлы из слов, словосочетаний и предложений. Взрослый пишет на бумаге слово и разрезает его на кусочки, предлагая ребенку сложить “пазл”, со временем задача усложняется до предложений. 
2.    Слово потерялось: взрослый читает текст и пропускает слова, задача ребенка угадать какие слова были “потеряны”.
3.    Игры на расширение словарного запаса: предлагаем ребенку перечислить как можно больше слов на загаданную букву. Эта игра прекрасна тем, что играть в нее можно по дороге в садик или школу или в любом месте, т.к. она не требует никаких материалов и подготовки. 
4.    Детский Скрабл: игра на составление слов в детском формате, расширяет словарный запас ребенка
5.    Эрудит: от простых слов к сложным. Играя со взрослым ребенок не только расширяет словарный запас, но и улучшает правописание.
6.    Театр по прочитанной сказке: взрослому понадобится реквизит, можно использовать обычные игрушки или купить готовый кукольный набор под определенную сказку. Задача ребенка прочесть сказку, и попытаться вместе со взрослым ее воспроизвести при помощи кукол.

Что делать, если ребенок не понимает прочитанное? 

Для начала родитель должен четко понимать, что ребенку тяжело, он не создает проблем намеренно, ему нужна помощь, а недовольство взрослого только ухудшит ситуацию.
1.    Убедитесь, что ребенок уверенно знает все буквы алфавита. Не по азбуке или кубиками, а по тексту, где нет картинок, способных подсказать.
2.    Не подгоняйте ребенка, как бы медленно он ни читал. Наоборот, можно останавливать ребенка и задавать ему уточняющие вопросы, особенно по поводу слов и фраз, чтение которых вызвало затруднения.
3.    После прочтения текста обязательно обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы, чтобы удостовериться, что ребенок понял, что прочитал. 
4.    При заучивании наизусть стихов также уточняйте, понимает ли ребенок их смысл. При необходимости объясняйте непонятные слова.
5.    Пусть ребенок читает, как ему удобнее: подчеркивая линию текста линейкой, листом или пальцем. Проблема, которой родители не придают значения: линия

Ребенок может просто сбиться и запутаться в обилии текста, поэтому важно подчеркивать читаемую строку.
6.    Предлагайте ребенку книги с крупным текстом, короткими фразами, интересным сюжетом. 
7.    Ребенок, не понимающий прочитанного, уязвим в школе на уроках

Просмотрите задание на следующий день, разберите то, что будет непонятно — так ребенок почувствует себя увереннее.
8.    Обязательно поддерживайте ребенка, обращайте внимание даже на самые незначительные его успехи. 

В любом деле главное — практика. Возможно, успех придет не сразу, но со временем, при регулярных занятиях, ребенок начнет понимать смысл прочитанного. 
На сайте “Разумейкин” вы найдете уроки разных уровней сложности для развития навыков чтения и понимания прочитанного. Курс «Учимся читать» поможет ребенку научиться читать и понимать прочитанное. Задания из раздела «Чтение» в курсах Обучение для каждого возраста помогут в игровой форме научиться понимать смысл прочитанного.  

Какие еще есть приемы для понимания текста?

  • Разные виды пересказа.
  • Рисование словами и на рисунках.
  • Анализ иллюстраций.
  • Дидактические игры.
  • Эксперименты стилистические.
  • Составление диафильма.
  • Чтение по ролям.
  • Инсценировка.
  • Придумывание небольшого рассказа о герое. Сочинение от лица героя.
  • Музыкальная иллюстрация произведения.

Есть масса способов, методов и приемов, направленных на обучение детей пониманию текста. Остается только выбирать по душе. Но следует также помнить, что научить читать ребенка нужно не только сознательно, но и выразительно. Игра голосом, интонация, темп и логические паузы — составной элемент идеального чтения и ключ к достижению успешного и ненавязчивого нравственного воспитания.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Как понять ребенка, который еще не умеет разговаривать? Примеры жестов для обучения

Разные специалисты рекомендуют подбирать разные условные знаки для обучения ребенка жестам, который еще не умеет разговаривать. К примеру, программа «Общайся с ребёнком жестами», которую предлагает Гарсиа, основана на американском языке жестов. А психологи Линда Акредоло и Сьюзен Гудвин создали методику «Детские жесты», где используется набор простых знаков, разработанных для детей.

Ты можешь заниматься с ребёнком по любой программе. Более того, можешь придумать … собственные жесты! Подойдёт любой, который показывает значение слова.

Примеры жестов для малыша:

  • «кушать» — приложите кончики пальцев к губам.
  • «все ушли» — поставьте руку ладонью вверх, двигайте вперед и назад.
  • «испугаться» — несколько раз слегка похлопывай по груди.
  • «горячо» — протяни руку и быстро убери обратно.
  • «где?» — пожми плечами и вытяни ладони.
  • «кролик» — сморщи нос или покажи двумя пальцами «уши» животного.
  • «машина» — крути воображаемый руль.
  • «книга» — держи руки ладонями вверх.

Заключение

Язык жестов станет отличным помощником в общении с ребёнком. Благодаря простой методике, о которой мы рассказали в статье, ты научишься понимать малыша и вовремя ему помогать. Необычная игра в условные знаки внесёт разнообразие в твой досуг. Ты начнёшь проводить время с любимой крохой весело и интересно. Кроме того, изучая жесты, ребёнок будет работать пальчиками и ладонями. Как утверждают специалисты, такие движения позитивно влияют на развитие речи и мышления малыша.

Почему дети не понимают прочитанное?

Какие причины способствуют возникновению этой проблемы?

Во-первых, привычка. Обучая своих детей, родители были настолько поглощены самим фактом чтения, что не уделяли внимания тому, насколько ребенок понимает прочитанное.

Во-вторых, помимо автоматического чтения, когда ребенок тараторит текст, не вникая в его содержание, причиной непонимания прочитанного может быть и хроническая усталость. Стараясь учиться изо всех сил и соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок испытывает стресс, накапливается усталость, и как результат – снижение успеваемости, в том числе и по чтению.

В-третьих, данная проблема характерна и для детей с проблемами речевого развития и небольшим словарным запасом. В таких случаях они просто не понимают значения слов, а конструкция даже несложной фразы вызывает определенные затруднения.

Развивайте мелкую моторику рук

Как я уже говорила выше, на развитие речи ребенка огромное влияние оказывает мелкая моторика руки

Поэтому очень важно уделять внимание занятиям, направленным на развитие кисти руки, делать игровой массаж пальчиков и ладошки, играть в жестовые игры, типа «Ладушки». В статье «Пальчиковые игры для малышей до года» вы найдете различные стишки-игры, которые будут побуждать ручки малыша активно работать

Также рекомендую посмотреть статьи «Сенсорные коробки для малышей от 6 месяцев» и «Игры на развитие моторики от 9 месяцев. Часть 1. Часть 2», в них вы найдете много развивающих игр.

Искренне ваша, Яна Разначенко

  • Пример безответственности из жизни для сочинения
  • Пример бессердечия в литературе для сочинения
  • Применить правило как пишется
  • Примем участие в конкурсе как пишется
  • Прим автора как пишется