Примчался первым как пишется

Интерактивный диктант учебник грамоты: пунктуация имена и названия. интерактивный тренажер полезные ссылки летнее чтение запоминалки цитаты о языке скороговорки пословицы

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание букв О и Ё после шипящих
Чтобы безошибочно написать сомнительную гласную (О или Ё) после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) и не ЧОКНУТЬСЯ, нужно прежде всего выяснить, в какой части слова находится проверяемая гласная – в корне, суффиксе или окончании. Кроме этого, если гласная находится в суффиксе или окончании (иначе говоря, вне корня), то нужно еще знать, к какой части речи относится проверяемое слово (то есть является ли оно именем существительным, прилагательным, наречием, глаголом).

КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА?

1. В КОРНЕ СЛОВА под ударением нужно написать Ё в том случае, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква Е: ШЁПОТ (потому что ШЕПЧЕТ), ПЧЁЛЫ (потому что ПЧЕЛА), ЧЁРНЫЙ (потому что ЧЕРНЕТЬ), ЖЁЛТЫЙ (потому что ЖЕЛТЕТЬ), ШЁЛ (потому что ПРИШЕДШИЙ) и т. д. Так пишется большинство корней.
2. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих, в корне, под ударением следует писать О: ШОВ, ШОРОХ, ШОРЫ, ИЗЖОГА, КРЫЖОВНИК, ОБЖОРА, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА. Таких слов не очень много, и их обычно запоминают как исключения.
3. Если перед вами иноязычное по происхождению слово, то необходимо писать О после шипящего согласного в корне под ударением, например: КАПЮШОН, ШОК, ЖОНГЛИРОВАТЬ.

КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В СУФФИКСЕ И ОКОНЧАНИИ?

1. В СУФФИКСЕ существительного, прилагательного, наречия под ударением пишется буква О: СОБАЧ-ОНК-А, КАМЫШ-ОВ-ЫЙ, ГОРЯЧ-О.
2. В ОКОНЧАНИИ существительного и прилагательного под ударением пишется буква О: ВРАЧ-ОМ, БОЛЬШ-ОЙ.
3. В СУФФИКСАХ глаголов, причастий и всех слов, образованных от глаголов, под ударением пишется буква Ё: ПЕЧ-ЁТ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-ЫВА-ТЬ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-КА, ПЕРЕ-СЕЧ-ЁНН-ЫЙ, НОЧ-ЁВ-КА, ЛИШ-ЁНН-ЫЙ.

Обратите внимание, что существительные ТУШЁНКА, СГУЩЁНКА, НОЧЁВКА и некоторые другие пишутся через букву Ё. Буква Ё пишется в суффиксах этих слов, так как они соотносятся по смыслу с глаголами ТУШИТЬ, СГУЩАТЬ и НОЧЕВАТЬ.

Обратите внимание, что слова РЕЧОВКА, МЕЛОЧОВКА, ПЛАЩОВКА пишутся через О. Буква О пишется в суффиксах существительных по изложенному выше правилу.

Обратите внимание, что слово БЕЧЁВКА пишется с буквой Ё. Буква Ё пишется, поскольку эта гласная входит в состав корня и проверяется словом БЕЧЕВА.

Отдельно необходимо запомнить правило написания слов с корнем ЖОГ / ЖЕГ.
Если слово является существительным, то надо писать букву О. Например: СИЛЬНЫЙ ОЖОГ, СОВЕРШЕН ПОДЖОГ ДОМА. Но когда слово является глаголом, оно пишется с буквой Ё. Например: СИЛЬНО ОБЖЁГ РУКУ, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОДЖЁГ ДОМ, АВТОР ЖЖЁТ РУКОПИСИ.

1. – И на кой ч _ рт я не пош _ л прямо на стрельцов! – с горечью восклицал Бородавкин.(М. Е. Салтыков-Щедрин)
2. Его поразила тишина во время дня и ш _ рох во время ночи. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
3. Автобус остановился, и ш _ фер сказал: «Приехали». (А. и Б. Стругацкие)
4. В эту самую минуту перед ним явилась маска и положила ему на плеч _ свою руку.(М. Е. Салтыков-Щедрин)
5. Поехал к ним орловец, надеясь в Старице стерлядями полакомиться, но наш _ л, что там «только грязи довольно». (М. Е. Салтыков-Щедрин)
6. …Смотрит в поле сквозь реш _ тку окна, видит веселых птичек, свободно плавающих в море воздуха …(Н. М. Карамзин)
7. Некоторое время он напряж _ нно прислушивался. (А. и Б. Стругацкие)
8. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по ж _ лтым пескам, течет светлая река (Н. М.Карамзин)
9. Скоро заключили мир, и Эраст возвратился в Москву, отягч _ нный долгами. (Н. М. Карамзин)
10. …Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастуш _ к. (Н. М. Карамзин)
11. …Печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и меч _ м опустошали окрестности… (Н. М. Карамзин)
12. Просвещ _ нный читатель ведает, что Шекспир и Вальтер Скотт оба представили своих гробокопателей людьми веселыми и шутливыми. (А. С. Пушкин)
13. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облуч _ к, ямщик свистнул и лошади поскакали. (А. С. Пушкин)
14. Офицер, разгоряч _ нный вином, игрою и смехом товарищей, поч _ л себя жестоко обиженным.(А. С. Пушкин)
15. Поч _ тно, но хлопотно, и не столько почетно, сколько хлопотно, да в конце концов и не поч _ тно вовсе, а так. (А. и Б. Стругацкие)
16. У границы освещ _ нного пространства мокнул автомобиль с брезентовым верхом, а рядом с автомобилем двое в блестящих плащах пригибали к мостовой третьего – в ч _ рном и мокром. (А. и Б. Стругацкие)
17. Здоровенный губастый дылда с румяными щеками, прищ _ лкивая на ходу пальцами и пританцовывая, направился к стойке.(А. и Б. Стругацкие)
18. Виктор отступил на шаг. Это был больной из лепрозория – «мокрец», или «очкарик», как их здесь называли за ж _ лтые круги вокруг глаз, – в плотной ч _ рной повязке, скрывающей нижнюю половину лица.(А. и Б. Стругацкие)
19. Только однажды он отч _ тливо и громко произнес: «Не знаю». (А. и Б. Стругацкие)
20. И он достал авторучку и принялся свинчивать колпач _ к, с интересом постороннего прислушиваясь к своим ощущениям, и он не удивился, ощутив гордость. (А. и Б. Стругацкие)
21. Знакома ли вам игрушка под названием «Злой волч _ к»? (А. и Б. Стругацкие)
22. Во-первых, может быть, вовсе не кастетом, а кирпич _ м, а во-вторых, мало ли где мне могут дать по черепу? Меня в любой момент могут повесить, так что же, теперь – из номера не выходить? (А. и Б. Стругацкие)
23. Двое в плащах разом обернулись и несколько мгновений смотрели на Виктора из под надвинутых капюш _ нов. (А. и Б. Стругацкие)
24. Общество, по крайней мере, было бы сладко ш _ кировано, и бледные юноши с горящими глазами таскались бы за тобой по пятам.(А. и Б. Стругацкие)
25. У меня больная печень, катар киш _ к и еще что-то с желудком. (А. и Б. Стругацкие)
26. «Наша с тобой психика к таким ш _ кам не приспособлена. (А. и Б. Стругацкие)
27. И целую минуту не было слышно ни звука, только какой-то ш _ рох, словно туман, шуршал, проползая над землей. (А. и Б. Стругацкие)
28. – А ну, стой! – Ш _ потом сказали из темноты и уперлись в грудь чем-то знакомым. Виктор машинально поднял руки. (А. и Б. Стругацкие)
29. К подъезду подкатил джип, отворилась дверца, и под дождь, прикрывшись одним плащ _ м, вылезли молодой человек в очках и с портфелем и его долговязый спутник. (А. и Б. Стругацкие)
30. Такие слова мог знать только Тэдди – приютская крыса, воспитанник портовых трущ _ б. (А. и Б. Стругацкие)
31. Здесь были освещ _ нные витрины и озаренный неоновым светом вход в кинотеатр, где под навесом толпились очень одинаковые молодые люди неопределенного пола, в блестящих плащах до пяток. (А. и Б. Стругацкие)
32. Господин президент изволил взвинтить себя до последней степени, из клыкастой пасти летели брызги а я достал платок и демонстративно вытер себе щ _ ку, и это был, наверное, самый смелый поступок в моей жизни, если не считать того случая, когда я дрался с тремя танками сразу. (А. и Б. Стругацкие)
33. – Все ли читали мои произведения?
– Да, — отозвались детские голоса. — Читали. Все.
– Прекрасно, – сказал Виктор озадаченно. – Польщ _ н, хотя и удивлен.(А. и Б. Стругацкие)
34. То ли они начнут смущ _ нно переглядываться, то ли их лица озарятся пониманием, или некий вздох облегчения пронесется по залу в знак того, что недоразумение разъяснилось. (А. и Б. Стругацкие)
35. Диана здраво рассудила, что Росшеперу, при всей его аномальной прож _ рливости, с такой массой ягод в одиночку не управиться. (А. и Б. Стругацкие)
36. Где бандж _ , подумал он. Куда я сунул бандж _ ? (А. и Б. Стругацкие)
37. Здесь было полно народу, каких-то полузнакомых мужчин и женщин, они стояли кругом и хлопали в ладоши, а в центре круга Диана отплясывала с тем самым желтолицым пиж _ ном, обладателем орлиного профиля. (А. и Б. Стругацкие)
38. Сегодня утром ко мне приходил следователь. Понимаете, изж _ га зверская, голова трещит, сижу, смотрю в окно, и тут является эта дубина и начинает шить дело. (А. и Б. Стругацкие)
39. Он вскочил, заж _ г свет и, морщась от рези в глазах, стал наощупь искать свою одежду. (А. и Б. Стругацкие)
40. Перед полицейским управлением сгрудились автомобили с зажж _ нными фарами. (А. и Б. Стругацкие)
Упражнение подготовили Н. Горбанев-Гамалея и Б.А. Панов («Лига школ»)

wiki.eduVdom.com

Инструменты пользователя

Инструменты сайта

Боковая панель

Русский язык – орфография:

Контакты

Буквы о — ё — е в корнях слов после шипящих

После шипящих в корнях слов под ударением
вместо о
пишется ё(е)
, если при изменении
слова или образовании родственного
слова в этом корне появляется е
: шё
л — ше
дший, жё
лтый — же
лтеть, шё
лк — ше
лка; чё
т, зачё
т, отчё
т, счё
т — выче
т; щё
голь — ще
голять, жё
лоб — же
лоба, жё
лудь — желуде́й, чё
рт — че
рти, шё
пот — ше
птать
и т. п.

Буква о
пишется в корнях под ударением
после шипящих при отсутствии чередования с е
: зажо
р
(затор льда во время ледохода), обжо
ра, жо
лкнуть
(блёкнуть, вянуть), жо
м
, (пресс), жо
х
(пройдоха), джо
нка
(лёгкое судно), мажо
рный
(бодрый), шо
в, шо
мпол, шо
рник
(делающий ремённую упряжь), шо
рох, чо
порный, чо
хом
(оптом, без счёта) и т. п.

То же правило применимо к словам крыжо
вник, трущо
ба, трещо
тка
, в которых корень или суффикс затемнён.

wiki.eduvdom.com

Написание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий

Написание букв «о»
или «е»
после шипя­щих в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и наре­чий зави­сит от уда­ре­ния.

Алгоритм выбора букв о/е после шипящих

Чтобы выбрать бук­ву «о»
или «е»
после шипя­ще­го, дей­ству­ем поша­го­во, исполь­зуя сле­ду­ю­щий алго­ритм.

  • Первый шаг
    — опре­де­ле­ние части речи, к кото­рой при­над­ле­жит сло­во.
  • Второй шаг
    — раз­бор сло­ва по соста­ву (мор­фем­ный раз­бор), что­бы выяс­нить, в какой его части нахо­дит­ся орфо­гра­фи­че­ская про­бле­ма.
  • Разобрав сло­во по соста­ву, убе­дим­ся, что это суф­фикс
    или окон­ча­ние
    суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го или наре­чия. Тогда, что­бы пра­виль­но напи­сать после шипя­ще­го соглас­но­го бук­ву «е»
    или «о»
    в суф­фик­се или окон­ча­нии слов этих частей речи, руко­вод­ству­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом:

    Рассмотрим, как дей­ству­ет это пра­ви­ло, на при­ме­рах слов ука­зан­ных частей речи.

    o e posle shipyashhih

    Написание букв о/е после шипящих у существительных

    У суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих кор­ня в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях форм тво­ри­тель­но­го паде­жа напи­шем бук­ву «о»
    .

    Примеры:

    слуш о́к, сун­дуч о́к, прыж о́к;

    девч о́нк а, деньж о́нк и, рубаш о́нк а;

    с силач о́м, борщ о́м, под стел­лаж о́м, тираж о́м;

    с врач о́м, грач о́м, свеч о́й, саранч о́й, плащ о́м.

    Без уда­ре­ния напи­шем бук­ву — «е»
    :

    В заим­ство­ван­ных суще­стви­тель­ных с суф­фик­сом -ёр-
    и в рус­ском сло­ве «уха­жёр»
    после шипя­щих кор­ня пишет­ся бук­ва «ё»
    :

    Отличаем эти напи­са­ния от сло­ва «мажор»
    и про­из­вод­но­го при­ла­га­тель­но­го, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых нет ука­зан­но­го суф­фик­са:

    мажор н ый — корень/суффикс/окончание.

    Имеем в виду, что суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов, сохра­ня­ют суф­фикс этой части речи и пишут­ся после шипя­щих кор­ня с бук­вой «ё»
    :

    ноч ева ть — ноч ёв к а;

    корч ева ть — корч ёв к а;

    меж ева ть — меж ёв к а;

    рас­туш ева ть — рас­туш ёв к а;

    пере­коч ева ть — пере­коч ёв к а.

    o e posle shipyashhih i ts

    Написание букв о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных

    У при­ла­га­тель­ных ана­ло­гич­но под уда­ре­ни­ем в суф­фик­сах -ов-, -он
    и окон­ча­ни­ях после шипя­щих соглас­ных кор­ня пишет­ся бук­ва «о»
    .

    • морж о́в ый
    • камыш о́в ый
    • парч о́в ый
    • грош о́в ый
    • еж о́в ый
    • холщ о́в ый
    • смеш о́н (бег­лое «о»
      )
    • больш о́й
    • чуж о́й

    но рыж
    е му, хорош
    е й.

    Написание суффиксов наречий после шипящих

    В соот­вет­ствии с ука­зан­ным орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом в суф­фик­сах наре­чий после шипя­щих соглас­ных осно­вы под уда­ре­ни­ем пишет­ся бук­ва «о»
    , без уда­ре­ния — «е»
    :

  • горяч
    о́
  • свеж
    о́
  • общ
    о́
  • голыш
    о́м
  • нагиш
    о́м,
  • но ти́ш е, бли́ж е, да́ль ше, неуклю́ж е


    russkiiyazyk.ru

    Гласные после шипящих и ц

    Правила употребления букв

    После ж, ш, ч, щ, ц

    пишутся буквы а, у

    (и не пишутся я, ю

    ),

    напр.: жаль, Жанна, межа; шар, лапша; час, свеча, молчащий; площадка, плаща; цапля, отца; жуткий, скажу; шум, Шура, большущий; чувство, молчу; щука, прощу; цугом, отцу
    .

    Примечание 1.
    В нескольких иноязычных нарицательных существительных после ж, ш

    пишется буква ю

    : жюри, жюльен, брошюра, парашют
    и некоторые другие, более редкие.

    Примечание 2.
    В некоторых иноязычных собственных именах, этнических названиях после ж, ш, ц
    пишутся буквы я, ю

    , напр.: Жямайтская возвышенность, Жюль, Сен Жюст, Жюрайтис, Шяуляй, Цюрих, Коцюбинский, Цюрупа, Цюй Юань, Цявловский, Цяньцзян, цян
    (народность). В этих случаях звуки, передаваемые буквами ж, ш, ц

    , нередко произносятся мягко.

    Буквы ю

    и я

    пишутся по традиции после ч

    в некоторых фамилиях (ю

    – преимущественно в литовских), напр.: Чюрленис, Степонавичюс, Мкртчян, Чюмина.

    После ж, ш, ч, щ

    пишется буква и

    (и не пишется ы

    ),

    напр.: жир, рыжик, межиздательский, скажи, шить, камыши, чистый, лучи, щит, ищи
    .

    После ц

    пишется буква и

    или ы

    .

    Буква ы

    пишется в следующих случаях.

    1.
    В корнях слов: цыган, цыплёнок, цыпка, цыпки, на цыпочки, на цыпочках, цып цып, цыц, цыкать, цыркать
    (и в производных словах, напр.: цыганка, цыганский, выцыганить, цыплёночек, цыпонька, зацыкать, цыкнуть, цыркнуть
    ).

    2.
    В окончаниях существительных и прилагательных, напр.: огурцы, стрельцы, столицы, Клинцы, Люберцы; куцый, бледнолицых, узколицыми
    .

    3.
    В суффиксе прилагательных −ын
    , напр.: сестрицын, лисицын, царицын, Троицын день
    . Так же пишутся географические названия на −цын, −цыно
    , напр.: Царицын, Голицыно
    .

    Во всех остальных случаях после ц

    пишется буква и

    , а именно:

    а)
    в корнях слов, в том числе иноязычных собственных имен, напр.: цирк, цикл, цилиндр, цигейка, цинга, циновка, цифра, панцирь, цивилизация, специфика, циклон, цирюльник, вакцина, революция, цуцик; Цицерон, Цирцея, Циммервальд, Цинциннати
    ;

    б)
    в суффиксах иноязычного происхождения, напр.: организация, электрифицировать, медицина, кальцит, публицист, скептицизм
    ;

    в)
    после первых частей сложных и сложносокращенных слов и в звуковых аббревиатурах, напр.: блицинтервью, специнтернат, ЦИК
    .

    Буквы о
    , ё
    , е
    после шипящих

    Буквы о
    , ё
    , е
    на месте ударных гласных

    После ж, ч, ш, щ

    э
    пишется буква е

    ,

    напр.: жесть, качели, шелест, женьшень, щебет, же
    (название буквы), на меже, о свече, душе, праще; Женя, Джек, Шеннон
    .

    После ж, ч, ш, щ

    для передачи ударного гласного о
    пишется буква о

    или ё

    .

    Буква о

    пишется в следующих случаях.

    1.
    В окончаниях имен существительных и прилагательных, а также в суффиксе наречий −о
    , напр.: плечо, ножом, плечом, Ильичом, шалашом, плащом; межой, вожжой, свечой, душой, пращой; чужой, большой, чужому, большому; свежо, горячо, хорошо, общо
    (краткие формы среднего рода прилагательных и наречия).

    2.
    В суффиксах имен существительных:

  • ок
    , напр.: кружок, крючок, петушок, борщок, прыжок, толчок
    , и в производных от таких слов: кружочек, крючочек, прыжочек
    и т. п.;
  • онок
    и −чонок
    , напр.: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок, арапчонок
    ;
  • оныш: ужоныш
    ;
  • онк
    (а) и −онк
    (и), напр.: книжонка, ручонка, рубашонка, распашонка, деньжонки, брючонки, стишонки
    ;
  • овк
    (а) (в отыменных производных словах), напр.: чижовка
    (самка чижа), мышовка
    (грызун), хрычовка, мелочовка
    ;
  • об
    (а): чащоба, чищоба
    (лесная вырубка); то же в слове трущоба
    , где суффикс в современном языке не выделяется, и в созданном по его образцу ироническом образовании хрущоба
    . Исключение: в слове учёба
    пишется ё

    ;
  • отк
    (а): трещотка
    ;
  • овщин
    (а): поножовщина
    .
  • 3.
    В суффиксе имен прилагательных −ов
    , напр.: ежовый, парчовый, грошовый, холщовый
    , а также в существительных на −овка, −овник
    , производных от прилагательных с суффиксом −ов
    (−ев
    ): грушовка
    и грушовник
    (ср. грушевый
    ), ножовка
    (ср. ножевой
    и вариант ножовый
    ), алычовка
    (алычовый
    ), гужовка
    (гужевой
    ), пуншовка
    (пуншевый
    ), клещовка
    ‘цапля с клещеобразным клювом’ (клещевой
    ), драчовка
    (драчовый
    , от драч
    ‘род рубанка’), плащовка
    (плащевой
    ), речовка
    (речевой
    ), борщовник
    (борщовый
    ), ужовник
    (ужовый
    ). Так же пишется слово крыжовник
    , где суффикс в современном языке не выделяется.

    Примечание 1.
    Отыменные существительные на −овка
    типа мелочовка, ножовка, плащовка
    следует отличать от отглагольных существительных типа ночёвка
    (см. § 19, п. 3).

    Примечание 2.
    В русских фамилиях на шипящий + −ов
    (−ёв
    ) пишется о

    или ё

    в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах: ср., например, Чернышов
    и Чернышёв, Калачов
    и Калачёв, Хрущов
    и Хрущёв; Емельян Пугачёв.

    4.
    В суффиксе прилагательных и наречий −охоньк
    , напр.: свежохонький, хорошохонько
    .

    5.
    На месте беглого гласного о
    в именах существительных и прилагательных, напр.: жор, обжора, прожорливый
    (ср. жрать
    ), жом
    (ср. жму
    ), ожог, поджог, пережог, изжога
    (ср. жгу, жгла
    ); рожон
    (ср. род. п. рожна
    ), шов
    (шва
    ); княжон
    (род. п. мн. ч. от княжна
    ), ножо́н
    (род. п. от ножны
    ́ – устар. вариант слова но́жны
    ), мошон, мошонка
    (род. п. мн. ч. и уменьш. от мошна
    ), кишок, кишочки
    (род. п. и уменьш. от кишки
    ), квашонка
    (уменьш. от квашня
    ), кошомка
    и кошомный
    (от кошма
    ), очочки
    (от очки
    ), очочко
    (от очко
    ), смешон
    (краткая форма муж. рода от смешной
    ); сюда же относятся слова с суффиксом −ок: крючок, прыжок
    (род. п. крючка, прыжка
    ) и т. п. (см. выше, п. 2). Однако в словах учёт, зачёт, начёт, счёт, расчёт
    (ср. учту, зачту, начту, сочту, разочту
    ) пишется буква ё

    (см. § 19, п. 7).

    6.
    В тех корнях русских слов, где гласный о
    после шипящих всегда ударный и не чередуется с э
    (на письме е
    ): жолкнуть
    пожолкнуть
    ), жостер, жох, зажор
    (и вариант зажора
    ), ужо; чокаться, чокнутый, чомга, чопорный, чох, чохом; шоркать, шорох, шоры
    шорный, шорник
    ).

    Так же пишется слово вечо́р
    вечо́рошний
    ), хотя оно родственно слову вечер
    вечерний
    ) (ср. § 19, п. 7).

    С буквой о

    пишутся некоторые русские собственные имена, напр.: Жора, Жостово, Печора
    (река), Печоры
    (город), Шолохов
    .

    7.
    В корнях заимствованных (иноязычных) слов. Перечень основных слов: боржом, джокер, джонка, джоуль, мажор, пижон, тамбурмажор, форс мажор; анчоус, харчо, чокер; капюшон, корнишон, крюшон, офшор, торшон, шок, шомпол, шоп, шорты, шорцы, шоу
    ; то же в собственных именах, напр.: Джон, Жорж, Джойс, Чосер, Шоу, Щорс
    .

    Во всех остальных случаях для передачи ударного гласного о после ж, ч, ш, щ

    пишется буква ё

    , а именно:

    1.
    В глагольных окончаниях −ёшь, −ёт, −ём, −ёте
    , напр.: лжёшь, стрижёт, печём, толчёте
    .

    2.
    В глаголах несовершенного вида на −ёвывать
    и отглагольных существительных на −ёвывание
    , напр.: размежёвывать, выкорчёвывать, перекочёвывать, затушёвывать; размежёвывание, выкорчёвывание, затушёвывание
    ; в страдательных причастиях на −ёванный
    , напр.: размежёванный, раскорчёванный, затушёванный
    .

    3.
    В отглагольных существительных на −ёвка
    , напр.: ночёвка
    (от ночевать
    ), корчёвка, перекочёвка, размежёвка, ретушёвка
    (от ретушировать
    ), лущёвка
    (от лущить
    ).

    4.
    В суффиксе существительных −ёр
    , напр.: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр, тренажёр, массажёр
    .

    5.
    В суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных −ённ
    и −ён
    , напр.: напряжённый
    напряжён
    ), прожжённый, пропечённый, размягчённый, отрешённый, упрощённый; гружёный, жжёный, печёный, учёный, тушёный, вощёный
    ; то же в словах, производных от таких причастий и прилагательных, напр.: напряжённость, отрешённость, упрощённость, учёность, напряжённо, отрешённо, упрощённо, напряженка, жжёнка, тушёнка, сгущёнка
    .

    6.
    На месте беглого о
    в глагольных формах прошедшего времени муж. рода: жёг
    и приставочных (зажёг, обжёг, сжёг, пережёг, поджёг
    и др.; то же в причастиях: поджёгший
    и др.; ср. зажгу, зажгла
    ), −чёл
    (прочёл, учёл
    и др., ср. прочла, учла
    ), шёл
    и приставочных (пришёл, ушёл
    и др., ср. шла, пришла, ушла
    ). При этом написание глагольных форм с корнем жёг
    противопоставлено написанию однокоренных существительных с буквой о

    : ожог, поджог, пережог
    (см. § 18, п. 5).

    7.
    В тех корнях русских слов, где ударному звуку о
    соответствует в других однокоренных словах или формах гласный (ударный или безударный), передаваемый буквой е
    . Далее приводится перечень основных слов с такими корнями (в скобках указываются однокоренные слова или формы с буквой е после ж, ч, ш, щ

    ).

    Корни с сочетанием жё

    :

  • жёваный
    (жевать
    ),
  • жёлоб
    (желоба, желобок, желобчатый
    ),
  • жёлтый
    (желта, желтоватый, желтеть, желток
    ),
  • жёлудь
    (желудей, желудо́к
    ‘маленький желудь’, желудёвый
    ),
  • жёлчь, жёлчный
    (ср. варианты желчь, же́лчный; желчевой, желчевик
    ),
  • жёны, жёнушка, жёнка, молодожён
    (жена, женин, женщина, женский, женится, жениться
    ),
  • жёрдочка
    (жердь, жердей, жердяной
    ),
  • жёрнов
    (жернова, жерновой
    ),
  • жёсткий, жёсткость
    (жестка, жестковатый
    ),
  • сажёнки
    (са́жень
    и саже́нь
    ),
  • тяжелый
    (тяжелее, тяжелеть
    , устар. тяже́ле
    ).
  • Корни с сочетанием чё

    :

  • бечёвка
    (бечева, бечевой
    ),
  • вечёрка
    (вечер, вечерний
    ),
  • печёнка, печёночный
    (печень
    ),
  • почёт, почётный
    (честь
    ),
  • пчелы, пчёлка
    (пчела, пчельник
    ),
  • счёт, начёт, зачёт, отчёт, учёт, счётчик, счётный, зачётный, учётный, наперечёт, чётный, нечётный, чёт, чётки
    (счесть, перечесть, начесть, зачесть, учесть, вычет, счета́, счетовод, не́чет
    ),
  • чёботы
    (чеботарь
    ),
  • чёлка, чёлочка, чёла
    (мн. ч.) (чело, челобитье, очелье
    ),
  • чёлн
    (челны, челнок
    ),
  • чёркать, вычёркивать, зачёркивать, отчёркивать, перечёркивать, подчёркивать
    (ср. вариант че́ркать; черкнуть, вычеркнуть, зачеркнуть, отчеркнуть, перечеркнуть, подчеркнуть
    ),
  • чёрный
    (черна, чернеть, чернь, чернота, черноватый
    ),
  • чёрствый, чёрствость
    (черства, черстветь
    ),
  • чёрт, чёртов, чёртушка
    (че́рти, чертей, чертовка, чертёнок, чертовский, чертовщина
    ),
  • чёрточка
    (черта, черт, че́ртит, чертить, чертёж
    ),
  • чёс, чёска, чёсанки, чёсаный, зачёс, начёс, очёски, причёска, расчёска, причёсывать, расчёсывать
    (чесать, чешет, расчешет, причешет
    ),
  • чёткий, чёткость, отчётливый
    (четка́
    ),
  • чечётка
    (че́чет
    ).
  • Корни с сочетанием шё

    :

  • дешёвый, дешёвка
    (дёшев, дешева, дешевле, дешеветь
    ),
  • кошёвка
    (кошева́
    ),
  • кошёлка
    (кошель, кошелёк
    ),
  • пшённый, пшёнка
    (пшено
    ),
  • решётка, решёта
    (мн. ч.), решётчатый
    (вариант: решётчатый; решето, решетник
    ),
  • шёлк, шёлковый
    (шелка, шелковистый
    ),
  • шёпот, перешёптываться
    (шепоток, шептать, шепчет
    ),
  • шёрстка, длинношёрстный, короткошёрстный
    (шерсть, шерстяной, шерстить
    ).
  • Корни с сочетанием щё

    :
  • щеголь
    (щегольской, щеголеватый, щеголять, щегольнуть
    ),
  • щёки, щёчка, пощёчина, защёчный
    (щека, щекастый
    ),
  • щёкот
    (щекотать, щекотка
    ),
  • щёлка, щёлочка
    (щель, щелей
    ),
  • щёлкать, щёлкнуть
    (щелкун, щелчок
    ),
  • щёлок, щёлочь
    (щелочей, щелочной
    ),
  • щённая
    (щениться, щенок
    ),

    8.
    В предл. п. местоимения что: о чём, на чём
    , а также в словах почём, нипочём, причём
    ; в слове ещё
    .

    9.
    В некоторых заимствованных словах, где буквой ё

    передается под ударением особый, отличный от русского о
    , гласный звук языка источника, напр. жён премьер, Шёнбрунн, Шёнберг
    .

    Буквы о
    , е
    на месте безударных гласных

    В безударном положении после ж, ч, ш, щ

    пишется буква е

    э
    (на письме е

    ), так и с ударным о
    (на письме о

    или ё

    ).

    Это относится и к корням, и к суффиксам, и к окончаниям. Примеры: а) жестя́нка
    (ср. жесть
    ), чепе́ц
    (че́пчик
    ), шенкеля́
    (ше́нкель
    ), гла́жение
    (уже́ние
    ), ту́че
    (свече́
    ); б) желте́ть
    (ср. жёлтый
    ), шепта́ть
    (шёпот
    ), горо́шек
    (петушо́к
    ), пу́ншевый, плащево́й
    (грошо́вый, борщо́вый
    ), сто́рожем
    (чижо́м
    ), бо́льшего
    (ср. большо́го
    ), ры́жему
    (чужо́му
    ), могу́че
    (горячо́
    ). Некоторые написания с е

    после шипящих не проверяются ударной позицией, напр.: желать, желудок, желатин, чердак, шевелить, шепелявый, шероховатый, щеколда
    .

    В ряде слов иноязычного происхождения после ж, ч, ш

    в безударном положении пишется буква о

    .

    Перечень основных слов: джонатан, жокей, жонглёр, мажордом, мажоритарный, банджо, флажолет; чонгури, лечо, пончо, ранчо, каприччо
    (ср. вариант каприччио
    ); шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр
    ; собственные имена, напр.: Шотландия, Жорес, Шопен, Шостакович, Боккаччо
    . Так же пишутся производные от слов иноязычного происхождения с ударным о
    после шипящих (см. § 18, п. 7) и формы таких слов, где гласный после шипящего безударен, напр.: шокировать
    (от шок
    ), торшонировать
    (от торшо́н
    ), чокеровка
    (от чо́кер
    ), шомпола́
    (мн. ч. от шомпол
    ).

    Примечание 1.
    Буква о

    пишется после шипящих не под ударением в словах с приставкой меж
    и в сложносокращенных словах, если она начинает вторую часть слова, напр.: межобластной, межобщинный, межотраслевой, кожобувной.

    Примечание 2.
    Буква о
    после шипящих не под ударением пишется также в индивидуальных, не узаконенных литературной нормой образованиях, напр.: жохoва́тый
    (от жох), чопорнова́тый
    (от чопорный), шорошо́к
    (‘еле слышный шорох’), на́свежо
    (от свежий,
    по образцу начерно, начисто).

    Буквы о
    и е
    после ц

    После ц

    для передачи ударного гласного о
    пишется буква о

    , для передачи ударного э
    – буква е
    , напр.: цокать, цоколь, танцор, танцовщица, вытанцовывать, облицовка, пунцовый, лицо, лицом, огурцом, огурцов, овцой; ценный, целый, це
    (название буквы), цеце
    (муха), овце, об отце
    .

    В безударном положении после ц

    пишется буква е

    – в соответствии как с ударным э
    , так и с ударным о
    , напр.: а) цена́
    (ср. це́ны
    ), цеди́ть
    (це́дит
    ), цензу́ра
    (це́нзор
    ), пти́це
    (пыльце́
    ); б) танцева́ть
    (ср. танцо́вщик
    ), пунцеве́ть
    (пунцо́вый
    ), си́тцевый
    (перцо́вый
    ), боло́тце
    (крыльцо́
    ), пти́цей
    (пыльцо́й
    ), па́льцев
    (мудрецо́в
    ), ку́цего
    (ср. большо́го
    ), ку́це
    (ср. хорошо́
    ). Некоторые написания с е

    не проверяются ударной позицией, напр.: целовать, целлофан
    .

    В некоторых словах иноязычного происхождения в безударном положении после ц

    пишется буква о

    :
    герцог, интермеццо, меццо, палаццо, скерцо, канцонетта, цоизит
    (минерал), пуццоланы
    (горные породы). Так же пишется слово цокотать
    и производные от него цокотанье, цокотуха
    (ср. цо́кот
    ).

    Примечание 1.
    Буква о

    пишется после ц

    не под ударением в словах с первыми частями блиц, соц, спец
    , если она начинает вторую часть слова, напр.: блицоперация, блицопрос, соцобязательство, спецодежда, спецотдел
    .

    Примечание 2.
    Буква о

    после ц

    не под ударением пишется также при передаче ненормативных вариантов ударения, проникающих в письменную речь, напр.: танцовщи́ца
    (вариант ударения, встречающийся в стихах), цоколя́
    (профессиональная форма им. п. мн. ч. слова цо́коль – цо́коли
    ).

    Буква э
    после шипящих и ц

    Буква э

    пишется после букв ж, ч, ш, ц

    только в следующих особых случаях.

    1.
    В аббревиатурах, напр.: ЖЭА
    (жилищно эксплуатационная контора), ЖЭС
    (железнодорожная электростанция), ЧЭЗ
    (частотное электромагнитное зондирование), ЦЭЛТ
    (цветная электронно лучевая трубка), ЦЭМ
    (Центроэлектромонтаж – название треста).

    2.
    После приставки меж
    , первых частей сложных и сложносокращенных слов в начале корней, начинающихся с буквы э

    , напр.: межэтажный, межэтнический, Внешэкономбанк, блицэмиссия, спецэкспортё’р, спецэффект, спецэлектрод
    .

    3.
    При передаче некоторых китайских слов, напр.: шэ
    (народность в Китае), жэнь
    (основное понятие конфуцианской философии), Лао Шэ
    (китайский писатель), Чэнду, Шэньян
    (города), Чжэцзян
    (провинция), Шэньчжэнь
    (промышленная зона в Китае).

  • Почему надо помнить правило

    В русском языке слоги ЧО и ЧЁ, ШО и ШЁ, ЖО и ЖЁ, ЩО и ЩЁ читаются одинаково. Сравните: чокнутый — учёба, шов – шёлк, крыжовник – жёлтый, трещотка – щёки.

    Это происходит потому, что буквы Ч и Щ обозначают только мягкие звуки, а Ж и Ш — только твёрдые, соседняя гласная не может смягчить и без того мягкий или всегда твёрдый звук.

    Правило

    Чтобы правильно выбрать нужную букву, определите, в какой части слова она находится: в корне или за корнем.

    Если буква находится в корне
    , то можно попробовать подобрать такое однокоренное слово, в котором чётко слышно Е. Е и Ё чередуются
    , поэтому Ё всегда можно проверить. Например, жёлтый – желтеть. Если к вашему слову не подбирается однокоренного с Е — пишите О.

    Удобнее выучить все слова, в корне которых после шипящих пишется О, и действовать методом исключения: если слово есть в волшебном списке – пишем О, если слова в списке нет – выбираем Ё. Вот несколько слов из списка: крыжовник, изжога, анчоусы, шов, шок, шорох, джонка, харчо.
    Список пополняется заимствованными словами и постоянно растёт. Сейчас в нашей коллекции порядка 40 слов, в корне которых следует писать О. Полный список можно получить и выучить в курсе .

    А сейчас посмотрим, как выбрать нужную букву, если она оказалась в суффиксе или окончании
    .

    Здесь действует совершенно другой принцип. Прежде всего, нужно определить, есть ли в значении слова действие. От этого и зависит выбор буквы: в глаголах и отглагольных словах пишется Ё, в остальных случаях — О.

    Возьмём слово «Ночёвка». Существует глагол «ночевать». В значении этого слова есть действие. Пишем после Ч – Ё. Возьмём слово «девчонка». Нет глагола «девчить». В значении этого слова действия нет. После Ч пишется О. Исключение
    распашонка
    .

    В большинстве учебников приводится формулировка правила, связанная с ударением. Мы не противоречим основному правилу 1956 года, а рассматриваем только один его пункт — ударную позицию буквы. В безударной позиции ошибиться практически невозможно (хотеть большего, младшего брата
    ). Также достаточно чётко слышатся гласные после Ц, этот пункт правила не вызывает затруднения при письме.

    На что обратить внимание

    • Обратите внимание: суффикс ОК
      после шипящих всегда пишется с О, даже если в значении слова есть действие (движок, прыжок и т. п.).
    • В особую группу надо выделить слова с суффиксом ЁР
      , обозначающим род занятий. Этот суффикс всегда пишется с буквой Ё. Слов, в которых этот суффикс оказался после шипящих, немного. Вот почти исчерпывающий список: дирижёр, стажёр, ухажёр, ретушёр, массажёр, тренажёр, коммивояжёр.
    • До недавнего времени исключением было слово мелочовка
      . Оно писалось через ё. Теперь слово подвели под основное правило.
    • В словах ожог
      и поджог
      букву надо выбирать в соответствии с частью речи: в существительных пишется О, в глаголах – Ё.
      Например: Мальчик ожё
      г руку.
      Мальчик что сделал? Ожёг руку. Слово ожёг – глагол. Пишем Ё. Ожо
      г сильно болит.
      Что болит? Ожог. В этом предложении «ожог» — существительное. Пишем букву О. Так же выбираем буквы в предложениях «Мальчик поджёг тополиный пух» и «Он чуть не совершил поджог».

    Примеры

    Чемпионы среди ошибок слова речонка, девчонка, ручонка
    (за корнем, нет действия).

    Шё
    пот
    (буква в корне, проверяем шептать)

    Дешё
    вый
    (буква в корне, проверяется дешевле)

    Шо
    рох
    (буква за корнем, есть в списке)

    Мочё
    ный
    (буква в суффиксе, причастие)

    Дирижё
    р
    (суффикс ёр)

    Сучо
    к
    (сууфикс ок)

    Печё
    т
    (окончание глагола)

    Ключо
    м
    (окончание существительного)

    Ночё
    вка
    (суффикс отглагольного существительного, есть действие ночевать)

    История правила

    Сейчас все формулировки правила представляют собой попытки разными способами привести в систему стихийно сложившиеся нормы орфографии. Опора здесь делается на традицию. Массу слов в течение столетий люди писали с сочетаниями шипящих и О с Ё без всяких правил, кому как нравилось. Следовало привести написание всех этих слов к единообразию еще при реформе 1918 года. Ушаков предлагал это сделать больше ста лет назад. Но почему-то в то революционное время предложение филологов не было принято. И теперь мы имеем очень неудобное правило. Даже не правило, а его отсутствие и попытку описать схемами языковую стихию.

    Нелогичность и неудобство, огромное количество исключений и противоречий при употреблении О и Ё после шипящих бросается в глаза многим специалистам, поэтому реформировать правило предлагается постоянно при каждом удобном случае. Возможно, именно поэтому правило не включено ни в ЕГЭ, ни в ГИА отдельным вопросом. Дети выучат, а вдруг — реформа! Но пока сторонники изменений не победили, давайте учить правило в том виде, в каком оно есть.

    После ж, ч, ш, щ

    не пишутся ю, я, ы

    , а пишутся у, а, и

    , например: чудо, щука, час,
    роща, жир, шить
    .

    Буквы ю

    и я

    допускаются после этиx согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют
    (в том числе – именах собственных, например: Сен-Жюст
    ), а также в сложносокращенных словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв.

    После ц

    буква ы

    пишется в окончаниях и в суффиксе -ын

    , например: птицы, о
    вцы и овцы
    ; огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын
    , а также в словах цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц
    (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц

    пишется всегда и

    , например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина
    .

    Слова исключения легко запомнить, если выучить фразу «цыган подкрался к цыпленку на цыпочках и цыкнул цыц»

    После ц

    буквы ю

    и я

    допускаются только в иноязычных именах собственных, например: Цюрих, Свенцяны
    .

    А.

    Если после ж, ч, ш, щ

    под ударением произносится о

    , то буква о

    пишется:

    1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой
    .

    2. В суффиксах:

    а) имен существительных:
    -ок

    , например: рожок, петушок, крючок, борщок
    ;
    -онок

    , например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок
    ;
    -онк-а

    , например: книжонка, рубашонка, ручонка
    ; также деньжонки
    ;

    б) имен прилагательных:
    -ов-

    , например; ежовый, грошовый, парчовый, холщовый
    ;
    -он-

    (с беглым -о-

    ), например: смешон
    ;

    в) наречий, например: свежо, горячо, общо
    .

    3. В род. пад. множ. ч. на -ок, -он

    имен существительных, например: кишок, княжон
    .

    4. В словах (и в производных от них): обжора, крыжовник, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шов, шорох, шоры
    ; в именах существительных: изжога, ожог, поджог
    (ср. написания с -ег

    в прошедшем времени глаголов: изжег, сжег, поджег
    ); также в некоторых областных и просторечных словах, например: жолкнуть, зажopa
    зажор
    ), жох, ужо
    (в значении «потом», «после»
    ), вечор
    (в значении «вчера вечером»
    ), чох
    (например, в выражении «не верит ни в сон, ни в чох»
    ), наречие чохом
    .

    Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон, мажор, шомпол – шомпола, Чосер
    (фамилия), но: жест, планшет
    .

    Б.

    Во всех прочих случаях после ж, ч, ш, щ

    под ударением пишется буква е

    , хотя и произносится о

    , а именно:

    1. В глагольных окончаниях -ешь, -ет, -ем, -ете

    , например: лжешь, лжет
    и т. д., печешь, печет
    и т. д.

    2. В глагольном суффиксе -евыва-

    , например: затушевывать, перекочевывать
    , также затушевывание, перекочевывание
    .

    3. В суффиксе отглагольных существительных -евк-

    , например: перекочевка, размежевка
    .

    4. В суффиксе существительных -ер

    , например: дирижер, ретушер, стажер, ухажер
    .

    5. В суффиксе причастий страдательного залога -енн- (-ен-)

    и в словах, образованных от таких причастий, например: напряженный, напряжен, напряженность, напряженно; отрешенный, отрешенность; размягченный, размягченность; упрощенный, упрощенность; ученый, ученость; толченый; жженый, жженка
    .

    6. В словах, в корне которых под ударением произносится

    , чередующееся с е

    в других формах или в других словах того же корня, например: желтый
    (желтеть), жесткий
    (жестковатый), жернов
    (жернова), желудь
    (желудей), жердочка
    (жердей); дешевый
    , дешевки
    (дешеветь), шелк
    (шелковистый), шерстка
    (шерстяной), решетка, решетчатый
    (решето), кошелка
    (кошелек), шепот
    (шептать); челн
    (челнок), челка
    (чело), черт
    (чертей), черный
    (чернота), чет
    (нечет), чечетка
    (чечет), отчет, счет
    (вычет, вычесть), черточка
    (черта), печенка
    (печень), бечевка
    (бечева); щетка
    (щетина), щелкать
    (щелчок), пощечина, щеки
    (щека); в корнях глагольных форм: сжег, поджег, сжегший, поджегший
    (сжечь, поджечь), шел
    (шедший), разжевывать
    (разжевать).

    7. В предложном падеже местоимения что, о чем, на чем
    , а также в словах причем, нипочем
    .

    В русских словах в неударяемых слогах после ж, ч, ш, щ

    буква о
    не пишется, например: горо
    шек
    (ср. петушо
    к), сто
    рожем
    (ср. чижо
    м), бо
    льшего
    (ср. большо
    го), ры
    жего
    (ср. чужо
    го). В иноязычных словах допускается буква о
    и в слогах неударяемых, например: жоке
    й, шокола
    д
    .

    Написание о

    или е

    после ц

    в русских словах определяется следующими правилами:

    1. В слогах ударяемых пишется о

    или е

    в соответствии с произношением, например: цокать, лицо, овцой, дельцов, отцов, отцовский, облицовка, вытанцовывать, танцор
    , но: прицел, целый, ценный, цеп
    и т. п.

    2. В слогах неударяемых о

    не пишется, кроме слова цокотуха
    и родственных (ср. цокот
    ).

    При отсутствии ударения в суффиксах и окончаниях всегда пишется е

    , например: полотенце, пальцем, пальцев, куцего, ситцевый, молодцеватый, глянцевитый, танцевать, гарцевать, Кунцево, Баренцево море
    .

    В иноязычных словах о

    после ц

    может писаться и в неударяемых слогах, например: пала
    ццо, ске
    рцо
    .

    Все перечисленные правила не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.

    Не потеряйте.
    Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

    Как пишется «О»
    и «Ё»
    после шипящих

    Ниже мы рассмотрим написание букв «О»
    и «Ё»
    в позициях под ударением (в окончаниях, суффиксах, корнях и других частях, а также в местоимениях и заимствованных словах) и в безударных позициях.

    Написание О
    и Ё
    после шипящих под ударением

    Всегда в сильной позиции, т.е. под ударением после букв «ж», «ш»,» щ» и «ч» следует писать «О», т.е.:

    В окончаниях имён существительных или прилагательных, а также в суффиксах наречий, которые заканчиваются на «о».
    Например:
    плащом, плечом, шалашом, ножом; горячо, хорошо; чужой – чужому, большой – большому

    В суффиксах имён существительных. Например:

    • «Овщин (а)»: поножовщина
    • «Отк (а)»: трещотка,
      однако чечётка
      является исключением
    • «Об (а)»: трущоба, чащоба,
      однако учёба
      является исключением
    • «Онк (а)»
      или «онк (и)»: брючонки, ручонки, книжонка, распашонка
    • «Оныш»
      или «онок»: лягушонок, бочонок, медвежонок, мышонок, ужоныш
    • «Ок»: петушок, борщок, сапожок, толчок, крючок, прыжок
    • «Овк (а)»: речовка, плащовка, ножовка, чижовка, мелочовка –
      но здесь важно отметить, что «О»
      употребляется только в словах, являющихся производными от прилагательных и существительных, и их не следует путать с отглагольными существительными, например, «ночёвка»

    В суффиксах имён прилагательных «ов».
    Например: холщовый, парчовый, ежовый, грошовый.

    В суффиксах имён прилагательных и наречий «охоньк».
    Например: свежохонько, свежохонький.

    В прилагательных и существительных на месте беглой гласной «о».
    Например:

    • Просторечные слова: нужон (от нужен), должон (от должен), страшон (от страшен)
    • Смешон (от смешной)
    • Кишок (от кишки)
    • Мошонка (от мошна)
    • Княжон (от книяжны)
    • Шов (от шва)
    • Поджог, изжога, ожог (от жечь)
    • Прожорливый, жор, обжора (от жрать)

    В корнях слов, когда буква «О»
    не чередуется с буквой «Ё»
    после шипящих букв и всегда расположена в сильной позиции (под ударением). Например: вечор, шорох, шоркать, чопорный, чокаться, шоры.

    В русских фамилиях, которые произведены от прилагательных, «О»
    или «Ё»
    пишутся, исходя из традиционной формы, т.е. так, как произведена запись в документах. Например: Пугачёв, Калачёв, Калачов, Хрущёв, Хрущов, Чернышёв, Чернышов и т.д.

    Отдельно нужно запомнить, как пишутся следующие имена собственные с буквой «О»
    после шипящих: Шолохов, Жора, Печора, Печоры, Жостово

    Если слова заимствованы из какого-либо другого языка, то после шипящих букв также будет писаться «О»
    , находящаяся в сильной позиции. Например: шоу, шоп, шорты, офшор, торшон, корнишон, крюшон, капюшон, анчоус, харчо, форс-мажор, пижон, джоуль, джокер, джонка, боржом и т.д.

    Иноязычные имена собственные аналогично пишутся с буквой «О».
    Например: Джордж, Жорж, Чосер, Шоу, Джон, Джонни, Джоди, Джойс и другие

    В любом другом случае после шипящих букв «ж», «ч», «ш», «щ», находящихся в ударной позиции необходимо писать букву «Ё», т.е.:

    В окончаниях глаголов «-ёте», «-ём», «-ёшь».
    Например: лжёшь, толчёте, печёте, печём, стрижёте, стрижём.

    В несовершенных глаголах, которые оканчиваются на «-ёвывать»
    , а также в страдательных причастиях и именах существительных, образованных от них. Например: выкорчёвывать – выкорчёванный – выкорчёвывание; размежёвывать – размежёванный – размежёвывание

    В именах существительных, образованных от глаголов и оканчивающихся на «-ёвка».
    Например: лущить – лущёвка, растушевать – растушёвка, ночевать – ночёвка.

    В именах существительных, где есть суффикс «–ёр».
    Например: массажёр, ухажёр, тренажёр, дирижёр, стажёр, ретушёр.

    В страдательных причастиях, а также в прилагательных, образованных от глаголов и имеющих суффиксы «-ён»
    и «-ённ»,
    и в словах, произведённых от них. Например: вощёный, учёный – учёность, тушёный – тушёнка, печёный, гружёный, жжёный – жжёнка, отрешённый – отрешённость – отрешённо – отрешён, размягчённый – размягчён, пропечённый – пропечён, напряжённый – напряжёнка – напряжённость – напряжённо – напряжён

    В глаголах прошедшего времени и словах, производных от них, вместо беглой «О».
    Например: шёл – ушёл – пришёл, прочёл – учёл, жёг – поджёгший – сжёг – пережёг – обжёг – зажёг.

    В местоимениях, стоящих в предложном падеже. Например: на чём? О чём?
    А также в словах: почём, нипочём, причём, ещё

    В корне в сильной позиции после букв «ж», «ч», «ш», «щ»
    необходимо писать «Ё»
    в том случае, если в однокоренных словах ставится «Е».
    Например:

    • Щёлкать (щелчок), щёлочь (щелочей), щёлка (щель), щёки (щека), щёголь (щеголять)
    • Шёрстка (шерсть), шёпот (шептать), решётка (решето), пшёнка (пшено), кошёлка (кошель), дешёвка, дешёвый (дешевле)
    • Чёрствый (черстветь), чёрный (чернь), чёлка (чело), пчёлы (пчела), печёнка (печень), почёт (честь), вечёрка (вечер), бечёвка (бечева)
    • Тяжёлый (тяжесть), жёсткий (жесть), жёрдочка (жердь), жёны (жена), жёлтый (желток), жёлоб (желобок), жеванный (жевать)

    В словах, заимствованных из иностранных языков, в которых в сильной позиции оказывается гласный звук, отличающийся от русского «О».
    Например: Шёнбрунн, Шёнберг, Шёц, Шёж, Шёст, Шёнбек

    Написание «О»
    и «Ё»
    после шипящих в безударных позициях

    Что касается написания «О»
    и «Ё»
    после шипящих букв «ж», «ч», «ш», «щ»,
    то здесь имеется всего два основных правила:

    В определённых словах, заимствованных из других языков, в безударной позиции необходимо писать «О».
    Например: шофёр, шоколад, шоссе, шок, шовинизм, пончо, ранчо, лечо, чонгури, банджо, мажордом, мажоритарный, жонглёр, жокей, Чогори, Джонатан

    В словах, в которых есть приставка «-меж»
    , в безударной позиции аналогично следует ставить «О»
    . Например: межобщинный, межотраслевой, межобластной

    Таким образом, мы рассмотрели главные правила написания «О»
    и «Ё»
    после шипящих букв. И мы уверены, что если вы ещё несколько раз их повторите и усвоите их написание должным образом, проблем и путаницы у вас более возникать не будет, а станет более грамотным.

    ПРАВОПИСАНИЕ Ё (Е) — О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

    В корне слова, если можно подобрать проверочное слово с
    буквой е

    :

    ч
    ё
    рт – ч
    е
    рти, беч
    ё
    вка – беч
    е
    ва
    (верёвочка)

    В корне заимствованных слов

    (в проверочных остаётся
    о

    ):

    ш
    о
    колад, трещ
    о
    тка, трущ
    о
    ба, изж
    о
    га

    без ударения

    :
    хорóш
    е
    го, си
    ´ тц
    е
    м

    В окончаниях и суффиксах сущ. и прил.
    под ударением

    :

    больш
    ó
    й, девч
    ó
    нка

    В суффиксах наречий
    без ударения

    :
    грóмч
    е
    .
    Исключение — ещ
    ё

    В суффиксах наречий
    под ударением

    :

    горяч
    ó

    Беглое
    о

    без ударения

    :
    серёж
    е
    к

    серёжка

    Беглое
    е

    в сущ. и кратких прил. м. рода
    под ударением

    :
    княж
    ó
    н — княжна

    В глаголах:
    печ
    ё
    шь, размеж
    ё
    вывать

    В суффиксе —
    ённ- (-ён-)

    причастий:

    вооруж
    ё
    нный

    В суффиксах отглагольных сущ.:

    сгущ
    ё
    нка, туш
    ё
    нка, ноч
    ё
    вка, корч
    ё
    вка,

    размеж
    ё
    вка, ретуш
    ё
    вка, коч
    ё
    вка, жж
    ё
    нка,

    пуш
    ё
    нка, протяж
    ё
    нность, лущ
    ё
    нка,

    отреш
    ё
    нность, напряж
    ё
    нка

    кваш
    ё
    нка
    (кислое молоко)

    НО кваш
    ó
    нка
    (сосуд)

    Суффикс —
    ёр-

    в заимствованных словах:
    дириж
    ё
    р

    Исключение:
    танц
    ó
    р

    В словах, образованных от слова
    что:

    прич
    ё
    м, нипоч
    ё
    м

    Запомни:
    ож
    ё
    г
    руку – глагол

    веч
    ё
    рка
    (газета)

    камы
    ´ ш
    е
    вка
    — птица

    ож
    о
    г
    руки – сущ.

    веч
    ó
    р

    Вот вам совет весёлый, бодрящий:

    В корне слова
    после шипящей

    Под ударением слышится что?

    Слышится О. Пишется Ё.

    ИСКЛЮЧЕНИЯ: ШОРОХ в КРЫЖОВНИКЕ, на КАПЮШОНЕ ШОВ

    Шорох, чокаться, трущоба,

    Жом, изжога и чащоба,

    Шов, крыжовник и обжоры,

    Шомпол, чопорный и шоры,

    Шоу, джоуль, корнишон,

    Рожон, боржоми и пижон,

    Капюшон, мажор и шорты,

    Шок, харчо, анчоус, джонки,

    Трещотка, джокер, чох, вечор –

    Запомни весь этот набор.

    После шипящей не спеши:

    В рифмовку входит – О
    пиши.

    Запомни слова с Ё

    Пишем Ё в словах: дешёвка,

    Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка,

    Тяжёлый, сгущённый, стажёр, ухажёр,

    Печёнка, тушёнка и дирижёр.

    Правописание гласных после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях

    существительных

    С неба падает снеж..к.

    С белой крыш..й и крыльц..м

    Дом нам кажется дворц..м.

    А теперь, дружок, внимание:

    В суффиксах и окончаниях

    На краешке слова, в самом конце,

    После шипящих и после Ц

    Под ударением пишется О,

    Е – безударная, только всего.

    А теперь потренируйся:

    Плачет принцесса, одетая в ш..лк,

    А глупый король не возьмёт никак в толк,

    В чём слёз тех причина и что за беда.

    И мечется бедный туда и сюда.

    Придворные ш..потом держат совет,

    Ведь явных причин для истерики нет.

    Быть может, растрёпана ч..лка,

    А может, ужалила пч..лка?

    Принцесса на ухо шепнула врачу:

    Крыж..вника ж..лтого очень хочу.

    Все в ш..ке и держат семейный совет –

    Крыж..вника ж..лтого в городе нет.

    В чащ..бу лесную гонец поскакал,

    За речкой крыж..вник он вдруг увидал.

    По ж..рдочке узкой, качаясь, прош..л,

    Но рад,что крыж..вник принцессе наш..л.

    Принцесса, надев шерстяной капюш..н,

    Гонца ожидая, взошла на балкон.

    Из ч..рного леса примчался гонец,

    Крыж..вник привёз, тут и сказке конец.

    Король восхищ…н, он без памяти рад.

    На блюде гонцу он несёт ш..колад.

    И в щ..чку принцесса целует его.

    Король промолчал, не сказал ничего.

    Диктант

    ЧОпорный чЁрт в чЁрной шЁлковой одежОнке сидел на жЁстком диване и пил дешЁвый жЕлудёвый кофе, изредка чОкаясь со своим отражением в тяжЁлом глянцЕвитом самоваре, стоящем на парчОвой скатерти шОколадного цвета. Чёрт был большОй обжОра и, несмотря на изжОгу и больную печЁнку, объедался крыжОвником со сгущЁнным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чЁрт, молодцЕвато встряхнув чЁлкой, пустился танцЕвать чечЁтку. ЦОканье его копыт было столь сильным, что в цОкольном этаже думали, что наверху гарцЕвала лошадь. Однако чЁрт был не очень искусным танцОром и, совершив один не совсем удачный скачОк, врезался в самовар и обжЁг свой пятачОк, покрытый мягкой шЁрсткой. ОжОг был очень тяжЁл. ОгорчЁнный чЁрт куцЕй овцОй бросился к бочОнку с мочЁными яблоками и сунул в него обожжЁнный пятачОк. «Правду говорят, что небережЁного Бог не бережЁт», — чЕртыхнулся чЁрт чЕртовской пословицЕй.

    Значение

    «Испокон веков» – использование этого словосочетания подразумевает, что речь идет о событиях, которые происходили в очень далекие времена, такие, о которых и вспомнить трудно.

    Как правило, это устоявшееся выражение можно встретить в художественной литературе, сказках, былинах, исторических хрониках. В повседневной речи оно чаще всего употребляется в шутливо-ироническом смысле или имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

    Чтобы лучше разобраться в толковании фразеологизма «испокон веков», следует ознакомиться с примерами его употребления.

    Примеры

    В качестве таковых можно привести следующие:

    1. Развалины античного города испокон веков использовались местными жителями в качестве каменоломен. Они бросали мрамор и остатки камней в печи и получали известь.
    2. Испокон веков людьми сочинялись молитвы и разного рода заговоры, предназначенные для успешной охоты. Кроме этого, они пытались предохранить себя от возможных неприятностей.
    3. Испокон веков обряд совершался в соответствии с языческим обычаем. Ведь ничего другого в этой северной глуши и не могло быть, там всегда происходило поклонение языческим богам.
    4. Не случайно люди испокон веков употребляли в пищу яйца не бездумно. Яйцо всегда считалось животворным символом.
    5. Хрустящие огурчики, засоленные в кадке, испокон веков были желанным угощением. Они имелись и на столах в домах знатных людей, и в бедняцкой лачуге.

    Искони веков

    Выражение «от начала веков» является близким к словосочетанию «испокон веков». Значение обоих фразеологизмов практически совпадает. Похожей является и их этимология. Слово «искони» — древнерусское, образовавшееся от старославянского. Оно сложилось из приставки «из» и корня «конъ», минуя существительное «покон», что позволяет говорить о том, что его происхождение более раннее, чем у «испокон».

    Но есть и отличие. В чем оно заключается? Оно состоит в том, что «искони» используется в лексике, присущей религиозной традиции. Обычно его употребляли относительно божества, когда подчеркивали его изначальность. Например, в Евангелие от Матфея о Боге говорится о нем, как о сотворившем искони мужеский и женский пол. В Псалтири говорится о том, что престол Божий утвержден искони, Бог – от века.

    Можно привести и примеры более современного употребления фразеологизма, но также связанного с церковной тематикой. Так, в одной из художественных книг есть слова о том, что искони на паперти место принадлежало нищим.

    И конец, и начало

    Таким образом, первоначальное значение «испокон» – «по обычаю». Что касается этимологии существительного «покон», то оно образовано от глагола «поконать», означающего «покончить».

    У этих слов тот же корень, что и у слова «конец», это праславянский корень «конъ». Интересным является тот факт, что он объединяет в себе сразу несколько значений, два из которых являются прямо противоположными – это «конец» и «начало».

    По мнению исследователей, это связано с тем, что оба они ассоциируются с такими понятиями, как «рубеж», «предел», «граница». А также с тем, что конец чего-то – это, как правило, начало чего-то другого и наоборот.

    Синонимы

    Выделяют такие:

    • издавна;
    • всегда;
    • искони;
    • как свет стоит;
    • испокон веку;
    • от века;
    • от века веков;
    • сыспокон веку;
    • сызвека;
    • извеку;
    • извечно;
    • изначально;
    • исконибе;
    • искони веков;
    • исстари;
    • испоконь;
    • исперва;
    • изначала;
    • неизменно;
    • ныне и присно;
    • с давнишних лет;
    • сыздревле;
    • сыздавна;
    • с незапамятных времен;
    • давно;
    • отдавна;
    • с давних пор;
    • со стародавних времен;
    • давнехонько;
    • давным-давно;
    • из глубины веков.

    Далее будет рассмотрен вопрос о том, как пишется «испокон веков», и каково происхождение первого из входящих в него слов.

    Другие значения

    У корня «конъ» это еще и «ряд», «порядок». От него, в числе прочего, произошли:

    • древнерусское «конъ» – «предел»;
    • русское «кон» – «черта», «партия» (в играх);
    • украинское «кин» – «угол»;
    • чешское kon – «конец», dokona – «полностью», «до конца».

    Корень «конъ», вероятно, имеет индоевропейское происхождение. Его связывают с древнеиндийским прилагательным kaninas, что значит «молодой», и греческим kainos, что переводится как «новый».

    Связь с «законом»

    Существует и другая версия происхождения словосочетания «испокон веков», связывающая его с «законом». Это существительное является общеславянским словом и происходит от праславянского zakon. Оно образовано с помощью приставки za и корня kon, обозначающего конец, начало, границу, предел. Об этом упоминалось выше.

    Но вот его происхождение лингвисты ведут от праславянского глагола kenti, который обозначает «наступать», «появляться». Предполагается, что изначально существительное «закон» толковалось, как «то, с чего все берет свое начало, на чем все основано».

    Хотя две рассмотренные версии и не противоречат друг другу, но возникает следующий нюанс. Если следовать второй версии, то выражение «испокон веков» несколько меняет свое толкование относительно предыдущего. Если первый вариант – это «по обычаю веков», то второй будет обозначать «от начала веков», что ближе к сегодняшнему пониманию.

    Правописание

    Вопрос о том, как писать правильно — «из покон веков» или «испокон», возникает неслучайно. Это связано с происхождением слова. Оно образовалось путем соединения предлога «из» и существительного «покон», стоящего в родительном падеже.

    Слово «покон» раньше обозначало «обычай». Сегодня оно сохранилось в некоторых диалектах. Изначально оно выглядело как «из покона». Впоследствии окончание «а» в результате редукции (сокращения) было утрачено. И получилась такая лексическая единица, как «испокон», что и является правильным написанием на сегодняшний день.

    Родительское собрание » Книга растит человека»

    МКОУ « Лозовская НОШ – ДС»

    Автор: Учитель начальных классов Анпилогова Л.Н.

    Родительское собрание «Испокон века книга растит человека». Цели: 1. Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников. 2. Познакомить родителей с требованиями программы по чтению.

    3. Дать рекомендации родителям плохо читающих детей.

    Оформление доски. 1. Тема собрания. 2. Пословицы: «Чтение – вот лучшее учение». «Испокон века книга растит человека». «Кто много читает, тот много и знает».

    Учитель: Дорогие друзья! Хочу начать свое выступление с цитирования древней китайской мудрости: «Голодному не надо давать рыбу. Он ее скушает за день. Надо ему дать удочку и научить его ловить рыбу и тогда он сможет ловить ее каждый день и перестанет быть голодным».

    Подходит к концу 2 четверть первого класса. Все дети уже научились читать. Можно вздохнуть с облегчением, сделано большое дело. Но именно сейчас как раз и начинается самое важное в процессе обучения.

    Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга и учитель, и воспитатель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. “ Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”. (А.П.Чехов)

    Чтение сегодня становится ценностью.

    Понимание — основной фактор жизни человека вообще и учебы в частности.

    Ребенок, читая, должен понимать, что он читает, какой смысл несут слова, которые он видит. Слово для него должно представлять не набор букв или звуков, а смысловую единицу. Если этого не происходит, то его почти невозможно заставить читать. А если это все же удается сделать, то результаты таких упражнений в чтении без понимания могут быть плачевными:

    — ребенок будет уметь читать, но очень плохо, медленно, путая слова, буквы; — ребенок будет ненавидеть чтение.

    Родители могут помочь своему ребенку, если будут постоянно работать с ним над значением слов. Большие хлопоты родителям и учителям доставляют дети, не умеющие хорошо читать. Нам, учителям часто приходится слышать:

    — Не знаю, что делать. Ребенок не умеет читать. — Ребенок плохо читает. Что только ни делали, как ни пытались научить его, ничего не получается.

    В данном случае речь идет о неумении детей читать. Но в связи с чтением можно выделить и еще одну проблему. Она в устах родителей формулируется примерно так:

    — Ребенок не хочет читать. Как мы его ни заставляем, ничего не можем сделать. — Удивительно! Я обратила внимание, что моя дочь никогда не берет в руки книгу. Я ей говорю: “Почитай что-нибудь, не сиди без дела!” А она отвечает: “Не хочу!” И все. И ничего не сделаешь.

    Неумение и нежелание читать — разные проблемы, но они, как ни странно, тесно связаны между собой. Причины, порождающие их, часто бывают одни и те же.

    Что означает слово “читать”? Чтобы это выяснить, давайте обратимся к Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова.

    “Читать — воспринимать написанное, произнося вслух или воспроизводя про себя”.

    Теперь давайте дадим определение слову “воспринять” — “понять и усвоить”.

    Таким образом, чтение — умение произнести написанное и понять его содержание. Обратите внимание: ребенок должен не просто произнести то, что написано, но и понять это.

    Итак, что же могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку научиться читать.

    · Во-первых, они должны научить ребенка верить в себя, внушить ему, что он способный и если захочет, то сможет всего добиться, хотя на это может уйти много времени. · Во-вторых, выяснить причину, по которой у ребенка ничего не получается, и устранить ее. Это очень длительный процесс. Ведь исправлять ошибки всегда сложнее.

    Если у ребенка не все получается, не показывайте ему, что вы разочарованы. Наоборот, попытайтесь найти что-нибудь положительное в ваших занятиях и обязательно обратите на это его внимание:

    — Мы с тобой сегодня так долго занимались! Я не ожидала, что ты высидишь. Ты у меня просто молодец! — Смотри, сколько мы с тобой сегодня прочитали! Ну, это огромное достижение. Давай завтра попробуем сделать не меньше. — У тебя неплохо получается. Немного медленно, но нам некуда спешить. Скорость потом придет.

    Может, не все сразу получиться не только у ребенка, но и у вас. Помните: на ошибках учатся.

    В-третьих, если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо читал, следует уже с раннего детства прививать ему любовь к чтению. И родители должны постоянно служить ему примером в этом. Случается, ребенок не знает, чем ему заняться. Он стонет:

    — Мне скучно! Я не знаю, что мне делать. — Почитай книгу!

    Если родители сами никогда не читают или крайне редко берут книгу в руки, ребенок вряд ли последует их совету. Скорее всего он скажет:

    — Не хочу! Мне это неинтересно.

    В читающей семье, когда родители следят за тем, что и как их ребенок читает, этот диалог прозвучит по-другому.

    — Что бы мне поделать? — А ты уже прочитал рассказ, который вам задали? Тебе он понравился? Давай почитаем еще какой-нибудь рассказ этого писателя.

    Или:

    — Лучшее занятие — чтение. Ты знаешь, я очень любила в детстве вот эту вещь. Мне бы хотелось, чтобы ты тоже ее прочитал. А потом мы обсудим.

    Полезно читать ребенку вслух. Детям всегда очень нравится, когда они что-то делают вместе со взрослыми. Затем эта любовь к семейным чтениям перерастает в неотъемлемую потребность постоянно читать. А чтение — самый важный шаг к получению хорошего образования.

    Родители должны понять, что умение правильно читать — залог успеха ребенка и в средней школе, когда на него наваливается большое количество новых предметов.

    Не откладывайте этого до средней школы. Само собой ничего не произойдет!

    Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. Но последние таят в себе серьёзные опасности и могут повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития.

    Но я хочу сказать, что у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания.

    Чтение помогает в учёбе. Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребёнок читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.

    Книги формируют самообразовательные навыки. Приобщившись к чтению, ребёнок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир – увлекательный и огромный, в нём можно путешествовать бесконечно. Ребёнок идёт в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребёнок знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно найти в волшебнице – книге.

    Чтение побуждает к нравственным поступкам. К сожалению, жизнь окружающая действительность не всегда «балуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

    Книги – ценный источник знаний о нормах поведения. «Медвежонок – невежа» А. Барто, «Волшебное слово» В. Осеевой и многие другие, — это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер. Ребёнок, который осудил медвежонка за то, что тот «примчался к дому и первым влез в берлогу, медведю пожилому не уступил дорогу», едва ли станет, отпихивая взрослых, рваться к двери.

    На столе перед вами листы бумаги. Сейчас мы с Вами вырежем снежинку. — Можете ли вы найти хотя бы 2 абсолютно одинаковые 2 снежинки? (нет) — А почему? (Высказывают мнения) Вот так мы перешли к следующему вопросу. Посмотрите, мы – взрослые люди, ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ, делаем все по-разному. Запомните это и никогда не сравнивайте своего ребенка с другими! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Успехи ребёнка будем сравнивать с его предыдущими неудачами, а не с отметками в тетради. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией ко мне. Ваши дети взрослеют. Меняются их взгляды на окружающих. Вспомните, когда они были совсем маленькими, им нужна была только мама рядом, пошли в детский сад и через некоторое время маму немного «подвинула» воспитательница, особенно если она нашла нужный подход к ребенку. А с поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный для них — их учитель. Я вас прошу, уважайте мнение первоклассника! Никогда в присутствии ребёнка не обсуждайте учителя и его слова, поступки. Я понимаю, что это будет. И не всегда это будут хорошие слова. Я не могу понравиться вам всем. С некоторыми из вас мы уже беседовали. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда он доверит вам самое сокровенное. Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Всё это перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кто встретится на своём пути. На столе остался ещё лист бумаги. Обведите на нём свою ладонь. Запишите на бумажных ладошках, чтобы вы хотели организовать в классе. Протяните мне руку помощи. Родителям на заметку: — Для того, чтобы выживать ребенку в этом мире, необходимо 4 объятия в день; — Для того, чтобы ребенок хорошо себя чувствовал – 8 объятий в день; — Для того, чтобы интеллектуально развивался – 12 объятий в день.

    Итог собрания. Читать, читать, читать!!!

  • Приморский край на английском как пишется
  • Приморский бульвар как пишется
  • Примитивный как пишется и почему
  • Приморский или преморский как пишется правильно
  • Приморский как пишется приставка