Прима балерина как пишется

06/28/2021 20:53:32 в советском новоязе было такое слово чсир член семьи изменника родины. жены, дети и другие родственники врагов

06/28/2021  20:53:32

В советском новоязе было такое слово — ЧСИР (член семьи изменника родины). Жены, дети и другие родственники «врагов народа», согласно постановлению Политбюро от 1937 года, могли быть заключены в лагеря на срок от 5 до 8 лет. Более других был печально известен женский лагерь, находившийся в Казахстане — АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины), через который только в тридцать восьмом году прошло около десяти тысяч ни в чем не повинных узниц. Менее известным, но от этого не менее страшным, был спецлагерь для «женского контингента» в Томске.

Анна Ларина-Бухарина, жена «любимца партии», уничтоженного Сталиным, оставила воспоминания о том, как выглядел томский лагерь для ЧСИРов:

«По углам забора, наскоро сколоченного из горбыля, стояли вышки, откуда следили за нами дежурные конвоиры (их называли еще стрелками), и если чуть ближе подойти к забору, тотчас раздавался крик: „Стой! Кто идет?“ Дорога, ведущая от убогих бараков к кухне, стала единственным маршрутом и всегда была полна женщин. На лицах многих лежала печать недоумения, испуга и страдания. В шутку мы называли эту дорогу „Невским проспектом“ (среди нас было много ленинградцев) или „главная улица в панике бешеной“. Чтобы не замерзнуть, бегали по ней толпы несчастных. Большинство — в рваных телогрейках, холодных бутсах. Те, кто был арестован летом, прикрывались лагерными суконными одеялами, заменявшими юбки или платки».

​В 1937–1938 годах заключенными этого лагеря были жены политических деятелей, репрессированных ученых, а также известные актрисы. Одна из них — балерина Галина Лерхе.

«Не хотела, чтобы ты плохо подумала о моей Родине»

Когда 20 июля 1937 года сотрудники НКВД уводили Галину из дома, она была уверена, что скоро вернется, поэтому на просьбу домработницы «накинуть теплую кофточку», отвечала: «Зачем? Я же ненадолго!» Впереди балерину ждало двухлетнее заключение в томском лагере и последующая ссылка в Казахстан.

Галина Лерхе. Начало 1930 гг.

​…Ее называли одной из самых ярких красавиц тридцатых годов. Ей прочили великое будущее. Солистка труппы Бакинского театра, прима-балерина Харьковского театра оперы и балета и наконец — балерина труппы московского Большого театра. Исаак Бабель писал, что Галина Лерхе танцует «в стиле Айседоры Дункан». Так же, как босоногая американка, Галина не боялась экспериментов и выходила на сцену в смелых костюмах, на грани сексуальной революции.

Мужем Галины был Вениамин Фурер, секретарь Горловского горкома ВКП(б) в Донбассе. По воспоминаниям современников, он превратил захолустный шахтерский поселок Горловка в современный благоустроенный город. Говорят, что именно Фурер «изобрел» стахановское движение и, стремясь облагородить труд шахтеров, приказал высадить розы вдоль дороги от шахты до рабочего общежития.

В конце 1934 года он был назначен завкультпромом Московской области, и семья переехала в столицу.

Супруги дружили с Бабелем и Кукрыниксами, наносили визиты в дома творческой интеллигенции и охотно принимали гостей у себя. Счастливая жизнь под покровительством Кагановича, который «похлопотал», чтобы Галину Лерхе взяли в Большой театр, продолжалась до 1936 года, а затем Вениамин Фурер… покончил с собой. Скорее всего, он застрелился, предчувствуя скорый арест. Согласно семейной легенде, перед смертью он написал два письма. Первое — Сталину, второе — жене, со словами «Прости, Галя!». О чем самоубийца писал вождю — неизвестно. Врагом народа он был объявлен уже посмертно, и несколько месяцев спустя его семья подверглась репрессиям.

​— С момента ареста о жизни мамы я знаю крайне мало, — рассказывает дочь балерины, заведующая литературной частью томского драматического театра Мария Смирнова. — Известно, что 31 марта 1937 года ее уволили из Большого театра, а 20 июля арестовали. 2 октября постановлением ОС НКВД СССР мама была приговорена как ЧСИР к 5 годам исправительно-трудовых лагерей и отправлена в Томск. 21 июля 1939 года заключение было заменено ссылкой в казахстанский город Павлодар.

О том, что мама была в ссылке и прошла через ГУЛАГ, Мария узнала практически случайно.

​— Мне было лет 20, когда друг начал агитировать на поездку в Павлодар для освоения целины. Охваченная общей романтикой, я почти согласилась, а после того, как Сережа ушел, изменившаяся в лице мама сказала, что никогда и ни при каких обстоятельствах не сможет приехать ко мне в этот город. На вопрос «Почему?» ответила: «Ты правда не знаешь, что было в Павлодаре?» Я заявила, что там была эвакуация, но мама отрезала: «Нет… Там была ссылка».

Галина Лерхе на сцене Большого театра

​Удивленная Маша попыталась узнать, почему самый близкий человек так долго скрывал этот факт личной биографии. Тем более что о ГУЛАГе и лагерях тогда уже активно писали, но в ответ была сказана всего одна фраза: «Одно дело, когда читаешь про чужих, а другое дело, когда это касается родной матери, и я не хотела, чтобы ты плохо подумала о моей горячо любимой Родине».

Что именно пришлось пережить Галине Лерхе во время заключения в Томске и тем более в годы ссылки в Павлодаре, Мария Марковна так и не узнала. Мама охотно вспоминала прежние спектакли и сыгранные роли, часто перебирала фотокарточки в семейных альбомах, но никогда не заводила речи о периоде жизни после 37-го года.

​— Информацию о маме я до сих пор собираю по крупицам. Одни статьи нахожу в интернете, другие (уже в печатном варианте) присылают друзья. Дома хранится много книжек, в которых в той или иной степени рассказывается про маму. Да, она не была такой знаменитой, как Уланова и Лепешинская, но все же была довольно известной фигурой… А еще есть маленькие книжки про птиц, которые писал мой дед, профессор-биолог, занимавшийся орнитологией. Одна из них называется «Крылатые путешественники», и она сохранилась в семейном архиве с надписью «Моей дорогой невольной путешественнице» ​— дедушка прислал книгу в ссылку, ​— говорит Мария Смирнова.

Кроме книг и фотографий у Марии Марковны остались золотые швейцарские часы, которые «органы» вернули Галине Лерхе после освобождения, колье в виде золотой змейки и вышивки, сделанные во время ссылки.

​— Вышивки выполнены крестиком, но не по канве, а по размеру ниточек. Цветных ниток в лагере не было, их нужно было экономить, поэтому заключенные сами делали вот такие миниатюрки и по ним уже вышивали. А еще мама хорошо рисовала, но, к сожалению, эти рисунки не сохранились.

После окончания ссылки в Казахстане Галина Лерхе оказалась в Сибири. Там она встретилась со вторым мужем и родила дочь Марию. Еще через несколько лет смогла вернуться в Ростов, где жили ее родители.

В южном городе до сих пор вспоминают известную землячку. В 2009 году в ростовской газете вышла большая статья, которая начиналась с истории о том, как во время гастролей Ольги Лепешинской в Ростове в гримерку к столичной приме явилась женщина с ребенком. «Галя! — ахнула балерина. — Ты жива? А мы думали, что погибла… А как же балет?»

«Вот теперь мой балет» — и Лерхе показала на маленькую дочку. Она была слишком горда, чтобы жаловаться на судьбу или рассказывать о том, что с ней произошло.

Последние годы Галина Александровна жила с дочерью в Томске. По иронии судьбы квартира Марии Марковны находилось рядом с тюрьмой, в которой Лерхе когда-то отбывала свой срок.

Лагерь, которого как бы не было

В настоящее время известно о трех специальных лагерях, учрежденных для исполнения оперативного приказа НКВД СССР № 00486 «Об операции по репрессированию жен и детей изменников родины». Это АЛЖИР, где в 2007 году учрежден мемориальный комплекс, включающий музей и мемориальное кладбище со страшным названием «Мамочкино». Второй лагерь располагался в мордовской Потьме, третий ​— в Томске.

Камера женской тюрьмы для ЧСИР. Томск, 1930-е годы

​— Сюда привозили женщин, получивших пять или восемь лет заключения. Изначально предполагалось, что их будут отправлять в специальный лагерь, который собирались построить в Нарымском крае. Однако когда заключенные уже начали прибывать в Томск, оказалось, что лагерь там просто не готов, поэтому женщин оставили в местной Томской пересыльной тюрьме, располагавшейся на окраине города по Иркутскому тракту. Сначала они находились в тюремных камерах, но затем для всего этого контингента (порядка двух тысяч человек) высоким пятиметровым забором была отгорожена отдельная территория с несколькими жилыми бараками, в одном из которых содержались женщины с детьми, — рассказывает заведующий Музеем «Следственная тюрьма НКВД» Василий Ханевич.

Томский лагерь просуществовал два года, до 1939-го. По разным данным, за это время в нем содержалось от 2 до 2,5 тысяч женщин и не менее 40 детей. Здесь находились жены и другие члены семьи высокопоставленных советских и партийных деятелей (жена 2-го секретаря Ленинградского обкома ВКП (б) Михаила Чудова, жена бывшего члена Политбюро ЦК ВКП(б) Николая Бухарина, теща бывшего начальника ОГПУ-НКВД СССР Генриха Ягоды), известных военных (две сестры маршала Михаила Тухачевского, жена комкора Иона Якира), супруги ученых (в том числе сотрудников Пулковской обсерватории), а также простые домохозяйки и колхозницы… Фамилии одних гремели на всю страну, другие не умели даже писать. <…>

Дарья Енюшина

Из: Сибирь.Реалии

/izbrannoe.com/news/lyudi/tyurma-dlya-baleriny/

Петербургская школа, звёздные имена

«Иногда танец может выразить то,
что бессильно сказать слово»
М. М. Фокин

Классическая школа русского балета переживала сложный процесс развития от становления до периода романтического балета Шарля Дидло и Адама Глушковского, кризиса романтизма до «эпохи Петипа». К концу XIX века за рубежом балет практически изжил себя, в то время как русский балет шёл своим путем. Преодолев этап упадка, русский балет сохранил не только классические традиции, но и стал триумфом новаторской хореографии.

Сегодня Россия — одна из немногих стран, где бережно сохраняют и развивают традиции классического балета, сложившиеся более чем за двухсотлетнюю историю интеграции иностранного танца в русскую культуру. Одна из главных ролей в становлении русской школы классического балета принадлежит Санкт-Петербургу.

На протяжении почти двух столетий в Петербурге формировалось балетное образование и его традиции. Первая балетная школа была основана в 1738 году французским танцмейстером Жаном Батистом Ланде в соответствии с указом императрицы Анны Иоанновны. С 1957 года она носит имя артистки балета, основоположника теории русского классического балета Агриппины Яковлевны Вагановой. Школа представила миру таких артистов, как Авдотья Истомина, Матильда Кшесинская, Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Вахтанг Чабукиани, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Юрий Григорович, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва и многие другие.

Становление

4 мая 1738 года французский танцмейстер Жан Батист Ланде открыл первую школу балетного танца — «Танцовальная Ея Императорского Величества школа». В стенах Зимнего дворца Ланде начал обучать 12 русских девочек и мальчиков из семей дворцовых служащих. Впоследствии ученики Ланде помогали ему в преподавании искусства танца.

942 01

Репродукция картины Жана Батиста Ланде неизвестного художника

Первая балетная труппа была создана из учеников Ланде в 1742 году. Обучаясь у иностранных танцмейстеров, русские девушки и мужчины привносили в танец национальную самобытность и выразительность. 1 августа 1759 года — в день тезоименитства императрицы Елизаветы Петровны и по случаю победы над прусскими войсками при Франкфурте — была торжественно поставлена балет-драма «Прибежище добродетели», имевшая небывалый успех.

Особый виток в развитии русский балет получил во времена правления императрицы Екатерины Великой, когда возникла традиция организации крепостных балетов: помещики организовывали у себя в усадьбах труппы из числа крепостных крестьян. Наибольшим успехом пользовался балет помещика Нащокина.

942 02%20(1)Указом Екатерины II в 1783 году была создана русская оперно-балетная труппа. В репертуаре петербургского Большого театра наряду с итальянской оперой стали появляться произведения русских авторов: опера Е. Фомина «Ямщики на подставе», балет первого русского балетмейстера И. Вальбреха «Новый Вертер» на музыку С. Титова.

Петербургский балет первой половины XIX века тесно связан с деятельностью французского балетмейстера Шарля Дидло. Получив управление труппой петербургского балета, он провёл ряд значительных реформ, повлиявших на технику танца: были упразднены обязательные к ношению парики, шиньоны, кафтаны, башмаки с пряжками; введены обтягивающие трико и газовые туники. Так облегчённые в весе танцоры могли совершенствовать технику, чему Дидло уделял большое внимание. Особое внимание в постановках уделили полётам. Также была пересмотрена и расширена деятельность кордебалета.

942 03

Фото: vk.com/@samoilovfamilymuseum-chto-ne-tak-s-portretom-istominoi

Балет Дидло был пронизан романтическими настроениями, он старался наполнить традиционные античные сюжеты человеческими судьбами и стремлениями, пантомимой и танцевальностью. Поставленные им постановки «Зефир и Флора», «Рауль де Креки, или возвращение из Крестовых походов», «Хензи и Тао, или Красавица и Чудовище», «Кавказский пленник, или Тень невесты» отличались особой драматургией, живой актёрской игрой и ясностью сюжетных линий.

942 04%20(2)

Портрет Екатерины Телешевой. Художник — О. Кипренский, 1828 г.

Ученицами Дидло были Авдотья Истомина, воспетая Пушкиным, ранняя любовь Грибоедова — Екатерина Телешева, а также Мария Данилова и Вера Зубова. Благодаря их таланту и яркой актёрской игре балет, руководимый Дидло, занял одно из первых мест в Европе.

«Эпоха Петипа»

942 05Знаковой фигурой петербургской школы балета второй половины XIX века стал французский балетмейстер Мариус Иванович Петипа. Он прибыл в Петербург по приглашению петербургского Большого театра, так как видел потенциал в развитии балетной культуры именно здесь. За свою творческую жизнь Петипа поставил более 70 балетных постановок, 46 из них — в России. Главными в балете для Петипа были артистичность исполнения, грация и чувственность. Благодаря любви к своему делу, Петипа фактически создал классический русский балет путём синтеза гармонии музыки и хореографии. Он отвергал эффекты и яркие представления в балете, считая их губительным для балета:

«Она развращает публику, отвлекая её от серьёзных балетов и приучая к феериям, которые вводят на балетную сцену такие господа, как, например, Манцотти, написавший феерию — да, да, не балет. А феерию — «Эксцельсиор».

942 06

942 07

Сцены из балета «Лебединое озеро»
Фото: culture.ru

В период «эпохи Петипа» симфонический оркестр стал действующим лицом постановки, придавая спектаклю законченную эмоциональную окраску, объединяя хореографию и музыку в единое целое. Творческие союзы Петипа с Чайковским и Глазуновым подарили миру такие шедевры искусства как «Лебединое озеро» (1895), «Щелкунчик» (1892), «Спящая красавица» (1890), «Раймонда» (1898).

942 08

«Пролог. Дары фей». Художник — К. Коровин, 1914 г.
Фото: mariinsky.ru

Премьера «Спящей красавицы» состоялась 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра. В спектакле были задействованы только лучшие артисты балета того времени: Феликс Кшесинский, Павел Гердт, Платон Карсавин, Мария Петипа, Анна Иогансон и другие. Сюжет «Спящей красавицы» идеально подходил для драматургии симфонии и балета — каждый из четырёх актов имел законченный сюжет и мог существовать отдельно, но при этом был частью общей симфонии, которую можно было оценить только целиком. Хотя постановка была холодно принята критиками, она стала классикой мирового балета и триумфом творческого союза Петипа и Чайковского.

942 10

Большая роль в становлении и прославлении школы классического русского балета также принадлежит талантливым мастерам исполнительской деятельности — Павлу Андреевичу Гердту и Екатерине Оттовне Вазем.

В историю русского балета Гердт вошёл как первый исполнитель романтических партий принца Дезире («Спящая красавица»), принца Зигфрида («Лебединое озеро») и принца Коклюша («Щелкунчик»). Его исполнительская манера стала образцом танцевального стиля на протяжении нескольких десятилетий. Однако главным принципом стиля Петипа было главенство балерины в спектакле, а премьер балета занимал подчинённое место. Екатерина Оттовна Вазем была постоянной партнёршей Гердта. Она уступала ему в выразительности, но в технике не знала равных. Мастерство Вазем было эталоном танцевального искусства своего времени. Исполненные ей роли в балетах «Жизель», «Баядерка», «Корсар», «Бабочка», «Пахита» и другие были с успехом приняты публикой и критиками.

942 09

Екатерина Вазем в костюме Никии. Второй акт балета «Баядерка»
Санкт-Петербург, 1877 г.

После окончания творческой деятельности Вазем преподавала женский средний класс в Петербургском театральном училище. Среди её учениц были Анна Павлова, Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская и Агриппина Ваганова.

Новый русский балет

Продолжателем симфонизации балета стал балетмейстер Михаил Фокин. В своих работах он перешёл к одноактным балетам и единству художественного произведения. Он добивался углубления драматургии и исторической достоверности спектаклей благодаря сценографии, декорациям, гриму и костюмам актёров балета. Фокин считал, что костюмы в первую очередь должны соответствовать сюжету, а не быть только балетными костюмами. В его постановках не было вальсов, польки и финальных галопов, свойственных «старому» балету.

Пойдя по стопам Дидло, Фокин изменил роль кордебалета: он считал, что в постановке важен каждый артист и каждое движение.

Чтобы сохранить целостный образ спектакля, упразднили аплодисменты после каждого номера, что вызывало волну негодования среди балетоманов.

942 11

Михаил Фокин

Михаил Фокин поставил больше 70 спектаклей, в числе которых знаменитый балет «Петрушка», «Египетские ночи», «Виноградная лоза» и ставший классикой и символом XX века знаменитый номер Анны Павловой «Умирающий лебедь».

942 12

Анна Павлова в образе умирающего лебедя

Балет «Петрушка» был поставлен специально для «Русских сезонов» Дягилева 1911 года и стал триумфом реформаторской деятельности Фокина. Он вобрал в себя не только глубокую драматургию одиночества на фоне праздной толпы, но и выразительность движений под гениальную музыку Стравинского. На сцене блистали звёзды своего времени — Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Благодаря «Русским сезонам» Карсавина и Нижинский приобрели мировую известность.

942 14

Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский в образе Петрушки, 1911 г.

Творческий союз Фокина и Карсавиной начался с новой редакции «Шопенианы» в 1907 году. Затем были партии в балетах «Жар-птица», «Карнавал», «Призрак оперы». 22 декабря 1907 года на концерте, где Карсавина исполняла ассирийский «Танец с факелом», впервые Анна Павлова танцевала свой знаменитый монолог «Умирающий лебедь». Партия «Жар-птицы» наряду с «Умирающим лебедем» Павловой была одним из символов своего времени.

Впервые Анна Павлова и Михаил Фокин вместе танцевали па-де-де в дивертисменте «Виноградная лоза», затем были балеты «Эвника» и «Египетские ночи», где Павлова на сцене танцевала с живой змеёй. Павлова обладала невероятной хрупкостью, воздушностью и неповторимой техникой прыжков.

942 15

Анна Павлова, балет «Египетские ночи», 1910 г.

В постановках Фокина «Бабочки», «Эрос», «Эвника» на сцене Мариинского театра участвовала знаменитая на весь мир прима-балерина Матильда Кшесинская. Однако реформаторские идеи Фокина были чужды Кшесинской, и их творческий союз просуществовал недолго.

Великий Октябрь. Ветер перемен

Великий Октябрь 1917 года поставил перед балетом новые, трудные задачи. Приходящий на балет зритель желал видеть на сцене прогрессивные спектакли и воплощения современных идей.

Для русского классического балета настал момент упадка. Возродить и вывести балет на уровень мирового признания в столь тяжёлые для него годы помогли «Русские сезоны» Дягилева, а также работа знаменитой балерины и основоположника теории русского классического балета Агриппины Яковлевны Вагановой.

Ваганова целиком посвятила себя воспитанию талантливой молодёжи и созданию прогрессивной советской системы преподавания классического танца. Обладая обширными знаниями и опытом, блестящей техникой она смогла научно обосновать последовательность всего учебного процесса. Строгое соблюдение и переходов от простого к сложному, от частного к общему — таков принцип поступательного развития художественного сознания и танцевальной техники учащегося. Свой педагогический опыт Ваганова систематизировала в теоретической работе «Основы классического танца» (1934). Ленинградское хореографическое училище, ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, в конце 1920—1930-х годов выпустило таких знаменитых артистов балета, как Галина Уланова, Марина Семёнова, Вахтанг Чабукиани и других.

942 16

Агриппина Ваганова
Фото: vaganovaacademy.ru

942 17

Агриппина Ваганова

Вахтанг Чабукиани создал особый стиль мужского танца, который живёт до сих пор. Он выявил в мужском танце волевую героическую сторону. Чабукиани обладал редкими природными балетными данными и виртуозной техникой, которые помогали с лёгкостью исполнять сложнейшие партии.

942 18

Вахтанг Чабукиани

Балет во время Великой Отечественной войны

С наступлением Великой Отечественной войны творческая жизнь Ленинграда не ослабевала.

На сцене Театра им. Кирова в июне 1941 года прошли юбилейный вечер балерины Елены Люком и традиционный выпускной спектакль Хореографического училища, а также шли репетиции нового балета. Однако большая часть труппы театра была эвакуирована из Ленинграда в августе 1941 года в Пермь. Оставшиеся артисты оказали большое влияние на патриотическое настроение граждан и подъём их морального духа.

С начала войны большую часть актёрской жизни составляла военно-шефская работа: все артисты были сформированы в бригады и давали концерты на фронте и в госпиталях.

Послевоенные годы

В послевоенные годы серьёзное влияние на петербургскую школу балета оказали молодые балетмейстеры. На сцене Кировского театра были представлены постановки Нины Анисимовой «Гаянэ», «Золушка» Константина Сергеева на музыку Сергея Прокофьева, «Шурале» Леонида Якобсона и другие.

8 апреля 1946 года состоялась премьера балета «Золушка»: в роли Принца — сам балетмейстер Сергеев, Золушка — Наталья Дудинская. В основе спектакля лежал классический танец, но в тоже время в нём было и новаторство — гротескные образы героев балета, гармонии движения и чувств.

Позже, в Париже, имела успех постановка «Золушки» в интерпретации знаменитого артиста балета и балетмейстера Рудольфа Нуреева.

Наталья Михайловна Дудинская была известной балериной и талантливым педагогом. Среди её учениц — Ульяна Лопаткина, Анастасия Волочкова, Алла Сигалова. За плечами Дудинской — участие в балетах «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Гаянэ», «Раймонда», «Дон Кихот», «Шурале», «Лауренсия», где её партнёром стал Рудольф Нуреев в роли Фрондосо.

942 19

Рудольф Нуреев и Наталья Дудинская в балете «Лауренсия»
Фото: r-nureyev.livejournal.com

Большое влияние на балетное искусство своего времени оказал Леонид Вениаминович Якобсон. На протяжении многих лет он был ведущим балетмейстером Кировского театра и стал одним из основоположников жанра хореографической миниатюры на балетной сцене советского периода, а также создателем постановок «Шурале», «Спартак» и других.

Впервые балет «Спартак» на музыку Армена Хачатуряна был представлен 27 декабря 1956 года на сцене Кировского театра, либретто Николая Волкова. Балет повествует о восстании рабов в Древнем Риме. Яркая партитура Хачатуряна, полные драматичности и динамики эпизоды освободительной борьбы, сказочные декорации сделали постановку ярким событием того времени.

В 1950-х годах на сцене появились новые имена прославленных балерин. Алла Осипенко и Ирина Колпакова снискали мировую славу. В 1960-х годах петербургская школа балета представила миру молодого солиста балета Михаила Барышникова, который стремительно завоевал признание и славу своей пластичностью, полётностью танца и виртуозной техникой.

Петербургская школа балета открыла миру такие имена как Ольга Моисеева и Алла Сизова, Борис Бергвадзе и Михаил Барышников, Фарух Рузиматов и Диана Вишнёва, многие другие.

Мы рассмотрели лишь малую часть более чем 200-летней истории жизни петербургской школы балета. Санкт-Петербург — центр балетного искусства с мировым именем и историей, которая и сейчас пишется за стенами Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой под управлением талантливого артиста и педагога Николая Цискаридзе.


942 %D0%B4 %D0%B1%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Дарья Бутина, портал «Культура Петербурга»

  • Главная
  • Шоу-биз

Юлия КАЦУН

29 августа 08:00
0

Как звезды детей к школе готовят: Кухар – не напрягает, а сыновья Шовкопляс играют в математические игры

Фото: Инстаграм Шовкопляс

С 1 сентября учебный процесс должен начаться в обычном формате, хотя дальше все будет зависеть от эпидемиологической ситуации в стране. Как после дистанционного обучения и летних каникул настроить ребенка ходить в школу каждый день, мы обсудили с нашими звездными мамами.

Екатерина Кухар: Школьный режим сам все расставит на места

Сыну примы-балерины Екатерины Кухар Тимуру – 12 лет, дочери Анастасии – 6. 

— Второй год подряд я готовлю к 1 сентября не только Тиму и Настю, но и Киевский государственный профессиональный хореографический колледж, которым уже год как руковожу, — рассказывает «КП в Украине» Екатерина Кухар. — И хочу вам сказать, что тут работы у меня гораздо больше. Составляем учебный план, расписание, заканчиваем ремонтные работы, готовимся подписать договор о сотрудничестве с французской балетной школой…

С Тимуром и Настей Екатерина Кухар в первую очередь выбирает школьную форму.

— У Тимы этот вопрос решается легко: у них в гимназии есть своя школьная форма, которую просто нужно купить. Настя учится в другой школе, где самое главное — соблюдать деловой стиль: светлый верх, темный низ, особых ограничений нет. Что касается школьного инвентаря, большую часть, как правило, предоставляет школа. Единственное, что готовим и Тимуру, и Насте — пеналы с ручками, карандашами, резинками… При выборе портфелей я прислушиваюсь к пожеланиям детей и советам бабушек и няни, ведь важно, чтобы они были легкими и ортопедическими.

Что же касается эмоционального настроя, прима-балерина считает, что школьный режим сам все расставит на свои места. 

— Пытались летом продлить дополнительные занятия по английскому, когда дети были в Киеве, но длились они недолго, — рассказывает Кухар. — Читали, но большую часть времени перед сном, потому что лето – это все-таки солнце, воздух, игры, веселье и обычная детская жизнь.

Вообще в этом году дополнительными занятиями детей особо не напрягала. Хотела с Настей заниматься, растягивать ее, но она пока сопротивляется, а я не хочу насильно это делать. Главное, чтобы ребенок был счастлив. Если балет — ее стихия, можно будет начать заниматься и в 8, и в 9 лет.

Уверена, как только Тима с Настей пойдут в школу, режим быстро приведет в форму и расставит все по полочкам. Чтобы дети входили в учебу без особого стресса, нужно потихоньку их настраивать на режим дня, приближенный к учебному.

Екатерина Кухар

Екатерина Кухар с мужем Александром Стояновым стараются, чтобы сын и дочка жили обычной детской жизнью. Фото: Инстаграм Екатерины Кухар

TAYANNA: Ребенка нельзя заставлять

Сын певицы, Даниэль, в этом году собирается в 4-й класс.

— Даниэль все время читает. К нему приходит учительница, и они занимаются 3-4 раза в неделю, готовятся в школе, — признается нам Татьяна Решетняк. — Но я не мучаю сына, считаю, у детей должно быть детство. Он должен играть, быть счастливым, а не быть несчастным ребенком, которого все заставляют. Для меня важно, чтобы ему самому было интересно.

Недавно к нам приходила знакомая девочка и подарила ему книгу. И я сама не заметила, как он сел ее читать, разгадывать кроссворды.

По словам Тани, когда Даниэль сам находит какую-то интересную информацию, это его завлекает, он исследует, читает, запоминает.

— Поэтому я пришла к выводу, что ребенка нельзя заставлять, ему нужно давать выбор. Хочешь – делай, хочешь – не делай, — продолжает певица. — Но я даю понять: если он не будет делать какие-то вещи, в школе ему будет сложнее. И если он этого не понимает, то должен сам пройти эти сложности. Только тогда поймет и будет наверстывать упущенное.

Мама все-таки должна быть другом и мамой, а не человеком, который с нагайкой стоит над ребенком и что-то ему доказывает. Он не должен меня бояться.

В общем, как считает певица, к школе они готовы.

— Рюкзак нам подарил Андре Тан. Мы были у него на показе, и Даниэлю он так понравился, что сразу захотел себе такой же, — смеется Таня. — Андре Тан пообещал ему подарить и вот – прислал подарок. А вещи я всегда покупаю в последние дни августа, прямо перед школой, потому что летом дети растут особенно быстро.

Татьяна Решетняк

Татьяна Решетняк с сыном Даниэлем во время недавнего отпуска. Фото: Инстаграм TAYANNA

Неля Шовкопляс: Детям уже хочется в коллектив к своим друзьям

Ведущая «Сніданку з 1+1» воспитывает двойняшек — 7-летних Тимофея и Матвея, которые в этом году пойдут во 2-й класс.

— Первую половину лета получалось заниматься с Тимофеем и Матвеем. Когда-то в Одессе купила им немного рабочих тетрадей с разными прописями: английские, украинские. Так же и по математике. И мальчишки с бабушкой занимались, когда были у нее в гостях в Новых Санжарах. Она ответственно к этому вопросу подходит, — рассказывает «КП в Украине» Неля Шовкопляс. — Если говорить про чтение, то сейчас больше я им читаю. Пока у нас с этим не сложилось, но они любят слушать сказки и «Гарри Поттера».

Неля признается, что сыновья, как и многие дети, больше «живут» в виртуальном мире.

— У них на планшетах есть игра с разными математическими упражнениями – они полностью прошли ее за два дня, — говорит телеведущая. — Писать сейчас особо не хотят, говорят: «Мама, у нас каникулы, мы будем отдыхать». Они уже все понимают.

Готовимся к медосмотру: его нужно проходить каждый год перед школой. Сначала они не особо хотели идти в учебное заведение. Парни еще не совсем поняли, что такое «школа» в связи с ситуацией в мире и дистанционным обучением. Но недавно встретили одноклассника, и я увидела блеск в их глазах. Детям уже хочется в коллектив к своим друзьям, побегать, пообщаться. Так что посмотрим, как будет дальше.

Неля Шовкопляс

Неля Шовкопляс с мужем поведут Тимофея и Матвея во второй класс. Фото: Инстаграм Шовкопляс

Оля Цибульская: Не загоняла сына в дошкольные подготовки

6-летний сын Оли Цибульской, Нестор, в этом году идет в 1-й класс.

— Мы говорили о школе друг с другом. Мы с мужем делились воспоминаниями о своей школе, о своем первом классе и рассказывали, что ждет его там, — признается «КП» певица. — Сознательно не загоняла его ни в какие дошкольные подготовки, потому что это действительно последнее детское лето без расписаний, планировок и школьных обязательств.

Портфель Нестор выбрал себе сам в магазине, отложил. Гуляя с няней по торговому центру, мы забрали все то, что ему нравится. Для ребенка важно уметь принимать решения и окружать себя вещами, которые его вдохновляют.

Форму я искала по модным детским бутикам и дизайнерам. Нашла несколько вариантов и заказала все. Померяем — и выберем под настроение в тот день.

Оля Цыбульская

Сын Оли Цибульской Нестор собирается в этом году впервые в школу. Фото: Инстаграм Цибульской

Марина Кухар: С начала августа у нас спецоперация – «вспомнить все»

Ведущая новостей «Сегодня» на канале «Украина» Марина Кухар проведет 12-летнню дочь Анну в 7-й класс.

— О да, последний учебный год — это не о знаниях! Что, собственно, очевидно после результатов ВНО. Провалы — не только у выпускников, — говорит нам Марина Кухар. — Дочка сейчас учится в средней школе, и пробелы почти по всех дисциплинах. Особенно — в математике. А это предмет, который не терпит пустот. Тем более что в 7-м классе нас ждут алгебра, геометрия, физика и химия. Поэтому с начала августа у нас спецоперация – «вспомнить все». Аня занимается математикой с репетитором — у меня не хватает терпения, да и зачем портить отношения. Как подготовить подростка психологически — мне сложно что-то советовать. Сама иду эмпирическим путем.

Марина Кухар

Марина Кухар с 12-летней дочерью Аней. Фото: Личный архив Марины Кухар

СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

Как подготовить ребенка к школе после каникул? Психолог и ведущая реалити «Эксы» на Новом канале Наталья Ежова дала пять советов, которые помогут облегчить этот переходный этап.

Готовность №1

– Собирайте вместе с ребенком одежду в школу, – советует эксперт. – Проверьте, насколько подходит форма с предыдущего года. Обновите детский гардероб. Постирайте, погладьте, выложите все красиво за несколько дней до первого учебного дня. Ребенок будет видеть эту одежду и морально настраиваться. Также вместе приобретите канцелярию, портфель. Подготовьте книги из библиотеки. Это тоже поможет малышам понять, что пора возвращаться к учебе.

«Включить» желание

– Поговорите с ребенком, зачем учить что-то новое, – говорит психолог. – Это своеобразное включение мотивации. Если ученик будет понимать, почему ходит в школу и что это даст ему в будущем, то будет и желание. Также это даст понимание, что школа – не место для развлечений.

«Разогрев» перед стартом

– Чтобы ребенку легче было войти в процесс, повторите поверхностно, что он изучал в предыдущем классе. Это «разогреет» память и вернет сосредоточенность на учебном процессе после летней расслабленности, – говорит Наталья. – Можно придумать два-три «ритуала», которые войдут в привычку. Например, читать несколько страниц книги перед сном или повторять таблицу умножения по дороге в магазин.

Дисциплина – прежде всего

– Школа, как ни крути, – это дисциплина. Расписание уроков, обед в определенное время, школьная форма… Поэтому советую возвращать учебный график заранее, – говорит Ежова. – Ранний подъем или отбой стоит начать уже за несколько дней до 1 сентября.

Социальная адаптация

– Моделируйте ситуации, которые могут произойти в школе, и решайте их вместе. Фантазируйте! – советует психолог. – Например: что будет, если неправильно дали сдачу в буфете? А если кто-то сказал нехорошее слово в твой адрес? Как действовать, если обижают кого-то рядом с тобой? Проговаривайте это с ребенком. Во-первых, вы поймете его мышление. Во-вторых, поможете ему справиться с этими ситуациями. Иногда страх и нежелание ходить в школу может вызвать буллинг или непонимание определенных моментов. Если проработать это, то ребенок будет «подкованным» и более уверенным.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

По стопам звездных родителей: сын Сумской стал актером, а сын Билык играет на барабанах

Какие профессии выбрали дети наших селебрити.

Подписывайтесь на нас в соц. сетях

  • Приложение которое само пишет сочинение
  • Пример бытовой сказки для 5 класса
  • Приложение для сочинения песен
  • Приличный и одинокий рассказ на дзен
  • Приложение которое напишет за тебя сочинение