Чтобы определиться с тем, как правильно писать приставки пре- и при-, нужно научиться различать, какое лексическое значение они придают тому или иному слову. Это в большинстве случаев.
Потому что есть и такие слова, которые нужно просто запомнить или сверять по словарю.
Приставки пре- и при-
. Их семантика
1. Приставка пре- обозначает:
а) Самую высокую степень качества (действия) со значением «весьма» или «очень». Например: премного, преувеличить, престарелый.
б) Значение приставки пре- практически такое же, как и у морфемы пере-. Например: преодолеть (пересилить), преградить (перегородить), преобразовать (перестроить).
2. Приставка при- обозначает:
а) Прибавление к чему-нибудь. Например: приплата, придача.
б) Приближение или нахождение рядом с чем-то. Например: пригород, прибрежный.
в) Действие, происходящее в одно время с другим действием. Например: петь и приплясывать.
г) Неполноту действия. Например: приоткрыть, присесть.
д) Совершенный вид глагола, образованный от несовершенного, если при этом не изменяется его значение. Например: бить-прибить, думать-придумать.
Еще примеры
Красноречиво свидетельствуют о необходимости (для правильного написания слов) различать, что означают приставки пре- и при-, примеры, приведенные ниже. Призирать (приютить) и презирать (считать ничтожным, недостойным), прибывать (приезжать) и пребывать (находиться где-то), придать (добавить) и предать (изменить), приемник (аппарат, принимающий электрический ток и др.) и преемник (наследник), приступить (начать) и преступить (нарушить), притворить (прикрыть) и претворить (осуществить наяву).
Однако есть слова, в которых приставки пре- и при- имеют неясное значение. Например: приволье, пренебречь, привычка, приветствовать, приговор, приключение, придирчивый, применять, приличный, присягать. Также это касается слов иноязычного происхождения: привилегия, препарат, президент, приоритет. Их написание следует проверять по словарю или запомнить. Кроме того, существует группа слов, в которых приставки пре- и при- раньше вычленялись как отдельная морфема, а теперь — нет. К ним относятся: предмет, преимущество, предел, прекословить, преминуть, прельщать, препона, препинания (знаки), пререкаться, препятствие, пресыщаться, пресловутый, преткновение, претить, привередливый, прибор, приказать, пригожий, примитивный, приличный, причащаться, притязание, приязнь, причина.
Правописание: приставки пре- и при-
Правило зависит опять-таки от семантики этих морфем.
Значение приставок | Примеры | |
Приставка пре- обозначает: | ||
«очень», «весьма» | преуспевать, преспокойный, прекрасно, преуменьшить | |
то же, что и приставка пере- («по-иному», «через») | претерпеть, превращение, преходящий | |
Приставка при- придает следующее значение: | ||
прибавление | приданое, прибыль, придаток | |
приближение | приезд, привязанность, прилавок | |
неполнота действия | приподнять, придержать, пригладить, примять | |
образование совершенного вида глагола от несовершенного с сохранением значения слова | прибежать, пришить, придумать | |
действие, происходящее в одно время с другим | приговаривать, причмокивать, прихлопывать | |
совершение поступка в интересах кого-либо | приберечь, припрятать, приукрасить |
Чтобы без ошибок писать слова, начинающиеся с ПРЕ- или ПРИ-, необходимо выучить следующее правило.
В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки.
Приставка ПРИ- может обозначать:
1. Пространственную смежность, близость: ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.
2. Приближение, присоединение: ПРИЕХАТЬ, ПРИСЛОНИТЬСЯ, ПРИКЛЕИТЬ.
3. Неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ, ПРИГНУТЬ, ПРИУКРАСИТЬ.
4. Доведение действия до конца: ПРИСТРЕЛИТЬ, ПРИДУМАТЬ.
Приставка ПРЕ- может выражать:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ.
2. Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ-: ПРЕВРАЩАТЬ, ПРЕОБРАЖАТЬ, ПРЕГРАДА.
У этого правила есть два примечания:
1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют), ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку), ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам), ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться).
2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ, ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем.
Приставки «пре» и «при» в некоторых словах
1. Презрение/призрение
С первым словом все понятно, а вот второе используется гораздо реже. ПрИзрение — это попечение. ПрИзреть — значит дать приют и пропитание. В словаре этот глагол имеет помету «устар.». Домом призрения в XVIII–XIX веках называли учреждения, которые занимались опекой и попечительством.
При- во втором слове легко объяснить. Тут есть оттенок приближения, принятия, присоединения.
2. Предать/придать
Предать можно (но не нужно) друга, а придать — значение. Во втором случае опять виден мотив присоединения.
3. Преклонить/приклонить
Преклонить можно голову или колени. А приклонить, например, ветку к земле (приблизить, поэтому при-).
4. Претворить/притворить
Претворить можно мечту. И здесь приставка пре- сходна по значению с пере- (мечта ПЕРЕрождается и становится реальностью). А вот притворить можно калитку (ПРИкрыть, мотив неполноты действия: закрыть, но не до конца).
5. Претерпеть/притерпеться
Претерпеть — это почти то же самое, что и ПЕРЕтерпеть. То есть перенести, переждать, пережить. А значит, нужна приставка пре-.
А притерпеться — это довести действие до конца и (опять же) сблизиться с тем, что терпишь.
6. Преходящий/приходящий
Преходящее — это то, что переходит, проходит.
А приходящий — это тот, кто приходит, приближается. Например, приходящий на эту платформу поезд. Или приходящий в детский сад ребенок.
7. Преумножить/приумножить
Эти слова различить очень трудно, это отмечают даже в справочниках. Считается, что прЕумножить — это сильно умножить, а прИумножить — добавить немного. Но это скорее оттенки одного значения, поэтому их часто путают.
8. Преемник/приемник
Дмитрия Медведева в свое время называли преемником Владимира Путина — к нему ПЕРЕшли полномочия президента. Но никак не прИемником! Запомните: приемник — это аппарат, а не человек.
Для этого в русском языке существуют четыре назначения слов, при написании или произнесении которых у человека могут возникнуть проблемы.
Первое – значение смежности или близости с чем-либо или к чему-либо. Это такие слова: «прибрежный» (поселок), « » (участок).
Второе – или присоединение чего-либо к чему-то. Примеры: «приехать» (в город), «прислониться» (к стене), «приклеить» (обои).
Третье – значение неполноты или незавершенности какого-то действия. Например, «притворить» (за собой дверь), «пригнуться» (входя в дверь), «приукрасить» (рассказ).
Четвертое – доведение какого-либо действия до конца. Такие слова – «пристрелить» (больное животное), «придумать» (пьесу).
Случаи, при которых пишется приставка «пре-»
Таких в русском языке целых два. Первый – значение высокой степени качества чего-либо, какого-то действия или то, что близко к сочетанию со словом «очень». Например, слова «прескверный» (очень скверный, возможно, человек), « » (очень длинный, к примеру, долг), «преобладать» (давление над чем-то).
Второй – близость по своему смыслу к «пере-». Такие слова, как «превращать» (переиначивать что-то), «преображать» (изменять что-то) и «преграда» (переграждение чего-либо пути).
У всех вышеперечисленных правил есть два очень важных исключения.
Первое из них отсылают носителей русского языка к необходимости различения слов, которые близки по своему значению, но различны по написанию. Примеры: « » (в значении «ненавидеть кого или что-либо») и «призреть» (означающее предоставление приюта), «преклонение» (например, коленей) и «приклонение» (ветки ближе к земле), «претерпевание» (каких-то трудностей или несчастий) и «притерпевание» (к каким-то сложившимся обстоятельствам), а также «преходящий» (миг или момент) и «приходящий» (гость или работник).
Второе описывает другие слова, которые не поддаются объяснению всеми остальными правилами. К нему относятся слова, приставка в которых уже исторически слилась с корнем и не вычленяется. Например, «природа», «причина», «притязание», «прибор» и в то же время слова «прельщать», «препона», «прекословить». А также некоторые заимствованные слова: «президиум», «преамбула», «препарат», «привилегия», «примитив», «приватный» и «приоритет», которые нужно попросту запомнить и заучить.
В случае возникновения затруднений с написанием последних слов необходимо обратиться к словарю русского языка.
Русский язык. Правила, когда пишется приставка -пре -при и получил лучший ответ
Ответ от Nana Chan[мастер]
Для начала нужно убедиться, что пре/при является приставкой, а не частью корня.
ПРИ пишется:
ПРЕ пишется:
Также нужно различать приставки по смыслу — «Прибывать на место встречи» и «Пребывать на море» (1 случай — приближение, 2 случай — в значении «быть»). Плюс есть приставки с неясным значением, например «предавать»(кого-либо) , причуда и т. д.
Источник: голова и экзамены:)
Ответ от Ёаша Гордеев
[новичек]
Приставка при- указывает на:
1) пространственную близость) : пришкольный, пригородный;
2) присоединение, приближение: припаять, приблизиться;
3) совершение действия в неполном объёме или на ограниченный срок: приоткрыть, приостановиться
4) доведение действия до конца: приплыть, приучить;
5) действие, совершающееся в интересах субъекта: присвоить. припрятать
Приставка пре- указывает на:
1) значение «через» (близка по значению приставке пере) : преступать (переступать) ;
2) значение «по-иному»: преображать (делать другим, изменять) , пререкаться (говорить иное, не то, что хотят услышать) ;
3) высокую степень качества (близка по значению к слову «очень») : преинтересный (очень интересный) ;
4) на действие, достигающее предельной степени: превосходить
Ответ от Колян Бородин
[активный]
ПРЕ
1 Если имеет значение ОЧЕНЬ
2 Если имеет значение ПЕРЕ
ПРИ
2 При неполноте действия
приберечь, припрятать
Ответ от Кирилл Попов
[новичек]
па
Ответ от Ёергей
[активный]
4 года
Ответ от Ильмир имамов
[новичек]
неполная семья-это семья с ребенком, в которой нет супружеской пары
Ответ от саша вихорев
[новичек]
ПРИ пишется:
1.в значении приближения — приближаться, приходить
2.В значении присоединения — присоединять, прибивать
3.В значении близости к чему-либо — привокзальный, приморский
4.Неполное действие — прилечь, присесть
5.В значении прикосновения — прикасаться
ПРЕ пишется:
1.В значении «очень» — премудрый, прекрасный
2.Сходно со значением приставки «пере» — преграждать
Также нужно различать приставки по смыслу — «Прибывать на место встречи» и «Пребывать на море» (1 случай — приближение, 2 случай — в значении «быть»). Плюс есть приставки с неясным значением, например «предавать»(кого-либо) , причуда
Ответ от Павел Корытов
[новичек]
Приставка при- указывает на:
1) пространственную близость
2) присоединение, приближение
3) совершение действия в неполном объёме или на ограниченный срок
4) доведение действия до конца
5) действие, совершающееся в интересах субъекта: присвоить
Приставка пре- указывает на:
1) значение «через» (близка по значению приставке пере)
2) значение «по-иному»
3) высокую степень качества (близка по значению к слову «очень»)
4) на действие, достигающее предельной степени
Ответ от 66iy df
[новичек]
каким способом?
Ответ от Алексей Гречищев
[новичек]
ПРЕ
1 Если имеет значение ОЧЕНЬ
пребольшой — очень большой, преувеличивать — очень увеличивать и т. п.
2 Если имеет значение ПЕРЕ
преступать закон (переступать) , преобразиться (переменить облик)
ПРИ
1 Если обозначает близость, сближение или присоединение
прибить, примыкающий, принести, приблизиться
2 При неполноте действия
приоткрытый, пригореть, прикоснуться
3 Если имеет значение завершенности действия
приглушить, придумать, присмотреть
4 Совершает действие в чьих-либо интересах
приберечь, припрятать
Когда пишется приставка при, а когда пре?
- приближение
: при
быть, при
скакать, при
лететь, при
ползать; - присоединение
: при
винтить, при
крепить, при
лепить, при
бить; - близкое расположение
: при
вокзальный, при
город, при
волжский; - неполнота действия
: при
открыть, при
порошить (снегом), при
глушить (звук); - доведение действия до конца
: при
думать, при
щуриться; - сопутствующее действие
: при
танцовывать, при
хлопывать, при
свистывать. - приближение. Например: прийти, приехать, прибыть, прибежать,
- присоединение. Например: приделать, пришить, прилепить, прибить,
- близкое расположение. Например: прифронтовой, придворный,
- неполнота действий. Например: приспустить, приоткрыть,
- сопутствующее действие. Например, припевать, пританцовывать.
- если она является синонимом приставки ПЕРЕ. Например, преодолеть,
- если приставка имеет значение quot;оченьquot;. Например, прекрасный (очень красивый), премудрый (очень мудрый).
-
ПРИ- пишите, когда что-то quot;присоединяетеquot; или quot;приближаетеquot;: прикрутить, прилепить, прибавить, приклеить, прибежать, приусадебный (участок).
ПРЕ- пишите, когда эту приставку можно заменить словом quot;оченьquot;: прекрасный, преобладает и т.д.
При-:приближение,присоединение,неполнота действия;пре- = значению quot;оченьquot;,близко по значению к приставке quot;пере-quot;.Это основное правило,но есть много исключений,нужно сверять со словарем.
Чтобы понять, как пишется то или иное слово с приставкой при- или пре-, нужно проанализировать смысл самого слова. Именно от этого зависит написание.
Конкретно приставка при- пишется в следующих смысловых значениях: приближение, присоединение, неполное действие, сопутствующее действие, близкое расположение. А приставка пре- пишется в значениях quot;переquot;, а также в значении quot;оченьquot;.
ИМХО, знать, когда пишется приставка при, а когда пре, должен каждый — вс-таки, в школьной программе на это уделяется не так уж мало часов, а правила просты и понятны на интуитивном уровне.
Приставка quot;преquot;:
1) в значении quot;оченьquot;, придат словам превосходящий тон: прекрасный, превосходный, пренеприятный, преуспевающий, премилый;
2) в значении quot;черезquot; или quot;переquot;: превращать, преступник, преграда, превратно.
Приставка quot;приquot;.
У приставки quot;ПРИ-quot; пять работ в русском языке: — расположение вблизи чего-либо (приморский, пришкольный); — неполнота действия (приоткрыть, приостановиться); — присоединение, примыкание, приближение к чему-либо (приделать, прибить); -доведение действия до конца (придумать, пристукнуть); — совершение действия в чьих-либо интересах (приберечь, припрятать).
У приставки quot;ПРЕ-quot; только две работы: — когда приставку quot;преquot; можно заменить словами quot;оченьquot; или quot;весьмаquot; (предобрый, преинтересный); значение quot;черезquot; или quot;по-иномуquot; (превращать, камень преткновения)
Приставка при- пишется тогда, когда обозначается приближение или присоединение действий, например, привезти, прикрепить и другие. Также эта приставка употребляется в случаях неполноты действий, близкого расположения, сопутствующие действия, например, приоткрыть, пригород, пританцовывать и другие.
Приставка пре- — имеет значение очень, например, прекрасный и другие.
Согласно правил русского языка написание приставок в данном случае зависит значения слова.
Таким образом, приставку quot;приquot; мы будем писать в том, случае, когда речь идт о приближении и присоединении. Например, приклеил, прикрутил, пригород.
Приставке quot;преquot; мы будем писать в том случае, когда имеется ввиду значение quot;оченьquot;. Например, прекрасный, премудрая.
Правописание приставок пре-
и при-
в русской орфографии является смысловым, то есть опирающимся на значение приставки, которое она привносит в семантику слова.
Как же научиться различать эти приставки с безударными гласными е
и и
в них?
Рассмотрим это поподробнее.
Приставка при-
имеет следующие значения:
Приставка пре-
синонимична приставке пере-
:
пре
рвать разговор — пере
рвать разговор;
пре
ломить — пере
ломить.
У приставки пре-
имеется значение очень
в словах: пре
симпатичный (очень симпатичный), пре
грубый (очень грубый), пре
любопытный (очень любопытный).
В этом значении приставка пре-
образует качественные прилагательные с повышенным признаком.
У ряда слов приставки не выделяются, а стали частью корня. Написание этих слов запомним или узнаем из словаря, например: привет, пример, прилежный, приватный, примитив, преследовать, преимущество, препарат, пренебрежение.
Часть слов являются заимствованными, их написание запомним: претендент, прелюдия, президент, прецедент, претензия, преамбула, примадонна, превалировать и пр.
У глаголов пишется приставка ПРИ в следующих случаях, когда глаголы имеют значение:
У глаголов пишется приставка ПРЕ в следующих случаях:
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 8-10 смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас». Видишь, как он показал татя, чуждого и тихо входящего! Он представил его уже входящим. И хорошо сказал: «увлек» (συλαγωγων, обкрадет). Как иной, подкапывая снизу насыпь, не дает себя заметить, а насыпь ослабляет, так и он поступает. Итак, берегитесь: он всегда так делает, – не дает даже заметить себя. «Философией». Но так как философствовать кажется делом похвальным, то прибавил: «и пустым обольщением». Лесть (обман) бывает и добрая; такой были прельщены многие, и ее не должны называть лестью; о ней говорит Иеремия: «Ты влек меня, Господи, – и я увлечен» (Иep. 20:7). Этого не должно называть лестью. Так, когда Иаков прельстил отца, – это не была лесть, а (Божье) устроение. «Философией», – говорит, – «и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу».
Теперь начинает обличение в наблюдении дней, называя стихиями мира солнце и луну, подобно тому, как сказал в послании к галатам: «Для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам» (Гал. 4:9)? И не сказал: в наблюдении дней, но: всего настоящего «мира», – чтобы показать ничтожество его. Действительно, если мир – ничто, то еще более ничтожны стихии его. Итак, показав сначала, сколь великие получили они благодеяния, какими великими благами насладились, потом начинает обвинение, чтобы дать ему больше силы и тронуть слушателей. Так всегда делают и пророки. Они показывают сначала благодеяния (Божьи), и тем увеличивают силу обвинения, как говорит Исайя: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Ис. 1:2); и опять: «Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя?» (Мих. 6:3); и Давид говорит: «из среды грома Я услышал тебя», и еще: «открой уста твои, и Я наполню их» (Пс. 80:8,11). И везде найдешь это. Итак, что бы ни говорили они (обольщающие), не должно верить; ныне и без (напоминания) о благодеяниях должно избегать стихийных мудрований. «А не по Христу», – говорит. Если бы даже и так было, что вы могли бы служить пополам и тому и другому, – и этого не должно бы быть; ныне же этого не позволяет вам то, что «по Христу», – оно удерживает вас от них (суеверий). Поколебав сначала эллинские суеверия, затем разрушает иудейские. У эллинов и иудеев было много суеверий, у первых они происходили от философии, а у последних от закона. (Павел) прежде обращается к тем, которые подлежат большему осуждению. Как же «не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти».
Смотри, как, обличая их, он опровергает сказанное (заблуждение): сначала предложил решение, а потом возражение. Такое решение устраняет подозрение, и слушатель скорее соглашается, когда говорящий не о том заботится, чтобы опровергнуть возражение. В последнем случае, слушатель старается о том, чтобы не быть побежденным; а тут – не бывает этого. «Ибо в Нем обитает», то есть, так как Бог живет в Нем. Но чтобы ты не подумал, будто Бог заключен в Нем, как в теле, говорит: «Вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем». Некоторые говорят, что (апостол) называет здесь церковь исполненной божества Его, как в другом месте говорит: «Полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23), а слово: телесно значит здесь: как в голове тело. Почему же в таком случае не прибавил он: яже есть церковь? другие думают, что он говорит здесь об Отце, что полнота Божества живет в Нем. Но это несправедливо: во-первых, потому, что слово: жить не в собственном смысле говорится о Боге; во-вторых, потому, что полнота не есть то, что принимается: «Господня земля и что наполняет ее» (Пс. 23:1), и апостол говорит: «Пока войдет полное число язычников» (Рим. 11:25); здесь исполнением называется целое. Потом, что значит слово: «телесно»? Как в главе. Для чего же опять говорит то же: «И вы имеете полноту в Нем»? Что значат эти слова? То, что вы имеете столько же, сколько и Он; как жило в Нем, так и в вас живет. Павел постоянно старается приблизить нас ко Христу, например, когда говорит: «Воскресив Его из мертвых и посадив» нас (Еф. 1:20), и: «Если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2:12), и: «Как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32), и называет (нас) «сонаследниками» (Рим. 8:17). Затем (говорит) о достоинствее: «Который есть глава всякого начальства и власти». Ужели Тот, Кто выше всего, причина всего, не единосущен (Отцу)? Потом он прекрасно присовокупил здесь о благодеянии, даже лучше, чем в послании к римлянам: там οн говорит: «обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве» (Рим. 2:29); а здесь: по Христе.
Беседы на послание к Колоссянам.
Свт. Кирилл Иерусалимский
смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу
Образ богопочитания заключается в таких двух вещах: в точном познании догматов благочестия и в добрых делах. Догматы без добрых дел не благоприятны Богу; не приемлет Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия… Поэтому познание догматов и бодрствование души есть величайшее приобретение. Поскольку много есть прельщающих философией и пустым обольщением.
Огласительные слова для просвещаемых.
Свт. Феофан Затворник
братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе
К Колоссянам подходили какие-то мудрователи, опасные для веры Христовой. Какие были пункты их мудрования,— определенно не видно, но ясно видно, что оно было несообразно с верою. Оно представлялось философиею, умом человеческим и по преданию от мудрых людей сложенною, в состав которой входили, с одной стороны, — значение стихий мира, а с другой — влияние мира духов. Внешно оно прикрывалось наблюдениями иудейскими с приложением к сему и непощадения плоти. Но вообще представлялось обольстительным и обещало последователям своим что-то великое. Как еще не было разгадано содержание этого мудрования, то Апостол и говорит о нем в общих чертах, особенно стараясь внушить: что бы оно ни обещало, все то, в совершеннейшем и истиннейшем виде, вы уже имеете во Христе Иисусе. Нечего, следовательно, вам слушать их и позволять им разглагольствовать среди вас.
Братие — намеренно поставлено и могло особенную иметь силу, давая в предостерегающем слышать голос любви и напоминая об общем союзе братства, которое составилось по единству в определенных воззрениях, верованиях и убеждениях, от которых уклоняться — значит разорять братство, столь любезное и сладостное.
Блюдитеся, βλεπετε, — смотрите, как добрый хозяин смотрит по дому, не подкрадывается ли вор, или волк, или хищная птица. Смотрите, да никтоже вас будет прельщая. Прельщая, συλαγωγων, — такого слова корень означает: ходить по добычу, водить охоту. Разбойник насилием берет добычу, вор добывает ее хитростию, охотник — искусством. Насилия со стороны мудрователей не могло быть, а без хитростей и лукавств им нельзя было обходиться. Как этого рода обходы и подходы обыкновенно скрываются, то Апостол и говорит: смотрите. А чтобы возбудить к зоркой осмотрительности, он представляет, что к ним подходят какие-то недоброжелатели, которые хитростями и уловками ищут поживиться около них, добычу себе у них достать, не из имущества, а их самих замышляя добычею своею возыметь. Одно это слово сильно было изострить зрение колоссян; но Апостол еще и оборот речи употребил такой, который тотчас заставлял осмотреться кругом: μη τις εσται συλαγωγων,— смотрите, не будет ли кто, не появится ли кто там в качестве охотящегося за вами. «Видишь ли, как он показал татя, чуждого и тихо входящего? Как иной, подкапывая снизу (под стеною) насыпь, не дает себя заметить, а насыпь все падает и падает (открывая ему вход внутрь дома из-под стены), так, говорит, поступает и этот тать. Так смотрите» (святой Златоуст).
Но этот тать не за имуществом вашим подкрадается, а «намеревается обокрасть ум ваш» (блаженный Феофилакт). Почему и прибавлено: философиею. Апостол «показывает и путь, по которому покушается подойти тать: это есть философия» (Феофилакт). Философия была в большом почете. Она бралась представить и представляла воззрения, объяснявшие все сущее, что Бог, что мир, что человек и прочее. Доискиваться решения таких вопросов не укорно, а похвально (см.: святой Златоуст); но то, какие кто принимает решения, может быть очень укорно. Укорна была та философия, с какою подкрадывались к колоссянам изобретшие ее. Почему у Апостола стоит пред сим словом член определенный, чтоб показать, что он разумеет ту философию, которую им приходится выслушивать, говоря как бы: эта философия есть для вас то же, что сети у охотника для птиц; опутают они вас вкрадчивыми словами, отвлекут от веры к себе и сгубят. А что их философия точно такова, это дает он видеть, назвав ее тщетною лестию. Лесть, απατη, — прельщение, обольщение. Верно, в целом философия та имела привлекательный вид, но в существе была пуста, κενη; содержанием ее служили мечты воображения, как у гностиков после, не отвечавшие никакой действительности; и она походила на мыльный пузырь, прозрачною красивостию привлекающий детей, но пустой и непрочный. «Так как философствование (с первого раза) кажется делом похвальным, то Апостол прибавил: тщетною лестию» (святой Златоуст),— давая разуметь, что философия, про которую он говорит, «учит каким-то ни с чем не сообразным новизнам» (Экумений), нелепость и несостоятельность которых сама собою очевидна.
Уже такого недоброго качества этой философии достаточно было, чтоб отвратить от нее, но Апостол для большего успеха указывает еще ее источники, тоже не могущие порождать большое доверие: по преданию человеческому, по стихиям мира. Словами: по преданию человеческому — Апостол, может быть, вообще хотел указать на человеческое происхождение той философии, в противоположность ведению, свыше сообщенному чрез откровение, которым уже обладали колоссяне. Внушалось: то — человеческое мудрование; не слушайте его, когда обладаете свыше сошедшею мудростию. А может быть, та философия в самом деле или вся, или в некоторых частях опиралась на предание, с незапамятных времен идущее. Что идет из глубокой древности, то представляется чем-то священным, вызывающим уважение, внимание и веру. Что-нибудь такое приплетали к своему мудрованию и подступавшие к колоссянам прельстители, чтоб придать ему важность и ею привлекать к нему. Между евреями были каббалисты, которые свои мудрености вели от древних чрез устное предание достойным. И у восточных мудрецов уважалось предание.
Что разуметь под стихиями мира? Если б это говорилось в наше время, то можно бы ответить: это — материя, совокупность простых элементов, из которых сложился сам собою мир. Но, как видно, та философия признавала существование мира духов, искала общения с ним и служить духам учила. Потому такого нелепого мудрования нельзя ей приписывать. — В те времена была в силе астрология, подчинявшая влиянию звезд судьбы людей. Что такого рода положения могли содержаться в той философии, сего нельзя отвергать. Были тогда в употреблении и некоторые вещественные приемы для вступления в общение с силами мира духовного, вроде таких, какие употребляются нашими спиритами, и другие, еще погрубее. Возможно и это допустить в той философии. Возможно и то, что тут намекается об иудейском вещественном служении Богу; но, чтоб именно так было,— утверждать нельзя: ибо говорится не о каких-либо стихиях (как, например, см.: Гал 4, 9—10), но о стихиях мира,— что дает всеобъемлющее представление. Святой Златоуст говорит: «Апостол говорит о всем настоящем мире, чтобы показать ничтожество его. Ибо если весь мир — ничто; то еще более ничтожны стихии его».
Вообще безопаснее не утверждать с решительностию, что в той философии содержалось то и то, а полагать лишь, что она была смесь еллинских мудрований, гаданий восточных народов и иудейских суеверий; как же все это сводилось в одну систему, — оставлять нерешенным. Святой Златоуст говорит, что Апостол здесь «колеблет еллинские суеверия, разрушает и иудейские: у еллинов и иудеев было много суеверий». И еще безопаснее держаться такой мысли, что это было, выражаясь по-нынешнему, мировоззрение, несообразное с истиною, проповеданною о Христе Иисусе, как и внушает Апостол словами: а не по Христе. Это было такое учение, которого христианам принимать не следует. Святой Златоуст учит: «что бы ни говорили они (обольщающие), не должно верить; и ныне должно избегать оных (стихийных мудрований)».
Амвросиаст так истолковывает сии слова Апостола: «Апостол говорит о земной философии, которою обыкновенно прельщаются желающие слыть мудрыми в мире сем. Она слагается силою умозаключений и не чужда мелочных тонкостей; исследует физические причины, примешивая и некоторые уроки о доброй жизни; говорит о мерах, о числах, о качествах и количествах стихий. Кто однажды вдался в эти мудрования, тот редко из них высвобождается, удерживаем будучи вероятностями и обманчивыми доводами и получая навык — ничего не почитать столь истинным, как то, что видится и разумеется в стихиях и посредством стихий. Так как то, что присуще очам и видится ими, кажется приятным и тотчас доставляет удовольствие; то такие мудрователи прельщают иных из тех, которые презирают духовное и не чают будущего, всю силу приписывая звездам плотским умом своим и отвергая Божие всемогущество и провидение, хотя знают, что, как читается в Божественных Книгах еврейских, многое совершено Моисеем такого, чего ум человеческий не постигает, равно как и в Новозаветных Книгах пишется, то Господом и святыми Апостолами много совершено такого, чему плотской разум верить не хочет. Такого рода мудрование и называет Апостол лживою и пустою философиею, по преданию человеческому; потому что она не от Бога, а от немощного ума человеческого и могущество Божие ограничивает тесными пределами своего знания, не допуская, чтоб Он мог сделать что больше или иначе, как постигает плотской разум. Почему убеждает опасаться такой философии, потому что она есть чтительница мира, а не Бога и не ко Христу ведет, а отводит от Христа».
Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.
Прп. Ефрем Сирин
смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу
Итак смотрите, чтобы кто не увлек вас, от этой веры, философиею, которая заставляет стыдиться веры, — и не соблазняйтесь пустым обольщением человеческим, — и не наследуйте по стихиям сего мира, то есть четырем природам — и не признавайте, что от них все создано, а не из ничего, но живите по учению Христа.
Толкование на послание к Колоссянам.
Блаж. Феодорит Кирский
смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу
Что ранее назвал апостол убедительными словами (1 Кор 2:4), то здесь называет философиею. Пустым же обольщением наименовал он суетное и вредное предание человеческое; не сам закон, но неблаговременное его хранение; а стихиями мира — наблюдение дней.
Толкования на послания святого Павла.
Блаж. Феофилакт Болгарский
смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас
Есть тать, тайком он подкрадывается, незаметно подкапывает он стены снизу, намереваясь обокрасть ваш ум. Итак, берегитесь.
философиею и пустым обольщением
Показывает и путь, которым приходит тать: это философия. Но так как почтенным считается имя философии, то добавил: и пустым обольщением. Ибо есть и обольщение доброе, о котором говорит Иеремия: «обольстил ты меня. Господи, и я обольстился» (Иер. 20:7). И Иаков, казалось бы, обольстил Исава, но это не обольщением должно называть, а домостроительством. (Быт. 27:28)
по преданию человеческому
Видишь от чего обольщение? От того, что привходят человеческие мнения. Христианская же вера — не человеческое учение, поэтому и не получит такого наименования.
по стихиям мира
Наконец, начинает обличать в наблюдении дней, называя стихиями мира солнце и луну, от которых дни, казалось бы, получают то или другое свойство. И не сказал: наблюдение дней, но: всего настоящего мира, чтобы показать ничтожество его. Ибо если целый мир ничто, то тем более стихии.
а не по Христу
Если бы и возможно было, говорит он, служить пополам и Христу, и стихиям, то и тогда не должно повиноваться последним; а теперь они и вовсе удаляют вас от Христа. А наблюдения дней были не только эллинские, но и иудейские: первые происходили от философии, а вторые от закона.
Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.
Амвросиаст
смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу
Павел говорит о земной философии, которой имеют обыкновение соблазняться те, кто желает казаться разумными в этом мире.
На Послание к Колоссянам.
Лопухин А.П.
смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу
Увлек — συλαγωγω̃ν — не поймал в свои сети, как охотник ловит в силки птиц. — Философиею. Ап. имеет в виду не философию вообще — он несомненно отводил большую роль философствующему уму в постижении Божества (см. Рим 1:20: «чрез рассматривание творений»...) — а философии известного сорта, именно ту, которую он сейчас же далее называет пустым обольщением (пред словом φιλοσοφίας стоит член, показывающий, что Ап. имеет в виду определенную философию. Кроме того, пред выражением κενη̃ς ἀπάτης нет члена и предлога dia — значит оно составляет приложение к слову φιλοσοφίας). — По преданию человеческому. Предание Ап. называет «человеческим», очевидно, желая показать свое к нему пренебрежение. Быть может, он имеет в виду здесь некоторые учения иудейских философствующих раввинов, преимущественно Александрийских. На этих преданиях базировались и Колосские лжеучители (по преданию — точнее: «согласно преданию» — kata par.), но эти предания не составляли содержания их учения: они были только нормою, по которой слагалось лжеучение. — По стихиям мира. До последнего времени под стихиями мира обычно принимали те же стихии мира, о каких говорит Ап. Павел в послании к Галатам (4:3, 9), т. е. начальные основы религиозно-нравственной жизни, элементарные попытки решить религиозно-нравственную проблему и в частности заповеди обрядового Моисеева закона. Но в последнее время в широких кругах читателей Св. писания в Германии стал распространяться взгляд на эти стихии, как на обозначение духовных живых существ («астральные духи»). С этим взглядом однако нельзя согласиться, потому что выражение stoiceia только в позднейшей византийской литературе стала употребляться для обозначения духов или демонов, а до времени Павла не встречалось нигде в таком смысле. Затем для обозначения демонов Ап. употребляет более определенные выражения — начала и власти (II:15). Наконец, такому взгляду противоречит и 20-й стих ІІ-й главы. Здесь Ап. говорит: «если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений?» Если здесь, как и в рассматриваемом 8-м стихе, под стихиями понимать «элементных духов», то под миром уже следует разуметь мир как целое, природу вообще. Но в 20-м стихе так понимать слово мир будет уже невозможно: ведь и христиане продолжают жить в мире, как целом, хотя они и умерли со Христом… Некоторые толкователи разумеют под стихиями мира прямо звезды. Но это толкование еще менее основательно, потому что непонятно, почему бы Ап. назвал звезды, находящиеся уже в мире, входящие в состав его, стихиями или звездами мира? Затем, как бы понять их обозначение в послании к Гал, как немощных и бедных (Гал 4:9)? — Что касается взгляда на стихии мира, как на природные элементы (есть и такой взгляд, — его держится, напр., Цан), то этому толкованию противится упоминание Апостола в посл. к Гал. о том, что предхристианское человечество или предхристианский Израиль были порабощены этим стихиям (IV:9). — Более вероятным поэтому представляется мнение, что под стихиями мира Ап. понимает элементы знания, так сказать, азбуку мира. Такое понимание вполне согласно с постановкою этого выражения после выражения «по преданию человеческому» и пред выражением «а не по Христу», оно будет заключать в себе почти ту же мысль, что и предшествующее ему выражение. Кроме того, оно является и прямою противоположностью следующего выражения: если в тайне Бога и Христа сокрыты все сокровища премудрости и ведения (II:3), то в учении лжеучителей находятся только первые элементы ведения. С этими элементами христиане уже расстались, они выросли из них — так зачем же к ним возвращаться? Так можно истолковать и 20-й стих ІІ-й главы. Ап., нужно заметить, не порицает этих элементов знания, как абсолютно ложные, — он только говорит о их недостаточности для христианина.
Ст. 8-23 смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
это есть тень будущего, а тело — во Христе. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» что все истлевает от употребления, по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти
Сущность этого важного отдела заключается в следующем. Лжеучение Колосских еретиков есть ничто иное как пустой обман, который весь состоит из человеческих преданий и далек от истинного христианства (8). Чтобы разоблачить ложное учение этих еретиков о Христе, Ап. говорит, что Христос совсем не то, что говорили о Нем еретики: Он есть воплотившийся Бог, Богочеловек (9), и в Нем христиане получили спасение от тяготевшего над ними ига демонской силы (10-15). Поэтому верующие Колоссяне не должны увлекаться теми средствами к достижению спасения души, какие рекомендуются лжеучителями, именно не должны снова ставить себя в подчинение обрядовым предписаниям Моисеева закона (16-17), совершать какое-то особое служение ангелам (18-20) и впадать в ложный аскетизм (21-23).
Толковая Библия.
Урок русского языка
в 6 классе
по теме
«Правописание приставок пре- и при-»
? Цели урока ?
Образовательные:
систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-;
Развивающие:
развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;
Воспитательные:воспитывать положительное отношение к знаниям.
Тема урока: ?
Правописание приставок
пре- и при-
Цель урока: ?
систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-;
Информация
для учителя
Начинаем веселый урок
значение приставки при-
Слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой при-
Пришел
Приехал
Прискакал
Приземлился
Прилунился
Слова, обозначающие присоединение, пишутся с приставкой при-
Принимают
Приклеивают
Пририсовывают
При- = неполнота действия
припекло
Песенка о приставках ПРЕ и ПРИ.
ПРИ или ПРЕ? ПРЕ или ПРИ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
Обо всех, кто придёт, прилетит, приплывёт,
Пишется ПРИ, несомненно.
ПРИ или ПРЕ? ПРЕ или ПРИ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Помни, что пишется ПРИ обо всём,
Что добрые руки приделали.
ПРИ или ПРЕ? ПРЕ или ПРИ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит горит.
Помни – что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой ПРИ.
Пре- = «очень»
Прескверный
прекрасный
ПРЕ- = ПЕРЕ-
Преграда
беспрерывно
ПРИ или ПРЕ? ПРЕ или ПРИ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой –
ПРЕ мы напишем об этом.
ПРИ или ПРЕ? ПРЕ или ПРИ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь – не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ,
Там только ПРЕ ставить надо.
Запишите в справочник
Запомните!
Приключение
Притязание
Прибор
Присягать
Приоритет
Прилежный
Приятный
Присутствовать
Приобрести
Преследование
Препятствие
Преткновение
Превратный
Пренебрежение
Президиум
Президент
Прерогатива
Претензия
Различайте значение
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Распределите слова на две группы.
с ясным значением приставки
с неясным значением приставки
Преодолеть, примечать, присмотреться, прельщать, прехорошенький, приоткрыть, причудливый.
ПРОВЕРЬТЕ!
с ясным значением приставки
преодолеть присмотреться прехорошенький приоткрыть
с неясным значением приставки
примечать, прельщать, причудливый
КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО
Записать словосочетания, выделить приставку, объяснить ее написание.
Пр..интересный рассказ, пр..остановить движение, пр..рывать изложение, пр..дорожный цветок, пр..школьный участок, пр..поднять стол, пр..землиться неудачно, пр..терпевать изменения.
ПРОВЕРЬТЕ!
Преинтересный рассказ, приостановить движение, прерывать изложение, придорожный цветок, пришкольный участок, приподнять стол, приземлиться неудачно, претерпевать изменения.
? Итоги урока ?
Что узнали нового?
Разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на 3 группы.
1. Пишутся всегда одинаково независимо от произношения.
2.Приставки на –з , -с.
3.Приставки пре- и при-.
Чему научились?
Чтобы раскрыть секрет правописания пре- и при- , придется сразу учиться различать разные смыслы приставок по 6 правилам и стараться запоминать как можно больше слов, которые не входят в эти правила .
? Рефлексия ?
Я оцениваю свою работу
на уроке как …
Я (не)доволен уроком, потому что
Напишите статью по опорным словам (8-9 предложений).
Посадка деревьев
Пришкольный, привезли, прибежали, приступили, предовольные.
? Домашнее задание ?
Ищешь, что значит слово прелесть? Пытаешься разобраться, что такое прелесть? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «прелесть» в словарях русского языка
Прелесть это:
Прелесть
Пре́лесть — обаяние, очарование от кого-нибудь или чего-нибудь красивого, приятного, привлекательного.
Другие значения этого термина:
Википедия
Прелесть
I ж.
1.Обаяние, очарование, исходящее от кого-либо, чего-либо красивого, приятного. отт. перен. Тот, кто возбуждает восхищение, пленяет, чарует.
2.Качество предмета или явления, которое делает его приятным, привлекательным, доставляет удовольствие. II предик. разг.Оценка чего-либо как вызывающего восхищение.
Большой современный толковый словарь русского языка
Прелесть
1. ж.
1) а) Обаяние, очарование, исходящее от кого-л., чего-л. красивого, приятного. б) перен. Тот, кто возбуждает восхищение, пленяет, чарует.
2) Качество предмета или явления, которое делает его приятным, привлекательным, доставляет удовольствие.
2. предикатив разг. Оценка чего-л. как вызывающего восхищение.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Прелесть
жен. что обольщает в высшей мере; обольщение, обаяние; | мана, морока, обман, соблазн, совращение от злого духа; | стар. ковы, хитрость, коварство, лукавство, обман; | красота, краса, баса, пригожество и миловидность, изящество; что пленяет и льстит чувствам, или покоряет себе ум и волю. Прелести светской жизни. Не спасает черная риза от прелестей. И Михаил, створив прелесть на Даниле и много би галичан, обманув его. Это прелесть, какая работа! Не красавица, а прелесть! После такой прелести, как эта рыба, только пальчики облизать! Прелестный, прельщающий, во всех знач. Прелестное ожерелье! Прелестная женщина. Прелестные соблазны сатаны. Прелестный друг — коварный друг! Прелестное предложение, лукавое, обманчивое. Прелестная погода, восхитительная. Она прелестно пляшет. Прелестнк, -ница , прельщающий, обольщающий собой, обольститель, соблазнитель; волокита; кокетка; женщина дурной славы. Прелестничать, кокетничать. Прелестничание, кокетство. Прельщать, прельстить кого чем, или собой, пленять, привлекая увлекать, манить, обаять, соблазнять, раздражать чувства, страсти и покорять, обольщать. Меня прельщает его коляска! Она прельщает голосом. Деньги всякого прельстят. Она прельстила его, и словно обошла! пленила, он влюблен. Князь мира сего прельщает прелестями. Его бес прельстил, смутил, попутал, соблазнил. Блеск прельщает и слепит. -ся , страд. и возвр. по смыслу. Человек прельщается мирской суетностью, она прельщает, соблазняет его. Кто не прельщается блеском знати! Он прельстился умом его. Прельстился мотылек светом огня — и погиб! Прельщение, действие по глаг. Прельститель, -ница , кто прельщает собой, чем-либо. -ный , прельщающий, привлекательный, пленительный, обворожительный, обольстительный.
Словарь Даля
Прелесть
пр`елесть, -и
Словарь русского языка Лопатина
Прелесть
очарование, обаяние, привлекательность П. детской улыбки. П. новизны. В суровости севера есть своя п. прелесть о ком-чем-нибудь прелестном, чарующем Какая п. кругом! Что за п. эта девченка! П. ты моя! прелесть устар. и ирон. внешние черты женской красоты: женское тело Увядающие прелести. прелесть приятные, пленящие явления, впечатления Прелести сельской жизни. Узнал все прелести подневольной жи (ирон. : о ее тягостях).
Словарь русского языка Ожегова
Прелесть
прелесть
1. ж.
1) а) Обаяние, очарование, исходящее от кого-л., чего-л. красивого, приятного. б) перен. Тот, кто возбуждает восхищение, пленяет, чарует.
2) Качество предмета или явления, которое делает его приятным, привлекательным, доставляет удовольствие.
2. предикатив разг. Оценка чего-л. как вызывающего восхищение.
Толковый словарь Ефремовой
Прелесть
прелести, ж. (первонач. обман, обольщение).
1. только ед. Обаяние, очарование от кого-чего-н. красивого, приятного, привлекательного (книжн.). Прелесть лица. Прелесть души, ума. кто не доверится… эфирной их (глаз) прелести? Баратынский. Сколько прелести в этом ребенке! Все ее движения исполнены прелести. Всё это часто придает большую прелесть разговору. Пушкин.
2. чего. То качество окружающей среды, предмета или явления, к-рое делает его приятным, привлекательным, доставляет удовольствие (разг., часто ирон., особенно во мн. ч.). В деревенской жизни есть своя прелесть. Но вскоре потом, ни жива, ни мертва, я прелесть телеги узнала. Некрасов.
3. только ед. О том, кто (или что) возбуждает восхищение, пленяет, чарует; что-н. прелестное (разг.). Я тосковал перед картинами… и лицемерно повторял за другими: «какая прелесть! Сколько воздуху!»
Толковый словарь русского языка Ушакова
Прелесть
прелесть, -и
Полный орфографический словарь русского языка
Прелесть
то, что привлекает, приманивает, прельщает то, что (или тот, кто) возбуждает восхищение, пленяет, чарует; очарование, манящая приятность обман, обольщение соблазн, совращение от злого духа , завораживающее, необузданное проявление своих качеств, естества, натуры
Викисловарь
Где и как употребляется слово «прелесть»?
Кроме значения слова «прелесть» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «прелесть».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «прелесть» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «прелесть»
Главная прелесть жизни, исполненной любви, в том, что наши удовлетворение и радость не зависят от обстоятельств.
– Ах, ваша дочь просто прелесть! – говорили все кому не лень.
Охотники за женскими прелестями проводили время в обществе девочек.
Синонимы, антонимы и гипонимы к слову «прелесть»
Разбор слова «прелесть»
1.
… оперировать — вот главное. Его не прельщала доходная практика по уголовным делам: виделся бесконечный, растянутый на годы …
Понизовский В.М.. Заговор генералов
2.
… замужество меня, если честно, не прельщало, а большинству мужчин, похоже, кроме этого, в качестве завлекаловки и …
Потоцкие Светлана. Убийство и дама пик
3.
… находиться в осаде меня не прельщала, я люблю вечерние прогулки не меньше Сашки, да и просто …
Полякова Татьяна. Эксклюзивный мачо
4.
… перспектива стоять до утра не прельщала. Проситься на постой смысла не имело, все равно не пустят …
Полякова Татьяна. Ставка на слабость
5.
… выжить. Самоубийство меня никогда не прельщало, дать себя поймать или явиться в милицию — равносильно самоубийству. Я … страх, групповое самоубийство меня не прельщало, я стала вырывать руку и тут поняла, чего он хочет …
Полякова Татьяна. Строптивая мишень
6.
… пламя. Но темнота совсем не прельщала Шей. Темнота только усиливает страхи. А с ними она сумеет … сородичей по клану деньги не прельщали. И этих-то щедро оплачиваемых наемников увел в набег Фостер … на ранчо его явно не прельщал, эту причину можно отбросить сразу. Райс Реддинг принадлежал к тем …
Поттер Патриция. Романы 1-5
7.
… не тянуло. Еще сильнее не прельщало умереть в муках от чужих. Аркадий слыл крутым экстрасенсом в …
Прокопьев Сергей. Отелло с кочергой
8.
… от матери статус разведенки не прельщал — не успело брачное ложе остыть, как его стал греть второй …
Прокопьев Сергей. Сорок бочек арестантов
9.
… село, жить окривевшей перспектива не прельщает. Во время очередной атаки Лидка в отчаянии новую крепдешиновую блузку …
Прокопьев Сергей. Ексель-моксель
10.
… не предпринял, ибо меня не прельщала дырка в спине. Пока мы садились в «кадиллак», я недоумевал …
Пратер Ричард. И каждый вооружен
11.
… тело живо — Очаровательный кадавр — Людей прельщаю, жду наживы — Наук оккультных бакалавр. Штиблеты, брюки и подтяжки, Надменный …
Пригодич Василий. Ветер в ничто
12.
… на чердаке меня совершенно не прельщала. — Пойдем через третий подъезд, — скомандовала Женька, — и сразу в кусты … в одиночку ее совершенно не прельщала. — Когда отправляемся? — уточнила я. — Сейчас. Я на машине. Загружаемся в …
Полякова Татьяна. Непознанный ходячий объект
13.
… больше упрашивать и дал согласие. Прельщало и то, что командиром специальной эскадрильи назначили Крюкова. Все летчики … над Черным морем. Меня всегда прельщали полеты на «свободную охоту». Они отличались напряженностью действия, большим риском …
Покрышкин А.И.. Познать себя в бою
14.
… в новогоднюю ночь его не прельщает и он уже, можно сказать, сидит за столом. Вот только …
Полгорных Сергей. Леон Джаггер 1-2
15.
… до смерти надоевшего дома. Другого прельщает то, что за доской из 64 клеток он равен не … рукой, — человеческую фантазию больше всего прельщает неземное! Мистика — потребность человека. Пусть родится из перстня сильфида, пусть …
Подольский Роман. Рассказы
16.
… сказал Профессор. Меня вовсе не прельщала перспектива провести месяц на одном корабле с ожившим маньяком. Но … ни умна. В ней могло прельщать только то, что она была человеком, чистая человечность — в самом …
Подборка статей о наркотиках
17.
… в новогоднюю ночь его не прельщает и он уже, можно сказать, сидит за столом. Вот только …
Подгорных Сергей. Бог Галактики
18.
… Нет, работа в банке не прельщала Мусю Волкову. У нее была в жизни своя мечта, и … же тебя научил меня тряпками прельщать? У меня у самой трое воюют. Тебе это неизвестно? — Тетечка …
Полевой Борис. Золото
19.
… заразного больного совершенно их не прельщала. Все их внимание приковывали к себе золотые вещи и деньги … V, стр. 321. 269 которых прельщала уже одна перспектива оставить позиции и некоторое время побывать в …
Поляков И.А.. Донские казаки в борьбе с большевиками
20.
… роль жертвы меня никогда не прельщала. На этот раз Антон отсутствовал несколько минут, выскочил из мастерской …
Полякова татьяна. Мой друг Тарантино
21.
… оно что! — заулыбался СА. — Вас прельщали компотами, а я думал, что вам давали что-нибудь покрепче …
Польшаков Аркадий. Воскрешение
22.
… работа учителя гимназии его не прельщала, а определенные литературные способности обнаружились у него позже, лишь после … погромы. Они, кроме богатых доходов, прельщали одним важным преимуществом: были совершенно безопасны для погромщиков. В погромном … его дудку. Это меня не прельщало. В 1918-1919 гг. я рассуждал примерно так: исторический факультет …
Полетика Николай. Воспоминания
23.
… и вообще путешествовать по воздуху прельщала меня отчего-то мало. Как-то однажды я попытался пощелкать …
Полунин Николай. Дождь
24.
… А тут, знаете ли, дешевизна прельщает — вот что. Может, на пару месяцев с астраханцами прекратить — временно …
Пучков Лев. Собачья работа 1-2
25.
… Коса убрана, И ножка собою Прельщать создана. Корсетом покрыта Вся прелесть грудей, Под фартуком скрыта Приманка … давай их звать, Сухарями их прельщать: Крошки сыплет — всё напрасно (Видно кормятся не тем): На сучках … безмолвны Кремль и Прага; Бессмысленно прельщает вас Борьбы отчаянной отвага — И ненавидите вы нас… За что … гусарский мундир уже тебя не прельщает!» — «Нет, батюшка», отвечал почтительно Алексей, «я вижу, что вам не … за наряды! Зачем это?. . кого прельщать?.. А какова погода? — кажется, ветер. — Никак нет-с, ваше сиятельство …
Пушкин А.С.. Полное собрание сочинений с критикой
26.
… вымолвил Талигхилл. Его совсем не прельщала перспектива играть в одиночку, а случай сам предоставил партнера. Старэгх …
Пузий Владимир. Правила игры
27.
… Макса все это уже не прельщало, он сглатывал, чувствуя в горле, где-то под нижней челюстью …
Пузий Владимир. Круги на Земле
28.
… из селения. Его совсем не прельщала перспектива провести здесь остаток своих дней. Конечно, когда Ренкр улетал …
Пузий Владимир. Летописи Ниса 1-3
29.
… непреклонны! Меня это предложение не прельщало еще и потому, что в штрафных батальонах должность командира взвода …
Пыльцын А.. Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Бер
30.
… Где девалося все, что тебя прельщало? Где то, что жизнь твою делало тебе приятною? Неужели веселости … же были тусклы, сколь их прельщали своим блеском. Нередко в затруднительных случаях, когда уверение в невинности …
Радищев А.Н.. Путешествие из Петербурга в Москву