Приложиться к руке священника как пишется

Зачем нужен церковный этикет? поздравления православных людей друг друга с христианскими праздниками, в том числе и поздравления письменные, это

dividers 13

Зачем нужен церковный этикет?

Поздравления православных людей друг друга с христианскими праздниками, в том числе и поздравления письменные, – это давняя традиция.

Но годы безбожия, столько лет царившие в нашей стране, прервали немало традиций, стерли из памяти людей то, что раньше каждый человек знал с детства, что было естественным и само собой разумеющимся.

Утеряны и теперь с трудом восстанавливаются правила поведения, которые в продолжение веков складывались в церковной среде.

Незнание, казалось бы, самых простых вещей – как правильно обратиться к священнику, как поздороваться и как попрощаться, как должны верующие люди – братья и сестры во Христе – приветствовать друг друга – все это становится порой для новоначальных серьезной проблемой.

Каждый из нас, сегодня пришедших к вере, знает на своем опыте, как сковывает, мешает и зачастую даже лишает духовной радости незнание правил церковного этикета. Вот только один пример из горького опыта новоначальных. Многие, начав ходить в храм, лишали себя священнического благословения только потому, что не знали, как это правильно сделать, что сказать, в какое время лучше подойти к батюшке, как себя вести после благословения.

Как правильно поздравить с тем или иным христианским праздником? Как правильно оформить письмо или письменное поздравление, особенно если оно адресовано духовному лицу?

dividers 13

Правила и наставления благочестивого поведения в храме.

«Дом мой есть дом молитвы» (Лк. 19,46). Молиться Богу Можно везде, но как хор слышнее одного голоса, так и молитва в Церкви едиными усты, единем сердцем скорее доходит до Бога.

  1. Входи в храм, ища мира, успокоения и очищения души твоей, ибо Господь говорит «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы (Мф.11,28)
  2. Войдя в Святой Храм, сотвори три поясных поклона, молясь: «Боже, очисти мя. грешнаго(ю) и помилуй мя», «Боже, буди милостив мне, грешному (ой)», «Вси Святии, молите Бога о мне, грешном(ой)».
  3. В храм приходи до начала Богослужения: подай поминание о здравии живых и упокоении усопших, поставь свечи, приложись к иконам. Прежде чем приложиться к иконе, принято положить перед нею два поясных поклона с крестным знамением, а после целования — третий поклон. Необходимо помнить, что почитая икону, мы кланяемся не доске, на которой она написана, а Тому, кто на ней изображен, воздавая, таким образом, через образ поклонение Первообразу.
  4. Твори крестное знамение с благоговением, не спеша, не искажая креста. При правильном крестном знамении первые три пальца правой руки соединяем вместе в честь пресвятой Троицы, два последних — безымянный и мизинец — соединяем, прикладывая к ладони, что означает две природы Христа (Он Бог и человек). Сложив правильно пальцы, полагаем их на лоб, затем на чрево (живот), правое и левое плечи и только потом совершаем поклон.
  5. Православный христианин всегда должен носить на себе нательный крест (включая младенцев).
  6. Когда проходишь мимо Царских врат (на любом расстоянии от них), приостановись и положи поясной поклон с крестным знамением
  7. Не желательно во время Богослужения ходить по храму и разговаривать, ставить свечи или передавать их. ибо это мешает общей молитве. Во время чтения Евангелия, пение Херувимской песни и Евхаристического канона молящиеся должны хранить благоговейное молчание. В это время недопустимо беспокоить других вопросами и просьбой передать свечу.
  8. В храме не любопытствуй, не рассматривай молящихся, а сосредоточенно вникай в Богослужение, участвуй в общей молитве. Если тебе непонятны слова молитв и песнопений, твори про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго (ю)».
  9. Если приходишь в Святой Храм с детьми, следи за ними, чтобы они вели себя чинно, скромно — не бегали, не шумели и не отвлекали молящихся. Приучай их к молитве, если детям требуется уйти из храма, скажи им, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам (сама) выведи их.
  10. Если дитя малое расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его из храма.
  11. В православном храме должно стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий, а также болящим и крайне утомленным.
  12. По старым нашим обычаям, мужчины должны находиться в правой части храма, а женщины в левой. Прохода от главных дверей к царским вратам не должно занимать.
  13. В храме никого не осуждай. Замечание можно сделать только тому, кто явно нарушает благочиние, мешая общей молитве. Соблюдай в сердце своем мир, храни молитву, помни свои грехи, молись за того, кто грешит.
  14. До конца Богослужения никогда, без крайней необходимости, не уходи из храма, ибо это — неуважение к святости храма и грех перед Богом. Если же это случилось с тобою (что раньше вышел), то скажи об этом на исповеди священнику.
  15. Женщины должны входить в храм прилично и скромно одетыми, с покрытой головой. Недопустимо причащаться Святых Тайн и прикладываться к святыням с накрашенными губами.
  16. Ко Святому Причащению подходят православные христиане, имея на себе нательный крест, после покаяния в грехах — исповеди и разрешительной молитвы священника (детям до 7-ми лет исповедь не требуется). Готовящиеся к причащению должны быть накануне за вечерним Богослужением, ничего не есть и не пить, начиная с 12-ти часов ночи.
  17. Исповедь должна совершаться после вечернего Богослужения накануне или утром до начала Божественной Литургии.
  18. Перед причащением руки сложи крестообразно на груди (правая сверху), с верой и любовию ко Христу причастись Его Святых Тела и Крови, поцелуй низ чаши, но не крестясь, чтобы случайно не толкнуть ее, и отойди к столику запить Причастие теплотой. После Причащения выслушай (прочитай) благодарственные молитвы.
  19. По окончании Литургии подойди и приложись к кресту, который дает верующим священник из алтаря. Если нужно уйти раньше, например, с маленькими детьми, то можно приложится к большому распятию.
  20. Выходя из храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением и помолись.

Православная церковь об одежде определяет: «Никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную … посему тех, которые отныне, зная это, дерзнуть делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики — повелеваем извергать из священного чина, если же миряне — отлучать от общения церковного» (VI Вселенский Собор, правило 62)

dividers 13

Благословение.

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к не облаченному батюшке, который с вами не знаком.
Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.
Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

Верующему человеку очень важно соблюдать церковный этикет, который значительно отличается от светского. Например, встречая священнослужителя на улице, нужно обращаться к нему особым образом:

Встретив священника без облачения на улице, поприветствуйте его кивком головы или поздоровайтесь как обычно, пожелав доброго дня. В пасхальный день можно сказать «Христос Воскрес!». Подавать первому руку (для рукопожатия) священнику не тактично, но если священник сам Вам протянул руку для рукопожатия, то нужно поздороваться рукопожатием.

Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».

— В ответ священник наложит на вас крестное знамение и может даже положить свою руку в ваши сложенные ладони – ее нужно поцеловать, как десницу самого Бога, который невидимым образом благословляет вас через священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.

— Протоиерей носит крест с украшением, иерей носит позолоченный или серебряный крест. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами «Благословите, честные отцы» и поклонитесь.

— Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем по старшинству идут женщины, последними подходят дети (по старшинству). Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети.

— При прощании повторно попросите у священника благословления словами «Простите меня, батюшка, и благословите».

— Телефонный разговор со священником должен начинаться словами «Благословите, батюшка». Далее сообщайте суть дела, по которому звоните. Разговор закончите просьбой о повторном благословении.

— Говоря о священнике в третьем лице или ссылаясь на него, скажите: «Отец настоятель благословил». Сочетание «отец» и фамилия священника употребляется в сугубо официальных случаях.

dividers 13

В православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Диакон – помощник священника. Он не имеет той благодатной силы, которая дается в Таинстве рукоположения во священника, но за советом и молитвой к нему можно обращаться.

  • К диакону нужно обращаться со словами «Отец диакон». Например, «Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?» Можно называть по имени, но обязательно в сочетании со словом «отец». К примеру: «Отец Александр, будет ли завтра вечером исповедь?» Если говорят о диаконе в третьем лице, употребляют следующие формы: «Отец диакон говорил сегодня…» Или: «Отец Александр сейчас в трапезной».
  •  Существует несколько форм обращения. В русской православной среде есть давний обычай ласково называть священника батюшкой. Часто к нему так и обращаются: «Батюшка, можно с Вами поговорить?» или, если о нем, то говорят: «Батюшка сейчас совершает требы», «Батюшка вернулся из поездки».
  • Кроме этой, разговорной, формы, есть другая – более строгая и официальная, к примеру: «Отец Михаил, разрешите обратиться к Вам с просьбой?» В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: «Отец настоятель благословил…», «Отец Богдан посоветовал…» Не совсем хорошо сочетать чин и имя священника, например: «Иерей Петр», «протоиерей Василий». Хоть и допустимо, редко употребляется сочетание «отец» и фамилия священника, например: «отец Соловьев».
  • В какой форме – на «ты» или на «вы» – нужно обращаться в церковной среде, решается однозначно: на «вы». Даже если отношения уже близкие, при посторонних проявление в церкви этой излишней фамильярности выглядит неэтично.
  • По церковной этике священнику не принято говорить «Здравствуйте» или «Добрый день». Священнику говорят: «Батюшка, благословите» или «Отец Михаил, благословите!» и испрашивают благословение.
  • Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, приветствуют словами «Христос Воскресе!», священник благословляет, отвечая: «Воистину Воскресе!» Если вы случайно встретили священника на улице, в транспорте или каком-то общественном месте, если он даже не в священническом облачении, все равно можно подойти и взять у него благословение.

Обращение к архиерею:

  • К архиерею обращаются: «Владыко»: «Владыко» – это звательный падеж церковнославянского языка: «Владыко, благословите», «Владыко, позвольте…» В именительном же падеже – Владыка. Например, «Владыка Филарет благословил вам…» В официальной речи, в том числе письменной, употребляются иные формы. К епископу обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Преосвященнейший Владыко». Если в третьем лице: «Его Преосвященство».

dividers 13

Миряне, общаясь друг с другом, тоже должны придерживаться правил и норм поведения, принятых в церковной среде. Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга «Брат» или «Сестра». В церковной среде даже пожилых людей не принято называть по отчеству, зовут только по имени. Имя православного христианина связано с нашим небесным покровителем, и поэтому оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме и во всяком случае без искажений, например, Сергей, Сережа, а не Серьга, Серый, Николай, Коля, но ни в коем случае не Кольча, Колян и так далее. Ласкательные формы имени вполне допустимы, но в разумных пределах. Православные люди любят ездить в паломнические поездки по монастырям.

Приветствие. Для малознакомых или не знакомых людей достаточно кивка головы и обычной фразы приветсятвия: Добрый день (вечер), Здравствуйте, С праздником!. Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, приветствуют словами «Христос Воскресе!», а отвечают «Воистину Воскресе!». Для более знакомых людей (мужчин) — рукопожатие и троекратное лобызание (щека к щеке) начиная с правой. Для более знакомых людей (женщин) — обнимание и троекратное лобызание (щека к щеке) начиная с правой щеки.

В море православной литературы, издающейся сейчас, практически нет ничего на эту тему.

dividers 13

Обращение в монастырях следующее. В мужском монастыре к наместнику, который может быть архимандритом, игуменом или иеромонахом, можно обращаться с указанием его должности, например: «Отец наместник, благословите» или с употреблением имени: «Отец Никон, благословите». Более официальное обращение – «Ваше Высокопреподобие» – это если наместник архимандрит или игумен, и «Ваше преподобие» – если иеромонах. В третьем лице говорят «отец наместник», или по имени «отец Иннокентий».

К благочинному, первому помощнику и заместителю наместника, обращаются с указанием должности: «отец благочинный» или с добавлением имени «отец Иоанн».

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословение. Если же они без священнического сана, но имеют постриг, говорят «отец эконом», «отец казначей». К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат».

В женском монастыре к игумении обращаются таким образом: «мать игумения» или с употреблением имени «мать Варвара», «матушка Мария» или просто «матушка».

В обращении к монахиням говорят: «мать Иоанна», «мать Елизавета».

dividers 13

Когда в храме встают на колени во время службы? Как правильно прикладываться к иконам в церкви? Как ставить свечки и как вести себя, когда священник обходит с кадилом храм? Как брать благословение и как к священнику правильно обращаться при встрече?

Мы собрали несколько популярных вопросов, которые задают те, кто только знакомится с Церковной жизнью.

***

Недавно мы опубликовали текст как правильно вести себя в храме. Мы рассказали, что правил как таковых очень мало. И по сути, оно вообще одно — не заходить в алтарь, если на то нет специального благословения священника. Все остальное, что мы видим или с чем сталкиваемся в храме — это традиции, сложившиеся со временем в Церкви или в данном лишь храме. Либо это вещи, которые разумеются сами собой, исходя из того, что вы находитесь в храме, святом месте, где все молятся.

Поэтому несоблюдение устоев по незнанию (только из-за того, что вы только начали ходить в церковь) совершенно точно не будет грехом или оскорблением святыни. Но если есть возможность, то лучше о них знать.

Монах молится

Внешние проявления молитвы, — например, крестное знамение, — это одна из неотъемлемых частей духовной жизни православного христианина.

Коленопреклоненная молитва (когда человек встает на колени), символизирует собой сугубое молитвенное состояние. Но именно символизирует, а вернее сказать — естественным образом из него следует. Например, на колени встают перед иконой святого, которого особо почитают или в минуты особых просьб Богу.

Во время богослужений есть несколько моментов, когда на колени вставать принято. Например, перед самым Причастием в момент выноса чаши. Это тоже не правило, а вещь из разряда разумеющихся — для тех, кто прочувствовал богослужение полностью. Нарушение этой традиции грехом не является.

Если для вас вопрос, когда именно надо вставать на колени в храме, принципиален — самым верным будет понаблюдать, как ведут себя в основной массе остальные прихожане и поступить также.

Священники также рекомендуют не злоупотреблять во время службы коленопреклоненными молитвами — а вставать на колени только со всеми, — чтобы не искушать окружающих.

Кроме того, есть дни — например, Большие Церковные Праздники, — когда на колени не принято вставать вообще.

Все это запомнить сразу невозможно. Как правило, такие вещи осваиваются человеком со временем — по мере погружения в Церковную и богослужебную жизнь.

Как правильно прикладываться к иконам в храме

как прикладываться к иконам

Почитание икон — еще одна неотъемлемая часть духовной жизни православного человека. Это наше молитвенное почтение к святому, который изображен на иконе (или к Богородице, или к Спасителю).

В России сложилась традиция, что прежде чем приложиться к иконе, человек крестится, затем целует образ, а затем прикладывается к иконе челом (то есть, лбом).

Как ставить свечки в храме?

Приложиться к руке священника как пишется

На этот счет нет никаких правил. Свечки — это не часть богослужения, а личное духовное дело каждого — его произволение и его молитва. Например, в некоторых православных странах вообще нет такого понятия, как подсвечник перед иконой — и свечи ставятся прихожанами в одно общее место, которое отведено в храме — у одной из стен или перед крестом.

Что касается богослужений, то единственное исключение в отношении свечей есть во время вечерней службы — во время чтения Шестопсалмия. Во время него в храме тушится весь свет и свечи.

Что делать, когда дьякон или священник кадят храм

Приложиться к руке священника как пишется

Фото: patriarchia.ru

Во время богослужения — в основном, вечернего — священник или дьякон несколько раз обходят храм и кадят иконы, святыни, стены церкви.

Единственная фактическая задача прихожан — освободить для священнослужителя проход и не вставать между ним и иконами. Куда встать при этом — по большому счету не принципиально. Кто-то отходит ко входу. Но традиционно прихожане образовывают символичный коридор вдоль стен. И когда священник проходит мимо — склоняют голову.

Как брать благословение у священника

как брать благословение у священника

Благословение священника — еще одна традиция Церковной жизни. Благословение может быть общим — когда, допустим, священнослужитель осеняет крестным знамением всю паству во время богослужения, — а может быть личным — например, при встрече или после исповеди.

Как попросить у священника о благословении? Принято так: складываете перед собой руки, перекрестив ладони (как будто, хотите забрать это благословение и Благодать в своих ладонях) и просите благословить. Если не уверены, как точно складывать руки — не стесняйтесь спросить у священника, он покажет.

Благословляют священники в разных странах по-разному. В Русской Церкви чаще всего священник осенит ваши ладони крестным знамением, а вы поцелуете ему руку. Некоторые священники осеняют человека крестным знамением, а руку кладут ему на голову. Некоторые — просто кладут руку на голову. Никакой из способов не является лучшим или худшим. Во всех случаях священник невидимым образом передает вам часть Благодати Святого Духа, которая соприсутствует в нем, как у священнослужителя.

Ни диаконы, ни алтарники, ни простые монахи давать благословения не могут — только священнослужители, которые ведут службу: священники, иеромонахи и архиереи.

Как обращаться к священнику

Обращение к священнику, которое сложилось в Русской Православной Церкви: «Отец» (например, «Отец Николай», «Отец Александр» и так далее) или просто — «Батюшка».

Как подавать записки в храме

записка в храме

Записки в храме — о здравии или об упокоении — можно подать в каждом храме, а также в некоторых часовнях.

В записках указываются имена только тех, кто крещен в Православной Церкви и не отлучен от нее.

Имена указываются в родительном падеже (Михаила, Анатолия и т.д.).

Имена должны указываться по возможности в их церковнославянском звучании (например: Татианы, Сергия), либо в их церковнославянском «переводе» — например святой Светланы в святцах нет и всех Светлан крестят с именем Фотиния.

Соблюдать эти правила желательно, но их непреднамеренное нарушение также не является грехом.

Почему надо ходить в церковь?


Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Приложиться к руке священника как пишется Приложиться к руке священника как пишется

Вопрос о том, зачем целовать руку священнику и обязательно ли это делать, – один из наиболее животрепещущих для тех, кто начал посещать церковные служения уже будучи взрослым человеком, и не особо разбирается в нюансах различных обрядов.

Нередко люди считают, что прикосновение к руке священника – это выражение благодарности, проявление уважения и даже некоторого почитания. Однако это не совсем полное представление. Прикосновение губами к рукам безусловно выражает все эти чувства, но оно, как и целование креста, несет в себе и иное значение.

Как возникла эта традиция?

Традиция поцелуя руки древнее христианства, она связана с обычаями библейских времен. Тогда лобзание являлось особой формой приветствия. Прикосновение к руке выражало особое отношение к встрече, подчеркивало ее важность и испытываемые чувства. Так приветствовали только очень дорогих и уважаемых людей. К примеру, сын мог таким образом встретить отца, жена – мужа. Подобным образом могли поприветствовать духовного лидера, мудреца или же пророка.

Выглядело в те времена данное приветствие не так, как обычный поцелуй руки, принятый в современном обществе или же сотворяемый на богослужениях. Человек наклонялся к руке, брал ее в свои ладони, прикасался губами и проводил ею по своему лбу. Это действие неоднократно описывается на страницах Ветхого Завета.

Благословение: зачем целовать руку священника?


Благословение: зачем целовать руку священника?

В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).
Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или совершает благословение, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или через священническое благословение, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану. Чтобы понимать смысл внешних действий, нужно понимать, чем вообще является благословение.

Об этом писал святитель Николай (Велимирович) печатнику Ю. К.: «Прежнему священнику Вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе Вас, Вам кажется неудобным. Разве Вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: “Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!” Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы “земными ангелами и небесными людьми”. Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым». (Миссионерские письма. Письмо 157).

о. Иов Гумеров

Как эта традиция появилась в христианстве? Что она значила?

Перед первыми христианами не возникал вопрос о том, зачем целовать руку священнику. На тот исторический момент это было обычное приветствие, такое же, как в наше время рукопожатие. Разумеется, таким образом здоровались при встрече далеко не со всеми, но ведь и в наши дни не с каждым обмениваются рукопожатием или обнимаются.

Однако первые христиане вкладывали в него не только традиционный смысл, заключающийся в выражении особых чувств приветствующего и обозначении важности встречи. На страницах Нового Завета, в пятой главе первого послания к Фессалоникийцам сказано: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым». Казалось бы, речь идет о проявлении вежливости в отношении собратьев по вере. Между тем, смысл этой фразы немного в другом.

Первые христиане таким образом не просто выделяли среди прочих единоверцев, но и узнавали их. То есть приветствие служило своеобразным кодом, шифром. Если тот, кто приветствовал первым, ошибался, то всегда можно было заявить о следовании древнему иудейскому обычаю проявления уважения. Но если человек правильно догадывался о том, что перед ним единоверец, то получал такое приветствие. Так полагают многие исследователи истории становления христианства, как религии.

Новое в блогах

О поцелуях в Церкви

Есть ещё и много другого в «православии» и «католицизме», что нормальный человек не может принять, не поморщившись. Например, как можно относиться к принятому в «православии» целованию икон, крестов и костей мертвецов (мощей «святых»), а также — к целованию руки священника?

Целование икон, крестов и мощей — это правила примитивного фетишизма, поклонения праху земному. Целование же руки священника — просто какое-то извращение.

Странный обычай целовать руку священника после исповеди или даже при встрече, принят в «православной» церкви.

Лично у меня этот ритуал вызывает естественное отвращение, и, «с чисто человеческой точки зрения», это кажется просто каким-то извращением: ну «с какого перепугу» я должен целовать волосатую руку какого-то бородатого мужика в рясе?

Это не только неприятно, но и унизительно. Кто он такой, этот священник, чтобы так возноситься над своими «прихожанами»? Должен ли человек, тем более — верующий, так унижаться перед другим человеком?

Лизнуть руку своего хозяина было бы естественно для преданной собаки, но когда такое происходит между людьми — это унижение человеческого достоинства.

У собаки просто нет иного способа выразить свою преданность человеку, но у человека есть и другие способы выражения преданности или благодарности. Так зачем же уподобляться немой твари?

Человека, заставляющего других людей целовать ему руку, следует признать демоном. И нам хотелось бы спросить «православных христиан»: неужели вам нравится этот обычай?

Думаю, что естественное отвращение к этому странному обычаю исходит от Бога, ибо Он — Хозяин наших чувств.

То же выражение собачьей преданности «донам» и «падре», выражающееся в целовании рук, встречается у «католиков».

Бог создал мужчину с естественной потребностью целовать женщин. Механизм физического притяжения полов создан Богом для размножения и возможности выражать любовь к лицу противоположного пола.

Какая-либо телесная близость с лицом одного с ним пола является противоестественной для нормального человека.

Но «православные» священники, придумавшие нелепый обычай целовать руку священника, заставляют «православных» мужчин поступать против установленного Богом порядка.

Это нелепое правило превращает «прихожан» в извращенцев и грешников, а также унижает их достоинство.

Губы, несмотря на то, что они находятся на видной части тела, — довольно-таки интимная часть человеческого тела. Губами человек прикасается к тому, что он любит: к любимой пище и питью, к телу любимого человека, естественно — противоположного пола.

Поцелуй является выражением любви. Для мужчины естественно целовать только тело женщины. Но целовать тело священника, как того требуют «православные» каноны, для мужчины — извращение, а для женщины — грех.

Мужчина, целующий руку священника, вынужден ставить себя в положение гомосексуалиста, а это, как известно, осуждается Библией (Лев. 20: 13; Рим. 1: 27).

Женщина же, целующая руку священника, совершает грех прелюбодеяния, ибо она имеет право целовать только своего мужа, детей и близких родственников.

Поцелуй мужчиной женской руки — естественное выражение его отношения к ней, как к представительнице прекрасного пола. В этом поцелуе — признание её красоты и выражение трепетного отношения мужчины к этой божественной красоте.

Целование же женщиной руки мужчины, которое можно наблюдать в псевдо-христианских конфессиях, — это явное извращение.

Такое чинопочитание священников противоречит учению Христа, Который говорил: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20: 26); «все же вы — братья» (Мф. 23: 8).

Следовательно, священники, допускающие такое раболепное к себе отношение, являются лжепророками и антихристами, что уже убедительно доказано Нами в предыдущих главах.

Люди, называющие себя христианами и допускающие, чтобы другие раболепно целовали им руку, — это наглые лицемеры и демоны, которых ждёт суровое наказание.

Единственное спасение для них — отречься от той лицемерной лжерелигии, с помощью которой они всю жизнь обманывали наивных «прихожан», покаяться и обратиться к истинной вере.

Мне, честно говоря, непонятны и «православные» обычаи, предписывающие целовать иконы, кресты, мощи «святых» и т.д.

Если «христиане» этими поцелуями хотят выразить любовь, то в Библии нет заповеди, предписывающей любить материю, или прах земной, которым и являются деревянные доски, кресты и кости умерших людей.

Это не имеет никакого отношения к истинному монотеизму. Всё это какие-то нелепые формы язычества, идолопоклонства.

Таким же нелепым мне кажется обряд, так называемого, «христосования», ко­гда на Пасху люди говорят: «Христос воскресе!» и целуются «с каждым встреч­ным и поперечным».

Да, Христос призывал нас любить своих ближних, и даже — вообще всех живых существ. Но это не означает, что мы должны со всеми вступать в интимную связь.

Почему любовь, как считают многие «христиане», должна непременно выражаться в поцелуях? Разве нельзя проявить любовь и без этого? Разве не показано в Евангелии, что поцелуй ничего не значит?

Ведь Иуда Искариот тоже поцеловал Христа, когда предавал Его. То же самое делают и псевдо-христиане: они лицемерно целуют изображения умирающего Христа и при этом делают совершенно противоположное тому, чему Он учил.

Любовь должна пребывать в сердце и выражаться в добрых делах. Кроме эротической, любовь может быть родительской, братской, космической, божественной…

Поцелуи естественны для эротической любви. Какие-то символические поцелуи могут быть характерны также для отношений с родителями, близкими родственниками, близкими друзьями противоположного пола (поцелуи «в щёчку» и целование мужчиной женской руки).

Но «христосование» и целование руки священника мне кажется ненормальным, а ведь и я тоже «имею ум Христов», если верую в Него, как в Мессию (1Кор. 2:16). А я верую.

Итак, «православная» и «католическая» церкви постоянно склоняют своих приверженцев к извращению и греху.

Мудрый человек, видя все эти странности и психические отклонения псевдо-христианства, хорошенько поразмыслив, просто покинет эти конфессии.

Источник: https://d-l-v.livejournal.com/12444.html

В чем значение поцелуя руки церковнослужителя? Когда это нужно делать?

Однако времена раннего христианства давно прошли. Зачем целовать руку священнику сейчас, особенно если этого человека прихожанин видит в первый и последний раз в жизни? Поцелуй руки в христианстве означает многое, в том числе и проявление благодарности, уважения, смирения и любви в широком смысле этого слова.

Понять, зачем целовать руку священнику, не так сложно, если принять во внимание то, когда это нужно делать. К руке церковнослужителя прикасаются тогда, когда он подает крест или же благословляет. То есть лобызание в данном случае имеет особое духовное и нравственное значение, отличающееся от проявления благодарности или же теплого приветствия. Человек через действия священнослужителя обретает благодать, посылаемую Господом. Соответственно и прикасается он к деснице Господа, которая эту благодать посылает.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).

Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану. Об этом писал святитель Николай (Велимирович) печатнику Ю. К.: «Прежнему священнику Вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе Вас, Вам кажется неудобным. Разве Вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: “Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!” Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы “земными ангелами и небесными людьми”. Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157).

23 октября 2008 г.

Нужно ли пожилым прихожанам целовать руки молодых церковнослужителей?

Служба в церкви зачастую ведется людьми, гораздо более молодыми, чем те, кто присутствует на ней. Однако вопроса о возрасте не должно возникать. К примеру, посещая врача, человек не отказывается от проведения осмотра из-за того, что специалист моложе больного.

Иными словами, не нужно момент поцелуя руки церковнослужителя связывать с личностью конкретного священника. Целуя руку, человек прикасается к Божьей деснице. Но кроме этого, верующий, безусловно, выражает свое уважение, однако не к определенному человеку, а к его духовному сану, то есть к самой церкви.

Как правильно складывать руки при причастии

Что такое Причастие? Почему Оно так жизненно необходимо для христиан?
Эти вопросы задаёт себе каждый, кто только только начинает приобщаться к христианскому миру, и очень важно найти ответ на них, чтобы в самом начале этого пути, причастие не стало простой формальностью ради галочки.

Причащение святых Тайн — есть таинство, установленное Самим Господом для нашего духовного спасения и приобщения к жизни вечной. Накануне Своих страданий и смерти Иисус на вечери взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

(Мф. 26, 26-28).

По учению Православной Церкви, каждый христианин во время Причастия таинственным образом, непостижимо для нашего разума, соединяется со Христом, так как в каждой частице Причастия содержится весь Христос. В своей беседе с иудеями Спаситель говорил: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем», или «Я есть хлеб жизни».

(Евангелие от Иоанна, гл. 6) В данном случае Господь имел ввиду не земную жизнь, а жизнь вечную, жизнь после смерти. Именно поэтому, причащающийся Святых Тайн Господних имеет надежду на спасение, надежду на воскрешение в свой последний день.

Существует несколько правил, которые должен соблюдать готовящийся к этому Святому Таинству. К Причастию нельзя приступить без предварительного очищения себя через покаяние в исповеди священнику (более подробно см. в разделе «Исповедь»), к которому нас подготавливает пост, помогая преодолеть духовную вялость. Без исповеди никто, кроме младенцев до 7 лет, не может быть допущен ко Святому Причащению. Желающие достойно причаститься Святых Христовых Таин должны за 2-3 дня молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером, посещать богослужения. Перед днем Причащения надо обязательно быть на вечерней службе. Дома прочесть каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу хранителю, а ткаже Последование ко Святому Причащению. 2-3 дня соблюдать пост, воздерживаясь от употребления мяса, яиц, молока и молочных продуктов, а во время строгого поста и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность. Курящим и пьющим необходимо на эти дни полностью отказаться от курения и употребления спиртного. К Причастию нужно приходить строго натощак. Нельзя принимать не только пищу, но и пить воду. Исключением являются дети до 6-7 лет.

Как правильно себя вести у Святой Чаши?

Каждому причастнику нужно хорошо знать и исполнять правила подхода к Святой Чаше, которые установила Церковь:

  • перед Чашей надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее;
  • когда открываются Царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, при этом правую руку кладут поверх левой, и с таким сложением рук причащаются. Отходя от Чаши, руки не разнимают;
  • подходить нужно с правой стороны храма, а левую оставлять свободной;
  • первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться;
  • женщинам перед Причащением нужно стереть губную помаду;
  • подойдя к Чаше, громко и отчетливо называйте свое имя.Принять Святые Дары, а нижний край Чаши, как ребро Христово, поцеловать;
  • нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника;
  • у Чаши креститься запрещено, так как, поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары;
  • отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор и выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконе и разговаривать;
  • если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, то принимать Их можно только из одной. Причащаться дважды в день нельзя;
  • в день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленнопирклоненных молитв в день Святой Троицы;
  • придя домой, следует прежде всего прочитать благодарственные молитвы по Святом Причастии, если их читают в храме по окончании службы, то надо прослушать молитвы там.

Сколько раз в году необходимо причащаться?

На этот вопрос церковь точного ответа не дает. В разные времена были разные традиции. Христиане первых веков старались причащаться ежедневно, а вот в XIX веке многие российские христиане считали Причастие предсмертным напутствием, что является суеверием. Церковь предоставляет решать вопрос о частоте Причащения священникам, духовникам. Разные священники благославляют по-разному, но каждому по мере его сил.

Подготовка к причастию

  • Перед причастием необходимо соблюдать строгий пост, а это значит, что нельзя употреблять в пищу не только мясо и рыбу, но и яйцо и молочные продукты. Следует также избегать супружеской близости. Желательно не смотреть фильмы и телевизионные программы, не слушать радио и не читать художественную и развлекательную литературу.
  • Перед причастием стоит уделить особое внимание молитве. Обязательно помимо утренней и вечерней молитв найти время и в течение дня. В свободное время читать духовную литературу. Желательно посещать Богослужения.
  • Перед причастием нужно обязательно исповедаться, поэтому следует заранее узнать, когда проходит исповедь в том храме, где вы собираетесь причащаться. Но грехи свои следует вспоминать не только во время исповеди, но и все прочее время. И не только вспоминать, но и искренне каяться в них, а если это возможно, то и исправлять (просить прощения, помогать ближним). Значение исповеди не столько в том, чтобы загладить грехи прошлого, сколько в том, чтобы не грешить в настоящем, и в следующий раз в подобной ситуации поступить правильно, по-доброму. Также о исповеди и причащении можно прочесть в статье Как правильно исповедаться и причаститься.
  • Ни в коем случае нельзя причащаться, находясь в смертном грехе и не раскаиваясь в нем — это считается еще большим грехом и делает только хуже.

Как себя вести возле Чаши с Причастием?


Эта история произошла не так давно в одном из храмов Петербурга. За Божественной литургией в воскресенье, во время причащения мирян, внимание молящихся привлек небольшой светловолосый мальчуган, стоявший вблизи алтаря. Он внимательно смотрел на причастников и время от времени заливался звонким детским смехом. Его одергивали, пытались урезонить, но тщетно. С окончанием причащения прекратилось и необычное поведение мальчика.
Удивленные до крайности родители стали расспрашивать, почему он смеялся, и вот что услышали в ответ.

«Когда я смотрел на людей, подходящих к Чаше, то вдруг увидел, как к некоторым подлетает белый голубь. Только дядя или тетя откроет рот, чтобы проглотить Дары, как голубь склевывает Их с ложечки и улетает. Они этого голубя не видят, закрывают рот и отходят, думая, что причастились, а на самом деле только пустую ложечку подержали. Мне от этого стало очень смешно».

Неверующему человеку этот рассказ ребенка может показаться выдумкой, но православное сердце не может не содрогнуться от трепета, уяснив смысл видения, посланного Богом ребенку. В самом деле, не страшно ли осознать, что Господь многих из нас не допускает до причащения, потому что в недостойном, неподготовленном состоянии подходим мы ко Святой Чаше.

«Ядущий и пиющий недостойно суд себе яст и пиет»

( 1 Кор. 11, 29) — вразумляет нас апостол Павел. Уставом издавна определены требования, исполнение которых помогает причастникам достойно принять Святые Дары. Это и пост от 1 до 7 дней, и воздержание от супружеской близости на это время и чтение многих молитв, и посещение богослужений — каждому в меру сил и его духовного опыта. Обязательно исповедаться перед Причастием.

Но вот все исполнено. Заканчивается литургия, и причастник готов соединиться со Христом. Отверзаются Царские врата.

«Со страхом Божиим и верою приступите…»

— провозглашает диакон. Вера и страх Божий — вот что должно запечатлеться в сердце каждого, подходящего к Чаше. Здесь не место разговорам и суете. А на практике…

Кому из нас не приходилось быть свидетелем давки перед Святой Чашей! Люди отталкивают других, стараются как можно раньше достигнуть Святых Даров, не внимают увещеваниям священника. А ведь недостойным поведением перед Чашей можно во мгновение ока перечеркнуть весь кропотливый труд говения. Тогда и нас невидимый голубь не допустит до Святых Даров, и не жизнь вечную обретем в таинстве, а осуждение и Божию кару.

Как правильно причащаться?

Суть Причащения состоит в причастии к Христу, через принятие хлеба и вина, символизирующие соответственно тело и кровь Христовы. Это один из основных христианских ритуалов. Узнать о нем подробнее можно в статье Что такое причастие .

Очень важно знать, как правильно причаститься в церкви. Начать можно с чтения правил ко святому причащению, чтобы лучше во всем разобраться или прочитать здесь основные правила. Причастие может получить любой крещенный православный христианин.

Подготовка к причастию

  • Перед причастием необходимо соблюдать строгий пост, а это значит, что нельзя употреблять в пищу не только мясо и рыбу, но и яйцо и молочные продукты. Следует также избегать супружеской близости. Желательно не смотреть фильмы и телевизионные программы, не слушать радио и не читать художественную и развлекательную литературу.
  • Перед причастием стоит уделить особое внимание молитве. Обязательно помимо утренней и вечерней молитв найти время и в течение дня. В свободное время читать духовную литературу. Желательно посещать Богослужения.
  • Перед причастием нужно обязательно исповедаться, поэтому следует заранее узнать, когда проходит исповедь в том храме, где вы собираетесь причащаться. Но грехи свои следует вспоминать не только во время исповеди, но и все прочее время. И не только вспоминать, но и искренне каяться в них, а если это возможно, то и исправлять (просить прощения, помогать ближним). Значение исповеди не столько в том, чтобы загладить грехи прошлого, сколько в том, чтобы не грешить в настоящем, и в следующий раз в подобной ситуации поступить правильно, по-доброму. Также о исповеди и причащении можно прочесть в статье Как правильно исповедаться и причаститься .
  • Ни в коем случае нельзя причащаться, находясь в смертном грехе и не раскаиваясь в нем — это считается еще большим грехом и делает только хуже.

Теперь рассмотрим само причащение, правила необходимые к соблюдению во время ритуала:

  1. Когда царские врата открываются, священник и дьякон выходят на амвон с чашей, совершается земной поклон.
  2. Причащение происходит по очереди. В начале священнослужители, после них монахи, а за тем и миряне: дети, мужчины и за ними женщины.
  3. Подходить к амвону нужно с правой стороны.
  4. Перекреститься и, сложив руки крестом на груди, правой сверху и подойдя к священнику, назвать имя, полученное при крещении.
  5. Священник, читая молитву, ложицей подаст священные дары, которые нужно съесть.
  6. Дьякон отирает уста причастившегося, после чего причастившийся, не прикасаясь руками, целуют край чаши.
  7. После этого проходят к столику с запивкой, съедают кусочек просфоры и запивают красным вином. После чего можно приложиться к иконе.
  8. Только после этого можно начать разговаривать.
  9. В конце литургии верующие прикладываются к кресту и читают Благодарственные молитвы по Святому Причащению .

Маленьких детей можно причащать сразу после крещения, на амвон к священнику их подносят на руках. И держат на правой руке во время принятия ребенком святых даров.

Если верующий из-за болезни не может сам прийти на причастие, то священник может причастить его в больнице или дома.

Святые дары за ритуал можно принять только один раз, даже если причащают из нескольких чаш.

Если у вас еще остались вопросы, вы можете прочитать статью Как причаститься в церкви .

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53)

Что такое Причастие? Почему Оно так жизненно необходимо для христиан?

Эти вопросы задаёт себе каждый, кто только только начинает приобщаться к христианскому миру, и очень важно найти ответ на них, чтобы в самом начале этого пути, причастие не стало простой формальностью ради галочки.

Причащение святых Тайн — есть таинство, установленное Самим Господом для нашего духовного спасения и приобщения к жизни вечной. Накануне Своих страданий и смерти Иисус на вечери взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

(Мф. 26, 26-28).

По учению Православной Церкви, каждый христианин во время Причастия таинственным образом, непостижимо для нашего разума, соединяется со Христом, так как в каждой частице Причастия содержится весь Христос. В своей беседе с иудеями Спаситель говорил: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем , или Я есть хлеб жизни .

(Евангелие от Иоанна, гл. 6) В данном случае Господь имел ввиду не земную жизнь, а жизнь вечную, жизнь после смерти. Именно поэтому, причащающийся Святых Тайн Господних имеет надежду на спасение, надежду на воскрешение в свой последний день.

Существует несколько правил, которые должен соблюдать готовящийся к этому Святому Таинству. К Причастию нельзя приступить без предварительного очищения себя через покаяние в исповеди священнику (более подробно см. в разделе Исповедь ), к которому нас подготавливает пост, помогая преодолеть духовную вялость. Без исповеди никто, кроме младенцев до 7 лет, не может быть допущен ко Святому Причащению. Желающие достойно причаститься Святых Христовых Таин должны за 2-3 дня молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером, посещать богослужения. Перед днем Причащения надо обязательно быть на вечерней службе. Дома прочесть каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу хранителю, а ткаже Последование ко Святому Причащению. 2-3 дня соблюдать пост, воздерживаясь от употребления мяса, яиц, молока и молочных продуктов, а во время строгого поста и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность. Курящим и пьющим необходимо на эти дни полностью отказаться от курения и употребления спиртного. К Причастию нужно приходить строго натощак. Нельзя принимать не только пищу, но и пить воду. Исключением являются дети до 6-7 лет.

Как причащаться: советы для тех, кто делает первые шаги в храме

«Вечерняя Москва» издала сборник «10 правил, которые необходимо знать при посещении храма». Предлагаем вашему внимаю первую главу из этой книги, посвященную Таинству Святого Причастия.

Перед Причастием нужно поститься, накануне принять участие в вечерней службе, прочитать Последование ко Святому Причастию в молитвослове, исповедоваться и получить у священника разрешение на Причастие. Подходя к Чаше, руки сложить на груди, правую положить на левую. Стоя перед Чашей, не принято ни креститься, ни кланяться. После принятия Причастия принято целовать край Чаши.

Архиепископ Егорьевский Марк (Головков), руководитель управления Патриархии по зарубежным учреждениям:

— Таинство Святого Причастия — самая главная часть богослужения для мирянина. Относиться к нему следует крайне серьезно. Готовиться ко Святому Причащению нужно заранее. Обычно практикуется такой подход: готовящийся к Причащению человек постится какое-то время в зависимости от благословения священника, потом, накануне Причастия, приходит на вечернюю службу, молится. Накануне Причащения с вечера вообще нельзя есть или пить, но это правило может нарушаться, к примеру, если здоровье человека не позволяет следовать строгому посту. В этом случае возможны и послабления. Может быть специальное молитвенное правило, также по благословению его священника. Перед Причастием прихожанин обязательно должен прочитать Последование ко Святому Причащению (свод молитв к Причастию, в период Великого Поста и других постов порядок прочтения меняется. — Прим. ред.). Затем мирянин приходит на Богослужение, исповедуется он либо накануне, либо непосредственно перед Причастием, получает разрешение от своих грехов и допускается своим священником до Таинства Причастия. В древности христиане причащались накануне Литургии, то есть до Богослужения. С течением времени порядок изменился.

Очень важно, чтобы человек молился осмысленно, внимал словам молитвы, не проявлял никакого недружелюбия к людям, которые стоят вокруг него. Есть такой порядок: когда причащается много людей, в очереди важно не лезть вперед других, не проявлять никакой агрессии, раздражения. Ждать со смирением. Как правило, многие делают земной поклон, но обычно это также делается накануне Причастия. Перед тем как подойти к Чаше, руки должно сложить на груди, правую положить на левую, открыть уста и принять Причастие. Стоя перед Чашей, не принято ни креститься, ни кланяться. Бывают случаи, когда так делают, но это неуместно.

Перед тем как отойти, после принятия Причастия принято целовать край Чаши. Это русская традиция, в греческой традиции Чашу не целуют. После принятия Причастия уста прихожанину отирают. Еще одна деталь — перед тем как принять Причастие, человек называет свое имя. Есть определенные тонкости: если мирское имя и имя, с которым крестили, не совпадают, нужно произносить то имя, с которым человек принял крещение. После этого причастившийся отходит и идет в специально подготовленное место, где его ждет питье, чтобы частицы Тела Христова не оставались во рту. После этого человек должен достоять службу до конца, чтобы прочитать Благодарственные молитвы ко Причащению. Если человек спешит за святой водой или по делам, Благодарственные молитвы должно прочитать дома. В день, когда человек принял Причастие, нельзя увлекаться суетой, зрелищами, в том числе и телевизионными. Весь день следует находиться в мире, спокойствии, без страстей и эмоций.

Одеваться ко Причастию следует как на праздник, опрятно, но в то же время скромно, не вызывающе, чтобы у других прихожан не появилось каких-либо соблазнов. И вести себя в храме следует спокойно и сдержанно. Всегда, во всех случаях лучше руководствоваться здравым смыслом, разумением. В Храме нельзя судить себя и других. Ни по одежде, ни по поведению. Самое разумное для православного человека — руководствоваться смирением.

В связи со Святым Причастием появляется множество соблазнов, искушений. А после Причащения этих соблазнов становится еще больше. Важно помнить в такие моменты, что мы являемся Причастниками Христа.

Причастие часто обостряет важность выбора человека, с кем мы и кто мы. Почему причащаемся и зачем живем. Когда человек редко причащается, я специально делаю так, чтобы люди пугались Причастия. Чтобы относились к нему с должным трепетом и уважением. В день совершения Причастия людей больше, чем обычно искушает дьявол. Соблазны и искушения могут быть самыми разными, принимать любую форму. Нужно держаться изо всех сил, стараться не поддаваться лукавому. Именно поэтому очень важно хранить тишину и спокойствие. Если кто-то искушает, нужно сдерживаться, смиряться. Бороться с лукавым.

Очень важный вопрос: что делать прихожанину, если по тем или иным причинам он не был допущен ко Причащению. В этом случае нужно смириться, это главное. Вообще, идя к Причастию, нужно считать себя недостойным его. Эта мысль содержится в молитвах перед Причастием, является главной. Вспомните слова: «…Аки разбойник…» Надо смириться, победить в себе гордыню и постараться понять, что явилось причиной недопущения, надо всегда стараться победить в себе эти препятствия, которые не позволяют нам Причаститься, слиться с Телом Христовым.

Бывает и так, что священники руководствуются не церковными правилами или неправильно их понимают. Бывало, что не допускали к причастию супругов, которые состоят в браке, но не венчаны по какой-либо причине. К примеру, супруг неверующий, а жена — верующая христианка. В такой ситуации венчаться нельзя, об этом и говорить нельзя. Но это не является основанием к отказу в Причащении. Если происходит что-то подобное, можно поговорить со священником или пойти к другому священнику.

Как готовиться ко Святому Причащению

Подготовка к Причастию

— духовное делание (духовные упражнения), предпринимаемое христианином (под руководством священника, духовника), направленное на достижение им особого духовно-нравственного состояния ради «достойного» участия в Таинстве Евхаристии.

К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.

Молитва домашняя и церковная

Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.

Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:

— Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.

Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:

Цитаты Святых Отцов на каждый день

К таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на Евангельских принципах.

cialis professionalcialis kaufen

argaiv1698

Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним. Поэтому для начала необходимо удалить из своей жизни абсолютные препятствия для встречи с Богом, а это смертные грехи (например, сожительство без росписи).

Необходимо твердо помнить, что таинство Святого Причастия без осмысленного Его принятия как встречи со Христом, непосредственного вступления в общение с Богом, использование Его как суеверное средство «для здоровья и счастья, земного благополучия», а также при наличии смертных и нераскаянных грехов, послужит по слову апостола Павла в суд и осуждение, т.е. повредит человеку и отделит его от Бога (пример Иуды предателя).

Здравый смысл говорит нам, и мы ему следуем: если мы хотим принять лекарство, то перед тем обращаемся к врачу и принимаем прописанное лекарство строго по инструкции, в противном случае можно не только не достичь пользы, но и еще больше повредить свое здоровье. Так мы поступаем разумно и сознательно в земном вопросе, тем более надо еще более ответственно и осознанно поступить в таком важнейшем в жизни человека вопросе, как общение с Богом, Вера, и в частности Причащение.

Молитва домашняя и церковная

Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения. Время подготовки к Причастию называется говением.

Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение (если оно назначено) или с утра к началу утреннего богослужения.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать на домашнем молитвенном правиле:

  • Акафисты Христу Сладчайшему или Богородице.
  • Три канона:
      канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу,
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице,
  • канон Ангелу Хранителю.
  • Последование ко Святому Причащению.

Все это находится в Православном молитвослове.
Прочитать названные выше молитвословия можно и даже желательно постепенно, добавляя к ежедневному молитвенному правилу (утренние и вечерние молитвы, чтение Евангелия, Псалтири и святоотеческих творений) по канону в день, а накануне Причастия само Последование ко Святому Причащению.

Пост

Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные (среда и пятница) посты, положен 7-ми дневный пост перед Причастием. При наличии определенных условий и необходимости с благословения священника можно поститься перед Причастием и иное время.

Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.

Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).

Настроение и поведение

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля — священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.

Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди — найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению.

Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а рассказать (с письменной подготовкой) ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный или праздничный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Необходимо подойти к священнику вне богослужения, побеседовать с ним и желательно отдельно специально поисповедоваться вне связи с Причастием, а потом уже по результатам этой исповеди с благословения священника готовиться и к Причастию.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения

Ещё до открытия Царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом надо пропустить вперёд детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить.

Если ребенок шумит и плачет, следует выйти из храма и не мешать богослужению и молитве других, можно побыть в другом помещении (церковном магазине) или на улице и зайти к началу Причастия.

Маленьких детей до начала Причастия следует положить на правую руку. Придерживать их ручки и ножки от движений, помочь открыть их рот. После Причастия необходимо дать им выпить воды, а только после этого давать соску.

Детей повзрослей необходимо научить крестообразно складывать руки и называть свое полное имя. Вообще, для того чтобы ребенок не боялся и не шумел в храме необходимо чаще с ним быть в храме, даже во внебогослужебное время, приучать его к церкви и молитвам. Необходимо помнить: духовное состояние ребенка зависит от духовного состояния родителей и близких, поведение ребенка вообще и в храме есть свидетельство церковности его семьи. Так что первое и «золотое» правило воспитания человека: начни с себя, и второе правило: покажи пример! На этом зиждется воспитание и светское и, конечно, в первую очередь духовное.

После Св. Причащения

По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего не крестясь целуется край святой Чаши и причастник отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Св. Причащения — вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого». Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще больше молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим желательно воздержаться от курения. Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.

Причащение в православной церкви

За день до Своего крестного подвига, в Великий Четверг на Тайной Вечере, Иисус Христос впервые открыл ученикам таинство причастия. Вот как об этом повествует Евангелие от Марка: «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14:22-24). Но это была не просто трапеза, так впервые Господь показал нам, Его детям, возможность соединиться с Ним не только на духовном, но и на материальном уровне.

Термин «таинство», пожалуй, наиболее полно характеризует причастие, поскольку никто — ни богословы, ни священники, ни ученые — до сих пор не в состоянии объяснить, каким образом хлеб, испеченный людьми, и обычное красное вино претворяются в Плоть и Кровь Бога. Для нас, земных людей, это остается тайной.

Зачем нужно причащаться?

Случалось ли вам полюбить всей душой кого-то, кто находится очень далеко? Если да, вы хорошо понимаете, насколько в такой ситуации сильно желание во что бы то ни стало оказаться рядом с любимым человеком, прикоснуться к нему, поговорить не только посредством интернет-сообщений, но, как говорится, вживую. Именно так душа, любящая Бога, жаждет быть с ним не только в будущем, на Небесах, но уже сейчас, в земной жизни.

Некоторые считают, что для праведной жизни достаточно всего лишь совершать добрые дела и молиться. Но это далеко не так. Никогда нельзя забывать о том, что вокруг незримо роятся сотни злых духов, внушающих нам совсем не праведные мысли. И порой мы даже перестаем замечать, что грешим, считая, что живем, «как все». Бесы цепляются, точно репьи, и чем дальше, тем их становится больше. Кого-то они толкают к унынию и депрессии, кого-то отвращают от Бога и Церкви, и вот уже человек перестает задумываться о своей душе. Такой, обросшей бесами, душе очень тяжело, она стонет и плачет, а человек порой даже не может понять, почему ему так горько, почему не ладится семейная жизнь и ничего не радует. И даже добрые дела и молитвы помогают очень слабо, потому что нравственные ориентиры оказываются смазаны, ведь без Божьей помощи не всегда возможно отличить добро от зла. Постепенно такое положение вещей становится привычным.

Сложно передать словами то ощущение, которое испытывает человек после причастия — возможно, первого в своей жизни. В душе внезапно настает покой, а тело кажется таким легким, точно внезапно помолодело. Хочется петь в унисон с хором и улыбаться каждому встречному. И потом, уже после причастия, совершенно не тянет к прошлым плотским удовольствиям, а вот духовные темы, напротив, привлекают все больше и больше. В жизни начинает ощущаться Божья воля — многие события обретают закономерность и смысл, а в том, что казалось просто чередой неприятностей, внезапно открывается духовная польза.

  • Приложу или прилажу как правильно пишется
  • Приложить усилия как пишется
  • Прилюдно или прелюдно как пишется и почему
  • Приложение на листах как пишется
  • Приложение которое проверяет сочинение на плагиат