Прилагательные в переносном значении в сказке о рыбаке и рыбке

Многомудрый литрекон как никто другой знает, как написать самое выразительное произведение. часами и днями напролет он анализирует лирические и прозаические

Многомудрый Литрекон как никто другой знает, как написать самое выразительное произведение. Часами и днями напролет он анализирует лирические и прозаические  тексты, где авторы используют самые изысканные средства художественной выразительности. Знание всех этих приемов поможет Вам разнообразить и украсить свою речь, а ведь именно она позволяет нам добиваться намеченных целей и находить общий язык с людьми. Также тропы фигурируют в ЕГЭ по русскому языку и литературе. Даже технарю важно знать, чем эпитет отличается от метафоры. Специально для Вас Многомудрый Литрекон составил список языковых средств выразительности, в котором Вы найдете известные примеры из литературы и понятные определения тропов.  В финале Вас ждет таблица, где будет обобщение всего сказанного. Приятного просвещения!

Фонетические средства выразительности 

Данные языковые средства отличает принцип выразительности — они красивы по звучанию, а не по контексту. Поэтому чаще всего фонетические средства выразительности используются в поэзии. Современный слушатель постоянно находит их в рэпе: чем выше мастерство автора, тем интереснее и благозвучнее звучит его куплет. Научно доказано, что человек выделяет для себя приятные и неприятные акустические явления. В русском языке особенно много приятных. И это не пустые слова. Если сравнить звучание, например, финского и русского языка, то Вы сами поймете, что последний сравнительно благозвучен и легок в произношении. Поэтому в нашей речи много фонетических средств художественной выразительности. Рассмотрим каждое из них.

Аллитерация

Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных звуков в тексте, чаще всего поэтическом:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн. (К. Бальмонт)

Вот более современный пример из песни Оксимирона:

Где нас нет, услышь меня и вытащи из омута
Веди в мой вымышленный город, вымощенный золотом

Менее распространена скандинавская аллитерация. Этот прием заключается в том, что каждое новое слово начинается с одной и той же буквы. Например, в серии романов о Гарри Поттере мы неспроста встречаем Салазара Слизерина и Минерву Макгонагал.

Ассонанс

Ассонанс – это повторение одинаковых гласных звуков (не букв!) в тексте. Такие звуковые эффекты делают поэтическое произведение более выразительным и изящным.

У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут. (М. Лермонтов)

Звукоподражание

Звукоподражание — это описание какого-либо явления имитацией звуков, характеризующих его. Например, Вы хотите описать шум ветра, поэтому используете как можно больше звуков, напоминающих этот шум. Вот Сергей Есенин вышел из положения следующим образом:

Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума…

В этих строках много шелестящих звуков, как будто между ними действительно ветрено и шумно.

Лексические средства выразительности

В отличие от фонетических, лексические языковые средства выразительности опираются не на красоту звучания, а на значение слов. Наиболее распространенный тип — тропы. Это слова, которые употребляются в переносном значении. «Ну ты вообще красавчик!» — говорим мы и тут же добавляем: «В переносном смысле, конечно же». Такие слова встречаются сплошь и рядом, из них состоит образная и богатая речь развитого человека. Также в этот обширный раздел входят средства выразительности, для которых определяющими являются контекст и окружение из слов. Например, оксюморон не может состоять из одного слова. Чтобы он проявился, нужно хотя бы два. Все многообразие лексических средств выразительности отражено в этом списке.

Неологизм

Авторский (индивидуальный) неологизм (окказионализм) – новое слово, придуманное автором в соответствии с законами словообразования данного языка. Неологизмами пестрит поэзия футуристов, ведь они жаждали сделать что-то новое в литературе. Сейчас словотворчеством может заняться любой желающий, а некоторые самые удачные выражения находят свое место в словарях и народной памяти. Например, слово «скомуниздил» — это весьма удачная замена нецензурной лексики, образованная от слова «коммунизм». Еще более современный пример — название песни исполнителя RAM «Технокамикадзе». Это неологизм чистой воды.

Арфеет ветер, далеет Нарва,
Синеет море, златеет тишь. (И. Северянин)

Диалектизм

Диалектизмы – слова из разных диалектов. В языке художественной литературы используются со стилистической целью, например, для создания местного колорита, речевой характеристики персонажа и т.п.: дивчина, векша, гутарить и др. Многообразие диалектизмов мы можем встретить в романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон». 

Фразеологизм

Фразеологизм – устойчивое выражение, воспроизводимое в речи в качестве целой лексической единицы: кривить душой, ход конём, сесть в лужу и др. Крылатые фразы и выражения мы часто встречаем в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». Их же используют современные исполнители. Например, тот же Оксимирон написал: «Мэр – лишь серый кардинал». Это тоже фразеологизм.

Эпитет

Эпитет – образное определение предмета, явления или действия. Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные (тяжёлый взгляд, тихая старость), реже – наречия:

«Гордо веет буревестник» (М. Горький «Песня о буревестнике»).

«Люто хочется весны» (Оксимирон, «Все переплетено»).

Главное отличие эпитета от простого прилагательного — это именно переносное значение слова. Трава зеленая, это ее прямая характеристика. Но она же изумрудная — это уже эпитет, ведь трава не состоит из драгоценных камней, а лишь имеет похожий цвет и блеск.

Сравнение

Сравнение – сопоставление предметов или явлений по какому-либо общему для них признаку. «Эта девка просто пуля» — вот классический сравнительный оборот в известной песне ЛСП. Сравнение может выражаться следующими способами:

  1. Сравнительный оборот с союзами как, точно, словно, будто, как будто. «Дни бегут надо мной, словно тучи над лесом…» (И. Бродский).
  2. Форма творительного падежа. «Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе» (Б. Пастернак).
  3. Сравнительная степень имени прилагательного. «Но когда замираю, смирённая, На груди твоей снега белей…» (А. Ахматова).

Метафора

Метафора – скрытое сравнение, заключающееся в перенесении свойств одного предмета на другой на основании сходства или общих признаков. Именно такие игры с речью позволяют сделать речь образной и нетривиальной. Метафоры — это визитная карточка каждого произведения. Поэтому критики часто оценивают «метафоричность» текста.

Простая метафора строится на сближении двух предметов по одному признаку:

Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин)

Такие приемы мы часто встречаем в текстах современных исполнителей. «Она вышла из пены» — пишет Оксимирон, сравнивая лирическую героиню с богиней красоты Афродитой, которая, как известно, произошла из пены морской (трек «Накануне»). 

Развёрнутая метафора основана на нескольких ассоциациях по сходству и включает более двух слов:

На нити праздного веселья
Низал он хитрою рукой
Прозрачной лести ожерелья
И чётки мудрости златой. (А. Пушкин)

А вот этот пример развернутой метафоры будет более знаком молодому читателю:

«Ваша картина мира – сетка
Полотно, текстильная салфетка
Будто работала ткачиха или швейка
Но все переплетено, само собою, чёрт-те с чем, наискосок» (Оксимирон, «Все переплетено»)

Олицетворение

Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы. В общении друг с другом мы всегда используем этот прием, даже не замечая его. «Оскорбительно намекая на её тяжесть, этот лифт часто бастовал» (В. Набоков). А вот такой пример олицетворения мы нашли в песне группы Грот «Неповторимым»:

И та сила, что через тебя работает
Всегда способна отыскать себе еще кого-то.

Сила наделяется способностями выбирать людей, то есть приобретает человеческие свойства.

В прекрасном яростном мире
Где ходят за руку жизнь и смерть…

В этом примере живыми становятся такие абстрактные понятия, как жизнь и смерть. «Живая смерть» — это, кстати, уже оксюморон.

Оксюморон

Оксюморон – объединение противоречащих понятий в одно целое: живой труп, горячий снег и др. В песне Оксимирона «Накануне» мы тоже видим подобный пример:

«Завтра злой и весёлый восход».

Метонимия

Метонимия – перенос свойств предмета или названия на другой на основании их смежности: «Я три тарелки съел» (И. Крылов). Несмотря на громоздкое и сложное название, этот прием часто используется нами в повседневной жизни. И мы даже не задумываемся об этом, говоря, что «зимой речка блестит». Но блестит не речка, а лед на ней, значит, перед нами метонимия. «Лес чернеет вдалеке» — это не лес, а конкретные деревья чернеют вдалеке, ведь весь лес мы не видим.

Метонимия более занудна и конкретна, чем та же метафора. Она основывается на реально существующей связи. Например, спортсмены получили золото. Не золото они получили, а медаль из золота, значит, комментатор употребил метонимию: заменил предмет на материал, из которого предмет создан.

Синекдоха

Синекдоха – это разновидность метонимии, замена множественного числа на единственное, употребление названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот: «Зайкин прощается с рыжими панталонами [попутчиком] и идет к себе на дачу» (А. Чехов). Вспомним и песню Луперкаля «Гонзо»:

«Встретились на кольцевой, а разошлись на радиальной» (ветке метро).

«Встретимся на Горшина 1 через час» — вот и бытовой пример синекдохи. Чтобы сократить послание, мы часто прибегаем к этому приему.

Гипербола

Гипербола – преувеличение свойств или значения какого-либо предмета или явления: «шаровары шириной в Чёрное море» (Н. Гоголь). Когда человек что-либо преувеличивает, это смело можно отнести к гиперболе. Очень часто гипербола встречается в творчестве Маяковского. Этот прием стал частью его мышления, как будто поэт смотрит на мир через лупу: 

Солнце
Померкло б,
Увидев
Наших душ золотые россыпи. («Облако в штанах»)

Здесь же стоит упомянуть гротеск — это прием, создающий фантастическое преувеличение, невозможное в реальной жизни и несущее сатирический смысл. Гротеск — это не одно слово или выражение, это целый текст. Например, на основе гротеска Гофман написал сказку «Крошка Цахес», а Салтыков-Щедрин — сказку «Дикий помещик».

Литота

Литота – преуменьшение свойств или значения какого-либо предмета: «Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка» (А. Грибоедов). А вот и снова пример литоты из репертуара Маяковского:

Будет любовь или нет?
Какая —
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любёночек.

Книжная лексика

Книжная лексика – слова, которые употребляются преимущественно в книжной речи: поприще, поработитель, возликовать, низвергнуть и др. Прислушайтесь к своим собеседникам: чтобы подчеркнуть значение сказанного или, напротив, пошутить, люди используют книжные слова. «И так ли уж нужны теперь тиары, кубки, горы денег?» — вопрошает Хорус в песне «Убить дракона». В данном случае книжные слова погружают слушателя в атмосферу древней героической поэмы.

Разговорная лексика

Разговорная лексика – слова, которые употребляются преимущественно в разговорной речи: красотка, неказистый, присобачить, попугайничать и др. «Тут уж сам решай — в пятках ли душа» — это цитата из песни Хоруса и Ка-тета «Убить дракона», демонстрирующая преимущества разговорной лексики в художественном произведении. Она делает посыл понятным для аудитории, сближает читателя и автора.

Просторечия

Просторечные слова – слова, не являющиеся нормой литературного языка, но употребляющиеся в обиходной речи. В художественной речи используются как стилистическое средство для придания произведению шутливого, иронического, пренебрежительного, грубого и т.п. оттенка: враньё, рожа, обалдеть, дрыхнуть и др. В той же песне «Убить дракона» мы видим и просторечные выражения: 

«Ну, валяй, герой
Докажи, что не холуй».

В данном случае автор хочет снизить значимость героя, показать его уязвимость.

Перифраз

Перифраз — образное описательное высказывание, которое заменяет прямое название предмета или явления. Например, в песне Окссимирона «Накануне» город заменяется «муравейником» и приобретает враждебный смысл:

Там, под нами, копошась, муравейник разевает пасть, как ротвейлер.

Представители власти в этой же песне именуются так: «Те, кто наверху». Этот прием сразу же отделяет обычного человека от того, кто им управляет, разделяя город на уровни.

Любил перифразы и А.С. Пушкин. В «Медном всаднике» он называет морской путь в Европу «окном», подчеркивая главные функции нового порта (наблюдение за границами России и их неприкосновенностью, а также возможность увидеть инновации западного мира). Город он часто называет «младшею столицей», «Петра творением» и т.д., чтобы обогатить свою речь и не повторяться. 

В серии книг о Гарри Поттере перифраз и вовсе спас жителей волшебного мира. «Того, кого нельзя называть» действительно нельзя было назвать иначе.

Ирония

Ирония — это прием на основе отождествления предметов или явлений по контрасту. Когда мы хотим высмеять глупого человека, мы саркастически отвечаем ему: «Ну это, конечно, очень умно, никто так еще не делал!». Мы отождествили явления на основе полной их несхожести: глупого назвали умным. Один из самых ярких образцов этого приема — песня «Гоша Рубчинский» Славы КПСС, Монеточки, СД, Замая и других резидентов «Антихайп». «Сам Троцкий носил пару его макасин» — эта фраза высмеивает устаревший стиль дизайнера и его попытку получить известность за счет громких имен. А вот классический пример, ставший уже народным:

А может, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?! (И. Ильф и Е. Петров);

Лексический повтор

Лексический повтор — это повторение слов с целью усиления эффекта и художественной выразительности. Это очень тонкая грань: бездумное повторение от недостатка словарного запаса — это ошибка — тавтология, а намеренное повторение с целью подчеркнуть сказанное, расставить смысловые акценты — это лексический повтор. 

Пример: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин С. А. Не напрасно дули ветры)

Так автор нагнетает обстановку, акцентирует внимание на том, что все непроста, чтобы подогреть интерес читателя.

Плеоназм

Плеоназм — это ошибка, когда человек дублирует смысл сказанного в другом слове: окружен со всех сторон, мертвый труп и т.д. Но иногда авторы намеренно используют этот прием для передачи характера персонажа или для усиления эмоционального эффекта. Часто такое явление встречается в сказках: «скоро сказка сказывается, не скоро дело делается», «жизнь прожить – не поле перейти» и пр. Нередко сказовой манере повествования подражал А.С. Пушкин:

«Грусть-тоска меня снедает» (Сказка о царе Салтане).

Аллегория

Аллегория — это попытка представить отвлеченную идею в конкретном художественном образе. Этот пример наиболее часто встречается в рекламе, так как позволяет сократить сообщение до минимума и сделать его понятным для всех. В нашей культуре уже сформировался язык аллегорий. Например, все знают, что голубь — это аллегория мира во всем мире, старуха с косой — это смерть, а туманный Альбион — это Лондон. Более того, басни и притчи — это жанры, построенные целиком и полностью на аллегории. Примеров в русской литературе очень много. Так, в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» за рыбкой скрывается умеренный либерал, который ничего не способен поменять в мире, потому что всего боится. Не менее аллегорична песня Хоруса и Ка-тета «Убить дракона». «Что ты скажешь дракону, оказавшись перед ним» — это явная отсылка к знаменитому вопросу Юрия Дудя на интервью: «Что ты скажешь президенту, оказавшись перед ним?». Образ дракона во многих деталях напоминает нынешнюю власть, а рыцарь — это несостоятельный оппозиционер, который «не хочет сжимать рукоять», то есть не хочет прилагать усилий для решения проблем в стране. Есть одна литературная закономерность: чем строже цензура, тем больше в литературе появляется аллегорий.

Символ

Символ — слово, условно отражающее суть явления или предмета. В отличие от метафоры, он совсем не очевиден и очень многогранен. Далеко не все люди различат значение символа. Например, в стихотворении Шарля Бодлера «Падаль» за мертвой лошадью скрывается главный закон мироздания: плоть бренна, и каждому живому существу придет свой черед. Но и труп становится средой для новой жизни, и получается, что энергия перетекает из одной формы в другую. Но есть и простые, всем уже знакомые образы. Например, Береза — это устоявшийся символ Родины. Читатель часто встречает его в поэзии С.А. Есенина:

Злой октябрь осыпает перстни
С коричневых рук берез
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез
Взбрезжи, полночь. Луны кувшин
Зачерпнуть молока берез

Синтаксические средства выразительности 

Синтаксические средства выразительности проявляются только в масштабе целого предложения. Главное орудие для создания эффекта — порядок слов в предложении. Нарушая его сознательно, автор добивается своей цели — делает текст более эмоциональным и выразительным, расставляет правильные акценты и придает стиху форму. Самые заметные языковые средства этого типа употребляются в лирике.

Антитеза

Антитеза – это противопоставление противоположных понятий. «Я люблю Сашу, а не Лену» — простенький пример из нашего быта. Данный прием используется повсеместно и, конечно, находит свое отражение в поэзии.

«Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!» (В. Маяковский»)

Более сложную антитезу мы можем заметить в стихотворении Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда»: рождение Младенца – кладбище, волхвы – сброд.

Более современный пример мы находим в песне Оксимирона «Накануне»:

«Либо трон, либо яма с дерьмом, либо принц, либо раб…».

Инверсия

Инверсия – намеренное изменение прямого порядка слов: «Белеет парус одинокий…»(М. Лермонтов). Конечно, наиболее широкая сфера применения этого средства — поэзия. Ритм и размер требуют такой перестановки. В прозе инверсия требуется для того, чтобы правильно расставить акценты в речи.

«А для рабов не поёт золотистый восход, не зовёт серебристый закат» (Оксимирон, «Накануне»).

Эллипсис

Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения, обычно сказуемого: «Татьяна в лес; медведь за нею» (А. Пушкин). Этот прием позволяет сократить предложение и сделать текст более динамичным. Например, в песне Оксимирона «Слово мэра» есть такие строки:

Гора как на ладони под нами, смог с дымом над ней.
Может вина? У меня вполне сносный виноградник.

Как видите, на три предложения нет ни одного сказуемого. Это позволяет сделать текст менее формальным и более похожим на исповедь героя. Кроме того, ускорен темп речи, чтобы слушатель все время находился в напряжении.

Риторические фигуры

Вопросительное предложение – синтаксическая организация текста, имитирующая диалог: «Как заработать миллион?». Она встречается сплошь и рядом. Но есть особая форма вопросительного предложения, которая нередко украшает художественные тексты и помогает автору поставить важные вопросы перед читателем. Итак, риторический вопрос – это утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:

«Какой же русский не любит быстрой езды?» (Н. Гоголь).

В том же «Слове мэра» мы видим такие примеры, которые позволяют автору передать живую речь своего героя:

Допустим всё так, но что будет, если уйду?

Риторическое обращение – обращение к неодушевлённым предметам или к отвлечённым понятиям: «Не шуми, осина, не пыли, дорога» (С. Есенин). Оно помогает автору выразить сокровенное чувство или глубокую мысль. На риторическом обращении построен знаменитый монолог Гамлета в одноименной пьесе Шекспира.

Синтаксический параллелизм

Синтаксический параллелизм – одинаковое или сходное построение соседних предложений: 

«Я звал тебя, но ты не оглянулась. Я слёзы лил, но ты не снизошла» (А. Блок). 

Интересный пример встречается в песне Оксимирона «Колыбельная»: «Дивиться нечему, делиться нечем». 

Этот прием в поэзии способствует усилению накала и упрощает расстановку важных смысловых акцентов. Например, А.С. Пушкин употребил синтаксический параллелизм в сказке «Руслан и Людмила», когда Наина неизменно отвечала Финну фразами: «Пастух, я не люблю тебя!»; «Герой, я не люблю тебя». Эти однотипные ответы подчеркивают безразличие Наины к кавалеру.

Градация

Градация – расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, по степени нарастания или ослабления признака: 

«Все грани чувств, все грани правды стерты: В мирах, в годах, в часах» (А. Белый). 

Есть еще более известный пример — сказка А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Возрастающие требования старухи к рыбке — это и есть градация в чистом виде. Сначала старуха хочет стать дворянкой, затем — царицей, а потом и владычицей морскою.

Анафора

Анафора – единоначатие, когда несколько смежных ритмических рядов начинаются одинаково: 

«Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке» (М. Цветаева).

Чаще всего анафора находит приют в стихах, но бывают и прозаические примеры:

Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света. (Л.Толстой)

Как видите, именно анафора позволяет Толстому расставить смысловые акценты и выделить те части, которые наиболее убедительны. Он подчеркнул универсальность своего высказывания, его применимость ко всему.

Эпифора

Эпифора – это одинаковое завершение нескольких смежных ритмических рядов: 

«Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат…» (М. Шолохов)

Вот более современный пример из песни Хоруса и Ка-тета «Убить дракона»:

«…Ну а дураков не жаль.
Мудрецов не жаль.
Никого не жаль»

Повторение наречия и отрицательной частицы позволяет сделать из трех строк приговор. В данном случае эпифора служит для усиления эмоционального эффекта.

Парцелляция

Парцелляция – намеренное расчленение целостного предложения на отдельные части, обособленные с помощью пунктуации и интонации: 

«Флёров – всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже» (М. Горький).

Известный многим из нас пример парцелляции можно найти в стихотворении Б.Л. Пастернака:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.»

Данный прием помог автору выделить самые важные части стихотворения и ярко обозначить свою позицию.

Таблица

Многомудрый Литрекон объединил все языковые средства художественной выразительности в таблицу:

Название Пример Простое определение
Фонетические:
Аллитерация Выходила к ним горилла,

Им горилла говорила,

Говорила им горилла,

Приговаривала. (К. Чуковский)

Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении.
Ассонанс  У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. (М. Лермонтов) Повторение однородных гласных звуков в стихотворении.
Звукоподражение Волны скачут лата-тах!

Волны скачут а-ца-ца!

(В. Хлебников)

Имитация акустических эффектов звуками.
Лексические:
Метафора Сонное озеро города (А.Блок).  Переносное значение слова, основанное на сходстве.
Синекдоха «Отсель грозить мы будем шведу» (А. Пушкин) — не одному шведу, а всем шведам — то есть замена множественного числа на единственное. Замена количественных и материальных отношений, использование единственного числа вместо множественного, материала изготовления вместо предмета и т.д.
Метонимия Сюда по новым им волнам 

Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин) Представители всех стран приравнены к флагам по принципу смежности этих понятий — представительской функции.

Перенос значения по принципу смежности.
Эпитет «Весна золотая» (Н. Некрасов) Образное определение, характеризующее свойство предмета.
Олицетворение «Отговорила роща золотая» (С. Есенин) Перенесение человеческих свойств на неодушевленный предмет или явление
Сравнение Луна скользит блином в сметане. (Б. Пастернак) Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, по общему признаку.
Гипербола И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам) Художественное преувеличение.
Оксюморон Туристы в родном городе. (Тэффи) Сочетание противоположных по значению слов.
Литота «Мальчик с пальчик» (Г. Андерсен) Художественное преуменьшение
Перифраз «Люблю тебя, Петра творенье!» (А. Пушкин) Замена слова описательным оборотом.
Аллегория «Вагоны шли

привычной линией,

Вздрагивали и скрипели;

Молчали жёлтые и синие,

В зелёных плакали и пели». (А. Блок)

Описание отвлеченной идеи через конкретный образ.
Фразеологизм Дама приятная во всех отношениях (Н. Гоголь) Устойчивый оборот в речи.
Ирония «Ты все пела? Это — дело…» (И. Крылов) Скрытая насмешка, когда слова употребляются в противоположном значении.
Символ Не осенний частый дождичек

Брызжет, брызжет сквозь туман:

То слезы горькие

льет молодец

На свой бархатный кафтан. (А.Дельвиг)

Слово, условно выражающее суть какого-либо явления.
Синтаксические:
Анафора Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел… (А. Пушкин)

Повторение сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов.
Эпифора «Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.» (Н. Гоголь) Повторение сходных звуковых элементов в конце смежных ритмических рядов.
Инверсия «стояла зима», «дул ветер из степи» (Б. Пастернак) Нарушение обычного порядка слов в предложении.
Градация «Она пламенела, как стог, в стороне

От неба и Бога,

Как отблеск поджога,

Как хутор в огне и пожар на гумне.» (Б. Пастернак)

Стилистический прием с нарастающим смыслом значимости слов или выражений или реже — с нисходящим.
Парцелляция «Пришли соседи…Женщина с ребенком. Уже никто меня не узнает» (С. Есенин). Разделение одного предложения на несколько самостоятельных с целью усиления выразительности текста.
Синтаксический параллелизм «Что ищет он в стране далекой,

Что кинул он в краю родном?» (М. Лермонтов)

Сходное построение смежных фраз.
Эллипсис «нам вехой — наша тень», «уходим. За спиной — стеною лес недвижный» (Б. Пастернак) Намеренный пропуск слов.
Риторический вопрос «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — пройдет, зайдет и вновь оставит дом» (С. Есенин). Вопрос-утверждение, не требующий ответа.
Риторическое обращение Meчты, мeчты! Гдe вaшa cлaдocть? (Пyшкин). Высказывание в адрес неодушевленного предмета.

Слайд 1

Проект по русскому языку на тему: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»»МКОУ КАМИНСКАЯ СОШ ИМ.

Текст слайда:

Проект
по русскому языку на тему:
«Имена прилагательные
в «Сказке о рыбаке и рыбке»»

МКОУ КАМИНСКАЯ СОШ ИМ. А .И. АБАТУРОВА
ВЫПОЛНИЛИ УЧЕНИКИ 4 КЛАССА, РУКОВОДИТЕЛЬ ВАСИЛЬЕВА Т.В. 2018ГГ.


Слайд 2

Цели проекта:1.Определить какие имена прилагательные автор употребляет в сказке;2.Найти имена прилагательные, относящиеся к одному имени существительному.3.Определить имена

Текст слайда:

Цели проекта:
1.Определить какие имена прилагательные автор употребляет в сказке;
2.Найти имена прилагательные, относящиеся к одному имени существительному.
3.Определить имена прилагательные, употребленные в переносном значении;
4.Определить имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы;
5. Выделить устаревшие слова и определить их значение.


Слайд 3

План работы над проектом:1. Перечитать сказку А.С Пушкина.2. Найти имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с

Текст слайда:

План работы над проектом:
1. Перечитать сказку А.С Пушкина.
2. Найти имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными.
3. Подобрать имя прилагательное к имени существительному и записать полученные словосочетания.
4. Записать имена прилагательные, употребленные в переносном значении.
5. Выбрать и записать имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы.
6. Выбрать и записать имена прилагательные, к которым можно подобрать антонимы.
7. Подчеркнуть устаревшие имена существительные и выяснить их значение.
8. Сделать выводы.
9. Подготовить иллюстрации к словосочетаниям.
10. Представить проект в классе.


Слайд 4

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ПОДОБРАННЫЕ К ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУМоресинееглубокоеКорыто неспокойноеновоеразбитое

Текст слайда:

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ПОДОБРАННЫЕ К ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ

Море

синее

глубокое

Корыто

неспокойное

новое

разбитое


Слайд 5

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ПОДОБРАННЫЕ К ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУСлово – ласковое, доброе, нужное.Сапожки – красные, кожаные,

Текст слайда:

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ПОДОБРАННЫЕ К ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ

Слово – ласковое, доброе, нужное.
Сапожки – красные, кожаные, высокие.
Ворота – тёсовые, дубовые, расписные.


Слайд 6

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ПОДОБРАННЫЕ К ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУЗолотаяНе простаяСварливаяПроклятаярыбкастаруха

Текст слайда:

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ПОДОБРАННЫЕ К ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ

Золотая
Не простая
Сварливая
Проклятая

рыбка

старуха


Слайд 7

Синее море, ветхая землянка,разбитое корыто,морская трава, золотая рыбка,ласковое слово,человечий голос, великое чудо,сварливая баба,СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Текст слайда:

Синее море,
ветхая землянка,
разбитое корыто,
морская трава,
золотая рыбка,
ласковое слово,
человечий голос,
великое чудо,
сварливая баба,

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ


Слайд 8

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ кирпичная труба,тесовые ворота,чёрная крестьянка,столбовая дворянка,дорогая душегрейка,парчовая кичка,золотые перстни,красные сапожки, усердные слуги,

Текст слайда:

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

кирпичная труба,
тесовые ворота,
чёрная крестьянка,
столбовая дворянка,
дорогая душегрейка,
парчовая кичка,
золотые перстни,
красные сапожки, усердные слуги,


Слайд 9

СЛОВОСОЧЕТАНИЯвольная царица,целое царство,печатный пряник,заморские вины,грозная стража,старый невежа,царские палаты,морская владычица,чёрная буря,сердитые волны.

Текст слайда:

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

вольная царица,
целое царство,
печатный пряник,
заморские вины,
грозная стража,
старый невежа,
царские палаты,
морская владычица,
чёрная буря,
сердитые волны.


Слайд 10

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, УПОТРЕБЛЁННЫЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ Сердитые (волны) – очень высокие волны Золотая (рыбка) – рыбка покрытая

Текст слайда:

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, УПОТРЕБЛЁННЫЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ

Сердитые (волны) – очень высокие волны
Золотая (рыбка) – рыбка покрытая золотистой чешуёй
Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море
(Пряник) печатный – пряник с оттиснутым рисунком или буквами
Чёрная крестьянка – бедная крестьянка
Прямой простофиля – доверчивый, несообразительный


Слайд 11

ПОДБОР АНТОНИМОВ К ИМЕНАМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ Низкая (землянка) – высокий (терем) Чёрная (крестьянка) – столбовая (дворянка) Новое (корыто)

Текст слайда:

ПОДБОР АНТОНИМОВ К ИМЕНАМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ

Низкая (землянка) – высокий (терем)
Чёрная (крестьянка) – столбовая (дворянка)
Новое (корыто) – разбитое (корыто)
Великое – маленькое ( чудо )
Дорогой – дешёвой ( ценой)


Слайд 12

ПОДБОР СИНОНИМОВ К ИМЕНАМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ Грозный - сердитыйВеликое – огромное, необыкновенное. Ветхая – стараяЛасковое – доброеЗаморская -

Текст слайда:

ПОДБОР СИНОНИМОВ К ИМЕНАМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ

Грозный — сердитый
Великое – огромное, необыкновенное.
Ветхая – старая
Ласковое – доброе
Заморская — иностранная


Слайд 13

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА – ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ Чупрун – чуб, хохол Кичка – старинный женский головной убор Душегрейка –

Текст слайда:

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА – ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Чупрун – чуб, хохол
Кичка – старинный женский головной убор
Душегрейка – тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади
Светёлка – светлая комната, отделённая сенями от кухни
Старче – старичок


Слайд 14

УСТАРЕВШИЕ ФОРМЫ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХЖемчуги – драгоценности (жемчуг) Палаты - жилые каменные или кирпичные сооруженияВины –

Текст слайда:

УСТАРЕВШИЕ ФОРМЫ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Жемчуги – драгоценности (жемчуг)
Палаты — жилые каменные или кирпичные сооружения
Вины – вино
Вороты – ворота
На посылках – на службе
Очи – глаза


Слайд 15

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ?Предложение без прилагательного как торт без украшения.Прилагательные в русском языке играют очень большую роль.

Текст слайда:

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ?

Предложение без прилагательного как торт без украшения.
Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного. 


Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствую я вас, друзья,
В этот прекрасный день февраля.

Ребята,
прослушайте отрывок из литературного произведения и скажите, что это за
произведение и кто автор.

(звучит
аудиозапись с отрывком из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина)

2. Самоопределение к деятельности.

    — Скажите, какую часть речи использует
автор для полноты и красочности произведения.

— Имя
прилагательное.

3.
Актуализация знаний.


Давайте вспомним, какая часть речи называется именем прилагательное?


Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопрос какой?
какое? какая? какие? чей? и обозначает признак предмета.


Опираясь на ваши ответы, попробуйте сформулировать тему урока.

(Дети
формулируют тему урока)

(Открываю
ставни, на доске портер Пушкина А. С., написана тема урока, внизу доски
нарисовано сине-белое море)

 
— Сегодня на уроке мы с вами исследуем имена прилагательные в «Сказке о рыбаке
и рыбке» А. С. Пушкина и создадим проект.

4.
Работа по теме урока

-Давайте
зачитаем план нашего исследования.

(Написан
на доске. Один ученик зачитывает.)

План
исследования

1.    
Перечитать
отрывок из сказки

2.    
Найти
устаревшие словосочетания.

3.    
Подобрать
прилагательные к слову.

4.    
Найти
ошибки в тексте.

5.    
Найти
имена прилагательные, употребленные в переносном значении.

6.    
Подобрать
к ним синонимы и антонимы.

7.    
Проиллюстрировать
составленные предложения.

8.    
Сделать
вывод.

9.    
Защитить
проект.

— Работать
сегодня на уроке мы будем в группах по этому плану: 1 ряд – 1 группа, 2
ряд-вторая, и 3 ряд – 3 группа.
 Свое исследование мы будем записывать на
волшебных листах (каждой группе раздается лист формата А4)

А сейчас я хочу
проверить, насколько хорошо вы помните эту сказку.
Посмотрите, на ваших
листах разбросаны слова.
Вам нужно
составить словосочетания. Стрелочками соедините каждое имя существительное с
подходящим по смыслу именем прилагательным из сказки.

1
группа

(Ветхая)
землянка,


(сварливая)баба,

…(грозная)стража,

…(черная)
крестьянка,


(синее) море,

2 группа


(золотая) рыбка,

…(парчовая)
кичка,

…владычица(морская),


(новое) корыто,

…(соболья)
душегрейка,

3 группа

 …
(золотые) перстни,

…сердитые
(волны),


(ласковое) слово,


(тесовые) ворота,

…(старый)
невежа.


Первая группа
, зачитайте какие словосочетания у вас получились.

— Вторая
группа…

— Третья
группа….

— Ребята, встретились
ли вам незнакомые слова? Первая группа, назовите. Вторая группа. Третья группа.

— А как называют
такие слова? (устаревшие)

— У вас на партах
лежит текст «Сказки о рыбаке и рыбке». Найдите и выпишите из сказки не менее
трех устаревших слов или словосочетаний:

Заморские
вина
– иностранные,
чужеземные.

Парчовая
кичка на маковке
 –
кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который
полностью скрывал волосы, сделанный из парчи (шёлка, расшитого золотой нитью) и
надетый на макушку.

Печатный
пряник
– мучное кондитерское
изделие, выпекаемое из специального пряничного теста, изготавливается с
помощью пряничной доски. Пряник с выдавленными знаками, узорами.

Тесовые
вороты
– ворота из
тонких досок древесины хвойных пород.

Чёрная
крестьянка

крестьянка, проживавшая на свободных от помещика землях.

Ветхая
землянка
 –
разрушающаяся, пришедшая в негодность.

Владычица – повелительница, властелина.

Душегрейка – старинная женская одежда в виде
короткой женской кофты без рукавов.

Заморский – привезённый из-за моря, из заграницы.
Землянка – жильё, вырытое в земле.

Корыто – большой продолговатый открытый сосуд
для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого
пополам и выдолбленного бревна, позднее из оцинкованного железа.

Столбовая
дворянка
 –
потомственная дворянка.

— 1 группа, прочитайте,
какие устаревшие слова вы выписали? 2 группа?  3 группа?

— Посмотрите на экран, на нём появилось одно из устаревших слов
(слайд 1)

— Кто из вас знает значение слова «кичка»?

— В сказке вы встречали словосочетание «парчовая кичка»

— Подумайте, что это такое?

-Куда мы можем обратиться, чтобы проверить правильность наших
определений?

5. Работа
со словарем.


Правильно! Мы можем обратиться к толковому словарю!


У первой и второй группы на партах лежат толковые словари с закладками.

1
группа находит значение слова «парча», вторая группа значение слова «кичка», а
третья группа – из предложенных картинок, должна выбрать именно ту, которая
обозначает это словосочетание.


Слова найдены. Начнем с 3 группы. Покажите ту картинку, которую вы выбрали.


Теперь мы узнаем значение слова «парча». На экране вы можете посмотреть как
выглядит эта ткань. А что же означает «кичка»? Посмотрите, на экране появилось
значение слова «парчовая кичка». Запишите на листах значение словосочетания
«парчовая кичка»

— Как вы думаете,
почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов?


Великий русский поэт употребил в сказке много старинных слов, чтобы приблизить
свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно
описать жизнь героев того времени, их характер (характер старухи и старика,
гнев рыбки и т.д.)

— Посмотрите на экран? Что на нём изображено? (слайд 2)

— На нём изображено море.

— Какое прилагательное употребил автор к слову «море»

-Море
синее.


Правильно! А какое еще может быть море?


Каждая группа записывает не менее пяти прилагательных к слову море на листах.

-Чёрное,
волнующееся, огромное, необъятное…

— Скажите сложно вам было подобрать имена прилагательные?

— В
«Словаре эпитетов русского языка» вы можете найти 138 определений к слову море!(слайд
3)

(например… безмолвное, беспокойное, беспощадное,  буйное,
бунтующее, величавое, взволнованное, встревоженное…)

5.
Физкультминутка.

Сказка
даст нам отдохнуть
Отдохнем — и снова в путь!

(Встаем, выходим
из-за парт. Все упражнения выполняем только руками)

Рыбка
плавает в водице,

(Плавные движения
кистями)

Рыбке
весело играть

(Плавные движения
кистями)

Рыбка,
рыбка, озорница,

(погрозить пальчиком)

Мы хотим
тебя поймать

(хлопок
«круглыми» ладошками)

Рыбка
спинку изогнула

(Выгнуть кисти,
пальчики вниз)

Крошку
хлебную взяла

(имитировать
движение пальчиками)

Рыбка
хвостиком махнула

(Сложить ладошки
вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла.
(спрятать ручки)

6. Продолжение работы по теме урока

Продолжаем
наше исследование.

У меня
в руках отрывок из нашей сказки и мне нужен помощник, чтобы проверить все ли окончания
имен прилагательных написаны правильно и исправить ошибки, если это будет
необходимо

 (Выходит
ученик)

—  Прочитай
отрывок.

“Воротился старик
ко старухе,
Что ж он видит? Высокая терем
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотой перстни,
На ногах красная сапожки”

— У каких
прилагательных заметили ошибки?

— Как мы определяем
окончание имен прилагательных?

(Правописание
окончаний прилагательных зависит от грамматических признаков слова – его рода,
числа, падежа. Определить окончание прилагательного можно наиболее простым
способом – достаточно подобрать нужную форму вопроса к прилагательному.
Окончание вопроса будет совпадать с окончанием прилагательного)

— Находим
существительное, к которому относится прилагательное и определяем его падеж,
род и число.


Выпишите словосочетания, исправляя окончания у имен прилагательных, рядом
укажите падеж, род и число.

(Ученик
на доске, остальные на листах)

Высокий
терем – это окончание  В.п., м.р, ед.ч, так как сущ. стоит в В. п., м.р., ед.ч

Золотые
перстни – В.п., мн.ч

Красные
сапожки –В. п., мн.ч


Ребята как вы понимаете фразу «золотые руки»? В каком значении употреблено
здесь имя прилагательное? (в переносном значении)

— Сейчас каждой
группе нужно выписать из текста  словосочетания, в которых имена прилагательные
употреблены в переносном значении.

Золотая (рыбка)

Волшебная рыбка, исполняющая
желания.

Чёрная (крестьянка)

Простолюдинка, принадлежащая к
черни.

Столбовая (дворянка)

Дворянка старинного и знатного
рода.

Печатный (пряник)

Пряник с оттиснутым
(отпечатанным) рисунком или буквами.

Чёрная (буря)

Ветер разрушительной силы,
поднимающий чёрную пыль.

Сердитые (волны)

Огромные волны.

Прямой (простофиля)

Простак, недалёкий человек.

— 1 группа
зачитайте, что вы выбрали? 2 группа? 3 группа?

 — Скажите, в
какой землянке жили старик со старухой?

— В ветхой
землянке

— Какое близкое по
значению прилагательное я могу подобрать к слову «ветхая»

— Старая?

— Что мы сейчас
подобрали?

-Синоним.

— А какое
прилагательное противоположно по значению слову «ветхая»

— Новая

— Что мы в этом
случае подобрали?

— Антоним

У вас на листах написаны
имена прилагательные из сказки, подберите и запишите к каждому синонимы и
антонимы:

Слово

Синоним

Антоним

Ласковое (слово)

Доброе

Грубое, злое

Разбитое (корыто)

Ветхое, старое

Новое, целое

Старый (невежа)

Пожилой

Молодой

Глубокое (море)

Огромное

Мелкое

Дорогая (цена)

Высокая

Низкая

Высокий (терем)

Большой, огромный

Низкий, маленький

Грозная (царица)

Жестокая, суровая

Добрая, милосердная

7. Подведение итогов урока.

— Творчество какого писателя мы вспоминали сегодня на уроке?

— Какие имена прилагательные употребил А. С. Пушкин в «Сказке о
рыбаке и рыбке»?

— Попрошу одного человека из группы выйти к доске и показать,
получившийся проект.

— Ребята, скажите, мы справились с исследованием?

8. Домашнее задание.

— Домашнее задание: закончить проект: составить и записать текст
из трех предложений, используя устаревшие словосочетания из сказки и
проиллюстрировать его.

9. Рефлексия.

— Ребята, у вас на столах лежат рыбки разного цвета. Оцените вашу
работу.

Если исследование было интересным и познавательным – прикрепите на
доску «золотую рыбку»

Если вам было сложно и не очень интересно – прикрепите оранжевую
рыбку

Если вам было совсем не интересно и вы не узнали ничего нового, то
отпустите в наше море красную рыбку

— Представьте,
что вы поймали золотую рыбку, чтобы вы у неё попросили?


Оценки за работу на уроке.

10.
Заключительное слово учителя:

— Наш
урок подошёл к концу. Спасибо за хорошую работу. Я получила огромное
удовольствие, надеюсь, что вы узнали много нового.


Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина Братчикова Есения 4а класс МАОУ «ООШ № 7» Руководитель: Белозёрова Н.Н.

Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Братчикова Есения

4а класс МАОУ «ООШ № 7»

Руководитель: Белозёрова Н.Н.


 Русский   язык   - это прежде всего Русский   язык   - это прежде всего Пушкин  — нерушимый Пушкин  — нерушимый причал   русского   языка . Л.Н.Толстой.

Русский   язык   — это прежде всего

  • Русский   язык   — это прежде всего

Пушкин  — нерушимый

  • Пушкин  — нерушимый

причал   русского   языка .

Л.Н.Толстой.


 Актуальность темы . Современные школьники чтению художественных произведений сегодня отводят совсем немного времени. Но мы должны знать свой родной русский язык. Заботиться о том. чтобы наша речь была культурной, грамотной, красивой, понятной для окружающих. Чтобы этого достичь, нужно больше читать произведений – классиков и расширять знания о языке. На примере произведения А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке » можно попробовать показать как автор, используя такую часть речи, как имя прилагательное, позволяет нам увидеть в этом произведении красоту русского языка.

Актуальность темы .

Современные школьники чтению художественных произведений сегодня отводят совсем немного времени. Но мы должны знать свой родной русский язык. Заботиться о том. чтобы наша речь была культурной, грамотной, красивой, понятной для окружающих.

Чтобы этого достичь, нужно больше читать произведений классиков и расширять знания о языке.

На примере произведения А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке » можно попробовать показать как автор, используя такую

часть речи, как имя прилагательное, позволяет нам увидеть в этом произведении красоту русского языка.


 Гипотеза. Если современные дети будут больше читать классических произведений русских писателей, то .. 1. Расширят свой словарный запас, будут больше знать. 2. Появится интерес к поэзии. 3. Научатся ценить, понимать и любить красоту русского языка. Проведённая исследовательская работа научит меня работать с текстом, логически мыслить , по- другому смотреть на литературное произведение.

Гипотеза.

Если современные дети будут больше читать классических произведений русских писателей, то ..

1. Расширят свой словарный запас, будут больше знать.

2. Появится интерес к поэзии.

3. Научатся ценить, понимать и любить красоту русского языка.

Проведённая исследовательская работа научит меня работать с текстом, логически мыслить , по- другому смотреть на литературное произведение.


Цели. 1.Глубже познакомиться с произведением А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 2.Усвоить знания об имени прилагательном на примере произведения  А.С.Пушкина.

Цели.

1.Глубже познакомиться с произведением А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

2.Усвоить знания об имени прилагательном на примере произведения  А.С.Пушкина.


Задачи. Научиться работать с текстом. Найти имена прилагательные , которые употреблены вместе с именами существительными. Определить какие прилагательные употреблены в переносном значении . Подобрать синонимы и антонимы. Установить значение устаревших слов.

Задачи.

  • Научиться работать с текстом.
  • Найти имена прилагательные , которые употреблены вместе с именами существительными.
  • Определить какие прилагательные употреблены в переносном значении .
  • Подобрать синонимы и антонимы.
  • Установить значение устаревших слов.


 План работы над проектом. Перечитать сказку А.С.Пушкина . Найти имена существительные, употреблённые с именами прилагательными. Подобрать имя прилагательное к имени существительному. Записать составленные словосочетания. Записать имена прилагательные, употреблённые в переносном значении. Записать устаревшие формы слов. И найти их значение. Выбрать и записать имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы. Подготовить творческие задания для класса по данной теме.

План работы над проектом.

  • Перечитать сказку А.С.Пушкина .
  • Найти имена существительные, употреблённые с именами прилагательными.
  • Подобрать имя прилагательное к имени существительному.
  • Записать составленные словосочетания.
  • Записать имена прилагательные, употреблённые в переносном значении.
  • Записать устаревшие формы слов. И найти их значение.
  • Выбрать и записать имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы.
  • Подготовить творческие задания для класса по данной теме.


Объект изучения: текст «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина Предмет изучения: имена прилагательные

Объект изучения:

текст «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Предмет изучения:

имена прилагательные


Литература Интернет ресурсы. https://ru.wikipedia.org/ http://ency.info/slovesnost/avtorskie-skazki/612-skazki-a-s-pushkina Словарь русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля Текст произведения « Сказка о рыбаке и рыбке » А.С.Пушкина .

Литература

  • Интернет ресурсы. https://ru.wikipedia.org/
  • http://ency.info/slovesnost/avtorskie-skazki/612-skazki-a-s-pushkina
  • Словарь русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля
  • Текст произведения

« Сказка о рыбаке и рыбке » А.С.Пушкина .


«Сказка о рыбаке́ и рыбке» — написана  14 октября 1833 года. Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» взят из сборника сказок братьев Гримм, из померанской сказки «О рыбаке и его жене» Пушкин заменил западноевропейский колорит народным русским.

«Сказка о рыбаке́ и рыбке» — написана 

14 октября 1833 года.

Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» взят из сборника сказок братьев Гримм, из померанской сказки «О рыбаке и его жене» Пушкин заменил западноевропейский колорит народным русским.


1. Прочитала сказку А.С.Пушкина «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин использует в сказке много прилагательных. При изучении темы «Имя прилагательное», узнала, что прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже, чтобы сделать его ярче, выразительнее.

1. Прочитала сказку А.С.Пушкина «Сказку о рыбаке и рыбке»

А.С. Пушкин использует в сказке много прилагательных.

При изучении темы «Имя прилагательное», узнала, что прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже, чтобы сделать его ярче, выразительнее.


1. Нашла имена существительные, которые употребляются с именами прилагательными. В «Сказке о рыбаке и рыбке» прилагательные передают цвет, состояние предмета , материал, из которого изготовлен предмет, внешний вид ,характер героев. Корыто Море синее разбитое новое глубокое неспокойное

1. Нашла имена существительные, которые употребляются с именами прилагательными.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» прилагательные передают цвет, состояние предмета , материал, из которого изготовлен предмет, внешний вид ,характер героев.

Корыто

Море

синее

разбитое

новое

глубокое

неспокойное


рыбка старуха золотая сварливая непростая проклятая ворота сапожки тёсовые красные дубовые кожаные расписные. высокие труба слово кирпичная доброе ласковое белёная нужное

рыбка

старуха

золотая

сварливая

непростая

проклятая

ворота

сапожки

тёсовые

красные

дубовые

кожаные

расписные.

высокие

труба

слово

кирпичная

доброе

ласковое

белёная

нужное


Вот такие словосочетания получились: морская трава, человеческий голос, великое чудо, кирпичная труба, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, усердные слуги , вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны, старый невежа

Вот такие словосочетания получились:

морская трава, человеческий голос, великое чудо, кирпичная труба, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, усердные слуги , вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны, старый невежа


Вывод. Автор употребил именно такие имена прилагательные с целью приближения сказки к русской народной . Он хотел описать жизнь того времени.

Вывод.

Автор употребил именно такие имена прилагательные с целью приближения сказки к русской народной . Он хотел описать жизнь того времени.


2. Найти имена прилагательные, которые употреблены в переносном значении? золотая рыбка прямой простофиля ветхая землянка великое чудо чёрная крестьянка столбовая дворянка печатный пряник чёрная буря сердитые волны.

2. Найти имена прилагательные, которые употреблены в переносном значении?

золотая рыбка прямой простофиля

ветхая землянка великое чудо чёрная крестьянка столбовая дворянка печатный пряник чёрная буря сердитые волны.


Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу. Ветхая землянка - старая землянка; Разбитое корыто - поломанное корыто; Ласковое слово - доброе слово; Сварливая баба - недовольная баба; Усердные слуги - старательные слуги; Красные сапожки - алые сапожки; Грозная стража - суровая стража; Вольная царица - свободная царица.

Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу.

Ветхая землянка — старая землянка; Разбитое корыто — поломанное корыто; Ласковое слово — доброе слово; Сварливая баба — недовольная баба; Усердные слуги — старательные слуги; Красные сапожки — алые сапожки; Грозная стража — суровая стража; Вольная царица — свободная царица.


Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Ветхая землянка – новая землянка; Ласковое слово – грубое слово; Великое чудо – незначительное чудо; Старый невежа – молодой невежа; Разбитое корыто-целое корыто; Сварливая баба - довольная баба.

Антонимы это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

Ветхая землянка – новая землянка; Ласковое слово – грубое слово; Великое чудо – незначительное чудо; Старый невежа – молодой невежа; Разбитое корыто-целое корыто; Сварливая баба — довольная баба.


В ходе чтения сказки нами были выделены формы устаревших слов : Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, именно такие прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер .Например - характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.

В ходе чтения сказки нами были выделены

формы устаревших слов :

Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, именно такие прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер .Например — характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.


Устаревшие слова Чупрун – прядь волос, спадающая на лоб; (« Она бьёт их, за чупрун таскает». А.С.Пушкин) Кичка – старинный русский праздничный головной убор   замужней женщины, шапочка, часто с двумя выдавшимися вперед остриями. ( « На крыльце стоит его старуха. В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка». А.С. Пушкин ) Землянка- крытое углубление в земле, вырытое для жилья. Очи- это глаза . « Лишь с очей прогнать его велела,..» А.С. Пушкин

Устаревшие слова

Чупрун – прядь волос, спадающая на лоб;

(« Она бьёт их, за чупрун таскает». А.С.Пушкин)

Кичка – старинный русский праздничный головной убор   замужней женщины, шапочка, часто с двумя выдавшимися вперед остриями.

( « На крыльце стоит его старуха.

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка».

А.С. Пушкин )

Землянка-

крытое углубление в земле, вырытое для жилья.

Очи-

это глаза . « Лишь с очей прогнать его велела,..» А.С. Пушкин


Корыто - продолговатый сосуд выдолбленный из широкого бревна, для стирки белья и других домашних надобностей. короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки. Её носили женщины в холодную погоду. Душегрейка «В дорогой собольей душегрейке…» А.С. Пушкин Палаты - жилое помещение, высокое, большое, богато украшенное. Светёлка – светлая комната, отделённая сенями от   Тесовые вороты- ворота, сделанные из тонких обработанных досок Перед ним изба со светелкой , С кирпичною, беленою трубою, С дубовыми, тесовыми вороты.. А.С. Пушкин

Корыто —

продолговатый сосуд выдолбленный из широкого бревна, для стирки белья и других домашних надобностей.

  • короткая свободная кофта, собранная в верхней части

в мелкие складки. Её носили женщины в холодную погоду.

Душегрейка

«В дорогой собольей душегрейке…» А.С. Пушкин

Палаты

— жилое помещение, высокое, большое, богато украшенное.

Светёлка – светлая комната, отделённая сенями от

Тесовые вороты- ворота, сделанные из тонких обработанных досок

Перед ним изба со светелкой ,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты.. А.С. Пушкин


Печатный пряник-  пряник с выдавленными узорами, знаками Жемчуги – драгоценности (жемчуг) Вины – вино На посылках – на службе Столбовая дворянка-  потомственная дворянка Владычица   – повелительница, властелина. Заморский  – привезённый из-за моря, из заграницы.

Печатный пряник-  пряник с выдавленными узорами, знаками

Жемчуги – драгоценности (жемчуг)

Вины – вино

На посылках – на службе

Столбовая дворянка-  потомственная дворянка

Владычица   – повелительница, властелина.

Заморский  – привезённый из-за моря, из заграницы.


Выводы: Работая над данным проектом, я поняла, что особую красоту сказки А.С Пушкина придают прилагательные, которые были использованы автором. Они играют роль эпитетов, предают особый яркий образ и легко запоминаются. К прилагательным можно подобрать синонимы и антонимы. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного. Несмотря на то, что сказка написана почти двести лет назад и в ней встречается много устаревших слов и понятий, ее язык легок и его без труда понимают даже самые маленькие читатели. Это сказка, которую хочется читать вновь и вновь. Благодаря её я расширила свой словарный запас, научилась делать выводы.

Выводы:

Работая над данным проектом, я поняла, что особую красоту сказки А.С Пушкина придают прилагательные, которые были использованы автором.

Они играют роль эпитетов, предают особый яркий образ и легко запоминаются. К прилагательным можно подобрать синонимы и антонимы.

Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.

Несмотря на то, что сказка написана почти двести лет назад и в ней встречается много устаревших слов и понятий, ее язык легок и его без труда понимают даже самые маленькие читатели. Это сказка, которую хочется читать вновь и вновь. Благодаря её я расширила свой словарный запас, научилась делать выводы.


 Планирую продолжить исследования языковых особенностей на примере других произведений А. С. Пушкина

Планирую продолжить исследования языковых особенностей на примере других произведений

А. С. Пушкина


Прилагательные в переносном значении в сказке о рыбаке и рыбке

Проект по русскому языку на тему: Имена прилагательные в «Сказке о...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Проект по русскому языку на тему: Имена прилагательные в «Сказке о

    Описание слайда:

    Проект
    по русскому языку на тему:

    Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

    Выполнил: ученик 4 «а» класса
    Бражников Никита.
    Проверил: учитель Санжаровская О.М.

  • 2 слайд

    Цель проекта:.1.Определить какие имена прилагательные автор употребляет в с

    Описание слайда:

    Цель проекта:
    .

    1.Определить какие имена прилагательные автор употребляет в сказке;

    2.Определить имена прилагательные, употребленные в переносном
    значение;

    3.Определить имена прилагательные, к которым можно подобрать
    синонимы и антонимы.
     

  • 3 слайд

    В 1830­е годы Пушкин начинает писать сказки для детей :  «Сказку о рыбаке р

    Описание слайда:

    В 1830­е годы Пушкин начинает писать
    сказки для детей :  «Сказку о рыбаке рыбке»
    (1833), «Сказку о золотом петушке» (1834),
    «Сказку о царе Салтане…» (1831) и др.
    За сказочными образами, за волшебными
    сюжетами, за происходящими чудесами и  преображениями героев прочитываются и более глубокие проблемы и темы. 
    Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» взят из сборника сказок братьев Гримм. Пушкин легко и свободно заменил западноевропейский колорит народным русским. 
    « Сказка о рыбаке и рыбке » впервые напечатана в 1835
    году в журнале «Библиотека для чтения». 
    — написана 14 октября 1833 года.

  • 4 слайд

    Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает при

    Описание слайда:

    Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

  • 5 слайд

    Задание 1.Сначала я прочитал сказку и нашел какие имена прилагательные исп

    Описание слайда:

    Задание 1.

    Сначала я прочитал сказку и нашел какие имена прилагательные использовал А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке».

    Потом я выписал имена прилагательные, которые употребляются чаще всего.

    ветхая новое чёрная
    вольная ласковое заморские синее царские золотая дорогой

    Затем назвал имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с этими именами прилагательными?

  • 6 слайд

    Задание 2.Подберите к каждому имени существительному подходящее по смысл

    Описание слайда:

    Задание 2.

    Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запишите составленные словосочетания.

  • 7 слайд

    Синее море, ... землянка, ... корыто, … трава, … рыбка, …слово, … голос, …ч

    Описание слайда:

    Синее море, … землянка, … корыто,
    … трава, … рыбка, …слово, … голос,
    …чудо, …корыто, … баба; …, … труба; …, … вороты, … крестьянка,
    … дворянка, ….душегрейка, … кичка, … перстни, … сапожки, … слуги,
    … царица, … царство, … пряник,
    … вины, … стража, … невежа,
    … палаты, … владычица, … буря,
    … волны.

  • 8 слайд

    ПроверкаСинее море, ветхая землянка, разбитое корыто, мо

    Описание слайда:

    Проверка
    Синее море, ветхая землянка,
    разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба; кирпичная, белёная труба; дубовые, тесовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

  • 9 слайд

    Ветхая землянка -…….Золотая рыбка - ………………..Ласковое слово- ……………….Челове

    Описание слайда:

    Ветхая землянка -…….
    Золотая рыбка — ………………..
    Ласковое слово- ……………….
    Человеческий голос- ………..
    Сварливая, проклятая баба -…………..
    Беленая труба- ………………
    Соболья душегрейка- ……………..
    Золотые перстни-……………..
    Задание 3.
    К именам прилагательным подобрал синонимы.

  • 10 слайд

    ПроверкаВетхая землянка -старая, дряхлаяЗолотая рыбка - драгоценная, прекрас

    Описание слайда:

    Проверка
    Ветхая землянка -старая, дряхлая
    Золотая рыбка — драгоценная, прекрасная
    Ласковое слово- доброе слово
    Человеческий голос- людской
    Сварливая, проклятая баба -жадная, скупая
    Беленая труба- беленная
    Соболья душегрейка- соболиная
    Золотые перстни-дорогие, драгоценные

  • 11 слайд

    Ветхая землянка -…. землянка Разбитое корыто-… корыто Ласковое слово- … слово

    Описание слайда:

    Ветхая землянка -…. землянка
    Разбитое корыто-… корыто
    Ласковое слово- … слово
    Великое чудо-… чудо
    Черная крестьянка -…. крестьянка
    Черная буря- ….буря
    Старый невежа- …. невежа
    Сердитые волны- …. волны

    Задание 4.
    К именам прилагательным подобрал антонимы.

  • 12 слайд

    ПроверкаВетхая землянка -старая землянка Разбитое корыто-новое корыто Ласково

    Описание слайда:

    Проверка
    Ветхая землянка -старая землянка
    Разбитое корыто-новое корыто
    Ласковое слово- грубое слово
    Великое чудо-малое чудо
    Черная крестьянка -белая крестьянка
    Черная буря- белая буря
    Старый невежа- молодой невежа
    Сердитые волны- добрые волны

  • 13 слайд

    Имена прилагательные в переносном значении Сердитые (волны) – ……….. Золотая

    Описание слайда:

    Имена прилагательные в переносном значении
    Сердитые (волны) – ………..
    Золотая (рыбка) – ……..
    Чёрная (буря) – ………..
    (Пряник) печатный – ………
    Чёрная крестьянка – …………
    Прямой простофиля – …………

  • 14 слайд

    ПроверкаСердитые (волны) – очень высокие волны Золотая (рыбка) – рыбка покры

    Описание слайда:

    Проверка
    Сердитые (волны) – очень высокие волны
    Золотая (рыбка) – рыбка покрытая золотистой чешуёй
    Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море
    (Пряник) печатный – пряник с оттиснутым рисунком или буквами
    Чёрная крестьянка – бедная крестьянка
    Прямой простофиля – доверчивый, несообразительный

  • 15 слайд

    Устаревшие именасуществительныеВетхая землянка Владычица ДушегрейкаЗамо

    Описание слайда:

    Устаревшие имена
    существительные
    Ветхая землянка
    Владычица
    Душегрейка
    Заморский
    Землянка
    Корыто
    Парчовая кичка на маковке
    Печатный пряник
    Столбовая дворянка
    Тесовые вороты
    Черная крестьянка

  • 16 слайд

    Значение устаревших словосочетаний.Ветхая землянка – разрушающаяся, пришедшая

    Описание слайда:

    Значение устаревших словосочетаний.
    Ветхая землянка – разрушающаяся, пришедшая в негодность
    Владычица – повелительница
    Душегрейка- старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов
    Заморский- привезенный из-за моря, заграницы

    Землянка- жилье, вырытое в земле
    Корыто- большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна

  • 17 слайд

    Парчовая кичка на маковке – старинный женский головной убор из парчи на голо

    Описание слайда:

    Парчовая кичка на маковке – старинный женский головной убор из парчи на голове
    Печатный пряник- пряник с выдавленными узорами, знаками
    Столбовая дворянка- потомственная дворянка
    Тесовые вороты- ворота, сделанные из тонких обработанных досок
    Черная крестьянка- простая непривилегированная крестьянка

  • 18 слайд

    Подумай.Почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов? Ответ

    Описание слайда:

    Подумай.
    Почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов?

    Ответ:
    Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, именно такие прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер ( характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.)

  • 19 слайд

    Какова роль прилагательных в речи?

    Описание слайда:

    Какова роль прилагательных в речи?

  • 20 слайд

    ВЫВОД: Мы заметили, что особую красоту придают прилагательные, которые

    Описание слайда:

    ВЫВОД:

    Мы заметили, что особую красоту придают прилагательные, которые были использованы автором. Прилагательные в предложении играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Прилагательные в переносном значении в сказке о рыбаке и рыбке

  • Сейчас обучается 975 человек из 79 регионов

Прилагательные в переносном значении в сказке о рыбаке и рыбке

  • Сейчас обучается 879 человек из 81 региона

Прилагательные в переносном значении в сказке о рыбаке и рыбке

  • Сейчас обучается 1015 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Мое Оренбуржье»

  • Презентация по родному языку тему: «Жизнь и творчество писателя-фронтовика Урусова М» (10 класс)

  • 5 класс Контрольная работа по родной литературе

  • Конспект урока по родной(крымскотатарской) литературе Риваетлер-халкънынъ джанлы тарихы»(7 класс)

  • Конспект урока по родной(крымскотатарской) литературе Черкез Али»Отьмекнинъ къадири»(6 класс)

  • Методическая разработка урока. «Яҡшылыҡ»

  • Презентация по чеченской литературе на тему «Лийрбоцурш» драма(9класс)

  • Статья. Рус мәктәбендә башҡорт теле уҡытыу үҙенсәлектәре

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5447483 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Приложение для книжки в новый год с новыми сказками
  • Прилюдно как пишется или пре
  • Приключенческий юмористический детективный рассказ на английском 100 слов
  • Приложение сказки на ночь
  • Прикасался к дереву как пишется