Прилагать усилия как пишется приставка

На 8-й неделе по пятидесятнице в храмах читается повествование о том, как спаситель пятью хлебами и двумя рыбами насытил пять

На 8-й неделе по Пятидесятнице в храмах читается повествование о том, как Спаситель пятью хлебами и двумя рыбами насытил пять тысяч человек, не считая женщин и детей.

Евангелие рассказывает всего лишь о трех случаях чудесного умножения продуктов питания. На втором месте по количеству описываемых чудес находятся исцеления от беснований и физических болезней. Но на самом первом месте – чудо Откровения Божественного Логоса, Его Слово, обращенное ко всем людям без различия. Где бы Спаситель ни был, Он везде проповедовал.

Активность реакции людей на Божественные чудеса возрастает в прямо противоположном порядке. Многие слушали Христа, но мало кого Его Слово по-настоящему задевало. Огромная толпа народа, которая ходила за Ним по пятам, только и ждала, когда Иисус кого-то исцелит, чтобы этим чудом впечатлиться и прийти в восторг. Но чудо с умножением хлебов и рыб поразило иудеев настолько, что они решили без промедления сделать Господа Иисуса своим правителем, притом без всякого согласия на то с Его стороны.

Такое отношение к деяниям Спасителя показывает внутреннюю деструкцию падшего человека. С тех пор ничего не поменялось. Большая часть крещенного народа, живущая в самообольщении по поводу того, что Бог у них в душе, видит в Нем только Того, кто решит их бытовые житейские проблемы. Значительно меньшая часть пытается как-то строить свои отношения с Богом иначе, хотя в основе своих чаяний все-таки ожидает от Него того же, что и первые. Просто запросы у них выше. Таким людям нужно, чтобы Бог решал не только, а может быть даже и не столько, их материальные нужды, но отрегулировал и духовную составляющую их жизни: убрал страсти, омыл душу от грехов, насадил в сердце добродетели и проч. Притом сделал это так же, как и в случае с преумножением хлебов – воззрел, благословил и удалил все, что мешает жить и спасаться.

Чудо с умножением хлебов и рыб поразило иудеев настолько, что они решили без промедления сделать Господа Иисуса своим правителем, притом без всякого согласия на то с Его стороны.

Церковный опыт людей, достигших спасения, говорит нам, что надо как-то и самим прилагать определенные усилия в этом направлении. Но напрягать себя нам мешает «глубочайшее смирение». «Куда там нам, Господи? Мы же такие грешные, немощные, никчемные, ни на что не годные, грешнее всех грешных. Ты Всемогущий, спаси нас уж как-нибудь». Конечно, люди верующие очень разные: кто-то из нас ближе к первой категории, а кто-то ближе к следующей, о которой поговорим ниже.

Нужно сказать, что среди верующих существует и особое сословие, идентичное еврейским книжникам и фарисеям. Это «арбитры и эксперты, судьи и прокуроры», знающие ответы на все вопросы, сведущие во всех областях «духовной» жизни. Они точно знают кто в «прелести», а кто – нет, где правда, а где – ложь, где проходят границы Церкви, и где начинается ересь. Это люди, которые сами себя возвели в степень «гарантов» православного учения. Правда, среди них есть и такие, которые промыслом Божьим получили от Господа дар и благословение на то, чтобы нести людям свое пророчески-проповедническое служение. Но среди общей толпы книжников таких людей на самом деле немного.

Те, кто имеют развитый духовный вкус, могут без труда отличить проповедника от Бога от образованного (или не очень) фарисея. Послевкусие от их слов совершенно разное.

Мне приходилось слышать критические слова и читать полные невежества публикации «экспертов» с высшим богословским образованием о людях, которых я знал лично или опосредовано. Обвинения, выдвигаемые к этим праведникам, не имели под собой никаких оснований, но они легко подхватывались ветром интернета и разлетались по всему свету.

Слова Иоанна Богослова «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4:1) – были актуальны во все времена, не исключение и наше смутное время. У дьявола много слуг не только снаружи Церкви, их немало и внутри. Впрочем, так всегда было, есть и будет. Я лишь хочу обратить внимание своих читателей на один важный момент – человек, имеющий или даже только ищущий молитву, никогда много не разговаривает. Это правило. Исключение – те, кому Бог дал такое призвание.

Слова Иоанна Богослова «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4:1) – были актуальны во все времена, не исключение и наше смутное время. 

Третья категория христиан самая малочисленная. Этих людей в Церкви всегда было мало, но они основа и опора нашей Церкви. Титаны духа, имеющие множество талантов, люди, способные слышать Бога и научившиеся Ему отвечать. Жизненный путь у таких людей почти всегда трагичен. Это мужи скорби и молитвы, которые, за редким исключением, только к концу своего земного странствия обретали сердечную сладость от избытка благодати. Из них нет почти никого, кого бы при жизни не гнали, не презирали, не обзывали, не обличали в «прелести» или «ереси».

Классический пример такой жизни – преподобный Симеон Новый Богослов. Сама приставка «новый богослов» на самом деле по отношению к этому святому поначалу имела иронический характер, это была кличка, прозвище, обвинение в прелести. Все, кто только хотел, начиная от митрополита Стефана и заканчивая самым последним послушником монастыря, считали своим правом говорить о преподобном как можно больше гадостей.

К сожалению, жития святых нередко пишутся по лекалам, которые не предполагают наличие в тексте некоторых «неловких моментов» гонений от своих, присутствующих в жизни почти всех преподобных. И потому мы лишь по намекам понимаем, как на самом деле относились к преподобному Серафиму Саровскому братия и настоятель монастыря при его жизни. Только благодаря близости по времени мы знаем, как много «обличений» претерпел преподобный Иосиф Исихаст от разного рода «знатоков» духовной жизни. Та же участь была уготована и его ближайшим духовным чадам Харлампию Дионисиатскому и Ефрему Катунакскому.

Похожие обличения от членов «клуба знатоков Православия» в большом количестве принимает сейчас и наш современник старец Симеон (Безкровный). Вероятно, после кончины отца Симеона, слова его гонителей растворятся в пространстве и времени, как это тысячи раз уже было до него. Так же, как это было и с преподобным Софронием (Сахаровым). «Обличительное богословие» книжников, направленное против святого старца, звучавшее из уст весьма известных богословов при его жизни, предпочли скромно «забыть», а труды архимандрита Софрония читают и учатся по ним тому, как спасать душу.

Все это не ново. В христианской истории сирийской церкви IV-VII веков была обозначена такая ересь, которая называлась мессалианство. Сведения о ней крайне скупы и противоречивы. Были такие еретики на самом деле или нет, можно только догадываться. Скорее всего, что были. Но особого нашего внимания заслуживает тот факт, что со временем в этой ереси стали обвинять подвижников, которые имели опыт созерцательной молитвы и вышли своей душой за пределы протокольного уставного богослужения.

«Обличительное богословие» книжников, направленное против святого старца, звучавшее из уст весьма известных богословов при его жизни, предпочли скромно «забыть», а труды архимандрита Софрония читают и учатся по ним тому, как спасать душу.

Преподобный Исаак Сирин пытался вразумить настоятелей монастырей, считавших, что монах должен следовать строго букве устава, т.е. молиться в храме по расписанию или трудиться на благо материального процветания монастыря, а не заниматься каким-то там созерцанием. Но это оказалось бесполезным, настоятели были в своем праве, и монастыри жили по уставу, ими признанному. Тех же, кто хотел идти путем углубленной молитвы и созерцания, погружаясь в опыт жизни исихастов, обвиняли в мессианстве и преследовали, как еретиков.

Конечно, очень хочется, чтобы это так и осталось в истории, и нам не пришлось бы столкнуться с подобным сегодня. Ведь не сложно понять, казалось бы, простую вещь. Человеческая душа, как и все в этом мире, растет и развивается. Каждому возрасту и состоянию души присущи полезные этой душе занятия. В монашеской традиции подвижник должен проходить три ступени, на каждой из которых он занимается соответствующим этой ступени деланием.

Это:

1) общежительное житие, где на первом месте стоит послушание и приобретение начальных навыков непрестанной молитвы,

2) скитское житие, где молитве уделяется первоочередное внимание, а в качестве снисхождения к еще не окрепшей в этом делании душе прилагается физический труд,

3) отшельничество, где единственным деланием должна стать молитва с восхождением по своим ступеням внутреннего роста.

Но и к мирскому духовенству, которое трудится на приходах, имеет семьи, эти этапы также имеют самое прямое отношение. Молодые священники, которые только закончили семинарию и академию, должны и даже обязаны заниматься общественно-полезными церковными мероприятиями. Молодежки, летние лагеря, спортивные, культурные и прочие дела – это их рук дело. Священники в возрасте все же должны больше акцентировать свою духовную жизнь на молитве, все больше и глубже углубляясь в эту сферу церковной жизни, не ограничиваясь только уставными богослужениями.

К мирянам эта схема также имеет самое прямое отношение. То, что одной возрастной категории приносит пользу и имеет положительный эффект, может стать душевредным занятием для другой. Все в церковной жизни важно, но в свое время и на своем месте. Впрочем, это важно везде и всегда.

*   *   *

Нас всех привлекают чудеса. Однако важны не столько чудеса сами по себе, сколько то, чтобы сотворенное для нас Богом или по Его промыслу не пропало даром, а возросло в нас, умножилось и принесло свой плод. От чуда умножения хлебов и поисков «выгоды» от Христа, проходя через восторги чудесных проявлений милости Божией в нашей жизни, мы должны прийти к тому, что является для нас «единым на потребу» – к «благой части», которая никогда «не отнимется» от нас (Лк. 10:42).

Русский язык. Правила русского языка. Правописание.

Как написать правильно — «бессмысленный» или «безсмысленный»? Почему?

Составьте пример предложения

4

Любовь Мессинг

Ответы (9):

Share

1

Построим словообразовательную цепочку: мысль => мысл/ить => с/мыслить => смысл => бес/смысл/енн/ый.

Как видно из построенной цепочки, в заданном прилагательном две приставки, в одной из которых (первой) есть орфограмма, связанная с правописанием приставок на «з» и «с».

Здесь приставка пристыковывается ко второй приставке, состоящей из одной глухой согласной «с».

В этом случае правилами орфографии русской регламентируется приставки перед глухими согласными писать тоже с глухой согласной «с», например: беспримерный, нисходить, растревожить, бесконечность.

В заданном прилагательном также правильно писать приставку «бес-«.

Бессмысленный разговор оставил у меня неприятный осадок.

Фразеологизм «мартышкин труд» характеризует именно бессмысленный труд.

Share

5

В слове «бессмысленный» корень смысл,

бес — это приставка.

И мы видим, что буква «С» из-за приставки удваивается.

Вспоминая правила русского языка о глухих и звонких согласных, понимаем, что правильно писать бессмысленный, так как «З» мы пишем перед звонкими согласными, а первая буква корня «С» — это глухая согласная.

Пример предложения: «Слова и действия этого человека были бессмысленными только на первый взгляд.»

Вообще-то, чтобы реже ошибаться, стоит представлять себе зрительно таблицу, которая приведена ниже, тогда постепенно она впечатается в память и всегда придёт на помощь, когда сомневаешься в правописании:

Прилагать усилия как пишется приставка

Share

2

В слове «бессмысленный» (прилагательное) — две приставки – это «бес-» и «-с-», далее идет корень – «-мысл-». Но нас должна интересовать только та буква, которая находится после первой приставкой «бес(з)».

Правило на этот счет очень простое и исключений, что редко случается в русском языке, не имеет. Вот оно:

  • буква «с» на конце приставки ставится тогда, когда следующая за ней приставка или корень начинаются с глухой согласной. Буква «з» — ставится перед звонкими согласными или перед гласными.

В нашем случае вторая приставка «-с-» — это глухая согласная. Следовательно, первая приставка будет заканчиваться тоже на «с», и искомое прилагательное будем писать как – «бессмысленный».

Share

2

«Бессмысленный» или «Безсмысленный, как правильно писать, с буквой «с» или «з» в начале слова?

В данном случае мы имеем дело с правописанием приставок «бес-» и «без-«. Написание приставок «бес-» и «без-» в русском языке прописано в одном простом правиле.

Если после приставки стоит глухая согласная буква, то пишется приставка «бес-«, а если звонкая согласная — приставка «без-«.

В проверяемом нами слове после приставки следует согласная буква «с». Это глухая согласная буква.

Соответственно, правильным вариантом написания будет «Бессмысленный«, то есть с приставкой «бес-«.

Вариант написания «Безсмысленный», с приставкой «без-» является ошибочным.

Share

2

Имя прилагательное «бе(с?з?)смысленный» безусловно связывается с существительным «смысл». Всё, что находится в этом прилагательном перед корнем, является приставкой. А «с» или «з», находящаяся непосредственно перед другой «с«, — это последняя буква приставки «бе(с?з?)», она, если так можно выразиться, «передкорневая».

Далее, анализируя свойства звука «с», который слышится при произношении слова «бессмысленный», мы видим, что он глухой. Далее действует принцип «глухой перед глухим», в результате чего появляется удвоение — «сс«.

Писать «безсмысленный» нельзя. Верно — «бессмысленный».

Предложение:

  • «Ваш вопрос бессмысленный».

Share

2

Слово «бессмысленный» — прилагательное, основой корня является «мысл» ( мысль, мыслить, смысловой).

В этом слове две приставки бес/с.

По правилу русского языка, если после приставки идёт глухая согласная, то приставка «бес», если после приставки звонкая согласная или гласная, то приставка «без».

В нашем случае после приставки глухая согласная «с», используем приставку «бес».

Бессмысленный — таково правильное написание этого слова.

Бессмысленные речи характерны для человека малообразованного.

Подобные слова: беспринципный, бескорыстный, бессистемный, бесстрашный, бессовестный, но безграничный, безжалостный, безумный.

Share

2

Для того чтобы написать прилагательное «бе*смысленный» правильно, нужно сначала выделить в нем корень. В нашем слове корень «-мысл-«, а в слове имеются две приставки: «-с-» и «бес/з-«.

Чтобы выбрать правильную приставку («-бес-» или «-без-«), вспомним правило. В приставке полагается писать согласную «с» перед глухими согласными, а последующая согласная «с» как раз глухая. А это означает, что приставку «-бес-» следует писать с согласной «с», а не «з».

Правильное написание слова такое: «беСсмысленный».

Аналогично пишутся и такие слова, как бессловесный, бесполезный, бессовестный, бескорыстный, бесчеловечный.

Share

2

Если вы легко отличите глухой гласный звук от звонкого, тогда правило о написании приставок бес- и без- для вас не будет сложным. Дело в том, что перед глухими нужно писать бес-, а перед звонкими мы выбираем приставку без-. Вот и всё правило. Проиллюстрирую его примерами. Например, в слове «безрассудный» после приставки звонкий «р», поэтому пишем БЕЗ с буквой З. А вот в слове «бессмысленный» нужно выбрать приставку БЕС, ведь дальше идёт глухой С.

Share

1

Правильно пишется «беСсмысленный».Так как в данном слове корень «смысл» начинается с глухой согласной «с», то и приставка должна оканчиваться на глухой согласный, в данном случае это «с».Пример предложения: Этот разговор оказался бессмысленным-мне не удалось его переубедить.

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе

Тема:  Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож.

Вид урока: урок освоения новых знаний.

Цели урока: Вид урока: урок освоения новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-;
  • научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-;
  • научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.

Развивающие:

  • развивать память, воображение, речь.
  • развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Планируемые результаты (УУД)

Предметные: Повторить чередование гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях –лаг-,- лож- . Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:

  1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала;анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
  2. Регулятивные:искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
  3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: формировать адекватную самооценкуустойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Деятельностный компонент урока

Уметь:

— находить орфограмму;

— научиться пользоваться орфограммой при выборе гласной;

— пользоваться толковым словарем.

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

  1. Вступительное слово учителя.

В задании  есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова. (На доске слова…)

Задание №1.

ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.

Уд…вительный, увл…кательный, зап…х, с…реневый, к…бинет, в…лшебник.

Учитель. Хорошо. А по какому принципу слова распределились в две колонки? (ответы ребят: проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова)

— А теперь давайте обратим внимание на следующую группу слов. Прочитайте внимательно.

Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило.

Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.

(Запишите тему урока)

приЛАГАется  —————————  приЛОЖить

изЛАГАть ——————————- изЛОЖить

возЛАГАть—————————— поЛОЖение

приЛАГАтельное———————- сЛОЖение

Вопросы и задания учащимся:

— В какой морфеме находится орфограмма?

— Какие гласные пишутся в корнях?

— Кто  догадался, в каком случае пишется гласная а, в каком – о?

  1. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишутся  перед Г — А, перед Ж — О.
  2. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется А, если после корня суффикс А;
    О, если этого суффикса нет.
  3. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется перед ударным ГА гласный А; если нет ударного ГА, пишем О.

Сделайте вывод — сформулируйте правило

— Сравните свой вывод с тем, что предлагает учебник. Страница 168, §83.

Слово учителя. Запомните! Корни —лож— и —лаг— являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: О – в корне —лож-, А – в корне –лаг-.

  1. Выявление цели урока. С правилом мы ознакомились.

— Какая проблема стоит перед нами теперь?

— Какой цели мы должны достичь на уроке?

  1. Тренировочные упражнения
  2. Распределительный диктант (класс делится на две команды. Первая команда выписывает слова с корнем лож, вторая – с корнем лаг)
  • Записать слова (под диктовку), распределяя их в два столбика в зависимости от варианта корня. Корень обозначить графически.

Пол_жить, распол_жение, предпол_гать, изл_гать, предл_жить, пол_гать, изл_жить, прил_гательное,  предпол_жение, сл…гаемое, разл_жить, возл…гать

  1. Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.

-ЛАГ-А -ЛОЖ –

(ИСКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОГ.)

— — У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами –А –О-. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.

Прил…гательное, прил…жение, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, пол…жение, пол…жу, пол…гание, , предл…жение, предпол…жить,  предпол…гать, предпол…жение,сложение,слагаемое, разложить,излагать.

—  МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали.

Грамматическая зарядка

Задание

Если в корне “а” — хлопаем в ладоши, если в корне “о” — встаем.

  • Прил…гать усилия. Сл…жить вещи. Отл…жить празднование  Возл…гать надежды.
  • Предл…жить блины.  Безотл…гательное дело.
  • Радостное предпол…жение   Распол…житься у костра.

— Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, на мотив песни “Хороши весной в саду цветочки” (Слова на доске).

1. Мы сегодня правила учили, 2. Лаг- и лож- мы дружно изучили,
Что в корнях нам — лаг- и- лож- писать, Закрепляли в речи и письме
Суффикс находили, по нему решили, Буковки вставляли,
Букву нам какую там вставлять. Четко проверяли
3. Если суффикс – а -, И в тетрадь записывали все.
То в корне тоже.
Если нет его, то -о –пиши,
Все запомнить сможем
И себе поможем,
Все запомнят это я и ты.
  1. Лингвистическая сказка о корнях ЛАГ-ЛОЖ
  1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА О ЛАГ И ЛОЖ

В тридесятом царстве, в тридевятом государстве «Язык» жили- были, не тужили, со словами не дружили 2 брата- близнеца, одинаковых с лица, звали их Лаг и Лож.

Долго ли, коротко ли, захотелось двум братьям своему царю Русскому языку службу сослужить добрую, творить чудеса, слова создавать. Собрались они в путь долгий и пошли по непростым дорогам знаний. Три дня и три ночи шли наши герои, и вдруг встретился им на пути камень, а на нем надпись: «Направо пойдешь — приставки найдешь, налево пойдешь — суффиксы встретишь, а прямо пойдешь — на все части слова набредешь». Решили наши молодцы прямо пойти, со всеми морфемами повстречаться и образовать как можно больше слов.

Синими морями, темными лесами шли наши богатыри в страну Словообразование, наконец, добрались.

С великой радостью встретили их приставки, суффиксы и окончания, ведь именно корни являются главными частями слова. На общем совете было принято решение, подарить корню Лаг красную шапочку в виде суффикса -а-, чтобы слова, в состав которых входят эти братцы, не путались.

Так и стали жить Лаг и Лож в стране Словообразование и творить чудеса: создавать новые слова, которые по смыслу были очень похожи, но в то же время немного все-таки отличались.

Вот и сказке конец,

а кто слушал — молодец!

  • Лингвистический футбол.

От каждой команды приглашается по одному ученику к доске – он «встаёт на ворота». Команда-противник имеет в своём арсенале 5 слов на нужную орфограмму, они «забивают» вратарю пять мячей-слов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил (слова или словосочетания каждая команда может придумать сама).

  1. Расположение лагеря                       1. Прилагать усилия
  2. Слагать песни                                   2. Отложить празднование
  3. Предложить кофе                             3. Возлагать надежды
  4. Сложить вещи                                  4. Предложить блины
  5. Излагать мысли вслух                     5. Расположиться у костра
  • Загадки.

Задание: выписать слова на данную орфограмму, выделить корень. Подчеркнуть буквы о-а.

  1. Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз, лед на реке)
  2. В избе-губа, на губе — труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (печь)
  3.  Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут положу — человеку я служу. (подъемный кран)
  4. Вложу, сложу, за море пущу, и там заговорит. (письмо)
  5. Весёлое стихотворение:

На опушке в избушке

Расположились старушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке расположилась кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

  • Творческая работа.

Задание: по данной картинке придумать предложение, используя слова на данную орфограмму.

Итог урока.

— Чему учились на уроке?

— От чего зависит написание букв О–А в корнях -лаг-/-лож-?
7.  Домашнее задание даётся дифференцированно по выбору учащихся .

  • Сочините лингвистическую сказку или стишок о корнях  -лаг-  -лож-.
  • Составьте  диктант на правописание корней с чередованием а – о (25 слов)
  • Выполните упражнение № 571
  1. Рефлексия

— Каким бы вы «Смайликом» оценили свою работу на уроке?

— Мою работу?

Всего найдено: 49

Как правильно: прилагать усилия или прикладывать усилия?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: прилагать усилия. С глаголом совершенного вида приложить в значении ‘направить действие чего-л. на что-л., применить’ соотносится глагол несовершенного вида прилагать.

Добрый день, уважаемая редакция! Пожалуйста, помогите не наставить лишних запятых в посвящении к книге:

Анастасии, которая(,) благодаря неустанным усилиям перед лицом невообразимых препятствий(,) смогла донести свои потрясающие идеи до миллионов людей, и ее супругу, человеку, который всегда ее поддерживал(,) и без которого никогда
не была бы издана эта книга.

Очень жду! Заранее вам признательна ))

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Анастасии, которая, благодаря неустанным усилиям перед лицом невообразимых препятствий, смогла донести свои потрясающие идеи до миллионов людей, и ее супругу, человеку, который всегда ее поддерживал и без которого никогда не была бы издана эта книга.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно написать «чтобы», слитно или раздельно?
Мы хотим, чтобы(что бы) и наши клиенты доверились нам, и мы приложим все усилия, чтобы (что бы) оправдать высокое звание..

Ответ справочной службы русского языка

Предложение лучше перестроить и не использовать слово «чтобы» дважды.

Здравствуйте! Нужна ли запятая: Достичь определенной цели можно, только постоянно прилагая усилия? спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Запятая ставится.

Добрый день, скажите пожалуйста, в данном случае в слове «сконцентрированно» пишется -нн или -н.
Если сознательно и сконцентрированно прилагать усилия, то старая запись стирается.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: сконцентрированно.

Подскажите пожалуйста, корректно ли звучит поздравление? «Заводчанам важно сохранить эту высокую марку, которой удалось достигнуть общими усилиями».

Ответ справочной службы русского языка

Фраза построена неудачно (сочетание «достигнуть марку»).

Здравствуйте!
С товарищем по переписке продолжается спор о правописании.
Получил от него вот такой ответ: «Что бы не признавать своей вины перед родиной и моральной стороной вопроса, вы приложили все усилий! Ура Ура Ура!»
Возник вопрос о правописании и ошибках в данном предложении.
Я нашел следующие ошибки:
1 — слово «чтобы» в данном случае должно быть написано слитно;
2 — слово «родиной» должно быть написано с прописной (заглавной) буквы, поскольку в данном случае слову приписывается особый высокий смысл;
3 — местоимение Вы должно также писаться с прописной буквы;
4 — перечисление «Ура Ура Ура!» — после каждого слова «Ура!» должен ставиться восклицательный знак;
5 — запятая после слова «вопроса» не должно быть запятой.

Прошу Вас помочь с правильным написанием данного предложения с указанием на ошибки и обоснованием правописания с ссылками на пункты правил правописания.

С уважением, Николай.

Ответ справочной службы русского языка

1. Вы правы, здесь правильно слитное написание чтобы (союз чтобы, в отличие от сочетания местоимения что с частицей бы, можно заменить другим союзом – для того чтобы).

2. Приписывается ли слову особый высокий смысл, решает только автор текста. Ошибкой написание слова родина строчными не является.

3. Употребление местоимения вы вместо ты при обращении к одному лицу само по себе уже представляет проявление уважительного отношения к этому лицу. Окончательное решение о написании Вы с прописной (для подчеркивания этого уважительного отношения) принимает автор текста. Ошибкой вы со строчной тоже не является.

4. Оформление Ура Ура Ура! некорректно. Возможные варианты: Ура! Ура! Ура! или Ура, ура, ура!

5. Запятая после слова вопроса поставлена правильно (между главным и придаточным предложением в составе сложноподчиненного).

Кроме того, очевидна опечатка в слове усилия (должно быть: вы приложили все усилия). Плохо: вина перед моральной стороной вопроса, нужно было выразить мысль по-другому.

Добрый день!

Как правильно «достичь договоренности» или «достичь договоренность»?
И если какой-то из вариантов — единственно верный, то как это грамотно аргументировать?
На работе возникли споры по данному словосочетанию.
Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: достичь договоренности. В большинстве случаев глагол достичь управляет родительным падежом.

ДОСТИЧЬ, -стигну, -стигнешь; достиг, -ла, -ло; св.
1. чего.
Дойти, доехать до какого-л. места, предела. Д. берега, станции, границы. Лодка достигла середины реки. Д. за час назначенного пункта.
2. чего.
Распространяясь, дойти до кого-, чего-л. (о звуках, слухах и т.п.). Слуха достиг рокот прибоя. Молва о случившемся достигла столицы. Сплетни достигли жены.
3. чего.
Дойти до какого-л. уровня, предела в своём развитии, проявлении, в каких-л. изменениях. Д. высшей ступени развития. Мороз достиг сорока градусов. Трава достигла человеческого роста. Развитие современной техники достигло высшего уровня. Его гнев достиг наибольшего накала
(стал очень сильным).
4. чего.
Дожить до определённого возраста. Д. совершеннолетия. Д. глубокой старости. Ребенок не достиг ещё и пяти лет.
5. чего.
Добиться чего-л. своими усилиями, приобрести, получить желаемое. Д. положительного результата. Д. высокого положения. Д. успеха. Д. апогея счастья
(почувствовать себя безмерно счастливым). * Достиг я высшей власти (Пушкин).
6. кого-что. Устар.
Догнать, настичь. Достичь убегающего противника. < Достигать; Достижение (см.).

Уважаемые господа, нужна ли запятая в предложении: «Компания наращивая усилия ведет техническое перевооружение»?

Ответ справочной службы русского языка

Корректная пунктуация: Компания, наращивая усилия, ведет техническое перевооружение. Однако смысл фразы не вполне ясен — возможно, ее лучше переформулировать.

Подскажите, пожалуйста, как грамотнее: «сломать зонт» или «поломать зонт»? И почему?

Ответ справочной службы русского языка

«Поломать» может быть разговорным синонимом к глаголу «сломать».

ПОЛОМАТЬ,аю, —аешь; поломанный; -ман, -а, -о; св.
1. что.
Сломать во многих местах или всё, многое. П. все деревья, скамейки в парке. П. всю мебель. П. бока, кости кому-л.
(сильно избить кого-л.). Зубы п. обо что-л.
(затратить большие, часто напрасные усилия для овладения чем-л.).
2. кого-что. Разг.
=Сломать (1 зн.). П. винт, часы, игрушки. Медведь поломал охотника. Война поломала все планы. Жизнь его поломала. Трудно п. старые привычки.
3. что.
Ломать некоторое время. П. пальцы рук. П. голову
(подумать усиленно над чем-л., попытаться решить трудный вопрос). < Поломка (см.).

Подскажите, пожалуйста!
Именно благодаря их усилиям, а порой и подлинному героизму(,) белые пятна исчезли с карт мира.
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Запятая факультативна.

Уместно ли употреблен предлог? Какой лучше употребить?
«Приложить усилие на пристальное исследование»

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: приложить усилия к чему-либо (к исследованию).

Подскажите, правильно «сверх усилия«, «сверх-усилия» или «сверхусилия«?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Приставка сверх пишется слитно: сверхусилия.

Скажите, пожалуйста, правильно ли сказать «Сегодня ночью я снил Елену»?
или единственно правильно- «Сегодня ночью мне снилась Елена»
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Литературным является второй вариант. Первый вариант (я снил) возможен как окказионализм, в авторской речи, если говорящий (пишущий) хочет подчеркнуть, что он прикладывал определенные усилия, чтобы Елена ему приснилась.

После «почему», нужна запятая?
Почему, несмотря на все усилия, он не понял ничего?

Ответ справочной службы русского языка

Нужно либо оставить обе запятые в предложении, либо убрать их.

Обществознание – один из самых частых предметов для сдачи по выбору. Его выбирают те, кто хочет поступать на специальности права, политологии, экономики, социологии и прочие социальные сферы.

На нашем телеграм-канале уже описаны сложности и советы по сдаче ЕГЭ и ОГЭ. И пусть в этом году для многих экзамены не обязательное, скидки могут все еще пригодиться.

А сейчас давайте узнаем, какие темы этого предмета самые сложные и как грамотно к ним подготовиться.

Самые сложные темы обществознания (ЕГЭ)

Чаще всего выпускники допускают ошибки в следующих темах.

Познание

Самая частая ошибка – непонимание разницы между формами чувственного и рационального познания. 

Запомнить: к чувственным относят ощущение, восприятие, представление. В рациональным – понятие, суждение, умозаключение.

А закрепить знания поможет видеолекция об ощущении и восприятии.

Наука

Больше всего ошибок допускают в особенностях научного познания, разных научных методах и разнице между теоретическим и эмпирическим методом.

Запомнить: эмпирические методы сравнимы с чувственным познанием, а теоретические – с рациональным (если объяснять базовым языком). Эмпирические методы помогают собрать данные с помощью органов чувств (наблюдения и описания, проведение опросов, измерения и проведение опытов). Теоретические – с помощью мышления или мозга (обработка информации, ее анализ и систематизация, сравнение и т.д.).

Ценные бумаги

Очень часто школьники не могут понять разницу между акциями и облигациями, обыкновенными и привилегированными акциями.

Запомнить: при покупке акции вы наряду с другими покупателями стали владельцами компании, что дает вам право участвовать в ее управлении и получать дивиденды (часть прибыли). При покупке облигации вы становитесь кредитором компании (среди прочих таких же покупателей), что дает вам право через какое-то время получить основную сумму залога обратно вместе с процентами.

Привилегированные акции не дают право на управление компанией, однако с ними можно получать фиксированные дивиденды. Обычные акции, наоборот, дают право управлять компанией и получать нефиксированные дивиденды.

Чтобы закрепить знания и начать разбираться в ценных бумагах, посмотрите этого блогера.

Экономическая политика страны

Тема сама по себе несложная, но в ней много сложных терминов (например, монетарная, фискальная политика).

Запомнить: монетарная политика (денежно-кредитная) – регулирование денег государством без изымания и перераспределения. Ее основная задача – предотвратить или снизить инфляцию. Этим занимается Центральный банк, основные функции которого: денежная эмиссия, установление ставки рефинансирования и нормы обязательных резервов.

Фискальная политика (бюджетно-налоговая) – изъятие и перераспределение денег без изменения их количества. Этим занимается государство в виде налоговой службы (сбор денег с граждан) и министерства (распределение полученных средств на систему образования, здравоохранения, оборону и т.д.).

Налоги

Тут вызывают сложности разные виды налогов: федеральные, региональные, местные.

Запомнить: к местным налогам относят налог на имущество физлиц, земельный налог и торговый взнос («беру свою лопату, копаю картошку на огороде и продаю на рынке»). К региональным – налог на имущество организаций, транспортный, налог на игорный бизнес («еду на служебной машине в казино»). Все остальные – федеральные.

Виды республик

Из курса «Государства, его функции» у учащихся самыми частыми ошибками выступает непонимание признаков и функций государства, форм правления и государственно-территориального устройства. Особенно туго у школьников с понятиями парламентской, президентской и смешанной республики.

Запомнить: запомните, в какой республике у президента НЕТ власти распустить парламент (в президентской) и почему.

Закрепить знания поможет полезное видео о видах республик.

Политическая система

Эта абстрактная тема, вот почему ее так сложно понять. Постараемся пояснить кратко и максимально доступно. 

Запомнить: здесь про все, что связано с политикой (как и все, кто в ней задействован – политические институты из институциональной подсистемы), правила их функционирования (традиции, законы и пр.), ценности и идеи для отстаивания (культурно-идеологическая подсистема), связи между всем этим (коммуникативная подсистема).

Не забывайте, что СМИ тоже являются организациями институциональной подсистемы, а не коммуникативной, как можно было бы подумать из-за их способности налаживать связи между различными политорганизациями.

Виды избирательных систем

Запомнить: нужна логическая связка, которая поможет доступно усвоить важную информацию. Мажоритарная система представляет собой голосование за кандидатов в депутаты, в то время как пропорциональная – за списки партий.

Полномочия органов власти РФ

Одна из самых трудных тем во всем курсе предмета. Ученики часто «сыпятся» на полномочиях президента, Госдумы, Совета Федерации, высших судов и правительства. То есть все, что касается первых четырех глав Конституции страны.

Нет никаких советов и логики особой нет. Поэтому просто вызубрите этот вопрос. Возможно, видео поможет вам лучше разбираться в этом вопросе.

Виды правонарушений

Проблемы не столько с пониманием содержания, сколько с большим объемом. Абитуриенты могут путать разные виды правонарушений и юридической ответственности.

Нужно просто выучить. А поможет видеоролик.

Юридические лица

Очень много страшных и незнакомых слов, которые сложно запомнить. К тому же, часто учителя эту тему плохо освещают в школах, сами не разбираясь в понятия субсидиарной ответственности, уставного капитала, пай, учредители, доля и т.д.

Только учить! А в видеоролике собраны качественные и понятные примеры и разъяснения темы.

Уголовный и гражданский кодекс

Часто ученики смешивают участников разных процессов и путают понятия. Например, истцы у них могут участвовать в уголовном процессе, а защитники – в гражданском.

Тут тоже можно посоветовать только учить и разбираться. С особенностями гражданского процесса придется разбираться самостоятельно или попросить тех, кто в теме. А про особенности уголовного процесса хорошо показано и рассказано в видео.

    Темы эссе по обществознанию на ЕГЭ

    Темы поделены на основные блоки:

    1. Философия
    2. Социальная психология
    3. Экономика
    4. Социология
    5. Политология

    В рамках каждого есть цитата, в рамках которой учащемуся предлагают поразмышлять и применить свои знания предмета. Вот список всех основных тем для сдачи ЕГЭ по обществознанию для самостоятельной подготовки к сочинению в 2020 году.

    Темы эссе по философии

    • «Человек немыслим вне общества». Л. Толстой
    • «Человек имеет значение для общества лишь постольку, поскольку он служит ему». А. Франс
    • «Только тот постигает истину, кто внимательно изучает природу, людей и самого себя». Н.Н. Пирогов
    • «История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело». П. Сартр
    • «История – это правда, которая становится ложью. Миф – это ложь, которая становится правдой». Ж. Кокто
    • «Мир, в котором зло одерживало бы верх над добром, не существовал бы или исчез бы». Э. Ренан
    • «Видеть и чувствовать – это быть, размышлять – это жить». У. Шекспир
    • «Наши взгляды, как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим». А. Поп
    • «Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было избежать». Б. Рассел
    • «Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить». И. Бердяев
    • «Общество не обязательно соответствует политическим границам». С. Тернер
    • «Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и напротив, находить место этим фактам в системе наших мнений». Г. Лихтенберг
    • «Познание и жизнь неотделимы». Л. Фейхтвангер
    • «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения». Р. Милликен
    • «Приобретать познания еще недостаточно для человека, надо уметь отдавать их в рост». И. Гете
    • «Познать – это значит вполне понять всю природу». Ф. Ницше
    • «Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое мысли». Демокрит
    • «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». Н.Г. Чернышевский
    • «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Сенека
    • «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, — не только не благо, но несомненное и очевидное зло». Л. Толстой
    • «Без борьбы нет прогресса». Ф. Дуглас
    • «Человек вне общества или бог или зверь». Аристотель
    • «Человек не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать, и чем он, возможно, еще и станет». Аристотель
    • «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». Ф. Ницше
    • «Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человеки». А. Пьерон
    • «Человек есть принципиальная новизна в природе». Н.А. Бердяев
    • «Человек – единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: он ее должен решить и от нее нельзя никуда уйти». Э. Фромм
    • «Муки творчества и радости творчества – единое целое». И. Шевелев
    • «Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя». В. Шукшин
    • «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Т. Эдисон
    • «Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником». И. Фихте
    • «Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний – он постоянно расширяется». Арабская пословица
    • «Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса – она лишена смысла». А. Маслоу
    • «Все, чего коснется человек, приобретает нечто человечье». С. Маршак
    • «Что бы что-то узнать, надо уже что-то знать». С. Лем
    • «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика». Л. Фейербах
    • «Как много, однако, существует такого, в чем я не нуждаюсь». Сократ
    • «Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели». Ф. Лассаль
    • «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна». Д. Дидро
    • «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек». Н.А. Бердяев
    • «Без многого человек может обойтись, только не без человека». Л. Берне
    • «В человеке обязанности царя осуществляет разум». Э. Роттердамский

    Темы эссе по социальной психологии

    • «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем». Аристотель
    • «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения». М. Форбс
    • «Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». Р. Музиль
    • «Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития». Б.Д. Парыгин
    • «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». С.Л. Рубинштейн
    • «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». В.Г. Белинский
    • «Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми». А.М. Яковлев
    • «Человек – это существо, которое устремляется навстречу будущему и осознает, что оно себя проектирует в будущее». Ж.П. Сартр
    • «Человек станет прежде всего тем, чем он запроектирован быть». Ж.П. Сартр
    • «Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать». Ж.П. Сартр
    • «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком». Л. Фейербах
    • «Личность – это человек как носитель сознания». К.К. Платонов
    • «Семья является первичным лоном человеческой культуры». И. Ильин
    • «Люди существуют друг для друга». М. Аврелий
    • «В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший». Л. Толстой
    • «Вы посмотрите на моих детей. Моя былая свежесть в них жива. В них оправданье старости моей». У. Шекспир
    • «В брачной жизни соединенная пара должна образовывать как бы единую моральную личность». И. Кант
    • «Личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается». А.Н. Леонтьев
    • «Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах». Ю.М. Лотман
    • «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Демокрит «Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с
    • ними общего». Д. Рескин
    • «Расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он
    • должен продолжать образовываться» П. Тейяр де Шарден
    • «Роль – не личность, а … изображение, за которым она скрывается». А.Н. Леонтьев
    • «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Конфуций
    • «Независимость и свободомыслие – суть творчества». Ф. Миттеран
    • «Простое отсутствие пороков еще не предполагает присутствия добродетели». А. Мачадо
    • «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир, таким, как он есть, и не бояться его». Б. Рассел
    • «Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками». Саади
    • «Безусловной противоположности между традицией и разумом не существует… Сохранение старого является свободной установкой человека». Х.Г. Гадамер
    • «Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации». Г. Лебон
    • «Учитесь властвовать собою» А.С. Пушкин
    • «Великая тайна любого поведения – это общественное поведение… Ни в самой малой степени я не осмелился бы утверждать ничего, о том, как человек поведет себя в группе». Ф. Бартлетт
    • «Вершина нас самих, венец нашей оригинальности – не наша индивидуальность, а наша личность». П. Тейяр де Шарден
    • «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию». У. Годвин
    • «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». В.Г. Белинский
    • «Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные». Ф. Бэкон
    • «Все браки удачны. Трудности начинаются тогда, когда начинается совместная жизнь». Ф. Саган
    • «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле». Б.Брехт
    • «Великая цель образования – не знания, а действия» Г. Спенсер
    • «Мораль не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами» Д. Дьюи

    Темы эссе по экономике

    • «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития». Й. Шумпетер
    • «Везде, где есть торговля, там и нравы кротки». Ш. Монтескье
    • «Экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга». Э. Каннан
    • «Нажить много денег – храбрость, сохранить их мудрость, а умело расходовать их – искусство». Б.Ауэрбах
    • «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны». М. Портер
    • «Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм – это неравное распределение блаженства». У. Черчилль
    • «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». М. Амстердам
    • «Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». Наполеон I
    • «Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее». С. Батлер
    • «Самая верная прибыль есть та, которая есть результат бережливости». Публий Сир
    • «У кого меньше всего желаний, у того меньше всего нужды». Публий Сир
    • «Умеренность – это богатство бедняков, алчность – бедность богачей». Публий Сир
    • «Экономика – это искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Л. Питер
    • «Бесплатных завтраков не бывает». Б. Крейн
    • «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться». Б. Франклин
    • «Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только тогда, когда они открыты». Г. Шмидт
    • «Спад – это когда ваш сосед теряет работу, кризис, когда работу теряете вы». Г. Трумэн
    • «Рыночная цена каждого товара регулируется соотношением между его количеством, которое сейчас предложено на рынке, и спросом тех, кто готов заплатить за этот товар его естественную цену». А. Смит
    • «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция». А. Смит
    • «Налоги – эта та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». О.У. Холмс
    • «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество». А. Смит
    • «Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами…» А. Смит
    • «Дружба, основанная на бизнесе, предпочтительнее, чем бизнес, основанный на дружбе». Дж. Рокфеллер
    • «Даже самый щедрый человек, старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно». Б. Шоу
    • «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом». Б. Шоу
    • «Капитал – это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы преумножить свое богатство». А. Маршалл
    • «Деньги – мерило всех вещей, в торгу обращающихся». А.Н. Радищев
    • «Первое правило бизнеса – поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой». Ч. Диккенс
    • «Богатство – излишняя роскошь, это кража, совершенная у других». Р. Роллан
    • «Счастье не в деньгах, а в том, как их приумножить». Американская пословица
    • «Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему». Гораций
    • «О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало». Д. Колеман
    • «Собственность – это кража». П.Ж. Прудон
    • «Бедность – это рабство, но чрезмерное богатство – тоже рабство». Ж. Жорес
    • «Истинно бедным бывает лишь тот, кто желает больше, нежели он может иметь». А. Жуссье
    • «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». Д. Рикардо
    • «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать». И. Стобей
    • «Сбережения составляют самый богатый доход». И. Стобей
    • «Налоги – деньги, взимаемые с части общества в пользу целого». И. Шерр
    • «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей». Д. Сарнофф
    • «Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок ». Э. Гроув
    • «Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают». Ф. Хайек
    • «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров». Ф. Бекон
    • «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать ее, создавая благоприятные для ее применения условия – вот истинная задача государства в народном хозяйстве». С.Ю. Витте

    Темы эссе по политологии

    • «Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь». П. Буаст
    • «Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности». Г.Б. де Мабли
    • «Политика – это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений». Ф. Бурлацкий
    • «Политика по существу – это власть: способность достичь желаемого результата, какими бы то ни было средствами». Э Хейвуд
    • «Политика есть искусство приспособляться к обстоятельствам и извлекать пользу из того, что претит». О.Бисмарк
    • «Нет человеческой души, которая выдержит искушения властью». Платон
    • «Опасна власть, когда в ней совесть в ссоре». У. Шекспир
    • «Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, когда солгать, и знать время, когда промолчать». Маркиза де Помпадур
    • «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна». А.П. Сумароков
    • «Самая губительная ошибка, которая когда-либо сделана в мире, — это отделение политической науки от нравственной». П. Шелли
    • «Высокие места делают людей великих более великими, а низких – более низкими». Ж. Лабрюйер
    • «Международная политика, как и всякая другая, есть борьба за власть». Г. Моргентау
    • «Политическая культура – всего только проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное». С. Верба
    • «Отличия государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующие поколения». У. Черчилль
    • «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов». К.П. Победоносцев
    • «Государственная власть – есть основанная на самостоятельной силе воля одних (властвующих) подчинять себе волю других (подвластных). Г.Ф. Шершеневич
    • «Государство – территория власти». А. Круглов
    • «Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью». Н. Макиавелли
    • «Чем более развито государство, тем более оно удалено от общества». В.Б. Пастухов
    • «Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан». В. Гумбольдт
    • «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого». Б. Чичерин
    • «Государственным благом является справедливость». Аристотель
    • «Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которое оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан» И. Этвеш
    • «Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов». Б. Кистяковский
    • «Величие и святость государства состоит, прежде всего, в неуклонном осуществлении справедливости». А. Сталь
    • «Любое правительство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа». Т. Джефферсон
    • «Полное подчинение закону доброты устранит необходимость в правительстве и государстве». О. Фронтингем
    • «Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство». Вольтер
    • «При демократии человек не только наслаждается предельно возможной властью, но и несет предельно огромную ответственность». Н. Казинс
    • «Демократия означает не то, что люди действительно управляют, а только то, что они имеют возможность избирать правителей». Й. Шумпетер
    • «Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании». К. Поппер
    • «Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители». Ш.-Л. Монтескье
    • «Демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если их нет налицо, то ничего, кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает». И. Ильин
    • «Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность родине, черты, обеспечивающие в нем определенность воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество». И. Ильин
    • «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют». Саади
    • «Если бы люди надеялись найти для себя лучшие условия в тираническом государстве твердой руки, они кинулись туда опрометью» Ф. Гвиччардини
    • «Тиран – это разбойник, не боящийся ни суда, ни наказаний. Это судья без суда и закона». Ю. Крижанич
    • «Тоталитаризм – политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан». И. Ильин
    • «Во главе его (тоталитаризма) маршируют самые безжалостные, те, кому нечего терять, кому война – мать родная, а гражданская война – отчизна». К. Хейден
    • «Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если при нем правят худшие». И. Ильин
    • «Есть минимальный уровень образования и осведомленности, без которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою». И. Ильин
    • «Свобода гражданина есть основание правового государства». Роберт фон Моль Правоведение
    • «Всякая власть предполагает минимум права, всякое право предполагает минимум власти». Б.П. Вышеславцев
    • «Чем развитее, зрелее и глубже правосознание, чем совершеннее право». И.А. Ильин
    • «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». М. Бакунин
    • «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти». И. Кант
    • «Правозаконность – одно из величайших достижений либеральной эпохи, послуживших не только щитом свободы, но отлаженным юридическим механизмом ее реализации». Ф. Хайек
    • «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек». Изречение из римского права «В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом». Б. Чичерин
    • «Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом как хранителем и органом своего правопорядка». Б. Кистяковский
    • «Сильная власть грядущей России быть не внеправовой и не сверхправовой, а оформленной правом и служащая по праву, при помощи права – всенародному правопорядку». И. Ильин
    • «Общество вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю свою правовую и политическую систему». Ж. Маритен
    • «Закон есть право собственности, опирающееся на власть; где нет власти, там умирает закон». Н. Шамфор
    • «Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется». Демокрит
    • «Любое злодеяние имеет собственную мораль, которая его оправдывает». В. Швебель
    • «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам». Сократ
    • «Что есть право и в чем состоит правонарушение, это должен определить закон». Латинское юридическое изречение
    • «Намерение должно подчиняться законам, а не законы намерениям». Латинское юридическое изречение
    • «Презумпция действует до тех пор, пока не доказано обратное». Латинское юридическое изречение
    • «Когда закон дает право, он также дает и средство его защиты». Латинское юридическое изречение
    • «В старину говорили, что закон со свободою живут как кошка с собакой. Всякий закон есть неволя». Н.М. Карамзин
    • «Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы». Н.М. Карамзин
    • «Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни средств защищать его». Т. Маколей
    • «Закон – это не паутина, сквозь, которую крупные мухи пробиваются, а мелкие застревают». О. Бальзак
    • «Законы должны иметь для всех одинаковый смысл». Ш. Монтескье
    • «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им». Вольтер
    • «Закон должен быть похож на смерть, которая не щадит никого». Ш. Монтескье
    • «Жестокость законов препятствует их соблюдению». Ш. Монтескье
    • «Не быть подчиненным никакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя». Г. Гейне
    • «Плохие законы – худший вид тирании». Э. Берк
    • «Оставить преступление безнаказанным – значит стать его соучастником». П. Кребийон
    • «Право – понятие не логики, а силы». Р. Йеринг
    • «Подчинение закону требуется по праву, а не выпрашивается, как милость». Т. Рузвельт
    • «Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права» И. Ильин
    • «Вникните в причины всякой распущенности и вы увидите, что она проистекает из безнаказанности». Ш. Монтескье
    • «Кто защищает свое право, тот защищает право вообще». Р. Йеринг
    • «Тот, кто щадит виновного, наказывает невиновного». Аксиома права
    • «Законодатель должен мыслить, как философ, а говорить, как крестьянин». Г. Еллинек
    • «Цель наказания – не мщение, а исправление». А.Н. Радищев
    • «Ужасное беззаконие может вершиться под видом права над самим правом». Р. Йеринг
    • «Для граждан право является разрешением делать все, что не запрещено». Л. Толстой
    • «Граждане пользуются тем большей свободой, чем больше дел законы оставляют на их усмотрение». Т. Гоббс
    • «Позволено, а потому не предписывается все то, что не стесняет свободу других людей». Г.Гегель
    • «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью». Платон
    • «Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии». Ас-Самараканди
    • «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково были подчинены законам». Ж. Даламбер
    • «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными». Цицерон
    • «Иные преступления столь громогласны и грандиозны, что мы оправдываем их и даже прославляем: так, обкрадывание казны мы зовем ловкостью, а несправедливый захват чужих земель именуем завоеванием». Ф. Ларошфуко
    • «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание – нередко освобождает». С. Лец
    • «Реформу нравов следует начинать с реформы законов». К. Гельвеций
    • «Несправедливые законы не создают право». Цицерон
    • «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам». Ж. Даламбер

    Темы эссе по социологии

    • «Свой долг родителям дети отдают своим детям». И.Н. Шевелев
    • «Семья – это кристалл общества». В. Гюго
    • «Семья более священна, чем государство». Пий ХI
    • «Женщина, словно кариатида, подпирает семейный очаг». И.Н. Шевелев
    • «Корни национализма – в разделении населения на коренное и некоренное». И.Н. Шевелев
    • «У каждой нации – велика она или мала – есть свой неповторимый кристалл, который надо уметь высветить». И.Н. Шевелев
    • «Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой». И.Н. Шевелев
    • «Отсутствие чувства национального достоинства также отвратительно, как и другая крайность – национализм». И.Н. Шевелев
    • «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не исчисляется его ростом». В. Гюго
    • «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом». Ж. Вольфром
    • «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой». Ф. Рузвельт
    • «Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как писать поэму». Б. Вашингтон
    • «Всякая национальность есть богатство единого и братски объединенного человечества, а не препятствие на его пути». Н.А. Бердяев
    • «Нации – это богатство человечества, это обобщенные личности его; самая малая из них несет свои особые краски». А. Солженицын
    • «Из всех нитей, связывающих человека с родиной, самая крепкая – родной язык». И.Н. Шевелев
    • «Нация – совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами». Д. Джебран
    • «Нация – это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер». О. Бауэр
    • «Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным случаям». Л.Н. Гумилев
    • «Люби все другие народы, как свой собственный». В. Соловьев
    • «Классы исчезнут также неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли». Ф. Энгельс
    • «Неравенство лежит в самой природе; оно является неизбежным следствием свободы». Ж. Ренан
    • «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой». И. Шерр
    • «Равенство человека в обществе имеет в виду только права, состояний же оно касается не больше, чем роста, силы, ума, деятельности, труда». П. Верньо
    • «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера». Г. Фрейтаг
    • «Очень богатые люди не похожи на нас с вами». Ф.С. Фицжеральд
    • «Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми». И.С. Кон
    • «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». Р. Эмерсон
    • «Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век». С. Паркинсон
    • «Общество – это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не опуская других». Ж. Ваньер
    • «Точное знание общества принадлежит к числу наших самых недавних приобретений». Э. Гидденс
    • «Общество – не простая группа индивидов, но система…». Э.Э. Дюркгейм
    • «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами». А. Фаржд
    • «Масса – это множество людей без особых достоинств». Х. Ортега-и-Гасет
    • «Свобода – есть право на неравенство». Н.А. Бердяев
    • «Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды». Б. Паскаль
    • «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно». А. Шопенгауэр
    • «Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково». И. Робертсон
    • «Для других мы создаем правила, для себя исключения». Ш. Лемель
    • «Большим авторитетом нужно пользоваться осторожно, как всем тяжелым: иначе можно нечаянно кого-нибудь придавить». Э. Сервус
    • «Молодость – это время для усвоения мудрости». Ж.-Ж. Руссо
    • «Человек… очень рано обретает чувство справедливости, но очень поздно или вообще не обретает понятия справедливости». И. Кант
    • «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории». Р. Дарендорф
    • «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды». О. Мирабо

    Материалы в помощь для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

    Школьные учебники часто написаны сложным и непонятным языком. Поэтому смело берите любые другие источники, которые понятно объясняют сложные темы. Тогда у вас появится хороший шанс сдать экзамен успешно.

    1. Учебники. Выпускники хвалят книги Кравченко А. И.: написаны простым языком, читаются легко. Если данные разительно отличаются, лучше готовиться по книгам Боголюбовой Л. Н. – этот автор не только рекомендован Министерством просвещения, но и регулярно переиздается.
    2. Справочники. Спросом пользуется издание группы авторов, которое возглавляет Баранова П. А. В жизни «справочник Баранова» стал настоящей библией выпускника. Да, написана не сильно увлекательно (таблицы, схемы, графики), но зато в ней есть все в логической последовательности! Чуть более интересно написана книга Алихана Динаева: доступно, понятно и с советами, как запомнить сложную информацию.
    3. YouTube. Мы уже давали ссылки на канал «Обществознание без цензуры», автор которого рассматривает сложные понятия на примере известных фильмов и мультиков. Из других источников можно посмотреть следующие каналы: «Станислав Валентиныч», BrainStory Me, «Центр Открытие», «Фабрика ЕГЭ», «ЕГЭ на сотку». Хорошо сложная ифнормация экономического характера подана на курсе по основам экономики от Игоря Кима на Coursera.org. 
    4. «Сдам ГИА». В разделе с обществознанием можно найти не только всю теорию, но и практические задания прошлых лет для тренировки.
    5. Сборники тестов для подготовки к ЕГЭ. Самый частый и популярный способ подготовки. Хорош тем, что тесты максимально приближены к естественному тесту на самом экзамене, а ученик привыкает к способу формулировки задания. Повторение хорошо изученных тем и заучивание неизвестных вопросов, а также примерный прогноз оценки сдачи – вот чем хороши сборники заданий.

    Советы по подготовке к заданиям повышенной сложности

    Вовсе не обязательно, что вы до них вообще дойдете. Но если все же дойдете, не теряйтесь. Дадим вам пару советов, как ответить даже на самые сложные и каверзные вопросы к ЕГЭ по обществознанию:

    1. Задание 21. Прочитайте текст максимально внимательно, так как в этом фрагменте будут ответы на все поставленные в задании вопросы. 
    2. Задание 22. Половина задания обращено к тому же тексту. Поэтому читайте его внимательно. Вторая половина требует самостоятельного ответа-рассуждения, чтобы выявить теоретические знания ученика.
    3. Задание 23. Здесь ученик должен продемонстрировать уровень авторских суждений. Обязательно учитывайте условие задания, здесь важен не только вопрос, но и данные в нем. Не тратьте время на придумывание имен героям, займитесь моделированием ситуации и реальными примерами из жизни (литературы, истории, социальной сферы).
    4. Задание 25. Тут вы должны проявить уровень знания основных терминов и понятий предмета. Нужно не только правильно пояснить термин, но и уместно использовать его в тексте. Ответ должен состоять из 3 предложений: объяснения понятия и двух суждений.
    5. Задание 26. В рамках этого задания нужно привести конкретные примеры положений предмета. Сначала приводим теоретическое положение, а потом поясняем его. Если в задании просят рассказать о функциях социального объекта/явления/процесса, это и делаем, после чего можно проиллюстрировать на примере. Сначала рассказываем как работает, потом приводим пример.
    6. Задание 27. Тут нужно решить задачу: внимательно прочитайте условие, подумайте, как это связано с предметом и какие социальные явления и теоретические знания можно тут применить. После решения проверьте: ответили ли вы на главный вопрос задачи? Если основного ответа нет, задание не будет засчитано.
    7. Задание 28. Здесь нужно проявить не только знание предмета, но и умение мыслить структурно, системно. Ваша цель – восстановить логику темы, в пределах которой звучит вопрос.
    8. Задание 29. Это самое сложное задание на совокупность всех умений и навыков учащегося, к которым добавляют еще и навыки написания рассуждения по теме. Сначала определите проблему высказывания, потом сформулируйте отношение к ней автора, а далее – и свое собственное. Чаще всего тут дают проблемы не с одним, а с несколькими решениями, в котором авторское мнение – лишь один из вариантов. Выдвигайте свой тезис, подкрепляйте его аргументами (теоретические суждения с опорой на терминологию и понятия). Логично выстраивайте цепочку рассуждений, подкрепляйте примерами из разных сфер знания. Приводите не меньше 2-х эмпирических примеров хорошего качества, размещайте их не в конце текста, а по мере рассуждения.

    Уделяйте время не только ответу на заданные вопросы, но и проверке этого самого ответа. Часто абитуриенты ошибаются в самой формулировке заданий. Ну а для самых сложных случаев у вас всегда будет сервис студенческой помощи. 

  1. Прилагаются или прилогаются как пишется
  2. Приласкать как пишется и почему
  3. Прикоснулись как пишется правильно
  4. Приколы из школьных сочинений по литературе
  5. Прикосновение как пишется правильно и почему