Прикоснемся как пишется слово

2. вспомни и расскажи маме все про звук э , что происходит при его произнесении с: губками раскрыты, как круг;

2. Вспомни и расскажи маме все про звук (Э)
, что происходит при его произнесении с:

  • Губками (раскрыты, как круг);
  • Зубками (раскрыты, нет преграды);
  • Язычком (спит внизу, нет преграды);
  • Что с воздушной струей (нет преград во рту, выходит свободно);
  • Какой звук (Э) (во рту нет преград, значит звук (Э) — гласный
    )?
  • Как обозначаем звук (Э) (красным кругом
    — среднего размера, меньше (А), но больше (У))?

3. Рассмотри картинки, правильно назови их!
Определи и отметь на схеме, где в словах звук (Э) спрятался: (Эскимо, Этажерка, Эму, Эмма, Эдик, Экскаватор, Экран). Разбор этих слов (Этаж, Эскимос, Эскалатор, Эхо) идет на слух. Вы читаете, записываете слово, рисуете схему, а ребенок отмечает цветными карандашами позицию звука в слове.



4. Поиграй с мамой в игру
«Лови звук (Э)
»: Взрослый звуки называет неторопливо и четко: «А-У-Э-А-Ы-Э-Э-А-О-Э-А», когда ребенок звук (Э)
услышит — хлопнет в ладоши! Игра усложняется: в слогах и в словах (придумайте сами, только произносите слоги и слова выделяя звук «Э»).

5. Придумай сам три слова со звуком
(Э)
. Зарисуй эти слова сам, как сможешь! Под своими картинками отметь, где там спрятался звук (Э)!

6. Выучи две загадки на выбор, в отгадках слова со звуком
(Э)
, загадай их маме:

Закрепляем символы пройденных гласных звуков.

zadaniye logopeda po teme zvuki e 10

Цель занятия: изучаем букву Э, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Э, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Э по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Электричество
Эскалатор
Экскаватор
Эклер

Когда мы произносим звук [Э], воздух свободно выходит изо рта. Произнеси: ЭЭЭ. Ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Э].

  1. Скажи, что такое эхо?
  2. Послушай предложение: ЭММА И ЭЛЛА СЛУШАЛИ ЭХО.
  3. ЭХО — какой первый звук в этом слове?
  4. Какой первый звук в слове ЭЛЛА? — ЭММА?
  5. Какой звук есть и в слове ЭКСКАВАТОР, и в слове ЭСКАЛАТОР?
  6. В начале, в конце или в середине слова звук [Э] в слове ЭСКАЛАТОР? — ЭКСКАВАТОР? МЭР?
  7. Гласный или согласный звук [Э]?

Рассмотри букву Э. Напиши ее в воздухе, а теперь в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Zadanie pechatnaya bukva E po tochkam 1

Продолжи фразу

На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два С,
Называется … (экспресс).

К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество.
Это … (электричество).

На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это? … (Эскимо.)

Угукало, агакало,
Аукало и плакало,
И рассыпалось смехом,
И называлось… (эхом).

Сказка про букву Э

Экскаваторщики
Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.
— Бросай свои этикетки! — кричит.
— У нас во дворе настоящий эскалатор работает!
Я говорю:
— Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают. Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди — электрический столб.

Экскаватор по этому столбу — р-р-раз!! Столб на бок — два!!! И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло и перестали работать утюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.

Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и… Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.

Загадки для детей на букву Э

Провела я солнце
За свое оконце,
К потолку подвесила,
Стало дома весело.
(Лампочка)

Сам вагон открыл нам двери,
В город лестница ведет.
Мы своим глазам не верим:
Все стоит, она идет.
(Эскалатор)

Живет без тела, говорит без языка.
Никто его не видит, а всякий слышит.
(Эхо)

К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот.
(Экскаватор)

Рученька-ручища,
Что в земле ты ищешь?
— Ничего я не ищу.
Землю рою и тащу.
(Экскаватор)

Есть на свете чудная лопата
— На колесах, крива и горбата.
Но копать начинает она —
Сто лопат заменяет одна.
(Экскаватор)

Стихи про букву Э для детей

Экскаватор — крану брат.
Ворошит такие глыбы,
Что, пожалуй, сто лопат
Их осилить не смогли бы.
(Я. Аким)

Эта кнопка и шнурок —
Электрический звонок.
(С. Маршак)

Эму
Я про страуса,
Про ЭМУ,
Написал бы вам Поэму,
Но никак я не пойму:
Эму он
Или эму?!
(Б. Заходер)

Эхо
— Мама! — слышится с холма.
Эхо тоже крикнет: «Ма-а-а!»
Это маму звал малыш.
Эхо, ты кому кричишь?
(Г. Виеру)

Эхо ищем всем отрядом:
— Эхо, где ты?
— Рядом!
Рядом!
Эхо! Эхо!
Вот потеха!
Значит, тропкою лесной
Ходит-бродит с вами эхо
Невидимкой день-деньской.
(Ф. Бобылев)

Неясно, зверь он или птица.
Есть перья, а летать боится.
Быть может, ты решишь проблему:
Зверь или птица страус эму.
(Е. Григорьева, И. Гамазкова)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

На этом у роке вы узнаете о букве и звуке Э, научитесь писать заглавную и строчную буквы Э, э, узнаете много новых интересных слов, а также узнаете, что такое ударение.

В этом слове есть уже известный нам гласный звук [у]
. Про него вы уже можете рассказать, что этот звук — гласный. Он легко произносится, поётся и говорится без участия шумов. А почему же так получилось, что звук [у]
хотел нас запутать? Оказывается, гласные звуки нашего языка различаются не только названием и произношением, но и силой произношения. Такие звуки, которые произносятся более сильно (голос как бы ударяет по ним), называются ударными

. Ударим голосом по звуку [э]
в слове эму

и послушаем его. Произнесите слово эму

, ударяя голосом по звуку [э]
.

Звук [э]
— гласный, произносится легко. Во время произношения звука рот приоткрылся, губы растянулись. Этот звук можно пропеть или прокричать. Шумов никаких не слышно. Вот доказательства того, что это — гласный

звук.

Кто же из вас сегодня скажет, что урок про букву его имени?

  • Э
    дик
  • Э
    львира
  • Э
    мма
  • Э
    лла
  • Э
    дита

Продолжите ряд имён сами.

Каких сказочных героев, имена которых начинаются на букву Э
и на звук [э]
,вы можете назвать?

Э
лли, которая отправляется в Изумрудный город (рис. 2).

4fff9310 dd5e 0133 01a3 12313c0dade2

Рис. 2. Девочка Элли ()

А в этом городе живут волшебные э
льфы.

Героев совсем немного, потому что на букву Э
в нашем языке слов тоже немного.

А теперь поучимся узнавать звук [э]
в словах. Для этого представим, что мы отправляемся на э
кскурсию, а э
кскурсоводом будет звук [э]
. Тех, кто слушает э
кскурсовода, называют э
кскурсанты. Вместе с вами на э
кскурсию на э
лектричке отправятся зверята. Если услышим звук [э]
в названии животного, разрешаем посадку в э
лектричку. Нет звука [э]
— не сажаем. Произнесите вслух названия животных и определите наличие звука [э]
.

Медве
дь. Слышен звук [э]
в середине слова (рис. 3).

50c703a0 dd5e 0133 01a4 12313c0dade2

Лиса (рис. 4). Нет звука [э]
.

51bbdda0 dd5e 0133 01a5 12313c0dade2

Жираф (рис. 5). Нет звука [э]
.

5280a670 dd5e 0133 01a6 12313c0dade2

Ле
в (рис. 6). Слышен звук [э]
в середине слова.

53758910 dd5e 0133 01a7 12313c0dade2

Рис. 6. Лев и львята ()

Зе
бра (рис. 7). Слышен звук [э]
в середине слова.

54ca2700 dd5e 0133 01a8 12313c0dade2

Верблюд (рис. 8). Нет звука [э]
.

57097ba0 dd5e 0133 01a9 12313c0dade2

Оле
нь (рис. 9). Слышен звук [э]
в середине слова.

581d40c0 dd5e 0133 01aa 12313c0dade2

Шимпанзе
(рис. 10). Звук [э]
слышен в конце слова.

5a0338e0 dd5e 0133 01ab 12313c0dade2

Рис. 10. Шимпанзе ()

Э
му. Звук [э]
в начале слова.

Звук [э]
в словах чаще встречается в середине слова, а вот в начале и конце — гораздо реже.

Отправимся на экскурсию в страну слов. Там мы узнаем слова, которые начинаются на букву Э.

Э
верест
— самая высокая гора в мире (рис. 11). Слышны два звука [э]
в её названии. У этой горы есть второе название — Джомолунгма
, что означает «богиня, мать земли»

.

5c8e12f0 dd5e 0133 01ac 12313c0dade2

В нём почти сто метров роста:

На него залезть непросто!

Из Австралии был он

К нам когда-то завезён.

У него одна работа —

Осушение болота.

Это самое высокое дерево — эвкалипт
(рис. 12). Звук [э]
только в начале слова.

5e9cd550 dd5e 0133 01ad 12313c0dade2

Рис. 12. Дерево эвкалипта ()

Э
йфелева башня
— самый узнаваемый символ Парижа, одно из самых высоких сооружений в мире. Звук [э]
в начале слова (рис. 13).

602e0af0 dd5e 0133 01ae 12313c0dade2

Рис. 13. Эйфелева башня ()

Это — лесенка большая,

Но ступеньки едут сами.

И катают быстро всех

Вверх и вниз, вниз и вверх.

Что за лесенка, ребята?

Это просто — эскалатор.

Слово эскалатор
похоже по звучанию на слово экскаватор
. Даже начинаются они одинаково — на Э
, но не путайте эти слова. — это машина, которая роет землю (рис. 14).

Э

кскаватор — крану брат.

Ворошит такие глыбы,

Что, пожалуй, сто лопат

Их осилить не смогли бы.

61d40fb0 dd5e 0133 01af 12313c0dade2

Рис. 14. Экскаватор ()

Э
кватор
— линия на глобусе, которая показывает середину нашей планеты и делит её на две части — северное полушарие и южное полушарие.

Повторите слова, с которыми вы познакомились. Произнесите их вслух и сосчитайте все звуки [э]
:

Э
верест

Э
вкалипт

Э
скалатор

Э
кскаватор

Э
кватор

Э
йфелева башня

Получилось семь звуков [э]
.

Все эти слова были длинными и сложными в произношении. Все дело в том, что они пришли в наш язык из других языков. А вот древние русские слова на Э
— короткие. И их совсем немного:

  • Э
    тот
  • Э
    -ге-ге
  • Э
    -хе-хе

Чтобы все эти слова записать, потребуется буква Э
.

Печатные большая и маленькая буквы похожи и отличаются только размером (рис. 15).

Мы разломим О
, как бублик —

В правой части буква будет.

Нос добавим на лице —

Вот и выйдет буква Э
.

6406f7b0 dd5e 0133 01b0 12313c0dade2

Рис. 15. Буква Э
()

А теперь будем фантазировать и представлять, на что похожа буква Э
.

Буква Э
— большая пасть,

Можно в ней совсем пропасть.

Буква Э
— как ни взгляни —

Увидишь клещи и клешни.

Над лугами в синеве пролетает буква Э
.

Это ласточка весной возвращается домой.

Букву Э
легко превратить в ласточку, месяц, лук индейца, ухо человека.

А хотите узнать, о чем мечтает буква Э
? Прочитайте сказку.

Буква Э недовольна

— Э-э-э, — ворчливо протянула буква Э, — поставили меня чуть ли не в самый конец алфавита. — Эк, меня занесло туда! Эх, мне бы в начало, на первое место! Эй, буквы. Пропустите-ка меня вперед!

Но буквы сказали:

— Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно быть полезной.

А.А. Шибаев

Из этой сказки понятно, что буква Э
находится в конце нашего алфавита.

Чтобы букву Э
лучше запомнить, попробуйте её сделать из какого-нибудь материала (пластилина, верёвочек) или сложите её из бусинок. Нарисуйте забавный рисунок. Сделайте выставку своих работ.

Прочитайте буквы:

1.
ауэ, эуа, оуаэ, аоэу

2.
ау́э, э́уа, оуа́э, а́оэу

Над буквами во втором ряду появилась чёрточка — это знак ударения
. Он говорит: «Выделяй голосом звук, когда читаешь букву, более сильно»
. Прочитайте буквы еще раз, выделяя их голосом.

Рассмотрим письменные буквы Э
,э
. От печатных они отличаются тем, что написаны с наклоном (рис. 16).

65ad5c80 dd5e 0133 01b1 12313c0dade2

Рис. 16. Печатные и письменные буквы Ээ
()

Попробуем написать заглавную букву Э
. В этой букве два элемента — правый полуовал и маленькая горизонтальная палочка, которую называют язычком буквы Э
(рис. 17).

67dd9fb0 dd5e 0133 01b2 12313c0dade2

Рис. 17. Написание заглавной буквы Э
()

Начинаем писать заглавную букву Э
. Слева направо прописываем овальную линию, коснувшись дополнительной линии; ведём букву вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линейки; отрываем руку и посередине буквы пишем горизонтальную чёрточку, соединяем её с полуовалом.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Рассмотрите возможные ошибки при написании заглавной буквы Э
: полуовал получился очень широким (круглым), наклон вышел в другую сторону.

Потренируйтесь писать букву в тетради сами. Помните о правильном положении тетради. Держите правильно ручку.

Теперь рассмотрим, как написать маленькую букву э
. Элементы у маленькой буквы такие же, как и у заглавной (рис. 18).

6929d170 dd5e 0133 01b3 12313c0dade2

Рис. 18. Написание маленькой буквы э
()

Начинаем писать ниже верхней линейки рабочей строки. Слева направо ведём вверх до рабочей строки, округляем, коснувшись верхней линейки рабочей строки, ведём вниз до нижней линии; закругляем влево, коснувшись нижней линии рабочей строки. Отрываем руку и пишем короткую горизонтальную линию слева направо в середине полуовала.

Направление стрелок.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте написать её в тетради.

Возможные ошибки написания строчной буквы э
: очень широкий скругленный полуовал; буква висит в воздухе, не касаясь линий рабочей строки; неправильный наклон.

Соединяются и большая, и маленькая буквы Ээ
с другими буквами с помощью дополнительной прямой линии, которая ведется вверх до верхней линии рабочей строки при верхнем соединении, или немного выше линии верхней рабочей строки при нижнем соединении. Соединительные линии приписываются отдельно.

После этого урока потренируйтесь писать заглавную и строчную буквы Ээ
в тетрадях. Только пишите так, чтобы про вас не сказали: «Пишет, как курица лапой»
. Так наши предки говорили о тех, кто пишет неаккуратно и очень грязно.

Сегодня на уроке вы познакомились со звуком [э]
и буквой Э
. Вы узнали, что буква Э
— нечастая гостья в русских словах. Дело в том, что эта буква очень молодая. Была введена она в наш алфавит при Петре
I
. А вот звук [э]
очень уважают другие буквы нашего алфавита, потому что он помогает называть их имена. Произнесите названия букв и послушайте, как они звучат:

Б
— произносится как [бэ] В
— произносится как [вэ] Г
— произносится как [гэ] Д
— произносится как [дэ] Л
— произносится как [эль] М
— произносится как [эм] Н
— произносится как [эн]

А еще звук [э]
и буква Э
очень любознательны. Знаете почему? Потому что так начинается название книги «Энциклопедия»
.

Энциклопедия
— это книга-справочник, которая расскажет обо всем на свете и ответит на все вопросы.

На букву Э начинается еще одно очень интересное слово — «эврика»
, которое в переводе с греческого языка означает «нашёл, открыл»
. Произносите чаще это слово.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. — М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. — М.: Баллас.
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Skazochnyj-domik.ru ().
  2. Liveinternet.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы Э
    . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Ээ
    (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых слышен звук [э]
    . Посчитайте, сколько звуков [э]
    в каждом слове.

Эскимо, зеркало, эклер, дуэт, крем, энергия, пешеход.

  • Отгадайте загадку:

Эта буква роет ямы,

Вторит окрику упрямо

И на палочке потом

Шоколадным тает льдом.

(Ответ: Буква Э — экскаватор, эхо, эскимо)

1.

В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные
.

Гласных букв 10:

2.

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука
6
гласных и 36
согласных, тогда как число букв — 33
. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

3.

В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Ср.: сэр
[сэ́р] и сер
[с’э́р].

4.

Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

[и]
и
(ми
лый
).

[ы]
ы
(мы
ло
).

[а]
а
(ма
й
) и я
(моя

).

[о]
о
(мо
й
) и ё
(ё
лка
).

[э]
э
(э
то
) и е
(мe
л
).

[у]
у
(ку
ст
) и ю
(ю
ла
).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у]
) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у
; 2) я, ё, е, ю
.

Обратите внимание!

1)
Я, е, ё, ю
— это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

2)
Буквы а
и я
, о
и ё
, э
и е
обозначают соответственно: а
и я
— звук [а]; о
и ё
— звук [о], э
и е
— [э] — только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

5.

Буквы я, е, ё, ю
выполняют две функции:

    после согласного
    они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

    Ся
    ду
    [с’
    а́ду], се
    л
    [с’
    э́л], сё
    л
    [с’
    о́л], сю
    да
    [с’
    уда́];

    после гласных букв
    , в начале слова и после разделительных ъ
    и ь
    эти буквы обозначают два звука — согласный [ j ]
    и соответствующий гласный:

    Я
    — , е
    — , ё
    — , ю
    — .

    Например:

    1.
    после гласных: жуё
    т
    [жуjо́
    т], брею
    т
    [бр’э́jу
    т];

    2.
    в начале слова: е
    л
    , я
    к
    ;

    3.
    после разделительных ъ
    и ь
    : съе
    л
    [сjэ́
    л], вью
    н
    [в’jу́
    н].

Обратите внимание!

1)
Буквы и, е, ё
после шипящих букв ж
и ш
не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж]
и [ш]
в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

Шил
[шы́л], жесть
[жэ́с’т’], шёл
[шо́л].

2)
Буква и
после согласных букв ж, ш
и ц
обозначает звук [ы]
.

Шил
[шы́л], жил
[жы́л], цирк
[цы́рк].

3)
Буквы а, у
и о
в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що
не свидетельствуют о твёрдости согласных ч
и щ
. Согласные звуки [ч’]
и [щ’]
в современном русском литературном языке всегда мягкие.

Чум
[ч’у́м], (пять) щук
[щ’у́к], часть
[ч’а́с’т’], Щорс
[Щ’о́рс].

4)
Ь
в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

6.

Звук [ j ]
обозначается на письме несколькими способами:

    после гласных и на конце слова — буквой й
    ;

    Май

    [ма́j
    ].

    в начале слова и между двумя гласными — с помощью букв е, ё, ю, я
    , которые обозначают сочетание согласного [ j ]
    и соответствующего гласного;

    Е
    л
    , я
    к
    .

    на наличие звука [ j ]
    указывают также разделительные ъ
    и ь
    — между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я
    .

    Съе
    л
    [сjэ́
    л], вью
    н
    [в’jу́
    н].

7.

Буквы ъ
и ь
не обозначают никаких звуков.

    Разделительные ъ
    и ь

    сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я
    обозначают два звука, первый из которых [ j ]
    .

    Неразделительный ь

    :

    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

    Мель
    [м’э́л’];

    2) выполняет грамматическую функцию.

    Например, в слове мышь
    ь
    не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Подробнее о правописании ъ
и ь
см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ .

Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

Другие темы

Екатерина Шабалина

Тема «Звук и буква э»

Цель
: Правильное произношение звука Э
, знакомство с буквой Э
. Выкладывание, преобразование, чтение слогов, слов и предложений из букв разрезной азбуки
. Печатание предложений. Составление схем предложений. Чтение слов по карточкам с определением слогового состава слова и выделением ударного слога. Усвоение несклоняемых существительных Упражнение в словообразовании относительных прилагательных. Развитие мелкой и крупной моторики, развитие наблюдательности, обогащение словарного запаса и знаний об окружающем.

Оборудование
: предметные картинки со звуком Э
, пластмассовые (эбонитовые)
палочки, кусочки шерстяной ветоши, кусочки бумаги для экспериментирования; буквенные кассы
, буквы Э
, э, схемы для звукового анализа
, карточки для чтения, тетради, карандаши.

Ход занятии

1. Оргмомент. Эксперимент «Электричество»
.

Ребята, кто хочет поучаствовать в эксперименте, подойдите к столу.

Возьмите бумагу и порвите ее на мелкие кусочки. Теперь возьмите ветошь и сильно потрите ею палочки. А теперь, внимание, эксперимент! Прикоснитесь палочками к кусочкам бумаги. Что произошло?

Все верно, если потереть кусочек эбонита, пластмассы, янтаря, который по-гречески называется электроном, то в нем появляется сила, притягивающая к себе маленькие бумажки и ниточки. Эту силу назвали электричеством. Электричество может обогреть и накормить нас, заморозить в холодильнике продукты, перенести куда угодно по телефону наш голос, показать по телевизору кинофильм, натереть полы в нашей квартире, и многое другое может наш верный и сильный друг. Но, всегда нужно помнить, что электричество большой силы — это опасно. И все эксперименты, например, такие как сегодня нужно проводить только с взрослыми.

11. Сообщение темы занятия

А теперь, ребята, рассаживайтесь поудобнее и расскажите мне какой звук слышался в словах
:эксперимент, электричество, электрон, эбонит? (Звук э
.)
Сегодня мы будем учиться четко произносить слова со звуком э
, познакомимся с буквой э
.

1. Характеристика звука
э по артикуляционным и акустическим признакам

2. Знакомство с буквой Э
: показ, рассматривание, контур.

Выставляются заглавная и строчная буква Э
.

С открытым ртом

И большущим языком.

Нахождение буквы э в алфавите
.

3. Развитие фонематического восприятия и слуховой памяти. (Хлопните в ладоши, если услышите звук Э
)
. Экран, этаж, какао, елка, юбка, ива, дятел, эскимо, эврика, вода, щетка, этот, книга, элеватор, экскурсия, электричество, диван, эра, эхо.

4. Составление из букв
разрезной азбуки слогов, слов, чтение их
: эс, эт, Эл, эк, эх, пэ, сэ, кэ, мэ, нэ, хэ, тэ, эта, это, этот, эти, эхо, Эмма, эму, поэт, поэты, поэма, эскимо, эскимос.

5. Усвоение несклоняемых существительных. Мы с вами выкладывали интересные слова эскимо, эхо. Эти слова интересны тем, что не изменяются.

Словесный эксперимент!

Логопед
: Мы купили много. (эскимо)
. Чем мы друга угостим?. Эскимо.

Съели одно. (эскимо)
. Съели много… эскимо. Есть немало неизменяемых слов
: кофе, пальто, Буратино. А мы с вами отправимся на прогулку с эхо.

6. Пантомима «Прогулка в лес»
.

Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам.

Мы зашли далеко в лес и заблудились.

Заблудились мы в лесу, (грустно)
Закричали все
: «Ау!»
(громко)

Никто не отзывается, (печально)

Это эхо каждый раз

Вот потеха.

Передразнивает нас.

Наше эхо возвращается к нам тихо
: «Ay! Ay!»
E. Благинина

Нашли тропинку, возвращаемся домой. А там недавно произошла целая история с мальчиком Эдиком. Вот послушайте.

6. Чтение рассказа Г. Юдина «Экскаваторщики»
.

(Запомните как можно больше слов со звуком [э]
.)

ЭКСКАВАТОРЩИКИ

Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.

Бросай свои этикетки! — кричит. — У нас во дворе настоящий эскалатор работает!

Я говорю
:

Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают.

Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди — электрический столб. Экскаватор по этому столбу — р-р-раз! Столб на бок — два! И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло и перестали работать электроутюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.

Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и. Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.

а) Свободные высказывания детей по содержанию рассказа.

б) Назовите слова, которые вам запомнились, со звуком [э]
.

в) Рассуждения детей о соблюдении правил безопасности.

9. Физминутка «Колодец»
Т. Боровик Работа над силий голоса, выразительностью речи. Развитие координированных движений рук, пальцев.

Вот колодец большой с чистой свежей водой

Прилетали к нему птицы
: «Дай колодец нам напиться!»

«Пейте, милые сестрицы! У меня полно водицы!»

Эти птицы воду пьют, эти зернышки клюют,

Эти птицы воду пьют, эти зернышки клюют.

Вот и кончилась игра, птицам прочь лететь пора.

10. Печатание буквы Э
, слогов, слов, предложений.

11. Составление схем этих предложений.

12. чтение слов по карточкам с определением слогового состава и выделением ударного слога.

11. Словообразование относительных прилагательных, согласование их с существительными – договаривание предложений.

Я предлагаю продолжить наши эксперименты, только теперь словесные. Давайте рассмотрим предметы нашего эксперимента.

Эта ветошь из шерсти – Значит, это (шерстяная)
ветошь.

Мы натрем (шерстяной)
ветошью палочки.

Эта палочка из пластмасса – Значит это (пластмассовая)
палочка.

Мы берем в руки (пластмассовые)
палочки.

Мы прикоснемся к кусочкам бумаги (пластмассовыми)
палочками.

Эти кусочки из бумаги – Значит это (бумажные)
кусочки.

Мы проводили эксперимент с (бумажными)
кусочками, (пластмассовыми)
палочками и (шерстяной)
ветошью.

Я предлагаю вам продолжить вместе с родителями эти эксперименты.

111. Итог занятия. Что нового узнали? Произнесение характеристика звука Э
. Припоминание слов со звуком Э
.

Прикоснемся как пишется слово



3



0

Добрый день. Для правильного ответа следует разобрать по составу слово «прик*снуться».

Мы поймем, что проблемная гласная находится в корне, т.е. два варианта есть «кос» и «кас».

Так как после корня нет суффикса «а», то пишем корень «кос».

Правильный ответ: «прикоснуться».

Пример.

Я хотел сейчас к ней прикоснуться.

Прикоснемся как пишется слово



2



0

Глагол «прикоснуться» (однокоренные — «коснуться, «касаться») невозможно написать правильно, если не разобрать это слово по составу или если хотя бы не выделить в нём корень. Это «-кос-«. «При-» — это приставка.

Любые попытки подобрать проверочные слова с сильной позицией корневой гласной обернутся для нас неудачей. Ударение как будто приклеилось к суффиксальной части всех родственных слов, не желая помочь нам в проверке правописания корня. Что же делать?

Вот два ряда однокоренных слов и форм:

  • Прикоснуться, прикосновение, коснись, прикоснись, прикоснусь, коснулись, коснуться, неприкосновенность.
  • Касаться, прикасаться, касательная, касание.

_

Родственные слова неспроста распределены по двум группам. В первой сосредоточены языковые единицы, в которых имеется корень «-кос-«. А участники второй группы имеют корень «-кас-«. В чём дело? Чем объясняется это чередование гласных и как упорядочить написание всех слов с «кос — кас»?

Орфографический секрет заключается в том, что корни «-кос-» и «-кас-» действительно представляют собой одно и то же, но их написание напрямую зависит от того, что творится в слове правее них.

Прикоснемся как пишется слово

Правило:

  • Если непосредственно за корнем находится суффикс «-а-» (именно суффикс, а не окончание!), то и в корне пишется «-а-«. Если суффикса «-а-» нет, то в корне буквы «а» нет.

В принципе, несложно.

Поэтому «прикоснуться» пишется с «О» в корне. Ведь после «-кос-» нет суффикса «-а-«.

Например.

  • «Прикоснуться к прекрасному дано не всем, потому что некоторых тянет к безобразному».

Прикоснемся как пишется слово



2



0

«Прикоснуться» или «прикаснуться» — чтобы ответить какой из этих вариантов правильный, необходимо вспомнить правила русского языка.

Прежде всего стоит отметить, что поиск проверочного слова в данном случае не понадобится. Почему? Ответить на этот вопрос поможет подбор однокоренных слов: прикоснуться, прикасаться, коснуться, касаться, коснулся, касался, докоснуться, докасался и т.д. По этим родственным словам видно, что в одних случаях пишется гласная «а», а в других «о». Объяснение этому простое: перед нами корень с чередующейся гласной.

А вот правило, определяющие написание гласной в подобных корнях:

чередование гласной в корне

Согласно правила, если за корнем «кос»-«кас» идет суффикс «а», то и корень пишется через «а». Соответственно, правильно будет писать «прикоснуться» и никак иначе.

Прикоснемся как пишется слово



0



1

В этом корне пишется а, если после корня следует а, в остальных случаях пишется о: ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

Прикоснуться — глагол.

«Если прикоснуться к газовой плите, можно обжечься».

Прикоснемся как пишется слово



1



0

В данном случае речь идёт о правописании корней с чередующимися гласными, в частности, корней «-кас-/-кос-«.

Для верного написания запрашиваемого слова нужно знать такое правило (цитирую сборник РАН «Правила русской орфографии и пунктуации», §35 «Особенности написания отдельных корней»):

kFdhJ2At6PD51tMS4ezzKQUjzimTO0e.png

Следовательно, глагол «приКОСнуться» (что сделать?) пишем с буквой «о» в корне, т.к. после него нет суффикса «а».

Прикоснемся как пишется слово



0



0

Да, в написании это слово легко ошибиться, как в выборе гласной буквы в приставке, так и в написании гласной корневой буквы — «кос» или «кас»

Правильно будет писать «прикОснуться» и вот почему. Правилом русского языка, четко определено, что «если после коня стоит суффикс «а» то и в корне пишем А, а если иная буква — в корне пишем О.

Прикоснемся как пишется слово

«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.

Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.

А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».

не требуется

_

Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.

Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.

Других доказательств не потребуется.

Предложение.

  • «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».

Прикоснемся как пишется слово

«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».

Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.

Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.

чёрно-белый

Например (предложения).

  • «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
  • «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
  • «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».

Прикоснемся как пишется слово

1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.

2) Отрицание:

Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.

Случай этот отнюдь не преступный.

Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.

Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».

Прикоснемся как пишется слово

Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.

  • «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
  • «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.

    со мной

Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».

Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.

Предложения:

  • «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
  • «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».

Прикоснемся как пишется слово

Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).

Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.

Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:

  • «Весёлый — веселее — повеселее».
  • «Весело — веселее — повеселее».

    повеселее и повеселей

К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.

Например.

  • «Повеселее, повеселее, Родион, не засыпай!».

  • Прикосновение как пишется правило
  • Прикосаться или прикасаться как правильно пишется слово
  • Прикольные цитаты из школьных сочинений
  • Прикольные сказки на новый лад для корпоратива с музыкой
  • Прикосался или прикасался как пишется