Как правильно?
- Существительное содержит 4 гласных буквы — о, о, а, и; 6 согласных — к, р, п, р, т, в.
- Имеется 4 слога, ударение падает на гласную и в последнем слоге, 3 слога остаются безударными.
- Буквы к, п, т глухие; р, р, в — звонкие.
- Единственное число — корпоратив, множественное число — корпоративы.
- Часть речи относится к мужскому роду, второму склонению с нулевым окончанием.
- Нарицательное, неодушевленное.
- Синтаксически может быть любым членом предложения.
Словарь синонимов русского языка — онлайн подбор
Неверная длина запроса, либо неверный запрос.
Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Синонимы — слова, звучание и написание которых различно, но при этом у них похожее значение (например, огонь — пламя, трудный — тяжелый). Чаще всего они принадлежат к одной и той же части речи.
Подробнее почитать про синонимы можно по этой ссылке. А чтобы найти синоним к слову, воспользуйтесь формой наверху.
Если вы копирайтер, поэт, писатель, студент, школьник, ищите, чем заменить слово, либо желаете улучшить свою речь, то этот сайт обязательно поможет вам. С помощью нашего онлайн словаря синонимов русского языка можно легко найти слова с похожим смыслом. Просто введите слово или устойчивое выражение в поле формы поиска и нажмите кнопку «Найти синонимы». Сервис сделает хороший подбор слов и фраз (всего их сотни тысяч, а связей слово-синоним – миллионы). Если слово набрано неправильно (с орфографической ошибкой или в неправильной раскладке), то будет предложено исправленное слово. Также есть следующие возможности:
- Скрыть словосочетания.
- Показать синонимы строкой вместо таблицы.
- Открыть предложения с искомым словом (для поиска предложений есть также специальная страница).
- Показать значение слова из толкового словаря.
- Посмотреть исходную (как в искомом слове), начальную форму синонимов, частоту слов.
- Предложить свой синоним при помощи специальной формы, если их количество недостаточное.
- Можно оставить комментарий к любой странице.
- Есть ссылки для печати и скачивания синонимов.
- Словарь антонимов русского языка.
Если у вас есть еще какие-либо идеи, пишите их в комментариях. Наша цель – быть лучшим сайтом для поиска синонимов онлайн в рунете.
sinonim.org — не онлайн синонимайзер, но хороший помощник для подбора синонимов. При разработке был использован словарь синонимов Тришина В.Н. ( http://trishin.ru ) – один из лучших, наиболее полных словарей, проверка правописания: Яндекс.Спеллер , phpMorphy, а также некоторые наши дополнения. Часто добавляются слова, предложенные пользователями и нашими редакторами. Почти все нецензурные выражения отфильтрованы и скрыты. Есть возможность пожаловаться на слова, нажав в таблице (появляется после 10 переходов по сайту).
Источник: http://sinonim.org/p/%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D0%B9
Как правильно писать слово «мелочовка» или «мелочёвка»?
Как правильно писать слово «мелочовка» или «мелочёвка»?
После шипящих в русском языке по правилам пишется буква «о»: плащовка, мелочовка.
Ранее эти два слова были исключением и писались через букву «», а теперь правильно написать через «о».
Хотя Яндекс во время поиска проставляет автоматически в слове «мелочовка» букву «е» и ворд подчеркивает, если написать через «о», а верное через букву «е».
МЕЛОЧЕВКА или МЕЛОЧВКА, эти два варианта будут правильными. В верном написании помогает красная подчеркивающая линия, которая появляется в редакторе Ворд или даже, когда пишешь в интернете, очень выручает.
В современных орфографических словарях, в частности в «Русском орфографическом словаре» РАН
под редакцией В.В. Лопатина, строго зафиксировано правописание суффикса -ОВК- после шипящих в именах существительных, образованных от других однокоренных имен существительных и прилагательных, так называемых отыменных существительных. Раньше такие слова считались исключениями и писались через гласную .
Сейчас правописание таких производных слов подведено под общее правило.
Таким образом, и слово МЕЛОЧОВКА правильно писать через О, как и другие отыменные существительные, например, хрычовка, плащовка, грушовка.
Правильно — через : мелочвка. И никак иначе!
Правильно писать через букву «о», то есть «мелочовка». Хотя, какое-то время назад слово «мелочовка» было исключением, и писалось через букву «», хотя сейчас используют как первый, так и второй вариант.
Сложный вопрос, потому что спорный в какой-то мере. По правилам русского языка следует использовать написание мелочОвка, с буквой О. Однако еще встречается и использование варианта мелочвка.
Поэтому пишем мелочОвка.
По правилам русского языка в существительных после шипящих под ударением пишется буква «О», а не «», поэтому слово «мелочовка» надо писать с буквой «О». Когда-то это слово было исключением из правил и писалось через «».
Источник: http://4-info.ru/obrazovanie/2018/kak-pravilno-pisat-slovo-quotmelochovkaquot-ili-quotmelochyovkaquot/
Как пишется “предыдущий”
Грамматика почти всех языков, кроме искусственных, идет за фонетикой, т.е. произношением. Слово «предыдущий» тоже подчиняется этому закону. Оно означает «бывший (побывавший) непосредственно перед настоящим (данным)». Синонимы – «предшествующий», «прошлый». Прилагательное с таким значением часто используется в речи, но написание его вызывает затруднения.
Варианты неправильного написания
Обычно встречаются два варианта неправильного написания слова: «придыдущий» и «предидущий». В первом случае ошибка связана с незнанием приставок русского языка. Во втором отмечается нарушение правила «Правописание Ы и И после приставок».
Правила при написании слова «предыдущий»
При написании слова важно помнить следующие правила русского языка:
- В русском языке есть только приставка «пред-», она пишется слитно. Это нужно запомнить!
- Правило «Правописание Ы и И после приставок» гласит, что после приставок, которые оканчиваются на твёрдую согласную букву, в корне буква И заменяется буквой Ы. Прилагательное «предыдущий» образовано от причастия «идущий» с помощью приставки пред-, которая оканчивается на твёрдую согласную букву Д. Поэтому буква И переходит в букву Ы. Появляется корень «-ыд-» вместо «-ид-».
Исключения: взимать.
Важно помнить! После приставок «сверх-» и «меж-» всегда пишется буква И: сверхинтересный, межинститутский.
Примеры написания в предложении
Отправьте отчёт за предыдущий квартал.
Предыдущий год был сложным в финансовом плане.
В предыдущий раз мы остановились на двадцатой странице рассказа.
Предыдущий руководитель обладал стратегическим мышлением, что позволило сделать рывок в развитии организации.
Мы получили зарплату за предыдущий месяц со значительной задержкой.
Итак, в слове «предыдущий» после приставки «пред-» пишется гласная Ы.
Источник: http://pishempravilno.info/kak-pishetsya/predydushhij
Как пишется правильно межой или межей
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сверх.. нициативный, вз..мать, трёх..мпульсный;
2) и..коверкать, бе..жизненный, чере..чур;
3) меж..языковой, п..еса, двух..этажный;
4) пр..образовать, пр..слушиваться, пр..клеить;
5) д..красна, не..тснятый (кадр), п..драмник.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
1. сверхинициативный, взимать, трёхимпульсный;
2. исковеркать, безжизненный, чересчур;
3. межъязыковой, пьеса, двухэтажный;
4. преобразовать, прислушиваться, приклеить;
5. докрасна, неотснятый (кадр), подрамник.
и написаний, связанных с ними, проверяется в задании 10.
Орфограммы, проверяемые в данном задании:
9.1.1 Не изменяющиеся на письме приставки
1. В большинстве приставок гласные и согласные, согласно морфологическому принципу русского правописания, пишутся одинаково, независимо от каких-либо условий: С-, В-, НАД-, ПОД-, ПРЕД-, ОТ-, ЗА-, ОТ-,БЕЗ-, ВО-, ВЗО-, ВОЗ, ДО-, НА-, НАД-, НАДО-, О-, ОБ-, ПЕРЕ-, ПО-, ПОД-, ПРО-, СО-, РАЗО-
ЗАПОМНИТЕ: есть приставка С- (сделать, сгинуть), но нет приставки 3.
2. Правописание гласных в приставках в безударном положении (кроме приставок ПРЕ-, ПРИ-и РАЗ/РОЗ) можно проверить, подобрав слово, где эта же приставка стоит в ударном положении:
отказать — Отклик, наказать — нАспех.
3. Правописание согласных в приставках (кроме приставок на 3-, С-) можно проверить, подобрав слово,
где после этой приставки стоит гласная или согласные В, Л, М, Н, Р: обходить — оБрастать.
4. Приставка ПРА- употребляется в словах:
5. Приставка ПА- встречается только под ударением:
6. Следует различать пары:
ПОдать, ПОдача, ПОданный и ПОДдать, ПОДдавки, ПОДданный
ПОделка и ПОДделка
ПОдевать и ПОДдевать
ПОдержать, ПОдержанный и ПОДдержать, ПОДдержанный
ПОдразнить и ПОДдразнить
9.1.2 Приставки, оканчивающиеся на буквы З и С
ниЗ-ниС ( не путать с НЕ+С)
которые оканчиваются на 3-, С- и имеют не менее двух букв определяется последующим согласным.
3 — пишется перед звонким согласным (разМышлять)
звонкие согласные: р, л, м, н, й, б, в, г, д, ж, з
С — перед глухим согласным (расСматривать)
глухие согласные: х, ц, ч, щ, к, п, с, т, ш, ф
Эти приставки называют также зависящими от произношения: в приставке пишем то, что слышим. Под влиянием звонкого звука корня становится звонким и последний звук приставки, и точно так же, под влиянием глухого звука корня оглушается приставка. И это звучание отражается на письме: слышим [раСшум’эт’ца] пишем раСшуметься; слышим [иЗбижат’], пишем иЗбежать.
2. В написаниях типа НЕ+ИЗ+бежный, в котором две приставки, работает правило приставки НА З/С.
В написаниях типа НЕ+С+гораемый, в котором две приставки, работает правило написания приставки С.
3. В словах раСчёт, раСчётливый, расчесть пишется одна С (перед корнем -ЧЕТ-).
В глаголе раССчитать, в причастии раССчитанный пишутся две С (перед корнем -ЧИТ-).
5. Близ — предлог (близ дома).
Но: близстоящий, близсидящий (причастие).
9.1.3 Приставки ПРЕ и ПРИ
Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ- зависит от значения слова.
Приставка ПРИ- имеет значение:
— близость (приморский — близко от моря);
— неполное действие (приоткрыть);
— действие, доведённое до конца (придумать);
— близкое к приставке ДО- (приписывать);
— усиление действия (приналечь);
— действие в собственных интересах (принарядиться).
Приставка ПРЕ- имеет значение:
— очень (прекрасный — очень красивый);
— близкое к приставке ПЕРЕ- (преодолеть).
В некоторых случаях различение приставок ПРИ-/ПРЕ- определяется контекстом:
прИбывать в город — прЕбывать в городе;
прИдать вид — прЕдать друга;
прИзреть сироту — прЕзирать недруга;
прИдел (в храме) — прЕдел (терпению);
прИёмник (радиоприёмник) — прЕемник (продолжатель начатого дела, традиций);
прИвратник (сторож, при вратах) — прЕвратный (неправильный), но: прИврать (немного соврать)
прИтерпеться (привыкнуть) — прЕтерпевать (пережить);
прИклонить (ветви) — прЕклоняться (перед кем-то);
прИступать (к чему-либо) — прЕступать (через что-либо);
прИтворить (дверь) — прЕтворить (в жизнь);
прИходящий (приходит) — прЕходящий (непостоянный);
прИпереть (дверь) — прЕпираться (спорить);
прИложить (усилие) — непрЕложный, не подлежащий изменению;
прИстанище (приют) — беспрЕстанно (не переставая);
прИткнуться (устроиться без удобств)— камень прЕткновения (помеха, затруднения, =фразеологизм)
прИменьшить (немного)— прЕуменьшить (много, значительно)
Значение, неясное в существительном (прилагательном), можно прояснить предыдущим этапом словообразования:
пристанище — пристать, призвание — призвать, прикладной — прикладывать.
Значения, вносимые в слово приставками пре-, при-, могут быть объяснены словами или словосочетаниями, близкими по смыслу: преобразовать — переделать, перестроить; причалить — пристать, пришвартоваться; прекратить — перестать что—либо делать; пререкаться — перебивать друг друга, переругиваться; превратное (мнение) перевёрнутое; неприемлемый — то, что нельзя принять; неприхотливый — без прихотей; привередливый — человек с большими прихотями, капризами.
Существуют слова (чаще всего заимствованные) с приставками ПРЕ-/ПРИ-, значение которых утрачено и
Источник: http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=14576
Валенков или валенок. Как правильно говорить?
Как правильно пишется: «нет валенок или валенков»?
«Пара валенков или валенок»: как правильно произносить, говорить, писать?
Говорить можно как угодно, а вот грамотно говорить — это уже другой вопрос)
Как правильно — 10 пар валенков или 10 пар валенок?
Есть единый общий момент, которые касается разной обуви.
Кроссовки, кеды, валенки, сапоги. список можно дальше продолжать.
Для них не используется -ов, никогда.
То есть — пара кроссовок, десять сапог, пара кед, сто валенок. чувствуете закономерность?)
По тому же принципу эполеты. Пара эполет.
Можно для себя сформулировать это, как правило парных предметов.
Скоро зима, поэтому в самых северных регионах, где мороз и чистый белый снег, люди достают самую теплую зимнюю обувь — валенки.
В городах их редко носят, за исключением самых маленьких детишек, охотников и рыболовов.
Со склонением многих существительных, оканчивающихся на согласный, во множественном числе родительного падежа часто возникают ошибки при произнесении и написании.
Например, есть такой тест на сайте russkiy-na-5.ru, который я прошла на «5»:
Как видим, названия пар обуви пишутся по литературной норме без окончания -ов.
Валенки — не исключение, правильно говорить: у меня нет валенок.
Вариант «валенков» является устаревшим и/или диалектным.
Предложения указанные в пояснении к вопросу отвечают на вопросы Родительного падежа — «кого? и чего?»
В просторечии, можно произносить склонять это слово множественного числа, как угодно — и «валенков» и «валенок» особенно это характерно для местных диалектов, и это простительно.
Но когда дело доходит до изложения слова «валенки» в письменном тексте, то лучше все же писать его правильно — «чего?» — ВАЛЕНОК.
Применительно к указанным предложениям, это будет выглядеть следующим образом —
- «нет валенок»?
- «Пара валенок»
Кстати, текстовые редакторы тоже согласны со мною, и подчеркивают слово «валенков» красной линией, определяя его как ошибку.
«Нет валенок» — это родительный падеж слова «валенки». Его правописание необходимо просто запомнить, по аналогии со словом «кроссовки». К примеру:
- кросовки — пара кроссовок, нет кроссовок.
- валенки — пара валенок, нет валенок.
Пример предложения со словосочетаниями «нет валенок», «пара валенок»:
- Я вышел в сени обуться, но моих валенок нигде не было.
- В магазине продвалась пара валенок по хорошей цене.
Вопрос о склонении слова- «валенки» по падежам,- если есть валенки, то может и не быть валенок.( к слову сказать,- говорить можно хоть как- главное понятно, а писать следует, придерживаясь основных требований Правил.)
Если мы говорим о валенках в родительном падеже, то имеем в виду слово «валенок». Поскольку наше слово стоит во множественном числе, то оно подчиняется правилу, которое свойственно парным предметам. Существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание, пишутся без окончания «-ов».
То есть слово нужно писать так: «валенок». Например: «пара валенок», «нет валенок». Аналогично пишутся и другие парные предметы в форме множественного числа в родительном падеже: сапог, манжет, ботинок, чулок.
В обувном магазине имеется большой выбор женских валенок.
В старом сундуке была обнаружена пара замечательных добротных валенок.
Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2576437-valenkov-ili-valenok-kak-pravilno-govorit.html
Теперь вы знаете о: «как пишется правильно межой или межей».
Читайте также:
- До свидания – как правильно пишется? — до свидания или до свидания как правильно пишется
- Марина Королева: Как правильно говорить — договОры или договорА; Российская газета — как правильно звонит или звонит ударение википедия
- В нарушение или в нарушении | — в нарушение или в нарушении как правильно
- Как правильно писать день рождения? | Ответ здесь — день рождения или день рождения как правильно писать
- Как правильно пишется; во сколько; ТекстЭксперт — как правильно во сколько или во сколько
- Как правильно: Пальто достали (из,со) шкафа? Есть ответ на — пальто достали из шкафа или со шкафа как правильно написать
- Корпоратив; ℹ️ как правильно пишется слово в словаре, правописание — как пишется правильно корпоратив или корпоратив
- В течениЕ или в течениИ? pishipravilno — LiveJournal — в течении или в течение месяца как правильно
- Можно ли есть гранат с косточками: Польза и вред продуктов — как правильно есть гранат с косточками или без косточек
- Грамотная речь — Г — города москва или города москвы как правильно
Советник президента РФ Владимира Путина, праправнук Льва Толстого о том, что является залогом успешной карьеры
В Казани на презентации виртуального тура КФУ по толстовским местам побывал праправнук великого русского писателя, советник президента РФ по вопросам культуры, президент международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, писатель-эссеист Владимир Толстой. Руководитель АНО «Бала-Сити» Альбина Насырова встретилась с ним, чтобы обсудить с экспертом темы воспитания и образования.
«Потомки Льва Толстого стесняются быть писателями»
— Владимир Ильич, в каждом поколении в семье Толстых есть литераторы, журналисты — эта страсть к слову, похоже, передается генетически?
— Мне кажется, наоборот, Толстые стесняются быть писателями, поэтому часто выбирают смежные профессии. К слову тянет, но после Льва Толстого писать и подписываться этим именем довольно ответственно, многие не рискуют это делать, хотя в роду много литературно одаренных людей, почти все его дети оставили прекрасные воспоминания об отце, Ясной Поляне. Но среди нас были и агрономы, учителя, фотографы, художники.
— Знаю, что потомки писателя живут по всему миру.
— Много Толстых сейчас живет в Швеции, во Франции, в Италии, США, есть ветви в Уругвае, Бразилии. Каждые два года более 100 потомков собираются в Ясной Поляне. И эти встречи, кстати, побудили многих из правнуков Толстого, выросших уже за рубежом, изучать русский как язык своих предков.
— В биографии Льва Толстого поражает, что он был полиглотом, владел 13 языками. В том числе татарским?
— Да, как и греческим, арабским, не говоря об обязательных для детей из аристократических семей английском, французском, немецком. Лев Николаевич очень интересовался мировыми религиями, и, чтобы их постичь, пытался в оригинале находить тексты, которые бы объясняли смысл верований. Он вообще был жаден до знаний, занимался постоянно самообразованием. Ни один университет не даст всей полноты знаний, нужна пытливость, главное в процессе обучения — не напичкать чью-то голову знаниями, а пробудить интерес к изучению мира. У Толстого этого было в полной мере.
«Немало прекрасных произведений есть у Толстого, Тургенева, Пушкина, в мировой детской литературе. Достаточно один раз дать понять ребенку, что чтение обещает грандиозные открытия»
«Так просто получить удовольствие, взяв с полки хорошую книгу»
— Боль учителей, родителей — современные школьники мало читают, даже по программе слушают сокращенные аудиоварианты произведений, выбирают видеоконтент. Как вдохновить детей, чтобы читали классику?
— Я просто сочувствую современным детям, потому что они лишают себя колоссального счастья. Чтение настоящей литературы — это возможность создания собственных миров. Вместе с автором, который снабжает тебя характерами, ситуациями, можно построить любой спектакль, сериал внутри своей головы. Ты уже не пассивный потребитель контента — ты творец! Людям, которые познали это счастье, так просто получить удовольствие, всего лишь взяв с полки хорошую книгу. Это недорого стоит, не требует внешнего антуража, особых условий. Можно совершить путешествие в Африку, а можно — вглубь души героев, вместе искать и находить ответы на волнующие вопросы. Учителям и родителям могу посоветовать вспомнить, что именно их в свое время среди книг зацепило, и попытаться аккуратно «поймать» современное поколение на этот крючок. Но это, безусловно, требует труда. Можно прочитать ребенку «Маленького принца» так, что его заворожит, и он захочет читать и искать дальше. Немало прекрасных произведений есть у Толстого, Тургенева, Пушкина, в мировой детской литературе. Достаточно один раз дать понять ребенку, что чтение обещает грандиозные открытия. Дети ведь любят квесты, прятки, но выбирают легкий путь — сесть поиграть в видеоигру. Но после нее ничего не остается. Люди вообще сегодня мало общаются в реальности, ищут близости в виртуальном пространстве. А в момент чтения возникает именно общение с литературным персонажем, ты можешь проецировать свои эмоции. Наташа Ростова становится девушкой, в которую ты можешь влюбиться, Андрей Болконский — человеком, на которого хочется быть похожим. По-моему, это здорово!
— Главное, найти подходящий момент, дать в руки правильную книгу?
— Да, потому что, когда на уроках именно заставляют что-то читать, ребенку становится скучно. Есть еще такой момент. К сожалению, сейчас в школе почти не пишут изложений, сочинений. Для меня, человека старого поколения, написать 8–10 страниц мыслей по поводу — нормально. А для современного школьника ужасная мука в 10-м классе написать сочинение в 300 слов. Неужели мы так деградировали? Люди хотят быть политиками, блогерами, но не могут связать трех слов. Я убежден — если стремишься к карьере, нужно уметь говорить, излагать мысли. А для этого нужно читать, пересказывать, выражать свое отношение. Это навыки, без которых невозможно быть современным думающим человеком.
«Хочешь, чтобы дети, внуки были достойными, — сам веди себя достойно. Если твои поступки не соответствуют высоким словам, которые ты говоришь, это прямой путь к тому, что дети не будут верить тебе»
«Если хотим воспитывать думающих, креативных людей, нужно побуждать их прилагать усилия»
— Мы с коллегами обсуждаем — может, современным детям уже не так интересны герои прошлого, надо включать в программу современных писателей? У вас есть литературная премия «Ясная Поляна» — значит, вы хорошо знаете творчество российских авторов нашего времени?
— Да, я читаю их всех. И скажу, что лучшие из современных писателей не проще, чем классическая литература. Попробуйте прочесть «Лавра» Водолазкина. Это точно не легче, чем «Евгений Онегин» или «Хаджи-Мурат». Конечно, язык трансформируется во времени, какие-то тексты Тургенева, Тютчева надо адаптировать, объяснять отдельные слова, потому что многие явления ушли из обихода. Но глубокая, серьезная проза во все времена требует интеллектуального усилия, труда. Почему-то сегодня боятся, что дети перетрудятся. Литература — это своего рода погружение. Как при овладении иностранным языком мы учим значения слов, так и в большой литературе, чтобы проникнуть и постичь смысл книги, мы должны сформировать какой-то понятийный аппарат. Сделать вход в литературу через более доступные тексты — ложная попытка. Мы словно заранее полагаем, что наши дети неспособны на большее. Если же мы хотим воспитывать думающих, оценивающих, креативных людей, нужно побуждать их прилагать усилия, и в литературе — тоже.
— Есть ли какие-то секреты воспитания детей в вашей семье, в роду Толстых?
— Надо личным примером воспитывать, это единственный рецепт. Хочешь, чтобы дети, внуки были достойными, — сам веди себя достойно. Если твои поступки не соответствуют высоким словам, которые ты говоришь, это прямой путь к тому, что дети не будут верить тебе, и считать, что все вокруг ложь и можно поступать как угодно.
Любовь Адамская
доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат социологических наук
Константин Чуриков: Ну что, подготовлен законопроект, Министерство просвещения предлагает, если так устно сказать, научить чиновников правильно говорить по-русски. Ну, мы говорим «чиновников», сюда же госслужащие, сюда же депутаты, губернаторы и остальные. Речь идет о том, что при приеме на работу они будут должны подтверждать то, что они знают правила русского языка.
В каком формате это будет? Как подтверждать, письменно, устно, и так, и так? Мы, конечно же, не в курсе. Но мы сейчас обсудим эту тему, а главное, спросим вас, какую бы оценку вы поставили нашим, скажем так, публичным политикам, депутатам, губернаторам по русскому языку. Вот как вам кажется, что у них по этому предмету?
Оксана Галькевич: Я представлю нашего гостя. Друзья, но прежде всего, кстати, вы тоже подключайтесь, пожалуйста, к разговору, потому что мы в прямом эфире, телефоны у вас на экране, SMS-портал тоже, это все бесплатно.
А в студии у нас сегодня Игорь Исаев, директор Института лингвистики РГГУ. Здравствуйте, Игорь Игоревич.
Игорь Исаев: Здравствуйте, здравствуйте.
Константин Чуриков: Здравствуйте.
Игорь Игоревич, вообще, конечно, обычно в нашу сторону все, как сказать, шишки летят, потому что мы-то постоянно в эфире, действительно что-то там ляпнешь не то и все. Но, понимаете, мы, в общем, во всяком случае у нас словари под рукой, мы стараемся исправиться. Но вот люди, которые с трибуны, в заксобраниях, в Госдуме, они же могут просто, ну у них нет времени, они государственные мужи или слуги народа, понимаете, они очень заняты. И вот постоянно слышу вот это «возбу́ждено», понимаете, «возбу́ждено дело», значит, «до́быча газа»… Я даже не про «г» фрикативное. Как с этим бороться? Это вот метод, то, что предложило Министерство просвещения?
Игорь Исаев: Министерство просвещения в последнее время изобилует предложениями, касающимися русского языка, его усовершенствования, и теперь мы усовершенствовать попытаемся чиновников. Боюсь, что это не поможет, потому что если за предшествующие 30, 40, 50, 60, 70, 80 лет руки не дошли до того, чтобы «возбу́жденное» дело перешло в «возбужде́нное», то, видимо, все-таки с этим придется как-то дальше жить. Либо делать что-то со школой, которая раньше должна была «возбу́жденных» от идеи реформирования как-то устранить.
Оксана Галькевич: Вы знаете, когда Костя вводил эту тему, я так сидела и широко рядом с ним улыбалась: я себе представила какую-нибудь предвыборную кампанию кандидата в Государственную Думу или кандидата в президенты, где-нибудь там на финальном этапе в прямом эфире во время дебатов им выдают тест по русскому языку, и они вот должны там ответить, ну по типу ЕГЭ, например.
Игорь Исаев: Ну, я думаю, тут все и кончится.
Оксана Галькевич: Тут все и кончится?
Игорь Исаев: Да, весь драйв на шоу исчезнет непременно, потому что представьте себе шоу, где ставятся галочки в виде ЕГЭ, например. Конечно, это совершенно невозможно.
Другое дело, что, конечно, вне всякого сомнения, на этих местах, на депутатских, в Законодательном собрании, должны находиться люди, которые нашли время за всю свою предшествующую жизнь, для того чтобы уделить минутку-другую своему образованию и языку. Это же самое главное в этой ситуации, некогда было.
Константин Чуриков: А вот, знаете…
Оксана Галькевич: Ну а с другой стороны (я прошу прощения), это, конечно, о другом было, «Быть можно дельным человеком, Но помнить о красе ногтей», быть можно дельным человеком, но там, бывает, запятую не там поставить или где-то там, не знаю, ошибиться в орфографии. Можно же или не можно, Игорь Игоревич?
Игорь Исаев: Да, можно, можно-можно.
Оксана Галькевич: Можно.
Игорь Исаев: Можно, можно, потому что правила орфографии и пунктуации – это одни из самых сложных правил, которые касаются распорядка нашей жизни. Я даже думаю, что правила дорожного движения не сравнятся с орфографическими и пунктуационными правилами, которые выглядят как толстые своды. Вот он, вот он! Это лишь один только источник. Да, ошибаться можно.
Другое дело, что надо понимать, что такие ошибки могут быть систематическими и связанными с какими-то простейшими вещами. Конечно, сложноподчиненные предложения в принципе, наверное, надо знать, где поставить знаки пунктуации, но не всегда и так.
Оксана Галькевич: Словоупотребление, например, вот тоже, знаете, очень многие делают ошибки… Что с этим делать-то?
Константин Чуриков: Мне вот всегда было интересно просто, понимаете, как вот… Нас всех учат говорить коротко и ясно, в принципе мы все стараемся излагать свои мысли коротко и ясно. Но как вот люди, если они раз! Они попали в эту структуру, в это какое-то бюджетное учреждение, на эту госслужбу – почему они сразу начинают говорить как чиновники? Это с чем связано?
Игорь Исаев: Есть такая замечательная история, она тянется с давних времен. Один из моих знакомых говорил, что после нескольких лет работы в соответствующей организации он может 3 часа говорить на любую заданную тему, на любую. Но в этом нет содержательной части, к сожалению, говорить описательно о любых вещах ну действительно можно часами. Другое дело, что очень часто, я по своему это опыту знаю, такие совещания превращаются в мучение для всех, потому что там нет информации. Это первый, кстати, жанр, обратите внимание, первый жанр, когда человек устно спонтанно дает плохие тексты, и второй жанр, согласитесь, совершенно невозможно слушать человека, который читает заранее написанный, пусть и прекрасный, но написанный текст.
Константин Чуриков: Да.
Игорь Исаев: Это же смерти подобно, слушать выступление получасовое или часовое, написанное красиво, но не под устную речь. Этому тоже надо учить.
Оксана Галькевич: Слушайте, ну это вообще разная работа, написанный текст, который ты можешь долго писать, исправлять, что-то там, вносить какие-то изменения в него, и, в общем, устная речь, когда ты размышляешь на ходу, идешь какие-то решения…
Игорь Исаев: Это разные стихии просто.
Оксана Галькевич: И тут, ну бывает, ты просто формулируешь на ходу, ты согласовываешь на ходу, в конце концов, эти, ищешь мысленно…
Константин Чуриков: Так интереснее, между прочим.
Оксана Галькевич: Да, и здесь возможны ошибки, понимаете. Брать человека за это и отстранять от должности…
Игорь Исаев: Представьте, если бы мы сейчас с вами общались, стоя за пюпитрами, зачитывая заранее приготовленный текст, – это было бы смертельно, это было бы невозможно, вот. Конечно, наши чиновники должны иметь возможность говорить самостоятельно, но опять же, подчеркну еще раз, для этого у них должен быть, да не ругайте меня за это слово, бэкграунд культурный и лингвистический хотя бы в области русского языка, они должны знать, как это делается.
Константин Чуриков: Вот я сейчас, кстати говоря, нахожусь на сайте Государственной Думы, решил, думаю, дай-ка почитаю, что там депутаты пишут. Значит, там какая-то пояснительная записка к законопроекту о внесении изменений, опять вот это, «о внесении изменений туда-то, туда-то, федерального закона…», уже я аудиторию потерял только что, я понимаю. Значит, тра-та-та-та-та-та, написано: «…и качественному оказанию медицинской помощи данным категориям лиц». Откуда вот это вот «данным категориям лиц»?
Игорь Исаев: Это нормальный канцелярит.
Константин Чуриков: «Этим людям», «мигрантам». Зачем?
Игорь Исаев: Значит, это попытка сделать отдельный язык для законодательной сферы. Известно, что для разных сфер нужны разные языки. Тот законодательный язык, который мы с вами имеем в качестве нынешнего нормативного законодательного, законотворческого, он формировался не из устной речи, а из отдельной ветви.
Тут требуется коротко совсем сказать, что та устная речь, которой пользуемся мы с вами сейчас, и письменный язык, даже прекрасный толстовский, – это разные тексты, которые были сформированы о разных вещах. Письменный текст – это по происхождению своему церковнославянский, он не предназначался для устного общения. Наша литература выросла… В чем значение Пушкина?
Константин Чуриков: Если бы сейчас «Войну и мир» читали в Думе, она прошла бы первое чтение?
Игорь Исаев: Я думаю, она бы не дошла и до трети первого чтения и все бы кончилось.
Оксана Галькевич: Но подождите, с другой стороны, если это будет сформировано как-то иначе, как в «Войне и мире», понимаете, тогда…
Константин Чуриков: Сформулировано, да.
Оксана Галькевич: Ну, Костя, тогда начинают придираться сразу: «А у вас неконкретно прописано», «У вас там определения неполные»…
Игорь Исаев: Там формулы, конечно-конечно. Там действуют формульные…
Оксана Галькевич: А как понимать формулировку…
Игорь Исаев: Именно, там формульные, формульные вещи, да.
Оксана Галькевич: Вот.
Константин Чуриков: Сейчас к нам присоединяется Виталий Юрьевич Сурвилло, председатель Общественного совета при Минпросвещения России. Виталий Юрьевич, здравствуйте. Здравствуйте, добрый вечер.
Оксана Галькевич: Виталий Юрьевич, здравствуйте.
Константин Чуриков: Виталий Юрьевич? Похоже, нас Виталий Юрьевич пока не слышит… Ладно, мы тогда пока послушаем Надежду из Брянска.
Оксана Галькевич: Пока мы связь, да…
Константин Чуриков: Надежда, Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Зритель: Добрый вечер.
Константин Чуриков: Добрый вечер.
Оксана Галькевич: Ой, это Надежда, это наша постоянная зрительница. Здравствуйте.
Константин Чуриков: Надежда, пока формируется позиция в Минпросвещения и в Общественном совете, вы как относитесь к этому, не знаю, экзамену для чиновников?
Зритель: Вы знаете, согласна полностью, считаю, это нужно было давно сделать. И не только людям, представителям власти, даже первым лицам государства научиться правильно говорить. Вот иногда на телеканалах на разных выступают старые дикторы советского телевидения, ведущие каких-то старых, тех лет программ. Даже вы, я слушаю вас с удовольствием!
Константин Чуриков: Ой, спасибо.
Оксана Галькевич: Ой…
Зритель: Речь прекрасная.
Константин Чуриков: Но если где-то что-то иногда вырвется…
Оксана Галькевич: У нас только Костя идеален, знаете, я не безупречна, ха-ха.
Константин Чуриков: Нет, вы не обессудьте, да, мы стараемся.
Зритель: Нет, я не буду спорить, но вот поверьте, я уже не раз вам говорила комплименты, я просто заслушиваюсь…
Константин Чуриков: Спасибо.
Оксана Галькевич: Спасибо, Надежда.
Зритель: …старых людей той эпохи советской, как они говорят.
Константин Чуриков: Спасибо большое вам, Надежда, на добром слове.
Оксана Галькевич: Спасибо.
Константин Чуриков: Виталий Юрьевич, вы к нам вернулись, я надеюсь? Виталий Юрьевич, здравствуйте.
Виталий Сурвилло: Да, здравствуйте, добрый день.
Константин Чуриков: Ваше мнение? Вот Министерство просвещения, Общественный совет которого вы возглавляете, вот предложило это. Ну что, вы считаете, это поможет нашим чиновникам, госслужащим стать грамотнее, не поможет? Поздно, рано, или никогда не поздно?
Виталий Сурвилло: Нет, с одной стороны, любая забота, не знаю, попытки повысить грамотность, повысить знания русского языка, они, конечно, должны приветствоваться. Но, с другой стороны, пытаться исправить ситуацию с помощью введения такой, не знаю, бюрократической препоны, дополнительного экзамена для служащих, госслужащих, я не уверен, что это правильно.
Константин Чуриков: Вы знаете, мне всегда казалось, что Министерство просвещения как бы по детям, по школьникам, а тут вот такой замах на уже обучение чиновников. Или это входит в функционал?
Виталий Сурвилло: Возможно, беда с русским языком, она, наверное, начинается оттуда, со школьного возраста, о том, что так получается, что общий как-то уровень грамотности населения, наверное, сейчас не на самом высоком уровне. Может быть, с этим связано. Но еще раз повторяю, что проводить экзамены для взрослых людей сейчас, мне кажется, это вряд ли исправит ситуацию. Тем более что в основном такие, как бы сказать, наибольшие ошибки в грамотности с русским языком – это, как правило, все-таки письменные формы, это в переписке, в документации. В устной речи очень сложно контролировать правильность русского языка, это действительно уже совсем другая история, которая может прививаться исключительно в детстве.
Оксана Галькевич: Виталий Юрьевич, но переписка и документация – это не всегда сам государственный служащий, не всегда сам чиновник, там ведь есть еще и большой аппарат. На какую большую работу замахнулось Минпросвещения.
Константин Чуриков: «Аппаратура при нем», да.
Виталий Сурвилло: Минпросвещения озабочено вообще уровнем грамотности в стране, и здесь я понимаю заботу Министерства просвещения. С другой стороны, способ вот именно для того, чтобы это перевести, исправить эту ситуацию с помощью экзамена для взрослых, вполне сложившихся людей…
Плюс надо не забывать о той ситуации, когда вы вынуждены использовать во власти или в органах управления людей, которые, может быть, заведомо не очень хорошо знают язык, но совершенно прекрасные врачи, допустим, или, не знаю, прекрасные знатоки цифровизации. И здесь… Весь вопрос все-таки, ты же приглашаешь человека, специалиста в этой конкретной области. Поэтому можно говорить только об общем уровне знаний русского языка в стране, и это действительно связано, скорее всего, со школьным образованием, но это никак не решается экзаменами для взрослых, на мой взгляд.
Константин Чуриков: Спасибо, спасибо большое.
Оксана Галькевич: Спасибо.
Константин Чуриков: Виталий Сурвилло, председатель Общественного совета при Минпросвещения России.
Сейчас еще у нас вот будет уже эксперт, которая учит, взращивает будущих чиновников, – Любовь Адамская, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета, кандидат социологических наук. Любовь Владимировна, здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте. Давно мы с вами не общались, Любовь Владимировна.
Константин Чуриков: Да. Мы по вас соскучились, скажу я специально по-русски. (Любовь Владимировна, включите звук, тогда вы нас услышите.) Давайте включи́м звук, так правильно говорить, и тогда нас…
Любовь Адамская: Да, звук, у меня показывает, что звук работает. Вы меня слышите?
Константин Чуриков: Отлично, да.
Любовь Владимировна, вот сейчас коллега из Минпросвещения, из Общественного совета, говорил, что ну какая разница, с другой стороны, они же там могут быть прекрасными специалистами в своей сфере, зачем им правильно говорить. Но мне всегда казалось, что, когда ты чиновник, тем более крупный чиновник, ты же должен команды отдавать, ты же должен, как говорится, командовать полками, а для этого как раз-таки правильная, понятная речь и нужна. Ваше мнение, надо не надо чиновников проверять?
Оксана Галькевич: Мне кажется, как раз командовать полками, там можно и попроще выражаться, ха-ха-ха, Костя.
Игорь Исаев: Именно.
Оксана Галькевич: Ха-ха-ха.
Константин Чуриков: Любовь Владимировна?
Любовь Адамская: Да. Значит, я совершенно не согласна с предыдущим оратором Виталием Юрьевичем. Заступаться за нас, за взрослых, которые действительно за время подготовки школы, университета, практической жизненной какой-то рабочей программы и не овладели языком и, вот так случилось, пришли к какой-то такой значимой должности по служебной лестнице, оставили позади знания орфографии и умение излагать кратко, доходчиво…
Конечно, я за то, чтобы нам, взрослым, устраивали экзамены. Почему? Потому что мы очень во многом сейчас отстаем. Это видно из общения на муниципальном уровне, и даже есть на федеральном уровне, вот я студентов очень часто на круглые столы привожу на заседания комитетов, и очень многие, а в основном же это отличники у меня, эти отличники говорят: «Слушайте, так они же в школе не учили русский язык, Любовь Владимировна! Они это не понимают?» И становится неловко, и мне как преподавателю нужно объяснять, почему такое произошло, что человек по служебной лестнице достиг высокой должности, но не умеет изъясняться или изъясняется довольно сложно.
Оксана Галькевич: Любовь Владимировна, скажите, ну вот все-таки, понимаете, вы ведь учите ребят в первую очередь государственному и муниципальному управлению, это в каком-то смысле организаторские способности, это другие навыки. Русский язык, конечно, важен, но первичен ли он?
Любовь Адамская: Значит, русский язык и умение управлять, эти сегменты идут вместе.
Константин Чуриков: Да, вот.
Любовь Адамская: Без этого нельзя. Управление есть цель, язык есть достижение цели. Это невозможно разделить язык и управление. Если человек не знает, как правильно объяснить своему персоналу, что необходимо делать, как достичь цели, то у нас и превращается так, что как ни позвонишь кому-то из чиновников: «У меня совещание», «У меня совещание», «У меня совещание», – одни совещания.
Оксана Галькевич: Ага.
Любовь Адамская: Сколько часов можно проводить совещания? Богатый русский язык, можно долго говорить, но мы должны достичь цели.
Константин Чуриков: Вот.
Любовь Адамская: Чтобы достичь цели, нужно владеть языком.
Константин Чуриков: А какой-нибудь чиновник бы на вашем месте сейчас сказал: «Как ни позво́нишь», – ха-ха-ха, вот…
Любовь Адамская: Да.
Константин Чуриков: Кстати, между прочим, когда они говорят неграмотно, неправильно, на самом деле это может вызвать какие-то даже народные, не знаю, так сказать, эмоции, понимаете, любовь, наоборот, простой – значит наш.
Оксана Галькевич: Ну, региональные некие стилистические какие-то особенности все равно есть.
Любовь Адамская: Нет, вы ошибаетесь, Константин. Уже давным-давно люди говорят следующее: так Васька-то наш человек, он, оказывается, когда выходит на трибуну и поздравляет кого-то, он говорит следующий текст: «Я хотел бы поздравить Ивана Ивановича с юбилеем…» Так ты же сейчас его поздравляешь…
Константин Чуриков: Ну поздравляй тогда, да.
Любовь Адамская: А что тебе мешает его поздравить, ты уже сейчас даешь эту речь, даешь этот посыл поздравительный…
Игорь Исаев: Формульная, формульная речь, да.
Любовь Адамская: Это очень частая ошибка.
Константин Чуриков: Если бы только она, да.
Оксана Галькевич: Любовь Владимировна, вы, видимо, говорите… Знаете, я вспомнила, этому учат в принципе на факультетах журналистики: хорошо пишет тот, кто хорошо думает; хорошо работает тот, кто хорошо думает.
Любовь Адамская: Да.
Оксана Галькевич: Спасибо большое.
Константин Чуриков: Спасибо большое.
Оксана Галькевич: Любовь Адамская, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета, кандидат социологических наук, была у нас на связи.
Константин Чуриков: Игорь Игоревич, какие вы ошибки чаще всего фиксируете у наших, скажем так сегодня, подопечных?
Игорь Исаев: Там главное – это проблема логическая, там не столько с языком, сколько с последовательностью изложения мыслей. Потому что главная проблема – это донести те компоненты идеи, мысли, если они присутствуют, до слушателя.
Константин Чуриков: Ха-ха-ха, вы так осторожно сказали.
Игорь Исаев: Да-да. В том случае, когда мысль не сформирована, а есть задача огласить повестку, то, скорее всего, речь будет нескладная. А другая еще проблема знаете какая? Ну хорошо, вот представим, что мы чиновников заставили…
Константин Чуриков: Ну вы примеры еще приводите, так будет интереснее.
Игорь Исаев: Хорошо-хорошо. Заставили мы чиновников переучиться. И что же вы думаете? Год, два, три, четыре они будут отстранены от дела? Так что, конечно же, идея хорошая, но все-таки надо обращать внимание на подрастающих чиновников.
Оксана Галькевич: Вы знаете, мне просто кажется, что здесь важно не доводить все до какого-то, я не знаю…
Константин Чуриков: До кампанейщины, да?
Оксана Галькевич: В общем, чтобы это новое правило, если вдруг оно появится, не стало некой секирой для ребят действительно талантливых, но, может быть, где-то обладающими некими, знаете, другими речевыми навыками.
Константин Чуриков: Подожди, у тебя либо талантливые ребята молодые, либо плохие чиновники, которые плохо говорят.
Оксана Галькевич: Нет, Костя, региональные особенности, какие-то, знаешь, родовые признаки речевые, они вот со всеми, у каждого практически, только ты у нас идеален и безупречен.
Константин Чуриков: Ну нет, нет, я вообще, абсолютно…
Оксана Галькевич: Ты не делаешь ошибок, ты спишь с Библией, со своей словарем, конечно.
Игорь Исаев: Ну, согласитесь, согласитесь, ведь…
Оксана Галькевич: Они есть у всех.
Константин Чуриков: Конечно, у меня тоже.
Игорь Исаев: Важно, чтобы… Это задача руководителя, чтобы человек, который умеет говорить, шел в эфир и говорил, а человек, который умеет работать и не умеет говорить, шел и работал, ему не надо говорить.
Оксана Галькевич: Хорошо, а вот смотрите, тесты по русскому языку, допустим, вот то, о чем мы говорили так шутейно, но тем не менее высказались, – они должны отличаться от тех, кто идет в депутаты и президенты, и для тех, кто собирается, например, на муниципальном уровне управлять? Потому что муниципалитет – это одна публика, с которой ты контактируешь, да, это вот, как сказал Костя…
Игорь Исаев: …полки, и полки.
Оксана Галькевич: …вышел, да, по-простому с ними, по-нашенски, и президент, который обращается совсем к иной аудитории, правда? Разумеется, дорогие друзья…
Игорь Исаев: Ну, спичрайтеры нужны разные.
Оксана Галькевич: Спичрайтер, понимаете, все не напишет, все равно это есть устная речь…
Константин Чуриков: Ну, президент, кстати, регулярно консультируется, там есть консультанты как раз по русскому языку, да.
Оксана Галькевич: Я даже не только про этого президента, но мало ли, разные бывают президенты.
Игорь Исаев: Конечно-конечно, это должна быть разная подготовка. Но опять же, это задача, просто пиар разный, разные аудитории, это не с языком связано, это связано с разными содержательными частями подачи информации.
Константин Чуриков: У нас звонок есть.
Оксана Галькевич: Возьмем звонок.
Константин Чуриков: Кстати, из Бурятии. Сэсэг. Здравствуйте, Сэсэг.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Рады вас слышать. Расскажите, как относитесь к публичной речи чиновников, к их выступлениям.
Зритель: Я звоню вам из Республики Бурятия.
Оксана Галькевич: Ага.
Зритель: Я сама по своей национальности бурятка, но мой родной язык, второй родной язык получается русский язык. Я очень люблю русский язык, мы живем в России, это для меня вообще… Это моя жизнь, это моя культура, все. Но меня иногда очень возмущает, не иногда, вообще возмущает: русский язык так богат, но почему, передавая, говоря даже по телевизору, употребляем иностранные слова?
Константин Чуриков: Ой, да, слушайте.
Оксана Галькевич: Ага, иноязычная лексика, заимствования.
Константин Чуриков: А какие, например, вас раздражают больше всего?
Зритель: Ну, меня раздражает, вообще когда вставляют или хотят показать свою грамотность или, не знаю, какие они… Например, передача «Модный приговор», «битва луков»…
Константин Чуриков: А-а-а. Ну, туда чиновники редко приходят. Да, Сэсэг, спасибо большое.
Зритель: Да. А чиновники, подождите, чиновники тем более должны, они же, мы же их выбрали. Даже стыдно, что мы таких чиновников выбрали в Государственную Думу, что они могут…
Константин Чуриков: Да, спасибо.
Оксана Галькевич: Мы их, видимо, выбирали по другим…
Константин Чуриков: Вот еще хочется объяснить значение слова «ирония», потому что Ярославская область подумала, что я всерьез произнес слово «позво́нишь», «позвони́шь», естественно, я просто специально иронизировал над нашим экспертом.
Оксана Галькевич: Ну вот я, кстати, вспомнила один случай. У нас был сенатор такой, по-моему сенатор, он попал в тюрьму по какому-то уголовному делу и потом на суде требовал переводчика, потому что выяснилось, что он не понимает русского языка.
Константин Чуриков: А.
Оксана Галькевич: Наверное, это какой-то странный случай, такого-то точно не должно быть. Уж если ты проходишь какие-то там уровни государственного управления, государственной власти, ты точно должен понимать государственный язык.
Игорь Исаев: У нас нет вариантов, у нас государственный язык русский, и если даже вы владеете еще каким-то языком, то ваш государственный русский язык, особенно для чиновников федеральных уровней, да и муниципалитетов местных, это обязательная вещь, тут вариантов нет. А весь документооборот по-русски, как же ты поймешь распоряжение?
Константин Чуриков: Так, значит, нам пишет Челябинская область: «Не признаю слово «волнительный», мне 62 года, привыкла к слову «волнующий»», – я думаю, тут без комментариев. Часто стали, вообще везде стали говорить вместо, не знаю, «Центробанк представил/назвал новую ключевую ставку» – «озвучил». Вот будто бы они в какой-то там киностудии дублируют фильм или мультфильм…
Оксана Галькевич: Вот как раз словоупотребление, о чем я говорила.
Константин Чуриков: Вот это вот «озвучить». Ну объясните, пожалуйста.
Игорь Исаев: Ну что, здесь очень просто. Они…
Константин Чуриков: На третью камеру чиновникам, которые нас сейчас смотрят.
Игорь Исаев: Еще хуже, когда говорят, что мы артикулировали какие-то постановления. «Озвучили» и «артикулировали» – это что-то из области акустической физики и артикуляции биологической…
Константин Чуриков: …которую там тем более не знают.
Игорь Исаев: …которой там не должно быть. Конечно, это все канцелярит, это все вещи, которые… Знаете, откуда они возникают? Вы пишете текст, у вас проговорилось, встретилось уже несколько раз, вам нужно подобрать синоним – «озвучил», «артикулировал», «донес до сведения». Ужас.
Константин Чуриков: А еще у них что-то проходит…
Оксана Галькевич: А это скудный лексический запас, да?
Константин Чуриков: Да. У них еще «проходит апробацию» часто, «был апробирован», не знаю, законопроект…
Игорь Исаев: Ну, с другой стороны, вот здесь-то как раз, может быть, «прошел проверку» не самый лучший, «прошел проверку» имеет некоторые контексты странные, «провел проверку», как будто его пытали, выведывали. Апробация – это все-таки технический термин.
Константин Чуриков: Лучше бы они что-то пытали, перед тем как претворять в жизнь, да, ха-ха.
Оксана Галькевич: Разные коннотации. Я, кстати, подумала, вот «возбу́жденный» и «возбужде́нный» – может быть, просто люди как-то не только принадлежность к определенному аппарату, но и разные коннотации у этих слов в зависимости от ударения тоже? Может такое быть?
Игорь Исаев: Ну, во всяком случае уголовное дело не должно быть возбужде́нным, все-таки лучше пусть оно будет возбу́жденным.
Оксана Галькевич: А, вот видите, а. Вот и договорились уже, Игорь Игоревич.
Игорь Исаев: Ха-ха.
Константин Чуриков: Вот есть слова, которые приходят, и паразиты в том числе, которые приходят снизу, из народа, а есть которые приходят сверху. Давайте вот так сейчас в блиц поиграем. «Секвестировать», «секвестор» – сверху пришло?
Игорь Исаев: Да, вне всяких сомнений, конечно.
Константин Чуриков: Так, что еще там оттуда пришло?
Игорь Исаев: Сверху? Ну, вот это один из самых сложных вопросов, вот так вот пойди… Это вы что, теперь мне устроили экзамен вместо чиновника?
Константин Чуриков: Нет, просто давайте сейчас накинем, как говорится.
Игорь Исаев: М-м-м… Давайте попробуем, давайте попробуем.
Константин Чуриков: «Оптимизация» сверху пришла, «эффективность» мы так не использовали…
Игорь Исаев: «Оптимизация»… Ну опять же, смотрите, вот то, что наши слушатели и зрители говорят, иностранные слова, они не все сверху.
Константин Чуриков: Спасибо.
Оксана Галькевич: Ох…
Константин Чуриков: Игорь Исаев, директор Института лингвистики РГГУ. Мы говорили о правилах русского языка для чиновников.
Оксана Галькевич: Российского государственного гуманитарного университета. Спасибо.
Константин Чуриков: Спасибо.
Зачем директор ФСБ Бортников издал указ, в котором половина пунктов касается Роскосмоса и лично Рогозина. Почему прекратили свою деятельность «Солдатские матери». О чем вообще теперь можно говорить в России.
В этот день 51 год назад, 8 октября 1970 года Александр Солженицын был объявлен лауреатом Нобелевской премии по литературе. Это была увесистая пощечина Советскому Союзу и лично Леониду Ильичу. В ответ в советских СМИ была развернута травля Солженицына, который был объявлен «литературным власовцем» и «клеветником». В КГБ было создано специальное подразделение, занимавшееся исключительно оперативной разработкой Солженицына, — 9-й отдел 5-го управления. Наряду с коллективными письмами рабочих и колхозников, которые «не читали, но осуждают», было опубликовано открытое письмо Дина Рида, в котором американский певец объяснял «дорогому коллеге по искусству Солженицыну» что «Советский Союз всегда идет на полшага впереди ХХ века», а в США «негров вешают»…
Видео дня
Сегодня Нобелевский комитет объявит Нобелевского лауреата мира. Среди 329 кандидатов эксперты назвали тех, чьи шансы предпочтительны. Это:
«Репортеры без границ», «Комитет защиты журналистов», Светлана Тихановская, исполнительный секретарь Рамочной конвенции ООН об изменении климата Патрисия Эспиноза, израильская правозащитная организация «Бецелем» и Палестинский центр по правам человека, защитник прав уйгуров Ильхам Тохти и активист из Гонконга Натан Лау, Всемирная организация здравоохранения, Грета Тунберг, Алексей Навальный, премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн, Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев, президент США Джо Байден и движение Black lives matter («Жизнь темнокожих имеет значение»).
Если нобелевская премия по литературе бывает политической пощечиной лишь в отдельных случаях (как в случае с Солженицыным), то нобелевская премия мира становится политическим вызовом в большинстве случаев. И сегодня у Нобелевского комитета выбор – идти по пути компромисса, или бросить вызов авторитарным режимам.
Путь компромисса – это дать премию какой-нибудь известной и заслуженной международной организации (кроме, пожалуй, ВОЗ, чьих сотрудников, отправленных в Демократическую Республику Конго для борьбы со вспышкой лихорадки Эбола (2018–2020), обвиняют в изнасилованиях и сексуальной эксплуатации местных жителей, да и вопросов к ВОЗ в связи с пандемией слишком много).
Решится ли Нобелевский комитет дать публичную пощечину главным диктаторам планеты, назвав лауреатами премии мира Навального (пощечина Путину), Тихановскую (пощечина Лукашенко, ну, и Путину заодно), Ильхама Тохти или Натана Лау (в каждом из этих людей – вызов Си Цзиньпину)? А если решится, то кому? На каких весах можно взвесить вклад каждого из кандидатов в укрепление мира, в борьбу против агрессивных диктаторских режимов? Если исходить из того, что самым крупным агрессором на планете, обладающим ядерным оружием, является путинская Россия, то премии мира больше других заслуживает Алексей Навальный. Впрочем, о решении Нобелевского комитета узнаем совсем скоро…
Теперь о событиях уже случившихся. Организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга», оказывающая помощь призывникам и военнослужащим, приостановила свою деятельность из-за утвержденного ФСБ перечня сведений, за разглашение которых можно попасть в реестр иностранных агентов или даже сесть в тюрьму.
Причиной стал приказ директора ФСБ Бортникова № 379 от 28.09.2021 о перечне сведений, не составляющих государственную тайну, которые могут быть использованы против безопасности России.
В случае целенаправленного сбора сведений, включённых в этот перечень, любое физическое лицо — как гражданин России, так и другого государства — должен самостоятельно обратиться в Минюст с заявлением о его включении в реестр «иностранных агентов». Если он этого не сделает, ему грозит уголовное преследование.
В перечне 60 пунктов. Чуть больше половины касаются ведомства Шойгу, почти половина – «Роскосмоса» имени Рогозина.
По ведомству Шойгу теперь запрещено собирать в открытых источниках и публиковать:
— сведения об оценках и прогнозах развития военно-политической, стратегической (оперативной) обстановки»;
— сведения о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках;
— сведения о ходе и результатах рассмотрения сообщений о преступлениях в армии, которые расследуются ФСБ и военным следствием Следственного комитета.
То есть Бортников своим приказом полностью закрыл ведомство Шойгу не только от любой критики, но и от любых публичных экспертных оценок. Безработными отныне могут себя объявлять не только «Солдатские матери» и иные правозащитники, занимающиеся проблемами дедовщины и прочих преступлений в армии (в том числе коррупции), но и все военные эксперты и военные обозреватели, поскольку невозможно писать об армии, избегая «оценок и прогнозов», что после приказа Бортникова № 379 является уголовным преступлением…
Вторая часть «списка Бортникова» полностью закрывает от любой публичности Роскосмос. Запрещено, например, собирать и публиковать «сведения о проблемах, в том числе финансово-экономических, сдерживающих развитие корпорации «Роскосмос» в одной или нескольких областях деятельности».
Поскольку одной из главных проблем «Роскосмоса» является чудовищная некомпентентность его несуразного руководителя, то это означает табуирование любого публичного упоминания Дмитрия Рогозина, кроме как в пресс-релизах самого «Роскосмоса».
Другой очевидной проблемой российского космического ведомства стал знак равенства, зачем-то поставленный между госкорпорацией «Роскосмос» и просто Космосом и его освоением. Илон Маск вполне убедительно доказал, что его частные «батуты» намного эффективнее, чем продукты жизнедеятельности Рогозина и руководимой им госкорпорации, которая кроме «патриотизма» в последнее время мало что производит.
Вся эта история со «списком Бортникова» пронизана духом вызывающе наглого беззакония. Поскольку поверх закона о гостайне, иных законов о специально охраняемых тайнах, руководитель одного из сучков исполнительной ветви власти запрещает собирать и публиковать заведомо несекретную информацию из открытых источников.
На вполне справедливый вопрос, а с какой стати Бортников присваивает себе роль законодателя, есть резонный исторический ответ. Он принадлежит императору Павлу Первому: «В России велик лишь тот, с кем я говорю, и до тех пор, пока я с ним говорю». В современной России источником власти является не народ, как об этом шепчет раздавленная и изнасилованная не пеньках прошлым летом Конституция, а лично Путин, от которого власть грязными струйками стекает на его окружение. Вот попала порция дополнительной власти на Бортникова, он и издал свой цензурный указ, напрямую противоречащий Конституции и доброй дюжине законов.
Что же касается современного российского режима, одну из характеристик которого дал император Павел Первый, то сам Павел Петрович убедился в неточности своей максимы в момент близкого знакомства с табакеркой (или с шарфиком, что в данном случае не имеет значения)…
P.S. После публикации этого текста стало известно, что лауреатами нобелевской премии мира стали Дмитрий Муратов и Мария Ресса (Филиппины). За них, конечно, можно порадоваться (особенно за Муратова), но то, что не дали Навальному, это очень зря…
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…
- Статья
- Чтение занимает 4 мин
В этом руководстве объясняется, как написать код, который позволяет проверить переменные и изменить путь выполнения на основе этих переменных. Вы напишете код C# и сможете просмотреть результаты его компиляции и выполнения. Это руководство содержит ряд уроков, в которых рассматриваются конструкции ветвления и циклов в C#. В рамках этих занятий вы ознакомитесь с основами языка C#.
Предварительные требования
Для работы с руководством вам потребуется компьютер, настроенный для разработки в локальной среде. В Windows, Linux или macOS для создания, сборки и запуска приложений можно использовать .NET CLI. Для Mac и Windows можно использовать Visual Studio 2019. Инструкции по настройке см. в статье Настройка локальной среды.
Принятие решений с помощью оператора if
Создайте каталог с именем branches-tutorial. Сделайте его текущим, выполнив следующую команду:
dotnet new console -n BranchesAndLoops -o .
Важно!
В шаблонах C# для .NET 6 используются операторы верхнего уровня. Ваше приложение может не соответствовать коду в этой статье, если вы уже выполнили обновление до предварительных версий .NET 6. Дополнительные сведения см. в статье Новые шаблоны C# для создания инструкций верхнего уровня.
Пакет SDK для .NET 6 также добавляет набор неявных директив global using
для проектов, использующих следующие пакеты SDK:
- Microsoft.NET.Sdk
- Microsoft.NET.Sdk.Web
- Microsoft.NET.Sdk.Worker
Эти неявные директивы global using
включают наиболее распространенные пространства имен для соответствующего типа проектов.
Эта команда создает консольное приложение .NET в текущем каталоге. Откройте файл Program.cs в любом редакторе и замените содержимое следующим кодом:
using System;
int a = 5;
int b = 6;
if (a + b > 10)
Console.WriteLine("The answer is greater than 10.");
Чтобы выполнить этот код, введите dotnet run
в окне консоли. В консоли должно появиться сообщение The answer is greater than 10 (Ответ больше 10). Измените объявление b
, чтобы сумма была меньше 10:
int b = 3;
Введите dotnet run
еще раз. Так как ответ меньше 10, никакие данные не выводятся. Проверяемое условие имеет значение false. У вас еще нет кода для выполнения, так как вы написали только одну из возможных ветвей для оператора if
— ветвь true.
Совет
Вероятнее всего, при изучении C# (как и любого другого языка программирования) вы будете допускать ошибки в коде. Компилятор найдет ошибки и сообщит о них. Внимательно просмотрите выходные данные ошибки и код, вызвавший ошибку. Как правило, сведения о причине ошибки можно найти в сообщении об ошибке компилятора.
В первом примере показаны возможности if
и логические типы. Логическое значение — это переменная, которая может иметь одно из двух значений: true
или false
. Логические переменные в C# определяются особым типом — bool
. Оператор if
проверяет значение bool
. Если значение true
, выполняется оператор, следующий после if
. В противном случае он пропускается. Этот процесс проверки условий и выполнения операторов на основе этих условий предоставляет широкие возможности.
Объединение операторов if и else
Чтобы выполнить разный код в ветвях true и false, создайте ветвь else
, которая будет выполняться, если условие имеет значение false. Попробуйте создать ветвь else
. Добавьте две последние строки из приведенного ниже кода (первые четыре должны быть уже добавлены):
int a = 5;
int b = 3;
if (a + b > 10)
Console.WriteLine("The answer is greater than 10");
else
Console.WriteLine("The answer is not greater than 10");
Оператор после ключевого слова else
выполняется, только если проверяемое условие имеет значение false
. Объединив операторы if
и else
с логическими условиями, вы получите все необходимые возможности для обработки условий true
и false
.
Важно!
Отступы под операторами if
и else
предназначены только для удобства чтения. В языке C# необязательно ставить отступы или пробелы. Операторы после ключевого слова if
или else
будут выполняться на основе условия. Во всех строках в примерах кода, представленных в этом руководстве, отступы традиционно соответствуют потоку управления операторов.
Так как отступ не обязателен, используйте скобки {
и }
, если нужно указать несколько операторов в блоке кода, который выполняется в зависимости от условий. Программисты C# обычно используют эти фигурные скобки во всех предложениях if
и else
. Следующий пример аналогичен тому, который вы создали. Измените код выше, чтобы он соответствовал следующему коду:
int a = 5;
int b = 3;
if (a + b > 10)
{
Console.WriteLine("The answer is greater than 10");
}
else
{
Console.WriteLine("The answer is not greater than 10");
}
Совет
Все примеры кода в следующих разделах руководства содержат фигурные скобки в соответствии с принятой практикой.
Можно проверить более сложные условия. Добавьте следующий код после написанного кода:
int c = 4;
if ((a + b + c > 10) && (a == b))
{
Console.WriteLine("The answer is greater than 10");
Console.WriteLine("And the first number is equal to the second");
}
else
{
Console.WriteLine("The answer is not greater than 10");
Console.WriteLine("Or the first number is not equal to the second");
}
Символ ==
позволяет проверить равенство. С помощью ==
обозначается отличие проверки равенства от назначения, которое показано в a = 5
.
&&
представляет оператор and. То есть для выполнения оператора в ветви true оба условия должны иметь значение true. В этих примерах также показано, что в каждой условной ветви можно задать несколько операторов. Нужно лишь заключить их в скобки {
и }
. Вы также можете использовать оператор ||
, который представляет оператор or. Добавьте следующий фрагмент после написанного кода:
if ((a + b + c > 10) || (a == b))
{
Console.WriteLine("The answer is greater than 10");
Console.WriteLine("Or the first number is equal to the second");
}
else
{
Console.WriteLine("The answer is not greater than 10");
Console.WriteLine("And the first number is not equal to the second");
}
Измените значения a
, b
и c
, а также переключитесь между &&
и ||
для изучения. Так вы лучше поймете, как работают операторы &&
и ||
.
Вы завершили первый этап. Прежде чем перейти к следующему разделу, переместим текущий код в отдельный метод. Это упростит начало работы с новым примером. Поместите существующий код в метод ExploreIf()
. Вызовите этот метод в начале программы. После внесения этих изменений код должен выглядеть так:
using System;
ExploreIf();
void ExploreIf()
{
int a = 5;
int b = 3;
if (a + b > 10)
{
Console.WriteLine("The answer is greater than 10");
}
else
{
Console.WriteLine("The answer is not greater than 10");
}
int c = 4;
if ((a + b + c > 10) && (a > b))
{
Console.WriteLine("The answer is greater than 10");
Console.WriteLine("And the first number is greater than the second");
}
else
{
Console.WriteLine("The answer is not greater than 10");
Console.WriteLine("Or the first number is not greater than the second");
}
if ((a + b + c > 10) || (a > b))
{
Console.WriteLine("The answer is greater than 10");
Console.WriteLine("Or the first number is greater than the second");
}
else
{
Console.WriteLine("The answer is not greater than 10");
Console.WriteLine("And the first number is not greater than the second");
}
}
Закомментируйте вызов ExploreIf()
. Это поможет упорядочить выходные данные в этом разделе.
//ExploreIf();
//
запускает комментарий в C#. Комментарии — это любой текст, который должен быть сохранен в исходном коде, но не должен выполняться как код. Компилятор не создает исполняемый код из комментариев.
Использование циклов для повторения операций
В этом разделе циклы используются для повторения операторов. Добавьте следующий код после вызова ExploreIf
:
int counter = 0;
while (counter < 10)
{
Console.WriteLine($"Hello World! The counter is {counter}");
counter++;
}
Оператор while
проверяет условие и выполняет инструкцию или блок инструкций, следующий после while
. Проверка условия и выполнение этих операторов будут повторяться, пока условие не примет значение false.
В этом примере представлен еще один новый оператор. Объект ++
после переменной counter
представляет собой оператор инкремента. Он добавляет 1 к значению counter
и сохраняет это значение в переменной counter
.
Важно!
Напишите такой код, при выполнении которого значение условия цикла while
изменится на false. В противном случае будет создан бесконечный цикл, в котором выполнение программы никогда не закончится. Это не показано в примере, так как нужно принудительно закрыть программу, нажав клавиши CTRL+C, или другим способом.
В цикле while
условие проверяется, прежде чем выполнить код, который следует после while
. А в цикле do
… while
сначала выполняется код, а потом проверяется условие. Цикл do while показан в следующем примере кода.
int counter = 0;
do
{
Console.WriteLine($"Hello World! The counter is {counter}");
counter++;
} while (counter < 10);
Этот цикл do
и цикл while
, приведенный выше, выводят одинаковый результат.
Работа с циклом for
Цикл for широко используется в C#. Выполните этот код:
for (int index = 0; index < 10; index++)
{
Console.WriteLine($"Hello World! The index is {index}");
}
Этот цикл работает так же, как циклы while
и do
, которые вы использовали ранее. Оператор for
состоит из трех частей, которые отвечают за его работу.
Первая часть — для инициализатора: int index = 0;
объявляет index
переменной цикла и задает для ее начальное значение 0
.
Средняя часть — для условия: index < 10
объявляет, что этот цикл for
продолжает выполняться, пока значение счетчика меньше 10.
Последняя часть — для итератора: index++
определяет, как изменится переменная цикла после выполнения блока, следующего после оператора for
. В нашем случае определяется, что значение index
должно увеличиваться на 1 каждый раз, когда выполняется блок.
Поэкспериментируйте. Попробуйте использовать следующие варианты.
- Измените инициализатор, чтобы цикл начинался с другого значения.
- Измените условие, чтобы цикл заканчивался другим значением.
По окончании попробуйте самостоятельно написать код, чтобы применить полученные знания.
Есть еще одна циклическая инструкция, которая не рассматривается в этом руководстве: оператор foreach
. Оператор foreach
повторяет выполнения для каждого элемента в последовательности элементов. Чаще всего он используется с коллекциями, поэтому он рассматривается в следующем руководстве.
Создание вложенных циклов
Цикл while
, do
или for
можно вложить в другой цикл, чтобы создать матрицу, комбинируя каждый элемент во внешнем цикле с каждым элементом во внутреннем цикле. Давайте сделаем это для получения набора из буквенно-цифровых пар, представляющих строки и столбцы.
Один цикл for
может создавать строки:
for (int row = 1; row < 11; row++)
{
Console.WriteLine($"The row is {row}");
}
Другой цикл может создавать столбцы:
for (char column = 'a'; column < 'k'; column++)
{
Console.WriteLine($"The column is {column}");
}
Можно вложить один цикл внутрь другого для формирования пар:
for (int row = 1; row < 11; row++)
{
for (char column = 'a'; column < 'k'; column++)
{
Console.WriteLine($"The cell is ({row}, {column})");
}
}
Как видите, внешний цикл увеличивается на единицу при каждом полном выполнении внутреннего цикла. Измените порядок вложенности строк и столбцов и просмотрите изменения самостоятельно. По завершении поместите код, приведенный в этом разделе, в метод ExploreLoops()
.
Объединение ветвей и циклов
Теперь, когда вы ознакомились с оператором if
и конструкциями цикла на языке C#, попытайтесь написать код C# для поиска суммы всех целых чисел от 1 до 20, которые делятся на 3. Вот несколько подсказок:
- оператор
%
позволяет получить остаток от операции деления; - оператор
if
предоставляет условие, которое позволяет определить, будет ли число учитываться в сумме; - цикл
for
позволяет повторить последовательность шагов для всех чисел от 1 до 20.
Попробуйте самостоятельно. Затем проверьте результат. Вы должны получить ответ «63». Один из возможных ответов можно увидеть в полном примере кода в GitHub.
Вы ознакомились с руководством по ветвям и циклам.
Теперь вы можете перейти к ознакомлению с руководством Массивы и коллекции в своей среде разработки.
Дополнительные сведения об этих понятиях см. в следующих статьях:
- Инструкции выбора
- Инструкции итерации