Конспект урока русского языка в 6 «Б» классе.
(Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ Школы № 8 г.Лыткарино Расторгуева Олеся Юрьевна).
Тема: « Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».
Тип урока: Закрепления знаний.
Цель: закрепление знаний по теме правописание приставок.
Задачи:
— образовательные:
развивать умение находить приставки и правильно их записывать; закрепить знания по разбору слов по составу, по определению рода имён существительных по разбору предложения;
— коррекционно-развивающие:
развивать связную речь; обогащать словарный запас; развивать умение работать индивидуально.
— воспитывающие:
развивать самостоятельность, воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету. Воспитывать доброжелательное отношение к маме, уважение к старшему поколению, воспитывать уважение к семейным традициям и ценностям.
Оборудование: доска, мультимедийный проектор;раздаточный материал (карточки для индивидуальных заданий),наглядный материал.
Ход урока.
1.Организационный этап.
(Настрой учащихся на работу, организация внимания)
Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы с вами поехали на выходные, на турбазу, что нам мы возьмём с собой? (на доске картинки, указывающие имена существительные)
Что лишнее? Почему? Что это за слова? На какие 2 группы их можно разделить. По одному определяют род у существительных.
Чем мы будем там заниматься? (отдыхать, кататься на лыжах, играть в снежки…)
Прошли выходные. И сегодня у нас обычный день и интересный урок, на котором у нас присутствуют гости и на котором мы познакомимся с новым правилом русского языка.
2.Проверка домашнего задания.
3. Подготовка обучающихся к усвоению нового материала.
.Синтаксическая разминка «Рассыпанные слова»
Составьте предложение из слов, записанных на доске:
Трудно, привычки, плохие, расстаться, легко, приобрести.
(Приобрести плохие привычки легко — расстаться трудно)
Укажите слова, в которых есть приставки.
-Правописание какой из них вы можете объяснить?
— Сегодня мы научимся объяснять и выбирать правописание приставок ПРЕ-;ПРИ-.
4.Сообщение нового материала.(сопровождается показом слайдов на медиапроекторе)
1)Лингвистическая сказка.(слайд № 1)
Жили были две приставки. Одна пре — другая при -.Приставка пре — была очень добрая, очень гордая, очень серьезная. ПРЕ — дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая — предобрая, очень гордая — прегордая. Приставка пре — дочь приставки пере — ,очень похожая на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву е. Благодаря сходству в значении она может заменять пере- в глаголах: перегородить — преградить, переступить-преступить. Приставка при — хорошо воспитанная барышня. Она все делает чуть-чуть. Не топнет, а притопнет. Не сядет, а присядет. Не откроет, а приоткроет.
У нее есть и такие значения:
-присоединение;
-приближение
-близость.
— неполнота действия.
Придумать слова с приставками ПРЕ-ПРИ и записать в тетрадь. (ребята по очереди выходят к доске. Каменецкий А., Петухов А. и Борисова Т. Записывают примеры с карточек в тетрадь)
Выделить приставку в словах.
2).Записать словосочетания, выделить приставку, объяснить значение, выбрать написание.(Слайд № 2)
.Преинтересный рассказ, приостановить движение, прерывать изложение, придорожный цветок, пришкольный участок, приподнять стол, приземлиться неудачно, претерпевать изменения.
(Каменецкий А.,Борисова Т., Петухов А.- находят приставки в словосочетаниях)
3)Веселые стихи(слайд № 3)
Выписать слова с приставками, с данными словами составить предложение
Каменецкий А.,Борисова Т., Петухов А находят и выписывают в тетрадь слова с приставками.
Физминутка
1.Двигательная разминка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
2.Пальчиковая гимнастика.
- Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди.
- «Солнечные лучики» . Пальцы переплетены. Сначала пальцы поднимаются- солнышко встает, потом опускаются- солнышко ложится.
- .«Пальчики здороваются». Соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки(большой с большим, указательный с указательным и т.д.
5.Закрепление полученных знаний
Самостоятельная работа(слайд № 4)
(Все ребята выполняют в тетрадях.Каменецкий А., Петухов А. и Борисова Т. вписывают в приставки буквы Е или И.)
6. Подведение итогов.
Рефлексия собственной деятельности учащимися.
— А теперь подведём итог нашего урока. О чём шла речь на уроке?
С каким правилом познакомились?
· Что нужно учитывать при выборе приставки ПРЕ-; ПРИ-?
· Назовите значение приставки ПРЕ-? ПРИ-?
— А теперь поделитесь своими впечатлениями об уроке. Закончите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал (а) …..
- Я похвалил (а) бы себя ….
Я похвалил (а) бы своих одноклассников за …. Выставление оценок за урок
7.Домашнее задание. Подготовиться к конкурсу «Лучший учитель» ( кто лучше объяснит правописание приставок ПРЕ-ПРИ) ; упр. №187
Раздаточный материал:
Карточка.
Примеры с приставкой ПРИ-:
Прибежать, пришкольный, придумать, приоткрыть, принять.
Примеры с приставкой ПРЕ-:
Прекрасный, пренеприятный, прекрасная, предобрые,преобразить.
ØÀÕÚ ÊÎÐÎËÅÂѢ.
(Èçú ðàçñêàçîâú çà óæèíîìú).
Â.
«Íèâà», No 39, 1875
Урок 42. Дата проведения 13. 10 Класс 7
Тема урока: Правописание приставок ПРЕ-//ПРИ-
(практическая работа)
Тип урока закрепление изученного материала
Оборудование: учебник, презентация, карточки
Формы, методы, приемы, технологии: фронтальный опрос,
словарная работа, работа в парах, самопроверка, взаимопроверка, самооценивание,
выборочная работа, работа с таблицей
Ожидаемые результаты:
Предметные: знаки
правила правописания приставок, уметь использовать изученные правила, выявить
условия выбора гласных е – и в приставках, формировать навык написания
приставок пре-/ при-.
Метапредметные:
развивать способность
свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, уметь работать с
таблицей, объяснять написаное,
взаимодействие с окружающими людьми в процессе
совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Личностные:
Уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому
самосовершенствованию, способность к самооценке, стаивать перед собой цели и
идти к их достижению
Ход урока
Структура урока | целевой | Содержательный (на каждом этапе урока) | Технологический (на каждом этапе урока) | контрольно-оценочный |
Организационный момент | проверить готовность к уроку, создать | Проверить готовность обу-ся к уроку; Проверить присутствующих. | ||
Проверка выполнения Д/З | Проверка знаний теорит. материала, Проверка дом.упражнения. | 1. Опрос уч-ся: Приставка при пушится ( учащиеся рассказывают 2. Дополни фразу: приставка при пишем… 3. Чтобы правильно написать приставку я должен | 1. Проверочная работа 2. Работа с карточками | Оценивание уч-ся. Подведение итогов выполнения д.з |
Мотивация и актуализация опорных знаний | Цель этапа: подготовка мышления обучающихся | 1. Ознакомьтесь со стихотворением
2Выпиши из текста изучаемые орфограммы. | Связь нового материала с предыдущим уроком Вывод | взаимоконтроль |
Целеполагание | Цель: постановка задач и целей урока | самонастрой | ||
Изучение нового материала | Цель: .Обеспечение восприятия, осмысления и 2.Максимальное использование самостоятельности | ПРИближение ПРИбежать = очень ПРЕлестный ПРИсоединение ПРИклеить = пере ПРЕрвать Близость ПРИморский Неполное действие ПРИгореть ( приложение1 ) | Проблемное обучение, здоровьесберегающая | Контроль хода выполнения задания, с целью |
Первичная проверка знаний | Установление правильности и осознанности |
1. Найди «Четвертое
| Выборочная работа. Работа в паре | Оценивание учеников Взаимооценивание. Самоконтроль |
Закрепление знаний и способов действий | Обеспечение усвоения новых знаний и способов Цель : проверить уровень усвоения знаний | 1. Распределители словосочетания в Преинтересный рассказ, придерживаться за (приложение.2) 2. Замените словосочетание одним словом с (Приложение 3) 3. Упр. 80 4. Упр. 83 | Работа с таблицей Комментированная работа Развитие практических навыков Устная работа с объяснениям Сам. Работа с учебником. | Подведение итогов по выполнению данного Подведение итогов по выполнению данного самопроверка Взаимооценивание Самопроверка, Самооценивание. Оценивание учителем |
Робота со словарем | Словарь Ожегова . мираж | Самот. Работа со словарем | «узнай сам скажи другим» | самооценка |
Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостной системы знаний по | Рассказ по опорной схеме | Педагогика сотрудничества | взаимоконтроль |
Подведение итогов занятий | Дать анализ и оценку успешности достижения | Анализ и оценка успешности достижения цели | Система инновационной оценки | Использование формирующего оценивания, |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания цели, содержания и | 1. С.46 правила 2. Упр.81 на «4-5» 3. Упр.84 списать , выдел орфограммы | Дифференцированное обучение | Проверка соответствующих записей |
Рефлексия | Цель этапа: осознание обучающимися своей | Организует рефлексию. Наш урок подошел к концу. Давайте подведем Выполнили мы поставленные цели? Молодцы! Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь | Система инновационной оценки | Самооценка |
Приложение 1.
ПРИближение | ПРИбежать | = очень | ПРЕлестный |
ПРИсоединение | ПРИклеить | = пере | ПРЕрвать |
Близость | ПРИморский | ||
Неполное действие | ПРИгореть |
2. Распределители
словосочетания в нужную графу.
Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная
гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок,
неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить
пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.
при | пре | ||||
приближение | присоединение | близость | неполнота действия | очень | пере- |
Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения,
сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).
Ответы:
при | пре | ||||
приближение | присоединение | близость | неполнота действия | очень | пере- |
приехать на автомобиле | пришить пуговицу | привокзальная гостиница | придерживаться за край стола | преинтересный рассказ | неожиданная преграда |
примчаться сломя голову | приклеить на картон | пришкольный участок | приподнять тяжелый шкаф | премиленький ребенок | преодолевать препятствия |
Приложение3. Замените
словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом
со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.
Расположенный
у берега.
Задуматься
на некоторое время.
Участок
около школы.
Гнаться
за кем-нибудь.
Слегка
задеть что-либо.
Вызывающий
восхищение, красивый.
Немного
открыть окно.
Расположенный
у дороги
Спуститься
с неба на землю.
Очень
длинный.
Ответы:
Расположенный
у берега. (Прибрежный).
Задуматься
на некоторое время. (Призадуматься).
Участок
около школы. (Пришкольный).
Гнаться
за кем-нибудь. (Преследовать).
Слегка
задеть что-либо. (Прикоснуться).
Вызывающий
восхищение, красивый. (Прекрасный).
Немного
открыть окно. (Приоткрыть).
Расположенный
у дороги (Придорожный).
Спуститься
с неба на землю. (Приземлиться).
Очень
длинный. (Предлинный).
Приставки пре- и при- ⇐ Высшее образование
Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.
-
Автор темы
Delik
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 79
- Зарегистрирован: 03.12.2010
- Образование: студент
Приставки пре- и при-
Сообщение
Delik »
Проверьте, пожалуста значения приставок в словах:
прЕбывать в неведении (приставка не выделяется??)
прИбывать поездом (приближение)
прЕвратный вид (не выделяется??)
прИвратник желудка (нахождение вблизи)
прЕдать анафеме (не выдел.??)
прИдать ухоженный вид (значение прибавления)
непрЕложный обет (не выдел.??)
непрИложимый способ (не выдел.??)
непрЕменный атрибут (высокая ст.качества)
непрИменимый метод (применить — значение доведения дела до конца)
прЕпираться с соседом (приставка не выделяется??)
прИпереть к стене (доведение действия до конца)
прЕходящий успех (близкое к приставке пере-)
прИходящий в чувство (значение прибавления)
прЕтворять в действительность (не выдел.??)
прИтворить окна (неполнота действий или огранич.срок)
прЕемник президента (не выдел.??)
старый прИёмник (не выдел.??)
восприЕмник от купели (не выдел.??)
-
Автор темы
Delik
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 79
- Зарегистрирован: 03.12.2010
- Образование: студент
Re: Приставки пре- и при-
Сообщение
Delik »
ну пожааааалстаа, разберите!!!
с приставкой ПРИ- мне более менее все понятно, а вот с ПРЕ — сильно путаюсь…
-
Анча
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1123
- Зарегистрирован: 27.03.2009
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: преподаватель русского языка и литературы
- Откуда: Москва
Re: Приставки пре- и при-
Сообщение
Анча »
Эти приставки не поддаются полной классификации. Сомнительные случаи — в словаре.
-
irida
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2654
- Зарегистрирован: 28.10.2008
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: преподаватель новогреческого языка
- Откуда: Греция
- Возраст: 57
Re: Приставки пре- и при-
Сообщение
irida »
Приставка пре- указывает на:
1) значение «через» (близка по значению приставке пере): преступать (переступать);
2) значение «по-иному»: преображать (делать другим, изменять), пререкаться (говорить иное, не то, что хотят услышать);
3) высокую степень качества (близка по значению к слову «очень»): преинтересный (очень интересный);
4) на действие, достигающее предельной степени: превосходить
Препираться с соседом — думаю, близка к пере-.
-
Автор темы
Delik
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 79
- Зарегистрирован: 03.12.2010
- Образование: студент
Re: Приставки пре- и при-
Сообщение
Delik »
irida, спасибо.
скажите, значение высокой степени качества и действия (приставка ПРЕ-) возможно заменить словами очень, весьма.. т.е. преинтересный — очень интересный, но ТОЛЬКО так?
например, я сначала думала, что непрЕменный атрибут — высокая степень качества, ведь слово непременный означает — необходимый, обязательный, получается высокая степень, но со словом очень не вяжется..
или у меня совсем искаженное мышление…
-
irida
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2654
- Зарегистрирован: 28.10.2008
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: преподаватель новогреческого языка
- Откуда: Греция
- Возраст: 57
Re: Приставки пре- и при-
Сообщение
irida »
liljas, всё в порядке с вашим мышлением, хотя бы потому что вы пытаетесь анализировать.
В слове непременный приставка пре- близка к пере-. Сравним со словом «перемена». Непременный — это тот, который всегда (без перемены) присутствует где-либо. Как-то так.
А значение высокой степени качества и действия легче всего найти, т.к. там приставку, как правило, можно убрать и перед вами будет слово в его обычном смысле (пре-интересный, пре-увеличенный), хотя есть и случаи посложнее (пре-лестный).
-
Автор темы
Delik
- начинающий литератор
- Всего сообщений: 79
- Зарегистрирован: 03.12.2010
- Образование: студент
Re: Приставки пре- и при-
Сообщение
Delik »
да, я уже тоже думала над словом прелестный
двоякое значение у этого слова выходит!
а вот, скажите,irida, превышение будет обозначать высокую степень действия?
-
irida
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2654
- Зарегистрирован: 28.10.2008
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: преподаватель новогреческого языка
- Откуда: Греция
- Возраст: 57
Re: Приставки пре- и при-
Сообщение
irida »
4) на действие, достигающее предельной степени: превосходить.
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 6 Ответы
- 593 Просмотры
- Последнее сообщение irida
-
- 8 Ответы
- 739 Просмотры
- Последнее сообщение Анча
-
- 11 Ответы
- 16586 Просмотры
- Последнее сообщение chuPC
-
- 6 Ответы
- 1748 Просмотры
- Последнее сообщение Наташа240190
-
- 4 Ответы
- 4113 Просмотры
- Последнее сообщение Darrya
Урок русского языка в 6 а классе по теме: «Правописание приставок -пре- и -при-«, проведенного учителем русского языка Юркевич И.В.
Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
Задачи урока:
Образовательные:
-
Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
-
Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
-
Повторить морфемный разбор слов;
-
Развить умение формулировать определение понятий;
-
Обогащать словарный запас учащихся;
-
Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
-
Осуществление системно-деятельностного подхода;
-
Развитие внимания;
-
Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
-
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-
развивать умение применять новые знания;
-
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-
формирование логических умений;
-
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
-
развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
-
Воспитание интереса и уважения к родному языку;
-
Воспитание ценностного отношения к слову;
-
Развитие коммуникативных УУД:
-
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные:
-
Уважительное отношение к родному языку;
-
Стремление к речевому самосовершенствованию;
-
Пополнение словарного запаса;
-
Способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности;
2.Владение разными видами речевой деятельности;
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5. Проведение морфемного анализа слов.
Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: «открытие» новых знаний
Технология: естественного обучения
Ход урока:
1.Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.
— Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться что вы будете изучать и как.
— На доске (и на маленьких распечатках на столе) записана сказка. Прочитайте её.
1) ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.
2) Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.
— Трудно читать? Почему? (пропущены буквы)
— Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и в приставках).
— Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).
— А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно? Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)
— Вы правы. Так какова цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).
— Вот когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то с легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке, поэтому эта сказка будет вашим домашним заданием. Тем учащимся, кому понравилась идея, предлагаю дома продолжить сказку.
— Специальная карточка с алгоритмом работы поможет вам, достаньте. Все сразу читать не надо. Читаете поэтапно. Прочитали – выполнили.
Алгоритм работы
1.Получив карточку № 1, прочтите задание. Приступайте к выполнению. Все записи вести на карточке. На выполнение первой карточки отводится не более 5 минут.
2.Закончив работу с карточкой №1, решите, подойдете ли вы на собеседование к учителю или обсудите с соседом по парте.
3.Если возникли спорные вопросы по правильности выполнения задания, то можно взять у учителя готовые ответы и сверить со своей работой.
4.Возьмите карточку № 2. Все задания выполняются совместно с другими учащимися сидящими рядом ( группы по 4 человека). Все записи ведутся на карточке. На выполнение заданий отводится не более 15 минут. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами.
5.После проработки и проверки всех заданий дайте сигнал учителю, что вы готовы приступить к выполнению следующей карточки № 3.
6.Переходите к индивидуальной карточке № 3. Выберете посильное для себя задание.
Вы можете совещаться с теми, кто выполняет такую же карточку. Пользуйтесь теоретическим материалом. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами. На выполнение заданий отводится не более 15 минут.
7.После выполнения всех карточек переходите к заполнению оценочного листа. Внимательно прочитайте.
8.Возьмите лист с домашним заданием. Внимательно прочитайте его. Задайте вопросы учителю, если есть такая необходимость.
2.Самостоятельная работа с карточками
Карточка №1. Знакомство с орфограммой «Гласные в приставках пре- и при-«.
Прочитайте стихотворение.
Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: «Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковка вроде».
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.
Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.
ПРИ- | ПРЕ- | ||
Значение приставки | Примеры | Значение приставки | примеры |
ПРИбежать | ПРЕлестный | ||
ПРИклеить | ПРЕрвать | ||
ПРИморский | |||
ПРИгореть |
Проверь свою работу: посоветуйся с соседом ( если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке)
ПРИ- | ПРЕ- | ||
Значение приставки | Примеры | Значение приставки | примеры |
ПРИближение | ПРИбежать | = очень | ПРЕлестный |
ПРИсоединение | ПРИклеить | = пере | ПРЕрвать |
Близость | ПРИморский | ||
Неполное действие | ПРИгореть |
Карточка № 2. Учимся применять правило.
1. Найди «Четвертое лишнее» и подчеркни зеленым цветом. Устно объясни соседу почему.
-
превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
-
приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;
-
приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
-
преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.
Ответы:
-
превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
-
приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;
-
приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
-
преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.
2. Распределители словосочетания в нужную графу.
Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.
при | пре | ||||
приближение | присоединение | близость | неполнота действия | очень | пере- |
Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).
Ответы:
при | пре | ||||
приближение | присоединение | близость | неполнота действия | очень | пере- |
приехать на автомобиле | пришить пуговицу | привокзальная гостиница | придерживаться за край стола | преинтересный рассказ | неожиданная преграда |
примчаться сломя голову | приклеить на картон | пришкольный участок | приподнять тяжелый шкаф | премиленький ребенок | преодолевать препятствия |
3. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.
-
Расположенный у берега.
-
Задуматься на некоторое время.
-
Участок около школы.
-
Гнаться за кем-нибудь.
-
Слегка задеть что-либо.
-
Вызывающий восхищение, красивый.
-
Немного открыть окно.
-
Расположенный у дороги
-
Спуститься с неба на землю.
-
Очень длинный.
Ответы:
-
Расположенный у берега. (Прибрежный).
-
Задуматься на некоторое время. (Призадуматься).
-
Участок около школы. (Пришкольный).
-
Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).
-
Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться).
-
Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный).
-
Немного открыть окно. (Приоткрыть).
-
Расположенный у дороги (Придорожный).
-
Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).
-
Очень длинный. (Предлинный).
Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).
Карточка № 3. Проверяем свои знания
Творческий диктант. Задание дифференцированное.
Выбери одну карточку для работы.
Карточка с красным заголовком – трудная.
Карточка с зелёным заголовком – средней трудности.
Карточка с синим заголовком – простая.
1 группа (сложные, карточки красного цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
2 группа (средние, карточки зелёного цвета)
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
3 группа (простые, карточки синего цвета)
1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
Окончательный вариант.
В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
3.Рефлексия
Оценочный лист
Оцени по 5-ти бальной шкале уровень трудности заданий (1 – очень лёгкое, 3 – среднее, 5 – очень трудное)
№ задания | баллы | Пользовались ли вы подсказкой (поставьте + или — ) | примечания |
Карточка №1 | Продолжи фразу: | ||
1.правило | Сегодня на уроке я понял(а) …….. | ||
Карточка №2 | |||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
Карточка №3 | |||
Запиши цвет карточки | |||
Теоретический материал
Приставки пре-, при-.Их правописание зависит от значения, которое они придают слову.
Приставка пре- пишется: 1. если употребляется в значении «очень, весьма» 2. если ее можно заменить приставкой пере- | прекрасный – очень красивый пребольшой – очень большой |
прервать – перервать, преломить – переломить | |
Приставка при- употребляется в значении: 1. приближения 2. присоединения 3. близости чему-либо 4. неполноты действия | приблизиться, прибытие, приехавший |
приклеенный, придавить, присоединение | |
пришкольный, приморье, прибрежный | |
присесть, приподняться |
Дополнительный материал
При-: причина, пример, привет, прилежный, приключение, природа, привилегия (исключительное право), приоритет (первенство), примитивный (простой, несложный), примадонна (актриса на первых ролях), привередливый (человек слишком разборчивый, с прихотями и капризами), принуждение.
Пре-: президиум, президент, премьера, препарат, претензия, претендент, превалировать (преобладать), презентовать (подарить), престиж (авторитет), предание, камень преткновения (помеха).
Вспомните значения приставок, сравните столбики А и Б.
А. Значение приставки пре- | Б. Значение приставки при- |
1. Высшая степень качества или действия, «очень»: предобрый, преискусный, прекрасный, преуспевать. 2. Значение, близкое к значению приставки пере-: прекращение, преступление, пресечь, преодолеть, превращение. 3. Что-либо новое, получившееся в результате изменения, преобразования | 1. Присоединение, прибавление: пришить; приобщение; причастный. 2. Приближение: приехать, придвигать. 3. Близость к чему-либо: пригород, прибрежный. 4. Неполнота качества или действия: приоткрыть, приостановить, припрятать, причудливый, привередливый. 5. Доведение действия до конца: приготовить, придумать. 6. Сопутствующее действие: присвистывать, притоптывать. 7. Приспособление к чему-либо: притворство, пристрастие, привычка, приноровиться, притерпеться |