Банки повышают требования к заемщикам. Один из инструментов их оценки — кредитный рейтинг. Где узнать свой кредитный рейтинг и как повысить шансы на получение займа — в пошаговой инструкции
Фото: Shutterstock
Почему важен кредитный рейтинг
По данным ЦБ РФ, в России на 1 октября за россиянами числились кредиты на сумму ₽23,5 трлн, просроченная задолженность (сумма долга по двум и более обязательным платежам в течение 120 дней) составляет ₽950,9 млрд.
В сентябре только 35,8% заявок на потребкредиты и кредитные карты были одобрены банками (данные НБКИ). В октябре кредитные организации выдали ссуд на 8,7% меньше в количественном отношении, а общая сумма кредитов сократилась на 10,6% по сравнению с сентябрем.
Политика банков будет и дальше ужесточаться. В Госдуме прошел все три чтения законопроект, по которому банкам будут устанавливать количественный лимит на выдачу кредитов. В ситуации, когда банку, условно говоря, будут разрешать выдавать 100 кредитов в день, ему придется тщательно выбирать тех, кому их одобрить. И выигрывать в этом «конкурсе» наверняка будут самые надежные и платежеспособные клиенты. Для оценки потенциального заемщика банки пользуются информацией из кредитной истории заемщика, в том числе учитывают индивидуальный (персональный) кредитный рейтинг (ИКР или ПКР).
По данным Банка России, десять банков из 14 крупнейших в рознице выдают кредиты на основе заявки заемщика и опираются на данные бюро кредитных историй (БКИ) о текущем уровне платежей по кредитам.
В сложившихся условиях банки ожидаемо будут повышать требования к заемщикам и, чтобы не оказаться в числе тех, кому отказали в кредите, важно иметь высокий
кредитный рейтинг
.
Кредитный рейтинг — что это такое, как рассчитывается и на что влияет
Фото: Shutterstock
Индивидуальный или персональный кредитный рейтинг (ИКР или ПКР) — балл, который присваивается потенциальному заемщику на основании его кредитной истории. Он рассчитывается автоматически бюро кредитных историй (БКИ) на основании ряда переменных: количество открытых и закрытых кредитов, долговая нагрузка (какой процент от общего дохода тратится на оплату кредитов), просроченная задолженность, наличие проданных долгов коллекторам и др. Это аналог банковского скоринга.
«Максимально влияют на уровень рейтинга допущенные заемщиком просрочки. Важное значение также имеет количество действующих кредитов, коррелирующее с долговой нагрузкой заемщика», — отметил генеральный директор ОКБ Артур Александрович.
Чем выше балл кредитного рейтинга — тем больше шансов у человека получить кредит на выгодных условиях. Тем не менее БКИ отмечают, что ИКР носит информационный характер и даже высокий балл — не гарантия одобрения кредита, окончательное решение о выдаче кредита и о его условиях принимает кредитная организация, то есть банк.
По данным НБКИ, средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика по потребкредитам в октябре 2021 года составил 627 баллов (минимальное значение — 300 баллов, максимальное — 850 баллов). Чем выше запрашиваемая сумма кредита, тем более высокие требования предъявляют кредиторы к ПКР. Так, для получения кредита в октябре на сумму от ₽500 тыс. средний балл по ПКР составил 697 баллов, а до ₽30 тыс. — 568 баллов.
ИКР может использоваться не только банками, но и самим человеком. Узнать свой ИКР полезно перед тем, как взять ипотеку или любой другой кредит, чтобы понять, как вас может оценить банк. В случае низкого рейтинга у заемщика будет время его исправить. Кроме того, регулярно проверяя свою кредитную историю, человек может обнаружить, не появились ли в ней ошибки и, соответственно, направить в БКИ заявление о необходимости ее исправить. Также история позволит проверить, не оформлены ли мошенниками на человека кредиты, которые он не брал.
Как и где узнать свой кредитный рейтинг
Фото: Anna Eremeev / Shutterstock
Данные о кредитных историях и кредитном рейтинге хранятся в бюро кредитных историй — БКИ. Кредитная история и кредитный рейтинг одного и того же человека могут быть разными в разных БКИ. Это связано с тем, с какими банками и другими организациями у БКИ есть договор на обмен информацией.
Допустим, у человека один кредит в ВТБ, и банк сообщает о нем данные в НБКИ, а второй кредит в Сбербанке, который отправляет о нем данные в ОКБ. Соответственно, данные о кредитной истории и кредитном рейтинге из НБКИ и ОКБ будут различаться. Чтобы ознакомиться со всеми частями кредитной истории, необходимо знать, в каких конкретно БКИ они хранятся.
На текущий момент в России работают восемь БКИ, которые внесены в государственный реестр ЦБ:
- АО «Национальное бюро кредитных историй»;
- АО «Объединенное Кредитное Бюро»;
- ООО «Кредитное Бюро Русский Стандарт»;
- ООО «Бюро кредитных историй «Эквифакс»;
- ООО «Восточно-Европейское бюро кредитных историй»;
- ООО «Столичное Кредитное Бюро»;
- ООО «Межрегиональное Бюро кредитных историй «Кредо»;
- ООО «Красноярское Бюро кредитных историй».
Как узнать кредитный рейтинг через «Госуслуги»
Чтобы не тратить время на запросы в каждое БКИ по отдельности, можно через «Госуслуги» запросить информацию о том, в каких конкретно БКИ хранится кредитная история.
На портале «Госуслуг» нужно пройти на вкладку «Справки/Выписки», далее выбрать раздел «Сведения о бюро кредитных историй». Для доступа понадобится подтвердить только данные паспорта, которые автоматически загрузятся из личного кабинета.
В ответ Банк России пришлет в личный кабинет на портале госуслуг список всех БКИ, в которых хранится кредитная история. Информация будет включать название, адрес и номер телефона бюро.
Фото: РБК Инвестиции / Скриншот с портала «Госуслуги»
Как узнать кредитный рейтинг, если нет учетной записи на «Госуcлугах»
Тем, кто не имеет учетной записи на «Госуслугах», можно обратиться за получением списка БКИ, в которых хранится кредитная история, в:
- любой банк;
- микрофинансовую организацию;
- любое бюро кредитных историй (даже в то, в котором может и не быть вашей кредитной истории);
- непосредственно в Центральный каталог кредитных историй Банка России.
Получив список БКИ, в котором (которых) хранится кредитная история, следующий шаг — запросить в каждом из них свою кредитную историю. Внутри кредитной истории будет указан и кредитный рейтинг. У ряда БКИ кредитный рейтинг указывается отдельно, достаточно лишь выбрать этот раздел в личном кабинете. Все БКИ, внесенные в реестр ЦБ, позволяют войти в личный кабинет на их сайте, используя логин и пароль с «Госуслуг» (ЕСИА). Кроме того, в каждое из них можно обратиться лично, посетив их офисы, а также по почте письмом или телеграммой.
В каждом БКИ заемщик может заказать кредитный отчет бесплатно два раза в год (на бумажном носителе один раз в год), далее заказ отчетов становится платным. Количество платных обращений не ограничивается. Ряд БКИ предлагают так называемую подписку, по которой присылают историю регулярно, а также могут предупреждать о каждом новом оформленном кредите.
Новая шкала кредитного рейтинга: чем она будет отличаться от прежних
Фото: Shutterstock
С 1 января 2022 года в России официально будет введена единая шкала индивидуальных кредитных рейтингов россиян, согласно указанию ЦБ РФ. Первыми ее должны начать применять квалифицированные бюро кредитных историй, остальные БКИ на новую шкалу обязаны перейти с 1 января 2024 года. Статус квалифицированных бюро кредитных историй в России по состоянию на ноябрь имеют три — «Национальное бюро кредитных историй» (НБКИ), «Объединенное кредитное бюро» (ОКБ) и «Бюро кредитных историй «Эквифакс». ОКБ досрочно выполнило ряд требований регулятора и уже рассчитывает кредитный рейтинг по новой шкале от 1 до 999 баллов, а у «Эквифакса» и ранее рейтинг был от 1 до 999, то есть ему нужно будет только выполнить некоторые требования ЦБ.
Новшества, которые прописаны регулятором в качестве обязательных для расчета индивидуального кредитного рейтинга гражданина:
Количество баллов — от 1 до 999 баллов. Новая шкала кредитного рейтинга, по сути, не является новой как таковой, а, скорее, первой единообразной, которую Банк России потребовал сделать для всех бюро кредитных историй. Ранее каждое из БКИ применяли собственные шкалы, так, например, в НБКИ шкала включала 850 баллов, а в ОКБ максимальная оценка рейтинга составляла 1245 баллов. Новая единообразная шкала кредитного рейтинга заемщика будет рассчитываться в диапазоне от 1 до 999 баллов: чем выше рейтинг, тем ниже оценивается кредитный риск заемщика, то есть у заемщика больше шансов получить одобрение кредита.
Доступность кредитного рейтинга для всех. Кредитный рейтинг теперь обязаны будут показывать заемщику все БКИ (квалифицированные — с 1 января 2022 года, остальные — с 1 января 2024 года). Ранее БКИ могли эту информацию гражданам не предоставлять, а только направлять полные кредитные истории без данных об оценочных баллах. В результате человек, получая отказ в выдаче кредита, не всегда мог сопоставить это с данными своей кредитной истории и/или вообще не знал, что его рейтинг низкий.
Бесплатное и неограниченное количество запросов на кредитный рейтинг. Кредитную историю бесплатно можно запрашивать в каждом из БКИ не более двух раз в год (на бумажном носителе — один раз в год). За последующие обращения за кредитной историей бюро требуют дополнительной платы. А вот кредитный рейтинг можно будет проверять хоть каждый день и бесплатно.
Раскрытие факторов и их веса в кредитном рейтинге. У БКИ остается право пользоваться при расчете кредитного рейтинга собственными данными, причем не только теми, которые содержатся в кредитной истории, но и вне ее. Поэтому очень важна новая обязанность бюро раскрывать потребителям, какие именно факторы оказывают влияние на рейтинги и какой они имеют вес в рейтинге. Это позволит заемщику понять, из чего сложилась оценка и почему она разная в различных БКИ. Например, если ОКБ обладает сведениями о просроченной задолженности в банке X, то человек увидит, что именно этот фактор снизил его рейтинг, тогда как, допустим, в НБКИ рейтинг будет выше, потому что у НБКИ нет сведений про просрочку в X.
Графическая наглядность. Кредитный рейтинг станет наглядно отображаться в графическом виде: красная зона (низкий рейтинг), желтая зона (средний рейтинг), светло-зеленая зона (высокий рейтинг), ярко-зеленая зона (очень высокий рейтинг). В последнюю зону относятся 10% самых качественных заемщиков, а доля остальных зон составляет по 30%.
₽500 и 91 день. Кредитный рейтинг должен предсказывать дефолт заемщика (невозможность выплачивать долг) в течение ближайшего года на сумму от 500 рублей и на срок от 91 дня. На стадии обсуждения проекта указания ЦБ, речь шла о том, что в кредитном рейтинге будут отображаться и все прошлые просрочки, начиная ₽ 500 сроком от 91 дня.
Генеральный директор ОКБ Артур Александрович отметил, что для расчета вероятности
дефолта
в рейтинге учитываются все просрочки: текущие и исторические, их размер и длительность. Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков также подтвердил, что любая просрочка даже на небольшую сумму учитывается в кредитной истории — а значит, находит свое отражение и в кредитном рейтинге. В «Эквифакс» чуть более лояльно относятся к долгам до ₽500: «Просроченная задолженность в сумме до ₽500 (вне зависимости от срока существования такой просроченной задолженности: хоть 1, хоть 1000 дней) не используется в расчете рейтинга и никак его не ухудшает. Это так называемые порог чувствительности, или техническая просроченная задолженность», — рассказал «РБК Инвестициям» генеральный директор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин.
Какой кредитный рейтинг хороший
Понятие хорошего кредитного рейтинга — довольно расплывчато. И связано это с тем, что алгоритмы его расчета в каждом БКИ собственные, как и массив данных, на основе которых он рассчитывается. Поэтому адекватно оценить свой рейтинг как «хороший» или «плохой» заемщик может только, запросив его в БКИ. Бюро к оценке в баллах дают пояснения, каким именно он считается в их градации.
«РБК
Инвестиции
» провели эксперимент и запросили кредитный рейтинг в трех БКИ. У одного и того же человека рейтинг в двух из них расценивается как высокий, а в одном — как низкий.
Фото: РБК Инвестиции / Скриншот с сайта «Эквифакс»
Фото: РБК Инвестиции / Скриншот с сайта ОКБ
Фото: РБК Инвестиции / Скриншот с сайта НБКИ
Фото: РБК Инвестиции / Скриншот с сайта НБКИ
Максимальный кредитный рейтинг
Максимальный кредитный рейтинг в зависимости от шкалы, которая используется в БКИ, дает заемщику возможность рассчитывать на самые выгодные условия по кредитам, а также существенно повышает его шансы в принципе на его получение. Чем выше рейтинг — тем ниже кредитный риск заемщика, тем лучше он выглядит в глазах банков и других кредиторов.
Кредит с низким кредитным рейтингом
Низкий кредитный рейтинг, как правило, выставляется заемщикам при отсутствии кредитов или при наличии просроченных платежей по имеющимся долговым обязательствам. Повысить кредитный рейтинг и вместе с ним шансы на выдачу кредита можно, если:
- вовремя гасить задолженность. Если вы уже ее допустили, то не стоит бросать платить вовсе, нужно вносить на счет хоть небольшую часть долга, движение по счету уже будет сигнализировать о том, что заемщик предпринимает усилия по погашению;
- снизить долговую нагрузку и не увеличивать ее без веской причины. В кредитном рейтинге учитывается общая долговая нагрузка. Например, если у человека есть кредиты в трех банках, двух микрофинансовых организациях и куплен холодильник в рассрочку, то БКИ «видит» их все. Поэтому нужно последовательно платить по каждому, закрывать их и не торопиться брать новые кредиты, пока долговая нагрузка не станет приемлемой;
- для тех, у кого нет кредита и, соответственно, кредитной истории и кредитного рейтинга, следует начать «писать» эту историю с небольших потребительских кредитов или пользования кредитными картами. Также можно оформить какой-либо товар в рассрочку. При одобрении этих кредитных продуктов банки предъявляют более низкие требования, поэтому есть шанс их получить практически у каждого. Важно впоследствии своевременно вносить платежи, чтобы сформировалась хорошая кредитная история.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем аккаунте в Instagram
Оценка кредитоспособности компании или государства. Выставляется независимыми рейтинговыми агентствами и производится на основании оценочных анкет, которые преобразуют финансовые и нефинансовые показатели компании в баллы. Кредитный рейтинг позволяет оценивать рискованность вложения в ценные бумаги эмитента (компании) – чем выше рейтинг, тем ниже риск.
Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга. Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика
Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие.
Подробнее
Это слово, которое помогает проверить сомнительную букву: пло(т/д) – плоТы.
1 094
Автор: Алексей Морозов
Дата: 18.08.2021
Проверочное слово – это такое слово, которое помогает проверить сомнительную букву. Например, вот пишете вы слово «мол…ко» и не знаете, какую букву надо писать после «л». То ли «о», то ли «а». Чтобы не ошибиться, надо подобрать проверочное слово: молОчный. Теперь сомнительная гласная под ударением и вы не сомневаетесь в ее написании.
Другой пример. Слово «ду(б/п)» – вы не знаете, то ли надо писать «б», то ли «п». Как не ошибиться? Надо подобрать проверочное слово: дубЫ. Теперь «б» слышится отчетливо и вы не сделаете ошибку.
Давайте узнаем, как правильно подбирать проверочные слова и в каких случаях проверочных слов просто не существует.
Как подбирать проверочное слово
Надо сначала понять, что вызывает сомнения – гласная или согласная.
Для гласных
Если сомнение вызывает гласная, то она, скорее всего, безударная. Как в слове «в…сна». Гласный после «в» безударный, и вы в нем сомневаетесь – то ли «е» надо писать, то ли «и».
В таком случае надо подобрать однокоренное слово, чтобы гласный был под ударением. Например, «вёсны». Теперь уже на гласный после «в» падает ударение и вы точно знаете, что писать надо «е», а не «и».
Обратите внимание
Слово должно быть обязательно однокоренным. Нельзя существительное «водитель» проверять существительным «воды», потому что «водитель» – это тот, кто «вОдит». Он с водой вообще никак не связан.
Для согласных
Согласные вызывают у нас сомнения в двух случаях:
- Когда они в конце слова.
- Когда после них глухие согласные.
Например, в слове «раб» согласный «б» сомнительный. Вы не знаете наверняка, то ли «б» надо писать, то ли «п».
То же самое в слове «здра(в)ствуйте». После «в» идет глухая согласная, даже две глухих согласных. И мы этот «в» вообще не произносим. Мы говорим [здраствуйти].
Чтобы проверить согласную, надо так изменить слово, чтобы после этой согласной была гласная или звонкая согласная. Или однокоренное слово подобрать с теми же условиями.
Существительное «раб» мы проверим формой множественного числа – «рабы». Как видите, после «б» стоит гласная «ы». И мы очень четко слышим, что там именно «б». Мы не говорим [рапы].
А для проверки междометия «здравствуйте» мы подберем однокоренное слово «здравие». Говорить человеку «здравствуйте» – значит желать ему «здравия», «здоровья». Вот мы и «услышали» сомнительный согласный «в».
Звонкие согласные могут нам помочь не хуже, чем гласные. Например, для проверки слова «лес» сгодятся не только «леса», но и «лесник», «лесничий». Сонорный «н» является звонким, поэтому согласная перед ним слышится очень четко. Мы ведь не говорим «лезник», верно?
Для каких гласных не существует проверочных слов
В статье про безударные гласные я уже писал, что если на гласную не падает ударение, то она относится к одной из трех групп:
- Проверяемая. Можно подобрать проверочное слово.
- Непроверяемая. Нет проверочного слова. Надо смотреть в словарь.
- Чередующаяся. Проверочное слово подбирать нельзя. Надо смотреть на условия чередования.
Давайте еще раз эти три типа проанализируем.
С первым типом все понятно. У нас безударная гласная, мы подобрали однокоренное проверочное слово, чтобы на гласный падало ударение. И все счастливы.
Теперь непроверяемые гласные. У них проверочных слов нет. Вот просто нет в языке. И как бы вы ни искали, не найдете. Например, никогда вы не проверите слово «собака». Вот этот «о» после «с» проверить невозможно. Нет слова, в котором на «о» падало бы ударение.
Непроверяемые гласные в словах надо запоминать. А чтобы их запомнить, надо смотреть в словарь. Орфографический.
Сложнее всего с чередующимися гласными. Например, вот перед вами слово «зат…рать». Вы думаете, что гласная проверяемая. Подбираете проверочное слово – «затЁртый» и пишете с «е» – «затерать». Ошибка.
Тер/тир – корень с чередованием. В нем пишется «и», если после корня есть «а». Если нет «а» – пишется «е». Вот и получается: затирать, но затереть, затёртый, затёр.
Корни с чередованием надо запомнить. К счастью, они очень похожи друг на друга, смотрите: бер-бир, пер-пир, мер-мир, дер-дир, тер-тир, гор-гар, зор-зар. Особнячком стоят только лож-лаг, рост-раст, блест-блист.
Проверять чередующиеся гласные нельзя. Если будете проверять их с помощью проверочных слов – однозначно допустите ошибку.
Для каких частей слов можно подобрать проверочные слова
Обычно проверочные слова подбираются только для тех гласных и согласных, которые находятся в корне. Если у вас сомнительная буква не в корне – скорее всего, ее надо будет проверять каким-то другим способом.
Ну например, нельзя подобрать проверочное слово для прилагательного «пр…брежный». Надо запомнить, что в приставках пре/при пишется «и», если слово имеет значение приближения, присоединения, близости, неполного действия. А «е» пишется, если можно заменить на «пере» или на «очень».
Поэтому «прибрежный» пишется с «и» (он в «близости» к морю), а, скажем, «преогромный» – с «е», потому что можно заменить на «очень огромный».
Не подбираются проверочные слова для суффиксов. Например, с какой буквой надо писать слово «ключ…к» – с «е» или «и» в суффиксе «ч…к»? С «и», потому что при изменении слова она не выпадает: ключику, ключика, о ключике. А вот в слове «человечек» мы напишем «е», потому что она выпадает: человечка, человечку.
Ну а про окончания вообще говорить нечего. Там у каждой части речи свои тонкости. Например, в прилагательном «осенн…м (лесу)» мы напишем «е», если в вопросе будет «е» или «о». «В лесу (каком?) осеннем».
Как графически оформлять проверочное слово
Во-первых вы должны запомнить, что при графическом объяснении сомнительных букв, надо отвечать на три вопроса: Что? Где? Почему?
Ответить на вопрос «что?» – значит указать на сомнительную букву. Например, в слове «вода» я сомневаюсь в букве «о» – подчеркиваю ее одной чертой.
«Где?» – значит в какой части слова, то есть в какой морфеме. В слове «вода» сомнительная буква находится в корне «вод» – рисую над корнем дугу.
«Почему?» – это как раз указание на проверку. Если мы подобрали проверочное слово, то ответом на вопрос «почему» как раз и будет это слово, написанное в скобках.
В этом слове надо показать, что мы проверили ту самую морфему – то есть тоже выделить корень. А проверенную букву подчеркнуть уже двумя чертами, а не одной, потому что мы в ней теперь не сомневаемся. Получается вот так:
Значок ударения тоже советую ставить. Ударение как раз показывает, почему в одном случае мы сомневаемся в гласной, а в другом пишем ее уверенно.
Если вы объясняете согласную, то оформление будет немного другим. Например, вот как тут:
Двумя черточками подчеркивается гласная, которая проверяет согласную.
Вот мое видео про орфограмму – я там тоже привожу примеры объяснения слов. Посмотрите обязательно, видео небольшое.
Как научиться быстро находить проверочные слова
Надо постоянно практиковаться. И делать домашние задания без решебников. Например, вот пишете вы упражнение по русскому, увидели там слово с пропущенной буквой – надо не сразу гуглить, каким словом его проверить, или из решебника списывать. Надо напрячь мозг и подумать, какие могут быть проверочные слова. Если вы с пятого по одиннадцатый класс будете эту работу делать – проверочные слова сможете находить очень быстро.
Дам несколько советов, которые могут облегчить поиск:
- Сразу поставьте слово во множественное число. Или из множественного числа поставьте в единственное. Почему-то дети в школе не сразу додумываются это сделать. А таким способом можно очень многие слова проверить: в…сна – вёсны, в…да – воды, ст…лы – стол, д…ма – дом, г…рода – город.
- Подберите однокоренные слова других частей речи: вых…дить – ход, закр…пить – скрепка.
- Если первые два способа не подошли – «повспоминайте» все формы слова. Для существительных это все падежи, от именительного до предложного, для глаголов – формы совершенного и несовершенного вида, причастия и деепричастия.
Можно ли научиться писать грамотно без проверочных слов
Нет. Есть, конечно, люди с очень хорошим языковым чутьем. И они часто «автоматически» пишут правильные буквы и даже знаки препинания расставляют верно. Спросишь их: «А почему здесь вот такая буква?» Они говорят: «Не знаю». Но пишут правильно.
Однако русский язык чудовищно коварен и сложен. И я вам советую не полагаться на интуицию, а стараться подбирать проверочные слова, чтобы убеждаться в правильности написания той или иной буквы.
К тому же одно проверочное слово – это ключ к написанию сразу нескольких слов. Вот вспомнили вы про слово «ход» – теперь сможете грамотно писать и «выходить» и «входить», и «переходить», и «находить».
И еще момент. Если вы вот никак не можете найти проверочное слово – не торопитесь писать «словарное» или «запомнить». Откройте интернет и прямо так и напишите: «проверочное к …». В интернете сейчас полно сайтов с проверочными словами – вы там найдете весь необходимый материал.
С какими проблемами вы можете столкнуться в школе
Пишете вы упражнение по русскому. Там слово «р…бота». Вы что делаете? Вы пишете его с «а» и рядом в скобочках добавляете проверочное слово «раб». Ведь работа – это удел рабов, верно?
А учитель вам ставит ошибку. Ну, может, и не ошибку, но подчеркивает это объяснение как неправильное.
Почему?
Потому что в современном русском языке «работа» – это не удел рабов. Рабов вообще нет. Обычные свободные люди типа нас с вами работают. Бизнесмены работают. Творческие люди типа поэтов и художников тоже работают.
Что произошло? Связь между словами «работа» и «раб» разорвалась. И проверять первое слово вторым нельзя. «Работа» теперь – словарное слово, его проверить вообще невозможно.
Другой пример. Слово «б…гатый». Вы в нем пишете букву «о» и проверяете словом «бог». Тоже вроде правильно, но учитель ставит ошибку.
Здесь проблема примерно та же, что и с рабами. Давным-давно было в нашем языке слово «бог». Оно обозначало человека, который кому-то что-то отдает. От «бога» образовалось прилагательное «богатый». Богатый – это тот, кому «бог» (вот этот самый человек) многое дал.
А потом переводчики стали делать переводы церковных книг. И они не знали, как перевести нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. И взяли для перевода два слова: «господь» (господин) и «бог» (отдающий что-либо, податель благ). И перевели.
Прошли столетия. И первое значение у слова «бог» исчезло. Сейчас кого ни спроси «Кто такой бог?» – все подумают о боге в религиозном смысле. Про человека, который кому-то что-то отдает, никто вообще не вспомнит. Связь между «богатым» и «богом» разорвалась. И нельзя вот это прилагательное проверять вот этим существительным.
Как быть? В школе надо писать, что эти слова словарные. Но при письме надо все же помнить и про раба, и про бога. Чтобы не ошибиться.
Что еще читать
Посмотрите статью с курсами по русскому. В самом начале этой статьи, еще до описания платных учебных программ, я даю ссылки на хорошие бесплатные тренажеры по русскому и на электронные пособия. Думаю, они вам очень пригодятся.
Советую вам также несколько других статей, ранее опубликованных у нас на сайте:
- Что такое орфография. В этой статье я объясняю, как правильно изучать орфографию, как систематизировать в голове все орфографические правила и не растерять их со временем.
- Как расширить словарный запас. Возможно, у вас возникают сложности с подбором однокоренных слов как раз потому, что у вас в целом узкий словарный запас. Расширить его не так уж и трудно.
- Корни Мер/Мир, Лож/Лаг – эти две статьи помогут вам понять, как работать с корнями, в которых есть чередующиеся гласные.
- Как научиться писать грамотно – общие рекомендации и практические упражнения. Прочитайте обязательно.
Дерзайте.
Заключение
Наш разговор о проверочных словах подошел к концу. Понятно ли вам теперь, как правильно находить проверочные слова, как их графические оформлять? Запомнили ли вы, что к чередующимся гласным проверочное слово находить категорически запрещено?
Если остались вопросы – обязательно их пишите в комментариях, отвечу.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
«Совершенно сумасшедшие, колоссальные цифры, которых никто не ожидал». Такими словами специалисты описывают эффект от одного из важнейших общественных и образовательных событий уходящего года – перезапуска общества «Знание». Почему возрождение образовательного проекта с советскими корнями оказалось столь впечатляющим?
В 1947 году в только что пережившем войну СССР было создано общество «Знание», важнейшей задачей которого было, как легко догадаться, распространение научных знаний. Несмотря на послевоенную разруху, общество работало, и не так уж плохо. Более того, возможно, что сейчас ситуация с этим в чем-то может быть даже похуже, чем в 1950-е. Здесь показателен эпизод из биографии советского физика-иммигранта из Италии Бруно Понтекорво. В начале 50-х он попал в СССР, где с ним случилось следующее.
Прогуливаясь по окрестностям Дубны, Понтекорво заблудился, но к вечеру нашел трактор, и тракторист взялся его подвезти. Желая быть любезным, тракторист спросил, чем именно Бруно занимается в институте. Тот честно ответил: «нейтринной физикой» (одним из создателей которой Понтекорво стал уже в 1930-е годы). Тракторист вежливо сказал: «Вы хорошо говорите по-русски, но все же есть некоторый акцент. Физика не нейтринная, а нейтронная!»
Рассказывая в Италии об этом происшествии, Бруно добавлял: «Надеюсь, я доживу до времени, когда уже никто не будет путать нейтроны с нейтрино!»
Комментируя этот рассказ, докладчик [крупный советский физик, уже после смерти Понтекорво] заметил: «Теперь, хотя Бруно до этого не дожил, его предсказание, пожалуй, сбылось: сегодня люди ничего не знают не только о нейтрино, но и о нейтроне!»
Тракторист из 1950-х ошибался насчет нейтрино потому, что их экспериментально обнаружили только в 1956 году (до того они были гипотезой). Но вот про нейтроны он уже знал, хотя их открыли всего за пару десятков лет до этого разговора. Сегодняшний тракторист довольно редко может похвастаться представлением о частицах, открытых физиками 20 лет назад – и в этом смысле фраза «Сегодня люди ничего не знают не только о нейтрино, но и о нейтроне!» действительно верна.
Ответов на вопрос, почему так получилось, можно предложить много. Один из самых очевидных: до последнего времени российский научпоп справлялся с задачей популяризации не очень хорошо. Есть целый набор научпоп-ресурсов в Сети, есть видеолектории и культурно-просветительские центры, организующие лекции (типа «Архэ»), но на все это мало кто ходит. Посетители этих лекций и ресурсов – часто люди, получившие образование по «научной» стезе, хотя и не всегда оставшиеся после этого работать в науке.
Это тревожный знак: без популяризации науки, способной затронуть детей и подростков действительно широких слоев населения, число желающих заняться наукой никогда не будет слишком большим.
А без таких желающих российская наука неизбежно окажется слабее, чем могла быть.
Поэтому логично, что государство после десятилетий послесоветского забвения попробовало вернуться к ситуации, когда трактористы более или менее интересуются современной им физикой частиц. Уже в 2016 году вышел указ президента о воссоздании общества «Знание», до 2021 года активность его была не особенно заметной для публики.
Наконец в мае 2021 года состоялся перезапуск «Знания», причем на новой, современной основе – включая цифровые платформы. По всей стране был проведен федеральный трехдневный марафон общества. Второй федеральный просветительский марафон «Новое знание», приуроченный ко Дню знаний, прошел с 1 по 3 сентября.
Что мы знаем о «Знании»?
«Несмотря на «малозаметность» деятельности общества в 2016–2020 годах, именно тогда прошла значительная часть подготовительной работы по его восстановлению, особенно в регионах страны, – объясняет газете ВЗГЛЯД Илья Климов, директор петербургского филиала общества «Знание». – И потом, все-таки малозаметным оно было не везде. В частности, в Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов деятельность общества и не прерывалась.
Но определенно после послания президента Федеральному собранию весной 2021 года вся работа «Знания» получила сильнейший новый импульс. Главой наблюдательного совета стал первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, а генеральным директором – Максим Древаль. Очень большую роль сыграло и то, что открытый урок общества провел президент: после этого у нас появилось сразу много известных ученых, желающих дать лекцию в своей области знаний, включая тех, кто до этого о новом обществе почти ничего и не знали».
Климов констатирует, что обновленное «Знание» заметно изменило свои подходы к просветительству. «Мы больше пошли в сторону «цифры», стали уделять больше внимания онлайн-лекциям, чему и пандемия поспособствовала, конечно». Уже первый онлайн-марафон общества получил свыше 70 миллионов просмотров – и это «совершенно сумасшедшие, колоссальные цифры, которых никто не ожидал», – заключает он. Несмотря на то, что этот весенний и последующий сентябрьский марафоны оказались весьма востребованными, «мы не планируем отказываться и от офлайн-форматов, типичных для первого, еще советского общества «Знание».
Климов считает неправильным вообще противопоставлять эти форматы, отмечая, что многие офлайновые лекции общества доступны в видеозаписях (хотя и не все). Те же «Умные недели», проводимые «Знанием», вполне сочетают самые разные форматы в этой области.
«Наши сотрудники всегда стараются привлекать к лекциям лидеров в своей отрасли – будь это бизнесмены-организаторы, ученые или кто бы ни было еще», – подчеркивает собеседник. И это действительно так: в онлайн-марафонах общества в этом году поучаствовал даже Илон Маск, рассказав, среди прочего, что два конференц-зала компании SpaceX названы в честь Циолковского и Королева (чего нет даже в Роскосмосе). Легко видеть, что важность популяризации науки и техники за рубежом понимают хорошо и придают ей большое значение даже в таких бизнес-проектах, которые, казалось бы, напрямую никак не связаны с образованием.
Отвечая на вопрос «Чем вы планируете отличаться от всех остальных научно-популярных проектов в России?», Климов сделал упор на два момента. «Во-первых, все наши онлайн- и офлайн-мероприятия бесплатные». Зачастую лекции до «Знания» были либо полностью платными, либо с бесплатной первой частью лекционного курса – а последующие требовали оплаты. Надо сказать, что общество оплачивает лекции для части своих ученых, но, как ни странно, не для всех: ряд из них отказывается от вознаграждения.
Во-вторых, продолжает Климов: «Наше общество «Знание» – это своего рода знак качества. Все наши лекции и мероприятия проходят серьезный отбор. Мы неоднократно проверяем каждого лектора и каждую его лекцию, а в существовавших до нас лекционных экосистемах это было далеко не так. У нас не бывает роликов с недостоверной информацией, набравших миллионы просмотров, как, к сожалению, иногда случается в области популяризации в других местах».
Климов отмечает, что пока «Знание» еще в начале своего пути. В обществе постоянно идет работа над новыми идеями и направлениями. Например, планируется собственное научпоп-издание, и даже «книжное» издательство, которое поможет публиковать качественные и интересные популярные книги о науке. «Но это пока небольшой инсайд, мы об этом пока официально не объявляли», – полушутливо отмечает он.
«Мы думаем и над тем, чтобы шире премировать СМИ, пишущие о науке, и научно-популярные книги, выходящие в других изданиях», – продолжает Климов. Первый шаг в этой области уже сделан: 7 декабря 2021 года в Москве состоялось вручение премии «Знание-2021».
Что думают о популяризации и «Знании» ученые?
Одним из самых известных ученых, которые были привлечены обществом «Знание», стал Артем Оганов. Кристаллограф с мировым именем, создатель крайне успешного алгоритма предсказания кристаллических структур, а по сути – новых соединений.
Положив эти алгоритмы в основу программы USPEX, ученый не просто дал остальным исследователям мощный инструмент предсказания еще неоткрытых соединений. Вместе со своими коллегами Оганов предсказал сверхтвердую структуру бора, прозрачную фазу металла натрия, стабильные соединения гелия (долго считавшегося не образующим соединений с другими веществами), новые (еще недавно считавшиеся невозможными) хлориды натрия, новые рекордные высокотемпературные сверхпроводники, новые соединения, существующие в недрах Земли и других планет. Его открытия затем много раз подтверждались экспериментально и бесспорно имеют значительное практическое значение.
Артем Оганов рассказал газете ВЗГЛЯД о своем участии в работе общества «Знание».
ВЗГЛЯД: Как вы считаете, чего не хватало российскому научпопу до «реинкарнации» общества «Знание» в этом году? Что не так с популяризацией науки в России сегодня с точки зрения ученого?
Артем Оганов: Очень может быть, что именно общества «Знание» нашей популяризации науки и не хватало. До сих пор был некий, довольно обширный рынок популяризации науки – например, были лектории совершенно разных уровней, от очень высококачественных до крайне низкоуровневых. Какие-то лектории совершенно бесплатные, другие — очень дорогие. Короче, выбор для всех.
С одной стороны, пускай цветут все цветы, но с другой стороны, должен быть и какой-то стандарт качества. А его до сих пор просто не было. Вы запросто можете наткнуться на лекцию про каких-то рептилоидов, или про то, что ковида не существует, или про то, что вакцины — это плохо. А ведь это не просто глупости, а заблуждения, которые порой наносят людям вокруг нас огромный ущерб.
То есть у нас сложилось такое научпоп-многообразие, в котором остро не хватает камертона, мерила качества. А он очень нужен, без него мы увидим популяризацию не только науки, но и откровенно абсурдных идей.
Кроме того, имевшееся у нас до недавних пор сообщество популяризаторов, на мой взгляд, слишком политизировано. И несмотря на то, что сфера популяризации была вроде бы очень многообразной и децентрализованной, на деле в ней возникла угроза своего рода монополизации мысли. Я неоднократно слышал, что каждый популяризатор, ученый и интеллигент должен быть в оппозиции, должен ходить на митинги и бороться с чуть ли не любым правительством своей страны и тд. – удивительно, но такого нет ни в одной другой стране мира.
Я также слышу (как правило, от крайне слабых ученых), что ученый не может быть верующим – хотя это явно противоречит фактам. По сути, «в нагрузку» с популяризацией науки люди получают и порцию идеологического догматизма. Мне кажется, что это очень плохо.
Искренне не понимаю, кому и что должен интеллигент, популяризатор или хороший ученый. Думающие люди вполне могут иметь и «левые», и «правые» взгляды, а могут быть и совсем аполитичными. Могут быть верующими, а могут быть и атеистами – это вопрос личного пути человека. Это в КПСС или в отряде октябрят люди кому-то что-то все время должны. Свободный человек должен разве что себе самому и Господу Богу, и его долг только один — быть самим собой.
Артем Оганов (фото: Виталий Тимкив/РИА «Новости»)
ВЗГЛЯД: Полагаете, общество «Знание» способно помочь в решении этой проблемы?
А. О.: Я не знаю, способно ли общество «Знание» с помощью своей просветительской деятельности помочь людям быть свободными – это все-таки в основном индивидуальная работа каждого человека над собой. Но вижу, что с перезапуском «Знания» упомянутая группа людей уже лишилась монополии в популяризаторской среде.
ВЗГЛЯД: В чем был ваш личный мотив поучаствовать в работе общества «Знание»?
А. О.: Для меня все началось с моего детства – тогда общество «Знание» было очень важной составляющей просвещения в нашей стране. В то время мы были одной из самых образованных стран мира, в том числе и благодаря работе этого общества. Образование – залог будущего страны, без которого у нее нет ни перспектив, ни даже смысла существования.
Да, сейчас у нас по-прежнему сохраняется хороший по мировым меркам уровень образованности. Но есть тенденция к снижению уровня образования, и в сравнении с советским он, как мне кажется, значительно проигрывает. Просто посмотрите на то, как неграмотно люди стали писать. Посмотрите опросы в интернете, когда подходят к прохожим на улице и спрашивают их элементарные вещи, а они не могут умножить 2 на 2, или не знают, например, что такое таблица Менделеева — и, самое главное, не хотят этого узнавать, не интересуются ничем новым. Но какой смысл в жизни, если тебе в ней ничего не интересно?
Так что очень хорошо, что общество «Знание» решили возродить. Мне вообще нравится слово «возрождение», и само это явление – во всех его проявлениях. Пока что я прочел для общества только одну лекцию — приглашали меня много раз, но график в 2021 г. был очень плотным. Надеюсь, что в следующем году смогу прочесть для общества несколько лекций.
https://ria.ru/20211215/bayden-1763716137.html
Это провал: почему у Байдена не получилось собрать коалицию против нас
Это провал: почему у Байдена не получилось собрать коалицию против нас — РИА Новости, 15.12.2021
Это провал: почему у Байдена не получилось собрать коалицию против нас
Мы щедро терпели четыре дня — ждали: может быть, это выходные помешали мировым СМИ массой воспеть как великое событие «саммит за демократию», который… РИА Новости, 15.12.2021
2021-12-15T08:00
2021-12-15T08:00
2021-12-15T07:55
авторы
сша
оон
джо байден
россия
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/0e/1763717539_0:165:3072:1893_1920x0_80_0_0_d8c26ab3ec65b7bf83efdb441268bdb4.jpg
Мы щедро терпели четыре дня — ждали: может быть, это выходные помешали мировым СМИ массой воспеть как великое событие «саммит за демократию», который администрация Джо Байдена устроила по московскому времени в пятницу и субботу? Но и после выходных фонтана красноречия не наблюдается.Поисковые системы хорошо отзываются на запрос насчет того самого саммита. Но выдают они процентов на восемьдесят то, что говорилось накануне такового. Что говорилось — ниже напомним. А пока отметим факт: умных длинных материалов о том, как это было здорово — заставить лидеров 110 стран одного за другим читать по видео речи в пользу демократии — таких материалов уникально мало.Это называется — провал. Тяжелый провал. Хотя вопрос в том, чего на самом деле хотели. Но если хотели, как объявлялось, заявить, что демократия вечно жива и что сейчас половина мира встряхнется и таковую омолодит, то заявить-то заявили, но в ответ получили молчание, за которым кроется одна мысль: скучно. Событие отсутствует. Не о чем вещать или писать.Вспомним массовые мероприятия по поводу… ну хотя бы столетия со дня рождения Владимира Ленина. По всей стране и соцлагерю проходят собрания, заседания и прочие концерты с оркестрами русских народных инструментов, снимаются фильмы и ставятся спектакли. Результат тот же: скучно. Потому что ничего яркого все равно в этом хоре не мелькает, и это притом что человек-то был интересный. А тут-то, у американцев, даже не человек, а философская категория, если не тоталитарная религия.Вот теперь вспомним, что говорили мировые СМИ накануне этого события — то была целая буря эмоций. И первым делом отмечали, что американские демократы сами загнали себя в ловушку. Если заставлять участвовать в перекличке всех (около 200 признанных и непризнанных государств), это будет ООН. Если собрать только патентованных демократов, то будет ощеренная кучка сектантов среди безнадежно авторитарного мира.Что ж, в ловушке организаторы и оказались, хотя со своими 110 странами зависли как бы в середине, между двумя крайностями. Список приглашенных оказался очень странным. Из государств Азии, например, пригласили Филиппины с их скандалящим президентом, но не позвали вполне прозападный Сингапур: это как? И то же в каждом регионе: туча обиженных и что-то затаивших. И в неприглашенных на это мероприятие России и Китае в первую очередь отметили очевидное: хотели разделить мир и вызвать склоку — это и получили.Интересно вышло и с альтернативной идеей саммита (а она была). Ее лучше всего выразило издание Politico, дав слово супердемократам. От России то были Лилия Шевцова и Владимир Милов, от прочих стран нечто подобное. Заголовок этой переклички людей в белых одеждах хороший: «Байденовский саммит не спасет демократию. 18 альтернативных идей о том, как ее починить».И вот эти выступающие все ругательски ругают Америку, обвиняя ее в том, что она не громит антидемократов по всему миру так, как следовало бы, и не дает на это денег и авианосцев. Все говорят очевидное — кстати, Байден тоже эту мысль выразил — что начинать лечение демократии надо с самих США. Но звать читать речи надо не высших чиновников, а наставников таковых. Вот этих — профессиональных демократов.Здесь ответ на вопрос о том, почему все-таки эту видеоперекличку решили устроить, несмотря на очевидные несуразности ситуации: потому что дальше нельзя было молчать. Как и то, что в США с группой союзников все еще называют демократией. Эта штука, по их же признанию, находится в отступлении по всему миру. Растет число стран, которые признанные гуру правильных ценностей записывают в авторитарные, а то и хуже. Какая-то встряска тут нужна, начиная с обозначения пациента больным. То есть перед нами признание провала тоталитарной религии Запада на букву «д», но и обещание скоро начать что-то делать с ситуацией.Вопрос, что именно. Понятно, что просто цепочка унылых речей, которые никто даже не цитировал, не дает ничего. Поэтому правительство демократов в США считает этот «концерт» первым шагом по пути к чему-то полезному типа обновленного альянса непонятно кого. Через год соберут правильных людей снова, и тогда все будет конкретнее. В том числе и список гостей.А пока что, оказывается, администрация США в порядке демонстрации «лидерства» заготовила к саммиту целый букет международных программ, на некоторые из которых даже выделены деньги. Все вместе называется «президентской программой по демократическому обновлению».Там значатся: поддержка «свободных и независимых СМИ», борьба с коррупцией, поддержка демократов-реформаторов, продвижение технологий (информационных прежде всего) за демократию, защита «свободных и справедливых выборов».И тут возникает простой и очевидный вопрос: а раньше эта публика чем занималась, уже сколько десятилетий? Да тем же самым. Раздавали деньги своим ставленникам по всему миру, ставленники эти вели информационные кампании против своих правительств, назначая членов таковых коррупционерами. Вели информационные войны в интернете, оспаривали все и всяческие выборы. Максимум, что сейчас может измениться, — это если заставить всех желающих быть демократами тратить собственные деньги на поддержку этой довольно старой политики. Стоп, так это уже и так делалось там, где возможно.Добавим, что яростное навязывание всем и каждому правильной модели демократии привело к двум результатам. Первый: самая модная сейчас в мире идеология, вызывающая веселые и яростные споры среди своих, — это консерватизм разных оттенков, сводящийся к простой формуле: отстаньте от людей со своим промыванием мозгов, дайте им жить, как они сами хотят. Ну а про второй результат уже сказано: как-то теперь всем понятно, что под вывеской демократии людям навязывают невыносимо скучную жвачку.
https://ria.ru/20211209/sammit-1762942065.html
https://ria.ru/20211212/obyazatelstva-1763356848.html
https://ria.ru/20211211/nato-1763188801.html
https://ria.ru/20211213/ekologiya-1763346335.html
https://ria.ru/20211212/putin-1763336579.html
https://ria.ru/20211210/bayden-1763142400.html
сша
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
Дмитрий Косырев
https://cdnn21.img.ria.ru/images/91056/41/910564151_162:0:1038:876_100x100_80_0_0_fc817097c5955e90cca80f1fd5260ca4.jpg
Дмитрий Косырев
https://cdnn21.img.ria.ru/images/91056/41/910564151_162:0:1038:876_100x100_80_0_0_fc817097c5955e90cca80f1fd5260ca4.jpg
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/0e/1763717539_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_96c3fe9588de33ca4d4ba707379e5bfd.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Дмитрий Косырев
https://cdnn21.img.ria.ru/images/91056/41/910564151_162:0:1038:876_100x100_80_0_0_fc817097c5955e90cca80f1fd5260ca4.jpg
авторы, сша, оон, джо байден, россия
Мы щедро терпели четыре дня — ждали: может быть, это выходные помешали мировым СМИ массой воспеть как великое событие «саммит за демократию», который администрация Джо Байдена устроила по московскому времени в пятницу и субботу? Но и после выходных фонтана красноречия не наблюдается.
Поисковые системы хорошо отзываются на запрос насчет того самого саммита. Но выдают они процентов на восемьдесят то, что говорилось накануне такового. Что говорилось — ниже напомним. А пока отметим факт: умных длинных материалов о том, как это было здорово — заставить лидеров 110 стран одного за другим читать по видео речи в пользу демократии — таких материалов уникально мало.
Это называется — провал. Тяжелый провал. Хотя вопрос в том, чего на самом деле хотели. Но если хотели, как объявлялось, заявить, что демократия вечно жива и что сейчас половина мира встряхнется и таковую омолодит, то заявить-то заявили, но в ответ получили молчание, за которым кроется одна мысль: скучно. Событие отсутствует. Не о чем вещать или писать.
Вспомним массовые мероприятия по поводу… ну хотя бы столетия со дня рождения Владимира Ленина. По всей стране и соцлагерю проходят собрания, заседания и прочие концерты с оркестрами русских народных инструментов, снимаются фильмы и ставятся спектакли. Результат тот же: скучно. Потому что ничего яркого все равно в этом хоре не мелькает, и это притом что человек-то был интересный. А тут-то, у американцев, даже не человек, а философская категория, если не тоталитарная религия.
Вот теперь вспомним, что говорили мировые СМИ накануне этого события — то была целая буря эмоций. И первым делом отмечали, что американские демократы сами загнали себя в ловушку. Если заставлять участвовать в перекличке всех (около 200 признанных и непризнанных государств), это будет ООН. Если собрать только патентованных демократов, то будет ощеренная кучка сектантов среди безнадежно авторитарного мира.
Что ж, в ловушке организаторы и оказались, хотя со своими 110 странами зависли как бы в середине, между двумя крайностями. Список приглашенных оказался очень странным. Из государств Азии, например, пригласили Филиппины с их скандалящим президентом, но не позвали вполне прозападный Сингапур: это как? И то же в каждом регионе: туча обиженных и что-то затаивших. И в неприглашенных на это мероприятие России и Китае в первую очередь отметили очевидное: хотели разделить мир и вызвать склоку — это и получили.
Интересно вышло и с альтернативной идеей саммита (а она была). Ее лучше всего выразило издание Politico, дав слово супердемократам. От России то были Лилия Шевцова и Владимир Милов, от прочих стран нечто подобное. Заголовок этой переклички людей в белых одеждах хороший: «Байденовский саммит не спасет демократию. 18 альтернативных идей о том, как ее починить».
И вот эти выступающие все ругательски ругают Америку, обвиняя ее в том, что она не громит антидемократов по всему миру так, как следовало бы, и не дает на это денег и авианосцев. Все говорят очевидное — кстати, Байден тоже эту мысль выразил — что начинать лечение демократии надо с самих США. Но звать читать речи надо не высших чиновников, а наставников таковых. Вот этих — профессиональных демократов.
Здесь ответ на вопрос о том, почему все-таки эту видеоперекличку решили устроить, несмотря на очевидные несуразности ситуации: потому что дальше нельзя было молчать. Как и то, что в США с группой союзников все еще называют демократией. Эта штука, по их же признанию, находится в отступлении по всему миру. Растет число стран, которые признанные гуру правильных ценностей записывают в авторитарные, а то и хуже. Какая-то встряска тут нужна, начиная с обозначения пациента больным. То есть перед нами признание провала тоталитарной религии Запада на букву «д», но и обещание скоро начать что-то делать с ситуацией.
Вопрос, что именно. Понятно, что просто цепочка унылых речей, которые никто даже не цитировал, не дает ничего. Поэтому правительство демократов в США считает этот «концерт» первым шагом по пути к чему-то полезному типа обновленного альянса непонятно кого. Через год соберут правильных людей снова, и тогда все будет конкретнее. В том числе и список гостей.
А пока что, оказывается, администрация США в порядке демонстрации «лидерства» заготовила к саммиту целый букет международных программ, на некоторые из которых даже выделены деньги. Все вместе называется «президентской программой по демократическому обновлению».
Там значатся: поддержка «свободных и независимых СМИ», борьба с коррупцией, поддержка демократов-реформаторов, продвижение технологий (информационных прежде всего) за демократию, защита «свободных и справедливых выборов».
И тут возникает простой и очевидный вопрос: а раньше эта публика чем занималась, уже сколько десятилетий? Да тем же самым. Раздавали деньги своим ставленникам по всему миру, ставленники эти вели информационные кампании против своих правительств, назначая членов таковых коррупционерами. Вели информационные войны в интернете, оспаривали все и всяческие выборы. Максимум, что сейчас может измениться, — это если заставить всех желающих быть демократами тратить собственные деньги на поддержку этой довольно старой политики. Стоп, так это уже и так делалось там, где возможно.
Добавим, что яростное навязывание всем и каждому правильной модели демократии привело к двум результатам. Первый: самая модная сейчас в мире идеология, вызывающая веселые и яростные споры среди своих, — это консерватизм разных оттенков, сводящийся к простой формуле: отстаньте от людей со своим промыванием мозгов, дайте им жить, как они сами хотят. Ну а про второй результат уже сказано: как-то теперь всем понятно, что под вывеской демократии людям навязывают невыносимо скучную жвачку.
Слитно, если отвечает на вопрос «как». Раздельно, если отвечает на вопрос «какую».
463
Автор: Алексей Морозов
Дата: 19.05.2021
Слово «Впустую» пишется слитно, если отвечает на вопрос «как». Например: «День прошел (как?) впустую». Раздельно надо писать в том случае, если слово отвечает на вопрос «какую»: «Налей в пустую бутылку» – «Налей в бутылку (какую?) пустую».
Таково простое объяснение правописания этого слова. Запомните его, чтобы на автомате применять в процессе письма.
Дальше я расскажу вам, как правильно объяснять эту орфограмму на уроке русского и почему, собственно, «впустую» иногда пишется слитно, а иногда раздельно.
Когда «впустую» пишется слитно
Мы пишем «впустую» слитно, когда оно является наречием. Наречие – это такая часть речи, которая не изменяется, поэтому других вариантов написания нет и быть не может. Как такового правила нет, но большинство наречий пишутся слитно и «впустую» – одно из них.
И, собственно, на уроке русского вы должны доказать, что «впустую» – наречие. Чтобы это сделать, вам надо найти слово, от которого наречие будет зависеть и задать наречный вопрос. Потренируемся:
- Время потрачено впустую. Потрачено (как?) впустую.
- Жизнь прожита впустую. Прожита (как?) впустую.
- Я прокатался впустую. Прокатался (как?) впустую.
Учитель может вас спросить: «Как еще доказать, что «впустую» – наречие?» Скажите ей, что его можно заменить на другое наречие. Попробуем:
- Время потрачено зря.
- Жизнь прожита напрасно.
- Я прокатался без толку.
Если будет нужно, добавьте, что «впустую» – это всегда обстоятельство образа действия. Другую синтаксическую функцию это слово никогда не выполняет.
Когда «в пустую» пишется раздельно
Раздельно мы пишем тогда, когда «пустую» – имя прилагательное. Чтобы доказать, что это прилагательное, а не наречие, можно пойти несколькими путями.
Первый – задать вопрос. Прилагательные отвечают на вопрос «какой»:
- Я налил чай в пустую бутылку. В бутылку (какую?) пустую.
- Она налила мне щей в пустую тарелку. В тарелку (какую?) пустую.
- Я бросил самолетик в пустую корзину. В корзину (какую?) пустую.
Второе. Прилагательное всегда зависит от существительного, от которого к нему задается вопрос. Если мы поставим вместо этого существительного другое, то форма прилагательного изменится. Например: в пустую бутылку – в пустой бидон – в пустое корыто.
Третье. Вместо одного прилагательного всегда можно поставить другое: Я налил воду в пустую бутылку – в красную/стеклянную/большую бутылку.
Почему «в» и «пустую» пишутся раздельно? Потому что «в» – предлог, а предлоги пишутся раздельно со всеми остальными словами. И предлоги обязательно можно употреблять в вопросах к другим словам. Например: Я налил суп в пустую тарелку – налил (в что? во что?) в тарелку.
Помните об этом, если вдруг учительница спросит.
Слово «пустую» в предложении может выполнять только одну синтаксическую функцию – быть согласованным определением.
Как обозначать эту орфограмму на письме
Если «впустую» вы написали слитно, подчеркните одной чертой «вп», выделите приставку «в» и корень «пуст», а в скобках напишите «нар.» (наречие).
Если слово пишется раздельно, подчеркните одной чертой «пробел» между «в» и «пустую» и надпишите над «в» – «предлог», а над «пустую» – «прилагательное».
В случае, если вы не умеете объяснять орфограммы, – самое время научиться это делать. Прочитайте мою статью о том, как правильно объяснять и подчеркивать орфограммы, а еще посмотрите видео (тоже мое). Такая методика работы с орфограммами поможет вам быстро запомнить основные правила русского языка и научиться автоматически писать грамотно.
Полезные материалы по теме
Год назад я написал четыре статьи с кратким обзором онлайн-курсов по русскому языку. Вот ссылки на эти статьи:
- Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому.
- Подготовка к ОГЭ.
- Подготовка к ВПР.
- Общие курсы русского языка.
Я вам советую хотя бы пробежаться по ним глазами. В этих статьях описаны очень разные программы. Некоторые позволяют готовиться к экзаменам по русскому в целом, некоторые учат писать сочинения и изложения. Есть курсы отдельно по пунктуационной или орфографической грамотности.
Один курс я хочу порекомендовать непосредственно здесь. Речь идет о материале «Идеальный русский» от сайта Викиум. Курс стоит 890 рублей, в нем есть теория и три программы для отработки практики. Собственно, я всем рекомендую эту разработку именно за счет программ, теорию можно найти и на просторах интернета.
И последнее. Я нашел в интернете в открытом доступе четыре пособия по русскому языку и лично их все просмотрел. Они мне показались очень качественными, простыми в плане изложения и информативными. Помимо текста в них есть хорошие схемы и таблицы. Чтобы получить архив с пособиями, напишите здесь ваш E-mail, они вам отправятся автоматически.
Заключение
Эта статья была посвящена правописанию слова «впустую». Обобщим. Пишем слитно, если это наречие, которое отвечает на вопрос «как». Пишем раздельно, если это прилагательное с предлогом и оно отвечает на вопрос «какую».
Все ли вам понятно в содержании этой статьи или остались какие-то вопросы? Буду рад получить от вас обратную связь, форма для комментариев находится прямо под статьей.
Всем спасибо.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ