Приглушенные голоса как пишется

После в просторной ярко освещенной гостиной оборвались все звуки, настала тишина. неудобный немой вопрос, обращенный ко мне, повис в воздухе.
ПОСЛЕ

В просторной ярко освещенной гостиной оборвались все звуки, настала тишина. Неудобный немой вопрос, обращенный ко мне, повис в воздухе. Старшая сестра одновременно цепко и со страхом уставилась мне в глаза. Она замерла, не дышала, почти перестала моргать и долго-долго что-то во мне высматривала. Сестра смотрела так, будто бы за моим лицом было что-то еще, и, если не спускать с него глаз, оно могло бы раствориться, и там за ним ей открылся бы ответ. На мне был розовый махровый халат с сердечками и две пары носков — синие пухлые следки вниз и сиреневые шерстяные гольфы в катышках поверх.

Большие глаза сестры заблестели, лицо покраснело, рот слегка открылся, а по щекам побежали крупные, размером с горошину, слезы. В комнате было слышно, как тикали вечные советские часы с запотевшим барометром, как на кухне из плохо закрытого крана капала хлористая вода на тарелки, как за стеной у соседей шумел телевизор — шел очередной концерт.
Сестра вышла из комнаты и стала кому-то звонить. Ловя обрывки разговора, я поняла, что она сообщила моей дочери, и та наверняка скоро появится здесь. Сестра в разговоре много раз громко называла ее имя, я слышала: «Вера», «да, я уверена», «нет, скорую поздно».

Вытирая слезы большими оплывшими ладонями, сестра еще раз зашла в гостиную. Теперь она избегала смотреть мне в глаза, глядела только на мои руки, живот, остановилась взглядом на ногах, и вышла из комнаты, оставив включенной шестнадцатицокольную хрустальную люстру.
В ночь вкрадывались фонари и редкие светящиеся окна, как мое. Один из фонарей вдали мигал уже который месяц. Там, рядом с ним, наверное, не могли уснуть соседние дома. На улице из-за угла мягко выворачивала машина, освещая на несколько секунд разбитый двор.

В комнату, рыдая, пронесясь через тамбур и прихожую, влетела Вера, старшая дочь. Она залезла на меня сверху и, взяв меня у груди за халат, с силой стала трясти. «Очнись, очнись, очнись, очнись», — оглушая, орала она мне в лицо. «Не мучай ее!» — мечась по комнате, впиваясь руками в свои густые седые волосы, кричала сестра. Дочь отпустила меня, дав себе отдышаться. В ее глазах проскользнула идея, она вновь схватила меня и второпях попыталась сделать дыхание «рот в рот». Она жмурилась, будто ей было неприятно прикасаться к моим губам, но все равно настойчиво пыталась наполнить меня воздухом. Воздух куда-то проходил, но бесполезно падал в пустоту. Вера отодвинулась от меня, молча задав мне все тот же неудобный вопрос, и, увидев ответ в моих глазах, в испуге спрыгнула с дивана.

Они обе — сестра и дочь — снова куда-то звонили. Звонили и звонили. Ночь тянулась неприлично долго, надоедала. Визжали телефоны, им перезванивали. Они то с истерикой срывались на плач, то наигранно говорили спокойным твердым голосом. Говорили, что надо меня забрать.

Через их тревожный шум просверлил себе путь противный звонок в дверь. Мои переглянулись и зашептали, что пришел полицейский. Тяжелый от своей полноты, он вальяжно прошел ко мне в гостиную. Полицейский лишь на секунду взглянул на меня. Затем зашли понятые, наши соседи Ефремовы. Ефремов бросил в мою сторону жалостливый взгляд. Ефремова, отвернувшись, рыдала и никак не могла на меня посмотреть. Полицейский пошуршал какими-то документами, собрал подписи, и вышел из квартиры вместе с понятыми.

Еще звонок. В квартиру зашел мужчина лет пятидесяти, за ним — молодой парень. Мужчина был большой, высокий и какой-то очень красивый, с добрым бородатым лицом и густыми едва седыми волосами. Худой парень чем-то смахивал на него. Встав в дверях, на меня они только бросили взгляд. Говорили с сестрой. Пятидесятилетний говорил спокойно, все объясняя и переспрашивая, поняла ли его сестра. Дочь рядом слушала и плакала, вытирая рукавом бадлона то слезы, то сопли. Мужчины зашли в гостиную, оглядели диван и спросили, можно ли взять меня вместе с простыней.

Молодой подошел, взяв меня под ноги, просунул руку под лопатки и уложил на спину. Быстрыми, аккуратными движениями, он вытянул простыню, заправленную в диван. Вдвоем они взялись по два уголка и подняли меня. Простыня закрыла мне лицо. Ночь, перерастающая в утро, перестала тянуться, начала торопиться, бежать. Пока меня несли, сквозь щелочки было видно потолок с осыпающейся штукатуркой, голову сестры и мокрые глаза старшей. Мы прошли через первую дверь — из гостиной в прихожую. Вторую — из прихожей в тамбур. Третью — на лестничную площадку.

Сестра пошла проводить, пытаясь все как-то помочь, не дать меня случайно стукнуть об угол. Нажали на металлическую кнопку, вызвав знакомый звук лифта: густой гул и скрежет металла до пятого этажа, затем легкий свист на шестом, а вот и мой, седьмой этаж. Я легко поместилась, носильщики дали мне немного прогнуться в простыне, как в гамаке. Лифт был наполнен раздражающим желтым светом, с пола и стен, залепленных рекламой, бил в нос запах неотмытой мочи. Сестра, спохватившись, подбежала, протиснула руку в простыню и закрыла мне глаза. Захлопнулись двери. Первый этаж. По лестнице меня пронесли головой вниз, затем выпрямили. Дверь на улицу. Еще лестница, снова вниз головой.

На улице было около нуля. Влажный зимний воздух быстро пролез под мой махровый халат, и тело стало понемногу остывать. Красивый мужчина, взяв уголки простыни в одну руку, открыл дверь большой машины. Меня положили на какую-то подложку, прижали немного с боков тяжелыми коробками, закрыли. Внутри было не так холодно, остывающий мотор машины делился теплом. Сразу в машину они не пошли, стояли, курили.

Отрезки прямых отремонтированных дорог сменялись разбитыми. По изрытым дорогам, с которых давно сполз асфальт, ехать было тяжело — меня раскачивало то в одну, то в другую сторону. Машина рычала, машина кряхтела; мужчины о чем-то болтали, иногда смеясь, а я, завернутая в домашнюю простынь, лежала молча. Мы остановились и куда-то медленно заехали.

Бородатый красивый открыл дверь, и двое других, новых, схватили меня вместе с гамаком-простынью. Молодые, лет до тридцати по голосу, внесли меня внутрь двухэтажного здания, пропахшего чем-то медицинским. Опять шуршали бумажки, несколько раз называли мое имя и возраст: «Александра. Шестьдесят два года». Один из молодых обратился ко мне: «Что же ты, Александра, так рано к нам пришла?» Меня быстро и умело раздели. Спиной я чувствовала холодный металлический стол, будто лежала на огромном стальном ноже. На руку повесили бумажку. «Александра, Александра», — напевал другой парень.

Каждые пару часов кого-то привозили, оформляли, убирали в шкаф. Я думала о своей работе на складе, там тоже постоянно что-то привозили, оформляли и убирали. Потом долго никто не приезжал, парни включили телевизор. Один за другим они переключали каналы, на многих из которых радостные ведущие уже пили кофе и желали доброго утра.

«Рано утром на рассвете умываются мышата», —  разбудил меня кто-то другой. Голос его был старше и казался слегка хриплым. Выкашлявшись, он продолжал свое выступление: «Всегда и везде — вечная слава воде!» Он быстро вымыл меня, тщательно обтер. Затем накрасил мне брови, глаза, зачем-то скулы. Скрепил клеем полуоткрытый рот, веки. Начал одевать. Мой васильковый костюм с юбкой, когда-то купленный на сорок пятый день рождения, был разрезан сзади. Хриплый зашебуршил упаковкой от колготок. «Вуаля!» — подытожил он.

Вдвоем с другим они подняли меня и положили в недавно привезенный прохладный гроб. Надо мной еще немного похлопотали, поправили волосы, одежду, украсили искусственными цветами незаполненную площадь вокруг. Гроб закрыли крышкой, один за другим прозвучали четыре щелчка.
Слыша приглушенные голоса извне, я догадалась, что за мной снова приехали тот бородатый красивый и худой молодой. Меня подняли, вынесли из здания и погрузили в знакомую машину.
Все уже давно проснулись. Обгоняя машины, застревая в пробках и нервозно сигналя, спешили на работу. Кто-то резко тормозил, кто-то на кого-то кричал. В кабине моих водителей по радио Адриано Челентано пел: «Интантоль темпо синева енон тисенти пью бамбина».

Машина свернула направо, остановилась. Мужчины вышли, не спеша открыли багажник и встали покурить. Мужчина повзрослее ругался на молодого, чтобы тот не бросал бычки на территории церкви.
Меня внесли внутрь. Тугой звук четырех щелчков. Открыли крышку. Церковь пахла как обычно церковью — духотой, лампадным маслом, воском и ладаном.
Первые шаги. Кто-то зашел молча, неторопливо начал поджигать фитильки свечек, расставлять их. Еще шаги. Еще. Людей вокруг становилось больше, но они все молчали, и только шептали изредка, так тихо, что было не разобрать слов. «Уже привезли?» — послышалось сверху. Зашел еще человек и вскрикнул молодым звонким голосом. Младшая, это ты?

В гроб мне стали класть цветы. Кто-то все подходил и перекладывал их. Кто-то склонился и поцеловал меня в лоб, кто-то рядом стал нашептывать молитву, кто-то тихо плакал. Подошла младшая, Соня, и все повторяла «мама, мама», время от времени срываясь на плач, зажимая рот рукой, чтобы не закричать. Она отошла, но быстро вернулась ко мне, дотронулась до моего василькового пиджака, будто бы через прикосновение она могла осознать, я ли это перед ней. «Мама, мама…» — называя меня мамой, она тоже силилась что-то понять.

Вошел батюшка и, словно перед учителем в школе, все замолчали. По деревянному скрипучему полу, тихо постукивая каблуками, вошло еще несколько запоздавших гостей, остановившись поодаль от меня. Все вокруг плакали, уже громче, но помалкивали, и слушали батюшку, а он читал молитву, раскачивая в руках кадило. Батюшка подозвал младшую дочь, тихо указывая ей, что надо сделать — иконку вложить мне в руки, затем на кладбище посыпать меня землей из врученного ей кулька. Втискивая иконку между моих закаменевших ладоней, Соня дотронулась до моего холодного пальца, и сразу убрала руку, пытаясь закончить, не касаясь меня.

После обряда все снова начали подходить ко мне. Один поцелуй в лоб, другой, третий, кто-то поцеловал в щеку. «Ты смотри, помадой не измажь», — строго указывала одна коллега с работы другой. Те, кто не успел, докладывали мне в гроб цветы. Подошли носильщики и быстро закрыли гроб, щелк-щелк. Кто-то пожаловался, что не успел попрощаться. «На кладбище попрощаетесь», — проговорил носильщик. Меня быстро подняли, убрали в машину и закрыли за мной дверь.

Водитель круто рулил то вправо, то влево, объезжая ямы. Было слышно мягкий превращающийся в грязную кашу снег, он прилипал к асфальту и шинам; было слышно редкое карканье ворон; было слышно серую сырую зиму, небогатую на звуки жизни, притупленную, будто оглушенную по голове.
Зад машины вихлял, мы куда-то свернули. Остановились. За нами ехало много. Подъезжали остальные, хлопали тяжелыми металлическими дверями, пищала сигнализация.

Для нового кладбища вырубили сосновый лес, остатки которого забором ограждали могилы. Здесь на кладбище все говорили уже в полный голос, никто не шептал, никто пока не плакал. Тот красивый, что пришел к нам домой три дня назад, и дочь Соня стояли подле закрытого гроба. Он назвал цену за работу, она сунула ему деньги. Соня подошла к закрытому гробу, плакала, гладила его рукой, и все кроме «мама, мама» ничего не могла сказать.

Меня поставили поближе к вырытой могиле и открыли крышку, впустив внутрь ледяной воздух. Звали прощаться тех, кто не успел. Пропитым басом бывший муж твердил моей сестре, что всю жизнь меня любил. Рядом дочери наливали водку, сок, раскладывали пирожки и конфеты. Они рассказывали, что заказали мои любимые пирожки — одни с рисом и яйцом, другие с капустой. Конфеты тоже — чернослив и курагу в шоколаде.

Меня опять начали целовать, шептать на ухо «Сашенька, пока», «Саша, так рано», «как мы без тебя», «пусть земля тебе будет», «сестренка», «мама, мама», «красавица наша».
Из гроба попросили достать все цветы. Из ног моих забрали кулек с освященным песком. Меня накрыли тонкой узорчатой тканью. Сверху дочери в виде креста вместе насыпали церковную землю.
Надо мной подняли крышку и, опуская, придавили холодный кладбищенский воздух. Щелк-щелк. Меня опять подняли, опять понесли, опять опустили, но теперь вниз, внутрь, в могилу.

По крышке стучал падающий сверху песок. Стук становился громче — подошли копатели, быстро работая лопатами, они зарывали меня сверху. Земля надо мной становилась плотнее. Звуков было все меньше, уже было не разобрать ни слов, ни движений. Замкнутая в небольшом темном пространстве, я осталась наедине с тишиной.
Я умерла.

_________________________________________

Об авторе:  ТАТЬЯНА ЮН

Прозаик. Окончила Санкт-Петербургский государственный экономический университет по специальности «Финансы и кредит». Публиковалась на портале «Такие дела», ostrota.media, журналах «ПЛУГ», Mother Muse, в четвертом выпуске альманаха «Пашня» Creative Writing School.

Лиза медленно открыла глаза. За окном было еще темно. Зимой солнышко вставало гораздо позже, чем Лиза и ее подружки. Воспитатели еще не приходили будить детей, но девочка уже готова была вскочить с кровати.

Сегодня за ней придет МАМА. «Мама..» — протянула Лиза шепотом. Она в который раз пробовала это слово «на вкус». И оно ей нравилось.

Лизе было всего шесть лет. Или уже шесть. Она не помнила, как попала в детский дом, где жила до этого. Мирок детского дома, с его ссорами и дружбой, радостями и слезами был ее жизнью. Но она надеялась, что так будет не всегда, видела, как Зою, Машу и сопливого Владика забирали тети и дяди. И ее когда-нибудь заберут!

И вот, однажды, пришла Ниночка. Она Лизе сразу понравилась. Длинная коса, карие, чуть раскосые глаза, изящные руки. А голос! Какой у нее был голос! Звонкий, смешливый! Однажды Лиза слышала, как играл по радио какой-то оркестр. Там были колокольчики. Вот и в Ниночкином голосе были именно они.

Лиза мечтательно закинула руки за голову, лежа на подушке.

Нина приехала тогда именно к ней. И все дети из Лизиной группы смотрели на нее с завистью. У девочки были добрые друзья, но каждый из них хотел иметь маму. Но эта мама пришла только к ней.

Они встречались несколько раз, а потом Нина сказала, что в следующий раз заберет девочку с собой. Лиза была на седьмом небе от счастья. Она уже с вечера собрала все свои вещи, попрощалась с подругами. Они долго шептались под одеялом, рассказывая друг другу все, что знали о жизни с МАМОЙ.

И вот, наконец, часа через три Лизу позвали в коридор, где Нина уже держала ее вещи и радостно улыбалась. Девочка раскинула ручонки и бежала к женщине, заливисто смеясь. Потом они, обнявшись, ушли из детского дома. Теперь у Лизы будет свой дом, только ее и мамин.

Нина очень серьезно подошла к вопросу удочерения Лизы. Узнала ее характер, привычки, особенности. Пока длилось оформление бумаг, Нина часто приезжала к девочке, стремясь как можно больше сблизиться с ней.

Нина жила одна, в большой, просторной квартире в новостройке. Она работала в бухгалтером, а в свободное время мастерила игрушки. Это было ее хобби, ее отдушина.

В детстве Нине пришлось очень туго. Многое забылось, но острая нехватка игрушек врезалась в память навсегда. И теперь, став взрослой, Нина все свое свободное время посвящала творчеству. Она делала деревянные игрушки и дарила их детям.

…Лиза робко зашла в квартиру. Всю дорогу, пока они ехали на такси в город, Лиза крепко держала Нину за руку. А теперь, зайдя в прихожую, Лиза вдруг окончательно уверилась в том, что мама никуда не денется, что это все по-настоящему.

Лиза наклонилась, чтобы снять сапожки и увидела новые, мягкие, симпатичные тапочки-зайцы, которые Нина приготовила ей. Лиза одела их и весело скакала вокруг мамы.

Прошел месяц. Лиза уже совсем освоилась в новом доме. Нина взяла отпуск и не расставалась с девочкой ни на минуту.

-Мама!! Мама!! – в очередной раз позвала Лиза Нину, которая ушла на кухню поставить чайник. Лиза все боялась, что Нина уйдет куда-то далеко.

-Лиза, милая, я сейчас приду. Ты пока чашки на столе расставляй.

Лиза ловко разложила салфетки, расставила блюдца и чашки. Она знала, что будущие школьницы уже должны уметь все делать сами и очень старалась.

Нина принесла чайник, разлила вкусный, ароматный чай, принесла печенье, которое они вчера испекли с Лизой. Сели пить чай.

И тут в дверь позвонили. Нина никого не ждала и очень удивилась. Лиза, видя беспокойство мамы, испугалась, вскочила и опрометью кинулась в свою комнату.

-Лизонька! Ну что ты! Все хорошо! Это, наверное, рекламу принесли! – крикнула ей вслед Нина и пошла открывать.

На пороге стоял мужчина.

-Здравствуйте! Что Вы хотели? – вежливо, но холодно, спросила Нина.

-Здравствуйте! – мужчина улыбнулся. Его улыбка, такая открытая и искренняя, сразу располагала к себе. — Извините! Мы с вами не знакомы, меня зовут Петр Сергеевич. Я хотел сделать у вас заказ.

Нина удивленно приподняла бровь. Лизе очень нравилась эта привычка мамы приподнимать бровь. Девочка даже пробовала перед зеркалом сделать так же, но пока безуспешно.

— Я прочитал о вас в интернете и хотел бы заказать у вас игрушку. Это возможно?

Нина замялась. Сейчас у нее совсем не было времени. Нужно было заниматься с Лизой, готовить ее к поступлению в школу. Но с другой стороны, Нина очень скучала по своему хобби, которое пришлось отложить на время. Она еще немного подумала. Мужчина тем временем изучал лицо женщины. Нина чувствовала, что нравится ему.

— Какую игрушку Вы хотите и насколько быстро? – решила уточнить женщина.

-О! Мой сын все просит Щелкунчика, как из мультфильма. Но, как назло, сейчас их нет в продаже. А он очень ждет. У него День рождения через месяц. Вы поможете мне? Сколько это будет стоить?

Нина подумала немного.

-Ну, хорошо, оставьте мне вашу электронную почту. Я пришлю варианты игрушек, а вы выберете. О цене и сроках мы договоримся потом.

-Спасибо вам большое! Извините за беспокойство! Вот моя визитка, тут есть вся информация!

Мужчина улыбнулся и, попрощавшись, ушел.

Лиза слышала весь разговор, тихонько высунувшись из своей комнаты. Ей было интересно, кто это пришел, что он там спрашивает. Дождавшись, пока Нина закроет за гостем дверь, Лиза выбежала из комнаты и, обняв маму, спросила: «Кто это был, мама? Что дядя хотел?»

-Это приходил Петр Сергеевич. Он дал нам с тобой очень важное задание! Нам нужно сделать для его сына игрушку, самую хорошую, какая только у нас получится! Ты ведь поможешь мне?

Глаза Лизы загорелись. Она так мечтала делать игрушки вместе с Ниной! Это было интересно. Лиза часто заходила в комнату-мастерскую, рассматривала деревянные заготовки, помогала маме выбрать ткань для наряда или бусинки для украшения игрушек. Это была сказочная комната, где Лиза чувствовала себя маленьким эльфом, помогающим волшебнице.

-Да! Да! Давай прямо сейчас сделаем! – запрыгала вокруг Нины девочка. – Я пойду, помою руки!

— Да подожди ты, егоза! – засмеялась Нина. – Давай чай допьем, а потом начнем!

Уже через час, когда Лиза помыла чашки, они с мамой отправились в мастерскую, чтобы начать выполнять заказ Петра Сергеевича.

Нина рассказала Лизе о Щелкунчике, о его приключениях. Они вместе рассматривали картинки в интернете, выбирая, какой бы сделать эту игрушку для маленького мальчика.

Уже через несколько дней работа была закончена. Нина упаковала игрушку в красивую коробочку, помогла Лизе повязать красочную ленточку, и посылка была отправлена адресату.

Лиза с завистью смотрела на красивого Щелкунчика. Она нежно гладила каждый изгиб деревянного человечка, любовалась им под ярким светом настольной лампы.

Нина видела все это и решила сделать сюрприз для дочки. Ночью, пока та спала, она сделала маленькую деревянную фею, с легкими, прозрачными крылышками, изумрудными туфельками и пышным платьицем. Нина посадила феечку на подушку девочки, чтобы та, когда открыла глаза, сразу увидела свой подарок.

-Мама! Мама! Посмотри! – услышала Нина утром крик из детской.- Эльфы подарили мне волшебную фею за то, что я помогла тебе сделать ту игрушку для мальчика! Мама, я так счастлива!

Лиза звонко рассмеялась и кинулась маме на шею.

Прошел еще месяц. Нине нужно было выходить на работу. Лизе пока не выделили место в детском садике, поэтому Нинина мама с радостью согласилась посидеть с внучкой.

Они быстро подружились. Нина приводила Лизоньку утром к бабушке, а после обеда забирала, и они шли гулять по парку. Бабушке было интересно с девочкой. Они играли в настольные игры, рисовали, что-то мастерили, время проходило незаметно.

Но вот однажды к бабушке зашла ее подруга. Они отправились на кухню попить чай, а Лизу оставили в комнате доделывать пластилиновый домик.

Скоро Лизе надоело сидеть одной, и она тоже решила пойти на кухню.

Выйдя в коридор, девочка заметила, что дверь на кухню прикрыта, и оттуда доносятся приглушенные голоса. Лиза подошла поближе.

-…Нет, ее нужно отдать. Так тяжело стало, я не молодею, а тут постоянное внимание нужно, уход.

-Ну как так отдать-то? Кому? Кто сейчас такое возьмет? Неухоженная, вся «шалтай-болтай», никакого внешнего вида…

Щеки Лизы вспыхнули, она быстро провела руками по волосам. Мама сделала ей два симпатичных хвостика, но они уже немного растрепались. Лиза подошла к зеркалу. Оттуда на нее смотрела испуганная маленькая девочка с худыми ножками и широким, скуластым личиком.

-«Неухоженная»… — стучало у Лизы в голове. Она не знала точного значения этого слова, но понимала, что ничего хорошего. Сердце быстро забилось.

-Нина придет, я ей скажу. Не надо нам такого счастья! Ничего хорошего, одни растраты…

-Да давай я Славке скажу, он зайдет, обсудите все. Он давно хотел…

-Давай. Позвони ему, пусть вечерком зайдет. Нина сегодня, правда, поздно будет, ну да ладно, без нее решим.

Собеседницы вздохнули, потом раздался звон посуды. Бабушка мыла чашки.

-Нет! Нет! Не надо! Я буду хорошей! Мама, пожалуйста, не бросай меня! – зашептала в ужасе Лиза.

Слезы брызнули из глаз девочки. Она не хотела ни к какому Славке.

Лиза умела открывать входную дверь. Нужно было спешить. Она быстро обула свои сапожки, надела куртку. До шапки дотянуться она не могла, пришлось одеть капюшон. Лиза решила добежать до своего дома, там она все расскажет Нине и уговорит ее не отдавать себя никому, она пообещает быть еще лучше, еще послушнее.

Лиза опрометью кинулась из квартиры, сбежала по лестнице и выбежала во двор. И тут она поняла, что не знает, в какой стороне ее дом. Она никогда не обращала внимания, как Нина вела ее сюда.

Девочка побежала направо, ей показалось, что именно туда, к маленькому магазинчику они шли с мамой, потом вдоль дороги и дальше, дворами.

В итоге Лиза окончательно заблудилась. Она, плача, бегала от одного дома к другому, как потерявшийся щенок в поисках хозяина. Но, как и в любом городе, все дома были похожи друг на друга.

Лиза устала, ей хотелось есть, было холодно и страшно. Она поняла, что потерялась.

— Мама! Мамочка!! – шептала Лиза, ее сердце бешено колотилось. Тут она, споткнувшись, упала на асфальт и громко всхлипнула.

-Ты чего ревешь? – раздался сзади мальчишеский голос.- Потерялась, что ли?

Мальчик взял Лизу за локоть и помог подняться. На вид ему было лет девять.

-Потерялась яааа! – рыдала девочка. – Я убежала, она хотела меня отдать, а я Нину люблю!

-Я ничего не понял, но давай так: скоро придет мой папа, он тебе поможет. Пойдем пока к нам домой, я тебе кашу сварю. Меня Кириллом зовут. А тебя?

Лиза вытерла грязной ладошкой слезы, внимательно посмотрела на мальчишку.

-А меня Лизой. Давай дружить!

Они, взявшись за руки, пошли к Кириллу домой. Мальчик развесил мокрую куртку Лизы, поставил сушиться сапожки.

-Ты какую кашу любишь? Есть гречневая, овсянка, еще какая-то…

-Я… Я гречку люблю.

-Жди, сейчас все будет!

Мальчик насыпал в тарелку гречневых хлопьев, залил молоком, подогрел все в микроволновке.

-На! Ешь, булку возьми, вон там, в хлебнице! Руки-то помой!

Лиза бегом помчалась в ванную, долго отмывала руки и лицо, потом вытерлась пушистым полотенцем и пришла на кухню. Она с аппетитом съела стряпню Кирилла, попила сладкого чаю.

-Спасибо! – тихо прошептала она и улыбнулась.

-Ну, рассказывай, что там у тебя стряслось?

Лиза сбивчиво рассказала все новому другу.

-Надо найти твою маму! Мой папа поможет, он все может! – уверенно сказал мальчик. – Пойдем пока, я тебе игрушки покажу.

Он взял Лизу за руку и отвел в свою комнату. Машинки, роботы, конструкторы – все было разложено по полкам и коробкам. А на столе стоял деревянный человечек.

— Щелкунчик!! Его же моя мама сделала! Мы с ней делали!! – закричала Лиза и запрыгала на месте. Теперь она точно знала, что все будет хорошо. По-другому быть не может!

-Как твоя мама? Мне его папа подарил на День рождения.

— Да, а сделала моя мама! – гордо ответила Лиза и случайно засунула руку в карман своей юбочки. Там все это время мирно лежала феечка, сделанная Ниной.

Лиза бережно вынула ее и посадила рядом с Щелкунчиком.

-Давай, они теперь будут дружить! – предложила она.

Кирилл скептически осмотрел новую подружку своего деревянного человечка, нехотя согласился.

Хлопнула входная дверь. Папа Кирилла, Петр Сергеевич, вернулся с работы.

-Папа, привет! А у нас гости! Знакомься, это Лиза. Ее хотели вернуть, а она сбежала.

Петр Сергеевич изумленно смотрел на девочку. Он совершенно не мог понять, что имеет в виду его сын. После работы голова соображала медленно…

-Кирюш, я что-то ничего не пойму! Давайте сядем, и вы мне все подробно расскажете.

Они так и сделали. Лиза рассказала о своей маме, о бабушке, которая хотела отдать ее Славке, о том, как убежала и познакомилась с Кириллом. Петр Сергеевич только цокал языком и вздыхал.

-Ты знаешь свой адрес? – наконец спросил он.

-Нет! Мама что-то говорила, но я забыла.

Лиза тяжело вздохнула, а потом вдруг вся засияла.

-Но вы ведь знаете мою маму! Она делала того Щелкунчика, что стоит у Кирилла в комнате!

— Твоя мама делает игрушки? Эта та самая женщина? Не может быть!! Тебе здорово повезло! У меня есть ее телефон.

Петр Сергеевич быстро набрал номер Нины.

-Ваша дочка у меня, то есть у нас. Сын нашел ее на улице и привел к нам домой. Да не волнуйтесь вы так, с ней все хорошо! Да! Улица Самотечная, дом 23, квартира 45. Я не могу вам точно сказать, что произошло! Ну, не плачьте, все уже хорошо! Она вам сама лучше все расскажет!

Через 20 минут Нина уже стояла в прихожей у Петра Сергеевича. Она обнимала и гладила Лизу, целовала ее румяное лицо и плакала, плакала.

-Лизонька! Доченька! Зачем ты убежала? Бабушка очень испугалась! Я тоже! Почему ты эта сделала?

-Бабушка на кухне говорила, что меня нужно отдать, что я «неухоженная». Она сказала, что придет дядя Славка, и она ему меня отдаст! А я не хочу, мама! Я тебя очень люблю! Я буду хорошей!

Лиза снова разрыдалась от всех этих воспоминаний, вся дрожа, она прижалась к Нине и не могла успокоиться.

-Да ты что, глупенькая! Бабушка же про пальму свою несчастную говорила, что в гостиной у нее стоит! Про пальму, понимаешь! Это ее она хочет отдать дяде Славе! Как ты вообще могла такое подумать!!

Теперь уже Лиза и Нина рыдали в один голос, а Кирилл и его папа только смотрели на все это, разинув рты.

______

…Пальму все-таки отдали дяде Славе в офис. А Лиза с Ниной стали часто бывать у Петра Сергеевича. А через год Щелкунчик и фея поженились.

Источник: pirooog.ru

Приглушенные голоса как пишется

Гостем очередного эфира ПАИ-live стала Зинаида Митченко, доцент кафедры филологии, коммуникации и русского языка как иностранного, кандидат филологических наук Псковского государственного университета. Автор и ведущий проекта Александр Машкарин, пользуясь случаем, задал интересующие многих вопросы о грядущих изменениях в своде орфографических и пунктуационных правил русского языка, о вывесках как части внешнего вида города и об особенностях обучения иностранных студентов в русском вузе.

Новые старые правила

Поговорим о теме, которая последние две недели активно обсуждается: это проект новых правил русского языка, которые якобы не менялись 60 лет. Все этот проект горячо обсуждали, но, как я обратил внимание, по факту глобальных изменений нет. Вы как филолог и ваши коллеги на что в этом проекте свода правил обратили внимание?

– Действительно, в последние две недели это мощный информационный повод – введение новых правил орфографии и пунктуации: это не совсем правила русского языка, речь идет именно об орфографии и пунктуации. Что всех настораживает? Слово «новые».

История формирования правил орфографии и пунктуации связана с периодом 1956 года, когда вышел первый свод правил орфографии и пунктуации. Затем был длительный период, когда эти правила не пересматривались. Но надо сказать, что это был период относительной социальной стабильности в государстве, исследования регулировались, мне кажется, более последовательно. В 2003, 2006 и 2009 годах вышел полный справочник правил орфографии и пунктуации под редакцией Лопатина, и это авторитетный источник на сегодняшний день. Получается, более 65 лет действительно эти правила не уточнялись: даже основу лопатинского издания составляет первый свод правил 1956 года.

Язык – это развивающееся явление, и мы сами активные участники всех процессов в лексике. Появились новые реалии, новые наименования, мы ими активно пользуемся в своей речи. Но когда дело доходит до письменной коммуникации, то встает вопрос, как правильно написать это слово. И когда у тебя, носителя языка, существует выбор, когда этих написаний несколько, эта множественность ставит в затруднение обывателя, да и специалиста. Для нас важно, как правильно написать. Для чего это нужно? Для того чтобы обеспечить эффективную письменную коммуникацию.

Мы знаем, какая была мощная подготовительная работа. В 1991 году была создана орфографическая комиссия, куда вошли учителя, методисты, преподаватели вузов и филологи. Эта орфографическая комиссия путем наблюдения за тенденциями в разговорно-речевой стихии изучает нормы орфографии и пунктуации и их формирует.

Владимир Владимирович Путин в 2019 году поставил задачу пересмотреть правила, и он уточнял, что не должно быть вульгарного упрощения этих правил. То есть изменения не в сторону упрощения правил, а в сторону отражения объективной реальности – вот то, с чем мы сегодня сталкиваемся. Поэтому никого не должно пугать слово «новые»: это назревшая необходимость.

На YouTube очень много сюжетов в связи с этим, и некоторые агентства говорят, что это реформа языка. Специалисты, которые занимаются языком, понимают, что это не мощное революционное преобразование – вовсе нет: это совершенно естественный процесс, когда мы лишь уточняем какие-то формулировки, выявляем болевые точки в нашей языковой ситуации сегодня.

Приглушенные голоса как пишется

Болевые точки языка

– Что становится источниками болевых точек, что является материалом для изучения? Например, всем хорошо известный портал «Грамота.ру» (мы активно им пользуемся, прибегаем к нему в случаях затруднения) становится мощным архивом для специалистов, и можно сделать по запросам пользователей выборку не только социологическую (кто обращается), но и научную, когда мы понимаем, с какими вопросами туда обращаются, и по частотности этих вопросов мы можем сформировать те болевые точки в языковой повестке дня, чтобы на них отреагировать специалистам.

А можете привести пример таких болевых точек? Какие запросы встречаются чаще всего? Из Псковской области о чем спрашивают?

– Региональных данных сейчас у меня нет. Но мы понимаем, что в этом новом проекте свода орфографии и пунктуации, который должен быть утвержден к концу 2021 года, оказалось доработанным. Во-первых, это дефисные или раздельные написания.

Пол-апельсина, полмандарина, которые пишутся по-разному.

– Да, это хрестоматийные случаи. Но есть, например, такое наименование, как зиц-председатель – это управляющий, который не имеет права решающего голоса в компании.

Еще проще – подставная фигура.

– Да, можно, наверно, и так сказать. Вопрос орфографический: как писать это «зиц» – либо через дефис, либо раздельно, либо вообще слитно? Либо удвоенные согласные в заимствованных словах – мы их пишем или нет? Также это наименования религиозных праздников.

Жареная картошка – жаренная с грибами картошка.

– Да. Вы приводите примеры, очень распространенные. Я бы еще раз сказала, что это хрестоматийные примеры. А есть действительно затруднительные случаи. Вот мы говорим «кэш» или «хэштэг», а пишем через «е». 29 ноября – день рождения буквы «ё». Но и буква «э» в этом смысле тоже оказывается уязвимой, потому что мы произносим «э», а пишем «е».

Как теперь правильно: рэпер или репер, флэш или флеш?

– Тенденция написания буквы «е», потому что «э» – это признак заимствованного слова. Когда заимствованное слово входит в систему заимствующего языка, оно проходит освоение как по пути произношения, по пути вхождения в грамматику языка, так и по пути написания (орфографическое освоение). И конечно, есть избегание признака заимствования: написание с «е» – это знак освоенности.

То есть рэпер теперь репер? Звучит немножко по-бабушкиному: «Это репер!»

– А вас никто и не просит произносить мягко, вы можете произносить твердые согласные, но на письме мы отражаем это с помощью буквы «е».

Кстати, окончательный вариант свода орфографии и пунктуации должен быть принят только в 2023 году, сейчас речь идет только о правилах орфографии, и до конца 2021 года они должны быть утверждены. И они широко обсуждаются. Здесь каждый может высказать свое мнение вплоть до самого критического, когда люди против того, чтобы вводить слово «киллер» в своды правил. Но ведь мы понимаем, что реалия от того, что мы будем избегать этого написания, никуда не девается.

Можно я еще спрошу про слова?

– Да, пожалуйста.

Они заимствованные, но с ними журналистам приходится часто сталкиваться последнее время. Одно слово – коллаборация, которая пишется через две «л», хотя звучит с одной «л». И второе слово – аффилированный, у которого то ли две «л», то ли две «ф». Почему эти слова, будучи заимствованными в русском языке, не упрощаются в написании?

– Может быть, они упростятся. Есть совершенно естественные процессы, когда заимствованные слова вообще получают новую жизнь. Мы пишем научные статьи – мы как авторы должны обязательно быть аффилированными с нашим высшим учебным заведением, иначе публикация не будет засчитываться.

Да, есть такие слова, и никто не говорит о том, что орфография должна быть проще. Мы как носители языка должны овладеть этими нормами.

Удвоенные согласные – это, конечно, трудность для носителя языка. Здесь у нас только один путь – обращаться к авторитетным источникам, запоминать, как пишется это слово, и следовать нормам.

Хранители норм

Филологов почему-то принято считать консерваторами, охранителями языка, которые против изменений: корова значит корова, коллаборация с двумя «л» и так далее. На самом деле вы и ваши коллеги из Псковского государственного университета кем себя ощущаете? Вы все-таки консерваторы или, страшно сказать, либералы?

– Ни для кого не секрет: конечно, мы консерваторы. Мы изучаем норму. У студентов спрашиваешь: мы исследуем норму а кто ее устанавливает? Как узнать, что это норма, а это не норма? Кто вообще это определяет? Получается, что определяют специалисты? А на основе чего? На основе наблюдения за разговорно-речевой стихией. Потом эти наблюдения отражают в авторитетных источниках.

Другое дело, что мы все столкнулись с трудностью, когда источники не поспевают за изменениями, которые происходят в языке. Слово уже жизнь прожило в языке и ушло в пассивный словарный запас, а мы еще только устанавливаем его написание. Мы стремимся показать студентам язык как живой, развивающийся процесс и отражаем тенденции, которые есть сегодня.

Вариативность, которая наблюдается в языке, – это признак освоения слова. Но тем не менее мы стремимся следовать нормам. Есть мнение Светланы Друговейко-Должанской: это крупный филолог, и она, кстати, входит в орфографическую комиссию, которая занималась разработкой нового свода правил орфографии. Она говорит, что пока существует образованная часть сообщества, которая стремится поддерживать традицию, пока у нас кофе мужского рода, то можно говорить о том, что никаких существенных изменений не произойдет.

Существует такое понятие, как шибболеты: это вообще библейское понятие, это речь, которая выделяет тебя среди сообщества таких же говорящих. Когда мы как преподаватели в среде, доступной для нас, воздействуя на нашу молодежь, все-таки следуем нормам – это, конечно, тоже признак консерватизма. Хотя наши преподаватели очень современные, они тоже и употребляют, и осваивают новые слова. Мы тоже вместе с носителями языка осваиваем новую лексику. Я у своих студентов часто консультируюсь, как правильно. Сегодня столкнулись со случаем выбора между формами «подкаст» или «подкастов»: спрашивала у ребят, и они уже как молодое поколение в этом смысле меня направляют.

Каким еще словам вас научили студенты?

– Конечно, это связано со средой интернет-коммуникации в основном. И вообще, для меня, например, была трудностью фраза «в «Инстаграм»: это что, профиль в «Инстаграм» или сама соцсеть? В общем, я в этом смысле отставший от молодого поколения товарищ, консерватор.

О чистоте речи и города

– Вопрос грамотности речи тоже стоит остро, но грамотность не снизилась никаким образом.

Не снизилась?

– Нет. Конечно, отмечаю это не только я, но и специалисты-филологи. Почему не снизилась? Все зависит от того, о каком социальном сообществе мы говорим. Студент-филолог может отличаться от студента, например, технических специальностей.

Что происходит с грамотностью сегодня? Доступ к письменной коммуникации, к письменному самовыражению получили все, очень широкий круг носителей языка, а не только специально обученные люди. В связи с этим появляются сложности, и поэтому мы видим так много ошибочных написаний, сопровождающих внешние атрибуты города.

Насколько, на ваш взгляд, увеличился разрыв между устным и письменным русским языком? Раньше был (да и сейчас существует) письменный язык чиновников. Есть язык тех же мессенджеров с уже хрестоматийными «превед креведко» и так далее. И в то же время вы говорите, что устная речь осталась грамотной.

– Да. Но здесь каждый работает над собой. Мы в университете активно этим занимаемся. На каждом направлении подготовки, на первом курсе есть такие дисциплины, как русский язык и межкультурная коммуникация (раньше это была дисциплина «русский язык и культура речи»), когда мы всех студентов должны направить и не просто повторить эти нормы, а показать их реальное практическое применение. И здесь мы действуем в рамках артологии. Ты пришел в больницу или в поликлинику и тот дискурс, который обслуживает эту сферу, тоже должен освоить: ты понимаешь, какие вопросы задаешь в регистратуре, как должен отвечать.

А вот что касается разрыва письменной и устной речи, здесь всегда наблюдалось очень интересное взаимное влияние. Часто письменная речь влияет на устную, и в этом смысле нужно быть осторожными с письменным словом, да и вообще с любым словом, которое слетает с языка. Тем более написанное слово имеет очень мощное воздействие. Я сейчас говорю не о чем-то мистическом, а вообще о том, как слово воздействует на носителя языка.

Здесь хотелось бы рассказать о том, что мы в университете с 2016 года проводим акцию «Чистый город – хорошая речь!»: обращаем внимание на внешние атрибуты города: на лайтбоксы, вывески, баннеры, объявления – и замечаем с тревогой для себя, как много там реальных ошибок, орфографических и пунктуационных.

Например?

– Я хотела бы вас здесь заинтриговать и пригласить вступить в открытую группу в соцсети «ВКонтакте» «ЛингвоКонсультантПсков», где мы выставляем все фотоматериалы, зафиксированные в городе на протяжении долгого времени. И не затем, чтобы сказать, как все плохо, как мы невнимательны к внешним атрибутам города, – вовсе нет. Наша задача – устранить ошибку. Но когда нас спрашивают: «А сколько реально вы баннеров исправили?» – мы понимаем, что не можем пойти и зачеркнуть эту ошибку – это будет деструктивное действие. Мы даем лингвистический комментарий. Мы – это студенты-филологи, преподаватели, которые активно приглашают студентов поучаствовать в этой акции.

В прошлом году мы получили поддержку администрации области в связи с этим, и это был даже проект, была финансовая поддержка, мы запускали рекламу в городе, то есть пытались обратить внимание носителей языка на проблему орфографической и пунктуационной безграмотности. Это тем более важно, потому что сейчас введен дизайн-код города. В связи с этим столько проблем у владельцев заведений, но почему-то никто не несет ответственности за то, что написано, за содержание. Смотрят, на каком расстоянии вывеска расположена от окна и так далее, как это должно быть технически исполнено, но тревожно, что есть разрыв между содержательной частью и внешним проявлением.

Мы как энтузиасты предлагали свою консультационную помощь абсолютно безвозмездно, чтобы, например, заказчик рекламной продукции обращался в сообщество «ЛингвоКонсультантПсков» (мы даже его так специально назвали) и получал бесплатную консультацию на этапе создания рекламной продукции. Любой студент-филолог может дать квалификационную лингвистическую справку.

Есть пример из Великих Лук, где слово «Россия» написано с одной буквой «с». Мы понимаем, что это не ошибка неграмотности – это просто недосмотр. Но когда это баннер, растянутый в центре города, – это очень снижает впечатление от города. А у нас особый город, и, к сожалению, в его исторической части есть такие ошибочки.

Играть, но не заигрываться

Зинаида, как вы относитесь к тому, что в Пскове появляется все больше различных мест, связанных с именами в литературе? Например, с Кавериным.

– Конечно, это хорошо, ничего в этом плохого нет. И тем более и имена неслучайные: например, Каверин с Псковом связан напрямую. Это тоже популяризация и имени, и уважения к творчеству и воспитание молодежи. Среда, в которой мы все пребываем, очень важна, она на нас очень влияет. Ты на остановке стоишь – что твой взор привлекает? Может быть, ошибочное написание. Этого надо избегать.

Кафе с каким названием не хватает в Пскове?

– Это больной вопрос. Я не хотела бы сейчас озвучивать те названия, которые мы критикуем в группе «ЛингвоКонсультантПсков»: боюсь, что это может сослужить плохую службу владельцам кафе, потому что это же часть имиджа заведения. Когда специфически называют учреждения, это пиар-ход, такая игра, но специфические наименования иногда вызывают неприятие носителей языка и даже критику, избегание этого заведения, хотя там могут изготовлять прекрасную продукцию.

Так все-таки чьим именем еще надо назвать кафе в Пскове?

– Затрудняюсь ответить. Я бы вряд ли могла выделить особые имена. Их много на самом деле. С этим вопросом я бы вам рекомендовала обратиться в научно-образовательный центр русского языка и культуры имени Маймина: им руководит Аида Геннадьевна Разумовская, которая проводит огромную работу в части и краеведения, и популяризации русского языка в России и за рубежом.

Мы проводим очень мощные мероприятия. В частности, 21 февраля проводим международный конкурс эссе, посвященный родному языку, в котором участвуют из Белоруссии ребята, из Латвии, из Эстонии, наши ребята-школьники из области.

Очень важно, когда есть повод поговорить и подумать о родном языке, о его значимости для тебя лично. Мы обсуждаем грядущие изменения в орфографии, и их не надо воспринимать критически. Все-таки есть соотношение между носителем и языком как данностью, которая лежит вне носителя языка: реформировать язык вообще невозможно в принципе. А есть еще разговорно-речевая стихия, есть речь – и вот она связана с носителем языка. И это двуединство: язык без речи существовать не может. Мы как носители языка приходим в этот мир, овладеваем языком, что-то привносим в него, переживаем эти изменения, но когда нас не станет, язык с нашим исчезновением никуда не денется. Поэтому к этому надо относиться спокойно и даже с интересом, какие рекомендации, какие теоретические обоснования будут у тех или иных написаний. И конечно, если это уже будет нормой с узаконенной кодификацией, то мы ей должны следовать: это правила, которых избегать нельзя.

Приглушенные голоса как пишется

Корова останется коровой

В университете много иностранных студентов, которые носителями русского языка не являются. И получается, что у университета миссия их адаптировать к русской культуре. Как вы с ними работаете, как они адаптируются?

– Действительно, у нас много иностранных студентов, и уровень владения языком разный.

Вплоть до невладения.

– Есть и такое. У нас есть подготовительный факультет, подфак, руководит деятельностью этого факультета Наталья Сергеевна Молчанова, и там развернута мощная работа по адаптации ребят. И конечно, в методическом плане мы строим свою работу с ребятами на языковом материале, который одновременно обогащает самих ребят знаниями о нашем регионе. У нас есть студенты старших курсов, они пишут курсовые работы, выпускные квалификационные работы – даже пишут!

Это особый труд, и тут есть определенные сложности. Например, мы посвящаем курсовую работу национальным или даже региональным праздникам: вот День скобаря – как он отмечается в Пскове, что это за праздник? И разработка студента может быть связана вообще с участием в этом празднике. И это тоже приобщение к культуре региона, в котором оказались эти ребята.

К счастью, наш регион славится своей историей, и у нас есть что посмотреть. Конечно, здесь очень плотное взаимодействие преподавателя и студента, иногда это индивидуальная работа, очень кропотливая, и уже есть хорошие наработки методического плана, как это сделать максимально эффективно, как ребятам войти в среду – в университетскую и иной культуры, иного языка – и чувствовать себя уверенно.

У меня последний вопрос. Вы в гостях в Псковском агентстве информации, и у нас есть аббревиатура. И у нас иногда возникают дискуссии, как правильно: ПА́И или ПАИ́? Что скажете?

– Мне бы, наверно, спросить вас и ваших коллег, что чаще используют, какова частотность. Но для меня привычнее ПАИ́. А у вас?

Не скажу, а то запишут в сторонники одного из ударений. Напоминаю, что сегодня у нас в гостях Зинаида Митченко, преподаватель Псковского государственного университета. Сразу скажу, что наш разговор получится многосерийным, и в следующий раз мы обязательно поговорим об исследовательской составляющей работы ПсковГУ, например об исследовании псковских сказок.

– Да, хорошо. Единственное, я добавлю уточнение, что в связи с введением нового свода орфографии слово «корова» мы писать через «а» не будем, как это отмечает Светлана Друговейко-Должанская. Так что ничего катастрофического не произойдет.

Корова остается коровой, и это хорошо. Друзья, оставайтесь вместе с нами на сайте Псковского агентства информации. Всего доброго!

8 лучших программ для записи звука на компьютер и телефон

Вы хотите самостоятельно исполнить песню известного вокалиста? Или готовите речь на ответственное выступление и хотите услышать себя со стороны? Тогда вам не обойтись без программы для записи звука через микрофон!

В этой статье мы рассмотрим восемь программ для записи голоса, включая приложения для ПК, компьютеров на Mac OS, телефонов на Android, а также онлайн-сервисы. Все программы в этом списке достойны вашего внимания, а описания даны чтобы помочь вам сориентироваться и выбрать наиболее подходящее приложение.

Программы для записи звука на компьютер

В этом разделе перечислим те программы, которые либо изначально вшиты в операционную систему компьютера, либо требуют установки на жесткий диск. Главным плюсом таких программ по отношению к онлайн-диктофонам является то, что ваши аудиоданные в процессе записи и обработки не покидают компьютера, они в безопасности. Но если вы пользуетесь непопулярной операционной системой, вам может быть сложно найти подходящую программу.

dc24d4a1f88921a5b60757d2503e36be7ad6febb

Movavi Screen Recorder – это многофункциональная программа для захвата экрана и записи звука с компьютера. Приложение может записывать аудио с любого из подключенных микрофонов (например, встроенного в ноутбук или внешнего, подключенного по USB или любым другим способом). При этом оно может захватывать системный звук отдельно или одновременно с записью голоса, благодаря чему можно записывать звонки по Skype, Zoom или любому другому сервису без захвата видео, а также записывать кавер-версии песен без необходимости накладывать запись вокала на имеющуюся «минусовку».

Программа Movavi Screen Recorder доступна для Windows 7, 8, 10 (a также Vista и XP) и macOS 10.7 и выше. Приложение полностью на русском языке.

d61985155b08f4c610265a98a5f9599140e2a08b

Если вы хотите иметь больше контроля над звукозаписью, практиковаться в наложении нескольких аудиодорожек и обработке звука, попробуйте Audacity. Приложение для Windows можно скачать бесплатно с официального сайта. С его помощью вы сможете сделать аудио более чистым, громким или тихим, добавить различные эффекты, изменить темп, скорость и многое другое.

Интерфейс Audacity может показаться не самым легким для новичка. Однако программа очень популярна среди любителей и профессионалов, и они создали множество обучающих материалов, которые можно бесплатно найти в сети. Поэтому если вы хотите научиться профессионально работать со звуком, но не знаете, с какой программы начать, выбирайте Audacity и исследуйте форумы и видеоуроки на YouTube.

Стандартная утилита Windows

166b591a2f62757d0f4bb312869c360834a203da

У большинства устройств со встроенным микрофоном есть встроенные приложения, которые позволяют записывать аудио. Обычно эти приложения очень просты: умеют только захватывать звук и не предоставляют никаких опций для обработки. Но если вас не волнует то, насколько качественной выйдет итоговое аудио, а важно сделать запись здесь и сейчас, стандартная утилита – это хороший выбор.

Рассмотрим стандартное приложение для одной из самых популярных ОС – Windows 10. Оно называется Запись голоса. Проще всего найти его через Поиск. Чтобы начать запись, в окне утилиты нужно нажать на синюю кнопку с микрофоном. Запись можно поставить на паузу или остановить. По окончании записи система автоматически сохранит файл в директории «ДокументыАудиозаписи». Для обработки записи есть только одна функция – обрезка. У утилиты нет своих настроек для записи, поэтому она будет использовать действующие настройки системы. Поэтому, если вы хотите сменить микрофон, с которого идёт запись (например, на ноутбуке записывать звук не со встроенного микрофона, а с внешнего), делать это придется в параметрах звука.

Сайты для записи звука с микрофона на компьютер онлайн

Основное преимущество оналйн-диктофонов в том, что вам не нужно устанавливать на компьютер никаких программ. Это удобно, если вы делаете запись с компьютера, для которого у вас нет прав администратора, а также если вы пользуетесь редкой ОС, для которой трудно найти подходящее приложение.

4be78d62aba6900944c5cc3990ac72af7371f77a

На базовом уровне сервис от 123APPS немногим отличается от встроенной утилиты для Windows 10. В нём тоже единственной встроенной функцией для редактирования является обрезка. Но в отличие от многих других онлайн-сервисов, 123APPS не заставляет пользователя регистрироваться или вводить email для того, чтобы он мог скачать запись. К тому же, после того, как вы скачали запись, вы можете воспользоваться другими инструментами того же сайта, чтобы отредактировать содержание. Если голос на записи звучит тихо, есть утилита для изменения громкости. Если запись нужно ускорить или замедлить, используйте инструмент изменения скорости.

3b82bbbc41f69c00d8962dfb569af3da4b037228

У этого сервиса есть особенности, которые отличает его от всех программ, упомянутых в этом списке. Во-первых, с его помощью можно перезаписать участок готовой записи, что полезно, если вы, например, оговорились.Во-вторых, «Онлайн диктофон» способен записывать поочерёдно несколько дорожек. Это может быть полезно, например, если вы хотите сначала записать музыку, а потом добавить голос. Однако, у второй функции есть один значительный недостаток: во время записи нельзя прослушивать содержимое предыдущих дорожек. Чтобы использовать сервис, не нужна подписка или регистрация.

Программы для записи звука на Android

Записывать аудио можно не только на компьютер. На самом деле, использовать для этого смартфон намного удобнее: не нужна никакая дополнительная периферия. К тому же телефон всегда с собой, и записывать с его помощью можно в почти любой ситуации. Минусами записи звука с телефона могут быть недостаточное качество итогового аудио и ограниченные функции редактирования по сравнению с компьютерными программами. Но для записи лекций или заметок телефон подойдет идеально. Ниже представлены три программы для записи звука с помощью телефона на Android.

11db950539ea83f081de7474589a2bcd18b89a1e

«Простой диктофон» полностью соответствует своему названию: интерфейс приложения не перегружен лишними деталями, а поэтому будет понятен с первого использования. У «Простого диктофона» достаточно высокий рейтинг в Google Play. Пользователи отмечают высокое качество записи даже в шумных местах, удобство и простоту использования. Приложение позволяет установить записанный звук как рингтон, а также поделиться записями с друзьями. Еще одна полезная особенность диктофона – возможность просмотреть удаленные записи. Даже если вы удалили файл случайно, он все еще будет доступен.

1ad5e21f356c87f44bc17c4d1a8d2dd58f80e802

RecForge II – мобильное приложение для записи аудио. Оно может записывать несжатые файлы WAV с частотой до 48 кГц и 16 бит. Он отображает форму волны во время и после записи, что помогает определить фрагменты с фоновым шумом. Кроме того, RecForge II позволяет пропускать паузы, начинать запись в запланированное время, конвертировать и редактировать аудиофайлы, а также экспортировать файлы в различные облачные хранилища. Кроме того, вы можете использовать приложение для извлечения звука из видео. Обратите внимание, что при блокировке экрана запись автоматически ставится на паузу. У RecForge II есть платная версия, однако основные функции для записи аудио доступны и в бесплатной версии.

b70a7cfc506a6b24cd658c40d897e3d82b972147

Ещё одно предложение, которое стоит отметить, – Smart Recorder. Бесплатная версия включает в себя стандартные опции для звукозаписи, тогда как в платной версии доступны пропуск пауз на дорожке, элементы управления чувствительностью, регулируемые частоты дискретизации и многое другое. В приложении есть реклама, которую можно убрать путем покупки платной версии. Приложение регулярно обновляется и на момент написания этой статьи имеет рейтинг 4,6 в Google Play.

Чтобы найти подходящую программу для записи аудио, оцените, для каких целей вы хотите её использовать. Если достаточно просто записи голоса, то можно воспользоваться встроенной утилитой ОС на вашем устройстве. Если же вы хотите экспериментировать со звуком, записывать кавер-версии или хотите более чистый звук, чем дают стандартные приложения, воспользуйтесь более продвинутыми программами. Есть множество платных и бесплатных приложений для различных операционных систем, в том числе для онлайн-записи. Устанавливайте, тестируйте – и вам обязательно попадется подходящая!

Помогла ли вам эта статья?

7b4b0b5553090e6fa82bbde0b753a3fa53ec21f0

9b468ae22378546e7bd2080e3f57d90b861d7390

Movavi Screen Recorder

Лучший способ захватывать видео с экрана

Обратите внимание: Программа Movavi Screen Recorder не предназначена для записи видео и других материалов, защищенных от копирования. Подробнее

Кок0ша, милый меленький… Кто-то.

68747470733a2f2f73332e616d617a6f6e6177732e636f6d2f776174747061642d6d656469612d736572766963652f53746f7279496d6167652f63486435484b346b4d48316365513d3d2d313134363738343935322e313662343034383165616132636263393130333931303234373033322e6a7067

Доподлинно неизвестно, как он такой на свет уродился и почему его до сих пор не сожгла Святая Инквизиция. Ибо пятнадцатый век явно не располагал к мирному сосуществованию маленького миленького существа, очень похожего на чертика, с ярыми поборниками Креста и Слова Божьего, которые без разбору тащили на костерок кого попало!

Но все это наверно было лишь потому, что наш чудесный Кок0ша жил с милой Королевной в альтернативной реальности, которое никакое отношение не имело с нашим адекватным миром логики и здравомыслия(местами). Вот.

Ну к чему мы это? Ах да…

Значит, наш славный чертенок(хотя таковым он ни разу не являлся) жил вместе с Королевной в довольно мрачненьком, но уютненьком замке. Разумеется были тут и поданные, и вассалы, и приемы пышные, да послы заморские… Или загорские? Ведь соседи приходили исключительно из-за горной гряды, которая огораживала небольшое королевство со всех сторон, исключая только восток. Там до горизонта распростерлась Большая вода, именуемая морем. По крайней мере, Кок0ша запомнил только это странное слово, которое он не понимал, но убедительно говорил всем, что прекрасно разбирается в географии и на востоке есть только Море.

Но не будем вдаваться в эти никому ненужные подробности, так как все вы, разумеется, открыли эту тонюсенькую книжицу лишь ради того, чтобы услышать одну единственную изложенную здесь масюсенькую историю, приключившуюся с нашими достопочтенными Королевной и ее милым другом-питомцем Кок0шей.

Единственной, о чем еще стоит упомянуть перед повествованием сии нехитрой истории, о Королевне — лучшей хозяйки на свете. Так ее называл сам получертенок-полудраконенок Кок0шка. Была она мила лицом, неистова и страшна в гневе(а как иначе на престоле в королевстве-то да еще одной?), но тем не менее милосердна и очень ума. Только поэтому она еще сидела на своем прекрасном троне, собственно.

Итак. Приключилась эта славная история годочков пять назад и закончилась грандиозным скандалищем!

Один прекрасным солнечным днем Кокоша сидел на лавочке в уютном пышном саду, подставляя свою мордочку по-летнему жаркому солнышку. Птички пели, ветерок шуршал в веточках сирени — благодать, в общем!

Но как обычно это водится, сию благодать нарушили чьи-то поспешные шаги и какие-то подозрительно приглушенные голоса, будто кто-то не хотел, чтобы его услышали. Ну и разумеется наш главный милый любопытный герой решил узнать, о чем это там так заговорщически шептались.

Он слез с лавочки и полез в кусты. А как иначе подслушивают такие секретные разговоры? Ну правильно, из-под кустов! Маскировка, как никак.

Ну так вот. Сидит Кокоша, значит, в кустах аки партизан белорусский.. Эм. В смысле тихо сидит, не шелохнется, вот. Альтернативная же реальность у нас? Ну вот! Тихо сидит, значит… Однако через минуту недвижимого сидения ему вдруг пришла в голову здравая мысль — а в тех ли кустах он засел для подслушивания столь важно разговора?

Но напоминаю, у нас как бы сказка, поэтому конечно же Кокоша затихарился в нужных кустах. И уже буквально через три минуты появились те самые заговорщики! И да. Вы не ошиблись. Действительно заговорщики, действительно те самые, которых Кокоша заслышал еще в самом начале тенистой аллеи. И разумеется эти лопухи-заговорщики села на ту самую лавочку, где некогда в глубине сада, в тени кустов сирени сидел наш главный герой.

Ну и начали говорить о своем, заговорщическом, находясь в полном неведении о том, что Королевская Служба Безопасности в милой мордочке Кокоши не дремлет и записывает весь их разговор.

Так стало известно о том, что… О ужас, они хотят отравить Королевну и отнять у нее корону! Вот такие вот страсти мадридские творятся в тихом-славном Загорном Королевстве, да.

Оказалось, что где-то в недрах гор, откуда обычно поставлялась чистейшая ключевая вода для нужд замка Королевны обнаружили вредоносный источник, от питья воды которого люди заговорщиков испытывали рвоту, сильные боли в желудки, нарушение пищеварения в жесткой форме и вообще совсем все грустно было. Грешили сначала на испортившейся продовольствие, но как оказалась, вся причина недомоганий заключалась в этой странной и очень вредной воде.

Ну и решили эти «светлые» умы воспользоваться найденной отравой в неблаговидных целях, так как были жадными, вредными и вообще очень неприятными людьми. Фу такими быть.

Ну, услышав все злокозненные планы несчастных нерадивых заговорщиков стремглав убежал докладывать своей Королевне о произошедшем слово в слово.

Королевна поохала-поахала, да и подговорила стражу и еще парочку слуг проверить, что это там они за воду принесли ей и наказала принести ей образец отравы невиданной. Слуги и стража так и сделали, принеся владычице бутыль с водой вроде бы на первый взгляд совершенно обыкновенной.

Из оборота отрава эта была выведена в тот же день, самих заговорщиков в темницу бросили и стали этой самой водой поить стали, проверяя — что станется с ними.

Сама же наша Королевна долго кручинилась, пытаясь понять, как же так эта простая вода людей травить научилась? Ведь после продолжительного употребления данного раствора начали интересные симптомики у заключенных появляться.

А именно:

вызывает анемию; способствует эрозии, язве слизистых оболочек желудка и других органов пищеварения; вызывает спазм гортани, отёк лёгких и дыхательная недостаточность; приводит к параличу и частичной слепоте, к внутренним кровоизлияниям и почечной недостаточности; способствует появлению и развитию злокачественных опухолей и меланомы.

  • Пригласить поужинать как пишется
  • Приглашаем в сказку симферополь
  • Приглядеться как пишется и почему
  • Привязать накрепко как пишется
  • Привскочить как пишется правильно