Приемы работы над сказкой в начальной школе

Подборка по базе: приложение 3требования к курсовой работе, курсовому проекту.doc, подготовка к контрольной работе тригонометрические функции и их , клинические

Подборка по базе: Приложение 3_Требования к курсовой работе, курсовому проекту.doc, Подготовка к контрольной работе Тригонометрические функции и их , Клинические рекомендацииДиарея инф.генеза.docx, Приказ о работе ОП.docx, Доклад к курсовой работе Суворов В.И..docx, Методические рекомендации по написанию клинической истории болез, Систолический и минутный объем крови. Пульс. Показатели частоты , Метод указ к работе 1.doc, Методические рекомендации к реферату (1).pdf, Методические рекомендации по подготовке к экзаменам.docx


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5

1.1. Особенности изучения сказки как литературного жанра в начальных классах 5

1.2. Принципы работы со сказками в начальных классах 7

1.3. Анализ сказок изучаемых в начальных классах 11

Выводы по первой главе 16

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ НАД СКАЗКОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 17

2.1. Формы и приемы работы над сказкой на разных этапах ее восприятия школьниками 17

2.2. Методика работы над сказкой в начальной школе 21

2.3. Методические рекомендации по работе над сказкой в начальной школе 27

Выводы по второй главе 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

ВВЕДЕНИЕ

Изучение сказок в начальной школе является важным компонентом обучения. Сказка является для детей необходимой духовной потребностью, сказка воспитывает, сказка учит. Задача учителя – привлечь, заинтересовать детей изучением сказок, как в школе, так и дома.

Роль сказки необходимо рассматривать в трех аспектах: в психологическом, эмоциональном и когнитивном. Так для осуществления воспитательных намерений по отношению к ребенку она предлагает создать такую психологически благоприятную ситуацию, в которой ребенку будет комфортно, и он будет чувствовать себя уверенно, где он будет наслаждаться сказочными действиями, поскольку впечатления раннего детства, когда мать читала сказку, закреплены в подсознании, что обусловливают лучшее восприятие текста. Что касается эмоционального аспекта, то изучение сказки находит поддержку и некий отклик в группе детей. Тогда ребенок обретает смелость и желание действовать в соответствии с ролью, так сказка «будит» в ребенке эмоциональное начало, вызывает чувство радости, тревогу за судьбы героев. Когнитивный же аспект выражается в том, что содержание сказки способствует активному построению картины мира, вводит ребенка в мир культуры, благодаря чему предоставляется хорошая возможность для сравнения разных культур, для проведения языковых и культурных параллелей.

О важности обучения учащихся восприятию сказки пишут многие известные методисты, такие как М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская, О. И.Никифорова, М. С. Соловейчик, А. А. Леонтьев. Адекватное восприятие формируется в процессе анализа сказки, который должен быть совместным (учителя и ученики) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном.

Работа со сказкой открывает широчайший мир возможностей для младших школьников, педагогов и родителей. Можно смело сказать, что «сказочная методика» несет в себе разнообразный арсенал педагогических средств и приемов, которого подчас недостает в современной школе.
К сожалению, сегодня педагогический потенциал сказки в школе используется мало. И даже когда педагоги пытаются включить работу со сказкой в свой арсенал, к сожалению, приходится констатировать, что подход их остается таким же, как десятки лет назад.

Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Цель данной работы заключается в изучении особенностей методики работы над сказками в начальной школе.

На основе поставленной цели в работе были обозначены следующие задачи исследования:

1. Определить особенности изучения сказки как литературного жанра в начальных классах.

2. Описать принципы работы со сказками в начальных классах.

3. Проанализировать сказки, изучаемые в начальной школе.

4. Описать формы и приемы работы над сказкой на разных этапах ее восприятия школьниками.

5. Изучить методику работы над сказкой в начальной школе.

6. Ознакомиться с основными методическими рекомендациями по работе над сказкой в начальной школе.

Объект исследования — воспитание и обучение младших школьников посредством приобщения их к литературным произведениям.

Предмет исследования — сказка как средство обучения младших школьников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Особенности изучения сказки как литературного жанра в начальных классах

Начальные классы являются самым ответственным звеном в системе обучения и воспитания, так как в начальной школе закладывается база литературного и духовного развития школьников [2, с. 47].

Одними из первых литературных произведений, с которыми знакомится младший школьник, являются сказки, мир которых прекрасен и увлекателен. Сказка — самый любимый учащимися начальных классов литературный жанр. Их привлекает занимательный сюжет, яркость образов, выразительность характеров персонажей [22, с. 151].

Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. Образы в сказках колоритны, и в большинстве своем они четко делятся на добрых, справедливых, заслуживающих уважения и на злых, жадных, завистливых. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. В этом, прежде всего, и состоит большая педагогическая ценность сказки [12, с. 135].

Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Текст сказок — прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Младшие школьники с удовольствием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные средства (сравнения, эпитеты), а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй речи, структуру предложений, живость повествования.

В начальных классах школы, согласно программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка. В сказке обычно повторяется один основной эпизод. При этом в последний раз после повторяющегося эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка. Повторы происходят чаще всего потому, что в сказке появляются все новые и новые действующие лица или вносятся новые детали. Безусловно, у каждой сказки есть и своя композиционная особенность. Поэтому только по указанной выше специфике композиции произведения нельзя делать учащимся вывод о том, сказка перед ними или нет. Важно учить школьников при распознавании жанра произведения учитывать совокупность его признаков [12, с. 136].

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Рассмотрим наиболее характерные из них.

1. Сказка — древнейший жанр устного народного творчества, содержащий в себе общечеловеческие темы и идеи: торжества добра над злом, лжи над правдой, жизни над смертью, милосердия над жестокосердием, ума над хитростью и т. д.

2. Признаки сказки: занимательность, установка на вымысел, повествовательность сюжета, особая форма построения, воспитательная функция;

3. В соответствии со Сравнительным указателем сюжетов Восточнославянской сказки выделяют группы сказок в зависимости от построения сюжета: волшебные, о животных, бытовые; в зависимости от происхождения: народные и литературные.

Учитывая вышеперечисленные пункты, можно сформулировать первое условие работы со сказкой: прежде чем переходить к изучению литературного материала, младших школьников необходимо познакомить с жанром сказки и его признаками. Владение данными знаниями облегчит восприятие особенностей сказки [22, с. 151].

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации [8, с. 33].

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка [1, с. 121].

  1   2   3   4   5   6

Смысловое чтение. Важнейшая составляющая часть качества образования в начальной школе.

Практико — ориентированный подход это приобретение кроме знаний, умений, навыков — опыта практической деятельности и социально значимых компетентностей. Этому способствует смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и письменная речь. На уроках использую просмотровое, ознакомительное, изучающее, рефлексивное виды чтения. Для обучения использую следующие методы и приемы: развитие умения анализировать задание, поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию, отвечать на поставленные вопросы. А также определять последовательность событий в тексте, формулировать простые выводы после прочтения, преобразовывать прочитанный текст в таблицу, сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией, объяснять различных ситуаций с помощью прочитанного текста, уметь, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения и т.д. Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения провожу в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Знакомлю детей с текстами разных стилей, раскрывая особенности их построения, черты отличия от художественных текстов. Предлагаю школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные». Содержание учебников требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов и т.п., т.е. смысловую сторону чтения можно и нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением.

Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание. Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. После чтения эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём. Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста. Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на «слова-ключики» нужно при чтении любого текста. Почему они так называются? Они помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать читателю, но не прямо, а как бы по секрету. В тексте автор спрятал важную информацию. Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным. Сравнение бывает нескольких типов. Простое сравнение выражается при помощи слов «как», «словно», «будто» и др. «Лес, словно терем расписной…» Есть переходный тип сравнения, который выражается творительным падежом имени существительного. «У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром…». Скрытые сравнения называются метафорами. «Холодное серебро росы» и т.д. Работаем с многозначными словами и фразеологизмами. Работая с текстом, я использую такие приемы: «Чтение с вопросами». Составление вопросов самими учащимися – это особый вид деятельности, также направленный на обогащение их понятийного, рефлексивного, эмоционально-оценочного опыта. Например, дидактические игры «Дополни вопрос», «Ромашка вопросов» и др. Цель таких приемов заключается в том, чтобы обучающиеся сами начали ставить себе вопросы. Методический прием «Ромашка вопросов» стимулирует активность «вопрошающей» деятельности учеников. Учащимся предлагается задание: составьте вопросы по предложенному тексту, ответы на которые можно найти только в тексте, в тексте, но с вашими комментариями, требующие только вашего мнения. «Конкурс на лучший вопрос». Каждый ученик должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста. Учащиеся называют свои вопросы. Команды по порядку их задают, а остальные – отвечают на них как можно полнее. Приходят к решению, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил. «Пытливый ученик». Все знают, что для хорошего усвоения материала иногда нужно уметь запомнить самые мелкие подробности текста. Я сообщаю: « Сейчас мы прочитаем текст быстро, но внимательно, затем вы составите список вопросов. У кого этот список будет длиннее и интереснее, тот и выиграл в этом соревновании». Желательно, чтобы вопросы охватили весь материал и все его тонкости. Записывают вопросы по — порядку и задают всем обучаемым, а они по очереди кратко отвечают на них. Отвечает тот, на кого указывает ведущий. Затем определим самого пытливого ученика. «Берем интервью у героя». После прочтения книги учащиеся берут интервью друг у друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа. Часто использую прием «Мозговой штурм» и другие. Над Проектом «Мудрая гусеница» работаем в 1 классе. Первоклассники собирают гусеницу из разноцветных кругов, где каждое звено – прочитанная книга. Звенья гусеницы прикрепляются таким образом, чтобы получилась длинная гусеница. Награждаются победители. Моя задача, как учителя начальных классов, создать условия для перехода учащихся с уровня «обучения чтению» на новый уровень – «чтение для обучения», подготовив детей к обучению в основной школе.

  • Приемлемый или приемлемый как пишется правильно
  • Приемлемый как пишется и почему
  • Приемник пушкина как пишется
  • Приемно переводные экзамены как пишется
  • Приемник министра как пишется