Приемы характерные для сказки

1 назовите приемы народной сказки, которые встречаются в повести ночь перед рождеством? 4 ответа: 10 0 повесть наполнена фольклорными элементами,

Приемы характерные для сказки


1

Назовите приемы народной сказки, которые встречаются в повести «Ночь перед Рождеством»?

4 ответа:

Приемы характерные для сказки



10



0

Повесть наполнена фольклорными элементами, начиная с живого народного языка, которым написана, и заканчивая сказаниями и легендами, которые просматриваются сквозь литературную ткань.

А ещё повесть во многом напоминает сказку. В сказке есть волшебство. Вспомните, наверное, самый яркий и запоминающийся отрывок из повести, когда кузнец Вакула летел верхом на черте. Тут как раз и волшебное событие, и сказочный персонаж (обязательный для волшебных сказок отрицательный мистический или демонический герой). Чёрт — один из обязательных героев произведений Гоголя, но в других его произведениях он показан в образах реальных персонажей (например, портной в «Шинели»), а тут — самый «настоящий» чёрт.

В большинстве волшебных сказок идеализированный главный герой преодолевает трудности, добывает какую-то ценную вещь или выполняет задание, разгадывает загадки. В повести «Ночь перед Рождеством» тоже есть такое. Все помнят, как он сумел добыть такие, как у самой царицы, черевички.

И самое главное, что роднит повесть с волшебными сказками, — это то, что в ней силы света побеждают силы тьмы.

Приемы характерные для сказки



4



0

Перечислю приемы народной сказки, которые можно найти в повести «Ночь перед рождеством».

  1. Вымышленные и сказочные персонажи — это черт.
  2. Путешествие главного героя — полет Вакулы на черте в Петербург
  3. Задание, которое получает главный герой — в данном случае всего лишь найти черевички, нотем не менее это прием волшебной сказки.
  4. Романтический сюжет с любовной линией.
  5. Победа добра над злом — договор который кузнец заключил с чертом он сам и расторгнул с помощью креста.

Приемы характерные для сказки



2



0

Повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» ни в коей мере нельзя назвать сказкой, хотя мистики и чудес в ней хоть одбавляй. Но все-таки некоторые приемы, более характерные для народных сказок, автор в ней использует.

Так, в этой повести мы не найдем зачина, но зато в ней имеется очень четкая концовка — история с архиереем, который видит Оксану уже с ребенком.

В повести нет троекратных повторов, но зато используется народная разговорная речь, с яркими образными оборотами, характерными именно для сказок.

В повести действуют существа волшебные, сверхъестественные, такие как черт и ведьма Солоха, такие как Пузатый Пацюк. В повести есть волшебный полет на черте, необычном, сказочном транспортном средстве.

Есть в повести испытание главного героя, задание достать черевики, с которым Вакула отлично справляется.

Но при этом место действия вполне определенное — хутор Диканька, герои — обычные люди, в повести показаны реальные исторические персонажи — Потемкин, Екатерина вторая.

Приемы характерные для сказки



1



0

Приемы народной сказки, которые встречаются в повести «Ночь пред Рождеством»:

Сказочные герои — это черт, который возил Вакулу в Петербург, к самой императрице, Пацюк — это персонаж очень забавный.

Испытание для главного героя — Вакула должен был достать черевички, как у самой царицы, так приказала ему Оксана, в которую кузнец был влюблен. Кузнец справляется с этим сложным заданием.

В повести присутствует концовка — Вакула жениться на Оксане, все у них заканчивается хорошо.

Читайте также

Приемы характерные для сказки

Не знаю, как вам, а лично мне кажется, что больше всего на Чичикова был похож покойный ныне одигарх Борис Абрамович Березовский. Правда, похож он, скорее не на персонаж поэмы, а на образ, созданный актёром Александром Калягиным в советском телесериале. Такой же низенький, толстенький, круглолицый, предприимчивый и суетливый.

На губернатора города Н похож каждый второй большой российский начальник. Глупый, самовлюблённый, ограниченный. Образ Ноздрёва у меня ассоциируется с покойным генералом Лебедем и одновременно с здравствующим ныне генералом Руцким. С Маниловым можно сравнить половину наших либералов и, одновременно, Дмитрия Медведева — это чисто моё мнение. Ну, а в роли Плюшкина мне представляется руководство нашего Центробанка.

Приемы характерные для сказки

Все таежные приключения Васютки начались с кедровых шишек, которые он собирал для рыбаков. Отец ловил рыбу, руководил бригадой. Настала пора, когда рыбакам пришлось пережидать непогоду и оставить промысел. Вместо ловли, они чинили снасти, готовясь к новому рыбному сезону. Вечерами собирались байки друг другу рассказывали, вот до орехов и пристрастились.

  • Васютка заскучал, ни друзей, ни занятий интересных, а до школы еще полмесяца ждать, вот он и решил еще раз за орехами сходить. И все бы ничего, но в этом походе он заблудился. Почему? Попался ему глухарь в лесу, которого еще ни разу не удавалось мальчику подстрелить. Он пальнул из своего ружья, да не убил, а только ранил. Ну и кинулся глухаря в тайге догонять, забыв про зарубки, от которых в тайге по старинному обычаю отходить нельзя. А когда опомнился (глухаря он поймал все-таки, питался потом им в тайге), то где дорога домой и не знает. Ни зарубок, ни елок знакомых, только тишина и мрак вокруг.

Приемы характерные для сказки

Великий сыщик, как хорошо известно всем его поклонникам, сам играл на скрипке, любил оперу и вообще неплохо разбирался в музыке. В людях он тоже очень хорошо разбирался, и это было чуть ли не основным в его успешной профессиональной деятельности. Поэтому музыку для усыпления бдительности двух похитителей бриллианта Мазарини он выбрал как нельзя более удачно. Баркарола из оперы Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана» очень подходила для цели, которую поставил перед ней Шерлок Холмс. Ведь баркаролы — это песни итальянских гондольеров, которые они поют, плавая на своих лодках по рекам и каналам. Лирические, часто меланхолические, они исполняются в неторопливом, успокаивающем темпе, почти как колыбельные.

Приемы характерные для сказки

Это рассказ не о Васюткином озере, это пособие по выживанию в тайге на тот случай, если заблудился и надо как-то себя спасти! Мальчик, попавший в такую непростую историю, знает больше, чем взрослый в современном городе/жизни. Примеров того, что спасло Васютку — масса.

  • Допустим он оплошал с зарубками, но дальше-то он вспомнил все о чем слышал от взрослых, например, надо беречь патроны и зря не стрелять. Было такое в рассказе? Да.
  • Как готовить глухаря в лесу? В углях. На вертеле и подгореть может, и жира больше вытопится, а в угольках самое то.
  • Про соль догадался, благо рюкзачок такой взял, но ведь мог и не додуматься. Про костер даже не пишу, это Васютка вмиг умел соорудить.
  • А вот про речку, что из озера текла да к Енисею его привела — это отдельная тема. Наблюдательность Васютки спасла его от смерти. Сначала он удивился белой рыбе в озере, потом догадался, что оно проточное, гудок парохода услышал и пошел в правильном направлении, на берегу, чтобы его с реки заметили, все свои навыки в ход сумел пустить.
  • Не позволил панике с плачем верх над ним взять, потому и выжил в суровой тайге.

Приемы характерные для сказки

Героями рассказа «Огненное А» Замятина оказываются четыре мальчика, которые учились во втором классе.

История эта началась в тот момент, когда одному из них, Феде, подарили книжку про марсиан. С того времени история Иловайского стала для маленьких фантазеров скучной. Они решили подать сигнал марсианам и для этого украли дрова и выложили на поле огромную букву А. которую подожгли. Мне кажется так они сигнализировали Аэлите.

Автор рассказа с любовью описывает фантазии мальчуганов, потому что понимает, что только из таких вот фантазеров, которые хотят перевернуть мир, в конце концов и вырастают ученые, исследователи, первооткрыватели, люди, которым действительно удается изменить мир в лучшую сторону.

Наумова З. К.,

преподаватель кафедры «Дошкольное образование»,

Нукусский государственный педагогический институт,

г. Нукус, Узбекистан

Аннотация

В статье рассматривается характерные особенности лингвистической сказки, раскрыты ее дидактические и методические преимущества как приема формирования иноязычных фонетических навыков.

Ключевые слова

Лингвистическая сказка, дошкольники, фонетические навыки, методический прием, фольклорная сказка.

Уроки иностранного языка открывают широкие возможности развития креативных способностей дошкольников. По мнению многих воспитателей, методистов, стратегическим принципом развивающего обучения является принцип развития творческих лингвистических способностей. Из этого следует, что при изучении иностранного языка необходимо развивать творческую активность в рамках этого предмета, а также стимулировать развитие личности воспитанника и его стремление к творчеству.

Современные тенденции развития лингвистики, касающиеся использования текстового дидактического материала как важнейшего средства обучения, указывают на необходимость разработки методики использования текстов лингвистической тематики (т.е. лингвистических сказок) с целью усовершенствования языковой компетенции учащихся.

Опыт педагогов указывает на то, что сказки являются эффективным приемом осознания тяжелого материала. Этот жанр дошкольники готовы слушать, обсуждать бесконечно, их увлекает сюжет, они с неподдельным интересом следят за действиями необычных героев, за развитием событий. Читая или слушая сказку, ребенок охотно погружается в волшебный мир его персонажей, переживает о событиях произведения. Сказка переносит детей из обыденного единоличного мира реальности в мир не обыденности, пробуждает фантазию, эмоционально заинтересовывает и восхищает [1].

По мнению ученых одним из эффективных приемов организации обучения, который способствует созданию высокого уровня мотивации и необходимого фундамента для формирования языковой компетенции является использование на уроках сказочного материала. Для того, чтобы ребенок стал умным, любознательным, сообразительным, чтобы утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и ощущениям других людей, — нужно воспитывать, будить, вдохновлять его ум красотой слова, мысли; а красота; родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке.

Сказка – это вид художественной прозы, происходящий от народных преданий, сравнительно краткий рассказ о фантастических событиях и персонажах. Сказки бывают народными (фольклорными) и литературными.

Фольклорная сказка – эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

Традиционным, принятым в современной науке является разделение сказок на сказки о животных (птиц, растений, насекомых), очаровательные (их иногда называют героические или фантастические) и общественно-бытовые (реалистические, новеллистические), с отдельными разветвлениями или подвидами в каждой из названных групп [2].

Сказки о животных генетически самые древние, связанные с тотемическими представлениями. Главными их героями выступают звери. Со временем сказки теряют мифологический и магический смысл и приобретают назидательно-воспитательный характер. Фантастические сказки первоначально также имели магическое назначение, которое со временем утратилось; в них органически сочетается мифическое, фантастическое и героическое начала. Герои фантастических сказок, как правило, наделены чрезвычайной силой, способностями, изобретательностью, помогающими им преодолеть все испытания на пути к цели. В бытовых сказках преобладают мотивы из повседневной жизни.

Литературная сказка – эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не существовало до публикации в устной форме и не имевшего вариантов.

Логичным будет определить характерные особенности лингвистической сказки. От обычной фольклорной сказки лингвистическая сказка для обучения фонетике отличается тем, что: 1) сюжет построен на фонетических явлениях; 2) герои – звуки; 3) в лингвистических сказках нельзя допускать ошибок; 4) лингвистическая сказка имеет поучительное в фонетическом плане содержание. (знание иностранного языка, знание лингвистического материала, всех условий произношения звука обязательно. А иначе вы придумаете неправильную сказку).

Выводы. Итак, определенные особенности лингвистических сказок и их преимущества как методического приема позволили разработать алгоритм создания лингвистической сказки для формирования иноязычных фонетических навыков и заключить серию методических рекомендаций по организации эффективного процесса обучения.

Список использованной литературы

  1. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. — М., 2001. — 304 с.
  2. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация. М., 2003. — 128 с.

Сатирические приемы в сказках Салтыкова-Щедрина

Михаил Салтыков-Щедрин – создатель особого литературного жанра – сатирической сказки. В небольших историях русский писатель обличал бюрократизм, самодержавие, либерализм. В этой статье рассмотрены такие произведения Салтыкова-Щедрина, как «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист».

Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.

сатирические приемы салтыкова щедрина

Об авторе

Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.

Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».

салтыков щедрин сатирические приемы

Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина

Его творчество довольно многообразно. Но едва ли не наибольшую популярность среди произведений Салтыкова-Щедрина имеют именно сказки. Можно выделить несколько особых сатирических приемов, с помощью которых писатель пытался донести до читателей косность и лживость помещичьего мира. И прежде всего это иносказание. В завуалированной форме автор раскрывает глубокие политические и социальные проблемы, высказывает собственную точку зрения.

Другой прием – использование фантастических мотивов. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» они служат средством выражения недовольства в адрес помещиков. И наконец, называя сатирические приемы Щедрина, нельзя не упомянуть символизм. Ведь герои сказок нередко указывают на одно из общественных явлений XIX века. Так, в главном персонаже произведения «Коняга» отражена вся боль русского народа, угнетаемого столетиями. Ниже приведен анализ отдельных произведений Салтыкова-Щедрина. Какие сатирические приемы использованы в них?

сатирические приемы

«Карась-идеалист»

В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» – это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев – собирательный образ представителей того или иного социального класса.

В центре сюжета сказки – дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же – это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж – Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.

Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.

сатирические приемы

«Дикий помещик»

Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.

Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.

В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа – представители провинциального помещичьего рода – погибают один за другим. Причина их гибели – глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.

какеи сатирические приемы

«Орел-меценат»

Герои этой сказки – орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые – крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц – аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.

сатирические приемы щедрина

«Премудрый пескарь»

Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина – использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».

Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.

Сатира и юмор » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2019



Название сатирического приема Краткая характеристика Пример
Гипербола Художественный прием, средство выразительности речи, заостряющее и преувеличивающее свойства реальных явлений «Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». (М. Е. С-Щ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Гротеск Вид сатирической типизации, при котором реальные жизненные отношения разрушаются; реальность отступает перед фантастикой, происходит контрастное совмещение реального и фантастического «Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат, разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось». (М. Е. С-Щ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Фантастика Средство сатирического освещения действительности; форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина жизни Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Эзопов язык Вид подцензурного иносказания, намеренно маскирующий идею автора Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
Ирония Тонкая, скрытая насмешка «Откуда, умная (обращение к ослу), бредешь ты голова?» И. А. Крылов
Сарказм Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную черту характера персонажа «Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву». Пословица. Концовка «Невского проспекта» Н. В. Гоголя
Аллегория Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается посредством конкретного образа Лиса в русских народных сказках — аллегория хитрости, ловкости; волк — аллегория злобы, жестокости; басни И. А. Крылова, Лафонтена, Эзопа

Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему: Сатирические приёмы в сказках Салтыкова-Щедрина

Слайд 1

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Слайд 2

видный государственный деятель советник губернского правления сотрудник Министерства внутренних дел вице-губернатор Рязани, Твери возглавлял казенные палаты писатель редактор журнала «Современник». (1826-1889 )

Слайд 3

Государственный деятель Салтыков — Щедрин принимал участие в разработке крестьянской реформы, контролировал судебные решения. Писатель Щедрин обличал пороки общества; честно и прямо говорил о недостатках власти.

Слайд 4

Сатира – обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. Сатирические приемы: ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

Слайд 5

Иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. «Эзопов язык» — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании. Гипербола — чрезмерное преувеличение.

Слайд 6

Аллюзия одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный, бытовой, общественно-политический.

Слайд 7

Головотяп -ч еловек, который ведёт дела безответственно и бестолково. Головотяпство – крайняя небрежность и бестолковость ведения какого – либо дела. Причины головотяпства: — Несговорчивость. — Недоброжелательство. — Необразованность, темнота, забитость. — Собственное варварство. — Рабская привычка народа к повиновению, его бесправие, смирение.

Слайд 8

«И будете вы платить мне дани многие» «Когда же пойду на войну — и вы идите!» «А до прочего вам ни до чего дела нет» «И тех, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех – казнить»

Слайд 9

Стилизация сказки : « и повел их вор-новатор сначала все ельничком да березничком …», «три года и три дня» Персонаж-помощник : Добромысл , пошехонец — слепород , чухломец — рукосуй , вор- новотор Постоянные эпитеты : добрый молодец Гиперболы : гибель в болоте, характеристика своих качеств- «нет мудрее и храбрее»)

Слайд 10

вид художественной о́бразности , комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры ГРОТЕСК

Слайд 11

обычно означает странный, фантастический, эксцентричный или уродливый, часто используется для описания странных или искажённых форм

Слайд 12

Химеры в архитектуре Одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило образы гротеска несут в себе трагический смысл.

Приемы сатирического воссоздания действительности в сказках Салтыкова-Щедрина

Михаил Салтыков-Щедрин – создатель особого литературного жанра – сатирической сказки. В небольших историях русский писатель обличал бюрократизм, самодержавие, либерализм. В этой статье рассмотрены такие произведения Салтыкова-Щедрина, как «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист».

Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.

сатирические приемы салтыкова щедрина

Об авторе

Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.

Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».

салтыков щедрин сатирические приемы

Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина

Его творчество довольно многообразно. Но едва ли не наибольшую популярность среди произведений Салтыкова-Щедрина имеют именно сказки. Можно выделить несколько особых сатирических приемов, с помощью которых писатель пытался донести до читателей косность и лживость помещичьего мира. И прежде всего это иносказание. В завуалированной форме автор раскрывает глубокие политические и социальные проблемы, высказывает собственную точку зрения.

Другой прием – использование фантастических мотивов. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» они служат средством выражения недовольства в адрес помещиков. И наконец, называя сатирические приемы Щедрина, нельзя не упомянуть символизм. Ведь герои сказок нередко указывают на одно из общественных явлений XIX века. Так, в главном персонаже произведения «Коняга» отражена вся боль русского народа, угнетаемого столетиями. Ниже приведен анализ отдельных произведений Салтыкова-Щедрина. Какие сатирические приемы использованы в них?

сатирические приемы

«Карась-идеалист»

В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» – это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев – собирательный образ представителей того или иного социального класса.

В центре сюжета сказки – дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же – это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж – Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.

Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.

сатирические приемы

«Дикий помещик»

Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.

Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.

В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа – представители провинциального помещичьего рода – погибают один за другим. Причина их гибели – глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.

какеи сатирические приемы

«Орел-меценат»

Герои этой сказки – орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые – крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц – аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.

сатирические приемы щедрина

«Премудрый пескарь»

Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина – использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».

Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.

Таблица Сатирические приемы в художественном произведении (классификация)

Название сатирического приема

Краткая характеристика

Пример

Гипербола

Художественный прием, средство выразительности речи, заостряющее и преувеличивающее свойства реальных явлений

«Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». (М. Е. С-Щ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Гротеск

Вид сатирической типизации, про котором реальные жизненные отношения разрушаются; реальность отступает перед фантастикой, происходит контрастное совмещение реального и фантастического

«Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат, разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговарить, как будто ничего с ними не случилось». (М. Е. С-Щ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Фантастика

Средство сатирического освещения действительности; форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина жизни

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Эзопов язык

Вид подцензурного иносказания, намерено маскирующий идею автора

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина

Ирония

Тонкая, скрытая насмешка

«Откуда, умная (обращение к ослу), бредешь ты голова?» И. А. Крылов

Сарказм

Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную черту характера персонажа

«Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву». Пословица. Концовка «Невского проспекта» Н. В. Гоголя

Аллегория

Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается посредством конкретного образа

Лиса в русских народных сказках — аллегория хитрости, ловкости; волк — аллегория злобы, жестокости; басни И. А. Крылова, Лафонтена, Эзопа

Ответы на вопросы ‘сатирические приемы’

Фельетон Газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приемы изложения 8 букв
Фельетон Жанр художественно-публицистической литературы, использующий юмористические и сатирические приемы изложения (обычно в виде газетной или журнальной статьи) 8 букв
Куплетист Артист, исполняющий сатирические песни 9 букв
Куплетист Эстрадный артист, исполняющий сатирические песенки 9 букв
Куплет Смешные сатирические песенки, исполняемые на эстраде, в водевиле, оперетте 6 букв
Куплеты Сатирические или юмористические песенки из нескольких строф, исполняемые с эстрады, в оперетте, водевиле 7 букв
Ланской Советский писатель. Публиковал детские, сатирические произведения, писал киносценарии. Написал один фантастический роман и несколько рассказов. (фамилия) 7 букв
Ката Приёмы дзюдоиста 4 буквы
Ката Приёмы в дзюдо 4 буквы
Стиль Приёмы работы 5 букв

Приемы сатирического изображения градоначальников в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина ?

М. Е. Салтыков-Щедрин – признанный мастер сатиры. Именно сатира помогала писателю по-новому осветить исторические события и взглянуть на современность. В романе “История одного города” автору было важно раскрыть суть каждой эпохи, определить закономерности развития общества, причины политического насилия.

Именно поэтому повествование в романе ведет не автор, а летописец, целиком подчиняющийся жестокой государственной машине.
В начале романа летописец приводит краткую опись всех градоначальников Глупова, обозначая их роль

в жизни города. Порядок следования образов неслучаен. Все персонажи построены по принципу сатирических параллелей, а также по принципу нарастания, усиления определенных качеств.


Летописец ведет линию градоначальников, которые начинают с внешнего автоматизма, механичности (Органчик, Прыщ) и кончают внутренним опустошением, бесчеловечностью (Угрюм-Бурчеев). Многие градоначальники имеют прототипы среди исторических деятелей, императоров и императриц (Николай I, Аракчеев, Сперанский, Потемкин, Екатерина II, Анна Иоанновна и т. д.). Сатира позволила писателю наглядно показать ничтожную сущность правителей Глупова.

Вся история этого города – это история деспотизма, угнетения, бессмысленной жестокости.
Среди двадцати двух градоначальников летописец выделяет только самых выдающихся. Их биографии занимают в романе целые главы. Первым перед читателем предстает образ Дементия Варламовича Брудастого. В памяти глуповцев он остался под именем Органчик.

Его бессмысленную автоматическую деятельность автор описывает с помощью гротеска и гиперболы.
Гротеск позволяет создать художественное преувеличение, доходящее до абсурда. Деятельность Органчика по сути бесполезна и жестока. Сущность этого правителя выражена всего в двух словах: “разорю”, “не потерплю”. Неудивительно, что жители подозревают в нем не человека, а механизм.

Активная деятельность Брудастого заключалась в издании указов, позволяющих пороть обывателей. Последствия этой законодательной деятельности изображаются гиперболично: “неслыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города: частные пристава поскакали; квартальные поскакали; заседатели поскакали; будочники по забыли что значит путем поесть… Хватают и ловят, секут и порят, описывают и продают…”.
Гротескно изображается поломка Органчика, который до последнего воспроизводит одну и ту же мелодию. Гротеск используется также в эпизоде, когда голова Органчика кусает мальчика в телеге. Даже без туловища механическая голова градоначальника продолжает совершать насилие.
Пропажа головы Органчика ознаменовала анархию, безначалие в городе. Используя фантастику, летописец говорит об убийстве лейб-кампанца, обезглавленного ради восстановления сломанного Органчика. Фантастично изображается встреча двух самозванцев с пустой механической головой.


Народ уже не верит ни одному из них, он по-прежнему ждет возвращения своего “батюшки”. Суть Органчика раскрывается постепенно: сначала летописец использует гиперболу, затем она перерастает в гротеск и завершается фантастикой. Эти приемы позволяют дать читателю полное представление о ничтожности всех нововведений Органчика, его механической сущности.
Сатирически показан в романе градоначальник Петр Петрович Фердыщенко, в прошлом бригадир, денщик князя Потемкина (глава “Соломенный город” и “Фантастический путешественник”). Сначала его деятельность на посту главы города была ничем не примечательна. Но власть обнаружила суть этого правителя – эгоизм, алчность, глупость.

Своим любострастием, попустительством он чуть было не уничтожил город.
Для характеристики этого героя летописец использует не только сатиру, он включает в изображение любовную интригу. Его любовные похождения изображаются с помощью приема градации. Вначале его симпатии относятся к посадской жене Алене Осиповне, славившейся своей красотой.

Завершает любовную линию грубая, грязная стрельчиха Домашка.
Фердыщенко в итоге остановился на выборе себе подобной. Голод и пожары обрушились на глуповцев. Эти бедствия летописец изображает с помощью гиперболы.

Фантастика и ирония пронизывают описание нелепого путешествия бригадира. Он задумал облагодетельствовать своей милостью подданных, вызвать своим благодеянием урожай.
Используя сатиру и иронию, летописец в красках показывает выгон для скота, по которому из одного конца в другой совершает свое путешествие Фердыщенко вместе со своей свитой – двумя инвалидными солдатами. Так М. Е. Салтыков-Щедрин парадирует знаменитые путешествия по югу Росси графа Орлова. Суть подобных путешествий – пустое времяпрепровождение и пышные приемы, обеды.

Именно обед венчает все путешествие бригадира. После поросенка в сметане “какая-то административная жилка” на его лице дрожала, дрожала и вдруг “замерла”. Фердыщенко умер от обжорства.

Таков итог его бесславной жизни.
Завершает глуповскую историю Угрюм-Бурчеев (главы “Подтверждение покаяния”, “Заключение”). Его правление является самым трагичным для всего города. Несмотря на то, что летописец изображает его как человека, Угрюм-Бурчеев уже давно утратил свою человеческую сущность.

Для характеристики этого образа ведущим приемом является гипербола. Гиперболичен его портрет: “деревянное лицо”, “конический череп”, “развитые челюсти”, готовые “раздробить и перекусить пополам” все. На всех картинах он предстает неизменно в солдатской шинели на фоне пустыни.

Это очень символично, потому что Угрюм-Бурчеев ненавидел все живое. “Он спал на голой земле”, сам отдавал приказы и сам же исполнял их. Он превратил всех членов своей семьи в бессловесных, забитых существ, которые томились в подвале его дома.

Это “нивеллятор” в высшей степени, стремящийся уравнять, обезличить все вокруг. Гиперболично описывается муштра глуповцев, их грандиозные усилия, направленные на уничтожение города ради выполнения приказа Угрюм-Бурчеева. Использование гиперболы достигает высшей точки, когда глуповцы пытаются перекрыть течение реки с помощью дамбы.

Здесь на первый план выходят образы-символы реки и образ самого градоначальника. Непослушная его воле река олицетворяет здесь жизнь, которую нельзя остановить по воле мрачного ничтожества.
Угрюм-Бурчеев – символ разрушения, смерти, насилия, которое, в конечном счете, обречено на самораспад. Жизнь взяла верх над произволом “прохвоста”. Стихия гротеска и фантастики первых глав романа перерастает в гиперболизацию, не менее страшную и трагическую.

Таким образом, с помощью богатого арсенала сатирических приемов М. Е. Салтыков-Щедрин раскрывает перед читателем сущность каждого градоначальника.

«От дефицита железа страдает большее число людей, чем от какого-либо другого нарушения здоровья. Менее заметный в своих проявлениях дефицит железа приводит к тяжелым последствиям, вплоть до преждевременной смертности. Но особенно он влияет на женщин репродуктивного возраста и детей и является одной из основных причин материнской смертности в нашей стране.

В Кыргызстане по-прежнему высоким остается уровень материнской смертности. Одна из трех основных причин — маточное кровотечение во время родов из-за дефицита железа», — сказала в интервью VB.KG гинеколог ГСВ в Новопавловке Индира Тезекова.

Поэтому наше информагентство неслучайно обратилось к этой больной для страны теме именно во Всемирный день борьбы с дефицитом железа, который отмечается сегодня.

Вы сказали, что дефицит железа является одной из причин смертности женщин во время родов. Как они взаимосвязаны?

— Одна из причин материнской смертности женщин — кровотечения. Маточное кровотечение просто так не открывается. На то есть причины. Это прежде всего тяжелая форма железодефицитной анемии, когда у женщин не хватает железа не только для образования гемоглобина, входящего в состав эритроцитов, но и для миоглобина, крайне необходимого для мышц. Особенно для матки. Если же миоглобина достаточно, то, после того как вышли плод и плацента, матка мгновенно сокращается.

Если же у роженицы дефицит железа, в матке мало миоглобина, то она вялая. И после родов, которые, как правило, в данном случае проходят тяжело, матка не сокращается, открывается атоническое маточное кровотечение. Тем более что при низком показателе железа свертываемость крови существенно снижена. Это представляет риск для жизни матери. В этой ситуации часто приходится только срочно ампутировать матку, чтобы спасти женщину. А это всегда трагедия для молодой женщины, которая никогда больше не сможет рожать детей. Но это лучший вариант в этой тяжелейшей ситуации, однако даже таким образом не всегда удается спасти роженицу.

Но если существует такая опасность, то можно ли ее предотвратить?

— Конечно, вот поэтому мы, врачи, и просим женщин становиться вовремя на учет, чтобы при необходимости предотвратить такие опасные состояния для самой женщины и ее ребенка. Анемия первой степени считается самой легкой и наиболее распространенной. Для такой анемии характерно снижение уровня гемоглобина в пределах 110 — 90 г/л. Болезнь на этом этапе можно преодолеть корректировкой диеты и препаратами железа.

Многие женщины первые признаки заболевания ошибочно относят к раннему токсикозу. Диагноз может поставить только врач, и он же даст рекомендации или назначит лечение.

Даже начальная степень анемии не совсем безобидная. Ведь уже при незначительном снижении уровня железа плод испытывает небольшую гипоксию. Игнорировать ее опасно даже в легкой степени. Это может привести к дальнейшему падению гемоглобина, что приведет к недоразвитию плода, к его кислородному голоданию и даже к внутриутробной гибели. И, конечно, чревато тяжелыми последствиями для самой роженицы.

Анемия как-то проявляется без анализа крови? Какие признаки характерны для нее?

— Конечно, у нее, как и у любого недуга, есть выраженные признаки. Первые и явные — бледность кожных покровов и слизистых, сухость и поврежденность волос, ногти начинают слоиться и ломаться, вялость, общая слабость. Необычные пристрастия к некоторым запахам и продуктам, например, желание есть мел. С падением гемоглобина к этим проявлениям добавляются другие симптомы, более характерные для анемии.

И почему она возникает?

— Железодефицитная анемия развивается вследствие повышенного использования железа плодом и недостаточной компенсации его дефицита, возникающего в организме беременной за счет ее питания, недостатка витаминов, фолиевой кислоты и белка в рационе будущей мамы.

Если у женщины на ранней стадии беременности выявлена анемия, то она должна показаться в обязательном порядке гематологу и, конечно, встать на учет к гинекологу. Если врачи назначат соответствующие препараты, то тогда в течение всей продолжительности беременности, после родов, в период кормления у нее снизится риск осложнений. Но у нас не считают железодефицитную анемию серьезным заболеванием и к врачам не обращаются.

Промежуток между родами должен быть не менее трех лет, чтобы организм восстановился. В Кыргызстане же нередко рожают и через год. Хотя давно доказано, что за это время мамочка не может восполнить один грамм железа, который она передала плоду. При частых родах у женщины развивается анемия, и, как следствие, — слабенькими и больными рождаются дети.

Что должно быть в обязательном рационе беременной женщины, да и всех нас для профилактики?

— Конечно, нужно ввести в рацион продукты, богатые железом (мясо, печень, рыбу, гречку, творог, растительное масло, яйца и т.д.). При анемии, даже легкой, нельзя ограничивать себя в питании и тем более голодать. Лучше разбить дневной прием пищи на 5–6 приемов, и в каждом из них должны присутствовать продукты с содержанием железа. Даже если люди придерживаются вегетарианской диеты, то стоит с двойным усердием налегать на овощи и фрукты с содержанием железа (морковь, цветную капусту, яблоки, бананы, яблоки и т.д.). Высокий процент железа содержится в бобовых: горохе, сое, чечевице, красной фасоли.

Не рекомендуется включать в рацион жиры, копчености, колбасы. Важно максимально уменьшить потребление кофе и чая, они содержат много танина, который препятствует усвоению железа. Все продукты, неблагоприятно влияющие на работу печени, могут сыграть отрицательную роль: железо не будет усваиваться даже из полезных продуктов.

Каким должен быть уровень гемоглобина в норме?

— Ежедневный рацион должен содержать не менее 25 миллиграммов железа, для беременных — не менее 30 миллиграммов. Норма гемоглобина в крови — 110 г/л для детей, 120 г/л для женщин, 130 г/л для мужчин. Если нет нормы, то начинаются проблемы.

В Кыргызстане более 10 лет работает госпрограмма по профилактике ЖДА, население обеспечивается безопасной, обогащенной (фортифицированной) мукой с витаминно-минеральной и минеральной добавкой с препаратами железа. Но этого, конечно, недостаточно.

Чем опасен железодефицит для остальной категории населения, если даже объявлен Всемирный день борьбы с ним?

— 26 ноября в мире уже шестой год отмечают Всемирный день борьбы с дефицитом железа. Это отнюдь не редкая проблема: согласно данным Всемирной организации здравоохранения, анемией страдают свыше 30% населения планеты. Кыргызстан эта проблема не миновала, она существовала и раньше. Однако в последние годы она сильно обострилась из-за слабой осведомленности о ней, снижения уровня жизни, из-за безответственности многих к своему здоровью.

А от дефицита железа страдает большее число людей, чем от какого-либо другого нарушения здоровья. Менее заметный в своих проявлениях дефицит железа приводит к тяжелым последствиям, вплоть до преждевременной смерти.

В группе риска также находятся люди, страдающие хроническими заболеваниями — с сердечной недостаточностью, с почечной недостаточностью, воспалительными заболеваниями кишечника. Дефицит железа приводит к их обострению, снижению работоспособности людей и инвалидизации. Особенно уязвимы дети, у которых дефицит железа может вызвать нарушения когнитивного развития и развития моторики. Дефицит железа носит скрытый характер, незаметно разрушая здоровье людей.

Но хочу предупредить, что нельзя назначать самим себе препараты железа. Это может принести больше вреда, чем пользы. Чтобы назначать препарат, надо точно знать дозировки и как он может сказаться на здоровье при том или ином хроническом заболевании.

Кстати

Гемоглобином называется белок крови, отвечающий за транспортировку кислорода посредством красных кровяных телец — эритроцитов. Концентрация этих веществ определяет показатель гемоглобина крови, необходимый для нормальной жизнедеятельности. Анемия — заболевание крови, которое характеризуется снижением количества эритроцитов и гемоглобина. Значение гемоглобина ниже 110 г/л считается отклонением от нормы.

  • Приемыш мамин сибиряк отзыв о рассказе
  • Приемы сказки в стихотворении
  • Приемы олицетворения в сказке русалочка андерсена
  • Приемыш это сказка или рассказ
  • Приемы работы над сказкой а с пушкина о мертвой царевне и семи богатырях