Приемно переводные экзамены как пишется

Часть 1. внимательно прочитайте вопросы. укажите обведите кружком один или несколько вариантов ответа. внутри блока количество ответов может быть различным.

Часть 1. Внимательно прочитайте вопросы. Укажите (обведите кружком) один или несколько вариантов ответа. Внутри блока количество ответов может быть различным.

I В каком случае значение слова указано неточно (ошибочно)?

  1. Адресат – тот, кто адресует кому-либо письмо, телеграмму, почтовое отправление.
  2. Критерий – существенный признак, на базе которого производится оценка или классификация.
  3. Приватный – частный, неофициальный.
  4. Рецензия – статья, целью которой является критический разбор научного или художественного произведения.
  5. Визуальный – относящийся к непосредственному зрительному восприятию.
  6. Анахорет – античный храм.

II В каком (-их) примере (-ах) нарушены нормы сочетаемости слов?

  1. Он похож со своей сестрой
  2. Заведующий секции
  3. Не скрывать своего отношения к кому-л.
  4. Оплатить проезд
  5. Играть первостепенное значение

III В каком (-их) слове (-ах) пропущена буква О?

  1. Ан…логичный
  2. Провести к…сательную
  3. К…лорит
  4. Пол…жение в пространстве
  5. Ади…батический процесс
  6. Гр…витационный
  7. Р…стовщический

IV В каком (-их) слове (-ах) пропущена буква И?

  1. 1. Аккомпан…мент
  2. 2. Выц…ганить
  3. 3. Комп…тентный
  4. 4. Пр…клонить колени
  5. 5. Выч…тание
  6. 6. Пр…оритетное направление
  7. 7. Интелл…генция

V В каком (-их) слове (-ах) пропущена буква А?

  1. Пар…доксальный
  2. Ф…кальная плоскость
  3. Р…спространение
  4. Ук…рениться
  5. Стр…тифицированный
  6. Сг…реть на солнце
  7. Экстрап…лировать

VI В каком (-их) слове (-ах) пропущена согласная буква?

  1. Длин…а отрезка
  2. Индиф…ерентный
  3. Неразборчивый по…черк
  4. Кал…ория
  5. Коэф…ициент
  6. Ас…имметричный
  7. Деф…ектный

VII В каком (-их) слове (-ах) пишется –НН-?

  1. Обработан…ая поверхность
  2. Путан…ая речь
  3. Обязанности распределен…ы
  4. Полуразрушен…ое строение
  5. Взволнован…ы сообщением
  6. Ношен…ые не один год
  7. Ломан…ая линия

VIII В каком (-их) примере (-ах) НЕ/НИ (в скобках) пишется слитно?

  1. далеко (не)лучший выход
  2. (не)опубликованные при жизни
  3. это (ни)чего не значит
  4. (не)более того
  5. (не)широкая, но глубокая река
  6. (не)правомерные действия
  7. (не)убранная за целый год территория

IX В какой (-их) строчке (-ах) все слова пишутся через дефис?

  1. (сто)метровка, (центро)стремительный;
  2. (псевдо)научный довод, (вакуум)аппарат;
  3. (электронно)дырочный, сделать (по)нашему;
  4. (электро)генератор, (рекламно)издательская деятельность;
  5. (русско)китайский словарь, (аэро)космическое изображение;
  6. (разговорно)бытовой стиль, (юридически)правомерные действия;
  7. (пол)огорода, (премьер)министр.

X В каком (-их) предложении (-ях) допущена пунктуационная ошибка?

  1. Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением, будто усталости и скуки.
  2. Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.
  3. Используя R2,как шунт, найдем сопротивление амперметра RА.
  4. В принятой Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны определена политика в области образования, согласно которой, планируется усиление позиций российского образования на мировом рынке.
  5. «Любовь, — считает Эрих Фромм, — активное участие в жизни другого человека и принятие его таким, каков он есть».

XI В каком (-их) предложении (-ях) допущена пунктуационная ошибка?

  1. Среди рек есть и большие и малые, и спокойные и буйные, и быстрые и медленные.
  2. Если две большие грани не параллельны, то двугранный угол, содержащий эти грани, не может быть тупым (на рис. 108 приведены проекции сферы и этих двух граней на плоскость, перпендикулярную линии их пересечения, проекции больших граней выделены).
  3. Созерцание новизны — пожалуй, самое сильное и прекрасное ощущение.
  4. Как известно, для тонкой линзы при симметричном ходе лучей расстояние между предметом и его изображением минимально.
  5. «Ценнейшее в жизни качество, вечно юное любопытство, не утомленное с годами и возрождающееся каждое утро», — говорил Ромен Роллан.

XII Какой знак препинания нужно поставить на месте знака (*)?

Освоение новых информационных технологий влечет за собой коренные изменения в обществе (*) оно открывает новые возможности для личности и корпораций в области торговли, производства, деловой активности, образования, медицинского обслуживания и культуры.

  1. Запятую
  2. Двоеточие
  3. Тире
  4. Знак не нужен
  5. Нужен другой знак, не указанный в пп.1-3

XIII В каком(-их) предложении(-ях) на месте знака (*) необходимо поставить тире?

  1. Сейчас практически во всех странах введены квалификационные экзамены для специалистов, закончивших вузы за рубежом, и рейтинг вуза в стране (*) это количество студентов, успешно сдавших экзамен.
  2. Дорога (*) как жизнь: она всегда ведет в будущее.
  3. В заключение я хотел бы снова подчеркнуть, что XXI век (*) век науки о жизни, о глобальных и локальных проблемах нашей жизни, о жизнеобеспечении.
  4. «Что ты, еж, такой колючий?» (*) «Это я на всякий случай».
  5. Из двух вершин ломаной (начала и конца) будет выходить нечетное число звеньев-диагоналей, а из остальных вершин (*) четное.

Часть 2. Напишите эссе-миниатюру на одну из следующих тем:

  1. Талант или трудолюбие: что важнее для карьеры?
  2. Современная беллетристика: что читать, как читать и нужно ли это?
  3. Удивительные места России (несколько страничек из дневника путешествий).

Ключ к проверке теста

№ задания

Ответы

I

1, 6

II

1, 2, 5

III

3, 4, 7

IV

5, 6, 7

V

1, 3, 5

VI

2, 5

VII

1, 4, 6

VIII

2, 3, 5, 6

IX

3, 7

X

1, 3, 4

XI

3, 5

XII

2

XIII

1, 3, 4, 5

В 13 заданиях всего 80 пунктов. Указанные в таблице ответы должны быть отмечены абитуриентами (выбраны как соответствующие условию). Максимальное количество баллов за тест – 60. Максимальное количество баллов за эссе – 40.

На данный момент правила поступления отличаются от тех, что существовали в прошлые годы. Теперь ученик выбирает между базовым и профильным классом. Вторую форму обучения чаще всего выбирают те, кто желает поступить в институт. Дальнейшее обучение предполагает прохождение специальной аттестации, позволяющей доказать соответствие стандартам.

Что нужно для поступления в 10 класс

Приемно переводные экзамены как пишется

Поступление в 10 класс не зависит от каких-либо достижений или наличия троек в аттестате. Каждый девятиклассник может продолжить учиться после отбора, который устанавливается специальными учреждениями.

В число главных этапов отбора входит прохождение ОГЭ. Данная итоговая аттестация является общеобязательной для всех девятиклассников.  Аттестат об получении основного образования не будет выдан тем, кто не сдал экзамены. Всем предстоит доказать свои зная в двух базовых предметах (математика, русский язык) и в двух дополнительных (личный выбор учащегося). Но в 2021 году в виду сложившейся ситуации, связанной с появлением короновируса Роспотребнадзор объявил о том, что выпускники будут сдавать только две основные дисциплины.

После следует прием заявок на переход в 10 класс, объявление результатов отбора и собрание.

Критерии отбора

Приемно переводные экзамены как пишется

От учреждения и направления, выбранного учащимся, зависят условия приема. Стандартными критериями отбора являются:

  1. Оценки в аттестате. Ребенок может быть не допущен к поступлению в том случае, если он имеет «Удовлетворительно» по нескольким предметам. Стоит помнить о том, что многие решения зависят от учреждения
  2. Результат ОГЭ. Баллы должны соответствовать оценках «Отлично», «Хорошо» или «Удовлетворительно». При получении оценки ниже, предмет необходимо пересдать.

Наличие достижений – большое преимущество, позволяющее человеку показать высокую успеваемость и получить место в учебном заведении, при их отсутствии.

Проходной балл для поступления в 10 класс

Приемно переводные экзамены как пишется

Чтобы изучать профильные предметы, ученик должен получить проходной балл в 10 класс. Ниже представлена таблица, содержащая информацию об этом.

Предмет Количество баллов
Математика 18-19
Русский язык 31
Физика 30
Химия 23
Биология 32
Английский Более 50
Литература 19
Обществознание 30
История 32
Информатика 15
География 24

При поступлении в базу берутся в учет оценки в аттестате. При нехватке мест проводится конкурс по среднему баллу. Те, кто углублялись в один определенный предмет и занимали высокие позиции в региональных или областных олимпиадах, продолжат учиться. Ведь они, участвуя в подобных мероприятиях, отстаивали честь учебного заведения.

Если аттестат содержит тройки, а количество мест при поступлении ограничено, то учебное заведение предлагает учащемуся список школ, готовых принять человека, имеющего средние оценки.

Сроки приема документов в 10 класс

Приемно переводные экзамены как пишется

После окончания 9 класса перед школьником стоит выбор – пойти в средние учебные заведения или получить полное среднее образование. Время на раздумье ограничивается началом следующего учебного года. То есть, подать заявление на переход в 10 класс, можно даже во второй половине августа. Но стоит помнить о том, что обрабатывается документ в течении недели, а окончательные списки поступивших появляются в конце последнего месяца лета. Необходимо написать два экземпляра заявления для того, чтобы один был сдан в школу, а на другом была поставлена отметка о приеме документа с указанной датой.

Документы необходимые для поступления

Приемно переводные экзамены как пишется

Порой даже родители не знают, что нужно для поступления в 10 класс. Для зачисления требуются следующие документы:

  1. Заявление о приеме в учебное учреждение.
  2. Паспорт родителя.
  3. Оригинал паспорта ребенка.
  4. Копию документа, удостоверяющего родство заявителя.
  5. Личное дело ученика.
  6. Медицинская карта.
  7. Оригинал свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства.
  8. Аттестат об основном общем образовании.

Отбор осуществляется администрацией или приемной комиссией. Правила приема в 10 класс должны быть опубликованы на официальном сайте и быть доступными к ознакомлению для каждого. Поданное заявление обрабатывается в течении 7 дней. По их истечению ученик получает ответ, принято ли его заявление.

Окончательные списки поступающих должны быть опубликованы 31 августа. В некоторых заведения они доступны к ознакомлению раньше.

Собеседование и комплексный тест

Приемно переводные экзамены как пишется

При поступлении в 10 класс в 2021 году в профиль перед учеником стоит задача – прохождение собеседования и комплексного теста. Чаще всего собеседование включает в себя прохождение комплексного теста, состоящего из двух частей. Первая состоит из вопросов по базовым предметам: математика и русский язык. А вторая включает задачи из дополнительных областей, которые соответствуют профилю ученика.  Содержание тестов основано на стандартной программе, не противоречащей общепринятым требованиям. Длительность и сложность тестирования зависит от выбранного учебного заведения.

Можно ли перейти в 10 класс с тройками

Приемно переводные экзамены как пишется

Многие девятиклассники задумываются над вопросом, берут ли в 10 класс с тройками в 2021 году и что нужно чтобы перейти в 10 класс. Им стоит знать, что условием перевода девятиклассника является успешная сдача переходного испытания. К ним относят четвертные и итоговую ВПР. При наличии удовлетворительных результатов школьник может продолжить учиться. Если у человека возникли сомнения в правомерности деятельности определенного учебного заведения, то ему рекомендуется обратиться с жалобой в управление образования того же муниципалитета.

Но некоторые лицеи, которые специализируются на углубленном изучением предметов, выставляют на официальный сайт необходимую информацию. Обычно там указано количество баллов, необходимых для успешного перехода и сроки проведения собеседований/дополнительных тестов.

Раньше существовала тенденция некоторых школ к избавлению от троечников. При получении оценки «Удовлетворительно» он не мог продолжить обучение. Ему предоставлялся список учреждений, готовых принять ученика, получившего подобный результат. На данный момент  такая практика наблюдается редко.

Основания для отказа

Приемно переводные экзамены как пишется

Это возможно, если речь идет о переходе в 10 класс родной школы. Ведь статьи 5 и 34 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» позволяют настаивать на продолжении обучения в том же месте. Случай требует получения причины отказа от директора и последующего обращения в специальные органы. Это может потребовать судебных разбирательств.  Если существует возможность получения отказа, то рекомендуется подготовить дополнительные варианты.

Если учреждение отказывается принимать заявление, аргументируя это тем, что оно принадлежит к другому микрорайону, то родителю необходимо обратиться в соответствующий орган. Там должен решится вопрос о приеме ребенка в конкретную образовательную организацию.

Также школа не может отказать учащемуся в выборе формы обучения. Если ученик желает учиться в базе, то он не должен соглашаться на продолжение обучения в профиле.

Стоит ли поступать в 10-11 классы

Приемно переводные экзамены как пишется

Миллионы школьников ежегодно принимают решения относительно дальнейшего движения. Некоторые решают продолжить учиться в школе, а другие получить среднее специальное образование. Оба решения сопровождаются преимуществами и недостатками.

Оставаясь в школе, ученик имеет время на то, чтобы выбрать профессию и в дальнейшем не жалеть о сделанном. Также диплом о среднем образовании, полученный в 11 классе, ценится больше, чем диплом об окончании 9 лет обучения. К недостаткам этого выбора относятся: большая нагрузка и спрос на бюджетные места в ВУЗ.

При переходе в колледж ребенок имеет возможность получения среднего образования и дальнейшего самообеспечения. Высокие шансы поступления на бюджет не гарантируют того, что после окончания учебы человек сможет найти высокооплачиваемую профессию. Но не стоит забывать про заочную форму обучения в институтах. Она позволит человеку работать по своей специальности и получать высшее образование. Главный недостаток – резкая смена коллектива и сложность в адаптации.

Что выбрать: профиль или база

Приемно переводные экзамены как пишется

Профильное обучение – показатель заинтересованности старшеклассника. Большое количество часов, отведенное на изучение определенного предмета, окажет либо положительное влияние на состояние ребенка, либо отрицательное. К тому же в последние годы учебы определяется склад ума учащегося: гуманитарный или технический. Конечно, есть дети, которым легко дается изучения всех дисциплин. Родителям не стоит настаивать на выборе одного определенного направления. Ведь, создав яркую картину будущего, ребенок согласится на уговоры семьи. Но при отсутствии способностей и тяги учащийся будет терпеть стресс и может потерять интерес к  учебе.

Правописание сложных прилагательных

bd2bbcfe0800a19bf94b7cd56c2310cd
Сложные имена прилагательные пишутся слитно, если:

1) они образованы от слитно пишущихся имен существительных:

нефтепроводный (нефтепровод), садоводный (садовод), радиотехнический (радиотехник), железобетонный (железобетон), тепловозный (тепловоз);

2) они образованы из сочетаний слов, которые по значению являются подчиненными одно другому или по способу согласования (железнодорожный от железная дорога), или по способу управления (вагоноремонтный, от ремонт вагонов), или по способу примыкания (легкосъедаемый, от легко съесть). Например:

белоснежный (от белый снег), правобережный (правый берег), широкоэкранный (широкий экран), народнохозяйственный (народное хозяйство), голубоглазый (голубые глаза), нижнесаксонский (Нижняя Саксония), малокалорийный (маленькие калории), высокоорганизованный (высокая организация), глубокоуважаемый (глубокое уважение), чугунолитейный (чугунное литье), машиностроительный (строительство машин), среднесуточный (средняя за сутки), остроумный (острый ум), широкодоступный (широкий доступ);

3) одна из их составляющих частей не может употребляться отдельно, например:

белобрысый, узкогрудый, всеядный, общепонятный, быстротечный, машинописный;

4) они образованы от сочетания прилагательного с существительным, соответствующие географическим названиям:

сергиевопосадский (Сергиев Посад), набережночелнинский (Набережные Челны), южнобутовский (Южное Бутово), великоновгородский (Великий Новгород), карловарский (Карловы Вары);

5) они употребляются в качестве выражений в книжном языке или научно-технических терминов, например:

вечнозеленый, геологоразведочный, дикорастущий, живородящий, заднебедренный, заразнобольной, засухоустойчивый, кишечнополостные, конноспортивный, контрольносеменной, кремнефтористоводородный, молочнокислый, молочнотоварный, мясоконсервный, насекомоядные, нервнотрофический, носоглоточный, обоюдоострый, обратноконический, обратносердцевидный, пахотнопригодный, первобытнообщинный, переднежаберный, плодоовощной, пологопадающий, поперечнополосатый, продолговатомозговой, прочнокомковатый, рассадопосадочный, реакционноспособный, резкопересеченный, свеженадоенный, свежескошенный, спинопоясничный, теснопальчатый, торфонавозный, торфоперегнойный, условнорефлекторный, формальнологический, хлебопекарный, хлебопроизводящий, хлопкоткацкий, хлопкоуборочный, хлопчатобумажный, хлористоводородный, хромолитографский, хромоникельмолибденовый, цветоустойчивый, церковнославянский, частновладельческий, частнохозяйственный, членистоногие, шерсточесальный, щелочноземельный, энергосиловой, энергохимический, языкотворческий, яйцезаготовительный.
Примечания:

1. У многих сложных прилагательных данной группы первая часть образуется словами высоко-, низко-, высоко-, низко-, глубоко-, мелко-, легко-, тяжело-, трудно-, широко-, узко-, много-, мало-, сильно-, слабо-, толсто-, тонко-, густо-, крупно-, круто-, остро-, плоско-, выше-, ниже-, например: высоковитаминный, высокооплачиваемый; низколетящий, низкоперегнойный; глубокорасположенный, глубокоуважаемый; мелкомасштабный, мелкозернистый; легкоподвижный, легкорастворимый; тяжелоатлетический, тяжелораненый; труднодоступный, труднопроходимый; широкодоступный, широкопредставительный; узковедомственный, узкоспециальный; многоотраслевой, многослойный; малозначащий, малопосещаемый; сильнодействующий, сильнощелочной; слабокислый, слаботорфянистый; толстоногий, толстостенный; тонкоголосый, тонкопрядильный; густошерстный, густонаселенный; крупноблочный, крупнопанельный; крутоизогнутый, крутозалегающий; острогнойный, остродефицитный; плоскопараллельный, плоскочашевидный; вышесредний, вышеуказанный; нижеперечисленный, нижеподписавшийся.

2. Если в предложении существуют пояснительные слова, то в этом случае появляется свободное словосочетание (например: наречие и прилагательное или причастие): густонаселенные кварталы – густо населенные переселенцами кварталы; малоисследованные проблемы – мало исследованные наукой области медицины; скоропортящиеся продукты – продукты, скоро портящиеся в летнее время.

В сложных словах ставится одно ударение, а в словосочетаниях – два самостоятельных ударения, например: быстрорасту́щие декоративные кустарники – бы́стро расту́щие молодые кадры.
Исключение: экономически слаборазвитая страна.

Сложные имена прилагательные пишутся через дефис, если:

1) они образованы от сложных существительных с дефисным написанием, например:

северо-восточный, лейб-гвардейский, нью-йоркский, социал-демократический, орехово-зуевский.
Примечание. Если сложное прилагательное имеет приставку, в таком случае оно пишется слитно: антисоциалдемократический, приамударьинский.

2) они образованы из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия. Проверяются такие прилагательные с помощью союза (и или но), который можно мысленно поставить между их частями в первоначальной форме, например:

торгово-промышленный (торговый и промышленный), выпукло-вогнутый (выпуклый и вогнутый), желудочно-кишечный (желудочный и кишечный), бело-сине-красный (белый и синий и красный), горизонтально-вертикальный (горизонтальный и вертикальный), плодово-ягодный (плодовый и ягодный), русско-немецко-английский (русский и немецкий и английский), сердечно-сосудистый (сердечный и сосудистый), греко-римский (греческий и римский), стале-проволочно-канатный (стальной и проволочный и канатный), целлюлозно-бумажный (целлюлозный и бумажный).
Примечание. Первой частью сложных прилагательных этого типа может быть основа существительного или прилагательного, например: ликеро-водочные изделия (из ликера и водки) – ликеро-водочная промышленность (ликерная и водочная); приемо-сдаточный пункт (прием и сдача) приемно-переводные экзамены (приемные и переводные).

3) их части указывают на неоднородные признаки, например:

добровольно-спортивные общества (добровольные спортивные), национально-освободительное движение (национальное освободительное), официально-деловой стиль (официальный деловой), проектно-конструкторские расчеты (проектные конструкторские), сравнительно-исторический метод (сравнительный исторический), счетно-решающие устройства (счетные решающие), феодально-крепостнический строй (феодальный крепостнический), электронно-оптический усилитель (электронный оптический), электронно-вычислительная машина (электронная вычислительная); также пишется через дефис электронно-лучевой, хотя словообразовательные связи здесь другие – электронные лучи.

4) они начинаются с основ военно-, массово-, народно-, народно-, научно-, учебно, например:

военно-медицинский, военно-революционный, военно-хирургический, военно-юридический (слова военнообязанный, военнопленный, военнослужащий принадлежат к другому типу словообразования); массово-политический, массово-поточный, массово-спортивный; народно-государственный, народно-демократический, народно-поэтический, народно-революционный, но: народнохозяйственный (обусловлено подчинительной связью народное хозяйство); научно-исследовательский, научно-популярный, научно-практический, научно-просветительный, научно-технический; учебно-вспомогательный, учебно-консультационный, учебно-методический, учебно-производственный.
Примечание. Некоторые сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки, пишутся слитно, например: новогреческий язык (новый греческий), старорусские обряды (старые русские) и т.д.

5) они обозначают оттенки цветов, а также сочетания цветов, например:

светло-русый, бледно-серый, бутылочно-зеленый, иссиня-черный, молочно-белый, пепельно-седой, темно-синий, черно-бурый (но: чернобурка), ярко-оранжевый; черно-белый, желто-голубой, бело-сине-красный.

6) они образованы от сочетания имени и фамилии, имени и отчества или двух фамилий, например:

брендан-фрейзеровская игра, робин-гудовские приключения, лев-толстовский роман, теодор-драйзеровская трилогия, Андрей-Иванычев паспорт, Анна-Михайловнина сумка.
Примечания:

1. В отдельных случаях встречается слитное написание, например: веропавловские мастерские (от имени и отчества героини романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»), козьмапрутковские сочинения, тарасобульбовская сила.

2. При образовании имени прилагательного от иноязычной фамилии, перед которой стоит служебное слово, последнее пишется слитно, например: дебройлевская гипотеза (де Бройпь).

3. Имена прилагательные, образованные от китайских, корейских, вьетнамских и других восточных составных собственных имен лиц пишутся слитно, например: чанкайшистская политика (Чан Кайши).

7) они обозначают качество с дополнительным оттенком, например:

горько-соленая вода (т.е. соленая с горьким привкусом), раскатисто-громкий голос (т.е. громкий, переходящий в раскаты), мирно-непротивленческая политика, ушибленно-рваная рана.
Примечание. Особенно часто прилагательные этого типа встречаются в языке художественной литературы, например: безгрешно-чистая красота, бесцветно-бледная толпа, блестяще-красное оперение попугая, влажно-махровые цветы, глубоко-нежная улыбка, грациозно-величественный жест, грустно-сиротливая ива, дымно-горький запах, желчно-раздраженный тон, мужественно-суровый вид, невольно-горячая слеза, нескладно-тоскливо-неловкие звуки, нетерпеливо-выжидательное настроение, прозрачно-воздушная радуга, рахитично-хилое растение, резко-сухой звон, робко-ласковый голос, смущенно-счастливое лицо, тайно-счастливое стремление, торжественно-угрюмый облик, тревожно-несвязные думы, уныло-серый цвет, холодно-сдержанный человек, чудно-упругие локоны.

8) они образуют одно слово (со слитным или дефисным написанием) и словосочетания, состоящие из наречия на -о (-е) и прилагательного или причастия (с раздельным написанием). В таком случае к наречию, играющему роль отдельного члена предложения, можно поставить соответствующий вопрос. Например:

морально-этические проблемы – морально устойчивый человек (в каком отношении устойчивый?); общественно-исторические законы – общественно опасные элементы (опасные для кого?); промышленно-транспортный отдел – промышленно развитая страна (развитая в каком отношении?).

Наречие может указывать также на степень признака, выраженного прилагательным или причастием, например: максимально сжатые сроки, невозмутимо бесстрашный вид, умеренно теплый климат.
Примечания:

1. Чаще всего первым компонентом словосочетания выступают наречия абсолютно, диаметрально, жизненно, истинно, максимально, подлинно, последовательно, прямо, резко, строго, сугубо, явно, ясно и др. Например: абсолютно необходимые меры, диаметрально противоположные предложения, жизненно важное решение, истинно дружеская помощь, максимально точные данные, неизменно сердечное гостеприимство, подлинно братская поддержка, последовательно миролюбивая политика, прямо пропорциональные величины, резко отрицательный ответ, строго логический вывод, сугубо пристрастный анализ, явно неприемлемые условия, ясно выраженная воля. Ср. также: внутренне содержательный человек, глубоко задумчивый взгляд, демонстративно небрежная прическа, изнурительно долгий путь, исконно русское слово, исчерпывающе полный ответ, намеренно резкий отказ, неизменно ровные отношения, ослепительно голубое небо, откровенно насмешливая улыбка, подозрительно быстрое согласие, подчеркнуто контрастное сравнение, празднично нарядное платье, принципиально новый проект, тонко очерченный контур, угрожающе опасное положение, удивительно яркие краски, уморительно забавная пьеса, художественно полноценное произведение, чисто французская галантность и т.п.

2. Обычно отдельно пишутся наречия на -ски, в сочетании с прилагательным характеризующие признак путем уподобления, выделяющие, подчеркивающие его в каком-либо отношении, например: ангельски кроткое отношение, детски наивные высказывания, практически ненужное новшество, рабски покорная готовность, теоретически важная проблема, товарищески чуткое внимание, фанатически слепая преданность, химически чистый состав, энциклопедически разносторонние знания, юридически сложный случай.

9) они входят в состав сложных географических или административных названий и начинаются с основы восточно-, западно-, северно- (северо-), южно- (юго-), например:

Восточно-Европейская равнина, Западно-Корейский залив, Южно-Африканская республика.
Исключение: Централъноафриканская республика.

Примечание. В нарицательном значении подобные прилагательные пишутся слитно со строчной буквы, например: Северо-Осетинская республика – североосетинское искусство и литература; Южно-Уральская железная дорога – южноуральская флора и фауна.

10) они образованы из сочетания прилагательного с существительным, но с перестановкой этих элементов, например:

литературно-художественный (художественная литература), словарно-технический (технический словарь).

11) они имеют терминологический характер, например:

амплитудно-частотная, атомно-молекулярный, барабанно-дисковый, газо-пылевая (туманность), гнойно-воспалительный, гортанно-глоточный, грудинно-реберный, древесно-кустарниковый, железо-кремнистая (сталь), желудочно-печеночный, заправочно-сливной, зелено-моховое, злако-бобовые, инфекционно-аллергический, интегрально-дифференциальное, каменно-бетонный, клеверо-тимофеечный, комплексно-сопряженные, ланцето-яйцевидный, люцерно-злаковые, магнито-мягкие, металло-диэлектрическая, молочно-мясной, мясо-молочный, мясо-шерстный, наклонно-направленный, овально-сводчатый, огненно-жидкий, округло-шаровидный, опытно-мелиоративный, отгонно-пастбищный, пищеводо-кишечный, плече-шейный, подвздошно-реберный, поточно-механизированные, пространственно-временная рычажно-шатунный, сборочно-автоматический, сверлильно-нарезной, сдельно-прогрессивный, слесарно-штамповочный, словарно-справочный, торфяно-болотный, удлиненно-ланцетовидный, уплотненно-пористо-трещиноватый, феодально-земледельческий, физкультурно-спортивный, фосфорно-калийный, хозяйственно-организаторский, центробежно-лопастный, челюстно-лицевой, шарнирно-роликовый, шерстно-мясной, щелочно-кислотный, щечно-глоточный, экспедиционно-транспортный, электронно-вычислительная.
Примечания:

1. Через дефис пишутся некоторые из сложных прилагательных этого типа, имеющие в первой основе суффикс -ат-, -ист-, -ов-, например: зубчато-ланцетовидные, метельчато-щитовидные, пленчато-чешуйчатая, продолговато-эллиптическая, рыхловато-пористый, складчато-бороздчатые, ступенчато-симметричное; волнисто-изогнутые, волокнисто-дерновая, песчанисто-парниковый, пятнисто-испещренная, сосудисто-волокнистая; дерново-подзолистая, известково-серый, корково-столбчатый, лугово-степная, плодово-ягодные.

2. Часто в качестве первой части сложного прилагательного выступают основы вертикально-, горизонтально-, поперечно-, продольно- и т.п., например: вертикально-сверлильный, вертикально-фрезерный, горизонтально-ковочный, горизонтально-сверлильный, поперечно-строгальный, продольно-строгальный.

3. Через дефис пишутся сложные прилагательные, у которых основа первой части, образованная от слов иноязычного происхождения, оканчивается на -ико, например: диалектико-материалистический, историко-архивный, критико-библиографический, медико-судебный, механико-термический, политико-массовый, технико-экономический, химико-фармацевтический (к другому типу относятся слитно пишущиеся слова с первой основой велико-, например: великодержавный, великомученический, великосветский и др.).

4. Висячий дефис употребляется и при сложных прилагательных, например: семнадцати- и восемнадцатилетние юноши и девушки; кукурузно-, картофеле-, льно-, хлопко- и силосоуборочные комбайны.

Наша редакция изучила, как сдавали экзамены раньше и почему сейчас поступить в вуз легче.

Как проходили первые выпускные экзамены в Российской империи

Выпускные экзамены в Советской России

Экзамены в Российской Федерации по закону 1992 года

Единый государственный экзамен для выпускников XXI века

Что изменилось с введением ЕГЭ

Выводы

Первые экзамены в российских гимназиях появились в 1837 году. Вузы не справлялись с потоком абитуриентов, и Министерство народного просвещения приняло «Правила испытания для желающих поступить в университеты». Экзамены принимала комиссия, которая выставляла отметки по пятибалльной системе.

В этой системе оценивания «единица» и «двойка» имели смысл. Например, «кол» ставили выпускнику, который «многого из пройденного предмета не понимает, отвечает сбивчиво, пересказывает лишь вытверженное наизусть, притом со многими ошибками и неясно».

В 1840 году шесть университетов Российской империи принимали устные экзамены:

  • Закон Божий, священную и церковную историю;
  • российскую грамматику, словесность и логику;
    • латинский, греческий, немецкий, французский языки;
    • математику до конических сечений включительно;
    • физику;
    • географию и статистику;
    • историю.

    Число выпускников росло, и в 1872 году были приняты новые правила вступительных испытаний. Экзаменационная комиссия состояла из директора гимназии, инспектора, учителей и представителей округа. Испытания были платными и проверяли, имеют ли абитуриенты «достаточную степень умственного развития и зрелости, чтобы с пользою и успехом посвятить себя дальнейшему научному образованию». С 72-го года выпускники гимназий сдавали:

    • Закон Божий (только устно);
    • русский язык (только письменно);
    • греческий и латинский (устно и письменно);
    • математика (устно и письменно);
    • история (только устно).

    Комиссии гимназий разрабатывали задания экзаменов и отправляли в округ. Окружная комиссия выбирала лучшие задания по каждой дисциплине и отправляла обратно. В день экзамена конверты вскрывали в присутствии учеников и экзаменаторов.

    Письменный экзамен во всех гимназиях округа начинался в один день в 10 часов утра. Опоздавшие не допускались. Все ученики рассаживались в просторном зале по одному за столом. Допускалось принести с собой таблицу логарифмов. Предоставлялись письменные принадлежности и проштампованная бумага.

    За каждыми десятью гимназистами следил один наблюдатель. Замеченных за списыванием выгоняли. Пересдать можно было лишь через год. При повторном нарушении правил выпускник навсегда лишался права проходить вступительные испытания в России.

    Письменные испытания длились неделю, после чего прошедшие их выпускники сдавали устные экзамены.

    Уже в то время проверяющие говорили о проблемах оценивания работ. Каждый экзаменатор полагался на субъективные впечатления, не было единых оснований оценки. Например, в устном ответе по истории испытуемый должен был продемонстрировать «ясное представление хода всеобщей истории, в особенности же ясное и точное знание истории греков, римлян и отечественной». Также члены комиссий понимали, что ученики пишут и отвечают устно в состоянии тревоги, что влияет на качество их ответов.

    «Положение об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» 1918 года отменяло все прежние экзамены. В вузы снова принимали без вступительных испытаний. Абитуриентов было мало, поэтому желающих принимали в университеты до осени 1944 года.

    По новым правилам середины XX века к экзамену не допускались «двоечники». Состав комиссии был похож на дореволюционный: директор школы, сотрудник областного отдела народного образования и учителя. Перечень экзаменов включал:

    • русский язык (письменно и устно);
    • литературу (письменно и устно);
    • математику (алгебру, геометрию, тригонометрию — письменно и устно);
    • физику (устно);
    • химию (устно);
    • историю (СССР и новую — (устно);
    • иностранный язык (устно).

    Случались ситуации, когда учителя подсказывали выпускникам или исправляли ошибки школьников синей пастой во время проверки. Завысить или занизить оценку во время устного ответа было ещё проще, ведь ни возможностей, ни требований аудиозаписи ответов тогда не существовало.

    К экзаменам допускались даже те, кто имел годовой «неуд» по одному из предметов. В случае провала разрешалось прийти на пересдачу.

    После распада СССР российские выпускники 9 классов обязательно сдавали четыре предмета: русский язык, математику и ещё два по собственному выбору. Окончившие 11 класс должны были сдать русский и алгебру письменно, а также минимум три экзамена по курсам школьной программы, кроме физкультуры. При этом выпускники школ, гимназий и лицеев с углублённым изучением предметов обязаны были сдавать экзамены по профильным дисциплинам.

    Девятиклассники писали обязательные экзамены в течение 4 часов, в 11 классе на математику отводилось 6 часов, на русский — 5.

    Помимо выпускных экзаменов в школе старшеклассникам приходилось сдавать вступительные экзамены в вуз. После «перестройки» 1991 года стали появляться негосударственные вузы, их число росло, и каждый институт, университет или академия проводили собственные вступительные испытания. Некоторые школы сотрудничали с вузами, и выпускные экзамены учеников засчитывались в качестве вступительных, но это было редкостью.

    Для подготовки к собственным испытаниям вузы предлагали обучающие курсы для школьников. Часто преимущественное право на зачисление отдавалось окончившим эти курсы. Университетские преподаватели подрабатывали репетиторами, натаскивая школьников на экзамены своего вуза. Нечестные сотрудники университетов умудрялись заранее раздобыть экзаменационные билеты и продать абитуриентам.

    Если выпускник планировал подавать документы в разные вузы, ему приходилось готовиться сдавать несколько экзаменов по одному предмету. Например, помимо школьной выпускной математики, ещё одну для поступления в педагогический вуз, и математику в другом формате — в технологический. В результате школьники испытывали чрезмерную интеллектуальную нагрузку в 10-11 классе, а родители часто отдавали последние деньги на подготовительные курсы и репетиторов.

    Чтобы навести порядок в системе приёма в вузы, избавить школьников от избыточных экзаменов, уравнять возможности выпускников из разных регионов и снизить уровень коррупции в сфере образования, российское правительство решило ввести единый экзамен. На протяжении несколько лет ЕГЭ проходил в режиме эксперимента в нескольких регионах страны. С 2009 года он стал обязательным в качестве выпускного и вступительного экзамена в России.

    Благодаря критике родителей, учителей и представителей вузов содержание и процедура проведения ЕГЭ неоднократно менялись. Сегодня в число предметов для сдачи ЕГЭ входят обязательные русский язык и математика (базового или профильного уровня), а также:

    • литература;
    • физика;
    • химия;
    • биология;
    • география;
    • история;
    • обществознание;
    • иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский);
    • информатика и ИКТ;
    • родной язык или родная литература, если русский неродной.

    К экзамену допускаются старшеклассники, успешно сдавшие сочинение по русскому языку, не имеющие академических задолженностей и «двоек» по итогам года.

    За ходом ЕГЭ следят наблюдатели, процесс проведения транслируется в интернете. Тестовая часть работ проверяется компьютером — влияние субъективной оценки человека исключено. Развёрнутые ответы эксперты проверяют и оценивают по известным критериям, а работы получают в обезличенном виде.

    ЕГЭ позволил существенно изменить ситуацию, связанную выпускными и вступительными испытаниями. Хотя для многих старшеклассников экзамены — это стресс, отдача от вложенных сил стала выше. Раньше выпускники готовились сдавать и школьные, и вузовские экзамены. Например, помимо выпускной работы по математике приходилось сдавать отдельные экзамены в каждый вуз, куда абитуриент подавал документы. Сейчас можно сдать ЕГЭ по предмету и отправить результаты в пять вузов.

    До ЕГЭ нужно было лично проходить вступительные испытания в каждом вузе, а теперь можно отправить документы и копии сертификатов ЕГЭ почтой или через интернет. Подготовиться и сдать экзамены в ведущие вузы страны тоже можно в своём регионе, а не на курсах при вузе. Благодаря этому выпускники из регионов стали чаще подавать документы в столичные вузы: количество иногородних студентов в университетах Москвы и Санкт-Петербурга увеличилось в три раза.

    Единый государственный экзамен повлиял на содержание и процедуру испытаний вступительных испытаний, при этом у ЕГЭ есть и недостатки. Поскольку основная часть заданий ЕГЭ письменные, школьники не стремятся развивать навыки устной речи. Учителя отмечают, что речь выпускников стала более скудной, менее логичной и грамотной.

    Другая проблема стандартизированного экзамена — он не охватывает полностью школьный курс по предмету. В результате некоторые школьники вместо того, чтобы изучать биологию или, например, историю, тренируются решать задания ЕГЭ.

    1. В школе экзамен нужен, чтобы проверить качество подготовки выпускников. В вузе экзамен позволяет провести конкурсный отбор среди абитуриентов. ЕГЭ решает обе эти задачи сразу.
    2. И в царской России, и в Советском Союзе, и после «перестройки» выпускники сдавали экзамены. Отметки выставляли по пятибалльной системе, критерии были размытыми, сами проверяющие признавали, что оценивание субъективно.
    3. До введения ЕГЭ в российских вузах процветала коррупция: можно было поступить за деньги или вообще не попасть в вуз, если денег нет.
    4. Школьники из регионов имели меньше шансов стать студентами столичных вузов, ведь каждый вуз проводил собственный экзамен и готовили к нему тоже при вузе. ЕГЭ уравнивает возможности российских выпускников.
    5. Критики отмечают, что в ЕГЭ мало устных ответов, а сам экзамен не охватывает всю школьную программу.
    6. Система экзаменов постоянно меняется, одни вопросы убирают, другие добавляют. Возможно, в ЕГЭ по некоторым предметам через несколько лет будет больше устных заданий.

    1. Приемник министра как пишется
    2. Приемлишь или приемлешь как пишется
    3. Прием фишбоун сказка о рыбаке и рыбке
    4. Приедите или приедете как правильно википедия пишется слово
    5. Придумать три вопроса к сказке о рыбаке и рыбке