Прием рассказа в рассказе

Вступительное слово сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством современного волгоградского писателя бориса петровича екимова. он родился в 1938 году в

Вступительное слово

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством современного волгоградского писателя Бориса Петровича Екимова. Он родился в 1938 году в Красноярском крае. Работал токарем, слесарем, электромонтером, учителем труда в школе. Публиковаться как прозаик начал в 1965 году и с тех пор написал более 200 произведений. Постоянный автор литературных журналов «Новый мир», «Знамя», «Наш современник».

В первых же произведениях определяется ведущая тема творчества Б.П. Екимова – жизнь «простого» человека, для которого совесть и труд являются главными ценностями. Для писателя связь с родной землёй, любовь к ней, желание работать, трудиться на родных просторах является главной идеей творчества Б.П. Екимова и очень выразительно проявляется в характерах его героев.

Современники отмечали, что Б.П. Екимов выступает как продолжатель русских литературных традиций, восходящих к житийному и летописному жанрам, через лирический эпос Н.А. Некрасова, прозу М.А. Шолохова.

Основным жанром произведений Екимова становится рассказ. Будучи изначально устным жанром, рассказ перенёс в литературу особый колорит живого слова, стихию устной речи, эффект «рассказывания». Исповедальность (то есть откровенность, открытость чувств и переживаний) становится одним из наиболее характерных признаков произведений Б.П. Екимова.

Прием рассказа в рассказе

На сегодняшнем уроке мы обратимся к рассказу «Белая дорога».

«Жизнь прожить – не поле перейти»

Вопросы для анализа

Обратимся к произведению, в котором попытаемся найти эту «белую дорогу». Сразу ли мы узнаем о главном герое рассказа? Какой композиционный прием при этом использует автор?

Нет, сначала мы читаем о возвращении рассказчика в город из-за наступления осени. Здесь используется прием рамочной композиции или «рассказ в рассказе»: герой вспоминает о Степе, которому и посвящен рассказ, перед отъездом любуясь песчаными пустошами.

Как рассказчик описывает Пески? Что его больше всего поражает?

Пески в описании рассказчика становятся волшебной неведомой страной, в которой царят покой и тишина: «Песчаная страна, считай, пустыня; желтые бугры — кучугуры, редкая зелень: солянка, молочай, желтый бессмертник, ползучий чабер. Вечный ветер. Свистит и свистит. Безлюдье на десятки верст. Машины сюда не забираются. И делать нечего, и застрянешь в песках. Редкий жаворонок вспорхнет из-под ног; редкий коршун проплывет в вышине; ящерка прошуршит — и все. Тишина. И просторное небо».

Рассказчика поражает появление белых дорог, «неведомо кем проложенных» среди этих бесконечных безлюдных пустошей. Он задается вопросом: «Кто ее проторил, эту дорогу, и куда?..». С размышлений о сложности и загадочности человеческой жизни и начинается произведение.

В рассказе указано время действия: «Годы были тяжкие — двадцать первый да двадцать второй». Какие события в истории России происходили в то время?

1920 – 1921 годы – это время массового голода в Поволжье в период Гражданской войны. Тогда засуха, уничтожившая посевы, жесткая политика продразверстки со стороны советского руководства и последствия Гражданской войны привели к катастрофическим последствиям: бедности среди крестьянского населения, большому количеству смертей, в том числе – детских.

Кто такой Степа? Используя текст произведения, охарактеризуйте его портрет, характер, род занятий.

Степа – немой сапожник, ходивший по хуторам и чинивший обувь. В то тяжелое время, когда у людей не было даже еды, новая обувь была роскошью, особенно для бедных семей, поэтому Степина помощь оказывалась неоценимой. Он работал не ради достатка, а из-за порыва души, желания помочь, поэтому можно назвать этого героя добрым, трудолюбивым, бескорыстным человеком.

Герой жил свободной, кочевой жизнью: «Своего пристанища, дома он не имел. Мешок за плечами — все имущество. Жил и кормился Степа в том доме, куда приходил работать. Жил, пока всю обувку не перечинит».

В рассказе не дан портрет героя, но детально описана его одежда: «поношенная, но всегда чистая, аккуратно заштопанная, петли обметаны, пуговицы крепко сидят. А заплаты подобраны и посажены — как влитые». Все это – забота хозяек, у которых останавливался герой, что говорит об их взаимной симпатии и готовности помочь.

Герой при всем своем великодушии был нелюдим и серьезен, никогда не улыбался, молчал, о его судьбе практически ничего не знали. Рассказчик предполагает причину такого поведения героя: «Говорили, что Степина семья, дети погибли ли, померли от войны, голода ли, болезней».

Почему героя называли «малахольный, умом тронутый»? Как к нему относились люди?

Степа жил бедно, без своего угла, не стремился к заработку и брался даже за самую безнадежную работу, не беря за нее денег – такого жизненного уклада многие люди не понимали. Рассказчик называет его глупым и неразумным и рассуждает: «Будь Степа помудрей, поразумней, он мог бы прожить и лучше, выбирая дома с достатком…  Но Степа хозяев не выбирал, сытно живут или впроголодь; он шел, куда звали».

Нельзя не заметить и своеобразного потребительского отношения людей к герою, воспринимающих его труд, как должное: по ходу рассказа его неоднократно называют «Степа-глухой», а односельчане ругаются, когда он задерживался в чьем-то доме («на Степу-глухого была очередь»).

Несмотря на все это, странное поведение героя и его кочевую жизнь, люди заботились о Степе, потому что он помогал им в трудные минуты, ничего не прося взамен, отдавая всего себя на благо других, его «уважали, называя порой святым человеком, какие не от земли, а от неба». «Степа-глухой был спасеньем для всякой семьи, даром Божьим».

Когда «светлел лицом» герой рассказа? Как вы думаете, с чем это связано?

Степу любили дети, «для них начинался праздник, когда он приходил в дом»: он никогда не прогонял их от своего рабочего места, мастерил им игрушки, разрешал брать инструменты. При общении с детьми герой «светлел лицом и шумно вздыхал», возможно, вспоминая о погибшей семье. Но и сами по себе дети, как чистые и светлые создания, созвучны духовному мироощущению Степы.

Как закончилась история Степы?

Смерть Степы стала внезапной и загадочной: он неожиданно умер в Песках, решив отправиться в следующую деревню напрямую через песчаные пустоши. Мы снова возвращаемся к рассказчику, который снова обращает внимание на загадочные белые дороги («…такой вот белой дорогой, что тянется сейчас передо мной меж песчаных бугров. Прилег ли он на обочину или просто упал? И умер. Ни птица, ни зверь его не тронули. Так и лежал, пока не нашли его сухие мощи»).

Поговорим о смысле названия рассказа. Что (не только в русской, но и в мировой литературе) символизирует образ  дороги, пути? Приведите примеры.

Этот образ символизирует жизненный путь человека, отражает всю сложность человеческой жизни. Традиция его изображения восходит еще к античности (например, гомеровской «Одиссее»), фольклору, в русской классике находим ее в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя, лирических произведениях А.С. Пушкина («Зимняя дорога», «Бесы»…), «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова и т.д.

С чем у вас ассоциируется белый цвет? Как с учетом всего сказанного можно интерпретировать выражение «белая дорога»?

Белый цвет – это чистота, гармония, добро. Белая дорога – праведный жизненный путь, путь «добра и света», жизнь, наполненная хорошими, добрыми поступками.

Найдите цитату из произведения, позволяющие нам трактовать образ «белой дороги» как жизненного пути  человека. Объясните свой выбор.

«Шел и шел белой дорогой. Потом лег ли, а может, упал и умер». (ученики представляют свои варианты)

Таким образом, что значит следовать «белой дороге»? В чем идеал жизненного пути по Б.П. Екимову?

По Б.П. Екимову, идеал человеческой жизни  – бескорыстная помощь другим, следование путем добра, отказ от материальных благ, жажды наживы. Рассказчик восхищается Степой и награждает самым ценным – памятью о нем, даже после смерти.

А в чем ваш идеал жизненного пути? Есть ли нам чему поучиться у героя рассказа «Белая дорога»?

Выслушать ответы учеников.

С какими героями-праведниками мы с вами уже знакомились на уроках литературы? Что их сближает со Степой, а что объединяет?

Юшка из одноименного рассказа А.П. Платонова, так же, как и Степа, лишен потребительства, жажды наживы, живет аскетично и бескорыстно помогает людям. Он трудится на благо своей приемной дочери (герой Екимова этого лишен), и, к сожалению, терпит издевательства со стороны людей, которые не принимают его жертвенного образа жизни.

Матрена из рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор», так же, как и Степа, стремится бескорыстно помогать людям, живет в труде, не стремясь к достатку. Люди же относятся к этому, как к должному, потребительски (например, жена председателя вызывает помочь колхозу, а после ее смерти родственники не скорбят, а стремятся ухватить лучшую часть имущества). Также Матрена окружена любящими людьми (ее воспитанница Кира, Игнатич), которые уважают ее жизненный выбор и преклоняются перед ним. Матрена, как и Степа, умирает, оставаясь словно незримым образом того праведника, «без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Литература

  1. Большакова А.Ю. Феномен деревенской прозы: дис. д. фил. наук 07.00.02: утв. 15.07.02. М., 2002. 215 с. // [Электронный ресурс] URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204714050&archive=1205324254 (дата обращения: 12.04.2020).
  2. Екимов Б. Возвращение. Рассказы о живой жизни. М.: Издательский дом «Никея», 2015. 304 с.
  3. Православный журнал «Фома» // [Электронный ресурс] URL: https://foma.ru/belaya-doroga.html (дата обращения: 05. 01. 2021).
  4. Русские писатели ХХ века: биографический словарь / Сост. П.А. Николаев. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 808 с.

План сочинения «Жилин и Костылин в рассказе Л.Н.Толстого Кавказский пленник»:

1. Вступление.
2. Общее у Жилина и Костылина.
3. Различие персонажей.
3.1. Портрет.
3.2. «Говорящая» фамилия.
3.3. Поведение во время нападения татар.
3.4. Поведение в плену.
3.5. Занятия в плену.
3.6. Мнение татар о пленных.
3.7. Как проявляется характер офицеров при подготовке и во время побега.
4. Жилин – истинный герой, достойный подражания.

Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» не только о войне. Это произведение о нравственном выборе и характере человека. Автор раскрывает нам, читателям, свое представление о том, каким должен быть человек.

Главные герои рассказа – офицеры русской армии Жилин и Костылин. Между ними много общего: оба служат в одном полку на Кавказе, оба отправляются в отпуск, оба попадают в плен, оба пишут письмо, чтобы прислали выкуп, оба участвуют в побеге. Казалось бы, события, происходящие с героями, одинаковые, но Толстой показывает, насколько по-разному они проявляют себя при этом.

Автор дает портретную характеристику каждого героя. «Жилин хоть не велик ростом, а удал был». Удалой – значит смелый и отважный человек. «Костылин — мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет». Этот персонаж предстает перед нами как физически слабый человек. С помощью нелестных эпитетов с самого начала повествования Толстой вызывает у нас негативное отношение к нему.

Но по одной внешности нельзя судить о внутренних качествах человека. Поэтому автор наделяет героев «говорящими» фамилиями. Так фамилия Жилин ассоциируется со словами «жила, жилистый, двужильный». Так можно сказать о крепком, выносливом человеке. В основе фамилии Костылин лежит слово «костыль» — палка-опора для хромых и безногих. Костылин предстает человеком, нуждающимся в опоре, поддержке, слабым не только внешне, но и внутренне, то есть безвольном. Приемом «говорящих» фамилий Толстой не только дает характеристики персонажам, но и подчеркивает свое авторское отношение к ним.

Для характеристики героев в эпизодах своего рассказа Толстой использует еще один прием. Это прием антитезы, то есть прием контраста, противопоставления характеров и образов. Так во время нападения татар поведение офицеров совершенно разное. Для Жилина характерна решительность, смелость. Он способен противостоять врагу. Это человек не из робкого десятка. Костылин же – его полная противоположность: трус и предатель. Он нарушает уговор не разъезжаться, оставляет товарища без ружья, сбегает, ведет себя так, как не подобает вести себя офицеру русской армии.

По-разному ведут себя герои в татарском плену. Жилин отказывается платить большой выкуп, торгуется, пишет письмо с неверным адресом, не хочет тревожить старую мать, зная, что ей негде взять деньги. Он проявляет себя как заботливый, любящий сын, Жилин не падает духом, надеется только на себя, верит в собственные силы, в удачу, активно ищет выход из создавшейся ситуации, проявляет смелость. «Не боялся, да и не буду бояться вас, собак». Внутреннее состояние Костылина в плену совсем иное. Он очень подавлен, ничего не хочет предпринимать, не борется и пассивно подчиняется обстоятельствам. Костылин верит только в выкуп, поэтому, не торгуясь, соглашается на него. Он уверен, что родственники обязаны его выкупить.

Жилин – деятельный человек. Он и в плену не сидит без дела, рукодельничает, учится понимать местный язык, проявляет смекалку и находчивость, изучает местность, высматривая как бы ему устроить побег. А в это время Костылин «по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит».

Жилин не озлобляется в плену, понимая, что мирные жители татарского аула ему не враги. Он делает игрушки для детей, среди взрослого населения слывет мастером. «Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок на ружье или пистолет починить принесет, кто часы». Горцы уважают его за умелые руки и мужество. Его хвалят: «Джигит», то есть молодец. Костылин ничем себя перед местными жителями не проявляет. О нем говорят, что он «мирный».

Зная, что помощи ждать неоткуда, Жилин, не жалея сил, готовится к побегу: прокапывает под стеной дыру, ждет удобного момента для осуществления задуманного. Костылин видит, как трудно дается подкоп, но даже и не пытается чем-либо помочь. Он не верит в возможность освобождения собственными силами, соглашается принять участие в побеге лишь под натиском уговоров Жилина. Различно ведут себя герои и во время побега. Жилин, не смотря на израненные об камни ноги, выглядит бодро, идет бойко. Костылин отстает, охает, ноет. Он обуза для своего товарища. Но Жилин подбадривает, утешает его. Его нравственные принципы, честь русского офицера не дают ему бросить раскисшего от усталости товарища, хотя тот ведет себя очень эгоистично. Он не думает о Жилине, о том, что из-за своей нерасторопности, небрежности, неосторожности побег может сорваться. Костылин погружен только в себя, в собственную боль. Он настолько малодушен, что ради спасения не хочет потерпеть, криком выдает не только себя, но и Жилина, срывает побег. Оказавшись в плену второй раз, Жилин всё равно не сдаётся и снова бежит, уже удачно. «А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».

Жизнь человека, его судьба всецело зависят только от него самого, от его поведения в той или иной ситуации. Не будь пассивен, имей активную жизненную позицию, не предавай, не сдавайся ни при каких обстоятельствах, не будь слюнтяем и нюней, ищи хорошее в людях, будь к ним добр и отзывчив – вот чему учит рассказ «Кавказский пленник». Прошло уже около 150 лет с момента опубликования рассказа, но и сейчас мысли, заложенные Тургеневым в произведении, остаются актуальными. Иван Жилин – по-прежнему истинный герой, достойный подражания. Можно только восхищаться его честностью, волей и мужеством. Называя свой рассказ «Кавказский пленник», Толстой имел в виду именно этого персонажа.

Куприн занимают лидирующие строчки среди всех великих российских писателей. Основное творчество автора выражено в написании рассказов и повестей. Большинство произведений Куприна описывают взаимодействия животных с людьми.

Как создавался рассказ

Среди знатоков ходит поверье, что в сюжете «Изумруда» есть часть от слухов, которые ходили по Москве в те года. Существовал невероятно популярный беговой скакун, который в итоге погиб. Было множество всяких версий этой смерти – одной из них было вероятное отравление скакуна. Лев Николаевич Толстой был впечатлен рассказом.

В каком жанре выполнено произведение

Шесть частей рассказа представляют собой небольшого объема текст. Из-за стиля повествования сюжета, который максимально приближен к повествованию в обычной жизни – поэтому жанр предписать рассказу можно реалистический.

Какой смысл заложен на название произведения

Главным героям рассказа является рысак по кличке Изумруд. Именно про жизнь этого рысака читатель узнает из произведения. Но само название не дает понимания читателю, о чем ему предстоит узнать в ближайших 6-ти главах, поскольку название ассоциируют с чем-то красивым и благородным.

Но в итоге рысак полностью соответствует представлению о изумруде – он также красив и благороден, почему и получил такую кличку. Складывается впечатление, что посылом от Куприна является убедить читателя, самое большое счастье – это найти такое же прекрасное существо, которое он описывает в произведении.

Какова композиция в рассказе

Авторским решением стало вести рассказ как бы от лица самого рысака, тем самым придавая оригинальности произведению. Первая глава рассказывает о том, где проживает Изумруд и о его самых ближайших соседях. А в части рассказа о своем детстве читателя поражают живописные и живые картины природы, которые заложены в памяти рысака.

Последующие главы писатель представляет перед нами картину, в которой Изумруд полностью предается своей профессии и как он при этом умеет взаимодействовать с людьми. Благодаря такому подходу Куприну удалось сделать образ животного, который развит разносторонне и способен вызвать в чувствах читателя смесь восхищений и сопереживания.

Благодаря практически отсутствию разговоров самих людей, которые находятся в окружении главного героя – рысака, повышается восприятие от глаз самого Изумруда. Такой подход помогает читателю лучше вникнуть в эмоциональное состояние лошади, так сказать прочувствовать его внутренние переживания.

Кульминацией рассказа является сама победа в гонке рысаком. Дальше в сюжете активные действия начинают угасать. В развязке сюжета лежит описание смерти Изумруда, которая представлена в рассказе с долей отстраненности и холода, тем самым передавая чувства рысака, который так и не понял причиненной ему подлости от людей. Для читателя же никакой тайны не остается.

Суть сюжета рассказа

В данном рассказе Куприн пытается показать своим читателям всю жестокость человеческого характера. История про удивительное животное, которое доверяет и предан людям, который также как и сами люди живет и хочет жить – в итоге умирает от человеческой жадности и жестокости.

Психология рассказа показывает ту самую невероятную чуткость доверчивого существа, которое тянется к людям и понимает их эмоции порой намного лучше самих людей. Куприн, при написании рассказа, понимал, что люди уже давно перестали ощущать свое большое значение в жизни животных, из-за чего мир погрязнет в бездуховном существовании.

Как выражены характеры героев рассказа

В роли главного персонажа выступает благородный рысак, который прожил на этом свете всего 4 года. Характер Изумруда показывается в моментах его взаимодействия с другими представителями копытного рода, а также непосредственно с дорогими для его сердца людьми. Изумруд представлен как любопытный и смелый рысак, который не побоится принять участие в противостоянии более взрослого и опытного жеребца Онегина. По отношению к своему наезднику Изумруд показан чутким и послушным жеребцом.

Второстепенные герои рассказа представлены в понимании от лица самого Изумруда:

  • Назар – это хороший старик, который нетороплив в своих движениях, но не имеет чего-то особенного;
  • Васька – трусливый паренек, не умеющий скакать на лошадях;
  • Наездник, с которым изумруд и участвует во всех скачках, воспринимается им как равный себе и достойный представитель человеческого рода.

Тема рассказа

Темой Куприна является раскрытие ответственного отношения к братьям нашим меньшим. Все это показано на примере истории жизни рысака Изумруда. Потребительски жесткое отношение, что перестало приносить прибыль, уже становится нормой для человечества и Куприн пытается объяснить читателям, что так происходить не должно.

Чему учит рассказ Куприна

В целях Куприна является желание раскрыть людям глаза на тот факт, что все живые существа ценны. Каждое живое существо является личностью, жизнь которых не вправе отбирать человечество. Ведь человек является старшим товарищем, и он не имеет никакого права относиться с жестокостью к любому животному. Такую мораль пытался внести в свой рассказ Куприн.

Заботиться о живых существах, которые зависимы от человека – это необходимо нравственная составляющая характера положительного человека, которым и является сам Куприн.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Прием невозможен как пишется
  • Прием лингвистическая сказка в начальной школе
  • Приезжай милый дедушка христом богом тебя молю возьми меня отсюда пишет дедушке в рассказе ванька
  • Приезжала как пишется правильно
  • Прием иронии в сказке как один мужик двух генералов прокормил