Прием иронии в сказке как один мужик двух генералов прокормил

1 история создания сатирических сказок м.е. салтыкова-щедрина.цикл сказок салтыкова-щедрина считают итогом его сатирического творчества. его обращение к сказочному жанру обусловлено

1)    История создания сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом его сатирического творчества. Его обращение к сказочному жанру обусловлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов X IX века проникло во все сферы жизни, вросло в быт, потребовалась особая сатирическая форма. Первые сказки появились в 1869 году, остальные печатались на протяжении 1880— 1886 годов. В них вошли все основные сатирические темы, в них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, проявляется удивительное искусство эзопова языка.

2)    Особенности жанра. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» относится к жанру сатирической литературной сказки.

Литературная сказка — эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; создана конкретным писателем и отражает особенности его отношения к миру. Сказки Салтыкова-Щедрина ни в чём не противоречат духу русской народной сказки. Они —- явления совершенно оригинальные, не смешивающиеся ни с какими другими известными литературными и фольклорными сказками.

«Сказка, — писал Гоголь, — может быть созданием высоким, когда служит аллегорической одеждою, облекающую высокую духовную истину, когда обнаруживает, ощутительно и, видимо, даже простолюдину, дело, доступное только мудрецу». Таковы именно щедринские сказки, их высокое идейное содержание выражено в общедоступных художественных формах. Они написаны настоящим народным языком — простым, сжатым и выразительным. Опираясь на богатейшую образность народной сказки, пословицы и поговорки, Щедрин создал образы в художественной трактовке сложных общественных явлений, каждый образ заключает в себе сатирический смысл. Сказка, как жанр, постепенно вызревала в творчестве писателя, формировалась из таких элементов его сатиры, как гипербола, фантастика, образность народной речи, приём зоологических уподоблений.

3)    Характеристика героев сказки.

Образы генералов. Сатирически изобразил Михаил Евграфович образы генералов. Иронично характеризуя облик героев, автор обращает внимание читателя на их легкомысленность. «В скором времени, по щучьему велению, по моему хотению», очутившись на необитаемом острове, генералы «сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось». Характеризуя поступки персонажей, М.Е. Салтыков-Щедрин пишет об отсутствии у господ простейших знаний о    предметах и явлениях. Так гротескно изображается писателем неумение героев определять стороны света: «Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли». Суждение одного из генералов о том, что: «Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет?» — вызывает одновременно насмешку и жалость к тем, кто, прожив жизнь, так мало о ней знает. При описании образа генералов важны художественные детали, которые также имеют гротескный характер. Например, единственным предметом, напоминающим о прошлой жизни, оказался на необитаемом острове один номер газеты «Московских ведомостей», но и там, «на что бы они ни обратили взоры, — всё свидетельствовало об еде». Единственное, что умели делать генералы, заставить работать мужика. Поэтому, найдя под деревом уклонявшегося от дела мужика, генералы тотчас накинулись на него. Здесь в речи господ появляются властолюбие, они вспомнили тот навык, которым так хорошо владели: «Спишь, лежебок! — небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!» Став «весёлыми, рыхлыми, сытыми, белыми», генералы вновь пустились в рассуждения, размышляя о вавилонском столпотворении, о всемирном потопе. Вернувшись с помощью мужика в Петербург, господа «поехали… в казначейство и сколько тут денег загребли».

—    Как очутились два генерала на необитаемом острове? («по щучьему велению, по моему хотению»)

— Дайте краткую характеристику двум генералам, (легкомысленные, всю жизнь прослужили в какой-то регистратуре, ничего не знают и не понимают)

—    Что комичного было в облике генералов, оказавшихся на необитаемом острове? («они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену»)

—    Что вызывает у генералов наибольшее удивление? («что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет»)

—    Кого решили найти голодные генералы? (мужика)


—    Как повел себя мужик, увидев генералов? (начал им прислуживать)

—    Как генералы и мужик покинули необитаемый остров? (мужик сделал лодку, и они уплыли с необитаемого острова)

—    Как отблагодарили генералы мужика? («выслали ему рюмку водки да пятак серебра»)

Образ мужика.
Само появление в сказке мужика фантастично: он внезапно появляется на необитаемом острове, на котором также «по щучьему велению» оказались генералы. Внешний вид мужика представляет контраст по сравнению с обликом двух генералов: «брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина». Мужик настолько свыкся с собственным безволием, что, увидев господ даже на необитаемом острове, тотчас начал исполнять их малейшие желания: «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Мужичину интересует, довольны ли господа генералы его усердием.
Герой даже сам плетёт для себя веревку, которой его потом генералы привяжут к дереву, чтобы не убежал: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг». Всё поведение мужика говорит читателю о его рабской сущности: у него нет желания воспротивиться, перестать слушать никчемных, ничего не умеющих делать генералов. Писатель от души иронизирует над мужиком, называя его то «мужичиной-лежебоком», «тунеядцем». Сами мысли персонажа являются абсурдными: «…начал мужик на,бобах разводить, как бы ему своих Генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» Лейтмотивом в описании мужика становится ироничное высказывание о герое, как о тунеядце, которого постоянно ругают два генерала.

4)    Сатирические приёмы, используемые М.Е. Салтыковым-Щедриным в своей сказке.
Сатирическая форма стала для М.Е. Салтыкова-Щедрина возможностью свободно говорить о насущных проблемах общества. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» используются различные сатирические приемы: гротеск, ирония, фантастика, аллегория, сарказм — для характеристики изображаемых героев и описания той ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала. Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению». Фантастично заверение писателя в том, что «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и внешний вид героев: «они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену». Салтыков-Щедрин высмеивает элементарное неумение генералов найти себе еду: оба думали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Изображая поведение героев, писатель использует сарказм: «начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Герои начали терять свой человеческий облик, превращаясь в голодных животных, и только вид настоящей крови отрезвил их. Сатирические приемы не только характеризуют художественные образы, но и выражают отношение автора к изображаемому. С иронией относится писатель к мужику, который, испугавшись сильных мира сего, «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Высмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин отношение генералов к жизни: «Стали говорить, что вот они здесь на всём готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние всё накапливаются да накапливаются».

Сатира

— вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений.

Сатирические приемы,

которые используются М.Е. Салтыковым-Щедриным в своей сказке:

Гротеск

— предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального.

Сарказм

— едкое выражение насмешки.

Эзопов язык

— особый язык, иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому.

Аллегория

— иносказательное изображение предмета с целью выявить наиболее существенные черты.

Гипербола

— сильное преувеличение.

Фантастика

— способ изображения действительности в нереальном виде.

Ирония

— способ выражения насмешки.

— Какой, на ваш взгляд, является сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — сатирической или юмористической? Докажите свою мысль. (Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина сатирическая, так как в ней высмеиваются пороки современной писателю действительности и человека.)

Урок-исследование на тему: «Литературные приемы в создании сатирических образов в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»».

Учитель русского языка

МОБУ СОШ с. Новая Отрадовка

Валетова Ю.В.

Тема урока: Литературные приемы в создании сатирических образов в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Класс: 7

Цели:

познавательные: 1) помочь понять иносказательный смысл произведения;

2) познакомить с ролью художественных приемов в сатирических произведениях, языковой картиной произведения.

развивающие: 1) совершенствовать умение анализировать текст;

2) развивать способность определять художественный прием в произведении;

3) исследовать языковую картину сатирического произведения; 4)способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;

воспитывающие: 1) воспитывать художественный вкус;

2) воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.

Оборудование : проектор, компьютер, ноутбуки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

М.Е.Салтыкова –Щедрина нельзя назвать писателем одного жанра. Он писал и романы, и повести, и критические статьи, и стихи в ранний период творчества, и сказки.

Так вот Салтыков-Щедрин сумел совместить в одной сказке и волшебный сюжет, и действующих лиц в образе животных, и социальные проблемы, волнующие читателя и автора. Эти сказки не совсем обычны, они предназначались для “детей изрядного возраста”, т. е. для людей уже способных думать и анализировать, которым нужно было открыть глаза на мир и на проблемы, существующие в нем.

Кроме этого, сказки Салтыкова-Щедрина отличаются своей сатирической направленностью. Сатира-это один из видов смеха, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. Сам писатель назвал свою манеру «эзоповым языком», по имени древнего баснописца Эзопа, создателя жанра басен в 6 веке до нашей эры. «Эзоповская речь» – форма сатирической речи. Как же писателю удавалось создавать такие произведения и образы? Сегодня попробуем ответить на этот вопрос.

III. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были прочитать сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Вспомнить определения литературных приемов. Давайте проверим.

Вам необходимо прочитать отрывок из художественного произведения и определить, какой литературный прием использовал автор, а также по характеристике назвать художественный прием и привести пример.

а) Прекрасен царскосельский сад,
Где 
льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (А.С. Пушкин) (слайд 3)

(Лев – Швеция , аллегория)

б) шаровары шириною с Чёрное море. (Н.Гоголь) (слайд 3)

(Гипербола)

в) назовите прием, в котором в основе произведения лежит нарушение границ реальности, принятых условностей, приведите примеры. (слайд 4)

(Фантастика)

г) древнейший художественный прием, основанный, как и гипербола, на преувеличении, заострении качеств и свойств людей, предметов, явлений природы и фактов общественной жизни, фантастическое преувеличение.

(Гротеск). (слайд 4)

Давайте вспомним определения литературных приемов, проверим (слайд 5,6 )

Как вы думаете, почему мы уделяем внимание именно этим выразительным средствам? (Они относятся к теме урока). В каком, недавно прочитанном произведении они встретились? (М.Е. Салтыков -Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

Верно. Мы будем говорить о значении литературных приемов в создании сатирических образов сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

IV. Работа по теме урока.

1. Ребята, сегодня на уроке будут работать четыре группы, у каждой на столах ноутбуки, вам необходимо по образцу (слайд 5,6 ) создать таблицу литературных приемов, которые вы будете заполнять в течение урока примерами. Выполнение такой работы позволит вам определить основные художественные приемы сатирической литературы.

2. Составление таблицы (работа на ноутбуке) ;

3. Каждая из групп находит примеры использования автором в тексте сказки одного из литературных приемов и заполняет третий столбец таблицы.

(Н-р, аллегория: отношения сказочных генералов и мужика — аллегория отношений власти и народа.

Гипербола:»Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились…»

Фантастика: генералы необыкновенным образом попадают на необитаемый остров.

Гротеск: генералы думали, что «булки в том самом виде родятся».)

Далее группы знакомят со своими примерами из текста, обмениваются ими для заполнения таблицы.

4. Задания для выполнения в группах.

Пользуясь электронной версией словаря литературоведческих терминов, разместить виды комического по степени усиления отрицания : сатира, гротеск, ирония, насмешка, парадокс, гипербола, сарказм. Объяснить свой ответ. Дополнить таблицу новыми литературными приёмами.

Почему М.Е. Салтыков-Щедрин использует гротеск?

V. Подведение итогов.

Каждая группа, пользуясь составленной таблицей, формулирует вывод о роли литературных приемов в создании сатирических образов.

VI. Домашнее задание (слайд 7)

Задание на выбор:

1. Продолжить сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил ».

2. Написать сказку, используя составленную таблицу.

Электронно-образовательные ресурсы

1. https://ru.wikiquote.org/wiki/

2. http://slovar.lib.ru/

3. http://www.textologia.ru/

4. http://lit-helper.com/

5. http://velikayakultura.ru/

6. http://feb-web.ru/

7. www.gramma.ru

8. writerstob.narod.ru

Сложно представить себе русскую литературу без сатирического творчества Салтыкова-Щедрина. Никто кроме не мог также точно выявить все пороки российской действительности середины девятнадцатого века и рассказать о них в столь оригинальной и запоминающейся форме. Его «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» считается классикой русской сатиры. Под видом сказки Салтыков-Щедрин мастерски отобразил сословные противоречия, царившие в Российской империи. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этой сказки.

История создания

История написания «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сохранила интересные факты о произведении:

  • Сатира Салтыкова-Щедрина родилась в пятидесятых годах девятнадцатого века, когда он был выслан в Вятку (за либеральные высказывания), где мог наблюдать за жизнью русской провинции, регионального чиновничества и простого народа. Но происхождение и ум писателя сыграли злую шутку с его гонителями: Михаил Евграфович сам стал местным губернатором. Ссылка обернулась для него повышением.
  • Идея для сказки родилась у писателя в 1867 году, после того как со скандалом был отправлен в отставку один чиновник, написавший короткое произведение «Что, ежели бы я жил на необитаемом острове и имел собеседником лишь правителя канцелярии?». Он решил развить эту тему и написать, что было бы со всем правящим классом на необитаемом острове?
  • Работа над сказкой была завершена 1869 году, но опубликовали ее далеко не сразу, хотя это и удалось (в журнале «Отечественные записки»). Цензоров обманула сказовая манера повествования.
  • Писатель Салтыков, как известно, присоединил к своей фамилии псевдоним «Щедрин», потому что он не хотел ассоциировать себя со скандально прославившейся дворянкой «Салтычихой», которая истязала и убивала своих крестьян. Кроме того, его семья была против литературных занятий Михаила.

Направление и жанр

Как ни странно, сказка Салтыкова-Щедрина принадлежит к литературному направлению реализма. Несмотря на фантастическое допущение, автор стремился к реалистичному изображению своих героев, их жизни, речи и действий. Характеры героев максимально приближены к реальным. Читатель может поверить в то, что такие люди могли существовать.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» является сатирической сказкой. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, язык изобилует сказочными речевыми оборотами. Многие ситуации намеренно доведены до абсурда. Всё это необходимо для того, чтобы замаскировать и смягчить присутствующее в сказке едкое высмеивание, свойственное всем сатирическим произведениям. Иначе книга была бы похоронена в ящике письменного стола.

Композиция и конфликт

Композиция «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» делится на три типично сказочных элемента:

  1. Сказочный зачин.
  2. Кульминация — встреча дворян и крестьянина.
  3. Развязка — возвращение в столицу.

Композиция построена на многочисленных антитезах: генералы — крестьянин, лень — труд, глупость — смекался, гордость — смирение и т.д. 

Суть: о чём сказка?

Два генерала, всю жизнь прослужившие чиновниками в санкт-петербуржской регистратуре, где они родились, воспитались и состарились, необъяснимым образом оказываются на необитаемом острове.

Дворяне и чиновники демонстрируют полную неприспособленность к самостоятельной жизни и незнание очевидных для любого образованного человека вещей, даже едва не доходят до каннибализма.

Однако, к счастью для двух высокопоставленных особ, под пальмой они находят спящего мужика и немедленно берут над ним руководство.

Много дней мужик выполняет все приказы двух генералов и заботится об их достатке и благополучии, даже сам делает для них верёвку их конопли, которой его же и привязывают к дереву.

В итоге генералы решают вернуться домой, и мужик перевозит их с острова в Санкт-Петербург, за что получил бутылку водки и пятак серебра.

Главные герои и их характеристика

Система образов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

герои характеристика
два генерала – пожилые чиновники дворяне. всю свою жизнь занимались однообразной бумажной работой и ничем другим не интересовались. капризные и жалкие люди, не способные даже самостоятельно определить, где находится север. однако в то же время они живут в полной уверенности в своём превосходстве над окружающими и в том, что все нижестоящие обязаны выполнять любые их прихоти.
мужик таинственный мужик с необитаемого острова, наделённый огромной силой и житейской смекалкой. способен без труда добыть пищу, свить верёвку из конопли, с помощью которой его и привяжут, и даже построить лодку для путешествия через океан. однако абсолютно лишён силы воли и чувства собственного достоинства, беспрекословно выполняя распоряжения двух генералов только потому, что они выше него по происхождению и статусу.

Темы

Тематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заставит задуматься и современного читателя, ведь темы в ней вечные:

  1. Народ – народ Салтыкова-Щедрина в образе мужика с острова обладает всеми качествами для счастливого и безбедного существования. Но писатель подчёркивает, что рабская психология русского человека, навязанная столетиями крепостного права, не даёт ему реализовать весь свой потенциал.
  2. Родина – писатель видит свою родину разделённой между двумя мирами: ничтожным и бесполезным дворянским, паразитирующем на народе и крестьянской Россией, безжалостно угнетаемой, несмотря на все её таланты.
  3. Противопоставление дворянства и крестьянства – в лице мужика представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишённое прав, а в лице генералов представлено дворянство, лишённое умений и ума, но наделённое безграничной властью и всеми правами.
  4. Быт и нравы России – Салтыков-Щедрин демонстрирует и высмеивает многие особенности жизни в России. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, пьянство и социальное неравенство – многое из этого было печальной обыденностью для Российской империи тех лет.
  5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «Жили-были», «Долго ли коротко ли» или «По усам текло, в рот не попало». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

Проблемы

Проблематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» столь же злободневна и интересна (если ее стоит дополнить, сообщите Многомудрому Литрекону в комментариях): 

  1. Социальное неравенство – в сказке отлично отражена пропасть между крестьянством и дворянством не только в материальном плане, но и в духовном. Аристократия всегда готова поработить народ, а вот простые люди подчиняются без ропота, хоть требования и абсурдны.
  2. Крепостное право – крепостничество всегда рассматривалось Салтыковым-Щедриным, как большая трагедия в истории русского народа, которая не только тормозила развитие экономики России, создавая нищету, но и нанесла ментальную рану русскому крестьянству, которое с огромным трудом приспосабливалось к жизни в эпоху капитализма.
  3. Невежество правящего класса – писатель особенно сильно подчёркивает ничтожность дворянства, его ограниченность и невежество. Отсюда ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно эти ничтожные люди управляют Россией, пронося ей только вред.

Смысл

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два сословия Российской империи. Главная мысль «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заключается в том, что тиранию дворянства идеально дополняет рабство народа, поэтому изменить ситуацию в России так сложно.

С одной стороны, мы видим дворянство – избалованное, ничтожное и бесполезное для общества, на котором оно паразитирует, однако уверенное в своём статусе, за счёт чего держит свою власть над немым и несознательным народом.

Мужик олицетворяет собой крестьянство – смекалистое и хозяйственное, но не способное осознать себя и бороться за свои права, а потому слепо подчиняющееся аристократии, которая не держит крестьян за людей.

Основная идея «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» — это необходимость изменить существующий порядок, в котором два паразита-генерала кормятся за счет одного тощего и забитого мужика. Писатель в своей сказке аллегорически изобразил экономику России. Сами дворяне ничего не зарабатывают, а живут на всем готовом только потому, что им принадлежит абсолютная власть над крестьянством. Если же народ освободится, помещики обречены на вымирание, причем в прямом смысле слова, ведь без бесчисленных слуг генералы просто умрут с голоду.

Чему учит?

Сказка осуждает невежество, грубость и самодурство, которые демонстрируют читателям генералы. Салтыков-Щедрин считал, что не происхождение или чин определяет человека, но его собственные таланты. Таков вывод из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Писатель превозносит смекалку и находчивость, продемонстрированную мужиком. Он пытается донеси до читателя мысль о важности самоуважения и о том, что необходимо отстаивать собственные права, иначе человек превращается в бесправного раба, чьи таланты служат негодяям и бесполезным паразитам. Каждый человек должен сам обеспечивать себя и тем самым приносить пользу обществу — такова мораль сказки.

Средства выразительности

Автор использовал в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» иронию. Так, мужик собственноручно связал веревку, которой его привязали к дереву. Этим автор хотел сказать, что народ сам поощряет свое рабство и добровольно лебезит перед тем, кто назвался хозяином.

Другой пример иронии в тексте — это распределение провизии. Мужик нарвал генералам 10 спелых яблок, а себе взял одно, и то кислое. Крестьянин ограничивает себя сам, то есть рабство глубоко засело в его психологии.

Прием иронии в сказке как один мужик двух генералов прокормил

Таблица: гротеск, гипербола, ирония в произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Критика

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была радушно встречена русской интеллигенцией. Замысел писателя был понят правильно.

Сказка была восторженно принята Герценом.Тургенев же и вовсе лично способствовал переводу произведения на французский язык и его распространению в странах Западной Европы. 

Автор: Михаил Щепин

(1 вариант)

В итоговый период своего творчества М.Е. Салтыков-Щедрин обращается к иносказательной форме сказки, где, описывая житейские ситуации «эзоповым языком», высмеивает пороки современного писателю общества.

Сатирическая форма стала для М.Е. Салтыкова-Щедрина возможностью свободно говорить о насущных проблемах общества. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» используются различные сатирические приемы: гротеск, ирония, фантастика, аллегория, сарказм – для характеристики изображаемых героев и описания той ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала. Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению». Фантастично заверение писателя в том, что «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и внешний вид героев: «они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену». Салтыков-Щедрин высмеивает элементарное неумение генералов найти себе еду: оба думали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Изображая поведение героев, писатель использует сарказм: «начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Герои начали терять свой человеческий облик, превращаясь в голодных животных, и только вид настоящей крови отрезвил их.

Сатирические приемы не только характеризуют художественные образы, но и выражают отношение автора к изображаемому. С иронией относится писатель к мужику, который, испугавшись сильных мира сего, «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое». Высмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин отношение генералов к жизни: «Стали говорить, что вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются да накапливаются».

Таким образом, используя различные сатирические приемы, иносказательную форму «эзопова языка», М.Е. Салтыков-Щедрин выражает собственное отношение к взаимоотношениям между людьми, обладающими властью, и простым народом. Писателем высмеивается и неприспособленность генералов к жизни, и тупое исполнение мужиком всех прихотей господ.

(2 вариант)

Просидевших всю жизнь в регистратуре генералов можно было и не отправлять на необитаемый остров, достаточно было завести их в поле или в лес, оставив одних, как в сказках, можно было и отменить крепостное право, как в жизни.

Конечно, сказка – ложь, преувеличивает писатель, и не было настолько глупых и неприспособленных к жизни генералов, но в любой сказке есть намек. Намекает автор и на безвольность и зависимость мужика, и на беспомощность «генералов», которые бы умерли от голода и холода, если бы рядом не оказался мужик. В сказке много условностей, фантастики: неожиданное перемещение на необитаемый остров двух генералов, там же очень кстати обнаружился и мужик. Многое преувеличивается, гиперболизируется: полная беспомощность генералов, незнание того, как сориентироваться относительно частей света и т.д. Использует автор сказки и гротеск: огромные размеры мужика, съеденный орден, суп, сваренный в ладонях, сплетенная веревочка, не дающая мужику сбежать.

Сами сказочные элементы, используемые автором, – уже сатира на общество того времени. Необитаемый остров – реальная жизнь, которой генералы не знают. Мужик, исполняющий все желания, – скатерть-самобранка и ковер-самолет в одном лице. Салтыков-Щедрин издевается над генералами, которые родились и состарились в регистратуре, над регистратурой как общественным учреждением, которую «упразднили за ненадобностью» и над мужиком, который сам себе веревочку сплел, сам и счастлив, что «его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом не гнушалися!». И генералы, и мужик с Подьяческой, но какие разные они в Питере и на острове: на необитаемом острове мужик необходим, значимость его огромна, а в Питере «висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит», маленький, незаметный. Генералы же на острове бессильны, как дети, а в Питере всемогущи (на уровне регистратуры).

Салтыков-Щедрин от души посмеялся над всеми, над теми, кого он называл «детьми изрядного возраста», так как взрослым иногда заново нужно объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, где граница между добром и злом.

Салтыков-Щедрин — Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 290, 300-304)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Проверьте себя 

1. Как впечатления детства писателя отразились в его произведениях? 

         “Все ужасы крепостной действительности”, жизнь и быт деревни, проблемы крестьян. 

2. Почему Салтыков стал Щедриным? Об этом есть целый ряд версий. Одну из них изложил сын писателя К. М. Салтыков: «…Мало кому известно, отчего отец избрал себе псевдонимом фамилию „Щедрин».  

         Дело обстояло так. Ему, когда он состоял ещё на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией… Моя мать и предложила ему избрать псевдонимом что-либо подходящее к слову „щедрый», т. к. он в своих писаниях был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы1». Есть и другие объяснения. Этот псевдоним связывают со словом «Щедрина» (след от оспы). Как бы вы объяснили смысл псевдонима писателя? 

         Я больше склоняюсь к версии сына писателя. Ведь на самом деле Салтыков-Щедрин был щедр на сарказмы и различные сравнения. 

Размышляем о прочитанном 

1.Какие чувства пробуждает у читателя сказка (осуждение, сочувствие, негодование, грусть)? Почему? 

         У меня эта сказка вызвала чувство осуждение по отношению к генералам, что они оказавшись на острове, не смогли добыть себе пищу, а заставляли это делать простого мужика. К нему у меня возникло чувство жалости от того, что он не мог им противиться. А в конце сказки генералы ему отправили “рюмку водки да пятак серебра”. 

2. Чем интересны диалоги генералов и как они их характеризуют? Как меняется отношение генералов к мужику? 

         Диалоги генералов показывают их приспособленчество, глупость и невежество. Они были удивлены, что еду нужно добывать и готовить. 

         Сначала они были злы на мужика, проявляли агрессию, а затем смиловались и давали ему время на отдых. По дороге в Петербург генералы нелестно отзывались о нем. Они показаны, как люди уверенные в себе и неблагодарные. 

3. Чем отличается щедринский смех, направленный против генералов и мужика? Как автор относится к героям? 

         Автор высмеял человеческие пороки не только генералов, но и мужика. К генералу он отнесся со злым смехом, показывал их необразованность, требовательность, напыщенность. А мужика высмеял по-доброму, что он вел себя, как ребенок и покорно выполнял все указания. 

4. Художественные особенности каких народных сказок (волшебных, бытовых) чаще использует в своей сказке Салтыков-Щедрин (приведите примеры). 

         Писатель использует такие художественные приемы: 

         1) сказочный зачин «жили-были»; 

         2) устойчивые выражения: по щучьему веленью, по моему хотенью; долго ли, коротко ли; прошел день, прошел другой; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; ни пером описать, ни в сказке сказать; 

         3) различные фантастические события: генералы оказались на необитаемом острове не одетыми и под одним одеялом; остров необитаем, однако мужик-то нашелся. 

 5. Какую роль в создании комических ситуаций играют гиперболы, гротеск? Приведите примеры использования названных художественных приёмов в сказке. 

         Эти средства выразительности усиливают эффект комичности ситуации, добавляют фантазийности. 

         Гиперболы: «Стал даже в пригоршне суп варить», «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». 

         Гротеск: «Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».  

         Генералы находят на необитаемом острове номер «Московских ведомостей» .

Литература и изобразительное искусство 

Как писатель и художники-иллюстраторы, каждый своими средствами, высмеивают беспомощность и никчёмность генералов? Прочитайте приведённое ниже высказывание Салтыкова-Щедрина. Согласны ли вы с писателем? 

         «…Всякий честный человек, читая мои писания, непременно отождествляет мои чувства и мысли со своими. Это он так чувствует и мыслит, а мне только удалось сойтись с ним сердцами…» 

         Писатель высмеивает никчемность генералов с помощью щедринского смеха, гипербол, гротеска и других средств выразительности. Художники изобразили генералов, отдыхающих под пальмой на заднем плане картины, а мужик ловит зайцев на переднем плане. Эта иллюстрация похожа больше на карикатуру. 

         Я согласен с высказыванием. Ведь каждый читатель сопоставляет свои мысли с задумкой автора. Зачастую они совпадают.  

Читаем самостоятельно 

 Прочитайте самостоятельно ещё одну сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина — «Дикий помещик». Подумайте, к каким сказкам можно её отнести — юмористическим или сатирическим. Объясните название сказки и скажите, встречаются ли в ней такие литературные приёмы, как гипербола или гротеск. Если да, то с какой целью вводит их автор? Приведите пример. Против каких пороков тогдашнего общества направлена сказка «Дикий помещик»?  

Подготовьте художественный пересказ сказки или выразительное чтение текста, подчеркнув иронию автора.  

         Сказка “Дикий помещик” относится к сатирическим. Дикий он не потому, что нелюдимый, а потому что он одичал в своих взглядах. В произведении встречаются гиперболы и гротески для увеличения эффекта сатиры. Например, в гротескной форме показано, как он одичал: оброс шерстью, стал есть сырое мясо, подружился с медведем. Эта сказка показывает отношение власти к своим подданным, высмеивает пороки помещиков. 

Обогащаем свою речь 

1.Какие слова «Повести…» напоминают народные сказки и в то же время как переосмысляются в ней? Например, где стоят и что значат в тексте слова «мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало»?  

         Например, устойчивое выражение для народной сказки: “ни в сказке сказать, ни пером описать”. Его использует писатель, чтобы передать красоту девицы. А в случае Салтыкова-Щедрина это выражение приобретает другой смысл: сколько денег загребли. 

         Выражением «мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало» обычно заканчиваются сказки, но у Салтыкова-Щедрина эти слова из косвенной речи мужика: «И что ж! оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало». 

         Это подчеркивает и народность образа мужика, и комичность ситуации одновременно. 

         Подберите синонимы к словам служили, примите уверение, упразднили. Подумайте, с какой целью эти слова используются писателем, что достигается благодаря введению их в текст сказки.  

  • Служили — работали, 
  • Примите уверение — поверьте, 
  • Упразднили — убрали. 

         Эти слова характерны для делового стиля, они употребляются в сказке для того, чтобы с помощью приема несоответствия усилить ее сатирическое звучание. 

2. Найдите в тексте слова «тунеядец», «тунеядство» и подумайте, какое значение имеют они в каждом случае. Что подчеркивается автором с помощью этих слов? 

         В сказке передано полное искажение представлений о жизни: генералы сами тунеядцы, а считают таковым мужика. Самое печальное, что и он сам не осознает своей значимости в жизни и поэтому готов подчиниться генералам.  

Фонохрестоматия 

Слушаем актерское чтение 

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик  двух генералов прокормил» 

1. Генералы по характеру службы и образу жизни так похожи, что отличить их друг от друга, казалось бы, невозможно, но актёр старается придать каждому из них хоть какую-нибудь индивидуальность. 

Как это удаётся сделать актёру? Как вы думаете, зачем это было необходимо сделать актёру, читающему текст сказки слушателям? 

         Актеру удалось передать индивидуальность каждого генерала благодаря изменению интонации, тембра голоса и скорости чтения. Один из них говорил высоким, а другой низким голосом. Это было сделано для более приятного и понятного восприятия текста. А также для усиления эффекта сатиры. 

2. Какими средствами выразительного чтения актёр передаёт состояние генералов во время громкой читки «Московских ведомостей»? 

         Актер передал состояние генералов восклицаниями, интонацией, тембром, протяжностью окончаний слов. 

3. Как преображается речь генералов, её тон, эмоциональная окрашенность, когда они, найдя мужика, начинают его отчитывать? 

         Они стали гневаться на него, речь их стала грубой, эмоциональной. Их негодованию не было предела.  

4. Сопоставьте «философские» разговоры голодных генералов с их рассуждениями после того, как мужик их накормил. Как актёр передаёт разницу в состоянии генералов во время голодного бедствования и в период сытого благополучия? 

         Когда они были голодны, то разговаривали о еде, о том, как ее найти. Они искали мужика. Были подавлены. После еды они стали веселыми и переживали о пенсии, которая накапливаются в период их отсутствия.  

5. Какие глубинные мысли и чувства скрыты в, казалось бы, бесстрастном произнесении актёром слов: «Сколько они ругали мужичину за его тунеядство — этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик всё гребёт да гребёт, да кормит генералов селёдками»? 

         “Сколько они ругали мужичину за его тунеядство” — этого ни пером описать, ни в сказке сказать”. Это выражение означает то, что они сильно ругали его в тот период, когда он не выполнял их приказы. Это они и считали тунеядством.  

         “А мужик всё гребёт да гребёт, да кормит генералов селёдками”? — это высказывание о том, что сколько ругани и возмущений было в адрес мужика, он все равно все делал и кормил генералов. 

Размышляем о прочитанном 

Подумаем и мы с вами над вопросами, которые мучили писателя: приносят ли пользу его произведения? Не напрасно ли он трудился? Нужен ли нам Салтыков-Щедрин сегодня? 

         Я считаю, что произведения Салтыкова-Щедрина, несомненно, приносят пользу и сегодня. Тее злободневные тем, которые он поднимает, актуальные и сейчас. Его труд не напрасен. 

Творческое задание 

Нужна ли сатира обществу и каждому человеку? Чем страшно «самодовольное ничтожество»? В чём заключается общественная роль писателя-сатирика? Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. 

         Я считаю, что сатира нужна обществу и каждому человеку. В сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил…” Салтыков-Щедрин мастерски показал проблему общества через сатиру. 

         Роль такого писателя велика. Он может через преувеличения или смешные моменты показать человеческие пороки. Возможно, кто-то узнает в таких героях себя и задумается над своим поведением, скорректирует его. 

Литература и литературное искусство 

1.Рассмотрите иллюстрации. Так ли вы представляли себе эпизоды и героев, о которых рассказал Щедрин? На что обращают внимание читателей художники-иллюстраторы? Каковы (по вашим наблюдениям) приёмы создания комического, смешного в книжной графике? 

         Рассмотрев иллюстрации, я пришел к выводу, что я так себе и представлял эти эпизоды. Художники тщательно проработали образы генералов и мужика. Комический эффект получился, когда мужик изображен огромным по сравнению с генералами, которые очень худые сидели, прижавшись к дереву. 

2. Найдите в ресурсах Интернета другие иллюстрации к сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина. Подготовьте устный отзыв о них. 

         Все иллюстрации, которые мне удалось найти, подчеркивают трудолюбие мужика и высмеивают генералов. Особенно мне понравилось изображение генералов после того, как они поели, сидят с набитым животом, а у их ног плещется рыба, а дерево полное фруктов. Это показывает, что они настолько ленивы, что даже не могут сделать малейшее физическое усилие для своего же блага. 

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

  • Приезжай или приезжай как правильно пишется
  • Придурошная как пишется правильно
  • Приезд фотографа в рассказе фотография на которой меня нет
  • Придутся по вкусу как пишется
  • Приезд в город как пишется