Приехать за полдень как пишется

в связи с выдвижением на оскар российской картины разжимая кулаки киры коваленко хочется спросить о критериях отбора. как это

— В связи с выдвижением на «Оскар» российской картины «Разжимая кулаки» Киры Коваленко хочется спросить о критериях отбора. Как это вообще происходит? При Меньшове это было непонятно. До публики доносилось лишь эхо скандалов и споров, и никто не знал даже того, кто входит в этот оскаровский комитет. 

— Кто туда входит — это и для меня тоже всегда было загадкой. Кого-то туда принимали, кого-то убирали. О причинах можно было только гадать. 

— Убирал и принимал Никита Михалков? 

— Это я утверждать не могу, потому что я этого не знаю. Но была ситуация несколько лет назад, когда я, будучи в составе комитета как номинант на «Оскар» (фильм «Вор» — прим. «Собеседника»), голосовал за картину «Кукушка» — была такая замечательная картина Рогожкина. И вот тогда несколько видных членов комитета были против «Кукушки». И после этого меня вдруг журналисты спрашивают: «А почему вас оттуда убрали?». Я удивился, поскольку мне никто об этом не сообщил, но тем не менее меня действительно пару-тройку лет в оскаровской комитете не было. А потом, после каких-то споров Меньшова с Михалковым, меня опять туда ввели, и Михалков предложил туда включить ещё и тех, кто получал призы на Московском и других фестивалях класса «А». Комитет численно вырос. Но при всем при том, я тогда не очень понимал, сколько нас в комиссии по «Оскару» и почему нас именно такое количество. 

— А сколько всё-таки? 

— Там было то ли 20 человек, то ли около того. Они не все и не всегда присутствовали лично на обсуждениях, присылая иногда свои соображения в письменном виде. 

Ну а в этот раз всё решалось в экстремальной ситуации. После того, как умер Владимир Меньшов, возникло замешательство, и на последнем совещании комитета первым вопросом стало, кого мы выбираем вместо него. Была предложена моя кандидатура, и неожиданно для меня за неё проголосовало большинство. Ну а по фильмам дискуссии, как в прежние времена были, так и сейчас были, — люди высказывали своё мнение. Разве что, споры были не такие ожесточенные, как иногда бывало. В результате нам пришлось выбрать из двух очень серьёзных и достойных фильмов.

— Какой фильм ещё был претендентом? 

— «Капитан Волкогонов бежал» (режиссёры Меркулова и Чупов — прим. «Собеседника»). Это очень достойная, интересная картина и у неё были хорошие очень шансы. И у неё хорошее будущее, я надеюсь. Но картина «Разжимая кулаки» получила очень большой перевес в голосах. 

— А считается просто большинство или какие-то баллы?

— Подсчитываются голоса. Теперь членам комитета не надо собираться и смотреть картины в зале — каждый мог посмотреть у себя на компьютере. Но большинство членов проголосовали очно, а те, кто не смог приехать из-за пандемии из Питера или еще откуда-то, присылали свои решения письменно. Такова была просьба: если вы не можете присутствовать, то объясните почему и пришлите свои соображения по поводу голосования — за кого вы голосуете и почему. Тут никаких тайн нет. И мы будем стараться, чтобы впредь до публики доходило больше информации. 

— А почему Михалков сам не возглавил оскаровский комитет? 

— Это вопрос не ко мне. У Никиты Михалкова много других регалий и дел. Зачем ему заниматься такой ерундой? 

— Понятно. Тем более что он при необходимости может и так повлиять на выбор. 

— Верно. Во всяком случае, будет пытаться. Но я не склонен сочинять интриги. Если остальные члены комитета с ним не согласны, то не согласны, и это ясно обозначается. А если согласны — то ради бога. Я не знаю, присылал ли Михалков в этот раз свои соображения, но подсчёт ведётся людьми, которым мы доверяем. 

— По каким критериями выбирали фильм «Разжимая кулаки»? Учитывалось ли соответствие западным ценностям? Например, в этом фильме, действие которого происходит в Осетии, поднимается тема прав женщин. Большинству российской публики, сохраняющей патриархальный и колониальный взгляд на жизнь, это безразлично. Зато на Западе это воспринимается горячо. Это соображение принимались в расчёт при выдвижении картины? 

— Это ваше личное соображение. И не более того. Ну а я никакой конъюнктурой не руководствуюсь. Оба фильма-претендента мне просто нравятся. Я считаю их серьезными произведениями искусства. Есть люди, которые при обсуждении высказывают свои соображения в том духе, что «это поймут, а это не поймут». А есть люди, которые думают, как я: «Ребята, мы не можем свои мозги вставить в оскаровских киноакадемиков, и какие у них взгляды на творчество и на политику — это не наше собачье дело. Мы гадать об этом не должны». Это моё личное мнение, как и некоторых моих коллег. А другие могут думать по-другому, высчитывая шансы на победу нашего фильма, и ничего тут плохого нет. И они могут ошибаться, и мы можем ошибаться. Кроме того, я не вижу никакой конъюнктуры в том, что «Разжимая кулаки» снимала женщина и про женщину. Мы вовсе не хотим понравиться этой картиной условному Западу. Нам нравится эта картина, вот и всё. Тем более это сокуровская школа, она меня поражает, там столько интересных и совсем молодых людей. Александр Сокуров так действует своей личностью, своей профессией на учеников, что это вызывает огромное уважение и большую радость, честно вам скажу. Мне очень нравилась и картина «Дылда», и «Теснота» — это настоящее, очень лаконичное и хорошее кино.

— Да, и наверное, вопроса о конъюнктуре и не возникало бы. Но с другой стороны, в прошлом году на «Оскар» от России был выдвинута картина мэтра Кончаловского «Дорогие товарищи», про расстрел рабочих в 1961 году, а это довольно позорная страница нашей истории, которая и для нынешней неосоветской России слишком царапающая. 

— У критиков тут могут быть свои соображения. Я лично этими соображениями не пользуюсь. Мне действительно нравится эта картина. Сделанная немолодым режиссёром, в совершенстве владеющим профессией. Меня этот фильм очень взволновал. И поднятая проблема (что не часто бывает в нашем кино), и то, что сделан он очень достойно. А то, что фильм не вошёл в шорт-лист, — ну я за американских киноакадемиков думать не собираюсь. Я говорю это вам как человек, который так же голосует в комитете, как все остальные. И я рад, что такого уровня картины, как «Разжимая кулаки», как «Капитан Волкогонов бежал», как картина Кончаловского, появляются у нас, и я, как российский режиссер, этим горжусь. А уж дальше — как сложится.

Вообще эти вопросы о конъюнктурных соображениях при голосовании в комитете, звучат от прессы не редко. Лично я так прожил свою жизнь, что ни голосуя, ни снимая фильмы, конъюнктурными соображениями не пользовался. Заказных фильмов я не делал. Хотя если бы захотел снимать то, что больше нравится начальству, я, наверное, мог бы зарабатывать больше денег. Но, к счастью, моя жизнь прошла иначе (без этого) и у многих моих коллег тоже.

— Спасибо, Павел Григорьевич.

В конце ноября Большой театр объявил о старте продаж билетов на легендарную постановку «Щелкунчик», традиционно знаменующую начало новогодних праздников. В первые дни билеты продавали непосредственно в кассах, сейчас их можно приобрести ещё и онлайн. Из-за ажиотажного спроса официальный сайт Большого, по словам театралов, работает с перебоями, поэтому до конца проблемы это не сняло. Многие любители балета по-прежнему предпочитают покупать билеты по старинке, их не пугают даже многочасовые очереди. В чём причины популярности билета «Щелкунчик» и почему администрации Большого театра пока не удалось решить проблему очередей, узнал NEWS.ru.


Очереди, как на Высоцкого: почему «Щелкунчик» в Большом вызвал ажиотажlesenechka//instagram.com

«Такого жуткого квеста в моей жизни ещё не было»

На многочисленных видео в Сети можно заметить, что толпы людей окружили Большой театр, многие из них провели на улице по несколько часов, чтобы получить браслет. Но браслет даёт лишь право купить билет, для его приобретения нужно отстоять ещё одну очередь. И даже это не гарантирует, что из касс театра зритель уйдёт с желанным билетом. В таком случае нужно вернуться вновь на следующий день.

На следующий день с браслетом и паспортом нужно приехать в очередь в кассу и уже выкупить сам билет. Один человек может купить только два билета — на себя и любого человека при наличии его паспорта или фото паспорта. За восемь часов в кассу прошло около 350 человек. <…> Система дурная, особенно если учесть температуру на улице. Нужно обладать огромным желанием и любовью к театру, чтобы на это пойти, отметила на своей странице в Instagram поклонница балета.

Спустя несколько дней открылись онлайн-кассы, однако и тут театралов ожидали проблемы. Сайт Большого театра начал «зависать» из-за наплыва желающих купить билеты.

В соцсетях москвичи отмечают, что отстоять очередь за билетами на «Щелкунчик» в Большом театре — это, своего рода, посвящение с мир искусства. С момента открытия продаж в Сети появилось множество историй от счастливых обладателей билетов на балет. Зрители в очереди отмечали, что «могут забыть постановку, но никогда не забудут добычу билетов».

Такого жуткого квеста в моей жизни ещё не было. Три часа бессмысленного стояния на морозе, чтобы получить розовый браслет, который дал бы мне только возможность купить билет на желанный балет. В итоге сопли, кашель и осипший голос. Мой квест начался 26 ноября в 20:00, когда я, как ненормальный (а по-другому это назвать нельзя), надев тёплые трусы, носки, утеплившись в дублёнку и зимнюю шапку двинулся к кассам Большого. Там уже стояло человек 200, — написал на своей странице в Instagram пользователь Евгений Круглов.

Он отметил, что очередь была организованной, за раздачей браслетов следили волонтёры. Запись на получение браслета, по словам театралов, начиналась с семи часов утра, к вечеру у касс было уже около 1000 человек. Круглов сравнил такой ажиотаж с очередями «за финскими сапогами или американскими джинсами» в 1980-е годы или за билетами на спектакли с участием Владимира Высоцкого.

Мужчина поделился, что, оставив на время свой пост у касс театра, потерял место в очереди и вылетел из списка. Однако позже пользователь смог приобрести билет онлайн, хоть и не с первого раза.

Ещё одна пользовательница Сети, в отличие от Круглова, отстояла очередь до конца и получила браслет. Девушка рассказала, что театралы в толпе поддерживали друг друга.

Стоя на пороге трёхлетия в Москве, я решила, что пора бы уже принять участие в квесте «Добудь билеты на „Щелкунчика“ в Большой или умри». Насмотревшись и начитавшись историй, проконсультировавшись с теми, кто участвовал в этом и в прошлом году, одевшись потеплее, к 20:00 я поехала к кассам Большого. <…> Атмосфера веселья, дружбы и взаимной поддержки царила в ту ночь у стен Большого. И вот, 66 уже нет — и, значит, я точно получу браслет! Счастье! Восторг! И чувство гордости за себя!пишет она.

NEWS.ru обратился в Большой театр с просьбой рассказать, как администрация решает проблемы очередей и в чём видит причины столь высокого ажиотажа зрителей. Однако на наш официальный запрос пресс-служба БТ не ответила.

Критика Цискаридзе и история современного «Щелкунчика»

В декабре 2021 года «Щелкунчик» будет показан в классической постановке советского и российского хореографа Юрия Григоровича. Именно его версия балета стала наиболее популярной, Григорович смог взглянуть на всем знакомую историю под новым углом.

Кроме того, в постановке Григоровича танцевали такие балетные артисты, как Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Светлана Захарова, Николай Цискаридзе.

В 2017 году, после очередного показа «Щелкунчика», Николай Цискаридзе, покинувший к тому времени Большой театр, поделился мнением, что постановка потеряла своё волшебство и её вовсе не стоит показывать детям. В ответ на это руководство театра заявило, что балет остался прежним, о чём свидетельствует одобрение присутствовавшего в зале Григоровича.

С его стороны не было никаких претензий к постановочной части театра и проведению спектакля, отметили в театре.

Очереди, как на Высоцкого: почему «Щелкунчик» в Большом вызвал ажиотажmarinarti__/intagram.com

«Это выдающееся произведение балетного искусства»

В постановке 2021 года к роли Мари в «Щелкунчике» вернётся артистка балета Евгения Образцова. Она поделилась с NEWS.ru своим мнением о большом спросе зрителей на балет и прокомментировала слова Цискаридзе, отметив, что «волшебство из спектакля не исчезало».

Спрос есть потому, что спектакль давно существует на сцене Большого театра. И, конечно, люди, которые видели его не первый раз, знают, на что повести своих детей, пригласить гостей. Качественный спектакль всегда пользуется успехом. Есть такие спектакли и в Большом театре, их немало, и «Щелкунчик» — один из них. Все люди знают, все хотят на него попасть, поэтому получается такой ажиотаж ближе к Новому году. Ведь это действительно спектакль-праздник, — объяснила Образцова.

При этом артистка подчеркнула, что театр не будет увеличивать число показов «Щелкунчика», несмотря на ажиотаж.

Театральный критик Марина Тимашева объяснила, что спрос на «Щелкунчика» был всегда, как и охота за билетами, стоимость которых остаётся высокой. На момент написания статьи на сайте можно найти билеты от семи до 15 тысяч рублей на ближайшие спектакли, другие уже были раскуплены.

«Щелкунчик» так популярен, потому что это выдающееся произведение балетного искусства, один из лучших спектаклей в истории мирового балета. Это произведение существует в репертуаре Большого театра с тех пор, как оно было написано, и никогда не сходило с афиш. Это великое литературное произведение, великая музыка, — заключила Тимашева.

Критик подчеркнула, что балет «Щелкунчик» в Большом театре «идеально подходит для семейного просмотра и ложится на рождественское, новогоднее настроение», которое, судя по отзывам зрителей, не могут испортить даже многочасовые очереди за билетами.

Приехать за полдень как пишется

Как писать правильно слово «за полдень» слитно или раздельно? Какое правило?

3 ответа:

Приехать за полдень как пишется



1



0

Пишется раздельно. Полдень — это существительное, а за — это предлог. Предлоги в отличии от приставок пишутся раздельно. Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.

Приехать за полдень как пишется



1



0

Очень много наречий, которые образованы из предложно-падежных форм существительных, пишутся слитно или раздельно с предлогами из-за сложившихся определенным образом языковых традиций. То есть, не существует какой-то цельной системы закономерностей, а написание таких наречий надо проверять в словаре и запоминать.

Рассмотрим слово «за полдень». Это наречие, так как отвечает на вопрос «когда? как?». Образовано оно от существительного «полдень» и предлога. Написание этого слова надо уточнять в словаре. Если заглянем в любой орфографический словарь, то несложно убедиться в том, что слово «за полдень» надо писать раздельно.

Например:

Он проснулся далеко за полдень, когда мать уже давно ушла на работу.

Вывод — слово «за полдень» пишется раздельно.

Приехать за полдень как пишется



0



0

За полдень пишется раздельно. Правило «Слитного, дефисного и раздельного написание наречий». В данном случае наречие образовано из существительного.

Читайте также

Приехать за полдень как пишется

Чтобы правильно написать заданное слово, стоит разобраться, как же образовалось оно.

Это слово собственно-русское.

И его образование является результатом сращения слова «пьрво», имевшего значение «сначала, прежде»,

и слова «зьданьныи» в значении «созданный», которое произведено от слова «зьдати» (строить, создавать). Родственными словами раньше были существительные «здание», «зодчий», но в современном языке русском слово первозданный, имеющее значение «созданного, существовавшего раньше всего остального», потеряло смысловую связь с указанными родственными словами, осталось только написание слова с той же согласной з во второй части.

Таким образом, зная историю образования слова, можно всегда писать его правильно — первозданный.

Ну, а тому, кто не хочет обращаться к этимологии, нужно обратиться к словарю орфографическому и запомнить.

Туристы сбились с маршрута, но не пожалели об этом, потому что перед их взорами открылась первозданная красота удивительнейшего места, в которое, казалось, не ступала нога человека.

Приехать за полдень как пишется

Москвич! И про машину, и про коренного жителя города Москва. Потому что это существительное мужского рода.

Приехать за полдень как пишется

Во-первых, это заимствованное слово с латинской приставкой -дис-, которая только в одном случае меняет -с- на -з-, если стоит перед гласной буквой — дизАйн, дизЕль, а дв лдругих случаях сохраняет своё написание и не подчиняется законам о русских приставках на последний согласный звук с-з (за исключением приставки -с-, сохраняющем незыблемо свою букву -с-). Поэтому здесь не действует правило руского языка, если приставка кончается на -с-, а корень на звонкое согласное, это -с- превращается в -з-. Да, это тонкость касается заимствованных приставок из латинского или греческого языка…Таких приставок не так уж много, но они есть…

Приехать за полдень как пишется

Правило следующее — раздельно пишутся наречия и наречные сочетания, образованные от существительных, в состав которых входят предлоги «без», «до», «с», «со», «под», «за».

Рассмотрим слово «с панталыку». Это наречие, так как отвечает на вопрос «как?». Образовано оно от существительного, хотя и слово «панталыку» в современном русском отдельно не употребляется. Согласно вышеупомянутому правилу, наречное выражение «с панталыку», образованное от существительного при помощи предлога «с» должно писать раздельно.

Вывод — слово «с панталыку» пишется раздельно.

Приехать за полдень как пишется

Правило такое: о чём Вы пишете, так и надо писать. Русский язык даёт Вам широчайшие возможности и не ставит ограничения на использование как отрицательной частицы не, так и усилительной частицы ни вместе с существительным нога в форме творительного падежа единственного числа. Главное, разобраться, что Вы желаете поведать миру: простое отрицание или усиленное (это почти как два одинаковых торта, но во втором случае ещё и с кремовой розочкой или вишенкой сверху).

Не ногой — отрицание: «Он писал не рукой, а ногой». Ирландский художник Кристи Браун именно так и поступал, ибо не хотел быть беспомощным инвалидом.

Кристи Браун

Кристи Браун

Противопоставление внутри предложения может быть явным, подразумеваемым или вообще никаким, но если оно выражено полной грамматической конструкцией (как в приведённом примере), то не забываем про запятую перед союзом а.

<hr />

Ни ногой — усиление отрицания:

  • «Он не хотел писать ни рукой, ни ногой**», — отрицание имеется при глаголе, а подле существительных даётся её усиление частицей ни.
  • Фразеологическая единица — более сложный случай:

ни ногой

(скриншот отсюда), например:

vdJh0lkoclCBhUCKstIg8Qg5F88LU.png

Спрашивается, что усиливает ни, если там нет никакого не и глагола? Русский язык не всегда следует формальностям, он разрешает опускать некоторые слова, которые по смыслу легко восстанавливаются: «Я туда не ступлю/ не пойду/ не поползу (и т. п.) ни ногой, ни рукой, ни пальцем, ни как-нибудь ещё!» — смысл тот же, слов гораздо больше. Язык решил сэкономить, но мы всё поняли, такая ситуация в компьютерных программах называется «по умолчанию».

«Полдня» правильно пишется слитно. Это имя существительное, краткая форма полного «полудень» (ударение на «е»: «полуде́нь»; аналогично с «полутень»; не путать с «полдень», означающим середину светового или астрономического дня). Писать это слово через дефис («пол-дня») – грубая орфографическая ошибка, так как следующая за «пол-» буква не «л». Не менее грубо неправильно говорить с паузой («пол дня») или писать раздельно без вставных слов: «Проторчала в очереди пол дня» – неверно! Нужно сказать или написать как-то вроде «промаялась полдня» («проторчала» слово просторечное).

«Золотые правила» в данном случае несложны:

Пиша «полдня» и другие слова, начинающиеся на «пол-», слитно, вы почти никогда не ошибётесь, кроме как, возможно, в редчайших, да и то спорных случаях, см. далее.

Прилагательные и указательные местоимения, относящиеся к «полдня», нужно ставить во множественное число: «прошедшие полдня», «эти полдня», и т.д.

Однако, если в слове после «пол-» идёт «л», то такие слова пишутся через дефис (чёрточку): «пол-ложечки», «пол-лимона», «пол-ломтя», «пол-люстры», и т.п., или же «пол-» заменяется на «полу-», также см. далее.

Особенности правописания

Изюминка, так сказать, слова «полдня» в том, что оно простое, не сложное, как «полдень», и «пол-» в нём не первый корень, но и не приставка, а краткий префиксоид, имеющий и полную форму «полу-». Слов, начинающихся на «пол-»/«полу-», в русском языке, что называется, пруд пруди – тот же «полдень», «полметра», «полтарелки», «полупальто», «полусумрак», «полушаг», и мн. др., так что правила их написания сложились давно:

  • Писать «полдня», «полкучи», «полстакана», и др. слова на «пол-» раздельно можно в так называемой интерпозиции, то есть со вставными словами, дополняющими и поясняющими высказывание: «пол прошлого дня», «пол суетливого дня», «пол столовой ложки», и т.п.
  • Если существительное на «пол-» обозначает количество, имеющее количественную меру (длины, веса (массы) объёма, времени, и др.), то такие слова пишутся слитно: наше «полдня» (значение см. далее), «полчаса» (30 мин или 1800 с); «полметра» (500 мм); «полвершка» (22,225 мм; ныне в техническом просторечии приравнивается к дюйму, 25,4 мм); «полкило» (500 г); «полведра» (обычно 5 л, или 6 л, но тогда с уточнением: «полведра по венчик»); «полмешка» (по-нынешнему 25 кг); «полбочки» (по-старому половина сороковой бочки, или 245,98 л, а в наши дни либо 250 л (редко), либо, чаще, 100 л, половина обычной бочки для горючего).
  • В случае, когда корень исходного слова начинается на «л», то префиксоид «пол-» заменяется на «полу-» («полулёжа»; ещё об употреблении «полу-» см. ниже).
  • Если же по соображениям фонетики (внятности и разборчивости речи) присоединить «полу-» к корню на «л» нельзя, то такое слово пишется через дефис: «пол-ладони», «пол-листа», «пол-ложки», «пол-локтя», «пол-люмена» (люмен – системная единица освещённости).

Примечание: исключение тут просторечное «поллитра» (применительно к бутылке водки или др. расхожего крепкого спиртного). Если же речь идёт об объёме в 0,5 куб. дм., то правильно нужно писать «пол-литра»).

  • В случае, когда имеется в виду заполнение, загрузка чего-то приблизительно наполовину, но не подразумевая более-менее точного численного выражения, «пол» со значащим словом можно писать как вместе, так и врозь: «полкузова» = «пол кузова»; «полдвора» = «пол двора»; «полкуста» = «пол куста». Критерий выбора – как легче выговаривается или понимается.

Примечание: слова «полстакана», «полчашки», «полкружки», «полтарелки», «полбутылки», «полбанки», «полпальца», «полбагажника», «полсиденья», и подобные им пишутся всегда слитно, поскольку обозначают и некоторые обиходные или несистемные меры – насыщения человека либо утоления им жажды, длины («полпальца»), и др., или же относятся к предметам, вместимость которых выражается стандартными мерами («полбагажника», «полсиденья»). Поэтому к таким словам приложимы правила согласно пп. 2-4 и 6-10.

Когда вместо «пол-» нужно «полу-»

  • Префиксоид «пол-» чаще всего заменяется на «полу-» в словах, называющих вещественные предметы, вмещающее измеримое количество чего-то, цельные предметы (законченные изделия, конструкции) или самостоятельные части единого целого, примерно равные его половине: «полукруг»; «полубак» (отдельная часть корпуса судна); «полуботинок», «полусапожки» (фасоны обуви); «полубочка» (соответствующая полбочке тарная единица – в старину бочонок на полбочки, ныне – бочка на 100 л, в половину стандартной топливной бочки); «полувагон» (железнодорожная грузовая платформа с высокими бортами, передними и задними распашными створками, но без крыши), «полурота» (половина соответствующего воинского подразделения, выделенная для выполнения особой тактической задачи) «полутораплан» (самолёт с небольшим, меньшим, чем у биплана, нижним крылом); «полуштоф» (сейчас в торговой практике мера объёма и бутылка на 0,75 л).
  • На «полу-» пишутся также слова, обозначающие неполное заполнение не вещественной и не выражаемой в количественных мерах субстанцией: «полумрак», «полусвет», «полутон», и т.п.
  • Точно так же на «полу-» нужно писать и слова, описывающие физическое либо нравственное состояние равно как одушевлённых, так и к неодушевлённых предметов: «полубог»; «полудурок»; «полуживой»; «полукалека»; «полуползком»; «полусидя», «полусогнут», и др. («Движок полуживой, но пока тянет»; «Не телефон, а полудурок – ни одно приложение нормально не грузится»; «Займусь-ка трактором, он у нас после полевого сезона полукалека»).
  • Слова, начинающиеся префиксоидом, «полу-», как правило пишутся слитно.
  • При необходимости использования слова на «полу-» в интерпозиции «полу-» заменяется обратно на «пол-»: «Замесите-ка скоренько полубункер раствору» – «А на кой, мешалку только-только промыли? Вон, в корыте как раз на пол целого бункера ещё свеженького».

Что такое префиксоид

Префиксоиды это, в общем, самостоятельные части речи, в определённых случаях служащие приставками. Так, префиксоид «пол-»/«полу-» это в то же время и краткая форма существительного «половина», служащая как корнем в сложных словах, так и употребляемая самостоятельно, см. примеры выше.

Значение

Существительное «полдня» в русском языке употребляется в прямом и переносном значении:

  1. Прямое – часть светового дня от утренней зари до полудня (первые или зачинающие полдня) или от полудня до заката Солнца (вторые или завершающие полдня): «Обработку проводить в первые полдня, начиная опрыскивание немедленно по испарении с листьев росы». Синонимы «полудень», «половина дня» (оба – с единственным числом прилагательных и указательных местоимений: «текущий полудень», «этот полудень», «вечерняя половина дня»). Последний синоним может употребляться в интерпозиции, т.е. со вставными словами: «завершающая половина трудового дня».
  1. Переносное – промежуток времени, примерно равный половине светового или рабочего дня: «Как отдыхалось? – Активно, полдня провозился на огороде, а полдня – в гараже». Синонимов нет.

Примечание: порой употребляются также сходные по составу и схеме склонения (см. ниже) существительные «полвечера» (применительно чаще всего к долгим зимним вечерам) и, редко, «полутра» или «полутрени» (диалектное в глубинке Средней России), поскольку летние утра коротки, а зимой ну так не хочется вылезать из тёплой постели.

Грамматика

Слово «полдня» – неодушевлённое имя существительное общего рода (явственных родовых признаков лишено*), разносклоняемое. В академической традиции относится к мужскому роду I склонения (2-го в школьной традиции), так как склоняется в целом «по-мужски». Состоит из изменяющегося префиксоида «пол-» («полу-» в падежных формах, кроме винительного), корня «-дн-» и окончания «-я». Склоняется подобно советскому «трудодень» (не имевшему краткой формы), но во множественном числе именительного и винительного падежей используется также форма единственного числа:

  • Именительный: полдня́ (краткое) или полуде́нь (полное) (ед. ч.); полудни́ или полдня́ («летние утренние полудни́», но «следующие полдня» – относительное прилагательное «следующий» во множественном числе) (мн. ч.).
  • Родительный: полудня́ (ед. ч.); полудне́й (мн. ч.).
  • Дательный: полудню́ (ед. ч.); полудня́м (мн. ч.).
  • Винительный: полдня́ (краткое) или полуде́нь (полное) (ед. ч.); полудни́ или полудня́ («В два полудня уложишься?», но «Нет, тут работы на три-четыре полудни́») (мн. ч.).
  • Творительный: полуднём (ед. ч.); полудня́ми (мн. ч.).
  • Предложный: <в, на, о, при> полудне́ (ед. ч.); <в, на, о, при> полудня́х (мн. ч.).

*) – а) оканчивается «по-женски» на «-я», но происходит от «день», который мужского рода; б) обозначает часть общего времени дня. «часть» женского рода, «время» – среднего. Так что нечего этому слову делать ни в каком роде, кроме как в общем.

Примечание 4: надо же, когда и для чего пригодилась форма развито-социалистической сельскохозяйственной натуроплаты! Вот уж поистине, если не бывает отставных шпионов, то и забытых слов тоже.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Навигация

Open А
Open Б
Open В
Open Г
Open Д
Open Е
Open Ж
Close З

заберу   §  36

за бесценок   §  139

забирать   §  36

заблестеть   §  35 п. 2

заблистать   §  35 п. 2

заботливый   §  46

забывчивый   §  46

забытьё (в забытьи)   §  71 п. 1 прим.

заваливать   §  61

заведовать   §  61

заведующий отделом   §  196

завешанный   §  60

завешенный   §  60

завещанный   §  98 п. 2 б)

завидовать   §  61

завиральный   §  36 прим. 2

завираться   §  36

зависеть   §  74, §  76 п. 1

зависнуть   §  35 п. 2

завистливый   §  46, §  83

заводила   §  70

заводишко   §  70

завтрашний   §  56 прим., §  91 прим. 1

загар   §  35 п. 1

за глаза   §  139

заговорщицкий   §  85

загорелый   §  35 п. 1

загород и за город   §  137 п. 5 прим.

за городом   §  137 п. 5 прим.

загородочка   §  48

заграница   §  137 п. 5 прим.

за границей   §  137 п. 5, §  137 п. 5 прим.

за границу   §  137 п. 5, §  137 п. 5 прим.

загранпаспорт   §  119 п. 2

загромозжу   §  106

за грудки   §  139

ЗАГС и загс   §  205

зад   §  136 п. 6

задаром   §  136 п. 1

заде (в восточных именах)   §  124 п. 3, §  161

задеру   §  36

задирать   §  36, §  36 прим. 4

задоринка   §  51

за душой   §  139

зажёг (прош. вр.)   §  19 п. 6

зажигалка   §  36 прим. 2

зажигательный   §  36 прим. 2

зажимать   §  36

зажор   §  18 п. 6

зажора   §  18 п. 6

за здравие   §  139

зазря   §  136 п. 1

заинька   §  47

займишенский   §  55

Зайн ал-Абидин   §  161

Закавказье   §  173

закачанный   §  60

закаченный   §  60

заклинать   §  35 п. 2 прим. 3

заклятие   §  35 п. 2 прим. 3

законный   §  95

Законодательное собрание   §  191

Законодательное собрание Ростовской области   §  189

закричать   §  117 п. 1

закручивать   §  61

залив Благополучия   §  169

Залив Радуги   §  178

залив Святого Лаврентия   §  169 прим. 4

залог   §  35 п. 1

заложенный-перезаложенный   §  99 п. 3 а)

заложить   §  35 п. 1

замереть (замер)   §  36

замерший   §  36

заместитель министра   §  196

заместо   §  140 п. 1

замешанный   §  60

замешенный   §  60

замирать   §  36

замороженный   §  60

замуж   §  32, §  137 п. 5

замужем   §  137 п. 5

замученный   §  60

замшевый   §  46

занимать   §  35 п. 2 прим. 2

заново   §  42

заносчивый   §  88

заодно   §  136 п. 2 6)

запад   §  172

Западная Белоруссия   §  171

Западно-   §  169, §  189 прим. 1

западноевропейский   §  130 п. 1

Западно- Карельская возвышенность   §  126 п. 6 прим.

Западно-Сибирская низменность   §  169

Западно-Сибирский металлургический комбинат   §  189 прим. 1

за пазуху и за пазухой   §  137 п. 5

запайка   §  35 п. 1

запанибрата   §  139

запаянный   §  35 п. 1

запаять   §  35 п. 1

запевала   §  70

запевать   §  62

запереть (запер)   §  36

запивать   §  62

запинаться   §  36

запирать   §  36

заподлицо   §  139

за полдень   §  139

за полночь   §  139

запоминать   §  36

запросто   §  42, §  136 п. 2 б)

запчасти   §  119 п. 2

за-ради   §  141 п. 2

зараз   §  139

заранее   §  136 п. 2 а)

Заратуштра (Заратустра)   §  180

зарево   §  35 п. 1

заревой   §  35 п. 1

зар — зор   §  35 п. 1

зарница   §  35 п. 1

заровненный   §  60

заровнять   §  35 п. 1

зарос (прош. вр.)   §  35 п. 1

заросль   §  35 п. 1

заросток   §  35 п. 1

зарубеж и за рубеж   §  137 п. 5 прим.

за рубежом   §  137 п. 5 прим.

заря   §  35 п. 1

заряница   §  35 п. 1

зарянка   §  35 п. 1

засевать   §  62

заседатель   §  35 п. 2

заседать   §  35 п. 2

засидеться   §  35 п. 2

заслуженный деятель культуры   §  196

заставать   §  62

застелить   §  36

застилать   §  36

застревать   §  62

застреленный   §  60

застывать   §  62

за счёт   §  142 п. 1

затворнический   §  90

затевать   §  62

затем   §  136 п. 3

затереть   §  36

затеянный   §  98 п. 2 б)

затеять   §  76 п. 3

затирать   §  36

затируха   §  36 прим. 3

затмевать   §  62

зато   §  140 п. 2

затушёванный   §  19 п. 2

затушёвывание   §  19 п. 2

затушёвывать   §  19 п. 2

за упокой   §  139

зауряд-врач   §  121 п. 1

зацыкать   §  15 п. 1

зачастую   §  136 п. 2 а)

зачем   §  136 п. 3

зачёркивать   §  19 п. 7

зачёс   §  19 п. 7

зачёт   §  18 п. 5, 19 п. 7

зачётный   §  19 п. 7

зачинатель   §  36 прим. 2

зачинать   §  36

за шкирку   §  139

защёчный   §  19 п. 7

заяц   §  64 п. 3

заячий   §  64 п. 3

звезда   §  178

звезда Эрцгерцога Карла   §  178

звездчатый   §  86

Звенигород   §  125 п. 1

зверёныш   §  43

звонница   §  95

звуко-буквенный   §  130 п. 2

звукообраз   §  119 п. 3

з-д (завод)   §  210

здание   §  44

здоровье   §  157

здравствовать   §  83

здравствуй   §  83

зебра   §  9

Зевс   §  180

земледелец   §  119 п. 3

Земля   §  178

земля Баден-Вюртемберг   §  169

Земля Королевы Шарлотты   §  169 прим. 4

Земляной Вал (улица)   §  169 прим. 1

земноводные   §  130 п. 3 прим.

зигзаг   §  80

зиждиться   §  74

зиждуший(ся)   §  58

ЗИЛ   §  200 прим. 1

ЗИЛа   §  205

Зимний дворец   §  194

Зия (о Зие)   §  71 прим. к п. 1 и 2

злоумышленник   §  97

Змей Горыныч   §  165

змейка   §  44 прим. 2

змея   §  44 прим. 2

змий (о змие)   §  71 п. 2

знак «Маршальская звезда»   §  197

знак «Отличник народного просвещения»   §  197

знаменосец   §  66

знание   §  44

значащий   §  58

зноен   §  64 п. 2

Зоенька   §  47

Золотой Рог (бухта)   §  169 прим. 1

золотушный   §  91 прим. 1

Золотые Ворота (пролив)   §  169 прим. 1

зоо-   §  117 п. 3

зооветеринарный   §  117 п. 3

зоренька   §  35 п. 1

зорька   §  35 п. 1

зорюшка   §  35 п. 1

зоря   §  35 п. 1

зубоврачебный   §  130 п. 1

зубоньки   §  47

зубрила   §  70

зуль (в восточных именах)   §  124 п. 3, §  161

Зульфия (к Зульфие)   §  71 прим. к п. 1 и 2

зыбиться   §  74

зэ (буква)   §  8 п. 3

зюйд-вест   §  120 п. 4

зюйдвестка   §  120 п. 10

зюйд-ост   §  120 п. 4 и (в аббревиатурах) §  208 прим. 2
Open И
Open Й
Open К
Open Л
Open М
Open Н
Open О
Open П
Open Р
Open С
Open Т
Open У
Open Ф
Open Х
Open Ц
Open Ч
Open Ш
Open Щ
Open Ы
Open Э
Open Ю
Open Я

§ 139. Во всех
остальных (не регламентированных в § 136 — 138) случаях наречия (наречные
сочетания) пишутся слитно либо раздельно, причем их написание устанавливается в
словарном порядке. Написание таких единиц не зависит ни от употребительности
той части слова, которая следует за предлогом-приставкой, ни от самого
предлога-приставки и определяется лишь письменной традицией. Подавляющее
большинство этих наречий (наречных сочетаний) образованы из предложно-падежных
форм существительных или являются такими формами.

Ниже приводятся примеры наречий и наречных сочетаний по
алфавиту предлогов-приставок в, за, к, на, от, по, с. Слитное
или раздельное написание таких наречий и наречных сочетаний регламентируется
академическим «Русским орфографическим словарем». Напр.,

пишутся слитно: ввечеру, вволю, вгладь,
вгорячах, вдоволь, вдобавок, взаймы, взаперти, вконец, влёт, вмиг, воистину,
вовремя, вокруг, вперевалку, вперегиб, вперемешку, вповалку, впопыхах,
впотьмах, впритык, впроголодь, впросак, впросонках, вразвалку, вразброд,
вразлад, вразрядку, врасплох, всерьёз, вслух, второпях;
пишутся
раздельно: в бегах, в глубину, в голос (кричать), в долг, в ладах,
в насмешку, в нетях, в ногу, во благовремение, во всеоружии, во всеуслышание, в
пандан, в придачу, в разлив
и в розлив, в рассрочку, в
розницу, в сердцах, в старину, в тягость, в ходу, в ходе, в шутку;

пишутся слитно: запанибрата, заподлицо,
зараз;
пишутся раздельно: за бесценок, за глаза, за
грудки, за душой, за здравие, за полночь, за полдень, за упокой, за шкирку;

пишутся слитно: кнаружи, кстати; пишутся
раздельно: к лицу, к месту, к слову;

пишутся слитно: навзничь, навстречу,
навыпуск, навытяжку, наголову (разбить), наизусть, наискосок, налицо, наоборот,
наобум, напоказ, напролом, напропалую, нарасхват, наряду, насмарку, насмерть,
наспех, настороже, натощак, наугад, наутёк, наутро, начеку, начистоту,
нашармака, наяву;
пишутся раздельно: на арапа, на бегу,
на беду, на весу, на глазах, на днях, на дыбы, на излёте, на износ, на лад, на
лету, на отшибе, на ощупь,, на пару, на плаву, на подбор, на подержание, на
подхвате, на потребу, на пропой, на радостях, на раззавод, на редкость, на
рожон, на рысях, на скаку, на славу, на слух, на сносях, на стрёме, на убой (кормить),
на фуфу, на цугундер, на часах, на шарап, на юру;

пишутся слитно: отроду, отчасти; пишутся
раздельно: от души, от сердца, от пуза;

пишутся слитно: повечеру, поистине,
понаслышке, поперёк, пополам, пополуночи, посередине, поутру, пошепту;
пишутся
раздельно: по вечерам, по вызову, по горло, по дешёвке, по душам,
по злобе, по максимуму, по нутру, по первости, по плечу, по сегодня, по
старинке, по уполномочию, по уши, по ходу;

пишутся слитно: слишком, снаружи, сплеча,
спозаранку, спросонок;
пишутся раздельно: с
бухты-барахты, с гаком, с горя, с душком, с кандибобером, с кондачка, с листа,
с лихвой, с напрягом, с панталыку, с поличным, с сердцем.

Примечание. О различении слитно пишущихся
наречий и пишущихся раздельно сочетаний существительных с предлогами (слишком далеко — пять километров с лишком)
см. примечание к § 136.

  • Приехать во время как пишется
  • Приехал в тоже село как пишется
  • Приехал в то же село как пишется
  • Приехала мириться с мужем а пришлось решать проблемы его друзей 15 рассказ
  • Приехал вовремя как пишется