Придумать сказку в детский сад

Проведение и организация праздников сценарий праздника для детей в детском саду сценарий праздника на 8 марта в старшей группе сказки

Проведение и Организация праздников

Сценарий праздника для детей в детском саду

Сценарий праздника на 8 Марта в старшей группе «Сказки на новый лад»

Пономарева Н.Р., воспитатель МБДОУ №417 г.Н.Новгород

Цель: создание праздничного настроения у детей и взрослых, путем реализации творческих способностей воспитанников ДОУ.

Задачи:

  • закреплять практические навыки выразительного исполнения, умения выразительно и ритмично двигаться;
  • способствовать радостному эмоциональному объединению детей в совместной деятельности, воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу
  • воспитывать у детей чувство любви к маме и бабушке.

Ведущий:

Вот опять наступила весна,

Снова праздник она принесла.

Праздник радостный, светлый и нежный,

Праздник всех дорогих наших женщин!

Чтоб сегодня вы все улыбались,

Ваши дети для вас постарались.

Поздравления наши примите,

Выступленье детей посмотрите!

Дети под музыку вбегают в зал, пряча сердечки-шарики за спиной.

Ребёнок:

Мы сегодня рано встали.

Нам сегодня не до сна!

Говорят, скворцы вернулись!

Говорят, пришла…

Все: Весна!

Ребёнок:

Зажурчал ручей в овражке,

Прилетели с юга пташки.

Греет солнышко с утра.

В гости к нам идет…

Все: Весна!

Ребёнок:

Всюду слышен звон капели,

Надоели нам метели.

Вьются птицы в вышине.

Песню звонкую, простую

Запоем мы о весне.

Песня о весне.

Ребёнок:

Отшумела злая вьюга,

Тёплый ветер дует с юга,

Капли напевают нам,

Что сегодня праздник мам!

Ребёнок:

День сегодня необычный

Очень примечательный.

Потому что мамин праздник

Просто замечательный.

Ребёнок:

Мы сегодня в этом зале

Вам откроем свой секрет:

Утром папы нам сказали,

Лучше нашей мамы нет!

Ребёнок:

Мамочка моя родная.

Знаешь, как тебя люблю!

Я тебе восьмого марта

Своё сердце подарю!

Танец с шарами-сердечками. В конце танца дети дарят шарики мамам и садятся на стульчики.

Ведущий: Да, вот и закончилась зима, выглянуло солнышко, зазвенели капели, и пришла пора поздравлять наших мам и бабушек. Что же придумать на этот раз, чем их удивить? Может сказочку рассказать…

Слышится шум, грохот, в зал вбегает волк.

Волк: Что это здесь за шум, что за веселье? И кому это вы сказочки без меня показывать собрались? Ух, всех проглочу…

Ведущий: Не шуми, серый волк. Тыже ты напугал всех нас, а сегодня день необычный, праздничный. 8 Марта…

Волк: (чешет затылок) 8 Марта, а что это такое и с чем его едят?

Ведущий: (вздыхает) Да не с чем его не едят. В этот день все поздравляют своих мам и бабушек с праздником! У тебя ведь, наверное, тоже есть мама и бабушка?

Волк: Конечно, есть! (показывает портреты мамы и бабушки волчиц, гладит их и целует) А как их поздравляют?

Ведущий: Придётся тебя научить! Ребята, поможем волку? Я предлагаю придумать сказку, да не простую, а на новый лад: и волку поможем, и родителей поздравим, им билет в театр подарим. Согласны?

Артисты надевают элементы костюмов, готовятся декорации.

Волк: А можно я в вашей сказке будуглавным героем? (смущенно) Уж очень я сказки люблю…

Ведущий: Хорошо. Тогда прячься вон за теми ёлками.

— Итак, нашим бабушкам и мамам, всем, дарившим детям ласку, посвящаем эту сказку.

— Жил — был в сказочном лесу серый волк. И был он очень злой и…

Волк: (выглядывая из-за ёлки) Ну вот опять одно и тоже, а говорили на новый лад. Не хочу я быть злым.

Ведущий: Ну хорошо, хорошо. И был он добрым и любознательным. Согласен?

Волк: (с довольным видом) Вот это другое дело! (снова прячется)

Ведущий: Вот в сказочном лесу наступила весна и все стали готовится к празднику 8 марта, все куда-то спешили, всюду были слышны музыка и песни. И решил волк узнать, что это в его лесу происходит. Вышел он на поляну и побежал по тропинке. . (под музыку волк выбегает из-за ёлок, делая вид что бежит оглядывается, принюхивается)

Ведущий:

Там, где речка-баловница

По камням течёт, струится,

Там, где лес густой шумит,

Дом бревенчатый стоит.

Волк:

Подойду-ка я к окошку,

Да послушаю немножко (прислушивается)

Из домика выходит коза с козлятами Танец козы с козлятами.

Коза:

Я, козлятки, в лес пойду

Принести для вас еду.

Вы тихонько посидите,

Погулять не выходите,

А не то придет к вам волк,

Он в козлятах знает толк.

1 Козлёнок:

Наша милая мамуся,

Не тревожься, не волнуйся.

Если серый волк придёт,

Его не пустим на порог.

Коза:

Будьте умницы, прошу,

Пока по лесу я хожу!

Надо сидеть, слышите вы,

Тише воды, ниже травы! (Коза уходит)

2 Козлёнок:

Светит солнышко с утра-

Значит нам играть пора.

Будем прыгать, кувыркаться,

Веселиться и бодаться.

3 Козлёнок:

Нет, сейчас не до игры.

Праздник скоро-посмотри. (показывает календарь)

Надо вместе нам решать,

Как будем маму поздравлять.

4 Козлёнок:

Коврик вытряхнем, протрём,

Всё почистим сами.

Будет чистым целый дом-

Вот подарок маме.

5 Козлёнок:

Чисто выметем полы,

приготовим ужин.

Вымоем посуду мы-

что же ещё нужно?

6 Козлёнок:

Тесто к пирогу месить

тоже будем сами.

Чтобы маму ждал сюрприз,

испечённый нами.

7 Козлёнок:

Мама из лесу придёт

и не будет ей хлопот.

А мы ей скажем всемером:

Все вместе: Поздравляем с женским днём!

(раздаётся грохот, вбегает волк с большим мешком)

Волк:

Это я — серый волк! Полезайте-ка в мешок!

Вас всего лишь только семь-

Жаль что не десяток,

На обед сегодня съем молодых козляток.

Я в козлятах знаю толк!

Ведущий:

Что ты, что ты, милый Волк!

Ты ж сегодня добрым был?

Или всё ты позабыл?

Волк: (смущаясь) Извините, я забыл, что сегодня добрым был. Нет, не съем я вас, козлята. Сам был маленьким когда-то. Я хотел у вас узнать, что за праздник? Для кого?

1 Козлёнок:

Ты не помнишь ничего?

Где подарок, где цветы?

Сразу добрым станешь ты,

если маму вспомнишь

Хоть на миг всего лишь…

Песня о маме.

Волк: (огорченно задумывается) Где же взять букет для мамы?

2 Козлёнок:

Серый волк, не грусти,

ты успеешь принести

Свой подарок маме-

А букетик для тебя

Мы составим сами!

Волк: наши ребята научат тебя составлять для мамы букет.

Игра «Собери для мамы букет»?

Волк:

Я услышал от козлят — будет праздник, говорят.

Побегу и маму с праздником поздравлю.

Ведущий: Маме передай привет и этот красочный букет . (волк убегает) И побежал волк дальше по тропинке, а на встречу ему…

Звучит музыка и выходит Красная Шапочка, танцует, в конце ей на встречу выбегает волк.

Волк: Здравствуй красная Шапочка, Не бойся меня, милая девочка.

Я добрый и порядочный,

Красивый серый волк,

И в день весенний праздничный

Я дал себе зарок:

Не буду кушать бабушек,

Детишек и гусей.

Поем, как все оладушек,

Попью, как все, кисель!

— Куда ты путь держишь?

Красная Шапочка:

Спешу поздравить бабушку

С весенним женским днем

Она живет тут рядышком,

В лесочке — старый дом.

Волк: (задумываясь) Бабушку… А что её тоже поздравить надо?

Красная Шапочка: Конечно.

Я бабулю поздравляю

С женским праздником весны!

Я бабулю обожаю,

Людям бабушки нужны!

Сказку добрую расскажет,

Колыбельную споет,

Теплый зимний шарфик свяжет

И гулять со мной пойдет!

накажет шалунишку

И конфетку даст с собой.

И девчонка, и мальчишка,

Любит бабушку любой!

Песня о бабушке.

Волк: (обращаясь к Красной Шапочке) А что же ты подаришь своей бабушке?

Красная Шапочка: Я несу ей пирожки!Побегу скорее, а то остынут (Под музыку Красная Шапочка убегает)

Волк: (задумчиво) Пирожки? Так я же их печь не умею.

Ведущий: Не огорчайся, Серый волк. Совсем необязательно печь для бабушки пироги. Можно стать для бабушки настоящим помощником, как наши ребята…

Игра «Поможем бабушке»???

Волк: Спасибо, ребята, за науку. Побегу дальше.

Ведущий: и побежал волк дальше. Интересно, кто же ещё встретится ему на пути в нашей сказке?. ..

Подмузыку выходят гномы. Танец гномов. В конце танца выходит волк.

Волк: (удивленно) Ой, а вы кто?

1 Гном:

Живём мы под горой у речки,

Мы маленькие человечки.

2 Гном:

Живём мы дружно без забот.

Пьём чай из круглой кружки,

3 Гном:

И с круглых блюдец круглый год

Едим, едим ватрушки.

4 Гном:

Мы по горам гуляем

Мы клады охраняем.

5 Гном:

Ребятам всем знакомы,

Мы сказочные гномы

Волк: А вы кого будете поздравлять?

Гномы: Белоснежку!

Волк: (удивленно) А она вам мама или бабушка?

6 Гном:

Нет. Мы с ней просто дружим…

И с праздником её поздравить

Нам очень, очень нужно.

7 Гном:

Завтра милые подружки

Будут счастливы с утра.

поздравить с праздником

Мальчикам пора

Мы для них, как и для мамы,

Приготовили букет.

девчонки — тоже дамы,

Хоть пока им мало лет.

6 Гном: Прощай, серый волк. Нам нужно спешить! (убегают, вол удивленно чешет затылок)

Ведущий: Да, да, волк, не удивляйся в этот день не только мамы и бабушки ждут поздравлений. Наши девочки тоже хотят, чтобы их поздравили, ведь они будущие мамы. Вот послушай…

Песня девочек «Три желания».

Волк: (задумчиво) Ну ладно цветочек, конфетку…, но где я в лесу возьму мерседес?

Ведущий: (смеётся) И совсем необязательно дарить мерседес. Послушай, какое музыкальное поздравление подготовили наши мальчики своим девочкам.

Частушки мальчиков для девочек.

(в конце песни мальчики дарят девочкам цветы)

Ведущий: Ну что, волк, ты теперь понял, что такое 8 Марта.

Волк: Всё, всё понял. Побегу скорее в лес подарки готовить. (убегает)

Ведущий: Ну вот и нашей сказочки конец. А кто слушал молодец! Да и праздник наш подходит к концу. Что же мы еще пожелаем своим самым близким и любимым

1. Мама дорогая!

Я тебя люблю!

Все цветы весенние я тебе дарю.

Солнце улыбается, глядя с высоты

Как же это здорово — у меня есть ты!

2. Милая бабуленька,

Добрая и нежная

Подарю тебе я свежие подснежники.

Руки твои теплые вспоминаю я

Как же это здорово — ты есть у меня!

3. Наши воспитатели,

Лучшие-прелучшие.

В садике всегда мы вместе,

В общем — неразлучные.

Без наших воспитателей, не прожить и дня.

Как же это здорово — вы есть у меня!

4. Как бубенчик катится

Смех моей сестрички —

Голубое платьице, русые косички.

Весело играем мы, в поле рвём цветы.

Как же это здорово — у меня есть ты!

5. С праздником весенним

Мы вас поздравляем!

Счастья, смеха, радости, здоровья всем желаем!

Пусть сегодня сбудутся все ваши мечты.

Как же это здорово — что есть на свете вы!

Дети приглашают мам или бабушек на общий танец, после танца дети дарят мамам подарки, сделанные своими руками.

Вас, девчонки дорогие,

Поздравляем с женским днем!

И сейчас мы вам частушки

Очень громко пропоем!

В группе девочки у нас —

Умницы, красавицы!

И признаться, нам, мальчишкам,

Это очень нравится!

Вы красивые всегда:

«Хвостики», косички.

Мы за них, бывает, дёрнем,

Только по привычке!

Нелегко девчонкой быть,

Нужно раньше всех вставать,

Каждым утром полчаса

Косы надо заплетать.

Мы завидуем девчонкам,

Они любят поиграть

А для этого, ребята,

Нужно куклы покупать.

Наших девочек в обиду

Мы сегодня не дадим,

Даже никого чужого

Не подпустим близко к ним.

Мы частушки вам пропели,

Вы не обижайтесь,

Громче хлопайте в ладоши,

Шире улыбайтесь!

Мы — веселые ребята —

Поздравляем вас, девчата,

С женским праздником весны —

Нежности и красоты!

Все привыкли мы к порядку.

Утром делаем зарядку,

Чтобы сильными расти

И, если нужно, вас спасти.

Старших все мы уважаем,

Девочек не обижаем.

С вами мы хотим дружить,

Этой дружбой дорожить.

У цветочных киосков сегодня народ,

Каждый мальчик и папа с букетом идет.

Поздравляя всех девочек, бабушек, мам-

Легким шагом весна пробежит по домам.

Сладкий запах мимозы окутает вдруг

Столько радостных лиц и улыбок вокруг.

И уходит зима отдыхать, на покой,

Когда день наступает в марте восьмой

Автор: Дорофеева Ирина Александровна

Организация: МДОУ Детский сад №108

Населенный пункт: Республика Карелия, г. Петрозаводск

«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Джанни Родари

Мы часто слышим от детей много интересных, придуманных ими слов и забавных фраз, порой даже не всегда понимая смысл подобных изречений.

Это явление называется словотворчеством.

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей речевого развития ребенка.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) дал высокую оценку значения дошкольного детства во всей последующей жизни человека. Большой интерес представляют взгляды Л. Н. Толстого на развитие детского словесного творчества. Наиболее полно они представлены в статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» (1861).

Корней Иванович Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его

поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно

в процессе словотворчества. Он говорил, что детская речь изумительна,

забавна и изобретательна.

Словесное творчество детей выражается в различных формах:

в сочинении рассказов, сказок, описаний;

в сочинении стихотворений, загадок, небылиц;

в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, говорится, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства (Евгения Александровна Флерина, Э. П. Короткова, Елизавета Ивановна Тихеева, О. С. Ушакова).

Наталья Алексеевна Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, отграничивая его словом «детское».

По мнению Н. А. Ветлугиной, словотворчеству способствует развитие

детского художественного творчества, в котором она выделяет три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество.

Второй этап – собственно процесс детского творчества. Он непосредственно

связан с возникновением замысла, с поисками художественных средств.

Третий этап – завершающий, который характеризуется созданием

новой продукции. На этом этапе ребенок начинает интересоваться качеством

продуктов своего творчества и испытывает эстетическое удовольствие,

стремясь придать им завершенность.

Развивая речевое творчество детей, мы формируем опыт социальных навыков поведения, так как каждое литературное произведение или сказка являются образцом самостоятельного словесного творчества для детей дошкольного возраста, и имеют всегда нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

К основному методу развития словотворчества можно отнести

словарную работу, которая проводится с дошкольниками, учитывая их

возрастные и индивидуальные особенности владения словарём.

Оксана Семеновна Ушакова выделила две группы методов словарной работы:

Методы накопления содержания детской речи (ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и

методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

В методике развития речи детей В. И. Яшиной и М. М. Алексеевой

описаны следующие приемы работы над словом:

— накопление содержания речи в предварительной работе,

— обогащение знаний об окружающем мире с целью подготовки детей к восприятию произведения;

— акцентирование внимания на словах;

— лексический анализ языка художественных произведений: выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств языка текста.

При обучении словотворчеству детей старшего дошкольного возраста

используются разные виды творческих сочинений:

— придумывание продолжения и завершения рассказа, начало которого сообщает педагог.

Например: после чтения и пересказывания рассказа Л. Толстого «Сел дед пить чай» педагог предлагает продолжить его.

Показывает, как можно придумать завершение рассказа, давая свой образец.

— придумывание рассказа по плану педагога;

— придумывание рассказа по теме, предложенной педагогом (без плана);

— придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему;

— придумывание рассказов по литературному образцу.

Для составления рассказов по аналогии могут быть использованы и произведения для пересказа с

последующей заменой действующих лиц,

деталей повествования,

действий отдельных персонажей.

Например, в рассказах Е.А. Пермяка «Кто?» и «Как Маша стала большой».

В дальнейшем обучение составлению рассказов по аналогии с

прослушанным текстом небольшого объема может проводится без предварительного пересказа (с учетом возросших речевых и познавательных возможностей детей).

Придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа рекомендуется проводить в двух последовательно используемых вариантах:

— с опорой и

— без опоры на наглядный материал.

В первом варианте (с опорой на наглядность) детям предлагается картина, отражающая кульминационный момент неоконченного рассказа.

После разбора содержания (описательная характеристика персонажей, изображенной обстановки) дважды прочитывается текст начала рассказа.

Предлагается несколько вариантов возможного его продолжения в соответствии с данной сюжетной ситуацией.

Для второго варианта задания (окончание рассказа без наглядной опоры) текст неоконченного рассказа после двукратного чтения пересказывается одним — двумя детьми.

Затем дается задание придумать окончание рассказа по одному из

предложенных вариантов (по выбору детей).

Восприятие в творческой деятельности развивается в способности и умениях, которые лежат в основе эстетического восприятия литературных произведений, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы), которые могут быть использованы в словесном творчестве только тогда, когда у ребенка полноценно развит поэтический слух.

Под поэтическим слухом О. С. Ушакова понимает «способность к

различению жанров, понимание их особенностей, умение чувствовать

компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь

с содержанием литературного произведения».

О. С. Ушакова рекомендует развивать поэтический слух путем выполнения творческих заданий:

придумывание сравнений,

эпитетов,

подбор синонимов,

антонимов,

рифм к заданному слову и пр.

Для развития поэтического слуха ребенка О. С. Ушакова предлагает

использовать следующие методы:

— знакомство детей с произведениями искусства (как авторскими, так и народными)

— использование словесных игр и упражнений

— привлечение детей к творческим заданиям – придумыванию сравнений, эпитетов, подбору рифм и т.д.

— задания на различение ритма и рифмы поэтической речи.

Выполнение творческих заданий постоянно поддерживает у детей, интерес к слову.

Например:

Детям предлагается прослушать два стихотворения: «Мяч» С. Я. Маршака

и «Одуванчик» Е. Благининой и определить, как звучат эти стихотворения.

Ответы детей: «Стихотворение «Мяч» звучит быстро, слова как мячики прыгают,

а стихотворение «Одуванчик» плавное, читается медленно, спокойно».

Педагог задает вопрос детям:

«Какие слова в этих стихотворениях слышатся похожими?»

Дети: «Мяч – вскачь, голубой – за тобой» и т. д.

Особое место среди литературных произведений занимает жанр сказки.

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно.

На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.

На втором этапе под руководством педагога осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка).

На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования:

— детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам;

— самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей.

Обучая детей воспринимать традиционные способы построения сказки рекомендуют использовать «Карты-схемы В.Я. Проппа».

Карты Проппа состоят из:

— наглядности, которые позволяют более продуктивно использовать большее количество информации при сочинении сказок.

Знакомство с картами должно происходить постепенно, в определенной логической и смысловой последовательности.

Более подробную информацию о работе с картами Проппа можно получить в книге «Речь и общение» О. А. Белобрыкиной.

Одним из приемов развития словесного творчества дошкольников является наглядное моделирование.

Обучая детей придумывать сказки, уместно использовать этот метод.

Модели помогают не только представить какой- либо объект, но видоизменять его, экспериментировать с ним.

В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры, предметные картинки, символическое изображение предметов, планы и условные обозначения, контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания.

Например: Три одинаковых по цвету, но разных по величине кружка говорят о том, что три главных героя имеют характерные отличия: по возрасту и росту. Просим детей узнать сказку. «Три медведя».

Другой вариант:

Семь одинаковых треугольников и одна любая геометрическая фигура, например, красный кружок напоминают о том, что в истории главную роль играет целая группа героев.

Прототипом сказки будет «Белоснежка и семь гномов» или «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», или «Волк и семеро козлят».

Виды творческих заданий по обучению составления сказок.

После пересказа сказки «Хвосты» детям предлагается составить сказку с введением в сюжетное действие новых действующих лиц: корову, петуха, павлина.

Перед выполнением задания проводится

дополнительная беседа по содержанию текста (с уточнением ключевых моментов действия),

объясняется предлагаемый способ «трансформации» сюжета (введение новых персонажей, замена некоторых деталей повествования).

Как вспомогательный прием используется образец сказки педагога.

Задание на выявление умения детей соединять разные сказки.

Детям необходимо сложить сюжет не только знакомых сказок, но и стихотворений.

Например: сказка «Снегурочка» и стихотворение Н.А. Некрасова «Мужичок с ноготок»; «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о рыбаке и рыбке».

Придумать сказку по литературному образцу предлагается в двух вариантах:

— с заменой героев и с сохранением сюжета,

— с заменой сюжета и с сохранением героев произведения.

Заменить героев в сказке и сохранить сюжет, например:

— «Лисичка-сестричка и серый волк» на «Мышку-норушку и Лягушку-квакушку».

С заменой сюжета и с сохранением героев произведения.

— «Сказка про то, как Доктор Айболит вылечил слона» — Вера Поданева.

Сказка о том, как Доктору Айболиту позвонил дрессировщик из Российского цирка с просьбой вылечить слона. …Доктор Айболит прилетел в Москву, вылечил слона. Выступление прошло отлично, слону дали медаль.

— сказка «Муха-Цокотуха и конкурс хозяек» — Катя Холодова.

Сказка о том, как Муха-Цокотуха решила устроить конкурс хозяек «Лучший кондитер». На этом конкурсе бабочка стала победителем, получила золотую, блестящую медаль, а паук рассердился и убежал к себе в уголок.

Все сочинения детей будут отличаться необычайной насыщенностью образными словами и выражениями.

Джанни Родари, в своей книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» знакомит с некоторыми приемами придумывания рассказов для детей.

Один из увлекательных приемов это — «Перевирание сказок»

— Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка…

— Не Желтая, а Красная!

— Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и…

— Да нет же, не папа, а мама.

— Правильно. Позвала ее мама и говорит сходи-ка к тете Розине и отнеси ей…

— К бабушке она ей велела сходить, а не к тете…

И так далее.

Игра в «перевирание» сказок серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Необходимо лишь выбрать для нее нужный момент, так как дети в отношении сказок довольно долго остаются консерваторами.

Им хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, им приятно эти слова узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, снова испытывать волнение, как при первой встрече с ними, в том же порядке: удивление, страх, вознаграждение.

При использовании приёма «перевирание сказки» на начальном этапе можно выбрать русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок».

Дети с удовольствием воспринимают такой приём, как «коллаж из сказок». Для будущего повествования, дети выбирают героев сказок:

Например: Василиса Прекрасная, Баба Яга, Змей Горыныч и Мальчик-с-пальчик.

Дети обсуждают героев будущей сказки, описывают их внешний вид, действия и дальнейшие события, повороты сказки.

Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях.

Во время придумывания сказки, детям может потребоваться помощь взрослого:

— предложить использовать в сказке какое-либо волшебное средство,

— задать наводящие вопросы для объединения отрывочных эпизодов в единую композицию,

— и при завершении повествования.

«Сказки по-новому» Этот метод помогает взглянуть по-новому на знакомые сюжеты. За основу берется известная сказка, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.

Например, сказка «Красная шапочка» звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет маленький, а Красная шапочка большая, или Баба-Яга в сказках начнет совершать хорошие поступки.

Например:

«Сказка про то, как Тараканище стал генералом» — Влад Тинькин.

В сказке рассказывается как Тараканище был злым, пугал всех зверей. И его бы съел воробей, если бы Тараканище не одумался. В конце сказки Тараканище становится командиром военной команды насекомых, а жители страны насекомых наградили его орденом и присвоили звание генерала.

«Как крокодил нашел себе друзей» — Русла Кочубеев

Крокодил похитил солнце, всем было очень плохо. Медведь солнце отобрал, а крокодила прогнал в темный лес.

Крокодил у всех попросил прощения. А потом крокодил много кому помог.

Он перевозил животных на своей большой спине через реку, вытаскивал

тех, кто тонул, и все звери стали уважать и любить его.

Прием — «Новое свойство». Он, практически, изменяет содержание знакомых сказочных сюжетов, то есть рождается новая сказка.

Например: Колобок не из теста, из смолы.

Тогда сказка может выглядеть следующим образом:

«…Катится Колобок, а навстречу ему заяц. «Колобок, Колобок, я тебя съем». «Не ешь меня, я не вкусный».

«Я тебе не верю» — сказал заяц и только хотел схватить Колобка, как вдруг прилип к нему.

Покатился Колобок дальше, а заяц со своей добычей не отстает.

Навстречу им волк, затем медведь, лиса.

Прикатился Колобок восвояси – к бабушке и дедушке.

Обрадовались старики: «И еда, и одежда сама в дом пришла».

Заплакали звери: «Отпустите нас, мы больше не будем маленьких обижать». Пожалели их дед с бабой и отпустили.

А на прощание сказали: «В следующий раз верьте тому, что вам говорят»

«Введение в название сказки нового объекта». В название хорошо знакомой детям сказки добавляется слово, обозначающее какой- либо предмет.

Например: «Колобок и воздушный шарик»,

«Теремок и паровоз»,

«Гуси- лебеди и автомобиль» и т. п.

«Я — герой сказки». Знакомая сказка изменится, если в сюжет будет введен ребенок в качестве значимого персонажа. Предложите ребенку пофантазировать, что произойдет, если одним из героев сказки станет он сам, или герои сказки придут к нему в гости.

«Опорные слова». Этот прием очень похож на «бином фантазии» (один из интересных приемов, способствующих развитию словесного творчества дошкольников), но в то же время и несколько отличен от него.

Из разных сказок вычленяют несколько опорных слов и подбирают соответствующие картинки, например:

— цветок, ласточка, крот, жаба, девочка, нора;

— фея, мачеха, принц, туфелька, тыква;

— кот, людоед, замок, мешок, сапоги.

Затем из каждого ряда берут по 1-2 слова и на их основе придумывают новую сказку.

Например: В качестве опорных слов для новой сказки, может служить следующий набор:

ласточка, девочка, тыква, кот.

Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются

загадки, которые К. Д. Ушинский назвал лучшим средством для речевого развития.

Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок.

Авторы ТРИЗ-технологии предлагают начать работу по речевому творчеству с умения составлять загадки, которые развивают способность к анализу, обобщению, и формируют умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Используя словосочетание «но не», можно составить такую загадку:

Катится, но не мяч,

Живой, но не человек,

  • но не пирог. (колобок)

Желтая, но не сыр

Круглая, но не шар

  • земле сидит, но не крот. (Репка)

Идет дым, но не самовар,

Едет, но не машина

  • но не батарея. (печка «По щучьему велению»)

Особый интерес у детей вызывает составление загадок с применением ИКТ.

Например: На экране, изображены объекты живой и неживой природы:

сова, лягушка и самолёт,

Дети придумывают загадку с помощью педагога:

У неё большие глаза, но не сова;

зелёная, но не лягушка;

у неё есть крылья, летает, но не самолёт.

Кто это? (стрекоза)

Наглядность вызывает интерес у детей, помогает увидеть разные

отличия и сходства объектов, что очень важно при составлении загадок.

Так же одна из методик, которая может быть, использована в работе с детьми по развитию речевого творчества по составлению дошкольниками рифмованных текстов — технология лимерики.

Сочинять лимерики начали в городе Лимерик (Ирландия). Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира.

Лимерик является одним из средств развития детского речевого творчества. Как правило, это стихотворение из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы – выдумка, это то, чего не бывает на свете).

Строки в нем рифмуются следующим образом:

первая со второй,

третья с четвертой,

а пятая содержит вывод и может рифмоваться с первой, или не рифмоваться вовсе.

Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.

Например, лимерик по произведению Мамина — Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишку – короткий хвост».

Жил – был Мишка.

Он был веселый шалунишкой.

Однажды он в болото попал

И жить комарам помешал.

Раздавил он их целую кучу,

Налетели они на него тучей.

Искусали весь нос,

Еле он ноги унес,

Вот какой бедненький Мишка.

Можно предложить детям после прочтения рассказа или сказки составить стишок или лимерик о том, что они узнали.

Стишок по рассказу Воронковой Л.Ф. «Маша — растеряша»

Жила-была девочка Маша,

Растеряша, как всегда.

Каждое утром вставала

И одежду найти не могла

Вот какая невоспитанная Маша!

Еще одним из эффективных и интересных методов составления

нерифмованного стихотворения — синквейн.

Синквейн является простым игровым приёмом. Он развивает

творческие способности, активизирует познавательную деятельность детей:

учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации

самые главные и существенные признаки, способствует развитию

критического мышления.

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение».

Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить синквейн.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам.

Пример синквейна:

По сказке «Колобок» «Лиса и журавль»

Колобок Сказка

Желтый, круглый Добрая, интересная

Убежал, катится, поет Учит, наставляет

Колобка съела лисица Как аукнулось, так и откликнулось

  • персонаж. Урок.

Литература:

1.Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: Автореферат докт. дисс. – М., 1996

2.Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку

дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб.

заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с

3.Гавриш, Н. В. Развитие речетворческой деятельности в дошкольном

детстве [Текст] / Н. В. Гавриш // Педагогическое образование в России. –

2013. – № 12. – С. 17-21.

4.Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников

[Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. –

М.: Академия, 2006. – 256 с

5.Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст]: учебник для пед.

вузов / О. С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 256 с

6.Шибицкая А. Е. Словесное творчество детей 6–7 лет на материале русских народных сказок//Художественное творчество в детском саду. – М., 1974

7. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей//Художественное творчество и ребенок. – М., 1972

8.Интервью со скрайбом [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http://www. designmanagement. ru/articles/articles/?id=328

9.Мастер-класс. Скрайбинг. Как нарисовать презентацию [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: https://sites. /site/mkskrajbing/vidy-i-tehniki-skrajbinga

10.Рисуйте, рисуйте простое и сложное: 4 способа создать скрайбинг своими руками [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http:///ru/blog/62/risuitie-risuitie-prostoie-i-slozhnoie-4-sposoba-sozdat-skraibingh-svoimi-rukami

11.Скрайбинг как способ визуального мышления [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http:///ru/blog/35/skraibingh-kak-sposob-vizual-nogho-myshlieniia

12.Учитель скрайбер!? Быть или не быть (советы для начинающих скрайберов) [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http://youtu. be/q0fUz9vy0TI

13.Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Приложения:

  1. file0.docx.. 43,8 КБ

Опубликовано: 20.04.2021

09.03.2021, 444 просмотра.

Одним из основных направлений развития детей дошкольного возраста является речевое развитие. Данная образовательная область предполагает овладение словарным запасом языка, грамматически правильной монологической и диалогической речью, развитие речевого творчества. Чем богаче, выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Применение методов и приемов ТРИЗ-технологии является эффективным и признанным средством развития связной речи, а именно обучения творческому рассказыванию. Так как ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Обучение сочинению сказок по ТРИЗ-технологии поэтапно:

  1. Знакомлю со сказками и их жанровыми особенностями. На этом этапе у детей формируется представление об основных законах сказочного жанра, узнают о том, что сказки бывают бытовые, волшебные и о животных. Далее происходит знакомство со структурой сказки: зачин – начало сказки, основная часть, развязка – концовка. (Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., 2004.)
  2. Творческие задания для коллективного сочинения, в них входят следующие методы и приемы: (Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., 2004.)

— Моделирование сказок. Использование моделей позволяет моим детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий. Обогащает словарь, активизирует речь, развивает абстрактно — логическое мышление.

— Проблемные ситуации. Важно очень хорошо продумать вопрос, который побудил бы детей изобретать, помогать любимым героям выходить из сложной ситуации, придумывать на ходу несколько версий и выбирать самую подходящую.

— Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, создает условия, при которых герои попадают в новые обстоятельства, которые могут быть невероятными. Например, сказка «Гуси — лебеди». Новая ситуация: на пути девочки встречается волк.

— Спасательные ситуации в сказках. Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств. Например, сказка «Красная шапочка». Появляется друг девочки — это ее собака. Она защитила ее от волка, и они благополучно дошли до бабушки.

— Сказки «Наизнанку». Этот метод состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку». Вспоминаем с детьми хорошо знакомую сказку и меняем характер ее героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот.

— Салат из сказок. Предлагаю детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка.

— Что было потом. Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Я предлагаю подумать «А что будет потом». Например: Снегурочка не растаяла, а ее забрал к себе Дедушка Мороз.

— «Сказка в гости к нам идет» представляет собой план-схему и большую картотеку.

В план-схему заложена пошаговая сказочная конструкция:

  1. Жил-был..
  2. Какой он был?
  3. Что умел делать?
  4. Куда отправился?
  5. Искать что?
  6. Встреча
  7. Что он делал?
  8. Друг героя
  9. Как он мог помочь?
  10. Победа над злым героем.
  11. Где стали жить.
  12. Конец.

Картотека разделена на каждый подпункт, в них около 20-25 картинок.

Дети берут поэтапно картинки и сочиняют сказку.

Например: Жила-была Золушка. Золушка трудолюбивая, добрая, ласковая. Она много работала по дому: мыла полы, готовила еду. Однажды Золушка отправилась в лес. Она пошла искать любовь и заботу, которую ей не хватало. Но по дороге она встретила Лешего. Он хотел погубить Золушку. Как вдруг, откуда ни возьмись, ехал принц на коне. У него с собой было волшебное перо. Принц произнес заклинание и Лешего не стало. Он посмотрел на Золушку и ее полюбил. Принц увез Золушку в замок. Они сыграли свадьбу и жили долго и счастливо.

— «Фоторобот». Этот метод развивает фантазию, монологическую речь детей, память, внимание. Дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок. Придуманного героя зарисовывают и отправляют в новую сказку.

  1. Сочиненные сказки я записываю на диктофон. А потом переписываю самые интересные в нашу книгу сказок. Также мы рисуем иллюстрации к нашим сказкам. Эти сказки самые любимые, дети любят их просматривать много раз.
  2. Мультфильмы занимают в последнее время огромное место в жизни детей. И это занятие является для них одним из любимых. Поэтому мы стали создавать мультфильм по придуманной сказке. Ребята озвучивают роли, рисуют иллюстрации. Я же снимаю и монтирую мультфильм. Вместе мы смотрим, что у нас получилось, показываем родителям и детям других групп. И этим мы радуемся!

Таким образом, я сделала вывод что, методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз – творчество во всем: в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого педагоги сами изобретают свою педагогику, озаренные светом детских идей.

Информацию подготовила учитель-логопед Гончарова Н.Н.

  • Придумать сказку 5 класс по литературе небольшую волшебную поучительной мыслью
  • Придумать сказку 3 класс по литературному чтению маленькую с хорошим концом
  • Придумать сказку 5 класс по литературе небольшую волшебную сказку про животных
  • Придумать сказку 5 класс по литературе небольшую бытовую
  • Придумать сказку 3 класс по литературному чтению волшебную про добро и зло маленькую