Урок литературного чтения
Тема: В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» 4 класс
Цель: создать условия для знакомства с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план; содействовать развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию
Задачи:
1) расширять словарный запас учащихся,
2) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.
Планируемые результаты.
Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.
Метапредметные:
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Оборудование: презентация на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, карточки для работы в группах.
Ход урока
I Организационный момент
— Здравствуйте, ребята!
Сегодня на урок к нам пришли гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь!
А теперь повернулись все ко мне, улыбнулись и тихо сели.
— Откройте учебник на странице 155, прочитайте, название раздела
— «Литературные сказки»
— С какими произведениями мы будем знакомиться, изучая этот раздел?
— Ребята, а какие еще бывают сказки?
— (народные)
— А чем народные сказки отличаются от литературных?
— (народные сказки, сочиняет народ, а литературные – автор).
— Чему научимся, работая в разделе литературные сказки? Прочитай ….
— Чему будем учиться? Читает……
II Сообщение темы и постановка цели и задач урока
На уроке будем работать со сказкой В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», с которой вы познакомились дома. ( Слайд № 1).
— Мы с вами разделим сказку на части.
— Составим план к ней.
— Дадим характеристику главному герою.
— Определим главную мысль произведения.
III Работа по теме урока
1. Знакомство с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского
— Что вы можете рассказать о Владимире Федоровиче Одоевском
Каждый ученик говорит по одной строчке из биографии В.Ф. Одоевского.
(Слайд № 2).
2. Словарная работа
— Чтобы лучше понять произведение, над которым мы будем работать, объясните слова и выражения.
-Кто знает, что такое табакерка? (Табакерка- коробочка для табака)
Выслушиваются ответы детей.
— Из словаря Ожегова я вам сейчас прочитаю определение, что такое «табакерка»
(Слайд № 3).
— Ребята, а из чего была табакерка у папы Миши?
— Опишите её. (Стр.156)
— Следующее слово «Бюро». (Слайд № 4)
— Ещё в тексте встречались выделенные слова, такие как: учтиво, ни пяди.
— Где можно найти лексическое значение этих слов? (Ответы детей: в толковом словаре, словарь учебника).
Учтиво – очень вежливо. Ни пяди – старинная мера длины.
3. Работа с текстом, учебником
— С чего начинается сказка? Прочитайте.
— Подберите синонимы к слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).
— Почему же автор употребляет именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)
— Кто главный герой произведения? (Миша)
— А что вы думаете о мальчике, используя слова на стр. учебника 168 расскажите о Мише.
( Миша воспитанный, учтивый и добрый мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку в табакерке.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли».)
— Подтвердите свой выбор примерами из текста.
— Что произошло с Мишей в сказке В.Ф. Одоевского?
— Прочитайте о том, как начинается путешествие Миши по табакерке.
— Кто сопровождал Мишу во время путешествия по табакерке? (Проводник)
— Что особенного было в проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка «Динь-динь-динь»)
— С Какими еще героями познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель- господин Валик, с царевной-Пружинкой)
— Прочитайте выразительно разговор с Валиком.
— Какой вывод сделал для себя Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят).
— А о чем рассказала царевна-Пружинка Мише? (Как получается музыка)
— Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?( Миша научился рисовать фигуры людей, если они находились близко — большими, если вдалеке — маленькими, он разобрался, как устроена музыкальная табакерка.)
4. Физминутка(Ночь- день).
5. Составление плана
Работа в парах:
— Сейчас, вы разделитесь на пары, каждой паре будет дана часть произведения с указанной страницей. Ваша задача, прочитать эту часть, обсудить и озаглавить её. Название своей части написать на листочке, который я вам раздала. (По окончанию работы, каждая пара выходит к доске и прикрепляет своё название части).
I часть
— Найдите и прочитайте первую часть. (До слов « — Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!»)
— Как вы озаглавите эту часть? Стр. 156-157
II часть
— Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)
-Предложите название этой части. Стр. 157-158
III часть
— Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».
Озаглавьте. Стр. 158-163
IV часть
— Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».
Озаглавить. Стр.163-164
V часть
— Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».
Озаглавьте. Стр.164
VI часть
— Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».
Озаглавьте. Стр.165
VII часть
-Прочитайте до слов « — Что во сне видел, Миша? – спросил папенька».
Озаглавьте. Стр.166
VIII часть
— Прочитайте от слов « — Что во сне видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.
Озаглавьте. Стр.167
-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.
План
-
Удивительная табакерка
-
Знакомство с Динь-динь
-
Герои на улице города
-
Встреча с молоточками
-
Господа – дядьки-молоточки
-
Знакомство с надзирателем
-
Сударыня – царевна
-
Миша проснулся
IV Итог урока
— Кто автор произведения.
— Назовите жанр произведения, Докажите, что это сказка.
— Какая будет тема произведения В.Ф. Одоевского
— Что хотел сказать В.Ф. Одоевский своим произведением (главная мысль произведения) (Слайд № 5).
V Игра «Данетка»
— Ну, а сейчас проверим как вы осознали прочитанный самостоятельно текст.
Я вам раздаю вот такие карточки с вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там где вы считаете нужным.
№ вопроса | ДА | НЕТ |
1 | + | |
2 | + | |
3 | + | |
4 | + | |
5 | + | |
6 | + | |
7 | + | |
8 | + | |
9 | + | |
10 | + |
Вопросы для игры
1.Данное произведение сказка? (да)
2. Главный герой мальчик Миша? (да)
3. Табакерка была сделана из золота? (нет)
4. Мальчик-колокольчик говорил скороговорками? (нет)
5. Миша завидовал колокольчикам потому, что они ничего не делают? (да)
6. Колокольчики боялись дядечек-молоточков? (да)
7. Надзирателем в городе-колокольчиков был Валик? (да)
8. Валик всё время работал? (нет)
9. Как звали сударыню царевну — царевна-пружинка? (да)
10. Миша поймёт отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)? (нет) (Слайд № 6)
— После того, как вы всё сделали, поставьте себе сами оценку. На перемене подойдёте, я вам поставлю эту оценку в дневник.
VI Д/з: Сочинить свою сказку «Путешествие в механическую игрушку».
VII Рефлексия: На доске – Колокольчик «Динь-динь» и принцесса «Пружинка».
— А сейчас ребята, кто всё понял, возьмите зелёный колокольчик и прикрепите его ….., а кто ничего не понял, возьмите красный колокольчик и прикрепите его к ……
(Если будут такие детки, которые ничего не поняли, им д.з. прочитать ещё раз сказку).
Вопрос № 7: Одоевский создал свое произведение для детей, с тем, чтобы познакомить их со сложным механизмом музыкальной табакерки, объяснить, что нельзя без особых знаний трогать механический предмет, можно его сломать, показал, что надо быть любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик Миша.
Есть те, кто управляет всем, и те, кто выполняет все «поручения». Основная мысль этой сказки в том, что главное в жизни порядок, Как только заведенный порядок нарушается, начинаются бедствия и несчастья.
Русский язык
Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение.
Основная цель у приема — перенести человеческие качества и свойства на неодушевленный предмет или явление окружающей действительности.
В работах писатели используют эти художественные приемы. Олицетворение выступает одной из разновидностей метафоры, например:
Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался.
Благодаря использованию олицетворений в изложениях авторы создают художественный образ, который отличается яркостью и неповторимостью.
Такой прием позволяет расширить возможность слов при описании чувств и ощущений. Можно передать картину мира, выразить отношение к изображаемому предмету.
История появления олицетворения
Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в духов и души).
Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.
Всех стихотворцев интересует вопрос о том, как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?
Если вы начинающий поэт, нужно научиться правильно использовать олицетворение. Оно не должно просто находиться в тексте, а играть определенную роль.
Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.
Пример олицетворения выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.
Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями (выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами (перенесение психических свойств человека на явление природы).
Если в произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением.
Употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.
Какой частью речи выступает олицетворение?
Чтобы оживить неодушевленный предмет авторы используют особый прием в качестве глагола. Его можно вписывать перед и после описываемого существительного.
Олицетворение должно ввести существительное в действие, оживить и создать ему впечатление, чтобы неживой предмет смог существовать, как человек.
Но в этом случае нельзя олицетворение называть простым глаголом — это часть речи. У нее больше функций, чем у глагола. Она придает речи яркости и выразительности (как эпитет).
Использование приемов в художественном изложении позволяет авторам сказать больше.
Олицетворение — литературный троп
В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений.
В других источниках другое название литературного приема — персонализация, когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.
Часто авторы пользуются тропом для создания полноценных и мелодичных форм. Они придают сказочным персонажам героичность и повод для восхищения.
И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.
Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и красочность слова.
Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому.
Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.
Как отличить олицетворение от метафоры?
Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?
Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.
Например:
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой
Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей.
Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.
Например:
Утешится безмолвная природа
И резвая задумается радость
Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение.
Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.
Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.
Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.
Использование олицетворения в разговоре
Все люди во время разговора используют олицетворение, но многие не знают об этом. Оно используется так часто, что люди перестали его замечать. Яркий пример олицетворения в разговорной речи — финансы поют романсы (петь свойственно людям, а этим свойством наделили финансы), так мы получили олицетворение.
Использовать подобный прием в разговорной речи — придать ей изобразительной выразительности, яркости и интереса. Кто хочет произвести впечатление на собеседника — пользуется этим.
Несмотря на такую популярность, чаще олицетворение встречается в художественных изложениях. Авторы со всего мира не могут пройти мимо такого художественного приема.
Олицетворение и художественная литература
Если взять стихотворение любого писателя (не важно русский или иностранный), то на любой странице, в любом произведении мы встретим массу литературных приемов, в том числе и олицетворений.
Если в художественном изложении идет рассказ про природу, то описывать природные явления автор будет используя олицетворение, пример: мороз разрисовал все стекла узорами; гуляя по лесу можно заметить, как шепчут листья.
Если произведение из любовной лирики, то авторы используют олицетворение в качестве абстрактного понятия, к примеру: можно было услышать, как пела любовь; их радость звенела, тоска съедала его изнутри.
Политическая или социальная лирика также включает в себя олицетворения: и родина — мать наша; с окончанием войны мир вздохнул с облегчением.
Олицетворение и антропоморфизмы
Олицетворение — простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи.
Олицетворение — прием, когда автор хочет неживому объекту придать живых свойств.
Антропоморфизм — перед автором стоит цель одушевить неживой предмет исключительно человеческими свойствами.
Если в рассказе идет речь о неживом объекте или абстрактном понятии, то использовать нужно олицетворение, а вот если описано живое мифологическое существо — антропоморфизм.
Запомнив это, вы никогда не перепутаете эти два приема в тексте.
Примеры олицетворения
Чтобы понять суть олицетворений, давайте рассмотрим примеры:
- воет море ( нам известно, море не воет, но автор применил прием, давая понять, что море издает сильный шум) — это олицетворение;
- плакала ива (ива — это дерево и оно не может плакать, так автор акцентировал внимание на развесистые гибкие ветви, которые внешне напоминают слезы);
- играло пианино (пианино не может играть само по себе. Такое словосочетание указывает на то, что оно издает звуки, когда на нем играет пианист).
Предложения, в которых используется олицетворение, мы употребляем и слышим каждый день, но не замечаем, что используем выразительный прием.
Но стоит ли разбавлять свою речь олицетворениями или лучше этого избежать? Суть воплощений несет характер мифопоэтики, но мы часто их используем.
Использование олицетворений началось с употребления цитат из литературно-художественных произведений. Со временем они стали частью разговорной речи.
Самый яркий пример олицетворения — отстают часы.
Основные источники подобного приема — сказки и мифы.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Интересное:
кто хочет в группу единомышленников присоединяйтесь к нам
Присоединиться
-
Пожалуйста, пройдите этот тест и посоветуйте друзьям, мне очень важно количество людей которые его прошли ???
-
Здравствуйте все! Если вам не сложно, то пройдите опросик, пожалуйста ?
Он является частью моего проекта, который школьники пишут в 11 классе (в зависимости от школы). Тема моего проекта: необходимые знания для заботы о домашних животных. -
Голосование дня по актуальной теме про организацию работы такси и взаимодействию водителей с пассажирами
-
Расскажите о своих любимых ингредиентах в косметике, чтобы помочь нам в создании новых продуктов!
-
Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. 2 класс. Опрос на закрепление темы.
-
Вы ознакомились с материалами онлайн-курса «ЕГЭ. Русский язык» на платформе «Стартап. Онлайн» и теперь можете поделиться впечатлениями, ответив на вопросы этой анкеты. Спасибо!
-
ЦЦОД Университета Иннополис приступил к разработке дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации, связанной с включением цифровых образовательных сервисов и цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс.
Нам очень важно получить экспертное мнение педагогов для формирования контента курса.
Опросник анонимный, мы просим ввести статистические данные для обезличенного анализа данных. -
Уважаемый пациент! Министерство Здравоохранения Республики Башкортостан просит Вас уделить несколько минут Вашего времени и оценить качество оказания медицинской помощи.
-
Ваши ответы помогут мне с университетским проектом / Your answers will help me with my project
-
Вы просушали гимн российской Федерации.
Вам необходимо пройти опрос на тему «Гимн Российской Федерации», в котором проверятся ваши знания о гимне РФ.
Внимательно читайте задания и с умом выполняйте их! Удачи! -
Выбор преподавателей для каждого предмета. По количеству выбравших преподавателей у школы будет обратная связь по востребованности темы и способностям преподавателей
-
Уважаемые родители!
Вопросы данной анкеты помогут педагогам организовать свою работу по физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни Вашего ребенка.
-
Это задание посвещено интерейснешему произведению Самуила Яковлевича Маршака. Вы несомненно знаете огромное количество его сказок, а вот сможете ли вспомнить произведение «Усатый полосатый» и ответить вопросы по данной сказке, проверим в данном задании.
-
Рефлексия (лат. рефлехіо — кейінге қаралу, назар аудару) — бұл дегеніміз субъектің өзіне және өзінің санасына назар аударуды, атап айтқанда, өзінің жеке белсенді өнімдеріне, және соның барлығына кішкене де болса қайта қарастыруды білдіреді.
-
Здравствуйте! Нам очень важно узнать Ваше мнение насчет детского онкологического реабилитационного центраСпасибо за внимание!
-
Этот тест очень короткий! В этом его плюс! Пройдите! Это было очень сложно создать этот опрос, пожалейте мои нервы!
-
Опрос для определения читательской мотивации среди школьников 5 класса. Просьба отвечать на вопросы предельно честно. Можно выбрать несколько вариантов ответов.
-
Төмендегі сұрақтарға жауап беруіңізді сұраймын. келтірілген платформалар арасынан сіз қолданатын платформаны таңдаңыз
-
Вы наверняка заметили, что с начала коронавируса в нашем языке многие слова начали использоваться намного чаще, чем раньше, а еще появилось много новых слов, которых раньше вообще не было. Вспомните и напишите, пожалуйста, подобные слова.
-
Добрый день, прекрасные девушкиМы планируем открыть мобильное приложение для подбора клиник по эстетической медицине.Основная наша политика — честность в отзывах клиентов, которые посещали данные клиники.Поэтому нам крайне важно получить от Вас обратную связь
-
Определение уровня знаний по темам Личность, Чувства, Эмоции. Оценивание сформированности регулятивных УУД
-
Здравствуйте! Социологам важно знать ваше мнение о домашнем насилии в семье. Возможные ответы в большинстве случаев приведены в анкете. Просим внимательно прочитать предложенные варианты ответов и отметить тот ответ, который соответствует вашему мнению. Если ни один из напечатанных ответов вас не удовлетворяет, напишите свое мнение (для этого оставлено специальное место). Данная анкета анонимная, указывать ФИО НЕ НУЖНО. Заранее благодарим за участие!
-
18 век в истории России — это жестокий, даже беспощадный век правления Петра I, решившего в короткие сроки изменить Россию, время стрелецких бунтов и дворцовых переворотов, правления Екатерины Великой, крестьянских войн и усиления крепостного права.
С помощью данного опроса, Вы сможете прлверить свои знания по истории России первой половины 18 века. Вам предлагается ответить на 15 вопросов о политике Петра 1 в начальные годы его правления. -
Исследование интересов и потребностей детей и родителей в образовательных услугах учреждений дополнительного образования. Просим Вас принять участие в опросе. Ваша заинтересованность поможет решению проблем занятости детей и подростков в свободное время. Опрос анонимный.
-
Опрос создан для оценки педагогических затруднений у педагогов дополнительного образования. Полезен для корректировки работы методиста в учреждении д.о.
-
Опрос проверяет умение правильно ставить знаки препинания при причастном и деепричастном обороте. Может быть использован на уроках и во внеурочных занятиях.
-
Привет, дорогой друг!
Я рада твоему участию в моём опросе!
Опросник для мужчин и женщин на тему «Какая она — женщина, как выражается женственность?»
Прошу тебя написать по 5 качеств к каждому определению. Буду признательна, если дополнительно ты напишешь свои мысли о том, какой на твой взгляд должна быть женщина и как по твоему может выражаться женственность. -
Здравствуйте! Это опрос по теме: «Считаете ли вы, что Атомные Электростанции являются наиболее опасными среди остальных видов электростанций». Пожалуйста отвечайте не вопросы честно!
-
Изучив биографию С.Я.Маршака, предлагаю вам пройти небольшой опрос.Будьте внимательны , у вас все получиться!
-
Приветствую! В рамках данного опроса Вам необходимо прочитать предложение на английском языке и в открытой форме написать свой вариант перевода на русский язык. В скобках будет представлен контекст, Вам же необходимо перевести предложение ПОСЛЕ скобок. Если скобок нет, значит необходимо перевести полностью предложение. Это может быть как краткий ответ, так и ответ с пояснением или комментарием. Вы можете так же использовать различные трансформации. Убедительная просьба НЕ пользоваться переводчиками Google и Яндекс, поскольку здесь нет единого верного варианта перевода. Все варианты принимаются. Если какое-то слово Вам неизвестно, можно пользоваться словарями (Мультитран, Охфорд и др.). Самая главная задача — передать то, что Вы чувствуете в данном предложении и какой смысл хотели бы вложить. Удачи!
-
Где, по Вашему мнению, актуальнее всего публиковать свои произведения фанатского и оригинального искусства?
-
Если бы тебе пришлось поменять своё имя, какое из приведённых в опросе имён ты бы выбрал? Выбор из редких мужских имён.
-
Просим Вас принять участие в социологическом опросе, посвящённом исследованию качества жизни старшего поколения. Заполнение анкеты не займет много времени. Опрос проводится на условиях анонимности. Все результаты будут представлены только в обобщённом виде. Просим Вас внимательно читать вопросы данной анкеты, отвечать искреннее и как можно более полно.
-
Ковры и Толька (для Вас Анатолий Валерьянович). Ковры – отъемлемая часть жизни простых ирландских бояр. Относитесь ли Вы к ним? Это не важно. Для меня. Для кого-то важно, имейте это в виду.
-
Данный опрос поможет при изучении темы «Бурятская одежда». Необходимо внимательно прочитать и ответить на вопросы, знать лексику по данной теме. Все ответы генерируются автоматически. Удачи и быстрых, правильных ответов! Баяртай!
-
Научное исследование для дипломной работы в виде опроса на тему латентной преступности и латентных убийств в Российской Федерации.
-
Прошу всех ответить на вопросы. Для запуска нового изделия из дерева. Изготовление только в России. Нужен ли такой деревянный ящик вам?
-
Для любителей Меладзе, кто правильно отвечает в сердечко к Меладзе попадает. Я как преданный фанат Меладзе сделал этот тест для вас! Приветствую только конструктивную критику и ни как иначе! Оставляйте свои комментарии ставьте лайки и пишите какой тест мне сделать следущим. Всех чмоки-чмоки))))))
-
Прошу всех у кого есть пару свободых минут пройти данный опрос.Для документирования диплома нужно собрать статистику, как требования пользователей и целесообразность разработки. Заранее благодарю за оказанную помощь в сборе данных.
В качестве темы ВКР была выбрана реализация программы для обработки обращений клиентов типа Help Desk.Help Desk — это специальная программа для автоматизации процессов техподдержки, сервиса, обслуживания клиентов, включая выездное обслуживание, а также сотрудников (внутренних заявителей) компании. -
СОЦИАЛЬНОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ!!!ВСЕГО ОДИН ВОПРОС! ПРЕДУСМОТРЕН ТВОРЧЕСКИЙ ОТВЕТ С ВЫПАДЕНИЕМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ! НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПРОЕКТА!
-
Опрос составлен с целью выявления знаний по теме «Влияние Золотой Орды на культурное развитие Руси»
-
Глобализация — это усиливающаяся интеграция экономик и обществ во всем мире. Глобализация — это неизбежное явление в истории человечества, заключающееся в том, что мир в результате обмена товарами и продуктами, информацией, знаниями и культурными ценностями становится более взаимосвязанным.
-
Опрос предназначен для проверки усвоения темы «Грамматическая основа простого предложения» в 8 классе. Может быть использован в классе и для домашней работы.
Инструкция
Не нужно писать, какое слово подлежащее, а какое — сказуемое. Порядок выписанных слов значения не имеет. -
Данный опрос направлен на выявление знаний у педагогов о специфике духовно-нравстенного воспитания.
-
Воспитательная работа- это
процесс обучения, защиты и заботы о детях с целью их здорового развития во взрослой жизни. -
В списке 100 профессий. Давай составим их рейтинг, чтобы понять, какие профессии популярны у абитуриентов.
-
Данный опрос посвящен проблеме понимания других людей. Прохождения этого опроса будет полезно для выполнения в дальнейшем различных исследовательских работ и проектов по обществознанию, социологии и др.
-
Что вы знаете о денежных банкнотах российской федерации? Опрос на выявление обществедческих знаний, социальный эксперимент, направленный на получение знаний об экономическом аспекте в нашей а стране, а также развитии патриотических качеств.
-
Опрос проверяет знание темы «Причастие» и предназначен для семиклассников и всех, кто хочет повторить данную тему. Может быть использован в школе и дома.
-
Данный короткий опрос предназначен для установления точности исследований в проекте, который разработан для выяснения необходимости использования современных методов обучения. В проекте идет речь о многих наглядных методах. Он будет представлен на педагогической конференции. Тест состоит из 4 вопросов. Последний вопрос предполагает выбор нескольких вариантов ответов. Предполагаемый итог проекта — выяснение того, что старые методы уступают новым в современных условиях. Краткость теста — это намеренный шаг. Т.к. в проекте представлены более обширные статистические данные, которые находятся в общем доступе. Для выяснения корректности некоторых тезисов, был разработан весьма маленький тест, который не займет много вашего времени. Надеемся, что у вас не возникнет трудностей при прохождении. Вы можете помочь нашему проекту ( исследованиям)!
-
Опрос на уроках русского языка
В практике обучения часто возникают расхождения между программой обучения и реальными результатами. В связи с этим каждый учитель основной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы школьник в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы, для чего ему нужен не только определённый уровень знаний, умений и навыков, но и богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь. Важным условием повышения эффективности учебного процесса в этом направлении является систематическая организация опроса на уроке русского языка.
Опрос помогает учителю получать объективную информацию о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эффективно организовать процесс контроля деятельности учащихся на уроках русского языка можно при правильной организации и использовании различных видов опроса. Применение различных видов опроса особенно необходимо в основной школе. От этого во многом зависит не только успешность взаимодействия учащегося с партнёрами по общению, но и его успешная успешность. Опрос как эффективное средство контроля и оценки учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке русского языка в основной школе способствует развитию из речевых навыков, прочному усвоению языковых знаний, формированию грамотности. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать её, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать её от чужой и выстраивать на основе этого связное монологическое высказывание. Всё это обуславливает актуальность проблемы опроса на уроке русского языка, так как её изучение будет способствовать повышению качества обучения и речевому развитию учащихся. -
Историки высказывают разные мнения на счет личности Ивана Грозного, попробуйте и вы дать ему оценку.
-
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ/ИССЛЕДОВАНИЕ/ГЕОГРАФИЯ НА КУПЮРАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ/ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ/ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
-
Опрос на уроках русского языка
В практике обучения часто возникают расхождения между программой обучения и реальными результатами. В связи с этим каждый учитель основной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы школьник в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы, для чего ему нужен не только определённый уровень знаний, умений и навыков, но и богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь. Важным условием повышения эффективности учебного процесса в этом направлении является систематическая организация опроса на уроке русского языка.
Опрос помогает учителю получать объективную информацию о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эффективно организовать процесс контроля деятельности учащихся на уроках русского языка можно при правильной организации и использовании различных видов опроса. Применение различных видов опроса особенно необходимо в основной школе. От этого во многом зависит не только успешность взаимодействия учащегося с партнёрами по общению, но и его успешная успешность. Опрос как эффективное средство контроля и оценки учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке русского языка в основной школе способствует развитию из речевых навыков, прочному усвоению языковых знаний, формированию грамотности. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать её, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать её от чужой и выстраивать на основе этого связное монологическое высказывание. Всё это обуславливает актуальность проблемы опроса на уроке русского языка, так как её изучение будет способствовать повышению качества обучения и речевому развитию учащихся. -
Опрос проводится с целью получения данных по проведению исследования возможностей организации бизнеса по обрезке зеленых насаждений в Жердевском районе.
-
Задание по типу ВПР по теме «Человек и его деятельность» к учебнику обществознанию 6 класс УМК Боголюбова.
-
ГУО «Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Новополоцка» для мониторинга активности пользователей сайтом учреждения образования и улучшения работы по пропаганде распространения информации
-
Исследование «Вредные зависимости и здоровый образ жизни» адресовано учащимся средних и страших классов. Анкетирование позволяет выявить отношение школьников как к различным пагубным зависимостям — алкоголю, курению, наркотическим веществам, так и занятиям спортом, правильному питанию и другим составляющим здорового образа жизни. Результаты тестирования дадут устойчивый ориентир, на чем в большей степени следует сделать акцент при последующих за опросом групповых и индивидуальных беседах с детьми.
-
Администрация Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области объявляет о проведении антикоррупционного мониторинга на территории Бутурлинского округа в 2021 году.
-
Анонимный опрос создан для того, чтобы увидеть, как студенты относятся к алкоголю, выявить проблему алкоголизма
-
Привет! Мы разрабатываем технологии, которые влияют на мотивацию людей заниматься спортом. Приглашаем пройти опрос, если эта тема близка.
-
Данный опрос посвящен гигиене полости рта и здоровью зубов взрослого населения. Опрос поможет в анализе эффективности ухода людей за здоровьем зубов и полостью рта в целом.
-
Дорогие коллеги. Знаю, что Вы регулярно повышаете свою квалификацию. Мы создаем курс по фрилансу и нам крайне важно знать Ваше мнение. Мы много лет занимаемся фрилансом, но курс для нас в новинку. Знаний много, но формат подачи непонятен.
Мы хотим Вас отблагодарить, и в конце опроса Вы получите шаблон проработки ключевых ошибок при переговорах с клиентами, которые мы сами придумали.
Формат ответов: Круглый значок — один ответКвадратный значок — несколько ответов
Заранее благодарим за помощь. -
Тест проверяет усвоение темы «Причастие». Содержит теоретические и практические вопросы. Может быть использован на уроках и в домашних заданиях.
-
Опрос проверяет знание содержания первых глав романа «Отцы и дети». Может быть использован для уроков литературы. Будет интересен всем любителям русской классики
-
Опрос по социальному проекту для выявления целевой аудитории кофеен и ее описания. Мы будем очень рады и благодарны Вам, если Вы пройдете этот короткий опрос.
-
Данный опрос проводится с целью помочь малому и среднему бизнесу в развитии и привлечении клиентов.
-
Уважаемые жители муниципальных образований Псковской области! Просим Вас принять участие в социологическом исследовании, направленном на изучение общественного мнения об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Псковской области. В условиях сложной эпидемиологической обстановки классические формы анкетирования стали труднодостижимыми, поэтому очень просим вас оставить свое мнение в предложенной форме. Хотелось бы подчеркнуть, что на них не существует правильных или неправильных ответов. Анонимность Ваших ответов гарантируется. Будут использованы только обобщенные данные. Исследование организует и проводит ООО «ЭлаНКом».
-
Кто из ребят, на твой взгляд, достиг выдающихся результатов за 2021 год. Обоснуй по каждому человеку свой выбор, опиши конкретные заслуги в работе с клиентами проектами в доп ролях.
-
Опрос про историю шоколада
Изделие получило широкое распространение во всём мире, став одним из самых популярных типов еды; оно часто применяется в кулинарии. Шоколад входит в состав большого количества продуктов — преимущественно десертных, таких как торты, пудинги, муссы, шоколадные пирожные и печенья. Многие конфеты наполнены или покрыты подслащённым шоколадом; также твёрдые плитки шоколада и батончики, покрытые шоколадом, едят в качестве «закуски-перекуса». Шоколад в качестве подарков выпускается в различных формах и является традиционным на некоторых праздниках, таких как Пасха и День святого Валентина. Кроме того, шоколад используется в горячих и холодных напитках, таких как шоколадное молоко и горячий шоколад. -
Помогите мне (neexaker(у)) и другим сайтам в развитии — пройдите этот маленький опрос, который состоит всего из 7 вопросов. 6+
-
Предлагаем принять участие в опросе по изучению произведений( учебник литературы 7 класса под редакцией Коровиной).
Поделитесь своими впечатлениями от содержания прочитанных произведений.
-
ВОТ И ПОДХОДИТ К КОНЦУ КОУЧ-СЕССИЯ №1, ПОСВЯЩЕННАЯ ВОПРОСАМ СПЕЦИФИКИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Ответьте, пожалуйста, на вопросы рефлексивного мероприятия -
Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.
-
Если ты уже получил свои результаты РТ, поучаствуй в опросе. Выбери предметы и отметь промежуток, в котором находится твой результат. Это поможет нам сделать общую статистику и покажет, на какие баллы нужно сдать ЦТ, чтобы быть вне конкуренции.
-
Опрос по теме «Правовые нормы. Сетевой этикет». В результате прохожения данного опроса Вы узнаете некоторые аспекты сетевого этикета и сможете проверить Ваши знания в представленной области.
-
ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОЙ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
-
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………………….. -
Пройдите опрос по теме «Кулинария». Ответьте на 7 представленных вопросов. Буду рада почитать ваши ответы!
-
Ты читал русские народные сказки? Помнишь их главных героев. Кликни мышкой и выбери любимого персонажа!
-
Просим Вас ответить на вопросы, касающиеся новой короновирусной инфекции COVID-19. Исследование направлено на изучение отношения граждан России к вакцинации от инфекции COVID-19
Прежде чем ответить на вопрос, посмотрите все варианты, а после выберите вариант ответа, который представляется для Вас приемлемым.
В связи с тем, что нам важно мнение большого числа людей, фамилию указывать не нужно! -
Имитационная игра «Мотив и стимул»
Стимулирующим фактором выступает не наставления преподавателя, а внутреннее желание, мотивация, а это — сильнейший двигатель саморазвития. Ведь, именно такое познание наиболее эффективно для человека — знания проходят через вас, внедряясь в повседневную жизнь. Сфера науки значения не имеет — экономика, иностранный язык, игра на гитаре, главное — самообразование и саморазвитие. Знания, которые вы приобретаете самостоятельно, обладают большей ценностью для вас, нежели обучение от других лиц. -
Здравствуйте, меня зовут Сарычева Елена, я специалист по личностному росту и саморазвитию, профессиональный коуч!
Отвечая на несколько вопросов ниже, при желании, вы сможете существенно сэкономить самый ценный ресурс — время на решение вашей задачи и прийти к чему-то лучшему в значительно более короткий срок. -
В свой день рождения «Зимовниковский краеведческий музей» предлагает вам пройти опрос-тест, насколько хорошо вы знаете экспонаты которые теперь хранятся в музее, а когда-то широко ипользовались в быту.
-
Внимательно прочитайте предложенные утверждения и выберите наиболее подходящий для вас вариант: а или б. При выборе ответа не размышляйте долго, отвечайте не раздумывая.
-
Имитационная игра «Аукцион источников знаний для самообразования»
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать и т.д. -
В данном опросе вам нужно будет ответить на вопросы, связанные с техникой пластилинография. Внимательно читайте вопросы. Желаю удачи!
-
Понятие «коммуникативные умения» включает в себя оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника. Тест предназначен для оценки этих качеств.
Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком — будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник. -
Для получения бесплатной консультации по питанию ответьте, пожалуйста, на эти вопросы.
Вы можете пропускать вопросы, если не хотите на них отвечать. -
Сегодня в инстаграмме очень много магазинов предоставляют огромный выбор детских игрушек. Но мы готовы учитывать ваши предпочтения и желания. Пройдите опрос и получите скидку 10% на покупку любой игрушки
-
Анкета предназначена для участников мастер-класса «Создание дидактических материалов на Онлайн Тест Пад», который проводится в рамках Осенних педагогических встреч (октябрь 2021)
-
Здравствуйте! Прошу Вас пройти этот опрос! Данный опрос предусмотрен для исследования влияния человека на окружающую среду.(Автор фотографии PhotoMIX Company: https://www.pexels.com/ru-ru/@wdnet)
-
Опрос пользователей библиотеки № 134 ЦБС ЮВАО об актуальности краеведческой информации в современном мире
-
Опрос для сбора статистики выполнения практической части по теме «Электронные таблицы. Встроенные функции»
-
Доброго времени суток. Буду благодарен за ваши ответы на данный опросник. Требуется выбрать подходящего названия для компании в сфере охраны
-
Ответьте на вопросы по теме Бизнес и предпринимательство
Данный опрос предусмотрен для проверки теоретического материала по данной теме
-
От умения сотрудничать к умению учить себя.
1.Прочитайте фрагмент текста «От умения сотрудничать к умению учить себя».
2.Выпишите из текста:
1) Главную мысль
2) Самую ценную цитату (тезис)
3) 2-3 аргумента в пользу тезиса -
ЗОЖ — стиль жизни, направленный на омоложение и оздоровление всего организма, отказ от вредных привычек, создание режима дня, в котором есть место для полноценного отдыха, продуктивной работы и физической активности. Данная анкета дает возможность проанализировать Ваше умение сохранить здоровье (физическое и психическое), знание способов его укрепления.При помощи этой анкеты можно увидеть: на какие именно моменты следует обратить внимание для сохранения и укрепления своего здоровья.
-
Опрос Влияние санкций на экономику России п р о й д и т е п о ж а лу й с т а о п р о с с п а с и б о
-
Анкета предназначена для качественной оценки проблем, связанных с самоповреждениями, их связи с модификациями тела, социальными девиациями и личностными особенностями
Перейти к началу статьи
Вот здесь и стали появляться слова, которые казались, наверное, нашим предкам или смешными, или забавными. Потому-то, может быть, они и пристраивали их к «неполноценному»: ну разве можно нашего коня назвать каким-то забавным словом «шваль»? Шваль — это что-то ненужное, лишнее, вероятно, было для русского слуха: шваль — она и есть шваль.
Некоторые иностранные слова, попав на российские просторы, занимали свободные ниши, означая что-то «непотребное, срамное», для которого и слов-то не находилось в русском языке. Так в эту нишу вписался трехбуквенный заменитель огородного овоща, означающий в родном монгольском языке всего-то ветер, смешав в обычной фразе «иди до ветру» русский с монгольским, хотя смысл, если задуматься, практически не изменился.
Как показывает жизнь, иностранные слова попадали в русский язык, в основном, после значимых событий и, в зависимости от их положительного или отрицательного влияния, оказывались в какой-то своей определенной нише, расширяя и обогащая наш язык. Или уходили в его «закоулки», становясь жаргоном.
Наш язык также вписывался в иностранные, обогащая их. После известных событий 1917 года в польском языке появилось почему-то слово «коллективизация». Во многих языках мира в разные годы и по разным причинам осели такие русские слова, как боярин, копейка, рубль, соболь, тройка, стерлядь, колхоз, ленинизм, товарищ, бабушка, самовар, место, балалайка, не говоря уж о водке…
Вспомните, как во все языки мира в 1957 году вошло наше слово «спутник». Тогда — применительно к маленькому серебристому шарику с четырьмя антеннами и короткими сигналами «бип-бип-бип», которые ловили все радиолюбители мира. Потом появились такие слова, как лунник, стыковка, и целый ряд специфической терминологии…
Казалось бы, все замечательно: мы обогащаем свой язык за счет других языков мира, а они расширяют свои — за счет нашего. Однако здесь не все так просто, как мы думаем. С началом перестройки в наш язык хлынул целый поток англоязычных слов, которые агрессивно стали внедряться в него, вытесняя наши, родные слова, понятия и значения.
С развитием науки, промышленности и политической изощренности русский язык стал принимать в себя в разное время наряду с латынью, в первую очередь, немецкую, французскую и английскую терминологию. Мы уже забыли, что:
- «база, балкон, банк, дренаж, дуплет, парад, парашют, перрон, понтон, порт, практика, рампа, революция, режим, резюме, реле, ремонт, рутина…» — это французские слова;
- «архив, анкер, дрезина, дефицит, дуэль, имитация, инженер, интервент, инсульт, кабинет, лозунг, ломбард, митинг, мобильник, минерал, патент, пикет, рашпиль, ракета, рюкзак…» — немецкие;
- «инфляция, коррупция, локаут, локомотив, монитор, напалм, нокаут, ноу-хау, парк, пикник, пиксель, пионер, плед, радар, реактор, реверс, револьвер, регион, резистор, рекорд, роуминг» — английские;
- «дрель, информатор, казарма, облигация, пародия, партия, пенсия, полиция…» — польские.
Этот список можно продолжать еще очень долго. Но вот что интересно: наш словарный запас пополнялся до недавнего времени полноценными словами, несущими определенный смысл. Чем богаты, тем и делились. Так кулинарные изыски привнесли итальянские, венгерские, французские определения. Все эти слова благополучно вписались в наш язык потому, что в нем не было аналогов или они были менее точны в своем определении.
Однако в современный русский язык в последнее время проникают и другие, не столь безобидные слова и выражения, которые агрессивно вытесняют их русские аналоги. К сожалению, мы не противимся этой агрессии, а иногда даже на самом высоком уровне поощряем ее. У нас везде уже менеджеры (управленец, руководитель) вместо главных специалистов по управлению, которых стало почему-то значительно больше, чем того, чем они должны управлять.
Надо сказать, удачно вписалось в русский язык слово «бренд», которое «означает знак, символ, слова или их сочетание, помогающие потребителям отличить товары или услуги одной компании от другой». Одним словом, что-то такое, что в русском языке до перестройки не обозначалось.
Следом возникли мерчандайзеры — это сотрудники на торговых точках, отвечающие за продвижение и продажу предлагаемого товара (хотя раньше это делали продавцы или специалисты отдела сбыта готовой продукции); прокрастинаторы — люди, осознающие необходимость выполнения вполне конкретных важных дел (например, своих должностных обязанностей), пренебрегают этой необходимостью и отвлекает своё внимание на бытовые мелочи или развлечения (Википедия). В советское время, да и при царизме, таких людей называли лодырями (с англ. — бездельник, человек, избегающий работы).
С появлением интернета появились всевозможные провайдеры. Согласно Википедии, в частности:
Интернет-прова́йдер — организация, предоставляющая услуги доступа к сети Интернет и иные связанные с Интернетом услуги. К основным услугам интернет-провайдеров относятся: широкополосный доступ в Интернет, коммутируемый доступ в Интернет, беспроводной доступ в Интернет…
Иначе говоря это — организация доступа в интернет или в какие другие системы.
Мы уже давно забыли слово «добровольцы» (добро + воля), выдавив его из родного языка и обменяв на «волонтеры». Мы почему-то стали стесняться своего родного «великого и могучего». Мы даже на упаковке продукции, производимой в России, пишем инструкцию или назначение, состав и основные исходные данные или технические характеристики на английском языке. И только где-то «на задворках» упаковки мелкими буквами можно прочесть краткие данные о продукте. Ну, если мы стесняемся того, что производим, тогда это оправданно.
Вот и президент уже едет на саммит (верх, вершина), а не на встречу. А ведь состоялась-то встреча. Возможно, слово «саммит» в современном политическом мире более отображает смысл — это, как вершина айсберга (его 1/7), которую видно, а вот что таит в себе сам айсберг, надо еще рассмотреть в оставшихся 6/7! Возможно. Но вот встреча изначально такого не подразумевает. Встреча изначально честнее…
Конечно, наивно думать, что «встреча» была бы весомее, чем «саммит», но, с другой стороны, мы все время забываем, что каждая буква любого языка несет свой сакральный смысл, а их комбинация, именуемая «слово», усиливает, ослабляет или полностью меняет его. Не случайно наши предки сначала учили буквы и их значение, а потом уже складывали их в слова.
Мы заменили слово «карантин» (кстати, пришедшее в наш язык из итальянского), означающее систему мероприятий по предупреждению распространения заразных болезней, на «локдаун» или «резкое сокращение социальной активности по причине закрытия учреждений и запретов на передвижение». Как видим, ничего, связанного с «заразными болезнями», в его смысле нет. Может быть, поэтому мы и с пандемией не можем справиться, что не те слова в нужном месте употребляем?
Неплохой иллюстрацией этого, мне кажется, могут быть строки нашего современника поэта Вадима Шефнера (1915−2002):
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Александр Сумароков (1717−1777), русский поэт, драматург и литературный критик, один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века (его считают первым профессиональным литератором России), с горечью рассуждал о вкраплении (корень — крап) к делу и ни к делу в речь некоторых светских снобистов иностранных слов и фраз:
Другой, не выучась так грамоте, как должно,
По-русски, думает, всего сказать не можно,
И, взяв пригоршни слов чужих, сплетает речь
Языком собственным, достойну только сжечь.
«И, оборот схватя, несвойственный и бедный, / Приносит языку красы в подарок вредны», — согласился бы с ним Дмитрий Хвостов (1757−1835), русский поэт (один из поздних представителей поэтического классицизма), военный и государственный деятель.
А ведь прав был Хвостов! Примером тому может служить (как раньше бы сказали: слово-паразит) печально известное «вау», которое вошло в лексикон не только молодежи, людей среднего возраста, но и представителей так называемой телевизионной культуры, которая должна нести в народ светлую, чистую и не засоренную жаргоном и словами-паразитами правильную речь.
А что на практике? По всем каналам с утра до вечера слышится в передачах и рекламах: «вау!», «вау?», «ва-а-у!!!». Невольно вспоминается известная своим огромным словарным запасом Эллочка-людоедочка! Написала слово огромным без кавычек потому, что она имела в запасе хотя бы еще несколько слов, обозначающих конкретные предметы…
Существует версия, что «вау» как восклицание с оттенком удивления появилось впервые в 80-е годы прошлого столетия. Тогда американские ученые приняли таинственные радиосигналы из созвездия Стрельцов столь высокого качества и упорядоченной структуры, что их открыватель Джерри Р. Эйман, обвел их на распечатке кружком и рядом написал «Waw!», что означает: «Ничего себе!»
И вот теперь мы по любому поводу с разной, но непременно радостной («Вы хотите, чтобы у вас было вау?! Тогда мы идем к вам!») интонацией восклицаем: «Вау!»
Надо сказать, что в последнее время в лексикон, прежде всего, молодежи протискивается еще одно подобное «слово» — «ауф». Это, наверное, чтобы догнать Эллочку-людоедочку по словарному запасу!
И опять здесь можно вспомнить А. Сумарокова, который в свое время, предостерегая молодежь, писал:
Во век отеческим языком не гнушайся,
И не вводи в него
Чужого, ничего;
Но собственной своей красою украшайся.
В последние годы некоторые наши деятели начали использовать в разговорной речи глагол «есть»: «Это не есть очень правильно», — имитируя из себя не то иностранца, осваивающего русский язык, не то специалиста по древнему русскому языку, который по рассеянности не может использовать современный. А мне почему-то, вспоминается фонвизинский Митрофанушка с его знаменитым «Аз есмь скот, а не человек».
И вот после всего того, что мы делаем со своим «великим и могучим», мы хотим, чтобы нас уважали. А как можно уважать нацию, если она стесняется своего родного, сформированного веками языка, если она вольно использует англицизмы взамен полноценных аналогов родного языка?!
Уважать свой язык — это значит уважать себя. Не случайно сейчас многие народы, живущие рядом с нами, поднимают свою культуру, в первую очередь, через свой родной язык, обычаи, обряды, народную одежду. И это вызывает большое уважение.
Когда мы поймем, что наш язык нуждается не в конституционной охране, а в любви к нему, бережном отношении и уважении, тогда и нас будут уважать.
Хочется вспомнить, что сказал о русском языке поэт Леонид Корнилов:
Древним словом мы с будущим слиты.
Человечество — наш ученик.
Наш круг чтенья — земная орбита.
Наша Родина — русский язык.