Придумать сказку как поспорили полезные ископаемые

Театр начинается с вешалки, а город с аэропорта идет несильный дождь, и под серым, очень питерским небом бишкека на

Театр начинается с вешалки, а город — с аэропорта…

Идет несильный дождь, и под серым, очень питерским небом Бишкека на бетоне сиротливо мокнут несколько самолетов.

«Манас» — воздушные ворота Киргизии — явно не походит на международный транспортный хаб.

Таможенный контроль в столице Киргизии обычно проходит быстро и либерально, но сейчас его предваряет проверка справок о ПЦР-тестах и сертификатов о вакцинации. Их просматривают пожилая санитарка и сидящий напротив нее за столом молодой человек. Служащий смотрит документы быстро, почти на автомате, женщина же тщательно сверяет информацию в медицинских документах с паспортными данными гостя Киргизии.

Еще одна интересная особенность, бросающаяся в глаза буквально с первых минут, — силовиков здесь чисто визуально гораздо меньше, чем в других странах. Обычно первые, кого ты видишь в аэропорту, — это молодцеватые работники службы безопасности. В Бишкеке мешковато одетые таможенники и полицейские — это большая редкость как в аэропорту, так и за его пределами.

На фото: международный аэропорт Манаас

На фото: международный аэропорт Манаас (Фото: автора)

После выхода в зал прибытия на гостя Киргизии набрасываются таксисты. И многие могут стать их легкой добычей, ведь официального транспорта из аэропорта в город нет. Правда, на стоянку регулярно подходят маршрутки, но их трудно заметить с первого взгляда, и создается впечатление, что без такси из города не добраться.

Дорога до центра столицы занимает около 40 минут и навевает меланхолию: поля, кипарисы, арыки, поселки, явно построенные в советское время. Все чистенько, но облуплено и обшарпано, новых деревенских домов или дач практически не видно.

В Киргизии живет шесть с половиной миллионов человек. Это чуть больше, чем в Петербурге. При этом значительная часть трудоспособного населения работает в России.

Страна не имеет значительных запасов полезных ископаемых, промышленность приказала жить еще в 90-е гг. ХХ века, а до туристических достопримечательностей добираться и далеко, и дорого.

С точки зрения капитала никакого интереса Киргизия не представляет. Поэтому в Бишкеке ничего нет. Из известных брендов в глаза бросается только реклама KFC. А до того же «Макдональдса» навигатор показывает 152 километра.

Похоже, в первый день город решил продемонстрировать свою «темную» сторону — в буквальном смысле этого слова. Дождь не прекращался, телефон сообщал, что температура воздуха не превышает +6 градусов, быстро стемнело.

Пытаясь согреться, я зашел в кафе.

— Откуда вы? — спросила продавщица.

— Из Петербурга, — ответил я.

— Ну вот, теперь понятно, кто нам такую погоду принес!.. — возразить на это мне было нечего.

автора

Фото: автора

Несмотря на то, что теоретически наступил час пик, улицы Бишкек были почти также пусты, как переулки провинциальных городов Эстонии: «Город закрыт, все уехали на заработки». Только если эстонцы едут в Финляндию, украинцы — в Польшу, а грузины — в Турцию, то киргизы направляются на работу в Россию.

На улицах часто можно увидеть рекламу российских авиакомпаний и фирм по переводу средств. Русский язык является официальным языком Киргизии далеко не формально: почти все жители столицы владеют им в той или иной степени. На улицах преобладают вывески на русском языке — нет более эффективной «мягкой силы», чем объективная экономическая реальность.

Но, похоже, переводы мигрантов не обогатили страну. В глаза бросаются многочисленные ломбарды, старые троллейбусы гордо дефилируют только по главным улицам, основным общественным транспортом являются маршрутки. Даже строительный бум, являющийся предметом гордости многих постсоветских стран, похоже обошел Бишкек стороной. Новостройки в центре столицы Киргизии редки и часто не достроены.

Единственным местом, где в этот пасмурный вечер было большое скопление людей, оказался знаменитый Ошский базар. Атмосфера этого огромного рынка порадует всякого ностальгирующего по «святым девяностым» — огромный вещевой развал, подозрительные уличные закусочные, стайки парней в черном. Рядом находится местная «достопримечательность» — улица Кулиева, Бишкекский ответ Амстердаму. Под вывесками «гостиниц» работают публичные дома, где проститутки обслуживают клиентов за 500 сом (около 400 руб).

автора

Фото: автора

Устав от дороги и неоднозначных впечатлений первого вечера, я зашел в видимо дорогой по местным меркам ресторан. Как это часто бывает, от бедности страны выигрывают приезжие. За 700 рублей я получил обильный и хорошо сервированный ужин. Посетителей в ресторане было немного: автор этих строк и русская женщина-учительница, преподававшая некоему турку язык Александра Васильевича Суворова.

На следующий день утро и солнце разогнали морок минувшего вечера, и Бишкек преобразился. На горизонте показались заснеженные вершины Ала-Тоо: одного из хребтов Тянь-Шаня. Привезенный мною питерский дождь и полумрак вытеснила чудная центрально-азиатская золотая осень. А мрачный город капиталистической антиутопии обернулся провинциальным советским республиканским центром.

На фото: Киргизский национальный академический театр оперы и балета им. Абдыласа Малдыбаева

На фото: Киргизский национальный академический театр оперы и балета им. Абдыласа Малдыбаева (Фото: автора)

Дореволюционный Пишкек был небольшим поселком и город Фрунзе, был по сути дела был создан с нуля. Столица Киргизской ССР получила «джентльменский набор» государственных и культурных учреждений — Академию наук, Университета, Филармонию, Театр оперы и балеты… Некоторые из этих построек весьма интересны с архитектурной точки зрения и стилизованы в соответствии с киргизскими культурными традициями.

Правительственный квартал находится в окружении огромных парков и бульваров — это чисто советская градостроительная черта. Ни одна мэрия капиталистического города не могла позволить себе выделить столько дорогостоящей земли в центре города под зеленые насаждения.

Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: бедность Киргизии сохранила все эти памятники советского зодчества и прекрасные парки центра от алчности застройщиков. Хоть вид у них и несколько запущенный, но они не могут не радовать глаз ностальгирующих по «СССР, который мы потеряли». Более того, в стране в полной неприкосновенности стоит и полный комплект советских монументов — Ленину, Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, местным революционным деятелям, героям Великой Отечественной войны.

Самым замечательным, на мой взгляд, является памятник Борцам Революции, который большинство местных жителей считают статуей Уркуе Салиевой — коммунистке, боровшейся за эмансипацию женщин и убитой баями. По нынешним временам монумент, конечно, неоднозначный: чадра — это, конечно, плохо, исламизм, а с другой стороны, сегодня эмансипация женщин, завтра — подрыв традиционных ценностей, так и до гейпарада недалеко…

На фото: памятник борцам революции

На фото: памятник борцам революции (Фото: автора)

Рядом с памятником Борцам Революции лежит камень, указывающий, что здесь посажено 28 деревьев, подаренных в 2018 году Европейским союзом. Но все зеленые насаждения в окрестностях почему-то явно относятся к эпохе «тоталитаризма».

Если Россия XVIII века была «самодержавием, ограниченным удавкой», то Киргизия ХХI века — это «демократия, ограниченная цветными революциями». Раз в несколько лет местные кланы здесь делят власть, после чего ситуация в стране возвращается в состояние хрупкого равновесия еще на несколько лет.

Подобный либерализм, а также терпимость к советскому прошлому, являются следствием шаткого равновесия интересов основных внешнеполитических игроков — России, Китая, США и Казахстана. Да и крупные транснациональные корпорации не рвутся вступать в борьбу за угодья Чуйской долины.

Бедность Киргизии защищает ее от внешних и внутриполитических потрясений, но не приносит счастья ее жителям. Остается под вопросом, как долго будет продолжаться нынешняя ситуация, ведь до 2014 года многое из написанного выше можно было отнести и к несчастной Украине.

Михаил Ростовский

Михаил Ростовский

Обозреватель газеты «Московский комсомолец»

Сенсация общеукраинского масштаба. Выступая в Верховной раде в Киеве, президент Владимир Зеленский внезапно выдал «всю правду и ничего кроме правды» — без пиаровского тумана, без фанфаронства и прочих трюков из сферы шоу-бизнеса. Вы поражены до глубины души? Я, если быть до конца откровенным, тоже. Но у Зеленского есть оправдание: он не хотел, честно не хотел. Правда-матка о том, куда движется Украина под его управлением, вырвалась у Владимира Александровича совершенно случайно.

Также по теме

61a611a9ae5ac9083932822d
Зеленский заявил о планах провести на Украине перепись населения в сотрудничестве с Apple

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что власти страны намерены провести перепись населения в сотрудничестве с американской…

Так как подобный случай с Зеленским без всякого преувеличения можно назвать уникальным, начну с самого начала. Президент презентовал в парламенте одну из фишек своей предвыборной программы — экономический паспорт украинца. Суть этой идеи, которая находилась в политическом анабиозе аж с момента президентских выборов 2019 года, такова. На Украине создаётся Фонд будущего, в который в случае принятия соответствующего законодательного акта будет поступать 1% от реализации всех полезных ископаемых, добытых в стране. Без малого два следующих десятилетия эта кубышка должна только пополняться. Но когда тем, кто родится на территории Украины после 1 января 2021 года и продолжит проживать в этом государстве, исполнится 18 лет, Фонд будущего превратится в Фонд настоящего. Согласно задумке президента, юные счастливчики смогут потратить деньги из этого фонда на получение высшего образования.

Идея в стиле Ходжи Насреддина, который твёрдо обещал научить своего ишака говорить, уповая на то, что «через двадцать лет либо падишах помрёт, либо ишак сдохнет». В 2039 году президентство Владимира Зеленского уже будет далёкой историей. Если разрекламированный Фонд будущего, как и почти все прочие идеи Зеленского, окажется пшиком, отвечать за это нынешний глава государства точно не будет. Зеленский рассчитывал срубить пиаровские дивиденды прямо здесь и прямо сейчас. Но, как я уже сказал выше, всё пошло совсем не по плану.

Глава государства торжественно провозгласил: «По достижении совершеннолетия наши дети смогут использовать эти деньги на получение образования, образования в Украине, уважаемые политики. Или покупку собственной жизни!» Будем справедливы к Владимиру Зеленскому. Президент не собирается официально вводить на Украине систему власти, основанную на принципе «плати или умри». Наш дорогой Владимир Александрович всего лишь оговорился. Желая рассказать про возможность покупки собственного жилья, он употребил не то слово. Вот так и получилось, что будущим поколениям украинцев великодушно предоставили возможность выкупить у государства свои же собственные жизни.

Ну что ж, все мы люди, все мы человеки. А человекам свойственно иногда ошибаться и оговариваться. Политики и лидеры государств не исключение.

Да, у президентов, в отличие от нас, простых смертных, множество помощников на все случаи жизни. Но это не делает их роботами. В чём тогда состоят мои претензии к оговорке Зеленского? В том, что оговорка у него получилась по Фрейду. Президент Белоруссии Александр Лукашенко только что назвал своего украинского коллегу «случайным человеком» в политике. Согласен с этой оценкой на 100%. Владимир Зеленский — это человек не на своём месте. В результате Украина под его руководством шествует от одной катастрофы к другой. Написав эту фразу, я задумался: правильно ли я выстроил логическую цепочку? Политика и государственное управление — это не точная наука, где из A обязательно вытекает B, а из B обязательно вытекает C.

Также по теме

61a774ecae5ac9512d6a819b
Опрос: большинство украинцев не одобряют политический курс страны

Киевский международный институт социологии (КМИС) провёл опрос, результаты которого показывают, что почти 66% украинцев считают, что…

Невезение, неудачное стечение обстоятельств, стихийные природные бедствия, грехи предшественников — всё это способно обломать фарт даже самым компетентным слугам народа. Классический пример. Занимавший пост президента США в 1923—1929 годах Калвин Кулидж был нулевым управленцем и ещё более нулевым оратором. Как гласит знаменитая американская политическая легенда, однажды на званом обеде сидевшая рядом с Кулиджем дама обратилась к нему со слёзной мольбой: «Господин президент, я поспорила с друзьями, что я смогу вытащить из вас больше чем два слова!» Глава Америки ответил ей: «Вы проиграли!»

Подход Кулиджа к управлению страной был ещё более минималистским. Он не выступал с особыми инициативами, мало во что вмешивался и предпочитал плыть по течению. Однако период президентства Кулиджа совпал с эрой экономического процветания и поступательного роста. Поэтому Молчаливый Кэл (практически официальное прозвище главы государства) пользовался у электората значительной популярностью. А вот в 1929 году президентом США стал человек совсем иного склада. Герберт Гувер был великим менеджером, талантливым и активным политиком. Но спустя всего несколько месяцев после его прихода в Белый дом на Америку в результате сочетания множества самых разнообразных факторов обрушилась Великая экономическая депрессия. И Гувер, оказавшись в эпицентре водоворота планетарного масштаба, ничего не смог с ним поделать.

Может быть, Зеленскому тоже просто не повезло? Если так, то, в отличие от Гувера, он сам является архитектором своего собственного невезения. Кто, например, заставлял официальный Киев разрушать свои отношения с Белоруссией? Может быть, это сделали инопланетяне? Никаких таких зловредных инопланетян не было. Всю работу за них зачем-то сделал сам Владимир Зеленский. И так везде. Во всех возможных сферах государственного управления нынешний президент Украины зачем-то организовал искусственные, рукотворные катастрофы.

И это заставляет меня выдвинуть пугающую гипотезу. Вдруг Зеленский не оговорился? Вдруг он случайно приоткрыл завесу тайны, окружающую его планы на будущее? Чушь, вы считаете? Очень надеюсь, что так оно и есть. Но давайте на всякий случай скрестим пальцы. Пока Украиной управляет Владимир Зеленский, подобные предосторожности точно не являются лишними.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

География. 
5 класс

Урок
№26

Тема. 
Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Цель:


дать понятие горных пород, минералов, полезных ископаемых;


научить классифицировать горные породы;


научить сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Планируемые
результаты:

Предметные:


должны знать происхождение магматических, осадочных,

  
метаморфических горных пород;


называть основные виды горных пород по происхождению;


называть полезные ископаемые по характеру использования. 

Метапредметные:


должны уметь определять по их признакам наиболее распространенные горные
породы, сравнивать;


приводить примеры горных пород разного происхождения;


объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их
свойствами. 

 Личностные: 

— проявлять
потребность в самовыражении и самореализации;


адекватно оценивать свои возможности для достижения цели.

Характеристика
деятельности обучающихся:

— классифицировать
горные породы;

— описывать
по плану минералы и горные породы школьной коллекции;


сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Образовательные
ресурсы:

— образцы
горных пород;


цветные изображения горных пород, минералов, полезных ископаемых.

Тип
урока:
комбинированный.

Методы
и формы обучения:
  рассказ,  беседа, практикум.

Технологии
обучения:
игровые, проблемные, схемных и знаковых моделей.

Ход
урока:

I.Организационный
момент.

   
(Приветствие, отчет дежурного.)

II.Актуализация
опорных знаний и  мотивация к обучению.

1)Устный
опрос по изученной теме:

-Дайте
определение понятия «литосфера».

-Что
называется внутренними силами Земли?

-Какие
процессы происходят под воздействием внешних сил Земли?

-Для
чего необходимо изучать внутренние процессы Земли?

 2)Заслушать
письмо другу о своем путешествии.

 3)Заинтересовать
учеников рассказом о том, что уголь, стержень простого карандаша и алмаз – это «одно
и тоже»! (Состоят из углерода – С!)

III.Изучение
нового материала.

(В
углу доски формируем словарик новых слов и терминов по ходу изложения нового
материала
).

1.Рассказ
учителя.

-Где
вы встречали горные породы?

Горные
породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от былых
времен.

Во
времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так
и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем
подразумевать всю каменную поверхность планеты.

В
природе известно несколько тысяч видов горных пород. Многие из них человек
добывает и использует в хозяйственной деятельности.

Можете
ли вы привести примеры? (Ученики приводят примеры.)

2.Работа
с образцами горных пород
.

(Рассматривая
горные породы, сразу даем условный знак того или иного полезного ископаемого).

-Рассмотрите
образцы горных пород: полевой шпат, слюда, кварц.

Это
наиболее распространенные горные породы.

         
Полевые шпаты
составляют половину массы земной коры.
Даже название они получили из-за повсеместного распространения. Они встречаются
везде: и в поле, и в горах.

         
Кварц
– тоже одна из распространенных горных пород. Бесцветный кварц
называется горным хрусталем; есть также кварцы других цветов: желтого,
коричневого, черного, фиолетового.

-Чем
различаются предложенные вам горные породы? (Цветом, блеском, твердостью,
прозрачностью). В чем же причина разнообразия горных пород? Главная причина
– это различие в условиях их образования и те изменения, которые происходят с
ними в земной коре и на поверхности
.

Магматические горные породы

        
По происхождению горные породы можно разделить прежде всего на магматические и
осадочные.

         
Все начинается глубоко под землей. Вещество мантии проникает в земную кору. 
Оно находится в расплавленном состоянии и называется магмой (от греческого
«магма» — густая мазь).

          
Магма
– расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами
воды.

         
Горные породы, образованные из расплавленной магмы при ее остывании,
называют магматическими
. С магматическими горными породами связано
большинство месторождений руд металлов.

Вначале возникли породы из магмы,

Они первородные самые как бы,

Тяжелый гранит в глубине остывал,

Базальт на поверхности лавою стал.

Породы весьма симпатичные,

Увесистые, магматичные

Строение
магматических горных пород зависит от скорости остывания магмы.

        
На глубине она остывает медленнее. Образуются горные породы глубинные.
Например, гранит.

       
Магма может подниматься по трещинам и разломам на земную поверхность, при этом
застывает быстрее. Образуются излившиеся магматические горные породы.
Например, базальт.

        
Если магма содержит много газов, то она при излиянии вспенивается, газы
улетучиваются, и такая горная порода  имеет губчатое, пористое строение.
Например, пемза. Обычно же магматические горные породы плотные,
твердые, тяжелые.

Осадочные горные породы

         
В отличие от магматических, эти породы образуются только на поверхности земли и
на дне водоемов.

         
В их образовании большую роль играют внешние силы Земли. Твердые магматические
горные породы трескаются, крошатся, и их обломки переносятся в другое место.

-Как
вы думаете, под действием каких процессов  происходит разрушение магматических
пород? (Ветер, ледник, водный поток.)

         
В летнее или дневное время, при солнечном прогревании, породы расширяются, а
зимой или в ночное время – охлаждаются, сжимаются. Из-за этого они начинают
дробиться, растрескиваться и рассыпаться. Валуны, щебень, галька, песок, глина
и ил оседают на дне морей, рек, озер или накапливаются на суше. Поэтому и
назвали такие породы осадочными. Можно выделить

Три группы осадочных горных пород:

Первая
обломочныепесок, глина, галька и др. Многие из них
используются как строительные материалы.

Вторая
химическиеповаренные и калийные соли, гипс. Они широко
используются в химической промышленности, в сельском хозяйстве. Они образуются
из водных растворов минеральных веществ.

Третья
органическиеуголь, нефть, природный газ, горючие сланцы, торф,
мел, известняк
и др. Они накопились за миллионы лет на дне водоемов. 
Состоят они из останков растений и животных.

…Но прочность – не вечность,

И вот что случается:

Породы выветриванием разрушаются,

Дробятся на глыбы, обломки, пески,

Выносятся водами быстрой реки,

Река их по руслу таскает,

Обкатывает, отлагает.

А там, где горячие воды струятся,

Там в них минералы совсем растворятся.

Когда же раствор остывает,

То соль из него оседает.

А в толще морской или в темном болоте

Вы массу останков животных найдете,

А также растений отмерших останки,

Они образуют породы-осадки.

(Все то, что разрушено, переотложено,

Осело солями, останками сложено…)

3.Физкультминутка.

«Шуршат на дереве листы»

Шуршат на дереве листы,

(Потянуться, руки вверх.)

Шуршат осенние кусты,

(Руки опустить, присесть.)

Шуршит камыш,

(Встать, наклониться влево-вправо.)

И дождь шуршит.

(Ходьба на месте.)

А ты садись и не шурши,

(Приседания.)

И всё красиво напиши.

(Сесть за парты.)

4.Рассказ
учителя.

Метаморфические горные породы

         
Если осадочные и магматические горные породы попадают на большую глубину, где
высокая температура и очень большое давление, то с ними происходят превращения
– «метаморфозы». Горные породы изменяются, приобретают новые свойства. Иногда
первичные породы так изменяются, что трудно догадаться, какой породой они были до
превращения. Только для некоторых горных пород можно с уверенностью установить
исходную породу. Так образуется группа метаморфических горных
пород.

…Но вот под давлением магма опять

Стремится земную кору разорвать,

И в месте такого вторжения

Наметятся вдруг превращения:

Сыпучий песок превратился в кварцит,

Был мел, очень мягкий, — вдруг мрамор лежит.

Такие породы, весьма специфические,

Зовутся геологами метаморфические.

Можно
составить цепочки превращений:

песок
→ песчаник → кварцит → кварц;

-известняк
→ мрамор;

-гранит
→гнейс;

-графит
→алмаз.

        
Со временем твердые метаморфические и магматические породы, оказавшись на
поверхности, разрушаются и могут превратиться в осадочные обломочные породы.

         
Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных и метаморфических горных
порол. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими
породами.

5.Работа
с учебником.

-Рассмотрите
рис.45 на стр.71.

-Перерисовать
рис. 45 в тетрадь (дома) и выучить классификацию.

IV.Рефлексия.

1)Работа
с перфокартами.

2)Рассмотрите
таблицу горных пород в школьной коллекции и заполните таблицу:

Название

Цвет

Блеск

Твердость

Происхождение

Применение

3)Дайте
определение понятий: горная порода, магма, магматические, метаморфические,
осадочные горные породы
.

4)Найдите
в списках «лишнюю» горную породу:

а)
гранит, мрамор, алмаз (гранит – магматическая, остальные — метаморфические);

б)
уголь, торф, гипс (гипс – осадочная порода химического происхождения,
остальные — органического
);

в)
щебень, глина, базальт (базальт – магматическая, остальные — осадочные).

V.Домашнее
задание.

Прочитать
§21 стр.71-73.

Заполнить
таблицу в задании 8, подготовить информацию о горных породах (задания 9 и 10)
на стр.73.

Можно
подобрать стихотворения на русском, украинском и крымскотатарском языках и
выпустить буклет «Малахитовая шкатулка».

VI.Дополнительный
материал.

Предложить
сказки Бажова прочитать.

Можно
предложит написать сказку о гномах подземелья и минералах.

Можно
предложить собрать свой набор «Горные породы и минералы».

Приложение1

Задание 1.

Захар Загадкин послал своему другу Фоме
Отгадкину телеграмму. Помогите её разгадать.

          Прошу выслать почтой
12 образцов горных пород и минералов: ШТАТ, МЕЛЬ, ПЛОТИНА, ДОЛОТО, ГРАФИН,
УГОРЬ, МЕРА, ЦИРК, СЛОВО, УПАЛ, ЯНВАРЬ, ПЕНЗА.

Ответ: шпат, медь, платина, золото, графит,
уголь, сера, цинк, олово, опал, янтарь, пемза.

Задание 2.

Разгадайте кроссворд. Если в кроссворд
вписываются несколько разных минералов, не беда. Это принесет вам
дополнительные очки.

М

И

Н

Е

Р

А

Л

Ответ: малахит, гипс, нефелин, магнетит,
графит, кварц, слюда, магнезит, олово.

Приложение 2

Условные
знаки полезных ископаемых

Полезное ископаемое

Условный знак

Полезное ископаемое

Условный знак

Каменный уголь

Серебряные руды

Бурый уголь

Ртутные руды

Нефть

Золото

Природный газ

Платина

Горючие сланцы

Графит

Торф

Асбест

Железные руды

Мел

Медные руды

Мрамор

Марганцевые руды

Песок

Алюминиевые руды

Сера

Оловянные руды

Алмазы

Калийные соли

Апатиты

Поваренная соль

Фосфориты

Титановые руды

Янтарь

Известняк

Глины

Туф

Пемза

Тайны недр Земли

С давних пор человек стремился познавать мир. На какие-то вопросы ответы находились сами собой, а на некоторые мы затрудняемся ответить и сегодня. Понятия «рай» и «ад» напрямую связаны с «небесным царством» и «подземным миром». Люди верили, что в недрах Земли таятся злые демоны, а где-то высоко в небесах обитают высшие силы. На первый взгляд их суждения нелепы, но если задуматься, то в их словах есть доля истины.

nedra1

Сейчас нам известно, что за небесами оказалось пространство, в бесконечное количество раз превосходящее размеры нашей планеты – космос. Где-то в глубинах вселенной существует и иная разумная жизнь и другие миры. Стоя на земле и смотря вверх всё вышеперечисленное можно отнести к «небесам». Получается, древние люди не ошибались, указывая пальцем в небо и говоря, что там что-то есть. Поэтому возникает вопрос: а ошиблись ли они на счёт того, что скрывают недра Земли.

nedra2

Впервые такую мысль публично отразил научно-фантастический роман французского писателя Жюля Верна «Путешествие к центру Земли» (1864г), где герои находят под земной корой доисторическую жизнь: древние растения и живых динозавров. После этого люди стали более активно строить подобные теории. К примеру, в 2014 году группа учёных из Вашингтона предположила, что на глубине в несколько десятков километров могут вполне существовать поселения инопланетян, так как исследования определили подземная среду благоприятным местом для внеземной жизни. Тем более, существуют показания очевидцев, видевших как неопознанные летающие объекты намеренно уходили под воду и больше не появлялись. Абсурдно… но всё же возможно.

nedra3

Если немного абстрагироваться от фантастических теорий, то можно предположить, что в глубинах земного шара мы можем найти ранее неизвестные виды живых существ. В наступивший век быстрого транспорта, специализированной техники и сверхмощных компьютеров, человечество не до конца изучило даже поверхность планеты: открываются новые виды животных и растений, находятся редкие вещества и уникальные природные аномалии. Стоит ли говорить нам о том, что находится там внизу, где заканчивается власть эхолокаторов, радаров и других приборов? Для убедительности приведём пример. Самая глубокая шахта в мире «Тау-Тона», её глубина около 5км, а расстояние до ядра планеты… более 6360 км.

nedra4

Казалось бы, однородную толщу воды изучить проще, чем слои горных пород. Мы бороздим просторы океанов на кораблях и подводных лодках, но так и не знаем, что за создания обитают на его дне. Лишь изредка сильные шторма выкидывают на берег диковинных рыб, о существовании которых мы и не догадывались, так как при других обстоятельствах их тела бы не всплыли и были бы съедены другими рыбами.

nedra5

И если обитатели океанического дна могут переносить давление для нас несовместимое с жизнью, то почему под земной корой не может таиться жизнь, приспособленная к высоким температурам. Тем более, что под морями и океанами температура будет не такой смертельной, как под материками, за счет охлаждения через огромное количество воды.

Это даже нелепо: мы спешим высаживаться на другие планеты, так и не изучив до конца свою. Возможно, когда-нибудь мы узнаем, что же скрывают от нас недра Земли, а пока нам остаётся лишь гадать.

nedra6

Тайны недр земли видео

Возможно вам будет интересно: Что нас ждёт после смерти?

Источник

Откуда мы знаем, что находится в ядре Земли?

Люди заполнили Землю. Мы завоевывали земли, летали по воздуху, ныряли в глубины океана. Мы даже побывали на Луне. Но мы никогда не были в ядре планеты. Мы даже и близко к нему не подобрались. Центральная точка Земли находится в 6000 километрах внизу, и даже самая дальняя часть ядра находится в 3000 километрах под нашими ногами. Самая глубокая дыра, которую мы сделали на поверхности — это Кольская сверхглубокая скважина в России, да и то она уходит вглубь земли на жалкие 12,3 километра.

p02zjf7m

Все известные события на Земле происходят близко к поверхности. Лава, которая извергается из вулканов, сначала плавится на глубине нескольких сотен километров. Даже бриллианты, которым необходимо чрезвычайное тепло и давление для образования, рождаются в породах на глубине не более 500 километров.

Все, что ниже, окутано тайной. Кажется недостижимым. И все же мы знаем довольно много интересного о нашем ядре. У нас даже есть некоторое представление о том, как оно сформировалось миллиарды лет назад — и все без единого физического образца. Как же нам удалось узнать так много о ядре Земли?

Для начала нужно хорошо подумать о массе Земли, говорит Саймон Редферн из Кембриджского университета в Великобритании. Мы можем оценить массу Земли, наблюдая за эффектом гравитации планеты, который она оказывает на объекты на поверхности. Выяснилось, что масса Земли составляет 5,9 секстиллиона тонн: это 59 с двадцатью нулями.

Но на поверхности нет признаков такой массы.

eart

«Плотность материала на поверхности Земли намного ниже, чем средняя плотность всей Земли, что говорит нам о том, что есть что-то более плотное, — говорит Редферн. — Это первое».

По существу, большая часть земной массы должна быть расположена по направлению к центру планеты. Следующим шагом будет выяснить, из каких тяжелых материалов состоит ядро. И оно состоит почти полностью из железа. 80% ядра — это железо, однако точную цифру еще придется выяснить.

Главным доказательством этого является огромное количество железа во Вселенной вокруг нас. Это один из десяти самых распространенных элементов в нашей галактике, который также часто встречается в метеоритах. При всем этом на поверхности Земли намного меньше железа, чем можно было бы ожидать. Согласно теории, когда Земли образовалась 4,5 миллиарда лет назад, много железа утекло вниз к ядру.

Там сосредоточена большая часть массы, а значит, и железо должно там быть. Железо также относительно плотный элемент при нормальных условиях, а под сильным давлением в ядре Земли оно будет еще плотнее. Железное ядро могло бы объяснить всю недостающую массу.

Но погодите. Как железо вообще там оказалось? Железо должно было каким-то образом притянуться — в буквальном смысле — к центру Земли. Но сейчас этого не происходит.

Большая часть остальной Земли состоит из горных пород — силикатов — и расплавленное железо с трудом через них проходит. Подобно тому, как вода на жирной поверхности образует капли, железо собирается в небольших резервуарах, отказываясь растекаться и разливаться.

Возможное решение было обнаружено в 2013 году Венди Мао из Стэнфордского университета и ее коллегами. Они задались вопросом, что происходит, когда железо и силикат подвергаются сильному давлению глубоко в земле.

Плотно сжимая оба вещества при помощи алмазов, ученым удалось протолкнуть расплавленное железо через силикат. «Это давление существенно изменяет свойства взаимодействия железа с силикатами, — говорит Мао. — При высоком давлении образуется «сеть плавления».

iron

В этот момент вы можете спросить: откуда мы, собственно, знаем размер ядра? Почему ученые считают, что оно начинается в 3000 километрах? Ответ один: сейсмология.

Когда происходит землетрясение, оно посылает ударные волны по всей планете. Сейсмологи записывают эти колебания. Будто бы мы бьем по одной стороне планеты гигантским молотом и прислушиваемся к шуму на другой стороне.

«В 1960-х годах произошло землетрясение в Чили, которое дало нам огромное количество данных, — говорит Редферн. — Все сейсмические станции по всей Земле записывали толчки этого землетрясения».

В зависимости от маршрута этих колебаний, они проходят через разные участки Земли, и это влияет на то, какой «звук» они издают на другом конце.

В начале истории сейсмологии стало очевидно, что некоторые колебания пропали без вести. Эти «S-волны» ожидали увидеть на другом конце Земли после происхождения на одном, но не увидели. Причина этому простая. S-волны реверберируют через твердый материал и не могут проходить через жидкость.

Должно быть, они столкнулись с чем-то расплавленным в центре Земли. Составив карту путей S-волн, ученые пришли к выводу, что на глубине примерно 3000 километров породы становятся жидкими. Это также говорит о том, что все ядро расплавленное. Но у сейсмологов был и другой сюрприз в этой истории.

eqrt

Идея Леман была подтверждена в 1970 году, когда более чувствительные сейсмографы показали, что P-волны действительно проходят через ядро и, в некоторых случаях, отражаются от него под некоторыми углами. Неудивительно, что в конце концов они оказываются на другой стороне планеты.

Ударные волны через Землю отправляют не только землетрясения. На самом деле, сейсмологи многим обязаны развитию ядерного оружия.

Ядерный взрыв тоже создает волны на земле, поэтому государства обращаются за помощью к сейсмологам во время испытания ядерного оружия. Во время холодной войны это было чрезвычайно важно, поэтому сейсмологи вроде Леман получили большую поддержку.

Конкурирующие страны узнавали о ядерном потенциале друг друга и параллельно с этим мы узнавали все больше и больше о ядре Земли. Сейсмология до сих пор используется для обнаружения ядерных взрывов сегодня.

seismo

Вопросов от этого не становится меньше, особенно на тему внутреннего ядра. К примеру, насколько оно горячее? Выяснить это оказалось не так-то просто, и ученые долгое время ломали голову, говорит Лидунка Вокадло из Университетского колледжа Лондона в Великобритании. Мы не можем засунуть туда термометр, поэтому единственный возможный вариант — это создать нужное давление в лабораторных условиях.

iront

В 2013 году группа французских ученых произвели лучшую оценку на сегодняшний день. Они подвергли чистое железо давлению в половину того, что имеется в ядре, и отталкивались уже от этого. Температура плавления чистого железа в ядре составляет примерно 6230 градусов. Присутствие других материалов может немного снизить точку плавления, до 6000 градусов. Но это все равно горячее, чем на поверхности Солнца.

Будучи своего рода поджаренной картошкой в мундире, ядро Земли остается горячим, благодаря теплу, оставшемуся от образования планеты. Оно также извлекает тепло из трения, возникающего по мере движения плотных материалов, а также распада радиоактивных элементов. Остывает оно примерно на 100 градусов по Цельсию каждый миллиард лет.

Знать эту температуру полезно, поскольку она влияет на скорость прохождения колебаний через ядро. И это удобно, потому что в этих вибрациях есть что-то странное. P-волны проходят неожиданно медленно через внутреннее ядро — медленнее, чем если бы оно состояло из чистого железа.

«Скорости волн, которые сейсмологи измерили в землетрясениях, значительно ниже, чем показывает эксперимент или компьютерный расчет, — говорит Вокадло. — Никто пока не знает, почему так».

Очевидно, к железу примешивается другой материал. Возможно, никель. Но ученые посчитали, как сейсмические волны должны проходить через железо-никелевый сплав, и не смогли подогнать расчеты под наблюдения.

Вокадло и ее коллеги в настоящее время рассматривают возможность присутствия в ядре других элементов, например, серы и кремния. Пока никто не смог придумать теорию состава внутреннего ядра, которая удовлетворила бы всех. Проблема Золушки: туфелька никому не подходит. Вокадло пытается экспериментировать с материалами внутреннего ядра на компьютере. Она надеется найти комбинацию материалов, температур и давления, которые будут замедлять сейсмические волны на правильную величину.

pwaves

«Если этот эффект реален, мы могли бы примирить результаты минеральной физики с результатами сейсмологии, — говорит Вокадло. — Люди пока не могут этого сделать».

Существует еще много загадок, связаных с ядром Земли, которые еще предстоит решить. Но не имея возможности погрузиться на эти невообразимые глубины, ученые совершают подвиг, выясняя, что находится в тысячах километров под нами. Скрытые процессы недр Земли чрезвычайно важно изучать. У Земли есть мощное магнитное поле, которое генерируется благодаря частично расплавленному ядру. Постоянное движение расплавленного ядра порождает электрический ток внутри планеты, и он, в свою очередь, генерирует магнитное поле, которое уходит далеко в космос.

Это магнитное поле защищает нас от вредного солнечного излучения. Не будь ядро Земли таким, каким оно является, не было бы магнитного поля, а мы бы серьезно от этого страдали. Вряд ли кто-нибудь из нас сможет увидеть ядро своими глазами, но хорошо просто знать, что оно там есть.

Источник

Познавательно-исследовательский проект «Что скрывается в недрах Земли?»

Екатерина Столярова
Познавательно-исследовательский проект «Что скрывается в недрах Земли?»

Паспорт проекта

Название: «Что скрывается в недрах Земли

Вид проекта: информационный, познавательно-исследовательский, групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя- с 29.10. по 02.11.2018 г.)

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители.

Актуальность темы: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.

Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.

Цель проекта: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами образования и добычи (песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ)

2. Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.

1.Развивать способности к поисковой деятельности:

— определять задач, исходя из поставленной проблемы;

— планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.

2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.

3.Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.

1. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.

2. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность). 3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.

1. Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;

2. Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

1.Приобрели знания о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.

2. Умеют определять свойства и качества, знакомы со способами образования и добычи полезных ископаемых, знают о пользе их в природе и жизни человека.

3. Формированы познавательный интерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования.

4. Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.

5. Вызван интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

1. Внедрены инновационные технологии, современные формы и новые методы работы.

2. Повышен теоретический уровень и профессионализм педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.

3. Совершенствована развивающая предметно – пространственная среда.

1. Созданы благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;

2. Развито совместное творчество родителей и детей;

3. Возникли у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней; информированность о наиболее важных психологических процессах.

4. Владение практическими знаниями о помощи детям в познавательно-исследовательской деятельности детей.

Этапы реализации проекта:

Первый этап: Подготовительный

Третий этап –Заключительный

1. Ознакомление с проектом

«Роль семьи в развитии поисково -исследовательской активности ребенка»,

«Полезные советы по проведению опытов дома вместе с ребенком» 3.Памятка для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать»

— проведение опытов с полезными ископаемыми;

— сочинить сказку о полезных ископаемых;

— найти в нашем городе, что сделано из гранита;

— какие полезные ископаемые используют люди нашего города?

5. Оказание помощи в создании Мини – музея «Сокровища хозяйки Медной горы».

6. Презентация сюжетно – ролевой игры «Мы – геологи»

7. Обогащение развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

Цель: Повышение уровня знаний о полезных ископаемых.

Составление плана проекта.

Изучение материалов по теме на различных сайтах

Знакомство родителей с проектом.

Создание развивающей среды (Мини – музей «» коллекция полезных ископаемых)

Пополнение уголка экспериментирования

Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала (схемы, таблицы)

Проведение диагностики детей

Цель: Формирование знаний у детей о полезных ископаемых и их свойствах через экспериментально- исследовательскую деятельность.

областей Виды деятельности

«Что мы знаем о полезных ископаемых?»

«Где используются полезные ископаемые?»

Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько;размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.)

ОД «Подземные богатства земли»

Опытно-экспериментальная деятельность Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых:

«Можно ли менять форму камня и глины»

«Извержение вулкана — образование горных пород»

«Камни, которые подарило море»,

-Показ презентации «Геологи»;

«Полезные ископаемые Татарстана»

Социально-коммуникативное развитие -Ди с камнями на развитие сенсорных способностей,мелкой моторики:

Пазлы «Что из чего сделано»;

Сюжетно-ролевые игра «Геологи» (знакомство с профессией «геолог»)

Дидактическая игры: «Что лишнее?», «Что из чего?», «Найди пару», «Собери картинку», «Разложи по порядку» «Польза — вред»

Речевое развитие: П. П. Бажов «Серебряное копытце»,

И. Н. Рыжова «О чем шептались камни?»;

Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами?».

Чтение стихов, сочинение сказок о полезных ископаемых.

Физическое развитие: Хождение по каменной дорожке;

Художественно-эстетическое развитие: ОД Лепка сюжетная (коллективная композиция) «Туристы в горах»

ОД Рисование «Мы едем, едем, едем в далекие края» Рисование по замыслу.

Рисование мелками на доске, бумаге

Выкладывание рисунков из камней (режимный момент)

Цель: мониторинг полученных знаний по предложенной теме.

Презентация проекта «Что скрывается в недрах Земли

Мини – музей «Сокровища хозяйки Медной горы»

Рекомендация для родителей: «Расскажите детям о полезных ископаемых»

Проведение с детьми мини- викторины «Что мы знаем о полезных ископаемых»

Таким образом, диагностика знаний детей по теме «Что скрывается в недрах Земли проводилась в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы.Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

• Что такое полезное ископаемое?

• Для чего нужны человеку полезные ископаемые?

• Какие бывают полезные ископаемые?

• Как называют людей, которые ищут и исследуют полезных ископаемых?

• Что делают из песка, глины, нефти?

Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 2 детей -Аиша, Аслан, а после завершения проекта на те же самые вопросы 11 детей ответили правильно. Один ребенок отсутствовал по болезни (Гаджиев Магомед).

detsad 758417 1525163774

Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка» .

Познавательно-исследовательский проект «Огород на окошке» Краткая аннотация проекта. Уровень знаний детей о природе поверхностный т. к. многие молодые родители уже давно отказались от дачных участков.

detsad 1594558 1530083165

Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик» Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик» Тип проекта: познавательно — творческий Участники проекта: педагоги, дети. Актуальность.

Познавательно-исследовательский проект «Валенки» Проект «ВАЛЕНКИ!» Тип проекта: познавательно – исследовательский краткосрочный С 22.01. по 26.01.2018г. Актуальность: Валенки традиционная.

detsad 1232452 1528133478

Познавательско-исследовательский проект «Люди и звери — жители Земли» Проект «Люди и звери – жители Земли» Тип проекта – познавательно-исследовательский. Участники проекта – воспитатели, родители, дети 3-4.

Познавательно-исследовательский проект «Осень» Вид проекта: информационно — творческий, познавательно — исследовательский. Продолжительность: краткосрочный. Участники: дети, воспитатели,.

detsad 1602681 1538761684

Познавательно-исследовательский проект «Юные экологи» Проект «Юные экологи» Тип проекта: Познавательно — исследовательский; групповой. Продолжительность проекта:.

detsad 1256521 1526196278

Познавательно-исследовательский проект «Знакомство с насекомыми» Проект «Знакомство с насекомыми».Тёплым днём, весною, в мае, Каждый про меня узнает. Я не муха не паук Я жужжу! Я майский жук. Авторы проекта.

detsad 766936 1528195805

Познавательно-исследовательский проект в ДОУ по ПДД У любого перекрестка Нас встречает светофор и заводит очень просто с пешеходом разговор: Свет зеленый-проходи! У любого перекрестка.

Источник

  • Придумать сказку на русском языке
  • Придумать сказку на белорусском языке 5 класс
  • Придумать сказку на английском языке
  • Придумать сказку загадку 5 класс по литературе
  • Придумать сказку или рассказ о суффиксе щик