Сегодня на
уроке мы:
· узнаем, что такое басня;
· выясним, где и когда появились басни;
· познакомимся с самыми известными
баснописцами мировой литературы;
· поговорим о русских баснях и баснописцах.
Басня – это небольшой по объёму рассказ, часто
стихотворный, в котором высмеиваются человеческие недостатки. Но басня всегда иносказательна, то есть в ней
главными героями выступают не люди, а другие существа: звери, птицы, растения,
реки, предметы и так далее. Все они ведут себя, как люди – имеют те же привычки
и черты характера. Такой приём называется аллегорией.
Басня обычно
носит нравоучительный характер, то есть учит, как надо поступать и как не надо.
Но поучения эти даются не прямо, а скрыто – в поведении героев и результатах
этого поведения.
Басня состоит из двух частей: основная часть и
мораль – главная мысль всей басни. Мораль может помещаться как в начале басни, так и
в конце.
Басня –
произведение сатирическое. Сюжет её – это обычная жизненная ситуация. В басне
часто используется просторечная лексика. Герои ведут диалог – беседуют между
собой. Язык басни яркий и меткий, нередко высказывания того или иного героя
становятся крылатыми выражениями. Их начинают использовать в жизни.
Но откуда же появилось такое замечательное
произведение?
Самые первые
басни были написаны в Древней
Индии. Они собраны в
книге «Калила и Димна».
Эту книгу на
востоке называют книгой мудрости.
Но как литературный жанр басня
появилась в Древней Греции. Поэт Гесиод, живший на границе VIII и VII века до нашей эры, был выходцем из
бедной семьи. Он видел ничем не ограниченную власть богатых людей и в баснях
показывал их отношение к народу:
Самым известным баснописцем древности
был Эзоп, живший в V веке до нашей
эры
Он был рабом, то есть принадлежал, как
вещь, своему хозяину. Открыто осуждать людей он не мог. Природный ум и
сообразительность Эзопа помогали ему высказывать поучения, не называя
конкретных лиц. В его баснях действовали не люди, а животные и растения, неживые
в реальной жизни предметы.
Эта особенность – иносказание – и стала называться
«эзоповым языком».
«Волк
увидел козу, которая паслась над обрывом; добраться до нее он не мог и стал ее
упрашивать спуститься вниз: там, вверху, можно и упасть ненароком, а тут у него
и луг, и травы для нее самые прекрасные.
Но
ответила ему коза: “Нет, не в том дело, что пастись у тебя хорошо, а в том, что
есть тебе нечего”. Так, когда дурные люди замышляют дурное против разумных, то
все их хитросплетения оказываются ни к чему».
Довольно
долгое время басня была забыта, и только в XVII веке французский поэт Жан де Лафонтен возродил этот
литературный жанр.
Темы его басен во многом взяты из
басен Эзопа. Но были у Лафонтена и оригинальные басни.
Басня получила распространение не
только во Франции. В Германии басни писали Лессинг, в Англии
– Мур, в Испании – Ириарте.
Особое отношение к басням было в
России.
В XVIII веке, благодаря реформам Петра
I, русские читатели смогли познакомиться с творчеством зарубежных писателей.
Известны стали в России и басни. Российские авторы не оставили этот жанр без
внимания. Первыми, кто начал писать басни, были Антиох Дмиртиевич
Кантемир и Василий Кириллович Тредиаковский.
Но самым известным
автором басен был, конечно, Иван Андреевич Крылов.
Иван Андреевич Крылов родился 13
февраля 1769 года в Москве.
Его отца звали Андреем
Прохоровичем, а мать – Марией Алексеевной. Жили довольно бедно,
так как жалованье у отца – армейского капитана в отставке – было небольшим.
Пришлось покинуть столицу и переехать в Тверь.
Учился Крылов и самостоятельно. Он
сам, без чьей-либо помощи, изучил немецкий и итальянский языки – говорил, читал
и писал на них. Знал математику, изучил теорию музыки, овладел игрой на
скрипке.
Желание учиться у Ивана было велико,
но не менее велика была и его сила. Он нередко участвовал в кулачных боях и
часто побеждал даже взрослых мужчин.
В столице найти более выгодную службу
было проще, и семья переехала в Петербург. Вскоре Крылов получил должность в
канцелярии Казённой палаты.
Помимо службы, Крылов много внимания
уделял театру: писал пьесы, либретто для опер. Скоро его имя стало известным
публике. А ещё он занимался журналистикой и даже начал издавать свой
журнал «Почта духов». Журнал был сатирический, высмеивал высшее
общество – в результате вскоре его издание было запрещено.
Крылов пробовал издавать и другие
сатирические журналы, но все они были запрещены. Но как-то однажды Крылов
показал известному баснописцу того времени Ивану Ивановичу Дмитриеву две свои басни,
которые он перевёл с французского языка. Это были басни французского
баснописца Жана де Лафонтена.
Дмитриев очень похвально отозвался о
баснях Крылова и посоветовал ему заняться именно баснями.
Крылов ещё и служил, но почётная
должность помощника библиотекаря Императорской публичной библиотеки была не для
заработка, а для подчёркивания его заслуг. Должности, чины его постоянно
повышались. Он был избран членом Российской Академии и получил от неё золотую
медаль за литературные заслуги.
Слава Крылова росла. Не было в России
человека, который бы не знал великого баснописца – да, уже при жизни он был
признан великим. Не раз он видел переиздание своих басен: 9 сборников вышли в
печати. Басни Крылова читали, учили наизусть, гордились его книгами в своей библиотеке.
Но здоровье его становилось всё хуже,
и 9 ноября 1844 года Иван Андреевич Крылов умер. Каждый
близкий Крылову человек в день похорон получил книгу его басен. На первом листе
в траурной кайме были слова: «Приношение на память об Иване Андреевиче,
по его желанию».
«Волк на
псарне»
1. Прослушайте
басню
Басня «Волк на псарне» была создана
И.А. Крылов в ответ на попытки Наполеона в сентябре 1812 года договориться с
Кутузовым о перемирии. После бородинского сражения и отступления французской
армии из Москвы Наполеону стало понятно, что компания уже проиграна.
«Волк на псарне» и другие
патриотические басни Крылова были очень популярны в армии. Кутузов получил
текст басни в письме своей жены и лично прочитал ее офицерам в ноябре, после
битвы под Красным, что недалеко от Смоленска.
Основная
тема – решительная и беспощадная борьба против агрессора. Крылов
уверен: вторгшийся неприятель не заслуживает никакой пощады.
Аллегория понятна: Волк – Наполеон,
псарня – русская армия, Ловчий – главнокомандующий
русской армии Кутузов.
Басня написана простым, разговорным языком,
в ней встречаются просторечия, например междометия «ахти», означающее выражение
сильной тревоги.
Выразительна метафора «Съесть
глазами», автор изображает злость, агрессивность Волка.
В басне активно используется
противопоставление(антитеза). Овчарня – псарня,(«Волк ночью, думая залезть в
овчарню,/ попал на псарню»), что предопределяет неизбежное поражение Волка.
Обилие глаголов действия («поднялся»,
«залились»…) и наречий, обозначающих мгновенность, быстроту действий («вдруг»,
«вон»..), подчеркивает динамизм, напряженность, активность происходящего.
«Свинья под
дубом»
Прослушать
басню
Басня «Свинья
под Дубом» написана в 1823 году, в 1825 году она была напечатана. Сюжет этой
басни полностью оригинален, то есть Крылов придумал его сам. Эту басню, как и
всякую другую, можно рассматривать в прямом значении и в переносном.
Настоящая
свинья могла подрывать корни дерева, не понимая, что губит его. Свинья, в силу
строения её тела, не может смотреть вверх. Она не видит, что жёлуди на землю
падают с дуба. Но Крылов своей басней под видом Свиньи показывает не просто
невежду, а невежду воинствующего. Невежду, готового уничтожить всё, недоступное
его пониманию, непривычное его быту.
Как всегда,
Крыловым точно выбраны герои для раскрытия сути басни. Свинья – это грязь,
грубость, лень, невежество. Ворон – мудрость и рассудительность. Дуб – тот, кто
щедро и безвозмездно делится всем, что у него есть. Все герои на своих местах и
действуют согласно тем представлениям, которые сложились о них в народе.
Домашнее задание:
Ознакомиться с конспектом. Записать в тетрадь все,
что выделено желтым цветом (фото не присылать) Выучить басню «Свинья под дубом» ( снять на видео и прислать на электронную почту
anastasiadzus1995@yandex.ru )
Срок выполнения: 19.11.2021 г.
Работа учителя русского языка и литературы МОУ «Школа №44 г. Донецка»
Захаровой Маргариты Анатольевны
Тема. И. А. Крылов – выдающийся русский баснописец.
Цель: формировать читательскую позицию, расширяя сведения о баснописце; развивать логическое мышление, умение находить причину явлений, делать выводы; при выразительном чтении басни воспитывать эмоциональную сферу учащихся.
Тип урок: урок приобретения новых знаний.
Теория литературы: басня, аллегория, иносказание; мораль.
I. Актуализация опорных знаний
- К какому роду литературы относится басня?
- Какие роды литературы ещё вы знаете?
- Чем они отличаются?
II. Постановка цели и задач урока
III. Работа над темой урока
1. Теория литературы
Запись в словарь литературоведческих терминов
О басне
Вы знаете много басен – коротких занимательных рассказов в стихах, где действуют не только люди, но и животные, растения и даже неодушевлённые предметы.
Стрекоза и Муравей, Кот и Повар, Листы и Корни – вот герои басен Крылова. Но под видом животных, растений и т.п. в них говорится о человеческих недостатках и пороках. Такое изображение называется аллегорией. Аллегория – слово греческое, в переводе оно означает – иносказание.
Чтобы исправить пороки и недостатки, баснописец их осмеивает. Поэтому в баснях много смешного. Но главная мысль басни всегда очень серьёзна. Она высказывается в виде поучительного вывода. Это нравоучение обычно даётся в конце или в начале и называется моралью басни.
Таким образом, басня – небольшой аллегорический рассказ с поучительным смыслом.
Мораль – это чёткий вывод из рассказанной истории.
2. Вопрос для эрудитов
1) Что объединяет всех перечисленных писателей (запись на доске):
Эзоп (грек) – Федр (римлянин) – Ж. Лафонтен (француз) – А. Сумароков (русский) – И. Крылов (русский) – Г. Сковорода (украинец)? (Они все – баснописцы.)
2) Назовите басни, из которых взяты следующие выражения, ставшие пословицами и поговорками:
- Слона-то я и не приметил.
- Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, Кума, оборотиться?
- Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.
- Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
- А воз и ныне там.
- А Васька слушает да ест.
3) Проведите конкурс на лучшего чтеца басен Крылова.
4) Придумайте рассказ, который можно было бы озаглавить одной из пословиц, указанных во втором задании.
3. Сообщение учителя «Великие баснописцы»
– Родоначальником басни во всём мире принято считать древнегреческого баснописца Эзопа. От имени древнегреческого баснописца и пошло выражение «эзопов язык», то есть язык иносказания, тайный язык.
Сегодня мы ознакомимся с басней Эзопа «Крестьянин и его сыновья».
Крестьянин и его сыновья
В предсмертный свой час призвал крестьянин своих сыновей и, желая приохотить их к занятию земледелием, говорит им: «Дети мои, я умираю. Обыщите наш виноградник, в нём вы найдёте спрятанным всё, что я имел». «Должно быть, там зарыт клад», – подумали сыновья и после смерти отца перерыли весь виноградник. Клад они, правда, не нашли, зато хорошо вскопанная почва дала сбор винограда обильней прежнего.
Истинное сокровище для людей – умение трудиться.
- О чём рассказывает данная басня?
- В каких строках заключается её мораль?
- Можно ли назвать отца заботливым и почему?
Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. У его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге всегда собираются дети. Они внимательно рассматривают сидящего в кресле поэта, с интересом вглядываются в изображённых на памятнике героев его басен – разных зверей и птиц.
И. А. Крылов писал стихи, пьесы, издавал журналы, но настоящим его призванием была басня.
Мы смеёмся над героями басен – потешными зверями, иногда хитрыми и злыми, иногда глупыми. Но мы хорошо понимаем, что речь в них идёт о людях, их недостатках и слабостях – о лени, зависти, невежестве.
Много горькой правды говорил баснописец о несправедливых порядках в царской России, о жестоких помещиках, корыстных чиновниках, чванных вельможах.
Жизнь Крылова проходила в неустанных трудах. По черновикам писателя можно судить, как много работал он над своими произведениями. Только в одной басне «Кукушка и Петух» поэт написал 200 черновых строк, а басня короткая – в ней всего 21 строка.
Язык басен Крылова удивительно прост и ясен. Стихи звучат как живой непринуждённый разговор: «И полно, кумушка! Вот невидаль: мышей! Мы лавливали и ершей», «Как вдруг на них шасть из леса медведь». Баснописец так рассказывает о различных поучительных происшествиях, что читатель не только узнает, что случилось с героями, но и видит перед собой яркую живую сценку.
Герои басен Крылова – добродушный увалень Медведь, хитрая, льстивая Лиса, тупой, упрямый Осёл и другие – как будто пришли из народных сказок. Многие строки его басен сразу же вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками: «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку», «Слона-то я и не приметил», «Недаром говорится, что дело мастера боится», «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона» и многие другие.
Уже при жизни баснописца его сочинения знала вся Россия. Русский писатель Н. В. Гоголь назвал басни Крылова «книгой мудрости самого народа».
IV. Рефлексия
V. Домашнее задание
1) Посмотреть мультфильм «А может…», прочитать басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица», найти отличия от басни И. А. Крылова.
2) Прочитать (по желанию) книгу С. Мосияша «Ваня Крылов», сделать запись названия книги и автора в раздел «Дополнительная литература» (в конце тетради).
УМК: Школа России
Класс: 4-а
Тема урока: Выразительное чтение басни Л.Н.Толстого «Как мужик камень убрал»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: раскрыть отличительные черты басни как жанра на чтении басни Льва Николаевича Толстого «Как мужик камень убрал».
Образовательные: ознакомить учащихся с произведением Льва Николаевича Толстого «Как мужик убрал камень»; совершенствовать умение читать со смыслом и выразительно.
Развивающие: развивать заинтересованность к чтению, слову, умению выразительно читать; формировать способность сопоставлять, аргументировать, делать выводы.
Воспитательные: прививать нравственные особенности личности.
Предметные: научатся наблюдать глубокий, образный смысл произведения, выразительно читать, воспринимать читаемое, отвечать на вопросы , перечислять произведения Льва Николаевича Толстого.
Личностные: осознавать эстетическую ценность басни, демонстрировать заинтересованность к чтению и изучению творчества Льва Николаевича Толстого.
овладевать учебной деятельностью по представленному учителем плану, формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности.
Коммуникативные УУД.
умение слушать других, формировать свои мысли вслух.
Познавательные УУД.
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, реализовать отбор нужной информации в дополнительных источниках.
Продолжительность урока: 40 минут.
Этапы урока
Время
Методы и приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организационный момент,
1 мин
Словесный метод
-Добрый день, добрый час!
-Как я рада видеть вас.
-Друг на друга посмотрели
-И тихонечко все сели.
-А чтобы урок пошёл каждому впрок-
-Активно включайся в работу дружок!
-Начинаем урок литературного чтения.
-Проверьте, своё рабочее место.
-Дети, поразмышляйте, для чего это нужно делать?
— Настраиваемся все на активную работу.
Приветствие
Положительный настрой на урок.
Ребята высказывают свои идеи.
Личностные УУД.:
создание ситуации успеха
2. Проверка домашнего задания
3 мин
Словесный метод
Речевая разминка
-Вспоминаем произведение, над которым работали на прошлом занятии?
— Назовите автора произведения?
-Какие произведения Льва Николаевича Толстого вами прочитаны?
-Изложите, что вы усвоили из биографии Льва Николаевича Толстого?
-Продолжаем работу — речевая разминка. Рассматриваем на доске эпизод из стихотворения Р.Гамзатова «Берегите матерей», читаем выразительно.
-Хлынул дождь — и всё в горах намокло,
Разбежались по воде круги…
Слышу: через крышу, через стёкла
Молят капли:
— Маму береги!
-Читаем медленно (хором, с удивлением)
-Предлагаю проверить в форме теста, как внимательно вы дома прочитали рассказ Льва Николаевича Толстого «Детство».
Отвечают на вопросы;
«Детство»
Л.Н.Толстой
Называют прочитанные названия рассказов.
Учебный диалог.
Читают стихотворение в медленном темпе, про себя, хором.
Читают стихотворный текст с различной интонацией.
Выполняют тест
Коммуникативные УУД: с чувством, с толком, с расстановкой прочитать текст.
Познавательные УУД: отбор и предоставление необходимой информации;
3.Постановка учебной задачи
3 мин
Словесный метод
— Дети, вспоминаем определение, что такое «басня?»
-Кто из писателей был знаменитым баснописцем?
-Выполним заключение:
Басня-это короткий рассказ в стихах или прозе. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение- мораль, придающая рассказу аллегорический (иносказательный) смысл. Действующие лица: животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
Проведём словарную работу слову «иносказательный»?
-Догадались, о чём пойдёт речь сегодня на занятии?
Учебный диалог
Сущность скрыта, о ней нужно додуматься.
Постановка цели, формулировка
(уточнение) темы урока.
Познавательные УУД: активизирует знания детей.
Строит проблемную ситуацию.
4.Открытие новых знаний
3 мин
Словесный метод
« В искусстве слова первый Толстой». ( М. Горький)
— Объясните смысл этого высказывания?
Дети, в самом деле, Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою сознательную жизнь предназначил литературе. Его произведения были переведены на многие языки, их читают во всем мире.
– Сегодня мы прочитаем басню Льва Николаевича Толстого «Как мужик убрал камень».
-И попытаемся назвать мораль этой басни.
Дети заинтересованно выслушивают учителя
Лев Толстой – великий русский писатель.
Гений русской литературы
Учебный диалог.
Познавательные УУД: отбор нужной информации.
5. Работа с басней.
Первичное восприятие
Выявление специфики восприятия
6 мин
Наглядно-практический метод
Словарная работа
Беседа
— А сейчас, я предлагаю послушать произведение.
(аудиозапись басни)
Понравилась ли вам басня?
-Чему удивились?
— Проведём словарную работу.
-Предлагаю объяснить лексическое значение незнакомых слов.
Учащиеся прослушивают аудиозапись басни.
Инженер, выдумка, каток, подле, порох
Инженер– специалист с высшим техническим образованием.
Порох– взрывчатое соединение или смесь.
Каток– машина для утрамбовки и уплотнения грунта или асфальта на дороге.
Подле – возле.
Выдумка– вымысел, изобретение.
Учебный диалог
Познавательные УУД.: отбор конкретной информации.
Коммуникативные УУД: – высказывать свои мысли в устной речи, создание монологической и диалогической речи.
Познавательные УУД.: разумное и свободное построение речевого рассуждения в устной и письменной форме.
Физкультминутка
3 мин
Игра
Выполняют игру на внимание «Капитаны, делай так!»
Повторяют упражнения
ЛичностныеУУД: совершенствование здорового образа жизни
6.Постановка учебной задачи
5 мин
Словесный метод
Организует работу по исследованию басни, используя прием «Вопросы к тексту»
-Продолжим работу в парах.
-Используя басню, прошу ответить на поставленные вопросы с первого по восьмой. Вопросы перед вами на столах. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
-Предлагаю проверить результат работы.
Слушают учителя.
Учащиеся начинают работу в парах.
Учащиеся оглашают результат работы, сравнивают с «ключом» и проводят оценивание свей работы по шкале.
Коммуникативные УУД: -умение сотрудничать, работая в паре;
– правильно формулируют вопросы;
Познавательные УУД:
Приобретают полученные знания: выбирают ответы на вопросы, используя басню, свой житейский опыт и знания, полученные на уроке
7. Этап первичного закрепления
5 мин
Беседа
Организует усвоение новых знаний.
– В чем содержится мораль этой басни?
— А сейчас продемонстрируете внимательность и смекалку.
Почитайте пословицы, что лежат у вас на партах. Предложите пословицу, которая подходит к сегодняшней басне. Аргументируйте свой ответ.
Вступают в диалог
Читают пословицы, аргументируют своё решение.
Личностные УУД: умение договариваться с собеседником
Коммуникативные УУД: разумно применяют речевые возможности для решения различных коммуникативных задач. Доказывают своё решение.
8. Включе
ние нового знания в систему знаний и повторе
ний.
5 мин
Словесный метод
Организует обсуждение проблемного вопроса.
1.- Подумав, добавьте предложение.
В баснях высмеиваются______________ людей: ________.
— Чему учат произведения Л.Н. Толстого?
—
Выполнение предложенного упражнения.
Личностные УУД:
Умение договариваться с собеседником
Коммуникативные УУД:
декорируют свои идеи в устной форме;
Регулятивные УУД:
нацеливаются по ключевым словам и планируют содержание текста.
9. Рефлексивно-оценочный этап учебной деятельности.
3 мин
Словесный метод
-Каких новых открытий знаний вы добились на уроке?
-Рекомендую построить синквейн к слову выдумка. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, №9)
— Скажите, читая сегодня басни, можем мы прийти к выводу, что басни читать надо?
— В течение урока вы оценивали свою работу. Посчитайте в тестах количество баллов и оцените себя.
Благодарю вас, ребята, за отличную работу!
— Хотелось бы завершить урок словами Льва Николаевича Толстого: «Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии».
. Контролируют и оценивают свои действия. Подводят итог.
Коммуникативные УУД:
декорируют свои идеи в письменной виде;
Познавательные УУД: перерабатывают факты из одной формы в другую;
Регулятивные УУД:
находят уровень успешности реализации своей деятельности.
10. Инструк
таж выполне
ния
домашнего задания
3 мин
Словесный метод
Сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике
— Подготовить пересказ басни. Нарисовать рисунок.
Записывают домашнее задание, вступают в учебный диалог.
Регулятивные УУД: формируют умение учиться и организуют свой учебный процесс.
Цель занятия: Понимание основной идеи басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»,
Образовательные: Побуждать рассказывать о своем восприятие конкретного поступка литературного персонажа
Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к чтению, желанию и умению слушать художественные произведения, следить за развитием действии.
Развивающие: развивать, мышление, связную диалогическую речь, интерес к художественной литературе
Образовательные : .познакомиться с басней проанализировать басню продолжать учить детей слушать внимательно воспитателя; закреплять умения отвечать на вопросы по содержанию басни.
Игровая задача: восстановить правильную последовательность иллюстраций согласно событий басне , восстановить одну иллюстрацию по басне
Обогащение словаря: льстец, Вещуньина, плутовка в зобу, взгромоздясь, крикнула во все воронье горло
Планируемые результаты занятия: дети осмыслят главную мораль басни не стоит быть излишне доверчивым к людям которые тебя слишком нахваливают.
Подготовительная работа Знакомство с жанрами художественной литературы: сказки, поэзия, народный фольклор, рассказы. Беседа по жанрам художественной литературы. Рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, иллюстраций с животными
Демонстрационный: портрет И. Крылова, иллюстрация басни.
№
Этапы, продолжительность
Задачи этапа
Деятельность педагога
Предполагаемая деятельность детей
Методы, формы, приемы
Планируемый результат
1.
Организационно-мотивационный этап
Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия «Чтение русской народной сказки Крошечка Хаврошечка
(Собираю детей на ковре)
Скажите, как называется место, где много книг? Кто знает?
Верно, это библиотека.
Библиотека – это большой дом, где «живут» и хранятся книги и для взрослых и детей.
И у нас в группе тоже есть библиотека, только она не большая, и в ней «живут» книги для дошкольников.
Посмотрите, сколько разных книг здесь, ребята. Это книги со сказками, со стихами, рассказами, потешками и загадками.
— Ребята, а какие книги вы больше всего любите?
Хорошее
Библиотека
Подходят рассматривают
Сказки
Орг.момент
Дети положительно настраиваются на деятельность дальше.
2.
Основной этап
2.1.
Этап постановки проблемы
Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме.
Ребята, а чему нас учат сказки?
Сегодня я вам прочитаю басню Ивана Андреевича Крылова называется она «Ворона и Лисица».
Басня — это коротенький рассказ, в котором заключен огромный смысл, нравоучение или высмеивание каких либо человеческих пороков.
Ворона где то нашла кусочек сыра, забралась на ель и хотела уж было его съесть, да тут лисица подошла. И заслушалась ворона как лиса нахваливает ее шейку, глазки, носик, перышки. И возгордилась ворона, довольная собой. А лисица продолжает у тебя говорит и голос наверное ангельский, спой чего нибудь. Ворона и каркнула во все горло, сыр и выпал. А лисице только этого и надо было, схватил сыр и убежала.
Я считаю что басни Ивана Андреевича Крылова учат честности, благородству, любви к Родине, учат быть искренними, скромными. Осуждают лень, жадность.
Добру.
Вопросы
Художественное слово
Актуализируется знания детей
2.2.
Этап ознакомление с материалом
Формирование представлений о явлениях, событиях, изображённых в произведении
Давайте сядем все на свои стульчики, спина должна быть прямая, ножки стоять ровно а ручки на коленях.
Читаю
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
Ребята, во время чтения нам попадались неизвестные слова и выражения, давайте их разберем.
Кто понял, что значит каркнула во все воронье горло? (это значит очень громко).
В зобу дыханье сперло?
Еще нам попалось слово вещуньина оно означает гадалка, несущая вести.
И слово взгромоздясь
Садятся на стульчики
Слушают внимательно
Крикнула очень громко.
Стало трудно дышать.
Уселась или села.
Чтение басни
Словесный, чтение произведения, беседа по прочитанному, вопросно-ответная форма, наглядный, объяснение новых слов.
Дети прослушали Басню
2.3.
Этап практического решения проблемы
Овладение действиями, способами решения проблемы.
Задаю детям после прочтение вопросы и выставляю иллюстрации по басне на смарт доске:
как называется басня ?
Кто автор?
Что случилось с вороной ?
Каким голосом говорила лиса?
Голубушка как хороша, ну что за шейка что за…
Почему лиса так поступила
Чем закончилась басня?
чему нас учит эта басня?
Все верно ребята, нельзя льстить другим и не нужно слушать их от других.
Давайте с вами немножко отдохнем и выполним физминутку.
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо…Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше.
После провожу с детьми игру.
Помните правила безопасности ?
Возле доски нельзя смотреть прямо в луч проектора внимательно слушать;-не перебивать друг друга;-делать ход по очереди. Ребята, давайте мы с вами подойдем к доске.
Посмотрите на картинки , подумайте в какой последовательности у нас была басня?
Давайте восстановим один фрагмент из басни
Какие вы молодцы. Давайте разомнем наши глазки
Ворона и лисица
И.А.Крылов
Она сыр потеряла
Глазки
Не надо слушать льстивые слова! Нужно верить своим глазам.
Выполняют физминутку.
Имитируют дуновение ветра. Качают туловище то в одну, то в другую сторону. Приседают. Выпрямляются.
Играют
Подходят к доске по-очереди и
Вопросы
Обобщение воспитателя
Словесный, объяснение,
Игра
Дети ответили подробно на вопросы.
Посмотрели мы наверх, а потом и сразу вниз. Медленно мы глядь все влево, а потом направо.
Разминают глазки
Зарядка для глаз
3.
Заключительный этап
Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарный навыков самооценки.
Какие вы молодцы.
Напомните какую басню мы сегодня читали?
А про что она?
Кто автор этой Басни ?
Чем отличаются басни от сказок?
Чему нас учит эта басня?
Ребята, я тут приготовила для вас раскраски к этой басне . Давайте мы сейчас дружно сядем и раскрасим их, а потом скрепим и будет у нас с вами книжка.
Отвечают на вопросы
сказка — это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека
Раскрашивают
Рефлексия
Дети вспомнили название Басни , автора и рассказали про кого она.
Приложение 1.
Текст басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина* с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.* Вещунья — предсказательница. В народных легендах и сказках ворон,
ворона изображаются как вещие птицы.Приложение 2.
Вопросы по басне И.А. Крылова «Ворона и лисица».
Вопросы по горизонтали:
1.Автор басни «Ворона и лисица» (Крылов)
3.Что держала в клюве ворона? (сыр)
5.Что собиралась сделать ворона? (позавтракать)
7.Как автор называет лису? (плутовка)
10.Каким другим словам можно назвать неискренность лисы? (лесть)
11.В каком литературном жанре написано произведение «Ворона и лисица»? (басня)2.Кто сидел на ели? (ворона)
4.Каким словом автор выражает, то как ворона сидела на ели? (взгромоздясь)
6.Кто помешал вороне позавтракать? (лиса)
8.Как лиса неискренно называет ворону? (голубушка)
9.Как вы считаете, какая по характеру лиса? (хитрая)
Автор Успешный и Богатый На чтение 12 мин Просмотров 1.5к. Опубликовано
Мудрые притчи и рассказы Дзен
Мудрые притчи Дзен заключается в том, чтобы не отождествлять себя с одной мыслью или ее противоположностью, а в том, чтобы добраться до осознания, которое стоит за этой мыслью.
Иногда рассказ может научить гораздо большему, чем целые философские трактаты.
Религии всего мира использовали рассказывание историй как средство передачи своих мудрых посланий. Одной из таких религий является буддизм, который на протяжении веков использовал притчи, анекдоты, басни и сказки, чтобы помочь людям расширить свое сознание, предлагая им просветительские идеи и уроки нравственной жизни. Кульминацией этого является дзен-буддизм, традиция, известная тем, что щедро использует короткие рассказы, чтобы помочь буддийским студентам развить более глубокое понимание реальности.
В этом посте я собрал некоторые из моих любимых рассказов о дзен. Некоторые из них легко понять, другим нужно больше времени, чтобы обдумать, но все они глубоко значимы. Независимо от того, буддист вы или нет, они помогут вам на пути к миру и удовлетворению, если вы решите уделить им достаточно пристального внимания.
Желаю вам учиться и получать удовольствие!
Мудрые притчи и рассказы Дзен
1. Улитка на дереве
Мастера спросили, испытывали он когда-нибудь разочарование от того,
что его усилия приносят меньше плодов, чем ему хотелось бы.
В ответ он рассказал историю об улитке, которая начала взбираться по вишнёвому дереву
холодным днём запоздалой весны. Воробьи на соседнем дереве от души потешались, глядя на неё.
Затем один из них подлетел к ней и спросил:
— Эй, ты, разве не видишь
— на этом дереве нет вишен?
Не прерывая своего пути, малютка ответила:
— Будут, когда я туда доберусь.
2. Укрощение разума
Выиграв несколько соревнований по стрельбе из лука, молодой и довольно хвастливый чемпион бросил вызов мастеру дзэн, который был известен своим мастерством лучника. Молодой человек продемонстрировал замечательное техническое мастерство, когда с первой попытки попал в цель, а затем разрезал стрелу вторым выстрелом.
«Вот, — сказал он старику, — посмотри, сможешь ли ты сравниться с этим!»
Невозмутимый, мастер не натянул лук, а жестом показал юному лучнику следовать за ним на гору.
Заинтересовавшись намерениями старика, защитник последовал за ним высоко в гору, пока они не достигли глубокой пропасти, переброшенной довольно хлипким и шатким бревном. Спокойно ступив на середину неустойчивого и, безусловно, опасного моста, старый мастер выбрал в качестве мишени далекое дерево, натянул лук и произвел чистое прямое попадание.
«Теперь ваша очередь», — сказал он, грациозно ступая на безопасную землю.
С ужасом глядя в, казалось бы, бездонную и манящую бездну, юноша не мог заставить себя ступить на бревно, а тем более выстрелить в цель.
«У вас много навыков владения луком, — сказал мастер, чувствуя затруднительное положение своего соперника, — но у вас мало навыков с умом, позволяющим сделать выстрел».
3. Судьба
Во время важного сражения японский генерал решил атаковать, хотя его армия была значительно меньше численностью. Он был уверен, что они победят, но его люди были полны сомнений. По дороге на битву они остановились у религиозной святыни. Помолившись с людьми, генерал достал монету и сказал: «Теперь я подброшу эту монету. Если это головы, мы победим. Если решка, мы проиграем. Судьба теперь откроется ».
Он подбросил монету в воздух, и все внимательно наблюдали, как она приземляется. Это были головы. Солдаты были так обрадованы и полны уверенности, что энергично атаковали врага и победили. После битвы лейтенант сказал генералу: «Никто не может изменить судьбу».
«Совершенно верно», — ответил генерал, показывая лейтенанту монету с головами с обеих сторон.
4. Эгоизм
Премьер-министр династии Тан был национальным героем за свой успех как государственного деятеля, так и военного лидера. Но, несмотря на свою славу, власть и богатство, он считал себя скромным и набожным буддистом. Часто он посещал своего любимого мастера дзэн, чтобы учиться у него, и они, казалось, очень хорошо ладили. Тот факт, что он был премьер-министром, по-видимому, не повлиял на их отношения, которые, казалось, были просто отношениями уважаемого мастера и уважительного ученика.
Однажды во время своего обычного визита премьер-министр спросил мастера: «Ваше преподобие, что такое эгоизм согласно буддизму?» Лицо мастера покраснело, и он очень снисходительно но оскорбительно ответил: «Что это за глупый вопрос!?»
Этот неожиданный ответ настолько потряс премьер-министра, что он нахмурился и рассердился. Затем мастер дзэн улыбнулся и сказал: «ЭТО, ваше превосходительство, и есть эгоизм».
5. Звук колокола
Бандиты забрали маленького мальчика из небольшого села. На него накинули мешок, и он ничего не увидел. Когда они уводили его из дома, он услышал звук церковного колокола; он становился все тусклее и тусклее по мере того, как его уносили все дальше и дальше.
Когда он вырос, ему удалось сбежать от похитителей. Но ему некуда было идти, так как он понятия не имел, где и в какой стране находятся его дом и семья. Единственное, что он смутно помнил, был звук колокола. Он инстинктивно шел, переходя из деревни в деревню, работая несколько дней, а затем продолжая свой путь. Он слышал много-много колоколов, но внутри он знал, что звук был другим. Он продолжил, всегда прислушиваясь к этому звонку.
В конце концов, ему надоели годы размышлений, и он захотел положить всему этому конец. Затем он услышал слабый звук, он знал, что это был тот же самый колокол, который он слышал в своей голове много лет назад; он пошел, а затем побежал к нему. Он спросил жителей села, знали ли они о семье, чей мальчик был похищен 30 лет назад. Они знали об этом и указали на дом его родителей.
Мудрые притчи и рассказы Дзен
6. Все, кого вы встречаете
Весть о мудром Святом Человеке, который жил в небольшом доме на вершине горы, распространилась по сельской местности. Житель села решил совершить долгий и трудный путь, чтобы навестить его. Подойдя к дому, он увидел внутри старого слугу, который встретил его у дверей. «Я хотел бы увидеть мудрого святого человека», — сказал он слуге. Слуга улыбнулся и ввел его внутрь. Когда они проходили через дом, мужчина из деревни нетерпеливо оглядел дом, ожидая встречи со Святым Человеком. Прежде чем он это осознал, его провели к задней двери и вывели на улицу. Он остановился и повернулся к слуге: «Но я хочу увидеть Святого Человека!»
«Уже встретили», — сказал старик. «Все, кого вы можете встретить в жизни, даже если они кажутся простыми и незначительными… считайте каждого из них мудрым Святым человеком. Если ты сделаешь это, то любая проблема, которую ты принес здесь сегодня, будет решена».
7. Всего два слова
Когда-то здесь был очень строгий монастырь. После клятвы молчания никому вообще не разрешалось говорить. Но было одно исключение из этого правила. Каждые десять лет монахам разрешалось говорить только два слова. Проведя первые десять лет в монастыре, один монах ушел к старшему монаху. «Прошло десять лет, — сказал старший монах. «Какие два слова вы бы хотели сказать?»
«Кровать… жесткая…» — сказал монах.
«Понятно», — ответил старший монах.
Десять лет спустя монах вернулся в кабинет главного монаха. «Прошло еще десять лет, — сказал старший монах. «Какие два слова вы бы хотели сказать?»
«Еда… воняет…» — сказал монах.
«Понятно», — ответил старший монах.
Прошло еще десять лет, и монах снова встретился с старшим монахом, который спросил: «Каковы ваши два слова сейчас, по прошествии этих десяти лет?»
«С меня хватит!» сказал монах.
«Ну, я понимаю, почему», — ответил старший монах. «Все, что ты делаешь, — это только недовольство и жалобы».
8. Трудный путь обучения
Сын главного вора попросил отца научить его секретам. Старый вор согласился и в ту ночь повел своего сына ограбить большой дом. Пока семья спала, он молча привел своего молодого ученика в комнату, в которой был шкаф для одежды. Отец сказал сыну зайти в шкаф и спрячься за одеждой. Когда он это сделал, его отец быстро закрыл дверь и запер его внутри. Затем он вышел на улицу, громко постучал в дверь, разбудив тем самым семью, и быстро ускользнул, прежде чем его заметили. Через несколько часов его сын вернулся домой, измученный и сердитый. «Отец», — гневно воскликнул он, — «Почему ты запер меня в этом шкафу? Если бы меня не привел в отчаяние страх быть пойманным, я бы никогда не сбежал. Потребовалась вся моя изобретательность, чтобы выбраться отсюда! » Старый вор улыбнулся. «Сынок, у тебя был первый урок искусства кражи со взломом».
Мудрые притчи и рассказы Дзен
9. Может быть
Есть даосская история о старом фермере, который много лет обрабатывал свой урожай. Однажды его лошадь убежала. Услышав эту новость, его навестили соседи. «Какая неудача», — сочувственно сказали они. «Может быть», — ответил фермер. На следующее утро лошадь вернулась, прихватив с собой еще трех диких лошадей. «Как замечательно!» — воскликнули соседи. «Может быть», — ответил старик. На следующий день его сын попытался оседлать одну из диких лошадей, был брошен и сломал ногу. Соседи снова пришли посочувствовать его несчастью. «Может быть», — ответил фермер. На следующий день в село приехали военные, чтобы призвать молодых людей в армию. Увидев, что у сына сломана нога, они прошли мимо него. Соседи поздравили фермера с тем, как хорошо все обошлось. «Может быть», — сказал фермер.
10. Луну нельзя украсть
Рёкан, мастер дзэн, жил самой простой жизнью в маленькой хижине у подножия горы. Однажды вечером вор посетил хижину и обнаружил, что воровать в ней нечего.
Рёкан вернулся и поймал его. «Возможно, ты проделал долгий путь, чтобы навестить меня, — сказал он хищнику, — и ты не должен возвращаться с пустыми руками. Пожалуйста, возьми мою одежду в подарок».
Вор был сбит с толку. Он взял одежду и ушел.
Рёкан сидел обнаженный и смотрел на луну. «Бедняга, — размышлял он, — я бы хотел подарить ему эту прекрасную луну».
11. Другая сторона
Однажды молодой буддист по дороге домой подошел к берегу широкой реки. Безнадежно глядя на огромное препятствие перед собой, он часами размышлял, как преодолеть такое широкое препятствие.
Собираясь бросить погоню и продолжить путешествие, он увидел на другом берегу реки великого учителя. Молодой буддист кричит учителю: «О мудрый, ты можешь сказать мне, как перейти на другую сторону этой реки»?
Учитель на мгновение задумывается, смотрит вверх и вниз по реке и кричит в ответ: «Сын мой, ты на другой стороне».
12. Движущийся разум
Двое мужчин спорили из-за развевающегося на ветру флага.
«Это ветер, который действительно движется», — заявил первый. «Нет, это флаг движется», — утверждал второй.
Мастер дзэн, который случайно проходил мимо, подслушал дебаты и прервал их. «Ни флаг, ни ветер не двигаются, — сказал он, — движется РАЗУМ».
Мудрые притчи и рассказы Дзен
13. Камнерез
Жил-был камнерез, недовольный собой и своим жизненным положением.
Однажды он проходил мимо дома богатого купца. Через открытые ворота он увидел много прекрасных вещей и важных гостей. «Каким же могущественным должен быть торговец!» подумал камнерез. Он очень завидовал и пожелал быть похожим на купца.
К его великому удивлению, он внезапно стал торговцем, наслаждаясь большей роскошью и властью, чем он когда-либо мог себе представить, но завидовал и ненавидел менее богатые, чем он сам. Вскоре мимо прошел высокопоставленный чиновник, которого несли в седане, в сопровождении слуг и в сопровождении солдат, бьющих в гонги. Все, независимо от того, насколько богатые, должны были низко поклониться перед процессией. «Насколько могущественен этот чиновник!» он думал. «Хотел бы я быть высокопоставленным чиновником!»
Затем он стал высокопоставленным чиновником, которого всюду носили в своем расшитом кресле-седане, которого все вокруг боялись и ненавидели. Был жаркий летний день, поэтому чиновник чувствовал себя очень неуютно в липком кресле-седане. Он посмотрел на солнце. Он гордо сиял в небе, не обращая внимания на его присутствие. «Как сильно солнце!» он думал. «Я хотел бы быть солнцем!»
Затем он стал солнцем, свирепо освещающим всех, опаляющим поля, проклятым земледельцами и рабочими. Но огромное черное облако двигалось между ним и землей, так что его свет больше не мог светить на все внизу. «Как мощно это грозовое облако!» он думал. «Я хотел бы быть облаком!»
Затем он стал облаком, затопившим поля и деревни, на которого все кричали. Но вскоре он обнаружил, что его отталкивает какая-то огромная сила, и понял, что это ветер. «Как это мощно!» он думал. «Я хотел бы быть ветром!»
Затем он стал ветром, сносящим черепицу с крыш домов, выкорчевывая деревья, которого боялись и ненавидели все внизу. Но через некоторое время он столкнулся с чем-то, что не двигалось, как бы сильно он ни ударил по нему — огромной возвышающейся скалой. «Какая мощь эта скала!» он думал. «Я хотел бы быть скалой!»
Затем он стал скалой, более могущественной, чем что-либо еще на земле. Но пока он стоял там, он услышал звук удара молотка о твердую поверхность и почувствовал, как его меняют. «Что может быть сильнее меня, скалы?» он думал.
Он посмотрел вниз и увидел далеко внизу фигуру резчика по камню.
Мужские и женские слипоны — лоферы на Алиэкспресс
Секреты счастья. 17 вечных секретов счастливых людей