Придумать рассказ по картине пришла зима детство

Сочинения по картинам другие тутунов - зима пришла. детство почти всю картину занимает большое окно, которое разделяет ее на две
  • Сочинения
  • По картинам
  • Другие
  • Тутунов — Зима пришла. Детство

Тутунов - Зима пришла. Детство

Почти всю картину занимает большое окно, которое разделяет ее на две половины, на два мира. По одну сторону окна, внутри дома — тепло и уютно. Все в доме изображено в мягких, пастельных тонах.

У окна стоит маленький мальчик. Он в легкой рубашке, что еще больше подчеркивает уют внутри помещения. Растрепанные волосы говорят о том, что мальчик только что проснулся и с удивлением обнаружил, как за ночь все вокруг изменилось. Он одернул занавеску и, затаив дыхание, смотрит на то, что творится за окном. Ему очень хочется туда, на улицу. Он даже приложил ладонь к стеклу, как будто хочет потрогать снег. Окно очень большое и позволяет увидеть все, что творится во дворе.

А во дворе, по другую сторону окна, теперь хозяйничает зима. Она пришла внезапно и принесла первый снег. На ветках некоторых деревьев еще виднеются одинокие зеленые листья, они не успели пожелтеть. Должно быть, снег шел всю ночь, и на улице уже появились огромные пушистые сугробы. Ветра нет, и большие крупные снежинки, словно перышки белых сказочных птиц, медленно кружатся в своем танце. Их дивный хоровод убаюкивает и завораживает. Мальчик у окна боится шевельнуться, чтобы не нарушить снежный танец. Снег – это первая весточка о приближающейся череде веселых праздников и зимних забавах.

Зима еще только вступает в свои права. Окно чистое и на нем нет причудливых узоров. Это значит, что сильных морозов еще не было. Снег идет такой густой, что из-за него почти не видно соседнего дома. Он словно размытое темное пятно на заднем фоне. Не удивительно, что на улице нет людей: никто не хочет выходить в такой снегопад. Крышу дома и почерневший забор во дворе зима уже успела укрыть белым покрывалом. Скоро она насыплет снега до самого окна. И природа погрузится в долгий зимний сон.

Вариант 2

Данная картина Тутуновой известна всем красотой деталей. Легкие пастельные тона создают неповторимый облик, а детали успешно дополняют картину. Наверно поэтому это картина после своего первого показа так полюбилась и детям, и взрослым.

В основе произведения изображен маленький мальчик, который стоит у окошка и задумчиво смотрит куда-то вдаль. Наверно он недавно проснулся и, увидев снег за окном побежал его смотреть. Он еще лохматый и еще в пижаме, но ничего его не отвлекает от этого зрелища. Там вдали из серой картины из-за обилия снега двор превратился в красивую снежную равнину. Еще несколько часов назад он был серым и невзрачным, а сейчас все в легком белоснежном снегу и в больших хлопьях, которые тихо ложатся на деревья, скамейки и землю, словно в танце преображая все вокруг. Деревья покрылись инеем. Создается ощущение сказки.

При первом взгляде на этого мальчика возникает мысль, что, возможно смотря на эту зимнюю красоту, он ждет скорейшего приближения новогодних каникул, а так же долгожданных подарков. Ведь это самая загадочная и чудесная пора, которую любят не только дети, но и взрослые. Может мальчик думает, как он достанет санки и будет с друзьями кататься весело с горки.

На второстепенном плане изображен такой же серый невзрачный дом сквозь завесу снежных хлопьев. Возможно, и там, у одного окна стоит такой же ребенок и мечтает о том, как он будет кататься на коньках или на лыжах, а может и лепить снеговиков и даже играть в снежки.

Вся картина оставляет в душе приятный и теплый след. Такое простое изображение ребенка у окна навеивает самые приятные и загадочные чувства. Немного хочется оказаться рядом с этим маленьким мальчиком и помечтать, смотря в окно. Это произведение снова и снова напоминает нам, какое же прекрасное время года настает. Все любят зиму, так как исполняются все мечты, человеческие души наполняются новыми эмоциями и чувствами.

Сочинение-описание картины Зима пришла. Детство

Сергей Андреевич Тутунов, известный советский художник, который покорял своих зрителей великолепными и запоминающимися работами. Одна из таких работ, которая затрагивает до глубины души, это полотно под названием «Зима пришла».

Когда я впервые увидела эту работу, то на глазах появились слезы, а в памяти всплыли прекрасные моменты детства.  На картине изображен мальчик лет восьми.  Наверное, он только проснулся, так как одет в белоснежную, как снег, ночную рубаху. Волосы растрепаны, видно, что мальчишка только-только поднял свою голову от подушки. Наверное, родители сообщили ему, что на улице снег. Вспомните, как вы в детстве радовались данному явлению природы.  Так и он, впопыхах подбежал к большому и широкому окну и внимательно всматривается в вихрь снежинок. Оконная рама деревянная, а на ней висит маленькая, белоснежная занавеска.

Мальчик очень удивлен, хоть мы и не видим выражение его лица, но можно предположить. Ведь присмотритесь внимательно на деревья за окном. На них еще висят желто-зеленые листья. Их Тутанов прорисовал очень четко и ярко. Именно они очень выделяются на данном полотне. Наверное, еще вчера, когда гулял мальчик, то он наблюдал совершенно иную картину. Сырость, грязь и серость. А сегодня природа играет красками.

Снежинки падают на землю большими крупными хлопьями, образуя большие сугробы. Мальчик уже мысленно представляет, как будет нестись на санках с большой горки. Или весело играя со своими друзьями лепить снежную бабу. А может он думает о предстоящих новогодних праздниках, который вот-вот наступят. Ведь первый снег всегда сулит о том, что в доме скоро появится елочка.

За окном стоит невысокий деревянный забор, который уже притрушен снегом. Скорее всего, этот мальчик относится к русским крестьянам, именно их очень любил изображать в своих работах Тутанов. Из истории мы знаем, как тяжело приходилась работать им, а дети принимали в работе активное участие. Именно зима, была тем временем года, когда работать не нужно было, и все отдыхали. Поэтому зима для большинства людей была огромной радостью.

Когда художник работал над картиной, он дал ей еще одно название «Детство». Ведь именно в детве можно ощутить неописуемый восторг и радость от зимы. Быть в предвкушении новогодних праздников и с азартом ждать новогодних подарков. Жаль, что когда взрослеешь, данные чувства ощущаешь все реже и реже.

Для 2 класса

Описание настроения картины Тутунов — Зима пришла. Детство

Чувства картины Тутунов - Зима пришла. Детство

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Шишкина Лесные дали

    Природа нашей страны удивительна, допуская, что по территории, наша страна, самая большая, и по всему ее обширному пространству раскинулись реки, леса, горы со своей индивидуальной красотой.

  • Сочинение по картине Журавли летят Степанова

    В 1891 году, выдающийся русский художник А. С. Степанов презентовал свою картину «Журавли летят». Эта картина является самой знаменитой из всех работ Степанова. Многие люди были и будут очарованы

  • Сочинение по картине Рафаэля Сикстинская Мадонна

    Эта картина была написана для святой церкви, в основу был положен библейский сюжет. По своим размерам она огромная, почти три метра в длину и два метра в ширину.

  • Сочинение по картине Брюллова Всадница 8 класс

    Карл Брюллов – один из самых знаменитых художников XIX века. На его счету множество прекрасных портретов. Он умел отлично сочетать простоту и прекрасное владенье кистью, таким образом, он творил шедевры

  • Сочинение по картине Рылова Домик с красной крышей 8 класс

    У художника Аркадия Рылова есть замечательная картина, которая называется «Домик с красной крышей». Ее художник написал в 1933 году, в Подмосковье.

  • Главная
  • Общество

Ольга ВЛАДИМИРОВА

23 декабря 17:15
0

Черниговский отшельник: Мне страшновато возвращаться в цивилизацию

Фото: Татьяна Романюк / facebook.com/novgord1917

В лесах на севере Черниговской области затерялось маленькое село Перерост. В нем остались лишь два обитателя — 82-летняя Надежда Даниловна Селюк и 67-летний Александр Васильевич Гузей. Причем у Александра Васильевича есть еще и квартира в Киеве. Но бывший военный променял цивилизованную жизнь на старенький домик в глухом селе, причем не от безысходности или нехватки средств, а по велению души.

«КП в Украине» узнала, почему в то время, как все бегут из маленьких сел в большие города, Александр Васильевич предпочел цивилизации глухую деревню, как проходят будни жителя опустевшего Перероста и можно ли оставаться семейным человеком, живя в одиночестве?

Вот моя деревня, вот мой дом родной

Судя по голосу, Александр Гузей отнюдь не похож на классического затворника и отшельника: бодрым голосом наш жизнерадостный собеседник с юмором сообщил, при каких условиях возможна связь с цивилизацией.

— Чтобы с вами поговорить, стою на коленках на кровати, телефон подвешен на оконную раму. Только в таком положении можно общаться! Если трубку чуть-чуть пошевелю – сигнал пропадает, — смеется наш собеседник. — Сейчас холодно – сигнал хороший. Как только теплеет и на деревьях появляются листики – мобильной связи уже нет.

Осталось в селе два человека: я и Надежда Даниловна, которая живет на окраине села. В моем детстве проживало 32 семьи

В селе Перерост Александр родился и вырос. Вокруг – березы и сосны, охотничье хозяйство. Повзрослев, стал военным, пришлось поколесить по миру – побывал в Афганистане, жил в Москве, Киеве и других городах бывшего СССР. Окончательно обосновался на Киевщине.

Приезжал в Перерост к родным наскоками, но в последние 4 года ни разу не был в своей квартире. В январе этого года мама Александра Васильевича ушла в мир иной, а ее сын решил окончательно остаться в доме, в котором жили его дедушка с бабушкой, мама, папа, сестры и он сам.

— Осталось в селе два человека: я и Надежда Даниловна, которая живет на окраине села. В моем детстве проживало 32 семьи, — рассказывает Александр Гузей. — Люди сюда приезжают, но только в грибной сезон. Раньше здесь были поля. С середины прошлого века сюда начали заселять людей. Здесь хорошо: вокруг лес, рядом есть искусственный водоем, созданный для диких кабанов — им же надо где-то пить, особенно во время засухи. Рысь у нас появилась. Думаю, пришла из Беловежской пущи. Раньше в селе был маленький магазин. Сейчас он не работает. Клуб еще стоит, только окна кто-то украл.

— В детстве мы как смотрели фильмы? Собирались во дворе у дедушки всем селом. Каждый приходил со своей табуреткой и семечками. Ставили кинокамеру, вешали на сарай простынь — и смотрели фильмы, — ностальгирует отшельник.

«Двери не крашу, рушники не стираю»

Александр (на фото слева) связал свою жизнь с военной карьерой Фото: Из архива Александра Гузея

В родительском доме Александр старается ничего не менять.

— Мама просила не красить двери. Она говорила: «За эту дверную ручку дедушка брался, бабушка бралась — пусть так и остается». Поэтому дверь я не обновлял, — продолжает Александр. — На стенах висят старинные портреты родственников, накрытые рушничками. Я их не стираю: боюсь, что полиняют. В углах – иконы. Это обязательно! Из современного — у меня компьютер стоит, принтер, сканер.

Чем заняться в глухом селе, когда живешь совсем один? Александр Васильевич не скучает. За прошедшие несколько лет у него сложился четкий режим дня, в котором он чувствует себя вполне комфортно.

— Встаю в 9-10 утра. Кормлю собаку. Выхожу во двор, смотрю — вокруг тихо-спокойно. Затем иду на прогулку. Брожу по селу и окрестностям. Возвращаюсь и заготавливаю себе дрова – бензопила и топор есть. Делаю запасы на зиму. Вот обещают морозы до 20 градусов, а я не переживаю: у меня уже все есть. Летом – коса. Выкашиваю траву, чтобы было чисто и красиво, — говорит Александр Васильевич. — Потом стирка. Это обязательно. Хотя с водой здесь проблема. Когда еду в город за пенсией, привожу воду с собой. Заодно беру свеклу, морковку, картошку. Вот сейчас все возле печки лежит.

А вечером до 2-3 часов ночи наш собеседник смотрит телевизор: есть спутниковая антенна. Интернет, понятное дело, только мобильный.

Короткие встречи с семьей

Огородом Александр Васильевич не занимается. До недавнего было небольшое хозяйство — два вьетнамских поросенка: один серый, второй — черный. Поэтому главное средство пропитания – автомобиль. Раз в неделю он отправляется за продуктами, раз в месяц – в город за пенсией.

— Мне звонят и говорят: «Дядя Саша, нужно привезти воду». Отвечаю: «Я согласен!» Приехал, привез то, что нужно. Взамен мне дают кулек свеклы, морковки, сетку картошки или других овощей, иногда деньги. Временами заезжают знакомые — вода, чай, кофе всегда в наличии. Мой дом как перевалочная база, — смеется наш собеседник. — У меня большой китайский джип. Очередной заказ – надо привезти стиральную машинку. Говорю: «Дорогу на Городню и обратно оплачиваете? Тогда пожалуйста!» Все равно мне здесь сидеть одному скучно. Иногда кто-то останавливается напротив моего дома и кричит: «Там тетя Таня хочет, чтобы ты свозил ее в Городню!» Отвечаю: «Без проблем!».

Ребятки, я жив-здоров, все хорошо! Езжайте домой

На вопрос о том, как Александр Васильевич планирует встречать Новый год, наш герой ответил, что все зависит от детей. Скорее всего, они встретятся с семьей, но не в сельском доме, а на… трассе.

— Пока планы на праздники не обсуждали. Возможно, встретимся в «Рыбках». Так мы называем трассу с Чернигова на Гомель. Я приезжаю на заправку — там мы и видимся с дочкой, сыном и женой.  Обычно как это проходят? Я говорю: «Ребятки, я жив-здоров, все хорошо! Езжайте домой», — описывает отшельник свои редкие и короткие встречи с семьей. — А сюда им лучше не ехать: дороги здесь вообще никакой нет. Вместо дороги — болото, грязь. Проехать по ней в сырую погоду может только трактор или вездеход. Это мой джип видел огонь, воду и медные трубы, ему 13 лет, на нем живого места нету.

«Домой возвращаться боюсь»

Еду Александр давно готовит себе сам. Как правило, это суп, но мы попали на борщ и тут же получили приглашение его попробовать. Оказалось, борщ наш герой готовил второй раз в жизни.

Я уже от всего отвык, меня пугает обстановка на дорогах, правила дорожного движения. Да и автомобилю нужно обслуживание, а мой джип уже старенький

«Получается вкусно, правда, забыл туда томатный соус положить… — смеется Гузей. — У меня морозилка есть, холодильник полностью завален. В морозильной камере – грибы и ягоды. Дедушка с детства приучил: «Один день лета зиму кормит». Вот и я летом собираю лисички, чернику, землянику, белые грибы… У меня про запас и сушеные грибы, и маринованные.

Несмотря на одиночество, Александр Васильевич не спешит возвращаться домой в цивилизацию.

— Я уже от всего отвык, меня пугает обстановка на дорогах, правила дорожного движения. Да и автомобилю нужно обслуживание, а мой джип уже старенький. – вздыхает Александр Гузей. — Мне страшновато возвращаться: в нашем подъезде в живых осталось 4 мужчины, я – пятый. А было нас 15. Когда мне об этом сообщили, своей семье я сказал: «Мне такие новости не докладывайте!» Я живу в деревне. У меня только собака во дворе. Вокруг хаты только лес, и вдруг такие неприятности! Вода-еда, дрова-трава! Вот мои занятия! Здесь мне хорошо. Даже давление нормализовалось — 150 на 90. Я и таблетки не принимаю.

А пока семья живет разрозненно, живое общение с близкими заменила телефонная связь и интернет.

— С женой и детьми созваниваемся каждый день. У меня есть еще две сестры, с ними тоже общаемся, – продолжает рассказ черниговский отшельник. — Мне в селе нравится! Сюда даже батюшки приезжают, покупают жилье. Хоть здесь никто не живет, земли свободной не осталось: она распределена между родственниками умерших. У нас у всех есть дети и внуки, и в будущем родственники, если захотят, возродят село.

А пока село пустует: кто-то уехал, кто-то умер, а кто-то ждет возвращения пропавшего родственника:

— У соседа есть хороший дом. У него очень много покупателей было, но он всем отказывал. Отец соседа пропал 20 лет назад, с тех пор сын его ждет. Сказал: «Пока не найду папу или папа не вернется, дом продавать не буду!» Хотя приезжала полиция, искали его, но не нашли. Остальные дома в таком состоянии, что страшно туда заходить.

В ТЕМУ

Фотоохота, газон и стихи

Несмотря на то что вокруг лес, Александр животных не обижает, он увлечен безобидной фотоохотой.

— В деревне ни капельки не скучно! Каждый день хожу на прогулку с собакой. Однажды белочку встретили. Походили, сфотографировали. Смотрим — дикие кабаны дорогу перешли. Утром открываю шторы – зайчиха под окном сидит. Когда кормлю собаку – на еду слетаются воробьи и синицы, а пес с ними играет, — говорит отшельник.

Есть у нашего героя еще одно увлечение – поэзия.

— Иногда компьютером пользуюсь – сочиняю стихи или песенки вспоминаю. Бывает, пишу-пишу и хоп – электричество пропало! Приходится все начинать сначала. Поэтому сейчас я стихи записываю. В последний раз света не было почти сутки: сосна упала на столб, — усмехается Гузей. -Из планов — хочу вырастить газон, как на стадионе. Пока не очень получается. У меня клен и яблоньки во дворе, которые еще дедушка с бабушкой сажали. Я листья на зиму не убираю. Получается такой компост. Осенью посеял травку – весной все сгребу и посмотрю, что выйдет.

Подписывайтесь на нас в соц. сетях

Конспект занятия по развитию речи в старший дошкольный возраст

Тема «Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».

Цель: Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов. Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.

Материал: листы размером А-3, карандаши, мяч, два мольберта, фломастеры.

Ход: Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки я буду загадывать на ушко.

  • Острые коготки, мягкие подушки;

  • Шёрстка пушистая, длинные усы;

  • Мурлычет, лакает молоко;

  • Умывается языком, прячет нос, когда холодно;

  • Хорошо видит в темноте, песни поёт;

  • У неё хороший слух, ходит неслышно;

  • Умеет выгибать спинку, царапается.

Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.

Рассматривание картины « Кошка с котятами»

Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй — чёрный, третий — пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.

Котёнок : (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок : (называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке : лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).

Я предлагаю вам встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: «Что умеют делать кошки?»

Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.

  • Кто изображён на картине? Где происходит действие?

  • Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?

  • Что может произойти, когда вернётся хозяйка?

Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.

В завершении занятия я предлагаю разделиться на две команды. Для каждой команды приготовлен свой мольберт. Каждой команде нужно будет за определённое время нарисовать как можно больше котят или кошек. На сигнал участники команд по очереди бегут к мольбертам.

Итог занятия.

Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж».

Цель: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её; составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений. Побуждать детей к придумыванию окончания рассказа. Упражнять в подборе слов на заданную тему. Развивать восприятие, память, внимание. Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; договариваться и приходить к общему мнению.

Материал : сюжетные картинки, жетоны, две корзинки, два набора элементов последней картинки.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картинкам. А о ком и о чём будет рассказ, вы скажете сами, как только отгадаете загадки.

У неё косички,

Длинные реснички,

Юбочка с воланами,

Платьице с карманами.

Кто же это: белочка,

Мальчик или девочка? (Девочка).

Как догадались?

Пока дети —

Каждый в берете.

Повзрослели —

Шляпы надели. (Грибы).

Почему решили, что грибы?

Что за ёлочка такая?

Это ёлочка живая.

В серенькой одёжке,

Ходит по дорожке. (Ёж).

Докажите, что это ёж.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех подряд:

Ваню — земляникой,

Аню — костяникой,

Машеньку — орешком,

Петю — сыроежкой,

Катеньку — малинкой,

А Васю — хворостинкой. (Лес).

Почему решили, что это лес. Докажите.

Воспитатель : Значит, о ком и о чём мы будем составлять рассказ?

Воспитатель показывает детям первую картинку. Что изображено на этой картинке? Кто изображён? Что делает девочка? (держит в руках пустую корзинку, разговаривает с ежом, наверно, о чём-то спрашивает).

Воспитатель показывает детям вторую картинку. Что изображено на этой картинке? (лес, но совсем другое место: под ёлками много грибов). Что делает ёж? (что-то говорит девочке и показывает на грибы и корзинку).

Воспитатель показывает последнюю картинку. Что изображено на последней картинке? (девочка набрала полную корзинку грибов, уходит, машет рукой на прощание, ёж остаётся в лесу).

Воспитатель: Мы рассмотрели внимательно все картинки. Теперь вы будете составлять рассказ сразу по всем картинкам от начала до конца., но постарайтесь каждый додумать что могли бы сказать друг другу герои на прощание и что могло произойти с ними дальше (5-6 рассказов).

Воспитатель : Хорошо, а теперь немного разомнёмся. Вы разделитесь на две команды. Сегодня будете подбирать слова на тему «Лес». На каждое слово каждая команда кладёт жетон в свою корзинку. Главное условие: чтобы слова не повторялись. В конце игры мы посчитаем жетоны и выясним какая команда знает больше слов на тему «Лес».

Воспитатель: Я предлагаю ещё одно интересное упражнение. С его помощью мы сможем проверить какая у вас память, какие вы внимательные. Посмотрите внимательно на картинку и постарайтесь запомнить где что расположено. (дети смотрят в течении 15-20 секунд, картинка убирается). Теперь вы должны из отдельны частей собрать целую картинку, как это было у художника. (По окончании выполнения задания дети считают сколько ошибок было у каждой из команд).

В завершении занятия подводится итог.

«Путешествие в страну букв и звуков»

Программные задачи:

Продолжать учить детей различать звуки с, с’, з, з’ в словах и словосочетаниях; находить место звука в слове, определять твердость и мягкость звука; четко проговаривать чистоговорки делая ударение на определенный слог. Упражнять в фонетическом анализе слов; в деление слов на части; в подборе слов – антонимов; в подборе прилагательных; в передачи разной интонации. Развивать воображение и логическое мышление.

Материал: Звуковые линейки и цветные кружочки на каждого; картинки со звуками с-з; елка со словами; слова с пропущенными буквами; картинки для игры – «ребус», магнитная доска, буквы; черный фломастер; магнитофон с записью физминутки; зеркала.

Ход занятия: Дети, я вас приглашаю отправиться в путешествие в мир звуков и букв. Вы согласны? А вот с какими из них мы будем путешествовать вы должны отгадать.
1. а) — Этот звук живет в этих словах-картинках.
— Он согласный, бывает и твердым и мягким.
— Его мы слышим, когда течет вода из крана (с с’).

б) — Он живет в этих словах-картинках.
— Он согласный, бывает твердым и мягким.
— Его поют комары и пчелы (з з’).
Возьмите зеркала и произнесите эти звуки.
Мы с вами незаметно перенеслись в мир звуков.
2. а) Послушайте загадку: « Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла … (зима)».
— Какие звуки живут в этом слове?
— С помощью звуковой линеечки определите сколько их.
— Напишите это слово с помощью цветных кружков.
— Придумайте слово со звуками з з’ и определите их место в слове.
— Зима какая? – подбор прилагательных.
б) Загадка про санки: «Все лето стояли – зимы ожидали.
Дождались поры – помчались с горы».
— Какие звуки живут в этом слове?
— Сколько их?
— Напишите это слово с помощью цветных кружков.
— Придумайте слова со звуками с с’ и определите их место в слове.
— Санки какие? – подбор прилагательных.
3. Чистоговорки – делаем ударение на определенные слоги.
За-за-за, за-за-за – здесь привязана ко(за)
Зы-зы-зы, зы-зы-зы – мало травки у ко(зы)
Зу-зу-зу, зу-зу-зу – отвязали мы ко(зу)
Си-си-си, си-си-си – в водоеме кара(си)
Ся-ся-ся, ся-ся-ся – мы поймали кара(ся)
Се-се-се, се-се-се – карасей ловили в(се).
4. Назвать зимние слова
(снег, зима, снежинки, снеговик, сугробы, гора, метель, вьюга, коньки, лыжи, санки, ледянки, пурга, мороз, гололед, снегопад и т.д.).
5. Игра «Наоборот»
Зима-лето;
Высокий-низкий;
Снег-дождь;
Снег чистый-снег грязный;
Далеко-близко;
Смеяться-плакать;
Больной-здоровый;
Солнечный день-пасмурный день;
Снежинки мелкие-крупные;
Сесть-встать;
Ветер северный-южный.
Вам понравилось путешествовать со звуками? А теперь давайте отправимся в
мир букв. Для этого нам надо успеть на автобус.

Физминутка: — поездка в автобусе под музыку.
А вот и буквы. Нас встречают хозяйки этого мира – буквы С, З.
6. Игра «Выпала буква»
…НЕЖИНКИ; МОРО…; …О…УЛЬКА; У…ОРЫ; БЛЕ…ТИТ; …АНКИ; ВО…ДУХ; …АМЕР…АЕТ.
7. Игра «Украсим елку»
СНЕГ
ЗИ-МА
МЕ-ТЕЛЬ
СНЕ-ЖИН-КИ
ЗА-МЕР-ЗА-ЕТ
8. Ребус: в картинках зашифрованы слова: солнце, нос, ослик, восемь, ы, мяч,
гвоздь, очки, дом, озеро, медведь.
С НОВЫМ ГОДОМ
Произнеси это предложение: удивленно, спокойно и радостно.

Составление описательного рассказа о зимующих птицах» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Обучающие задачи: 
           * расширять представление детей о зимующих птицах  (о внешнем 
              виде, питании передвижении);       

  • совершенствовать  грамматический строй речи ( образование и

     использование  существительных в форме единственного числа      родительного падежа), слоговую структуру слова;

  • уточнять  и расширять словаря по теме «Зимующие птицы»;

  • упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по

схеме – модели;
Развивающие задачи:

  • закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие;

  • развивать умение детей соотносить знаковые символы  с

      образами;

  • продолжать развивать  мышление, память, внимание;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам,

проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.

Оборудование:  Письмо с загадками, иллюстрации с изображением птиц, мнемосхема, коврограф, силуэт дерева с кормушкой, силуэты птиц, птицы из оранжевого картона на каждого ребёнка.

Ход занятия:    Дети садятся за столы принимают  позу лобно – затылочной коррекции (правя рука на лоб, левая рука на затылок, глаза закрыты).
       
           Воспитатель.  Глаза закрываем и представляем, 
                                    Здесь и сейчас себя представляем.
                                    Что было вчера, мы забываем
                                    Думаем только о том, что сейчас.
                                    Хороший, красивый каждый из вас,
                                    Вы самые лучшее, что есть на свете.
                                    Глаза открываем
                                    Здравствуйте дети!
     Воспитатель. Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки). Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.
Воспитатель загадывает загадки. При угадывании  на доску вывешиваются иллюстрации птиц.
     
         Угадай, какая птица,                               Угадай, что за птица,
           Бойкая, задорная,                                    Скачет по дорожке, 
          Ловкая, проворная,                                  Словно кошки не боится —
          Звонко тенькает:                                      Собирает крошки,
           «Тень, тень!                                             По ночам кочует — 
           Как хорош весенний день!»                   Зёрнышки ворует.
                                     (Синица)                                       (Воробей)

  Кто присел на толстый сук                      Грудка ярче, чем заря
       И стучит: «Тук – тук – тук!»?                  У кого? (У снегиря)
                                    (Дятел)
       Воспитатель. Молодцы! Правильно отгадали загадки. Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему?
             А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать схему. (Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ).  
   На таблице схематично изображена последовательность рассказа.
Вначале изображён знак вопроса – нужно сказать, как называется  птица, затем два круга – большой и маленький  это обозначает размер, схематично крылья и лапы, что обозначает строение птицы,  потом  разноцветные кляксы – надо рассказать об окраски и мисочка с кормом —  чем питается птица.  
     По схеме дети составляют описательный рассказ о птицах. Например, о дятле.    
             — Это птица дятел. Дятел крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост, с помощью которого он крепко держится на дереве. Клюв длинный и крепкий, он стучит им по дереву, и достаёт из под коры вредителей. У дятла голова, шея, спина, крылья – чёрные, на голове, шее и крыльях есть белые пятна, ещё на голове красные пёрышки как – будто красная шапочка. Он питается насекомыми  и семенами шишек.
  Воспитатель. Вы все хорошо справились с заданием, а сейчас отдохнём.
Дети встают, выходят на ковёр.
   Воспитатель. Представьте, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.
   
   Динамическая пауза «Снегири».
  
Вот на ветках, посмотри,                 Опущенными руками хлопают себя по 
                                                                                                            бокам                  В красных майках снегири              Показывают грудку руками                           Распустили пёрышки                     Мелко потряхивают кистями опущенных 
Греются на солнышке                                                                 рук                                                                                   
Головой вертят,                                Повороты головы влево — вправо 
 Улететь хотят
Улетели! Улетели!                            Бегут по кругу, взмахивают руками
За метелью, за метелью.

      Затем дети садятся за столы. На столе иллюстрации с  изображением птиц на каждого ребёнка.
     Воспитатель. Назовите каждый свою птицу и определите, сколько слогов в названии этой пиццы.  (Слоговой анализ).
   Ребёнок. Это ворона. В слове ворона 3 слога и т. д.
     Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом  и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и  птицам очень тяжело найти корм под снегом. Поэтому люди подкармливают их. Что они для этого делают?
          Ребёнок. Развешивают кормушки.
       Воспитатель. У нас на участке тоже есть кормушка. Мы подкармливаем птиц и к нам прилетают  различные птицы. А сейчас я вам покажу дерево с кормушкой, и вы мне скажите, какие птицы прилетели на кормушку. 
Воспитатель помещает на коврограф дерево с кормушкой и птичек, которые закреплены с помощью липучек.
    Воспитатель. Каких птичек вы видите у кормушки? Посмотрите внимательно и запомните, где находятся  птички. Сейчас вы закроете глаза,   а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало. Воспитатель убирает плоскостное изображение синички.
Воспитатель. Кого не стало?
   Дети. Синички.
  Воспитатель. Где сидела синичка?
   Дети. На ветке.
   Воспитатель. Что она делала?
   Дети. Клевала сало.
  Воспитатель убирает плоскостное изображение воробья.
   Воспитатель. Кого теперь не стало?
   Дети. Воробья.
   Воспитатель. Где сидел воробей?
   Дети. В кормушке.
   Воспитатель. Что он делал?
    Дети. Клевал зёрнышки.
    Воспитатель продолжает задание с оставшимися птицами на коврогрофе.   
   Воспитатель. Вы сегодня просто молодцы хорошо рассказали о птицах и о том, что о них надо заботиться. После такого занятия у меня такое прекрасное настроение, а у вас? (Хорошее).

Когда у людей хорошее настроение, его называют оранжевым, чтобы у вас это настроение сохранилась на целый день, я хочу вам подарить оранжевых птичек. (Воспитатель раздаёт детям силуэты оранжевых птичек).

«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» Составление рассказа из личного опыта детей с использованием картин-схем. Закрепление произношения звуков [С], [З].

ЦЕЛЬ: 1. уточнение и закрепление лексики по теме «Зима»;
2. подбор родственных слов к именам существительным;
3. упражнение в подборе имён прилагательных — антонимов;
4. закрепление произношения звуков [с] ,[з];
5. развитие зрительного внимания; 
6. обучение составлению рассказа с использованием картин – схем;
7. ориентирование детей на семейные ценности.

ОБОРУДОВАНИЕ: изображения снегиря, Маши – героини мультфильма « Маша и Медведь», «снежинки» на ниточках, символы звуков [с],[з], набор «Снеговик», для работы на доске, схемы-картинки для составления рассказа «Лепим снеговика», конверты для аппликации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Восп.: Здравствуйте , ребята. сегодня нас ждёт много интересного , к нам придут сказочные гости, но сначала я загадаю вам загадку:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. Что это? (ответ детей : «зима») .

Восп.: Да, ребята, конечно, это зима, и мы с вами продолжаем разговор об этом времени года и послушаем стихи о зиме. Чтение стихотворения детьми.

Зима .
На картине у зимы
Всё бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега.

На заборах, на крылечке
Всё блестит и всё бело!
Нет свободного местечка – 
Всюду снега намело.

Нарядилась и рябина
В белый праздничный наряд.
Только гроздья на вершине 
Ярче прежнего горят.

Восп.: Спасибо, ребята. В наши края зима приходит надолго и в русском языке много слов, родственных слову «зима». Сейчас мы их подберём : зимний, зимушка, зимовать, на зимовье, озимые (хлеба). Во всех словах общая часть «зим».

А теперь мы с вами поиграем в игру « Скажи наоборот».
Подбор антонимов:
Горячий – холодный
Черный – белый
Тяжёлый –лёгкий
Твёрдый – мягкий
Повтор всех ответов: холодный, белый, лёгкий, мягкий – о чем так можно сказать? ( ответ детей : « снег»)
А теперь подберём к этому слову родственные слова : снежок, снежный, снеговик, Снегурочка, снежинка, снегирь (снежная птичка). Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Есть такая примета «Как только пойдет первый снежок – жди снегиря».
Восп.: Сейчас я вам прочитаю «Снежное стихотворение», а вы будете внимательно слушать и добавлять слова, имеющие общую часть, то есть родственные.

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю …СНЕГ.
С неба падают пушинки – 
Серебристые СНЕЖИНКИ.
Кружатся над головою
Каруселью …СНЕГОВОЮ.
На просёлки, на лужок
Всё снижается …СНЕЖОК.
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью…СНЕЖНОЙ.
Вот веселье для ребят – 
Всё сильнее …СНЕГОПАД.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …СНЕЖКИ.
Снежный ком – на снежный ком,
Всё украсили … СНЕЖКОМ,
Словно в белый пуховик
Мы одели…СНЕГОВИК.
Рядом – снежная фигурка – 
Эта девочка — …СНЕГУРКА.
На снегу-то , посмотри – 
С красной грудкой…СНЕГИРИ.
… Словно в сказке , как во сне,
Землю всю украсил…СНЕГ.

Во всех словах , которые вы добавили, имеется общая часть – «снег или снеж».

Восп.: А теперь произнесём «зимние» скороговорки:
Са-са-са, са-са-са,
Сани , санки , небеса.
Какой звук часто повторяется в этой скороговорке? Звук [С].
Вспомним, этот звук гласный или согласный? Почему? Воздух встречает преграду, когда мы произносим звук [С]. Положите руку на горлышко. Горло дрожит? Нет, значит звук [С] глухой.

Произносим следующую скороговорку: «Звенят берёзы на морозе».

Какой звук вы слышали чаще других сейчас? Звук [З]. Этот звук гласный или 
согласный? Почему? Руки положим на горло. Горло дрожит? (Да.) Значит, звук звонкий.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

«Подуй на снежинку» – упражнение на развитие физиологического выдоха.
Дует ветер, дует, 
Дует , задувает.
(Дети берут снежинки на нитках и дуют на них).

Динамическое упражнение «Снежинки кружатся».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки свободно подняты вверх, кисти расслаблены. Потряхивая кистями, повернуть туловище влево. Вернуться в и.п. То же в другую сторону.

Восп.: А вот и наши гости – красногрудый снегирь и Маша!
— Здравствуйте , ребята, — пропел Снегирь.
— Привет ! – весело сказала Маша. — Мы пришли к вам в гости, узнать, чем вы любите заниматься зимой.
Воспитатель и ребята. Здравствуй, уважаемый Снегирь, здравствуй дорогая Маша. Конечно, мы всё расскажем , да не просто расскажем, а загадаем всем загадки. 
(воспитатель читает загадки и по мере отгадывания выставляет картинки- отгадки из набора «Детские забавы. Зима.» Демонстрационный материал для фронтальных занятий(1)

Мчусь как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,,
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня…(коньки)

Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры – 
Помчались с горы. ( санки)

Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К:
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я -…(хоккей).

Выставляется картинка с изображением игры в снежки. Вопрос: « как называется эта игра?» , также с картинкой «Лыжники» — «Чем занимаются ребята , изображённые на этой картинке?»

Восп.: Все эти игры проходят на улице. Для чего нам нужно много гулять на свежем воздухе? 
( Ответ: Чтобы быть крепкими, закалёнными, сильными). Помогают детям стать крепкими спортивные игры, то есть хоккей , а кто скажет, как называются игроки в хоккей? (хоккеисты), на коньках катаются…(конькобежцы), на лыжах ходят лыжники, биатлоном занимаются …биатлонисты.

Итак, давайте ещё раз назовём зимние забавы – перечисляем содержание картинок. В процессе называния логопед убирает картинки.
Логопед: Ребята, Снегирь мне говорит, что шёл он к вам не только с Машей, был ещё один друг. Отгадайте , кто это.
Загадка о снеговике.

Красный нос, в руках метелка.
Проживает рядом с ёлкой.
К холодам давно привык
Наш весёлый … (Снеговик)

 Восп.: но он так спешил к вам в гости что рассыпался. Соберём его?

Игра « Собери снеговика» . Дети составляют снеговика из деталей на доске.

Восп.: А вы , ребята, умеете лепить снеговиков? Мы сейчас вспомним, как это делать, а помогут нам в этом картинки-схемы.

99766695 1

Восп.: Что мы делаем сначала? (Ответ. Мы катаем (лепим) большой ком. Этот ком будет нижним.)

Какого размера должен быть нижний ком? (Ответ. Большой, тяжёлый, нижний.)
Теперь я хочу услышать полный ответ. Так какой ком мы катаем сначала? 
Полный ответ: «Сначала мы катаем большой тяжёлый нижний ком.»

Восп.: А дальше что будем делать? (Ответ. Лепим второй ком).

99766695 2

Восп.: Какой он должен быть по размеру? Этот ком больше или меньше, тяжелее или легче, чем первый? (Ответ. Немного меньше и легче первого). 
Восп.: Что мы с ним должны сделать, когда слепим? (Ответ. Мы поставим сверху на большой ком.)
Восп.: Как вы думаете, его удобнее ставить одному или вдвоём? (Ответ. Вдвоём) 
Восп.:А почему? Потому что вдвоём не только легче и быстрее, но и надёжнее. Вдвоём ком не уронишь! Давайте дадим полный ответ, что же мы делаем со вторым комом?
Полный ответ: «Затем мы лепим ком поменьше и ставим его сверху.»

Восп.: Что мы делаем дальше? ( выставляется следующая картинка, подводим детей к тому, что добавить три комочка – один большой, два маленьких – голову и руки).

Ответ. Мы должны добавить три комка: побольше – это голова, два поменьше – это руки).
Полный ответ: «Затем мы лепим три небольших комка :голову и руки».

99766695 3

Восп.: Как вы думаете, каких деталей не хватает снеговику?

( Ответ. Глаз и носа, пуговичек, шапочки ). Правильно, снеговика надо украсить.

99766695 4

Подумайте, из чего можно сделать глаза, рот, пуговички?

(Ответ. Из ягод рябины, камушков, принести пуговицы из дома, для носа можно использовать морковку, шишку или палочку, а ведёрко наденем как шапочку.) А если нет ведёрка? Что можно сделать? (дети придумывают ответы)
Восп.: Мы украсили снеговика : вставили глазки , рот и глазки из ягод рябины, нос-морковку, на голову поставили шапочку из ведёрка.

99766695 5

Вот такой у нас замечательный снеговик! 
Воспитатель даёт образец составления рассказа.
Я , ребята, представила себя маленькой девочкой, такой как Маша. И решила вам рассказать о том , какой бы снеговик получился у меня. Вот послушайте. «Ясным зимним днём мама, папа и я вышли на улицу. Снег сверкал на солнце и всем было радостно. « Давайте слепим снеговика!» , — предложила я. « Давай.», — согласились мама и папа. Я начала лепить первый ком, а мама и папа мне помогали. Огромный получился ком. Затем мы скатали средний комок — поменьше, и мама и папа помогли мне поставить его на большой ком. Маленькие комочки — голову и ручки слепила я, а папа прикрепил их на место. Вместе с мамой мы украсили снеговика. Вы спросите как? Вместо глаз вставили ягоды рябины, носом стала морковка, на голову надели ведро. Чудесный снеговик получился!
А теперь помечтаем, как вы пойдёте на прогулку с родителями и будете вместе лепить снеговика. « Дело было зимним днём. Стояла солнечная морозная погода. Я, мама, папа, (сестра, брат) пошли гулять… Выставляется первая картинка, затем дети по очереди описывают как они лепили снеговика. Дети предлагают свои рассказы.

В заключение воспитатель читает стихотворение:
Из снега соберём комок.
Поставим сверху мы горшок.
Заменит нос ему морковка.
Метлу в руках он держит ловко.
Наденем шарфик мы ему
И не замерзнет он в пургу.
К теплу он вовсе не привык.
Ведь это чудо – снеговик. 
Наши гости прощаются с вами , ребята, поблагодарим их и пообещаем, что будем ждать следующей встречи. До свиданья, Снегирь, до свиданья , Маша и Снеговик!

Итог занятия.
Ну вот и заканчивается наше занятие, вспомним о чём мы говорили :
— о зиме и снеге, подбирали родственные слова;
— о зимних забавах;
— отгадывали загадки 
— вспоминали как слепить снеговика и даже составили о этом рассказ.
А теперь вас ждёт сюрприз: в этих конвертах лежат детали снеговика, вместе с воспитателем 
вы сделаете аппликацию на память . 
Занятие закончено. Всем спасибо. Дети уходят под музыку из мультфильма «Маша и Медведь»

Беседа о весне. Занятие по развитию речи в старшей группе.

Цель: Учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, Развивать умение логически мыслить, правильно формируя выводы, развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами. Совершенствовать экологические знания. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Воспитать внимание к собственной речи и речи друзей.
Ход занятия:
Воспитатель:  Сегодня  мы с вами поговорим вот о чем…Отгадайте загадку
                                   Тает  снежок
                                   Ожил лужок
                                   День прибывает
                                   Когда это бывает?
Дети:  весной
Вопитатель:  да, это весна.  А  какая бывает весна?
Дети:  Ранняя и поздняя
Воспит:   предлагаю  вам определить на  картинках  виды  весны,  которая  сейчас на 
                     дворе, виды ранней весны

(дети рассматривают фото и картинки  с изображением  весны. Отобранные картины  помещаем  на  мольберт)
Воспитатель:  в  природе  пробуждение после зимы происходит медленно. Снег долго лежит на полях, голые деревья  качаются  на  ветру.  Мы  с  вами  наблюдаем  приближение  тепла,  весны. Расскажите, что вы  начали замечать?

  1. Какой  стал  день?

  2. Как  светит солнце?

  3. Что  весной тает?

  4. Какое становится небо?

  5. Какая  становится  земля?

Дети  отвечают

Физминутка.

Предлагаю  вам  выйти на  лужок  и  полюбоваться  весенними цветами:  подснежниками и одуванчиками 

(на  ковре  лежат  в рассыпную  цветы, дети делятся  на две  команды  и  кто  быстрее  соберет  цветы: одни  собирают подснежники,  другие одуванчики)

Воспитатель: Ребята,  а  вы  знаете  стихи о  весне?
                 (Дети  читают стихи)
Воспитатель:  Молодцы, хорошие  стихи  прочли.  Скажите,  пожалуйста,

  1. Каким бывает  снег  весной?

  2. Как  называется  явление  весной,  когда тает большое  количество  льда,  снега?

  3. Как  вы думаете,  куда  потом девается  вода?

  4. Как изменилась жизнь животных?

Дидактическая  игра: «Когда это бывает?»

  1. прилетают  птицы

  2. идет  снег

  3. желтеет  листва на  деревьях

  4. появляются проталины

  5. птицы  строят гнезда

  6. улетают  птицы, медведь спит в берлоге

  7. проснулась лягушка

  8. половодье

  9. зреет  земляника

  10. цветут  сады

  11. метель

  12. белка серая

  13. заяц серый

  14. еж впадает в спячку

  15. у лисы шерсть густая, пушистая

Воспитатель: 

  1. Почему  весной  все хорошо  растет?

  2. Какие  птицы  возвращаются к  нам весной?  Что они  будут делать?

  3. Что делают люди  весной в полях, на огородах?

  4. С  чем  можно сравнить весну?

  5. Какими  словами можно  сказать о весне?

Обобщающий  рассказ воспитателя:
            Весной  солнце  светит ярко,  посылая  на  землю  много  тепла.  Дни  становятся  теплее,  а  ночи  короче.  От весеннего  тепла растаял  снег, оттаяла  почва. Маленькими  ручейками и бурными  потоками  сбежала  талая  вода.  Она  напоила  почву и  вместе  с  весенним  теплом разбудила  растения от  долгого  зимнего  сна.
            На  проталинах  зацвели первые  весенние  цветы.
            На деревьях  набухли  почки, зазеленела  трава.  Просыпаются  после  зимней  спячки  животные  и  насекомые.
            Весна – щедрое  на  радость время года.  Любуйся  красотой,  слушай пение  птиц и  наслаждайся  чудными запахами.

Итог  занятия.

Занятие в подготовительной группе.

Цели и задачи:
— закреплять умение определять местоположение звука в слове;

  1. упражнять в в звуковом анализе слов, различать твердый и мягкий согласные звуки;

  2. тренировать в конструировании букв и чтении слов, состоящих из одного — двух слогов;

  3. работать над лексическим значением слов;

  4. развивать творческие способности детей.

Материал и оборудование: корона для волшебницы.
Набор предметных картинок: мак, дом, самолет; санки, носки, диван; сом, осы, ведро. Вырезанные из картона паровоз и вагоны с окнами. Картинки (с кармашками для фишек, на которых изображены животные). Фишки трех цветов. Материал для конструирования букв (проволока, пластилин и т. д.). три фланелеграфа. Набор «Буквенного конструктора». Звукозапись. Сигнальные карточки на каждого ребенка. Набор картонных букв на тесемке.

Ход занятия

— Сегодня я вам расскажу сказку.
В одном волшебном городе жили звуки. Некоторые из них можно легко пропеть как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произнесении встречают преграды. Какие это звуки? (согласные). Третьи состоят из одного шума. Поэтому они целый день ворчат и шипят. Как они называются? (шипящие звуки)

1.     в этом сказочном городе жила добрая волшебница. Она очень любила играть со звуками. В одну игру мы и поиграем. Для этого нам нужно выбрать волшебницу. (Выбираю девочку, которая надевает корону. Остальным детям раздаю сигнальные карточки)

Волшебница покажет вам картинки и назовет изображенные на них предметы. Вы должны услышать где — в начале, в середине или в конце слова — находится звук (М) и просигналить соответствующей карточкой. (Волшебница показывает одну за другой картинки с предметами, в названии которых есть звук (Н). Затем показывает детям другие картинки и выясняет положение в словах звуков (И) и (О).

2.     звуки из сказочного города любили путешествовать. У них даже был свой паровоз с чудесными вагончиками. (Раздвигаю шторки на доске).

Сегодня в путешествие отправляются звуки из слов ЛИСА, КОТ, СЛОН,СОВА, РАК, ТИГР, КОЗА.

Каждому звуку нужно купить билет — синий, красный, зеленый. (В окно одного из вагончиков вставляю картинку с кармашками, на которой изображен лось). Кто едет в первом вагоне? (лось). Какой звук в этом слове первый? )твердый согласный звук — (Л). Обозначим его синей фишкой). Какой звук второй? (гласный звук (О), его можно пропеть). Обозначим его красной фишкой (вставляем во второй кармашек). Какой звук в слове лось последний? (мягкий согласный (С). Обозначим его зеленой фишкой). Молодцы! Для остальных звуков вы самостоятельно расставите фишки -билетики. (Каждый из детей подходит к любой картинке и расставляет звуки).
Ребята, а теперь садитесь, закройте глаза и представьте, что вы едете в поезде. За окном мелькают леса, поля, горы, птицы щебечут. Возле одной из полян мы остановимся. Все выходим из вагонов. Ой, какое яркое солнце. Как трудно смотреть. (Закрываю глаза). Давайте попробуем поморгать, (дети моргают то одним, то другим глазом, смотрят влево, вверх и т.п.).

Игра: «Раз, два, три — буква замри». Выбираем ведущего, он ведет счет. Дети изображают то одну, то другую букву, на счет «три» замирают. Ведущий отгадывает, какую букву тот или иной ребенок изобразил. Если буква отгадана, «автор» становится ведущим. Игра повторяется.

3.     ребята, смотрите, там ближе к лесу стоит избушка. Поспешим туда, (отправляемся туда, там расположены фланелеграфы. На них нарисованы буквы. У каждой не хватает одного или двух элементов)

— Смотрите! Это проделки злого гнома! Он превратил звуки в буквы, но у каждой из них отнял один или несколько элементов! Давайте поможем буквам, найдем недостающие элементы (делю детей на три группы. Они восстанавливают буквы).

  1. молодцы! Я знаю, что вы умеете конструировать буквы из разных материалов. Какие материалы можно для этого использовать? (пластилин, веревочки, счетные палочки…). Предлагаю расположиться на полянке и сконструировать буквы в память о нашем путешествии (дети выбирают материал и конструируют буквы).

  2. ребята, за этой березкой что-то лежит! (достаю большие цветные буквы с тесемками). Это подарок доброй волшебницы, (дети выбирают буквы и вешают на грудь).

Теперь пора возвращаться домой (все садятся в «вагончики». А чтобы дорога нам казалась не долгой , поиграем в «живые буквы» (называю слово. Выходят дети с соответствующими буквами и составляют это слово. Остальные читают). Например, КОРА, УРА, РУКА, ГОРА, РЕКА, МОРЕ (буквы К, О, Р, Г, А, У, Е, М).
Наше путешествие близится к концу. На память у вас останутся буквы, подаренные доброй волшебницей. Вы можете их «оживить», превратить в веселых человечков, зверей, растения, (нужно лишь дорисовать глаза, косички, хвостики и т. д.).
Карандаши лежат на трех столах. Их нужно взять с того стола, на котором лежат фишки, соответствующих звуку, с которого начинается ваше имя. Например, в слове Сережа берет карандаши со стола с красными со стола с красными фишками. Желаю успехов!
В конце занятия развешиваем все работы на доске.
Подведение итогов.

В Москве в возрасте 77 лет скончался российский режиссёр Сергей Соловьёв, известный по картинам «Асса», «Сто дней после детства», «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и многим другим. Коллеги кинематографиста отмечают его смелый подход к работе и находчивость. Он запомнился им как мудрый, ироничный и многогранный человек.

В понедельник, 13 декабря, не стало российского режиссёра и сценариста Сергея Соловьёва. Ему было 77 лет. Как сообщает АГН «Москва» со ссылкой на пресс-службу ВГИКа, где преподавал кинематографист, у него были проблемы с сердцем.

Соболезнования в связи со смертью Соловьёва выражают его коллеги по цеху. Министр культуры России Ольга Любимова отметила, что творчество режиссёра было воплощением оригинальных замыслов, в которых всегда чувствовались ритм эпохи, глубина образов и красота человеческих отношений.

«Благодаря его смелым художественным решениям и уникальному творческому почерку были написаны яркие страницы истории отечественного кинематографа», — заявила Любимова.

Заслуженная артистка России, бывшая студентка мастера Мария Аниканова рассказала в беседе с RT, что режиссёр запомнился ей мудрым человеком, всегда готовым помочь советом.

«Я не просто советовалась, но и всегда следовала его советам. И всегда он оказывался прав. Он был великим человеком и великим художником. Он всегда общался со мной на равных, несмотря на то что я пришла к нему 16-летней девчонкой. У него был потрясающий юмор. У нас с ним было много смешных историй, мы ездили друг к другу в гости. Это просто был отец… Много было ситуаций, когда он мне очень сильно помогал. Поэтому для меня это шок. Как отца лишиться», — отметила Аниканова.

Также о своём опыте сотрудничества с Соловьёвым вспомнил актёр и режиссёр Игорь Письменный.

Также по теме

61aa17fbae5ac94e252ee599
«Выделялась тонкой и эмоциональной игрой»: какой была Нина Ургант

В Петербурге на 93-м году жизни скончалась актриса театра и кино Нина Ургант. Она широко известна зрителю по таким картинам, как…

«Я не был его близким другом, но работалось с ним прекрасно и очень интересно. Он был замечательным режиссёром. Я счастлив, что имел возможность работать с таким человеком», — рассказал артист в разговоре с RT.

По мнению актёра Валерия Баринова, Соловьёв был человеком умным и ироничным, а его смерть стала большой потерей не только для кинематографа, но и для искусства в целом.

«Он был замечательным художником, занимался кинематографом как искусством… Соловьёв был необыкновенно современным художником. Он не то что откликался на время и какие-то события — он пропускал это время через себя», — рассказал Баринов.

Роберт Цой, отец Виктора Цоя, снявшегося в культовом фильме Соловьёва «Асса», назвал постановщика «самым честным, самым порядочным человеком на свете» и заявил в беседе с «Газетой.Ru», что кинематографист «одним из первых узнал и познал талант и гений Виктора Цоя».

Художник и актёр Сергей Бугаев назвал режиссёра уникальной личностью, а актриса Людмила Савельева отметила, что Соловьёв был многогранным человеком и всегда мог что-то придумать прямо на съёмочной площадке.

«Для меня он ещё живой. Для меня Сергей Соловьёв — как поэт в кинематографе. Очень и очень отличался от других режиссёров. Он очень был образован, он прекрасно знал музыку, живопись, литературу. Многосторонний человек», — цитирует актрису радиостанция «Говорит Москва».

Актёр Константин Крюков рассказал в беседе с «Вечерней Москвой», что ему Соловьёв «запомнился невероятно тонким, чувствующим, мудрым, очень активным человеком, который имел удивительное свойство добиваться своего независимо от того, что происходит в искусстве».

«Мы с ним года два не общались, а близкие отношения поддерживали какое-то время после кино, которое он снимал с моим участием. Но потом из жизни ушёл его сын, насколько я помню. И он ушёл с орбиты общения в принципе. Это большая потеря для российского кинематографа, для всех любителей авторского, тонкого кино», — говорит Крюков.

По мнению режиссёра Алексея Германа — младшего, Сергею Соловьёву удалось снять фильмы, которые стали отражением времени.

«Ушла, что называется, эпоха. Уходят великие режиссёры — сначала 1960-х, потом 1970-х, сейчас уходят великие режиссёры 1980-х… Я думаю, что перестройку как эпоху, как время между одной страной и другой невозможно представить без него, потому что именно он, наверное, наиболее точно запечатлел смятённое время и смятённых людей», — цитирует Германа-младшего Пятый канал. 

Сергей Соловьёв родился 25 августа 1944 года в городе Кемь в Карелии. Его родители были военными, отец после Великой Отечественной работал советником у Ким Ир Сена. Первые годы жизни будущего режиссёра прошли в Пхеньяне, пока семья не переехала в Ленинград. Ещё в школе Соловьёв увлёкся искусством: он выступал на сцене Ленинградского Большого драматического театра им. Горького, куда его пригласил Игорь Владимиров.

Став старше, Соловьёв заинтересовался режиссурой и решил развиваться в этом направлении. Вдохновившись картиной «Летят журавли» Михаила Калатозова, он уехал в Москву поступать во ВГИК. В 1969 году выпустился из мастерской Александра Столпера и Михаила Ромма.

Его дебют в качестве режиссёра полнометражного кино состоялся в 1970-х годах. Постановщик снял ленту «Егор Булычов и другие». Затем последовали такие картины, как «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Мелодии белой ночи». Один из самых известных фильмов Соловьёва «Асса», первая лента кинотрилогии «Три песни о Родине», вышла на экраны в 1988-м. 

В 1990-е годы постановщик в том числе занимался театральными постановками, а также выполнял обязанности председателя Московского союза кинематографистов и Союза кинематографистов России. В 1993 году Соловьёва удостоили звания народного артиста России за большие заслуги в области киноискусства.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 186-187

Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали стихотворение Некрасова «Крестьянские дети». Как вы думаете, почему оно так названо? О чём оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли это узнать по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Какие эпитеты и сравнения использует поэт рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что он в них увидел?

Главные герои этого стихотворение — крестьянские дети. Поэтому оно так названо.

Это стихотворение о крестьянских детях, об их нелёгкой судьбе и коротком детстве.

Герой после охоты спал в сарае, а дети наблюдали за ним. Герою сразу понравилось выражение глаз детей.

Рассказчик — барин, он опять в деревне ради охоты. Он пишет вирши-стихи. У него дорогие часы, золотая цепочка, ружьё.

Эпитеты: внимательных глаз, святой доброты, милые плуты.

Сравнения: как в поле цветы, так стаей летят воробьи.

Глаза детей были спокойны, ласковы, добры, внимательны. Это привлекло внимание автора.

2. Чему подивились дети и какой приговор изрекли? Почему они решили, что незнакомец не барин?

Дети удивились бороде героя. Они считали, что у бар могут быть только усы, поэтому решили, что незнакомец не барин.

3. Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?

Автор вместе с детьми ходил за грибами, раскапывал листья, обшаривал пни, примечал грибное местечко.

Они губили змей, считая это подвигом. И ждали одобрения своих поступков от прохожих.

Автор пишет об этом с иронией, как о простых детских забавах, играх.

Рассказами их радовали прохожие: копатель канав, лудильщик, портной, шерстобит, горожанин

4. В чём состоит нарядная сторона труда и как привлекали родители детей к труду?

Нарядная сторона труда состоит в наблюдении за работой родителей, помощи им, которая кажется детям игрой.

Родители специально брали маленьких детей в поле, чтобы они видели, как трудятся родители, помогали им и привыкали к крестьянскому труду. Они прививали детям любовь к полю и труду.

6. Перед мысленным взором читателя в этом произведении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?

Мне больше всего запомнилась картина с Власом. Серьёзный мальчик вёз из леса дрова и считал себя мужиком, который обязан содержать дом и хозяйство.

Мне стало жаль мальчика, который так рано повзрослел и лишился счастливого, беззаботного детства.

7. Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?

Картины детских игр и забав пронизаны весельем. Картины детского труда кажутся грустными.

Я считаю, что правильно ответила на заданный вопрос. Автор хотел сказать, что крестьянским детям очень рано приходиться работать наравне со взрослыми, у них почти нет детства, они с малых лет знают, что такое труд.

8. Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?

Поэт рисует яркие картины детства: походы в лес за грибами и ягодами, купание в реке, игры с куклами. Он рассказывает, как дети внимательно слушают рассказы взрослых, как всё им интересно.

Дальше он рассказывает, как начинают трудиться крестьянские дети и что их ждёт в будущем. Он показывает мальчика, который возит из леса дрова наравне со взрослыми.

Обогащаем свою речь

1. Как вы понимаете слова и словосочетания:

Вирши. Стихи.

Коснулось души умиленье. Стало приятно на душе.

Милые плуты. Милые проказники, озорники.

Святой доброты. Бескорыстной доброты.

Грибные набеги. Поход в лес за грибами.

Рубанки. Инструмент плотника.

Синеющей лентой. Голубая лента реки.

Вековое наследство. Оставленное предками.

Хлеб трудовой. Добытый тяжёлым трудом.

2. Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми. Как их надо произносить, поставьте правильное ударение.

Вона — вон.

Гляди-тко — смотрите.

Чай — наверное.

Стволина — ствол.

Спроста — наивно, без причины.

Вестимо — само собой.

Не засти — не заслоняй.

УкрАдут — украдУт.

3. В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке. Объясните смысл этих слов.

Изваяние — скульптура.

Величава — величественна, внушительна.

Родименький — родной.

Удел — доля, судьба.

Заповедать — завещать.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации Шмаринова к стихотворению «Крестьянские дети». Помогают ли они вам лучше понять мысли и чувства поэта? Подготовьте устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрации.

Мне кажется, что эти иллюстрации хорошо дополняют стихотворение и помогают лучше представить образ крестьянских детей.

Устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрациях Шмаринова

На первой иллюстрации мы видим детей, которые отправились в лес за грибами. Девочка постарше, одетая в простую, но чистую одежду, держит на руках малыша. Рядом мальчик палочкой тычет в ёжика, которого дети нашли на опушке. К ним спешит со всех ног ещё один мальчик с огромной корзиной для грибов. Он в огромной кепке, чтобы казаться взрослым, но без штанов.

Мне понятно, что детям сказали набрать полную корзину, и хотя для них лес полон тайн и игр, всё равно им придётся потрудиться. Но стоит жаркое лето и дети счастливы.

На второй иллюстрации мы видим Власа, маленького шестилетнего мальчика, который помогает отцу.

Наступила зима. Мальчик тепло одет. Он глубоко утопает в снегу, но упрямо ведёт под уздцы лошадь с возом дров. Он серьёзен, он чувствует ответственность и немного горд своей важностью. Влас ещё не понимает, что игры для него закончились и начинается полная невзгод и трудов взрослая жизнь.

AVvXsEgEWyR17J0ObOSTRqebu6O5o1U1H naQiHhYVHlIj4Z6J7M8jdiSqAoFYYa0uZ67sjOc P6rYjR XAvVdqVneSJWeYkb0mY31GxT chJqfKNVsIntAwDz TnRcqBkIF7NKaRG3vQDVsHAP6Jl4sU0BZf7VFdsLSNBhFEb5K4PugrW L0Hc8p GdjCdw=w400 h265

  • Придумать рассказ по пословице век живи век учись 6 класс
  • Придумать рассказ первоклассника москвича по картинке
  • Придумать рассказ о созвездии
  • Придумать рассказ о своем любимце 2 класс литературное чтение
  • Придумать рассказ об осенних листьях используя средства художественной выразительности 3 класс