Придумать рассказ о жизни крестьян в средние века 6 класс

Сочинениясвободная темаодин день из жизни крестьянинатяжела жизнь крестьянина. городской житель может лишь представить себе эту жизнь, жизнь человека, каждый день
  • Сочинения
  • Свободная тема
  • Один день из жизни крестьянина

Тяжела жизнь крестьянина. Городской житель может лишь представить себе эту жизнь, жизнь человека, каждый день которого это тяжелый физический труд. День ото дня крестьянину приходится выполнять множество работ. Основными занятиями крестьянина являются земледелие и животноводство. Также крестьяне занимаются садоводством, пчеловодством, кузнечным делом и различными ремеслами, изготавливают себе одежду, посуду, обувь.

Утро крестьянина начинается задолго до того, как просыпаются городские жители – с рассветом и криком петухов. За день крестьянину предстоит сделать очень многое. Первым делом ему нужно накормить скотину. Во дворе у крестьянина можно встретить разных животных, таких как гуси, куры, козы и свиньи. После того как крестьянин покормит животных он обычно приступает к дойке коров и уборке хлева.

Затем крестьянин приступает к скромному завтраку, который чаще всего состоит из каши, хлеба, сала и молока. Еда на крестьянском столе однообразная и скудная, ведь приходится на всем экономить. После сытного завтрака крестьянин отправляется в поле, где ему предстоит хорошо потрудится над будущим урожаем, но даже упорный труд не дает гарантии получить хороший урожай. Крестьянина кормит земля, а она нуждается в постоянном уходе. Работу в поле приходится начинать с утра пораньше, пока солнце еще не слишком высоко.

Чтобы не голодать зимой крестьянин вынужден большую часть времени проводить в поле с лопатой, граблями и плугом вспахивая землю. Женщины, чтобы скрасить свою работу поют. Не сидят без дела и дети, помогая взрослым выгуливать и пасти скот.

Большую часть работы крестьянин старается закончить до обеда. На обед крестьянин отправляется домой, чтобы поесть и хоть немного передохнуть. Нередко обед крестьянина проходит в поле и состоит из небольшого перекуса.

Также крестьянину предстоит косить сено, чтобы запастись кормом для животных. После того как сено высохнет его необходимо собрать в стог.

Вечером наступает черед домашних дел: уборка, стирка, приготовление пищи. Спать крестьяне ложатся рано, чтобы хорошенько отдохнуть, ведь утром им снова предстоит вставать ни свет ни заря.

Сочинение про день крестьянина

Жизнь крестьян была нелёгкой. Им приходилось много работать для того, чтобы прокормить себя и свою, как правило многочисленную, семью. Их работа была очень тяжёлой. Они понимали, что если будут лениться, плохо работать, то их семья погибнет от голода.

День крестьян начинался очень рано. Глава семьи и его сыновья рано утром уходили работать в поле, которое принадлежало важному господину, их хозяину. За использование поля крестьянин платил господину или деньгами или продуктами. Инструменты, которыми крестьяне возделывали землю, тоже принадлежали важному господину. За использование их тоже надо было платить. Иногда крестьяне за плохое поведение получали наказание. Чтобы искупить свою вину, они работали во дворе у хозяина.

В то время как глава семьи и сыновья уходили в поле, женщины этого семейства хлопотали по хозяйству. Когда начиналась война, мужчины уходили воевать и женщины делали их повседневную работу. В мирное время они доили коров, кормили свиней, собирали куриные яйца, прибирались, занимались шитьём или вязанием, готовили скудный обед.

Крестьяне ели очень мало. Их еда была очень простой и однообразной. Часто не хватало запасов хлеба или зерна. Иногда семьи и вовсе голодали. Это происходило из-за неурожая, пожаров, плохих погодных явлений.

В полдень наступал час обеда. Голодные мужчины возвращались домой. Они были одеты бедно, их одежда была в плохом состоянии. Они были бородатый, несвежи из-за тяжёлой работы на солнцепёке. Женщины их кормили похлёбками из овощей. После обеда все отдыхали. После обеденного отдыха мужчины или шли работать в поле или оставались дома и занимались домашними делами. Они чинили, стругали, могли пойти на охоту или рыбалку, одним словом, они были постоянно в делах.

Крестьяне ложились спать рано, так как с утра нужно было опять рано вставать и идти на работу.

Еда средневековых крестьян

Рацион бедных людей в этот период был очень скудным. Основная пища крестьян в Средние века состояла из всех продуктов, которые сами они и выращивали: ячмень, полба, просо, пшеница, рожь. Чтобы не платить за мельницу, многие женщины толкли зерно в деревянной ступе, делая вручную муку. Ежедневное меню крестьянина в Средние века состояло из полужидкой каши, овощной или бобовой похлебки, изредка в рацион добавлялись фрукты, ягоды или орехи, которые собирали дети в лесу в летнее время. Хлеб был только ржаной или серый, который готовился из смеси пшеницы, ячменя, ржи, перемолотых в муку. Он и стал обязательным продуктом начиная с XII века. На огороде крестьяне выращивали капусту, лук, горох, бобы, морковь, чечевицы, репу, из чего и готовили различные похлебки и блюда. Из сладкого употребляли только мед. Много пили вина или браги, после открытия производства хмеля, пили пиво. Мясо, чаще всего свинину, крестьяне могли себе позволить только по воскресеньям или большим праздникам. Свиней и поросят резали, а ели на протяжении нескольких праздничных дней; остатки солили и хранили до следующего торжества. Для обеспечения семьи рыбой мужчины иногда выделяли время на рыбалку, при этом делая и заготовки впрок на зиму. Солить рыбу крестьяне не имели возможности, так как соль была очень дорогой, поэтому ее либо коптили, либо высушивали. По мере развития сельскохозяйственного производства и христианских предписаний в области питания происходит добавление в крестьянский рацион вина, хлеба, растительного масла, свиного и говяжьего жира. У более зажиточных крестьян на стол ставили битую птицу, сыры, яйца и даже специи. Жареная пища готовилась редко, крестьянские блюда больше напоминали суп или рагу, к которым подавали соус, сделанный из скисшего вина, орехов, пряностей и лука. Начиная с XI века, во Франции стали сажать каштановые деревья, которые крестьяне назвали хлебными. Из каштанов делали муку, которая в голодные годы спасала бедных людей от голодной смерти.

Работа крестьян

Основное занятие, быт крестьян – это земледелие. Пашня, косьба, жнитва, в которых принимали участие и мужчины, и дети, и женщины (в пашне не всегда). Если в семье не хватало рабочих рук, то нанимали работников в помощь, платя им деньги или продукты.

Сельскохозяйственный инвентарь зависел от достатка семьи. Вилы, коса, топоры и грабли. Использовали плуг и соху.

Были у крестьян жернова для изготовления муки, гончарный круг.

После окончания сельскохозяйственных работ у мужчин появлялось время на ремесла. Каждый в деревне владел ремеслами, мог выполнять любую работу, детей учили с самого раннего детства. Высоко ценились специальности, которые освоить можно было, работая подмастерьем, например, кузнец. Мебель, посуду, различный рабочий инвентарь крестьяне производили самостоятельно.

Мальчиков в крестьянских семьях с раннего возраста приучали к труду: ходить за скотом, помогать в огороде. В 9 лет мальчика начинали учить верховой езде на лошади, владению сохой, косой, топором. К 13 годам его брали в работать в поле. К 16 годам мальчик уже владел ремеслами, умел плести лапти.

Позднее, когда началось всеобщее начальное образование мальчиков, а иногда и девочек отдавали в школы, которые находились при церквях. Там учили читать, писать и считать, изучался закон Божий.

Женщины занимались домашней работой, ухаживали за скотиной и огородом, помогали мужчинам в поле. Рукоделию уделялось особое внимание — изготавливали всю одежду на всю семью.

Девочек с 7 лет обучали прясть, вышивать, шить рубахи, ткать, готовя к взрослой жизни. Каждая готовила себе приданное, стараясь украсить как можно лучше. Те, кто к определенному возрасту еще не владел мастерством, подвергались насмешкам. Это касалось и мальчиков, не умевших чего-то, например, плести лапти.

В зависимости от климатических условий крестьяне так же занимались пчеловодством, виноделием, выращивали виноградники.

Занимались мужчины охотой и рыбной ловлей.

СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ ЖИЗНЬ КРЕПОСТНОГО КРЕСТЬЯНИНА

Крестьяне обрабатывали свои поля такими же орудиями, какие были у их отцов и дедов. Многие не имели даже бороны и рыхлили землю бревном, которое волочили по вспаханному полю. Молотили палками или деревянными цепами. Почву почти не удобряли. В крестьянском хозяйстве преобладал мелкий скот — овцы, козы, свиньи. Лошадей и коров было мало, потому что для крупного скота не хватало кормов.Постоянно занятые работой на феодала, крестьяне не могли хорошо обработать своё поле. Урожаи были очень низкими; зерна получали лишь в два-три раза больше, чем сеяли. Даже небольшие заморозки и засухи губили посевы. И тогда наступали страшные дни голода. Люди поедали сначала весь скот и птицу. Чтобы избежать голодной смерти, они ели лесные коренья, траву и водоросли. Заразные болезни тысячами уносили в могилу ослабевших людей.Но крестьяне прилагали все силы, чтобы получать в своём хозяйстве более высокие урожаи. У них появились сделанные из железа косы, вилы, топоры, лопаты, грабли. В IX веке кое-где уже стали применять не только лёгкий, но и тяжёлый колёсный плуг. Таким плугом крестьяне глубже вспахивали почву; они разрыхляли её деревянной бороной с железными зубьями.Двухполье начало сменяться трёхпольем. Пашню делили уже не на два, а на три поля: одно засевали осенью озимыми хлебами, другое весной — яровыми, а третье поле оставляли под паром. Теперь пустовала не половина поля, а лишь одна треть. При трёхполье засевали больше земли, чем при двухполье, и получали более высокие урожаи.В начале средних веков техника сельского хозяйства была очень низкой. Но своим неустанным трудом крестьяне постепенно улучшали орудия труда и способы обработки земли.Беспорядочно теснились друг к другу жалкие хижины крестьянской деревушки. Маленькие деревянные домики были крыты соломой. Печных труб не было; когда разводили огонь в очаге, густой удушливый дым наполнял тесное помещение. Узенькие окошки без стёкол пропускали мало света; в холодную погоду их затыкали тряпками или пучками соломы. Чтобы сохранить скот и птицу от холода, зимой их держали в том же помещении, где жили люди. Темно, грязно и сыро было в крестьянской хижине.Вся обстановка хижины состояла из грубо сколоченного стола и нескольких скамеек вдоль стен. Спали на единственной кровати или на соломе, настланной прямо на земляном полу. Крестьяне одевались в грубую домотканую одежду, обувались в, тяжёлые деревянные башмаки.Опутанные поборами повинностями, крепостные крестьяне жили в страшной нужде.На жестокий гнёт феодалов крестьяне отвечали упорной борьбой. Они жили общинами и привыкли всё решать сообща. Им было легче сговориться между собой, чем рабам; ведь рабы, привезённые из разных стран, плохо понимали друг друга. Поэтому крестьяне боролись более сплочённо, чем рабы.Если феодал непомерно увеличивал повинности, община давала ему отпор. Крестьяне начинали хуже обрабатывать поле господина, поджигали его амбары. Нередко они убивали особенно жадных и жестоких феодалов.В одиночку и целыми деревнями крестьяне убегали из родных мест. Наиболее смелые из беглецов создавали отряды в горах и лесах. Они мстили феодалам за свои страдания и обиды.Больше всего феодалы боялись восстаний — массовых вооружённых выступлений крестьян. Грозной толпой направлялись восставшие к дому феодала. В ход пускались косы, вилы, топоры, цепы. Иногда восстания охватывали целые области.После особенно крупных восстаний феодалы в течение многих лет не осмеливались увеличивать барщину и оброк. Крестьяне могли тогда уделять больше времени своему хозяйству, улучшать обработку земли и орудия труда. Но потом феодалы забывали о пережитом страхе и сильнее прежнего угнетали крестьян.В средние века происходила ожесточённая борьба между крестьянами и феодалами.

Сочинение: Крестьянство в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н. А. Некрасов)

(378 слов) Н. А. Некрасов постоянно обращался к теме жизни простого народа. Автор описывал жизнь крестьян, быт и нравы, их положение в обществе. Именно поэтому он столь подробно описал крестьянство в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Одной из центральных проблем поэмы становится проблема счастья. Семь мужиков-странников отправляются на поиски счастливца. Но, судя по названию деревень (Заплатово, Дырявино, Разутово и так далее), благополучия здесь не найти. Зато на пути встречается множество крестьян, «досыта не едавших, несолоно хлебавших», и «счастье мужицкое», «дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями». Они видят людей с тяжелыми судьбами: Якима Нагого, который «до смерти работает, до полусмерти пьет», Ермила Гирина, который старается жить по нравственным законам и справедливости, но все равно обречен на трагичную жизнь, старика Савелия, жизнь которого – это «лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения», крестьянку Матрену Тимофеевну, попавшую «с девичьей холи в ад». Разве можно назвать этих людей счастливыми?

Автор передал неоднородность крестьянского сословия, показав все известные ему типажи мужиков. Так, о тяжелой крестьянской жизни рассказывает Яким Нагой. Он говорит, что крестьяне запивают свое горе вином, потому что, если бы не алкоголь, они бы уже давно перевернули прежний уклад. У простого народа душа, «что туча черная» — «грозна и гневна», оттуда «надо бы громам греметь» и «кровавым лить дождям», однако они просто смиряются со своим положением. Холопа Ипата, напротив, полностью поглотило духовное рабство. После отмены крепостного права он не желает уходить от своего барина. Более того, он хвастается своим положением. Князь Утятин всячески издевается над ним, унижает, а Ипат называет оскорбления благодеяниями. Данный образ демонстрирует, что крепостное право глубоко проникло в сознание крестьянина. Они просто не знают, что существует другая, свободная жизнь, и не могут ею правильно распоряжаться. Однако в народе начинает теплиться сила, которая рано или поздно превратится в пожар. Среди крестьян появляются независимые борцы за справедливость. Такими являются бывший разбойник Кудеяр, который убивает циничного и эгоистичного пана Глуховского, старик Савелий, который с другими крестьянами заживо закапывает жестокого немца-управляющего, Гриша Добросклонов, готовый сделать все для народа.

Некрасов показывает трагическую судьбу крестьянства. Оно не может почувствовать вольность и счастье из-за духовного рабства. Многие из них не были способны освободиться, они уже смирились со своей судьбой, не желая изменять свое положение или просто не имея силы духа для создания новой жизни. Однако автор выражает надежду на скорое пробуждение народа, заканчивая эпилог поэмы патриотическими песнями Гриши Добросклонова.

Многомудрый Литрекон рад помочь Вам с подготовкой сочинения-рассуждения, но если Вам не по душе его старания, напишите, пожалуйста, почему?

Автор: Ольга Волкова

Шатрова Наталья Анатольевна

Учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ №3 г. Козьмодемьянска»

Средневековая деревня (урок для учащихся 6 класса)

ЦЕЛИ

98715121 1   Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньором и зависимыми от него крестьянами, что собой представляло их положение, каковы условия их жизни и труда; выявить сущность натурального хозяйства и причины его господства в средние века, подвести к выводу, что прежняя свободная община попала в зависимость к феодалу, но продолжала развиваться и укрепляться и играть огромную роль в жизни крестьян.

98715121 1   Продолжить формирование умений анализировать исторические явления, описывать их на основании нескольких источников знаний. Формировать умение прослеживать причинно – следственные связи и выявлять признаки понятий.

98715121 1   Воспитывать уважение к крестьянскому труду.

Термины и понятия: Сеньория (вотчина), повинности, барщина, оброк, община, натуральное хозяйство.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок. Все мы с вами становимся не только знатоками средневековья, но и исследователями. На урок к нам пришли гости, которые очень хотят узнать о жителях средневековья и их образе жизни. Давайте постараемся помочь им узнать много нового и интересного.

На предыдущих уроках мы с вами исследовали жизнь феодалов, рыцарей, горожан и узнали об их жизни, занятиях, интересах.

А сегодня мы будем исследовать жизнь средневековых крестьян. Тема нашего урока «Средневековая деревня и ее обитатели» (презентация)

1.Господская земля и крестьянские наделы.

2.Феодалы и зависимые крестьяне.

3.Крестьянская община.

4.Как жили крестьяне.

5.Труд крестьян.

6.Натуральное хозяйство.

Эта волшебная страна вам наверняка знакома. Страна Кокань. Так средневековый европейский крестьянин называл страну «молочных рек и кисельных берегов», легенда о которой сохранилась в русских народных сказках. Здесь все не так, как в реальной жизни, все наоборот. Лучше всех живет тот, кто меньше всех работает. Работать в стране Кокань вообще запрещено. Поэтому живется здесь вольготно всем.

Реки текут прекраснейшим вином. Проблем с питанием тоже не возникает:

каждый ест, что захочет и сколько захочет. Урожай сам собой созревает четыре раза в год. Праздников так много, что даже Великий пост бывает только раз в 20 лет. Зато Пасху и Рождество празднуют четырежды в году. В стране Кокань нет старых: чудесный источник превращает всех в двадцатилетних.

  • Хорошо ли жилось крестьянам в средневековье?

  • Почему народ придумал сказку о волшебной стране Кокань?

  1. Изучение нового материала.

Учитель. 

— Что считалось самым ценным в эпоху Средневековья?

В эпоху средневековья самым ценным, что было у человека, являлась земля, так как она его кормила и одевала.

Вопросы:

1.   Кому принадлежала тогда земля? Как назывались земельные владения?

2.   Как они стали её владельцами? 

3.   Была ли земля у крестьян?

4.   Каким образом они утратили на неё право?

5.   Кто обрабатывал эту землю? На каком основании?

6.   Кем являлся феодал по отношению к крестьянам?

Учитель: Таким образом, мы можем сделать вывод: земля принадлежала феодалу-сеньору, на ней работали зависимые крестьяне и выполняли в пользу феодала работы. Историки её называют сеньорией (вотчиной).

Сеньория (вотчина) – земля, принадлежащая феодалу и передающаяся по наследству.

  Обратимся к схеме “План феодальной вотчины-сеньории”.

Представим себе, что мы решили пройти в одну из них. Для этого нам необходимо пройти через лес и по тропинке выйти на поляну, где паслись коровы и бродили свиньи. Вдали слева виднелась деревня. Она довольно большая. Число жителей, наверное, около 200. Крестьянские дома построены из дерева. Двор средневекового крестьянина представлял собой сложный комплекс: он включал дом с прилегающими строениями, сад, виноградник, небольшие участки, засеянные льном и коноплей. В центре деревни – площадь и колодец. Территория деревни обнесена изгородью; за пределами ограды селиться было запрещено. А вон там вдалеке – крестьянские поля. Земля здесь очень разная, поэтому каждая семья имеет несколько участков в разных местах. За крестьянскими полями, пересекая луг, протекала бурная речка, через которую был переброшен грубо сколоченный мост. За речкой и за деревней – поля феодала. А вдали виднеется господский дом. 

Вопросы:

1.   Как называлась земля, которую мы описали? Кому она принадлежала?

2.   Что вы увидели здесь?

3.   Кому принадлежали лес, луг, речка?

4. На какие две части делилась пахотная земля (поля)?

Учитель: За то, что феодал дал крестьянину в пользование землю, он работал на него, нёс в его пользу повинности.

Повинности – принудительные обязанности перед сеньором.

Оброк – платежи зависимых крестьян феодалу продуктами, изделиями или деньгами.

Барщина – даровой принудительный труд феодально-зависимых крестьян, работающих собственным инвентарём в хозяйстве феодала.

Задание №1. На основании документа №1 “Поэма о версонских вилланах” попробуйте разделить повинности, которые несли крестьяне, на две группы:

БАРЩИНА

ОБРОК

Косить луга и убирать сено

Сдавать хлеб

Чистить мельничные канавы

Нести поросят

Выгребать навоз

Выпекать лепешку к празднику

Пахать поля, сеять и убирать хлеб

Сдавать ячмень и пшеницу

Чем различаются барщина и оброк? 

 Учитель: Барщина и оброк были главными повинностями зависимых крестьян, но были и другие виды повинностей.

Задание №2. Прочтите вторую часть документа и назовите их.

Пошлина (плата):

98715121 1   за вступление в брак;

98715121 1   на овец;

98715121 1   за помол зерна на мельнице сеньора;

98715121 1   за выпечку хлеба в сеньориальной печи и другие.

Вопросы:

1.   Чем можно объяснить, что крестьянин должен был отбывать столь обременительные повинности? (Он был зависимый)

2.   В какой зависимости он находился? (Поземельной)

  • Категории зависимого крестьянства

поземельно лично и поземельно зависимые

зависимые (должники, преступники, пленники или потомки рабов)

крестьяне;

Учитель: Но ещё тяжелее было положение лично зависимых крестьян (крепостных).

Задание №3. Прочтите документ №5. Подумайте, какие ещё поборы были с крестьян, кроме выплат феодалу, (налог королю, т.е. в пользу государства). Также крестьяне ещё несли повинность в пользу церкви. Как она называлась? (Церковная десятина).

Учитель: Повинности крестьян были весьма обременительны, но, как правило, они не менялись. Мы уже знаем, что все крестьяне были несвободны по-разному, а это значит, что у одних барщина несколько раз в году, у других – несколько дней в неделю. Одни несли оброк только на великие праздники (2-3 раза в год), а другие – отдавали до половины урожая. Феодалы пытались изменять повинности, увеличивая их, но крестьяне этому активно сопротивлялись.

Учитель: Крестьяне могли жаловаться на своих господ и нередко добивались справедливости. Также защищала крестьян от феодала и помогала им выжить в тех условиях крестьянская община.

Община – экономическое объединение крестьян, низшая административная единица в деревне.

Функции общины

Хозяйственная

Взаимопомощь

Поддержание порядка

Судебная

Религиозная

Культурная

Определение порядка севооборота и использования угодий; строительство дорог и других объектов общего пользования

Помощь погорельцам, вдовам, сиротам

Поддержание порядка, защита от чужаков

Разбор споров членов общины; наказание нарушителей принятых норм (кроме случаев, подлежащих суду сеньора)

Содержание священника, строительство и ремонт церкви

Организация праздников

Община играла огромную роль в жизни крестьян во всех сферах жизни. Все вопросы, за исключением тех, которые должен был решать сеньор, решались при участии общины

 Учитель: Кроме крестьян в поместье проживали и ремесленники.

 Вопрос: была ли необходимость у жителей сеньории что-либо покупать?

 УчительМы можем сделать вывод: все необходимое для жизни феодалов и крестьян производилось на месте, почти ничего не покупалось. Такое состояние экономики называется натуральным хозяйством.

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи их на рынке.

 Задание №4. Выясним, почему в первые столетия Средневековья в Европе господствовало натуральное хозяйство (т.е. ничего не продавалось и ничего не покупалось)?

Учитель: Урожайность была низкой. В 11-13 вв. Собрав урожай, крестьянин должен был оставить семена для следующего посева, отдать налог государству, заплатить оброк феодалу, церковную десятину, а на остальное прожить с семьёй до следующего урожая. Оставалось мало, поэтому крестьяне в основном, недоедали. А ещё возьмите во внимание неурожаи и недороды. В таком случае крестьян ожидал голод.

Вопросы:

1.   Как вы думаете, оставались ли у крестьянина излишки, которые можно было бы продать?

2.   А имели ли феодалы излишки? Могли ли они торговать этими излишками? (содержание своего двора, запас на чрезвычайный случай, продавать не кому – во всех поместьях такие же продукты).

Причины:

1.   Низкий уровень техники и незначительность получаемых излишков.

2.   Повсеместное производство одинаковых продуктов.

Учитель: Однако натуральное хозяйство господствовало не полностью: кое-что приходилось покупать, а кое-что хотелось бы купить.

Задание №5. Обратимся к документу №6. На основании его выберем те продукты, которые не производили в королевских поместьях.

II.   Закрепление материала.

  • А теперь исследовав жизнь крестьян, скажите  хорошо ли жилось крестьянам в средневековье?

  • Почему народ придумал сказку о волшебной стране Кокань?

Мечта о счастье и празднике, об избавлении от непосильного труда, от необходимости в поте лица обеспечивать средства для жизни отразилась в этой легенде, которую с удовольствием слушали в Германии и Франции, Англии и Италии. Крестьяне вообще любили рассказы, в которых бедный оказывается умнее и храбрее богатого, а злые сеньоры как огня боятся отчаянного смельчака, защитника обездоленных. Таковы, например, баллады о Робин Гуде, разбойнике из Шервудского леса.

III. Домашнее задание.

Составить рассказ “Один день из жизни зависимого крестьянина”.

Приложения

Документ №1.

Часть 1.

…Вилланы должны косить луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами на лугах, а потом везти на барский двор, куда укажут….

Затем они должны чистить мельничные канавы, каждый приходит со своей лопатой, с лопатой на шее идут они выгребать сухой и жидкий навоз….

Но вот наступает август, а с ним новая работа. Они обязаны барщиной, и её не следует забывать. Вилланы должны жать хлеб, собирать и связывать его в снопы, складывать скирдами среди поля и отвозить немедленно к арабам…. Если их земли подлежат шампару ( оброку в виде части урожая), то…идут они искать сборщика и приводят его с великой неохотой… И вот нагружает он шампар на свою двуколку, не смея скинуть не единого снопа, везёт к амбару общего шампара… Сдав хлеб, виллан, наконец, уходит, кляня на своём наречии того, кто наградил его такой судьбой, а потом и допустил над ним такое измывательство.

А потом подходит время ярмарки “на лугу” и сентябрьский богородичный день, когда надо нести поросят… Когда они распахали землю, то идут за зерном в амбар, сеют и боронят. На долю каждого приходится один акр. После этого они должны нести лепёшку к “вотчинному” Андрееву дню, что бывает за три недели до рождества… К рождеству надо сдавать кур… Затем идёт пивная повинность: ячмень и пшеница с каждого…

Часть 2.

… если виллан выдаёт дочь замуж, за пределы сеньории, то сеньор получает пошлину – “кюлаж”. Затем приходит вербное воскресенье, богом установленный праздник, когда нужно везти сеньору пошлину на овец, так как с вилланов по наследству требуется эта повинность… Кроме того, на них лежит обязанность молоть на мельнице сеньора… Но вот наступает самое худшее – виллан должен заплатить ещё и за выпечку своего хлеба. Жена виллана отправляется к сеньориальной печи и исправно платит свой форнаж (печной сбор, плата за выпечку хлеба)…

Э. Ле Гоз. “Поэма о версонских вилланах”

Документ № 5.

У нас есть много нахлебников, ожидающих нашего добра…. Произвол шествует по стране и вся рыцарская спесь опирается на труд бедняков. Они грабят бедняка, богатые лорды делают это без всякого права. А потом является судебный пристав, под видом штрафов они притесняют нас, охотясь за нами. Чтобы уплатить налог королю, я продал зерно, предназначенное для посева.

Документ № 6.

Со всяким тщанием наблюдать должно, чтобы всё изготавливаемое или совершаемое руками, именно: сало, вяленное мясо, окорока, свежепосоленное мясо, вино, виноградный уксус… рыбные консервы, горчица, сыр, масло, солод, пиво, мед – напиток, мед натуральный, воск и мука – всё это делалось и изготовлялось с величайшей опрятностью.

Женским помещениям нашим, как установлено, вовремя давать материал для работы, именно: лён, шерсть… алую и красную краски, гребень для чесания шерсти… мыло, жиры, сосуды и прочую мелочь.

Чтобы каждый управляющий имел в своём ведении добрых мастеров, именно: кузнецов, серебряных и золотых дел мастеров, сапожников, токарей, плотников, оружейников, рыболовов, птицеловов, мыловаров, пивоваров… людей, хорошо умеющих плести тенета для охоты и сети для рыбной ловли и ловли птиц.

  • Сочинения
  • Свободная тема
  • Один день из жизни крестьянина

Тяжела жизнь крестьянина. Городской житель может лишь представить себе эту жизнь, жизнь человека, каждый день которого это тяжелый физический труд. День ото дня крестьянину приходится выполнять множество работ. Основными занятиями крестьянина являются земледелие и животноводство. Также крестьяне занимаются садоводством, пчеловодством, кузнечным делом и различными ремеслами, изготавливают себе одежду, посуду, обувь.

Утро крестьянина начинается задолго до того, как просыпаются городские жители – с рассветом и криком петухов. За день крестьянину предстоит сделать очень многое. Первым делом ему нужно накормить скотину. Во дворе у крестьянина можно встретить разных животных, таких как гуси, куры, козы и свиньи. После того как крестьянин покормит животных он обычно приступает к дойке коров и уборке хлева.

Затем крестьянин приступает к скромному завтраку, который чаще всего состоит из каши, хлеба, сала и молока. Еда на крестьянском столе однообразная и скудная, ведь приходится на всем экономить. После сытного завтрака крестьянин отправляется в поле, где ему предстоит хорошо потрудится над будущим урожаем, но даже упорный труд не дает гарантии получить хороший урожай. Крестьянина кормит земля, а она нуждается в постоянном уходе. Работу в поле приходится начинать с утра пораньше, пока солнце еще не слишком высоко.

Чтобы не голодать зимой крестьянин вынужден большую часть времени проводить в поле с лопатой, граблями и плугом вспахивая землю. Женщины, чтобы скрасить свою работу поют. Не сидят без дела и дети, помогая взрослым выгуливать и пасти скот.

Большую часть работы крестьянин старается закончить до обеда. На обед крестьянин отправляется домой, чтобы поесть и хоть немного передохнуть. Нередко обед крестьянина проходит в поле и состоит из небольшого перекуса.

Также крестьянину предстоит косить сено, чтобы запастись кормом для животных. После того как сено высохнет его необходимо собрать в стог.

Вечером наступает черед домашних дел: уборка, стирка, приготовление пищи. Спать крестьяне ложатся рано, чтобы хорошенько отдохнуть, ведь утром им снова предстоит вставать ни свет ни заря.

Средневековье и эпоха феодализма

История Средних веков охватывает период с V по начало XVI век, вплоть до наступления эпохи Нового времени, и относится в основном к странам Западной Европы. Для этого периода характерны специфические особенности жизни: феодальная система взаимоотношений между землевладельцами и крестьянами, существование сеньоров и вассалов, доминирующая роль церкви в жизни всего населения.

Одна из главных особенностей истории Средних веков в Европе — существование феодализма, особого общественно-экономического уклада и способа производства.

В результате междоусобных войн, крестовых походов и других военных действий, короли одаривали своих вассалов землями, на которых те строили себе поместья или замки. Как правило, дарилась вся земля вместе с живущими на ней людьми.

Зависимость крестьян от феодалов

Богатый сеньор получал во владение все окружающие замок земли, на которых располагались деревни с крестьянами. Практически все, чем занимались крестьяне в Средние века, облагалось налогом. Бедные люди, возделывая землю свою и его, платили сеньору не только дань, но также за использование разных приспособлений для обработки урожая: печи, мельницы, пресса для давки винограда. Налог они отдавали натуральными продуктами: зерном, медом, вином.

Все крестьяне находились в сильной зависимости от своего феодала, практически они работали на него рабским трудом, питаясь тем, что оставалось после выращивания урожая, большую часть из которого отдавалась своему господину и церкви.

Между вассалами периодически происходили войны, во время которых крестьяне просили о защите своего хозяина, за что они вынуждены были отдавать ему свой надел, а в будущем становились полностью зависимыми от него.

Внутреннее убранство дома

Убранство дома скудное. Наискосок от печи – красный угол, где располагалась икона. Заходя в дом, взгляд падал именно на иконы. Вошедшие крестились, а лишь потом здоровались с хозяевами.

С одной стороны печи располагалась «женская часть», где женщины готовили и занимались рукоделием. Большой стол, за которым проходила трапеза, стоял по центру, количество посадочных мест было рассчитано на всю семью. С другой стороны печки находились инструменты и лавка для мужских работ.

Лавки стояли вдоль стен. На них спали, укрываясь домоткаными полотнами, шкурами. В крышу вбивали кольцо, на которое обычно вещали люльку с ребенком. Занимаясь рукоделием, женщина качала люльку.

Обязательный атрибут крестьянского дома – сундуки со скарбом. Они могли быть деревянными, обитыми кожей или металлическими пластинами. Для каждой девочки собирался свой отдельный сундук с приданным.

Посуда в доме была двух видов: глиняная, в которой готовили, и деревянная, из которой ели. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила немалых денег.

Деление крестьян на группы

Чтобы понять, как жили крестьяне в Средние века, нужно разобраться во взаимоотношениях между феодалом и бедными жителями, которые проживали в деревнях на прилегающих к замку территориях, обрабатывали земельные участки.

В Западной Европе к началу XII века свободных крестьян почти не оставалось, однако отсутствие их свободы было разным. Население, которое жило в деревнях при феодале, делилось на три группы в зависимости от того, чем владели крестьяне в Средние века:

  • колоны — обладали личной свободой, но также и поземельной зависимостью от хозяина вотчины, они не могли без разрешения покинуть свой надел, который получили в наследство;
  • сервы — считались почти рабами, хотя они и были наделены некоторым куском земли и закреплены на ней, но назывались зависимыми крестьянами, а по сути, были самыми бесправными;
  • литы — занимали промежуточное положение, они находились под патронатом землевладельца и держали свой надел, которые получали и могли передать в наследство.

У всех крестьян были повинности от своего феодала, к которым относилась работа в поле, уплата оброка (чаще всего, урожаем).

Самыми свободными были крестьяне в Скандинавии, в Средние века они могли обрабатывать собственную землю, выплачивая затем часть продукции своему феодалу. А во Франции, Италии, Германии, Англии земельно зависимые крестьяне считались официально свободными, однако брали землю для обработки у феодала, отдавая ему часть урожая в виде налога.

Бытовая культура

Как демонстрируют живописные портреты русских крестьян, а также рассказывают труды корреспондентов сообществ, занимавшихся в те времена этнографией, уровень культуры в быту в крестьянской среде определялся прогрессом конкретного населенного пункта и его сообщества, в целом. Классическое место обитания крестьянина – изба. Для любого человека того времени одним из знакомых жизненных моментов было строительства жилища.

Лишь возведя собственную избу, персона превращалась в домовладельца, домохозяина. Чтобы определить, где будет возводиться изба, собирали сельский сход, сообща принимали решение под отвод земли. Бревна заготавливали с помощью соседей или всех жителей села, так же вели работу над срубом. Во многих регионах строили в основном из дерева. Типичный материал для создания избы – круглые бревна. Их не отесывали. Исключением были степные регионы, губернии Воронежа, Курска. Тут чаще возводились мазаные хаты, свойственные Малороссии.

Как можно заключить из рассказов современников и живописных портретов русских крестьян, состояние жилья давало точное представление о том, насколько обеспечена семья. Мордвинов, приехавший в начале 1880-х в губернию вблизи Воронежа дабы организовать тут ревизию, отправлял потом высоким чинам отчеты, в которых упоминал об упадке изб. Он признавал, что дома, в которых живут крестьяне, поражают тем, насколько убого выглядят. В те времена крестьяне еще не возводили дома из камня. Такие здания были лишь у помещиков и других богатых людей.

Прекарий

Основным договорным обязательством, регулирующим отношения между феодалом и зависимыми бедняками на его землях, был прекарий. Он определял образ жизни крестьян в Средние века, какой надел земли они обрабатывали, какую должны были выполнять за это повинность, а также платить оброк.

Такой договор обычно заключался на несколько лет или на всю жизнь. Постепенно бедные крестьяне оказывались в зависимости не только земельной, но и теряли свою личную свободу. Часто они не могли выплачивать долги своему сеньору и превращались в рабов.

Правосудие также было в руках феодалов, они могли писать свои законы, судить провинившихся людей, а также во время войны забирать их в ополчение.

Независимо от того, кому принадлежала земля, труд и условия жизни людей был достаточно тяжелыми по сравнению с бытом городского населения. Чтобы вырастить хороший урожай, следовало усердно трудиться и молиться о том, чтобы не пришли всадники и не вытоптали поля, зерно не склевали птицы, погода была благоприятной.

О рационе

У Бржевского в описании русского крестьянина можно видеть указание на разные продукты питания и частоту их употребления в быту крестьянской прослойки общества. Так, автор любопытных трудов заметил, что мясо не было постоянным элементом меню типичного крестьянина. И качество, и объемы продуктов питания в обычной крестьянской семье не соответствовали нуждам человеческого организма. Признавалось, что обогащенная белком пища была доступна лишь по праздникам. Крестьяне в очень ограниченных количествах потребляли молоко, масло, творог. В основном их подавали к столу, если праздновали свадьбу, престольное событие. Таким было меню при разговении. Одной из типичных проблем того времени выступало хроническое недоедание.

Из описаний русских крестьян ясно, что мужицкое население было бедным, поэтому достаточно мяса получало лишь в определенные праздники, например, в Заговенье. Как свидетельствуют записки современников, даже самые бедные крестьяне к этому значимому дню календаря находили в закромах мясо, чтобы поставить его на стол и вволю наесться. Одной из важных типичных черт крестьянского быта было обжорство, если выпадала такая возможность. Изредка к столу подавали блины из пшеничной муки, смазанные маслом, салом.

Роль церкви в жизни крестьян

Еще одним крупным землевладельцем являлась церковь, получавшая наделы для монастырей, на которых также были крестьянские поселения. Она выполняла значимую роль в закрепощении и лишении крестьян их земельных участков, четко регулировала всю их жизнь.

Судьба крестьян в Средние века в Европе складывалась однообразно: они многие годы жили в своей деревне, ежедневно выполняя трудовую повинность на земле, заботясь о своей семье и доме. Ведение натурального хозяйства было единственным способом выживания в таких тяжелых условиях, оно давало им минимальную возможность заработать.

В каждой деревне обязательно располагалась церковь, которая была центром всего поселения и жизни людей. Первый раз каждый попадал сюда во время крестин, затем часто посещал ее на протяжении всей своей тяжелой жизни, а заканчивал земной путь тоже здесь, ведь перед погребением его отпевали.

Церковь считалась главным общественным зданием, а ее священник — официальным духовным отцом, к которому обращались на исповеди, а также по любому жизненному вопросу.

Дети в семье рождались почти каждый год, это событие считалось праздником, ведь прибавлялось число работников, а значит, и достаток. Однако детская смертность была высокой: некоторые не доживали и до года, умирая от болезней во время эпидемий. Девушки выходили замуж в Средние века уже в 13-14 лет, но чаще всего за мужчин из своей общины.

Любопытные наблюдения

Как можно узнать из составленных ранее характеристик русских крестьян, если типичная семья того времени резала барана, то мясо, которое она с него получала, ели все члены. Длилось это лишь день-другой. Как отмечали сторонние наблюдатели, исследовавшие образ жизни, продукта было достаточно, чтобы неделю обеспечить стол мясными блюдами, если есть эту пищу в умеренных количествах. Однако в крестьянских семьях не было такой традиции, поэтому появление большого объема мяса отмечалось его обильным поглощением.

Крестьяне ежедневно пили воду, в жаркий сезон готовили квас. Из характеристик русских крестьян известно, что в конце девятнадцатого столетия в сельской местности не было традиции чаепития. Если такой напиток и готовили, то лишь больные люди. Обычно для заварки использовали глиняный горшок, чай настаивали в печке. В начале следующего столетия наблюдатели заметили, что напиток полюбился простому люду.

Корреспонденты сообществ, занимавшиеся исследованиями, отмечали, что все чаще крестьяне заканчивают обед чашкой чая, пьют этот напиток в период всех праздников. Зажиточные семьи покупали самовары, дополняли домашний обиход посудой для чая. Если в гости приходил интеллигентный человек, к обеду сервировали вилки. При этом крестьяне продолжали есть мясо только руками, не прибегая к столовым приборам.

Жилище крестьянина

В средневековой деревне обычно было 20-25 дворов. Каждая семья, кроме работ в поле и на земельной делянке, занималась своим ремеслом. В селе был гончар, кузнец, плотник. Это облегчало жизнь в общине, позволяя обеспечивать людям в деревне себя все необходимым. Существовала возможность наладить и швейное производство, чтобы самым шить одежду. Для этого крестьяне выращивали лен и коноплю, а затем отбеливали их с помощью древесной золы и раскладывали на солнце, после чего ткани выгорали и выбеливались. С детства всех девочек обучали шитью, искусству прядения, приготовления еды, вязанию.

Крестьянский дом — это небольшое сооружение из глины и дерева, сверху накрытое соломенной крышей. Более бедные жили вообще в землянках или шалашах. Жилище крестьян в Средние века либо не имело окон вообще, либо очень маленькие и без стекол. В зимнее время его затыкали тряпками, чтобы не пускать холодный воздух. Внутри все было в копоти, так как очаг располагался посередине жилища, дым и копоть осаждались на все окружающие предметы.

Внутри хижины было грязно, темно и сыро, из мебели — только деревянный стол и скамейки. Кровать была одна, где спали всей семьей: чаще всего это был соломенный тюфяк, лежащий прямо на земляном полу.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ пьесы Старший сын Вампилова
    Произведение по жанровой направленности относится к комедийному стилю с включением в содержание трагических мотивов, создающих впечатление своеобразной философской притчи.
  • Внешность Левши из рассказа Лескова 6 класс
    В первую очередь Левша ассоциируется с настоящим русским человеком. Автор описывает его очень сжато, без лишних подробностей упоминая только, что он оружейник, на щеке небольшая родинка, а на висках выдранные волосы, это произошло на учениях
  • Сочинение Римский в романе Мастер и Маргарита Булгакова
    В московских главах романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» финдиректор московского Варьете Римский Григорий Данилович представлен в ряду второстепенных персонажей
  • Сочинение Олеся и Иван Тимофеевич сравнительная характеристика
    Главные герои повести «Олеся» И. А. Куприна девушка по имени Олеся и приезжий барин Иван Тимофеевич – яркие образы, которые представляют любовь в одном из своих проявлений
  • Сочинение Бог, природа, человек в поэзии Есенина
    Сергей Есенин – известный поэт, родившийся в селе Константиново Рязанской области. В своих произведениях он затрагивал многие темы. Тут можно увидеть стихотворения

Быт и работа крестьян

Быт крестьян в Средние века был бедным: орудия труда самые простые, утварь и посуда из дерева, вся семья ютилась в маленькой комнатке. Домашних животных летом держали на улице, а зимой часто загоняли прямо в дом. Освещение состояло из маленькой лучины, ведь свечи были очень дорогими. В тусклом свете по вечерам мужчины занимались ремонтом и мастерили что-то из инвентаря, а женщины — ткали, пряли и шили одежду.

В обычные дни крестьяне в любое время года занимались работой в поле, заготовкой сена и дров. На плечах женщин был уход за домашним скотом и приготовление еды, что занимало большую часть дня. Также много сил уходило на изготовление пряжи и домотканого полотна, оно шло на шитье одежды для всей семьи. Подросшим детям также находилось полезное занятие: девочки собирали грибы и ягоды в лесу, мальчики пасли скот и птицу.

Один день из жизни крестьянина 6, 7 класс сочинение по истории

День из жизни крестьянина я могу лишь представить по книгам, фильмам и немного по лету на даче. Конечно, мы не крестьяне, на даче отдыхаем. Не сажаем картошку, не пропалываем морковь, урожай не собираем… Мама сажает цветы, есть несколько кустов смородины. Люблю собирать ягоды!

Думаю, что день из жизни крестьянина начинается рано – прямо с рассветом солнца. Эти люди близки природе, они знают, когда и что сажать, собирать… Они умеют по приметам предсказывать погоду лучше, чем в новостях. Итак, встал крестьянин, например, Пётр с рассветом. Выпил воды и за дело. В первую очередь, думаю, нужно разбудить жену, чтобы она тоже работала, а дети могут ещё поспать – в школу-то им не нужно! Жена доит корову, у той молоко за ночь скопилось как раз. Пётр завтракает перед рабочим днём. Думаю, что он может съесть кислое молоко с зерном, как йогурт с мюсли. Выпив парного молока, идёт Петр корову выпускать. Сам он не отводит её на поле, а сдаёт пастуху. Тот собирает коров со всей деревни и (за умеренную плату) выгуливает их целый день. Пока коровы нет, Пётр чистит её хлев, засыпает новую подстилку. Наверняка, есть и поросята, и куры – всех нужно проверить (как они ночь пережили – не утащили кого волки), покормить.

2 стр., 853 слов

Один день из жизни крестьянина 6 класс

… был рассудить крестьян по справедливости. Один день из жизни крестьянина (СОЧИНЕНИЕ) Бахова Мария Утром с первыми лучами солнца крестьянин проснулся в … ягоды, грибы, полезные травы и коренья. Потом, долгими зимними вечерами, все будут пить … темы: ← Первое знакомство с…↑ 6 классДеревья в снегу → ` Дети тыла Навеки останется в памяти людей дата 22 июня 1941 года. Война! Гитлеровские полчища ринулись на …

Пока солнце ещё не встало – не очень жарко, он начинает работать в огороде – тут прополоть, там проредить. Дело всегда найдётся! После можно позавтракать ещё раз – с детьми уже. Наверняка жена уже кашу сварила на свежем молоке.

После, пока летом жарко, можно и сиесту устроить. Обед обязательно нужен. Если кто в семье грамотный, то можно книги почитать. «Домострой», например. Можно вздремнуть немного.

После обеда, когда солнце уже на убыль пошло. Опять что-то в огороде поделать, подумать, что кому продать, особенно если завтра базарный день. Можно жене помочь по дому. Опять нужно кормить живность. Чуть не забыл о собаке! Конечно, у крестьянина есть дворовая собака. А ещё лошадь. Вдруг придётся ехать к кому-то, договариваться о чём-то.

После ужина можно что-то помастерить, семечки полузгать, на баяне поиграть. Перед сном обязательно искупаться (если зимой, то в баню), помолиться. Лечь рано нужно, завтра опять вставать рано.

Конечно, многое повторяется в этом дне. Что поделать, если те же домашние животные нуждаются, чтобы их кормили несколько раз в день. И, уверен, всё время находится работа: в огороде, дома… День полон забот! Зато, на природе и в труде.

Составьте рассказ 1 день из жизни крестьянина по истории

Еда средневековых крестьян

Рацион бедных людей в этот период был очень скудным. Основная пища крестьян в Средние века состояла из всех продуктов, которые сами они и выращивали: ячмень, полба, просо, пшеница, рожь. Чтобы не платить за мельницу, многие женщины толкли зерно в деревянной ступе, делая вручную муку.

Ежедневное меню крестьянина в Средние века состояло из полужидкой каши, овощной или бобовой похлебки, изредка в рацион добавлялись фрукты, ягоды или орехи, которые собирали дети в лесу в летнее время. Хлеб был только ржаной или серый, который готовился из смеси пшеницы, ячменя, ржи, перемолотых в муку. Он и стал обязательным продуктом начиная с XII века.

На огороде крестьяне выращивали капусту, лук, горох, бобы, морковь, чечевицы, репу, из чего и готовили различные похлебки и блюда. Из сладкого употребляли только мед. Много пили вина или браги, после открытия производства хмеля, пили пиво.

Мясо, чаще всего свинину, крестьяне могли себе позволить только по воскресеньям или большим праздникам. Свиней и поросят резали, а ели на протяжении нескольких праздничных дней; остатки солили и хранили до следующего торжества.

Для обеспечения семьи рыбой мужчины иногда выделяли время на рыбалку, при этом делая и заготовки впрок на зиму. Солить рыбу крестьяне не имели возможности, так как соль была очень дорогой, поэтому ее либо коптили, либо высушивали.

По мере развития сельскохозяйственного производства и христианских предписаний в области питания происходит добавление в крестьянский рацион вина, хлеба, растительного масла, свиного и говяжьего жира.

У более зажиточных крестьян на стол ставили битую птицу, сыры, яйца и даже специи. Жареная пища готовилась редко, крестьянские блюда больше напоминали суп или рагу, к которым подавали соус, сделанный из скисшего вина, орехов, пряностей и лука.

Начиная с XI века, во Франции стали сажать каштановые деревья, которые крестьяне назвали хлебными. Из каштанов делали муку, которая в голодные годы спасала бедных людей от голодной смерти.

Дом

Центром крестьянского дома была каменная печь. Вокруг нее ставили стены из бревен (сосна или ель). Пол земляной. На него для тепла клали половики.

В конце 16 века у избы появились сени. Входя с улицы, крестьянин попадал в небольшую «холодную» комнату, тут хранили продукты и прочее. И только потом в само жилище. В сенях не было окон. Это усовершенствование помогало сохранить в доме тепло.

В избе окна были обтянуты бычьим или рыбьим пузырем. Стекло было большой редкостью. Окна служили еще и дымоходом, располагаясь повыше.

Печь топили по-черному, дым уходил в отверстие в потолке и окна. Во-первых, так лучше прогревался дом. Во-вторых, стены покрывались черным налетом сажи и копоти, который забивал щели в стенах: насекомые летом не ползут, а зимой ветер не продувает. Щели в стенах дополнительно забивались мхом или соломой. Считалось, что изба так сохранится на более долгий срок, ведь покрытые сажей стены не гнили. К тому же печь требовала меньше дров при таком способе растопки.

Позволить себе топить по-белому могли только зажиточные крестьяне. Бедняки смогли это лишь к концу 18 века.

В печи готовили еду и мылись, бани были не у всех. Русская печь, которую топили круглый год, использовалась. как спальное место.

Освещалась изба лучиной, которую втыкали возле печки в специальную подставку. Под лучину ставили плошку с водой или землей, чтобы не случилось пожара от случайно упавшего уголька. В основном с темнотой все ложились спать.

Одежда крестьян

Климат на большей части Европы прохладный, а крестьяне практически весь день проводили в работе на своем поле или огороде. Поэтому главная задача одежды крестьян в Средние века состояла в том, что защитить человека от холода и сильного ветра, из-за чего она была многослойной.

Материалом для изготовления ткани служили растения: лен, конопля, крапива, шерсть. Женская и мужская одежда почти ничем не отличались. Крестьяне носили обычную грубую домотканую одежду: свободные рубахи длиной до коленей, сверху жилет и туника (камиза или кота), штаны брэ, а в качестве верхней одежды был плащ с капюшоном, зимой согревал меховой тулуп. Мужчины и женщины носили шоссы, похожие на чулки, которые завязывались на уровне бедер.

Немного позже произошло разделение одежды по половому признаку: женщины стали носить длинные платья и сарафаны, юбки, белые передники и чепцы. Женская праздничная одежда украшалась аппликациями, вышивкой, другим декором, но надевали ее только в торжественные дни.

На ногах крестьяне носили башмаки, которые были одинаковыми для обеих ног, в зимнее время года — грубые сапоги до колена. Ботинки делались из грубой кожи, часто летом в поле работали босиком.

Красный угол

Об этой части русской крестьянской избы слышали практически все, кто хоть раз заглядывал в книги со сказками или описаниями быта того времени. Этот участок дома поддерживали чистым, украшенным. Для оформления использовали вышивку, картинки, открытки. Когда появились обои, именно здесь их начали использовать особенно часто. Задачей хозяина было выделить красный угол из остального помещения. На полку поблизости ставили красивые предметы. Здесь хранились ценности. Всякое событие, важное для семьи, праздновали в красном углу.

Основным предметом мебели, располагавшимся здесь, был стол с полозьями. Его делали довольно большим, чтобы места хватало всем членам семьи. За ним в будни кушали, в праздники организовывали застолье. Если приходили свататься к невесте, обрядовые церемонии проводили строго в красном углу. Отсюда женщину забирали на венчание. Начиная сбор урожая, первый и последний снопы относили в красный угол. Делали это максимально торжественно.

Орудия труда

Орудия и предметы труда, как правило, зависели от ремесла крестьянина. Многие из них дошли из древних времен, но так и остались каменными: жернова для изготовления муки из зерна, гончарные круги, колеса на молотилках, грузила на ткацких станках.

Орудия труда крестьян в Средние века в поле были примитивными. Самые бедные боронили землю бревном, другие — бороной. Позже появились косы и вилы, сделанные из железа, а также лопаты, топоры и грабли. С IX века на полях стали применять тяжелые колесные плуги, на легких почвах использовали соху. Для уборки урожая предназначались серпы и цепи для обмолота.

Все орудия труда в Средневековье оставались неизменными многие столетия, ведь у крестьян не было денег для приобретения новых, а их феодалы были не заинтересованы в усовершенствовании условий труда, их волновало только получение большого урожая с минимальными затратами.

Недовольство крестьян

История Средневековья отличается постоянным противостоянием между крупными землевладельцами, а также феодальными взаимоотношениями богатых сеньоров и обнищавшего крестьянства. Это положение сформировалось на руинах античного общества, в котором существовали рабство, ярко проявившееся в эпоху Римской империи.

Достаточно тяжелые условия того, как жили крестьяне в Средние века, лишение их земельных наделов и имущества, часто вызывали протесты, которые выражались в разных формах. Некоторые отчаявшиеся бежали от своих хозяев, другие устраивали массовые бунты. Восставшие крестьяне почти всегда терпели поражение из-за неорганизованности и стихийности. После таких бунтов феодалы стремились закреплять размеры повинностей, чтобы остановить их бесконечный рост и уменьшить недовольство бедных людей.

Конец эпохи Средневековья и рабской жизни крестьян

По мере роста экономики и появления производства к концу эпохи Средневековья произошел промышленный переворот, многие жители деревень стали переезжать в города. Среди бедного населения и представителей других сословий начали преобладать гуманистические взгляды, которые считали личную свободу для каждого человека важной целью.

По мере отказа от феодальной системы пришла эпоха, названная Новым временем, в которой уже не было места устаревшим взаимоотношениям между крестьянами и их сеньорами.

  • Придумать рассказ на букву м
  • Придумать рассказ на тему когда в товарищах согласья нет 2 класс
  • Придумать продолжение сказки случай с евсейкой
  • Придумать рассказ используя пословицу
  • Придумать рассказ или сказку о том как сочиняли песни в народе