Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивационный этап
—
Здравствуйте! Проверьте готовность к уроку:
Всё ль
на месте? Всё ль в порядке? Проверили? Садитесь! И с усердием трудитесь!
— Я буду
читать фразы, а вы повторяйте за мной:
Я – умею думать и понимать, слушать и отвечать.
Я – могу ошибаться.
Я – умею учиться.
У меня все получится!
— А для
чего мы повторяли фразы?
— Верно,
чтобы настроить себя на урок.
Приветствуют
учителя
Проверяют
свою готовность
Настраиваются
на урок
—
Настроиться на работу
Речевая разминка
— Подготовим
наш речевой аппарат к чтению, для этого выполним дыхательную разминку:
—
Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через рот, на выдохе произносим звуки: а, о,
у, и, е, я. Теперь посчитаем порядку до 5, до 10, до 15.
—
Выполним упражнения для развития речевого аппарата. У вас есть листочки с
чистоговорками. Прочитайте их про себя.
Ло–ло–ло — на улице тепло.
Лу–лу–лу — стол стоит в углу.
Ул–ул–ул – у нас в классе гул.
— Читаем все вместе → теперь читают только девочки → а теперь
только мальчики — Читаем все вместе сначала спокойно → теперь быстрее → и
очень быстро→ читаем по одному.
— Скажите, а для чего мы делаем разминку?
— Верно, чтобы хорошо, быстро читать, мы тренируем себя для
чтения.
Выполняют
дыхательную разминку
Читают
чистоговорку самостоятельно
Читают
по заданию
—
Готовимся к чтению
Проверка домашнего задания
—
Вспомним, что было задано на дом. Вам нужно было выполнить задания учебника
на стр.108.
—
Проверим №7.
Вам нужно было выбрать понравившееся стихотворение и подготовиться к
выразительному прочтению наизусть. Кто готов? (Спрашиваю 2-3 ученика, ставлю
им оценки).
— №8. Найдите
среди репродукций в конце учебника те, которые подходят стихотворениям.
—
Подберите строки из стихотворений, которыми можно было бы подписать эти
картины.
— №9. Вам
предлагалось составить рассказ по одной из картин, используя образные слова и
выражения из прочитанных стихотворений. Кто готов? (Спрашиваю 2-3 ученика,
ставлю им оценки).
—
Проверим, как выполнили задания тетради. (Стр.41) №1. Нужно было
соединить строки стихотворений с фамилией их автора. Читайте строки,
называйте автора: «Поспевает брусника, стали дни холоднее» —
Бальмонт. «Унылая пора! Очей Очарованье!» — Пушкин. «Осень!
Обсыпается весь наш бедный сад» — А. Толстой. «Листья в поле
пожелтели, и кружатся, и летят» — М. Лермонтов.
— №2. Нужно
соединить начало и конец предложения, что у вас получилось? (Олицетворение
– это когда о чём-либо говорится как о живом существе.)
— №3. Нужно
было отметить галочкой названия стихотворений, в которых есть олицетворения.
Какие названия отметили?
— Молодцы!
Верно выполнили задания, хорошо подготовились. Значит какой вывод можем
сделать?
Рассказывают
выразительно стихотворения наизусть
Выбирают
репродукции
Подбирают
к ним строки
Представляют
свои рассказы
Проверяют
Читают
строки стихотворения, называют автора
Читают
определение
Стихотворения
Пушкина, Бальмонта
—
С д/з справились
3.Самоопределение к деятельности
– Мы начинаем
изучение нового раздела учебника. Прочитайте: «Много хватать – своё
потерять.»
– Как вы
понимаете это выражение? (Будешь многого хотеть, много всего брать, даже
то, что тебе не нужно, то ты свое упустишь)
— Как вы
думаете, какие человеческие качества, судя по названию раздела, будут высмеиваться
в произведениях данного раздела?
—
Произведения будут о зависти, жадности. Сегодня мы познакомимся с одним из
таких произведений.
—
Прочитайте название произведения (стр.110)
—
Составим план. Что нужно сделать на уроке?
1.
Познакомиться с английской сказкой «Женщина, которая жила в бутылке». 2.
Прочитаем сказку.
3.
Познакомиться с героями сказки.
Читают
название
Выражают
свое мнение
—
Жадность, скупость, зависть
Читают
Предполагают
Слушают
Подготовительная работа
— Можно
ли сразу догадаться о том, что эта история сказочная? (Само название говорит
о сказочном)
— О чем
еще можно узнать из названия сказки? О чем будет эта сказка?
— А как
мы можем проверить свои предположения?
— Верно,
чтобы проверить ваши предположения прочитаем английскую сказку.
—
Да (Объясняют)
—
О женщине …
Прочитать
эту сказку
Словарная работа
— Но для
начала разберем длинные слова, в которых при чтении могут возникнуть ошибки.
На стр.110 найдите слова «Читай внимательно». Прочитайте их каждый для себя →
хором → одному:
Вспрыгнул – выпрыгнул; Запираясь – запинаясь
Выбросить – выпросить; Выкупала – выкупила
— В
тетради стр.43 №1. Подчеркните в словах буквы, которыми отличаются слова,
и прочитайте их правильно. (Спрашиваю несколько учеников)
— А как
вы думаете, для чего мы читали эти слова?
(Чтобы
не допустить ошибки при чтении сказки).
Читают
пары слов
Подчеркивают
буквы, читают слова
—
Готовились к чтению
Физминутка
Для
разминки из-за парт поднимаемся на старт!
Бег на месте! Веселей! И
быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем наклоны — 1, 2, 3, 4,
5.
Мельницу
руками крутим, чтобы плечики размять. Начинаем приседать —1, 2,
3, 4, 5!
Прыжки на месте, выше прыгаем
все вместе!
Руки
к солнышку потянем, руки в стороны растянем
А
теперь пора учиться, да прилежно! Не лениться!
Выполняют
физминутку, повторяя движения за учителем
Первичное чтение
— Начнем
знакомство со сказкой. Послушайте первый абзац сказки. (Включаю
аудиозапись).
— Можно
ли было узнать о месте действия сказки без подзаголовка? (Да, 1
предложение сказки)
— Что вы
узнали о старушке, прослушав первый абзац?
— Какой
у нее был нрав? Как вы понимаете это слово? Каким синонимом можно заменить?
(Нрав = характер).
— А как
вы понимаете выражение «На склоне лет»?
Сколько
лет старушке?
—
Продолжим знакомиться со сказкой. Я начну читать, кто-то из вас продолжит
читать. (Дети читают по абзацу). Уточняются слова:
Ипсвич – это
портовый город в Англии.
Пенни –
мелкая английская монета.
Гримаса –
искажение черт лица.
Пони — лошадь
низкорослой породы.
Экипаж — лёгкая,
не грузовая повозка, коляска.
Кучер –
управляющий лошадьми в экипаже.
Горничная
—
работница для уборки комнат.
Слушают
первый абзац
—
Да (Читают 1 предложение)
—
Жила в бутылке, нрав был ворчливый и жадный.
—
Была старенькая
Читают
сказку по одному абзацу
Предполагают
значения слов
Слушают
учителя
Проверка первичного восприятия
—
Понравилась ли вам сказка? Чем?
— Кто
является героями сказки?
— Кто из
героев вам понравился? Почему?
– Сюжет,
какого произведения напомнила вам английская сказка?
(«Сказка
о золотой рыбке»).
– Что же
общего в сказке Пушкина и в сказке английского народа?
Варианты
ответов
—
Выполнение желаний старухи, а потом она осталась ни с чем.
Второе чтение и анализ
—
Прочитаем еще раз эту сказку. (Использую комбинированное чтение: учитель +
ученики).
— Как вы
представляете себе водяного? (Маленький человечек зеленого цвета)
—
Заметьте, как постепенно меняется настроение водяного: пробормотал, сделал
сердитую гримасу, буркнул, огрызнулся, фыркнул и прыгнул в озеро. Почему
так происходило? (Это злило
человечка).
— Можно
ли назвать водяного добрым? Справедливым? Почему? (Добрый — хотел старушку
отблагодарить, исполнив любое её желание; справедливый — наказал за её
жадность).
— А что
вы можете сказать о старушке? (У старушки был ворчливый и жадный нрав)
— Как
вела себя старушка при первой встрече с водяным?
— Подтвердите
свой ответ словами из текста.
— Как
поведение старушки менялось с каждой встречей с водяным?
—
Назовите по порядку все просьбы-приказы старушки. (Дом, мебель, пони, экипаж,
слуги).
— Можно
ли сказать, что старушка осталась «у разбитого корыта»? Обсудите это в парах
и дайте полный ответ.
— А что
означает выражение «Остаться у разбитого корыта»? (Остаться ни с чем, потерпеть
неудачу).
Читают
сказку, следят
Описывают
водяного
—
Потому что желания старухи нарастали
—
Водяной – добрый и справедливый
(Объясняют)
—
Ворчливая и жадная
—
Старушка растерялась … запинаясь.
—
Стала командовать, указывать
Перечисляют
Выражают
свое мнение
Предполагают
Синтез
— Как вы
думаете, эта сказка волшебная или бытовая? Объясните свое мнение.
— Для
того, чтобы проверить, как вы усвоили содержание сказки, предлагаю поработать
в парах. У вас на партах карточки с текстом. Прочитайте предложения, найдите
ошибки и исправьте их.
— Сверху
над ошибкой напишите правильный ответ.
— Проверим:
читаем предложение, называем ошибку (если есть) и называем правильный ответ.
1.
Старая, рыбу 2. Заговорила 3. Бутылки 4. Пони 5. Пешком
— У кого
все правильно – зеленый, у кого есть ошибки — красный. Почему вы допустили
ошибки?
— Не
внимательно слушали сказку.Прочитайте дома.
— А
сейчас посмотрите, у меня есть 2 пословицы, прочитайте их: «Много хочешь –
последнее потеряешь» (Желания должны быть осознанными и разумными. Жадность
до добра не доводит). «Многого желать – добра не видать».
— Как вы
понимаете эти пословицы?
— Какая
из пословиц выражает главную мысль сказки? Почему?
— Какова
же главная мысль сказки? Делать добро не заслуга, а обязанность, а потому
добро не требует вознаграждения.
—
Волшебная (Объясняют)
Слушают
объяснение задания
Работают
в парах: обсуждают, исправляют ошибки, допущенные в тексте
Читают
ответы, проверяют
Оценивают
Комментируют
Читают
пословицы
Предполагают
смысл пословиц
—
Первая (Объясняют)
Выражают
свое мнение
Инструктаж домашнего задания
—
Запишем домашнее задание: в тетради стр.44 № 3 и стр.45 №4. Что нужно
сделать: №3 — нарисовать портрет маленького водяного. Подумайте, как
вы его себе представляете и нарисуйте.
№4. Вам
нужно будет еще раз прочитать сказку и дописать пропущенные пункты плана.
Опираясь на план подготовьте пересказ сказки.
Записывают
д/з
Слушают
его объяснение
Итог урока и рефлексия
—
Вспомним, к изучению, какого раздела учебника приступили сегодня?
— С
каким произведением познакомились?
–
Понравилась ли вам английская сказка? Чем?
– Чему
учат нас английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»?
— Сказка
учит быть умеренным в своих желаниях и требованиях, учит благодарности за
совершенное добро.
— У меня
на доске есть фразы, дополните их:
— На
сегодняшнем уроке я узнал…
— После
урока мне захотелось…
— На
сегодняшнем уроке мне понравилось…
—
Спасибо за урок!
«Много
хватать — своё потерять»
Называют
Выражают
свое мнение
Слушают
учителя
Дополняют
фразы
Тема
урока: А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и
народной сказок.
—сформировать представление у учащихся о творчестве великого
русского писателя А.С. Пушкина и познакомить их со сказкой «Сказка о рыбаке и
рыбке» в процессе работы по теме урока.
Задачи: Образовательная: учить анализировать литературных героев сказки, определять основную
мысль текста.
Развивающая: развивать речь,
память, внимание, умение аргументировать свою позицию при анализе текста.
Воспитательная: воспитывать
позитивное эмоционально-ценностное отношение к литературному чтению;
воспитывать уважительное отношение у обучающихся к мнению других в процессе
работы по теме урока.
-Совершенствовать умение
выразительно читать.
-Познакомиться со сказкой А. С.
«Сказка о рыбаке и рыбке».
-Находить необходимую информацию в
тексте.
-Понимать информацию,
представленную разными способами: словесно и в виде таблицы.
-фиксировать по ходу урока (в
конце) удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы;
— определять и формировать цель
деятельности на уроке с помощью учителя.
-умение слушать одноклассника.
-проявлять интерес
к авторской сказке.
Оборудование: учебник, слова для
словарной работы, рисунки рыбок у каждого ученика, выставка книг А.С. Пушкина,
скороговорка, портрет А. С. Пушкина, ребус, видео физминутка.
№
п/п
Этап урока
Содержание
деятельности
УУД
(формируемые
на данном этапе урока)
1
Организационный этап
Мотивация к учебной деятельности
Прозвенел
уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Мы рады
приветствовать вас в нашем классе
Возможно
есть классы и лучше и краше,
Но пусть
в нашем классе вам будет светло,
Пусть
будет уютно и очень легко!
Поручено
нам вас сегодня встречать,
Начнем
же урок, не будем зря время терять.
Личностные:
мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.
Регулятивные:
организовывают своё рабочее место под руководством учителя.
2
Актуализация знаний
Речевая
разминка.
Подготовим наш речевой аппарат к
чтению.
— Рыбу
ловит рыболов.
В
реку весь ушел улов.
Прочитать
спокойно и медленно, громко, шепотом, грустно, весело, быстро как
скороговорку.
Найти
родственные слова и объяснить (рыбка рыболов)
Давайте вспомним, что такое сказка? (Жанр устного народного
творчества.)
Какие бывают сказки? (Авторские и народные). Назовите виды
сказок? (Бытовая, волшебная, о животных).
Коммуникативные:
участвовать в
диалоге,
слушать и
понимать
речь
других.
3
Физминутка
Мы
листики осенние,
На
ветках мы сидим(поднимают руки).
Дунул
ветер – полетели.
Мы
летели, мы летели(движения руками из стороны в сторону)
И на
землю тихо сели(присаживаются).
Ветер
снова набежал
И
листочки все поднял(закружились на месте).
Закружились,
полетели
И
на мести тихо сели(садятся на место).
Коммуникативные:
-слушать
и понимать речь других;
-выполнять
различные роли.
4
Целеполагание.
А сейчас давайте отгадаем ребус
и узнаем одного из главных героев сказки , которую написал Александр
Сергеевич Пушкин и которую мы сегодня будем изучать на уроке
А чтобы узнать как называется
сказка обратите внимание на доску. На доске представлены карточки, каждая
карточка имеет свой номер. Вам необходимо расставить карточки в порядке
возрастания, чтобы узнать, что же за произведения Александра Сергеевича
зашифровано.
30 о 39 рыбаке 15 Сказка 52 и 99
рыбке
— Сейчас
ребята, я прочитаю вам стихотворение об этой сказке , а вы внимательно
послушайте какие герои кроме золотой рыбки упомянуты в этом стихотворении.
Сейчас
потолкуем о сказке одной.
Тут
синее море, тут берег морской.
Старик
выйдет к морю, он невод забросит
Кого —
то поймает и что — то попросит.
О
жадной старухе рассказ здесь пойдёт.
А
жадность, ребята, к добру не ведёт.
—
Какие герои были упомянуты в этом стихотворении? (Старик, старуха).
«Сказка о рыбаке и
рыбке» была написана 14 октября 1833 г. Сюжет заимствован из сборника
немецких сказок братьев Гримм. Только там чудесным помощником героя служит
рыба камбала , которой был заколдованный принц, а в сказке Пушкина — это
золотая рыбка. Что нового вы узнали из этой информации?
Личностные:
осознают свои возможности в учении
Коммуникативные:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация
своего мнения.
5
Получение новых знаний.
Перелистайте страницы, посмотрите
какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть – это новая картина
или рассказ о новых событиях.
Работа во время чтения.
1 ЧАСТЬ. Следим по учебнику.
Словарная работа до прослушивания.
Ветхая землянка — дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод — сеть рыболовная.
Откуп — плата.
Простофиля — глупый, несообразительный человек.
Корыто –
большой открытый продолговатый сосуд с округленными стенками, предназначенный
для стирки белья или кормления скота.
— И так, самое время окунуться в волшебный мир сказки с головой.
● Задание:
назвать всех главных героев сказки (действующих лиц).
Анализ отрывка. (Ответ на вопрос, проблемный диалог.)
— Перечислите героев.
ПОСТАНОВКА
ПРОБЛЕМЫ.
— Сравните ЗАГОЛОВОК с КОЛИЧЕСТВОМ героев сказки. (Сколько
главных героев перечислено в названии сказки? Сколько их в самой сказке?)
— Что
заметили? В названии сказки нет слова старуха.
2 ЧАСТЬ. Чтение отрывка .Остальные
ученики следят за чтением.
Словарная
работа до чтения.
—
Эти слова встретятся в отрывке. Какие слова вы можете объяснить?
Кликать – звать.
Пуще – больше.
Корысть – выгода.
— А чтобы узнать, о чем же говорится во 2-ой части, давайте мы с вами
перенесемся в театр. Какой же театр без актеров? Кто хочет сегодня
побыть в роли старика? Старухи? Рыбки?
—
Как старуха отреагировала на появление нового корыта?
— Какими словами она бранила (ругала) старика?
Физминутка ( видео «А рыбки в море
плавают вот так»)
3 ЧАСТЬ.
Словарная
работа.
Светёлка — светлая комната.
Тесовые ворота – ворота из тонких
досок.
Крестьянка — женщина, занятая
хозяйством.
Столбовая дворянка –
особа богатого знатного рода.
Игра «Хвостик». — Прочитаем часть
так: я читаю первую строчку, а вы вместе вторую. И т.д.
4 ЧАСТЬ. Игра «Дуэт» – чтение строчки парами
одновременно.
Словарь. Игра «Разведчики».
—
Просмотрите текст, найдите выделенные слова. Прочитаем их значение.
Душегрейка —
женская тёплая кофта без рукавов.
Кичка —
старинный русский праздничный головной убор.
Чупрун — чуб, хохолок.
—
Как старик объясняет, почему он снова беспокоит рыбку? «Пуще
прежнего старуха вздурилась (сильно разозлилась)».
—
Выберите слово из пары: ДОБРАЯ – ЗЛАЯ. (слово под картинку)
5 ЧАСТЬ.
— Давайте узнаем, что было дальше. Чтение цепочкой.
—
Запомните слова, которые останутся вам непонятны и после просмотра.
Словарная
работа. (перед чтением)
—
Прочитайте значение слов.
Белены объелась — обезумела, сошла с
ума.
Пряник печатный — пряник с
отпечатанным на нём рисунком или буквами.
Невежа — грубый, невоспитанный
человек.
Анализ
текста. (Выборочное чтение, характеристика героя.)
—
Кем хочет стать старуха в этой части? Найдите ответ в тексте.
—
Что на это ответил ей старик? Найдите ответ в тексте.
—
Как отреагировала на эти слова старуха? Найдите ответ в тексте.
—
Выберите слово из пары: ПОКОРНАЯ – ВЛАСТНАЯ.
— Прочитайте, как выглядело море? (Почернело синее море)
— Покажите руками движение моря, иллюстрация к этой части вам поможет (высокие
волны).
6 ЧАСТЬ. Игра
«Буксир».
Словарная
работа до чтения.
—
Найдите и прочитайте в словаре учебника значение выражения быть на
посылках.
Быть на посылках – находиться в
полном подчинении от кого-нибудь.
— Предлагаю последнюю часть
прочитать, играя в «Буксир». В море он тянет за собой корабль.
Сейчас буксиром буду я, а вы кораблем. Я быстро читаю текст этой части,
а вы, тихо повторяя, стараетесь успеть за мной.
• Задание перед чтением: «Что
спросил старик у рыбки?» (подчеркнуть)
Анализ
текста. (Ответы на вопросы, выборочное чтение, характеристика героя.)
—
Что спросил старик у рыбки? Прочитайте вопросительное предложение в его
словах. (- Что мне делать с проклятою бабой?)
—
Что в этот раз ответила ему рыбка? Найдите ответ в тексте.
Ничего не сказала
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Сдержанна
и спокойна рыбка и в последний раз, но её настроение передаёт море.
—
Прочитайте, как выглядело море? (На море чёрная буря)
— — Выберите цвет моря для этой части. (чёрный)
—
Чем закончилась сказка? Найди ответ в тексте.
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею РАЗБИТОЕ корыто.
—
Что произошло? (Рыбка наказала старуху.)
Регулятивные
:планировать
свои
действия в соответствии с поставленной
задачей
и
условиями
её
реализации,
в том
числе во
внутреннем
плане;
Познавательные
:
строить
сообщения
в
устной
форме.
7
Первичная проверка понимания
— Работа после чтения.
—
Почему это произошло? ( Старухе надо всё больше и больше)
—
Выберите слово из пары: ЩЕДРАЯ – ЖАДНАЯ.
—
Прочитайте, что получилось. Какая старуха?
Характер старухи:
грубая, сварливая, злая, властная, жадная.
— Как называются такие черты характера у человека? (Все черты её характера — отрицательные.)
Вывод:
— Жадных, грубых, злобных людей никто не любит, а их поступки
осуждают.
— Как была наказана старуха за свою грубость, злость, жадность? (Она опять осталась у разбитого корыта в своей ветхой землянке).
Работа с фразеологизмом.
Выражение «остаться у разбитого корыта» до сих
пор употребляется в речи.
Предметные:объяснять
значение
слова с
опорой на контекст, с
использованием
словарей и другой
справочной
литературы.
8
Первичное закрепление.
Работа на
карточках
— На партах у вас карточки с заданиями. Посмотрите на 1-е задание. Прочитайте
его. Вам необходимо со своим соседом по парте выполнить это задание. На это
вам пара минут.
2. Восстановите порядок желаний старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке».
(4)1) Хочет быть вольною царицей.
(1)2) Хочет иметь новое корыто.
(3)3) Хочет быть столбовою
дворянкой.
(6)4) Хочет, чтобы рыбка золотая
служила у неё на посылках.
(2)5) Требует избу.
(5)6) Хочет быть владычицей
морскою.
2.Какой характер
у старика и старухи? Соедини стрелками «Сказка о рыбаке и рыбке».
Характер Характер старухи | сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный алчный податливый грубый неуживчивый |
Коммуникативные
:формулировать собственное
мнение.
Предметные
:
находить
в
тексте
требуемую
информацию
(конкретные
сведения,
факты,
описания),
заданную
в
явном
виде.
определять
главную
мысль и
героев
произведения
Итог урока
Итак,
ребята, творчество какого поэта мы сегодня продолжали изучать на уроке?
-Сколько
всего сказок он написал?
— С
какой сказкой познакомились? (Сказка о рыбаке и рыбке)
-Почему
это произведение А. С. Пушкин назвал сказкой? (Есть волшебный герой –
золотая рыбка)
— Какая
это сказка? (Авторская, волшебная)
— Как вы
понимаете остаться у разбитого корыта? (Остаться ни с чем)
Чему научила вас эта сказка?(не
надо быть жадным, нужно ценить, то что имеем).
Регулятивные:
сохранять
учебную
задачу
Личностные
УУД:
— умеют
анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или
неуспеха в своей учебе.
9
Рефлексия
Мысленно оцените свою работу на
уроке. У вас у каждого 2 рыбки , одна белая, одна золотая.. Ваша задача
выбрать рыбку того цвета, как вы оцениваете свою работу.
Отлично поработал сегодня на
уроке
Хорошо поработал, но недостаточно
понял материал.
Выберите для себя и поднимите.
Подумайте и скажите, а какое
желание бы вы загадали золотой рыбке? Напишите ей свои пожелания, советы.
Кто-нибудь из вас желает прочитать? Дети пишут свои желания на листах с
изображением золотой рыбки.
Регулятивные:
сохранять
учебную
задачу
10
Домашнее задание.
Прочитать
сказку до конца.
Написать
мини-сочинение(4- 5 предложений) , которое начиналось бы так «Если бы я
встретил золотую рыбку». По желанию можно к любому отрывку из
сказки нарисовать рисунок.
А
закончить урок мне бы хотелось такими словами
Читайте
Пушкина, друзья!
Читайте
сказки!
И будет
жизнь тогда полна
Тепла и
ласки.
Читайте
Пушкина всегда —
Вот вам
подсказка,
И
пронесете сквозь года
Вы
радость сказки.
Молодцы
ребята. Спасибо за урок .Благодарю всех за активное участие на уроке, а
присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку. Всего самого
доброго. Спасибо.
Регулятивные:
сохранять
учебную
задачу
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101.
УКМ «Школа России»
1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».
Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.
2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?
Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.
Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.
Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.
3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?
Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.
4. Сравни начало и конец сказки.
Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта.
5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?
Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.
Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.
6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?
Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.
7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.
План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»
- Старики и землянка.
- Спасение рыбки.
- Новое корыто.
- Новая изба
- Столбовая дворянка.
- Вольная царица.
- Последняя просьба.
- Опять землянка.
Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса
Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.
Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.
Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.
Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.
Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.
Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.
Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.
Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.
8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.
Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.
В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.
Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».
9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».
Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса
Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.
На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.
Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.
И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.
Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.
А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.
Есть предел человеческим желаниям? Вообще, есть, но некоторые люди забывают об умеренности и тогда просто не могут остановиться. По моему мнению, именно такой теме посвящено сказку А. Пушкина “О рыбаке и рыбке”.
Старик со старухой жили тридцать три года на берегу синего моря в “ветхой землянке”, “дед ловил неводом рыбу, а баба ткала пряжу”. Жили они тихо и спокойно до тех пор, пака дед не поймал золотую рыбку. Старый был хорошим человеком, так бы и отпустил ее, даже ничего не попросив. Совсем другой была баба! Ее желанием не было
предела. Сначала ей захотелось новое корыто, затем – новый дом, захотелось стать дворянкой, царицей и наконец – морской владычицей.
Золотая рыбка исполняла все желания сварливой бабы, и только быть у нее на побегушках она не смогла. Следовало остановить стремительность желаний старой, именно это и сделала золотая рыбка. И вместо “моря-окияна” баба снова оказалась в своей землянке у расколотого корыта.
Действительно, баба была очень корыстной, эгоистичной и ни разу в своих желаниях не упомянула деда. Ее сердце окаменело от жадности. Поэтому наказание ее было справедливым. Автор нам показывает, что жадность к хорошему людей не приводит, и главное в жизни это оставаться человеком.
(3 votes, average: 3.33 out of 5)
Loading…
Похожие сочинения:
Сочинение по сказке Андерсена “Стойкий оловянный солдатик” Что дает человеку силы? Для одних – это власть, для других – деньги, третьи считают, что это друзья, родные и близкие люди. А иногда такой силой является любовь, которая окрыляет…
Сочинение по японской народной сказке “Иссумбоси, или Мальчик-с-пальчик” Как известно, героями становятся сильные и смелые мужчины. А что может маленький мальчик? Оказывается, очень много. И, чтобы стать героем, вовсе не обязательно быть великаном. Лучшим примером этого является Японская…
Сочинение по сказке “Снежная королева” Ханса Кристиана Андерсена Лето было жарким. Я мечтала о мороженом, прохладе и вспоминала зимние каникулы. Так, мечтая, я шла в сельскую библиотеку. Наш библиотекарь, предложила мне книжку с нового приобретения – “Снежная королева”…
Сочинение по сказке Дж. Р. Киплинга “Маугли” В детстве мы знакомимся со многими интересными сказками, рассказами, стихами. Но на меня большое впечатление произвела книга Дж. Редьярда Киплинга “Книга Джунглей”. Когда я прочитал “Маугли” – одно из произведений…
Сочинение по повести-сказке “Машина для исполнения желаний” Люди часто любят загадывать желания, даже самые удивительные. Всегда ли они осуществляются? На этот вопрос ответить сложно, поскольку все зависит от многих причин. Возможно, поэтому люди во все времена мечтали…
Сочинение по китайской народной сказке “Кисточка Маляна” Какими бывают мечты? Различными, конечно. А у Маляна, героя китайской народной сказки, самой большой мечтой было желание научиться рисовать. И мальчик был из бедной семьи и поэтому не имел кисточки….
Сочинение по сказке Х. К. Андерсена “Гадкий утенок” Лебеди… Кто из нас не любит этих величественных белоснежных птиц с гордой осанкой! Смотрю на них и вспоминаю датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Недавно я прочитала “Гадкий утенок”. Какое чудо…
Сочинение по сказке Оскара Уайльда Звездный мальчик Я мечтал, чтобы зло в мире было наказано. Мне очень интересно было читать Сказку Оскара Уайльда “Звездный мальчик”. О чем она? О холоде – зло и тепло – добро и…
Сочинение по сказке Антона Сияника “Никита Кожемяка” Я очень люблю читать книги. Книги делают нашу жизнь интереснее, разнообразнее, учат нас мудрости и справедливости, захватывают и веселят, подсказывают выход из сложных ситуаций. Во время летних каникул я прочитала…
Сочинение на тему “Добро и зло в сказке Г. Х. Андерсена “Снежная Королева” Ганс-Христиан Андерсен – знаменитый датский сказочник, написавший множество замечательных произведений. Одной из любимых для многих детей является сказка “Снежная Королева”. Ее любят за то, что главная героиня – простая девочка…
Сочинение по индийской народной сказке “Хитрый шакал” Мошенничество – очень страшная вещь, в каком бы виде оно не появилось в мире. Эта человеческий недостаток довольно распространен, поэтому оно неоднократно высмеивалась в сказках. В частности, этой теме посвящена…
ЧУДЕСА В “СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ” ЧУДЕСА В “СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ” > А. С. ПУШКИНА Сказок без чудес не бывает. Это знают все. Стоит лишь раскрыть книгу – и сразу попадаешь…
Хорошо делай – хорошо и будет: Сочинение по сказке братьев Гримм “Госпожа Метелица” Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что работящих всегда любят, а ленивых не жалуют. И не только потому, что трудолюбивые больше успевают. Просто, по моему мнению, работящие являются более надежными людьми,…
Настя и Митраша (по сказке “Кладовая солнца”) Сказка-быль “Кладовая солнца” М. М. Пришвина посвящена реальным событиям. В ней описывается жизнь русской деревни в послевоенные годы. Мы видим и трудности деревенских жителей и их необыкновенную сплоченность. Главные герои…
Добро и зло в сказке Маршака “Двенадцать месяцев” Сказка “Двенадцать месяцев” рассказывает нам о девушке “падчерицы”, которая мне очень сильно симпатизирует. Маршак изобразил главную героиню сказки очень доброй и приветливой девочкой, чем пользовались другие негативные герои. В качестве…
Сочинение на тему: Мое любимое время года – осень Вот и наступила осень. С середины сентября до, примерно, середины октября листья на деревьях из зеленых станут золотыми и рыжими. Этот период называют золотая осень. Трава в степи жухнет и…
Сочинение на тему Метель в повести А. С. Пушкина А. С. Пушкин часто размышлял о роли случая в жизни человека. От чего зависит человеческая судьба? Насколько предопределены события? Может ли человек сам менять свою жизнь? Эти вопросы Пушкин ставил…
Анализ стихотворения Бальмонта “Золотая рыбка Каждый человек в глубине души верит в чудеса, даже если обладает прагматичным складом ума. Однако детские сказки и предания откладывают на всех нас свой отпечаток. Что уж говорить про романтические…
Сочинение на тему Романтизм и ирония в “Повестях Белкина” А. С. Пушкина “Повести Белкина” являются одним из лучших образцов реалистической прозы XIX века. Построены они довольно необычно: небольшие картинки из жизни имеют своеобразные романтические сюжеты, которые можно назвать “вечными”. На самом деле,…
Сочинение на тему “Беда научит, как на свете жить” Представим, что в наших руках оказалась золотая рыбка, бутылка с джином или волшебная фея… Проще говоря, представим, что у нас появилась возможность загадать одно желание, которое бы обязательно сбылось. Наверное,…
Сочинение по трагедии Александра Пушкина “Борис Годунов” А. С. Пушкин – один из немногих известных литературных гениев, творчество которых отличается жанровым разнообразием. Вот и трагедия “Борис Годунов” не является исключением: яркая историко-политическая тематика выделяется на фоне преобладающей…
Сочинение по произведению “Дубровский” А. С. Пушкина В произведении “Дубровский” выдающегося русского классика Александра Сергеевича Пушкина можно увидеть различные яркие образы и крестьян, и людей дворянского происхождения. Автор очень гордится людьми из народа, их духовностью и богатством…
Письмо Коту из поэмы Пушкина “Руслан и Людмила” Доброго дня, уважаемый господин Кот! Получив возможность написать письмо любимому литературному герою, я выбрала именно Вас! А вдохновил меня на написание этого письма Вступление к поэме Александра Пушкина “Руслан и…
Сила настоящего искусства в сказке Андерсена “Соловей” Сюжет сказки чрезвычайно прост. Император, прочитав о соловье, захотел его увидеть и услышать. И был очень удивлен, увидев невзрачную маленькую серенькую птичку, ведь он представлял ее совсем другой. И когда…
Сочинение на тему Благородство против подлости (По роману А. С. Пушкина “Дубровский”) А. С. Пушкин всю свою жизнь ненавидел подлость, несправедливость и самодурство. Своими произведениями он боролся против них, Особенно ярко это проявляется в его романе “Дубровский”. В этом романе Пушкин противопоставляет…
Сочинение на тему Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка" 1 вариант сочинения. В повести “Капитанская дочка” Пушкин нарисовал яркие образы. Описывая поступки героев, их отношение к окружающим, их внешность, передавая мысли и чувства, писатель создает у нас четкое представление…
Сочинение, анализ поэмы-сказки А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” “Руслан и Людмила” 1818-1820 Пушкин Александр Сергеевич >>> После празднования свадьбы Руслана (красивый покоритель печенегов) и Людмилы (красивая принцесса), которые проживают в период средневековья на славянских землях, волшебным образом неизвестные…
Сочинение на тему Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка" Повесть А. С. Пушкина называется “Капитанская дочка”, но как раз Машу Миронову можно назвать второстепенным действующим лицом. Сюжетное напряжение повести держится на трех опорных точках. Это образы Швабрина, Гринева и…
“САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ” (по сказке А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”) “САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ” (по сказке А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”) Благодаря нравственному содержанию произведений А. де Сент-Экзюпери интерес к ним никогда не ослабевает. Его герои – летчики –…
СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТИХОТВОРЕНИИ А. С. ПУШКИНА “К ЧААДАЕВУ” Читая стихи Пушкина, мы не только попадаем под обаяние его изумительного поэтического дара, но и открываем для себя особый талант этого поэта – талант дружбы. Стихотворения, посвященные дружбе, занимают особое…
Сочинение по сказке Пушкина “О рыбаке и рыбке”
Каждый, кто одалживает деньги, рискует никогда их не вернуть. Даже если дает в долг ближайшим родственникам или друзьям. Чтобы сохранить средства и добропорядочные отношения с человеком, который просит в займы, специалисты рекомендуют всегда оформлять такую сделку документально. Ниже мы рассмотрим 7 способов, позволяющих сохранить время и нервы займодателя, а также разберемся, что делать, если одолжил деньги без расписки.
Совет 1: составьте долговую расписку
Первый и самый важный совет для тех, кто дает средства в долг, – составляйте долговую расписку. Особенно, если заемщик просит взаймы сумму от 10 тысяч рублей. В таком случае сделку обязательно нужно оформить письменно.
Расписка пишется лично заемщиком, обязательно от руки. В ней указываются паспортные данные каждой из сторон, сумма займа, сроки и условия возврата. Не лишним будет прописать санкции, которые начнут действовать, если человек не вернет деньги вовремя.
Не нужно стесняться предлагать родственнику или другу составить такую расписку. Если он действительно собирается отдавать долг, то его не смутит предложение займодателя. А сам документ будет внутренне дисциплинировать заемщика вернуть средства вовремя.
Как вернуть долг, если нет расписки
Если заемщик все же одолжил средства без расписки и хочет их вернуть, то успех всей затеи будет зависеть от того, какая именно сумма была одолжена, и какой способ для возврата денег он использует. Здесь есть несколько вариантов.
Обращение в полицию
Не исключено, что сотрудники правоохранительных органов попытаются разубедить гражданина писать заявление, если у него на руках нет расписки, а есть, например, только переписка с должником в соцсети. Но это неправомерно – заявление должны принять в любом случае.
После того как полицейские примут заявление, они обязаны провести проверку. При этом должника вызовут на допрос, чтобы получить от него объяснения. Далее возможны три варианта развития событий:
- опрашиваемый заявит, что ни о каких деньгах ничего не знает;
- должник сознается, что брал деньги в долг, но утверждает, что никого не обманывал и вернет средства сразу, как только сможет;
- человек испугается допроса в отделении полиции и вернет деньги займодателю.
Третий вариант, конечно, самый предпочтительный, но такое происходит довольно редко, особенно если должник изначально не собирался возвращать долг. Чтобы в полиции возбудили дело против такого человека, должно сработать одно из условий:
- гражданин сознается, что не планировал возвращать деньги и обманул займодателя;
- в адрес подозреваемого поступило сразу несколько заявлений (он взял средства взаймы у нескольких людей);
- при получении денег человек предоставил ложные сведения о себе (например, чужие паспортные данные).
Если вышеперечисленных обстоятельств нет, то в возбуждении уголовного дела откажут. С должником просто побеседуют и отпустят. Потому данный способ возврата долга малоэффективный. С другой стороны, если должник в процессе беседы с полицейским сознается, что брал деньги взаймы, то эти сведения можно использовать при подаче судебного иска.
Обращение в суд
С точки зрения закона, если двое людей договорились о передаче взаймы суммы менее 10 тысяч рублей, то между ними действует устный договор займа. Это значит, что бездействие должника можно оспаривать в гражданском суде.
Но устная форма договора не освобождает займодателя от необходимости доказывать, что сделка состоялась. В качестве подтверждения факта передачи средств можно использовать:
- показания свидетелей;
- переписку в соцсетях, мессенджерах или по смс;
- записи телефонных разговоров;
- электронные или фактические письма;
- выписки из банка о переводе средств;
- полицейские протоколы.
Обращаться следует к мировому судье по адресу регистрации должника. Истец может рассчитывать также на взыскание процентов от суммы долга. Обычно они указываются в расписке или в договоре займа. Но поскольку речь идет о том случае, когда вышеперечисленных бумаг нет, то проценты начисляются по ключевой ставке Центрального Банка РФ. Моральный вред компенсировать в таком разбирательстве не получится. Он возникает только при нарушении неимущественных прав. А спор из-за денег является имущественным.
Казалось бы, что инициировать судебное разбирательство достаточно просто, даже когда нет расписки о передаче средств в долг. Но по факту истец должен будет заверить у нотариуса доказательства. А это обойдется ему в сумму около 6000 рублей. Точная стоимость услуги зависит от региона и складывается из нотариального тарифа в 3000 рублей и стоимости технических и правовых работ.
Исходя из этого, долг до 10-20 тысяч рублей будет проще простить, чем возвращать через суд. Но правильней всего заставить заемщика написать расписку при получении средств.
Совет 2: установите проценты
По доброте душевной одалживая средства родственникам или друзьям, займодатели редко устанавливают проценты. Обычно человек рассчитывает получить ровно ту же сумму, которую дал взаймы.
С точки зрения закона заем до 100 тысяч рублей по умолчанию считается беспроцентным, если другого не прописано в договоре между физлицами. Если была передана сумма средств более 100 тысяч, то по умолчанию проценты по ней будут равняться ключевой ставке ЦБ РФ, которая составляет сейчас 6,5% годовых.
Потому при передаче даже небольшой суммы, следует установить определенный процент. Такое условие будет мотивировать должника вернуть средства вовремя. Но если ситуация усугубится и дело дойдет до суда, то судья может снизить размер процентов, если посчитает, что они слишком обременительны для должника.
Совет 3: напишите договор займа
В идеале при одалживании денег нужно писать не только расписку, но и договор займа. Первая пишется заемщиком непосредственно при передаче ему денег, а в договоре отражаются все нюансы сделки: кто, кому, сколько и на каких условиях одолжил.
Если договора нет, а расписка составлена неправильно, то заемщик может сказать, что брал средства не в долг, а безвозмездно или для совместного бизнеса. Если договор есть, а расписки нет, то он может утверждать, что деньги так и не получил.
Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.
Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45
Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25
Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20
Когда займодатель одалживает крупную сумму, то договор займа обязательно нужно заверять у нотариуса. Так, в случае возникновения неприятной ситуации можно будет обратиться к нему, чтобы получить исполнительную надпись. С таким документом займодатель может сразу обратиться к судебным приставам, чтобы взыскать средства.
Как вернуть долг без договора займа
Даже если договор не оформлялся, все равно есть смысл судиться с должником. При этом нужно использовать любые доказательства, которые смогут подтвердить наличие его обязательств перед истцом. Проценты в таком случае получить не удастся, но есть шанс вернуть основной долг.
В целом у истца есть два варианта действий:
- если есть однозначные доказательства займа, можно требовать возврат долга на общих условиях (с процентами, штрафом, неустойкой);
- если доказательств займа недостаточно, иск может базироваться на неосновательном обогащении.
Последний вариант очень хорошо подходит в тех случаях, когда займодатель переводил средства заемщику через онлайн-банкинг и есть выписка со счета, подтверждающая данный факт. На основании этого в иске можно написать, что средства были переведены по ошибке. А по закону если человек получил чужие деньги без причины, то он обязан вернуть их.
Но ключевая особенность иска, базирующего на неосновательно обогащении, кроется в том, что бремя доказывания ложится на ответчика. Это ему придется убедить суд в том, что эти средства были переведены ему как подарок или в рамках какой-либо сделка. Если он не сможет этого сделать, то ему придется вернуть средства.
Совет 4: установите санкции за просрочку
Санкции за просрочку выплаты долга – это необязательная, но желательная часть договора или расписки. Прежде всего, такой пункт будет выступать дополнительным стимулом для заемщика. Также наличие условия о санкциях в соглашении является подтверждением серьезности договора в суде.
Размер штрафа должен быть указан максимально четко в тексте договора. Например, можно написать, что если заемщик не вернет заем до 1 октября 2021 года, то он обязывается выплатить займодателю штраф – 10 тысяч рублей.
Естественно, что такие условия вызывают недопонимание со стороны близких родственников или друзей, которые пришли просто одолжить денег. Следует объяснить им, что это стандартная форма договора, которую рекомендует юрист.
Совет 5: передавайте деньги через онлайн-банкинг
Передача денег в долг безналичным способом всегда безопаснее, и этому есть несколько причин. Прежде всего, выписка из банка будет выступать дополнительным доказательством того, что заемщик получил средства. И если дело дойдет до суда, даже при наличии договора или расписки выписка по счету сыграет важную роль.
При переводе средств в назначении платежа следует указать, что деньги перечисляются по договору займа. Если он заверен нотариально, значит у него есть порядковый номер, который и следует написать в специальной строке.
Кроме того, если был оформлен банковский перевод, договора и расписки нет, а заемщик отказывается возвращать средства, то займодатель может составить на него иск за неосновательное обогащение.
Совет 6: залог в качестве обеспечения займа
Если человек просит большую сумму в долг, то следует предусмотреть определенный залог в качестве обеспечения займа. Если такой пункт будет в договоре, то в случае невозврата средств заемщиком займодатель может потребовать с него то имущество, которое было прописано в тексте соглашения.
Это может быть квартира, земельный участок, движимое имущество, драгоценности или любые другие вещи. Главное, чтобы предмет залога был четко указан в договоре займа. Учитывая сложность и серьезность соглашения между сторонами, его нужно обязательно заверять нотариально, а в некоторых случаях потребуется еще и регистрация в Росреестре.
Как составить договор займа под залог
Стандартной формы написания такого договора нет, он может быть произвольным. Но все же его рекомендуется составить по определенному шаблону, чтобы точно не забыть прописать все важные моменты и условия. Итак, сперва рассмотрим, как пишется договор займа:
- ФИО сторон;
- дата написания договора;
- сумма, которая передается взаймы (пишется цифрами и в скобках прописью);
- срок, на который одалживаются деньги;
- порядок возврата (вся сумма или частями);
- размер процентов, которые заемщик должен выплатить за пользование деньгами;
- санкции за просрочку по выплате долга;
- имущество, которое выступает в виде залога.
В конце договора обязательно прописываются паспортные данные сторон, ставятся подписи. Отдельно составляется договор залога, особенно если в качестве залогового имущества выступает недвижимость. В таком документе должны присутствовать следующие пункты:
- паспортные данные и адреса сторон;
- сведения об объекте, передаваемом в залог (адрес квартиры, площадь, ее кадастровый номер и др.);
- оценочная стоимость объекта;
- лицо, которое несет ответственность за сохранность залога;
- ссылка на договор займа, который привязан к залогу;
- условия передачи или реализации объекта в случае неисполнения договора займа.
Такой документ обязательно регистрируется в Росреестре. А если имущество принадлежит гражданину, состоящему в браке, и классифицируется, как совместно нажитое, то потребуется получить также согласие супруга.
Совет 7: оцените, насколько заемщик платежеспособен
Прежде чем дать крупную сумму денег в долг, следует оценить платежеспособность человека, будь то даже близкий родственник. Для этого следует:
- попросить показать справку о доходах, налоговую декларацию;
- проверить, нет исполнительных производств или текущих судебных разбирательств в отношении заемщика;
- убедиться, что его имущество не находится в залоге;
- проверить, не проходит ли человек процедуру банкротства.
Информацию о человеке можно проверить бесплатно по открытым базам данных. Если репутация заемщика выглядит сомнительной, то деньги в долг лучше не давать.