Придумать рассказ на тему когда в товарищах согласья нет 2 класс

Мальчик федя рыбкин любил смешить весь класс, это было даже привычкой. один раз он подрался с гришей копейкиным из-за флакончика

Мальчик Федя Рыбкин любил смешить весь класс, это было даже привычкой. Один раз он подрался с Гришей Копейкиным из-за флакончика туши. И нечаянно одна капля попала на лоб Феде. Он вначале рассердился, но когда увидел, что все ребята смеются решил, что эта клякса на лбу даже к лучшему.

Начался урок, а Федя специально еще больше намазался тушью. Ребята покатывались со смеху. Когда учительница заметила, что Федя сделал, то сказала ему, что тушь химическая, ядовитая и от нее будут волдыри и язвочки.

Федя испугался и весь урок тер лицо то промокашкой, то платком, но ничего не помогало. Он испугался и поднял руку, чтобы выйти умыться, но учительница его не отпустила. Феде уже начало казаться, что лицо уже начинает чесаться, но учительница сказала: «Ничего. Пусть почешется. Зато в другой раз не станешь мазать лицо чем попало».

Федя сидел как на иголках и все время хватался за лицо. На переменке Федя побежал умываться. Всю перемену тер лицо мылом. Потом всю неделю Федя ходил серьезный: все ждал, что на лице волдыри вскочат. Но волдыри так и не вскочили, а за эту неделю Федя даже разучился на уроках смеяться. Теперь смеется только на переменках, да и то не всегда.

5.12. 2013

Урок

Литературное чтение

4 класс

Тема: Характер произведения. Н. Носов «Клякса».

Форма урока
: Урок – мастерская

Цели урока:


Продолжить знакомство с творчеством Н.Н.Носова.

Обеспечение глубокого понимания текста через практическую деятельность;

Развитие памяти, интереса к чтению, творческих способностей учащихся.

Р
азвитие навыков самостоятельного чтения, воображения, мышления, творческих способностей, умения работать в группах.

Развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с собственным жизненным опытом.

Развивать речь учащихся обучая их построению собственных высказываний, творческое начало при прогнозировании содержания текста.

Воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний.

Воспитывать нравственные качества.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Целевая установка.

Сегодня на уроке начинаем работу над новым произведением. Работать будем в группах по 6 человек. Урок
будет проходить в форме мастерской.

III. Работа по теме урока.

1.Знакомство с текстом.

Я разделила текст рассказа на 4 части и напечатала их на листах разного цвета.

Разберите цветные листки и прочитайте напечатанные на них отрывки рассказа.
(приложение 1)

2. Пересказ и объединение отрывков в рассказ.

Перескажите в группах прочитанный вами отрывок и попытайтесь разложить листы так, чтобы получился рассказ.

  • В каком порядке по цветам лежат листы?
    (Зелёный, розовые, голубые, жёлтый. В таком порядке должны лежать листы. Каждая группа называет свой порядок расположения листов. Если есть неточности, то на данном этапе они не исправляются.)

А теперь послушайте рассказ, написанный автором, и проверьте правильность выполненного вами задания.

(чтение текста рассказа учителем)

  • В какой группе рассказ был восстановлен в том же порядке, что и у автора?

Написал этот замечательный рассказ Николай Николаевич Носов.
(портрет, запись фамилии автора на доске)
Со многими произведениями этого автора и его биографией мы уже знакомы.

5. Название рассказа
.

Обсудите в группах, как можно назвать этот рассказ. Представьте своё название и объясните его происхождение.
(ученики обсуждают возможный вариант названия, записывают его на листах бумаги, затем прикрепляют лист на доску и объясняют, почему именно так называли рассказ)

Н. Н. Носов назвал этот рассказ «Клякса».

6. Проверка восприятия текста. Физминутка.

«Утверждения»

Если вы согласны с моим утверждением – поднимаете руки вверх и киваете головой «да», если не согласны – топаете ногами и киваете головой «нет».

1)В начале рассказ Федя Рыбкин предстаёт перед читателем серьёзным учеником.

2)Федя не стал смывать кляксу, потому что ребята смеялись, глядя на неё.

3)Гриша предложил Феде носовой платок, чтобы тот стёр кляксу.

4) Зинаида Ивановна обрадовалась, когда увидела грязное лицо Феди.

5)Феде было не до смеха, потому что он испугался, что его лицо покроется волдырями.

6)Поведение Феди огорчило учительницу.

7)Зинаида Ивановна специально делала вид, что не замечает поднятой руки Феди.

8)Федя за месяц разучился смеяться на уроках.

7. Творческое задание.

У каждой группы на оранжевом листочке записано задание. Прочитайте его и приступайте к выполнению.
(приложение 2)

IV.Домашнее задание.

Домашнее задание тоже будет у каждой группы своё.

Возьмите полоски белой бумаги и прочитайте задание.
(приложение 3)

Какая группа, какое задание будет выполнять?

V. Итог урока.

VI. Релаксация.

На больших листах белой бумаги напечатаны 4 оценки. Выберите ту, которой, по-вашему мнению, можно оценить наш урок и закрасьте её любым цветом
.
(приложение 4)

Приложения.

Приложение 1

(на листах зелёного цвета)

Я расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс. У него была привычка смешить ребят. И ему было всё равно: перемена сейчас или урок. Так вот. Началось это с того, что Федя подрался с Гришей Копейкиным из-за флакончика туши. Только если сказать по правде, то никакой драки тут не было. Никто никого не бил. Они просто вырывали друг у друга из рук флакончик, а тушь из него выплеснулась, и одна капля попала Феде на лоб. От этого на лбу у него получилась чёрная клякса величиной с пятак.

Сначала Федя рассердился, а потом он увидел, что ребята смеются, глядя на его кляксу, и решил, что это даже лучше. И не стал смывать кляксу.

(на листах розового цвета)

Скоро зазвонил звонок, пришла Зинаида Ивановна, и начался урок. Все ребята оглядывались на Федю и потихоньку смеялись над его кляксой. Феде очень нравилось, что он одним своим видом может смешить ребят. Он нарочно сунул палец во флакончик, измазал нос тушью. Тут уж никто без смеха не мог на него смотреть. В классе стало шумно.

Зинаида Ивановна сначала никак не могла понять, в чём тут дело, но она скоро заметила Федину кляксу и даже остановилась от удивления.

Это ты чем лицо испачкал, тушью? – спросила она.

Ага, — кивнул головой Федя.

Зинаида Ивановна показала на флакончик, который стоял на парте.

Этой, — подтвердил Федя, и рот его разъехался, чуть ли не до ушей.

Зинаида Ивановна надела на нос очки и с серьёзным видом осмотрела чёрные пятна на лице Феди, после чего сокрушённо покачала головой.

Напрасно ты это сделал, напрасно! – сказала она.

А что? – забеспокоился Федя.

Да, видишь ли, тушь эта химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От этого кожа сперва начинает чесаться, потом на ней вскакивают волдыри, а потом уж по всему лицу идут лишаи и язвочки.

Федя перепугался. Лицо у него вытянулось, рот сам собою открылся.

Я больше не буду мазаться тушью, — пролепетал он.

Да уж думаю, больше не будешь, — усмехнулась Зинаида Ивановна и продолжала урок.

(на листах голубого цвета)

Федя поскорей принялся стирать пятна туши носовым платком, потом повернул своё испуганное лицо к Грише Копейкину и спросил:

Есть?

Есть, — шёпотом сказал Гриша.

Федя снова принялся тереть лицо платком, но чёрные пятна глубоко въелись в кожу и не стирались.

Гриша протянул Феде ластик и сказал:

На вот. У меня замечательная резинка. Потри попробуй. Если она тебе не поможет, то пиши пропало.

Федя принялся тереть лицо Гришиной резинкой, но это не помогло. Тогда он решил сбегать умыться и поднял руку. Но Зинаида Ивановна, будто нарочно, не замечала его. Он то вставал, то садился, то приподнимался на цыпочки, стараясь вытянуть руку как можно выше. Наконец Зинаида Ивановна спросила, что ему нужно.

Разрешите мне пойти умыться, — попросил жалобным голосом Федя.

А что, уже чешется лицо?

Н-нет, замялся Федя. – Кажется, ещё не чешется.

Ну, тогда посиди. На перемене успеешь умыться.

Федя сел на место и снова принялся тереть лицо промокашкой.

Чешется? – озабоченно спрашивал Гришка.

Н-нет, кажется, не чешется… нет, кажется, чешется. Не разберу, чешется или не чешется. Кажется, уже чешется! Ну-ка, посмотри, нет ещё волдырей?

Волдырей ещё нет, а вокруг уже всё покраснело, — шёпотом сказал Гриша.

Покраснело? – испугался Федя. – Отчего же покраснело? Может быть, уже волдыри начинаются или язвочки?

Федя снова стал поднимать руку и просить Зинаиду Ивановну отпустить его умыться.

Чешется! – хныкал он.

Теперь ему было не до смеха. А Зинаида Ивановна говорила:

Ничего. Пусть почешется. Зато в другой раз не станешь мазать лицо, чем попало.

(на листах жёлтого цвета)

Федя сидел как на иголках и всё время хватался за лицо руками. Ему стало казаться, что лицо на самом деле стало чесаться, а на месте пятен уже начинают вздуваться шишки.

Ты лучше не три, посоветовал ему Гришка.

Наконец прозвенел звонок. Федя первым выскочил из класса и во всю прыть побежал к умывальнику. Там он всю перемену тёр лицо с мылом, а весь класс над ним потешался. Наконец он начисто оттёр пятна туши и целую неделю после того ходил серьёзным. Всё ждал, что на лице волдыри вскочат. Но волдыри так и не вскочили, а за эту неделю Федя даже разучился на уроках смеяться. Теперь смеётся только на переменках, да и то не всегда.

Приложение 2

(на листах оранжевого цвета)

Придумать по два вопроса по содержанию к первой, второй и третьей частям рассказа.

Приложение 3

Тема:

Н. Носов «Клякса».

Цели:

совершенствование техники чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность);

расширение словарного запаса детей;

развитие мировоззрения;

формирование основ литературного образования, расширение читательского кругозора;

воспитание на примере литературных героев.

Оборудование:

книги с произведениями Н.Н.Носова, портрет писателя, рисунки детей, наливная чернильная ручка.

Ход урока.

I

. Организационный момент.

Приглашаю вас на выставку работ юных художников. Все они поклонники творчества известного писателя. Назовите его.

1
.

Что вы знаете о жизни и творчестве Николая Николаевича Носова?

Сообщения детей о биографии и творчестве Н.Н.Носова.

2. Проведём небольшую викторину по произведениям Н.Н.Носова.

На доске прикреплены карточки с выдержками из книг, размещённых на выставке.

Дети снимают карточку, читают и определяют название рассказа.

II

. Объявление темы урока:

III

. Проверка домашнего задания:

Начнём с проверки домашнего задания: работа над планом к рассказу «Огородники».

1) Какой пункт был пропущен?
(
4. Хитрый план.)


1.Будем соревноваться!

2.Начало работы.

3.«Когда в товарищах согласья нет…»

4.Хитрый план.

5.«Ах мы ослы!»

6.Нас взяли на буксир.

7.Красное знамя всё-таки досталось нам.

Определить границы этой части.

3) Выявление главной мысли произведения:

Вы рады, что ребята получили Красное знамя?
(Высказывания детей).

Теперь вы поняли, что хотел сказать автор своим читателям?
(Высказывания детей).

Какую из предложенных в учебнике пословиц можно отнести к этому рассказу?

(Поспешишь – людей насмешишь).

А что смешное было в этом рассказе? (Ребята опрометчиво выполнили работу своих соперников по соревнованию).

IV

. Подготовка к восприятию текста.

Упражнение для совершенствования техники чтения «Догоняй-ка».

(Учитель указывает страницу в учебнике, начинает читать с любого места, дети быстро находят и хором подключаются к чтению начатого предложения. Затем учитель меняет страницу и начинает читать другое предложение. Темп чтения средний.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз) «Умная бабочка»

1. Что напоминают вам рассказы Н.Носова?
(Сюжеты детского киножурнала «Ералаш»).

Почему их хочется экранизировать? (Они весёлые, поучительные).

Как называется следующий рассказ? («Клякса»).

А все ли знают, что такое «клякса»?
(Клякса – чернильное пятно на бумаге. Чернила — красящая жидкость для писания тёмно-фиолетового цвета).

В недалёком прошлом до изобретения шариковой ручки пользовались чернильными ручками. Это была палочка, к которой крепилось металлическое перо. Ручку макали в чернила, как кисточку в краску, и писали. Такую ручку можно увидеть среди экспонатов музея нашей гимназии. Позже чернильная ручка имела резервуар, который наполняли жидкими чернилами, и можно было не макать каждый раз перо в чернила. Иногда при неаккуратном обращении ручка оставляла кляксы.

(Показать чернильную ручку).

2. Подготовительные упражнения (подчеркнуть различия в словах):

На доске:

спешить – смешить

перепутался – перепугался

понимать – поднимать

опустить – отпустить

хватался – хвастался

прозвенел – прозвонил

2

Как всегда, по ходу чтения отмечайте незнакомые слова и выражения.

V

. Первичное чтение.

1) Повторите «Памятку правильного и выразительного чтения».

2) Чтение «цепочкой»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Подражательные движения по тексту)

Дружно маме помогаем,

Пыль повсюду вытираем.

Мы бельё теперь стираем,

И полощем, отжимаем.

Подметаем всё кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

VI

. Обсуждение прочитанного.

1) Встретились ли незнакомые слова и выражения?
(Словарная работа).

Тушь –


акварельная краска специального приготовления для письма, черчения и рисования.


Флакончик –


небольшая плотно закрывающаяся бутылочка.

Пятак –


пятикопеечная монета.

Волдыри –


водяной подкожный пузырь от ожога или от долгого трения.

Лишаи –


кожная болезнь в виде сыпи, коросты.

Язвочки –


гноящееся или воспалённое место на поверхности кожи.

Пиши пропало –


всё закончится плохо.

Промокашка –


промокательная бумага, используемая при письме чернилами (теперь бумажная салфетка).

Во всю прыть –


(прыть – быстрота в беге) очень быстро.

2) Понравился ли вам рассказ? Что в нём понравилось?

VII

. Работа над содержанием

Дети отвечают на 1 вопрос в учебнике.

Вопросы учителя:

Похож ли Федя из рассказа «Клякса» на Мишку из рассказа «Огородники»? Чем?

Как учительница отнеслась к проделке Феди? Почему Зинаида Ивановна повела себя именно так?

Прочитайте задания 2 и 3 в учебнике.

Это и будет для вас домашним заданием.

VIII

. Итог урока

1) Что оставил в вашей душе этот урок?

Клякса. Носов Рассказ для детей читать

Я расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс. У него была привычка смешить ребят. И ему было все равно: перемена сейчас или урок. Так вот. Началось это с того, что Федя подрался с Гришей Копейкиным из-за флакончика туши. Только если сказать по правде, то никакой драки тут не было. Никто никого не бил. Они просто вырывали друг у друга из рук флакончик, а тушь из него выплеснулась, и одна капля попала Феде на лоб. От этого на лбу у него получилась черная клякса величиной с пятак.

Сначала Федя рассердился, а потом он увидел, что ребята смеются, глядя на его кляксу, и решил, что это даже лучше. И не стал смывать кляксу.

Скоро зазвонил звонок, пришла Зинаида Ивановна, и начался урок. Все ребята оглядывались на Федю и потихоньку смеялись над его кляксой. Феде очень нравилось, что он одним своим видом может смешить ребят. Он нарочно сунул палец во флакончик и измазал нос тушью. Тут уж никто без смеха не мог на него смотреть. В классе стало шумно.

Зинаида Ивановна сначала никак не могла понять, в чем тут дело, но она скоро заметила Федину кляксу и даже остановилась от удивления.

─ Это чем ты лицо испачкал, тушью? ─ спросила она.

─ Ага, ─ кивнул головой Федя.

─ А какой тушью? Этой? Зинаида Ивановна показала на флакончик, который стоял на парте.

─ Этой, ─ подтвердил Федя, и рот его разъехался чуть ли не до ушей. Зинаида Ивановна надела на нос очки и с серьезным видом осмотрела черные пятна на лице Феди, после чего сокрушенно покачала головой.

─ Напрасно ты это сделал, напрасно! ─ сказала она.

─ А что? ─ забеспокоился Федя.

─ Да, видишь ли, тушь эта химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От этого кожа сперва начинает чесаться, потом на ней вскакивают волдыри, а потом уже по всему лицу идут лишаи и язвочки.

Федя перепугался. Лицо у него вытянулось, рот сам собою открылся.

─ Я больше не буду мазаться тушью, ─ пролепетал он.

─ Да уж думаю, что больше не будешь! ─ усмехнулась Зинаида Ивановна и продолжала урок.

Федя поскорей принялся стирать пятна туши носовым платком, потом повернул свое испуганное лицо к Грише Копейкину и спросил:

─ Есть?

─ Есть, ─ шепотом сказал Гриша. Федя снова принялся тереть лицо платком, но черные пятна глубоко въелись в кожу и не стирались. Гриша протянул Феде ластик и сказал:

─ На вот. У меня есть замечательная резинка. Потри попробуй. Если она тебе не поможет, то пиши пропало.

Федя принялся тереть лицо Гришиной резинкой, но и это не помогло. Тогда он решил сбегать умыться и поднял руку. Но Зинаида Ивановна, будто нарочно, не замечала его. Он то вставал, то садился, то приподнимался на цыпочки, стараясь вытянуть руку как можно выше. Наконец Зинаида Ивановна спросила, что ему нужно.

─ Разрешите мне пойти умыться, ─ попросил жалобным голосом Федя.

─ А что, уже чешется лицо?

─ Н-нет, ─ замялся Федя. ─ Кажется, еще не чешется.

─ Ну, тогда посиди. На переменке успеешь умыться.

Федя сел на место и снова принялся тереть лицо промокашкой.

─ Чешется? ─ озабоченно спрашивал Гриша.

─ Н-нет, кажется, не чешется… Нет, кажется, чешется. Не разберу, чешется или не чешется. Кажется, уже чешется! Ну-ка, посмотри, нет еще волдырей?

─ Волдырей еще нет, а вокруг уже все покраснело, ─ шепотом сказал Гриша.

─ Покраснело? ─ испугался Федя. ─ Отчего же покраснело? Может быть, уже волдыри начинаются или язвочки?

Федя снова стал поднимать руку и просить Зинаиду Ивановну отпустить его умыться.

─ Чешется! ─ хныкал он.

Теперь ему было не до смеха. А Зинаида Ивановна говорила:

─ Ничего. Пусть почешется. Зато в другой раз не станешь мазать лицо чем попало.

Федя сидел как на иголках и все время хватался за лицо руками. Ему стало казаться, что лицо на самом деле стало чесаться, а на месте пятен уже начинают вздуваться шишки.

─ Ты лучше не три, ─ посоветовал ему Гриша. Наконец прозвонил звонок. Федя первым выскочил из класса и во всю прыть побежал к умывальнику. Там он всю перемену тер лицо мылом, а весь класс над ним потешался. Наконец он начисто оттер пятна туши и целую неделю после того ходил серьезным. Все ждал, что на лице волдыри вскочат. Но волдыри так и не вскочили, а за эту неделю Федя даже разучился на уроках смеяться. Теперь смеется только на переменках, да и то не всегда.

В этой истории основным персонажем был школьник Федя. Обожал мальчишка веселить своих одноклассников, особенно предпочитал это делать на занятиях.

Однажды сцепился он с ровесником из-за пузырька с тушью. В разгаре потасовки краска из пузырька брызнула и у Феди на лбу появилась небольшая клякса размером с монету. Мальчик поначалу растерялся, но затем узрел, что ребята хохочут без умолку над его забавной рожицей. «Вот и отлично!» — подумал мальчик и не только не стал отмывать пятно, но и размазал кляксу по всему лицу.

Начался урок. В класс вошла учительница и заметила непонятное оживление, царившее среди ребят. Оглядевшись, увидела за партой чумазого и гордого весельчака.

Опытная женщина сразу оценила происходящее, но вида не подала. Она строго спросила ученика что случилось. Федя с довольным видом, оглядываясь на умирающих от смеха детей, показал на флакон. Но оказалось, по словам педагога, эта тушь вредна для кожи, поэтому вскоре у него появятся на лице пузыри и болячки.

Мальчишка жутко испугался и стал вытирать лицом всем, что было у него под рукой, ничего не помогало. Тогда он решил умыться водой с мылом, но учитель не отпустила ребенка во время урока.

Отмылся Федя лишь по окончании всех уроков. Ничего, конечно, на лице у него не появилось, но с той поры желание развлекаться на уроках у него пропало.

Картинка или рисунок Клякса

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шварц Сказка о потерянном времени

    Сказка о потерянном времени Евгения Шварца повествует о том, как драгоценно время, и как легко мы тратим его в пустоту. Главный герой третьеклассник Петя Зубов

  • Краткое содержание Бёрджесс Заводной апельсин

    Если бы я составлял список литературы, обязательной для изучения в школах, в него бы, без всяких мнений, попал роман Энтони Берджесса Заводной апельсин. Произведение очень жесткое

  • Краткое содержание оперы Иоланта

    Начинается опера со сцены в прекрасном саду в горах. Там принцесса, которая и не знает, что она дочка короля, грустит. Она молода и прекрасна, ее возрасту свойственны сомнения-волнения

  • Краткое содержание Гоббс Левиафан

    Сочинение по политической теории, его часто называют книга переход от средневековой идеологии к современной политической мысли. Это основа становления либеральной идеологической парадигмы.

  • Краткое содержание Захар Беркут Франко

    События происходят в карпатском селе Тухля, жители которого живут свободно ни от кого не зависят. Над ними нет власти, и народ живет дружно. В это село приезжает боярин Тугар Волк

«Лебедь, Щука и Рак
» — басня Ивана Андреевича Крылова, написанная в 1814 году и опубликованная в сборнике «Новые басни» (1816, ч. 4). Сюжет содержит намек на события того времени: недовольство русского общества действиями политических союзников императора Александра (война Шестой коалиции против Наполеона); по другой версии, современники связывали сюжет басни с разногласиями между членами Государственного Совета.

Басня
Лебедь, щука и рак

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак, да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Басня Ивана Андреевича Крылова,

написанна в 1814 году.

Басня Лебедь, щука и рак — анализ

Басня состоит из двух частей, отделённых друг от друга графически, — из короткого назидания в начале и основного повествования.

С героями на этот раз всё очень складно и просто, три разных по натуре: лебедь может только летать и физически и в своих мыслях, рак, что не поделай, пятиться назад, а щуке только плавать суждено. Мораль басни в том, что есть вещи, заложенные природой в зверей и людей, с которыми нельзя ничего поделать, их не удастся изменить, как ни старайся.

В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет. Каждый следует своему инстинкту, работает во благо, да только воз и ныне там. Какая идея вдохновила Крылова на эту басню? Вероятно люди, скрывающие или сами непонимающие свои истинные намерения в создании общего дела.

В процессе изучения литературы детям предстоит познакомиться с самыми разнообразными жанрами. У каждого из них есть своя особенность и красота. Изучая их, ребята углубляют познания о мире, а также о развитии литературы. Один из самых интересных и необычных жанров — басня. Она помогает в особой, иносказательной, форме донести важный и глубокий смысл. На примере анализа басни «Лебедь, Щука и Рак» мы покажем, как много значит изучение данного жанра для воспитания детей.

Возникновение

Басня — небольшое по размерам произведение, которое имеет преимущественно стихотворную форму и носит сатирический характер. Это — иносказательный жанр, что позволяет с помощью выдуманных героев (как правило, зверей) обличать нравственные и общественные проблемы.

Свою историю басня начинает в V веке до нашей эры. В то время ее создал Эзоп. Только иносказательная форма давала возможность вкладывать в произведение даже самые смелые мысли. В честь создателя она получила название «эзопов язык».

Тогда басни существовали лишь в устной форме. Записывать их стали приблизительно во II веке до нашей эры.

История создания произведения

Прежде чем приступить к анализу басни «Лебедь, Щука и Рак», необходимо знать, как она создавалась.

2136069

Сюжет является оригинальным и повествует о трех героях: лебеде, щуке и раке, которые совместными усилиями пытались сдвинуть воз с места. Однако их затея не увенчалась успехом.

Басня стала популярной, и ее по праву называют шедевром русской литературы. Мораль, которая заключена в произведении, раскрывала проблемы, которые остаются актуальными и в наше время.

Иван Андреевич Крылов видел, как общество, которое стремится сделать жизнь лучше, на самом деле, двигается в противоположных направлениях. А исключая возможность совместной и продуктивной работы, оно лишает себя такого желанного достижения цели. Не только эта басня, но и другие сатирические произведения автора подвергали критике царскую власть, а также поведение различных чиновников.

Персонажи

Чтобы подготовить анализ басни «Лебедь, Щука и Рак» необходимо выделить действующих персонажей:

Лебедь. Его стихия — воздух, потому он отчаянно стремится вверх.

Рак — как и в природе, пятится назад.

Щука — тянет воз в воду, но безрезультатно.

Анализ

Использование животных в качестве персонажей не случайно. Как правило, их поведение продиктовано инстинктами и предсказуемо. На этом и строится сюжет басни.

На первый взгляд, проблема состоит лишь в том, что герои не могут найти общий язык. Их действия несогласованны, а потому не приносят результата. Однако все несколько сложнее.

Анализ басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак» обнаруживает и другую проблему. Все люди очень разные: их характеры, образ мыслей и действий непохожи. Автор показывает это на примере животных.

2136060

Лебедь искусно парит в небесах. Рак, напротив, двигается по суше, уверенно, но только назад. Вперед он не в силах сделать и шага. Щука и вовсе может лишь плавать.

Для успешного продвижения им необходимо не только договориться о совместной работе, но и принять, что не каждый из них должен делать то, что ему под силу.

Необходимо принимать себя таким, какой ты есть. Если лебедь способен прекрасно летать, то не стоит запрягать его в повозку, словно лошадь. Не всех можно переделать.

Согласно сюжету басни, герои действуют по-своему, но даже не пытаются договориться. Каждый стремится выбиться в лидеры, чтобы двум остальным героям пришлось последовать за ним как за более сильным. Но в результате воз не двигается с места.

Голос народа

Анализ басни «Лебедь, Щука и Рак» показывает, что автор не говорил о таких злободневных вещах лишь с целью выразить личное недовольство. Он выражал общее настроение простого народа, который нуждался в помощи, но чиновники и царь оставались глухи к их просьбам. Обсуждая и планируя новые законы и проекты, они лишь тянули тот же народ и страну в разные стороны, не давая им развиваться в одном направлении.

2136059

Иван Андреевич считал, что чиновники обладают только положением, но нехватка образования, воспитания и культуры делает их неспособными придумать решение для проблем государства.

Краткий анализ басни «Лебедь, Щука и Рак» позволит ребенку лучше понять произведение, получить ценный урок, развить воображение. Одним словом, многое понять, многое переосмыслить, сделать определенные выводы.

Басню “Лебедь, Щука и Рак” читать нужно как произведение, полностью соответствующее канонам своего жанра. Его основная идея, озвучивающаяся на уроке литературы, достаточно проста: об успехе дела не может быть и речи, если его участники неспособны договориться и двигаться в одном направлении. И неважно, что ими движет – гордость, глупость или жадность, условный “воз” останется на месте, если они не договорятся. Интересно, что эта мысль высказывается в первых трех строчка текста, который сейчас легко скачать бесплатно, а дальше иллюстрируется с помощью типичной для автора аллегории с животными.

Басня Крылова “Лебедь, Щука и Рак”, написанная в 1814 году, имеет интересную историю создания – поэт, чьи стихи сегодня знают даже маленькие дети, посвятил ее членам Государственного собрания. Дело в том, что эти почтенные мужи никак не могли составить общее мнение – дело дошло до того, что пришлось вмешаться самому императору. Так что читать полностью басню “Лебедь, Щука и Рак” в книге или режиме онлайн можно не только как поучительное произведение, но и как своеобразную историческую справку от человека, который искренне болел душой о благополучии своего государства.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Безрассуден человек, надеющийся без учения
различать полезное и вредное.
Сократ

Сократ
(470/469–399 г. до н.э.) – древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путём постановки наводящих вопросов.

Сегодня в программе басня «Лебедь, Щука и Рак»
прославленного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова
, очаровательная тройка задач по физике
и восхитительная пятёрка иллюстраций к басне
в исполнении именитых советских художников – Евгения Михайловича Рачёва
, Алексея Михайловича Лаптева
, Петра Петровича Репкина
, Владимира Георгиевича Арбекова
, Михаила Афанасьевича Таранова
.

Басня «Лебедь, Щука и Рак»
, вышедшая в свет в 1816 году, и в наши дни не потеряла своей актуальности, не взирая на смену декораций и действующих лиц;-)

ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
──────────
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
1816 г.

Иван Андреевич Крылов
(13.02.1769–21.11.1844) – русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 г.). Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, отдельные из них восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия).
Эггинк Иван Егорович
(1784–1867) – российский живописец, художник-портретист, автор картин исторического жанра. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Басня «Лебедь, Щука и Рак»
в исполнении Игоря Ильинского

к сожалению, тег audio
не поддерживается Вашим браузером:-(

Игорь Владимирович Ильинский
(1901–1987) – советский актёр, режиссёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской премии и трёх Сталинских премий первой степени.

Для любознательных:

Согласно одной из версий, сюжет басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
содержит намёк на события того времени, а именно, на недовольство русского общества действиями политических союзников императора Александра I (война Шестой коалиции против Наполеона); по другой версии, современники связывали сюжет басни с безобразными неурядицами между членами Государственного совета – реформы и комитеты, затеваемые Александром I не в силах были стронуть с места глубоко увязший в разногласиях воз самодержавия. В этом-то, с политической точки зрения, Иван Андреевич Крылов был таки прав;-) И эти политические неурядицы мастерски изобразил в своей иллюстрации к басне «Лебедь, Щука и Рак»
один из самых популярных детских иллюстраторов прошлого века Евгений Михайлович Рачёв

.

Рачёв Евгений Михайлович
(1906–02.07.1997) – советский художник-анималист, один из самых популярных детских иллюстраторов прошлого века. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Евгений Михайлович Рачёв всю свою творческую жизнь посвятил детской книге, превращая обыкновенных зверей и птиц в сказочных героев.

На что в действительности намекал дедушка Крылов нам с вами неведомо, но цитата: «Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду»
, а также и заглавие басни «Лебедь, Щука и Рак»
применяются и в наши дни для характеристики разброда и отсутствия согласованности в каком-нибудь деле…
А теперь… ныряем с головой в мою обожаемую физику;-)

в исполнении Якова Исидоровича Перельмана

История о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но едва ли кто пробовал рассматривать эту басню с точки зрения механики. Результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова.

Перед нами механическая задача на сложение нескольких сил, действующих под углом одна к другой. Направление сил определено в басне так:
…Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а щука тянет в воду.

Рис. 1: Задача о крыловских лебеде, раке и щуке,
решённая по правилам механики

swan cancer pike1

Это значит (см. рис. 1), что одна сила, тяга лебедя (OA
), направлена вверх; другая, тяга щуки (OB
), – вбок; третья, тяга рака (OC
), – назад. Не забудем, что существует ещё четвёртая сила – вес воза, которая направлена отвесно вниз. Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю.

Равнодействующая (OD
) должна увлекать воз в реку.

Так ли это? Посмотрим. Лебедь, рвущийся к облакам, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колёс о землю и об оси, облегчая тем вес воза, а может быть, даже вполне уравновешивая его, – ведь груз невелик (). Допустив для простоты последний случай, мы видим, что остаются только две силы: тяга рака и тяга щуки. О направлении этих сил говорится, что «рак пятится назад, а щука тянет в воду»
. Само собой разумеется, что вода находилась не впереди воза, а где-нибудь сбоку (не потопить же воз собрались Крыловские труженики;-) Значит, силы рака и щуки направлены под углом одна к другой. Если приложенные силы не лежат на одной прямой, то равнодействующая их никак не может равняться нулю.

Поступая по правилам механики, строим на обеих силах OB
и OC
параллелограмм, диагональ его OD
даёт направление и величину равнодействующей
. Ясно, что эта равнодействующая сила должна сдвинуть воз с места, тем более, что вес его полностью или частично уравновешивается тягой лебедя. Другой вопрос – в какую сторону сдвинется воз: вперёд, назад или вбок?
Это зависит уже от соотношения сил и от величины угла между ними.

Читатели, имеющие некоторую практику в сложении и разложении сил, легко разберутся и в том случае, когда сила лебедя не уравновешивает веса воза; они убедятся, что воз и тогда не может оставаться неподвижным. При одном только условии воз может не сдвинуться под действием этих трёх сил: если трение у его осей и о полотно дороги больше, чем приложенные усилия. Но это не согласуется с утверждением, что «поклажа бы для них казалась и легка»
.

Во всяком случае, Крылов не мог с уверенностью утверждать, что «возу всё нет ходу», что «воз и ныне там». Это, впрочем, не меняет смысла басни;-)
(«Задача о лебеде, раке и щуке». Занимательная физика», Яков Исидорович Перельман
)

Лаптев Алексей Михайлович
(10.04.1905–15.01.1965) – советский художник-график и книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

А ещё… Предлагаю читателям заглянуть в замечательный сборник задач по физике для поступающих в вузы
(Бендриков, Г.А., Буховцев, Б.Б., Керженцев, В.В., Мякишев Г.Я.) который, в нашей физико-математической школе, народ окрестил «Лебедь, Щука и Рак Буховцева»
за картинку на обложке задачника;-)
Переведём басню Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак» на язык формул;-)

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ О ЛЕБЕДЕ, ЩУКЕ И РАКЕ
Из сборника «Задачи по физике для поступающих в вузы»
«Лебедь, Щука и Рак Буховцева» ;-)
Авторы: Бендриков, Г.А., Буховцев, Б.Б., Керженцев, В.В., Мякишев Г.Я.

Условие задачи:

Какой путь s за время t пройдёт «юзом» воз массы m, если щука и рак тянут его в противоположные стороны по горизонтали с силами F 1 и F 2 , а лебедь тянет с силой F 3 в ту же сторону, что и рак, но под углом α к горизонту? Коэффициент трения между колесами и поверхностью земли равен k. Начальная скорость воза v 0 = 0. Действующие на воз силы изображены на рис. 2

Рис. 2: Действующие на воз силы

swan cancer pike2

Рассмотрим три варианта решения задачи.

Первый вариант:

Допустим, что: mg
В таком случае воз пойдёт не «юзом», а будет подниматься в воздух и в конце концов окажется «в облаках» ;-) Таким образом, предложенный вариант решения задачи, выходит за рамки её условия, так как рак и щука уже никак не будут тянуть воз в противоположные стороны.

Второй вариант:

Допустим, что: mg > F 3 sinα
и
F = kN = k(mg – F 3 sinα) > | F 2 – F 1 + F 3 cosα |
где N – сила реакции поверхности земли, то получается, что «воз и ныне там»
;-) – воз не сдвинется с места!
таким образом: s = 0

Третий вариант:

Допустим, что: mg > F 3 sinα
и
F = kN = k(mg – F 3 sinα)
А также учитывая, что: s = at 2 /2 имеем:

Здесь знак «+» относится к случаю F 1 > F 3 cosα + F 2 и означает, что воз будет двигаться за щукой, а знак «–» относится к случаю F 1

Репкин Пётр Петрович
(1915–1995) – советский художник-постановщик мультипликационных фильмов. С 1944 – художник-мультипликатор на студии «Союзмультфильм». Работал на студии «Диафильм» все годы её существования – с 1935 по 1993 год. Заслуженный деятель искусств. Член Союза Художников СССР. Член Союза кинематографистов СССР.

И напоследок ещё немножечко поиграемся с бессмертной басней Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак» ;-) Побалуем себя физикой и смелой сатирой
– вольной интерпретацией басни в соответствии с реалиями нашей нынешней жизни;-)
В условии этой задачи мы будем считать, что лебедь, рак и щука действительно не сдвинут воз, учитывая, что силы их равны по модулю и что трения между возом и землёй не существует… Не буду спорить, что постановка задачи несколько абсурдна;-) сложно представить себе, что силы лебедя, рака и щуки равны по модулю, но в математике и физике абстрагироваться очень даже надо уметь!!!
Биофизику без внимания не оставим и пополним свои знания некоторыми интересностями;-) а также разбавим горечь сатиры восхитительными иллюстрациями в исполнении именитых советских художников Владимира Георгиевича Арбекова
и Михаила Афанасьевича Таранова
.

Лирическое отступление для любознательных;-)
Местами биофизическое, местами сатирическое…

Лебедь
. Лебеди бывают разные;-) лебедь-шипун, лебедь-трубач, тундровый лебедь, лебедь-кликун… Длина тела варьирует от 120 до 180 см, размах крыльев от 200 до 240 см, весят от 5–6 до 8–13 кг. Основной корм – водные растения и находящиеся в них мелкие животные (моллюски, водяные ослики). В полёте скорость может достигать 60-80 км/ч. Защищая своё потомство, лебедь ударом крыла, без особого труда может легко проломить череп рыжей плутовке лисице или страшному серому волку.

Рак
. Длина тела широкопалого речного рака может достигать 25 см и более. Речной рак питается растительной пищей и преимущественно мёртвыми животными… живыми животными только при удачном стечении обстоятельств;-) В реке рак и плавает, и ходит головой вперёд. А пятится назад, когда чего-нибудь испугается. Если рак заметил опасность, большую хищную рыбу, например, то, спасаясь, он развивает приличную «заднюю скорость», в чём ему помогает его незаменимый помощник-хвост. Но это скорость весьма скромна и составляет не более 2 км/ч.

Щука
. Длина тела до 1,5 м, масса до 35 кг (обычно до 1 м и 8 кг). Щука – хищница (кормится преимущественно рыбой). Скорость с которой щука атакует свою жертву составляет 100 км/ч, правда продолжительность броска составляет всего долю секунды. Попавшись на рыболовный крючок, взрослая щука без труда может вырвать из рук удочку даже у многоопытного рыбака.

Арбеков Владимир Георгиевич
(21.10.1927–17.03.2000) – советский режиссёр мультипликационных фильмов, художник-мультипликатор.

А теперь самое интересное – ныряем из пучины биофизики в сатиру!

«Подгоняем данные» под условие задачи
;-) Будем считать, что:

Рак
у нас ещё тот молодец-удалец! На кровавых, но весьма сытных хлебах, дарованных 90-ми годами прошлого века, да за чужой счёт, пусть и дурно пахнущий… Откормившийся на такую славу, что ни в сказке сказать, ни пером описать!!!

Лебедь
у нас совсем молодой, ещё толком не оперившийся, да ещё и с переломанными крыльями:-(Непрекращающаяся и безответственная реформа образования, депрессивная и развращающая пропаганда в СМИ… – стабильно калечащие поколение за поколением, делают своё дело! Ломают не только крылья, но и поганят душу!!!

Щука
у нас катастрофически старая, оценившая все прелести варварской пенсионной реформы 2018 года по полной программе… и потому бесконечно уставшая, страшно больная – еле-еле живая:-(

Вот так вот тянут Россию-матушку в разные стороны оборзевшие донельзя олигархи, неприкаянная, растерянная молодёжь и вымирающее советское поколение… Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…

Силы не равны!
К тому ежели учесть, что в данном случае сила измеряется не в ньютонах, а в рублях… Грустно!!!
Физика и жизнь иногда категорически расходятся, однако их может объединить литература! Сатира – обличающая и бичующая ирония!!! Дедушке Крылову большое за то спасибо!!! Басня «Лебедь, Щука и Рак», вышедшая в свет в 1816 году, и в наши дни не потеряла своей актуальности, не взирая на смену декораций и действующих лиц;-) Ну а мы с вами, в рамках этой публикации, договорились абстрагироваться;-)

Таранов Михаил Афанасьевич
(1909–1973) – советский художник-график, педагог; профессор графического факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Итак, силы лебедя, рака и щуки равны по модулю:-)

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ О ЛЕБЕДЕ, ЩУКЕ И РАКЕ
Из сборника «Избранные задачи по физике»
Авторы: Шаскольская М.П., Эльцин И.А.
Олимпиада 1946 года. I тур для учащихся 7-х классов

Условие задачи:

В каких случаях герои басни Крылова лебедь, рак и щука действительно не сдвинут воз, если считать, что силы их равны и что трения между возом и землёй не существует? Ответ сопроводить рисунками.

Решение. 1-й случай

Все три, равные по модулю силы, расположены в одной плоскости и составляют друг с другом углы в 120°, равнодействующая этих сил равна нулю – рис. 3а.

Решение. 2-й случай

Рак и щука тянут воз в прямо противоположные стороны, а лебедь – вертикально вверх – рис. 3б, причём сила тяги лебедя меньше веса воза (последнее условие, однако, в басне не оговорено;-)

Рис. 3: Два случая решения задачи

swan cancer pike3

Материалы этой статьи полезно будет применить не только на уроках физики и художественной литературы
, но и во внеклассной работе
.
Надеюсь, что решение предлагаемых в статье задач по физике не только поможет побудить у школьников интерес к предмету, но и расширить их знания и культурный кругозор;-)

Рекомендую любознательным читателям побаловать себя интересностями на зелёных страничках:
§ Созвездие Лебедя
Увлекательное путешествие по звёздному небу к созвездию Лебедя и древнегреческий миф «Леда и лебедь». Предлагаю читателям познакомиться поближе с некоторыми интересными объектами этого созвездия. А также заглянуть в удивительный мир фауны – познакомиться поближе с лебедем-шипуном… затем окунуться с головой в волшебный мир сказки и… по традиции зелёных страничек побаловать себя живописью…
§ Ещё одна иллюстрация в исполнении Евгения Михайловича Рачёва
к русской народной сказке «Вешки и корешки» на зелёной страничке «Самый русский овощ: Капуста? Картофель? Репа!» . Вашему вниманию занимательно-познавательный материал – увлекательное путешествие в огородно-кулинарное царство! Интересности про капусту, картошку и репу – прародительницу овощных культур, возделываемых на Руси, незаслуженно забытую… на века запечатлённую в русских сказках…

Желаю Вам приятного и полезного чтения, а также успехов
в самостоятельном решении задач по физике!

УЗНАВАЙ ФИЗИКУ, ЧИТАЯ КЛАССИКУ

Уважаемые читатели зелёных страничек, рада сообщить вам о выходе в свет моей книги – «Узнавай физику, читая классику»
.
Впрочем… «моей книги», это таки нескромно сказано:-) В первую очередь… это божественная классика художественной литературы: А.П. Чехов
, И.А. Бунин
, К.Г. Паустовский
, А.Н. Толстой
… а уж потом мои познавательные комментарии, касающиеся физики и астрономии… Большое спасибо Татьяне Борисовне Дергач
– ведущему редактору издательства «Аванта» (ООО «Издательство АСТ»
), за слаженную и приятную во всех отношениях работу над книгой.
Книга посвящается моим родителям: маме – Лебедевой Лидии Степановне
и папе – Лебедеву Валерию Владимировичу
, которые в далёком 1984 году категорически настояли на том:-), чтобы я попробовала свои силы на вступительных экзаменах в РОФМШ

Узнавай физику, читая классику

physic klass s

Желаю Вам приятного и полезного чтения!

Егор

Отличные задачи по физике. Спасибо.

Виталия

Иллюстрации очень интересные и красочные.
Спасибо советским художникам за их труд и искреннюю любовь к детям.
Задачи по физике отличные. Спасибо.
Басня дедушки Крылова актуальна как никогда.
Сатира ваша мне по душе.
Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…
Браво.

читатель зелёных страничек

Круто! Очень интересная статья!
Мне безумно понравилось.
Задачи по физике классные!
Особенно последняя.
Олимпиада 1946 года. I тур для учащихся 7-х классов.
Впечатлило!
Уровень был что надо!!!

ФИЗИКА ВОКРУГ НАС
Познавательное и страшно увлекательное;-)

§
Три стадии признания научной истины: первая – «это абсурд», вторая – «в этом что-то есть», третья – «это общеизвестно». Эрнест Резерфорд


Предлагаю читателям зелёных страничек отправиться в увлекательное путешествие по страницам удивительной книги «Физика и музыка»
советского журналиста, популяризатора науки Глеба Борисовича Анфилова…

§ Физика и музыка: изящные формы скрипки и гитары…

Музыка образует середину между мыслью и явлением. Генрих Гейне


Сегодня на повестке дня у нас с вами очень простой, но при этом весьма замысловатый вопрос;-) Почему скрипки, гитары, мандолины, домбры имеют продолговатую форму?

§
Вашему вниманию загадки и пословицы про снег, неподражаемая поэзия зимы в исполнении Ивана Бунина и Роберта Рождественского, шедевры мировой живописи и моя обожаемая физика!

§ Физика вокруг нас: Фотоальбом «Морозные узоры на окнах»

Вашему вниманию фотографии в сопровождении занимательно-познавательного материла – статьи из научно-популярного физико-математического журнала «Квант»: «О морозных узорах и царапинах на стекле»
(1990 год, №12).

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература: Оптика
Чарующая магия лунного света…
Учёные те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают. Владимир Иванович Вернадский


§ Физика и художественная литература: Оптика
Гадание с зеркалами на Святки…
Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн


§ Физика и художественная литература: Оптика (Н.В. Гоголь и Х.К. Андерсен)
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь



Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена;-) Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Зеркало и Обезьяна» Ивана Андреевича Крылова
Люди, пренебрегающие знанием, становятся лицом к стене.
Изречения китайской мудрости


§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Мартышка и Очки» Ивана Андреевича Крылова
Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьёзные общественные течения – там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании.
Антон Павлович Чехов


§ Физика и художественная литература: Звуковые колебания
Басня «Квартет» Ивана Андреевича Крылова
Грустно бывает слушать музыку без слов,
но ещё грустнее – слушать музыку без музыки… Марк Твен


§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно


§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства
Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс


§ Физика и художественная литература (Владимир Галактионович Короленко)
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него не далеко уйдёт и учёный, без него не много сделает даже ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде. Виссарион Григорьевич Белинский


§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн


§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский


§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать.
Лев Николаевич Толстой


§ Физика и художественная литература (Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев


§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
Рене Декарт



Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон


Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему:-) небольшая галерея: «Туман в живописи».

БИОФИЗИКА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

§ Биофизика: Звучание насекомых
Басня «Стрекоза и Муравей» Ивана Андреевича Крылова

Суть басни Крылова «Стрекоза и муравей», казалось бы, лежит на поверхности – «Кто не работает, тот не ест», но в реалиях современной России получается всё шиворот-навыворот:-(

§ Биофизика: Ноги, хвосты… главное… – уши!

Познавательный материал, посвящённый приспособлению животных к различной температуре на примере представителей семейства псовых – фенека, лисицы, песца…

§ Биофизика: Эхо в мире живой природы – сонары летучих мышей

Цель моя – вызволить ум из цепких суеверий. Тит Лукреций Кар


Почему летучие мыши даже в полной темноте не налетают на препятствия?
Познавательный биофизический материал, посвящённый удивительным животным – летучим мышам, незаслуженно обиженным человеческим родом…

§ Биофизика: Тайны дельфина

Занимательно-познавательный биофизический материал, который приоткрывает завесу тайны над некоторыми особенностями организации дельфинов: самонастраивающаяся кожа и непревзойдённый гидролокатор…

§ Биофизика: Реактивное движение в живой природе

По принципу реактивного движения в живой природе передвигается целый ряд животных, например медузы, морские моллюски гребешки, личинки стрекозы-коромысла, кальмары, осьминоги, каракатицы…
Познакомимся с некоторыми из них поближе;-)

§ Биофизика: Почему у кошки глаза светятся?

«Физическая неожиданность и интересность» ;-)

Почему у собак, кошек и других животных, имеющих хорошее ночное зрение, глаза светятся в темноте?

ШКАТУЛКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

§ Физика и География Казахстана

Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны

Специальный тематический выпуск зелёных страничек.


Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3
… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране
, смелости и энергии родится ПОБЕДА
. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов


§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка»:-)
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков



Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия

Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев


§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы

Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси


§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция

Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу

,
директору РОФМШ
(Алма-Ата, РОФМШ
, 1984–1987 год)

Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн


§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения

Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал


§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел

Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши


§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление жидкостей и газов

Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты. Пифагор Самосский


§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия

Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов


§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила

Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте


§ Шкатулка качественных задач по физике:
Смачивание, поверхностное натяжение, капиллярные явления

Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация

Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен.


Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему:-) небольшая галерея: «Зима в живописи»
.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение

Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»


§ Шкатулка качественных задач по физике: Виды теплопередачи

Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн


§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели

Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди


§ Шкатулка качественных задач по физике: Электричество

Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль. Бенджамин Франклин


§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления

Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин


§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков


§ Шкатулка качественных задач по физике: Оптика (Световые явления)

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье


Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.

Презентация на тему Урок литературы Крыловские басни, предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 32 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2

Звери мои за меня говорят…

Текст слайда:

Звери мои за меня говорят…


Слайд 3

Басни не так просты, как кажутся: В них учиться можно, даже у животного. Жан де Лафонтен

Текст слайда:

Басни не так просты, как кажутся:
В них учиться можно, даже у животного.

Жан де Лафонтен
«Пастух и лев»


Слайд 4

Басня – небольшой стихотворный рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Цель басни – назвать порок, воспитать

Текст слайда:

Басня – небольшой стихотворный рассказ, в котором есть аллегория, иносказание.

Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.


Слайд 5

Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.

Текст слайда:

Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.


Слайд 6

Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Текст слайда:

Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.


Слайд 7

Эзоп – древнегреческий баснописец (VI век до н. э.)

Текст слайда:

Эзоп – древнегреческий баснописец (VI век до н. э.)


Слайд 8

Басня Эзопа

Текст слайда:

Басня Эзопа «Ворон и Лисица»
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:
«Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».


Слайд 9

Жан де Лафонтен (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец

Текст слайда:

Жан де Лафонтен (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец


Слайд 10

Ворон и лисДядюшка ворон, сидя на дереве, Держал в своем клюве сыр. Дядюшка лис, привлеченный запахом, Повел

Текст слайда:

Ворон и лис
Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своем клюве сыр.
Дядюшка лис, привлеченный запахом,
Повел с ним такую речь:
«Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья, —
То вы — Феникс наших дубрав!»
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв — и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил:
«Сударь, Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, —
Вот урок вам, а урок стоит сыра».
И поклялся смущенный ворон (но поздно!),
Что другого ему урока не понадобится.


Слайд 11

Иван Андреевич Крылов-русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных

Текст слайда:

Иван Андреевич Крылов-русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников.


Слайд 18

Мораль сей басни такова…Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

Текст слайда:

Мораль сей басни такова…

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.


Слайд 19

Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!

Текст слайда:

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!


Слайд 20

К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда

Текст слайда:

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.


Слайд 21

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, - Все ваша музыка плоха!..

Текст слайда:

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, —
Все ваша музыка плоха!..»
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит
он Кукушку.


Слайд 23

Сокыр шыбын эм кумырскаТызылдап ушып бараСокыр шыбын кеш ара.Йыбырдаскан бир ердеКоьп кумырскалар коьрди.Дейди шыбын: «Нетесиз,Уьндемей-кышкырыксыз?»Бир

Текст слайда:

Сокыр шыбын эм кумырска

Тызылдап ушып бара
Сокыр шыбын кеш ара.
Йыбырдаскан бир ерде
Коьп кумырскалар коьрди.
Дейди шыбын: «Нетесиз,
Уьндемей-кышкырыксыз?»
Бир кумырска айтады:
«Биз куллыксыз турмаймыз,
Биз аьли уьй ясаймыз,
Сонъ азыклар тасыймыз.
Муьсиремей эш кимге
Ток эм йылы яшаймыз».
Сокыр шыбын айта: «Биз
Тызылдап уьйренгенмиз.
Сиздей болып йыйылсак,
Гуьрилдей тоьгерек як.
Кумырска айта: «Ол дурыс.
Ислеймиз мактанышсыз.
Сонынъ уьшин коьрине
Бизим эткен исимиз».


Слайд 24

Васька слушает да ест.А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь.Когда в товарищах согласья

Текст слайда:

Васька слушает да ест.

А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

У сильного всегда бессильный виноват.

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.


Слайд 27

СлонСтрекозаЗеркалоОселВоронаКукушка МуравейМужикМоськаЛисицаПетухОбезьяна

Текст слайда:

Слон
Стрекоза
Зеркало
Осел
Ворона
Кукушка

Муравей
Мужик
Моська
Лисица
Петух
Обезьяна


Слайд 30

1. Сегодня я узнал…

Текст слайда:

1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…

Рефлексия


Слайд 31

Д.зПридумать и написать свою басню

Текст слайда:

Д.з
Придумать и написать свою басню


  • Придумать продолжение сказки случай с евсейкой
  • Придумать рассказ используя пословицу
  • Придумать рассказ или сказку о том как сочиняли песни в народе
  • Придумать продолжение сказки айога
  • Придумать небольшой рассказ по пословице жадность всякому горю начало 2 класс