Придумать продолжение сказки телевизионные макароны

Помните известную детскую сказку про золушку? так вот, есть новости! карета таки превратилась в полночь в тыкву! золушке, правда, было

Сетап и панчлайн: как отжигать с юмором

Помните известную детскую сказку про Золушку? Так вот, есть новости! Карета таки превратилась в полночь в тыкву! Золушке, правда, было уже все равно, потому что она к этому моменту вовсю веселилась с Принцем, а вот водитель эвакуатора удивился конкретно…

Если такое продолжение сказки для вас тоже удивительно, значит, вам стоит прочитать эту статью до конца. А еще пройти наши курсы по «Сторителлингу» и «Современной риторике», где вы научитесь сочинять и рассказывать с выражением стендапы, шуточные миниатюры и просто анекдоты.

Считаете, что этому нельзя научиться? На самом деле можно, как и многим другим вещам в этой жизни. Кое-какие усилия для этого, естественно, потребуются, а начать стоит с понимания основы и структуры любой шутки. Вот для этого нам и нужно разобраться, что такое сетап и панчлайн.

Сетап: что это такое

Слово «сетап» заимствовано из английского, где set up означает «устанавливать» либо «настраивать». Таким образом, сетап – это как бы настройки системы. Слово имеет множество оттенков значений применительно к разным сферам – компьютерная техника, электроника, IT-технологии. Но, коль скоро мы заговорили про юмор, ограничимся пониманием термина применительно к данной сфере.

В двух словах, сетап – это начало шутки или предпосылка к ней. В приведенном выше примере с шуткой про Золушку сетап – это сжатое напоминание читателям сюжета сказки. Без него собственно шутка про эвакуатор будет непонятна.

Панчлайн: что это такое

Слово «панчлайн» тоже английского происхождения. В английском есть слово pun, что означает каламбур, слово punch, употребляемое в значениях «ударять», «пробивать», «удар кулаком», и слово line, чаще всего переводимое как «линия» или «строка».

Таким образом, punchline следует понимать как ударную строчку или собственно шутку, ради которой задумывался сетап. Еще можно встретить такой перевод слова punchline как «изюминка», что тоже правильно. Именно в панчлайне и кроется изюминка шутки.

Итак, панчлайн – это вторая часть конструкции, из которой складывается юмор как таковой. Панчлайн дополняет сетап и придает ему неожиданный смысл, заставляющий смеяться еще секунду назад не подозревавших о возможности такого поворота событий зрителей и слушателей. В шутке про Золушку роль панчлайна выполнил эвакуатор.

Где используется сетап и панчлайн?

Сетап и панчлайн – основа шутки, даже если мы пошутили, не задумываясь. Если мы смешно ответили на комментарий коллеги, значит, в качестве сетапа вступил комментарий коллеги, а в качестве панчлайна – наш ответ. Если вы смешно прокомментировали очередной безумный приказ директора, тут сетапом выступил приказ директора, а панчлайном – ваш комментарий.

Применительно к юмористическим шоу и программам соответствующей направленности – КВН, «Вечерний Ургант», Comedy Club – авторство сетапа и панчлайна обычно едино, а над градусом веселья, ожидаемого от шутки, работает целая команда авторов и сценаристов.

Бывает, что автор пишет для себя сам и сам же выступает в формате стендапа. Например, как Павел Воля из Comedy Club или Валерий Жидков, он же «Тамбовский Волк» из 95-го квартала.

Точно так привлекают авторов к написанию сценариев юмористических фильмов и театральных спектаклей. И если в телевизионном юмористическом шоу вполне возможна импровизация, а в КВН даже есть специальный конкурс «Разминка», построенный исключительно на импровизации, то в кино и театре все шутки прописываются заранее. И строятся они по одной и той же формуле:

Сетап + Панчлайн = Шутка

Получается, если освоить эту формулу, можно стать профессиональным юмористом? И да, и нет. Важно, насколько хорошо вы освоили эту формулу. В конце концов, математику и формулы из физики в школе тоже изучают все, а великими математиками или хотя бы кандидатами физико-математических наук становятся единицы.

Однако попробовать себя в роли писателя и изобретателя шуток может каждый. А мы попробуем объяснить, как сформировать сетап и панчлайн шутки. Начнем с сетапа.

Наука как источник для сетапа

Сетап, произнесенный вне специализированного юмористического шоу, зачастую вовсе не предвещает ничего смешного. Более того, это распространенный прием: взять серьезную научную рекомендацию и придумать для нее смешную концовку. Приведем, чтобы понять, как формируется «научный» сетап, примеры. Самая благодатная почва – это примеры из психологии.

Пример 1:

Если вы злитесь или раздражены, психологи советуют занять себя физическим трудом. Допустим, начать мыть окна. И неважно, что об этом подумают остальные пассажиры автобуса.

Думается, сейчас вы уже и сами поняли, что в качестве сетапа тут выступила рекомендация психологов, а в качестве панчлайна – обман традиционного восприятия и банального продолжения мысли, что окна нужно мыть исключительно дома.

Пример 2:

На приеме у психолога:

– Представьте, что счастье – это когда 3D-принтер…

– В смысле я должен создать его сам?

– В смысле у большинства людей его нет, и никогда не будет.

Тут тоже обыгрывается традиционное ожидание банальности и вариаций на тему «человек сам кузнец своего счастья» и т.д. Тем более что большинство психологов именно на этом и строят свои рекомендации, щедро разбавляя их примерами из науки и практики. Обман ожидания как раз и делает изначально ничего не обещающий диалог смешным.

Пример 3:

Собака может выучить около 250 жестов и слов и научиться считать до 5, что соответствует уровню развития 2-летнего ребенка. Кот реагирует исключительно на звуки открываемого холодильника и сухого корма, насыпаемого в миску, что соответствует интеллекту 45-летнего госслужащего.

Сопоставимость уровня развития собаки и 2-летнего ребенка – научно доказанный факт [Наука 21 век, 2009]. Коты, возможно, тоже могли бы освоить все вышеперечисленное, но не хотят, поэтому со стороны их поведение выглядит так, как описано в панчлайне. Будем надеяться, котов не обидит сравнение с 45-летними госслужащими.

Сказки и притчи как источник для сетапа

Мы начали эту статью с того, что вспомнили сказку про Золушку. Однако это не единственный пример, когда сказка, притча или устное народное творчество становится основой для сетапа.

Пример 1:

Все помнят притчу про двух лягушек, упавших в кувшин с молоком, когда одна утонула, а вторая взбила молоко в масло и выбралась наружу. И мало кто ожидает концовку в виде «спасибо, я лучше в другой магазин молочных продуктов пойду».

Действительно, степень уместности той или иной притчи сильно варьируется в зависимости от контекста и места события. И выводы, которые можно сделать из ситуации, тоже. Здесь сетап – притча про лягушек, панчлайн – ответ покупателя.

Пример 2:

Все помнят сказку про Ивана Царевича и его авторский метод знакомства с девушками – выпущенная в пространство стрела. И нужно обладать хорошей смекалкой, чтобы провести аналогии с обращением в техподдержку большинства телекоммуникационных компаний: «Здравствуйте, Иван Царевич! Мы получили вашу стрелу. К сожалению, в данный момент все лягушки заняты, но ваша стрела очень важна для нас, оставайтесь на линии».

Тут пример чуть сложнее. Сетап не озвучивается полностью, как в предыдущих примерах, а как бы подразумевается. После слов «Здравствуйте, Иван Царевич» всем и так ясно, кто главный герой сюжета. Панчлайн в данном случае – это развитие аналогии со службой техподдержки.

Пример 3:

Баю-баюшки, баю,

Не ложися на краю…

А, хотя, давай, ложись…

Что я лезу в твою жизнь?

Эта русская народная колыбельная известна всем от мала до велика. Однако и ее можно осовременить, обыграв извечное стремление детей вырваться из-под опеки и гиперприверженность некоторых людей к различным новомодным методам в психологии.

Новости как источник для сетапа

Выпуски новостей – поистине неисчерпаемый источник вдохновения для юмора и шуток. Наша реальность такова, что обыграть можно практически любую новость.

Пример 1:

– Первыми отечественную вакцину от коронавируса получат учителя.

– Вот будут знать, как натягивать хорошие оценки за деньги ученикам. А те потом пойдут работать в лаборатории и разработают вакцину.

Пример 2:

– Чубайса хотят назначить руководителем проектов по Арктике.

– И правильно! Зачем нам эта Арктика?..

Пример 3:

– Новые автомобили отечественного производства полностью экологичны.

– Да! Они полностью сгнивают за 3 года.

Пример 4:

На встрече с главой ВТБ Костиным Президент сказал, что «у нас сейчас тяжелые времена». Костин вообще не понял, почему у него сейчас тяжелые времена, однако из вежливости решил согласиться.

Пример 5:

– В магазинах скупили всю гречку. Почему люди скупают именно гречку?

– Ну, потому что рис из Китая (родина ковида), а макароны из Италии (самая мощная вспышка ковида).

Пример 6:

– В период карантина будут запрещены все спортивные соревнования.

– А вот фехтование могли бы и не запрещать! Маски есть, перчатки есть, а если кто нарушит социальную дистанцию, можно проткнуть шпагой.

Пример 7:

– Участвовавший в шоу «Холостяк» султан Брунея не смог определиться с выбором.

– Взял оптом?..

Насчет последней мы не уверены, что это была новость, однако что вам мешает самим придумывать новости, похожие на правду, и делать из них шутку?

Исторические факты как источник для сетапа

Точно так за основу шутки можно взять какой-либо исторический факт, придумав к нему неожиданное продолжение.

Пример 1:

5 апреля 1242 года состоялось знаменитое Ледовое побоище. Сразу по окончании Александр Невский отправил своих подопечных наловить рыбу на обед, тем более что лед Чудского озера был уже в лунках.

– Не клюет! С утра покормили слишком сильно, – пожаловались полководцу вернувшиеся без улова воины.

Возможно, кому-то такой юмор покажется черным, однако тут даже не требуется слишком большой фантазии, чтобы сообразить, как можно воспользоваться лунками зимой.

Пример 2:

27 августа 1760 года Императрица Елизавета издала Указ, согласно которому госслужащим было запрещено брать взятки. В 2020 году был юбилей Указа, и очень хочется узнать, когда же он вступит в силу.

Думается, так можно обыграть многие Указы из прошлых столетий, так что поле для сетапов вообще непаханое. В любом случае сетапом будет выступать исторический факт, а вам остается придумать смешное продолжение, т.е. панчлайн.

Как придумать панчлайн?

Мы подошли к самому сложному – панчлайну, т.е. тому, что делает шутку шуткой. При всем многообразии юмора базовых методов, как шутить смешно, не так уж и много.

Основные методы создания шуток:

  • Деформация явления – преувеличение значимости мелочей, преуменьшение значимости важного (обычно черный юмор), выведение на первый план второстепенных деталей.
  • Доведение явления до крайней степени абсурда.
  • Обмен характеристиками или присвоение негативу позитивных качеств, а позитиву – негативных характеристик.
  • Подмена понятий или использование неоднозначности высказывания.
  • Использование банального и очевидного с подтверждением банальности и очевидности.
  • Игра на отсутствии логики, взаимосвязи фактов и событий.
  • Обыгрывание различных ассоциаций, сходных характеристик, слов, имеющих несколько значений.

Конечно же, можно встретить массу других способов, как создать шутку, однако большинство развернутых вариантов, так или иначе, пересекается с вышеназванными способами генерировать юмор. Рассмотрим некоторые варианты подробнее.

Ситуация абсурда как основа панчлайна

Абсурд – это уже само по себе смешно, поэтому потребуется минимум усилий, чтобы оформить абсурдную ситуацию в законченную шутку.

Пример 1:

Ястреб схватил и унес таксу, охотник выстрелом убил ястреба, ястреб упал, такса продолжает лететь. Наверное, выстрела не слышала…

На этом примере мы видим, что не суть важно, реальна ситуация абсурда или выдумана. Смешным может быть и то, и другое.

Пример 2:

– В самолете есть фитотерапевт?

– А что случилось?

– Тут гомеопату плохо.

Степень доверия людей к фитотерапевтам и гомеопатам примерно одинаково невысокая. Поэтому ситуацию легко довести до абсурда, представив, что фитотерапевты готовы доверять только гомеопатам. Можно и наоборот, в данном случае это не принципиально.

Пример 3:

– Посоветуйте, пожалуйста, какой телефон брать: Samsung S20 или iPhone 12? Только скорее, а то сигнализация сработала.

Ясно, что грабитель не будет на месте преступления советоваться, что именно ему брать. А для сетапа можно взять обычную бытовую ситуацию, когда люди советуются относительно предстоящей покупки.

Обмен характеристиками как основа панчлайна

Обмен характеристиками в панчлайне – это что-то вроде обмана ожиданий в сетапе. Мы все имеем предустановленные представления, что такое хорошо и что такое плохо. Перевернув эти понятия, можно насмешить многих.

Пример 1:

Экзорцист:

– Я пришел изгнать демона, который вселился в вас.

Человек (удивленно):

– Но я вас не вызывал!

Демон:

– Я вызывал!

Таким образом, носителем зла оказывается не демон, как мы привыкли считать, а человек, с которым оказалось некомфортно даже демону.

Пример 2:

Многие хозяйки терпеть не могут гостей. Нет, ну действительно, мусор, грязища, куча немытой посуды. И это они еще не пришли!

Тут происходит виртуальный обмен характеристиками. Если все привыкли считать, что куча грязной посуды бывает только после гостей, то мы легко развеем эти заблуждения, показав, что развести грязищу могут и сами хозяева без помощи извне.

Подмена понятий или использование неоднозначности высказывания как основа панчлайна

Подмену понятий можно сделать искусственно, а можно воспользоваться, например, чьим-либо неумением внятно формулировать мысли. Результат будет смешным в обоих случаях.

Пример 1:

– Ребенок не хочет есть мясо. Чем его можно заменить?

– Собакой! Собака всегда хочет есть мясо!

Тут обыгрывается неопределенность отнесения слова «его» к ребенку или к мясу. Разумеется, обычно такие диалоги полны заботы о детях. Однако если дети надоели своими «хочу – не хочу», можно рассмотреть и другие варианты.

Пример 2:

Самое правильное название для топленого молока – «Муму».

Тут используется многозначность и вариативность слова «топленое». Если его понимать не как технологию тепловой обработки, а как производное от слова «утопленный», все становится на свои места, потому что про утопленную Герасимом собачку «Муму» читали все.

Пример 3:

На могилу Альцгеймера нужно возлагать исключительно незабудки.

Это не только подмена понятий, но и игра слов. Болезнь Альцгеймера предполагает проблемы с памятью, а цветы незабудки несут в своем названии месседж «не забудь».

Пример 4:

Она была настолько горячей, что нагрела его на 10 тысяч долларов.

У слова «горячий» множество значений: от температурных характеристик до темперамента. У слова «нагрела» тоже несколько значений: от подогрева пищи до обмана и мошенничества. Если соединить два многозначных слова, тоже может получиться смешно.

Пример 5:

Пожилой сотрудник отпрашивается у молодого начальника пораньше с работы, т.к. собирается пойти на электрофорез. Начальник отвечает, что, «конечно, идите, но, вообще-то, их последний альбом так себе».

Это что-то наподобие конфликта поколений. Для пожилых электрофорез – это медицинская процедура, для молодых – синти-поп-группа (послушать можно здесь).

Как вариант, можно поискать созвучные слова и получить новую шутку. Например, карантинную народную сказку «Сестрица Удаленушка и братец Диванушка».

Использование банального и очевидного как основа панчлайна

Использование банального и очевидного с подтверждением банальности и очевидности может быть ничуть не менее смешно, нежели подмена понятий. Подтвердить банальность и самоочевидность, когда все настроились услышать что-то необычное – это тоже искусство.

Пример 1:

– Почему вы стали врачом?

– Ну, у меня особого выбора не было, я закончил медицинский университет.

Пример 2:

– Папа, а наш ежик от старости помер?

– Конечно, был бы молодой, тогда точно бы от КАМАЗа убежал.

Таких банальностей при желании можно набрать целый вагон, поэтому долго останавливаться не будем. Поехали дальше!

Обыгрывание ассоциаций как основа панчлайна

Обыгрывание любого сходства, реального или мнимого, ассоциаций, реальных или вызванных нездоровой фантазией, тоже является неисчерпаемым источником шуток.

Пример 1:

– Простите, а фильм «Омерзительная восьмерка» – это про АвтоВАЗ или про пиво «Балтика»?

– Это про Windows…

Тут обыгрываются массовые ассоциации слова «восьмерка» с разными предметами и явлениями. Поэтому, даже предложив выбор из двух вариантов, можно найти третий, еще более смешной. К слову, фильм «Омерзительная восьмерка», реально существует, и вышел на экраны в 2015 году. Посмотреть можно здесь.

Пример 2:

– У него вся жизнь такая: химия-лагерь, химия-лагерь.

– Он рецидивист?!

– Нет, он учитель химии! А летом ездит вожатым в детский лагерь.

Тут, возможно, многим понадобится уточнение. «Химией» долгие годы называлась колония-поселение для преступников, совершивших неумышленные правонарушения (например, автомобильная авария) или получивших положительные характеристики в период отбытия основного наказания.

Пример 3:

В завещании таксист просил не хлопать крышкой.

Это пример панчлайна без сетапа. Точнее, сетап уже как бы «вмонтирован» в панчлайн. То, что таксисты не любят, когда хлопают крышкой багажника, знают все, кто хоть раз ездил на такси в аэропорт. Учитывая размеры страны, таких людей немало. Поскольку гроб тоже закрывается крышкой, то осталось лишь предположить, что таксист не захочет слышать хлопок даже сквозь вечный сон.

И теперь самый главный вопрос: как научиться шутить смешно? Как сделать так, чтобы качественный сетап и панчлайн стали неразлучны, как Бивис и Баттхед из одноименного юмористического мультсериала 90-х годов прошлого века? Юмор, конечно, на любителя, однако тоже имеет право на жизнь. 1-й эпизод 1-го сезона здесь. Еще один знаменитый образец американского юмора из 90-х – детективный сериал Sledge Hammer («Слэдж Хаммер»). 1-й сезон, 1-я серия тут.

Способы развития чувства юмора

Возможно, кто-то удивится, но методы развития чувства юмора сходны с методами развития интеллекта как такового. Другими словами, чтобы шутить смешно, нужен развитый мозг. Мы можем лишь посоветовать, как заточить интеллект именно под генерацию шуток.

Как развить чувство юмора:

  • Быть наблюдательным, учиться подмечать мелочи и второстепенные детали.
  • Читать новости и анекдоты, лучше сразу друг за другом.
  • Смотреть юмористические передачи (КВН, «Вечерний Ургант», «95 квартал» и другие).
  • Развивать логическое и абстрактное мышление.
  • Раз в день подбирать синонимы и антонимы к какому-нибудь слову.
  • Раз в день выбирать слово и думать, какие ассоциации оно вызывает.
  • Попробовать объяснить значение слова с помощью синонимов и ассоциаций.
  • Регулярно придумывать нетривиальные варианты использования обычных предметов (мясорубка, газета, компьютер, вилка и т.д.)
  • Читать авторов, которые прославились своим чувством юмора (Антон Чехов, Сергей Довлатов, Игорь Губерман).

Разумеется, авторов, у которых можно было бы поучиться остроумию, намного больше. Мы выбрали лишь тех, чье творчество практически полностью основано на юморе: Чехов, Довлатов, Губерман. Для лучшего понимания, как придумать что-нибудь смешное, стоит прочитать работу «Формы, средства и приемы создания комического в литературе», где как раз и разбираются нужные вам приемы и методы [Е. Сафонова, 2013].

Кроме того, есть специальные материалы, посвященные развитию чувства юмора и способам, как это сделать. Работа так и называется: «Как смешно шутить?» [Д. Шекебаев, 2016].

А для того чтобы придуманные вами шутки всегда были ко времени, к месту и звучали убедительно, вам стоит освоить стендап как жанр сценического выступления. Это стоит сделать, даже если вы не собираетесь на большую сцену. Зачем среднестатистическому человеку осваивать навыки стендап-выступления? Тому есть несколько причин.

Зачем нужны навыки стендап-выступления:

  1. Развитие взаимодействия правого и левого полушарий мозга – вы научитесь как анализировать информацию для генерации шуток, так и оформлять их в творческом формате.
  2. Развитие голоса, речи и навыков публичного выступления – даже если вы будете практиковаться в узком кругу друзей, это будет отличной тренировкой и сделает вас готовым принять более сложные вызовы, если потребуется.
  3. Отличная тренировка и подготовка к профессиям, требующим публичности – как известно, лучшим экспромтом является тот, что хорошо подготовлен, а подготовив пару сотен шуток для десятка стендапов, вы будете готовы практически к любой ситуации.
  4. Развитие наблюдательности и сообразительности – основные темы для шуток достаточно однообразны, а поиск новых нюансов их подачи станет отличной тренировкой для интеллекта.
  5. Возможность получить обратную связь и энергетический заряд от слушателей – давно известно, что получить энергию можно только тогда, когда начинаешь отдавать. Подарив даже узкому кругу зрителей несколько минут хорошего настроения, вы получите огромный заряд бодрости.
  6. Навыки импровизации – редко когда живое выступление полностью идет по заранее составленному плану. Поэтому придумывать на ходу – это то, чему вы будете вынуждены научиться достаточно быстро.
  7. Развитие чувства юмора – чем больше шуток вы придумаете, чем чаще будете попадать в ситуации, требующие импровизации, тем быстрее у вас разовьется чувство юмора и тем ближе вы станете к уровню профессионального автора и сценариста.

В общем, если вас интересует, как развить чувство юмора, научиться импровизировать, отработать навыки публичного выступления и чувствовать себя уверенно в любой ситуации, вам стоит научиться шутить и освоить стендап.

Стендап: как научиться

Начать осваивать стендап как жанр можно параллельно с работой над чувством юмора. Если своих шуток пока нет, можете отрабатывать чужие. Как учиться стендапу? Это вполне можно делать самостоятельно!

Как учиться стендапу:

  • Выучите текст шутки наизусть.
  • Выберите место, где вам никто не будет мешать хотя бы пару минут.
  • Включите видеокамеру телефона на запись.
  • Встаньте прямо, не сутультесь, не смотрите под ноги.
  • Произнесите текст шутки в темпе и с выражением.
  • Выделите интонацией ударное слово (место, где смеяться).
  • Слегка потяните ударную гласную в последнем слове шутке.
  • Пересмотрите записанное видео с долей самоиронии и самокритики.
  • Отметьте допущенные ошибки (осанка, взгляд, интонация, темп речи).
  • Исправьте их в следующем дубле.

Кстати, поработать над интонированием вы можете, изучив специальный урок «Интонация» в рамках курса «Развитие голоса и речи». Если же вы предпочитаете карьеру сценариста и хотели бы предложить свои услуги ведущим ТВ-шоу страны, вам стоит знать, по каким принципам строятся юмористические шоу.

Как писать юмористический сценарий

Ввиду того, что наше отечественное телевидение во многом заимствует традиции западных ТВ-шоу, есть резон сразу обратиться к первоисточнику и посмотреть, как же готовят юмористические сценарии на Западе. Источники для сетапа во всех странах мира сходны, поэтому мы сосредоточимся на панчлайне, ведь именно он и является «изюминкой» сценария.

Разновидности сценариев в западной терминологии:

  • Escalating Punchline – панчлайн развивается по нарастающей, усиливая комический эффект.
  • Brick Joke – панчлайн обрывается внезапно, создавая комический эффект.
  • Feghoot – запутанная история, где развязкой служит игра слов.
  • Late to the Punchline – затянутый панчлайн, который развивается в течение какого-то времени в шоу.
  • One-Two Punchline – сетап заканчивается более, чем одни панчлайном.
  • Orphaned Punchline – панчлайн не имеет четко выраженного сетапа.
  • Orphaned Setup – сетап смешон сам по себе, без панчлайна.
  • Subverted Punchline – обман ожидания зрителей.
  • Stealth Pun – зрители могут вложить свой смысл, но всем смешно в любом случае.
  • The Triple – панчлайн на основе двух сетапов.

Такую классификацию приемов шоу предлагает TV Tropes – проект по образу и подобию «Википедии», который знакомит с изнанкой телевидения [TV Tropes, 2015].

Надеемся, теперь вы получили общее представление о том, как шутить смешно, и поняли, что это вполне достижимо. Особенно, если пройти наши курсы по «Сторителлингу» и «Современной риторике», где вы научитесь сочинять веселые истории и воодушевлять аудиторию своим выступлением. Мы желаем вам всегда хорошего настроения  и умения классно шутить!

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Картотека творческих игр и заданий для разных видов деятельности детей

Введение

Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребёнка является освоение игровой деятельности.

Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредотачиваются главные интересы и переживания детей. В игре, как в зеркале, отражаются взаимоотношения взрослых; ребёнок входит в мир этих отношений и воспроизводит их в игровой ситуации.

Игра является ведущей деятельностью, потому что даёт возможность ребёнку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребёнок вступить не может.

Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.

Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературными произведениями. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся:

• сюжетно-ролевые игры,

• театрализованные,

• конструктивно-строительные,

• дидактические.

Творческое задание – это такая форма организации информации, где наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта. Творческие задания делятся на:

• игры – инсценировки,

• составление творческих пересказов,

• метод моделирования,

• творческое сочинение,

• математическое творческое задание,

• лабораторные и практические работы.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

ГОС ДО выделяет 5 образовательных областей, которые реализуется через организацию различных видов детской деятельности, а именно:

• игровая деятельность,

• познавательно-исследовательская,

• двигательная деятельность,

• восприятие художественной литературы,

• музыкальная деятельность,

• изобразительная деятельность,

• самообслуживание и элементы бытового труда,

• конструктивная деятельность.

Творческие игры и задания для игровой деятельности

1. «Детский сад»

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций

2. «Магазин»

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

3. «Ресторан»

Ход игры Взрослый предлагает выбрать среди картинок изображения тех предметов посуды, приборов и продуктов, которые нужны для приготовления, например, супа или котлет.

Каждый из играющих выкладывает карточки и рассказывает о процессе приготовления заданного блюда в правильной последовательности. Блюда, предлагаемые ребенку, должны быть ему хорошо знакомы.

4. «День рождения»

Ход игры. Педагог назначает на роль именинника ребенка. Он будет принимать гостей в день рождения.

Гости по очереди дарят ему воображаемые подарки (кукла, мяч, конструктор и т. д.). Педагог должен обращать внимание на верные действия детей с воображаемыми предметами.

5. «Королевство сказок»

Ход игры. Взрослый предлагает детям поиграть в необычную игру — «Королевство сказок». Каждый загадывает своего любимого сказочного персонажа. Все герои живут в одном королевстве. Кто-то работает поваром, кто-то продавцом и т. д. Далее выбирается и разыгрывается конкретный эпизод жизни сказочного королевства. Например, один из героев именинник, к нему приходят в гости все остальные; жители королевства на базаре или на воздушном шаре и др.

Дети должны начать взаимодействовать в воображаемых событиях и ролях в этом королевстве. Однако в своих действиях придерживаться характера сказочного героя. Т. е. Буратино должен быть шалуном, Красная шапочка – доверчивой, Золушка – заботливой и доброй.

Творческие игры и задания

для познавательно-исследовательской деятельности

1. «Превращения»

Материал. Картинка с изображением абстрактного элемента, с предметным и сюжетным изображением, в которых этот элемент присутствует; фломастеры.

Ход игры. Игра проводится в форме соревнования: «Кто больше и быстрее найдет «спрятавшийся элемент» в предложенных картинках. Чтобы не запутаться, обводить уже найденные элементы фломастером.

После выполнения задания можно дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти скрытый элемент.

2. «Сделаем узор из цветов»

Ход задания. Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут составлять узор из цветов. Узор может быть составлен из одуванчиков, тюльпанов, нарциссов и многих других цветов. Далее педагог показывает способы вырезывания некоторых (наиболее сложных) цветов и отмечает, что потом их все надо собрать вместе на полянке в красивый узор (демонстрирует «полянки» разной формы): цветочки могут по-разному сочетаться между собой и могут расти на круглой полянке, квадратной и т. д. Для этого их необходимо приклеить на нее.

По ходу выполнения аппликации воспитатель оказывает помощь ребятам в вырезывании сложных цветов, хвалит за самостоятельно придуманные.

3. «Сходство и различие»

Ход игры. Детям предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия, обобщив все имеющиеся сходные признаки и выделив различия. При выполнении этого задания педагогу следует обратить внимание детейна следующее обязательное условие: необходимо называть сначала сходство, а затем различие.

4. «Волшебный мешочек»

Ход игры. Ребенку предлагается на ощупь (с закрытыми глазами) идентифицировать тот или иной предмет, объяснив при этом, исходя из каких признаков было принято решение.

5. «Что катится?»

Ход игры. Эта игра познакомит ребенка с формой предметов. Организуйте веселую игру-соревнование — кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурами, которые нужно катить, пусть будут шарик и. кубик. Наверное, вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик,и постарайтесь вместе с ним сделать вывод: «Шарик катится, а кубик — нет». Обратите внимание ребенка на острые углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и куб. На рисунке они будут выглядеть просто, как круг и квадрат. Поучите малыша рисовать их.

Творческие игры и задания

для коммуникативной деятельности

1. «Несмеяна»

Вариант 1. Играющие становятся вокруг водящего (Несмеяны). Каждый из них по очереди старается рассмешить царевну с помощью мимики и жестов (без речи). Тот, кому это удалось, сам становится Несмеяной.

Вариант 2. Водящий встает в центр между играющими и старается кого-то из них рассмешить. Ему запрещено дотрагиваться до кого-либо и разговаривать.

Каждый водящий водит не более минуты. Если ему не удалось никого рассмешить, ему на помощь дается еще один водящий, и они вместе повторяют попытку.

Если же ребенок добился успеха, он меняется местами с тем, кто рассмеялся.

2. «У врача»

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой.

3. «Тень»

Цель. Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.

Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре — это человек, он «ходит по лесу»: собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т. д. Другой ребенок — его тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и выражать то же самочувствие.

Педагог объясняет детям значения слов «темп» и «ритм»:! «Темп — это скорость: быстро, медленно, совсем медленно. Ритм — это равномерное повторение определенных звуков: раз-два, тук-тук».

Затем условия игры меняются. Один ребенок в паре — мышка, лягушка, зайчик, медведь, лиса, петушок, ежик (по вы-1-бору педагога, другой ребенок — его тень. Во время игры дети меняются ролями, а педагог подсказывает им, показывает! походку зверей.

4. «Твоя комната»

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку выбрать нужные ему карточки, расставить их по своим местам в пустой комнате, затем рассказать о своем выборе.

5. «Правильные поступки»

Описание. Взрослый предлагает рассмотреть картинки, дать оценку поступкам героев или разложить на кучки картинки с положительными и отрицательными поступками, объясняя свое решение.

6. «Ласковое слово»

Ход игры. Педагог собирает детей в хоровод со словами:

В хоровод, в хоровод

Здесь собрался народ!

Раз, два, три— начинаешь ты!

Вслед за этим педагог надевает на себя колпачок и ласково обращаем к рядом стоящему ребенку.

Например:

— Сашенька, доброе утро!

Педагог уточняет, какие добрые и ласковые слова мы можем произносить, обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад (а) тебя видеть; какой красивый у тебя бантик; у тебя красивое платье и т. д.).

После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает колпачок следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к стоящему с ним рядом малышу, и т. д.

Творческие игры и задания

для двигательной деятельности

1. «Передай позу»

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

2. «Веселые обезьянки»

Ход игры. Дети стоят врассыпную — это обезьянки. Лицом к ним — ребенок — посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.

3. Игра «Горячий картофель»

Ход игры. Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают «картошку» друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (как будто это настоящая горячая картошка).Вдруг ведущий произносит: «Горячий картофель!»

Игрок, у которого оказалась в руках «горячая картошка», выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

4. «Море волнуется»

Ход игры. Дети идут по кругу и произносят слова: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура на месте замри!» На последнее слово дети останавливаются и «замирают» в позе морского животного. Воспитатель или ребенок пытается отгадать название этих животных.

Творческие игры и задания

для восприятия художественной литературы

1. «Придумай продолжение»

Ход игры. Взрослый читает ребенку придуманное им начало рассказа и просит его придумать, что случилось потом и чем закончилась эта история. Поначалу взрослый может направлять мысли ребенка, начиная предложение, а ребенок будет его заканчивать.

Например: «Два друга, Саша и Дима, поспорили о том, кто из них быстрее бегает. Придумай, как они разрешили этот спор, как соревновались, кто из них победил, как вели себя друзья после спора».

Или: «Однажды летом папа и его сыновья пошли в поход. Они шли в основном лесом, и по дороге один из сыновей, Андрейка, отстал и заблудился. Придумай, как и почему это случилось, как Андрейка бродил один по лесу, как его потом разыскали и чем закончился этот поход.

2. «Елочные шары»

Ход игры. Взрослый прикрепляет на елку елочные шары со слогами внутри и предлагает ребенку составить из них слова.

3. «Инсценировки»

Ход игры. Взрослый выбирает доступную по объему и речевому материалу сценку, затем распределяет роли между детьми и в виде вопросов — ответов проводит обсуждение содержания будущего «спектакля» (какие будут декорации и костюмы, какие свойства характера присущи каждому герою, как он должен разговаривать, ходить, вести себя) и небольшие репетиции. В ходе них взрослый показывает детям, как нужно произносить слова (четко, громко, красиво, говорит им, чтобы они смотрели на собеседника при разговоре, старались держаться естественно, не опускали голову).

На начальном этапе проводится разыгрывание небольших диалогов, можно в стихах, причем каждый «актер» должен знать свои слова наизусть. В этот период ребенок выступает с 1-2 репликами и общается только с одним партнером. Постепенно, по мере тренировки объем слов, реплик и партнеров, с которыми играет ребенок, увеличивается.

4. «Пантомима»

Ход игры. Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают

Творческие игры и задания

для музыкальной деятельности

1. «Услышим слово»

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку представить звук,издаваемый каким-либо предметом: жужжание шмеля или пчелы, вой милицейской сирены, звон колокольчика, стук молотка, гудок машины, пение кукушки и другие знакомые, много раз слышимые звуки.

2. Танец розы

Ход игры. Под красивую мелодию (грамзапись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка — розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.

Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе.

3. Кто на картинке?

Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т. д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.

4. «Игра с платком»

Предложите ребенку любой из имеющихся у вас платков (при желании его можно заменить шарфом). Попросите с помощью платка, движений, мимики изобразить:

• Бабочку • Бабушку

• Лису • Фокусника и другие

• Принцессу

• Волшебника

Творческие игры и задания

для изобразительной деятельности

1. «Волшебные кляксы»

Ход игры. Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях.

Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

2. «Придумай животное»

Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.).

3. «Оживи рисунок»

Ход игры. В каждой клетке рисуют овал или другую фигуру: прямоугольник, квадрат, треугольник, который затем нужно превратить в какую-либо картинку.

4. «Смешной рисунок»

Ход игры. Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т. д. Все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали.

5. «Неизвестное животное»

Ход игры. Каждый играющий на своем листе рисует вверху голову человека, животного, птицы и т. д., затем, загнув листок так, чтобы было видно только кусочек шеи, передает лист соседу. Тот должен продолжить рисунок верхней частью тела и, за-гнув, снова передать листок следующему игроку, который рисует конечности. Таким образом, дорисовываются листы всех играющих, не зная, чья голова или туловище были нарисованы партнером. В конце игры получается коллекция неизвестных, смешных животных.

6. «Три краски»

Ход упражнения. Детям предлагается взять три краски и изрисовать ими весь лист, как им захочется. После этого педагог спрашивает у каждого ребенка: «На что похож рисунок?» Если возникают трудности в назывании, разрешается немного дорисовать рисунок, если требуется. Затем педагог просит придумать как можно больше названий к рисунку и сказать вслух.

Творческие игры и задания

для самообслуживания и бытового труда

1. Творческое упражнение «Жизнь шкафа»

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть картинку, на которой изображен шкаф (стул, ведро, ложка и т. д.). Дети объединяются в группы и отвечают на вопрос: Из чего может быть сделан шкаф? Может у шкафа меняться настроение? Может шкаф болеть? Можно ли взять в друзья шкафы? Что чувствует шкаф, когда его протирают или ремонтируют? Кого из членов семьи шкаф любит больше всего? Помнит шкаф мастера, который его сделал? Подобные вопросы можно задавать о любых вещах. Затем дети придумывают сказку о вещах (как шкаф подружился с новым платьем или как чашка (тарелка) поссорилась с ложкой и т. д.).

2. «Оденем кукол»

Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера.

Дайте ему двух кукол (большую и маленькую) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите малышу помочь куклам. Если сначала ребенок распределит вещи неправильно, не беда. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся ее вещи, похвалите ребенка и подчеркните: «Большое платье — большой кукле, маленькое — маленькой, большие туфельки — большой кукле, маленькие — маленькой». Чтобы усложнить задание, надо дать трех кукол.

3. «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»

Ход игры. Педагог начинает фразу, дети продолжают, использую воображение,

фантазию и полученные знания: «Если бы не было учителей, то …», «Если бы не было врачей, то …», «Если бы не было дворников, то…», «Если бы не было водителей, то …» и т. д.

4. «Угадай, что я делаю?»

Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят: «Что ты делаешь – не знаем, Поглядим и угадаем.» Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т. д. Дети угадывают действия.

Творческие игры и задания

для конструктивной деятельности

1. «Строим дом»

Ход игры. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

2. «Необычные картины»

Оборудование: поднос, пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, флаконов, природный материал: соломка, чешуйки шишек, ракушки, мелкие камушки, засушенные цветы, листья, семена растений, лист картона.

Ход игры: на подносе разложен материал. Взрослый предлагает создать необычные картины, а для их создания требуются не карандаши и краски, а то, что лежит на подносе. Представьте себе картину, которую хотите получить. Сделайте её набросок на листе бумаги. При помощи взрослого прикрепите к картону.

3. «Волшебная дорожка»

Ход игры. Дети сидят в кругу и у каждого ребенка есть разные детали конструктора. Дети делают ход по кругу. Первый кладет любой кирпичик, а последующие кладут кирпичик такого же цвета, либо такой же формы.

4. «У кого выше»

Ход занятия. Каждый берет по пластине, кидает кубик, берет себе деталь соответствующего цвета. Надо построить башню одного цвета, выше, чем соперник. Т. е., если будут выпадать все время разные цвета, высокой башни не получится.

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Игра «Почемучки»

Задача: развить фантазию детей, умение формулировать и задавать вопросы.

Оборудованиесюжетные картинки с изображением каких-либо интересных ситуаций.

ОписаниеВзрослый и ребенок по очереди задают друг другу вопросы и отвечают на них. Вопросы формулируют с помощью картинок.

Например: «Почему люди меняют одежду? Почему осенью улетают птицы? Почему летом не катаются на санках?» и т. д.

Игра «Загадочные письма»

Задачаразвить воображение, представления, сообразительность детей, тренировать умение составлять предложения из отдельных слов.

Оборудованиекарточки, на которых с помощью картинок, заменяющих существительные, и стрелок (или схематического изображения человечка), заменяющих глаголы, загадана фраза. На одной карточке — одна фраза, где символы идут друг за Другом, как слова в предложении.

ОписаниеЛучше играть с группой детей из 3-4 человек, тогда из разгаданных фраз можно составить целый рассказ. Играющим раздается по одной карточке.

Взрослый объясняет, как разгадывать письмо: картинки (или схемы) предъявляются по одной, остальные — прикрыты.

Сначала идет картинка — существительное, затем схема — глагол (могут быть заслушаны несколько вариантов, из которых выбирается самый подходящий) и так все загаданные слова. Затем слова объединяются в целое предложение.

Игра «Несмеяна»

Задачаразвить мимику, подражательность, фантазию детей.

Описание.

вариантИграющие становятся вокруг водящего (Несмеяны). Каждый из них по очереди старается рассмешить царевну с помощью мимики и жестов (без речи). Тот, кому это удалось, сам становится Несмеяной.

// вариантВодящий встает в центр между играющими и старается кого-то из них рассмешить. Ему запрещено дотрагиваться до кого-либо и разговаривать.

Каждый водящий водит не более минуты. Если ему не удалось никого рассмешить, ему на помощь дается еще один водящий, и они вместе повторяют  попытку.

Если же ребенок добился успеха, он меняется местами с тем, кто рассмеялся.

Игра «Волшебные очки»

Задачаразвить связную речь, представления детей.

ОписаниеВзрослый рассказывает детям сказку: «Жил-был на свете добрый волшебник, который создал волшебные очки. Если их одеть, можно увидеть только радостные события. Давайте по очереди примерим такие очки и расскажем о радостных событиях в своей жизни».

Игра «Обижалка»

Задачаразвить у детей чувство сострадания, умение сопереживать, ставить себя на место другого человека.

Оборудованиесюжетные картинки с плохими поступками героев (обида, насмешка, злость и т. п.)

ОписаниеВзрослый и дети обсуждают неправильное поведение героев, затем каждый из детей вспоминает случай из своей жизни, когда он, как ему кажется, кого-то обидел, какие чувства, по его мнению, испытывал этот человек. Чтобы показать пример такого рассказа, начинает игру взрослый.

Игра «Фото на память»

Задачаразвить воображение, подражательность, мимику детей.

ОписаниеВзрослый говорит детям, что он будет фотографом на представлении, а они (дети) — артистами, которые будут изображать мимикой и жестами различных героев. «Представление» начинается: взрослый берет воображаемый фотоаппарат и предлагает изобразить, например, злую и страшную Бабу-Ягу. После чего всем нужно замереть — фотограф должен сделать фото на память.

Следующий герой: вспомните, как хитро улыбалась Лиса Колобку, чтобы ему понравиться, изобразите, как она это делала, а теперь снова сделаем фото и т. д.

Игра «Перестановки»

Задачатренировать сообразительность детей, умение переставлять буквы в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.

ОписаниеВзрослый показывает сначала на простых примерах, что некоторые слова могут превращаться в другие, если переставить в них буквы: нос — сон, тело — лето, луг — гул, лес — сел. Постепенно по мере тренировки слова можно усложнить и увеличить в них количество букв.

Например:

банка — кабан;

мышка — камыш;

волос — слово;

баян — баня;

марка — рамка;

насос — сосна;

колос — сокол;

масло — смола;

шнурок — коршун;

вобла — обвал;

вилка — валик;

майка — кайма;

атлас — салат;

марш — шрам;

Мария — армия.

Игра «Превращалки»

Задачарасширить словарный запас детей, умение переставлять, изменять буквы в словах.

ОписаниеВзрослый дает задание придумать и вписать в клеточки такие слова, чтобы первое слово превратилось в последнее или цепочка опять вернулась к исходному слову. В каждом следующем слове меняется только одна буква.

МЯЧ — меч — мел — мол — ГОЛ

СОК — сак — лак — лай — ЧАЙ

ЛУГ — лук — лик — лис — ЛЕС

УРОК — срок — сток — стон — СЛОН

РОЗА — роса — рост — тост — тест — тент — тень -пень — пена — вена — вина — виза — риза — РОЗА

Игра «Обиженный котенок»

Задачанаучить ребенка (детей) сопереживать, сочувствовать другому человеку, развить связную речь.

ОписаниеКаждый из детей по очереди играет роль обиженного котенка, рассказывая о самой обидной ситуации в своей жизни. Остальные играющие стараются утешить его, подбирая для утешения подходящие слова.

Игра «Неизвестное животное»

Задачаразвить воображение, мелкую моторику детей.

Оборудованиелисты бумаги по количеству играющих, карандаши или ручки.

ОписаниеКаждый играющий на своем листе рисует вверху голову человека, животного, птицы и т. д., затем, загнув листок так, чтобы было видно только кусочек шеи, передает лист соседу. Тот должен продолжить рисунок верхней частью тела и, загнув, снова передать листок следующему игроку, который рисует конечности. Таким образом дорисовываются листы всех играющих, не зная, чья голова или туловище были нарисованы партнером. В конце игры получается коллекция неизвестных, смешных животных.

Игра «Потрогаем слово»

Задачаразвить у детей воображение.

ОписаниеВзрослый предлагает ребенку мысленно потрогать какой-либо предмет: подушку (какая она мягкая), елку (колючая), кошку (пушистая), воду (мокрая), пол (твердый) и т. д. и рассказать о своих ощущениях.

Игра «Услышим слово»

Задачаразвить воображение и представления у детей.

ОписаниеВзрослый предлагает ребенку представить звук, издаваемый каким-либо предметом: жужжание шмеля или пчелы, вой милицейской сирены, звон колокольчика, стук молотка, гудок машины, пение кукушки и другие знакомые, много раз слышимые звуки.

Игра «Увидим слово»

Задачаразвить воображение и представления у детей.

ОписаниеВзрослый объясняет ребенку, что слова можно увидеть в своем воображении, представить, как они выглядят. Например, закрыть глаза и представить себе живую бабочку, яркий одуванчик, зеленую елку и т. д. (озеро, дерево, дом, облако и другие слова). Взрослый должен предупредить ребенка, что поначалу он может ничего не увидеть или видеть какое-то пятно. Постепенно образ предмета станет похожим на фотографию (или картинку), а затем на настоящий предмет, как наяву.

Игра «Придумай продолжение»

Задачаразвить фантазию, воображение, связную речь детей.

Оборудованиеначало рассказа или сказки, придуманное взрослым.

ОписаниеВзрослый читает ребенку придуманное им начало рассказа и просит его придумать, что случилось потом и чем закончилась эта история. Поначалу взрослый может направлять мысли ребенка,  начиная предложение, а ребенок будет его заканчивать.

Например: «Два друга, Саша и Дима, поспорили о том, кто из них быстрее бегает. Придумай, как они разрешили этот спор, как соревновались, кто из них победил, как вели себя друзья после спора».

Или: «Однажды летом папа и его сыновья пошли в поход. Они шли в основном лесом, и по дороге один из сыновей, Андрейка, отстал и заблудился. Придумай, как и почему это случилось, как Андрейка бродил один по лесу, как его потом разыскали и чем закончился этот поход.

Игра «Понюхаем — попробуем слово»

Задачаразвить у детей воображение.

ОписаниеВзрослый говорит ребенку, что некоторые слова можно понюхать и попробовать на вкус. Например, лимон (апельсин), роза, ромашка, хлеб, костер, шоколад и т. д., после этого дети должны рассказать о своих впечатлениях.

Игра «Елочные шары»

Задачарасширить словарный запас детей, тренировать навыки послогового чтения и составления слов из заданных слогов.

Оборудованиевырезанная из картона и раскрашенная елка, отдельно вырезанные елочные шары со слогами внутри.

ОписаниеВзрослый прикрепляет на елку елочные шары со слогами внутри и предлагает ребенку составить из них слова.

Игра «Арифметика в словах»

Задачаразвить у детей умение отгадывать загадки, составлять отгадку из заданных частей.

ОписаниеВзрослый на одном из слов показывает, как решить такой словесный пример, затем ребенок пробует сделать это самостоятельно.

БА + большой деревянный сосуд = летающее насекомое (БАБОЧКА)

БА + водное животное с клешнями = временное жилье (БАРАК) БА + полезный фруктовый напиток = низкий голос (БАСОК)

БА + музыкальный звук = белый хлеб вытянутой

формы (БАТОН)

БА + мягкая кожа + первая буква алфавита — тесемка с подвесками (БАХРОМА)

Игра «Оживи рисунок»

Задачаразвить воображение, мелкую моторику детей.

Оборудованиелист бумаги, разделенный на несколько квадратов, простой карандаш.

ОписаниеВ каждой клетке рисуют овал (или другую фигуру: прямоугольник, квадрат, треугольник), который затем нужно превратить в какую-либо картинку

Игра «Звездочки»

Задачасовершенствовать у детей навыки звуко-буквенного анализа, тренировать в умении составлять слова из заданных букв, располагая их в нужном порядке.

Оборудованиеподготовленные взрослым «звездочки» с буквами.

ОписаниеВзрослый предлагает ребенку составить и прочитать слова с помощью букв и звездочек, располагая их в правильной последовательности.

Игра «Задания на смекалку»

Задачанаучить детей вдумываться в условие (текст) задачи, развить их слуховое внимание, сообразительность.

Оборудованиетексты подготовленных, доступных ребенку в этом возрасте заданий.

ОписаниеВзрослый старается медленно и выразительно читать текст загадки. Затем дает время ребенку поразмышлять над ней, при необходимости задавая ему наводящие вопросы и тем самым подводя к правильному решению.

1.        В доме четыре угла. В одном углу стоит стол,  у него четыре ножки. В другом углу лежит кошка, у нее четыре лапы. У кошки появилось четверо котят. Вошел в дом хозяин.

Сколько стало ног?

ОТВЕТ: Две ноги, так как у кошки и котят лапы, а у стола — ножки.

2.        Шли гурьбой: теща с зятем да муж с женой, мать с дочерью, да бабушка с внучкой, да дочь с отцом.

Много ли всех?

ОТВЕТ: Четверо — бабушка, мать, отец, дочь.

3.        Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?

ОТВЕТ: Всего летело три утки, одна за другой.

4.        Что это такое: две ноги сидели на трех, а когда пришли четыре и утащили одну, то две ноги, схватив
три, бросили их в четыре, чтоб четыре оставили одну.

ОТВЕТ: Человек сидел на стуле, у которого три ножки. Вдруг пришла собака и утащила куриную ногу. Человек бросил стул в собаку, чтобы она оставила куриную ногу.

5. Два отца и два сына поймали трех зайцев, каждому досталось по одному зайцу.

Возможно ли это?

ОТВЕТ: Это были дедушка, его сын и внук. Из троих двое являются отцами и двое — сыновьями. Каждому досталось по одному зайцу.

Игра «Слово в слове»

Задачасовершенствовать у детей навыки звуко-буквенного анализа, умение придумывать и составлять слова из заданных букв.

Оборудованиеряд заданных слов.

ОписаниеСовместно со взрослым ребенок учится подбирать слова (не менее двух), входящих в исходные слова.

ДУДОЧКА — дочка, удочка.

ДУБРАВА — дуб, вар, раб, ура.

ДНЕВНИК — веник, вид, дни.

ДРАМА — рама, дама, дар, рад.

ЖАВОРОНОК — ворона, вор, кожа, вар, кран.

Игра «Слова и буквы»

Задачасовершенствовать навыки звукобуквенного анализа, развить у детей умение составлять и придумывать слова, расширить их словарный запас.

Описание.

I вариантВ течение ограниченного времени играющие должны вспомнить и записать как можно больше названий определенной группы предметов: городов, животных, цветов, профессий, фруктов и т. д.

По мере тренировки задание можно усложнить, придумывая слова определенной группы, которые начинаются на выбранную участниками букву.

Например: животные — кошка, собака, тигр, лев, медведь, лиса, зубр и т. д.; животные на букву К: кенгуру, коза, корова, крот, кот, куница и т. д.

// вариант. Играющие должны написать определенное количество слов — существительных, в которых часто встречается выбранная буква (например, буква А: барабан, карандаш, атаман, саламандра и др.) или которые начинаются и заканчиваются на эту букву (например, на букву О: окно, озеро, одеяло и др.)

Ill вариант. Играющие должны написать в алфавитном порядке слова определенной группы (названия городов, рек, животных, профессий и т. д.) по одному слову на каждую букву алфавита, кроме  ы, й, ъ, ь.

Например: животные — антилопа, белка, волк, гепард, дикобраз, енот, еж, жираф, зубр, крот, лось, мышка, носорог и т. д.

Игра «Рифмы»

Задачаразвить у детей языковое чутье, умение подбирать слова, заканчивающиеся похожими звуками, расширить словарный запас детей.

Оборудованиеслова, к которым будут подбираться рифмы.

ОписаниеОдин из играющих называет слово, желательно простое и короткое, к которому следующие игроки подбирают рифмующиеся слова. Тот, кто не сможет придумать слово в рифму, получает минус. Если у игрока набирается три минуса, он выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся.

Примеры рифмующихся слов:

Торт — корт — сорт — борт — порт — лорд — рекод — аккорд.

Сок — носок — песок — лесок — кусок — поясок — колосок.

Этаж — стаж — монтаж — трикотаж — репортаж.

Игра «Записка»

Задачарасширить словарный запас детей, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, умение придумывать слова на заданную букву и объединять слова в небольшие фразы.

Оборудованиезаданные слова.

ОписаниеЗа основу записки берется одно из главных слов. Каждый играющий должен придумать фразу, в которой каждое слово начинается с одной из букв этого слова.

Например, взяли слово «СУМКА». Из букв этого слова можно придумать записку (объявление) из зоопарка: «Сегодня Убежал Медведь. Караул. Администрация». Или слово: «УБОРКА» — «Утром буду. Очень рада каникулам. Аня».

По мере тренировки можно усложнить игру, чтобы играющие придумывали записки на определенные темы: шуточные, деловые, объявления и т. п.

Игра «Инсценировки»

Задачаразвить подражательность, эмоциональность, воображение детей, умение перевоплощаться в изображаемый персонаж.

Оборудованиеатрибуты по теме инсценировки: маски, некоторые детали для костюмов (шапочки с ушками, усы, хвосты, короны, шляпы, фартуки, косынки и т. п.), несложные декорации (елки, березки, грибы, цветы).

ОписаниеВзрослый выбирает доступную по объему и речевому материалу сценку, затем распределяет роли между детьми и в виде вопросов — ответов проводит обсуждение содержания будущего «спектакля» (какие будут декорации и костюмы, какие свойства характера присущи каждому герою, как он должен разговаривать, ходить, вести себя) и небольшие репетиции. В ходе них взрослый показывает детям, как нужно произносить слова (четко, громко, красиво), говорит им, чтобы они смотрели на собеседника при разговоре, старались держаться естественно, не опускали голову.

На начальном этапе проводится разыгрывание небольших диалогов, можно в стихах, причем каждый «актер» должен знать свои слова наизусть. В этот период ребенок выступает с 1-2 репликами и общается только с одним партнером. Постепенно, по мере тренировки объем слов, реплик и партнеров, с которыми играет ребенок, увеличивается.

Игра «Небылицы»

Задачаразвить связную речь и фантазию ребенка.

ОписаниеВзрослый предлагает ребенку представить себя в какой-либо невероятной ситуации, подумать, как он будет себя вести, что делать, и рассказать об этом. Для этого взрослый дает ребенку начало рассказа, а ребенок старается его продолжить так, чтобы в нем было выдуманное и невыдуманное, и его было интересно слушать.

Например: «Вы с родителями и братом отправились в путешествие на корабле. Но вдруг начался шторм, и тебя унесла большая волна. Ты не утонул, а попал на небольшой необитаемый остров. Что ты будешь делать дальше? » (Начало рассказа для мальчика.)

Или: «Фея перенесла тебя в образе принцессы в сказку на бал в Королевском дворце. Что произошло с тобой там?» (Начало рассказа для девочки.) Или: «Представь(те), что окружающие нас неживые предметы могут думать и разговаривать. О чем они говорят? Какие у них характеры? »

Игра «Что на что похоже?»

Задачаразвить ассоциативное мышление детей, умение сравнивать предметы между собой, фантазировать, совершенствовать связную речь.

ОписаниеВзрослый предлагает для сравнения любые знакомые детям слова. На начальном этапе можно использовать соответствующие им картинки. Взрослый может также прочитать ребенку стихотворение по теме игры, написанное Р. Сефом, и сам придумать какое-либо сравнение для примера, объяснив, почему он сравнил именно эти два предмета. Например, фары у машины как глаза у человека, стрекоза похожа на самолет и т. п. На свете все на все похоже, Змея — на ремешок из кожи, Луна — на круглый глаз огромный, Журавль — на тощий кран подъемный, Кот полосатый — на пижаму, Ты на меня, а я — на маму.

При обучении грамоте для быстрого и эффективного запоминания букв полезно сравнивать их с каким-либо предметом, придумывать, фантазировать, на что они похожи.

Например, буква Д — на дом, У — рогатка, Ж -жук, Т — молоток, О — пирожок, блюдо или дупло и т. д.

Игра «Отчего — почему» («Сочиним свою сказку»)

Задачаразвить связную речь, воображение детей, умение рассуждать, объяснять и делать выводы.

Оборудованиеначало рассказа или вопрос, придуманные взрослым, карандаши или краски, альбом.

Описание.

I        вариант. Взрослый предлагает ребенку сочинить свою сказку, например про героя любимого мультфильма, и начинает ее рассказывать: «Жил-был в лесу медвежонок Винни-Пух. Однажды пошел он гулять и встретил Ежика, который на спине нес яблоко.  Винни-Пух был большим сладкоежкой, и ему тоже захотелось вкусных яблок поесть…» Ребенок должен придумать продолжение сказки.

IIвариант. Взрослый задает ребенку интересные вопросы, а тот должен придумать оригинальный ответ-объяснение .

Например: «Почему идет дождь? Отчего лето называют красным? Почему снег зимой белый?»

На начальном этапе взрослый направляет мысли ребенка, задавая уточняющие вопросы или начиная фразы, которые ребенок заканчивает. При необходимости можно использовать иллюстрации к обсуждаемым вопросам или самим вместе нарисовать картинки о сказанном-рассказанном. Через какое-то время с помощью этих картинок можно вспомнить и пересказать составленную сказку, похвалить ребенка, отметить его старания и хорошую память, поощрять его желание добавить какие-то новые детали, рассказать историю по-своему.

Игра «Ребусы и шарады»

Задачаразвить сообразительность, логику детей, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, расширить словарный запас.

ОписаниеВзрослый должен объяснить ребенку, что ребусы и шарады — это загадки, в которых заданное слово или фраза изображены в виде сочетания фигур, букв или других знаков.

По мере тренировки взрослый рассказывает о существовании нескольких правил для разгадывания ребусов.

1.        Кавычка означает, что нужно убрать одну букву в начале или конце слова; две кавычки – две буквы, «стрекоза» получим «трек».

2.        Если над картинкой написана зачеркнутая — буква, то ее необходимо выбросить из слова, обозначенного картинкой.

  1. Буквы могут находиться друг в друге или стоять ЗА, НА, ПОД, ПЕРЕД чем-либо.

  2. Стрелка означает движение, т. е. заменяется буквой «К».

  1. Если рисунок или предмет перевернут, то его значение читается с конца. Кавычки в этом случае действуют на перевернутое слово.

  2. Если под картинкой или словом даны цифры, это означает порядковый номер буквы в новом слове. Чтобы получить это слово, следует переставить буквы согласно этим цифрам.

Игра «Твоя комната»

Задачаразвить воображение, представления и связную речь детей, выявить их предпочтения: какие вещи, предметы и игрушки им нравятся, есть ли интерес к книгам.

Оборудованиелист бумаги — «пустая комната» -на каждого ребенка, маленькие карточки с изображением предметов мебели, игрушек, бытовых приборов, книг, комнатных растений, домашних животных и т. д.

ОписаниеВзрослый предлагает ребенку выбрать нужные ему карточки, расставить их по своим местам в пустой комнате, затем рассказать о своем выборе.

Игра «Правильные поступки»

Задачасформировать у детей представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

Оборудованиесерия картинок, на которых изображены правильные и неправильные поступки детей, стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

ОписаниеВзрослый предлагает рассмотреть картинки, дать оценку поступкам героев или разложить на кучки картинки с положительными и отрицательными поступками, объясняя свое решение.

Игра «Посмотри свой фильм»

Задачаразвить у детей зрительное внимание, память и воображение, умение мысленно просматривать события уже прошедшие или представлять будущие.

Оборудование:

I        вариант: ряд любых слов для запоминания и фантазии.

II        вариантпредложенная взрослым ситуация для придумывания продолжения или вопрос, требующий для ответа воспоминаний о прошедших событиях или впечатлениях.

Описание.

I вариант. Взрослый предлагает ребенку запомнить последовательность любых слов. А чтобы сделать это лучше и интереснее, можно представить слова как героев какой-либо истории. Например, даны слова: жираф, газета, ветер, ромашка, вечер, река. Можно мысленно представить себе, как идет по африканской саванне ЖИРАФ. Вдруг он видит под ногами ГАЗЕТУ и начинает ее разглядывать. Легкий теплый ВЕТЕР переворачивает страницу, а там нарисована большая яркая РОМАШКА. Она выглядит как настоящая, так и хочется ее потрогать и понюхать. Потом наступает тихий летний ВЕЧЕР. Жираф укладывается спать и ему снится голубая, бегущая РЕКА.

Если нужно вспомнить заданные слова, пусть ребенок попробует закрыть глаза и просмотреть этот фильм еще раз. Слова вспоминаются в заданной последовательности сами собой.

// вариант. Взрослый предлагает ребенку вспомнить, например, как он отдыхал прошлым летом (ездил на море, в деревню к бабушке, гулял в парке и т. д.). Пусть он вспомнит, как теплая прозрачная вода качала его на волнах, как весело было ездить с друзьями на велосипеде, как захватывало дух от быстрой карусели и т. д., и потом как бы мысленно просмотрит эти свои воспоминания еще раз, как фильм.

Или взрослый предлагает ребенку представить себя, например, в роли президента (короля) какой-нибудь страны: какие приказы он отдавал бы своим подчиненным, где бы он хотел побывать, какие законы принять и т. д.

Игра «Дизайнеры»

Задачазакрепить у детей представления о предметах мебели, посуды, бытовых приборах, их назначении, развить воображение, умение украшать и наводить порядок в квартире.

Оборудованиелисты бумаги разной величины («пустые комнаты» в квартире), карточки с изображением предметов мебели, бытовых приборов, книг, комнатных растений, обоев, ковров, занавесок различных оттенков, домашних животных или игра «Моя квартира» с отдельными элементами.

ОписаниеВ игре могут участвовать несколько детей, каждый из которых оборудует какое-то одно помещение (спальню, гостиную, кухню и т. д.): подбирает обои, ковры, расставляет мебель и другие предметы быта в зависимости от назначения комнаты.

Затем листы — «комнаты» выставляются в определенном порядке, а каждый «дизайнер» рассказывает, почему он выбрал именно эти предметы и цвета для своей «комнаты».

Игра «Четыре сезона»

Задачауточнить и расширить представления детей о смене сезонов в природе, расширить словарный запас, умение сравнивать и придумывать слова-признаки, характеризующие времена года.

Оборудованиелист ватмана, разделенный на четыре части для каждого времени года, карточки с изображением природных явлений (дождь, снегопад, ветер, листопад, сбор урожая, отлет птиц и т. д.).

ОписаниеВ игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них должен выбрать карточки для своего времени года и положить их на соответствующую часть ватмана.

Затем ребенок рассказывает о природных явлениях «своего» времени года, придумывая по ходу рассказа сравнения, слова-признаки, характеризующие его.

Например: снежная, лютая, суровая зима; долгожданная весна-красна; жаркое, знойное веселое лето; золотая, урожайная осень.

Игра «Все трудятся»

Задачаразвить у детей интерес и уважение к труду, представления о физическом и умственном труде людей, выявить у детей склонности к определенному виду труда.

Оборудованиекартина, разделенная на две части: на одной изображен человек за столом, на другой — человек с молотком; картинки с изображением людей разных профессий: учителя с детьми, врача в медкабинете, рабочего на заводе, инженера с чертежами, водителя грузовика, строителя на стройке, продавца в магазине и т. д.

ОписаниеДвое играющих должны рассмотреть картинки с изображением людей разных профессий, выбрать и назвать те, которые относятся к умственному и физическому труду. Затем каждый из них может составить предложения о каждой из профессий. Например: «Продавец продает разные товары. Учитель учит детей в школе. Врач лечит людей».

Игра «Ресторан»

Задачасформировать у детей умение планировать, представлять свою деятельность, выявить и расширить знания детей о продуктах, которые нужны для приготовления какого-либо блюда, какими приспособлениями и посудой при этом пользуются.

Оборудованиекартинки с изображением предметов посуды (кастрюля, сковорода, ложка, нож и т. д.), кухонных приборов (плита, мясорубка, соковыжималка, холодильник и т. д.), различных продуктов (овощи, яйца, мясо, хлеб, макароны и т. д.).

ОписаниеВзрослый предлагает выбрать среди картинок изображения тех предметов посуды, приборов и продуктов, которые нужны для приготовления, например, супа или котлет.

Каждый из играющих выкладывает карточки и рассказывает о процессе приготовления заданного блюда в правильной последовательности. Блюда, предлагаемые ребенку, должны быть ему хорошо знакомы.

Игра «Дорожное движение»

Задачазакрепить знания детей о правилах дорожного движения, поведения на улице, сформировать умение соотносить себя с фигурами пешеходов, водителей, милиционера, представлять себя в его роли, т. е. разыгрывать повседневную жизнь города и побывать на месте взрослого.

Оборудованиемакеты домов, зеленых насаждений, светофоров, моделей машин (или игрушечные машины), фигурки пешеходов, водителей, милиционера и т. д.

ОписаниеКаждый играющий выбирает себе фигурку, которую будет представлять. После этого все участники игры начинают переставлять свои фигурки, подчиняясь при движении сигналам светофора и знакам милиционера.

  • Придумать продолжение рассказа летний дождь пришвина
  • Придумать продолжение рассказа дубровского 6 класс
  • Придумать продолжение к рассказу приемыш
  • Придумать продолжение сказки серая шейка 4 класс
  • Придумать продолжение сказки иван крестьянский сын и чудо юдо 3 класс