- Сочинения
- Про времена года
- Осень
- В осеннем лесу все было желтое и багряное
- Вид из моего окна осенью
- Дыхание осени
- Забавы осеннего ветра
- Золотая осень
- Краски золотой осени
- Наряды осени
- Осенние каникулы и как я их провожу
- Осенний вечер
- Осенний лес
- Осенний листопад
- Осенний парад
- Осенняя пора
- Осенняя сказка
- Осень в моём городе
- Осень в парке
- Осень мое любимое время года
- Осень унылая пора
- Поздняя осень
- Поздняя осень в лесу
- Приметы золотой осени
- Природа осенью
- Пришла осень
- Рассказ «Золотая осень»
- Сентябрь
Осень – великолепная пора, которая потрясает до глубины души. В ней есть что-то волшебное и загадочное, что можно понять лишь полюбив её. Осенью можно вечно любоваться.
Конечно, не стоит отрицать тот факт, что бывают осенью и мелкие недостатки – хмурые дождливые дни, но некоторые находят прекрасным временем и эти печальные мгновения. Тем более осень не вечна, а многие хотят отдышаться после жаркого и знойного лета.
Прекрасна ранняя золотая осень. Природа готовится к наступающим холодам и меняется неузнаваемо. Тепла становиться все меньше, деревья увядают, цветы поникают. Но глаз начинает находить новые красочные оттенки, которые вдохновляют.
Звери начинают готовиться к зиме и собирать запасы на тяжелые времена. Лес также впечатляет по-особенному – грибы, желтые листья и последние увядающие дикие цветы.
Постепенно на смену теплу приходят первые заморозки. Листья начинают облетать, покрывая все вокруг красивым желтым ковром. Перелетные птицы появляются в наших краях. Они садятся на голые ветки, украшая собой деревья как новогоднюю ель. Дожди становятся все сильнее и продолжительнее, переходя иногда в затяжные.
Многие поэты восхищались осенью. Они находили в ней уникальные моменты, которые давали им вдохновение и шанс выразить себя. В это время грусть и счастье, тоска и радость сплетаются воедино.
Как можно пройти мимо таких чудесных дней? Осень можно полюбить лишь за то, что после долгих жарких дней можно снова отправиться в любимую школу. Увидеть одноклассников, по которым успеваешь соскучиться. Ведь им столько нужно рассказать о прошедших мгновениях. В классах появляются новенькие, которые, зачастую, меняют класс до неузнаваемости. Осень – пора новых стартов и начинаний.
Осенью можно гулять по лесу, набирая корзину грибов, вдыхать чудесный аромат осеннего леса.
Осень великолепна! Начинаясь как окончание лета, она переходит в прекрасную снежную зиму. Детский шум и смех постепенно слышится все меньше. Потому что дни становятся все короче, а температура уменьшается. Но это не повод впадать в уныние и отчаяние. Осень – время новых открытий и надежда на лучшее!
Сочинение на тему Осень
На мой взгляд, осень — самое красивое время года. Листья на деревьях меняют цвет с сочного зеленого на огненно-красные и желтые цвета. Нередко деревья издалека похожи не только на пламя, но и на золотую аллею, проходя по которой, невольно чувствуешь себя героем сказки.
К тому же, многие поэты посвящали стихотворения этому времени года. А.С. Пушкин называл осень «унылой порой», однако не переставал восхищаться ею описывая леса, одетые в багрец и золото, а так же небеса, покрытые волнистою мглой. А И.А. Бунин, в свою очередь, передавал осеннее настроение, описывая желтую резьбу берез, блестящих в голубой лазури и лес, который хранил в себе аромат сосны и дуба.
Осенью наступает долгожданный сбор урожая. Огороды и поля пустеют, а на столах всех домов появляются дары осени: от различных консервированных овощей, маринованных грибов и варенья из многочисленных видов ягод до главного «украшения» стола — картофеля. С давних времен люди научились подавать картофель не только в жаренном и отварном виде, существует огромное количество рецептов из этого «ценного» овоща на любой вкус.
Помимо уборки урожая и заготовок на зиму, есть еще много видов осенних занятий. Например, можно прогуляться в лесу, подышать чистым свежим воздухом и насладиться красотой природы. Можно так же отправиться на рыбалку или пикник, позвав с собой друзей и родных. А, придя с прогулки, заварить чай и провести остаток вечера, слушая и рассказывая интересные истории в кругу семьи.
После душного лета появляется потребность в свежем воздухе осенней поры. Мне хочется прохлады и дождя. Выйдя на улицу после дождя, особенно когда наступает ранняя осень, я могу часами гулять и вдыхать этот по-настоящему «осенний аромат». Прогулявшись по улице, можно зайти в маленькое уютное кафе неподалеку от дома, и за чашкой горячего какао, устроившись поудобнее, почитать любимую книгу. Я по праву считаю осень — «уютным» временем года. На задний план уходит вся суета и веселье жаркого лета, на душе становится спокойно и размеренно. В такой обстановке любой человек способен почувствовать себя расслабленно и умиротворенно.
Осень длится всего три месяца, а в некоторых регионах, всего один или два месяца, потому что начинает падать снег и осень уже не похожа на ту, которую я так жду с нетерпением каждый год. Я считаю, что осень является самым прекрасным временем года. Любите ли вы осень так, как люблю ее я?
Вариант 3
Осень – время года между летом и зимой. И это не случайно. Ведь осенью мы можем наблюдать и красоту этого времени года, и прощание с летом. Первые дни сентября – это напоминание нам о теплых и беззаботных летних деньках, но в тоже время они готовят нас к предстоящим холодам, которые не за горами. Осень – это время, когда все вокруг покрыто золотом: и деревья, и поляны в лесу, и дорожки в парке. Но, несмотря на это прекрасное время года, небо кажется унылым и грустным, как будто вот-вот расплачется. Пойдет дождь, и люди разбегутся кто куда, лишь бы, поскорее, добраться до сухих мест.
Но не только люди обращают внимание на это прекрасное время года. Жизнь в лесу не замирает, все животные, насекомые и птицы лихорадочно готовятся к холодным дням. Одни из первых реагируют насекомые. Большинство из них ищут убежища, где смогут спокойно перезимовать. Тропятся уйти на зимовку змеи и жабы, лягушки и ящерицы. Животные по крупнее тоже не сидят на месте: одни накапливают жир на зиму, у других начинается линька, третьи готовят убежища.
А какие осенью пейзажи! Как будто художник разрисовал наш мир золотыми и оранжевыми красками. А реки и озера! Они приобретают еще более синий оттенок, и кажется, что это не реки и озера, а моря и океаны. Перелетные птицы улетают, и машут нам крыльями, словно прощаясь, и говоря, что они вернутся. Осень – это время художников и фотографов, ведь, наверное, только эти люди в состоянии оценить эту великолепную картину.
А дожди. Конечно, не очень приятно оказаться на улице в проливной дождь, но зато, какая красота после него. По улице бегут ручьи с чистой водой, на небе радуга всех цветов, все вокруг становится свежим, чистым и без пыли.
Но рано или поздно всему хорошему приходит конец. Это относится и к осени. Дни становятся все холоднее и холоднее. Дожди то моросят, то становятся проливными. Некогда голубое небо все чаще затягивает тучами, и они становятся тяжелыми от собственного уныния и лени, с которой плывут по небу. Мы уже не слышим пения птиц в осеннем лесу, только шум качающихся одиноких деревьев с опавшими листьями. Животные становятся более спокойными и как будто грустят по лету, когда они могли беззаботно веселиться под лучами жаркого солнца.
Осень вариант 4
Для многих людей осенняя пора связана с грустными мыслями об окончании теплого лета, счастливых каникул, пасмурном небе, лужах на дорогах и отсутствии зелени в природе. Но ни одно время года не может доставить столько удовольствия от созерцания оттенков, сколько мы можем наблюдать перед наступлением зимы.
Наверное, настроение человека зависит от желания и умения видеть в любом предмете, явлении окружающего мира то, что вызовет радость жизни, успокоение. На самом деле осень — одно из необыкновенно ярких времен года. Ведь не всегда осенью небо хмурое от туч, а на дорогах грязь.
Хотя ярко-зеленый наряд листвы остается в прошлом, но его сменяют листья самых разных оттенков — от желтого и до коричневого цвета. Они удивляют своим необыкновенным видом на солнце, становясь настоящим сокровищем, приобретая сходство с янтарем. Холодный ветер не является помехой, а добавляет восторг, когда эта разноцветная куча благодаря его порывам одновременно разлетается высоко над землей, стремясь распространиться в разные стороны, а после плавно опускаются на землю. Незабываем и своеобразный аромат мокрой листвы.
Осенний дождь не видится мне холодной водой. Он вызывает либо умиротворение на душе, либо бодрость, пробуждая своей прохладой.
В это время года иногда нас посещает задумчивость, когда хочется помолчать, подумать о прошлом или помечтать о будущем.
С наступлением сентября школьные классы наполняются детскими голосами. Любители ухаживать за растениями радуются щедрым урожаям. Яркие гербарии приносят удовольствие своим видом дома. Бесконечную радость приносят и непогожие, и теплые дни, если научиться правильно воспринимать явления окружающей среды. Тем более, что, глядя на увядание природы, вспоминаются бессмертные строки известных русских поэтов, которые восхищались всеми ее проявлениями «Люблю я пышное природы увяданье…» (А. С. Пушкин).
Самый лучший способ сохранить в памяти эти удивительные моменты любования природой — запечатлеть их на фотопленку или видеокамеру. И тогда в один из скучных вечеров эти кадры напомнят о ласковом осеннем солнце, каплях дождя и приятных нотках дивной поры.
2, 3, 4, 5, 6, 9 класс
Картинка Осень
Эти короткие рассказы про осень будут интересны для детей младшего школьного возраста.
Осеннее утро Михаил Пришвин
Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птичками.
Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.
И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:
— Летите, летите!
Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже обед. Мы радуемся хорошему тёплому дню, но уже больше не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и всё кончится.
Пчела и муха Константин Ушинский
Поздней осенью выдался славный денёк, какие и весной на редкость: свинцовые тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло и смотрело так ласково, как будто прощалось с поблёкшими растениями. Вызванные из ульев светом и теплом мохнатые пчёлки, весело жужжа, перелетали с травки на травку, не за мёдом (его уже негде было взять), а так себе, чтобы повеселиться и порасправить свои крылышки.
— Как вы глупы со своим весельем! — сказала им муха, которая тут же сидела на травке, пригорюнясь и опустив нос. — Разве вы не знаете, что солнышко это только на минуту и что, наверное, сегодня же начнётся ветер, дождь, холод, и нам всем придётся пропасть.
— Зум-зум-зум! Зачем же пропадать? — отвечали мухе весёлые пчёлки. — Мы повеселимся, пока светит солнышко; а как наступит непогода, спрячемся в свой тёплый улей, где у нас за лето припасено много мёду.
*****
А вот этот рассказ к разряду коротких совсем не подходит, но я не могла им не поделиться. Почитайте его вместе с детьми. В нём чудесным образом отражены все признаки и особенности осени на Руси.
Осень Константин Ушинский
Уже с 9-го июля начинает понемногу убавляться день и прибавляться ночь. 11-го сентября день снова равен ночи (по новому стилю день осеннего равноденствия – 23 сентября). Это день осеннего равноденствия и начало осени. С этого числа ночь всё увеличивается и к 12 декабря (по новому стилю день зимнего солнцестояния – 22 декабря) становится втрое длиннее дня. В это время солнце едва покажется на небе и спешит спрятаться; в 9 часов утра ещё темно; в 3 часа после обеда надобно уже зажигать свечи.
Облака почти не сходят с неба, и это уже не красивые летние облака, громоздящиеся серебряными горами или высоко бегущие по небу серебристыми барашками: небо застилается всё ровной пеленой свинцоватого цвета. С конца августа в воздухе начинает холодеть. Свежесть замечается особенно по утрам, а в сентябре появляются иногда и лёгкие морозы. Просыпаясь поутру, вы видите, как побелела трава или крыша соседнего дома. Ещё немного – и лужи, которых осенью довольно везде, начинают по ночам замерзать.
Мелкие осенние дождики совсем непохожи на летние грозовые дожди: они идут беспрестанно, и земля уже не просыхает скоро, как бывало летом. Ветер дует без устали, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав и доставляя мальчику удовольствие высоко запустить бумажного змея.
Лист на деревьях начинает кое-где желтеть еще в конце августа; в сентябре вы замечаете, как на берёзе, всё еще зелёной, появляются там и сям совершенно жёлтые, золотистые ветки: будто мертвящая рука осени схватила и измяла их мимоходом. Первая распустилась берёза, она же первая начинает желтеть. С каждым днем всё больше и больше становится жёлтых листьев. Еще два-три дня – и трепетная осина стоит вся красная, багровая, золотистая. Но порывистый осенний ветер срывает и это последнее убранство: крутя в воздухе лёгкие, высохшие листья, устилает ими мокрую землю.
Поля мало-помалу пустеют, даже копны хлеба уже свезены, и только высокие стога сена, обнесённые плетнем, остаются зимовать на лугах. Цветы исчезли, и пожелтевшая, перезревшая трава, где её оставили, клонится к земле и как будто просит снега. Одна только озимь подымается ровным, зелёным бархатом. Но этим молодым, запоздавшим побегам суждено скоро погибнуть. Зато корешки хлебов сохранятся невредимо под снегом и весной выглянут снова на Божий свет зелёными стебельками.
Все глохнет, пустеет, темнеет, теряет яркие цвета лета и приобретает однообразный, грязноватый, серый вид осени. В это время природа похожа на усталого, много поработавшего человека, которого одолевает сон. Еще пройдет несколько дней, и она, закрывшись пушистым белым одеялом, заснет на целую зиму.
Отлётные птицы одни за другими собираются в дальний путь. Первые подымают тревогу ласточки, и ещё в конце августа они вдруг исчезают; они чувствуют приближение осени, и ранний отлет этих птичек предсказывает раннюю зиму. Потом потянутся с севера на юг длинные вереницы журавлей, уток и гусей. С криком, то длинной цепью, то углом, с передовым впереди, улетают от нас летние гости. Леса редеют, затихают и пустеют; только тяжелая мокрая ворона каркает, усаживаясь на обнаженную ветку, да галки с отчаянным криком носятся стаями.
Вот уж и деревья стоят все голые, только на рябине висят её красные гроздья, дожидаясь мороза. Пусто, глухо и в полях и в лесах. Земля, почернелая, грязная, пропитанная дождём, смотрит уныло под свинцовым небом: хоть бы снег поскорее закрыл её неприятную наготу. Появляется и снег; но долго ещё он не может удержаться и, оставшись иногда на несколько часов, снова исчезает.
Работы у крестьянина осенью заметно убывает; но всё же он не остается без дела. В начале осени нужно пахать и боронить и засевать озимые поля; потом надо свозить хлеб с полей в риги; телеги, спрятавшиеся под тяжелыми снопами, скрипят по всем дорожкам. Свезши хлеб, надобно его сушить в овине, а потом молотить. Удары молотильных цепов с раннего утра до позднего вечера слышатся осенью на гумнах. Намолотивши зёрна, крестьянин складывает его в мешки и спешит на мельницу. Если же он не молотит и не сидит на мельнице, дожидаясь очереди, то, наверное, с топором в руках, поправляет что-нибудь около своей избы. Женщины мочат и потом треплют коноплю, чешут лён и приготовляют себе прядево на долгие зимние вечера.
Но всё же осенью работы, сравнительно с летом, гораздо менее, и крестьянин спешит повеселиться. Осенью праздников много: крестьянские свадьбы устраиваются всегда в эту пору года, когда дела меньше и всякого добра много. Везде варят пиво, и веселые, подгулявшие толпы ходят в гости из избы в избу, из деревни в деревню. Сильно поработал мужичок за лето: надобно же ему отдохнуть и повеселиться.
В городах тоже заметна осень. Без зонтика, шинели и калош нельзя выглянуть на улицу. Сверху моросит мелкий, холодный дождик; с мокрых блестящих крыш каплет вода. Нога скользит по обмокшему камню. Лужи и грязь повсюду. Измокшие заборы смотрят уныло. Галки носятся стаями и, спихивая одна другую, усаживаются на крестах. Везде моют окна и вставляют двойные рамы. В комнатах становится темно и глухо. Уличного шума не слышно; а по вечерам свистит и завывает в трубах ветер, нагоняя тоску. Но зато осенью же начинаются в столицах и больших городах театры, концерты и собрания. Только всё это идет как-то вяло, пока веселый снег не забелеет на улицах и не ляжет санная дорога. Тогда всё проснется и зашевелится. Яркий огонек затрещит в печи, дым столбами подымается из труб, снег заблестит бриллиантовыми искорками, бодро побежит лошадка, сани заскрипят, разрумянится и лицо старика: весело покатится зимняя русская жизнь!
СОЧИНЕНИЕ 1
Этот
текст для анализа и сочинения представляет собой панегирик профессору
Московского университета Виктору Дмитриевичу Дувакину. Благодарный ученик,
автор данного текста, вспоминает своего учителя.
Думаю, что ключевой вопрос, который, безусловно,
ставит автор, можно сформулировать так: проблема соответствия, или когда не
стыдно за прожитую жизнь.
Фигура
Дувакина складывается для читателя из нескольких ярких, запоминающихся черт.
Во-первых, Дувакин — настоящий профессор: массивный, медлительный, рассеянный; удачи
записных остроумцев «он принимал без видимого огорчения — снисходительно и
добродушно — а то и с откровенным удовольствием», — радуется автор текста.
Больше
всего, отмечает автор, профессор Дувакин любил предвоенное присловье Литмузея,
сочиненное про него: «Дувакин вспомнил то, что забыл, и тут же забыл, что
вспомнил».
И
это не случайно.
Виктор
Дмитриевич Дувакин мог перепутать место рождения студента, но любимого
Маяковского и Своих учеников он помнил и никогда не забывал: «память — это
страсть», — подчеркивает автор. Поэтому полтора десятка неизвестных статей
Маяковского Дувакин изучал так ревностно и, только убедившись в их подлинности,
принял.
Профессор
Дувакин бесконечно предан любимому Маяковскому и бесконечно предан своим
ученикам: «память — это страсть». Эта его «бесконечность» (иначе говоря –
способность оставаться человеком) стала очевидна в феврале 1966, когда
вызванный на суд по делу Синявского — Даниэля в качестве свидетеля профессор
Дувакин рассказывал про любимого Андрюшу (Синявский) так, как сказал бы у себя
дома или на кафедре. «Для этого мрачного места больше подходили другие слова»,
— замечает автор. Профессору хватило духа быть верным себе, он смог не
испугаться, не предать.
Жизнь
и поступки профессора Дувакина открывают перед читателем удивительного
человека: милого, доброго и в то же время твердого в убеждениях и бесконечно,
со всей страстью преданного высшим человеческим ценностям.
Кульминацией
рассказа о профессоре Дувакине становится эпизод о заседании кафедры, когда Дувакина
осудили и потребовали уволить за несоответствие занимаемой должности. Наиболее
полно авторское отношение к нему выражено в словах Зины Новлянской (всё
заседание кафедры студенты томились под дверью): «Для нас вы
соответствуете».
На
окончание университета профессор Дувакин каждому Своему студенту подарил по
книге Маяковского с указанием страницы и строчки; автору текста досталось
«Смотрите на жизнь без оков и шор».
«И
я стараюсь. Правда, когда снимаю очки, почти ничего не вижу», — так
самоиронично заканчивает свой рассказ о человеке, давшем образец
профессиональной страсти и образец человечности, Владимир Владимирович
Радзишевский, литературовед, литературный критик, журналист.
Мне,
к счастью, тоже повезло встречать в жизни таких людей, как профессор Дувакин. И
хотя у меня нет напутственной строчки от них, я часто спрашиваю себя, как бы
поступил в той или иной ситуации человек, ставший для меня ориентиром.
403 слова
СОЧИНЕНИЕ 2
Текст Владимира Радзишевского – панегирик
профессору Московского университета Виктору Дмитриевичу Дувакину. Благодарный
ученик, автор данного текста, вспоминает своего учителя. Можно сказать, что в
тексте Радзишевского поднимается проблема верности себе, своим принципам, автор ставит вопрос о
том, когда не стыдно за прожитую жизнь.
Комментируя текст, следует привести первый
пример-иллюстрацию, важную для понимания проблемы. Автор восхищается преданностью
любимого профессора своему делу.
Виктор Дмитриевич Дувакин мог перепутать
место рождения студента, но любимого Маяковского он помнил и никогда не
забывал: «память — это страсть», — подчеркивает автор. Поэтому полтора
десятка неизвестных статей Маяковского Дувакин изучал так ревностно и, только
убедившись в их подлинности, принял. Виктор Дмитриевич всю жизнь занимался
Маяковским – «разбирал строчку за строчкой, отыскивал источники и реалии,
толковал, комментировал...»
Продолжая комментировать текст, нельзя не
привести в качестве второго примера-иллюстрации, важной для понимания
проблемы, эпизод, когда Профессор Дувакин не предал своего ученика.
Эта его способность оставаться человеком стала очевидна в феврале
1966, когда вызванный на суд по делу Синявского — Даниэля в качестве
свидетеля профессор Дувакин рассказывал про любимого Андрюшу (Синявский) так,
как сказал бы у себя дома или на кафедре. «Для этого мрачного места больше
подходили другие слова», — замечает автор. Профессору хватило духа быть верным
себе, он смог не испугаться, не предать.
Эти примеры преданности делу и
верности ученикам с разных сторон показывают мужество и человечность
профессора. Жизнь и поступки профессора Дувакина открывают перед читателем
удивительного человека: милого, доброго и в то же время твердого в убеждениях и
со всей страстью преданного высшим человеческим ценностям.
Наиболее полно авторское отношение к
проблеме верности своим убеждениям и принципам выражено в словах Зины Новлянской.
Когда Дувакина осудили и потребовали уволить за несоответствие занимаемой
должности, всё заседание кафедры студенты томились под дверью. И вот когда
Виктор Дмитриевич вышел, она упрямо замотался головой: «Для
нас вы соответствуете».
На окончание университета профессор
Дувакин каждому своему студенту подарил по книге Маяковского с указанием
страницы и строчки; автору текста досталось «Смотрите на жизнь без оков
и шор».
«И я стараюсь.
Правда, когда снимаю очки, почти ничего не
вижу», — так самоиронично заканчивает свой рассказ о человеке, давшем образец
профессиональной страсти и образец человечности, Владимир Владимирович
Радзишевский, литературовед, литературный критик, журналист.
Многим людям в жизни нужен нравственный
камертон. На рубеже 19-20 веков таким нравственным ориентиром был Лев Толстой.
В 80-90 годы 20 века – академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, два
десятилетия ранее – академик Сахаров. Мне, к счастью, тоже повезло
встречать в жизни таких людей, как профессор Дувакин. Я был на лекциях Бибихина,
слушал и продолжаю читать Ольгу Седакову, был знаком со многими
другими прекрасными людьми. Это такая порода людей – с ними воздух чище
и дышится легко и свободно. И хотя у меня нет напутственной строчки от них,
я часто спрашиваю себя, как бы поступил в той или иной ситуации человек,
ставший для меня ориентиром.
450 слов
ИСХОДНЫЙ
ТЕКСТ
(1)Полжизни Виктор Дмитриевич Дувакин проработал на
филологическом факультете Московского университета. (2)Нам, его последним
дипломникам, он казался в нашу студенческую пору старым—престарым.(3)Ещё бы: он был на похоронах Есенина, дважды
видел Маяковского…
(4)Массивный, медлительный, по—профессорски
рассеянный, Виктор Дмитриевич
никак не мог избежать внимания записных остроумцев. (5)Их удачи
он принимал без видимого огорчения – снисходительно
и добродушно, а то и с откровенным удовольствием. (6)«Уж полночь близится – Дувакина всё нет!..» – пели,
изображая отчаяние, заждавшиеся студенты в университетском капустнике.
(7)«Виктор Ду—, Виктор
Дувакин, где я вас найду?» – импровизировали в
самодеятельной бригаде, объединившей энтузиастов поэзии Маяковского.
(8)Но из обширного фольклора о себе Виктор Дмитриевич больше
всего любил присловье, сочинённое ещё в недрах предвоенного Литмузея: «Дувакин
вспомнил то, что он забыл, и тут же забыл то, что вспомнил».
(9)Первое время его собеседования со мной начинались одним и
тем же загадочным вопросом:
– Вы,
кажется, родом из Козлова?
– (10)Нет,
– отвечаю для краткости, – я из—под Винницы.
(11)Всем было видно, что каждый раз это было ему как
подарок. (12)Его лицо тотчас озарялось счастливой улыбкой, и он с видом
заговорщика смаковал пикантную фразу из арсенала Маяковского: «Как плюются в
Виннице». (13)Память –
это страсть, и Дувакин мог забыть что угодно, только не
строку своего поэта.
(14)При случае Виктор Дмитриевич готов был прорычать что—нибудь из Державина,
выхватить клок у Алексея Константиновича Толстого, спародировать Игоря
Северянина, погудеть Пастернаком… (15)Но Маяковского читал постоянно, с
аппетитом –
как в яблоко вгрызался. (16)Его Дувакин любил безоговорочно
и потому помнил вдоль и поперёк. (17)И только потому, что любил и помнил, им
занимался –
разбирал строчку за строчкой, отыскивал источники и реалии,
толковал, комментировал…
(18)На пятом курсе я принёс Виктору Дмитриевичу полтора
десятка неизвестных
статей Маяковского, подписанных разными псевдонимами.(19)На
полках уже стояли три полных собрания сочинений поэта, и поздняя студенческая
находка выглядела слишком неправдоподобно. (20)Виктор Дмитриевич
вызвал Варвару Аветовну Арутчеву, долгие годы работавшую с
рукописями Маяковского, и они вдвоём, проверяя на прочность, стали терзать
меня так, как потом уже не терзал никто. (21)Когда я позже рассказывал
об этом Рудольфу Дуганову, он хмыкнул: «Ну как же!(22)Дувакин
знает всего Маяковского наизусть. (23)И если соглашается нановые
тексты, то для порядка должен будет их выучить». (24)А тут не стихи, а
проза, и не строчками, а погонными метрами. (25)Через два года нашу общую
публикацию Рудик надписал: «Бесконечному Виктору Дмитриевичу…»
(26)«Бесконечность» Виктора Дмитриевича стала очевидной для
многих в феврале 1966 года, когда судили Андрея Синявского, его бывшего
студента из семинара по Маяковскому. (27)Дувакина вызвали в суд свидетелем. (28)И
он сказал там то, что сказал бы у себя дома, на кафедре или в студенческой
аудитории. (29)Он помнил Андрюшу с первых занятий, когда тот выглядел ещё
классическим гадким утенком. (30)Но время шло, и гадкий утёнок на глазах
превратился в прекрасного белого лебедя… (31)Судья вынужден был остановить
свидетеля. (32)Для этого мрачного места больше подходили другие слова,
которыми, кстати, вовсю осыпали Синявского и Даниэля в газетах: подонки, оборотни, пасквилянты, нравственные уроды, наследники
Смердякова… (33)Если бы Дувакин ими
воспользовался, если бы подтолкнул своего воспитанника за решётку, он выполнил
бы долг советского преподавателя и коллеги по филфаку гордились бы им. (34)А
так на учёном совете они скопом осудили его и потребовали уволить за несоответствие
занимаемой должности. (35)Всё это заседание мы протомились за дверью. (36)Когда
вышел Виктор Дмитриевич, Зина Новлянская упрямо замотала головой: «Для нас вы
соответствуете».
(37)…На окончание университета Виктор Дмитриевич всем нам
подарил по книге Маяковского со своими комментариями, а на титуле каждому указал
его страницу и строчки. (38)Вале Мартыновой досталось:
«Послушайте!
(39)Ведь, если звёзды зажигают – значит – это кому—нибудь нужно?»
(40)Марине: «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по—своему лошадь». ( 41)А мне: « Ищите свой корень и свой глагол,
во тьму филологии
влазьте. (42)Смотрите на жизнь без очков и шор».
(43)И я стараюсь. (44)Правда, когда снимаю очки, почти
ничего не вижу.
(По
В.В. Радзишевскому*)
* Владимир Владимирович Радзишевский (род. в 1942 г.) – литературовед, литературный критик,
журналист.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №49
г. Ангарск Иркутская область
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему:
Лексико-грамматические упражнения
Подготовила:
Воспитатель
1ой кв.категории
Старикова Н.Н.
Ангарск – 2021г
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему:
Лексико-грамматические упражнения. Старикова Н.Н.
Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Задачи:
1. Развивать умение составлять небольшой описательный рассказ по картине
2. Развивать связную речь.
3. Закреплять умение использовать слова в единственном и множественном числе.
4. Развивать артикуляционный аппарат через разучивание скороговорок.
5. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Оборудование: проигрыватель, запись физминутки «Осенние листочки»; дерево с листьями на которых написаны цифры, а на обратной стороне написаны буквы; листья по количеству детей; картины с ранней, золотой и поздней осенью.
Ход занятия:
Организационный момент:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно,
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Ход занятия:
—Ну вот все собрались в дружный круг, а хотите узнать о чем мы с вами сегодня будем говорить? (да) для этого нужно отгадать загадку:
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг
И сейчас у вас мы спросим,
что же наступило?…(осень)
— Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить об осени, поиграем в игры. Благодаря этим играм мы научимся грамотно говорить и узнаем много новых слов. (присаживайтесь на стульчики.)
Осенью в лесу очень красиво! Деревья стоят в золотом уборе, как будто собрались на праздник. Это волшебница-осень так потрудилась на славу. Своей волшебной кисточкой всё разукрасила. Вся земля покрыта пёстрым ковром, а посмотрите на наше дерево, что на нем? Правильно, листочки, но не простые, на них написаны цифры, а еще задания, если мы все выполним правильно, то в конце нас ждет сюрприз!
1.— Срываем первый листочек (кто то из детей)
Что же он нам приготовил? А тут много вопросов:
— О каком времени года мы говорим?
Дети: Осень.
— Сколько месяцев длится осень?
Дети: Три.
— Назовите их по порядку.(Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
— А вы знаете, что у каждого месяца есть свои приметы?
— Сентябрь, называют ранняя осень.
— Октябрь, золотая осень, или вершина осени
— Ноябрь, поздняя осень.
— А какие признаки осени вы знаете?
Ответы детей:
— На улице стало холодно, люди тепло одеваются.
— Часто идут холодные, моросящие дожди.
— Дни становятся короче, а ночи длиннее.
— На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают.
— Птицы собираются стаями и улетают на юг.
— замечательно, я вижу вы знаете все признаки осени. Тогда давайте сорвем второй листочек
2. задание расскажи что нарисовано на картинах ( воспитатель приглашает 3х детей предлагает им выбрать себе картину и рассказать о каком периоде осени эта картина. Описание картин по наводящим вопросам:
— На какой картинке изображена ранняя осень?
— Почему вы так думаете?
— Кто изображён на картине?
— Во что дети одеты?
— Что они делают?
— На какой картинке изображена золотая осень?
— На какой картинке изображена поздняя осень?
(3 ребенка самостоятельно описывают рассказ).
— Молодцы ребята! Давайте им похлопаем.
3. В круг скорее выходите осенние слова мне назовите (игра с мячом)
—Ребята я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы будите ловить и вставлять перед этим словом слова (осенняя, осенние, или осенний)
Ветер – осенний ветер, погода – осенняя погода, одежда – осенняя одежда, ночь, дождь, тучи, листья, дерево, песня, сапоги, день, небо и т.д.
— а сейчас предлагаю вам взять в руки листочки и немного с ними потанцевать под музыку:
Физминутка под музыку «Осенние листочки»
—ну вот мы отдохнули, но нас ждут еще листики и интересные задания. Присаживайтесь и давайте откроем листочек номер 4
4.Д-игра «Один – много» (с мячом)
—Сейчас я вам буду называть один предмет, а вы поймав мяч, должны назвать много предметов:
Лист – много листьев, дождь – дождей, ветер — много ветров, шапка – много шапок, капля – много капель, лужа – много луж, месяц – много месяцев, дорога – много дорог, окно – много окон, куртка – много курток, друг – много друзей.
—Вот и с этим заданием мы справились! Молодцы ребята! А у нас остался последний листок с цифрой 5
5. Я прочитаю скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других, а вы должны будете назвать его. Слушайте внимательно.
Дидактическое упражнение «Найди звук»
1.Шесть мышат в шалаше шуршат. ( ш )
Какой звук встречается чаще других? Правильно, давайте повторим скороговорку, сначала медленно потом быстрее.
2.Белые бараны били в барабаны. (Б)
3.На горе Арарат растет красный виноград. ( р )
— Ну вот ребята мы выполнили все задания, со всем отлично справились. Пришло время узнать, что за сюрприз нам приготовило наше осеннее дерево.
Давайте перевернем листочки и посмотрим, что у нас получится. (воспитатель вызывает одного ребенка, он переворачивает листочки)
— посмотрите, а тут буквы… Кто из вас знает буквы, давайте прочитаем, что за слово тут получилось..( дети читают слово осень) Молодцы!
Рефлексия:
Наше занятие подошло к концу, оно вам понравилось?(да)
-Что мы сегодня с вами узнали нового? делали? (как называют месяца; описывали картинки; составляли предложения;; играли в игру со словами осеняя, осеннее, осенний; играли в игру «Один – много», выучили новые скороговорки и искали спрятавший звук
— вы сегодня меня очень порадовали и поэтому каждый может сказать «Я – молодец!»
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/463486-konspekt-nod-po-razvitiju-rechi-v-podgotovite