Придумать музыку к известному персонажу из русских народных сказок

Методическая разработка конспект путешествие по русским народным сазкам коу во бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с овз подготовила: воспитатель бойко галина

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОНСПЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ САЗКАМ»

КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Подготовила: Воспитатель Бойко Галина Ивановна

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

• учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам;

• закрепить навыки детей пересказа сказок.

• закрепить названия русских народных сказок.

• развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

• развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

• воспитывать интерес к русским народным сказкам.

• формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

• формировать у детей собственное отношение к положительному и отрицательному герою.

Предварительная работа:

чтение русских народных сказок, зарубежных, литературных (авторских).

рассматривание иллюстративного материала.

организация театрализованной деятельности по мотивам сказок.

просмотр мультипликационных фильмов по мотивам литературных произведений.

изготовление книжек-малышек.

проведение художественно-творческой деятельности.

Оборудование и материал:

карточки с изображением сказочных героевсказочные герои – игрушки.

выставка детских работ: книжки-малышка; альбомы детских работ «герои произведений С. Михалкова»«Любимые герои литературных произведений».

мультимедийная аппаратура.

Музыкальное сопровождение. Аудиозапись песен В. Толкунова «Сказки гуляют по свету»«В гостях у сказки» слова Ю. Ким, музыка В. Дашкевич.

Оформление музыкального зала: стены оформлены иллюстрациями сказочных персонажей; домик для бабушки.

Сюрпризный момент: в домике персонаж сказки – бабушка (взрослый человек).

Ход развлечения:

Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал под музыку Дашкевича «В гостях у сказки».

Воспитатель: Ребята вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Много сказок знаете?

Дети: Да!

Воспитатель: Сейчас их повстречаете!

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие.

— Ребята, посмотрите, что это за дом стоит? Как вы думаете, кто в нем живет?

Ответы детей: — Аленушка, Баба-яга и т. д.

Воспитатель: В том доме действительно живет сказочный персонаж, она знает много сказок и любит их рассказывать. Хотите с ней познакомиться?

Дети:- Да, хотим.

Дети с воспитателем идут к домику (он находится в конце зала). В это время звучит песня «Бабушкина сказки».

Воспитатель: Кто же смотрит к нам в окошко?

Дети: Это бабушка

Воспитатель: Мы захлопаем в ладошки,

Позовем ее сюда!

Дети подходят к домику из него выходит «Бабушка», приветствует детей.

Бабушка: Здравствуйте дети,

Я рада вас встретить

Гости в дом ко мне пришли,

До чего же хороши (показывает на интерактивную доску)

Бабушка: Ребята, посмотрите на мой волшебный экран. Сейчас я вам загадаю загадки. Загадки сказочные. Если вы правильно отгадаете название сказки, тогда на экране появится эта сказка

Чашки три и три постели

Стульев тоже три, смотри

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно три.

Как увидишь, сразу ясно:

В гости к ним ходить опасно.

(Сказка «Три медведя»)

В поле появился дом.

Поселились в доме том:

Мышка, лягушка.

А еще лохматый Мишка

Позже поселился тут.

Как все домик-то зовут?

(ТЕРЕМОК) В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(«КРАСНАЯ ШАПОЧКА»)

Жили братья-толстячки,

Все три носа – пяточки.

Старший братец – всех умней,

Дом построил из камней.

Отвечайте-ка ребята,

Кто те братья?

(«ТРИ ПОРОСЕНКА»)

Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь –

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел?

(«ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …. (Айболит)

(«ДОКТОР АЙБОЛИТ») «Позволь, Аленушка, сестрица,

Из этой лужицы напиться!»

«Не пей, Иванушка, беда…

Ягой отравлена вода!»

Но не послушался сестрицы,

Нагнулся и…хлебнул водицы.

Был братик мальчиком, а стал

(Козленком)

(«СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»)

На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

(Колобок)

Бабушка: Какие вы молодцы, назвали всех героев. Мне было очень интересно с вами молодцы ребята!

Бабушка: Вы наверное устали. Давайте поиграем в игру «Колобок»

Физминутка «Колобок»

Замесила бабушка не булку, не оладушки. Руки сцеплены в замок, круговые движения влево-вправо

Доставала из печи не пирог, не калачи Повороты туловища влево — вправо, руки в стороны

Как поставила на стол- Наклон вперед и руки вытянуть

Он от бабушки ушел! Прыжки на месте

Кто же бегает без ног? Бег на месте

Ну, конечно, Колобок! Хлопки в ладоши

Бабушка: Теперь вам пора идти дальше, впереди вас ждет много интересного. А чтобы вам было легче добраться, я подарю вам волшебный клубочек. Он вам покажет дорогу. Чтобы он покатился надо сказать такие волшебные слова:

Ты катись катись клубок

Через море, океан

Покажи дорогу нам.

Воспитатель: Спасибо большое, бабушка. До свидания.

А мы ребята продолжаем наше путешествие.

(воспитатель бросает клубок и приговаривает)

Ты катись, катись клубочек

Через море, океан

Покажи дорогу нам

Воспитатель: Давайте посмотрим куда нас клубочек привел. Ребята, мы с вами попали в страну Играндию. Посмотрите, что это за фигурки лежат?

(воспитатель играет с детьми в игру «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Цель игрыразвитие внимания, наглядного мышления, связной речи.

Материал: стол, фигурки героев сказки из настольного театра.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель с помощью фигур воспроизводит на столе сюжет какой-либо сказки («Три поросенка» или другую, которую дети знают) и просит назвать сказку. Затем все дети отворачиваются. Воспитатель в это время меняет две-три фигурки местами или добавляет новую фигурку (из другой сказки). Дети разворачиваются и говорят, что изменилось.

Воспитатель: Ребята понравилась вам эта страна «Играндия»

Дети: Да

Воспитатель: Давайте отпустим клубочек и посмотрим куда он еще нас приведет.

(воспитатель отпускает клубок приговаривая слова)

Ты катись, катись клубочек

Через море, океан

Покажи дорогу нам

Воспитатель: Ребята мы с вами попали в страну «Плохого и хорошего».

Посмотрите на эти карточки. Играет с детьми в игру, которая называется

«НАЙДИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ГЕРОЕВ»

Цель игрыразвитие внимания, мышления.

Материал: столы, карточки с изображением литературных произведений.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель на одном столе раскладывает карточки с изображением литературных героев (из русских народных сказок, зарубежных, литературных).Просит детей разложить эти карточки на другие два стола: на один положить картинки с изображением отрицательных персонажей, на другой – с изображением положительных персонажей.

После отгадывания сказок, воспитатель вспоминает с детьми, что сказки дарят добро

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает добро!

благодарит детей за их ответы, участие.

Воспитатель: Ребята, помните, у кого мы были в гостях?

Дети: Да, помним. У бабушки.

Воспитатель: Да, у бабушки. Она ушла, но оставила для вас сюрприз.

Воспитатель вносит подарки (раскраски). Раздает детям.

Дети уходят из зала под музыку В. Толкуновой «Сказки гуляют по свету».

Ожидаемый результат: Учащиеся знают
определение сказки, определяют вид сказки; находят эпитеты,
сравнения, метафоры и объясняют их роль в сказке; выразительно
рассказывают сказку, передавая средствами выразительного чтения
собственное отношение к изображаемому; знают составляющие
элементы сказки; составляют народную волшебную сказку.

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о русских
    народных сказках, особенностях их построения;
  • создать эмоциональный настрой на изучение произведений
    устного народного творчества;
  • сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных
    видов сказок;
  • продолжать формировать интерес к чтению, развивать
    воображение, наблюдательность, развивать творческое мышление
    учащихся;
  • воспитывать чувство ответственности, умение принимать
    решения.

Основные понятия. Народная сказка, волшебная
сказка, бытовая сказка, сказка о животных.

Оборудование. Репродукции картин И.Я.Билибина,
В.М.Васнецова; рисунки героев сказок, созданные детьми; рабочие
тетради; у педагога — компьютер, мультимедийный проектор,
экран.

Тип урока. Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний.

Вид урока. Комбинированный

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок


А.С.Пушкин

Ход урока

1. Организационный этап

Проверка домашнего задания

Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся
приведенные тексты.

Колыбельная. Считалочка. Скороговорка.

Уж ты, котичка-коток,

Котик — серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать;

Я тебе ли, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин я молока

Да кусочек пирога.

Уж ты ешь, не кроши,

Больше, серый, не проси.

***

Сон ходит по лавке,

Дремота по избе,

Сон-то говорит:

— Я спать хочу!

Дремота говорит:

— Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам

Похаживают,

Ванюшке в зыбочку

Заглядывают,

Заглядывают —

Спать укладывают.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной —

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей!

***

Чирики, микирики,

По кусту, по насту,

По слову кабасту,

Жучик, рючик,

Хруп, дуб,

Иванов зуб.

***

Эны-бены,

Рики-факи,

Тобра-орба,

Он дысмаки,

Деус-деус,

Касматэус,

Бакс.

Стоит поп на копне,

Колпак на попе,

Копна — под попом,

Поп — под колпаком.

***

Добры бобры

Идут в боры.

***

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Учащиеся показывают скороговорки, которые они выписали дома.
Одну из скороговорок учим и произносим наизусть всем классом.
Рисунки детей развешиваются на доске.

3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся

Приём-ледокол «Ветер дует для того…»

— Ветер дует для того, у кого хорошее настроение (подымаются те
учащиеся, у кого хорошее настроение).

— Ветер дует для того, у кого голубые глаза.

— Ветер дует для того, кто считает, народные сказки
передавалась из уст в уста народными сказителями.

— Ветер дует для того, кто считает, что А.С.Пушкин писал
народные сказки.

3. Этап подготовки учащихся к активной и сознательной
деятельности на уроке

3.1. Сообщение темы урока

3.2.Формулировка вместе с учащимися цели и задачи
учебной деятельности. «Незаконченное
предложение».

Продолжите высказывание:

  • «Сегодня на уроке нужно… узнать (познакомиться…)
  • Выполнить (начать работу…)
  • Понять (выяснить, показать…)
  • Для этого нужно (необходимо) …

4. Этап усвоения новых знаний

4.1. Слово учителя

Ребята, давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят
назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или
сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые.
Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько
охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам
расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером
собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и
сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради
сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером
усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики
возвращались домой, в родной город или село, они продавали
пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали
равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим
тайной слова.

Сказители знали на память множество былин, называемых
старúнами, исторических песен, потешек, прибауток,
сказок разнообразных. Когда исследователи стали их записывать,
оказалось, что один человек помнит наизусть целый том.

На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые
сказки.

И сегодня мы с вами будем тоже сказителями и попробуем
составить сказку. Но для начала давайте вспомним, повторим и
узнаем новое о народных волшебных сказках.

4.2. Беседа (на доске вывешиваются:
солнышко, лучики, три тучки, звезды)

— Представьте, что солнышко — это сказка, что такое сказка?
(Это вид устного или литературного повествования о
вымышленных необыкновенных событиях и приключениях.)

— Представьте, что лучики — это то, чему учат нас сказки? Чему
учат нас сказки? (добру, патриотизму, не бояться
трудностей, защищать слабых, нравственности, любви к ближним,
заботиться о слабых)

— Вы видите три тучки, а каким образом они связаны с народными
сказками? Что они обозначают? На какие на три вида делятся
народные сказки (сказки о животных, бытовые и
волшебные)

— Расскажите об особенностях каждого вида сказок.

(Сказки о животных — звери наделяются человеческими
качествами и являются главными героями.

Бытовые сказки — герои — это обычные люди, которые
добиваются успеха благодаря своим качествам.

Волшебные сказки — обязательно действуют волшебные силы,
помогают им волшебные вещи, с героями случаются всякие
приключения и превращения.)

4.3. Видеовикторина

Ребята, на экране будут показаны иллюстрации к сказкам, нужно
угадать сказку и определить вид сказки. Какие детали помогли
узнать сказку.

4.4. Работа над литературоведческими понятиями:
структура сказки.

Остановимся на тучке с волшебными сказками. Открываем тучку и
что мы видим, звёзды. Звёзды — это структура сказок,
особенность волшебных сказок. Каждая звезда имеет своё
назначение.

В волшебных сказка есть присказка (одна звезда),
которая настраивает слушателей на особый лад: переносят в
удивительный сказочный мир.

— Какие присказки вы знаете? (Дети приводят пример)

Вот присказка для самых маленьких слушателей:

Как не в море-океане,

Не на острове Буяне

Стоит терем-теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем —

Сказку в гости позовем!

Слушай тихо и гляди…

Сказка, в гости приходи! В волшебных сказках обязательно есть
зачин (вторая звезда):

— Приведите пример зачина.

(«Жили-были», «В некотором царстве, в некотором
государстве», «Однажды», «В три девятом царстве, три десятом
государстве»)

И есть концовка (третья звезда):

— Приведите пример концовки («Тут и сказки конец», «Стали
они в добре поживать, лиха не знать», «Вот, видишь, как оно
бывает на свете»)

— Чего не хватает, ребята? Основной части

4.5. Ролевая игра. Инсценирование отрывка из сказки
«Гуси-лебеди»
.

Ребята, давайте сейчас посмотрим, как группа ребята из класса
справилась с домашним заданием. Они проинсценируют отрывок из
сказки «Гуси-лебеди» (сценка, когда сестрица помогает
печке, яблоне, речке)

4.6. Работа в паре над литературоведческими понятиями:
художественные средства.

В сказках встречается много художественных средств. Составьте в
паре список художественных средств, приведите примеры из
народных сказок. Пары по цепочке представляют результаты своей
работы.

— постоянных эпитетов: красна девица, добрый молодец, лес
дремучий, яблочко наливное, молочные реки, тучи чёрные;

— метафоры: морщины прорезались; солнце лизнуло голову;
вещи под ногами путаются, за руки цепляются; утро вечера
мудренее; солдат пуще прежнего закручинился;

— сравнения: «Выходи за меня, красавица, — не говорит, а
ручейком разливается»; смотрит на маменьку, а слёзы так и
катятся, как по столу горошины; мать радовалась и баловала
задиристого, с рукавицу, малыша.

— гипербола: «Другой подобной красавицы во всём свете не
бывало!», «Рукавица крышу пробила», «Я его на одну руку посажу,
другой прихлопну — только мокрёхонько будет!», «Приезжают к
реке Смородине — по всему берегу лежат кости человеческие, по
колено навалено!»

4.7. Беседа. Подготовка к творческой работе.

Давайте сейчас все вместе попробуем составить народную
волшебную сказку.

У нас вроде бы все есть: присказка, зачин, основная часть,
концовка и, наверное, мы можем сказывать?

— Сказка готова? Нет.

— А чего нам не хватает?

— Без чего текст сказкой назвать нельзя?

1. Сказочные герои (Емеля, Иван-Царевич, Иванушка-дурачок,
Василиса Премудрая).

2. Сказочные превращения (Царевич-чудище лесное, Василиса
Прекрасная — лягушка).

3. Сказочные чудовища (Баба-Яга, Кощей-Бессмертный).

4. Троекратные повторы (3 брата; 3 сына; 3 дня; 3 дороги; 3
железных сапога истер; 3 железных хлеба изгрыз).

5. Задания (найти ковер-самолет, испечь хлеб за одну ночь)

— А теперь мы сами попытаемся сочинить волшебную сказку.

4.8. Работа в группах

У меня есть картинки с героями, волшебными вещами. Каждая
команда должна выбрать себе героев и вещь, а затем все вместе
будете составлять народную волшебную сказку. Не забываем, что с
главный герой должен пройти три испытания, одержать победу над
злом, кого-то спасти, а помогать ему должны волшебные предметы
или действия.

4.9. Представление результатов.

5. Рефлексия

«Микрофон»

Учащиеся по желанию высказывают свое мнение об уроке.

  • «На уроке я узнал о…; вспомнил…; понял…; научился…»
  • «Самый большой мой успех — это…»
  • «Самые большие трудности я почувствовал…»
  • «На следующем уроке я хочу…»

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению

6.1. Задание для всего класса.

Прочитать сказку «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»

6.2. Индивидуальные задания.

Напишите волшебную народную сказку.

«Алтапресс»: «Это был гражданский романтизм» – ведущая барнаульская актриса о мудрости, «голой» Смерти и феномене Золотухина

Полвека на сцене – такой грандиозный юбилей в этом году отметила заслуженная артистка России, педагог Нина Таякина. В честь этого в ее родном Молодежном театре Алтая устроили творческий вечер. Altapress.ru артистка рассказала, как в студенчестве «сбегала» в Москву на спектакли с Высоцким, пряталась от билетеров, а также о работе с режиссерами и о феномене Золотухина.

Все должно быть на изломе

– Как прошел ваш творческий вечер?

– Мне трудно судить. Очень волновалась, много думала, нужен ли творческий вечер вообще? Но я влюблена в то, что делаю, и решила, что найдутся еще люди, которые смогут разделить это чувство со мной. Наверное, только так бывает у творческих людей.

Конечно, сложнее всего выступать, когда на тебя смотрят коллеги и ученики. Но мне потом сказали много хороших слов. Так что думаю, вечер прошел достойно.

– Бенефис можно назвать моноспектаклем?

– В какой-то мере так и получилось. Я читала отрывки из Тэффи, воспоминания о «Вишневом саде», стихи Беллы Ахмадулиной из цикла «Времена года», Мандельштама – кстати, по его произведениям раньше шла музыкально-поэтическая постановка.

Долго сомневалась, читать ли Мандельштама – это трагический поэт, к его стихам надо правильно подготовить зрителя. Но его темы гражданина и поэта созвучны с темой любого творчества. Когда на последних строчках все исчезает, остается только пространство, звезды и певец – метафора художника, который через века будет доносить до нас строки Гомера и красоту Микеланджело.

– Сегодня очень редко можно услышать стихи со сцены.

– Время такое. Я стараюсь смотреть по каналу «Культура» передачи, где молодые поэты собираются и читают свои стихи.

Когда мы были молодые, то устраивали в театре поэтические вечера. Читали алтайских поэтов, писателей. И, конечно, классиков – Гумилева, Ахматову, Цветаеву, всех подряд.

– А вы помните, какое стихотворение читали при поступлении в театральный вуз?

– Я читала своего любимого Лермонтова – «Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася?». Это из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Из современного – «Учительница Элькина» Евтушенко (из «Азбуки революции» – Прим.ред). Я трагическая актриса – мне нравится, чтобы все было на изломе.

– Как вы готовились к поступлению (Нина Таякина закончила Горьковского театральное училище – Прим.ред.)? Слушали, как читают стихи другие артисты? Или брали у кого-то «консультации»?

– Обычно у всех поступающих есть какая-то творческая база. Дети занимаются в театральных кружках при школах. В мое время ходили во Дворец пионеров, Дома культуры.

Но я готовилась сама. Просто читала так, как мне нравится. Не всегда и не у всех это получается хорошо. Поэтому иногда на вступительных экзаменах бывает очень весело. Одна знаменитая актриса рассказывала, как на вступительных она, «гэкая», плакала и падала на колени, а вся комиссия смеялась под столом.

Но все равно – когда готовишься сам, то и проявляешься ты сам, какой ты есть на самом деле. А опытный педагог обязательно рассмотрит игровую природу.

Я готовила то, что знала со школы. На уроках мы читали «Мцыри» Лермонтова – я уливалась слезами на моменте боя с барсом. Потом нашла другое стихотворение, которое мне тоже очень понравилось, я его ярко представляла. Но после Лермонтова на вступительных у меня все равно спросили: «А у вас что-нибудь девичье есть?».

Вообще мне больше нравилась мужская поэзия. И больше Ахматова, чем Цветаева. Хотя у Цветаевой – весь излом женской души. Может быть, я думала, что во мне меньше женственности, чем в ее стихах… Зрительный образ все-таки должен совпадать с поэтическим.

– А вы в юности были бойкой девушкой?

– Я была борцом. Выступала в школе против всякой несправедливости. Мне обязательно нужно было выхлестываться, проявляться каким-то образом.

– Но при этом вы любили книги.

– Я даже вела тетрадку, в которой писала, что прочитала, что понравилось, что запомнилось.

Иногда могла что-то от души сочинить, какой-нибудь «белый стих». Но не все записывала, к сожалению. Помню, на 70-летие мамы (а она всегда красилась в рыжий цвет) написала: «Цвет осени тебе идет».

Гражданский романтизм

– Вы уехали учиться в город Горький (сейчас Нижний Новгород – Прим.ред.), за тысячи километров от дома- не было страшно?

– Нет. А все потому, что было стремление быть похожими на своих героев. Иногда смотришь, как играет какая-то артистка и думаешь: «А я сделаю лучше» или: «Ну почему играет она, а не я?».

Я сначала поехала поступать в Ленинград, но не прошла. С этим опытом пришло понимание, что мои герои – недосягаемые небожители. Но я все равно хочу играть – и неважно, где.

В Горьковском училище я училась у Ривы Яковлевны Левите-Дворжецкой, ученицы Юрия Завадского, сокурсницы Эфроса. Она прожила 95 лет, выпустила много учеников. Недавно посмотрела ее биографию, там написано: «Среди воспитанников Левите – Александр Панкратов-Чёрный, Андрей Ильин и др». Так вот я – «и др.».

Из ее биографии узнала, что она после школы сначала поступила на юридический факультет, как и я. Не выдержала и ушла с третьего курса. А я – со второго. Она пошла в студию Завадского – я в училище. Дома у меня был скандал: как же так, из университета – и в училище!

Рива Яковлевна учила нас даже своим обликом – как она заходила в аудиторию, как выглядела, как говорила, как вела себя. Все это оставляло в нас след. Как говорила Аркадина в «Чайке» у Чехова: «Я никогда не выглядела фефелой, не распускала себя. Хоть пятнадцатилетнюю девочку играть». Вот Левите была такая. И судьба у нее, как у чеховской героини, трагическая – она похоронила своего сына, актера Евгения Дворжецкого.

Мне везло на педагогов – глубоких, мудрых. Я же сама не всегда себя так вела. Когда у Ривы Яковлевны случилось несчастье с сыном, я два года ей не звонила. Хотя до этого мы постоянно были в переписке, созванивались. Просто не знала, что сказать. А когда, наконец, позвонила, услышала ее голос в трубке: «Ой, Ниночка!». И мы очень долго разговаривали. И думаю – дура ты, дура, Ниночка, чего ждала, надо было раньше позвонить…

– А как сложилась судьба ваших однокурсников?

– Из девочек в артистки ушла только я. Другие стали преподавать, одна работала ведущей в филармонии. Мальчишки почти все ушли в режиссуру.

До сих пор переписываюсь с Александром Мюрисепом – он заслуженный артист, служит в Нижегородском театре драмы. Уникальный человек – играет роли, ставит спектакли, пишет книги.

– Есть ли у вас какие-нибудь теплые воспоминания об учебе?

– Как с подружкой на выходных ездили в Москву. От Горького до столицы – ночь на поезде. В субботу и воскресенье мы ходили на спектакли, а утром в понедельник возвращались на учебу. За два дня взахлеб могли посмотреть четыре-пять спектаклей.

– Куда ходили, что смотрели?

– Конечно, на Таганку. Прорывались туда с боем. Стояли на одной ноге на балконе.

Обычно в театр всегда пропускали студентов. Но однажды мы приходим на «Отелло» в театр на Малой Бронной, а нам говорят: «Мест нет!». А мы понимаем, что в другой раз на спектакль можем и не попасть.

И тут я вижу, что у входа стоит сам Эфрос и разговаривает с какими-то женщинами. Я снова подхожу к билетеру и говорю: «Я к Анатолию Васильевичу, мне к нему на минуточку надо!». Подхожу к ним, стою минуту-две. Эфрос раз на меня покосился, два, потом говорит: «Здравствуйте!», а я: «Ой, наверное, я вам мешаю, я отойду!» – и бегом в гардероб. А потом, дрожа, пряталась от контролеров по углам на втором этаже, ждала, пока поскорее выключат свет, чтобы занять какое-нибудь свободное местечко.

– В чем был феномен Таганки?

– Юрий Любимов (тогда он занимал должность главного режиссера – Прим.ред.) очень чутко чувствовал время. И подбирал актеров, в которых соединялись гражданственность, талант и веяния времени.

Тогда поэты собирали стадионы – Евтушенко, Вознесенский, Высоцкий. Молодежь страстно упивалась их стихами. Они были одержимы не желанием купить новую кровать, диван, квартиру, а бурлящей жизнью, творчеством. Я бы назвала это гражданским романтизмом.

Высоцкого я видела в роли Лопахина и Гамлета – конечно, этого забыть нельзя. Мне кажется, что сейчас так сложно найти хорошего исполнителя на роль Гамлета, потому что это должно быть соединение личности и того самого гражданского романтизма. Гамлет должен быть поэтом. Иначе все превратится в бытовую историю о том, как сын мстит за отца, без всякого философского звучания.

– А Золотухина видели на Таганке?

– Да, видела его в «Вишневом саду», он играл Петю Трофимова.

– Вы знали, что он ваш земляк?

– Не помню, не буду врать. Возможно, знала, но не принимала близко к сердцу. Но когда узнала его поближе – а я была педагогом его курса в Алтайском институте культуры – для меня он стал иконой русскости.

Его уникальный голос – это потрясение. Особенно хорошо Золотухин раскрывается в песнях. Когда он поет – такое ощущение, что можно кинуться к нему, обнять, поцеловать, просто и по-свойски, рассказать ему что-то свое – и он обязательно поймет.

– Есть такое устойчивое убеждение, что раньше артисты играли лучше. Вы с ним согласны?

– От поколения к поколению мир меняется, меняется и манера игры.

Даже театры в одно время предлагали разные манеры игры. Например, в «Современнике» говорили очень естественно, как в кино, ничего не наигрывая. В Таганке говорили громко, пафосно – звучание совсем другое.

Но что обидно – это 90-е годы, когда произошел разлом, потеря почвы под ногами, своей социально-гражданской идентичности. Я наблюдаю поколение мальчишек и девчонок, которые не следят за современностью. Мы знали всех своих современников, которые играли и в театре, и в кино – Высоцкого, Демидову, Румянцеву и других, восторгались ими. А они не знают своих артистов, но зато прекрасно знают голливудских. И уже воспитаны на западной манере игры.

Пошел другой тип актеров – сейчас мало таких «глыб», чтобы выдавались и ростом, и статью, и громким голосом. Сейчас артисты «помельче». Это не лучше и не хуже – они другие.

«Слепые» пионеры и «голая» Смерть

– Помните свой первый рабочий день в ТЮЗе (прежнее название Молодежного театра Алтая – Прим.ред.)?

– Это была осень 1971 года. Я зашла к главному режиссеру Владимиру Чернину, сказала, что закончила Горьковское театральное училище, вот мой красный диплом. Тут живут мои родители, жилья мне не надо. Нужна ли я вам тут? Он сказал: «Идите, оформляйте документы».

Меня сразу же стали вводить в спектакль «Вечно живые» на главную роль Вероники. Это стало моей «проверкой». Артисты удивились моей ретивости, тому, что я даже на репетициях все делала по-настоящему – и рыдала, и целовала. Я говорю: «Ну как учили, так и играю, иначе это будет вранье». И дальше пошло-поехало, много разные интересных ролей удалось сыграть.

Режиссер Михаил Бычков, который сейчас руководит театром в Воронеже, ставил «Бумажный патефон» по пьесе Червинского. Главной героине в произведении – 17 лет, а мне уже было 30. Прочитала пьесу дома, заплакала – потому что поняла, что это должна быть моя роль, но мне ее не дадут, по возрасту не подхожу. Но когда увидела распределение, была поражена – Бычков дал эту роль мне. Это было такое счастье! Я все думала – как он угадал, что я хотела именно ее?

– А как складывалась работа с другими режиссерами?

– Моим «крестным отцом» был Захар Китай. Он задал мне планку, дал актерский трамплин. Например, я сильно выросла в спектакле «Поэма о любви» – это история казахских Ромео и Джульетты. Помню, специально из Алма-Аты нам привезли красивые шапки, костюмы, украшения.

Для постановки пластики он пригласил Андрея Дрознина, с которым я потом училась в Щукинском училище на режиссерском факультете. Дрознин ходил с чемоданчиком, в котором были разные чаи, он себе заваривал для здоровья. Всегда был очень худым. Потом он стал настоящей звездой, ставил спектакли в Студии Табакова, Московском ТЮЗе, новосибирском «Глобусе», работал по пластике с актерами и студентами во многих театрах.

Потом Бычков поставил одиозный спектакль «Прости меня» по Астафьеву. Мы сыграли его всего два раза, и постановку закрыли.

История в постановке следующая – мальчик уходит на фронт, и за ним по пятам ходит Смерть. Когда его раненого положили в госпиталь, она снимает с себя бушлат, и зрители видят, как голая Смерть ложится рядом с ним. То есть, она, как женщина, хочет его соблазнить, забрать с собой. А я – медсестра Лида – ее прогоняю.

Обнаженная Смерть не понравилась крайкому партии. Хотя она не была совсем голой – актриса Елена Зотова (сейчас она работает в театре драмы) надевала телесные тонкие колготки и натягивала их выше груди, все было закрыто. Еще не понравилось, что в госпитале пионеры пели в черных очках. Задавали вопрос: «У нас что, пионерская организация слепа?». Режиссер не захотел ничего менять. Спектакль закрыли, а Бычков тут же подал заявление об уходе.

Мой муж, Виктор Захаров, подходил к театру как к дому. Все знали, что я не получу главную роль только потому, что я его жена. У него я исполнила только две главные роли, но одна из них – Раневская – роль всей жизни.

Так сложилось, что у меня сейчас осталась только одна роль в театре – бабушки в спектакле «Валентин и Валентина» Алексея Бурдыко. Свой столик в гримерке я делю вместе со своей ученицей Дашей Чиж, которая только пришла в МТА.

– Какими качествами обладает хороший режиссер?

– Талант, ощущение сегодняшнего времени. А про работу с актерами сложно сказать. Тактичность? Ерунда. Бычков иногда доводил меня до слез. Он не вмешивался в то, что я делаю. Но когда наступал момент, когда я не знала, как играть и спрашивала у него, он отвечал: «Ты играешь эту роль. Почему ты спрашиваешь? Делай». Я начинала рыдать, он смягчался: «Ну, давай думать».

Многие говорят, что режиссер должен быть еще и педагогом, но я считаю, что не всегда это уместно. Все-таки он должен знать, чего он хочет и попытаться разными способами это сделать. Тогда получится хорошо, даже если в работе есть неприятие, слезы и прочее.

– Самая главная пьеса всех времен и народов, по вашему мнению?

– Банально, но «Вишневый сад». Удивительно, что Чехов в свои 40 с небольшим смог написать Фирсу такие слова – «Прошла жизнь, словно и не жил». И до сих пор пьесу ставят, и ищут в ней что-то новое. А все потому, что написан «Вишневый сад» про человека – это самое важное.

Что известно о собеседнице

Нина Таякина родилась 2 апреля 1949 года в Барнауле.

В 1971 году окончила актёрский факультет Горьковского театрального училища, позже режиссёрский факультет Театрального училища имени Бориса Щукина.

Сразу после учебы стала работать в Алтайском ТЮЗе. К бесспорным актёрским удачам относятся роли Раневской в спектакле по пьесе Антона Чехова «Вишнёвый сад», Состраты в «Мандрагоре» Никколо Макиавелли, Счастливой в «Дамах с комедиями» Надежды Тэффи, Алёны Ивановны в «Преступлении и наказании» по роману Фёдора Достоевского.

В 1998 году Нине Васильевне Таякиной присвоено звание заслуженной артистки Российской Федерации.

Больше 15 лет работает педагогом по актерскому мастерству в Алтайском институте культуры. В 2021 году выпустила свой актерский курс.

Надежда Чехович

Источник: «Алтапресс»

Анатолий Александрович Брянчанинов (1839 – 1918) – представитель древнего дворянского рода, ведущего начало от Михаила Бренка, оруженосца великого князя Дмитрия Донского и погибшего на поле Куликовом. Этот род, многочисленный и плодовитый, разделился в конце XVIII – начале XIX веков на две ветви – Покровскую и Юровскую, именно к последней и принадлежит автор «Сказок». Семья Брянчаниновых в 1717 году получила в наследство 760 десятин земли в Кадниковском уезде, недалеко от Вологды, в селе Юрово, и что удивительно, эта усадьба дожила до 1996 года, пока не сгорела, но восстанавливать не стали, а «печальные руины, которые смущали начальство» местные жители быстренько разобрали, о чём и сообщил ж. «Русская усадьба».

Анатолий Александрович получил образование в Николаевском инженерном училище Петербурга (1853-57 г.г.), служил в лейб-гвардейском стрелковом полку, затем окончив курс в Николаевской инженерной академии с правом 2-го рода, вступил в службу кондуктором в кондукторскую роту инженерного училища, откуда в 1862 г. по домашним обстоятельствам был уволен в чине подпоручика. На «гражданке» Брянчанинов успел поработать мировым посредником по Грязовецкому уезду, членом присутствий по крестьянским делам, мировым судьёй Кадниковского округа и, наконец, в 1904 г. вышел в отставку в чине статского советника. Дважды был женат, имел детей: 4 дочери и 2 сына, которые рано умерли, как и их матери.

…Писать Анатолий Брянчанинов начал ещё в училище, 17 лет, сначала стихи, затем – прозу – рассказы, повести и романы, написал он и пьесу «Бездольная», которую мечтал поставить в театре. Свои «опусы» он отправил И.С. Тургеневу с просьбой прочесть и высказать своё мнение. Иван Сергеевич дал высокую оценку, отметив явный литературный талант автора и советом – не оставлять этого поприща.

Прозу Брянчанинов публиковал в отдельных изданиях, книги покупали, но известности, на что он рассчитывал, не обрёл; пьеса, на которую возлагал большие надежды, так и не увидела света, – творческий кризис был налицо — что делать?.. И тогда снова пришёл на помощь Тургенев, предложив своему литературному «крестнику» найти «в нашей провинциальной жизни самый богатый материал для новых сочинений», которого ещё никто не касался. И таковой нашёлся – русские народные сказки в стихах!..

В августе 1881 г. Брянчанинов отправил первые три сказки Тургеневу в Спасское-Лутовиново. Прочитав их, Иван Сергеевич ответил автору, что «сказки понравились: верны тоном и стих хороший».

При отъезде из своего Орловского имения в Петербург Тургенев взял с собой и присланные сказки (тетрадь с десятью сказками – ред.), чтобы отдать их для печатания М. О. Вольфу, известному издателю. Спустя несколько дней он извещал Брянчанинова из Петербурга: «Вчера я отвез Ваши сказки к М.О. Вольфу… Вероятно, они попросят у Вас остальных сказок». В этом же письме Тургенев предложил написать небольшое предисловие к сказкам, что и сделал:

«Достоинство русских народных сказок оценено и признано не только нашей публикой, но вообще всем образованным и учёным миром. Мысль г. Брянчанинова переложить их на стихи мы посчитали счастливой, тем более, что он исполнил свою задачу с замечательным искусством и тактом, всюду сохраняя тон и колорит оригинала, и разнообразием размера, придавая ему более жизни и движения. Стихотворная форма имеет то преимущество, что она, если так можно выразиться, ближе продвигает содержание сказок к памяти и восприимчивости читателей, особенно молодых. Подобную же пользу приносят иллюстрации, исполненные в народном и сказочном духе. Они говорят зрению, как стихи – слуху, и одинаково возбуждают эстетическое чувство. А потому мы позволяем себе обратить внимание нашей публики на это издание и желаем ему прочного и полного успеха» 

Иван Тургенев

Но ответа от Вольфа они не дождались. Прошёл год, Вольф так и не стал издавать «Сказки», без объяснения причин автору.

…Долго и безуспешно пытался Брянчанинов издать сказки, тогда он решил привлечь внимание к ним иначе. Он выбрал 25 сказок, переписал их каллиграфическим почерком на 103 листах большого формата, одел в переплёт из бархата фиолетового цвета, а на верхней крышке – золотом вывел заголовок: «Анатолий Брянчанинов. Русские народные сказки в стихах; С предисловием И.С. Тургенева 1883 г.». Для форзаца был выбран белый муар, и эту книгу он отнёс в Дворцовую библиотеку, как подарок царской семье. Книга попала к Вел. кн. Николаю Николаевичу, о чём есть доказательство: на обороте верхней крышки переплёта – экслибрис князя с изображением вензеля на фоне княжеской короны. Естественно, «Сказки» попали к царским детям, были прочитаны и, видимо, очень понравились, поскольку Брянчанинову посыпались предложения о их издании.

«Русские народные сказки в стихах», прекрасно иллюстрированные М. Малышевым, с предисловием И.С. Тургенева вышли лишь в 1885 году в издательстве Ф.Ф. Павленкова, спустя два года после смерти писателя.

Этот первый выпуск переиздавался 25 раз, и стоила книга 2 руб. 50 коп., что по тем временам было очень дорого! Чтобы увеличить спрос, было решено выпускать книги в мягких серийных переплётах, что позволяло их группировать по усмотрению владельца, сбавить цену и создавать конволют (сборник – ред.). Этим воспользовался и автор.

В 1895 г. Анатолий Александрович подготовил многотомное издание, куда вошли более 100 сказок. В первый том он включил 25 книжечек (формат «восьмушка», объём 2-3 печ.л.) самых увлекательных сказок, для переплёта выбрал коленкор зеленоватого цвета, и на обложке – золотой вязью значилось: «Его императорскому Высочеству, наследнику цесаревичу благоговейно подносит свой труд автор».

Эта книга была передана в библиотеку цесаревича Алексея, о чём помимо надписи на обложке, свидетельствует экслибрис на обратной стороне: «Из библиотеки Его императорского Высочества наследника цесаревича и Вел. Князя Алексея Николаевича».

В настоящее время она, как и другие книги из дворцовых библиотек, хранится в Российской государственной библиотеке.

И ещё неожиданный эффект «Сказок»: создав рукописную книгу, Брянчанинов тем самым породил новую традицию. Если она была «случайным явлением в его творчестве, то в творчестве русских художников (В.М. Васнецов, Е.М. Бём, И.Я Билибин, Б.В. Зворыкин, И. Нарбут и др.) стала не только закономерным явлением, но и оказала воздействие на поиск текстов и оформление их эстетических идеалов.

Поистине, «Служите друг другу тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4: 10).

Анатолий Брянчанинов

ИВАШКО и ВЕДЬМА

(сказка)

Жил старик со своею старухой

И у них был сыночек Ивашко;

Так они его крепко любили,

Что словами сказать невозможно!

Вот Ивашко родителей просит:

«Отпустите меня на прудочек…

Я поеду, ловить стану рыбку»

«Что ты! Мал ещё… Где тебе ехать:

Чего доброго, свалишься в воду!»

«Не свалюсь… Вы не бойтесь… Пустите!

Я вам рыбки поймаю к обеду».

Мать надела сынку рубашонку,

Пояском подпоясала красным, –

И пустила его на прудочек.

Сел Ивашко в челнок, напевает:

«Челнок, челнок, плыви подальше!

Челнок, челнок, плыви подальше!»

И челнок на глубь самую выплыл;

И Ивашко мережку закинул

И ловить стал родителям рыбку.

Вечерком притащилась старуха

И сыночка любимого кличет:

«Ивашечко, милый сыночек,

Приплынь ко мне на бережочек:

Тебе я пить-есть принесла».

Говорит челночку наш Ивашко:

«Челнок, челнок, плыви на бережок,

Челнок, челнок, плыви на берег, –

То кличет мать меня к себе».

Челночек повернулся и подплыл.

Баба рыбку в корзину сложила,

Накормила сынка, напоила,

Рубашонку и пояс сменила

И пустила опять на прудочек.

Сел Ивашко в челнок, напевает:

«Челнок, челнок, плыви подальше!

Челнок, челнок, плыви подальше!»

И челнок на глубь самую выплыл;

И Ивашко мережку закинул

И ловить стал родителям рыбку.

Вот старик притащился и кличет:

«Ивашечко, милый сыночек,

Приплынь ко мне на бережочек,

Тебе я пить-есть принёс!

Говорит челночку наш Ивашко:

«Челнок, челнок, плыви на берег,

Меня отец к себе зовёт».

Челночек повернулся и подплыл.

Рыбку забрал старик в кузовочек,

Напоил-накормил мальчугана,

Приодел его в чистое платье

И опять отпустил на прудочек.

 

Вот подслушала ведьма всё это

И задумала скушать Ивашко;

Прибегает на берег и хрипло

Мальчугана к себе подзывает:

«Ивашечко, милый сыночек,

Приплынь ко мне на бережочек, –

Тебе я пить-ести принесла».

Узнает голос ведьмы Ивашко,

Отдаёт челночку приказанье:

«Челнок, челнок, плыви подальше!

Челнок, челнок, плыви подальше!

То манит ведьма нас к себе!»

Та смекнула, что надо Ивашку

Звать нежнее, как кличет старуха;

К кузнецу побежала и просит:

«Скуй мне голос, да точно такой же,

Как у старой Ивашкиной матки, –

Не то съем я тебя в ту ж минуту!»

Вот сковал ей кузнец голос тонкий;

Ведьма ночки дождалась, на брег

Прибежала и мальчика кличет:

«Ивашечко, милый сыночек, –

Приплынь ко мне на бережочек, –

Тебе я пить-ести принесла».

Челночек повернулся и подплыл.

Ведьма мигом схватила Ивашку

И к себе, в тёмный лес притащила.

В дом пришла и велит своей дочке:

«Истопи печь пожарче, Алёнка,

Да мальчишку изжарь хорошенько, –

Я ж гостей созову той порою».

Раскалила печь до красна дочка

И сердито торопит Ивашку:

«Ну, садись поскорей на лопату!»

«Мал я, глуп… Ничего не умею!» –

Отвечает Алёнке Ивашко. –

«Покажи, как мне сесть на лопату».

«Хорошо, поучить ведь недолго!»

Согласилась Алёнка и только

На лопату усесться успела,

Как Ивашко лопату приподнял,

Девку в устье, не мешкая сунул

И задвинул железной заслонкой;

После вышел из ведьминой хаты

И на дуб превысокий забрался.

 

Вот вернулася ведьма с гостями;

В дом вошла и, Алёнки не видя,

Так подумала: «Верно, гуляет!»

Усадила гостей, сама к печи –

И, отодвинув от устья заслонку,

Подала на лопате Алёнку.

Гости вволю наелись, напились

И давай на лужайке валяться.

«Покачуся, повалюся,

Ивашкина мяса наевшись!» –

Голосит и катается ведьма.

«Покатися, повалися,

Алёнкина мяса наевшись!» –

Отвечает Ивашко ей с дуба.

Ведьма вверх посмотрела, озлилась –

И ну дерево грызть с пеной у рта,

Грызла-грызла, два зуба сломала

И скорей к кузнецу побежала:

«Скуй мне зубы, да только покрепче, –

Не то съем я тебя в ту ж минуту!»

Тот сковал ей железные зубы,

И домой возвратившися, ведьма

Догрызать прежний дуб принялася.

Перегрызла, но раньше Ивашко

На соседний дубок перебрался.

Увидала то ведьма, взбесилась

И опять принялась за работу.

Грызла-грызла, два зуба сломала

И скорей к кузнецу побежала:

«Скуй мне зубы ещё того крепче, –

Не то съем тебя я в ту же минуту!»

Тот сковал; воротилася ведьма

И давай догрызать начатое.

Струсил мальчик, не знает, что делать;

Видит: гуси летят; он и просит:

«Гуси серые, гусенята!

Вы возьмите меня на крылята,

Принесите к отцу — к матери!»

«Средних жди!» – говорят ему птицы.

Ждёт Ивашко; летит ещё стадо;

Обращается он с той же просьбой:

«Гуси серые, гусенята!

Вы возьмите меня на крылята,

Принесите к отцу — к матери!»

«Задних жди!» – говорят ему птицы.

Ждёт Ивашко; летит третье стадо;

Обращается он с той же просьбой:

«Гуси серые, гусенята!

Вы возьмите меня на крылята,

Принесите к отцу — к матери!»

Гуси тотчас его подхватили,

Прилетели к Ивашкиной хате,

И в окно слуховое ссадили.

 

Рано утром старуха собралась

Печь блины; вот печёт и вздыхает:

«Где Ивашечко мой? Хоть во сне бы

Довелось мне родного увидеть!»

Говорит ей старик: «Мне приснилось

Будто к нам принесли его гуси!»

Вот блинов наготовила баба

И делить принялася их с мужем:

«Этот – мне… Тебе – этот…»

«А мне-то? – отзывается сверху Ивашко.

«Что такое?» – смутилась старуха. –

Погляди-ка, старик, там на вышке».

На чердак тот залез и оттуда

На руках вынес милого сына.

Старики прослезились от счастья,

Обо всём расспросили Ивашку –

И втроём стали жить, не горюя,

О былом – о дурном не тоскуя.

***

Эта сказка была написана для детей императора Александра III, отца последнего русского царя Николая II. Она была в рукописной книге-альбоме, который был изготовлен автором, переплетён в бархат и подарен царевичам и их сёстрам.

Римма Кошурникова

Индивидуальный
план по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей посредством
русских народных сказок»

Костюк
Любовь

Индивидуальный
план по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей посредством
русских народных сказок»

Муниципальное
Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Нижнегорский детский сад «Росинка»

Индивидуальный
план по самообразованию
Костюк Любови Михайловны

воспитателя
старшей группы
«Воспитание нравственных качеств детей посредством
русских народных сказок
»

Длительность
1 год (сентябрь 2019 — май 2020)

Паспорт индивидуального
плана

Название:
« Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством
русских народных сказок»

Тип:
Педагогический

Вид
: Информационно-познавательный, игровой.

Образовательные
области: Социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие

Участники
проекта: педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.

Сроки
реализации долгосрочный сентябрь 2019г. — май 2020г.

Возрастная
группа Старшая группа №3

“Сказки
– это зернышко, из которого

прорастает
эмоциональная оценка

ребенком
жизненных явлений”.

В.
А. Сухомлинский.

“Сказка –
великая духовная культура

народа, которую
мы собираем по крохам,

и
через сказку раскрывается перед

нами
тысячелетняя история народа”.

Алексей
Николаевич Толстой

Введение

Проект
рассчитан для детей дошкольного возраста и направлен на формирование
у детей нравственных качеств посредством приобщения к русским народным сказкам.
Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного
воспитания. Проект необходим не только детям, но и их родителям, так как
поможет родителям воспитывать у детей такие качество как: милосердие,
великодушие, доброта, трудолюбие, справедливость и другие моральные качества.
Также привлечение к работе над проектом семей воспитанников позволит
улучшить социальное партнерство семьи и ДОУ.

В
проекте определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы
с детьми дошкольного возраста, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов
детской деятельности. Ведь сказки созданы многовековой
мудростью народа. Наши предки создавали сказочные предания, включая в
них опыт жизни человечества. Сюжеты многообразны. Так сказки о животных, о
взаимоотношениях людей и животных передают ребёнку жизненный опыт.
Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтов, формируют
позицию здравого смысла и чувства юмора. Волшебные сказки служат
передачей жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Сказка –
это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит
фантастический вымысел. Русская народная сказка – это. Прежде всего,
произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань
между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их
психологическим особенностям.

Актуальность выбранной темы:

Актуальность
данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования
личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной.
Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском
саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством
сказки.

Сказка, ее
композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные
по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий,
особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, —
все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой
личности дошкольника.

Художественное восприятие является
активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим
их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства
всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного
возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют
себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир,
копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения
становятся участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его избушки
лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так«Чтобы
я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?»
).

В
дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое
ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных
произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает
настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют
дошкольный возраст «возрастом сказок».

В
настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной
культуры,

заметно
утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль
в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и
эстетических чувств. В то же время сказка — это среда для
развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только
представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и
окружающих.

Язык сказки прост
и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует
развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему
характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит
наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть
на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что
в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость
действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует
формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети
отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз
показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать
добро людям.

Сказка входит
в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении
всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается
его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и
окружающим миром в целом. Сказки не только расширяют представления
ребенка, обогащают его знания о действительности, главное — они вводят его в
особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных
открытий.

Дошкольный
возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит
его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных
требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются
дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия,
любви к Родине.

Ведущая
педагогическая идея
:

Воспитание чувств
ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.

Ведущая
педагогическая идея состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе
семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре
страны.

Ребенок
не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То,
какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде
всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они
его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

В
настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности
по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко
не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных
качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и
происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся
важнейшим условием формирования нравственной культуры.

Для
решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с
русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли
в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе
ребенка; близка его мышлению, представлению.

В
моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно
из средств нравственного воспитания дошкольников.

В сказках перед
умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их
характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие
образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок –
и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают
перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые
чувства.

Ребенок
проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни
именно в форме сказки.

Я
считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое
противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной
сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные
связи и явления делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является
незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности
ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Проблема
значимая для детей,на решение которой направлен проект:

К
сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а
на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с
ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением
взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей
группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А
ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного,
эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы
будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше
времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Цели
проекта
:

1. Воспитывать
у детей среднего дошкольного возраста: любовь к русским народным,
авторским сказкам.

2.
Желание слушать сказки; развитие у детей устойчивого интереса
к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного
творчества детей и родителей.

3.
Создать условия для духовно — нравственного развития детей.

4.
Способствовать коррекции нарушения эмоционально — волевой сферы детей в
процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным
содержанием сказки.

Задачи
проекта
:


развивать образный строй речи, обогащать словарный запас, формировать навыки
связной речи.


развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке
и в жизни;

— воспитывать
у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью
принимать помощь;

— воспитывать
трудолюбие, умение и желание доводить начатое дело до конца, с уважением
относится к результатам чужого и своего труда;


развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Ожидаемые
результаты для воспитателя:


повышение уровня педагогической компетенции «Духовно-нравственное

воспитание
детей посредством сказки
»;


разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме.


определение эффективности использования русских народных сказок для
развития нравственных качеств в процессе различных видов
деятельности детей.

Ожидаемые
результаты для детей:


усвоение детьми норм нравственно — духовного воспитания, открытость их к
добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям
и самому себе;


знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в
семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду,
ответственность за свои дела и поступки;


осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и
порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие,
патриотизм;


понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание,
почитание родителей и взрослых;


знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт
человечества;


понимание эмоционального состояния окружающих;


сформированность представлений о честности, справедливости, доброте;
отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;


Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть
отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному
состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в
трудную минуту.

Методы
исследования


изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;


наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;


количественный и качественный анализ полученных результатов;


педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).


анкетирование и беседа с родителями.

Объектом
исследования является воспитание нравственных качеств у детей дошкольного
возраста

Предмет
исследования – русская народная сказка как средство воспитания
нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Самыми
целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:

-знакомство
с содержанием сказки;


вовлечение детей в деятельность;


инсценировка сказки

Методы
ознакомления со сказкой:


чтение воспитателя;

— рассказывание;


дидактические игры;


литературные викторины

Приемы
формирования восприятия сказки:

-выразительность
чтения;


повторность чтения;

-выборочность
чтения;


драматизация и театрализация сказки;

-просмотр
иллюстраций

Этапы
работы со сказкой


Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание,
беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития
эмоционального отношения к действиям и героям сказки.


Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки,
настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью
закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой
позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.


Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании,
аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к
героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания,
сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.


Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов
из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая
игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод
превращения детей в героев сказок способствует не только развитию
симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать
поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Способ
представления результата
: май 2020г.

Инсценировка сказки «Волк
и семеро козлят»

Показ
детям младшей группы сказки «Колобок» (кукольный
театр)

Перспективный план
работы с детьми по теме:

«Воспитание
нравственных качеств посредством русских народных сказок»

Период
2019-2020 уч. год.

Сентябрь

1.
Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими
народными сказками.

2.
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

3.
Дидактическая игра «Назови сказку по главному герою»

Цель :
развивать быстроту реакции, активность, самостоятельность мышления, учить
называть сказку по персонажу.

Предлагаются
изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они
встречаются.Например: петух – «Жихарка»«Заюшкина
избушка»
«Зимовье»«Кот, петух и лиса» и др

Октябрь

1.
Чтение и пересказ русских народных сказок: «Волк и семеро козлят»«Колобок»«Кривая
уточка»
«Покати горошек»«Мужик и барин».

2.
Применение цитат из сказок в режимных моментах.

3.
Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок»


учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать
умение последовательно пересказывать сказку.


развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по
картинке; знакомить с художниками, иллюстрирующими сказки.


развивать умение детей отгадывать сказку по прочитанному отрывку.

Ноябрь

1.
Чтение и обсуждение русских народных сказок «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка»
«Каша из топора»«Крошечка-хаврошечка»«Елена
Премудрая»
«Волшебная дудочка».

2.Разгадывание
загадок на тему
«Герои русских народных сказок»,
попробовать сочинить самому загадку.

3.
Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»


учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать
умение последовательно пересказывать сказку.


дать возможность детям пребывать в образе сказочного персонажа.


развивать умение узнавать сказочных героев и называть из какой
они сказки.

Декабрь

1.
Составление списка добрых дел «Мои добрые дела»

2.
Добавить в театральный уголок новые костюмы, маски, атрибуты.

3.
Настольно — печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки,
лото и др.)
.


объяснить детям, почему сказки называют волшебными; продолжать развивать
интерес к слушанию сказок, к развёртыванию событий в сказке. Учить
радоваться, когда добро побеждает.


познакомить детей с известным сказочником и его сказками, рассмотреть
книги и иллюстрации. Прочитать сказку «Снежная королева»,
отмечая сюжеты, где происходит волшебство. Обратить внимание на самоотверженность
маленькой девочки. Воспитывать умение сопереживать.


учить детей использовать свои знания и опыт в играх; соблюдать
правила игры. Развивать коммуникативные навыки.

4.
Чтение русских народных сказок о зиме: «Снегурочка»«Мороз
и заяц»
«Елка»«Зимовье зверей»«Морозко»«Госпожа
метелица»
.

Январь

1.
Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок: «Что
такое хорошо и что такое плохо?»
«Волчище серый хвостище»«Волшебная
птица»
«Горе, не беда»«Молодильные яблоки».

2.Выставка
детских рисунков на тему
«Зимние сказки»


уточнить знание детей русских народных сказок, узнавать их героев.
Формировать представления о честности, справедливости, доброте.


учить детей отражать в рисунке сюжеты зимних сказок, используя
разные средства выразительности; развивать интерес к иллюстрированию сказок.

3.Дидактические
игры
:

«Волшебные
слова»
 (развивать
речь детей, использовать в пересказе волшебные слова)

«По
щучьему велению, по моему хотению…»
 Сказка «По щучьему
велению»

«Избушка,
избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, — ко мне передом, а к морю (лесу) задом». Сказка «Царевна
– лягушка»

«Сивка
– бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!»
 Сказка «Сивка
– бурка»

«Если
перекинуть его с руки – на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им
ни будет приказано, всё за единую ночь сделает». Сказка «Волшебное
кольцо»

Февраль

1.
Прослушивание аудиозаписей русских народных сказок «Лиса и Котофей
Иванович»
«Колобок»«Жихарка»«Летучий
корабль»
.Обсуждение сказок.

2. Рассказывание
детям р. н. с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к
ней.

3.
Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок.


вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память,
выразительность, творческие способности. Воспитывать желание
доставить своим друзьям и младшим дошкольникам радость и удовольствие от
просмотра сказки.


учить детей использовать различные средства выразительности при
работе с картинкой; узнавать из какой сказки сюжет, называть героев.

Март

1.
Сочинение вместе с детьми сказки: «Если бы я был (а) волшебником (цей)».

2.
Чтение русских народных сказок: «У страха глаза велики»«Царевна
Несмеяна»
«По щучьему веленью»«Хитрая наука».

3.
Обыгрывание знакомых сказок.

— воспитывать
интерес к русским народным сказкам; развивать слуховое восприятие, интерес
к просматриванию иллюстраций. Подвести детей к пониманию того, что
все сказки заканчиваются хорошо.


формировать у детей интерес к обыгрыванию сказок; брать на себя
роль и исполнять её в соответствии с образом. Самостоятельно подбирать
и использовать костюмы, маски, реквизиты к сказкам.

Апрель

1.
Чтение русских народных сказок: «Гуси-лебеди»«Никита
Кожемяка»
«Лиса и журавль»«Вершки и корешки»«Как
лиса училась летать»
.

2.Изобразительная
деятельность
: рисование иллюстрации к любимой сказке.


продолжать развивать у детей желание слушать сказки, интересоваться
развитием событий, сопереживать героям. Обговорить необычную концовку сказки.
Поддерживать интерес к рассматриванию иллюстраций.


вызвать у детей желание побыть художниками и сделать иллюстрацию к
своей любимой сказке, используя разные средства выразительности.

3.
Конкурс рисунков иллюстраций к любимой сказке.

Май

1.
Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» на
новый лад (с музыкальным сопровождением).

2.
Подготовка кукольного театра и показ дошкольникам сказки «Колобок».


совершенствовать умение детей сочинять короткие сказки на заданную тему. Воспитывать умение
слушать друг друга, оценивать результат.


совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей,
умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной
фразы. Воспитывать доброе отношение к малышам, желание доставить им
радость.

План
работы с родителями
по теме:

«Воспитание
нравственных качеств посредством русских народных сказок».

2019-
2020 уч. год.

Сентябрь

1.
Анкетирование родителей.Анкета: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного
возраста посредством русских народных сказок»

2.
Подбор материала,необходимого для работы с детьми и родителями по теме:
«Духовно — нравственное воспитание детей посредством сказки».

3.
Консультация «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».
Информация в уголке для родителей.

Октябрь

1.
Папка — передвижка «Сказки могут справиться с детским
непослушанием»
.

2.
Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде «Как воспитывать
ребенка добрым?»

3.
Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы. Пополнение группы
книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским
народным сказкам. Пополнение театрального уголка по мотивам русских
народных сказок.

Ноябрь

1.
Консультация для родителей в печатном виде «Особенности чтения сказок
о животных»

2.
Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских
народных сказок о животных.

Декабрь

1.
Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в
подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года.

2.
Участие родителей в подготовке и проведении новогоднего утренника для детей (украшение
групповой комнаты, изготовление костюмов, активное участие в играх, конкурсах,
развлечениях).

3.
Подготовка фотографий для презентации. Презентация на родительском
собрании «Дорогой добрых дел»

Январь

1.
Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как
организовать чтение ребёнка в домашних условиях.

Темы«Личная
библиотека вашего ребёнка»

«Как
подружить ребёнка с книгой»

«О
чём и как беседовать ребёнком после чтения»

Февраль

1.Выступление
на родительском собрании
: «Практические методы и приёмы духовно-нравственного
воспитания детей».

2.
Познакомить родителей с предметно-развивающей средой группы.

Март

Консультация
для родителей в печатном виде «Роль сказки в развитии детей»

Апрель

1. Индивидуальные консультации
и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка.

2.
Консультация для родителей в печатном виде «Воспитание трудолюбия, послушания и
ответственности через сказку».

Совместное
творчество ребёнка и взрослого. Выставка рисунков «Наша любимая сказка»

Май

Выставка
совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на
тему:

«Наши
любимые сказки»
.

Работа
с педагогами.

1.
Распространение передового педагогического опыта. Презентация.

2.
Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: «Эффективность
проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у
дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости,
любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам».

  • Придумать маленький рассказ про осенние листья
  • Придумать вопросы к сказке о царе салтане 3 класс
  • Придумать конец к сказке эти бедные приведения
  • Придумать вопросы к сказке летучий корабль 3 класс
  • Придумать волшебную восточную сказку