Придумать лингвистическую сказку о звонких и глухих согласных

Диктанты по русскому языку для 2 класса по теме: звонкие и глухие согласные звуки. обозначение их буквами. правописание звонких и

Диктанты по русскому языку для 2 класса по теме: «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. Правописание звонких и глухих согласных в середине и на конце слова». Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

Зрительные диктанты по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами» 

Диктант 1.
Нагрянул в лес суровый январь. Снег да мороз царствуют всюду. Около старой ели громадный сугроб. Может быть, там медведь спит до весны? Тихо в лесу.

Диктант 2 
Таня вышла погулять. Около крыльца большой сугроб. Всё кругом белым-бело. Избы стояли притихшие. Из труб валил дым.

Диктант 3.

Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами.
А. Пушкин.

Объяснительные диктанты по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами» 

Диктант «На реке».
Олег и Вася шли из школы. Падал густой снег. Мальчики спустились к реке. Вася побежал по льду. Тонкий лёд треснул. Вася чуть не упал в воду. Ребята поспешили домой.
Слова для справок: побежал, не упал, поспешили.

Диктант «Утром».
Весело кружился в воздухе снег. Утром на снегу звери и птицы оставили цепочку следов. Это важно шагал наш Васька. Вот прыгнула ворона на крыльцо. А чей след ведёт в сад?

Диктант «Мороз на дворе».
Ночью был сильный мороз. В лужах — лёд. Земля стала твёрдой, как камень. Днём посыпался колкий снег. Снежная крупа быстро стала покрывать двор. Пёс Тимка спрятался в конуру.

Творческие диктанты по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами» 

Задание для диктантов: Дописать 1-2 предложения.

Диктант «Сорока».
На высокий дуб села сорока. Она была красивая, в чёрной шубке, в белом фартуке. Тут выскочил пёс Рыжик…

Диктант «Хлеб».
В нашем языке сотни тысяч слов. На самом первом месте стоит слово «хлеб». Много пословиц сложил русский народ о хлебе…

Диктант «Мама».
Все дома. Мама готовит обед. Сколько хлопот и тревог ложится на худенькие плечи мамы. С мамой всегда тепло…


Творческие и выборочные диктанты «Написание слов со звонкими — глухими согласными в корне»

Диктант 1.
Задание: Записать слова в столбик. Рядом написать проверочные слова. 

Образец: глаз — глаза.
Лошадь, сад, гриб, дуб, голубь, шуба, зуб, бровь, утюг.

Образец: флаг — флажок.
Берег, луг, стог, сапог, пирог, круг.

Диктант 2.
Задание: Прослушать стихотворения. Выписать слова с сомнительными звонкими и глухими согласными. Подчеркнуть буквы, обозначающие звонкие согласные, одной чертой, а глухие — двумя.

Нашу речку, словно в сказке. За ночь вымостил мороз, Обновил коньки, салазки, Ёлку из лесу привёз.
(С. Маршак)

Диктант 3.
Задание: Прослушать загадки и пословицы. Найти и записать слова, где ! буквы б, в, г, д, ж, з обозначают глухие звуки (п, ф, к, т, ш, с).

Загадки.
1. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней) 2. Красна ягодка, да на вкус горька. (Рябина) 3. Сидит на тонкой ножке, пушистый, серебристый, боится ветерка. (Одуванчик) 4. Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)

Пословицы и поговорки.
1. Голод не тётка! 2. Терпенье и труд всё перетрут. 3. Язык не лопатка, знает, что сладко. 4. Каков корень, таков и плод.
2. Каков рыбак, такова и рыбка. 6. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.


Выборочные диктанты «Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова перед согласными».

Диктант 1.
1. На столе лежит острый нож. 2. На оконное стекло сел жук. 3. Волк опустил хвост в прорубь. 4. В небе кружит ястреб. 5. Водитель резко нажал на тормоз. 6. Рыбак спрятал лодку в густой камыш. 7. В углу стоит громоздкий шкаф. 8. Мы поднялись на верхний этаж. 9. Автомобиль поставили в гараж. 10. Под дубом рос белый гриб. 11. В пруду плавал колючий ёрш. 12. Узкий проход в пещеру завален камнями.

Диктант 2.
1. На столе стоит глобус. 2. Водолаз спасает людей. 3. По реке плывёт белый пароход. 4. Чернослив очень полезен для здоровья. 5. На дачу провели водопровод. 6. Вася побежал в сад. 7. Наступил сильный мороз. 8. Около нашего села есть пруд. 9. Отряд идёт в поход. 10. Народ смотрит вперёд. 11. Красив и причудлив зимний лес. 12. Нам дорог родной край.

Диктант 3.
1. Товарищ не лжив, а правдив. 2. Старый сторож ворчлив и криклив. 3. Величав и красив новый город. 4. Заяц труслив и пуглив. 5. Мальчик практически здоров. 6. Лес после пожара гол и уродлив. 7. Острый плуг глубоко врезался в землю. 8. Я одел новый костюм и галстук. 9. На полке в магазине стоит детская обувь. 10. На лугу большой стог сена. 11. Путешественники нашли пиратский клад.
12. В песне есть смешной припев.

Диктант 4. 
1. Новый год — к весне поворот. 2. Русский солдат не знает преград. 3. Свой глаз — алмаз. 4. В зимний холод всякий молод. 5. Зелёный наряд радует взгляд. 6. Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою. 7. Добрая пословица не в бровь, а в глаз. 8. Корень уменья горек, да плод его сладок. 9. Кошке — игрушки, а мышке — слёзки. 10. Даровой рубль — дёшев, нажитой — дорог. 11. С кем по грибки, с тем и по ягодки. 12. Мир да лад — большой клад.

Объяснительные и предупредительные диктанты «Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова перед согласными».

Диктант «Петушок и краски».
Пришёл петух к домику, где жили краски. Поклонился Петушок краскам низко. Красная краска раскрасила Петушку гребешок и бородку. Синяя — пёрышки на хвосте. Зелёная — крылышки. А жёлтая — грудку. Такой красивый стал Петушок!
(По В. Сутееву)

Диктант «Игрушки».
Мой братишка делает из глины разные игрушки. Он слепил круглый столик. Вот только одна ножка была кривой. Из бумаги он склеил чашки и ложки. И нож был готов. Для всей посуды мальчик сделал коробку, подставку и поднос. Хороший получился сервиз.

Диктант «Танцующие ветки».
Через речку на другой берег был перекинут узкий мостик. На правом берегу рос низкий и редкий кустарник. Резкий ветер пригибал его к земле. Гибкие ветви походили на изящные руки танцоров. Их лёгкие движения вверх-вниз напоминали прыжки.

Диктант «Зимой».
Дети надели шубки, шапки и варежки и побежали играть в снежки. Снег был похож на сладкую сахарную вату. По краям дорожки намело кучки снега. Хрупкая берёзка оделась в сугроб, как в шубу. Ребята катались на салазках. Слышался громкий визг и смех.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области».

Конспект игрового итогового логопедического занятия
по теме «В сказку к звонким и глухим согласным
с Горынычем и Кощеем»

Никифорова Л. М.
Учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 11
«Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области»
Логопункт, подготовительная группа

2014г.
Цели. Закрепить понятие о звонких и глухих согласных.
Упражнять детей в различении звонких и глухих согласных звуков на слух.
Развивать фонематический слух.
Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Развивать мышление и память.
Воспитывать внимание к языковым явлениям.
Оборудование.
Демонстрационный материал: символы звонких и глухих согласных. Предметные картинки: дерево, вода, завод, труба, туча, краска, город, дым, дрова, природа, топор, тень, богатство, сажа, горка, корка.
Игрушки для кукольного театра: змей Горыныч, Кощей , Баба Яга.
Указатели с надписями: “поле ” и “бор”, стойка для указателей. Иллюстрации детей к сказке “ Как стать богатым и здоровым ”.
Раздаточный материал: тетради, карандаши, карточки с индивидуальными заданиями, разрезная азбука для составления схем слов, зеркала.
Ход :
I. Оргмомент.
Л. – Здравствуйте, сегодня нам предстоит интересное путешествие в сказку “ Как стать богатым и здоровым ”. Для того, чтобы попасть туда, вам надо ответить на мои вопросы.
Л. — Какие звуки называются согласными?
Д. — Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемая воздушная струя встречает преграду.
Л. — Какие бывают согласные звуки?
Д. — Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Л. — Верно. Поговорим о звонких и глухих согласных.
— Какой согласный звук называется звонким?
Д. — Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким.
Л. — Какой согласный звук называется глухим?
Д. — Согласный звук, произноситься без голоса, называется глухим.
Л. — Как можно почувствовать, звонкий или глухой согласный звук?
Д. — Можно приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, то это работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой.
Можно произнести звук с закрытыми ушами. Если в ушах раздается звон, значит это звонкий звук. Если в ушах звона нет – это звук глухой.
Л. — Молодцы. Отправляемся в волшебную сказку все до одного! Сегодня мы встретимся в сказке со звонкими и глухими согласными звуками и поиграем с ними.
III. Дифференциация звуков по звонкости — глухости.
1. Различение изолированных звуков по звонкости — глухости.
Л. — Я буду произносить звук, а вы поднимайте карточку с колокольчиком, если звук звонкий и карточку с наушниками, если звук глухой. (На мольберте выставляются символы звуков)
З Ж Х Л П Щ Н Г Ч Ф Р
Л. — Вы хорошо различаете звонкие и глухие согласные. Это вам поможет справиться со следующим заданием.
2. Различение звонких и глухих согласных в слогах.
На полу стойка для указателей, указатели с надписями “поле” и “бор” лежат перевернутые. От стойки влево отходит цепочка слогов с глухими согласными, вправо – цепочка слогов со звонкими согласными (по 3-4 слога).
Л. – Вот и первый выбор перед нами.
Надо поставить указатели и узнать, где поле, а где бор.
Л. — Какой первый звук в слове поле?
Д. — В слове поле первый звук [п] — согласный глухой.
Л. — Какой первый звук в слове бор?
Д. — В слове бор первый звук [б] — согласный звонкий.
Л. — Кто догадался, с какой стороны поле?
Р. – Слева будет поле, потому что там все слоги с глухими согласными звуками.
Л. -Я проверю первый слог, остальные проверите вы.
В слоге (то) согласный звук [т], он глухой.
(Далее дети проверяют оставшиеся слоги).
Аналогично находят направление, где расположен бор, проверяют оставшиеся слоги и ставят правильно указатели).
Л. — Молодцы, справились и с этим заданием. Куда же нам отправиться? В чистое поле или в тёмный бор? Дети высказывают свои предпочтения. Логопед достаёт из — за ширмы игрушки для театрализованной деятельности: змея Горыныча и Кощея. Разыгрывает небольшой сюжет.
— Как я рад тебя видеть, брат мой, Кощей! Посвежел, стал просто бессмертным!
– Да и мне приятно тебя снова увидеть, брат Горыныч, змей мой дорогой! ( Обнимают друг друга.)
– Фу! Фу! То, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а тут сам русский дух к нам пожаловал! (Обращаются к детям) Вы куда идёте, чего пытаете, чего добываете?
Ответы детей:
-Мы идём в сказку “ Как стать богатым и здоровым ”, подскажите, как туда попасть.
-А что вы умеете делать?
-Д- Умеем различать звонкие и глухие согласные.
-Возьмем их с собой? Пусть и нас научат различать звонкие и глухие согласные. Всё может в жизни пригодиться, согласен брат Кощей?
-Согласен, только пусть определят, какой первый звук в имени Кощей ?
Д — В имени Кощей первый звук [к] – согласный, глухой.
Вот тебе, Кощей, наушники — символ глухого звука.
— Какой первый звук в имени Горыныч?
Д. — В этом имени первый звук [г] — согласный звонкий.
Вот тебе, Горыныч, символ звонкого согласного — колокольчик.
— Через топкое болото по кочкам проберётесь, на волшебную поляну попадёте, где работает наша фабрика.
(Дети читают цепочки слогов на кочках).ПО, ТО, ФО, ША, КА, СА.
Л – Какие звуки живут на волшебной поляне?
Выставляются картинки : дерево, вода, завод, труба, туча, краска, город, дым, дрова, природа, топор, тень, богатство, сажа.
3. Различение звонких и глухих согласных в начале слова. Коллективная работа.
Л. –Выберите картинки, названия которых начинаются с глухих согласных. Какой первый звук в слове природа?
Д. — В слове природа первый звук [п], он согласный, глухой.
(Логопед прикрепляет символ глухих согласных – наушники, над картинками).
Л. — На этой полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой.
(Дети классифицируют картинки, убирая с доски неподходящие).
Д. — Топор – в этом слове первый звук [т], он согласный, глухой. Топор надо оставить на полянке. Вода- в этом слове первый звук [в], он согласный, звонкий. Воду уберем с полянки. И т.д.
4. Различение звонких и глухих согласных в начале слова. Самостоятельная работа с карточками.
Л. — У каждого есть вот такой рисунок : в середине листа — полянка, по бокам картинки. Надо соединить с полянкой те картинки, в названии которых первый звук согласный глухой. Выполняйте задание.
Л. — Назовите, что вы поместили на эту полянку?
(Дети поочередно называют слова, начинающиеся на глухой согласный звук).
5. Л. — Все ли справились с заданием? Как вы думаете, кто живёт на этой полянке? Горыныч или Кощей? (Кощей).
А Горынычу отдадим картинки, названия которых начинаются на звонкий согласный. Ребята, какие картинки вы отдадите Горынычу?
( Дети кладут картинки рядом с Горынычем, называя слова с индивидуальной карточки со звонким согласным в начале: дерево, вода, завод, горд, богатство).
6. Физкультминутка.
Л. – Хочешь быть здоровым – спортом занимайся, Утром на рассвете с солнцем просыпайся. Раз – зарядку сделал, два – присел, поднялся, Три, четыре – прыгай, пять – в реке купайся. Просто, будь счастливым, чаще улыбайся!
7. Игра «Ассоциации»
На ширме декорации к сказке « Как стать богатым и здоровым». Узнали, в какую сказку мы попали?
Баба Яга предлагает своё интересное задание : подобрать к каждому слову, которое она назовёт, слово по ассоциации из сказки (с опорой на картинки). Важное условие: если первое слово начинается на глухой звук, то второе должно начинаться на звонкий.
Сажа –завод, фильтр — вода, труба –дым, краска –город, туча –дым, топор –дрова, тень –дерево, сила – здоровье, природа –богатство.
После этого детям демонстрируется счастливый конец сказки.
8. Работа с паронимами. Звуковой анализ слова. Преобразование слова.
Л. — Вот вам загадка от Бабы Яги: В лесу в траве зелёной горка, а на столе засохла …. (Корка)
На доске выставляются картинки: корки и горки.
Л. — Составьте звуковую схему слова корка. Составьте звуковую схему слова горка. Все ли звуки одинаковы в этих словах?
Д. — Нет. Первый звук в слове горка звонкий, а в слове корка — глухой.
Л. — Что будет, если звук [г] поменять на [к]?
Д. — Горка станет коркой.
Л. — Мы увидели, как один звук может изменить значение слова. Послушайте предложения и исправьте в них ошибки:
— В конце предложения ставим дочку. В каком слове ошибка?
Д. — Ошибка в слове дочку. Вместо звука [д] надо произносить звук [т]. — В конце предложения ставим точку.
Л. – Мама очень любит точку. В каком слове ошибка?
Д. — Ошибка в слове точку. Вместо звука [т] надо произносить звук [д].
Мама очень любит дочку.
Л.- Молодцы, друзья. Возвращаемся в детский сад. Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец.
IV. Итог. Согласные звонкие и глухие звуки путать нельзя. Вы научились различать звонкие и глухие согласные звуки сами и научили этому сказочных героев: Кощея, змея Горыныча и Бабу Ягу.

К о н с п е к т

открытого  урока  русского  языка

в 3 В классе  школы  № 327.

Учитель – Виноградова Галина Ивановна.

Тема : Правописание парных согласных в середине слова.

Цели: — закрепить знания учащихся о правописании слов с парными согласными                        на конце слов;

              — познакомить учащихся с правописанием слов с парными согласными в

                середине слов;

              — развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;

              — воспитывать любовь к русскому языку.

Ход  урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.

 На доске слова: з…вод, м…дведь, гор…д, т…традка, м…роз.

— Что общего в этих словах? (имена существительные в единственном числе, нарицательные, с пропущенной безударной гласной)

— Какое слово может быть лишним? Почему? (медведь – одушевленное, тетрадка – сомнительная парная согласная в середине слова, мороз – парная согласная з, остальные – д).

— Давайте еще раз прочитаем эти слова. Послушайте, как звучат эти слова. Что вы заметили? (во всех словах парные согласные).

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Обоснуйте.

— Какое из этих слов, с вашей точки зрения, лишнее? Почему? (тетрадка)

— Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку?

— Значит тема нашего урока «Правописание звонких и глухих согласных в середине слова перед согласными».

— Прочитайте слова с парными согласными на конце слов. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в их написании. Подберите проверочные слова.

  1. Чистописание.

-Определите буквы, которые будем писать. Они находятся в имени существительном женского рода и обозначают в нем парные звуки. Какие это буквы?  (тетрадка)

— Посмотрите на эту цепочку. Найдите закономерность и продолжите:

тадддд   ттаддд  …….

  1. Словарная работа.
  1. На доске таблицы:

Придумать лингвистическую сказку о звонких и глухих согласных

                  Придумать лингвистическую сказку о звонких и глухих согласныхПридумать лингвистическую сказку о звонких и глухих согласных

                                                                          Придумать лингвистическую сказку о звонких и глухих согласных

Придумать лингвистическую сказку о звонких и глухих согласныхПридумать лингвистическую сказку о звонких и глухих согласных

-Попробуйте прочитать слово, которое здесь зашифровано. Запишите это слово в словарь. Подчеркните в этом слове парные согласные.

б) – Слово сапоги  пришло к нам из старославянского языка, оно образовано от слова сапа, что означает «труба».

—  Как вы думаете, почему этот предмет получил такое название?

(Детям выдаются карточки с фразеологизмами и их толкованием).

— А сейчас попытайтесь определить, какое значение имеет каждое из выражений левого столбика. Для этого найдите для каждого фразеологизма толкование из правого столбика.

Сапоги каши просят.                                Похожи друг на друга.

Два сапога – пара.                                        Зависит от кого-либо.

Сапожник без сапог                                Прохудились.

Под сапогом ходит.                        Делать для других, не имея для себя.

(проверка).

  1. Изучение нового материала.

На доске слова: зубки, травка, ногти, берёзка, ягодка, сторожка.

— Прочитайте слова. Что их объединяет между собой?

— Перед какими буквами находятся парные согласные?

— Произнесите в каждом слове парный согласный         звук в середине слова перед согласными. Назовите букву, которая обозначает этот звук.

— Что вы заметили при произношении парного согласного перед другим согласным?

— Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными, которые находятся в середине слова ?

— Подберите проверочные слова к словам, написанным на доске. Запишите.

— Правописание слов с парными согласными, которые находятся перед другими согласными  — это орфограмма. Подчеркните  её в словах.

  1. Физкультминутка.

Назвали все слова вы по порядку.

Теперь вас приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки – раз, два, три.

Лёгкие прыжки- раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два , три.

— Какие слова с парными согласными запомнили? Покажите буквы, которые надо писать в этих словах. Докажите. Как проверить парные согласные, которые стоят перед другими согласными?

  1. Закрепление.
  1. – Прочитайте слова. Найдите закономерность в записи слов. Запишите слова второй и третьей строк  в такой же последовательности.

Голу…ок   —  голу..ь, голу…ка.

(Сторо…ка, сторо…ит, сторо….

Зу…ок, зу…ки, зу.. .)

— Добавьте ещё одну строчку слов по такому же образцу.(проверка).

  1. – Прочитайте словосочетания. Что вы заметили? Постарайтесь запомнить. (Через 1 минуту стираются вторые слова).

— Ориентируясь на первое слово, напишите второе.

Пошёл на зарядку

Поливали морковку

Читали сказку

Газетные вырезки

— Прочитайте слова с парными согласными. Назовите проверочные слова

  1. На доске записано предложение  Шелестит ветвями берёзка

Распространите предложение по схеме:

__ . __ .__  шелестит                        ветвями                                 берёзка.

— Обозначьте в предложении части речи.

— Определите члены предложения.

— Назовите слова с парными согласными в середине слова. Подберите проверочные слова.

  1. Самостоятельная работа по карточкам разных уровней.

1 уровень.

— Из слов каждой строчки составьте новое слово, используя первые слоги. Подчеркните парные согласные в середине слов.

а) забор, гадкий, камера;

б) кролик, ватрушка, каша;

в) овчинка, царапинка;

г) русалка, башмак, канат;

д) пояс, годность, какаду.

2 уровень.

— Исправьте ошибки, напишите с проверочными словами.

Гласки, грутка, боротка, гипкий, блиский, ниский.

3 уровнь.

— Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Сосе…ка, шу…ка, шка…чик, верё…ка, блу…ка, бесе…ка, слё…ки, гри…ки, тра…ка.

4 уровень.

— Подберите антонимы. Запишите их вместе с проверочными словами.

Горький, далёкий, высокий, твёрдый, неровный, широкий, тяжёлый.

YШ. Итог урока, домашнее задание.

 Прочитайте пословицы. Составьте к ним своё задание в соответствии с темой урока. (Написать пословицу, в которой есть слова с парными согласными в середине слова.)

Повторенье – мать ученья.

Корень ученья горький, да плод его сладкий.

Труд кормит, а лень портит.

  • Придумать как пишется и почему
  • Придумайте тему сочинения главным в котором должно быть описание действий попросил учитель
  • Придуманный случай как пишется
  • Придумайте рассказ от имени финикийского мореплавателя участника плавания вокруг африки 5 класс
  • Придумайте рассказ по данному началу