Придумай рассказ по картинке для дошкольников

Слайд 1муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад радуга г. советский обследование произношения звуки с, с, з, з, ц

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Советский ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКИ [С], [С’], [З], [З’], [ Ц ] . Учитель-логопед Андронова Татьяна Анатольевна

Слайд 2

Определить у детей правильное произношение изолированных звуков ЗВУКИ [С], [С’], [З], [З’], [Ц]. Инструкция : повтори за мной – С, С ` , З, З ` , Ц. ЗВУКИ [С], [С’], [З], [З’], [ Ц ] . Определить у детей правильное произношение звука [ С ] в слогах. Инструкция : повтори за мной. СУ – СУ С А – СО АС – ОС СО – СО – СА С О – СО С Ы – СА ЫС – АС УС – УС – ЫС ЗВУК [С]

Слайд 3

Определить у детей правильное произношение звука [ С ] в словах. Инструкция : назови картинки.

Слайд 4

Определить у детей правильное произношение звука [ С ] в предложении. Инструкция : придумай предложение по картинке.

Слайд 5

Определить у детей правильное произношение звука [ С ] в текстах. Инструкция : повтори за мной. СА – СА – СА – у Сони длинная коса. СО – СО – СО – покатилось колесо. СУ – СУ – СУ – я сумку несу. УС – УС – УС – у кваса сладкий вкус. Инструкция : послушай рассказ, перескажи. С лива . Мама купила сливы. Сливы сладкие и сочные. Мама сварила в соковарке из слив сливовый сок. Сок получится вкусный. Спокойно спит сосна в лесу, А снег совсем уж на носу. Снег до весны сосну хранит, И пусть сосна спокойно спит. Спит спокойно Соня, Саня Кот и пёс во сне сопят. Засыпает сом с усами, На суку совята спят.

Слайд 6

Определить у детей правильное произношение звука [ С `] в слогах. Инструкция : повтори за мной. СЯ – СЯ СЮ – СИ АСЬ – АСЬ СЯ – СЯ – СЁ СЁ – СЁ СЕ – СЮ УСЬ – ОСЬ ОСЬ – ОСЬ – АСЬ Определить у детей правильное произношение звука [ С `] в словах. Инструкция : назови картинки. ЗВУК [С ` ]

Слайд 7

Определить у детей правильное произношение звука [ С `] в предложении. Инструкция : придумай предложение по картинке.

Слайд 8

Определить у детей правильное произношение звука [ С `] в текстах. Инструкция : повтори за мной. СЯ-СЯ-СЯ — у бабуси два гуся. СИ-СИ-СИ — еду в гости на такси . ОСЬ-ОСЬ-ОСЬ — у сосны лось. УСЬ-УСЬ-УСЬ — темноты я не боюсь. Вместе с мамой я встаю, Сам постель свою стелю, Умываюсь, одеваюсь, С мамой в детский сад иду. Непоседа Васенька Не сидит на месте! Непоседа Васенька – Всюду с нами вместе. Есть усы у Васеньки, На усах – сединки, Хвост дугой у Васеньки И пятно – на спинке! Инструкция : послушай рассказ, перескажи Гусята. У моей бабуси гусыня и десять гусят. Гусятам всего восемь дней. А они такие непоседы! Не сидят в сенях на сене. То увидят какое-то насекомое и бегут туда. То бегут к пёсику, то – к свинке. А сегодня один гусёнок посидит, посидит на спинке у мамы-гусыни, съедет вниз, побегает и опять к маме на спинку. Вот такие у бабуси гусята!

Слайд 9

Определить у детей правильное произношение звука [ З ] в слогах. Инструкция : повтори за мной. ЗО – ЗО ЗЫ – ЗО ЗА – ЗА – ЗО АЗ – АЗ АЗ – ЫЗ АЗ – АЗ – УЗ Определить у детей правильное произношение звука [ З ] в словах. ЗВУК [З]

Слайд 10

Определить у детей правильное произношение звука [ З ] в предложении. Инструкция : придумай предложение по картинке.

Слайд 11

Определить у детей правильное произношение звука [ З ] в текстах. Инструкция : повтори за мной. ЗА – ЗА – ЗА – пасется на лугу коза. ЗА – ЗА – ЗА – наша дочка – егоза. АЗУ – АЗУ – АЗУ – мы лепили вазу. ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – больше нет занозы. Инструкция : послушай рассказ, перескажи. Зайка и коза. У Лизы заводная коза. Заведут её — она за­бегает по доске. Забавная такая! Лиза сама за­водит козу. А о своём зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенку поёт: — Скоро мой зайка заснёт, зайку никто не возьмёт! Но зайка не спит. Он козы боится. Вот-вот забодает коза. Зайка не спит, Зою зовёт. Зайке коза спать не даёт. Возьмите козу, козу-егозу,— И зайка мой заснёт в тазу. Зайка зевнёт и Зоя зевнёт. Зайка заснёт и Зоя заснёт. У Зои – своя коза. Зовут козу Егоза. Не знает Зоя покою С козою своей Егозою.

Слайд 12

ЗВУК [З’]. Определить у детей правильное произношение звука [ З’ ] в слогах. Инструкция : повтори за мной. ЗЯ – ЗЯ ЗЯ – ЗЁ АЗЬ – ОЗЬ ЗЯ – ЗЯ – ЗЁ ЗЁ – ЗЁ ЗИ – ЗЮ ИЗЬ – АЗЬ ЗЮ – ЗЮ – ЗЯ Определить у детей правильное произношение звука [ З’ ] в словах. Инструкция : назови картинки.

Слайд 13

Определить у детей правильное произношение звука [ З `] в предложении. Инструкция : придумай предложение по картинке.

Слайд 14

Определить у детей правильное произношение звука [ З `] в текстах. Инструкция : повтори за мной. ЗИ-ЗИ-ЗИ – землянику отвези. ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – сена дай козе. ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ – нам опаздывать нельзя. Зябнет нос, идет зима. В зимней сказке лес, дома. Всё позёмкой занесёт: Детский садик и завод. Заливаю в бак бензин, Еду в новый магазин – Покупать изюм для Зины И для Лизы в магазине. Инструкция : послушай рассказ, перескажи. Зима. Наступает зимний день. Зина и Сима, взяв санки, выбегают в зимний сад. За ними — собака Тузик. Зина возит Симу на санках. Потом Сима возит Зину. Тузик бегает и издает звонко: «Ав, ав!» Зима. Метет поземка. Но дети не зябнут.

Слайд 15

ЗВУК [Ц] Определить у детей правильное произношение звука [ Ц ] в слогах. Инструкция : повтори за мной. ЦА – ЦА ЦУ – ЦЫ АЦ – ОЦ ЦА – ЦА – ЦО ЦО – ЦО ЦЭ – ЦУ ЭЦ – УЦ ЦУ – ЦУ – ЦА Определить у детей правильное произношение звука [ Ц ] в словах. Инструкция : повтори за мной.

Слайд 16

Определить у детей правильное произношение звука [ Ц ] в предложении. Инструкция : придумай предложение по картинке.

Слайд 17

Определить у детей правильное произношение звука [ Ц ] в текстах. Инструкция : повтори за мной. ЦА – ЦА – ЦА – пасется на лугу овца. ЦО – ЦО – ЦО – у мамы на пальце кольцо. ВЕЦ – ВЕЦ – ВЕЦ – поет певец. НЕЦ – НЕЦ – НЕЦ – вот и сказочке конец. В цветнике две овцы Целый день пасутся. У крыльца без конца Киска ест из блюдца. Из цветов, наконец, Прогоните овец! Цып-цып-цып, цыплятки, Есть водица в кадке. Кто меня боится, тем не дам водицы. Вот бегут цыплятки, не боятся Натки. Возле кадки блюдце, все они напьются. Инструкция : послушай рассказ, перескажи. Цыплята. У курицы появились маленькие цыплята. Цыплята вывелись из яиц. Курица зовёт цыплят: «Ко-ко-ко!». Маленькие цыплята клюют пшено и пьют воду из блюдца.

Конструкт НОД по развитию речи

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка»

ДОО:

Группа: старшая, 5-6 лет
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Вид НОД: «Развитие речи»

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка»
Вид деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, коммуникативная, двигательная.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Планируемый результат:

Дети делятся своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками. Дети проявляют доброжелательное отношение к окружающим. Дети демонстрируют монологическую и диалогическую форму речи. Дети демонстрируют умение вести беседу при рассматривании картинок. Дети демонстрируют умение грамматически правильно строить предложения. Дети демонстрируют последовательность при составлении рассказа по серии сюжетных картинок. Дети демонстрируют умение раскрывать тему рассказа по серии сюжетных картинок. Дети умеют анализировать процесс и результат образовательной деятельности, формулировать вывод.

Цель:Развитие связной речи детей в процессе составления рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».

ЗАДАЧИ

образовательной деятельности

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи:

воспитывать желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками.

Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Развивающие задачи:

развивать связную речь (монологическую и диалогическую формы речи);

развивать самостоятельность при составлении рассказа по серии картинок;

Развивать умение детей грамматически правильно строить предложения;

Обучающие задачи:

учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок соблюдая последовательность

учить при составлении рассказа по серии картинок раскрывать тему рассказа.

Артем: упражнять в умении вести беседу при рассматривании картинок

Данил: учить правильно строить сложноподчинённые предложения.

Принципы дошкольного образования (ФГОС): Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема, создание ситуации успеха.

Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип семантизации лексики (толкование слов).
Методы воспитания: игра, беседа, художественное слово, упражнение, поощрение

Методы обучения: словесные: объяснение, рассказ, беседа, художественное слово; наглядные: иллюстрация; практические: игра, упражнение.

Список использованных источников:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

2.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Оборудование: серия сюжетных картинок «Разбитая чашка» (Приложение), демонстрационная доска, мяч, письмо.

Этапы

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивационный этап

Задача:

мотивировать детей на предстоящую деятельность.

2.Основной этап
Задача: учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок соблюдая последовательность.

Развивать умение детей грамматически правильно строить предложения.

Физкультминутка

Задача: Снять мышечное напряжение.

3.Дидактическая игра

«Придумай предложение»

Задача: упражнять в составлении предложения.

4.Рефлексия
Задача: Формировать у детей умение анализировать процесс и результат образовательной деятельности, формулировать вывод.

5. Открытость

Задача:

Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

-Эмоциональное стимулирование

-Беседа

беседа

иллюстрация

Показ

Художественное слово

-игра

-поощрение

-беседа

-эмоциональное стимулирование

-поощрение

Беседа

поощрение

Педагог эмоционально стимулирует детей, предлагает детям отгадать загадки.

Ребята, к нам в детский сад сегодня принесли письмо. Посмотрим, что в нем! (Письмо от Бараша, в котором он пишет, что хочет принять участие в конкурсе рассказов. Но ему нужна помощь, чтобы составить самый лучший рассказ.

В конверте еще лежат картинки)
-Вы согласны помочь Барашу? Что для этого надо сделать? (Расставить картинки по порядку, рассмотреть каждую картинку, составить по каждой картинке рассказ, придумать название, составить рассказ по всем картинкам)

Выставляют картинки на магнитную доску не по порядку.
-Внимательно посмотрите на картинки. Связаны ли они общим содержанием? Почему вы так думаете?

Как вы думаете, какая картинка должна быть первой? Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой, шестой?

Беседа по картинкам:
-Что изображено на первой картинке?
-Какое выражение лица у мальчика?
-Почему испугался мальчик? Рассмотрите вторую картинку.
-Что случилось с чашкой? (чашка разбилась)
— Что спросила мама?

-Что ответил мальчик? (чашку разбила собака)
-Хорошо ли поступил мальчик?

Рассмотрите третью картинку.
— Что сделала мама? (мама выгнала собаку на улицу)

Рассмотрите четвертую картинку.
-Какое время года?

-Что делает собака?

-Почему?

Рассмотрите пятую картинку.

-Что делает собака?

-Какое у нее настроение?

-Что делает мальчик?

-Какое настроение у мальчика?

Рассмотрите шестую картинку.
-Что сделал мальчик?

-Что теперь можно сказать о его поступке?

— Кто хочет рассказать о первой картинке? О второй? О третьей? О четвертой? О пятой? О шестой?
-Как можно назвать рассказ?

— Ребята, а сейчас мы с вами попробуем составить весь рассказ.
Кто хочет рассказать весь рассказ? А я буду записывать ваши рассказы, и мы их потом отправим Барашу.
Составление рассказов детьми.
— Вы молодцы, составили интересные рассказы. Мы их отправим Барашу для конкурса!

А теперь немного разомнемся.

Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.

-Я скажу слово «щенок» и передам мячик ребенку рядом, а он должен придумать предложение с этим словом. Затем ребенок называет свое слово и передает мяч следующему.

Щенок лежал на коврике. Саша взял в руки чашку, чтобы налить в неё воду, но она случайно выскочила у него из рук и разбилась. Саша очень испугался и когда мама спросила кто разбил чашку, Саша ответил, что это сделал щенок. Мама очень рассердилась на щенка и выгнала его во двор. Щенку было холодно на улице, он скулил и просился домой. Саша всё видел из окна, ему было очень жалко щенка, и он решил признаться маме, что это он разбил чашку. Мама выслушала Сашу и сказала, что он поступил правильно, что признался ведь не хорошо сваливать вину на другого если сам виноват.

От кого получили письмо?

О чем нас просил Бараш? Про кого составляли рассказ? Что вам больше всего понравилось делать? Трудно ли вам было при составлении рассказа по картинкам?

-Ребята, посмотрите, Бараш прислал вам за помощь свою любимую книгу с картинками. Предлагаю вам посмотреть и попробовать придумать рассказы к этим картинкам.

Дети подходят к воспитателю,
слушают, отвечают на вопросы, вступают в диалог.

Дети отвечают на вопросы, рассматривают картинки, рассказывают

рассказ по картинкам.

Дети выполняют движения

Дети активно играют, сосредотачивают внимание.

Дети отвечают на вопросы

Дети слушают воспитателя

Дети мотивированы на предстоящую деятельность.

Дети вовлечены в разговор во время беседы; демонстрируют связную речь (монологическую и диалогическую формы речи).

У детей снято мышечное напряжение

Дети демонстрируют

умение придумывать предложения.

Дети умеют анализировать процесс и результат образовательной деятельности, формулировать вывод.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/454648-konstrukt-nod-po-razvitiju-rechi-posredstvom-

Речевые игры для развития речи ребенка. Словесное творчество, пересказ, игры в коллективе и индивидуальные.

Постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша, он всё совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности.
Д.Б.Эльконин

Развитие речи – одна из основных задач речевого развития детей дошкольного возраста. Низкий уровень речевого развития детей обусловлен некоторыми причинами. Каковы же эти причины?

Дети мало общаются, разговорная речь бедна, всё свободное время дома в основном уделяется интерактивным играм и интернету, снизился интерес к чтению.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важное значение в системе дошкольного образования. Связность речи – это связность мысли. По тому, как ребенок умеет высказать свою мысль, можно судить об уровне его речевого и психического развития.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать застенчивость, молчаливость. Учить ребенка рассказывать – значит формировать его связную речь.

Как развивать речь ребенка

Задача педагога – воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для овладения детьми продуктивной речевой деятельностью. Как развивать речевое общение ребёнка? Надо учить его разговаривать!

Научить говорить – это значит научить ребёнка формулировать свои мысли, уметь строить высказывание, понимать речь окружающих, внимательно слушать других.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности детей. Термин «творческое рассказывание» — условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания в том, что ребёнок должен самостоятельно придумать сюжет воображаемого действующего лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт. Также требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку.

Обучая детей рассказыванию, педагог помогает найти нужные слова, правильно построить предложения, использовать в речи прилагательные, наречия, объясняет значение новых слов.

Речевые игры

Для тренировки активного словаря детей необходимы речевые игры. Игра – это особая форма обучения, сотрудничества, которая выводит возможности ребенка на уровень творческой личности.

Речевые или словесные игры помогают ребенку формировать его связную речь, обогащают словарь, формируют грамматические навыки, развивают сообразительность.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку.
Джанни Родари

Путаница

Предложите ребенку вспомнить два сказочных персонажа разного размера – большого и маленького и поменять их местами. Например, кошка маленькая, а мышка – большая. Придумайте историю, которая может приключиться с ними.

Еще один вариант игры – заменить предмет или героя на противоположный. Репка в сказке выросла не большая-пребольшая, а маленькая-премаленькая. Раз она не огромная, то сюжет с тем, как ее будут вытаскивать, тоже будет другой.

Вьюга

Дети бегают по комнате и кружатся, изображая метель. Взрослый говорит:

«Вьюга, вьюга к нам пришла,
Все дорожки замела.
И с собою принесла…»

Далее называет любой предмет. Задача ребенка – изобразить этот предмет в действии.

Придумай слово

Предложенная игра активизирует речевую деятельность детей, развивает активный словарь, мышление, воображение.

Покажите детям картинки и предложите подобрать прилагательные к существительному.

  • Медведь какой? Большой, сильный, косолапый, неуклюжий.
  • Дерево какое? Развесистое, большое, кривое, ветвистое.
  • Мышка какая? Юркая, маленькая, смелая, серенькая.
  • Лиса какая? Рыжая, хитрая, коварная, большая.
  • Зима какая? Морозная, снежная, холодная, ветреная.

Бывает – не бывает

Взрослый зачитывает высказывания. Если такое бывает, ребенок (дети) хлопает в ладоши.

  • Корова пасётся на лугу.
  • Маша ела кашу.
  • Каша ела Машу.
  • Собака гуляет по крыше.
  • У верблюда два горба.
  • Снегурочка любит мороженое.
  • Страус умеет летать.
  • Белка читает книгу.

Объясни

Данная игра учит детей употреблять в речи сложноподчиненные предложения.

  • Медведь залез на дерево, потому что…
  • Мышка убежала от кота, потому что…
  • Снег растаял, потому что…
  • Весело побежали ручейки, потому что…
  • Яблоня выросла большая, потому что…
  • Птицы улетели в тёплые края, потому что…

Противоположности

Цель игры — научиться подбирать слова, противоположные по смыслу. Желательно использовать иллюстрации.

  • Слон большой, а хомячок…(маленький.)
  • Лев сильный, а мышка…(слабая).
  • Тигр смелый, а заяц… (трусливый).
  • Заяц прыгает быстро, а черепаха ползёт…(медленно).
  • Мостовая широкая, а тропинка…(узкая).
  • Дуб высокий, а дубочек…(низкий).
  • Мёд сладкий, а перец…(горький).

Что из чего?

Цель игры — научить детей подбирать части целого. Из чего состоит дерево? Ствол, ветки, сучья, листья, почки.

Или, наоборот, из частей предмета определить целое (предмет). Что это? Циферблат, две стрелки – одна большая, одна маленькая? Часы. А колёса, кузов, кабина, фары — это автомобиль.

Что правильно?

Игра для тренировки навыка определения подходящих по смыслу слов.

  • Медведь сосёт лапу, лает, спит?
  • Шарф тёплый, кислый, вязаный?
  • Слон стоит, читает, кивает?
  • Саша закрыл дверь, книгу, небо?
  • Торт сладкий, железный, песочный?

Речевые игры для детей на сайте

По указанным ниже ссылкам вы попадете в соседние темы сайта, где также описаны эффективные речевые игры для детей.

? Здесь речевые игры «Распознать звук», «Волшебная сумка», «Запомни три», «Кто я?», «Найди и покажи». А также игры с кубиками, с пластилином, чистоговорки для развития речи и картинки для составления рассказа.

? Красочные интересные игры для развития речи: «Расскажи сказку» и «Буквы-Путешественницы»

? Здесь речевая игра Барьер для правильного употребления предлогов и шаблоны для этой игры.

? Тут короткие речевые игры-стихи.

? Здесь можно распечатать задания для детей по развитию речи.

? Как родители могут стимулировать развитие речи малыша.

Рассказ и пересказ для развития речи

Обучение детей творческому рассказыванию – сложный этап работы по формированию связной монологической речи. Одним из видов монологической речи детей являются устные сочинения по воображению: творческое сочинение по картине, сочинение на темы известных художественных произведений, сочинение рассказов, сказок. Следующий этап работы – сказка, сказочный сюжет.

Без знания сказок самое блестящее воспитание и образование неполноценно.
К.И.Чуковский

По мнению Чуковского ребёнок, лишенный сказки, сам создаёт сказочные, фантастические образы в своих играх, разговорах. Следует использовать тяготение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью классических, веками испытанных художественных образов.

Сказка учит доброте, человечности, развивает юмор, смекалку, формирует характер ребенка, развивает мышление, речь. На примере знакомых сказок дошкольники учатся пересказывать сказку, последовательно излагая события, анализируют поступки героев, придумывают продолжение сказки, моделируют знакомые сказки.

Пересказ для развития речи ребенка — важный и интересный инструмент.

Вот как можно использовать рассказ и пересказ для развития речи ребенка:

  • рассказывание и чтение народных и авторских сказок;
  • пересказ сказок по вопросам;
  • просмотр мультфильмов по мотивам знакомых сказок;
  • совместный пересказ сказки ребёнка и взрослого;
  • инсценирование сказок;
  • придумывание продолжение к пересказанному тексту;
  • сочинение сказки на заданную тему.

Детям можно предложить самые разнообразные сюжеты для сочинения сказок: «Приключения весёлого Колобка», «Отчего у Зайца длинные уши?», «Веселые друзья», «Моя любимая книга», «Чудесный котопес», «Как щенок потерялся?», «Тигренок без полосок», «Почему жираф белый?», «Зеленая Шапочка».

Сочинение собственных стихов – следующий этап работы с детьми. Дети любят слушать стихи, но еще и любят их сочинять. Хорошие стихи увлекают, завораживают, так и хочется, чтобы они не кончались. Дети легко постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием строф, красотой построения.


А какие речевые игры для детей вы считаете самыми эффективными?

Изображения: https://www.rawpixel.com/

Овладение языком – важнейшая задача дошкольного образования. Актуальность ее особенно велика в наше время, когда отмечается повсеместное падение культуры. Надо начинать эту работу как можно раньше, иначе нашим детям трудно будет стать успешными во взрослой жизни.

Основная задача развития образной речи — заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

На современном этапе художественно–речевая деятельность рассматривается не только как средство формирования выразительности и образности речи, но и как средство развития творческих способностей детей.

Поэтому, работая над темой творческого поиска «Художественно-речевая деятельность дошкольника» я решаю задачи по формированию художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.

Считаю, что важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

При ознакомлении с произведениями художественной литературы, я стараюсь дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно — художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образов, языка.

Моя практика работы по данной теме показывает, что на организованной учебной деятельности дети усваивают определенный объем навыков и умений по художественно-речевой деятельности.

Поэтому с этой целью я читаю и рассказываю детям сказки и рассказы, разучиваю с ними стихи, учу элементарно анализировать тексты, пересказывать и инсценировать короткие литературные произведения, придумывая собственные короткие сказки, рассказы, загадки для того, чтобы

вызвать у детей желание использовать усвоенные знания в повседневной жизни.

Однако мои наблюдения показывают, что дошкольники не всегда способны самостоятельно заниматься художественно-речевой деятельностью. Поэтому я использую свободное от занятий время во второй половине дня по теме моего творческого поиска по художественно-речевой деятельности детей.

С целью расширения и закрепления знаний детей о книге я создала и оформила в групповой комнате специальную зону, в которой дети могут перелистывать знакомые им книги, рассматривать иллюстрации в них, слушать сказки, записанные на грампластинки, кассеты, диски, пересказывать прочитанное своим товарищам с помощью театра игрушек, теней, кукол, фланелеграфа, играть в литературные игры, готовиться к праздничным утренникам, вечерам развлечений.

А организация экскурсий в книжный магазин, в детскую библиотеку, в городскую библиотеку для взрослых, активизирует деятельность ребят в книжном уголке.

Для обобщения и закрепления знаний по теме творческого поиска я провожу литературные развлечения, такие как: «Книги – наши друзья», В гостях у царицы литературы».

Мои дети в свободное от занятий время, находясь под впечатлением прослушанных литературных произведений (сказок, рассказов, стихов) воссоздают понравившиеся им образы в рисунке, в аппликации или лепке.

Считаю, что основной целью при организации литературных игр является развитие художественного вкуса детей, воображения и творческого мышления, формирование связной речи. Вместе с ребятами я организовываю следующие литературные игры: «Нарисуем сказку», «Придумай рассказ, сказку по рисунку (или по картинке), «Расскажи сказку по картинкам» и другие.

Постепенно, по мере формирования у ребенка необходимых умений и навыков, приобретения нужных знаний, моя роль становится второстепенной, потому что детям я предоставляю большую свободу, а помогаю только им в тех случаях, когда они в чем-то затрудняются.

Все рисунки и сочинения детей я помещаю в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка, альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки, придуманные детьми.

В конце учебного года организовываю выставку детского творчества, провожу совместную конференцию воспитателей, родителей, учителей начальных классов.

Взаимосвязанными компонентами художественно–речевой деятельности дошкольников являются не только восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция), но и элементарное словесное творчество.

Словесное творчество я развиваю у детей с помощью придумывания загадок, сочинением сказок и рассказов. Дети сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, придумывают композицию сказок, рассказов (начало, основная часть, концовка), выбирают изображения персонажей и показывают на фланелеграфе или используют плоскостной настольный театр.

Игра-драматизация – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций и в то же время эффективное средство осмысления подтекста литературного или фольклорного произведения. Такой способ передачи сказки или рассказа наиболее любим у старших дошкольников. Он позволяет детям научиться правильно строить диалоги и монологи, описывать явления и предметы.

Художественно-речевое развитие способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, способствует формированию художественно-речевой активности.

Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно-речевой деятельности способствует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

2020 г.

Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка».

Цель: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, воспитание у детей средствами художественной литературы общечеловеческих ценностей, культуры речевого общения..

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Во многих семьях детям разрешают пользоваться интернетом и смотреть ТВ , но в редкой семье существуют традиции семейного чтения.

 Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача.  Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоцииразвивает речь, творческие способности, прививает любовь к семье, к Родине, к природе. Также книга-это источник знаний об окружающем мире.

Не стоит забывать и о том, что через чтение книг взрослый особенно легко может установить эмоциональный контакт с ребенком, что особенно важно для современных семей, где взрослые зачастую предпочитают «передать» функцию чтения телефонам, ТВ и компьютерам, тем самым теряя такой важный контакт.

Таким образом, несомненно художественная литература является одним из основных средств всестороннего развития ребенка.

Сроки

Работа с детьми

Практические выходы

Сентябрь-май

 Изучение методической литературы по теме самообразования:

1. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

2. Программа «От рождения до школы» — под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

3. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

Подбор художественной литературы для чтения детям, в том числе в соответствии с программой «От рождения до школы»  и лексическими темами

Создание в группе РППС

 «Центр речевого развития»«Уголок книги»

Сентябрь-

май

 Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

Октябрь

Чтение художественной литературы про осень. Беседа по прочитанному, рассматривание иллюстраций на тему осени, пересказ, составление рассказа по картинке.

 «Осень» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» И. Соколов-Микитов,  «Грибы» И. Соколов-Микитов — И. Бунин «Листопад»

Подготовка к осеннему театрализованному празднику: «Осень золотая» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).

Картотека иллюстраций на тему «Осень»

«Времена года»«По грибы»«Урожай»«Лес осенью»«листопад»

Ноябрь

 Продолжение чтения литературы про осень

А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.» И. Соколов-Микитов,  «В лесу» И. Соколов-Микитов,  «Грибы» В Бианки «Прячутся» Н. Сладков «Почему ноябрь пегий» Я. Аким. «Первый снег»;Украинская народная сказка «Колосок»

Дидактические игры «Доскажи словечко»«Придумай конец»«Кто в домике живёт?»«Слова перепутались», «Придумай рассказ (сказку) про…», «Из какой казки?»«Составь рассказ по картине» и др.  

Изготовление дидактических игр на развитие связной речи детей.

Декабрь

Чтение и заучивание стихотворений о зиме, зимних животных , Новом годе, беседа о прочитанном,

заучивание стихов, рассматривание сюжетных картин о зиме, зимних забавах, дидактические игры

Русские народные сказки «Морозко», «Рукавичка», Г. Скребицкий «4 художника. Зима», Г.-Х. Андерсен «Снежная королева» В. Бианки «Синичкин календарь», М. Горький «Воробьишко»

С. Маршак «12 месяцев», «Песня о ёлке», Н. Носов «На горке», «Наш каток»                

Пополнение картотеки иллюстраций картинами на тему зима, зимние забавы, новый год.

Видео-поздравление с Новым годом в стихах

Январь

Чтение литературы, способствующей воспитанию этических норм – дружба, взаимопомощь, честность.

Л. Толстой «Косточка», сказки В.Сутеева, Русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. А. Н. Толстого)

К. Чуковский, «Тараканище»,

 Беседа по прочитанному, сюжетные картины, дидактические игры

Составление списка рекомендованных книг по лексическим темам

Февраль

Чтение литературы, способствующей привитию  нормах этикета

А. Усачев «Этикет для детей различных лет», «Федорино горе»;

Беседа о прочитанном, закрепление основных прави этикета

 Чтение об армии ко Дню защитника Отечества

А. Барто «На заставе»

Иллюстрации «День Защитника отечества»«Наша армия сильна»

Изготовление поделок «Подарок папе»

Март

Чтение литературы о весне, 8 марта.

Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.) «Иди, весна, иди, красна». А. Милн «Непослушная мама» Г. Виеру «Мамин день» Е. Серова «Подснежник», И. Токмакова «Весна»

Чтение о семье

 Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям, В. Вересаев «Братишка», М. Зощенко «Показательный ребёнок»

Н. Носов «Ступеньки»

Заучивание стихов –поздравлений маме, рассматривание иллюстраций  о весне, о семье, составление рассказа о семье.

Выставка рисунков «Моя семья»

Апрель

Чтение литературы о животных

Сказки «Лисичка-сестричка и волк», «Лиса и козел», К. Ушинский. «Бодливая корова»; В. Бианки. «Первая охота», В. Бианки «Купание медвежат», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

Четверостишия о животных,

Рассматривание иллюстраций, беседа о прочитанном, пересказ, составление описательного рассказа о любимом животном

игра «Расскажи стихи руками»

Май

Отчёт по теме самообразования.

Составление картотеки прочитанных произведений

                                                                Работа с родителями:

  • Совместная с родителями организация полки кросс-букинга в группе
  • Акция «Книжкина больница» ( «лечим» поврежденные книги)
  • Ежемесячное составление списков книг, рекомендованных к прочтению «Читайте вместе с детьми»
  • Консультации для родителей на темы :
  • «Роль книги в развитии речи детей»
  • «Памятки для родителей по обучению связной речи» 
  • «Воспитание сказкой  радость встречи с книгой»
  • «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей»

  • Придумай рассказ об осенних листьях используя средства художественной выразительности 3 класс
  • Придумай рассказ о москве 1 класс
  • Придумай рассказ о детских играх и забавах зимой 2 класс
  • Придумай рассказ на уроке грамоты в древнем новгороде от имени учителя или учителя по выбору
  • Придумай рассказ на уроке грамоты в древнем новгороде от имени ученика или учителя по выбору