Придумай рассказ используя слова звездный счастливый

Тема урока: правила речевого поведения общаясь, люди создают друг друга лихачев д.с. цели и задачи: 1 формировать понятие о правилах

Тема урока: «Правила речевого
поведения»

                                                                                                       
«Общаясь, люди создают друг друга»

                                                                                                                                                 
Лихачев Д.С.

Цели и задачи:

1) формировать понятие о правилах речевого
этикета;

2)научить использовать этикетные формулы и
правилами общения в устной речи в соответствии с речевой ситуацией;

3) Воспитывать культуру речевого поведения,
интерес к изучению русского языка

Оборудование:

словари русского языка, раздаточный материал,
мультимедийная установка

Формы работы:
групповая, коллективная

Тип урока:
урок-мастерская

Ход урока:

1. Введение  в тему урока.

— Здравствуйте, сегодня на очередном уроке
речевого общения мы поговорим о правилах речевого поведения.

-А теперь давайте разберемся, о чем же пойдет
речь?

— Что такое правило?

— В словаре С.И. Ожегова находим такую
словарную статью.

ПРАВИЛО – 1. Положение, в котором отражена
закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Грамматические
правила. Правила арифметики. 2. Постановление, предписание, устанавливающее
порядок чего-нибудь. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения.
3. Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих
правил. Обманывать не в его правилах.

— Какое перед нами слово с точки зрения
лексического значения? (многозначное). Прочитаем все его значения.

— Какое значение использовано в теме урока?
(3)

— Значит, сегодня мы будем говорить о нормах
речевого поведения, то есть о речевом этикете.

2. Работа в справочнике.

— Запишем в справочнике:

1. Тема

2. Речевой этикет – правила, нормы речевого
поведения (голос, позы, жесты, мимика), обязательные для членов общества.

— Так как правила речевого поведения
обязательны для всех членов общества, а мы с вами  таковыми тоже являемся, то
соблюдать их просто обязаны. Но чтобы их соблюдать их нужно знать, к концу
урока мы с вами создадим свод правил речевого поведения.

3. Работа в справочнике

Правила речевого поведения

 Каждый человек находится среди людей и все
мы, конечно же, общаемся друг с другом. И с родными людьми дома, и с близкими
друзьями на улице, с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте.
И здесь действительно важно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком.
При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и
ясно излагать свои мысли и чувства. Для нормального общения вовсе не
обязательно быть эрудитом.

 Необходимо речевое поведение выбирать с
учётом речевой ситуации, то есть того, кто – кому – где – когда – почему –
зачем говорит.

                     КТО? – КОМУ?       
ГДЕ?     КОГДА?                    ГОВОРИТ      ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?

— И, конечно, речевой этикет не может обойтись
без этикетных слов.

— Вспомните, что такое этикетные слова?
(вежливые)

— На какие группы они делятся?

(ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА – слова приветствия,
прощания, просьбы, благодарности и т.д.)

 — Начнем со слов приветствия. Они имеют
разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и
словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения, а также и разные
стилистические оттенки, поэтому, прежде чем включать какое-либо этикетное
выражение в свою речь, надо хорошо знать значение, которое оно в себе
заключает.

Разыгрывание нескольких ситуаций

ЗАДАНИЕ 1. “Умеем ли мы здороваться?”

1. Вечером вы встречаетесь с человеком, с
которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова? (Добрый вечер)

2. Вам нужно поздороваться с соседкой,
девушкой лет 20. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения – ты или вы
(здравствуй или здравствуйте). Какую форму речевого этикета лучше употребить в
данной ситуации, чтобы с честью выйти из щекотливого положения? (Добрый день,
добрый вечер)

3. У вашей мамы сегодня день рождения, а вы 
отдыхаете в лагере. Написать открытку? Но как лучше начать её? (дорогая милая
моя мамочка!)

Вывод: Итак, использование различных форм
речевого этикета делает нашу речь более точной, выразительной и эмоциональной.
А это необходимое условие установления взаимопонимания между людьми. 

— Запишем первое правило:

1. Речевое поведение выбирай с учётом
речевой ситуации

4. Можно ли эти слова назвать этикетными?
Почему?

“Здравствуй, здравствуй, тебя только нам и не
хватало!”– “Милая моя, вы забываетесь!” – “Привет, детка! Как дела!”(Смена
определенного интонационного оформления изменила значение этикетных слов )

-Запишем второе правило:

2. При разговоре учитывай интонацию, темп и
тембр голоса.

ЗАДАНИЕ 2. Прочитаем несколько отрывков их
художественных произведений, где используются разные формы прощания и определим
их значение.

Текст 1.- Я не всех зверей возьму в Африку, —
сказал доктор Айболит. -.. А возьму я с собой Крокодила, обезьяну Чичи и
попугая Карудо, потому что они родом из Африки: там живут их родители, братья и
сестры. Кроме того, я возьму с собой Авву, Кику, Бумбу и свинку Хрю-Хрю.

. – А нас? – закричали Таня и Ваня. — Неужели
мы останемся здесь без тебя?

— Да! – сказал доктор и крепко пожал им руки.
– До свидания, дорогие друзья!..

Таня и Ваня понурили головы. Но подумали немного
и сказали:

— Ничего не поделаешь: мы ещё маленькие.
Счастливого пути! До свидания! А когда мы подрастем, мы непременно поедем с
тобой путешествовать. (К.Чуковский)

Текст 2. А если нас услышит иль встретит
кто-нибудь, друзей он не обидит и скажет: “В добрый путь!” (С.Михалков)

Вопросы по содержанию:

— Определите отличия в значении встретившихся
словах прощания.

— Что вы скажете об употреблении слова “до
свидания”? Часто или редко мы его употребляем?

— Имеет ли значение возраст собеседников для
использования этой формы прощания?

— Близки ли по значению формы прощания
“счастливого пути” и “в добрый путь”? Кому они чаще всего адресуются? Обратите
внимание на интонацию автора при произношении словосочетания “счастливый путь”.
Что вкладывает автор в эти слова? Какие чувства выражает восклицательной
интонацией?

— Чем различаются выражения “до скорого
свидания” и “прощай”? они противоположны по значению. В каких ситуациях вы
используете эти словосочетания?

 -В жизни мы встречаемся с разными ситуациями,
когда нужно не только выбрать форму приветствия или прощания, но и уметь
поблагодарить, отказать, попросить, утешить, сделать комплимент (похвала).

 Работа в группах (для каждой группы задания
лежат на столах).

1 группа. Речевая ситуация: просьба.

Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь
попросить. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая
интонация, специальные слова и выражения,

Вежливые слова и выражения:

Пожалуйста

Прошу вас (тебя)

Будьте добры, будьте так добры

Будь другом..

Если вам (тебе) не трудно..

Не могли бы Вы (ты)..

1. Ты знаешь, что одну и ту же просьбу можно
выразить по-разному. Выбери наиболее вежливую форму для объявления в школьной
столовой.

Убирайте за собой посуду!

У нас посуду убирают сами.

Не забыл ли ты убрать за собой посуду?

(Ответ: 3-я форма самая вежливая, так как в
ней нет прямого побуждения к действию.)

Работа с классом.

— Предлагается рассмотреть ещё одну ситуацию,
в которой герой тоже использовал вежливые слова для своей просьбы, но что из
этого получилось (чтение учителем отрывка).

На остановке в трамвай вошел человек. Все
заметили, что у него нет ноги. Протез. Это заметила и девочка, сидевшая на
переднем сиденье. Она быстро вспорхнула со своего места и громко, на весь
вагон, чтобы все поняли, какая она воспитанная и добрая, сказала:

— Садитесь, пожалуйста, дяденька. Вам же очень
тяжело стоять!

Всем стало неловко, а мужчина покраснел и не
знал, куда себя деть. На следующей остановке он вдруг взял и вышел из трамвая.
Девочка удивилась, чем это все недовольны, ведь она уступила инвалиду свое
место и сделала это очень вежливо.

— Что девочка сделала неправильно?

— Почему все её осудили?

— Запишем третье правило:

3. Будь корректен.

2 группа Речевая ситуация: отказ.

Слова и выражения для вежливого отказа:

Остался бы, да не могу,

Извините, но я это сделать не в силах

С радостью бы пришел, но не могу.

1. Ты, конечно, помнишь сказку “Садко”.
Представь себе, что ты попал в подводное царство и Царь предлагает тебе сундук
с великолепными морскими сокровищами, чтобы ты остался у него навсегда.

Какой вариант отказа ты выберешь?

Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой.

О, Подводный Царь! Я бы с удовольствием взял
любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоем царстве.

Благодарю тебя, о, Великий Царь, за прекрасные
подарки! Но не могу взять их и остаться в твоем царстве, так как ждут меня
друзья и невеста.

(Ответ: 1 – царь рассердится на тебя и бросит
в темницу;

2 – почему все-таки ты не можешь остаться?
(нет причины отказа);

3 – правильный ответ.)

 — Запишем четвертое правило:

4. При отказе будь особенно вежлив и
убедителен.

3 группа. Речевая ситуация: утешение.

Для этой речевой ситуации существуют слова и
выражения с разными смысловыми оттенками. Поэтому, утешая, можно успокоить,
можно помочь, можно поддержать.

Не беспокойся.. не огорчайся.. не тревожьтесь…
не волнуйтесь… успокойся..

1. Представь себе, что ты успокаиваешь героев
мультфильмов. Выбери для каждой ситуации подходящую пословицу.

1. Помнишь ли ты, как Винни-Пух объелся в
гостях у Кролика и развалил его дом?

— Не горюй, милый Кролик! Я знаю, ты построишь
дом ещё лучше прежнего.

Твоя пословица:

2. Дядя Федор уехал с Котом в Простоквашино, а
родители мальчика очень огорчились.

— Не беспокойтесь, дорогие, все будет хорошо.
Ваш мальчик самостоятельный, он не пропадет. Соскучится – вернется.

Твоя пословица:

3. Кот Леопольд очень расстроился после
очередного нашествия мышей.

— Уважаемый Леопольд, не огорчайся! Все в
жизни бывает.

Твоя пословица:

Пословицы для выбора:

Горе не беда – с кем не была.

Нет худа без добра.

Одна беда – не беда.

Эта беда – не беда, только бы больше не была.

Наши лепешки тоже поели кошки.

И у нас дома не здорово – таракан с печки
свалился.

 — Запишем пятое правило:

5. Не скупись на добрые слова.

— Третья группа работала с пословицами. Кто
помнит, что такое пословица? (Краткое народное изречение поучительного
характера). Я всегда вам говорила, что народ весь свой жизненный опыт поместил
в жанрах устного народного творчества. Наша задача в данных ниже пословицах
найти правила речевого поведения:

1. Сердечное слово до сердца доходит.

6. Будь искренен.

2. Малое слово большую обиду творит.

7. Не обижай собеседника.

3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.

8. Сначала подумай – потом говори.

4. Слово народы поднимает.

9. Относись к слову с уважением. 

Подведение итога:

Вот что у нас получилось:

Правила речевого поведения:

1. Речевое поведение выбирай с учётом речевой
ситуации

2. При разговоре учитывай интонацию, темп и
тембр голоса.

3. Будь корректен.

4. При отказе будь особенно вежлив и
убедителен.

5. Не скупись на добрые слова.

6. Будь искренен.

7. Не обижай собеседника.

8. Сначала подумай – потом говори.

9. Относись к слову с уважением. 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

 — Современный речевой этикет наследует обычаи
и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В своей
основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются
представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных
социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой
страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным
строем страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и
обычаями.

 Хочется верить, что выведенные  сегодня
правила речевого поведения, останутся в ваших сердцах на всю жизнь, помогут вам
в трудную минуту, сделают вашу жизнь и жизнь окружающих вас людей светлее,
добрее, радостнее.

 «Общаясь, люди создают друг друга», — писал
Д. С. Лихачев

Д/З – придумай рассказ по пословице

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА №1

 Ты знаешь, что одну и ту же просьбу можно
выразить по-разному. Выбери наиболее вежливую форму для объявления в школьной
столовой. Объясни свой выбор.

Убирайте за собой посуду!

У нас посуду убирают сами.

Не забыл ли ты убрать за собой посуду?

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА №2

Ты, конечно, помнишь сказку “Садко”. Представь
себе, что ты попал в подводное царство и Царь предлагает тебе сундук с
великолепными морскими сокровищами, чтобы ты остался у него навсегда.

Какой вариант отказа ты выберешь? Объясни свой
выбор.

1.Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой.

2.О, Подводный Царь! Я бы с удовольствием взял
любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоем царстве.

3. Благодарю тебя, о, Великий Царь, за
прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоем царстве, так как
ждут меня друзья и невеста.

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА №3

 Представь себе, что ты успокаиваешь героев
мультфильмов. Выбери для каждой ситуации подходящую пословицу.

1. Помнишь ли ты, как Винни-Пух объелся в
гостях у Кролика и развалил его дом?

— Не горюй, милый Кролик! Я знаю, ты построишь
дом ещё лучше прежнего.

Твоя пословица:

2. Кот Леопольд очень расстроился после
очередного нашествия мышей.

— Уважаемый Леопольд, не огорчайся! Все в
жизни бывает.

Твоя пословица:

Пословицы для выбора:

Горе не беда – с кем не была.

Нет худа без добра.

Одна беда – не беда.

Эта беда – не беда, только бы больше не была.

Наши лепешки тоже поели кошки.

И у нас дома не здорово – таракан с печки
свалился.

Работа учителя начальных классов необычайно сложна, требует высокого педагогического мастерства, терпения и огромной любви к детям. Для оптимального развития каждого ребёнка учитель должен знать особенности детей младшего школьного возраста и состояние здоровья каждого ребёнка. Необходимо учитывать и тот факт, что значительная часть обучающихся уже на втором и третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к изучаемым предметам. Но если понаблюдать за детьми после того, как прозвенит звонок с урока, можно заметить, как дети преображаются. Здесь проявляется и решительность, и смекалка, и звонкий командный голос, и изобретательность. Разгадка проста: ребёнок из объекта деятельности превратился в субъект, которому позволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная сфера.

Одним из приёмов создания положительной мотивации учения может служить опора на творчество обучающихся. Творческая атмосфера в классе возможна только в том случае, если ребёнок не боится ошибиться, не боится допустить оплошность. Поэтому учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки — интересными. Необходимо дать возможность всем обучающимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Задача учителя состоит в том, чтобы построить учебный процесс так, чтобы побуждать детей мыслить творчески, развивать способность к самостоятельным суждениям, умение вести спор, доказывать свою точку зрения. Именно творческая деятельность способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности ребенка: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и сообразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении; трудолюбия.

Чтобы достичь этого, использую в своей работе комплексные методы, соединяющие учёбу и игру. Игра дает простор детской фантазии, поощряет самостоятельность; проявляется образное мышление ребенка, мир его чувств, фантазии и творчества. Особенно это важно на первых этапах обучения ребенка. Главной целью, которую я ставлю перед собой — это творческое сотрудничество учащихся, получение высокого результата.

Для стимулирования и мотивации детей с начала учебного года вместо оценки я поощряю значком с изображением пчелки. Мотивирую на всех уроках. В конце четверти подводим итог «Лучшего пчеловода».

Многие считают, что математика и творчество — две вещи несовместимые, но этот предмет имеет много возможностей для развития творческого потенциала.

На уроке часто применяю игровую форму, викторины. В ходе игры учащиеся выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения и вычитания десяток часто использую игру «Лучший пчеловод».

На доске висят пчелки, с обратной стороны ответ. На каждой пчелке записан один из примеров:

Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения, остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени, отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот, кто решил большее количество примеров, поймал больше пчелок — считается лучшим пчеловодом в данной игре.

Даю самостоятельную работу в виде игры «Кто первый добежит до финиша?». Раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с заданием — задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению для каждого ученика разная. Хорошо подготовленным учащимся предлагается решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение и записать ответ. Слабо успевающим ученикам — записать выражение и ответ. Тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом.

При работе с задачами предлагаю сочинить математическую сказку;

  • составить задачу по сюжету русской народной сказки;
  • составить задачу или решить задачу с лишними или недостающими данными

На уроке обобщения знаний использую игру-соревнование «Если вместе, если дружно». Особенность этой игры — эстафетный характер заданий, когда от чёткости и взаимодействия зависит общий результат. Цель: проверка элементарных математических навыков. Включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.

На уроках обучения грамоте наблюдаем и сравниваем предметы, картинки, слова в различных значениях. Даю такие задания: расскажи все, что ты знаешь об этом предмете, слове; найди как можно больше сходств и отличий; придумай рассказ по картинке; догадайся, что произошло, с последующим чтением проиллюстрированного рассказа; слушай и рисуй все предметы, о которых говорится в произведении. Чтобы «разговорить» всех учащихся очень часто играем в игру «Театр», где по очереди каждый ребенок говорит слова героя его голоском.

К урокам обучения грамоте заготавливаю такие рисунки, где дети должны догадаться, на что похожа буква, т.к. ассоциативный материал помогает быстро и легко запомнить изучаемую букву. По следующим картинкам дети выделяют звук, который встречается во всех предложенных словах. Что касается исправления «ошибок» учителя или сказочного героя, то на уроке обучения грамоте или чтения читаю отрывок текста, изменяя некоторые слова. Дети должны исправить их, учитывая смысл всего отрывка. Предлагаю литературную викторину типа вопросников, викторину в картинках и обязательно кроссворд.

Учебной задачей проведения игр в первом классе в период обучения грамоте ставлю формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

1. Составление схем слогов — слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный).

А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

2. Игра «Живые буквы». Детям выдаю буквы, они должны найти пару, причем так, чтобы получился слог по данной схеме.

3. Составление слогов по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например: даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т), (О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то — варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от). Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых — в начале слова, кот, пот — в кон це.Чтение является базовым предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

Практически на каждом уроке использую игры для развития навыков чтения. Это «Полустертые буквы»: в словах стёрта верхняя или нижняя часть.

Часто на уроке использую прием составления рассказов «фантазёры». Слабо читающие дети читают начало текста на доске (2-3 предложения), а хорошо владеющие техникой чтения учащиеся придумывают окончание рассказа. Можно выполнять задание и наоборот. Игра «Четыре превращения» — слово КЛОУН.

(От перестановки букв получаются 4 слова: клоун — колун — кулон — уклон. Для слабых учеников в качестве подсказки даю картинки). Игра «Ципанута» — т.е. путаница. Эта игра для сильных учащихся. Например: даю слово БАРАБАН. Буквы нужно записать в алфавитном порядке (барабан — ааабббнр) Игра «Шесть слов» — перестановка букв. В первом полугодии это задание для сильных учеников, а во втором полугодии — для слабых: (ямка — маяк фара — арфа удар — руда палаш — шпала стаи — аист стук — куст)

На уроке русского языка провожу работу со словом. Детей знакомлю с понятием «слово». Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие — союзы и предлоги, состоящие из одной буквы: У, И, К, В, С. Отрабатываем лексическое значение слова

  • Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам — пушистая, рыжая, хитрая… (лиса).
  • Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (лето, осень, неделя).
  • Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-…).
  • Называние общего слова (стол, стул, шкаф-…).

5. Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.

6. Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

7. Игра «Кто быстрее, кто больше?» Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

8. Игра «Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?». Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

9. Подбор слов близких и противоположных по смыслу.

Труд, работа; День — ночь, высокий — низкий, далеко — близко, бежать — ходить.

10. Игра «Ступеньки«. На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно больше слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего. МЫ МИР МЫШЬ МИШКА МОЛОКО МАГАЗИН т.д.

13. Игра «Перекличка»,предлагаю вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это одновременно и маленькая физкультминутка.

Игра «Назови ласково» — образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Огурец — огурчик. Помидор — … Горох — … Картошка — …

Игра «Что приготовим?»

Из картошки приготовим картофельное пюре.

  • Из моркови …
  • Из капусты …
  • Из редиски, огурца и помидора …
  • Из тыкв….

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя приобретают определенные знания, умения, навыки. Все виды упражнений формируют положительное отношение к учебной деятельности.

Творческие приемы использую на уроке окружающий мир. При изучении темы «Почему идет дождь?», подумай, что может произойти, если …

  • «… дождь будет идти, не переставая.»
  • «… люди научатся летать, как птицы.»

При изучении темы «Почему мы любим кошек и собак»»… собаки начнут разговаривать человеческим голосом.

При изучении темы « Где живут белые медведи?» пишем сочинения. На уроках окружающего мира часто использую самые простые упражнения для развития умения мыслить, соображать. Речь идёт о загадках.

Загадки о природе.

  • Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги. (подорожник)
  • Зимой спит, летом ульи ворошит. (медведь)
  • Что за дерево стоит — ветра нет, а лист дрожит? (осина)
  • На дне реки лежит и усами шевелит. (сом)и др.

Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов.

Например, могут ли в пустынях жить растения наших краёв?

Как они будут чувствовать себя во время песчаных бурь?

Итог урока иногда провожу в форме творческого задания. При изучении темы урока «Про воду», «Про воздух» я предлагаю подвести итог урока от имени воды и воздуха.

— Итак, я — Вода, я могу рассказать о себе, что я…


Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку.

Традиционными в нашем классе стали конкурсы чтецов на определенные темы; конкурсы рисунков;

На занятии провожуразные игры, одна из таких Игра «Ситуация успеха»

(на фоне музыки «Давайте говорить друг другу комплименты»)

Вы очень любите, когда вам говорят добрые слова по поводу вашей учебы, а ведь без тёплого слова и летом холодно. Вы сейчас рядом сидите с одноклассником и у вас есть возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к соседу Для этого необходимо взять в свою руку, руку соседа и сказать комплименты.

Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего.

РЕФЛЕКСИЯ

— Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

— Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?

«Почему я заслуживаю уважения? Какие у меня успехи, достоинства? Что я знаю о себе?» На листе бумаги с изображением солнца предлагается нарисовать лучики, на которых надо написать ответ на вопросы: «Почему я заслуживаю уважения? Какие у меня успехи, достоинства? Что я знаю о себе?»

На цветных листочках группы записывают ответ.

Итак, чтобы наш коллектив развивался творчески, нужны: точность во всем, дисциплина, порядочность, внимание, способность доводить дело до конца, высокий общий уровень развития, знание своего дела.

Развитие творческих способностей — сложное и важное дело. Учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.

Какие они будут, наши дети!

Ведь все это зависит лишь от нас,

И на пороге будущих столетий

Быть может, они будут лучше нас.


  • Просмотров:
    5 376

  • Гайды

Случалось ли вам проехать остановку, увлеченно читая книгу? Или проспать важное совещание, так как всю ночь вы взахлеб смотрели новый сезон любимого сериала, пытаясь предугадать финальный эпизод? Да-да, все это был сторителлинг в чистом виде. И сейчас данный формат по-прежнему актуален.

Сторителлинг активно используют в Инстаграм и не только для того, чтобы развлечь фолловеров. Его главная цель — вызвать у аудитории эмоциональную привязанность. Почему истории так увлекают нас, и как применять сторителлинг при продвижении бизнеса? Давайте разбираться вместе!

Что такое storytelling

Сторителлинг — это особый талант (не переживайте, ему можно научиться) писать истории таким образом, чтобы человек сам пришел к нужному выводу. Компании с помощью данного формата повествования становятся более человечными, а инфлюенсеры устанавливают с подписчиками эмоциональную связь, переманивая аудиторию на свою сторону.

Никому не нравится прямолинейная реклама, которая в довольно грубой форме навязывает клиентам свою точку зрения. Человек с завидным рвением сопротивляется чужим суждениям, принимая решения лишь на основе собственных выводов. Вот тут-то на выручку и спешит сторителлинг, позволяющий передать информацию так, чтобы пользователь почувствовал ее и запомнил.

Грамотно созданная история — прямой путь к эмпатии и сопереживанию. Она создает ощущение, что ты разделяешь точку зрения автора. В сторителлинге нет навязанного мнения, оценочных суждений и фраз из разряда “это делать хорошо, а это делать — плохо”. Есть путь, по которому идет читатель, и сам решает, как воспринимать увиденное.

сторителлинг

Основные правила сторителлинга

Вот основные правила, которые помогут создать действительно увлекательную и живую историю:

  • Контент — это главное. Материал должен быть полезен и интересен читателю. Подумайте, что нового вы можете рассказать своей аудитории. Чтобы создать хорошо усваиваемое повествование, пользуйтесь пирамидой информации — стейтмент (заявление), аргументация, ре-стейтмент (вывод). После того, как вы спроецировали сюжет, подумайте, чем можно его разнообразить. Наличие нескольких точек зрения и разных контекстов всегда идет на пользу.
  • пирамида

  • Исследуйте. Не будьте поверхностным, глубоко прорабатывайте тему, чтобы у читателя после прочтения не осталось никаких вопросов.
  • Больше красивых картинок. Люди любят глазами, а это значит, что над визуальной составляющей тоже нужно поработать, ведь сторителлинг — это как кино, которые играет в воображении читателя. Следовательно, картинки помогают создавать соответствующую атмосферу. Подумайте, что могло бы помочь вашей истории раскрыться. Например, это может быть инфографика, иллюстрация, фотосессия или кадры из фильма.
  • Не забывайте о заголовках. Заголовок должен быть говорящим, но не кричащим (это уже моветон). Хороший заголовок интригует и кратко обозначает тему статьи, не искажая ее сути. Лучше всего использовать заголовки с цифрами, заголовки-вопросы и стейтменты.
  • Никакой монотонности. Подумайте, что и в какой последовательности увидит ваш читатель. Подача материала должна быть разнообразной. Хороший паттерн (повторяющиеся элементы, которые помогают донести целевой аудитории ценность бренда), используемый 10 раз подряд, может изрядно поднадоесть фолловерам и вызвать у них волну раздражения.
  • никакой монотонности

  • Единство и контраст. Большие интервалы между текстовыми блоками — это не страшно. Дайте информации дышать! Когда тексту отведено большое пространство, он раскрывается и становится читаемее.
  • Единство и контраст

  • Метафоры и сравнения. Чтобы помочь читателю словить вайб вашего повествования и углубиться в историю, применяйте игру слов, эпитеты и речевые обороты. Правда, не стоит совсем углубляться в художественные дебри.
  • Не переусердствуйте с деталями. Не забывайте, что цель истории состоит не в том, чтобы удивить читателя полетом мысли и богатством вашего словарного запаса. Детали очень важны, но главное — чувствовать меру и не переусердствовать, так как все подробности должны работать в пользу донесения мысли.

Основные элементы сторителлинга

Так, теперь стоит поговорить о составляющих крутого сторителлинга:

  • Главный персонаж. Именно на главном герое и зиждется связь бренда (блогера) с аудиторией. Вы должны сделать так, чтобы пользователь сопереживал персонажу, идентифицировал себя с ним и мог чувствовать его эмоции.
  • Место и время действия. Это не является основным элементом истории, но именно детали и погружение в определенную локацию отличают сторителлинг от обычного повествовательного поста. Вы можете не вдаваться в подробности и не называть конкретного адреса, лишь косвенно намекнув на место, в котором разворачиваются события.
  • Конфликт. Это кульминация повествования. В данном блоке необходимо описать трудности, с которыми столкнулся главный герой, и пути их преодоления. Читателю должно быть интересно, к чему приведут попытки персонажа разрешить сложную ситуацию. Желательно, чтобы герой совершал какие-то ошибки (так история будет выглядеть намного жизненнее). Если в сторителлинге нет конфликта и вариантов его устранения, то поучительного эффекта эта история не возымеет.
  • Развязка. У каждой истории должен быть финал (хороший или плохой — не имеет значения). В конце повествования побуждайте читателей к каким-то конкретным действиям. К примеру, можно попросить их поделиться собственным опытом или оставить реакцию под постом.

корпорация монстров

Как отличить обычный рассказ от сторителлинга

таблица

Рассказ — небольшое по объему художественное произведение, зачастую описывающее один (или несколько) эпизод из жизни человека. В хорошей истории всегда есть конфликт, решение и сюжетные повороты, которые приковывают внимание читателя, тогда в чем все-таки кроется отличие сторителлинга от обычного рассказа, ведь характеристики у них практически идентичны?

Все дело в том, что сторителлинг — это повествование, опубликованное с определенной целью (увеличить продажи, завлечь аудиторию, разрекламировать новый продукт). К примеру, если вы прямо в лоб начнете рассказывать клиентам о прелестях нового пылесоса, они вряд ли надолго остановят свой взор на пресном посте.

А вот увлекательна история о прекрасной принцессе, которая избавилась от паутины, воспользовавшись чудо-агрегатом — это уже совсем другое дело. Замечаете разницу?

Преимущества жанра

Кратко преимущества сторителлинга можно свести к 6 пунктам:

  • побуждает аудиторию к определенным действиям;
  • устанавливает доверительные отношения между брендом и клиентом;
  • сторителлинг воспринимается проще, чем набор бесполезных букв с двумя или тремя деепричастными оборотами в одном предложении;
  • привлекает и удерживает внимание;
  • делает сухие цифры и факты интереснее;
  • трансформирует убеждения и влияет на мнение.

Где можно использовать

Вот несколько идей, где и как использовать сторителлинг:

  • В социальных сетях. Инстаграм — идеальная площадка для сторителлинга. Часто истории публикуют в формате коротких постов с картинками и ссылками на рекламируемый товар.
  • На своих и сторонних сайтах. Сторителлинг поможет интересно подать способы использования продукта или мягко подтолкнуть посетителей к определенным действиям (купить, кликнуть, репостнуть и так далее).
  • В видео. Ролик вызывает больше доверия по сравнению с текстом, потому что юзер видит рассказчика своими глазами. Автор видео может рассказать о себе, проблеме, с которой он столкнулся, и о том, как определенный товар помог ему успешно устранить катастрофу.
  • На мероприятиях и вебинарах. Ни одно публичное выступление зачастую не обходится без красочного сторителлинга. Любой спикер перед началом основной части рассказывает о себе, своем пути, возглавляемом проекте и карьерных амбициях. Именно ради таких историй люди и приходят на вебинары. Вспомните хотя бы один спич TED.

В целом сторителлинг можно использовать везде — в буклетах и печатных объявлениях, в группах в социальных сетях, в Instagram, на сайтах и даже на рекламных баннерах.

Как рассказывать истории, чтобы вас читали

Как рассказать обычную историю так, чтобы ее читали с восторгом? Хорошие новости — далеко не все зависит от вашего таланта и умения подбирать синонимы. Если проанализировать примеры хорошего сторителлинга, то можно выделить десять основных этапов, охватывающий от начала до конца весь процесс.

Почему не стоит отходить от этого алгоритма? Узнаете в следующих разделах.

Идея

Главное, с чего следует начать работу над историей — это идея. Сильная идея помогает связать воедино все части рассказа и донести до читателей суть. Она должна учить, показывать и объяснять.

Целевая аудитория

Запомните золотое правило сторителлинга: вы пишите историю не для себя, а для читателя. Прежде чем приступить к созданию повествования, автор должен четко понимать, кто будет его читать, какие эмоции оно вызывает и на какие мысли натолкнет в дальнейшем.

Установки

Еще на этапе создания вы должны продумать три ключевых элемента — время, место событий и основная ценностная пара, заряд которой будет смещаться то в положительную, то в отрицательную сторону.

Логическая структура

Структура — это краткое содержание того, как развивается история персонажа. Она помогает навести порядок в пучине мыслей и довести сторителлинг до логического финала.

Также для создания структуры следует использовать готовые шаблоны сюжетов из мира драматургии. В своей книге «The seven basic plots: why we tell stories» журналист Кристофер Букер называет семь основных типов сюжетов:

  • Преодоление монстра. Главный герой преодолевает барьеры, несмотря на трудности. В данном случае история учит идти до конца, но при этом не бояться поражений.
  • Из грязи в князи. Это почти все истории становления великих личностей, выросших не в самых благоприятных условиях. Стандартный пример — Золушка, которая сначала прислуживала злой мачехе и ее дочкам, а затем стала женой принца и поселилась в замке.
  • Перерождение. Превращение отрицательного персонажа в положительного героя.
  • Путешествие и возвращение. Главный герой попадает в неизвестный мир и делает все возможное для того, чтобы вернуться домой.
  • Приключение. Персонажа ждет квест на пути к желаемому.
  • Комедия. Обычно это легкая и беззаботная история, основанная на недопониманиях и несуразице, которая хорошо кончается.
  • Трагедия. А здесь все наоборот. Негативный персонаж получает по заслугам и в финале истории к нему приходит осознание, как же плохо он поступал.

друзья

Событие, которое положило начало действиям героя

Инициирующее событие — это определенное обстоятельство, которое буквально выбрасывает главного героя из зоны комфорта, заставляя его поменять жизненные приоритеты. Именно оно и побуждает персонажа к активным действиям.

Объект желания

На данном этапе герой понимает, что инициирующее событие перевернуло его мир с ног на голову и теперь ему нужно восстановить привычное равновесие. Что для этого нужно? Объект желания, который поможет все уладить.

Первое действие

Итак, чтобы достичь желаемого результата, персонаж решает сделать первый шаг, который должен привести к положительным изменениям (согласно его ожиданиям).

Первая реакция

Естественно, жизнь подготовила для персонажа много сюрпризов, поэтому, казалось бы, идеальный план выходит из-под контроля. Определенные обстоятельства, барьеры и проблемы преграждают главному герою путь к объекту желания.

Образно говоря, возникает пропасть между тем, что ожидает персонаж и объективной реальностью, которая существенно отдаляет его от результата.

Выбор

После того, как персонаж столкнулся с действительностью, ему предстоит сделать более рискованный шаг, в результате которого он может потерять все. На данном этапе герой извлекает урок из прошлых обстоятельств и на основе проделанного анализа принимает второе решение. Более сложное, но то, которое все же поможет ему дойти до конца.

Кульминация

Усилия персонажа не прошли даром, он становится победителем, получает объект и возвращает жизнь равновесию относительно ценности.

Примеры сторителлинга в Instagram

Теория — это, конечно, хорошо, но давайте все-таки перейдем к конкретным примерам из мира Инстаграм.

Общественная организация Charity Water с помощью сторителлинга персонализирует проблему неочищенной воды в странах третьего мира и наглядно демонстрирует результат пожертвований:

Charity Water

Lush Cosmetics — популярный косметический бренд, который создает интересные истории на основе отзывов и кейсов покупателей:

Lush Cosmetics

А вот пример инстаграм-истории о себе:

о себе

Пример сторителлинга о бизнесе:

о бизнесе

Ярким примером красивой продажи через истории является сервис Airbnb:

Airbnb

Блогеры тоже часто используют сторителлинг для того, чтобы вызвать реакцию со стороны аудитории:

Блогеры

Идеи для историй

Сторителлинг — необычный и действенный инструмент для бизнеса, позволяющий выстроить эмоциональную связь с клиентами. Если вы решили опробовать данный формат повествования, но не знаете, откуда черпать вдохновение, — вот несколько проверенных идей:

  • История успеха. Почему вы выбрали именно эту профессию, какими были первые шаги, и что за трудности ждали вас во время развития бизнеса. Расскажите аудитории об ошибках, но не вдаваясь в скучные подробности. Также вы можете поведать фолловерам о неприятных ситуациях с поучительным финалом. Люди любят слушать о преградах, но с упором на счастливый конец.
  • Отзывы клиентов. Обратная связь от пользователей очень важна, так как она подкрепляет положительный имидж компании в глазах потенциальных клиентов. Желательно, чтобы человек рассказал, как справился с трудностями, используя ваш продукт. Это автоматически дает +100 к доверию.
  • Личные суждения. Чтобы быть ближе к аудитории, периодически делитесь с нею своими мыслями, переживаниями, мечтами. Например, расскажите о желании расширить функционал или открыть филиал в другой стране. Пользователи должны видеть, что вы “горите” любимым делом, а не просто сбиваете с них деньги.
  • Главный персонаж бренда. Придумайте ключевого героя, который будет выступать “мостиком” между вами и пользователями. Для персонажа всегда легко генерировать интересные ситуации, из которых он в конечном итоге выйдет победителем.
  • Истории сотрудников. Бизнес должен быть прозрачным и понятным. Добиться такого эффекта помогут искренние истории работников компании. Они могу в произвольной форме рассказывать о своих ошибках, успешных кейсах и забавных ситуациях.

Читайте также: 10 идей вовлекающих постов в Инстаграме для малого бизнеса

Советы и нюансы

Хотите сделать историю яркой, живой и запоминающейся? Тогда используйте следующие советы:

  • Вводите в курс дела с первых слов. Пожалейте читателя. Ежедневно он видит десятки заголовков и читает массу текстов, а ведь еще нужно успеть и лайк поставить, и кофе хлебнуть. К чему это мы? Не утомляйте аудиторию длинным вступлением. Начните экшн с первых строк и только потом приступайте к описанию местности, действующих лиц и так далее.
  • Больше деталей. Пресный сторителлинг с поверхностными суждениями заранее обречен на провал. Чтобы создать живую и достоверную историю, необходимо скрасить ее деталями. Например, добавьте какую-то яркую особенность внешности героя, которая делает его запоминающимся.
  • Не забудьте о действующих лицах. Дабы история вызывала эмоции, внедрите в нее персонажа (а лучше сразу нескольких). Покажите, как личность прошла свой путь, как трансформировались ее взгляды, и какую награду (или наказание) получил герой в итоге.
  • Наделите героя минусами. Идеальных людей не существует, поэтому персонаж (или объект) без изъянов наверняка не вызовет у читателей никаких глубинных эмоций. Если в своей истории вы рассказывайте о каком-то продукте, не бойтесь вынести на поверхность его недостатки. Этот шаг лишь увеличит доверие со стороны аудитории.
  • Создайте конфликт. Конфликт — двигатель хорошей истории, так как он выводит героя из его привычного состояния и побуждает к действиям. Читателям, в свою очередь, хочется узнать, чем все-таки закончится противостояние персонажа. При этом конфликт не обязательно должен возникнуть с другим героем, он может быть связан с окружающим миром.
  • Не забывайте о визуальной составляющей. Картинки в контексте сторителлинга — мощное оружие в борьбе за внимание аудитории. Грамотно подобранный визуальный ряд создает особую атмосферу и делает текст более объемным.
  • Только естественный язык. Никаких канцеляризмов, углубленных терминов и сложных конструкций! К примеру, если ваш персонаж изъясняется на сленге, не стоит вычищать его речь до блеска. Она должна звучать естественно, чтобы люди отождествляли героя со своими реалиями.
  • Намекайте. Это один из наиболее простых способов захватить внимание человека и заставить его дочитать историю до конца. Подойдут даже грубые формулировки из разряда: “Он и не подозревал, что Марфа может так поступить…”. В отдельных случаях следует использовать туманный спойлер, немного намекнув на грядущий хэппи-энд.
  • Не рассказывайте мораль. Чтобы история удалась, читатель сам должен прийти к определенному выводу. Не навязывайте людям свою точку зрения и не перегружайте их сложными умозаключениями. Вы не ментор, так что позвольте пользователям самостоятельно решать, какая мораль у сей басни.

А теперь коротко пробежимся по основным ошибкам начинающих сторителлеров:

  • неясность цели публикации;
  • грамматические и стилистические ошибки;
  • концентрация на собственной персоне, а не на читателях;
  • обилие заумных слов и терминов;
  • пресное изложение фактов (никакой эмоциональной привязки);
  • чересчур явные призывы что-то купить;
  • плохое оформление (мало эмоджи, слишком большие абзацы, отсутствие структуры);
  • перескакивание с основной темы на какую-то побочную.

Заключение

Теперь давайте подытожим вышесказанное:

  • в любой истории должна присутствовать идея;
  • придумайте проблему и способ ее решения;
  • не забывайте про структуру и главных героев;
  • не используйте громоздких конструкций и сложных терминов;
  • пишите для читателя;
  • не бойтесь использовать разные форматы.

Главное правило — не пишите историю ради истории. У любого сторителлинга должна быть цель, а иначе пользователь не дочитает ваши труды до конца.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей свободно мечтать и фантазировать.

У ребенка сильно развит процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. сказок нужно раскрыть дошкольникам величие и красоту настоящего, образцового, классического русского языка, т.к. язык сказок отличается неповторимым своеобразием лексики, фразеологии, изобразительных средств. Сказка позволяет ребенку усваивать не только синтаксические конструкции, но и правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Сказки позволяют детям окунуться в мир фантазии. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Создание сказки

Примерный алгоритм:

Полный сюжет включает 7 этапов, которые в «полной волшебной сказке» непосредственно объединены со становлением личности человека.

Этапы алгоритма построения полного сюжета, следующие:

  1. Происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме;
  2. Расставание с родительским домом;
  3. Выбор пути, проверка на доброе сердце;
  4. Борьба и победа;
  5. Возвращение домой, трудности обратного пути;
  6. Прибытие домой;
  7. Свадьба, коронование (счастливый конец).

Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок

1 этап. Знакомство детей со сказками (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций).

Во время чтения несколько завязок одного произведения помогают детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев.

Во время беседы предлагают следующие задания:

  • упражнения на развитие словаря детей;
  • придумать новые названия для известных сказок, например, для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял».
  • постановка проблемного вопроса поискового характера: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?», например, «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?»
  • задания: «Сравни сказочных героев», «Расскажи о любимом сказочном персонаже» учат дошкольников описывать внешний облик и характер сказочных персонажей.
  • упражнения: «Сказочная деревня», «Тридевятое царство», «Заколдованный лес» формируют умения рассказывать о месте и времени, где разворачивается сюжет сказки.

2 этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.

После знакомства со сказкой следует предложить детям что-нибудь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов, выполнить иллюстрации к сказке на тему «Мой любимый герой», «С кем повстречался Колобок».

Использование схематических изображений.

3 этап. Сочинение сказки.

К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки — добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным…»

К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот — три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было, как повели себя медведи?». дошкольник сочинение сказка обучение.

Использование схем, картинок.

4 этап. Разыгрывание сюжета сказки.

В игровых упражнениях «Интервью у сказочного героя», «Беседа чудесных друзей» необходимо учить детей грамматически правильно выстраивать диалог.

Упражнения на развитие внимания, воображения, движения:

  • нести очень «тяжёлый» чемодан;
  • дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно кислое;
  • передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;
  • «встретили друга» (улыбнулись);
  • «удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза);
  • «умеем лукавить» (моргают то правым, то левым глазом).

Эти упражнения позволяют детям научиться переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения.

Изготовление дошкольниками по собственным сказкам иллюстрированных книжек-самоделок, запись сказочных историй, спектакли для малышей и родителей.

Виды работы по обучению дошкольников сочинению сказок

Закончи сказку

Цель: развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.

Педагог предлагает ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: как мальчик Степа пошел в лес за грибами и заблудился. Затем педагог обращается с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?».

Сочинение по сериям картинок

Целью данного задания — помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей; учить малыша выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия — это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка.

img1

Коллективное сочинение

Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Если вы вовлечете других взрослых, это только обогатит игру. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение. Сначала предложите придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается» из детских ответов на ваши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше?) Какой момент будет самым острым? Какой — самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения участники высказывают по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей.

Инсценировка

Предложите малышу «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого задания — активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический.

Сказка о конкретном персонаже

Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказки решает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Ребенок рассказывает сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа. Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название.

Сказка по заданной теме

Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу. Примерный алгоритм сочинения сказки «Приключения котенка». Взрослый задает малышу вопросы, подводящие к описанию главного персонажа: «Какой это котенок? Какими словами можно сказать о нем? Какая у котенка шерстка? Какие у него уши, лапы?» Можно загадать загадку о нем. Потом ребенок выполняет следующие задания: «Придумай предложение про котенка, чтобы в нем было слово пушистый (трусливый, осторожный). Придумай, с чем можно сравнить нашего героя. Расскажи, что он умеет делать. Придумай предложение, чтобы в нем были слова «прыгает», «беленький» и др.» Таким образом, малыш постепенно готовит материал для сказки на тему «Приключения котенка». Теперь он может, используя придуманные им предложения и фразы, описать характер героя, рассказать, как котенок собирался на прогулку, что интересного он увидел, что с ним произошло, чем все закончилось. Задавая тему сказки, формулируйте ее так, чтобы она эмоционально настраивала малыша на сочинение сказки (уже в самой теме может быть задан сказочный герой или подсказана сказочная ситуация). Интересным может получиться результат, если в качестве героя будут использованы неодушевленные предметы — например, кровать или сумка.

img2

Сказка об игрушках

Выберите для сказки игрушки, например, кошку и мышку, и начинайте рассказывать, сопровождая слова показом действий: «Жила-была пушистая кошка (обязательно нужно погладить киску, показав ее пушистую шерстку), узнала кошка, что мышка в ее доме норку себе устроила (показать воображаемый домик кошки и мышку в норке). Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка пушистыми лапками, ее совсем не слышно. Выбежала мышка погулять, далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было! Ловкая мышка юркнула в свою норку». Затем предложите малышу подумать, про какие игрушки он хотел бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи), развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения.

img3

Сказка на свободную тему

Этот жанр — вершина словесного творчества малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача педагога — создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению.

Работа по сочинению детьми сказок проходит в тесном контакте с родителями

Сказки позволяют развивать творческие способности, т.е. способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях.Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим.

Используемая литература

  1. Пропп В.Я. Русская сказка. (Собрание трудов В.Я.Проппа).

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык — не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа-2020. Какой мы ее видим?» Поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка коммуникативной компетенции.

Что же такое коммуникативная компетенция и в каких умениях она проявляется?

Коммуникативная компетенция — это способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения, которая выражается в умении

  • самостоятельно вступать в контакт с любым с любым типом собеседника (по возрасту, статусу и т.д.), учитывая его особенности;
  • поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;
  • слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
  • высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;
  • стимулировать собеседника к продолжению общения;
  • грамотно разрешать конфликты в общении;
  • оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения

Обучение ребенка вежливому, корректному общению — одна из главных задач учебных предметов «Русский язык» и «Литература». К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Анализ результатов ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку выявляет невысокий уровень сформированности коммуникативной компетенции, связанный с не готовностью ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности, неумением выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.

Наряду с данной проблемой можно отметить ряд противоречий:

  • между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;
  • между пониманием, что речь — «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и недостаточным использованием ее как средства самореализации и вхождения в социум;
  • между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.

Цель моей работы заключается в следующем: определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы.

Работая над данной проблемой, я ставлю перед собой конкретные задачи:

  • определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции;
  • повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;
  • повысить результативность обучения;
  • включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;
  • активизировать творческую деятельность — желание участвовать в различных творческих конкурсах

Работая по традиционной программе Т.А.Ладыженской и М.Г.Баранова, я очень остро ощутила отсутствие цельной системы по развитию речи учащихся, что заставило меня начать формировать собственную систему работы в этом важном направлении, основой которой стала программа «Речь», разработанная ведущими специалистами ПГПУ им. Белинского. Она привлекла мое внимание, прежде всего, направленностью на формирование у учащихся обобщенных умений текстовосприятия и текстообразования, которые определяют уровень развития языковой личности.

Основные компоненты и способы реализации коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на содержание учебного материала как на источник для самостоятельного поиска решения проблемы.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль.

Современные образовательные технологии

1. Исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность — одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Она может использоваться как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) и как самостоятельная деятельность. Исследовательская деятельность позволяет многого достичь:

  • во-первых, она изменяет суть преподавания (в соответствии с процессами модернизации образования). Ученик становится в позицию равную учителю. Он не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам (учитель руководствует, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося).
  • во-вторых, увеличивающаяся доля самостоятельности ученика в учебной деятельности повышает качество обучения.
  • в-третьих, знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности, более прочные знания, которые становятся личным достоянием учащегося.
  • в-четвертых, результатом исследовательской деятельности становится некий «продукт» (исследовательская работа, реферат, проект, доклад, изделие, выполненное руками учащегося), позволяющий ребенку заявить о себе, представить свою работу на конкурс, слет, семинар. Участие в подобных мероприятиях позволяет школьникам реализоваться, успешно социализироваться в группе, обществе; определить профиль обучения на старшей ступени и правильно выбрать профессию. Данный вид деятельности позволяет к 11 кл. наработать портфолио личностных достижений и подготовиться к обучению в вузе.

Главная цель — образовательный результат. Она направлена на развитие у учащихся исследовательского типа мышления. Конечный продукт такой деятельности (реферат, проект, изделие, собственное исследование, доклад) выносятся на презентацию. Исследовательская деятельность является обоюдонаправленной: она позволяет развиваться и ученику и учителю, приносит радость совместного поиска решения поставленной проблемы.

Технология решения изобретательских задач

«Удивляет!»

Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация ставится удивительной. Это может быть интересные факты биографии писателя, которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах.

«Лови ошибку!»

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Этот прием примечателен тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос «снежный ком» ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учеников есть аргументированный способ доказать, что он не прав. Цель этого приема — добиться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания правильного ответа.

Тема урока: «С.Есенин. Обзор жизни и творчества». (11 класс)

На дом было задано подготовить материал о жизни и творчестве поэта. Класс делится на группы, которым предлагается биографический материал о С.Есенине с фактическими ошибками.

Задание: Найти, исправить ошибки, дополнить теми сведениями, которые нашли при подготовке домашнего задания и сделать сообщение по теме. Часть биографии С. Есенина с фактическими ошибками: Сергей Алексеевич Есенин родился в 1896 году 5 октября (по старому стилю) в селе Николаево Саратовской губернии. В поэме «Темный человек» он называет свою семью «простой крестьянской». Замена: Александрович, 1895, 3, новому, Константиново, Рязанской, Черный.

Блочное обучение.

Одним из положительных моментов разрабатываемых уроков в блочной технологии можно считать высокую активность и заинтересованность обучающихся. Это становится возможным благодаря подобранным методам и формам работы:

  • Урок 1. Тема: Особенности публицистического стиля речи
  • Урок 2. Тема: Жанры публицистического стиля. Очерк.
  • Урок 3. Тема: Устное вступление. Доклад.
  • Урок 4. Тема: Жанры публицистического стиля. Дискуссия. Что такое патриотизм?

Коммуникативно-ориентированные задания

1. Выделение главных мыслей текста.

Выделить главную мысль — это значит осознать ее в тексте, абстрагировать от конкретного воплощения и оценить степень ее значимости. Наиболее ясно это проявляется в пословицах — драгоценном культурном фонде каждого народа.

Задание:

1.Найти к каждой пословице предложения, выражающие ее мысль.

Пословицы.

  • У короткого ума длинный язык.
  • Глаза — зеркало души.
  • В своем болоте и лягушка поет.

2.Вырази содержание текста 1-2 предложениями.

Предложения.

По выражению глаз можно узнать о характере человека.

Дома, как на родине, живется легче, веселее, чем в чужом краю.

Болтливый человек не бывает умным.

3.Придумай для текста такое название, чтобы в нем отразилась главная мысль, используя пословицу.

4.Прочитай басню, какая народная мудрость спряталась в басне?

5.Закончи мысль, которая заключена в тексте:

2. Прогнозирование.

Задания.

1. Восстановите исчезнувшие из текста слова, заполните пропуски в тексте:

Я люблю весну с ручьями,

… (лето) с яркими цветами,

… (осень) с ласковым дождем,

… (зиму) с горкой и катком.

2. Придумайте и напишите стихотворение о зиме, используя предлагаемые слова для рифмовки:

… снежинки

… на тропинке

… у реки

… уголки

… дома

… зима.

3. В каких словах живет — рак?

… рак; рак …

4.В каких словах спрятались ноты?

…ми…; ре…; до…

5.Напишите слова, где спрятались числа.

Например: Родина, сорока …

6.В каких словах растет ель?

Например: картофель, учитель, понедельник.

7. Собери рассыпанные части предложений:

Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; когда защищается; плывущие по ледовитому океану голары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда.

8. Предлагается несколько коротких рассказов. Закончите рассказы, проявив находчивость и остроумие.

Первый шаг к усвоению идеи автора — мысленная обработка заголовка. Сопоставление известного с темой заголовка рождает догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы гипотезы. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли. Работая с заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте.

Учитель задает вопрос:

— Как вы думаете, о чем пойдет речь, судя по названию текста?

Таким образом, заголовок дает возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел.

9.Вспомните заголовки:

— выражающие главную мысль произведения;

— сформулированные в виде вопроса;

— передающие эмоциональное состояние автора;

— обозначающие место, время действия или имя автора.

10.Определите, о какой книге пойдет речь:

— история о том, как хозяин собаки по приказу барыни утопил ее;

— сказочная история о девочке из цветочного горшка, которой ласточка помогла найти счастье.

11.Приведите примеры известных вам литературных произведений и объясните, почему автор именно так назвал свое произведение.

3.Диалог с текстом.

1. Побеседуй с текстом. После чтения каждого предложения делай остановку, чтобы задать тексту вопрос и придумать ответ. Прочитай текст целиком.

2. Автор дал этому тексту название в форме вопроса. Прочитай текст и скажи, какое это может быть название. С кем из героев ты согласен или у тебя есть свое мнение.

3. Прочитай текст. Какие вопросы возникают при чтении текста? На какие из них можно найти ответы в тексте, а на какие нет?

4. В этом тексте спрятался один, но очень важный вопрос. Важный, потому что весь текст отвечает на этот вопрос. Прочитай текст и найди самый главный вопрос.

4.Включение воображения.

1. Читай текст и воображай, что ты смотришь мультфильм.

Какими сценами тебе хотелось бы дополнить этот текст, если бы пришлось создать мультфильм?

2. Постарайся увидеть картину, описанную в тексте.

Какие вопросы у тебя возникли? Подумай, где находился человек, который изобразил эту картину (тексты о природе)

3. Что вас взволновало в данном стихотворении? Попробуй нарисовать ее. Придумай свою историю на эту тему.

5. Преврати одно предложение в целый рассказ.

6. Закончи рассказ, сказку.

5.Работа над сочинением.

1. Творческое сочинение по картинке.

Учащимся демонстрируется картинка с любым изображением, в том числе сюжетным. Предлагается представить себе и рассказать классу данную ситуацию. В качестве объекта выбирается любой герой, животное и даже предмет. Нужно придумать развитие сюжета, а также его финал.

2. Свободное сочинение.

Заключается в том, что ребенку предоставляется полная свобода сочинять рассказ или возможную ситуацию, этому не учат специально, но способствовать свободному (самостоятельному) сочинению необходимо. Подготовкой является упражнение на пересказ.

3. Сочинения на темы художественных произведений

Известно, что дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают себе их действия, творчески переосмысливая приключения.

Методика обучения сочинению — такому сочинению предельно проста: ребенку предлагается пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним.

6.Драматизация и словесное рисование.

Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает зрительно. Увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.

Чтение по ролям предваряет по степени сложности драматизацию, оно возможно в работе над любым произведением, в котором есть диалоги.

Работу по драматизации можно провести так: разбить класс на группы и поставить перед каждой группой задачи: инсценировать рассказ, сказку; разобрать самостоятельно сценарий (отобрать значительный эпизод или цепь эпизодов и определить, что и как играть); подобрать действующих лиц и т.д.

Словесное рисование, создание слайдов позволяет вообразить, дополнить картины, образы.

Разрабатывая методику и технологию работы по формированию коммуникативных компетенций учащихся, я взяла на вооружение методы авторов книги «Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности» И.С.Сергеева и В.И.Блинова, которые выделяют основные методы, ориентированные на устную и письменную коммуникацию и исходила из того, что необходимо сформировать у детей стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя, слушать и слышать, адекватно воспринимать чужую речь, ориентируясь на те реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию.

  • все формы учебного диалога;
  • доклады и сообщения;
  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
  • обсуждения, дискуссии, диспуты;
  • упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;
  • выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
  • выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;
  • вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию.

  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
  • телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;
  • подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;
  • рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.

Уроки русского языка и литературы — благодатная почва для формирования у учащихся коммуникативной компетенции. С этой целью на своих уроках использую разнообразные методы, направленные на развитие коммуникативной компетенции, устной и письменной. Остановлюсь на некоторых из них.

1.Диалог «ученик — ученик»

Учащиеся получают следующие задания:

  • расскажите товарищу материал заданного на дом параграфа;
  • выполните указанное упражнение, предварительно обсудив варианты его выполнения;
  • разбейте текст ново параграфа на две логические мысли, распределите их между собой, прочитайте внимательно свою часть, постарайтесь доходчиво изложить материал товарищу (при необходимости обратитесь к учителю или к кому-то из одноклассников);
  • обсудите с товарищем прочитанную книгу, докажите, что ее стоит прочитать всем (определитесь, кто будет выступать);
  • получив задание, определите, какой из предложенных словарей вам необходим для его выполнения, возьмите нужный словарь, выполните задание

2. Доклады и сообщения

Тщательно готовимся с учащимися к выступлению, определяя ее структуру: вступление, основную часть, заключение. Обращаем внимание на задачи каждой части, ее объем от общего объема выступления. После выступления проводим анализ речевого поведения выступающего (слово предоставляем и выступающему, и слушателям):

1)Достигнута ли цель выступления?

2)Удалось ли вызвать интерес у слушателей, найти контакт с ними?

3)Правильно ли было построено сообщение?

4)Какие недостатки в подготовке к докладу или сообщению проявились во время выступления?

5)Удалось ли сделать свою речь естественной, непринужденной?

3.Ролевые и деловые игры

1) «Ученый совет»

2) «Книжное издательство»

3)Письменные задания:

— Тебе нужно пригласить в гости 10-12 героев литературных произведений( из приведенного списка). Рассади их за 3-4 столика так, чтобы каждый из них оказался в интересной для него компании. Попробуй воспроизвести разговор двух-трех героев между собой.

— Нарисуй герб каждого из помещиков поэмы «Мертвые души». Продумай публичную защиту гербов. Используй для выступления рассуждение с элементами описания.

4.Уроки — дискуссии

Учащиеся учатся корректно отстаивать свое мнение, слушать другого. Такие дискуссии иногда возникают спонтанно, но возникновение дискуссии может спровоцировать и учитель, предложив спорные (или противоположные) точки зрения на предмет, образ, произведение, писателя.

Например, при изучении творчества Ф.М.Достоевского предлагаю ученикам следующие высказывания:

А.Чубайс: «У меня физическая ненависть к Достоевскому».

Ю.Трифонов: «Достоевский — пророк, угадавший будущую судьбу человечества»

В процессе изучения трагедии Шекспира «Гамлет» ученики знакомятся с мыслями Гете и Белинского.

Гете: «Великое деяние возложено на душу, которой это деяние не под силу».

В.Г.Белинский: «Поступки Гамлета свидетельствуют об энергии и великости души»

На основе этих высказываний организую дискуссию в классе.

Апробированные при реализации проекта методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции

  • способствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций;
  • затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;
  • позволяют проявить обучающимся их личные качества, направленность ума, воли, чувств;
  • повышают мотивацию к учению;
  • развивают познавательную активность;
  • вызывают интерес к предмету;
  • дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве;
  • способствуют повышению качества знаний.

Самым главным критерием является внешняя оценка. Выполняя на ОГЭ, ЕГЭ творческие задания, выпускник применяет те виды компетенций, которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

  • Придумай рассказ в котором рыбак поймал щук карасей и карпов информация о количестве пойманных рыб
  • Придумай рассказ на тему когда животные воспитывали не своих детенышей
  • Придумай продолжение и дорисуй рассказ в картинках окружающий мир мальчик и щука
  • Придумай небольшой рассказ на тему жадность всякому горю начало 2 класс
  • Придумай продолжение сказки о рыбаке и рыбке