Придумай рассказ библиотека будущего

Использована рабочая тетрадь литературное чтение 2 класс, бойкина, виноградская, страницы 42-50.укм школа россиираздел о братьях наших меньших1. дополни выставку книгами,

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 42-50.

УКМ «Школа России»

Раздел «О братьях наших меньших»

1. Дополни выставку книгами, которые соответствуют теме.

На выставке уже есть книги В. Берестова «Кошкин щенок», С. Михалкова «Мы везём с собой кота», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и В. Сутеева «Кто сказал Мяу».

Дополним выставку книгами:

  1. Т. Александрова «Медвежонок Бурик»
  2. Г. Балл «Желтячок»
  3. Б. Заходер «Русачок»
  4. В. Сутеев «Мешок яблок»
  5. М. Горький «Воробьишко»
  6. Б. Житков «Мангуста»
  7. М. Пришвин «Изобретатель»

2. Придумай историю про приключения маленького птенчика или зверька. Начни рассказывать так: Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтого беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган…

Мама-курица пожалела утёнка и отвела его к себе во двор. Разные птицы обступили утёнка и стали думать, как найти его родителей. Но в это время от пруда поднялась мама-утка.

Она увидела сыночка и обрадовалась. Она поблагодарила курицу за заботу и сказала, что если встретить её цыплят в воде, обязательно отведёт их к маме.

3. Возьми в библиотеке книгу Андерсена «Гадкий утёнок». Прочитай её. Похожа ли эта сказочная история на ту, которую ты придумал сам? Данные сравнения занеси в таблицу.

Жанр: сказка о животных /-/ сказка о животных.

Герои: гадкий утёнок, лебеди, обитатели двора /-/ утёнок, курица, утка, обитатели двора.

События: гадкого утёнка обижали, он убежал, вырос и стал лебедем /-/ курица нашла утёнка, спасла его, вернула маме-утке.

Чем произведение заканчивается: гадкий утёнок становится лебедем и находит своих /-/ мама-укта забирает пропавшего утёнка.

4. Рассмотри обложку книги. Какую информацию она содержит?

На обложке мы читаем название книги: «Ребята и утята», а также имя автора: Михаил Пришвин.

5. Докажи, что произведение Пришвина «Ребята и утята» является рассказом. Используй слова и словосочетания.

Это произведение является рассказом, потому что: написано прозой, в нём отсутствуют рифма и ритм, в основе лежит реальное событие, у его героев разные характеры и они совершают разные поступки.

6. Прочитай разные варианты плана к рассказу Пришвина. Какой из них тебе больше всего понравился? Объясни свою позицию. Составь свой план.

Мне больше всего понравился второй вариант плана. Он сделан в форме заголовков к четырём частям рассказа. Но по этим заголовкам непросто представить, о чём идёт речь в каждой части.

Первый вариант плана более содержательный, но не такой красивый. По его пунктам можно понять о содержании частей.

Третий вариант слишком затянут, в его пунктах много лишних слов.

План к рассказу Пришвина «Ребята и утята» для 2 класса

  1. Дорога к озеру.
  2. Встреча с мальчишками.
  3. Укор взрослого.
  4. Счастливого пути, утята!

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1. Объясни, почему рассказ так называется.

Рассказ называется страшным, потому что его герои сильно испугались.

2. Составь план рассказа, используя подчёркнутые слова в тексте.

  1. Мальчики одни.
  2. Легли спать.
  3. За дверью кто-то топает ногами.
  4. Пришли папа с мамой.

3. Дополни данные слова другими. Составь связанные друг с другом словосочетания. На их основе придумай предложения. Запиши рассказ.

Дополним словами: остались одни, какие храбрые, услышали как, испугались, закрылись одеялом, по углам, свернулся шариком, да это ёжик, остался жить.

Рассказ про мальчиков, которые боялись ёжика для 2 класса.

Однажды мальчики остались дома одни. Они легли спать и говорили друг другу, какие они храбрые.

Вдруг они услышали, как за дверью кто-то топает ногами. Мальчики испугались и закрылись с головой одеялом.

Потом пришли папа с мамой и стали смотреть по углам. Кто-то пробежал в угол и свернулся шариком. Да это ёжик!

Ёжик остался жить в доме и часто топал ногами. Но теперь его никто не боялся.

Б. Житков «Храбрый утёнок»

1. Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый.

Подчёркиваем: самоотверженный, готовый прийти на помощь, смелый.

2. Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.

Утёнок был маленьким, но очень смелым. Он не испугался стрекозу и схватил её клювом.

3. Представь, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда бы легло в основу рассказа?

В основу рассказа могли бы лечь оба события. По теме подходит ситуация, когда взрослый мальчик отбирает у малышей конфеты. Также подходит ситуация, когда на детскую площадку прибегает злая собака.

Другой вариант рассказа про мальчика Алёшу можно прочитать, перейдя по ссылке.

4. Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в произведении.

Каждое утро ребята собирались во дворе и играли в песочнице.

5. Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено, составь план.

На первом рисунке большой мальчик отбирает у малыша конфету. Но приходит Алёша и даёт хулигану сдачу.

На втором рисунке малыши пугаются большой собаки. Но появляется Алёша и прогоняет её.

План рассказа про Алёшу по рисункам

  1. Появление хулигана или собаки.
  2. Испуг малышей.
  3. Появление Алёши.
  4. Изгнание хулигана или собаки.

6. Подведи итог, сделай вывод.

С тех пор хулиган больше не приставал к малышам. 

Или: С тех пор собака больше не прибегала к песочнице.

А мальчик Алёша стал героем двора.

Пишем статью в школьную стенгазету.

1. Обсудите с другом. Что такое школьная стенгазета? Чему она бывает посвящена?

Школьная стенгазета — это рукописное литературное издание в виде плаката. который вешают на стену. Она заполняется школьниками, которые пишут статьи, рассказы, рисуют иллюстрации и делают фотографии.

Стенгазета может быть посвящена важному событию, празднику или какой-то теме.

2. Какие источники информации вы будете использовать для статьи «Как помочь животным в зимнее время».

Для такой статьи я воспользуюсь информацией в интернете о том, как живут звери и птицы в зимнее время года.

3. Определите последовательность изложения фактов, составьте план вашей статьи, выберите слова, которые можно использовать. Запишите рассказ.

План статьи в стенгазету для 2 класса

  1. Зима — суровое время года.
  2. Долг каждого человека.
  3. Как помочь лосям.
  4. Как помочь птицам.
  5. Вывод-заключение.

Пример написанной по этому плану статьи на тему «Как помочь животным в зимнее время» можно прочить, перейдя по ссылке.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Соотнеси авторов произведений и названия.

«Страшный рассказ» — Е. Чарушин

«Кошкин щенок» — В. Берестов

«Ребята и утята» — М. Пришвин

«Храбрый утёнок» — Б. Житков

«Музыкант», «Сова» — В. Бианки

Алгоритм действий: открыть содержание, найти нужный раздел, найти название произведения, посмотреть его автора.

2. Какое произведение тебе больше всего понравилось в этом разделе? Запиши его название.

Стихотворение: В. Берестов «Кошкин щенок»

Рассказ: В. Бианки «Музыкант»

3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?

Он должен обладать: добротой, ответственностью, жалостью, лаской, пониманием и трудолюбием.

То есть, всеми перечисленными качествами.

1

Глава 1

О том, что я оказался в 4127 году, мне удалось узнать только после шести месяцев пребывания в этом удивительном месте. Ранее я ни от кого не слышал подобных историй. Но мне кажется, что это не от того, что такие истории ни с кем не случались, а от того, что никто не решался о таком рассказывать. Ведь не особенный же я, чтобы это случилось только со мной? Или всё-таки я один такой? Хотя, вполне возможно, что мой рассказ многие посчитают не реальным и отнесутся к нему, как какому-то художественному вымыслу. Но если, после прочитанного здесь, у вас останутся сомнения в том, что это было на самом деле, то при личной встрече я вам покажу свои трофеи, завоёванные в ходе борьбы с инопланетным вторжением. Надеюсь, трофеи из неизвестных современному миру веществ развеют ваш скептицизм. Да и многие учёные, услышав эту историю, не опровергнут правдивость моих слов, так как понимают, что данную информацию может знать только человек, побывавший в будущем, или же, простите за тавтологию, самый гениальный гений всех времён и народов. Но гением я никогда не был. Даже напротив – я с детства был личностью ниже посредственности. И если бы в сорок втором веке нашей эры со мной не произошли определённые изменения, то я бы не смог грамотно описать те события, которые круто повернули мою жизнь и добавили красок в моё ничтожное существование. Но обо всём по порядку.

Родился я в 1998 году в маленьком городке, название которого вам ничего не скажет. В свидетельстве о рождении меня записали как Березюк Сергей Александрович. Но, так как мой биологический отец отказался от меня ещё до моего рождения, то уже при получении паспорта я настаивал, чтобы мне изменили отчество на «Сергеевич». После того как я получил аттестат о среднем образовании, мама и учителя выдохнули с облегчением – «вытянутый за уши» средний балл стал ширмой для моих неудовлетворительных знаний. В самой науке я не видел ничего захватывающего, а вот руки тянулись к трудовой деятельности. От деда Вити осталась неплохая мастерская, в которой он приучал меня к плотницким и столярным работам. Да, как-то необычно… Вот пишу эти строки о среднестатистическом детстве, об обычных мирских заботах, о плотничестве и столярничестве, и самому трудно поверить, что уже через год как я попал в будущее, мне пришлось добывать там килограммы антиматерии, чтобы привести её к аннигиляции и получить колоссальное количество энергии для установления защитного купола планеты. Невообразимая полярность жизнедеятельности одного и того же индивидуума.

Так вот, кое-как окончив школу, я сразу же отправился в столицу на заработки. В семнадцать лет несовершеннолетнему парню трудно устроится на работу, но всё же возможно. Для начала меня взяли помощником рабочего на стройку многоквартирного дома, а когда мне исполнилось восемнадцать, то строительная фирма официально приняла меня в штат разнорабочим с полным рабочим днём. Так пять лет на одной и той же специальности я и проработал. Пять лет тяжёлого труда за малые деньги, пять лет непостижимых соблазнов столичной жизни, и пять лет угасающих надежд что-либо изменить в своей судьбе. И вот наступил тот день, которого так ждут искатели приключений и так сторонятся приземлённые натуры, а в то время я был именно приземлённым человеком и не догадывался о своём внутреннем потенциале.

В тот судьбоносный июньский день я, как всегда, по будильнику, проснулся в шесть утра в душном строительном вагончике, в котором проживало восемь человек. Как раз в этот день наступила моя очередь дежурить по кухне, если можно так назвать двухкомфорочную электрическую печь, умывальник и узкий обеденный столик.

– Эй, «Берёза», что у нас там на завтрак? – хриплым голосом спросил меня Саня Головатый.

– Фруктовое суфле и латте, – ответил я с сарказмом и стал подогревать сковородку для яичницы – традиционного завтрака этого вагончика.

Закинув заварку в восемь кружек и ожидая пока закипит чайник, я подошёл к умывальнику, чтобы расчесаться. «Какие жирные волосы…», подумал я, глядя в зеркало и поднимая расчёской чёлку. «Хм, мне уже двадцать три, а я всё так же без девушки, точнее без нормальной такой, чтобы всё при ней: и тело, и мозги, и поведение… Не то, чтобы я совсем без девушки… Так, попадаются иногда всякие «кикиморы из подворотни». Но разве они меня достойны? Хотя, наверное, эти «кикиморы» считают, что и я их не достоин, пока у них похмелье, но после второго стакана горячительного у нас появляется взаимная симпатия и всё идёт своим чередом. Да-а… Я же не урод – не высокий, но и не низкий, не атлет, но и не хилый. Глаза у меня необычные – зелёного цвета с немного азиатским разрезом. Но, а нос – славянский, картошкой. Нестандартное сочетание. Хотя, я где-то слышал, что сейчас популяризируется внешность фрика. Вот бы отхватить какую-нибудь модную девчонку. Эх…»

– «Береза», скоро там жрать? – перебил мои размышления Димон Корчагин и запустил в меня скрученным носком.

– Та давно уже приготовлено! Подходите. Стол накрыт, изысканные блюда поданы для вашего удовольствия и наслаждения! – отмахнулся я рукой.

На строительном объекте нам надо быть в семь часов, и работали мы до семи вечера с перерывом на обед, а выходной только в воскресенье. Благо, наш жилой вагончик находился недалеко от стройки, и не надо было затрачивать много времени, чтобы добраться на работу и с работы.

С семи моих совместных жильцов вагончика я «плыл на одной волне» только с Ванькой Гладковым, с которым у меня сложились довольно приятельские отношения. В этой казарменной обстановке среди «суровых мужиков» один Ванька поддерживал меня и понимал. Ванёк – очень хороший друг и надёжный товарищ. Как же мне его не хватало в конце 4127 года, когда я попал в засаду пришельцев на руинах «Хранилища достижений человеческого разума». А ведь могли же вместе очутиться в будущем – не хватало только одного шага Вани. Хотя, я и сам не планировал оказаться в сорок втором веке – шаг оказался случайным, роковым.

Продвижение книги и чтения в муниципальных библиотеках Челябинской области в 2020 г.

См.: фотоальбом

Муниципальные библиотеки Челябинской области продолжили работу в соответствии с «Национальной программой продвижения книги и чтения» (2007–2020 гг.). Выполнялись основные задачи по повышению качества библиотечно-информационного обслуживания, увеличения спектра предоставляемых услуг, в т.ч. с использованием новых технологий.

Муниципальные библиотеки Челябинской области работают по многим направлениям библиотечного обслуживания. В некоторых муниципальных библиотеках основной упор делают на краеведческую работу, сохранение культурных традиций и семейных ценностях, в других библиотеках, где хорошо развита клубная работа – эстетическое воспитание, развитие художественного вкуса. Так же большое внимание библиотеки области уделяют проектной деятельности.

Стратегической задачей всех социокультурных библиотечных проектов является создание библиотеки как площадки для живого общения, просвещения, развития на основе книг и знаний. Проектирование способствует активизации творческого потенциала библиотекарей, развитию социального партнерства, привлечению дополнительного финансирования, создает благоприятные условия не только для развития библиотек, но и самих территорий.

Проектная деятельность

В 2020 году создан новый краеведческий проект «Персона в Либединке». Такое имя проект получил от народного названия Центральной городской библиотеки им. Ю.Н. Либединского г. Миасс – «Либединка», которая стала площадкой для его реализации. Автор и спикер проекта — Владимир Мухин, сотрудник отдела маркетинга, журналист с большим опытом работы. Цель проекта — знакомство с интересными людьми нашего города. Знакомство происходит в виде встречи в дружеской обстановке, в форме беседы-интервью с гостем. Первая встреча проекта прошла в марте. Был приглашен Почетный гражданин города Александр Борисов, который поделился воспоминаниями детства о жизни в военном и послевоенном Миассе. Проект имеет широкое культурно-просветительское значение для жителей города, информирует об интересных исторических событиях из первоисточников. Из – за пандемии другие 6 встреч прошли в режиме онлайн. Гостями Либединки были актер и предприниматель, ныне живущий в Санкт-Петербурге, Александр Мойса, научный сотрудник Городского краеведческого музея Нина Чухареваа, член координационного совета по вопросам экологии при губернаторе Челябинской области Александр Лагунов и другие. Встречи записываются. Видео выкладывается на наш ютуб канал, ссылки размещены на сайте и в социальных сетях. Проект позволяет собрать и сохранить для будущих поколений интересные страницы истории родного города и информацию о его знаменитых жителях.

Реализованный проект «Молодежный центр «Республика» на базе Центральной городской библиотеки им. Б. Е. Швейкина Кыштымского городского округа, стал победителем областного Конкурса «Лучший библиотечный проект года». Центр «Республика» — площадка для реализации творческих и общественно-значимых проектов молодёжи города Кыштым. Сегодня в Кыштыме активно работают молодёжные общественные движения. Это территориальная молодёжная избирательная комиссия, студенческий строительный отряд «Практика», волонтерские движения «Своя траектория», «Горячие сердца» и «Волонтеры-медики», для которых центр предоставляет возможность проводить организационные встречи. Все они стали партнерами библиотеки. Появились и инициативные молодые люди. Через месяц после открытия центра, 11 июля 2019 года, со своей идеей организации клуба для общения на английском обратилась переводчица производственного объединения «Русский кварц» Мария Сажина, так появился Клуб говорящих только на английском языке «English Speaking». Цель клуба – погрузить людей в языковую среду, снять психологические зажимы, дать разговориться и помочь найти друзей. Они общаются только на английском.

Проект Центр досуга детей и родителей на базе Центральной детской библиотеки Кыштым. Целью создания проекта в Центральной детской библиотеке стало создание единого развивающего и образовательного пространства для совместного досуга детей (от 1 до 6 лет) и их родителей. Появление Центра на базе Центральной детской библиотеки создает конкуренцию платным развивающим и досуговым учреждениям, позволяет объединить усилия библиотеки и семьи в читательском развитии ребенка, поддерживает развитие традиции семейных чтений.

В начале 2020 г. библиотека-филиал № 2 (Библиотека мира) г. Магнитогорска организовала телемост «Урал-Сибирь-Казахстан-Германия». Мероприятие было организовано совместно с творческой группой учителей немецкого языка, Магнитогорской городской общественной организацией «Местная немецкая национально-культурная автономия», кафедрой романо-германской филологии и перевода МГTУ им. Г.  И. Носова и городским центром повышения квалификации информационно-методической работы. В ходе телемоста был проведён международный конкурс на лучший проект «Художественный перевод стихотворения поэта – российского немца».

Проект «Школа фотографии Владимира Чиркова» муниципального казенного учреждения культуры Озерского городского округа «Централизованная библиотечная система». В сентябре 2017 г. в выставочном зале библиотеки начала свою работу школа бесплатной фотографии под руководством Владимира Чиркова, которая пользуется большой популярностью у озерчан разного возраста и профессий. Цель – организация интеллектуального досуга горожан. Занятия проходят в формате мастер класса. Новый урок – новая тема. В этом году занятия стали доступны и в онлайн формате, что повысило интерес (2306 просмотров). За 2020 г. прошло 24 занятия, которые посетили 149 человек.

«Читай, Карабаш!»: совместный партнёрский проект ЦБС и газеты «Карабашский рабочий». Работа по данному взаимовыгодному проекту продолжается на протяжении пяти лет. Ежемесячно в газете выходит страница, посвящённая библиотекам города. Сотрудники ЦБ и филиалов проводят льготную подписку на газету «Карабашский рабочий» и организуют «Дни подписчика».

Онлайн-проект «Люди и книги Росатома: Снежинск» (сентябрь, 2020, городская библиотека). Проект был реализован в группе городской библиотеки в ВКонтакте «Городская библиотека. Снежинск». Его цель – привлечение внимания читателей, особенно молодой аудитории, к книгам об истории Российского Федерального ядерного центра ВНИИТФ и к людям, работающим в нем. В цикл «Люди и книги Росатома: Снежинск» вошли четыре статьи. Первая статья посвящена истории градообразующего предприятия. Отдельную статью было решено посвятить обзору книг выдающего ученого Бориса Васильевича Литвинова. Третья статья была посвящена мемуарной прозе. И заключительная статья цикла посвящена литературному творчеству снежинцев. Мероприятие нашло положительный отклик среди подписчиков группы. Количество просмотров – более 2,5 тысяч, количество прочтений – 138.

Проект «Есть контакт!» был разработан и реализован Еткульской ЦБС в период с марта по июнь 2020 г., он представлял собой систему читательских и досуговых акций и конкурсов, в которых можно было участвовать удаленно, проявляя различные творческие способности: литературный вкус, технику и выразительность чтения, владение художественным словом, навыки создания текстов и стихосложения, умения рисовать, фотографировать, снимать, обрабатывать изображения. Проект был рассчитан на реализацию в соцсетях «Одноклассники» и «ВКонтакте», как наиболее популярных у жителей села разных возрастов, с последующим размещением лучших работ на сайте библиотеки. Проект предусматривал активность не только непосредственных участников, но и посетителей соцсетей, так как итоги большинства конкурсов зависело от их голосования. Мероприятия проекта были направлены на совместную деятельность детей младшего школьного возраста, их родителей и руководителей детского чтения.

В начале года в Центральной городской библиотеке г. Карабаш начал свою работу проект«Smash». Отправной точкой для полета фантазии ребят стала серия книг жанра фэнтези о «Проклятой школе» Рейчел Хокинс. Любители славных подвигов и отважных героев начали работу над фанфиком. На встречах ребята с увлечением обсуждали принципы развития жанрового сюжета, приемы, которые помогут отработать тактику выстраивания сюжетной линии, понятия стилизации, контраста героев, беспроигрышные инструменты по развитию истории. В живом общении участники проекта делились своими наработками в поиске образов героев, их хобби, внешнего воплощения, вплоть до цвета глаз, волос и кожи, отношений с родителями, строили завязку истории. Со временем она обзавелась новыми персонажами и получился неплохой задел для серии комиксов этой тематики. А во время пандемии ребята продолжили работу в приложении zoom. Благодаря онлайн формату им удалось завершить работу над комиксом и оформить его в приложении canva.com.

В 2020 г.  в МУ «ЦБС» г. Кыштым в рамках «Национальной программы поддержки и развития чтения» был реализован крупный проект «Я открываю с книгой мир» Центральной городской библиотеки, в рамках проекта для молодых читателей прошло 18 мероприятий, в них приняли участие 1130 человек. И проект детских библиотек «Задушевное чтение», проведено 28 мероприятий, в них приняли участие и 445 человек. В рамках проекта «Я открываю с книгой мир» прошли акции, массовые мероприятия, тематические дни, были оформлены книжные выставки, разработаны буклеты и закладки.

Большое число библиотек муниципальных образований Челябинской области участвовали в различных в международных, межрегиональных, всероссийских, областных акциях: Международной образовательной акции «Татарча диктант», международной акции «Читаем детям о войне», всероссийской исторической акции «Диктант Победы», всероссийской акции «Блокадный хлеб», общероссийской акции «Дарите книги с любовью», всероссийской акции «Окна Победы», акции «Письма с фронта», «Библионочь – 2020», «Тотальный диктант», «Большой этнографический диктант», «Всероссийский правовой (юридический) диктант», «Всероссийский географический диктант», «200 минут чтения», «Блокадный хлеб», «Бегущая книга», «Исторический диктант», «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти», «Бессмертный полк» и др.

Работа муниципальных библиотек в Год памяти и славы

В соответствии с Указом Президента Владимира Владимировича Путина 2020 год объявлен в России Годом памяти и славы. В целях сохранения исторической памяти, формирования чувства патриотизма на примере героического прошлого нашей Родины библиотеки области приняли участие в ряде мероприятий, посвящённых 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Библиотеки активизировали работу во Всероссийских, региональных, областных и районных акциях: «Окна Победы»; «Георгиевская ленточка»; «Сад памяти»; «Подвиг села»; «Зажги свечу памяти»; «Читаем детям о войне»; «Бессмертный полк»; «75 слов о Войне»; «Читаем книги о войне»; «Звон Победы»; «Бессмертный полк», III Всероссийской акции «200 минут чтения: Сталинграду посвящается» и др.

С 1 мая по 9 мая 2020 г. библиотеки области приняли участие во Всероссийской акции «Окна Победы». Оформили окна своих квартир/домов/библиотек с использованием рисунков, картинок, фотографий и надписей, посвященных Победе советского народа над фашизмом в Великой Отечественной Войне библиотекари Варненского, Еткульского, Катав – Ивановского, Троицкого, Красноармейского муниципального района, Верхнеуфалейского, Чебаркульского городского округа, города Троицка, Кизильской районной библиотеки.

Всероссийская акция «Библионочь-2020» впервые прошла в режиме онлайн-марафона, который стартовал 25 апреля. Главной темой этого года стал великий подвиг — Победа в Великой Отечественной войне, которую нам подарили наши предки. Количество участников акции более 40000 человек из разных уголков области: г. Челябинска, г. Копейска, Верхне-Уфалейского, Трехгорного, Миасского, Верхнеуральского, Троицкого, Златоустовского городских округов, Красноармейского, Карталинского, Кизильского, Уйского, Чесменского муниципальных районов.

Библиотекари Челябинской области присоединились к Международной Акции «Читаем детям о войне», инициированной Самарской областной детской библиотекой и посвященной Дню Великой Победы. В основе Акции – чтение вслух произведений о наиболее ярких эпизодах войны детям. Наиболее активными оказались библиотекари Верхнеуфалейского, Златоустовского, Озерского, Снежинского, Трехгорного, Усть-Катавского, Чебаркульского городских округов, Еткульского, Карталинского, Коркинского, Красноармейского, муниципальных районов, Кизильской районной библиотеки, города Челябинска.

В январе 2020 года стартовал Народный волонтёрский Проект памяти «Полевая почта – Южный Урал» (письма с фронта 1941-1945 гг.), организованный Челябинской областной универсальной научной библиотекой, цель которого – создание электронной книги памяти на основе оцифрованных документов – семейных реликвий (писем южноуральцев с фронта), сохранение исторической памяти об участниках Великой Отечественной войны – жителях Челябинской области. Итоги проекта это 544 письма, 2 дневника, 1 спектакль и 13 книг. Участие в акции приняли библиотекари и читатели Карталинского, Еткульского, Красноармейского, Сосновского, Троицкого муниципальных районов, Верхнеуфалейского, Златоустовского, Карабашского, Миасского, Озерского, Кыштымского городского округа, города Троицк, Челябинск и Копейск.

Культурно-исторический проект «Танковая среда» стал инноватикой года. Проект инициирован и реализован Центральной библиотекой им. А. С. Пушкина к 75летию Победы в Великой Отечественной войны и 100 летию отечественного танкостроения. Акция проводилась с 1 января по 2 декабря 2020 года в социальной сети ВКонтакте и Instagram и приобрела статус международной. Одной из задач акции являлось распространение в социальных медиа информации об истории Отечественного танкостроения, танкистах, конструкторах военных машин. Еженедельно каждую среду сотрудники Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина публиковали ключевые и интересные моменты из истории танкостроения и Танкограда. Масштабы акции: 686 участников из 450 населённых пунктов. География участников – 59 субъектов Российской Федерации, а также Беларусь и Луганская Народная Республика. Форматы участия: текстовые материалы, фото, документальные кадры, чтение стихов на видео и так далее. Все участники получили именные памятные сертификаты.

В феврале 2020 г. Центральная городская библиотека г. Верхний Уфалей запустила Медиа-проект «Эстафета памяти: читаем стихи о войне». В нем приняли участие библиотекари ЦГБ им. А.Г. Туркина, их дети и внуки, а также юные читатели округа. (6714 просмотров) В период самоизоляции была продолжена работа над проектом. Медиа-проект был инициирован методическим отделом ЦГБ, и он реализовался в течение года. Реализация проекта позволила жителям округа приобщиться к празднованию Дня Победы, способствовало популяризации лучших стихов о войне.

Одним из самых значимых городских мероприятий стал V городской поэтический онлайн марафон-реквием, организованный ЦБС г. Карабаш «Мы о войне стихами говорим», посвященный 75 – летию Великой Победы. На протяжении четырёх лет горожане собирались у городского Мемориала Славы и читали стихи, в этом году акция прошла виртуально и объединила участников самого разного возраста. Конкурсанты представили видеозаписи художественного прочтения стихотворений, соответствующие тематике марафона. Все видеоролики были выставлены в социальной сети «ВКонтакте» для открытого онлайн-голосования. Итоги были подведены по количеству ЛАЙКОВ. Жюри конкурса утвердило также дополнительные призы для самых талантливых участников. В марафоне приняли участие 45 карабашцев разного возраста. Самому старшему из них — 70 лет, а самому младшему — 2 года.

Библиотечное обслуживание людей с ограниченными возможностями здоровья

Библиотеки Челябинской области традиционно оказывают поддержку в получении информации и организации досуга людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающимся в социальной реабилитации и адаптации в обществе.

В Библиотеке семейного чтения №3 г. Златоуст установлена беспроводная антивандальная система вызова помощника для инвалидов, пандус на входной группе в здание. В 2020 г. библиотека № 5 Исток Златоустовского ГО продолжила работу по проекту «БЛАГОдарение». В рамках проекта для Златоустовского городского отделения Всероссийского общества инвалидов совместно с Дворцом культуры «Булат» проведены вечера «Мужчинам посвящается» и «Бенефис прекрасных дам».

На сайте ЦБС г. Карабаш была разработана новая рубрика «Послушаем» для слабовидящих пользователей. Пока в ней размещено два аудиорассказа, но мы планируем систематически пополнять новую рубрику аудиокнигами разнообразного жанрового содержания. Этой функцией могут воспользоваться все желающие, но особенно это необходимо для слабовидящих читателей библиотеки.

Библиотекари МУ «ЦБС» г. Кыштым в течение 2020 г. обслуживали на дому 18 читателей с ограниченными возможностями здоровья, в течение года их посетили 56 раз, выдано им 170 книг.

В библиотеке-филиале №4 ЦБС г. Миасс реализуется программа «Давайте улыбаться этому миру!». Было проведено 28 массовых мероприятий для инвалидов (в том числе — 4 виртуальных урока).
На протяжении 2020 г. с учениками специализированной коррекционной школы №128 МБУ «Городская библиотека» г. Снежинска проводила цикл мероприятий «Ближе к сердцу», который включал в себя литературные беседы, мастер-классы, мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества и природе родного края. В 2020 году состоялось всего 13 встреч.

Акции

Акция, как одна из востребованных форм библиотечной деятельности, приобретает новое содержание и разнообразие, это большое комплексное мероприятие, продолжительность которого зависит от поставленных задач, это вовлечение (движение, действие), умение создать событие для достижения поставленной цели.

ЦБС г. Верхний Уфалей организовала и провела городскую Акцию чтения вслух «И помнит мир спасенный». К чтению библиотечные специалисты сумели приобщить 766 детей разных возрастов, которые почувствовали сопричастность «всем тем, которых забывать нельзя».

Интернет-акция «Читай, студент!» ЦБС г. Миасс. С 26 по 31 января в библиотеках и учебных заведениях города каждый студент мог сфотографироваться со своей любимой книгой! Библиотекари или сами учащиеся выкладывали фотографии на своих страницах или страницах филиалов в социальных сетях с хештегом #Читайстудент!

Акция «В царстве басен Крылова» Центральной городской библиотеки г. Троицк трансформировалась в Проект «Наш Крылов». В рамках этого проекта в акции «Наш Крылов» в феврале месяце приняли участие135 учреждений. Они провели 217 мероприятий с общим количеством участников 3089 чел.

Новой инициативой отдела обслуживания Центральной библиотеки г. Златоуст стал цикл библиотечных акций «Ожившая летопись «Ты прикрой меня статью в бою, Златоуст» (о фронтовых буднях Златоуста с 1941-1945 г.г.), организованный с января по май в онлайн и оффлайн форматах. В течение года проводились многоаспектные мероприятия для сохранения памяти о боевом и трудовом подвиге советского народа.
В ЦГБ г. Кыштым для людей с ограниченными возможностями здоровья была проведена акция «Книга идет к Вам в гости», всего принесено 90 книг.

В библиотеке-филиале № 10 ОГБ г. Магнитогорска в рамках программы «В будущее с надеждой» был проведён цикл мастер-классов по рисованию для людей с ограниченными возможностями здоровья. В общей сложности было проведено 7 занятий под руководством преподавателей арт-студии «Штрих».

В библиотеке «Ровесник» г. Троицка продолжает функционировать детская студия выходного дня «ВЕСНУШКИ» для детей социального приюта, детского дома, центра детей – инвалидов «Солнышко». Проведены: игра-фантазия «Русская сказка», познавательно-профилактический час «Твой возраст — твои права — твоя ответственность», игра-микс «Круглый как шар», мастер-классы к 23 февраля и 8 марта.

Творческие объединения, литературные клубы, конкурсы

С давних пор при библиотеках создаются литературные клубы и объединения, где каждый может реализовать себя, пообщаться, услышать единомышленников. Библиотеки стремятся к тому, чтобы все категории населения имели возможность заниматься любимым делом.

В ЦГБ им А. Г.Туркина г. Верхий Уфалей в 2020 году действовали 27 различных клубов по интересам и любительских объединений: литературная гостиная «Родное слово» (на краеведческом материале); краеведческий клуб «Уральское лукошко»; клуб любителей чтения «Диалог»; клуб для старшеклассников«Здоровый стиль жизни»; литературная видео-гостиная “Классики и современники” для учащихся школ; малая картинная галерея «Наш вернисаж» и др.

К центральной библиотеке им. Б. Е. Швейкина г. Кыштым, 11 июля 2019 г., со своей идеей организации клуба для общения на английском обратилась переводчица производственного объединения «Русский кварц» Мария Сажина, так появился Клуб говорящих только на английском языке «English Speaking klub».

Творческая лаборатория «Читаем! Думаем! Творим!» организована в МБУ «Городская библиотека» г. Снежинск. Клубные занятия рас¬считаны на возраст детей от 7 до 12 лет. Библиотекарь знакомит детей с познава¬тельной литературой по тематике встречи, потом происходит обсуждение прочи¬танного материала, а по окончанию беседы идет закрепление на практике.

Пятый год в Центральной городской библиотеке г. Троицка успешно работает клуб любителей чтения «Лукоморье». Цель: объединение людей, любителей книги, организация досуга, культурного просвещения. Каждый месяц в субботу в ЦГБ собираются заинтересованные читатели, беседуют о прочитанных книгах. Каждая встреча посвящена определённой дате: юбилеям писателей, юбилеям книг и др.

Фестивали, марафоны, чемпионаты чтения

Библиотеки г. Верхний-Уфалей приняли участие в областном марафоне «Рассвет Победы», посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Централизованная библиотечная система г. Кыштым в 2020 году стало провела поэтический онлайн-марафона «Звучи, Памяти набат!»

ЦБС г. Карабаш организовала онлайн-марафон «Семьёй читаем о войне». Более двадцати семей приняли участие в акции, выставив видеоролики семейного чтения на своей социальной странице ВКонтакте с хештегом #Семьёйчитаемовойне.

В рамках всероссийской акции «Ночь искусств 2020» библиотеки г. Магнитогорска организовали онлайн-марафон «Искусство объединяет». Сотрудники Объединения городских библиотек г. Магнитогорска публиковали интересные материалы о литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, музыке и народных промыслах различных народов, проживающих на территории Южного Урала.

Крупный проект поэтический марафон «Блиц Лиц» в содружестве с издателем Мариной Волковой прошел в ЦБС г. Миасс. «Блиц Лиц» – это поэтический проект челябинского поэта-философа Виталия Кальпиди и московского фотографа и поэта Германа Власова. В прошедшем мероприятии были задействованы практически все отделы ЦБС.

С 1 мая по 11 мая МКУ «ЦБС» г. Троицка провела онлайн-марафон «Память великой Победы». В рамках этого марафона состоялись акции «75 лучших книг о войне для детей», «75 лучших книг о войне для взрослых», «Помним! Присоединяйтесь!», «В сердцах и книгах память поколений» и онлайн-марафон «Память войны на карте города Троицка».

Выставочная деятельность – форма продвижения новых изданий

Успешному продвижению книги к читателю помогает постоянная, целенаправленная реклама информационных ресурсов печатных и электронных. В библиотечную практику вошли теле- и радиопрограммы, литературные обзоры, выставки, публикации в местных газетах, размещение информации в социальных сетях, на сайтах.

В онлайн режиме библиотека семейного чтения г. Карабаш представила ВКонтакте виртуальные книжные выставки: «В мире сказок Х.К. Андерсена», «Поэтическая мозаика Л. Татьяничевой», «Летние чтения – интересные путешествия и приключения», «И нет конца есенинскому чуду». Так же была представлена виртуальная книжная выставка-рекомендация «Любимые книги наших читателей».

Виртуальные книжные выставки «Строительство Магнитки», «Магнитка — кузница Победы в Великой Отечественной войне» и др. представлены на странице «ВКонтакте» ОГБ г. Магнитогорска.

В день Российского флага библиотекари ЦБС г. Карабаш приготовили виртуальную выставку «Символ величия и духа».

Центральная городская библиотека г. Троицка, практически сразу после перехода в онлайн режим ввела постоянную рубрику «С книгой Вконтакте», завоевавшую популярность среди подписчиков. В этой рубрике публиковались аннотации библиотекарей на новинки, поступившие в библиотеку, приводились интересные факты о книгах и писателях. Всего в рубрике вышло 48 постов с общим количеством просмотров – 5790.

В онлайн режиме библиотека семейного чтения г. Карабаш представила ВКонтакте виртуальные книжные выставки: «В мире сказок Х.К. Андерсена», «Поэтическая мозаика Л. Татьяничевой», «Летние чтения – интересные путешествия и приключения», «И нет конца есенинскому чуду». Так же была представлена виртуальная книжная выставка-рекомендация «Любимые книги наших читателей».

Муниципальные библиотеки ведут большую работу по направлениям: историческое, литературное, географическое краеведение, создание музеев, обеспечение и информационное сопровождение туризма в муниципальных образованиях, участие в региональных корпоративных проектах.

Для учащихся среднего школьного возраста третий год в ЦДБ г. Магнитогорск реализуется проект «Чтение с увлечением». Для реализации проекта были сформированы подборки книг по определенным темам: «Техника», «Домашние животные», «Для родителей о воспитании детей», «Древний мир», «Способности человека», «Загадки планеты Земля». При этом пакет с книгами был запечатан, пользователи не могли видеть, какие книги в нем находятся. Всего было подготовлено 15 комплектов, в каждом от 5 до 7 изданий, установилась обратная связь с читателями.

ЦГБ г. Трехгорный успешно реализуется онлайн-проект «#Читаем_для_вас», в рамках которого проходили громкие чтения известных литературных произведений Леонида Мартынова, Марка Гроссмана, Людмилы Татьяничевой, Ольги Берггольц, Эдуарда Асадова. Результатом проекта стала обратная связь от наших горожан – они записывали свое прочтение стихов и присылали в группу библиотеки «ВКонтакте». Востребованность – 1 854 просмотра видео.

7 марта в Центральной городской библиотеке г. Троицка отпраздновали Всемирный день чтения вслух. В этот день библиотекари провели акцию «Читаем вслух», инициатором которой является Компания LitWorld. Все желающие должны были вслух прочитать любой отрывок из любой книги. Особый соревновательный интерес был у детей – кто лучше и быстрее прочитает. А взрослые отмечали, что уже забыли, когда читали вслух.

В течение года в библиотеках Ашинского МР проводились Единые дни русской литературы, посвященные писателям-юбилярам: «Грани Чеховского мира» (к 160-летию писателя), «Будить Человека в человеке» (к 100-летию Ф.Абрамова), «Душа России» (к 125-летию со дня рождения С.Есенина), Пушкинский день, «Добрый талант» (к 150-летию И.Куприна) и др.
В межпоселенческой центральной библиотеке Коркинского МР во Всемирный день книги и авторского права участники клуба «Кофе» провели в сети Интернет акцию: видео-челлендж «Громкое чтение. Шекспир. Быть или не быть».

Юношеская библиотека г. Куса в этом направлении традиционно работала по проекту «Литературный иконостас». Была проведена викторина «Меткое, бойкое, русское слово» к 225-летию А.С. Грибоедова. Также для школьников прошли слайд-беседа «Жизнь ради спасения» / к 95-летию Д. Даррелла и Устный журнал «Окно в природу» / к 90-летию В.М. Пескова.

МБУК ЦИБС Нязепетровского МР в Неделю детской книги для учащихся 4-х классов провели городской литературный конкурс «Поэтическая гостиная с Сергеем Есениным», посвященный 125-летию великого русского поэта.

К 120-летию со дня рождения известного русского писателя-эмигранта, автора более двадцати книг художественной прозы Павла Северного в ЦГБ г. Верхний Уфалей проведен литературный вираж «Уроженец – Урала – писатель-эмигрант». В рамках мероприятия представлены: витрина литературная «Родом из Верхнего Уфалея», информ-досье «Штрихи забытой судьбы» и вечер художественного чтения «И вечно царственное слово…».

Библиотеки Златоуста активно использовали в своей работе игровые технологии. Игровые технологии давали возможность сделать библиотечные мероприятия более яркими и эмоционально насыщенными. Большой популярностью у детей пользовались литературно-интеллектуальные игры из цикла «Книжный экспресс»: «Маленькие человечки Б. Житкова», «Удивительный мир В.Драгунского», «Три заветных желания» по книге Волкова Волшебник изумрудного города, «Свидание с талантом А.Чехова», «Певец природы Пришвин», «Буян – остров тайн и загадок А.Пушкина», «Колдун Уральский бородатый – П.Бажов», «Любимые животные А.Куприна», «Сказки вечерних сумерек» и другие. Литературно – интеллектуальные игры посетило 1255 человек (библиотека №10).

В 2020 г. центральная городская библиотека г. Кыштым продолжила участие во Всероссийском издательско-библиотечном проекте «#ЛитМост. Эксмо объединяет»: это серия встреч с самыми популярными российскими авторами, которые проводятся в студии библиотек столицы и в формате телемоста транслируются в библиотеки всей страны. В центральной библиотеке состоялось одна онлайн — встреча с современными писателями А. С. Литвиновыми. Остальные встречи были предложены читателям посмотреть дома по ссылке в наших пресс-релизах.

С целью популяризации библиотеки, книги и чтения как духовных ценностей человека в миасской ЦБС реализована общесистемная программа для разных групп пользователей «Читай, Миасс!». Праздники, акции, презентации книг, литературные марафоны привлекают внимание горожан, представителей местной власти, СМИ. Основная часть этих мероприятий посвящена отечественным поэтам и писателям.

В группе детской библиотеки ЦБС г. Снежинска Вконтакте в 2020 г. был запущен проект «На тему». Это подкасты о книгах и книжных сериях для подростков. Выпуски про¬граммы выходят 1 раз в месяц на страничке библиотеки социальной сети «ВКон-такте». Всего было выпущено 6 подкастов: «Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова», «Про кота Боба», «Дневник слабака», «Военное дет¬ство», «Современная проза» и «Линия души».

Библиотеки области охотно реконструируют пространство для создания комфортных зон своим читателям, создают дополнительные структуры.
Например, в г. Кыштыме в одной из библиотек открыт «Молодежный центр «Республика», а в Центральной детской библиотеке им. К. И. Чуковского состоялось открытие Центра интеллектуального развития детей и родителей «ДеТвоРа» (Детство. Творчество. Развитие).

Продвижению книги и чтения способствует проект по модернизации библиотек

С 2019 г. в России реализуется национальный проект «Культура», в рамках которого библиотеки участвуют в конкурсном отборе на создание модельных библиотек. В 2020 году в Челябинской области было модернизировано пять библиотек за счет федеральных средств (две библиотеки в г. Златоуст, по одной в городах Магнитогорск, Касли и п. Еманжелинск) и три библиотеки – за счет областного бюджета – в г. Коркино, Пластовском и Увельском муниципальных районах.

В 2021 г. за счет федерального и областного грантов для жителей региона откроется пять библиотек нового поколения. Всего же за время реализации нацпроекта «Культура» (до 2024 г.) в Челябинской области должно открыться порядка 30 современных библиотек.

Нацпроект «Культура» помогает библиотекам не только преображать пространство, но и задает стратегию развития всей деятельности системы: библиотеки становятся мультимедийными центрами с современным интерьером и автоматизированными рабочими местами, адаптированными, в том числе, для читателей с ограниченными возможностями здоровья, а также площадкой для интеллектуального и досугового общения жителей.

Обзор подготовила: А. В. Юрова, гл. библиотекарь Центра научно-методической работы и корпоративного взаимодействия ЧОУНБ

09.06.2021  13:20:56

________________________________________________________

Архив: 2019 2018

Придумай рассказ библиотека будущего

Юрий Гордон – художник, работающий с текстом, шрифтовой дизайнер, иллюстратор и сооснователь студии Letterhead. В 2011 году он создал литературную карту Москвы по идее Ильи Мерензона, а потом начал делать свои карты-романы (их действительно стоит читать, как книгу): «Говорит Москва», «Петербург. От окраины к центру. Говорит город», «Город мастеров», «Москва одним словом», «Москва в ста домах» и другие. Как создавались эти карты, какие секреты в них зашифрованы и как читать город, как текст, Юрий Гордон рассказал в беседе со слушателями Свободного университета. А мы записали конспект.

Придумай рассказ библиотека будущего

Как появилась Литературная карта Москвы? 

Идею литературной карты придумал Илья Мерензон, главный редактор выходящего в Нью-Йорке журнала Russia! Это карта, где отрывки из произведений известных писателей привязываются к определенному месту – получается набор цитат в виде карты. Первую карту, карту Санкт-Петербурга, Илья сделал с художницей Верой Евстафьевой – но это была каллиграфическая карта, а ко мне он обратился, чтобы создать карту на основе типографики. Мне сразу это показалось очень интересным: я всю жизнь делаю карты и работаю с текстом.

Так я сделал первую литературную карту – это была карта Москвы на английском и русском с текстами, которые предоставил Илья. Текстов мало, поэтому они объединены в крупные блоки. Я начал их переставлять и сопоставлять друг с другом на основе размера, шрифта и внутренних аллюзий. Москва ведь круглая – и я решил сделать ее совсем круглой, вписал Бульварное кольцо в Садовое и обозначил Москва-реку. Эта, отчасти конструктивистская, модель оказалась очень удачной и была использована для ещё нескольких карт.

Если речь идёт о Булгакове, он попадает в район Патриарших прудов. Если о Венедикте Ерофееве – он в районе Курского вокзала. Это правильно, но этого мало. Как коренной москвич, я не мог не отнестись к своему городу иронически: все Замоскворечье, на которое не хватило текстов, стало одной картинкой с псевдовязевой надписью, серп и молот со звездой тут сочетаются с псевдорусским орнаментом, а сердце России – с сердечками-лайками. Вся нижняя часть Литературной карты — Кремль и Красная площадь со зданиями, набранными текстом. Например, храм Василия Блаженного, сделанный из шрифта Барокко Мортале. В правом нижнем углу — квадратный блок, похожий на печать, текст которого якобы принадлежит Казимиру («Квазимиру») Малевичу: «Красная площадь – это «Черный квадрат», нарисованный в пространстве будущего».

Одна из моих профессий – шрифтовой дизайнер, и у нашей студии есть своя, весьма обширная, коллекция шрифтов. Для меня было важно, чтобы на картах ни одна буква не путалась с гельветикой, таймсом и так далее, чтобы на уровне зрительного ощущения она воспринималась как новая, необычная и неожиданная. На ней использовано около сотни наших шрифтов.

Этих двух первых карт мне было мало, и я начал делать свои – их уже больше десятка. Каждая последующая карта становилась все более точной: во-первых, они уже привязывались не к районам, а к отдельным ситуацям в городе, отдельным домам или происшествиям, которые можно было бы проиллюстрировать текстами из литературы. А во-вторых, они стали более тонкими по графике, потому что текстов становилось все больше.

Придумай рассказ библиотека будущего

 
Карта Санкт-Петербурга: как говорит город?
 
Если уж и есть какой-то «город-текст» – то это Питер. Вся русская литература, с момента основания города и до конца XIX века, аккумулируется именно в Питере. Мне хотелось, чтобы в этой карте были такие цитаты, которые могли бы удивить, и я обратился через фейсбук за помощью к своим френдам-петербуржцам. Питерскую карту, равно как карту «Моя Москва», мне помогала делать дизайнер Ирина Горячева (Heather Hermit).

Я не мог использовать выражение «литературная карта», потому что оно принадлежит автору идеи, Илье Мерензону. Поэтому я стал придумывать отдельное название для каждой последующей карты. Эта называется «Петербург. От окраины к центру. Говорит город» . В Питере такое количество цитат, они так переплетены между собой, так сильно связаны и с местом, и со временем, что их невозможно было сажать целыми блоками. Их хотелось раздергать на строчки и раскидать по всему городу. Я решил так: я москвич, приехавший в Питер, иду по городу и слышу тексты, которые доносятся с разных сторон – то есть буквально город со мной говорит – а для меня эти тексты начинают складываться в концерт звуков этого города.

Здесь действуют уже другие шрифты: Питер гораздо более строгий город, поэтому я использовал семейство узких шрифтов Mr Palker, которые позволяют дать большую емкость, а своей стройностью напоминают питерские фасады и дворцы.

Как работают тексты на этой карте? Вот цитата из Набокова, которая вся представляет из себя Исакиевский собор: «Там величаво плавает в лазури морозом очарованный Исакий, воздушный луч на куполе туманном», «а рядом под пьяные крики строится гостиница Астория» — это уже Маяковский. Эти две цитаты сталкиваются в одном пространстве. Так же сталкиваются у Александровского сада два Онегина: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар» Пушкина и «Тяжка обуза северного сноба, Онегина старинная тоска» Мандельштама. Дальше по той же Гороховой улице – «Входит Гоголь в бескозырке» и «Входит Пушкин в летном шлеме» Бродского. Так работает вся карта: это настоящая книга, которую надо вдумчиво читать и размышлять, как соотносятся между собой разные куски. Если с одной стороны от Петропавловки — «Что делать», то с другой – «Кто виноват». И там же: с одной стороны «Вся власть Советам», с другой – «Вся власть Учредительному собранию».

Это роман, который развочивается не по страницам, а на топографии. Никаких подсказок нет, читатель должен сам опознавать цитаты. Это игра в слова, игра в пространстве. Эта карта задала уровень, на котором можно работать с текстом, и потянула за собой другие.

«Это роман, который развочивается не по страницам, а на топографии»

Придумай рассказ библиотека будущего

Литературные раскопки и новый взгляд на город
 
Москва должна была как-то ответить – и появилась карта «Говорит Москва». Если первые литературные карты были плакатами, то эта – газета. Она и сделана в газетной верстке с характерными линейками и отбивками. Здесь гораздо больше текстов, которые лучше взаимодействуют друг с другом. А еще здесь много питерцев – Бродский, Мандельштам и Ахматова, которые говорили о Москве. Что делать – многие лучшие поэты прошлого века родились на Северо-Западе. Впрочем, Пушкин-то был москвич, понаехавший в Северную Пальмиру.

Если на первой карте я был только аранжировщиком, то тут появилось много личных штук. Я родом с Арбата, с Сивцевого Вражка, и на месте своего дома поставил картинку из своего детства: я вышел во двор, и ко мне пришла овчарка, чей нос упирался в мой нос.

«Текстом можно передать движение во времени стоящего на месте здания»

Нижняя часть карты «Говорит Москва», также как первой Литературной, занята домами из букв. Текстом можно передать движение во времени стоящего на месте здания. Вот, например, ГУМ: «Соблюдайте очередь» – это советская надпись, «До свидания, я в ГУМ, за покупками» – это Высоцкий, а Sale – это современная реклама. Пригодился и мой шрифт, который включает в себя эмодзи: они изображают Минина с Пожарским, их жесты. Как известно, памятник перенесли, чтобы можно было проводить парады на Красной площади, а еще хозяевам Кремля не нравилось, что Минин и Пожарский указывают на Кремль, словно говоря: «Вот что мы отвоевали». Это могли понять так, что можно отвоевать и еще раз. В итоге их повернули боком и поставили спиной к Василию Блаженному. Теперь Минин показывает на точку, где памятник стоял раньше, и как будто спрашивает: «А помнишь, князь, где мы раньше-то стояли?». Так в моей карте появился образчик московского фольклора.

Придумай рассказ библиотека будущего

Эти литературные раскопки подвели меня к тому, чтобы больше смотреть на город. Пришлось перебрать все названия улиц в центре, и захотелось понять, откуда они взялись. Следующей моей картой стала та, что рассказывает про город, который остался только в виде текста – а именно, в виде названий улиц. Ведь в Москве не сохранилось средневекового города – пожалуй, только Кремль, а все, что вокруг, появлилось позже, в XVIII-XX веке. Но чудесным образом в Москве сохранились названия улиц, которые связаны с ремесленными слободами. Это настоящее чудо: их должны были переименовать многократно, но даже большевики этого не сделали. Видимо, названия вроде Кузнецкого моста или Староконюшенного показались им пролетарскими (хотя на самом деле их жители были ремесленниками и торговцами – мелкой буржуазией, по советскому определению).

Эта карта называется «Город мастеров». Если ее рассмотреть поближе, то видно, что в Малом Кисловском переулке нарисована капуста, в Гнездниковском были литейники, а на Кузнецком мосту – кузнецы. Весь центр Москвы пестрит названиями, связанными с ремеслом и торговлей. В Колпачном переулке обитали колпачники, в Большом Спасоглинищевском – глинники (мастера-печники, лепили печи из глины). Я наконец узнал, откуда взялась Таганка: там делали таганы – металлические треноги-подставки для котлов. А сами котлы делали рядом, в Котельниках. В Кадашевской слободе жили кадошники-бондари-бочары, в Руновском переулке – части Овчинниковской слободы – овчинники и скорняки. Поэтому тут есть рисунки их инструментов и золотого руна. В Колымажном делали колымаги – но это не какие-то там телеги, а карета, в которой ездил царь Алексей Михайлович. Ни одного дома того времени не сохранилось, а смотришь на названия – и поднимается древний город.

Придумай рассказ библиотека будущего

Город одним словом и город в ста домах
 
Следующей была карта «Москва одним словом», от МКАДа до МКАДа. Это карта о Москве словами тех, кто в ней живет. Пока ее делал, выяснил, что в Москве существует несколько разных пластов языка. Я спросил у друзей, как они называют разные части города, улицы, станции метро. Никто не говорит «Пушкинская», все говорят «Пушка». «Сухаревская» – это «Сушка», «Павелецкая» – «Павлики», а «Киевская» – «Кивуха». Меня это поразило.

Эта карта наполнена легендами, как настоящими, так и мною сочиненными. Например, в Москве есть два места, посвященных соколиной охоте: парк Сокольники, где проходила царская охота, и Соколиная гора. И вот соколиногорский сокол ревниво смотрит на сокольнического – горные соколы круче!

Первую литературную карту я мог сделать, закрыв глаза, а чтобы сделать эту, мне пришлось, как подводнику, излазить город по «Яндекс Панораме». А заодно изучить московскую геральдику, ведь каждый район имеет свой герб и геральдическое описание. В Москве есть всё. Даже йети есть — или, по крайней мере, есть отличные места для них. Навершие карты украшают, как геральдические фигуры, арбатский «троллебус» и лефортовский «транвай», а рядом московский Дворник и Милицанер (оммаж Пригову). Еще у карты есть бордюр вдоль края: на нем написано, что думают москвичи о том, что расположено за МКАДом.

Придумай рассказ библиотека будущего

 
Новейшее пополнение коллекции – карта «Москва в ста домах». Здесь нет улиц, только дома. Но если их приблизить, то видно, что каждый из этих домов состоит из текста. Большинство набрано очень специальным вариативным шрифтом Блокланд, который был сделан специально для этой карты и пластичен настолько, что подходит для совсем разных зданий. Первым зданием на этой карте стала хрущевка, в которую наша семья въехала, когда мне было четыре года — мне казалось, что ничего красивей я не видел.
 
Отдельный сюжет – пятиметровая карта-роман «Кириллица в пространстве и времени». Это часть большого проекта «Центр славянской письменности «Слово». Здесь собрано больше двухсот сюжетов, посвященных истории кириллицы: от первых известных надписей до современности. Здесь и первые глаголические тексты, и «Апостол» Ивана Федорова, и прописи XVIII, XIX и XX веков, и учебник скорописи XVIII века, и автограф протопопа Аввакума, и лозунги 1917 года в старой и новой орфографии, и трамвайный билет, набранный Литературной гарнитурой, дореволюционным шрифтом, который сделал головокружительную карьеру в СССР: им набирали все, от вот таких билетов до классики. Чтобы сделать эту карту, мне фактически пришлось получить еще одно образование. Карта, вместе с другими объектами, посвященными истории письма, находится на ВДНХ в павильоне «Слово».
 
Чтобы создать такие карты, должно соединиться несколько элементов: библиотека шрифтов, литературные способности, умение рисовать и работать с текстами. 

Послевкусие текста зависит от шрифта, которым он набран. Когда я делаю карты, шрифт всегда должен быть с моим акцентом.

Придумай рассказ библиотека будущего

 
Иллюстрации: yurigordon.com

обложка книги Рина Радостина "Белая молния"

У Леры Малининой неожиданно пропадает любимая собака. В ходе поисков девушка сталкивается с приятным молодым человеком по имени Вадим. Вадим — призрак. Кома или смерть? Как жить дальше? Что будет с запланированной накануне свадьбой? Лере предстоит разгадать множество загадок, прежде чем она поймет, что же она на самом деле хочет в этой жизни.


Создана:


Обновлена:

обложка книги Штогрина Анна "Теория подчинения от Ричарда Беннета"

Ричард Беннет… Стоило лишь раз увидеть этого легендарного мужчину, что б понять — между нами пропасть. И на ее дне острые копья страсти, бушующий огонь порока, цепкие оковы его власти.
Он просто посмотрел в мою сторону холодным надменным взглядом, а я как в быстрых титрах прочла свое будущее. Слишком красив, богат, развращен. Идеален! Ричард Беннет послан мне на погибель…
#секс с бдсм играми#галантное подчинение#НЕТ мата и принуждения*
Дерзкая и строптивая Диана сама приползет к ногам Беннета, как только пройдет все круги его игры в подчинение!
Неожиданный поворот сюжета. Локация самая горячая — остров в Тихом океане!


Создана:


Обновлена:

обложка книги Штогрина Анна, Владимир Нащёкин "Игра в порок"

Заключительный роман Греховного цикла.
«ГРЕХ»,»ИНФЕРНО»,»АРЕС»,»ИГРА В ПОРОК» остросюжетная история с откровенными сценами секса 18+!
Купить роман можно через сайт или скинуть мне деньги на карту
Номер карты ❤ 5168742233656861 ❤
❤Штогрина Анна❤


Создана:


Обновлена:

обложка книги Штогрина Анна, Владимир Нащёкин "Грех"

Осторожно! Очень горячо! Много секса!
Арес Мадаев — жестокий боксер, влиятельный хозяин клуба Грех.
Макс Романов — стильный, умный мужчина, владелец компании по производству виртуальных игр.
Таких разных мужчин с детства связывает дружба.
А еще чувства к одной девушке — Лизе.
И если первый ее люто ненавидит, то второй безумно влюблен.
Лиза:
Мне срочно нужны были деньги и Грех — единственное место в нашем городе, где я могла их раздобыть.
— Ты ведь понимаешь, что за такую сумму я потребую? — низкий мужской голос с тягучим акцентом был смутно знаком. Его интонации пугали сильнее слов. Дрожь волной прокатилась по коже.
— Да, Арес, — игнорируя чувства самосохранения и страха, произнесла я.
— Хочу посмотреть товар перед покупкой. Раздевайся, Лиза!
#эротика#хэппи энд#
Штогрина Анна
Нащекин Владимир


Создана:


Обновлена:

обложка книги Владимир Нащёкин "На крыльях Павшего Луча"

Какая связь между жестокими сражениями, происходящими на гладиаторской Арене, заговором Верховного Наместника и видением деревенской девочки?


Создана:


Обновлена:

обложка книги Рина Радостина "Восемь граней любви. Сборник рассказов"

Восемь историй. Восемь граней самого светлого человеческого чувства. Порою — с юмором, иногда — с грустью. Но всегда — с теплом.
Приложенный бесплатный аудиофрагмент — это не вся книга, лишь небольшая ее часть


Создана:


Обновлена:

обложка книги Фэн Тезий "Монстры тоже плачут"

Кто-то получает дар при рождении, кто-то проклятье, а он получил и то, и другое. Такого ни с кем ещё не было, ведь дар-проклятье Везучего Неудачника может разрушить как самого обладателя, так и всё вокруг. И как при этом совершить подвиг, расколдовывать монстров, спасать принцессу и своё королевство, избежать гнева богов и ловушек наёмного вампира; как не сойти с ума от всего этого и от смеха? Просто найдите торговца Никто и купите у него ненужную вещь… Трудно объяснить, как это работает, лучше начните читать сначала. Расширьте границы знаний о монстрах, ведь они не те, кем кажутся.


Создана:


Обновлена:

обложка книги Дмитрий Рус "Играть, чтобы жить - 10"

Огарок свечи из Плоти Его догорал посреди Великого Ничто. Трепыхавшее на кончике фитиля пламя Отблеска Его Души отбрасывало тысячи безмолвных Теней.
Вот одна из Безликих склонила голову к плечу, задумчиво хмыкнула и наморщила лоб. Локальная секунда вечности на размышление и Тень взялась за артефактную кисть, работы Рук Самого. Древко — из молодого побега Древа Миров. Кисточка — из шерсти Небесного Зверя. Единственного, в этом слое реальности. Звездной пыли под лапы его дорог…


Создана:


Обновлена:

обложка книги Влад Волков "Кровь королей"

Энторион — королевство людей, переживает не самые спокойные времена. Разгорающиеся на отдельных территориях эпидемии вперемешку с народными бунтами, споры между религиозными культами и гильдиями стихийных магов, а также внутренние распри между некоторыми регионами и династиями… Все это заставляет государство трещать по швам в волнах бессмысленного насилия и назревающих заговоров. То и дело бушуют орки и гномы, атакуя границы с разных сторон. И даже эльфы, чьи территории находятся за морем, вполне могут затевать свою игру в отношение ослабевающего соседа.

ㅤㅤКороль собирается в «Золотой Путь» — церемониальное посещение поочерёдно всех подвластных территорий для урегулирования ситуации. Цель не просто усмирить назревшие конфликты, но также решить с главами каждого края важные политические решения, дабы не потерять власть и контроль над объединёнными землями. И в это самое время внутренние противники закона и власти: лесные разбойники, контрабандисты, пираты – начинают наносить свои точечные удары, используя последние открытия в алхимии и новинки изобретений.

Карта мира: https://litmarket.ru/blogs/karta-entoriona


Создана:


Обновлена:

обложка книги Сергей Лукьяненко "Месяц за Рубиконом"

Третья часть трилогии «Измененные».
Все герои этой истории, от Максима Воронцова и до Инсека и Прежних, сойдутся в финальном противостоянии. Но для этого Максиму придётся пройти очень длинный путь…


Создана:


Обновлена:

Книги онлайн читать скачать слушать

Литмаркет — книжный портал самиздата с тысячами книг

Онлайн библиотека в которой сами писатели выкладывают свои произведения. Лучшая проза, фантастика и фэнтези, многие другие романы, большинство из них бесплатны. Чтение возможно онлайн, как регистрацией так и без. Декламаторы озвучивают книги, давая возможность прослушивать их онлайн.
Выборки по жанрам, топам, поиску, завершенности, циклам, тысячам тэгов, сериям, возможностью скачивания, авторам, размеру книг, формату, популярности, виду монетизации, новинкам и топам лучших.
Живое общение с авторами, многочисленные комментарии, авторские блоги, озвучка от лучших декламаторов, чтение онлайн, скачивание.

В электронной библиотеке Литмаркет, можно читать книги как полностью, так и в процессе написания. Есть завершенные романы, с опцией скачивания — как бесплатно так и платные произведения. Скачивание в форматах фб2 и epub. Покупайте книги по подписке либо читайте ознакомительные отрывки. Слушайте аудиокниги, в скором появится возможность скачивания аудиокниг. Портал запоминает месте где вы остановились. Есть взможность ускорить воспроизведение. Сайт адаптивный, вы свободно можете читать онлайн либо слушать аудиокниги с телефона. На портале вы можете найти книги популярных жанров:

  • читать фэнтези, книги о любви
  • фантастика, магические романы
  • любовные романы, Магия и приключения
  • попаданцы, Хоррор
  • популярные книги (детективы, приключения, исторические и др), книги о войне
  • самые популярные аудиокниги, попаданцы

Аудиоплеер позволяет слушать онлайн. Библиотека хранит купленные книги, отложенные для будущего прочтения, а так же является фильтром для произведений которые вам не понравились. Авторы и состоявшиеся писатели могут продавать свои романы без всякого коммерческого статуса. Вы легко можете опубликовать электронные и аудиокниги.

  • Придумай продолжение сказки случай с евсейкой
  • Придумай продолжение и дорисуй рассказ в картинках окружающий мир 2 класс рабочая тетрадь ивченкова
  • Придумай небольшой рассказ о семье который заканчивался бы одной из пословиц запиши его
  • Придумай продолжение и дорисуй рассказ в картинках мальчик и щука 2 класс
  • Придумай небольшой рассказ используя предложения различные по цели высказывания