Приданое рассказ про страшное

Фобии советских школьников советов, как побороть чувство страха, в интернете предостаточно. а о том, как они насаждались в советской школе,

Фобии советских школьников

Советов, как побороть чувство страха, в Интернете предостаточно. А о том, как они насаждались в советской школе, не так уж много: у каждого в бэкграунде есть свой собственный ужастик. И не обязательно это страх перед насмешками одноклассников, учителями или экзаменами. У меня это были уроки литературы, точнее, отдельные произведения из обязательной школьной программы.

Какие книги убрали из школьной программы?

Все мы в детстве боимся чего-то, иногда реального, иногда иррационального. Бывают «общие» страхи — потери близких, смерти, высоты, темноты. Позже к ним присоединяются более взрослые. Но отдельно стоят страхи перед художественными произведениями — книгами и фильмами.

В советское время триллеров на экране или по телевизору нам не показывали, а книг мы читали достаточно. Среди них были ну очень страшные сказки Гауфа, некоторые из сказок братьев Гримм, Андерсена, Гофмана. Чем богаче была домашняя или соседская библиотека, тем больше была вероятность прочесть еще один детский триллер.

Но самые страшные лично для меня произведения мы проходили в школьные годы чудесные. Что ни произведение, то ужас и безысходность. Приведу список навскидку, а потом расскажу, чего больше всего на свете в течение нескольких школьных лет боялась я.

«Муму» — из всех замечательных лиричных произведений великого писателя Ивана Сергеевича Тургенева в начальной школе мы подробно разбирали именно этот рассказ. Не один день смаковали подробности, писали план сочинения на тему. Если бы не школьная программа, я бы к этому произведению и не прикоснулась.

Какие книги убрали из школьной программы?

Иллюстрация к рассказу И. С. Тургенева «Муму»
Фото: orelgrad.ru

«Мальчиш-Кибальчиш» — гайдаровского Тимура с его командой вынесли на внеклассное чтение, а вот этот ужастик мы должны были чуть ли не наизусть учить. Кстати, чему он был посвящен?

Из Википедии:

«Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» — художественное произведение советского писателя Аркадия Гайдара. Впервые сказка опубликована в апреле 1933 года в газете «Пионерская правда» под названием «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове.

Вот здорово, даже в нашем детском «главном печатном органе» был опубликован этот страшный рассказ о мальчике, который представлял передовой класс товарищей-мальчишей и разоблачил подлого Мальчиша-Плохиша. Тот в отместку поджёг склад с боеприпасами хороших мальчишей и помог врагам-буржуинам схватить главного.

И заковали Мальчиша в тяжёлые цепи, и посадили в каменную башню, и был отдан приказ пытать Мальчиша-Кибальчиша самой страшной Мукой, чтобы выпытать у него Военную Тайну Красной Армии. Но тот оказался стойким оловянным солдатиком и только рассмеялся в лицо врагам.

Красная Армия, конечно, и ворвалась, и разгромила, но было уже слишком поздно — Мальчиш-Кибальчиш погиб, но память о нём осталась:

Плывут пароходы — привет Мальчишу!
Пролетают лётчики — привет Мальчишу!
Пробегают паровозы — привет Мальчишу!
А пройдут пионеры — салют Мальчишу!

Какие книги убрали из школьной программы?

Иллюстрация к рассказу А. Гайдара «Мальчиш- Кибальчиш»
Фото: libmir.com

«Легенда о Данко» повествует о герое третьей части рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль».

Некий юный и самоотверженный Данко живет в мире, где люди думают только о себе, где потеряли свет в душе и не способны осветить себе его сами (эти слова можно отнести к каждому второму из нас). Но Данко не такой, он не думает о себе, а помнит о тех, кто рядом. Не задумываясь, вырывает из груди свое пылающее сердце и дарит людям свет. Еще один Кибальчиш.

Какие книги убрали из школьной программы?

Иллюстрация к рассказу М. Горького «Данко»
Фото: commons.wikimedia.org

«Медный всадник» — у А. С. Пушкина немало страшилок для неокрепших детских умов, но меня и многих одноклассников пугал именно этот страшный Командор, памятник Петру I. Вот как вкратце описывает сюжет Валерий Брюсов:

Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него… и погнался за ним на своём бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.

Любой на месте героя повести тоже обезумели бы от ужаса, если бы перед ним предстало такое видение. Книжку хотелось поскорее захлопнуть, но надо было читать и пересказывать.

Какие книги убрали из школьной программы?

Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Фото: commons.wikimedia.org

«Лесной царь» — баллада Иоганна Вольфганга фон Гёте (1782 г.) в переводе Василия Жуковского, в которой рассказывается, как отец с маленьким сыном скачут на коне через лес в непогоду (в самое неподходящее время, вечерней порой). Сыну мерещится, что его манит к себе лесной царь, отец пытается объяснить, что это всего лишь плод воображения мальчика. Отец не отреагировал даже на крик сына, когда тот закричал, что лесной царь нагнал его. Когда они наконец доезжают до дома, отец обнаруживает, что ребёнок мёртв. Кстати, дух ли убил ребенка, или это был бред его больного воображения, не детализируется.

Чем не хоррор для школьника? Однако после детального разбора по полочкам и написания очередного сочинения становится уже не страшно, а скучно.

И, наконец, мой личный ужастик, от воспоминания о котором долгое время мурашки ползли по спине.

Это произведение на всех школьных утренниках и показах читала громовым голосом моя одноклассница Наташа Машенкина, крупная и высокая, с длиной русой косой. Поскольку читать ей приходилось на выступлениях долгих пять лет, то и образ она оттачивала: косу по-разному закидывала, металла в голосе подпускала, местами завывала, как иерихонская труба, местами понижала голос до шепота.

Какие книги убрали из школьной программы?

Эдуард Георгиевич Багрицкий
Фото: ru.wikipedia.org

Это было стихотворение «Смерть пионерки» Эдуарда Багрицкого, написанное им в 1932 году, то есть в то время, когда в стране свирепствовал голод из-за раскулачивания и изъятия у селян продовольствия. Друг поэта, писатель Исаак Бабель, писал о нем очень тепло: «в светлом будущем все будут состоять из одесситов, умных, верных и весёлых, похожих на Багрицкого». Но ничего из «светлого» Багрицкого школьники не учили, а заучивали отрывок из «Смерти пионерки».

Судя по причитаниям матери над умирающей от скарлатины дочерью, лирическая героиня стихотворения — девочка Валя — происходила из семьи «кулаков», у которых отнимали нажитое, ссылали или расстреливали. Но на уроках упор был другой: пионерка Валя даже в бреду отталкивала от себя религиозный крестик, благодаря чему и вошла в ранг пионеров-героев. Хотя как можно смерть от скарлатины превратить в гибель за дело коммунизма?

Кстати, это стихотворение, прозвучавшее в исполнении молоденькой Галины Польских в фильме «Дикая собака Динго», не произвело на меня такого страшного впечатления, как чтение Наташи.

Приведу стихотворение полностью, потому что тот, кто не учился в мои годы, не имел несчастья слышать эти строки, в сокращенном же виде они не так поражают воображение:

Грозою освеженный,
Подрагивает лист.
Ах, пеночки зеленой
Двухоборотный свист!

Валя, Валентина,
Что с тобой теперь?
Белая палата,
Крашеная дверь.

Тоньше паутины
Из-под кожи щек
Тлеет скарлатины
Смертный огонек.

Говорить не можешь —
Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.

Гладят бедный ежик
Стриженых волос.
Валя, Валентина,
Что с тобой стряслось?

Воздух воспаленный,
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?

Почему теснится
В подъязычье стон?
Почему ресницы
Обдувает сон?

Двери отворяются.
(Спать. Спать. Спать.)
Над тобой склоняется
Плачущая мать:

Валенька, Валюша!
Тягостно в избе.
Я крестильный крестик
Принесла тебе.

Все хозяйство брошено,
Не поправишь враз,
Грязь не по-хорошему
В горницах у нас.

Куры не закрыты,
Свиньи без корыта;
И мычит корова
С голоду сердито.

Не противься ж, Валенька,
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

На щеке помятой
Длинная слеза…
А в больничных окнах
Движется гроза.

Открывает Валя
Смутные глаза.

От морей ревучих
Пасмурной страны
Наплывают тучи,
Ливнями полны.

Над больничным садом,
Вытянувшись в ряд,
За густым отрядом
Движется отряд.

Молнии, как галстуки,
По ветру летят.

В дождевом сиянье
Облачных слоев
Словно очертанье
Тысячи голов.

Рухнула плотина —
И выходят в бой
Блузы из сатина
В синьке грозовой.

Трубы. Трубы. Трубы
Подымают вой.

Над больничным садом,
Над водой озер,
Движутся отряды
На вечерний сбор.

Заслоняют свет они
(Даль черным-черна),
Пионеры Кунцева,
Пионеры Сетуни,
Пионеры фабрики
Ногина.

А внизу, склоненная
Изнывает мать:
Детские ладони
Ей не целовать.

Духотой спаленных
Губ не освежить —
Валентине больше
Не придется жить.

Я ль не собирала
Для тебя добро?
Шелковые платья,
Мех да серебро,

Я ли не копила,
Ночи не спала,
Все коров доила,
Птицу стерегла, —

Чтоб было приданое,
Крепкое, недраное,
Чтоб фата к лицу —
Как пойдешь к венцу!

Не противься ж, Валенька!
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

Пусть звучат постылые,
Скудные слова —
Не погибла молодость,
Молодость жива!

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

Возникай содружество
Ворона с бойцом —
Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Чтобы в этом крохотном
Теле — навсегда
Пела наша молодость,
Как весной вода.

Валя, Валентина,
Видишь — на юру
Базовое знамя
Вьется по шнуру.

Красное полотнище
Вьется над бугром.
«Валя, будь готова!» —
Восклицает гром.

В прозелень лужайки
Капли как польют!
Валя в синей майке
Отдает салют.

Тихо подымается,
Призрачно-легка,
Над больничной койкой
Детская рука.

«Я всегда готова!» —
Слышится окрест.
На плетеный коврик
Упадает крест.

И потом бессильная
Валится рука
В пухлые подушки,
В мякоть тюфяка.

А в больничных окнах
Синее тепло,
От большого солнца
В комнате светло.

И припав к постели,
Изнывает мать.
За оградой пеночкам
Нынче благодать.

Вот и все! Но песня
Не согласна ждать.
Возникает песня
В болтовне ребят.

И выходит песня
С топотом шагов
В мир, открытый настежь
Бешенству ветров.

Слава Богу, с 1990-х «Смерть пионерки» исключили из школьной программы, чем перестали мучить впечатлительных школьников.

Недавно я наткнулась на статьи, где этому литературному произведению приписывают мистический смысл: мол, в стихотворных строчках скрыто страшное заклинание, призывающее смерть, и вслух его читать нельзя! Так или иначе, впоследствии, если на встречах выпускников должна была присутствовать Наташа Машенкина, я на них не ходила.

Источник

ПУСТОТА

Постоянное ощущение собственного одиночества толкает людей на странные поступки, объяснить которые они порой просто не в состоянии даже себе самим. Если начать копаться в этом – круг замыкается в том месте, откуда начался – отправной точкой и концом которого будет одиночество. Она много думала об этом, вероятно потому, что была умна и красива, а может, потому, что была женщиной, которой всегда чего-то не хватает. Пустота внутри нее иногда съеживалась до совсем маленьких размеров, тогда она ее почти не замечала, или делала вид, что не замечает, потому что о ее присутствии не забывала никогда; а иногда пустота вырастала настолько, что становилась больше ее, и ей в такие моменты было страшно, ей казалось, что вместо нее самой по улице или квартире идет один большой провал пустоты. Если конечно, в пустоте могут быть провалы. Она умела держать себя в руках, и, наверное, делала это совсем неплохо, потому что никто не замечал этой отчаянной пустоты ее одиночества.
Она зажигала везде свет, словно он мог ей чем-то помочь, но в темноте было совсем страшно, хотя она любила ночи и серые сумерки в те дни, когда пустота уменьшалась до размеров елочного шара. Она забиралась с ногами на диван и видела отчетливо, как он болтается из стороны в сторону, чуть поблескивая тусклым, желтоватым светом, поворачиваясь на невидимой нити, непонятно к чему привязанной. Иногда пустота казалась ей большой голодной тварью, которую она обязана накормить, чтобы та хоть какое-то, пусть очень короткое время, не давала о себе знать. Тогда она начинала делать глупости, пытаясь ими наполнить этот прожорливый желудок, которому все время было мало. В такие моменты ее мало интересовали люди, которых она втягивала в свои глупости, когда сознательно, а когда неосознанно, выстраивая вереницу событий по одному только ей понятному плану, который и ей-то до конца понятен не был.
Она шла по улице, и серое весеннее небо болталось у нее где-то под ногами, и идти не хотелось, но пустота внутри нее кричала и требовала чего-то неопределенного, чему она даже названия никакого придумать не смогла, как не пыталась. День таял как восковая свеча медленно, но неудержимо, и ей хотелось выть от бессилия что-либо изменить или исправить. Она вошла в знакомый подъезд, уловила его знакомый запах, поднялась по вымазанной известкой лестнице и позвонила в знакомую квартиру, понимая, что в очередной раз делает глупость, чтобы накормить эту прожорливую тварь, сидящую в ней.
Он открыл ей дверь, и она поразилась радости его взгляда, словно заметила это в первый раз за несколько прошедших месяцев. Она вздохнула и поняла, что пустота съела его, не оставив даже следа, и теперь мучительно требует чего-то еще. Или кого-то?.. И тогда она начала смеяться. Это было похоже на истерику, она знала это, но никак не могла остановиться. Он ничего не понимал и несколько раз улыбнулся вместе с ней, желая разделить ее безудержную радость, а внутри нее хохотала пустота, надрывно и зло.
« Вот и все,- подумала она.- Дальше будет хуже. Я думала хоть в этот раз будет все по-другому…»
И поняла, что обманывает себя, потому, что с самого начала знала, что все будет именно так, а не иначе. Пустота внутри нее кривлялась и росла, а потом расти стало некуда, и тогда она выплеснулась из ее глаз, наползла на лицо, окутала руки, тело, потом взглянула на него и сказала:
— Вот и все. Я ухожу.
И уже не имело значения, что он скажет в ответ, потому что пустота не ждала ответа, потому, что он был ей просто не нужен.
Пустота надела ее куртку, хлопнула дверью, спустилась по лестнице и вышла на улицу. И тогда пошел снег…

• ДАВАЙ СТАНЦУЕМ…

Звук бегущих кошачьих лапок, стучащих по деревянному полу, ожидающих чего-то…
Праздник уставших тел. Когда нет головы и рук, и ноги уже не в силах держать, давай станцуем, чтобы не упасть.
Ты болен, я болен, он болен тоже, в каждом из нас одна и та же болезнь, у каждого своя, но такая одинаковая… И если видеть только окончания — жить становится невозможно. Это — как подстреленная птица уже никогда не полетит, а потому, давай станцуем, чтобы не упасть.
За окном снова зима, и грязные следы на снегу говорят об отсутствии света и присутствии путей: ножных, машинных и железнодорожных. Он приходил вчера. Ты знаешь, чего он хотел? Для себя, для меня, для кого-то еще?.. Или это только видимость, иллюзия и ощущение того, что все уже давно сказано, все уже давно сделано, все уже давно без тебя, и совершенно непонятно, зачем ты, и именно поэтому, давай станцуем, чтобы не упасть.
Крыши дарят полет, игла — спокойствие, а пиво превращает тебя в реку. Там можно плавать, нырять и даже заплывать подальше, но всегда есть страх, что уже не вернешься, потому что не захочешь или не сможешь захотеть. И когда совсем плохо — есть бабочки и съезжающая крыша, отравленная собственным существованием, ты гладишь кошку и заглядываешь в ее глаза, в твои глаза, и ловишь себя на том, что так было всегда, и танцуешь, чтобы не упасть.
Когда его выносят — болтается хвост, и нет сил плакать, нет сил смеяться, может, ты разучился, а может, никогда не умел, и от этого больно, и хочется выть, но ты не можешь, видимо, по той же причине.
Она ищет лекарство от всех бед, и болеет поэтому гораздо круче, но, если надеяться, то, может, что-то и получится, хотя никто не уверен, так давай пригласим ее на танец, который мы танцуем, чтобы не упасть.
Все застывают вокруг нас в нелепых позах, и ты знаешь, что все они пытаются подстроиться и станцевать тоже, но губ твоих касается кривая усмешка: этот танец только наш, и нелепо думать, что кто-то сможет так еще, потому что мы танцуем, чтобы не упасть.
И когда кто-то из нас устанет, или полетит, или просто забудет сделать пару шагов, все закончится, чтобы уже не быть никогда, потому что нет ничего больше, и никто не предложит тебе взамен хоть что-то равноценное… Но не будем о грустном… Ведь пока…
…Давай станцуем, чтобы не упасть…
_________________________________________

Об авторе: АЛИСА ПОНИКАРОВСКАЯ

Родилась в 1969 году в Омске. Окончила факультет журналистики Омского государственного университета и Высшие Литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького. Работала корреспондентом и редактором в печатных изданиях и на телевидении; натурщицей, модельером-конструктором, музейным смотрителем. Рассказы публиковались в сборниках «Брызги шампанского» (М., «Олимп», 2002), «13 фантазий» (М., «Олимп», 2009), «Лед и Пламень», (М., 2009), «Свадебные рассказы» (М., «Олимп», 2010), «Голоса Сибири» (Кемерово, 2005-2009), в журналах «День и ночь» (Красноярск), «Дети Ра», «Подвиг», «Под часами» (Смоленск), «Складчина» (Омск) и других. Автор книг «Время полной луны», «Нарисуй меня счастливой» (под псевд. Алиса Лисовская), «Игра в ошибки» и др. Роман «По дороге в рай» номинировался на Букеровскую премию (1997), удостоен литературной премии им. Ф.М.Достоевского. Лауреат журнала «Дети Ра» (2006). Член Союза российских писателей.

СЕМЕЙКА

Я ехал повидаться с моим другом Симоном Радвеном, с которым не встречался целых пятнадцать лет.
Когда-то это был мой лучший, задушевный друг — друг, с которым проводишь долгие вечера, и тихие и шумные, которому поверяешь сердечные тайны, для которого находишь в мирной беседе изысканные, тонкие, остроумные, изящные мысли, рождаемые той душевной близостью, что возбуждает ум и открывает ему полный простор.
В течение ряда лет мы были неразлучны. Мы вместе жили, путешествовали, думали, мечтали, любили одинаковой любовью одно и то же, восхищались одними и теми же книгами, понимали одни и те же произведения искусства, трепетали от одних и тех же ощущений и так часто вместе смеялись над одними и теми же людьми, что с одного взгляда вполне понимали друг друга.
Потом он женился. Женился неожиданно на молоденькой провинциалке, приехавшей в Париж искать жениха. Каким образом эта маленькая блондиночка, худая, с нескладными руками, пустыми светлыми глазами, звонким глупым голоском, похожая на сотню тысяч других кукол на выданье, каким образом подцепила она этого умного и тонкого человека? Но разве такие вещи доступны пониманию? Он, наверное, мечтал о счастье, простом счастье, тихом и длительном, в объятиях хорошей, нежной и верной жены, и оно вдруг мелькнуло ему в прозрачном взгляде этой белобрысой девчонки.
Он не подумал, что человек деятельный, живой и впечатлительный неминуемо стоскуется в тисках пошлой жизни, если только не отупеет до такой степени, что перестанет что-либо понимать.
Каким я найду его? По-прежнему живым, умным, насмешливым и восторженным, или же провинциальная среда усыпила его? За пятнадцать лет человек может сильно измениться!

Поезд остановился на маленькой станции. Едва я вышел из вагона, какой-то толстый-претолстый краснощекий мужчина с круглым брюшком устремился ко мне и, раскрыв объятия, закричал: «Жорж!» Мы обнялись, хоть я его и не узнал. Потом я пробормотал с изумлением:
— Черт побери, ты не похудел!
Он ответил, смеясь:
— Что поделаешь? Хорошая жизнь, хороший стол, хороший сон! Ем и сплю — вот в чем мое существование!
Я всматривался в него, стараясь отыскать в этой расплывшейся физиономии любимые мною черты. Только глаза не изменились, но я не находил в них больше знакомого выражения и думал: «Если действительно взгляд — зеркало мысли, то в этой голове уже не те мысли, что были прежде, не те, что я знал так хорошо».
Хотя его глаза поблескивали весело и дружелюбно, в них больше не было того свечения ума, которое не меньше, чем речь, свидетельствует о силе интеллекта.
Вдруг Симон сказал мне:
— Ну, а вот двое моих старших.
Девочка лет четырнадцати, почти девушка, и тринадцатилетний мальчик в форме ученика коллежа, неловкие и застенчивые, приблизились ко мне.
Я пробормотал:
— Это твои?
Он ответил, смеясь:
— Ну да.
— Сколько же их у тебя?
— Пятеро! Трое младших остались дома.
Он сказал эхо с гордостью, удовлетворенно и почти торжествующе, и меня охватила вдруг глубокая жалость, смешанная со смутным презрением к этому горделивому и наивному производителю, который жил в своем провинциальном доме, как кролик в клетке, и ночами, в перерыве между двумя сновидениями, зачинал детей.
Я сел в коляску, которой правил он сам, и мы поехали по городу, скучному, сонному, унылому городу, где ничто не оживляло улиц, за исключением нескольких собак и двух — трех нянек. Время от времени какой-нибудь торговец, стоявший на пороге своей лавчонки, приподнимал шляпу; Симон отвечал на поклоны, называя мне каждого по имени, — вероятно, с целью показать, что знает, как зовут всех жителей. Мне пришло в голову, уж не подумывает ли он пройти в депутаты, — мечта всех, кого засосала провинция.
Мы быстро миновали город; коляска въехала в сад, притязавший называться парком, и остановилась у дома с башенками, старавшегося выдать себя за замок.
— Вот и моя берлога, — сказал Симон, напрашиваясь на комплимент.
Я ответил:
— Прекрасный дом!
На крыльце появилась дама, разряженная для гостей, причесанная для гостей, с готовыми для гостей фразами. Это была уже не прежняя белокурая вялая девочка, которую я видел в церкви пятнадцать лет тому назад, а полная дама в кудряшках и в оборках, одна из тех дам, у которых нет ни возраста, ни характера, ни изящества, ни ума, — ничего, что создает женщину. То была мамаша, толстая заурядная мамаша, наседка, производительница, машина плоти, которая рожает и не интересуется ничем, кроме своих детей и поваренной книги.
Она приветствовала меня, и я вошел в прихожую, где трое карапузов, выстроенные по росту, казалось, были выведены сюда на смотр, словно пожарные в ожидании мэра.
— Ага! Так это остальные? — воскликнул я.
Симон, сияя, назвал всех по именам:
— Жан, Софи и Гонтран.
Дверь в гостиную была отворена. Я направился туда и заметил нечто трепыхавшееся в кресле, — это был старый, парализованный человек.
Подошла г-жа Радвен:
— Мой дедушка, сударь. Ему восемьдесят семь лет.
Затем она крикнула дрожащему старцу в самое ухо:

— Это товарищ Симона, дедушка!
Предок сделал усилие, чтобы поздороваться со мной, и закудахтал: «Уа, уа, уа», помахав рукой. Я ответил, «Вы очень любезны, сударь!» — и в изнеможении опустился на стул.
Симон, войдя, засмеялся:
— Ха-ха! Так ты уже познакомился с нашим дедушкой? Это уморительный старичок, потеха для детей. Он лакомка, мой дорогой, и за каждой трапезой готов обожраться до смерти. Ты не представляешь, сколько бы он съел, если бы дать ему волю! Но ты увидишь, увидишь! Он делает глазки сладким блюдам, как барышням. Ничего забавнее тебе во всю жизнь не встретится, да, впрочем, сейчас ты сам увидишь.
Потом меня повели в отведенную мне комнату, чтобы я переоделся, так как наступал обеденный час. Подымаясь по лестнице, я услышал громкий топот и обернулся. Все дети шли за мной целою процессией, позади отца, — несомненно, чтобы оказать мне честь.
Моя комната выходила на равнину, бесконечную, совершенно гладкую равнину, на целый океан травы, пшеницы и овса, без единой рощицы, без единого холма, — поразительное и печальное подобие той жизни, которую, должно быть, ведут в этом доме.
Прозвенел звонок: звали к обеду. Я спустился. Г-жа Радвен торжественно взяла меня под руку, и мы прошли в столовую. Слуга подкатил кресло параличного; очутившись перед прибором, старик сразу бросил жадный, любопытный взгляд на десерт и с трудом поворачивал трясущуюся голову от одного блюда к другому.
Симон потирал руки. «Теперь ты позабавишься», — сказал он мне. И все дети, поняв, что меня хотят угостить зрелищем дедушки-лакомки, дружно рассмеялись, а мать только улыбнулась, пожав плечами.
Радвен приставил руки рупором к губам к завопил к ухо старику:
— Сегодня у нас сладкий рис со взбитыми сливками!
Сморщенное лицо дедушки засияло, и он еще сильнее затрясся с головы до ног, желая показать, что понял и доволен.
Обед начался.
— Смотри, — зашептал Симон.
Дедушка не любил супа и отказывался есть. Его принуждали к этому здоровья ради; слуга насильно вливал ему в рот полную ложку, а старик энергично отфыркивался, чтобы не глотать бульона, который, таким образом, струей вылетал на стол и на соседей.
Дети хохотали в полном восторге, а их папаша, тоже чрезвычайно довольный, повторял:
— Правда ведь, забавный старик?
В течение всего обеда занимались только им. Он пожирал взглядом расставленные на столе блюда и трясущейся рукой старался схватить их и подвинуть к себе. Их ставили почти около него, чтобы полюбоваться тщетными усилиями параличного, судорожным устремлением, отчаянною тягой к ним всего его существа — глаз, рта, носа, вдыхавшего запахи. От жадности у него на салфетку текли слюни, и он издавал какое-то урчание. Все семейство наслаждалось этой гнусной и чудовищной пыткой.
Потом ему на тарелку клали крохотный кусочек, и старик съедал его с лихорадочной прожорливостью, чтобы поскорее получить что-нибудь еще.
Когда подали сладкий рис, у него начались почти что конвульсии. Он стонал от желания.
Гонтран крикнул:
— Вы ели уже слишком много, сладкого не получите!
И хозяева сделали вид, что старику больше не дадут ничего.
Тогда он заплакал. Он плакал, дрожа все сильней и сильней, а дети хохотали.
Наконец ему принесли его порцию, крохотную порцию; когда он взял в рот первую ложечку, из его горла вырвался смешной и жадный звук, и он сделал движение шеей, как утка, заглатывающая слишком большой кусок.
Покончив со сладким, он начал топать ногами, чтобы получить еще.
Проникшись жалостью к пытке этого трогательного и смешного Тантала, я вступился за него:
— Дайте же ему еще немного риса!
— Нет, дорогой мой, — ответил Симон, — в его возрасте вредно есть слишком много.
Я замолчал, раздумывая над этим ответом. О мораль, о логика, о мудрость! В его возрасте! Значит, беднягу ради его же здоровья лишают единственного удовольствия, которое он еще способен ощутить. Здоровье! Да на что оно этой неподвижной, дрожащей развалине? Чтобы продлить его дни, как говорится. Его дни? Сколько же их осталось? Десять, двадцать, пятьдесят, сто? И зачем? Для него самого? Или затем, чтобы продлить для семьи зрелище его бессильной прожорливости?
Ему нечего было больше делать в этой жизни, нечего! Одно только желание осталось у него, одна радость; почему же не дать ему полностью эту последнюю радость? Даже если бы он и умер из-за нее!
Потом, после долгой игры в карты, я отправился к себе в комнату спать; мне было грустно, грустно, грустно!
Я подошел к окну. В саду слышалось только очень слабое, нежное и красивое щебетание птицы, сидевшей где-то на дереве. Птица баюкала свою самочку, заснувшую на яйцах, и тихо пела для нее среди ночи.
И я подумал о пятерых отпрысках моего бедного друга, который, должно быть, храпел в это время возле своей противной жены.

* * *

Напечатано в «Жиль Блас» 3 августа 1886 года.

Ги де Мопассан. Собрание сочинений в 10 тт. Том 6. МП «Аурика», 1994
Перевод К.Локса.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Анализ рассказа После бала

Основу сюжетной линии произведения составляет реальный факт из жизни родного брата писателя, влюбленного в девушку, являющуюся дочерью военного офицера. Юноша планирует вступить в брак с возлюбленной, однако отказывается от этого шага, поскольку становится свидетелем жестокого поступка ее отца в отношении рядового солдата.

Смысловое значение названия рассказа представляется неоднозначностью и противоречивостью жизненных обстоятельств, который ставят человека, восхищающегося яркими огнями бала, перед реальной действительностью, отличающуюся жестокостью и заскорузлостью людской души.

Жанровая направленность произведения представляет собой рассказ в стиле реализма, основной темой которого является изображение проблемы нравственности, которой по мнению автора лишено русское общество.

Композиционная структура рассказа выстраивается с использованием антитезы, заключающейся в противопоставлении сцен роскошного бального мероприятия и жестокого наказания беглого солдата.

Композиционно произведение состоит из нескольких частей, представляющих собой экспозицию в виде диалога, подводящего к сюжетному событию, завязку в виде сцены бала, кульминацию в виде сцены наказания солдата и развязку в форме заключительной реплики лирического героя.

Повествование ведется от лица лирического героя, представленного рассказчиком.

  Письмо подруге о дружбе до слёз: трогательные слова подруге

Отличительной особенностью рассказа является то, что несмотря на его небольшой текстовой объем, он характеризуется нравственной и философской направленностью, основу которой представляет двойственная сущность главного героя в лице полковника, изображенного в качестве статного, красивого, зрелого мужчины, отличающегося моложавой внешностью, аристократическими манерами, приятной, грамотной речью, военной выправкой. Однако в один момент этот красивый человек кардинально меняет и предстает перед рассказчиком, влюбленным в его дочь, в виде грозного, жестокого человека, способного даже на убийство.

Основной идеей рассказа является описание разоблачения фальши, лжи представителей высшего общества, скрывающих злобу и высокомерие в отношении зависимых от них людей.

Сюжетная линия произведения разворачивается в одну из ночей, которая кардинально меняет мировоззрения рассказчика.

Помимо основной темы в рассказе раскрывается тематики любви, крушения мечты, равнодушия, лицемерия.

Кроме того, автор использует для акцентирования внимания на чувствах рассказчика пейзажные зарисовки в виде сравнения тумана и состояния героя, а также с помощью эпитетов противопоставляет наигранные веселые чувства праздного общества в виде пышной роскоши бала страданиям обычных, простых людей, находящихся в рабской зависимости.

Моральная составляющая произведения заключается в предоставлении автором читательской аудитории возможности задуматься о необходимости проявления отзывчивости, чуткости, сострадания и милосердия во взаимоотношениях людей.

История создания «После бала» (Л. Н. Толстой)

Сергей Николаевич очень часто заезжал к ним в гости и не раз присутствовал у них на светских приемах и на балах. Но случится то, что раз и навсегда отвернет его от намечавшихся грандиозных планов, погасит его любовь и желание жениться на своей милой возлюбленной.

Однажды ночью после бала Сергей Николаевич стал невольным свидетелем того, как наказывали беглого солдата, и этой жуткой экзекуцией руководил сам отец Вареньки.

История создания «После бала» достаточно интригующая, и потому все же лучше ознакомиться с полным содержанием самого произведения, чтобы понять все тонкости и суть произошедшего события. Это происшествие потрясло и самого писателя, который потом, уже много лет спустя, все же решил описать его в своем произведении «После бала».

Композиция рассказа

Композиционное разрешение направлено на возможность полного самораскрытия героя: произведение построено как рассказ в рассказе. В рамочном обрамлении повествование ведется от умудренного годами и жизненным опытом Ивана Васильевича. Это мудрый человек, в силу того, как сложилась его судьба, много передумавший о цели человеческого существования.

А в центральной части произведения вновь его голос, но пока еще молодого, богатого, жаждущего новых впечатлений, эмоций.

Все его существо пронизано восторгом первого чувства, любви к Вареньке.

Потому обычный губернский бал, с которого начинается повествование, видится герою как что-то прекрасное и удивительное: «Я был счастлив и блажен… Я обнимал в то время весь мир своей любовью»

И насколько прекрасно кружащее, как хорошее шампанское, голову чувство, настолько и прелестна Варенька, грациозная и воздушная. Ее царственная стать обворожительно чудесна, а сопровождающие ее образ розовый и белый цвета создают ощущение полета.

Также обворожителен и отец Вареньки, «полковник с серебряными эполетами». Они с дочерью очень похожи, и Толстой, намеренно используя одинаковые детали портрета, максимально сближает эти образы, делая их неразделимыми в глазах читателей.

Несмотря на внешнюю легкость событий, некоторые детали уже подготавливают читателя к тому, как будут развиваться дальнейшие события.

Например, в полковнике подспудно раздражает рассказчика его желание походить на Николая Первого и натянутая на руку во время танца замшевая перчатка, потому что того требуют правила.

Пылкий и восторженный влюбленный не отдает себе отчета в том, что есть раздражающие его вещи, но их четко понимает человек, много раз переосмысливший тот самый вечер.

Резкой антитезой звучит вторая часть рассказа Ивана Васильевича. Первое столкновение с реальной, неприукрашенной жизнью жестоко преподает урок юноше, мечтавшему о счастье. Кульминация рассказа – описание жестокой казни, этот момент становится переломным в судьбе героя.

Среди черных мундиров ярко выделяется исполосованная спина наказываемого солдата, это зрелище показывает всю мерзость жизни, неостановимую и невозможную.

Чувство горького стыда, испытанного за невольное соучастие в этой безумной жестокости Иваном Васильевичем, противопоставлено чувствам полковника, для которого эта казнь — дело вполне заурядное.

Страшное зрелище и понимание того, что гармония недостижима в том мире, где один человек по закону имеет право истязать другого, полностью меняют героя. Вся его жизнь – мучительный поиск смысла существования и горькое разочарование, потому как он не в силах ничего изменить.

Иван Васильевич выбирает путь непротивления насилию, его нравственный выбор заключается в оберегании своей души от зла.

Жанр и творческий метод

Итак, «После бала» Л.Н.Толстой представил как прозаическое произведение, написанное в жанре рассказа, небольшого по объему. В нем описывается один эпизод из жизни главного героя, от которого он получил огромное потрясение, сыгравшее большую роль в его дальнейшей судьбе.

В рассказе «После бала» изображена эпоха правления Николая I. И автор намекает на то, что уже через много лет, в настоящей жизни, в России ничего так и не изменилось. Лев Николаевич Толстой был идеалистом, он всегда выступал против гнета и насилия над народом. Его рассказ и практически все творчество этого великого художника слова связано с русским реализмом в литературе.

История создания «После бала» описывает его серьезные страдания и мучения по этому поводу, вплоть до отречения от христианской веры, которой он долгое время служил. Толстой не мог смириться с действительностью. Он не хотел принимать мир жестоким и несправедливым.

Основные герои

Основные герои рассказа — юноша Иван Васильевич, влюбленный в Вареньку, и отец девушки полковник Петр Владиславович.

Полковник, красивый и крепкий человек лет пятидесяти, внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь, Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон. Именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. Как понять того, кто искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой? «Очевидно, он знает что-то такое, чего я не знаю… Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич почувствовал, что в этом противоречии повинно общество: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».

Главная тематика

В произведении «После бала» раскрывается безотрадная сторона царского солдата и его двадцатипятилетняя служба в русской армии, где было полное бесправие, постоянная муштра и невыносимые наказания в случае невыполнения любого приказа начальника. Но основной проблемой все же стали вопросы нравственного воспитания человека и то, под воздействием чего оно формируется.

Влияет ли на все это просто случай или какие-то общественные условия? История создания «После бала» описывает пример того, как одно событие переворачивает всю жизнь главного героя, сразу отбросившего все тогдашние сословные предрассудки.

Молодой человек, который, как и все в этом возрасте, весьма восторжен, впечатлителен, вдруг из-за нахлынувшего на него чувства несправедливости резко меняет свою судьбу.

Популярные сегодня темы

  • Критика о творчестве Гоголя и отзывы современников Работы писателя, непростые для понимания как для его современников, так и для нынешних литературоведов, вызывают до настоящего времени неоднозначную реакцию и разнообразное отношение исследователей.
  • Сочинение на тему Благородство По моему мнению, благородство показывает, в каком состоянии пребывает душа человека. В человеке либо присутствует благородство, или оно отсутствует. Данное качество начинает формироваться еще с детских лет.
  • Сочинение Воронеж — мой любимый город Своим любимейшим городом я со всей уверенностью могу назвать Воронеж. Этот город находится на Дону. Принадлежит России. Многие люди, побывавшие в этом населенном пункте, говорят, что он кажется
  • 11 класс ЕГЭ
  • Анализ трагедии Прометей прикованный Эсхила Трагедия создана в середине 5 века до н.э. Эсхил опирался на миф о Прометее, который участвовал в борьбе Олимпийцев с Титанами

Идея

Системы образов и композиция помогают раскрыть идею рассказа «После бала». Основными героями здесь выступают сам рассказчик Иван Васильевич, старый полковник и его дочь Варя.

История создания «После бала» Толстого говорит о том, что в образе полковника Толстой решил обличить социальные условия, искажающие истинную натуру человека, которому прививается неправильное понятие о долге.

Идейное содержание произведения раскрывается через главного героя, внутреннюю эволюцию его чувств, восприятия мира. Он задумывается над проблемами ответственности за весь окружающий его мир. Рассказчик Иван Васильевич тем и отличается, что эту ответственность за жизнь общества он частично берет на себя.

В рассказе все образы и действия описаны очень контрастно: роскошный бал и сцена страшного наказания, грациозная фигура стройной Вареньки и тело солдата, напоминающее окровавленное месиво. Или отец Вареньки, который сначала выглядел милым и очаровательным старичком, а потом превратился в злого деспота, требующего достойного выполнения своего приказа.

На балу

В годы своей юности Иван Васильевич был очень романтичной личностью, и это чувство подпитывалось любовью к очаровательной Вареньке. Он был на очередном балу, который устраивала семья девушки и все ему казалось замечательным. Хозяева удивляли своей добротой и гостеприимством, дом был большим и роскошным, музыка веселая, а еда очень вкусная.

Не отводит он взгляда и от отца Вареньки, полковника Петра Васильевича. Все в нем кажется таким добрым, отзывчивым и благородным. Со своей дочкой, мужчина общается в милой форме, высказывает нежность и гордость.

Главный герой так же замечает его самодельные сапоги, и он приходит к выводу, что тот экономит на себе, что бы его дочка ни в чем не нуждалась. Весь вечер проходит в милой, и добродушной обстановке и в таком настроении он отправляется домой.

Конфликт

В основе конфликта, с одной стороны, лежит двуличность градоначальника Петра Владиславовича, а с другой — разочарование рассказчика Ивана Васильевича.

Сначала он в своем рассказе сыплет самые яркие комплименты в адрес градоначальника, описывая его красивым, статным, милым, любезным и свежим стариком, который располагал к себе каждого из гостей.

Но после бала картина удручала, лицо полковника охватила жестокая гримаса, Иван Васильевич видел, как тот своей перчаткой бил по лицу малорослого солдата, который старался смягчить свой удар по спине и без того мучившегося изможденного беглого татарина.

История создания произведения «После бала» говорит о том, что в образе Ивана Васильевича представляется личность, которая не может любить только одного человека, он хочет любить весь мир и принимать его полностью. Поэтому и любовь к Вареньке из-за поступка ее отца сразу превращается в пепел.

Из-за жестокости и несправедливости нет гармонии, и итоге все рушится. Конечно, молодой человек не в силах что-либо изменить, но он может только согласиться или не согласиться с условиями того зла, в котором ему придется в дальнейшем участвовать.

Вот на чем основывалась логика молодого Ивана Васильевича, поэтому он и отказался от своей любви.

Истязание дезертира

Приблизившись, он увидел страшную картину: навстречу шел «оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его».

Это был пойманный дезертир, которого проводили сквозь строй, и каждый солдат был обязан ударить беглеца. Порой человеческая жестокость не знает границ, и это в ярких красках постарался передать автор.

Разочарование в отце Вареньки

Страшное зрелище навсегда запечатлелось в сознании Ивана Васильевича, еще несколько часов назад считавшего полковника довольно-таки милым человеком. Сейчас он был жестоким, немилосердным, страшным.

«Будешь мазать, будешь?!» – кричал Петр Владиславович на солдата, который недостаточно сильно ударил дезертира… Никто не прислушался к тихой просьбе бедного страдальца, который еле слышно шептал: «Братцы, помилосердствуйте».

И приятные чувства Ивана по отношению к отцу Вареньки вмиг улетучились, оставив место горькому удивлению, разочарованию, даже потрясению. Немудрено, что молодой человек в то утро напился вместе с приятелем.

«Любовь сошла на нет…»

С той поры Иван Васильевич уже не мог относиться к Варе, как прежде. Встречая её, каждый раз он вспоминал полковника на площади. И любовь постепенно растаяла. «Так вот отчего может измениться судьба человека» – заключил рассказчик. Увы, к величайшему сожалению, бывает и так.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Соловей и Роза Оскар Уайльд Рассказ начинается с того, что соловей слышит влюбленного юношу, который страдает. Его возлюбленная сказала, что потанцует с ним — бедным студентом, если он подарит ей алую розу. Соловья так трогают мечтания юноши, что он решает ему помочьИстория использует легенду о Трое, в частности ответвление про царя Агамемнона, который прибыв из военного похода погиб от рук Эгисфа, который стал новым правителем и Клитемнестры, которая была его супругой

Вывод и свое мнение

В своем произведении Лев Николаевич с филигранным мастерством продемонстрировал разительный контраст между двумя мирами, двумя реалиями – веселым, легкомысленным, искрящимся, словно брызги шампанского, балом, и картиной страшного, кровавого наказания. Таким образом писатель хотел показать, что любое происшествие в жизни, так или иначе, влияет на судьбу человека. Герой, ощутивший этот контраст, стал совсем иначе смотреть на мир, на окружающих людей, и это предопределило всю его жизнь.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением После бала.Год написания – 1903 год.

История создания – В основе сюжета лежит реальная история, случившаяся с братом писателя. Тот, будучи влюбленным в дочь военного начальника, собирался сделать девушке предложение. Однако передумал, когда стал свидетелем чрезвычайной жестокости ее отца по отношению к солдату.

  • Тема – Главная тема произведения – нравственность, которая в полной мере раскрывает проблематику устройства общества в царской России.
  • Композиция – Композиция построена на антитезе – противопоставлении бала и сцены наказания беглого солдата.
  • Жанр – Рассказ.
  • Направление – Реализм.

Анализ художественного текста Л.Н. Толстого «После бала»

Анализ художественного текста

Л.Н. Толстого «После бала».

История создания.

Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л. П. Корейша и собирался на ней жениться.

Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.

Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал её в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа.

Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».Писателя волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека.

Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах?

Род, жанр, творческий метод.

«После бала» – прозаическое произведение; написано в жанре рассказа, так как в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя (потрясение от увиденного после бала), и текст небольшой по объему.

Надо сказать, что на склоне лет Толстой проявлял особый интерес к жанру рассказа.В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы 19 века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что и в настоящем ничего не изменилось.

Он выступает против насилия и гнёта, против бесчеловечного отношения к людям.

Рассказ «После бала», как и всё творчество JI.H. Толстого, связано с реализмом в русской литературе.

Тематика.

Толстой раскрывает в рассказе «После бала» одну из безотрадных сторон жизни николаевской России – положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат, проведение сквозь строй в качестве наказания.

Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека – общественные условия или случай.

Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь («Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», – рассказывает герой).

  • В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.
  • Идея.

Идея рассказа раскрывается с помощью определённой системы образов и композиции. Основные герой – Иван Васильевич и полковник, отец девушки, в которую был влюблён рассказчик, – через образы которых решается главная проблема. Автор показывает, что социум и его структура, а не случай влияют на личность.В образе полковника Толстой разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.

Идейное содержание раскрывается через изображение эволюции внутреннего чувства рассказчика, его ощущения мира. Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич.

Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличён в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».

Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».В рассказе JI. H.

Толстого всё контрастно, всё показано по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле; обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же – злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания.

  1.  Изучение общего построения рассказа становится средством раскрытия его идейного содержания.
  2. Характер конфликта.

Основа конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой – в разочаровании Ивана Васильевича.

Полковник был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая речь подчёркивала его аристократическую сущность и вызывала ещё больше восхищения. Отец Вареньки был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты.

Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий. Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх.

Иван Васильевич так описывает наказание солдата: «И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком.

Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и её отца, восхищается им.

Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится всё его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично.

«Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле», – вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.

Основные герои.

Основные герои рассказа – юноша Иван Васильевич, влюблённый в Вареньку, и отец девушки – полковник Пётр Владиславович.

Полковник, красивый и крепкий человек лет пятидесяти, внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь, Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон. Именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича.

Как понять того, кто искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой? «Очевидно, он знает что-то такое, чего я не знаю… Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что видел, и это не мучило бы меня».

 Иван Васильевич почувствовал, что в этом противоречии повинно общество: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».

Иван Васильевич, скромный и порядочный молодой человек, потрясенный сценой избиения солдат, не в состоянии понять, почему это возможно, почему существуют порядки, для охраны которых нужны палки.

Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, перевернуло его представления о сословной нравственности: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

Сюжет и композиция.

Сюжет рассказа незамысловат. Иван Васильевич, убеждённый, что среда не влияет на образ мыслей человека, а всё дело в случае, рассказывает историю своей юношеской влюбленности в красавицу Вареньку. На балу герой знакомится с отцом Вареньки, очень красивым, статным, высоким и «свежим стариком» с румяным лицом и роскошными усами. Хозяева уговаривают его протанцевать мазурку с дочерью.

Во время танца пара привлекает всеобщее внимание. После мазурки отец подводит Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди проводят вместе.

Иван Васильевич возвращается домой под утро, но не может уснуть и отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Издалека он слышит звуки флейты и барабана, которые без конца повторяют одну и ту же визгливую мелодию.

На поле перед домом Вареньки он видит, как прогоняют через строй солдат какого-то татарина за побег. Командует экзекуцией отец девушки, красивый, статный полковник.

Татарин умоляет солдат «помилосердствовать», но полковник строго следит, чтобы солдаты не давали ему, ни малейшей поблажки.

Один из солдат «мажет». Полковник бьёт его по лицу. Иван Васильевич видит красную, пёструю, мокрую от крови спину татарина и ужасается.

Заметив Ивана Васильевича, полковник делает вид, что незнаком с ним, и отворачивается.Иван Васильевич думает, что, вероятно, полковник прав, раз все признают, что он поступает разумно. Однако он не может понять причин, которые заставляли отца Вареньки жестоко бить человека, а, не поняв, решает не поступать на военную службу. Любовь его идёт на убыль…

Так один случай переменил его жизнь и взгляды.Весь рассказ – это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет. Композиция рассказа чёткая и ясная, в ней логично выделяются четыре части: большой диалог в начале рассказа, подводящий к повествованию о бале; сцена бала; сцена экзекуции и заключительная реплика.

«После бала» построен как «рассказ в рассказе»: начинается тем, что почтенный, много повидавший в жизни и, как добавляет автор, искренний и правдивый человек – Иван Васильевич в разговоре с друзьями утверждает, что жизнь человека складывается вовсе не от влияния среды, а из-за случая, и в доказательство этого приводит случай, изменивший его жизнь. Это уже собственно рассказ, герои которого – Варенька, её отец и сам Иван Васильевич. Таким образом, из диалога рассказчика и его друзей в самом начале повествования узнаем о том, что эпизод, о котором пойдёт речь, имел огромное значение в жизни человека. Форма устного рассказа придаёт событиям особую реалистичность.

Художественное своеобразие.

Толстой-художник всегда заботился о том, чтобы в произведении «всё свести к единству». В рассказе «После бала» таким объединяющим началом стал контраст. Рассказ построен на приеме контраста, или антитезы, путем показа двух диаметрально противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика.

Так контрастная композиция рассказа и соответствующий язык помогают раскрыть идею произведения, сорвать маску добродушия с лица полковника, показать его подлинную сущность.

Контраст используется писателем и при выборе языковых средств. Так при описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки» (цветопись). Связано это с тем, белый цвет – олицетворение чистоты, света, радости. Толстой с помощью этого слова подчёркивает ощущение праздника и передаёт душевное состояние рассказчика.

О празднике в душе Ивана Васильевича говорит музыкальное сопровождение рассказа: весёлая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.

В сцене наказания присутствуют другие краски и другая музыка: «…я увидал… что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. … это была… жёесткая, нехорошая музыка».

Значение произведения.

Значение рассказа огромно. Толстой ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.

«После бала» анализ произведения Толстого – тема, смысл названия, особенности композиции, конфликт рассказа

История создания

Рассказ «После бала» — это реальная история, которая произошла с братом Льва Толстого, С. Н. Толстым. Сергей Николаевич познакомился с Варварой Корейш, дочкой казанского воинского начальника.

Сергей Толстой был увлечен барышней, но увлеченность юноши прошла после произошедшей позднее встречи с ее отцом.

Притяжение молодых людей так и не переросло в любовь, потому что дворянину было противно каждый раз возвращаться воспоминанием в ту отвратительную сцену, но и забыть о ней он не мог. Замысел книги был порожден самой действительностью.

Сергей Николаевич Толстой, будучи на бале у отца Варвары, встретил его через несколько часов после торжества. Однако увиденное ему не понравилось: отец девушки распоряжался жестокой экзекуцией солдата. Эта история послужила сюжетом для Льва Толстого, который написал рассказ в 1903 году.

Жанр, направление, композиция

«После бала» написан в жанре рассказа. В произведении присутствует ограниченное количество персонажей, автор поднимает одну проблему. Рассказ имеет одну сюжетную линию. Направление творчества Толстого – реализм. Он описал случай из жизни, не выходя за рамки данности.

Как построен рассказ «После бала»? Композиция называется «рассказ в рассказе»: герой рассказывает слушателям историю из прошлого, будучи участником действия в настоящем времени.

Также книгу можно разделить на две части по содержанию: сказочный вечер на балу (заблуждение героя во тьме) и промозглое туманное утро – время прозрения. Лев Толстой использует художественный прием композиционной антитезы — это помогает автору создать эффект контраста.

Композиционная антитеза представлена в рассказе в виде сцен во время и после бала, когда главный герой испытывает горькое разочарование после только что чувствовавшейся эйфории. Писатель показал, как отличается будничная жизнь высокопоставленных лиц от их поведения на пышных вечерах.

Особенности композиции позволяют автору донести главную мысль, не прибегая к обильным описаниям и объемным сюжетным поворотам. Он выразил сложную идею лаконично и точно.

  Краткое содержание рассказа Шукшина «Охота жить»

Экспозиция рассказа усиливает контраст — читатель не подозревает, что сюжетная линия может измениться совсем в другую сторону.

Сначала Толстой описывает, как Иван Васильевич, главный герой, преисполнен нежности и пылкости по отношению к Вареньке — он надеется, что женится на столь прекрасной девушке. Тем более, герою улыбается удача — полковник Петр Владиславович благосклонен к нему, он дарит ему танец с дочерью, которую уже пригласил другой кавалер.

Экспозиция рассказала изображается в светлых, легких тонах. Далее на читателя обрушивается жестокая реальность, которая разрушает все светлые чувства, ранее жившие в сердце Ивана Васильевича.

Вариант 2 (сочинение)

Это одно из последних произведений автора. В данном рассказе описывается драматическое событие – наказание. Событие описывается глазами приличного, благородного и честного человека-очевидца. Герой искренне полюбил девушку. Но после того, как он увидел истинное лицо отца девушки, он не смог этого простить. Его чувства понемногу начали угасать, а мечта разрушилась.

Иван Васильевич искренний и благородный. Он предпочитает жить в гармонии со всем миром и с самим собой. В людях он также предпочитает видеть только хорошие качества и достоинства. Иван Васильевич молод и счастлив, мечтает стать военным. Герой видит танцующего полковника на балу.

Полковник довольно галантен и обходителен с людьми, с его лица не спадает приятная улыбка. Но вскоре, Иван Васильевич становится свидетелем страшной ситуации. Истинное лицо и двуличие отца возлюбленной сильно потрясли героя.

Его настигла ненависть по отношению к человеку, бьющего по лицу молодого солдата и ругающего его за то, что тот не сделал преступнику еще больнее. Спина бедного татарина была окровавлена, но полковнику этого было мало.

Нравственно чистый и совестливый Иван Васильевич не смог понять и оправдать такую жестокость и жажду крови полковника. Главному герою стыдно за поступок этого человека.

Любящий и нежный отец своей дочери, который мило танцует с ней, на следующий день предстает уже в образе жестокого, злого полковника. Иван Васильевич исключительно порядочный и честный человек, каким он предпочел оставаться до конца.

Он не стал карьеристом. И это подкупает. В рассказе поднята нравственная проблема.

Искренняя любовь полковника к своей дочери не вызывает сомнения. Но это не отменяет того, что он одновременно очень бессердечный, твердый и жестокий военный, в котором так сильно разочаровался Иван Васильевич.

Тот неприятный случай навсегда запечатлелся в памяти героя и при каждой последующей встрече со своей возлюбленной, Иван Васильевич вспоминал окровавленную спину осужденного татарина. В итоге, он предал мечту стать военным, так же, как и не смог в будущем продолжать отношения с дочерью военного. Его любовь постепенно начала превращаться в отвращение.

Ему стало сложно относиться к этим людям по-прежнему. То самое короткое, но важное событие в жизни героя, в итоге, изменило всю жизнь, взгляды и мечты.

Читатель начинает задумываться о смысле жизни. Разве могут одни и те же люди выглядеть и действовать в разных жизненных ситуациях по-разному? Поражает то, как в жизни быстро сменяются веселье и боль, радость и горе, счастье и страдание.

Смысл названия

Название рассказа «После бала» имеет важный смысл в произведении. Сначала Лев Николаевич Толстой рисует перед читателем идеальный мир, где царят любовь, роскошь, балы, светское общество и всеобщее счастье людей, которые в этот мир попали. Но Иван Васильевич, который «вытянул счастливый билет» и наслаждался такой жизнью, не подозревал о ее обратной стороне.

Бал — это роскошная маска, которая укоренилась в обществе. Бал дарит иллюзорное ощущение влюбленности, страсти, благородства и изящных манер. В душном и пышном зале нет места для реальности.

Сцена после бала — это переломный момент всего рассказа. Именно он изменил ход жизни Ивана Васильевича.

После бала герой понимает, что не сможет смириться с жесткостью людей, которая прикрыта манерами и статусом.

Конфликт

Лев Толстой создал острое столкновение обстоятельств, взглядов и жизненных позиций, которые не нашли взаимного компромисса. В рассказе противостоят друг другу две России: одна для богачей, другая для бедняков. В одной вызывающе искусственно поддерживается веселье и довольство, а в другой любыми способами добываются средства для поддержания роскоши.

Иван Васильевич увидел полковника Петра Владиславовича в жизненных условиях, где он не мог спрятать свою жестокость и холодность под маской доброжелательного хозяина.

Главный герой понял, что не сможет смириться с жизненными позициями Петра Владиславовича. Он не может забыть, как манерный дворянин, весело танцевавший мазурку на бале, может так равнодушно избивать беглого солдата.

В этой сцене Иван Васильевич понимает, что его с Варенькой судьбы разошлись.

Рассуждение

В основу рассказа Лев Николаевич, как часто это делал, положил реальные события. В своем рассказе писатель хотел отразить подлинное устройство общества своего времени, показать актуальные проблемы и заставить читателя поразмышлять над нравственными вопросами.

Произведение можно разделить на две части. В первой главный герой, Иван Васильевич, описывает бал, на котором ему довелось побывать в молодости. А затем рассказывает о событиях, которые произошли после.

Герой попадает на шикарный бал, он восхищен внутренним убранством зала, чудесной музыкой, которую исполняют известные музыканты. Он любуется прекрасными дамами в роскошных нарядах, их благородными кавалерами. На этом балу рядом с героем его возлюбленная Варенька, чье присутствие делает вечер еще более волшебным.

Затем рассказчик уделяет внимание отцу Вари. Военный человек, полковник, он имеет безукоризненную выправку, идеальные манеры и в целом производит впечатление джентльмена. Герой искренне любуется тем, какие трепетные отношения у отца с дочерью.

Затем начинается вторая часть, в которой мы уже видим резкий переход. В нем мы снова встречаемся с отцом Вареньки, но узнаем его с другой стороны. Иван Васильевич видит, как один из солдат за совершенную провинность заставляют «пройти через строй». А полковник, видя, что один из солдат наносит недостаточно сильные удары, начинает сам избивать провинившегося.

Героя поражает даже не эта жестокость, а то, что у одного человека могут быть две такие разные стороны.

Образ блестящего и галантного кавалера, любящего отца смещается, уступив место человеку грубому и жестокому. Мало того, что он совсем не сочувствует бедняге, чья провинность, на самом деле, не так велика.

Он еще и сам принимает активное участие в издевательствах и явно получает от этого удовольствие.

После этого Иван Васильевич уже не мог видеть Вареньку. Ведь каждый раз у него перед глазами всплывала эта ужасная сцена.

Л.Н. Толстой в своем рассказе так и оставил открытым вопрос: можно ли оправдать жестокость необходимостью?

Нужно разграничивать понятия «необходимая жестокость» и бессмысленные издевательства, когда человек упивается своей властью и безнаказанностью. Если бы Иван Васильевич увидел строгого но справедливого командира, который держит дистанцию с подчиненными, но не переходит грань, у него бы сложилось совершенно другое впечатление.

Другие темы: ← Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова↑ ТолстойПо роману Анна Каренина →

`

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Ивана Васильевича. Рассказ основан на истории юноши, влюбленного в Вареньку, дочку известного полковника. Он постоянно посещает балы, где она бывает, любуется ею, борется за право как можно больше с ней потанцевать. Иван уверен, что его чувства взаимны, и он уже красочно представляет свою дальнейшую судьбу.

    Но сцена после бала яснее раскрывает характер героя. Читатель видит не только слепо влюбленного юношу, но и сочувствующего, искреннего и совестливого человека. Иван не может прогнать из мыслей сцену, где хладнокровный отец его возлюбленной наказывает беглого татарина. Нравственные качества юноши затмевают горячую влюбленность.

    Он олицетворяет сознательную и твердую в своих убеждениях молодежь.

  2. Образ рассказчика в произведении — это уже взрослый, мудрый Иван Васильевич, который рассказывает о случае, круто изменившем его жизнь. Он верит в настоящую, благородную любовь, где нет места пошлости и лишь физической влюбленности.

    Опытный мужчина пытается убедить молодое поколение, что духовная связь намного ценнее физической. Невозможно жить с человеком, который не разделяет твоих убеждений и даже явно противоречит им.

  3. Образ Вареньки. Девушка играет в рассказе, скорее, второстепенную роль. Она — субъект влюбленности Ивана Васильевича.

    Она по праву рождения вошла в высшее общество и не видит другой жизни, кроме накрахмаленной и кружевной. Рассказчик описывал Вареньку как стройную, высокую, грациозную барышню, в которой чувствовалась величественность. Она всегда держалась прямо: ее царственный вид мог отпугнуть, но ласковая, всегда веселая улыбка располагала к ней все общество.

    Рассказчик упоминает, что и в пятьдесят лет женщина был неописуемой красавицей. Характер героини почти не раскрывается в рассказе, Лев Толстой делает акцент на ее отце, Петре Владиславовиче.

  4. Образ полковника. Он предстает в рассказе в качестве ключевого персонажа. Именно его поступок меняет судьбу Ивана. Петр Владиславович — высокий, статный и моложавый старик.

    Он был воинским служакой «николаевской» выправки. Сначала автор представляет образ полковника как воплощение заботливого семьянина, достойного человека, служащего на благо государства. Герой позиционирует себя как истинного христианина, который пытается всячески угодить Богу.

    Однако читатель видит, что он слеп и двуличен — старик обожает свою семью, выступает в качестве добродушного отца, но совершенно жестоко и равнодушно ведет себя по отношению к простым солдатам. Духовные качества героя делятся надвое: для семьи он готов на самопожертвование (он экономил на себе, чтобы больше позволить дочери), но для подчиненных мог оставить лишь гнев и презрение.

    Лицемерие и двойные стандарты являются основными чертами этого дворянина, готового щедро осыпать недостойных ударами шпицрутена сразу после того, как осыпал дочь и жену поцелуями.

  5. Хозяева бала — это Варенька, Петр Владиславович и его жена в брильянтовой фероньерке.

    Семья производила на всех самый положительный эффект: стройная, величественная Варенька, статный высокий Петр Владиславович и добродушная, в плюсовом бархатном платье жена, похожая на «портреты Елизаветы Петровны». Все трое были как на подбор, Иван Васильевич восхищался семьей и подчеркивал свое с ней родство. Но их благополучие иллюзорно и держится на штыках и шпицрутенах. Женщины разгуливают в шелках и украшениях, купленных ценой крови того избитого татарина. Такое приданое Иван Васильевич принять не мог.

Л.Н.Толстой «После бала»

  • Придать блеск стеклу как пишется
  • Приданое невесты как пишется н или нн
  • Придание силы как пишется
  • Приданная форма как пишется правильно
  • Приданое невесты как пишется и почему