Игра-путешествие по сказкам А.С. Пушкина
Оформление: Крутящееся колесо, разбитое на 6 секторов с различной тематикой, выставка сказок Пушкина, жетоны, которые выдаются за правильные ответы, портрет Пушкина.
Правила игры: тематика игры составлена на основе сказок Пушкина, каждый игрок, отвечает на вопросы той темы, которая ему выпадет на круге, побеждает тот, у кого будет больше всего правильных ответов ( жетонов).
Тема 1: «Женские имена»
1. Как звали сватью из «Сказки о царе Салтане»? (Бабариха)
2. Царевна, ставшая женой князя Гвидона. (Царевна Лебедь)
3. Имя няни А.С.Пушкина. (Арина Родионовна)
4. С кем жил старик у самого синего моря? (Со своею старухой)
5. Кто был избранницей царя из «Сказки о Золотом петушке»? (Шамаханская царица)
6. Чей это портрет?
«Правду молвить молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела;
И умом и всем взяла.» (Злая царица)
7. Злой, сварливый персонаж из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке. (Старуха)
8.«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…»
Кем в будущем они стали?
(Ткачиха, повариха, царица)
9. В какой сказке вы прочли про эту красавицу?
«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама – то величава,
Выступает будто пава;
А как речь – то говорит,
Словно реченька журчит.» (Царевна – лебедь)
10. Как звали жену Руслана, похищенную Черномором? (Людмила)
11. Сенная девушка, служившая у злой царицы в сказке о Мертвой царевне.(Чернавка)
12. Невеста царевича Елисея. (Царевна)
13. Кто отравил яблоком молодую царевну в сказке о мертвой царевне?(Злая царица)
14.Кто такая Арина Родионовна? (Няня Пушкина)
15. Кем раньше была жена царя Салтана? (Девицей)
16. Жена попа из « Сказки о попе и работнике его Балде» (Попадья)
Тема 2: «Мужские сказочные имена»
1. Как звали находчивого трудолюбивого работника одной из сказок Пушкина? (Балда)
2. Как звали отца пушкинского князя Гвидона? (Царь Салтан)
3.Имя волшебника, укравшего пушкинскую Людмилу (Злой волшебник Черномор)
4.Назовите имя царя из « Сказки о золотом петушке». (Царь Дадон)
5.Отпрыск царя Салтана.(Князь Гвидон)
6.Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне»? (Королевич Елисей)
7.Муж пушкинской Людмилы. (Руслан)
8.Как старуха обзывала своего мужа –старика, за то, что он отпустил золотую рыбку? (Дурачина и простофиля)
9. Как звали отца Людмилы из поэмы « Руслан и Людмила»? (Князь Владимир – Солнце)
10. Кто звал работника Балду тятей? (Попенок)
11.Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет)
12. Как звали дядьку, стоявшего во главе 33 богатырей? (Дядька Черномор)
13. Кто нанял Балду к себе на работу? (Поп)
14.Кто доставлял письма от царя Салтана Царице? (Гонец)
15. Кто из пушкинских героев может подать следующее объявление:
«Предлагаю свои услуги: работаю за семерых, могу: запрягать лошадь, топить печи, закупать продукты на рынке…»? (Балда)
16. Кем приходились царевне Лебедь 33 богатыря? (Родные братья)
Тема 3: «Животные, птицы, насекомые»
1. Хищник, в которого обернулся злой чародей в пушкинской сказке о царе Салтане. (Коршун)
2.Насекомое, в которое обратился князь Гвидон, чтобы лететь к отцу в первый раз. (Комар)
3.Что оказалось в неводе, когда старик закинул его в третий раз? (Золотая рыбка)
4.Какой зверек жил перед дворцом князя Гвидона в хрустальном домике? (Белочка)
5.Кличка собаки семи богатырей. (Соколко)
6.К кому пошел за оброком Балда по указанию попа? (К чертям)
7. Кто был верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)
8.Канатоходец из пушкинского Лукоморья. (Кот ученый)
9.В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (Комар, муха, шмель)
10.Сказочное существо, жившее в море –океане в одной из сказок Пушкина. (Золотая рыбка)
11. Какая птица плавала поверх текучих вод в одной из сказок Пушкина? (Лебедь)
12.Какое животное исполняло песню «Во саду ли, в огороде…» в одной из сказок Пушкина? (Белка)
13.Назовите небольшого ушастого зверька, который помог Балде собрать оброк с чертей (Заяц)
14.На чем ездили на охоту семь богатырей из сказки Пушкина? (На лошадях)
15.Назовите хищное животное, которое верно служило царевне, томящейся в темнице. (Серый волк)
16. Назовите животное, охранявшее дом семи богатырей. (Собака)
Тема 4: «Угадай сказку»
1.Назовите сказку, в которой есть такие слова:
«Ветер на море гоняет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…» («Сказка о царе Салтане»)
2.Откуда этот отрывок?
«Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.»
(Поэма «Руслан и Людмила»)
3.Откуда эти строки?
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.»
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
4.Назовите сказку о бесправном положении мужчины – кормильца.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
5.В каком произведении говорится о случае тяжелой черепно – мозговой травмы, сопровождаемой потерей речи, двигательным возбуждением и необратимой функцией дыхания?
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
6.В каком произведении Пушкина главный герой не захотел рассчитываться за оказанные ему магические услуги, за что был справедливо наказан, и погиб?
(Сказка о золотом петушке)
7.В какой сказке герой, несмотря на сложившиеся в обществе неблаговидное мнение о его умственных способностях, в процессе общения с нечистой силой смог доказать, что он обладает острым умом, смекалкой, хитростью?
(«Сказка о попе и работнике его Балде)
8.Назовите сказку, в которой простая работница текстильной промышленности и ее сестра, работающая в общепите, пытаются извести свою преуспевающую сестру и ее сына, с помощью престарелой женщины они плетут интриги.
(«Сказка о царе Салтане»)
9.Какая сказка начинается следующими словами:
«Жил старик со своею старухою
У самого синего моря…»
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
10.Назовите сказку, где некая высокопоставленная женщина выживает свою родственницу, при помощи специального устройства и отравляет ее. Умершую помещают в гроб, однако, девушка, благодаря своему жениху, оживает. ( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
11. Назовите сказку, в которой голова, отделенная от тела, сама называет имя своего убийцы ( Поэма « Руслан и Людмила» )
12. Назовите сказку, в которой два брата губят друг друга, а их престарелый отец, мечтая жениться на молодой красавице, жестоко обходится со своим верным слугой, за что и получает заслуженное наказание. («Сказка о Золотом петушке»)
13. Назовите сказку, в которой даже существо обладающее чудесными способностями, не в силах выполнить запросы жадной старухи, за что жестоко ее наказывает (« Сказка о рыбаке и рыбке»)
14. Какая сказка начинается словами:
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.»
(Сказка о царе Салтане»)
15. Как называется малоизвестная, незаконченная сказка А.С.Пушкина?
(«Сказка о медведихе»)
16. Назовите сказки в которых мы встречаемся с Черномором, как положительным героем, и сказку – где Черномор – отрицательный герой.
(Поэма «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане»)
Тема 5: « Сказочная математика»
1.Сколько девиц пряло поздно вечерком под окном в одной из сказок Пушкина? (Три)
2.Сколько богатырей было под началом дядьки Черномора? (Тридцать три)
3.Сколько сыновей имел царь Дадон? (Два)
4.Сколько раз закидывал старик невод в море, прежде, чем поймал золотую рыбку? (Три раза)
5.Сколько раз были в гостях у царя Салтана купцы? (Четыре)
6.Сколько сестер было у жены царя Салтана? (Две)
7.Сколько богатырей было в сказке о мертвой царевне? (Семь)
8.Сколько щелчков получил от Балды поп? (Три)
9.Что, в числовом отношении, приготовил царь – отец в приданое молодой царевне в сказке о мертвой царевне? (Семь торговых городов и сто сорок теремов)
10.Через сколько дней кричал золотой петушок, предупреждая царя Дадона об опасности? (Через восемь дней)
11.Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (Тридцать лет и три года)
12.За скольких ел работник Балда? (За четверых)
13.За скольких человек работал Балда? (За семерых)
14.За сколько лет надо было взять Балде оброк с чертей? (За три года)
15.Скольких зайцев поймал Балда, чтобы обмануть чертей? (Двух)
Тема 6: «Сказочный винегрет»
1.В кого превращала золотая рыбка старуху, исполняя ее желания? (В столбовую дворянку, в вольную царицу, во владычицу морскую)
2.Когда родилась царевна из сказки о мертвой царевне? (В сочельник, то есть 6 января)
3.Назовите волшебный предмет, которым владела злая царица из сказки о мертвой царевне. (Зеркальце)
4.Как называлась торговая площадь, на которой Балда встретился с попом и тот нанял его к себе на работу? (Базар)
5.Он по морю гуляет, и кораблик подгоняет в одной из сказок Пушкина. (Ветер)
6.Что понадобилось старику, чтобы поймать золотую рыбку? (Невод)
7.По какому принципу движется с бабой Ягой в пушкинском Лукоморье? (Идет, бредет сама собой)
8.Как назывался дом, в котором жили старик и старуха? (Землянка)
9.Назовите первый заказ, исполненный золотой рыбкой. (Новое корыто)
10. Чего лишился поп, после второго щелчка Балды? (Языка)
11.Кто помог Елисею отыскать невесту? (Ветер)
12.Продолжите фразу:
«Вот в сочельник в самый, в ночь,
Бог дает царице …» (Дочь)
13. На какую работу был нанят попом Балда? (Повар, конюх, плотник)
14.Что кричал золотой петушок, сидя на спице? (Кири- ку –ку, царствуй, лежа на боку)
15. Какие изделия из золотых скорлупок, чеканились и пускались в ход по свету в одной из сказок Пушкина? (Золотые монеты)
17. Что хотела приготовить на весь мир одна из девиц в сказке о царе Салтане? (Пир)
Подведение итогов и награждение победителей.
Литература:
Пушкин А.С. «Сказка о Золотом петушке»
Пушкин А.С. « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Пушкин А.С. «Сказка о попе и работнике его Балде»
Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане»
Тест по сказке «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях»
1. В какое время года ждала царица своего супруга?
А)
весной В)осенью
Б)
зимой Г) летом
2. Почему умерла царица?
А)
огорчилась, что не приехал царь В) от восхищения своим
мужем-царём
Б)
от долгого ожидания Г) от одного взгляда
на родившуюся дочь
3. Что было дано в приданое молодой царице?
А)
золото и серебро В) говорящее зеркальце
Б)
драгоценные камни Г) говорящий попугай
4. Кто был красивее молодой царицы, по словам
зеркальца?
А)
царь-отец В) царевич Елисей
Б)
дочь царя Г) сенная девушка
5. Назовите имя жениха царевны.
А)
Емеля В) Елисей
Б)
Евгений Г) Елизар
6. Скольких богатырей повстречала царевна в лесу?
А)
5 В) 10
Б)
7 Г) 33
7. Чем вздумала умертвить царевну Чернавка?
А)
отравленной грушей В) отравленным яблоком
Б)
отравленным виноградом Г) отравленным орехом
8. Кто указал на причину смерти царевны?
А)
кошка В) пёс
Б)
гуси-лебеди Г) Чернавка
9. Как долго ждали братья, пока оживёт царевна?
А)
1 день В) 3 дня и 3 ночи
Б)
3 дня Г) 30 лет и 3 года
10. Где была похоронена царевна?
А)
на холме В) на кладбище
Б)
в пещере Кащея Г) в пустой горе
11. У кого просил помощи царевич Елисей, разыскивая
царевну?
А)
у месяца, луны и звёзд В) у дождя, коня, деревьев
Б)
у ветра, поля, солнца Г) у солнца, месяца и ветра
Тест по сказке «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях»
1. В какое время года ждала царица своего супруга?
А)
весной В)осенью
Б)
зимой Г) летом
2. Почему умерла царица?
А)
огорчилась, что не приехал царь В) от восхищения своим мужем-царём
Б)
от долгого ожидания Г) от одного взгляда
на родившуюся дочь
3. Что было дано в приданое молодой царице?
А)
золото и серебро В) говорящее зеркальце
Б)
драгоценные камни Г) говорящий попугай
4. Кто был красивее молодой царицы, по словам
зеркальца?
А)
царь-отец В) царевич Елисей
Б)
дочь царя Г) сенная девушка
5. Назовите имя жениха царевны.
А)
Емеля В) Елисей
Б)
Евгений Г) Елизар
6. Скольких богатырей повстречала царевна в лесу?
А)
5 В) 10
Б)
7 Г) 33
7. Чем вздумала умертвить царевну Чернавка?
А)
отравленной грушей В) отравленным яблоком
Б)
отравленным виноградом Г) отравленным орехом
8. Кто указал на причину смерти царевны?
А)
кошка В) пёс
Б)
гуси-лебеди Г) Чернавка
9. Как долго ждали братья, пока оживёт царевна?
А)
1 день В) 3 дня и 3 ночи
Б)
3 дня Г) 30 лет и 3 года
10. Где была похоронена царевна?
А)
на холме В) на кладбище
Б)
в пещере Кащея Г) в пустой горе
11. У кого просил помощи царевич Елисей, разыскивая
царевну?
А)
у месяца, луны и звёзд В) у дождя, коня, деревьев
Б)
у ветра, поля, солнца Г) у солнца, месяца и ветра
Тест по сказке «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях»
1. В какое время года ждала царица своего супруга?
А)
весной В)осенью
Б)
зимой Г) летом
2. Почему умерла царица?
А)
огорчилась, что не приехал царь В) от восхищения своим мужем-царём
Б)
от долгого ожидания Г) от одного взгляда
на родившуюся дочь
3. Что было дано в приданое молодой царице?
А)
золото и серебро В) говорящее зеркальце
Б)
драгоценные камни Г) говорящий попугай
4. Кто был красивее молодой царицы, по словам
зеркальца?
А)
царь-отец В) царевич Елисей
Б)
дочь царя Г) сенная девушка
5. Назовите имя жениха царевны.
А)
Емеля В) Елисей
Б)
Евгений Г) Елизар
6. Скольких богатырей повстречала царевна в лесу?
А)
5 В) 10
Б)
7 Г) 33
7. Чем вздумала умертвить царевну Чернавка?
А)
отравленной грушей В) отравленным яблоком
Б)
отравленным виноградом Г) отравленным орехом
8. Кто указал на причину смерти царевны?
А)
кошка В) пёс
Б)
гуси-лебеди Г) Чернавка
9. Как долго ждали братья, пока оживёт царевна?
А)
1 день В) 3 дня и 3 ночи
Б)
3 дня Г) 30 лет и 3 года
10. Где была похоронена царевна?
А)
на холме В) на кладбище
Б)
в пещере Кащея Г) в пустой горе
11. У кого просил помощи царевич Елисей, разыскивая
царевну?
А)
у месяца, луны и звёзд В) у дождя, коня, деревьев
Б)
у ветра, поля, солнца Г) у солнца, месяца и ветра
Тест по сказке «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях»
1. В какое время года ждала царица своего супруга?
А)
весной В)осенью
Б)
зимой Г) летом
2. Почему умерла царица?
А)
огорчилась, что не приехал царь В) от восхищения своим
мужем-царём
Б)
от долгого ожидания Г) от одного взгляда
на родившуюся дочь
3. Что было дано в приданое молодой царице?
А)
золото и серебро В) говорящее зеркальце
Б)
драгоценные камни Г) говорящий попугай
4. Кто был красивее молодой царицы, по словам
зеркальца?
А)
царь-отец В) царевич Елисей
Б)
дочь царя Г) сенная девушка
5. Назовите имя жениха царевны.
А)
Емеля В) Елисей
Б)
Евгений Г) Елизар
6. Скольких богатырей повстречала царевна в лесу?
А)
5 В) 10
Б)
7 Г) 33
7. Чем вздумала умертвить царевну Чернавка?
А)
отравленной грушей В) отравленным яблоком
Б)
отравленным виноградом Г) отравленным орехом
8. Кто указал на причину смерти царевны?
А)
кошка В) пёс
Б)
гуси-лебеди Г) Чернавка
9. Как долго ждали братья, пока оживёт царевна?
А)
1 день В) 3 дня и 3 ночи
Б)
3 дня Г) 30 лет и 3 года
10. Где была похоронена царевна?
А)
на холме В) на кладбище
Б)
в пещере Кащея Г) в пустой горе
11. У кого просил помощи царевич Елисей, разыскивая
царевну?
А)
у месяца, луны и звёзд В) у дождя, коня, деревьев
Б)
у ветра, поля, солнца Г) у солнца, месяца и ветра
#1. Почему царевна отказалась идти в жёны к одному из семи богатырей
A. не могла выбрать одного, все были равны по могучести своей
A. не могла выбрать одного, все были равны по могучести своей
B. ей совершенными не казались
B. ей совершенными не казались
C. уже была невестой
C. уже была невестой
#2. Что решила злая царица сделать с царевной
C. тайно сбросить её в бездну вод
C. тайно сбросить её в бездну вод
A. отправить её в лес и связать на съедение волкам
A. отправить её в лес и связать на съедение волкам
B. изуродовать ей лицо
B. изуродовать ей лицо
#3. Царица умерла, потому что
B. не вынесла горя
B. не вынесла горя
C. не снесла восхищенья
C. не снесла восхищенья
A. не снесла радости
A. не снесла радости
#4. Жениха царевны звали
C. Моисей
C. Моисей
B. Елисей
B. Елисей
A. Алексей
A. Алексей
#5. На что набрела царица, до зари в лесу гуляя
A. на терем
A. на терем
C. на город
C. на город
B. на дворец
B. на дворец
#6. Рассердившись, царица бросила зеркальце
A. Белавка
A. Белавка
C. Желтавка
C. Желтавка
B. Чернавка
B. Чернавка
#7. Как богатыри поступили с царевной, обнаружив её мёртвой
C. никуда не отнесли и молились, не переставая
C. никуда не отнесли и молились, не переставая
A. положили в хрустальный гроб и отнесли на пустую гору
A. положили в хрустальный гроб и отнесли на пустую гору
B. похоронили под землёй
B. похоронили под землёй
#8. Старушонка отдала царевне
B. апельсин
B. апельсин
C. грушу
C. грушу
A. яблоко
A. яблоко
#9. Приданое царевны – это
B. три губернии
B. три губернии
A. полцарства
A. полцарства
C. семь торговых городов да сто сорок теремов
C. семь торговых городов да сто сорок теремов
#10. Как догадались хозяева дома, что это была царевна
B. по речи
B. по речи
A. по осанке
A. по осанке
C. по одежде
C. по одежде
#11. Какое слово пропущено в строке «Мать … сидела Да на снег лишь и глядела»
A. брюхатая
A. брюхатая
C. весёлая
C. весёлая
B. пузатая
B. пузатая
#12. Что сделали тотчас королевич с невестой после похоронения умершей царевны
C. разошлись по домам и жили они долго и счастливо
C. разошлись по домам и жили они долго и счастливо
B. свадьбу учинили
B. свадьбу учинили
A. стали скорбить по умершей царевне
A. стали скорбить по умершей царевне
#13. Как поступила Чернавка с царевной при её просьбе помиловать её
A. отпустила, не связала
A. отпустила, не связала
C. всё-таки связала её
C. всё-таки связала её
B. отвезла её за тридевять земель
B. отвезла её за тридевять земель
#14. Как ответило зеркальце злой мачехе в очередной раз
B. что теперь она на свете всех милее, румянее, белее
B. что теперь она на свете всех милее, румянее, белее
C. ничего не ответило
C. ничего не ответило
A. что по-прежнему царевна всех милее, румянее, белее
A. что по-прежнему царевна всех милее, румянее, белее
#15. Кто нагрянул в терем, после как царевна прибралась и тихонько улеглась
A. семь гномов
A. семь гномов
C. злая старица
C. злая старица
B. семь богатырей
B. семь богатырей
#16. Из-за чего злая царица так сильно рассердилась на зеркало
B. оно промолчало в ответ
B. оно промолчало в ответ
A. оно похвалило не её, а царевну
A. оно похвалило не её, а царевну
C. оно похвалило её не слишком броско
C. оно похвалило её не слишком броско
#17. Как злая царица узнала о том, что Чернавка её обманула
A. Чернавка ей об этом рассказала
A. Чернавка ей об этом рассказала
C. она сама пошла в лес и обнаружила там царевну
C. она сама пошла в лес и обнаружила там царевну
B. зеркальце доложило ей правду о том, что по-прежнему не она на свете всех милее
B. зеркальце доложило ей правду о том, что по-прежнему не она на свете всех милее
#18. Царица родила дочь
A. на пасху
A. на пасху
B. в сочельник
B. в сочельник
C. в рождество
C. в рождество
#19. Кто является автором «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
C. Толстой
C. Толстой
A. Пушкин
A. Пушкин
B. Некрасов
B. Некрасов
#20. От какого угощения отказалась царевна
C. от водки
C. от водки
A. от вина
A. от вина
B. от медовухи
B. от медовухи
Литература. 5 класс.
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Противоборство добрых и злых сил в сказке.
Урок-исследование
Цели урока.
-
Содержательная – рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
-
Деятельностная – помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развить навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты. Определение проблематики сказки Пушкина в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода, через авторское отношение к героям).
-
Развивающая – умение давать личностную оценку (интерпретацию) произведению в контексте развития творческих способностей, воображения у учащихся.
-
Воспитывающая – расширение представлений о духовной жизни Человека в процессе знакомства с произведениями искусства и литературы.
Задачи урока:
-
Образовательные задачи
Совершенствовать понятие о литературной сказке
Видеть противостояние добрых и злых сил в сказке
Дать понятие о гиперболе и антитезе.
-
Развивающие задачи
Совершенствовать навыки выразительного чтения
Развивать навыки критического мышления
Сопоставлять произведения разных видов искусства
-
Воспитательные задачи
Видеть красоту внутреннюю и внешнюю
Ценить человека по поступкам, совершаемым им
Планируемые результаты.
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.
Метапредметные УУД.
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.
Методика проведения: комбинированный урок-исследование (беседа с элементами развития речи: словесное рисование, словарная работа, выразительное чтение, пересказ эпизодов) .
Работа в группах (одна пара работает у доски)
Предлагаю поработать в парах. Перед вами карточки со словами, красным карандашом подчеркиваете слова, которые характеризуют черты положительного героя, синим – отрицательного.
Проверка.
Положительный герой Отрицательный герой
доброта зависть
любовь злоба
верность ревность
кротость эгоизм
отзывчивость предательство
Добавьте свои слова: милосердие ( к положительному герою); равнодушие (к отрицательному герою).
Обобщение
Положительный герой тот, который совершает героические поступки, творит добро на благо других людей.
Отрицательный герой всегда вредит, старается помешать, причинить зло другим.
Учитель. ВСЕГДА ЛИ СРАЗУ МОЖНО ПОНЯТЬ, КТО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ, А КТО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ? В чем раскрывается характер героя?
Ученики. Характер героя раскрывается в его поступках, поведении.
Ход урока.
1-ый этап. Самоопределение к деятельности.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.
Слайд 1.
Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»
Ход урока
I. Актуализация прошлых знаний.
1. Вступительное слово учителя.
Вам знакома такая пословица «Мир не без добрых людей».
— А как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.
Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в нашей жизни».
2-ой этап. Постановка учебной задачи.
Учитель рассказывает притчу.
Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть внутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Объект исследования — сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Тема исследования – ДОБРО И ЗЛО В СКАЗКАХ ПУШКИНА.
Гипотеза нашего исследования будет такой – Добро побеждает зло
Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
IV. Новая тема.
Слайд 1. Мы сделали с Вами первые шаги, и вот что появилось перед нами: что же мы здесь видим? (Ученики рассказывают о том, что видят на первом слайде: автор сказки А.С. Пушкин, 1933 – год написания «сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»;
сказочный дворец, на балконе которого изображена счастливая пара: королевич и царевна — счастливый конец сказки).
Чтобы попасть на праздник в сказочный дворец, мы должны пройти долгий путь и найти на этом пути положительных и отрицательных героев. Слайд 2
Сделайте первую помету в своих путевых тетрадях: Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».
Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела! (Ученики рассказывают отрывки из сказки, где она заметили проявление добрых качеств героев).
Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Давайте назовем их всех, начиная с положительных. (Ученики называют положительных героев, затем отрицательных). Слайд 3
Ребята, а можем ли мы в Чернавке найти положительные качества?
Так может она совсем не отрицательный герой?
Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро побеждает Зло». Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).
Ребята, а я нашла определение этих понятий в разных словарях (слайд 4). Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.
-
Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
(Словарь С.И. Ожегова)
-
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
(Большой толковый словарь русского языка)
-
Зло – нечто дурное, вредное.
(Словарь С.И. Ожегова)
-
Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.
(Большой толковый словарь русского языка)
Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?
(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)
Мы идём с Вами дальше. На нашем пути встречаются две героини сказки. Слайд5
Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царица-мать и царица-мачеха).
3. Проверка домашнего задания.
Учитель:
-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.
(Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря).
Учитель:
-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.
(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов): «Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).
«Добро — в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.
Учитель:
-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.
Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.
Учитель:
-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.
-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).
Учитель:
-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?
(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).
Учитель:
— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
Ученики: В персонажах Царевны и царицы.
Учитель:
— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.
(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).
Учитель:
-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.
(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде
— Ребята, как вы думаете, какие вопросы у нас могут возникнуть в течение урока?
Возможные варианты, предложенные детьми:
1.Как мы можем определить, какой человек – злой или добрый?
2.Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?
3.Как поступать с теми, кто делает зло другим?
4.Стоит ли мстить тем, кто причиняет зло людям?
5.А легко ли распознать добро и зло?
6.Что в итоге побеждает: добро или зло?
7.Почему добро часто бывает беззащитным?
— А что нам необходимо в первую очередь сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?
(Обратиться к тексту сказки, сделать наблюдения по тексту).
Учитель:
-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.
Учитель:
-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученики: Ненависть, зависть.
Учитель:
-Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель:
-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.
Учитель:
-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
— Кто ещё совершает злые поступки?
— Давайте разберемся, добро или зло несут такие персонажи сказки, как Зеркальце, Чернавка, богатыри?
— Умеет ли Зеркальце лгать? (нет, оно всегда говорит только правду)
— Есть ли на нем какая-нибудь вина?
Правдивое Зеркальце направило гнев и зависть царицы на ни в чём не повинную царевну, затем сообщило, что царевна живет в лесу у семи богатырей — и девушка оказалась беззащитной перед силой зла. Безусловно, Зеркало честно, но именно оно косвенно стало причиной смерти царевны.
Таким образом, есть в нем добрые свойства: говорит правду, не лжёт, верно служит своей хозяйке. Но с другой стороны, оно помогает царице, хотя и не ведает о коварстве злой мачехи.
— А какова Чернавка?
— Есть в ней добрые движения души? (Да, она пожалела царевну, отпустила её)
— Она тоже верно служит. Но кому?
— Чем продиктовано её верное служение царице( ( боится наказания и смерти)
— Вспомните, что означает её имя? (делает черную, грязную работу, помогает царице в её коварных замыслах)
Опять-таки и здесь мы видим и плохое, и хорошее. Чернавка способна пожалеть («не убила, не связала, отпустила и сказала…»), тоже верно служит своей хозяйке. Но служит обману, злу, коварству. Верность её основана на страхе.
— Вспомните, кто обладает настоящей верностью, светлой, лишённой зависти, чёрных замыслов?
Такая верность основана на любви.
Да, это Соколко, который съел отравленное яблоко. Так он рассказал богатырям, что случилось с царевной.
Конечно, это и Елисей. Он ищет любимую, обращается к силам природы, чтобы те помогли ему отыскать невесту.
Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.
— Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Слайд 2
Работа с эпиграфом к уроку.
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели.
— Как вы думаете, так ли это?
— Отвечают.
— Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.
3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.
Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».
Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.
— Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.
II. Актуализация новых знаний.
1. Беседа по тексту А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)
— Вы уже прочитали эту сказку дома.
— Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).
— Назовите героев сказки. Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои. Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит поработать в группах.
Работа в группах (Класс делится на группы по 4 человека и получает карточки с заданием. На одной стороне карточки дается иллюстрация героя, на другой – задание).
Вопросы на осмысление содержания сказки.
(Задание для 1 группы)
Слайд 3
4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.
— Образы каких героев в сказке, по-вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?
— Царевны и царицы. Слайд 4.
— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела.
(Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.
— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу-мачеху).
Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.
Слайд 5.
— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?
( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).
Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.
Составление небольшого монологического высказывания.
— Как разворачиваются события дальше?
— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.
5-ый этап. Первичное закрепление
Работа над образом царевны. Слайд 6 .
Работа в группах по заданному плану.
План.
-
Представление сказочного персонажа.
-
Описание внешности.
-
Черты характера.
-
Отношение к окружающим.
-
Отношение окружающих к героине
-
Кому героиня противопоставлена в сказке?
Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.
Работа над образом царицы-мачехи.
Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.
Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.
Слайд 7.
Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.
Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.
Учащиеся делают выводы. Слайд 8
Снятие утомления с глаз. Слайд 9
Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»
— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).
— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)
— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).
Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.
Учитель
В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.
— А что же происходит со злой царицей-мачехой?
— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.
— Найдите риторические обращения в монологе Елисея. Выпишите их.
Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»
— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).
— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)
— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).
Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.
Учитель
В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.
— А что же происходит со злой царицей-мачехой?
— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.
Чтение (от слов «Злая мачеха, вскочив,.. до слов «И царица умерла».
И никто не пожалел, что царицы не стало.
Пять раз в сказке царица названа злой. Она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.Истинная ценность человека – это красота внутренняя: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность.
Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты, однако зло изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть, будут непременно наказаны.
Действительно, нельзя не согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели — прочитать слова эпиграфа.
Но в жизни происходит всё гораздо сложнее, мы не можем разделить людей только на добрых и только на злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы ведь совершаем и добрые поступки, и не очень…добрые… Завидуем, обижаем тех, кто рядом с нами, обижаемся …
— Подумайте, чему научила вас сказка Пушкина?
6-ой этап. Самостоятельная работа с проверкой.
1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».
Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.
2 Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?
Прослушивание фонограммы. Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.
Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.
— Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)
Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)
Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.
— Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. Ребята подготовили выразительное чтение наизусть этих монологов. Давайте послушаем их.
— Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?
— А вы догадывались, что обозначает имя Елисей?
— Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько раз королевич обращается к силам природы. Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении вопроса: «Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»
— Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.)
— Нарисуем два символических дерева(слайд11)
дерево добра дерево зла
— Какие качества наших героинь мы можем поместить на ветвях этого дерева?
(как щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость, наглость)
ДОБРО, ЗЛО, ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, ЭГОИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные качества человека.
— Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз?
(Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри)
— Какие чувства владеют царицей, когда она совершает злые поступки? (зависть)
Те, кто может справиться с обидой и завистью, становятся на ступеньку выше, преодолевают себя.
Составление КЛАСТЕРА «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.
7-ой этап. Рефлексия деятельности.
— Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?
Какими нельзя быть?
Итог урока. Слайд 10
Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице. Выставляют себе оценки, учитель контролирует.
Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.
На «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.
Д/З На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.
2 Выучить понравившийся отрывок наизусть.
В сказках добро всегда побеждает зло.
Выставление оценок
— Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?
— В завершение нашего урока хочется сказать: Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит!
Учитель:
-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?
Слайд 21
Домашнее задание .
Наше исследование подходит к концу. Мы являемся с Вами свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни Королевича Елисея и Царевны. Мы попали с Вами на торжество и, конечно же, должны что-то подарить молодой и счастливой семье. Что можно подарить им?! Давайте подарим красивые слова о добре.
Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие добрые слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам нужно будет записать свои пожелания на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все добрые слова, которые вы напишите, вернутся вам и вашим близким людям.
«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность» — сказал мыслитель Альберт Швейцер.
V. Итоги урока.
Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.
Слайд 15
Правильно ли мы ответили?
(Ученики отвечают: Да, правильно).
Наш путь очень долгий. Поэтому нам нужно немного отдохнуть. Располагаемся на привал. Послушаем птичий щебет, как его слушала молодая царевна, блуждая по лесу, насладимся лесным покоем и тишиной.
Слайд 16
Отдохнув, двигаемся дальше.
Рефлексия. Составление коллективного синквейна.
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на «5». Это интересный способ проверить знания. Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:
-
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
-
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия ( прилагательные).
-
Третья строка. 3 слова – действия ( глаголы).
-
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
-
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы
Учитель. Для подведения итогов нашего урока предлагаю составит коллективный синквейн. ( На доске пишет учитель)
1. ЦАРЕВНА 1. ЦАРИЦА,
2. красивая, кроткая 2. жестокая, своенравная
3. расцвела, догадалась 3. ненавидит, завидует, просит, сквернословит
4. Обещает отблагодарить. 4. Готова на все, лишь бы быть лучше всех.
5. ЧУДО. АНГЕЛ. ЭЛЬФ 5. ЗЛО. МОНСТР. (1 слово)
План описания царевны
1. Описание внешности царевны и её внутренних качеств.
2. Отношение к ней других персонажей сказки:
А) Чернавки;
Б) пса Соколки;
В) семи богатырей,
Г) королевича Елисея.
3. Поведение царевны:
А) в тереме богатырей,
Б) по отношению к окружающим её людям.
4. Отношение автора к героине.
Урок литературного чтения в 3
«А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Тип урока: урок обобщения знаний.
Цели:
-
Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить их по группам.
-
Обучать выразительному чтению. Развивать логическое мышление, память, речь.
-
Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу.
Личностные результаты.
У учащихся будут формироваться:
-
эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;
-
познавательная мотивация учения;
-
ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.
У учащихся могут быть сформированы:
-
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
-
устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;
результаты освоения.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
-
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
-
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
-
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
-
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
-
самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
-
планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
-
находить нужную информацию
-
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-
сравнивать
-
устанавливать причинно-следственные связи
-
устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
-
сравнивать и классифицировать
-
строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-
работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
-
точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;
-
владеть диалогической формой речи;
-
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
-
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Предметные результаты освоения курса
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
-
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного
-
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;
-
определять тему и главную мысль
-
ставить вопросы
-
составлять план
-
различать последовательность, ориентироваться в учебном тексте.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
составлять личное мнение
-
высказывать свое суждение
Методические приёмы: творческое чтение, работа в группах , работа с учебником.
Ход урока.
1. Самоопределе ние к деятельности.
Цель:Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне
— Здравствуйте, уважаемые гости.
Мы рады вас приветствовать на нашем уроке литературного чтения!
— Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил, если хотите поднять себе настроение прочитайте или послушайте несколько стихотворений А.С. Пушкина. Какое время года было любимым у поэта? (Осень) Давайте поднимем себе настроение и начнём наш урок с творческого задания которое вы готовили в группах .
-Напомните какое было задание?( Представить в интересной форме стих. Пушкина об осени) /5 групп представляют отрывки из стх. Пушкина:
1 «Унылая пора! Очей очарованье!»
2. «Октябрь уж наступил»
3. «У осени холодною рукою»
4. « Уж небо осенью дышало!»
5. « Дни поздней осени бранят ..»
— Чему учат стих. Пушкина? ( Видеть неповторимую красоту русской природы!)
— Где были написаны эти стихи ? ( В Болдино)
— А какое ещё известное вам произведение было написано в Болдино? (1833 « Сказка о мёртвой царевне …»
2. Целеполагание
-Сегодня мы ещё раз окунёмся в мир этой волшебной сказки
-Попробуйте определить тему нашего урока.( Обобщение знаний по сказке Пушкина «Сказка о мёртвой царевне..»
-Сформулируйте цели нашего урока по схеме «Вспомнить – учиться- проверить» ( Вспомнить: интересные факты из жизни Пушкина , историю создания сказки, содержание сказки.
Учиться : слушать и слышать друг друга, анализировать сказку, работать в группе, выразительному чтению.
Проверить : знания содержания сказки .
3. Актуализация знаний учащихся.
— Прежде , чем мы ещё раз окунёмся в мир сказки А. С. Пушкина давайте вспомним некоторые интересные факты из его жизни и проведём блиц – опрос для групп . Посовещайтесь в группе и выберете кто будет участвовать в опросе.
1)Блиц –опрос «Интересные факты из биографии Пушкина»
1группа :- Дата рождения Пушкина (6июня 1799)(фото), в каком городе родился (Москва), имена родителей (Сергей Львович , Надежда Осиповна), сколько братьев и сестёр было у Пушкина( 2 сестры и 5 братьев).Имя старшей сестры и младшего
Брата (Ольга, Лев)(фото)
2 группа : — Имя бабушки ( Мария Алексеевна Ганнибал) (фото) — Имя няни ? ( Арина Родионовна Яковлева) (фото) Что вы знаете о прадеде Пушкина? (Абраам Петрович Ганнибал) (фото)
3 группа : — В каком возрасте Пушкин поступил в лицей ? (12 лет)
Любимые предметы ? ( Русская и французская литература , фехтование) Как называли Пушкина в лицее? ( француз)
4 группа : — Где Пушкин познакомился со своей женой ? ( на балу)
Какие строки увидев ее впервые сочинил? ( У удивлён , я очарован , короче , я огончарован) (фото)
Сколько детей было у Пушкина ( Мария, Григорий , Александр, Наталья) (фото)
5 группа: — Какая дуэль по счёту и с кем стала для Пушкина смертельной ? ( 21 дуэль с Дантесом) ( фото ) Кем приходился Пушкину Дантес? ( был мужем родной сестры Натальи Гончаровой) Когда умер Пушкин? (10 февраля 1837 г. в возрасте 37 лет )
-Какие интересные факты из жизни Пушкина вы хотели бы озвучить ещё?
3. Истоки сказки.
— Кто помнит историю возникновения сказки о мёртвой царевне?(В основу была положена русская народная сказка «Самоглядное зеркало», которую Пушкин услышал от крестьян
Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал сказку «Спящая царевна»., Пушкин – «Сказку о мёртвой царевне…».)
4. Аналитическая беседа по сказке. Выборочное чтение и анализ сказки.
Игра «Гонка за лидером»
-Я думаю у каждого из вас в этой сказке есть любимый отрывок. Откройте учебник и найдите его. Предлагаю поиграть в игру «Гонка за лидером» Напомните , как проходит эта игра? ( Лидер начинает читать отрывок, класс пытается найти его и подстроится за чтением « лидера» , по сигналу ведущего «гонка» прекращается.)
Выборочное чтение.
— Давайте проверим насколько хорошо вы знаете содержание сказки. Я задаю вопрос , свой ответ вы подтверждаете словами из теста.
1. -В какое время дня «Издалече, наконец, воротился царь отец»?
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
2.-В какой праздник царица родила дочь? Какое это время года? (В сочельник. Это ночь перед рождеством. Зима.)
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
3. — Что в этот момент случилось с царицей?
(Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.)
4.-Через какое время царь женился на другой? (Год)
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой
5.-Что за приданое было у молодой царицы? (волшебное зеркальце)
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
6.- С чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком)
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела…
7.- Назовите имя её жениха? (Елисей)
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
8.-Что приказала царица Чернавке?
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
9.-Что сделала Чернавка с царевной?
Та, в душе её любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
“Не кручинься, бог с тобой”.
А сама пришла домой.
10.-Что сделал королевич Елисей, узнав, что царевна пропала?
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.
11-Куда попала царевна, блуждаю в лесу?
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
12.- Сколько богатырей жило в тереме?
Семь богатырей,
Семь румяных усачей.
13-Что случилось с царицей, когда она надкусила ядовитое яблоко?
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала…
14.-Прочитайте, где и как ожила царевна?
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила.
15.- Какими словами заканчивается сказка?
Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Анализ сказки.
1.-Что особенно понравилось , запомнилось в сказке?(Добро побеждает зло, чудесное зеркальце, преданный Саколко…)
2.- Кто в сказке в центре внимания автора? (Царица – мачеха и царевна Представляют собой добро и зло)
3.-Откуда в царице такая ненависть к царевне?
(Зеркало сказало правду , что царевна красивее её, чем вызвало ненависть царицы)
4.-Почему в приданое царице было дано лишь зеркало?(Она любовалась своей красотой –это для неё было самым важным)
5.-Можно ли о человеке судить только по внешней красоте ? Почему? ( Внешняя красота должна дополнятся душевной красотой)
6.-Чему же учит сказка?(Добру, верности, что главное в человеке его душа, а не внешняя красота)
4.Работа в группах
-А сейчас я предлагаю поработать в группах.
-Две группы инсценируют отрывок из сказки.
— Две группы составляют вопросы по содержанию сказки .
-Одна группа вспоминает текст составляет план сказки .
1. Рождение царевны и смерть матери
2. Новая супруга царя
3. Чудо-зеркальце
4. Зависть царицы
5. Чернавка в лесу
6. Царевна у семи богатырей
7. Царица дарит яблоко
8. Хрустальный гроб
9. Солнце, месяц и ветер
10. Елисей находит гроб
11. Смерть царицы
12. Свадьба
5. Тестовая работа по произведению А.С. Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
ФИ ________________________
1. Впиши пропущенные слова из текста сказки
а) И жених сыскался ей
___________ Елисей.
б) Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая __________.
в) Ей в приданое дано
Было _____________ одно.
2. Объясни значение слов:
Очи:________________
Уста: _______________
Персты — __________
3. Вспомни день рождения царевны.
а) зима б) весна в) лето г) осень
4. Через сколько времени царь женился на другой?
а) через 3 года б) через 10 дней в) через 1 год г) через 2 года
5. Подчеркни слова, которыми можно охарактеризовать Царицу-мачеху:
Гордая, добрая, ревнивая, послушная, милая, своенравная, завистливая, злая.
6. Кто указал Елисею дорогу к невесте?___________
7. Чем закончилась сказка?____________________________
5. Рефлексия.
—Давайте вспомним цели нашего урока . Получилось ли их достичь?
Домашнее задание.
— У меня для вас есть сюрприз. Ваши родители тоже приняли участие в нашем уроке . Нарисовали иллюстрации к своим любимым сказкам Пушкина. Я предлагаю вам дома прочитать вместе с родителями их любимую сказку Пушкина .И на
следующем уроке её представить.
—Урок я хочу закончить небольшим стихотворением:
«Читайте Пушкина друзья,
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки.
Читайте Пушкина друзья вот вам подсказка
И пронесёте сквозь года вы радость сказки»
Спасибо за урок!