1
8 ответов:
4
0
Согласно правилом русского языка приставка при- указывает на приближение, либо на прибавление чего-либо, например: прибежать, привлечь, а также на действие, которое совершается в некоторой степени, как бы не до конца, примеры: приоткрыть (то есть не совсем), приподнять.
Приставка пре- обозначает высокую степень качества, например: предобрый (значит слишком добрый), пренеприятный (очень неприятный).
Слово, представленное в вопросе, необходимо писать с приставкой при-:
- причудливый
4
0
Данное слово не подходит под основные правила написания приставок ПРИ- и ПРЕ- у прилагательных. Его относят к словарным словам русского языка, написание которых рекомендуется просто запомнить. Причудливый — правильный вариант.
2
0
«Пречудливый» или «причудливый» — как правильно? Для ответа на этот вопрос вспоминаем правило:
Однако «причудливый» достаточно сложно отнести к любому из этих пунктов. Хотя, анализируя каждый, можно сказать, что это слово означает приближение, присоединение к чуду, поэтому пишется «при». Но проще всего это слово запомнить. Кстати, и в школе его проходят как исключение, требующее запоминания:
1
0
Правильно: причудливый.
В слове «причудливый» мы используем приставу ПРИ с общим значением приближения, а в данном случае эта приставка имеет частное значение уподобления чуду, о чем говорит и суффикс ЛИВ со значением склонности к чему-либо в значительной степени (талантливый, дождливый).
Однако от существительного «чудо» можно образовать прилагательное «пречудесный» со значением превосходной степени,которая имеет приставка ПРЕ.
1
0
Слово «причудливый» является прилагательным мужского рода, отвечающим на вопрос «какой?». Проблемная гласная находиться в приставке. О правописании приставок пре- и при- в русском языке существует правило. Согласно этому правилу, приставка при- пишется, если:
- слово по смыслу указывает на приближение или присоединение;
- слово указывает на близкое нахождение к чему-либо (привокзальный);
- слово говорит о неполноте действий (чуть-чуть)
Приставка пре- пишется, если:
- слово выражает превосходную степень чего-либо;
- пре- по смыслу можно заменить на пере-.
Итак, слово причудливый по смыслу указывает на приближение. Причудливый то есть близкий к чуду, поэтому пишем при-.
Правильно: причудливый.
Пример предложения со словом «причудливый»: у меня сегодня причудливый вид.
1
0
В данном слове возникает сложность в правописании гласной, которая находится в приставке — и/е.
Необходимо вспомнить правило правописания приставок пре/при.
Приставка при пишется в трёх случаях:
- в том случае, если слово обозначает присоединения, приближения к чему-то (прибить);
- в случае, если слово указывает на близкое расположение;
- так же в том случае, если слово обозначает неполноту действия (присесть).
А вот пре необходимо писать, если слово имеет значение превосходства. В этом случае, её можно заменить на пере.
Наше слово правильно писать с приставкой при, ведь слово имеет значение приближения к значению чудному, странному.
Причудливый мальчик весело шагал по улице.
0
0
Правильным вариантом будет слово «Причудливый».
Тут дело в приставке «при-«. Это слово произошло от существительного «чудо» приставочно-суффиксальным способом. И в таком случае нельзя использовать приставку «пре».
0
0
Данное слово или конкретно его правописание пытаются трактовать каждый по своему. Но в правилах нет пункта, который бы просто отражал верное написание. Но тем не менее есть орфографические словари и там пишут конкретно причудливый. и предлагают просто запомнить.
Читайте также
В глаголе «вздумает» приставка вз-.Это легко проверить,заменив элемент слова вз- на другую приставку:при-думает,пере-думает,на-думает.Как видим,этот прием сработал.Значит,вз-это приставка,а не часть корня.
Соответственно,-дум- корень,
а- словообразовательный суффикс глагола,
-ет—личное окончание глагола 3 лица единственного числа настоящего времени.
Слово ОТТЕПЕЛЬ — это существительное. Оно образовано и имеет общий корень ТЕПЛ- со словами теплеть, тепло.
Следовательно, часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
То есть, ОТ- — это приставка.
добрый : корень — «добр», окончание — «ый»
доверие: приставка — «до», корень — «вер», суффикс — «и», окончание — «е»
Чтобы выяснить приставку в слове «отойти», попробуем поменять элемент слова, стоящий впереди: на-йти, пере-йти, со-йти, у-йти. Как видим, прием сработал. А это значит, что в глаголе «отойти» приставка ото-.
-й- — корень;
-ти — окончание глагола.
Приставок в этом слове 2.
Приставка -РАС.
Приставка -по.
Корень этого слова лог-лож.
На сколько я знаю ить это суффикс.
-ся это постфикс,а окончание у этого слова нулевое.
Само слово является инфинитивом.
Русский язык. Правила русского языка. Правописание.
Как написать правильно — «бессмысленный» или «безсмысленный»? Почему?
Составьте пример предложения
4
Любовь Мессинг
Ответы (9):
Share
1
Построим словообразовательную цепочку: мысль => мысл/ить => с/мыслить => смысл => бес/смысл/енн/ый.
Как видно из построенной цепочки, в заданном прилагательном две приставки, в одной из которых (первой) есть орфограмма, связанная с правописанием приставок на «з» и «с».
Здесь приставка пристыковывается ко второй приставке, состоящей из одной глухой согласной «с».
В этом случае правилами орфографии русской регламентируется приставки перед глухими согласными писать тоже с глухой согласной «с», например: беспримерный, нисходить, растревожить, бесконечность.
В заданном прилагательном также правильно писать приставку «бес-«.
Бессмысленный разговор оставил у меня неприятный осадок.
Фразеологизм «мартышкин труд» характеризует именно бессмысленный труд.
Share
5
В слове «бессмысленный» корень смысл,
бес — это приставка.
И мы видим, что буква «С» из-за приставки удваивается.
Вспоминая правила русского языка о глухих и звонких согласных, понимаем, что правильно писать бессмысленный, так как «З» мы пишем перед звонкими согласными, а первая буква корня «С» — это глухая согласная.
Пример предложения: «Слова и действия этого человека были бессмысленными только на первый взгляд.»
Вообще-то, чтобы реже ошибаться, стоит представлять себе зрительно таблицу, которая приведена ниже, тогда постепенно она впечатается в память и всегда придёт на помощь, когда сомневаешься в правописании:
Share
2
В слове «бессмысленный» (прилагательное) — две приставки – это «бес-» и «-с-», далее идет корень – «-мысл-». Но нас должна интересовать только та буква, которая находится после первой приставкой «бес(з)».
Правило на этот счет очень простое и исключений, что редко случается в русском языке, не имеет. Вот оно:
- буква «с» на конце приставки ставится тогда, когда следующая за ней приставка или корень начинаются с глухой согласной. Буква «з» — ставится перед звонкими согласными или перед гласными.
В нашем случае вторая приставка «-с-» — это глухая согласная. Следовательно, первая приставка будет заканчиваться тоже на «с», и искомое прилагательное будем писать как – «бессмысленный».
Share
2
«Бессмысленный» или «Безсмысленный, как правильно писать, с буквой «с» или «з» в начале слова?
В данном случае мы имеем дело с правописанием приставок «бес-» и «без-«. Написание приставок «бес-» и «без-» в русском языке прописано в одном простом правиле.
Если после приставки стоит глухая согласная буква, то пишется приставка «бес-«, а если звонкая согласная — приставка «без-«.
В проверяемом нами слове после приставки следует согласная буква «с». Это глухая согласная буква.
Соответственно, правильным вариантом написания будет «Бессмысленный«, то есть с приставкой «бес-«.
Вариант написания «Безсмысленный», с приставкой «без-» является ошибочным.
Share
2
Имя прилагательное «бе(с?з?)смысленный» безусловно связывается с существительным «смысл». Всё, что находится в этом прилагательном перед корнем, является приставкой. А «с» или «з», находящаяся непосредственно перед другой «с«, — это последняя буква приставки «бе(с?з?)», она, если так можно выразиться, «передкорневая».
Далее, анализируя свойства звука «с», который слышится при произношении слова «бессмысленный», мы видим, что он глухой. Далее действует принцип «глухой перед глухим», в результате чего появляется удвоение — «сс«.
Писать «безсмысленный» нельзя. Верно — «бессмысленный».
Предложение:
- «Ваш вопрос бессмысленный».
Share
2
Слово «бессмысленный» — прилагательное, основой корня является «мысл» ( мысль, мыслить, смысловой).
В этом слове две приставки бес/с.
По правилу русского языка, если после приставки идёт глухая согласная, то приставка «бес», если после приставки звонкая согласная или гласная, то приставка «без».
В нашем случае после приставки глухая согласная «с», используем приставку «бес».
Бессмысленный — таково правильное написание этого слова.
Бессмысленные речи характерны для человека малообразованного.
Подобные слова: беспринципный, бескорыстный, бессистемный, бесстрашный, бессовестный, но безграничный, безжалостный, безумный.
Share
2
Для того чтобы написать прилагательное «бе*смысленный» правильно, нужно сначала выделить в нем корень. В нашем слове корень «-мысл-«, а в слове имеются две приставки: «-с-» и «бес/з-«.
Чтобы выбрать правильную приставку («-бес-» или «-без-«), вспомним правило. В приставке полагается писать согласную «с» перед глухими согласными, а последующая согласная «с» как раз глухая. А это означает, что приставку «-бес-» следует писать с согласной «с», а не «з».
Правильное написание слова такое: «беСсмысленный».
Аналогично пишутся и такие слова, как бессловесный, бесполезный, бессовестный, бескорыстный, бесчеловечный.
Share
2
Если вы легко отличите глухой гласный звук от звонкого, тогда правило о написании приставок бес- и без- для вас не будет сложным. Дело в том, что перед глухими нужно писать бес-, а перед звонкими мы выбираем приставку без-. Вот и всё правило. Проиллюстрирую его примерами. Например, в слове «безрассудный» после приставки звонкий «р», поэтому пишем БЕЗ с буквой З. А вот в слове «бессмысленный» нужно выбрать приставку БЕС, ведь дальше идёт глухой С.
Share
1
Правильно пишется «беСсмысленный».Так как в данном слове корень «смысл» начинается с глухой согласной «с», то и приставка должна оканчиваться на глухой согласный, в данном случае это «с».Пример предложения: Этот разговор оказался бессмысленным-мне не удалось его переубедить.
Как правильно пишется слово «приставка»
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова каско (существительное):
Ассоциации к слову «приставка»
Синонимы к слову «приставка»
Предложения со словом «приставка»
- Приближался день рождения её старшего сына, он хотел получить игровую приставку Xbox, которую как раз разыгрывали в лотерее, а позволить себе такую покупку на зарплату военнослужащего семья просто не могла.
Цитаты из русской классики со словом «приставка»
- Татарские фамилии, как мне говорили, сохраняют и на Сахалине, несмотря на лишение всех прав состояния, приставки и частицы, означающие высокие звания и титулы.
Сочетаемость слова «приставка»
Какой бывает «приставка»
Значение слова «приставка»
ПРИСТА́ВКА , -и, род. мн. —во́к, дат. —вкам, ж. 1. Действие по глаг. приставить—приставлять (во 2 знач.). (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «приставка»
ПРИСТА́ВКА , -и, род. мн. —во́к, дат. —вкам, ж. 1. Действие по глаг. приставить—приставлять (во 2 знач.).
Предложения со словом «приставка»
Приближался день рождения её старшего сына, он хотел получить игровую приставку Xbox, которую как раз разыгрывали в лотерее, а позволить себе такую покупку на зарплату военнослужащего семья просто не могла.
Помимо принятого в науке экспоненциального представления каждое число можно выразить и словами с помощью приставок.
Приставка
Слова русского языка состоят из частей — морфем, каждая из которых несет свой особый смысл и добавляет слову дополнительные значения. Языки, имеющие такую же особенность, называются флективными. В число флективных языков входят многие языки индоевропейской группы наравне с семитскими и саамскими языками.
Помимо корня, слово также может иметь приставки, суффиксы и окончания. До основной части слова — корня — может идти приставка.
Приставка (префикс) — важная часть слова, которая располагается до корня, ее функция заключается в изменении или дополнении значения слова.
Приставка всегда находится до корня и не может переходить в его состав.
В слове может быть более одной приставки. Они всегда будут до корня, но не будут сливаться в одну морфему, а останутся несколькими отдельными приставками, добавляющими дополнительное значение слову.
Чтобы определить, что относится к корню, а что нет, необходимо подобрать однокоренные слова и проследить как меняется написание в зависимости от добавления новых и убирания старых приставок.
Приставки могут использоваться со всеми частями речи: с глаголами, прилагательными, существительными и так далее. Обычно слово, образованное с помощью приставки, имеет ту же часть речи, что и первоначальное слово.
Происхождение приставок, какие бывают
Многие приставки лингвистически произошли от предлогов, соответственно, переняли их значение. Однако стоит помнить, что предлоги не употребляются с глаголами, а значит частица, стоящая перед ним, будет приставкой.
Приставки русского языка появлялись не только путем образования из предлогов, но и с помощью заимствований. В зависимости от происхождения, приставки делятся на:
- исконно русские;
- заимствованные.
Исконно русские приставки используются для слово- и формообразования новых слов. Это приставки на-, за-, о-, по-, со-, вы-, до-, при-, из-, не- и другие. Большинство приставок в русском языке относятся именно к этой группе. Такие морфемы чаще всего пишутся одинаково, независимо от звука следующей буквы.
Заимствованные приставки используются для словообразования новых слов, а также для неологизмов. Например, ана-, архи-, гипр-, мега-, макро-/микро-, пара-, суб-, транс-, ультра-, экс- и другие. Большинство приставок данной группы пришли в русский язык из латыни, древнегреческого и тюркских языков. Заимстовоанные приставки всегда пишутся одинаково.
Группы приставок, правила написания, таблица с примерами
Исконно русские приставки по написанию делятся на четыре группы:
- приставки, которые всегда пишутся одинаково;
- приставки, оканчивающиеся на з/с;
- гласные в приставках раз/рас и роз/рос;
- при/пре.
неполнота действия — приболеть;
завершенность действия — приготовить
Заимствованные приставки всегда пишутся одинаково, независимо от значения слова, последующей буквы и количества приставок.
Правописание приставок
! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:
В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.
1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.
Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:
2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.
Это приставки пре-/при-.
Итак, какие значения характерны для каждой приставки:
а) Значения приставки пре:
1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.
2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)
б) Значения приставки при:
3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»
4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца
5) «близость к чему-либо», то есть «около»
3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.
В эту группу входят приставки:
рас-/рос (раз-/роз-)
Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания —з/-с.
Без ударения в них пишется буква А, а под ударением. — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.
Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:
1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.
Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.
! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня.
2. Выбор Ъ после приставок.
Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-
! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.
! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п
Правильное правописание: “приставка”, “преставка” или “пристафка”
Данное слово является существительным, которое обычно употребляется в 2-х значениях:
- то, что приставлено, присоединено к чему-либо
- часть слова, стоящая перед корнем
Несмотря на частое употребление этого слова, при написании возникают сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует три варианта правописания анализируемого слова:
- “ при ста в ка”, где в первом слоге пишется буква “и”,
- “ пре ста в ка”, где в первом слоге пишется буква “и”,
- “ при ста ф ка”, где перед суффиксом “к” пишется согласная “ф”.
Как правильно пишется: “приставка”, “преставка” или “пристафка”?
Согласно орфографической норме русского языка правильным является первый вариант:
Отметим, что буква “и” входит в приставку “при-“.
Почему мы пишем приставку “при”?
Давайте разберемся в каких случаях используется приставка “при”, а в каких – “пре”.
Приставка “при” используется, если слово обозначает приближение, присоединение, нахождение вблизи, неполное действие.
- при бежать
- при лечь
- при нести
Приставка “пре” используется в значении “очень”, а в глаголах ее можно заменить приставкой “пере-“.
- пре ступить (переступить)
- пре хорошенький (очень хорошенький)
Слово “ приставка ” используется в значении “присоединить к чему-либо”,то есть здесь будет совершаться действие присоединения, поэтому мы пишем приставку “при-“.
Почему пишется согласная “ф” в корне слова?
В этом случае мы подберем проверочное однокоренное слово, в котором данная согласная будет звучать отчетливо. Таким проверочным словом будет существительное “приставок”, в котором после сомнительной согласной стоит гласная буква “о”, делая звучание предшествующей согласной отчетливым.
Правило написания приставок пре- и при- заключается в определении их смысла, которым они обладают в слове.
В соответствии с орфографическим правилом русского языка пишем приставку пре- в значении «очень», «весьма» в словах, обозначающих высокую степень качества или действия (премилый, преуспевать) или в том случае, когда приставка близка по смыслу пере- (преодолеть). Приставка при- пишется в значении близости, присоединения, приближения, неполного действия, доведения действия до конца, сопутствующего действия.
Чтобы не ошибиться в написании приставки пре- или при- в слове, следует выяснить их значение. Эти приставки считаются смысловыми, то есть выбор в написании буквы «е» или «и» опирается на понимание значения приставок, которое они имеют в каждом конкретном слове.
Приставка при-
В морфемном составе слов смысловая приставка при- имеет следующие значения:
— приближение:
Примеры
приземлиться, прибежать, притягивать, прислониться, приходящий вовремя;
— близкое расположение:
Примеры
прифронтовая полоса, приусадебный парк, Приуралье;
— присоединение, прибавление:
Примеры
приколотая булавка, пришвартоваться, привязать лошадь, присвоить имя, прикрутить, прибить, привинтить, прикрепить значок, причислить;
— кратковременность или неполнота действия:
Примеры
пригорелый, приоткрытая дверь, приласкать кота, прикусить губу, приуныть, присыпать;
— доведение действия до конца:
Примеры
приучить, припарковаться, прищуриться, придумать, приговорить, присмиреть;
— сопутствующее действие:
Примеры
приплясывать, припевать, пританцовывать, присвистывать, припевать.
совершение действия в чьих-либо интересах:
присвоить, припрятать, прикарманить.
В ряде слов значение приставки при- затемнено. В современном русском языке её значение невозможно выяснить, поэтому написание этих слов с буквой «и» следует запомнить. Этимологическая приставка не выделяется в морфемном составе слов и стала частью их корня:
притворщик, пристойный, пример, примерный, приемлемый вариант, причуда, причудливый, привет, приветливый, прилежный, природа, прибор, приятный, привередливый, приличный, приличия, приказ, прикорнуть, присяга и пр.
Приставка пре-
Приставке пре- образует прилагательные и наречия со значением предельного качества и соотносится по значению со словами «очень» или «весьма»:
- презабавный (очень забавный);
- предерзкий (очень дерзкий);
- пресладкий (весьма сладкий);
- преширокая улица (очень широкая);
- ударить пребольно;
- почувствовать себя пренеприятно.
В составе глаголов приставка пре- обозначает интенсивное действие, превосходящее определённую меру или границу:
- преувеличивать факты;
- превосходить соперника;
- превысить скорость;
- превозносить до небес;
- преуспевать.
В некоторых словах приставка пре- имеет значение, близкое по смыслу к приставке пере-:
- преломленный луч (переломить);
- прерванный разговор (перестать разговаривать);
- преграда (перегородить);
- превозмочь боль (пересилить);
- преодолеть трудности (переодолеть).
Но в ряде слов, заимствованных из старославянского языка, эта смысловая приставка не выделяется, поэтому их написание сверяем по орфографическому словарю и запоминаем их:
преследователь, превратить, превращение, прекословить, беспрекословный, препятствие, пресловутый, пресмыкаться, престол, преминуть, знаки препинания, преимущество, непреложная истина, пренебрежение, презирать, презрение.
В корне многих иноязычных слов пишется начальное пре- или при-:
- прелюдия, претендент, прецедент, президиум, президент, премьера, препарат, преферанс, презент, премировать, превалировать, преамбула, престиж, претензия, прерогатива;
- приватный, привилегия, примадонна, примат, примитивный, приоритет.
Необходимо научиться различать сходные по звучанию, но разные по смыслу и правописанию слова.
РАЗЛИЧАЕМ:
- прибывать (приходить или приезжать) — пребывать (находиться) в неведении;
- придание оттенка — преданье старины, предаваться веселью;
- придать (добавить) ускорение — предать врагу;
- приёмник (радио) — преемник (последователь);
- предел (граница) — придел (боковой алтарь в церкви);
- презирать (относиться пренебрежительно) — призирать сироту, старика (дать приют, проявить заботу);
- преклоняться (перед личностью) — приклонить голову (найти приют);
- претворить в жизнь (осуществить) — притворить дверь (прикрыть);
- преступить закон (нарушить) — приступить к делу (начать дело);
- преходящие заботы (временные, непостоянные) — приходящий (на время) врач, няня;
- превратный (искаженный) — привратник (сторож);
- претерпеть (перетерпеть) жару, болезнь — притерпеться к жаре (привыкнуть);
- непреложная истина (неоспоримая) — приложить (положить вплотную).
Видеоурок
Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 32
Конспект урока по русскому языку 3 класс Тема» Как отличить предлог от приставки» план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема: Отличие приставок от предлогов.
Цели: повторить знания о предлогах и приставках; сформировать представление о различии предлогов и приставок.
Оборудование: карточки с заданиями для пробного действия, индивидуальные планшеты, эталоны, презентация, компьютер, проектор.
Ход урока.
1 шаг.
1. Мотивация.
-Объясните смысл пословицы.
«Знания приходят в труде»
(Чтобы узнать что- то новое или чему-то научиться, нужно хорошо потрудиться)
-Как эта пословица относится к работе на уроке?
(Нужно потрудиться на уроке)
-А для чего нам нужны знания?
(Знания пригодятся нам на уроке и в жизни)
-Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Что это значит?
(Мы узнаем что-то новое)
-Что вы должны для этого сделать?
(Пройти два шага: 1.Понять, чего мы не знаем 2.Самим найти способ и узнать)
-Я вижу, что вы готовы трудиться на уроке.
— Послушайте стихотворение к нашему уроку
Предлоги и приставки
Загадают нам загадки.
Через трудности пройдём,
Но ответ на них найдём.
-Кто понял, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Мы узнаем что-то новое о предлогах и приставках)
-Все о них узнали?
(Нет)
-Хотите узнать?
(Хотим)
2.Актуализация знаний.
-С чего обычно мы начинаем урок русского языка?
( С минутки чистописания)
д л о г п р е с т а в к а п р и
Какие слова зашифрованы? (Предлог и приставка).
Какой следующий шаг? (Повторим знания о предлогах и приставках).
-А мы будем повторять все?
(Нет, только то, что нам пригодится на уроке)
-Что такое приставка? Предлог?
-Для чего служит приставка? Предлог?
-Как пишется приставка? Предлог?
-Дайте определение приставке. Предлогу.
(Приставка- это часть слова, которая служит для образования новых слов. Предлог- это часть речи, которая служит для связи слов в предложении и пишется от слова отдельно)
Приставка | Предлог |
Часть слова | слово |
слитно | раздельно |
-Вставьте подходящие по смыслу предлог и приставку. (карточки)
Петя вышел из школы.
Сверьте работу в карточке с работой на доске.
-Прокомментируйте свою работу.
-Что вы повторили?
(Вспомнили, что такое приставка и предлог; потренировались в определении приставки и предлога в предложении)
-Какое задание вы получите сейчас?
(Задание, с помощью которого поймем, что мы еще не знаем)
-Спишите словосочетание на листочек раскрывая скобки. (карточки, планшеты)
(По)шёл (по)дороге.
-Кто не выполнил задание, поднимите руку?
-Что показало ваше пробное действие?
(Мы не смогли списать это словосочетание)
-Кто выполнил задание? Докажите, что вы раскрыли скобки верно. Обоснуйте свой ответ. (фиксация карточек на доске)
(Мы не можем обосновать)
-С чем вы столкнулись?
(С затруднением)
-Что нужно сделать?
(Остановиться и подумать)
3.Выявление места и причины затруднения.
-Какое задание выполняли?
(Мы должны были списать словосочетание, раскрывая скобки)
-Где столкнулись с затруднением?
(При раскрывании скобок)
-Почему вы не смогли это сделать?
(Мы не можем определить, где нужно писать слитно, а где отдельно)
-Почему вы не можете этого сделать?
(Они одинаково пишутся)
-Чего вы не знаете?
(Мы не знаем, как отличить приставку от предлога)
2 шаг.
4.Построение проекта.
-Какая цель нашего урока?
(Узнать способ отличия приставки от предлога)
-Тема нашего урока?
(Как отличить приставки от предлогов)
-Что нам поможет отличить приставку от предлога?
(Правило или алгоритм)
-Наша задача?
(Вывести правило или алгоритм)
-Какой способ будем использовать при выведении правила?
План
1. Понаблюдаем
2. Сравним
3Сделаем вывод
(Выводим на основе наблюдения и сравнения)
-Составим план. Что будем делать в первую очередь?
5. Реализация построенного проекта.
-Предлагаю поработать вам в группах. Вспомним основные правила работы в группе.
(В каждой группе должен быть ответственный. Каждый член группы имеет право высказаться. Группа должна работать так, чтобы не мешать другим группам)
(работа ведется на индивидуальных планшетах)
-Сравните сочетания: (по) шел и (по) дороге
По (?) шёл по (?) дороге |
Пошёл по широкой дороге |
Пошёл по (чему?) дороге |
Пошёл по дороге |
(Между (по) и дороге можно вставить слово или вопрос, это два разных слова. Значит, пишутся отдельно — это предлог)
(Между (по) и шел мы ничего вставить не можем, это одно слово. Значит, пишется слитно — это приставка)
-Сделайте вывод, как можно отличить предлог от приставки?
(Попытаться вставить слово или вопрос)
-Вы преодолели затруднение?
(Да) Составим алгоритм.
Где вы можете себя проверить? ( В учебнике с.98)
-Какой следующий шаг на уроке?
(Применить правило при выполнении заданий)
6.Первичное закрепление.
Какой следующий шаг? ( Потренироваться в правописании приставок и предлогов, используя новое правило).с.98 упр.139
(Дать самостоятельную работу)
7.Самостоятельная работа.
(карточки)
Тр…пинка ( с)пускалась (с)горы. Цв…ты (под)резали (под)корень.
Тропинка спускалась с горы. Цветы подрезали под корень.
-Раскройте скобки. На выполнение этого задания у вас 2-3 минуты.
-Проверьте.
-У кого есть ошибки? В чем они?
-Сделайте вывод.
(Нам необходимо потренироваться в умении отличать предлоги от приставок)
-Где вы можете это сделать?
( При выполнении домашнего задания.)
-У кого нет ошибок? Сделайте вывод.
(Мы умеем отличать приставки от предлогов)
8. Включение в систему знаний.
— Где может потребоваться знание этого правила?
(При написании диктантов и изложений)
Предлагаю записать под диктовку несколько предложений с комментированием. сборник
9.Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу. Что мы делаем в конце урока?
(Анализируем свою работу)
-Какое открытие вы сделали на уроке?
(Мы открыли способ отличия предлогов от приставок)
-Достигли ли цели? Докажите.
-Кто считает, что сегодня хорошо поработал и все понял — приклейте к нашему дереву знаний зеленый листочек. Кто считает, что хорошо поработал, но у него еще не все получается — желтый.
-Спасибо за урок. Вы все молодцы!
Да Нет
д л о г п р е с т а в к а п р и
Приставка | Предлог |
часть слова | слово |
слитно | раздельно |
План
1. Понаблюдаем
2. Сравним
3.Сделаем вывод
вышел из школы.
По (?) шёл по (?) дороге |
Пошёл по широкой дороге |
Пошёл по (чему?) дороге |
Пошёл по дороге |
По (?) шёл по (?) дороге |
Пошёл по широкой дороге |
Пошёл по (чему?) дороге |
Пошёл по дороге |
По (?) шёл по (?) дороге |
Пошёл по широкой дороге |
Пошёл по (чему?) дороге |
Пошёл по дороге |
По (?) шёл по (?) дороге |
Пошёл по широкой дороге |
Пошёл по (чему?) дороге |
Пошёл по дороге |
По (?) шёл по (?) дороге |
Пошёл по широкой дороге |
Пошёл по (чему?) дороге |
Пошёл по дороге |
Тр…пинка ( с)пускалась (с)горы. Цв…ты (под)резали (под)корень. |
Тр…пинка ( с)пускалась (с)горы. Цв…ты (под)резали (под)корень. |
Тр…пинка ( с)пускалась (с)горы. Цв…ты (под)резали (под)корень. |
Тр…пинка ( с)пускалась (с)горы. Цв…ты (под)резали (под)корень. |
Тр…пинка ( с)пускалась (с)горы. Цв…ты (под)резали (под)корень. |
Тр…пинка ( с)пускалась (с)горы. Цв…ты (под)резали (под)корень. |
Тр…пинка ( с)пускалась (с)горы. Цв…ты (под)резали (под)корень. |
Тр…пинка ( с)пускалась (с)горы. Цв…ты (под)резали (под)корень. |
Тр…пинка ( с)пускалась (с)горы. Цв…ты (под)резали (под)корень. |
Тропинка спускалась с горы. Цветы подрезали под корень. |
Тропинка спускалась с горы. Цветы подрезали под корень. |
Тропинка спускалась с горы. Цветы подрезали под корень. |
Тропинка спускалась с горы. Цветы подрезали под корень. |
Тропинка спускалась с горы. Цветы подрезали под корень. |
Тропинка спускалась с горы. Цветы подрезали под корень. |
Тропинка спускалась с горы. Цветы подрезали под корень. |
Тропинка спускалась с горы. Цветы подрезали под корень. |
Тропинка спускалась с горы. Цветы подрезали под корень. |
Тропинка спускалась с горы. Цветы подрезали под корень. |
«Знания
приходят в труде»
По (?) шёл по (?) дороге
«Как отличить
приставки от предлогов»
Тема урока:
Глагол
Глагол
Можно ли поставить вопрос или слово между предлогом и словом?
Это предлог.
Пиши раздельно.
Русский язык.
Тема: Отличие приставки от предлога. Написание приставок и предлогов.
Цель урока:-Показать пути и способы различия приставок и предлогов.-Развивать умение находить в словах приставки иобразовывать новые слова.-Воспитывать культуру письма, интерес к предмету.
Познавательные УУД:формировать умение анализировать, устанавливать закономерности, делать выводы.
Коммуникативные УУД:формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в паре.
Регулятивные УУД:формировать умение определять проблему, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты:формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
-
Организационный момент
Человеческая доброта -самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своѐ настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу. А девизом урока пусть станут слова: «С малой удачи начинается большой успех». Я всем желаю успехов
-
Минутка чистописания
Восстановите и запишите предложение. Подчеркните главные члены предложения. Назовите все словосочетания. Над слова ми обозначьте части речи.
Школу, на, ребята, в, ездят, автобусе.
-
Актуализация знаний
Запишите словосочетания (под диктовку учителя):
Надкусить яблоко, посадить осинку, посмотреть на облако, написать аккуратно.
-Написание каких слов надо запомнить, почему? ( Слова яблоко, осинка,
облако, аккуратно. Это словарные слова, написание которых надо запомнить)
-Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы, написание которых
нужно запомнить
-Найдите в словосочетаниях слова, которые обозначают действие предмета.
При помощи чего образованы эти слова?(При помощи приставки.)
-На прошлых уроках мы начали знакомство с частями слова. Какие части
слова вам известны?
-Догадайтесь, о чѐм идѐт речь?
Изменяемая часть слова.(Окончание)
Общая часть родственных слов.(Корень)
Части слова, которые служат для образования родственных слов(Суффикс, приставка)
-
Формирование новых знаний
Запишите словосочетания, раскройте скобки:
(С)крыши (с)бросили снег. Ребята (про)пели песню (про)школу.
-Назовите, в каких случаях написали C- вместе, а в каких раздельно.
-Почему буква написанато слитно, то раздельно?
-Как не допустить ошибку в написании?
-Обратите внимание, какой частью речи являются слова с приставками?(Это глаголы)
-Всегда ли вам удаѐтся писать без ошибок приставки и предлоги.
-Что нужно для того, чтобы не допускать ошибки?(Знать правило)
-Поставьте тему и цель урока.
(НАУЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ ПРИСТАВКИ ОТ ПРЕДЛОГОВ)
V. Открытие новых знаний:
-Что нам поможет отличить приставки от предлогов? (Правило или алгоритм).-Какой способ мы будем использовать при выведении правила? (Мы будем наблюдать и сравнивать).-Сравните слова.
под) берѐзой -(под)берѐзовик
(без) радости -(без)радостный
(на )берегу -(на)бережная
В каком случае напишем слитно, а когда раздельно?
Это однокоренные слова с одинаковыми предлогами и приставками. Значение у них одно и то же. Между предлогом и существительным можно поставить вопрос или вставить слово.
под (какой?) кудрявой берѐзой
без (какой?) особой радости
на (каком?) морском берегу
Сделайте вывод,
Что такое приставка? Как она пишется со словом? Почему? Как найти приставку в слове?-
(Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка пишется со словом слитно, так как это часть слова.)
Что такое предлог? Как он пишется с о словом? Почему? Как предлог не спутать с приставкой?-
(Предлог — это часть речи. Предлог пишется со словом раздельно, так как это часть речи.)
Правописание приставок и предлогов — это орфограмма.
Составим сравнительную таблицу:
1.Маленькое слово.
2.Нужен для связи слов в предложении
3.Со словами пишется отдельно
4. Между предлогом и словом
можно поставить другое слово
или вопрос
1.Часть слова
2.Для образования новых слов.
3.Со словами пишется слитно.
4.Между приставкой и словом нельзя
вставить другое слово или вопрос.
5.Чтобы найти приставку в слове, нужно
подобрать однокоренное слово без
приставки или с другой приставкой.
ПРИСТАВКА.
Перед корнем есть приставка.
Слитно
пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова
ПРЕДЛОГ
Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый
твердо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руки помощи дает.
Им помогает, связи бережет.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно.
Составим алгоритм рассуждения:
1. Читаю слово.
2 Можно вставить другое слово или вопрос?
3. Если да, то пишу раздельно.
4. Если нет, пишу слитно
-Молодцы. А теперь мне хотелось бы вам рассказать грамматическую сказку.
Жили-были в стране Грамматика предлоги и приставки. У предлогов были свои домики, в которых они жили отдельно от других слов. Предлоги гордились тем, что были самостоятельными.Кроме того, предлоги всегда указывали: где нужно находиться (в, на, под, над, за, у) или куда нужно двигаться (из, в, через, по, к, от, до).
А приставки своих домиков не имели. Они образовывали новые слова (например, напишу, подпишу, выпишу, припишу)
Но многие приставки и предлоги были похожи друг на друга, как две капли воды. Стали ученики их путать. Царица Грамматика предложила предлогам отодвинуться от слова, с которым они стоят, а слова-признаки должны встать между ними. Своего значения предлоги не потеряют, а от приставок отличаться будут. Предлоги так и сделали. С тех пор похожие друг на друга предлоги и приставки живут рядом. Но внимательные ученики их не путают.
Проверим, как вы уяснили тему урока. Сравним наши выводы с выводами, записанными на карточках. Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог, пишется раздельно. Нельзя вставить слово, значит, это приставка, пишется со словом слитно. Помни! При глаголах предлогов не бывает. Предлоги употребляются с именами существительными и местоимениями.
VI. Физминутка
Физминутка.
(1 мин.)
Я зачитываю слава, если слово с приставкой, вы встаете, а если с предлогом — хлопаете.
Долить, до школы, подводный, под стулом, забегу, вышел, подол.
VII.Закрепление полученных знаний:
-Прочтите выводы учебника.С.107
Работа с учебником
Упр.186 коллективно
Упр.187 самостоятельно
VIII. Работа в парах.
Исправьте и объясните написание слов в тексте.
Шыроко раз лилась рика. Сонце зо катилось. Багрянец неба отражался вводе. Уног сердито плискалась халодная рика.
IX.Итог урока:
Составление кластера.
На доске находятся опоры:
часть слова
•отдельное слово•
отдельно•слитно•
для связи слов в предложении
•для образования новых слов
Укакажите опоры, которые относятся к приставке, а затем к предлогу
1. приставка 1. Предлог
2. часть слова 2. отдельное слово
3. слитно 3. Отдельно
4. для образования новых слов 4. для связи слов в предложении-
Подведѐм итог урока знакомым вам способом: на доске плакат с улыбающимся солнышком, на лучиках которого написаны слова «узнал, понял, удивился».
X. Домашнее задание
1 уровень Упр. 190
.2 уровень Выберите из словаря 7 словарных слов и образуй однокоренные слова с помощью приставок.
3 уровень Напиши сочинение повествование «Как я помогаю дома», используй в тексте как можно больше слов с приставками