Причудливый или пречудливый почему как пишется

Какое правило применяетсяесли посмотреть на состав слова, то можно увидеть, что интересующая нас гласная находится в приставке. этот префикс является

Какое правило применяется

Если посмотреть на состав слова, то можно увидеть, что интересующая нас гласная находится в приставке. Этот префикс является изменяющимся. Его написание зависит от значения.

В нашем случае слово обозначает «близкий чуду», то есть общее значение приставки – приближение. Согласно правилу, при таких условиях нужно писать букву «и». Сравните: приближенный, прибрежный, приливной и т.п.

Видео

Приставки в словах иноязычного происхождения

Морфемы, которые звучат как пре- и при-, встречаются и в других языках, в том числе в латыни, откуда мы заимствовали немало терминов. Такие слова невозможно проверить, пользуясь этим правилом. Их надо или запомнить, или уточнить орфографию с помощью словаря.

Советуем к прочтению   Как написать рассказ: вопрос-ответ

Приведем примеры: президент, привилегия, преамбула, примитивный, приоритет, приватный, престиж, премьера.

Исключения

В русском языке есть особая группа слов, лексическое значение которых сложно или невозможно отнести к какому-либо пункту правила. Это словарные слова, их написание необходимо запомнить или проверять по орфографическому словарю!

Таблица «Слова исключения с приставками «ПРЕ» и «ПРИ»

ПРИ ПРЕ
Без прикрас Преобразовать
Беспристрастный Преследовать
Восприимчивый Беспрекословно
Гостеприимный Презент
Достопримечательность Президент
Неприступный Препарат
Неприхотливый Прецедент
Неприятель Преодолеть препятствие
Приватный Превратность судьбы
Привереда Беспрестанно
Прискорбный Превозмочь боль
Причудливый Преклонный возраст
Привилегия Преимущество
Приоритет Без преувеличения (сказать)
Присутствовать Превыше всего
Приверженцы старины Знаки препинания
Приемлемый Препарат
Жить припеваючи Прерогатива
Приободрить Препона
С пристрастием судить Претить
Приключение Префектура

В русском языке существуют слова, в которых «ПРЕ» и «ПРИ» не являются приставками, а входят в корень слова. Эти слова необходимо запомнить!

ПРИ: привет, пример, природа, причина, прилежный, приятный.

ПРЕ: предмет, препятствие, премьера.

Приставка при-

Приставка при- придает словам следующие значения:

  1. Близости, непосредственного примыкания к чему-то: приморье, прибрежный, придорожный, приволжский;

  2. Приближения, добавления, присоединения: прибежать, приделать, пристроить, приписать, прикупить;

  3. Совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок: прилечь, присесть, приподнять, приоткрыть;

  4. Доведения действия до определенного результата: приготовить, приласкать, примирить, примерить;

  5. Совершения действия в чьих-либо интересах: приберечь, припрятать, прислушаться;

  6. В глаголах с суффиксами -ыва, -ива, -ва — значение сопутствующего действия: приговаривать, пританцовывать, припевать.

Особые случаи написания пре- и при-

Интересный факт: гласная в приставке влияет на смысл слова.

Как различать и писать близкие по звучанию, но разные по значению слова с приставками пре- и при-:

  1. Презрение — призрение.

    • Презрение — отрицательное отношение к кому-либо или чему-либо.

    • Призрение — попечение. Приставку при- легко объяснить — тут есть оттенок принятия, присоединения.

  2. Преемник — приёмник.

    • Приёмник — это аппарат.

    • Преемник — человек, к которому перешли чьи-либо полномочия.

  3. Преходящий — приходящий.

    • Преходящий — то, что проходит.

    • Приходящий — тот, кто приближается.

  4. Претворить — притворить.

    • Претворить можно мечту. Приставка пре- сходна по своему значению с пере-, то есть мечта перерождается и становится реальностью.

    • Притворить можно дверь — прикрыть, закрыть, но не полностью.

  5. Предать — придать.

    • Предать можно близкого человека.

    • Придают значение — мотив присоединения.

  6. Претерпеть — притерпеться.

    • Претерпеть — почти то же, что и перетерпеть, переждать.

    • Притерпеться — завершить действие.

  7. Преклонить — приклонить.

    • Преклоняют колени или голову.

    • Приклонить можно ветку к земле.

Невозможно применить правило написания приставок пре- и при-:

  • к заимствованным из других языков словам

  • к словам, в которых сложно определить значение приставки

Такие слова лучше запомнить или уточнять орфографию в словаре:

ПРИ

прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключение, прикорнуть, присяга, притеснять, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, причиндалы, примак, приятный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет

ПРЕ

препятствия, препоны, прелюдия, премьера, преисподняя, прегрешение, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преследовать, преподаватель, преподнести, предел, препроводить, преподобный, прелюбодей, камень преткновения, пресмыкаться, преамбула, препарировать, престиж, президент, претензия, презумпция, прерогатива, превентивный, прелат, превалировать, президиум, претендент, прецедент, префект

Теги

Тема :«Правописание
приставок -пре- и -при-«

Цели: освоение
способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
 
Задачи урока: 
 Образовательные: 

1.      Выявление
условий выбора гласных е – и в приставках;

2.      Способствовать
формированию  навыка написания приставок пре-/ при-;

3.      Повторение
морфемного разбора слов;

4.      Развитие
умения формулировать определение понятий;

5.      Обогащение
словарного запаса учащихся;

6.      Совершенствование
орфографических навыков и умений.

 Развивающие: 

1.      Способствовать
формированию УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

·        
развитие
умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

·        
развитие
умений анализировать, сравнивать, обобщать;

·        
развивать
умение применять новые знания;

·        
развитие
творческих, речевых способностей учащихся;

·        
формирование
логических умений;

·        
развитие
умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

·        
развитие
умения формулировать проблему.

 Воспитательные: 

1.      создание
условий для воспитания интереса и уважения к родному языку;

2.      создание
условий для воспитания ценностного отношения к слову;

3.     
создание
условий для развития коммуникативных УУД:

·        
создание
благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и
сотрудничества.

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма 
Тип урока: «открытие» новых знаний 
Технология:
естественного обучения

В
условиях реализации личностно-ориентированной концепции 
обучения наметилась
тенденция к разработке конкретных современных педагогических технологий,
позволяющих организовать или предоставить условия для осуществления
индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Индивидуальная
образовательная траектория – определенная последовательность элементов учебной
деятельности каждого учащегося, соответствующая его способностям, возможностям,
мотивации, интересам, осуществляемая им при координирующей, консультирующей
деятельности педагога во взаимосвязи с родителями. Свое название технология
естественного обучения (ТЕО) получила потому, что способ организации учебной
деятельности при ее использовании основан на общении как естественном средстве
обучения, причем общение рассматривается как процесс взаимосвязи и
взаимодействия субъектов образовательного пространства, в котором происходит
обмен информацией, опытом, способностями, умениями, а также результатами
деятельности. В данной технологии наряду с естественным общением применяется
парное, опосредованное и групповое. Дидактическое назначение технологии –
изучение новой темы, закрепление знаний по крупному разделу курса, а также их
повторение и обобщение. Применяя ТЕО, учителя открывают учащимся возможности интенсивного
изучения материала.

Ход
урока:

1.Организационный момент. Определение
темы. Постановка цели и задач урока.

— Сегодня у нас необычный урок. Вы  будете сами
добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем
разобраться, что изучать и как.

— На
доске (и на маленьких распечатках на столе) записана сказка. Прочитайте её.

1)
ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и
ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла
ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он,
ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти,
ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые
ПРЕпятствия.

2)
Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и
пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла
пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он,
пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти,
пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые
пр…пятствия.

— Трудно читать? Почему? (пропущены буквы)

— Что общего между всеми словами с пропущенными
буквами? (пропущены буквы е-и в приставках).

— Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание
приставок пре- и при-).

— А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно?  Что
нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

— Вы правы. Так какова  цель нашего урока? (научиться
правильно писать слова с такими приставками).

— Вот
когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то с
легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке, поэтому эта сказка будет
вашим домашним заданием.

Тем учащимся, кто хочет, предлагаю дома продолжить сказку.

— Специальная карточка с алгоритмом работы поможет
вам, достаньте. Все сразу читать не надо. Читаете поэтапно. Прочитали – 
выполнили.

Алгоритм
работы

1.Получив
карточку № 1, прочтите задание. Приступайте к выполнению. Все записи вести на
карточке. На выполнение первой карточки отводится не более 5 минут.

2.Закончив
работу с карточкой №1, решите, подойдете ли вы на собеседование к учителю или 
обсудите с соседом по парте.

3.Если
возникли спорные вопросы по правильности выполнения задания, то можно взять у
учителя готовые ответы и сверить со своей работой.

4.Возьмите
карточку № 2. Все задания выполняются совместно с другими учащимися сидящими
рядом ( группы по 4 человека). Все записи ведутся на карточке. На выполнение
заданий отводится не более 15 минут. В случае затруднения воспользуйтесь
карточкой с готовыми ответами.

5.После
проработки и проверки всех заданий дайте сигнал учителю, что вы готовы
приступить к выполнению следующей карточки № 3.

6.Переходите
к индивидуальной карточке № 3. Выберете посильное для себя задание.

Вы
можете совещаться с теми, кто выполняет такую же карточку. Пользуйтесь
теоретическим материалом. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с
готовыми ответами. На выполнение заданий отводится не более 15 минут.

7.После
выполнения всех карточек переходите к заполнению оценочного листа. Внимательно
прочитайте.

8.Возьмите
лист с  домашним заданием. Внимательно прочитайте его. Задайте вопросы учителю,
если есть такая необходимость.

2.Самостоятельная работа с карточками

Карточка №1. Знакомство с орфограммой «Гласные в приставках пре- и
при-«.

Прочитайте стихотворение.

Повнимательней смотри. 
Мы приставки пре- и при-.
 
Научись нас различать,
 
Друг от друга отличать.
 
Запомни сначала четыре значенья:
 
Неполное действие и приближенье,
 
Близость чего-то к чему-нибудь,
 
Присоединенье ещё не забудь.
 
Наши руки всё сумеют,
 
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
 
Всё ПРИделают как нужно
 
Быстро, весело и дружно.
 
Заяц ПРИскакал к соседу,
 
Закричал: «Я к вам ПРИеду!
 
На ПРИшкольном огороде
 
Есть уже морковка вроде».
 
ПРИоткрой скорей окошко –
 
В дом попасть не может кошка.
 
Ах, котлеты ПРИгорели!
 
Не беда, уже их съели.
 
ПРЕ – отличная приставка.
 
Ей во всём нужна добавка.
 
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
 
Или ПЕРЕ- заменяем.
 

Заполни таблицу. Информацию ищи в
стихотворении.

ПРИ-

ПРЕ-

Значение
приставки

Примеры

Значение
приставки

примеры

ПРИбежать

ПРЕлестный

ПРИклеить

ПРЕрвать

ПРИморский

ПРИгореть

Проверь свою работу: посоветуйся с соседом ( если
возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке)

ПРИ-

ПРЕ-

Значение
приставки

Примеры

Значение
приставки

примеры

ПРИближение

ПРИбежать

=
очень

ПРЕлестный

ПРИсоединение

ПРИклеить

=
пере

ПРЕрвать

Близость

ПРИморский

Неполное
действие

ПРИгореть

Карточка № 2. Учимся применять правило.

1. Найди  «Четвертое лишнее» и подчеркни зеленым цветом. Устно
объясни соседу почему.

·       превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;

·       приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;

·       приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;

·       преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

Ответы:

·       превозносить,
превосходить, принадлежать, превратить;

·       приноровиться,
приналечь, притягивать, препятствовать;

·       приниженный,
приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;

·       преодолеть, прицелиться,
прекратить, пренебречь.

2. Распределители словосочетания в нужную графу.

Преинтересный
рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на
картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда,
премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться
сломя голову, преодолевать препятствия.

при

пре

приближение

присоединение

близость

неполнота
действия

очень

пере-

Проверь себя. Посоветуйся
с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в
папке).

Ответы:

при

пре

приближение

присоединение

близость

неполнота
действия

очень

пере-

приехать
на автомобиле

пришить
пуговицу

привокзальная
гостиница

придерживаться
за край стола

преинтересный
рассказ

неожиданная
преграда

примчаться
сломя голову

приклеить
на картон

пришкольный
участок

приподнять
тяжелый шкаф

премиленький
ребенок

преодолевать
препятствия

3. Замените
словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-.
Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и
запиши её значение.

1)      Расположенный
у берега.

2)      Задуматься
на некоторое время.

3)      Участок
около школы. 

4)      Гнаться
за кем-нибудь. 

5)      Слегка
задеть что-либо.

6)      Вызывающий
восхищение, красивый. 

7)      Немного
открыть окно. 

8)       Расположенный
у дороги

9)      Спуститься с неба на землю. 

10)  Очень длинный.

Ответы:

1)      Расположенный
у берега. (Прибрежный).

2)      Задуматься
на некоторое время. (Призадуматься). 

3)      Участок
около школы. (Пришкольный).

4)      Гнаться
за кем-нибудь. (Преследовать).

5)      Слегка
задеть что-либо. (Прикоснуться). 

6)      Вызывающий
восхищение, красивый. (Прекрасный).

7)      Немного
открыть окно. (Приоткрыть).

8)       Расположенный
у дороги (Придорожный).

9)      Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).

10)  Очень длинный. (Предлинный).

Проверь себя. Посоветуйся
с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в
папке).

Карточка № 3. Проверяем свои знания

Творческий
диктант. Задание дифференцированное.

Выбери
одну карточку для работы.

Карточка
с красным заголовком – трудная.

Карточка
с зелёным заголовком – средней трудности.

Карточка
с синим заголовком – простая.

 1 группа (сложные,
карточки красного цвета)

1.
Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

3. Выполнить морфемный и
словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и
сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы
исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две
широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в
пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей
поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы
(), ожили.

2 группа (средние, карточки зелёного цвета)

1. Заменить данные в скобках
слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни
пресмыкающихся.)

 3. Выполнить морфемный и
словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний
поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили,
что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо
(закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные
полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы
закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в
воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы
(изменились), ожили.

3 группа (простые, карточки синего цвета)

1.   Вставить
слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно,
принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.

3. Выполнить морфемный и
словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и
сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы
исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две
широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в
пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей
поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы
(), ожили.

Окончательный вариант.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний
вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что
удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились
искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их
приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в
помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять
они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

3.Рефлексия

Оценочный  лист

Оцени по 5-ти бальной шкале уровень
трудности заданий (1 – очень лёгкое, 3 – среднее, 5 – очень трудное)


задания

баллы

Пользовались ли
вы подсказкой (поставьте + или — )

примечания

Карточка
№1

Продолжи
фразу:

1.правило

Сегодня
на уроке я понял(а) ……..

Карточка
№2

1.

2.

3.

Карточка
№3

Запиши цвет
карточки

Приложение 1.

Теоретический материал

Приставки
пре-, при-. Их правописание зависит от значения, которое они придают слову.

Приставка пре- пишется:

1. если
употребляется в значении «очень, весьма»

 2. если ее
можно заменить приставкой пере-

прекрасный – очень
красивый

пребольшой – очень
большой

прервать – перервать,

преломить – переломить

Приставка при- употребляется
в значении:

1. приближения

2. присоединения

3. близости
чему-либо

4. неполноты
действия

приблизиться, прибытие, приехавший

приклеенный, придавить, присоединение

пришкольный, приморье, прибрежный

присесть, приподняться

Приложение 2.

Дополнительный
материал

При-: причина, пример, привет,
прилежный, приключение, природа, привилегия (исключительное право), приоритет
(первенство), примитивный (простой, несложный), примадонна (актриса на первых
ролях), привередливый (человек слишком разборчивый, с прихотями и капризами),
принуждение.

Пре-: президиум, президент, премьера, препарат,
претензия, претендент, превалировать (преобладать), презентовать (подарить),
престиж (авторитет), предание, камень преткновения (помеха).

Вспомните значения приставок,
сравните столбики А и Б.

А. Значение приставки пре-

Б. Значение приставки при-

1. Высшая степень качества или действия,
«очень»: предобрый, преискусный, прекрасный, преуспевать.

2. Значение, близкое к
значению приставки пере-: прекращение, преступление,
пресечь, преодолеть, превращение.

3. Что-либо новое,
получившееся в результате изменения, преобразования

1. Присоединение, прибавление: пришить;
приобщение; причастный
.

2. Приближение: приехать,
придвигать.

3. Близость к чему-либо: пригород,
прибрежный
.

4. Неполнота качества или
действия: приоткрыть, приостановить, припрятать, причудливый,
привередливый.

5. Доведение действия до
конца: приготовить, придумать.

6. Сопутствующее
действие: присвистывать, притоптывать.

7. Приспособление к
чему-либо: притворство, пристрастие, привычка, приноровиться, притерпеться

Библиография

1.      Александрова
Г. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург,
«Тригон», 1997.

2.      Методические
рекомендации к учебнику «Русский язык 5 класс». М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос
и др. М: «Дрофа», 2010 г.

3.      Новая
дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие
/О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013.

4.     
Программа
по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. (Авторы программы М.М.Разумовская,
В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов). М., «Дрофа», 2010.

5.      Рабочая
тетрадь по русскому языку 5 класс. Учимся читать, слушать, говорить, писать.
И.П.Васильевых, С.И.Львова М.: «Мнемозина», 2010

6.     
 Русский
язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская,
С.И.Львова, Г.А.Богданова и др.;  М: «Просвещение», 2010

  1. Педагогические технологии. Н. Н.
    Суртаева; Негос. образоват. учреждение сред. общеобразоват. шк.
    «Экспресс» Санкт-Петербург.  Санкт-Петербург: Экспресс, 2008.

8.      Педагогические
технологии: организация индивидуальной и коллективной деятельности .Н. Н.
Суртаева. Химия в школе. 2009  N 1.

Скачано с www.znanio.ru

Правило написания приставки “при-”

Приставка “при-“ пишется, если необходимо обозначить:

  • приближение (прибежать, приземляться, приехать и т.п.)
  • присоединение,прибавление (привязать, прикрутить, прибить)
  • пространственную близость (пришкольный, придворный, прибрежный)
  • неполноту действия (приоткрыть, приуныть, привстать)
  • доведение действия до конца (приучить, придумать)

Отмечаем, что в некоторых словах невозможно определить по смыслу написание приставки и правописание таких слов следует проверять в словаре.

Приставка пре-

Приставка пре- пишется в следующих случаях:

  • Когда она привносит в слово значение предельной степени действия, качества, превосходящего меру: превосходный, превозносить, преувеличивать, преинтересный. В этом случае еще можно заменить приставку на слова «очень», «весьма».
  • Когда она близка по значению к приставке пере- в значении «через», «по-иному»:
  1. преграда, сравним — «перегородить»,
  2. преступить черту, сравним – «переступить».

Теперь мы знаем, когда пишется приставка «пре».

Правописание гласных в приставках пре- и при-

Для удобства оформили правила написания приставок пре- и при- в виде таблицы — удобно сохранить на смартфон или распечатать и хранить в учебнике.

Правописание приставок пре- и при- ПРЕПРИ

  1. Близко по значению к слову очень: преинтересный (очень интересный).
  2. Близко по значению с приставкой пере- : преграда (что-то перегородить), преступник (переступил закон).
  1. Близость, примыкание к чему-то (около, рядом): прибрежный (около берега).
  2. Добавление, присоединение: приделать, прикупить.
  3. Неполное действие или на ограниченный срок: прилечь (ненадолго), приболел (чуть-чуть);
  4. Завершенное действие: приготовил, примирил.
  5. Совершение действия в чьих-либо интересах: припрятать, прислушаться;
  6. Сопутствующее чему-то действие: пританцовывать, припевать.

Если под рукой нет таблицы, можно использовать вот такой алгоритм написания приставок «при» и «пре»:

Приставки в словах иноязычного происхождения

Морфемы, которые звучат как пре- и при-, встречаются и в других языках, в том числе в латыни, откуда мы заимствовали немало терминов. Такие слова невозможно проверить, пользуясь этим правилом. Их надо или запомнить, или уточнить орфографию с помощью словаря.

Приведем примеры: президент, привилегия, преамбула, примитивный, приоритет, приватный, престиж, премьера.

Особые случаи написания слов с приставками «ПРЕ» и «ПРИ»

В некоторых случаях значение слова зависит от контекста, то есть от словосочетания или предложения, в котором оно употреблено.

Различай лексическое значение и пиши правильно приставку!
Пребывать в Москве (= находиться). Прибывать в Москву (= приезжать, то есть приближаться к Москве).
Претворить планы в жизнь (осуществить, воплотить). Притворить дверь (= обозначает неполное действие, то есть закрыть не до конца).
Предать друга (выдать, изменить).

*с приставкой «ПРЕ» пишутся однокоренные существительные «предатель», «предательство».

Придать форму шара (= приближение, приблизить к форме шара).
Преступить закон (= «переступить черту», нарушить закон). Приступить к работе (= приближение, начать работу, приблизиться к работе).
Предел терпения («дальше некуда», ограничение, граница). Придел церкви (= пристройка к церкви).
Преемник дела отца (= «перенять», продолжатель). Приемник (прибор, образовано от глагола «принимать»).
Презирать опасность (пренебрегать, считать недостойным, не уважать). Призреть сироту (= приютить, приблизить к себе, проявить заботу).
Преклонить колена перед героем (= очень, очень уважать, восхищаться). Приклониться к земле (= приближение, низко наклониться).
Преходящая популярность (= переходит, временная, недолговечная). Приходящая няня (= приходить).
Превратное понятие (= перевернутое, очень неверное, неправильное) Привратник замка (сторож, стоит «около» ворот).
Претерпеть изменения (= перетерпеть, пережить). Притерпеться к трудностям (= привыкнуть).
Препираться с соседом (= переругиваться, спорить). Припереть дверь (придержать, прикрыть)

*в однокоренных глаголах также пишется приставка «ПРИ»

Преуменьшить (сильно уменьшить).

Он переврал абсолютно все, глобально преуменьшив заслуги героя.

Приуменьшить заслуги (= слегка, чуть-чуть, немножко уменьшить).
Преумножить богатство (= очень, сильно увеличивать). Приумножить (немного увеличивать).
Непреложный закон (нерушимый, нельзя «переложить»). Приложить усилия (что-то к чему-то приложить, приблизить).
Непременное условие (обязательно к выполнению). Неприменимый закон («нельзя применить»).

Исключения

В русском языке есть особая группа слов, лексическое значение которых сложно или невозможно отнести к какому-либо пункту правила. Это словарные слова, их написание необходимо запомнить или проверять по орфографическому словарю!

Таблица «Слова исключения с приставками «ПРЕ» и «ПРИ»

ПРИ ПРЕ
Без прикрас Преобразовать
Беспристрастный Преследовать
Восприимчивый Беспрекословно
Гостеприимный Презент
Достопримечательность Президент
Неприступный Препарат
Неприхотливый Прецедент
Неприятель Преодолеть препятствие
Приватный Превратность судьбы
Привереда Беспрестанно
Прискорбный Превозмочь боль
Причудливый Преклонный возраст
Привилегия Преимущество
Приоритет Без преувеличения (сказать)
Присутствовать Превыше всего
Приверженцы старины Знаки препинания
Приемлемый Препарат
Жить припеваючи Прерогатива
Приободрить Препона
С пристрастием судить Претить
Приключение Префектура

В русском языке существуют слова, в которых «ПРЕ» и «ПРИ» не являются приставками, а входят в корень слова. Эти слова необходимо запомнить!

ПРИ: привет, пример, природа, причина, прилежный, приятный.

ПРЕ: предмет, препятствие, премьера.

img3

Как отличить пре- от при-

Чтобы правильно написать приставку, надо сначала постараться определить ее значение:

  • если значение близко к «пере» или «очень», написать пре-;
  • если она имеет значение приближения, присоединения, территориальной близости или неполного действия, написать при-;
  • если не удается с уверенностью определить правописание приставки или слово иноязычное, надо обратиться за помощью к словарю.

Приведем примеры:

  • превратить — приставка близка по смыслу к приставке пере-, ведь это слово означает «переделать», поэтому пишем пре-;
  • причудливый — приближение: близкий к чуду, поэтому при-;
  • пресмыкающееся — трудно определить значение приставки, поэтому разумнее посмотреть в словаре.

Слова с приставками пре- и при- очень часто встречаются в нашей речи, так что трудные случаи стоит запомнить. Для этого можно воспользоваться мнемотехническими формулами. Например, такой: «Престарелое пресмыкающееся преследовало преступника».Заключение

Таблица «Правила написания приставок «ПРЕ» и «ПРИ»

Основные значения и примеры употребления приведены в таблице.

Значение приставок
ПРИ ПРЕ
1.      Приближение

Приехать, прилететь, приползти, прибежать.

2.      Присоединение

Приклеить (присоединить с помощью клея).

Прибить (присоединить с помощью гвоздей).

3.      = ОКОЛО

Пришкольный двор (двор около школы).

Привокзальное кафе (кафе около вокзала).

Приморский город (город около моря).

4.      Неполнота действия, = чуть-чуть

Прикрыть, привстать, притормозить, присесть.

5.      Доведение действия до конца

Пристрелить, придушить, приучить, причесать.

6.      Сопутствующее действие

Припевать, пританцовывать, присвистывать.

7.      Совершение действия в чьих-либо интересах.

Присвоить, приобрести, приберечь

1.      Высокая степень качества, = очень

прехорошенький (очень хороший),

преинтересный (очень интересный),

премилый (очень милый).

2.      Близость к приставке «ПЕРЕ»

Прекратить (= перестать).

Преграда (= перегородить).

Упражнение

Образец рассуждения:

Пр…скакать – это слово означает приближение, поэтому нужно писать «И».

Пр…клеить, пр…винить – это слова, обозначающие присоединение, поэтому нужно писать «И».

Пр…интересный (урок) – это слово, обозначающее «очень интересный», поэтому необходимо писать букву «Е».

Источники

  • https://RusskiyPro.ru/pravopisanie-pristavok-pre-pri/
  • https://skysmart.ru/articles/russian/pravopisanie-pristavok-pre-i-pri
  • https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/pristavki-pre-i-pri-pravopisanie.html
  • https://nauka.club/russkiy-yazyk/pristavki-pre-i-pri.html

Наталья Васильевна

Наталья Васильевна

Учитель русского языка

Задать вопрос

( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )

  • Пришвин рассказ жалейка распечатать
  • Пришвин золотой луг картинки к рассказу
  • Пришвин рассказ родина читать рассказ
  • Приходящая медсестра как пишется
  • Причем тут как пишется слитно или раздельно