Задание 8 ЕГЭ по русскому языку проверяем ваши знания по теме «Синтаксические нормы: нормы согласования и управления» и умения установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями.
Чтобы решить задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2022, необходимо знать следующие темы:
-нарушения построения предложения с несогласованным приложением
-нарушения построения предложения с причастным оборотом
-нарушение построения предложения с деепричастным оборотом
-нарушение связи между подлежащим и сказуемым
-неправильное построение предложения с косвенной речью
-нарушение построения предложения с однородными членами
-нарушение построения сложного предложения
-неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом
-нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
-нарушение управления
Материалы для подготовки к ЕГЭ:
- Теория ЕГЭ по русскому языку 2022
- Решать тесты ЕГЭ по русскому языку
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
За это задание вы можете получить 5 баллов, поэтому его правильное выполнение очень важно. Это одно из самых объемных и сложных заданий ЕГЭ.
Пример из демоверсии ЕГЭ по русскому языку ФИПИ:
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. | |
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 1) Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя. 2) Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника. 3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов. 4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков не только опубликовал ряд статеи? об обычаях, но и о поверьях русских крестьян. 5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось. 6) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций. 7) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвященных творчеству Н.В. Гоголя. Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного. 9) Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперед. |
Сложность задания заключается в том, что вариантов предложений 9, а наименований ошибок всего пять. Это значит, что 4 предложения могут относиться:
-
к другому типу ошибки, не указанному в левом столбце.
-
к предложениям без ошибки (такое тоже встречается).
1) Для правильного выполнения задания 8 нужно научиться видеть слова-маркеры.
2) Как и в других заданиях информация сгруппирована по названиям ошибок. Во-первых, вам необходимо выучить и понимать все термины, встречающиеся в задании. Например, знать, что такое приложение и как оно выглядит. Важно уметь различать причастный и деепричастный обороты, а также знать правильное их построение, находить однородные члены и двойные союзы, находить подлежащее и сказуемое и проверять их на правильность связи, знать глагольное управление и предложно-падежное управление.
Приложение – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета. Что нужно помнить: Несогласованное приложение стоит в именительном падеже независимо от того, в каком падеже определяемое слово (Озеро (И.П.) Байкал (И.П.), озера (Р.П.) Байкал (И.П.), озеру (Д.П.) Байкал (И.П.) | |
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров. В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. | Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров. В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. |
| |
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду 2. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. 3. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений. | 1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду 2. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. |
Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался). 1. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. 2. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом. 3. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием. | |
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер. 2. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно. 3. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз. | 1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу) 2. Приехав в Москву, мне стало грустно. 3. Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят). |
1. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.) 2. Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного. 3. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч. | |
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
1. ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. 2. Кресло-качалка отремонтировано. 3. [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина]. | 1. ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. 2. Кресло-качалка отремонтирована. 3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина] |
При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица. | |
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает. | Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи). |
1. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом. 2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом. 3. Если однородные члены — прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой). 4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать. 5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово. 6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов. 7. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов (Как…, так и…; не только…, но и…; если не…, то…; не столько…, сколько…; не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то… то; не то… не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами! 8. Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами: не только … но и если не…, то как…, так и Список двойных союзов с примерами | |
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
1. Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею. 2. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто 3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма). 4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. 5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.). 6. В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы. 7. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей. 8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах. | 1. Раскольников придумал и восхищается своей теорией. (глаголы сочетаются с существительными в разных падежах) 2. Натянуть и выстрелить из лука непросто 3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма). 4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. 5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.). 6. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. 7. Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей. 8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. (нет союза не только…, а также) |
1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения. Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит. 2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний. | |
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
1. [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание). | 1. [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом) 2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание). |
1. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?) Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?) в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п. существительного. Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим. 2. Предлоги в — из, на — с. | |
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
1. Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию По окончании срока По истечении срока По прибытии поезда По приезде 2. в город – из города | 1. Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств благодаря (кого? чего? Р.п.) старания По окончанию срока По истечению срока По прибытию поезда По приезду 2. с города |
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
Сестра прочитала книгу и пересказала ее брату. | Сестра читает книгу и пересказала ее брату. |
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
Он всегда уделял внимание своему здоровью. | Он всегда уделял внимание на свое здоровье. |
- Решать варианты ЕГЭ
- Решать задание 8
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие причастия
Сначала разберемся, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.
Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.
Примеры причастий: покупающая конфеты мама, составленный папой план, спешащий в магазин дедушка.
Причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:
- Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.
- Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.
Основные группы причастий:
- Страдательные причастия настоящего времени.
- Страдательные причастия прошедшего времени.
- Действительные причастия настоящего времени.
- Действительные причастия прошедшего времени.
Рассмотрим пример действительных причастий:
- Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.
- Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.
Рассмотрим пример страдательных причастий:
- Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, но сам подарок действие не выполняет.
- Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.
А теперь разберемся в том, что такое причастный оборот, какие слова составляют причастный оборот и каким членом предложения он является.
Определение причастного оборота
Причастный оборот (ПО) — это причастие с зависимыми словами. Главное слово в причастном обороте — причастие.
Определяемое слово — это слово, от которого зависит причастный оборот.
Запоминаем!
Причастный оборот отвечает на вопросы: какой? что делающий? что сделавший?
Каким членом предложения является причастный оборот? В предложении причастный оборот чаще всего занимает функцию определения и подчеркивается волнистой линией.
Причастие, как неспрягаемая глагольная форма, обозначает признак предмета по действию:
В таких словосочетаниях одиночное причастие определяет существительное и является зависимым от него словом.
Вот мы и узнали, что называется причастным оборотом и как выделять причастный оборот как член предложения.
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
Границы причастного оборота
Самый сложный момент в этой теме — как найти границы причастного оборота.
Чтобы определить причастный оборот в предложении, нужно выделить причастие и все зависимые от него слова. Зададим вопрос и найдем зависимое слово на примере:
- Пригревающее (кого?) — нас.
- Пригревающее (как?) — нежно.
Слово «солнышко» не входит в состав причастного оборота, так как к нему мы не можем задать вопрос от причастия «пригревающее». Поэтому причастный оборот в этом предложении — это конструкция «нежно пригревающее нас».
Запоминаем!
Причастный оборот состоит только из полных причастий с зависимыми словами. Краткие причастия мы используем только в роли составного именного сказуемого.
Знаки препинания при причастном обороте
Рассмотрим, как выделяется причастный оборот на письме.
По правилам причастный оборот обособляется в трех случаях:
-
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется.
Висевшая на стене — определение, которое выражено причастным оборотом. Оно стоит после определяемого слова «картина» и поэтому обособляется.
-
Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (кроме случаев, описанных в следующем пункте).
Висевшая на стене — определение, выраженное причастным оборотом. Оно стоит перед определяемым словом «картина» поэтому не обособляется.
-
Причастный оборот обособляется независимо от его места в предложении, если выполняется любое из следующих условий:
- причастный оборот относится к личному местоимению (я, ты, он, она, оно, они);
- причастный оборот имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);
- причастный оборот оторван от определяемого слова другими членами предложения.
Распространённые ошибки при использовании причастного оборота
При составлении предложения с причастным оборотом нужно обратить внимание на следующие правила:
- Между ПО и определяемым словом не должно быть разрыва.
❌
✅
Шум листвы наполнял всё пространство, тихо трепещущей.
Земля пропиталась влагой от дождя, лившему всю ночь.
Шум, тихо трепещущей листвы, наполнял все пространство.
От дождя, лившего всю ночь, земля пропиталась влагой
- Страдательные и действительные причастия выполняют разную функцию.
❌
✅
Контрольную работу, решающуюся учениками, учитель проверит завтра.
Контрольную работу, решаемую учениками, учитель проверит завтра.
- Синтаксическая конструкция имеет однородный вид.
❌
✅
Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и которая устраивает моих родителей.
В школу, расположенную рядом с нашим домом, устраивающую моих родителей, я хожу.
- Главное слово стоит до или после ПО, а не разрывает его.
❌
✅
Прибывшие ученики на олимпиаду из соседней школы заняли свои места.
Ученики, прибывшие на олимпиаду из соседней школы, заняли свои места.
1. Определите, какое слово обозначает признак предмета по действию:
а) красящий +
б) красивый
в) краснеть
2. Причастие с зависимыми от него словами:
а) деепричастный оборот
б) причастный оборот +
в) частный оборот
3. Что обозначает причастие:
а) признак по обстоятельству
б) признак по признаку
в) признак по действию +
4. На какие вопросы отвечает причастный оборот:
а) Какой? Что делающий? Что сделавший? +
б) Какой? Каков? Что делающий? Что сделавший?
в) Каков? Что делающий? Что сделавший?
5. В каком случае причастный оборот выделяется на письме запятыми:
а) если стоит перед определяемым словом
б) не выделяется запятыми
в) если стоит после определяемого слова +
6. В каком из вариантов в словосочетании употреблено причастие:
а) звучала приятная музыка
б) собранный фермером урожай +
в) подарить ярко красные тюльпаны
7. В каком из вариантов в предложении употреблен причастный оборот:
а) Папа разговаривал по телефону, смотря на улицу из окна
б) Пока мы убирали в комнате, Катя приготовила обед
в) Саше понравилась книга, написанная классиком русской литературы +
8. Найдите в предложении причастный оборот: «Петя вышел к играющим во дворе ребятам»:
а) играющим во дворе +
б) к играющим во дворе ребятам
в) к играющим во дворе
9. В каком из вариантов причастный оборот правильно выделен запятыми:
а) Витя подарил цветок, сорванный с клумбы Ане
б) Сережа помогал, строителям работающим, во дворе
в) Мы обсуждали новости, услышанные по радио +
10. Какое из словосочетаний не может употребляться в качестве причастного оборота:
а) Лежавшие на столе
б) Записано в блокнот +
в) Стертые ластиком
11. Определите, какое слово обозначает признак предмета по действию:
а) летящий +
б) нагревание
в) играть
12. Найдите причастие:
а) Встречные машины проносились мимо.
б) Родные мои, встречающие меня, стояли на перроне. +
в) Встречающие бежали к поезду.
13. Найдите причастие, в окончании которого пишется Е:
а) на берег бушующ..го Бугруслана +
б) с прославивш..мся коллективом
в) перед строящ..мся театром
14. Что обозначает слово ВЫУЧЕННЫЙ:
а) признак другого признака
б) признак, который создается действием самого предмета
в) признак, который создается у одного предмета действием другого предмета +
15. От какого глагола нельзя образовать действительное причастие настоящего времени:
а) построить +
б) бороться
в) терпеть
16. От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие прошедшего времени:
а) обещать
б) приехать +
в) заклеить
17. В каком примере НЕ с причастием пишется слитно:
а) (Не) защищённое от ветра море кипело.
б) Серёжа, (не) окрепший от удара, примостился на кровати.
в) На столе лежала (не) прочитанная книга. +
18. В каком ряду во всех причастиях пишется НН:
а) выменя..ый фонарик, золочё..ые украшения
б) на застеклё..ой веранде, корчёва..ый лес +
в) броше..ый мяч, книга прочита..а
19. В каком ряду допущена ошибка в правописании причастия:
а) слышащийся гудок, реющие знамена
б) сеющий семена, пилящие дерево
в) лаящая собака, стелющийся туман +
20. Найдите предложение с причастным оборотом:
а) Хозяин, родом яицкий казак, казался мужик лет шестидесяти.
б) Там лежали бумажные пакеты с подарками, завернутые в разноцветные платки. +
в) Безжизненые туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными очертаниями.
21. Чем является причастный оборот:
а) определением +
б) подлежащим
в) дополнением
22. Найдите предложение, в котором причастный оборот не выделяется:
а) Я слушал журчанье воды протекающей в заросших осокою берегах.
б) Окруженные серой мглой птицы сбивались с пути. +
в) Вдруг я заметил двух птиц летевших прямо к водопаду.
23. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка:
а) Кое-где на волнах плавно покачивались сверкающие на солнце льдины.
б) Начатый разговор, слишком рано прерванный, не возобновился.
в) Из недавно проснувшихся долин, веяло душистой свежестью. +
24. Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые:
За их домом находился довольно большой сад (1) оканчивающийся рощицей (2) давно заброшенной (3) и сильно заросшей:
а) 1
б) 1, 2 +
в) 2, 3
25. Укажите предложение, в котором причастный оборот выделен верно:
а) Листва, радовавшая взгляд яркостью теперь потускнела.
б) Листва радовавшая взгляд яркостью, теперь потускнела.
в) Листва, радовавшая взгляд яркостью, теперь потускнела. +
26. Укажите предложение, в котором причастный оборот выделен верно:
а) Дом, стоящий на горе манил огнями.
б) Дом, стоящий на горе, манил огнями. +
в) Дом стоящий на горе, манил огнями.
27. Укажите предложение, в котором причастный оборот выделен неверно:
а) Извивавшаяся меж кустов, дорога вела к реке. +
б) Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек.
в) Ёлочные игрушки сделаны из грецких орехов, покрытых блестящей фольгой.
28. Укажите предложение, в котором причастный оборот выделен неверно:
а) Метались в воздухе подхваченные ветром сухие листья.
б) Метались в воздухе сухие листья, подхваченные ветром.
в) Метались в воздухе, подхваченные ветром, сухие листья. +
29. Найдите предложение, в котором есть причастный оборот:
а) Летящая к югу стая птиц повернула к лесу. +
б) На скамейке сидел дремлющий старик.
в) От горящего полена шло тепло.
30. В каком из вариантов приведено неверное утверждение:
а) В позиции после определяемого слова причастный оборот выделяется запятыми с дух сторон
б) Между определяемым словом и причастным оборотом должно стоять сказуемое +
в) Определяемое слово не может употребляться в середине причастного оборота
Причастие — самостоятельная часть речи, которая обладает свойствами как глагола (образована с помощью его корня), так и имени прилагательного(образована с помощью его окончания). Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного. Глагольные признаки причастия — это категория вида, залога, а также особенная предикативная форма времени. ( в Московском университете)
Причастие — форма глагола, которая обладает свойствами как глагола (образованна с помощью его корня), так и имени прилагательного (образована с помощью его окончания). Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного. Глагольные признаки причастия — это категория вида, залога, а также особенная предикативная форма времени. ( в Санкт-Петербургском университете)
Объективными (связанными с именем прилагательным) признаками причастия являются категории рода, числа и падежа, возможность образования кратких форм у страдательных причастий, синтаксическая функция согласованного определения.
Причастие используется во многих индоевропейских языках, арабском, венгерском, а также во многих эскимосских языках (например, в сиреникском).
В других языках вместе с деепричастием образует особую часть речи — англ. Participle, нем. Partizip.
Деепричастие — особая форма глагола обозначающая добавочное действие при основном действии. Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола(вид, переходность и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?
Сходные глагольные формы существуют во многих индоевропейских языках — русском, латинском, французском, а также в тюркских, венгерском и эскимосском языках. В других языках может называться герундием.
В некоторых языках отдельная форма для деепричастия отсутствует (например, в английском, где в роли деепричастия используется причастие).
В русском языке
Вопрос о статусе причастия неоднократно решался и решается в русистике, однако лингвисты сходятся во мнении о том, что причастия образованы от глагола. Образование причастий тесно связано с категорией вида и переходностью. Например, от глаголов несовершенного вида могут быть образованы причастия настоящего и прошедшего времени, а от глаголов совершенного вида — только причастия прошедшего времени (хотя смысл причастий будущего времени (сделающий, напишущий) весьма прозрачен). Кроме того, страдательные причастия могут образовываться только от переходных глаголов. Причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени. Формы действительного залога образуются с помощью суффиксов -ущ- для глаголов первого спряжения (работающий) и -ащ- — для глаголов второго спряжения (держащий). Формы страдательного залога настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ом-, -ем- для глаголов первого спряжения (ведомый) и -им- — для глаголов второго спряжения (гонимый).
Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива. Причастия действительного залога образуются с помощью суффикса -вш- для глаголов, чья основа оканчивается на гласный (державший). С помощью суффикса -ш- такие причастия образуются от глаголов с основой на согласную (росший).
Некоторые глаголы имеют специфику в образовании причастий, к таким глаголам относятся глаголы на -сть, при образовании которых усекается исходная основа (севший). От глаголов с суффиксом -ну- возможно образование двух форм причастий, например, погасший — погаснувший.
Причастия страдательного залога прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -нн- (от глаголов на -ать: читанный, потерянный), -енн- (от глаголов на -ить и -чь: испеченный), -т- (от односложных глаголов: мятый).
Страдательные причастия, как правило, имеют полные (проверенный) и краткие (проверен) формы. Краткие формы изменяются по родам и числам.
Однако далеко не все страдательные причастия настоящего времени имеют краткую форму. Так как страдательные причастия настоящего времени (ведомый, читаемый) относятся преимущественно к книжной речи, существуют некоторые стилистические ограничения по образованию таких форм.
Поэтому от разговорных и некоторых нейтральных глаголов (например, бить, крыть, кормить и так далее) зачастую не образуются страдательные причастия настоящего времени.
Также не от всех глаголов образуются в русском языке страдательные причастия прошедшего времени.
Причастия делятся на страдательные прошедшего и настоящего времени, действительные прошедшего и настоящего времени.
Страдательные причастия настоящего времени
Образованы от глаголов несовершенного вида, переходных с помощью суффиксов -ем- и -им-
-им- пишется, если причастие образовано от глагола II спряжения.
-ем- ; -ом- пишется, если причастие образовано от глагола I спряжения.
Примеры: гонимый, ведомый, подгоняемый
Страдательные причастия прошедшего времени
Образованы от глаголов совершенного вида, переходных с помощью суффиксов -енн- (-ённ-); -нн-; -т-; -ен- (-ён-); -н-
Примеры: обиженный, накормленный, отвергнутый
Действительные причастия настоящего времени
Образованы от глаголов несовершенного вида, переходных и непереходных с помощью суффиксов -ущ- (-ющ-), и -ащ- (-ящ-)
-ущ- (-ющ-) пишется, если причастие образовано от глагола I спряжения.
-ащ- (-ящ-) пишется, если причастие образовано от глагола II спряжения.
Примеры: читающий, смотрящий, бегущий
Действительные причастия прошедшего времени
Образованы от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:
-вш- используется в словах, основа которых оканчивается на гласную букву
-ш- используется в словах, основа которых оканчивается на согласную букву
Примеры: смотревший, увядший
Адъективация
Адъективацией называется переход различных частей речи в имена прилагательные, но чаще всего адъективации подвергаются именно причастия.
При адъективации причастия утрачивают свои глагольные категории и начинают обозначать постоянный статический, неизменный признак, таким образом, происходит переосмысление причастий.
Грамматические признаки
Причастие изменяется по признакам прилагательного. Оно изменяется по числам, по падежам, по родам в единственном числе.
Причастие может быть совершенного вида и несовершенного вида, прошедшего и настоящего времени. Эти признаки для причастия не изменяются.
Некоторые ученые считают причастия самостоятельной частью речи, так как они имеют ряд признаков, не свойственных глаголу.
Как формы глагола, причастия обладают некоторым его грамматическими признаками. Они бывают совершенного вида и несовершенного; настоящеговремени и прошедшего; возвратными и невозвратными. Формы будущего времени причастия не имеют.
Причастия бывают действительные и страдательные.
Обозначая признак предмета, причастия, как и прилагательные, грамматически зависят от существительных, согласующихся с ними, то есть становятся в том же падеже, числе и роде, что и существительные, к которым относятся.
Причастия изменяются по падежам, по числам, по родам (в единственном числе).
Падеж, число, род причастий определяется по падежу, числу, роду существительного, к которому причастие относится. Некоторые причастия, как и прилагательные, имеют полную и краткую форму.
Прошедшее время
Краткая форма страдательного причастия прошедшего времени глаголов совершенного вида используется в русском языке для образования страдательных форм прошедшего времени: книга прочитана (перфект настоящего времени), дом был построен (перфект прошедшего времени).
Причастие сослагательного наклонения
Вопрос о существовании в русском языке причастия сослагательного наклонения, образуемого добавлением к действительному причастию прошедшего времени частицы бы, является дискуссионным. Однако подобные формы иногда встречаются в произведениях Н. В. Гоголя, а в виде устойчивого оборотасделавший бы честь — у многих других авторов.
Причастный оборот
Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот и причастие являются обособленным или не обособленным согласованным определением.
В русском языке причастный оборот часто выделяется запятыми. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он выделяется запятыми с двух сторон. Когда причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не ставятся, кроме тех случаев, когда определяемое слово выражено личным местоимением или причастный оборот обозначает причину.Если после причастного оборота конец предложения, то запятая ставится только перед причастным оборотом.
- Программа, написанная в спешке, выполнила недопустимую операцию.
- Написанная в спешке программа выполнила недопустимую операцию.
Простые предложения могут быть перегружены причастными оборотами:
- Дятел, долбящий дерево, растущее в лесу, засыпанном снегом, падающим с ветвей, сильно замёрз.
Знаменательная часть речи, обозначающая действие как признак другого действия и выражающая это значение за счёт своей неизменяемости и семантической зависимости от глагола-сказуемого и имени — субъекта действия — подлежащего Весьма погрешают те, которые по свойству чужих языков деепричастия от глаголов личными лицами разделяют, ибо деепричастие должно в лице согласоваться с главным глаголом личным, на котором всей ре?чи состоит сила: идучи въ школу, встретился я съ прiятелемъ; написавъ я грамотку посылаю за море. М. В. Ломоносов, «Российская грамматика», 1755 г.
Вид
- несовершенный — обозначает настоящее и будущее времена. Образуется от глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов а (-я) и отвечает на вопрос «что делая?» Если деепричастие стоит в прошедшем времени, то в предложении оно стоит до сказуемого, если в будущем времени с суффиксом -вши (бывши, знавши, ехавши, имевши, пахавши, лизавши, вязнувши) считаются устаревшими и обычно малоупотребительны, ранее обозначали действие только что совершенное к настоящему моменту: «сказавши так, он сел», «увидевши это, он схватился за вилы». В настоящее время употребляются в форме -вшись, образованные от возвратных глаголов: умыться — умывшись, проговориться — проговорившись, разложиться — разложившись, изголодаться — изголодавшись и т. п.
Синтаксическая роль
- Обычно примыкает к глаголу, выполняющему роль сказуемого, является обстоятельством и не спрягается.
- Реже примыкает к именному сказуемому, выраженному кратким прилагательным или существительным.
- Примыкая к сказуемому, может обозначать добавочное действие, сопутствующее действию, несущему основную мысль сказуемого; допускает замену спрягаемой формой глагола.
В современном русском языке действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, должны принадлежать одному и тому же субъекту действия. Несоблюдение этого правила приводит к комическому эффекту, описанному Чеховым в рассказе «Жалобная книга» (фраза «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин»).
На письме деепричастные обороты (деепричастие с зависимыми словами) и отдельные деепричастия в большинстве случаев выделяются запятыми.
Примеры
- «Рассказывая, он громко смеялся».
- «Стрела, пролетев, вонзилась в дерево».
- «Зима. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь» (Евгений Онегин, А. С. Пушкин).
- «Не окончив вуз, я должен был устроиться на работу».
Голосование за лучший ответ
Darling ***
Мудрец
(16013)
6 лет назад
1)С тех пор они каждый день бывали вместе, и Кирила Петрович, ОТРОДУ НЕ
УДОСТОИВАВШИЙ НИКОГО СВОИМ ПОСЕЩЕНИЕМ, заезжал запросто в домишка своего старого товарища. большими буквами выделен причастный оборот (А. С. Пушкин «Дубровский», гл. 1)
2)Стол был накрыт, завтрак готов, и мисс Жаксон, УЖЕ НАБЕЛЕННАЯ И ЗАТЯНУТАЯ В РЮМОЧКУ, нарезывала тоненькие тартинки. (А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»)
3) Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, НЕ ПРЕДВЕЩАВШУЮ НИЧЕГО ДОБРОГО. (А. С. Пушкин «Капитанская дочка», гл. 1)
4)Предмет, ИЗБРАННЫЙ ЕЮ, был бедный армейский прапорщик, НАХОДИВШИЙСЯ В ОТПУСКУ В СВОЕЙ ДЕРЕВНЕ. (А. С. Пушкин «Метель»)
5)Дуня обвязала ему голову платком, НАМОЧЕННЫМ УКСУСОМ, и села с своим шитьем у его кровати. (А. С. Пушкин «Станционный смотритель»)
Валя Иванова
Мастер
(1700)
6 лет назад
1)С тех пор они каждый день бывали вместе, и Кирила Петрович, ОТРОДУ НЕ
УДОСТОИВАВШИЙ НИКОГО СВОИМ ПОСЕЩЕНИЕМ, заезжал запросто в домишка своего старого товарища. большими буквами выделен причастный оборот (А. С. Пушкин «Дубровский», гл. 1)
2)Стол был накрыт, завтрак готов, и мисс Жаксон, УЖЕ НАБЕЛЕННАЯ И ЗАТЯНУТАЯ В РЮМОЧКУ, нарезывала тоненькие тартинки. (А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»)
3) Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, НЕ ПРЕДВЕЩАВШУЮ НИЧЕГО ДОБРОГО. (А. С. Пушкин «Капитанская дочка», гл. 1)
4)Предмет, ИЗБРАННЫЙ ЕЮ, был бедный армейский прапорщик, НАХОДИВШИЙСЯ В ОТПУСКУ В СВОЕЙ ДЕРЕВНЕ. (А. С. Пушкин «Метель»)
5)Дуня обвязала ему голову платком, НАМОЧЕННЫМ УКСУСОМ, и села с своим шитьем у его кровати. (А. С. Пушкин «Станционный смотритель»)1) Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противоречило ли оно мнениям хозяина. («Дубровский»)
2) Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. («Станционный смотритель»)
3) Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. («Капитанская дочка»)
4) Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. («Метель»)
5) Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. («Барышня-крестьянка»)Казалось, все меры, предпринимаемые Рейнсдорпом, обращались ему во вред. («История Пугачева»)
Он [караульный] вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкою с искусством, обличающим опытного портного.. .(«Дубровский»)
Я занялся рассмотрение картинок, украшавших его смиренную но опрятную обитель («Станционный смотритель»)
Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами («Метель»)
Он приближался, держа фуражку, наполненную черешнями («Выстел»)
Эдие Мамбетова
Ученик
(173)
4 года назад
1)С тех пор они каждый день бывали вместе, и Кирила Петрович, ОТРОДУ НЕ
УДОСТОИВАВШИЙ НИКОГО СВОИМ ПОСЕЩЕНИЕМ, заезжал запросто в домишка своего старого товарища. большими буквами выделен причастный оборот (А. С. Пушкин «Дубровский», гл. 1)
2)Стол был накрыт, завтрак готов, и мисс Жаксон, УЖЕ НАБЕЛЕННАЯ И ЗАТЯНУТАЯ В РЮМОЧКУ, нарезывала тоненькие тартинки. (А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»)
3) Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, НЕ ПРЕДВЕЩАВШУЮ НИЧЕГО ДОБРОГО. (А. С. Пушкин «Капитанская дочка», гл. 1)
4)Предмет, ИЗБРАННЫЙ ЕЮ, был бедный армейский прапорщик, НАХОДИВШИЙСЯ В ОТПУСКУ В СВОЕЙ ДЕРЕВНЕ. (А. С. Пушкин «Метель»)
5)Дуня обвязала ему голову платком, НАМОЧЕННЫМ УКСУСОМ, и села с своим шитьем у его кровати. (А. С. Пушкин «Станционный смотритель») 1)С тех пор они каждый день бывали вместе, и Кирила Петрович, ОТРОДУ НЕ
УДОСТОИВАВШИЙ НИКОГО СВОИМ ПОСЕЩЕНИЕМ, заезжал запросто в домишка своего старого товарища. большими буквами выделен причастный оборот (А. С. Пушкин «Дубровский», гл. 1)
2)Стол был накрыт, завтрак готов, и мисс Жаксон, УЖЕ НАБЕЛЕННАЯ И ЗАТЯНУТАЯ В РЮМОЧКУ, нарезывала тоненькие тартинки. (А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»)
3) Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, НЕ ПРЕДВЕЩАВШУЮ НИЧЕГО ДОБРОГО. (А. С. Пушкин «Капитанская дочка», гл. 1)
4)Предмет, ИЗБРАННЫЙ ЕЮ, был бедный армейский прапорщик, НАХОДИВШИЙСЯ В ОТПУСКУ В СВОЕЙ ДЕРЕВНЕ. (А. С. Пушкин «Метель»)
5)Дуня обвязала ему голову платком, НАМОЧЕННЫМ УКСУСОМ, и села с своим шитьем у его кровати. (А. С. Пушкин «Станционный смотритель»)1) Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противоречило ли оно мнениям хозяина. («Дубровский»)
2) Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. («Станционный смотритель»)
3) Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. («Капитанская дочка»)
4) Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. («Метель»)
5) Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. («Барышня-крестьянка»)Казалось, все меры, предпринимаемые Рейнсдорпом, обращались ему во вред. («История Пугачева»)
Он [караульный] вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкою с искусством, обличающим опытного портного.. .(«Дубровский»)
Я занялся рассмотрение картинок, украшавших его смиренную но опрятную обитель («Станционный смотритель»)
Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами («Метель»)
Он приближался, держа фуражку, наполненную черешнями («Выстел»)
женя беляев
Знаток
(279)
4 года назад
1)С тех пор они каждый день бывали вместе, и Кирила Петрович, ОТРОДУ НЕ
УДОСТОИВАВШИЙ НИКОГО СВОИМ ПОСЕЩЕНИЕМ, заезжал запросто в домишка своего старого товарища. большими буквами выделен причастный оборот (А. С. Пушкин «Дубровский», гл. 1)
2)Стол был накрыт, завтрак готов, и мисс Жаксон, УЖЕ НАБЕЛЕННАЯ И ЗАТЯНУТАЯ В РЮМОЧКУ, нарезывала тоненькие тартинки. (А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»)
3) Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, НЕ ПРЕДВЕЩАВШУЮ НИЧЕГО ДОБРОГО. (А. С. Пушкин «Капитанская дочка», гл. 1)
4)Предмет, ИЗБРАННЫЙ ЕЮ, был бедный армейский прапорщик, НАХОДИВШИЙСЯ В ОТПУСКУ В СВОЕЙ ДЕРЕВНЕ. (А. С. Пушкин «Метель»)
5)Дуня обвязала ему голову платком, НАМОЧЕННЫМ УКСУСОМ, и села с своим шитьем у его кровати. (А. С. Пушкин «Станционный смотритель»)