ЗАДАНИЕ 5 ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ОГЭ. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение написания выделенного
слова. Запишите номера этих ответов.
1.
1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме причастия пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения, после шипящего буква Ь не пишется.
5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса — И.
2
1) ВЫРАЩЕННЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от согласных в конце корня.
2) СЪЯЗВИТЬ — разделит. твёрдый знак пишется после приставок на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.
3) ЛЫЖНИЦЫ — в окончаниях слов после Ц пишется буква Ы.
4) СТАРОЖИЛЫ — написание безударной гласной А в корне слова необходимо запомнить.
5) ДОКРАСНА — в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом от имён прилагательных с помощью приставок ИЗ-, ДО-, С-, на конце пишется буква А.
3
1) БЕЗВКУСНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.
2) ЗАРЕВАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от УДАРЕНИЯ.
3) СКЛЕЕНЫ — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме.
4) ПОДЬЯЧИЙ — разделительный мягкий знак пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И после приставок.
5) БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ — в словах с русскими приставками, которые оканчиваются на согласную, вместо И пишется Ы согласно произношению.
4
1) ТВОРИТЕЛЬНЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от УДАРЕНИЯ.
2) РУМЯНЫЙ — одна буква Н пишется в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, не имеющих ни приставок, ни зависимых слов.
3) ПРИСКАКАТЬ — правописание приставки определяется её значением — “приближение”.
4) ВИДИМЫЙ — безударная гласная И в суффиксе проверяется подбором формы слова, в которой суффикс окажется под ударением.
5) НА СОЛНЦЕ — в окончаниях имён существительных 1-го склонения в предложном падеже пишется буква Е.
5
1) НАВЗНИЧЬ — мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у имён существительных 3-го склонения.
2) ПРИГОРЮНИТЬСЯ — написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.
3) НЕДОСОЛИТЬ — НЕ с глаголом пишется слитно, потому что слово без НЕ не употребляется.
4) ОЦИНКОВАННЫЙ — в полных причастиях на -ованный, образованных от глаголов с суффиксом -ов- (-ев-), пишется НН.
5) ПРЕВРАТНЫЙ — правописание приставки ПРЕ- в этом слове необходимо запомнить.
6
1) ДЕРЖАЩИЙ — в суффиксе действительного причастия прошедшего времени пишется буква А, потому что причастие образовано от глагола II спряжения держать.
2) КОСНУТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.
3) ДОСРОЧНО — наречие образовано от прилагательного с приставкой ДО- (досрочный), поэтому в суффиксе наречия пишется буква О.
4) БЕСШУМНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
5) ЗАМОЧЕК — в суффиксе существительного пишется буква Е, потому что при склонении гласный выпадает.
7
1) ПРЕЛЮБОПЫТНЕЙШИЕ — написание приставки зависит от его лексического значения.
2) ПАРАЛИЗОВАНЫ — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) РАСШАТЫВАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
4) ШОКИРОВАННЫЙ — в полных страдат. причастиях прошедшего времени с суффиксом -ИРОВА- пишется НН.
5) ВЫБИРАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
8
Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Глаголы I спряжения в форме 3-го лица единственного числа в настоящем времени в личных окончаниях имеют букву Е». Найдите это слово. Запишите номер ответа.
1) барабан..т (дождь) 2) побре..т (бороду) 3) прикле..т (марку) 4) услыш..т (звуки) 5) выгон..т (из дома)
9
1) РЕШЁННЫЙ – в суффиксах –ЕНН-/-ЁНН- отглагольного прилагательного с приставкой пишется НН
2) экзамены КОНЧАТСЯ – в окончании глагола II спряжения пишется А
3) СООРУЖЁН – в суффиксе краткого причастия после шипящего пишется Ё, т.к. проверяется — СООРУЖЕНИЕ
4) ДИАГНОЗ – безударная гласная корня не проверяется, это слово является словарным
5) ЛОМАНАЯ (учеником парта) — в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н, если слово образовано от глагола совершенного вида
10
1) ЗОЛОЧЁНЫЕ – суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н.
2) ПРИБЫТИЕ — приставка ПРИ- обозначает приближение, поэтому пишется буква И
3) СТЕРИЛИЗОВАТЬ – в слове пишется непроверяемая безударная гласная в корне И
4) ИЗБЕЖАТЬ — в приставке перед звонким согласным корня пишется буква З
5) СТИРАНЫЙ — в суффиксе полного страдательного причастия несовершенного вида пишется одна буква Н
ЗАДАНИЕ 5 ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ОГЭ. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение написания выделенного
слова. Запишите номера этих ответов.
1.
1) ЛЕБЕДИНОЕ (перо) — в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса –ИН-, пишется одна буква Н
2) СТАРИННАЯ (картина) – в прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на -Н, пишется две буквы НН
3) ЗАРНИЦА – в слове пишется безударная гласная корня А, проверяемая ударением
4) В ТЕЧЕНИЕ года – имя существительное с предлогом В пишется раздельно и оканчивается на букву Е
5) НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица НЕ с причастием, имеющим зависимое слово, пишется раздельно
2
1) НЕ ЗНАЯ — НЕ с глаголом всегда пишется раздельно
2) НЕЧИЩЕНЫЙ пол – полное причастие с приставкой НЕ- пишется слитно
3) В ТЕЧЕНИЕ года — предлог пишется раздельно и оканчивается на Е
4) СЛЫШИМЫЙ — в суффиксе страдат. причастия, образованного от глагола 2 спряжения, пишется буквы И
5) ДЕВЧОНКА — в суффиксе существительного, после шипящего под ударением пишется О
3
1) СТЕКЛЯННЫЙ (бокал) – в суффиксе -ЯН- относительных прилагательных всегда пишется одна Н, кроме трёх исключений.
2) ЗАКОННО — в наречии, образованном от прилагательного с -НН-, пишется две Н
3) ДЕШЁВЫЙ — в прилагательном под ударением пишется суффикс –ЁВ4) МЕЖИНСТИТУТСКИЙ – после приставки МЕЖ- начальная гласная корня И всегда сохраняется
5) КОСНУТЬСЯ — безударная гласная в корне проверяется ударением, поэтому в корне пишется буква О
4
1) РАСШЕВЕЛИТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2)СДЕЛАНО – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) ЗАГОРЕТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) ХОРОШ — на конце кратких прилагательных мужского рода, после шипящего буква Ь не пишется.
5) ПО-НЕМЕЦКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
5
1) МАРИНОВАННЫЕ (огурцы) — в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, потому что слово образовано от глагола с суффиксом -ОВА2) РАСТЕРЕТЬ – в корне пишется буква А, так как дальше следует сочетание СТ
3) БОРЮТСЯ – в окончании глагола первого спряжения 3 лица мн.ч. пишется буквы Ю
4) КУЦЫЙ — в окончании прилагательного после Ц пишется Ы
5) СЛОЖЕНИЕ — корневая безударная гласная проверяется ударением (слОжим)
6
1) ПРИСТРОЙКА — здесь приставка ПРИ-со значением неполноты действия
2) ПОКРАШЕНА (крыша) — в кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н
3) БЕССМЫСЛЕННЫЙ — в суффиксе -ЕНН- прилагательного, образованного от существительного, пишется НН
4) БЕЗДУМНЫЙ — в приставке перед звонким согласным корня пишется 3
5) ИСПЕЧЁННЫЙ (пирог) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, т.к.слово образовано от глагола несовершенного вида
7
1) БЕЗВЕТРЕННЫЙ — в суффиксе -ЕНН- прилагательного, образованного от существительного, пишется НН
2) ПОЗИЦИЯ — в окончании существительного после Ц пишется И
3) ПЛАТЬИЦЕ — в окончаниях существ-ных после шипящих и Ц под ударением пишется О, в безударном положении Е
4) ПО-ЗИМНЕМУ (оденусь) — наречие с приставкой ПО- и суффиксом -ОМУ- пишется через дефис
5) ЗДАНИЕ — в приставке пишется буква 3, так как корень начинается со звонкого согласного
8
1) ЛЕКАРСТВЕННЫЙ — в прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительных с основой на-Н, пишется НН
2) СУШЕННАЯ на солнце дыня — в суффиксе отымённого прилагательного -ЁНН- пишется две буквы НН
3) ТОЖЕ – слово всегда пишется слитно
4) ВСЛЕДСТВИЕ (дождя) — это предлог, поэтому слово пишется слитно и на конце буква Е
5) ВПЯТЕРОМ – это наречие, которое пишется слитно
9
1) ДАЛЕКО НЕ ПРАЗДНЫЙ — НЕ с прилагательным пишется раздельно при наличии слова с усилительным значением
2)СДЕЛАЙ-КА – частица -КА с глаголами пишется через дефис
3) МЕДЛЕННО (шёл) – в наречии на -о(-е) пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано
4) НЕЧИЩЕНЫЙ (пол) — отглагольное прилагательное с приставкой соверш. вида пишется с одной буквой Н
5) ПРИСТЕГНУТЬ —в приставке ПРИ- пишется И, потому что она сходна по значению с наречием ОЧЕНЬ
10
1) ДЕРЕВЯННЫЙ — правописание суффикса в прилаг-ном не определяется правилом (является исключением)
2) СЖАТЬ — в приставке перед звонким согласным корня пишется С
3) НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица пишется с причастием раздельно при наличиизависимого от причастия слова
4) НЕ С КЕМ – неопределённое местоимение с предлогом пишется раздельно
5) ЗАМУЖ — имя существительное м.р. пишется без -Ь
Дополнительное образование
Тема: «Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»
Теория:
Правописание приставок подчиняется морфологическому (основному), а также фонетическому и дифференцирующему принципам русской орфографии:
Принципы русской орфографии | ||
Морфологический: | Фонетический: | Дифференцирующий |
Приставки, правописание которых Согласные и гласные в большинстве приставок пишутся одинаково, не отражая изменения произношения: срубить – сбить – сгореть. В-, до-, за-, на-, над-, о, об-, от-, пере-, пред-, перед-, по-, под-,с-. | Приставки на-з и -с перед звонким согласным и гласной пишутся с буквой З на конце, перед глухим согласным – с буквой С на конце: разгадать – раскусить. раз-, рас-; роз-, рос-; воз-, вос-, вз-, вс-, из-, ис-, без-, бес-, чрез-, чрес-, через-, черес-, низ-, нис-. | Приставки пре-, при-. Приставка пре-: 1)обозначает высшую степень действия или качества (= очень): пресытиться, предлинный. 2) совпадает по значению с приставкой пере-: преградить, прервать. Приставка при-: 1)присоединение: пришить; 2) приближение: приехать; 3) близость к чему-то: пришкольный; 4) неполнота действия: прикрыть; 5) законченное действие: приготовить. |
Написание приставок, заканчивающихся на «з» и «с», подчиняется фонетическому принципу русской орфографии и зависит от того, с какого согласного, глухого или звонкого, начинается корень слова.
! Звонкие согласные: ой, мы же не забывали о друге!
! Глухие согласные: Фока, хочешь поесть щец?
! Приставки з- не существует: сгиб – согнуть, сжечь — сожгу
Существует «подводный камень» в написании следующих слов: несбыточный, несгибаемый, несговорчивый, несгораемый, несданный, несдобровать. Обратим внимание снова на перечень приставок, данных в начале файла, и убедимся, что среди них нет приставки нес—, а существует приставка низ-/нис-. Значит, в морфемном составе приведенных слов не одна, а две приставки: не-с-быточный, не-сг-ибаемый, не-с-говорчивый, не-с-гораемый, не-с-данный, не-с-добровать. Вот так спряталась приставка с- в середине слов. Хотя слышится звук [з] перед звонким согласным корня, все же напишем приставку с-.
Практика:
Упражнение 1. Спишите. Вставьте орфограммы и объясните (графически) правописание.
Бе_ценный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_костный, бе_численный, бе_церемонный, бе_вкусный, бе_толковый, бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный, бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно.
В_лететь, в_бешенный, в_дремнуть, в_тревоженный.
Во_рождение, во_действие, во_хождение, во_звание, мирово_зрение, во_любить, во_кликнуть, во_парить, во_препятствовать.
И_гнание, и_полнение, и_бежать, и_пуганный, и_тратиться, и_черпать, и_жарить, и_царапать, и_держки, и_давна, и_подлобья.
Ни_падать, ни_провержение, ни_вергать, ни_ринуться, ни_послать, ни_кий, ни_ший.
Ра_продажа, ра_двоение, ра_чесать, ра_щедриться, ра_биться, ра_щелина, ра_пространить, ра_толочь, ра_четливый, ра_пороть, ра_чертить, ра_крутить.
Чере_чур, чре_мерный.
_дача, _дание, _дельщина, _десь, _бежать, _давать, _бор, _бросить, _доровье, _держаться, _двинуть, _горяча, _дравница, _бить, _гинуть, не видно ни _ги, _дернуть, _гореть.
Упражнение 2. Запомните правописание следующих слов. С этими словами составьте и запишите предложения.
В русском языке есть несколько пар слов, которые удобно объединить в таблицу. Такое сопоставление помогает запомнить правило.
Без ударения – а, под ударением – о.
Рассыпать – россыпи;
распускать – роспуск;
расписание – роспись;
рассказ – россказни;
развалиться – розвальни;
разыграть – розыгрыш;
раздать – розданный;
разыскать – розыск.
Упражнение 3. Спишите. Разберите слова по составу.
Израсходовать, исподлобья, исподтишка, неизмеримый, безвыездный, безрассудство, пересдавать, переиздавать, предрассветный, порассказать, непревзойденный, предположение, предрассудок, побеспокоить, перераспределение, поднажать, распропагандировать, распространение, расположение, неиссякаемый, унаследованный, несоразмерный.
Упражнение 4. Замените данные слова синонимами с приставками на з, с.
Бесконечно (беспредельно, безгранично), спокойный (безмятежный), влезать (взбираться), возглас (восклицание), волнение (беспокойство), жестокий (безжалостный, бессердечный), напрасно (бесполезно), неведомый (безвестный), необозримый (беспредельный), приказ (распоряжение), простой (бесхитростный), пробовать (испытывать), противоречить (возражать), постоянно (беспрестанно, беспрерывно), разумно (рассудительно), равнодушный (бесстрастный, бесчувственный), слабый (беспомощный, бессильный), спасти (избавить), слишком (чересчур, чрезмерно), спокойный (безмятежный), справедливо (беспристрастно), тихий (бесшумный, безмолвный), ярость (исступление).
Упражнение 5. Подберите антонимы к данным словам.
Собрать (разбросать), сэкономить (израсходовать), трусливый (безбоязненный, бесстрашный), добрый (бессердечный, безжалостный), гуманный (бесчеловечный), затворить (распахнуть), гаснуть (воспламеняться).
Упражнение 6. Спишите. Подберите однокоренные антонимы, заменяя приставки.
Уехать (приехать), завернуть (развернуть), развязать (завязать, связать), подойти (отойти), прилететь (улететь), приносить (относить), смотать (размотать), приползти (отползти), закрыть (открыть), внести (вынести), отплыть (подплыть).
Источники:
- Дидактический материал по теме «Правописание приставок». 5 класс: https://rus.1sept.ru/view_article.php?ID=200900202
- Правописание приставок на з- и с-: https://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie-pristavok-na-z-i-s.html
Урок № 8.
Тема:
Типы орфограмм в приставках.
Цель:
закрепить основные понятия и правила, связанные с правописанием приставок;
продолжить формирование умения разграничивать изменяемые и неизменяемые
приставки, применять правила в письменной речи, обращая внимание на
опознавательные признаки орфограмм, продолжить формирование навыков
самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности;
подготовка к ЕГЭ.
1.
Орг.момент.
2.
Актуализация знаний. Проверочная работа (в
тетрадях для контрольных работ)
ОТВЕТЫ.
1.
облегчИть сОздал столЯр Августовский нАдвое | сверлИт пОднятый щавЕль сОслепу украИнский | балУясь началсЯ срЕдства обеспечЕние чЕрпая |
2.
Проверяемая | Непроверяемая | Чередующаяся | |
Прославлять Громыхало Полемический | Стратегия Комфорт | Творец Сжигать Заклинать | 1 |
Увековечить Уплотнить | Приоритет Прикроватный Велосипед | Озаряться Водоросли Напоминание | 2 |
Формализм Финансист | Спираль Шпионаж Аристократ | Выскочка Надерет Внимательный Вымокание | 3 |
3.
Оценивание: 13 –
14б – «5»
10 – 12б – «4»
7 – 9 б – «3»
3. Работа над
темой урока. (Подготовленные учащиеся).
Памятка.
Неизменяемые | С-, В-, НАД-, ПОД-, + С- + ПРА- + ПА- | Сделать, ссора. Прабабушка, Пагубный, поделка. | ||||||||||
Приставки –з и –с. | Зависят | !!! | Восход – воззреть | |||||||||
Приставки ПРЕ- и | Зависят
Зависят прИбывать прИдать прИзреть прИдел прИёмник прИвратник прИтерпеться прИклонить прИступать прИтворить прИходящий прИпереть прИложить прИстанище прИткнуться прИменьшить Запомнить!
| |||||||||||
Приставки РАС – | Зависят под рОссказни — | Исключение: РОЗыскной | ||||||||||
Ъ и | Ъ 1) на 2) + 3) после ИН- (инъекция) КОН- (конъюктивит) ОБ- (объезд) СУБ- (субъект) ПАН- (панъевропейский) КОНТР- (контръярус) ДИЗ- (дизъюнктивный) ТРАНС- (трансъевропейский) | Ь 1) в 2) перед 3) перед | Съезд Двухъярусный, НО! Пьеса, Медальон, Запомнить! 1) перед Сэкономил, 2) в Детясли. | |||||||||
И – Ы | И 1) после 2) после 3) 4) 5) в | Ы 1) после | ||||||||||
4. Практика.
Упражнение
1. Запишите. Вставьте пропущенные буквы. Укажите
варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же
буква. Запишите номера ответов.
1) з..подозрить,
нед..выполнить, п..молчать
2) пр..морский,
пр..выкнуть, без пр..крас
3) и..быточный,
во..хождение, ни..вергнуть
4) по..бросить,
о..пилить, о..крыть
5) пр..мудрый,
пр..красный, пр..возмочь
6) бе..крайний,
ни..вергать, чере..чур;
7) пр..одолевать,
пр..даточный, меж..нститутский;
об..скать,
под..грать, без..нициативный;
9) вз..браться,
пр..махнуться, п..ложиться;
10) в..юнок,
в..едливый, двух..ярусный.
11) по..пустить,
о..бросить, о..стать;
12) во..местить,
не..добровать, ..дание;
13) супер..гра,
пред..юньский, без..скусный;
14) пр..брежный,
пр..давать (значение), пр..ставить (к стене);
15) ад..ютант,
с..ёжиться, меж..языковой.
16) вз..скать,
по..скать, вз..грать;
17) чере..чур,
бе..болезненный, ра..крошить;
18) беспр..станно,
пр..образование, пр..зидент;
19) п..полнять,
поз..вчера, пр..образ;
20) по..бородок,
по..ставка, по..мастерье.
5. Подведение
итогов. Рефлексия.
6. Домашнее
задание.
Упражнение 2.
Запишите. Вставьте
пропущенные буквы. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного
ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вд_гонку,
п_дчеркнуть, под_звать
2) под_есаул,
с_экономить, под_язычный
3) сверх_зысканно,
дез_нфекция, контр_гра
4) пр_рекаться,
пр_дание, пр_бывать (на станцию)
5) _двинуть, _брошенный,
_десь.
6) под_ячий,
интер_ер, д_як
7) вз_мать,
пред_дущий, под_скивает
ОТВЕТЫ.
1. зАподозрить,
недОвыполнить, пОмолчать
2. прИморский,
прИвыкнуть, без прИкрас (не путать с
«прекрасный»)
3. иЗбыточный,
воСхождение, ниЗвергнуть
4. поДбросить,
оТпилить, оТкрыть
5. прЕмудрый,
прЕкрасный, прЕвозмочь
6. беСкрайний,
ниЗвергать, череСчур;
7. прЕодолевать,
прИдаточный, межИнститутский;
8. обЫскать,
подЫграть, безЫнициативный;
9. взОбраться,
прОмахнуться; пОложиться
10. вЬюнок,
вЪедливый, двухЪярусный.
11. поДпустить,
оТбросить, оТстать;
12. воЗместить,
неСдобровать, Здание;
13. суперИгра,
предЫюньский, безЫскусный;
14. прИбрежный,
прИдавать (значение), прИставить (к стене);
15. адЪютант,
сЪёжиться, межЪязыковой.
16. взЫскать,
поИскать, взЫграть;
17. череСчур,
беЗболезненный, раСкрошить;
18. беспрЕстанно,
прЕобразование, прЕзидент;
19. пОполнять,
позАвчера, прОобраз;
20. поДбородок,
поДставка, поДмастерье.
Проверочная
работа. 1 вариант.
1.
Запишите слова. Поставьте в них ударения.
Облегчить,
создал, столяр, августовский, надвое.
2.
Распределите слова в три столбика: 1) безударная
проверяема гласная в корне; 2) безударная непроверяемая гласная в корне; 3)
безударная чередующаяся гласная.
Прославлять,
комфорт, полемический, творец, сжигать, стратегия, заклинать, громыхало.
3.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и
та же буква. Запишите номера ответов.
1)
плач..т (малыш), брос..шь 2) волну..щийся, усво..т
(ученики)
3)
кудахч..т (курица), прогрева..мое 4) брюзж..щий, запева..т (пионеры)
5) (меня) тревож..т (мысли), дыш..щий
Проверочная
работа. 2. вариант.
1.
Запишите слова. Поставьте в них ударения.
Сверлит,
поднятый, щавель, сослепу, украинский.
2.
Распределите слова в три столбика: 1) безударная
проверяема гласная в корне; 2) безударная непроверяемая гласная в корне; 3)
безударная чередующаяся гласная.
Приоритет,
озаряться, водоросли, увековечить, прикроватный, уплотнить, напоминание,
велосипед.
3.
Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же
буква. Запишите номера ответов.
1)
преобразу..мый, (боец) служ..т 2) дремл..шь, леч..шь
3)
перекин..шь, вычита..мые 4) сломл..нный,
(он)разыгрыва..т
5) (страны) гранич..т, шепч..щий (на ухо)
Проверочная
работа. 3 вариант.
1.
Запишите слова. Поставьте в них ударения.
Балуясь,
начался, средства, обеспечение, черпая.
2.
Распределите слова в три столбика: 1) безударная
проверяема гласная в корне; 2) безударная непроверяемая гласная в корне; 3)
безударная чередующаяся гласная.
Выскочка,
надерет, формализм, внимательный, спираль, аристократ, финансист, вымокание.
3.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и
та же буква. Запишите номера ответов.
1)
колебл..шься, выдел..шь 2) независ..мый,
мысл..мый
3)
наруша..мый, предполага..мый 4) невид..мый, непромока..мый
5) произнос..шь, щипл..шь
**************************************************************
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Урок русского языка «Орфограммы в приставках»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Орфограммы в приставках
-
2 слайд
Описание слайда:
В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД-
неизменяемые приставки!
-
3 слайд
Описание слайда:
БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-
перед звонкими – З
перед глухими — С -
4 слайд
Описание слайда:
1) Приставка с- не изменяет своего написания в зависимости от произношения, ср.: сжечь, смести, сдержать, сделать.
2) В словах здесь, здание, здоровый, здравствуй, ни зги не видно начальная з не является приставкой, а входит в состав корня.
3) Слова близлежащий, близстоящий и т.п. являются сложными, где близ- – корень, поэтому он не подчиняется правилу правописания приставок на з.
-
5 слайд
Описание слайда:
Слитное и дефисное правописание приставок
1. Приставки (русские и заимствованные) пишутся слитно.
Поохотиться, заоблачный, насолить, внеклассный, межпланетный, антициклон, контрреволюция, архиважный. -
6 слайд
Описание слайда:
2. После приставок ставится дефис в следующих случаях:
после приставки кое-.
Кое-кто, кое-кого, кое-как.
Исключение: приставка кое- пишется отдельно, если между ней и местоимением стоит предлог;
Кое у кого, кое с кем.
после любой приставки идёт имя собственное;
Анти-Дюринг, авиакомпания «Транс-Америка».
в слове контр-адмирал (и контр-адмиральский), но по общему правилу: контрнаступление, контрмарш. -
7 слайд
Описание слайда:
Правописание безударных гласных в большинстве приставок, как и безударных гласных в корнях слов, проверяется ударным положением.
Ср.: бездарный – бе́здарь, заморозить – за́морозки, прародина – пра́дед.
-
8 слайд
Описание слайда:
Исключения: приставки раз-/рас-, роз-/рос-. Гласная о в этих приставках пишется только под ударением, в безударном положении пишется гласная а.
Ср.: ро́спись – расписать, ро́зыск – разыскать (кроме слова розыскной). -
9 слайд
Описание слайда:
Приставка ПРЕ- имеет значения:
обозначает высшую степень качества или действия (имеет значение «очень», «слишком»);Премилый, превысить, преувеличить, презабавный.
-
10 слайд
Описание слайда:
Соответствует по значению приставке пере- (значения «через», «повторно», «по-иному», «предел действия»).
Преградить (перегородить), предание (то, что передаётся изустно от одного поколения к другому), преобразовать (образовать повторно, заново, по-иному).
-
11 слайд
Описание слайда:
Приставка ПРИ- имеет значения:
приближение, присоединение, пространственная близость, смежность;Прибежать, пристегнуть, приклеить, пришкольный.
действие, направленное сверху вниз;
Придавить, примять, прижать.полнота, исчерпанность действия; доведение действия до конечной, желанной цели;
Приучить, приручить, приискать. -
12 слайд
Описание слайда:
действие, совершённое не в полном объёме или на ограниченный срок;
Присесть («опуститься на корточки, но остаться на ногах»), прилечь («лечь на ограниченное, небольшое время»).
добавочное действие или действие не основное, сопутствующее какому-либо другому действию.
Пританцовывать («сопровождать танцем другое действие – петь, говорить, идти и т.д.»), приданое (то, что даётся вместе с невестой, «добавляется» к ней).
-
13 слайд
Описание слайда:
1. На стыке приставки и корня пишутся две одинаковые согласные, если приставка оканчивается на согласный, а корень начинается с той же согласной буквы.
Беззаконие, восстание, оттянуть
-
14 слайд
Описание слайда:
В словах с корнем чет- пишется одна буква с.
Расчесть, расчёт, расчётный, расчётливый.
Исключение: бессчётный.
В словах с корнем счит- пишется две буквы с.
Рассчитать, рассчитывать, рассчитанный. -
15 слайд
Описание слайда:
Следует различать такие пары слов, как:
раззеваться – разевать рот;
подделка документов – поделки («мелкие изделия, изготовленные ручным способом»);
поддержанный (кем-то) — подержанный («не новый, бывший в употреблении»);
подданный (какого-либо государства) – поданный («поднесённый»);
поддаться (влиянию) – податься (в город, на заработки);
поддразнить («слегка подразнить; дразня, подстрекнуть к чему-то») – подразнить («дразнить какое-то время») -
16 слайд
Описание слайда:
Вставьте пропущенные гласные буквы. Выделите приставки в словах.
Арх..быстро, арх..плут, на..высший, на..скосок, р..зыскной, р..зыскать, пр..отцовский, пр..исшествие, пр..бороздить, р..збег, в..зблагодарить, б..залкогольный, д..петровская (эпоха), об..сславить, пр..американ- ский, ультр..звук, п..обсохнуть, пр..матерь, пр..изнесение, пр..образ, светон..пр..ницаемый, с..звучие, к..нгениальный, с..противление, пер..в..оружить, суп..рарбитр, р..зоружение.
-
17 слайд
Описание слайда:
1. Широко вокруг меня ра..стилалась пустота, уп..равшаяся в молчаливое пр..зрение (Вс. Иванов). 2. Коми..сия строга. Бракует бе..чётно (Авдеев). 3. В первых числах августа начинались у него пер..экзаменовки и пр..ёмные экзамены (Чехов). 4. Я пр..творился спящим, но в самом деле з..снул уже тогда, когда з..снула мать (Ажаев). 5. Всё прошлое пр..дано з..бвению (Чехов).
-
18 слайд
Описание слайда:
6. В немецкой литературе не нашлось пр..емников не только Гёте, но даже и Гофману (Чернышевский). 7. К нашим сказкам, милый рыцарь, пр..клоните слух (Блок). 8. Ольга Павловна едва не упала в обм..рок, но страх пр..дал ей сил (Гаршин). 9. Осень ж..стоко изуродовала сорную глинистую землю, пр..творив её в рыжую смолу, цепко хватающую за ноги (М. Горький).
-
19 слайд
Описание слайда:
Пр..амурский, пр..танцовывать, пр..баутка, пр..вадить, пр..вередливый, пр..выкнуть, пр..ключение, пр..спешник, пр..спичить, пр..стойный, пр..страстие, пр..сягать, пр..тить, пр..мадонна, пр..мат, пр..митивный, пр..ватный, пр..ват-доцент, пр..ватизация,
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 330 человек из 66 регионов
- Сейчас обучается 1008 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Русский язык. Теория 5-9 классы», Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д.
Похожие материалы
-
Урок русского языка «Тире между подлежащим и сказуемым»
-
Презентация «Виды грамматических ошибок» с упражнениями для подготовки к ВПР и ОГЭ
-
Рабочая программа по родному языку в 7 классе
-
Рабочая программа по русскому языку для 8 вида
-
Проект на тему «Как учили грамоте на Руси»
-
Проект на тему «Двенадцать месяцев (этимология названий месяцев)»
-
Входная диагностическая работа по русскому языку 2 класс
-
Презентация на тему «Неологизмы»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5437095 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
Как разобраться в приставках «пре» и «при», какие основные значения у этих частей слова. В чём разница между «пребывать» и «пребывать», чем отличаются «преуменьшить» и «приуменьшить».
Содержание статьи
- Приставка «при».
- Приставка «пре».
- Слова, в которых пре- и при- затемнены и их написание нужно определять по словарю.
- Приставки «пре» и «при»: тонкости и хитрости.
Можно с уверенностью сказать, что один из самых сложных случаев в русской орфографии — приставки «пре» и «при». Их написание почти всегда зависит от значения.
Приставка «при»
У неё следующие значения.
1. Близость, непосредственное примыкание к чему-нибудь: Приморский, прибрежный, придорожный, приграничный, приусадебный.
2. Приближение, присоединение, добавление: прибежать, придвинуть, приделать, пристроить, прикупить, приписать.
3. Неполнота действия: приоткрыть, приподнять, присесть, приободрить, притушить.
4. Доведение действия до определенного результата, до конца: приготовить, придумать, приучить, приласкать, пристыдить, примирить, примерить (слова «примереть» не существует, а «помереть» — совсем не то же самое, что «померить»).
5. Сопутствующее действие, но только в глаголах с суффиксами -ыва- (-ива-), -ва-. Присвистывать, приговаривать, пританцовывать, припевать.
Спорный глагол «присаживаться» вместо «садиться» осуждается литературной нормой именно из-за неполноты действия, присущей в этом слове приставке при-.
Приставка «пре»
1. Высокая степень качества. Зачастую можно заменить на «очень». Преспокойно (очень спокойно), предостаточно.
2. Действие, проявляющееся в высокой степени — у глаголов: преуспевать.
— значения, близкие к значениям приставки пере- (прервать/перервать, преломляться, преградить/перегородить, претерпеть/перетерпеть).
— чрезмерность, выход за пределы чего-нибудь: превысить, пресытиться (здесь тоже подойдёт «очень насытиться»), преизбыток. Распространённое написание «переизбыток» некоторые словари допускают только в разговорном стиле.
Слова, в которых пре- и при- затемнены и их написание нужно определять по словарю
В русском языке есть достаточно много слов, для которых приведенные выше правила не работают. Значение пре-/при- в них уже не определяется так просто. Правописание приходится проверять по словарю. Вот некоторые из таких слов.
Презирать (относиться с презрением), преподавать (преподать урок), преследовать (нет слова «приследовать», хотя в поиске о нём постоянно спрашивают), пренебрегать, преподнести, препроводить, престарелый, привольный, привередливый, пригодный, пригожий, причудливый, приказывать, привет, природа, причина, прибор.
Если точнее, то для полного понимания приходится обращаться к этимологическому (историческому) комментированию подобных слов. В школьной практике их преподают как словарные. Ещё советую почитать предыдущую статью, в которой я рассказывал о таких деталях.
Приставки «пре» и «при»: тонкости и хитрости
1. Из двух глаголов преумножить/приумножить был оставлен только глагол приумножить. Написание преумножить считается ошибкой. Если вкратце, то, по словам В. В. Лопатина, «Письменное различение глаголов с приставками пре- и при- в данном случае бессмысленно – семантическое разграничение их затруднительно в силу лексического значения производящего глагола „умножить“, уже обозначающего многократное увеличение (не случайно, например, в „Толковом словаре русского языка“ С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой глагол приумножить толкуется как „то же, что преумножить“)».
2. Однако сохраняется смысловая разница между преуменьшить/приуменьшить:
Преуменьшить — представить в меньших размерах, чем на самом деле. Преуменьшить вину. Преуменьшить трудности.
Приуменьшить — несколько уменьшить. Приуменьшить доходы. Приуменьшить запасы.
3. Ещё есть несколько случаев, когда выбор между пре- и при- зависит исключительно от смысла всего слова, и поэтому нужно ориентироваться на контекст. Вот самые распространённые слова, к которым советую присмотреться внимательнее.
Пребывать (где?) на море, в городе. Регистрация по месту пребывания.
Прибывать (куда?) в город. Здесь значение приближения куда-либо. Он при́был в город.
Предать (кого) близкого человека, друга.
Придать (кому-чему) ему бодрости, уверенности и силы.
Презирать (кого?) — относиться с презрением, негодованием
Призирать (кого?) — дать приют и заботу.
Преемник — последователь. Преемник президента.
Приёмник — радио, а также церковный термин восприемник.
Предел — край, конечная часть, граница чего-либо.
Придел — пристройка к храму.
Преступить (что? через что?) определённую грань.
Приступить (к чему?) к занятиям, к тренировкам.
Претворить (во что?) мечту в реальность.
Притворить (что?) — неплотно затворить, закрыть. Притворить окна. Притворить дверь.
Притвориться (кем?) невидимкой, добрым человеком.
Претерпеть (перетерпеть) (что?) трудности и невзгоды.
Притерпеться (к чему?) к обстоятельствам.
Преходящий — временный, недолговечный. Преходящие заботы, нужды, тягости.
Приходящий — причастие от глагола «приходить».
Надеюсь, приставки пре- и при- у вас сложностей не вызывают. Если есть какие-то непонятные моменты, пишите в комментариях.
Копия статьи на нашем Дзен-канале | Наш телеграм-канал