Урок русского языка в 6 а классе по теме: «Правописание приставок -пре- и -при-«, проведенного учителем русского языка Юркевич И.В.
Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
Задачи урока:
Образовательные:
-
Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
-
Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
-
Повторить морфемный разбор слов;
-
Развить умение формулировать определение понятий;
-
Обогащать словарный запас учащихся;
-
Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
-
Осуществление системно-деятельностного подхода;
-
Развитие внимания;
-
Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
-
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-
развивать умение применять новые знания;
-
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-
формирование логических умений;
-
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
-
развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
-
Воспитание интереса и уважения к родному языку;
-
Воспитание ценностного отношения к слову;
-
Развитие коммуникативных УУД:
-
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные:
-
Уважительное отношение к родному языку;
-
Стремление к речевому самосовершенствованию;
-
Пополнение словарного запаса;
-
Способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности;
2.Владение разными видами речевой деятельности;
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5. Проведение морфемного анализа слов.
Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: «открытие» новых знаний
Технология: естественного обучения
Ход урока:
1.Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.
— Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться что вы будете изучать и как.
— На доске (и на маленьких распечатках на столе) записана сказка. Прочитайте её.
1) ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.
2) Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.
— Трудно читать? Почему? (пропущены буквы)
— Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и в приставках).
— Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).
— А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно? Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)
— Вы правы. Так какова цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).
— Вот когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то с легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке, поэтому эта сказка будет вашим домашним заданием. Тем учащимся, кому понравилась идея, предлагаю дома продолжить сказку.
— Специальная карточка с алгоритмом работы поможет вам, достаньте. Все сразу читать не надо. Читаете поэтапно. Прочитали – выполнили.
Алгоритм работы
1.Получив карточку № 1, прочтите задание. Приступайте к выполнению. Все записи вести на карточке. На выполнение первой карточки отводится не более 5 минут.
2.Закончив работу с карточкой №1, решите, подойдете ли вы на собеседование к учителю или обсудите с соседом по парте.
3.Если возникли спорные вопросы по правильности выполнения задания, то можно взять у учителя готовые ответы и сверить со своей работой.
4.Возьмите карточку № 2. Все задания выполняются совместно с другими учащимися сидящими рядом ( группы по 4 человека). Все записи ведутся на карточке. На выполнение заданий отводится не более 15 минут. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами.
5.После проработки и проверки всех заданий дайте сигнал учителю, что вы готовы приступить к выполнению следующей карточки № 3.
6.Переходите к индивидуальной карточке № 3. Выберете посильное для себя задание.
Вы можете совещаться с теми, кто выполняет такую же карточку. Пользуйтесь теоретическим материалом. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами. На выполнение заданий отводится не более 15 минут.
7.После выполнения всех карточек переходите к заполнению оценочного листа. Внимательно прочитайте.
8.Возьмите лист с домашним заданием. Внимательно прочитайте его. Задайте вопросы учителю, если есть такая необходимость.
2.Самостоятельная работа с карточками
Карточка №1. Знакомство с орфограммой «Гласные в приставках пре- и при-«.
Прочитайте стихотворение.
Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: «Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковка вроде».
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.
Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.
ПРИ- | ПРЕ- | ||
Значение приставки | Примеры | Значение приставки | примеры |
ПРИбежать | ПРЕлестный | ||
ПРИклеить | ПРЕрвать | ||
ПРИморский | |||
ПРИгореть |
Проверь свою работу: посоветуйся с соседом ( если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке)
ПРИ- | ПРЕ- | ||
Значение приставки | Примеры | Значение приставки | примеры |
ПРИближение | ПРИбежать | = очень | ПРЕлестный |
ПРИсоединение | ПРИклеить | = пере | ПРЕрвать |
Близость | ПРИморский | ||
Неполное действие | ПРИгореть |
Карточка № 2. Учимся применять правило.
1. Найди «Четвертое лишнее» и подчеркни зеленым цветом. Устно объясни соседу почему.
-
превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
-
приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;
-
приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
-
преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.
Ответы:
-
превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
-
приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;
-
приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
-
преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.
2. Распределители словосочетания в нужную графу.
Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.
при | пре | ||||
приближение | присоединение | близость | неполнота действия | очень | пере- |
Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).
Ответы:
при | пре | ||||
приближение | присоединение | близость | неполнота действия | очень | пере- |
приехать на автомобиле | пришить пуговицу | привокзальная гостиница | придерживаться за край стола | преинтересный рассказ | неожиданная преграда |
примчаться сломя голову | приклеить на картон | пришкольный участок | приподнять тяжелый шкаф | премиленький ребенок | преодолевать препятствия |
3. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.
-
Расположенный у берега.
-
Задуматься на некоторое время.
-
Участок около школы.
-
Гнаться за кем-нибудь.
-
Слегка задеть что-либо.
-
Вызывающий восхищение, красивый.
-
Немного открыть окно.
-
Расположенный у дороги
-
Спуститься с неба на землю.
-
Очень длинный.
Ответы:
-
Расположенный у берега. (Прибрежный).
-
Задуматься на некоторое время. (Призадуматься).
-
Участок около школы. (Пришкольный).
-
Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).
-
Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться).
-
Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный).
-
Немного открыть окно. (Приоткрыть).
-
Расположенный у дороги (Придорожный).
-
Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).
-
Очень длинный. (Предлинный).
Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).
Карточка № 3. Проверяем свои знания
Творческий диктант. Задание дифференцированное.
Выбери одну карточку для работы.
Карточка с красным заголовком – трудная.
Карточка с зелёным заголовком – средней трудности.
Карточка с синим заголовком – простая.
1 группа (сложные, карточки красного цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
2 группа (средние, карточки зелёного цвета)
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
3 группа (простые, карточки синего цвета)
1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
Окончательный вариант.
В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
3.Рефлексия
Оценочный лист
Оцени по 5-ти бальной шкале уровень трудности заданий (1 – очень лёгкое, 3 – среднее, 5 – очень трудное)
№ задания | баллы | Пользовались ли вы подсказкой (поставьте + или — ) | примечания |
Карточка №1 | Продолжи фразу: | ||
1.правило | Сегодня на уроке я понял(а) …….. | ||
Карточка №2 | |||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
Карточка №3 | |||
Запиши цвет карточки | |||
Теоретический материал
Приставки пре-, при-.Их правописание зависит от значения, которое они придают слову.
Приставка пре- пишется: 1. если употребляется в значении «очень, весьма» 2. если ее можно заменить приставкой пере- | прекрасный – очень красивый пребольшой – очень большой |
прервать – перервать, преломить – переломить | |
Приставка при- употребляется в значении: 1. приближения 2. присоединения 3. близости чему-либо 4. неполноты действия | приблизиться, прибытие, приехавший |
приклеенный, придавить, присоединение | |
пришкольный, приморье, прибрежный | |
присесть, приподняться |
Дополнительный материал
При-: причина, пример, привет, прилежный, приключение, природа, привилегия (исключительное право), приоритет (первенство), примитивный (простой, несложный), примадонна (актриса на первых ролях), привередливый (человек слишком разборчивый, с прихотями и капризами), принуждение.
Пре-: президиум, президент, премьера, препарат, претензия, претендент, превалировать (преобладать), презентовать (подарить), престиж (авторитет), предание, камень преткновения (помеха).
Вспомните значения приставок, сравните столбики А и Б.
А. Значение приставки пре- | Б. Значение приставки при- |
1. Высшая степень качества или действия, «очень»: предобрый, преискусный, прекрасный, преуспевать. 2. Значение, близкое к значению приставки пере-: прекращение, преступление, пресечь, преодолеть, превращение. 3. Что-либо новое, получившееся в результате изменения, преобразования | 1. Присоединение, прибавление: пришить; приобщение; причастный. 2. Приближение: приехать, придвигать. 3. Близость к чему-либо: пригород, прибрежный. 4. Неполнота качества или действия: приоткрыть, приостановить, припрятать, причудливый, привередливый. 5. Доведение действия до конца: приготовить, придумать. 6. Сопутствующее действие: присвистывать, притоптывать. 7. Приспособление к чему-либо: притворство, пристрастие, привычка, приноровиться, притерпеться |
Как правильно пишется слово «приставка»
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова каско (существительное):
Ассоциации к слову «приставка»
Синонимы к слову «приставка»
Предложения со словом «приставка»
- Приближался день рождения её старшего сына, он хотел получить игровую приставку Xbox, которую как раз разыгрывали в лотерее, а позволить себе такую покупку на зарплату военнослужащего семья просто не могла.
Цитаты из русской классики со словом «приставка»
- Татарские фамилии, как мне говорили, сохраняют и на Сахалине, несмотря на лишение всех прав состояния, приставки и частицы, означающие высокие звания и титулы.
Сочетаемость слова «приставка»
Какой бывает «приставка»
Значение слова «приставка»
ПРИСТА́ВКА , -и, род. мн. —во́к, дат. —вкам, ж. 1. Действие по глаг. приставить—приставлять (во 2 знач.). (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «приставка»
ПРИСТА́ВКА , -и, род. мн. —во́к, дат. —вкам, ж. 1. Действие по глаг. приставить—приставлять (во 2 знач.).
Предложения со словом «приставка»
Приближался день рождения её старшего сына, он хотел получить игровую приставку Xbox, которую как раз разыгрывали в лотерее, а позволить себе такую покупку на зарплату военнослужащего семья просто не могла.
Помимо принятого в науке экспоненциального представления каждое число можно выразить и словами с помощью приставок.
Приставка
Слова русского языка состоят из частей — морфем, каждая из которых несет свой особый смысл и добавляет слову дополнительные значения. Языки, имеющие такую же особенность, называются флективными. В число флективных языков входят многие языки индоевропейской группы наравне с семитскими и саамскими языками.
Помимо корня, слово также может иметь приставки, суффиксы и окончания. До основной части слова — корня — может идти приставка.
Приставка (префикс) — важная часть слова, которая располагается до корня, ее функция заключается в изменении или дополнении значения слова.
Приставка всегда находится до корня и не может переходить в его состав.
В слове может быть более одной приставки. Они всегда будут до корня, но не будут сливаться в одну морфему, а останутся несколькими отдельными приставками, добавляющими дополнительное значение слову.
Чтобы определить, что относится к корню, а что нет, необходимо подобрать однокоренные слова и проследить как меняется написание в зависимости от добавления новых и убирания старых приставок.
Приставки могут использоваться со всеми частями речи: с глаголами, прилагательными, существительными и так далее. Обычно слово, образованное с помощью приставки, имеет ту же часть речи, что и первоначальное слово.
Происхождение приставок, какие бывают
Многие приставки лингвистически произошли от предлогов, соответственно, переняли их значение. Однако стоит помнить, что предлоги не употребляются с глаголами, а значит частица, стоящая перед ним, будет приставкой.
Приставки русского языка появлялись не только путем образования из предлогов, но и с помощью заимствований. В зависимости от происхождения, приставки делятся на:
- исконно русские;
- заимствованные.
Исконно русские приставки используются для слово- и формообразования новых слов. Это приставки на-, за-, о-, по-, со-, вы-, до-, при-, из-, не- и другие. Большинство приставок в русском языке относятся именно к этой группе. Такие морфемы чаще всего пишутся одинаково, независимо от звука следующей буквы.
Заимствованные приставки используются для словообразования новых слов, а также для неологизмов. Например, ана-, архи-, гипр-, мега-, макро-/микро-, пара-, суб-, транс-, ультра-, экс- и другие. Большинство приставок данной группы пришли в русский язык из латыни, древнегреческого и тюркских языков. Заимстовоанные приставки всегда пишутся одинаково.
Группы приставок, правила написания, таблица с примерами
Исконно русские приставки по написанию делятся на четыре группы:
- приставки, которые всегда пишутся одинаково;
- приставки, оканчивающиеся на з/с;
- гласные в приставках раз/рас и роз/рос;
- при/пре.
неполнота действия — приболеть;
завершенность действия — приготовить
Заимствованные приставки всегда пишутся одинаково, независимо от значения слова, последующей буквы и количества приставок.
Правописание приставок
! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:
В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.
1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.
Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:
2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.
Это приставки пре-/при-.
Итак, какие значения характерны для каждой приставки:
а) Значения приставки пре:
1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.
2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)
б) Значения приставки при:
3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»
4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца
5) «близость к чему-либо», то есть «около»
3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.
В эту группу входят приставки:
рас-/рос (раз-/роз-)
Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания —з/-с.
Без ударения в них пишется буква А, а под ударением. — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.
Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:
1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.
Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.
! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня.
2. Выбор Ъ после приставок.
Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-
! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.
! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п
Правильное правописание: “приставка”, “преставка” или “пристафка”
Данное слово является существительным, которое обычно употребляется в 2-х значениях:
- то, что приставлено, присоединено к чему-либо
- часть слова, стоящая перед корнем
Несмотря на частое употребление этого слова, при написании возникают сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует три варианта правописания анализируемого слова:
- “ при ста в ка”, где в первом слоге пишется буква “и”,
- “ пре ста в ка”, где в первом слоге пишется буква “и”,
- “ при ста ф ка”, где перед суффиксом “к” пишется согласная “ф”.
Как правильно пишется: “приставка”, “преставка” или “пристафка”?
Согласно орфографической норме русского языка правильным является первый вариант:
Отметим, что буква “и” входит в приставку “при-“.
Почему мы пишем приставку “при”?
Давайте разберемся в каких случаях используется приставка “при”, а в каких – “пре”.
Приставка “при” используется, если слово обозначает приближение, присоединение, нахождение вблизи, неполное действие.
- при бежать
- при лечь
- при нести
Приставка “пре” используется в значении “очень”, а в глаголах ее можно заменить приставкой “пере-“.
- пре ступить (переступить)
- пре хорошенький (очень хорошенький)
Слово “ приставка ” используется в значении “присоединить к чему-либо”,то есть здесь будет совершаться действие присоединения, поэтому мы пишем приставку “при-“.
Почему пишется согласная “ф” в корне слова?
В этом случае мы подберем проверочное однокоренное слово, в котором данная согласная будет звучать отчетливо. Таким проверочным словом будет существительное “приставок”, в котором после сомнительной согласной стоит гласная буква “о”, делая звучание предшествующей согласной отчетливым.
Как разобраться в приставках «пре» и «при», какие основные значения у этих частей слова. В чём разница между «пребывать» и «пребывать», чем отличаются «преуменьшить» и «приуменьшить».
Содержание статьи
- Приставка «при».
- Приставка «пре».
- Слова, в которых пре- и при- затемнены и их написание нужно определять по словарю.
- Приставки «пре» и «при»: тонкости и хитрости.
Можно с уверенностью сказать, что один из самых сложных случаев в русской орфографии — приставки «пре» и «при». Их написание почти всегда зависит от значения.
Приставка «при»
У неё следующие значения.
1. Близость, непосредственное примыкание к чему-нибудь: Приморский, прибрежный, придорожный, приграничный, приусадебный.
2. Приближение, присоединение, добавление: прибежать, придвинуть, приделать, пристроить, прикупить, приписать.
3. Неполнота действия: приоткрыть, приподнять, присесть, приободрить, притушить.
4. Доведение действия до определенного результата, до конца: приготовить, придумать, приучить, приласкать, пристыдить, примирить, примерить (слова «примереть» не существует, а «помереть» — совсем не то же самое, что «померить»).
5. Сопутствующее действие, но только в глаголах с суффиксами -ыва- (-ива-), -ва-. Присвистывать, приговаривать, пританцовывать, припевать.
Спорный глагол «присаживаться» вместо «садиться» осуждается литературной нормой именно из-за неполноты действия, присущей в этом слове приставке при-.
Приставка «пре»
1. Высокая степень качества. Зачастую можно заменить на «очень». Преспокойно (очень спокойно), предостаточно.
2. Действие, проявляющееся в высокой степени — у глаголов: преуспевать.
— значения, близкие к значениям приставки пере- (прервать/перервать, преломляться, преградить/перегородить, претерпеть/перетерпеть).
— чрезмерность, выход за пределы чего-нибудь: превысить, пресытиться (здесь тоже подойдёт «очень насытиться»), преизбыток. Распространённое написание «переизбыток» некоторые словари допускают только в разговорном стиле.
Слова, в которых пре- и при- затемнены и их написание нужно определять по словарю
В русском языке есть достаточно много слов, для которых приведенные выше правила не работают. Значение пре-/при- в них уже не определяется так просто. Правописание приходится проверять по словарю. Вот некоторые из таких слов.
Презирать (относиться с презрением), преподавать (преподать урок), преследовать (нет слова «приследовать», хотя в поиске о нём постоянно спрашивают), пренебрегать, преподнести, препроводить, престарелый, привольный, привередливый, пригодный, пригожий, причудливый, приказывать, привет, природа, причина, прибор.
Если точнее, то для полного понимания приходится обращаться к этимологическому (историческому) комментированию подобных слов. В школьной практике их преподают как словарные. Ещё советую почитать предыдущую статью, в которой я рассказывал о таких деталях.
Приставки «пре» и «при»: тонкости и хитрости
1. Из двух глаголов преумножить/приумножить был оставлен только глагол приумножить. Написание преумножить считается ошибкой. Если вкратце, то, по словам В. В. Лопатина, «Письменное различение глаголов с приставками пре- и при- в данном случае бессмысленно – семантическое разграничение их затруднительно в силу лексического значения производящего глагола „умножить“, уже обозначающего многократное увеличение (не случайно, например, в „Толковом словаре русского языка“ С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой глагол приумножить толкуется как „то же, что преумножить“)».
2. Однако сохраняется смысловая разница между преуменьшить/приуменьшить:
Преуменьшить — представить в меньших размерах, чем на самом деле. Преуменьшить вину. Преуменьшить трудности.
Приуменьшить — несколько уменьшить. Приуменьшить доходы. Приуменьшить запасы.
3. Ещё есть несколько случаев, когда выбор между пре- и при- зависит исключительно от смысла всего слова, и поэтому нужно ориентироваться на контекст. Вот самые распространённые слова, к которым советую присмотреться внимательнее.
Пребывать (где?) на море, в городе. Регистрация по месту пребывания.
Прибывать (куда?) в город. Здесь значение приближения куда-либо. Он при́был в город.
Предать (кого) близкого человека, друга.
Придать (кому-чему) ему бодрости, уверенности и силы.
Презирать (кого?) — относиться с презрением, негодованием
Призирать (кого?) — дать приют и заботу.
Преемник — последователь. Преемник президента.
Приёмник — радио, а также церковный термин восприемник.
Предел — край, конечная часть, граница чего-либо.
Придел — пристройка к храму.
Преступить (что? через что?) определённую грань.
Приступить (к чему?) к занятиям, к тренировкам.
Претворить (во что?) мечту в реальность.
Притворить (что?) — неплотно затворить, закрыть. Притворить окна. Притворить дверь.
Притвориться (кем?) невидимкой, добрым человеком.
Претерпеть (перетерпеть) (что?) трудности и невзгоды.
Притерпеться (к чему?) к обстоятельствам.
Преходящий — временный, недолговечный. Преходящие заботы, нужды, тягости.
Приходящий — причастие от глагола «приходить».
Надеюсь, приставки пре- и при- у вас сложностей не вызывают. Если есть какие-то непонятные моменты, пишите в комментариях.
Копия статьи на нашем Дзен-канале | Наш телеграм-канал
Как правильно пишется слово «полоскать»
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: свидеться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «полоскать»
Синонимы к слову «полоскать»
Предложения со словом «полоскать»
- Женщина действительно полоскала бельё, а кто-то из археологов или путешествующих белых туристов обратился к ней с вопросом.
Цитаты из русской классики со словом «полоскать»
- Он много работал, чистил сапоги и платье вотчима, колол и носил дрова, воду, таскал из кухни вёдра помой, полоскал в реке пелёнки своего брата.
Сочетаемость слова «полоскать»
Значение слова «полоскать»
ПОЛОСКА́ТЬ , —лощу́, —ло́щешь; прич. страд. прош. поло́сканный, —кан, -а, -о; несов., перех. 1. (несов. выполоскать и прополоскать). Промывать, обмывать, погружая в воду, водя из стороны в сторону в воде. Полоскать посуду. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «полоскать»
ПОЛОСКА́ТЬ , —лощу́, —ло́щешь; прич. страд. прош. поло́сканный, —кан, -а, -о; несов., перех. 1. (несов. выполоскать и прополоскать). Промывать, обмывать, погружая в воду, водя из стороны в сторону в воде. Полоскать посуду.
Предложения со словом «полоскать»
Женщина действительно полоскала бельё, а кто-то из археологов или путешествующих белых туристов обратился к ней с вопросом.
Он опрокинул сахарницу и разбил чашку. Потом подбежал к крану и стал полоскать рот холодной водой. От этого перец защипал ещё сильней.
Настоем полоскать горло 3 раза в день в течение 5 дней. Одновременно настой принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день за 1 час до еды.
ПОЛОСКАТЬ
ПОЛОСКАТЬ — что, полоснуть, поласкивать, обмывать, купать обильно в жидкости, водя в ней взад и вперед, или обмывать, орошать что, покачивая в нем жидкость. Прачка на речке белье полощет. Кучер повез белье полоскать. Не полощите моей чашки, ведь тот же чай… … Толковый словарь Даля
полоскать — ПОЛОСКАТЬ, аю, аешь (реже лощу, лощешь); несов., кого. 1. (или полоскать мозги, полоскать башку, полоскать душу кому чем). Надоедать, назойливо внушать что л. кому л., приставать, нудить. 2. Обманывать … Словарь русского арго
ПОЛОСКАТЬ — ПОЛОСКАТЬ, полощу, полощешь, и (прост.) полоскаю, полоскаешь, несовер., что. 1. Промывать дочиста, погружая в воду. Полоскать белье. 2. Дезинфицировать, промывая (рот, горло). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
полоскать — См … Словарь синонимов
ПОЛОСКАТЬ — (То flap, to flop). Паруса полощут стали в плоскости ветра, который колеблет их туда и сюда. Парус полощется не вздувается. Волна всполоснула на палубу всплеснула. Волна дополаскивает до такого то места. Паруса заполаскивают. Его полощет его рвет … Морской словарь
полоскать — полоскать, полощу, полощет и допустимо полоскаю, полоскает; повел. полощи и полоскай; прич. полощущий и допустимо полоскающий; дееприч. полоща и полоская … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
полоскать — полоскаю, укр. полоскати, блр. полоскаць, др. русск. полоскати, цслав. пласкати ἀποπλύνειν, словен. plȃskati хлопать, бить, шуметь, кричать , чеш. plaskati хлопать, болтать , слвц. рl᾽аs(k)nut᾽ хлопнуть , польск. pɫoskuny ненастье . Вероятно,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
полоскать — лощу/, ло/щешь; поло/сканный; кан, а, о; нсв. см. тж. полоскаться 1) что Промывать после стирки, мытья, погружая в чистую воду, водя из стороны в сторону в воде. Полоска/ть бельё. Полоска/ть посуду. 2) что (чем) Промыва … Словарь многих выражений
полоскать — и ВЫПОЛАСКИВАТЬ1, несов. (сов. прополоскать и выполоскать), что. Очищать (очистить) изделие из ткани (одежду, белье и т.п.) от мыла, порошка после стирки, погружая его в воду и водя в ней из стороны в сторону, или с помощью стиральной машины… … Большой толковый словарь русских глаголов
полоскать — глаг. Пост. пр.: I спр.; несов. в.; перех.; невозвр. ЛЗ Промывать после стирки, мытья, погружая в чистую воду. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: Для увеличения кликните на картинку Непост. пр.: н. ф.; неизм. Основа словоформы:… … Морфемно-словообразовательный словарь
Как правильно пишется слово полоскаешь?
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).
- Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
- Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова полоскаешь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: Полоскать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: обычно выступает в роли сказуемого, смотрите по контексту.
Какое проверочное слово к слову ПОЛОСКАТЬ?
В глаголе ПОЛОСКАТЬ у двух гласных звуков слабая позиция, потому что они безударными являются. И оба эти звука – в корне слова.
Гласный слога первого проверить нельзя, то есть у глагола ПОЛОСКАТЬ нет таких родственных лексем, первый слог в которых стоял бы в позиции ударной, следовательно, написание буквы О в этом слоге просто запоминаем.
Гласный слога второго – проверяемый, причём проверить можно обоими известными нам способами: 1) изменением формы глагола – поло́щет, поло́щут; 2) подбором однокоренных слов – поло́сканный, поло́щется, поло́щущий, поло́щущийся. Заметим, что в корне происходит чередование СК с Щ.
Но есть ещё правило о полногласии – помните: полногласные сочетания ОРО, ЕРЕ, ОЛО, характерные для собственно русских слов, и соответствующие им неполногласные РА, РЕ, ЛА, ЛЕ – признак старославянизмов?
Ворота – врата, вратарь, привратник;
берег – брег, прибрежный;
молодой – младой, младший, младенец;
молоко – млечный, млекопитающие
Так вот исторически собственно русский глагол ПОЛОСКАТЬ одного корня с общеславянскими словами ПЛЕСКАТЬ, ПЛЕСК, то есть и здесь налицо чередование ОЛО с ЛЕ.
Так что написание в корне глагола ПОЛОСКАТЬ двух букв О можно объяснить и наличием в нём полногласного сочетания ОЛО.
Скорее всего поверочное слово будет «полощет».
Проверочное слово к слову «полоскАть» будет слово «полОсканный».
Проверочным словом к слову «полоскать» будем именно слово «полОщет»,где ударение явно идет на второй слог с правописанием именно буквы «о». После этого трудности в правописанием данного слова должны пропасть.
В первом слоге — ПО-, где можно допустить ошибку и написать -ПА- проверочного слова нет. Здесь действует правило -оло- -оро.
Во втором слоге тоже можно допустить ошибку, но есть проверочное слово — ПОЛОЩЕТ.
Слово » полоскать «, является глаголом несовершенного вида, потому что отвечает на вопрос » что делать? «, находится в будущем времени и единственном числе.
Подберем однокоренное проверочное слово, находящееся под ударением для проверки второго слога. Например, можно проверить словом «полОщет». А для первого слога проверочного слова нет. Для его проверки подойдет правило, которое существует в русском языке — это «оло, оро, ере». Будьте грамотны при письме.
В слове Полоскать наблюдается наличие двух безударных букв О в корне слова и проверить однокоренным словом можно только вторую из них. Под ударением вторая О оказывается в слове полОщут. Впрочем, здесь возможно применение правила полногласия или правописания сочетания оло-оро. Слова, в корне которых наблюдается такое сочетание как правило образованы от старославянских слов, например голова — глава и их правописание запоминают используя упомянутое правило. Происхождение слова Полоскать также древнее и для него есть старорусский аналог слово Пласкати, то есть аналогия с другими словами, в которых употребляется это полногласие полная.
Можно проверить словом «полощет». Еще есть правила в русском языке о написании двух букв о в сочетаниях оро и оло, либо двух букв е в сочетаниях ере и еле. Эти правила вызваны особенностями русского языка и вполне подойдут под ответ на этот вопрос.
В первом слоге, где не ясно писать По или Па мы используем правило -ОРО-, -ОЛО-. Что касается второго слога, то здесь есть проверочное слово, и оно звучит и пишется вот как ПолОщет. Как видим, буква О четко слышится в слове.
В слове «полоскать» сомнения вызывают две гласные буквы. В правильном написании — это гласная «о» в первом и во втором слоге.
В первом случае нужно запомнить написание гласной «о» после первой согласной «п». А вот вторую гласную можно проверить. Для этого нужно изменить слово так, чтобы сомнительная гласная стала ударной. В этом случае нам поможет однокоренное слово «полощет», где четко слышно вторую гласную букву.
В слове «полоскать» чтобы проверить вторую букву «о» нужно подобрать однокоренное слово с ударением на этот слог.Таким словом является слово «полОщет».
А вот первую букву «о» можно проверить по правилу употребления в русском языке сочетаний -оро-,-оло-,-ере-.
«Полоскать» пишется через две буквы «о».
Проверочное слово к слову ПОЛОСКАТЬ будет ПОЛОЩЕТ. Так мы проверим вторую гласную О. Первую гласную О следует запомнить.
Также есть слово ПОЛАСКАТЬ, но это уже образовано от слова ЛАСКА и будет писаться через гласную «а».
При произношении слова мажорный ударным является второй гласный корня, из-за чего можно совершить ошибку в написании первого слога, сомневаясь в выборе буквы а или о. Чтобы правильно его написать, вначале определим, что это прилагательное образовано от заимствованного русским языком слова «мажор», прошедшего длинный путь из латинского (major) в итальянский, а затем во французский и далее в русский язык. Всюду это слово пишется именно с первым гласным а, которое воспринял русский язык. Этот безударный гласный является непроверяемым, поскольку во всех однокоренных словах на него не падает ударение:
мажор, мажорный, мажорность.
После шипящего пишется буква о, так как не происходит мены букв ё/е, как, например, в словах:
Так что проверить слово «мажорный» вряд ли получится. Это словарное слово.
Безграмотен — человек без грамотен, то есть совершенно не умеет читать, может употребляться и в переносном смысле — невежественный человек.Образовалось от существительного с предлогом в родительном падеже — без грамоты. Корень -грамот-в отличие от иностранного корня -грамм- пишется с одним -м-.Ударение в слове падает на второй корневой слог, на гласную -а-.Когда-то вторая часть корня -от- была суффиксом и поэтому пишется только через -о-, как в словах прямота, чистота, немота, лепота.Приставка -без- пишется только через -е- и через звонкую согласную -з-, ибо стоит перед звонким корневым согласным -г-.Большке, думаю, здесь проверять нечего.
Ошибиться в написании слова «миска» трудно, ведь оно пишется также, как и произносится. Ну а если вдруг возникли у кого сомнения по поводу написания третьей буквы в этом слове (1-я, 2-я, 4-я и 5-я буквы в этом слове точно не вызывают никаких сомнений), то предлагаю подобрать проверочное слово. При этом надо учесть тот факт, что сомнение возникло лишь только потому, что третья буква обозначает звук согласный глухой и следом за ним идёт буква, обозначающая тоже звук согласный глухой. Что ж, действительно можно засомневаться: а может всё-таки пишем не букву «с», а букву «з»?
Отбросить сомнение нам поможет проверочное слово. Чтобы стало ясно, какую букву писать, надо изменить слово «миска» так, чтобы после сомнительной буквы, обозначающей согласный глухой, появилась буква, обозначающая гласный звук. Это слово мисочка. Теперь сомнений в написании третьей буквы в этом слове нет. А всё потому, что нет слова мизочка.
В слове риэлтор ударным является второй слог:
ри-эл-тор.
Почему мы пишем, например, «реестр», «реквизит», «ремарка», «резолюция» с начальным слогом ре-, но риэлтор?
Эти слова являются заимствованными, пришедшими из других языков. И нет такого однокоренного слова, в котором ударным стал первый сомнительный гласный. Убедимся в этом:
риэлторский.
В родственном прилагательном ударным оказался тот же второй гласный.
Для названия людей, занимающихся каким-то видом деятельности, характерно конечное иноязычное -тор, например:
экспедитор, экзаменатор, дистрибьютор.
Запомним написание существительного «риэлтор» с гласным и в первом слоге и гласным о в третьем или справимся о нем в орфографическом словаре.
Автор Андрей Измаилов На чтение 7 мин. Просмотров 2 Опубликовано
Аффиксальный способ
Аффикс – это часть слова (морфема), служащая для формирования новых слов. То есть аффиксальный способ предполагает образование прилагательных от различных частей речи с помощью присоединения приставки или суффикса. Существуют следующие разновидности аффиксального способа:
- префиксный или приставочный (прекрасный, суперсильный);
- суффиксальный (деревянный, профессиональный);
- приставочно-суффиксальный (придорожный, внутрипартийный).
Приставочный или префиксальный способ образования имен прилагательных
Предполагает образование нового прилагательного путем присоединения приставки к другому прилагательному. Приставка – морфема, стоящая перед корнем. Новые слова приобретают при этом определенные значения:
- отрицание и противоположность: не- ( красивый – некрасивый, любимый – нелюбимый), анти- (общественный – антиобщественный), противо- (естественный – противоестественный);
- преувеличение, избыток, высшая степень: пре- (мудрый – премудрый), экстра- (модный – экстрамодный), сверх- (срочный – сверхсрочный), супер- (мощный – супермощный), раз-/ рас- (капризный – раскапризный), архи- (знаменитый – архизнаменитый).
Суффиксальный способ словообразования
В этом случае для получения прилагательного к корню слова добавляется один или несколько суффиксов и окончание. Суффикс – это морфема, располагающаяся следом за корнем. В суффиксальном методе словообразование происходит от следующих частей речи:
- прилагательных: с добавлением суффиксов уменьшительно-ласкательного типа -еньк-/ -оньк- (темный – темненький, легкий – легонький); степени превосходства –ущ-/-ющ-(длинный – длиннющий, дорогой – дорогущий), -енн-(здоровый – здоровенный); значения «слегка» –оват-(тяжелый – тяжеловатый, сладкий – сладковатый);
- существительных с присоединенными суффиксами –н- (печать – печатный, камень – каменный), -янн-/-ян-/ -ан– (стекло – стеклянный, полотно – полотняный, рожь – ржаной), -к- (рыбак – рыбацкий), -ск-(Украина – украинский, Пенза – пензенский), -ист-(луч – лучистый),-ов-/ ев(груша – грушевый, дед – дедов), -ий(лис – лисий), -ин-(комар – комариный),-лив-(счастье – счастливый), -чат-(бревно – бревенчатый);
- глаголов. Прилагательные в этом случае образуются путем добавления к глаголам суффиксов –ен-(варить – вареный, коптить – копченый), -н-(драть – драный, жевать – жеваный), –чив- (придираться – придирчивый, обижаться – обидчивый), -ист- (отрывать – отрывистый, задирать – задиристый), –л- (гнить – гнилой, устать – усталый), -к-(ломать – ломкий, ковать – ковкий), –лив- (заботиться – заботливый, запасаться – запасливый);
- наречий с присоединением суффиксов -енн- (внутри – внутренний), -н- (завтра – завтрашний, сегодня – сегодняшний);
- числительных + -н- (четыре – четверной, пять – пятерной).
Будьте внимательны! Не путайте прилагательные, образованные от глаголов с присоединением суффиксов –н-, -ен-(жареный, пареный, рваный), и похожие на них страдательные причастия (пожаренный, выпаренный, вырванный). Причастия чаще всего используются с приставками и акцентируют внимание читателя на действии, а прилагательное – на качественных характеристиках предмета.
Примеры:Мы ели жареный картофель (прил.). – Мы положили в салат картофель, обжаренный на масле (прич.).
Приставочно-суффиксальный способ образования имен прилагательных
При этом способе новые слова образуются от глаголов или существительных с одновременным использованием приставок и суффиксов.
Написание сложных прилагательных в русском языке
От существительных прилагательные образуются с использованием следующих сочетаний аффиксов: приставок без-/ бес-, вне-, внутри-, при-, пред-, после-, до-, противо- и суффиксов –ов-, -ск-, -н-, -енн-/ -онн-.
Примеры:
- утроба – внутриутробный;
- операция – предоперационный;
- школа – дошкольный;
- компромисс – бескомпромиссный;
- берег – прибрежный;
- дом – бездомный;
- почва – беспочвенный;
- фронт – прифронтовой;
- класс – внеклассный;
- стол – настольный.
От глаголов словообразование происходит с применением таких аффиксальных сочетаний: приставок не-, без-, за- и суффиксов –н-, -нн-, -им-.
Примеры:
- видеть – невидимый;
- утешать – безутешный;
- исцелить – неисцелимый;
- возвратить – безвозвратный.
Неаффиксальный способ
При неаффиксальном методе прилагательные формируются от слияния близких по смыслу понятий или подчиненных словосочетаний без добавления аффиксов (суффиксов и приставок). Здесь можно обозначить 2 разновидности слияния:
-
- Сложение – соединяются близкие по смыслу понятия (еда с едой, стороны света, жанры произведений и т.д.) или словосочетания. При этом становится обязательным присутствие между соединенными словами интерфикса –о-.
Примеры:мороз + устойчивый – морозоустойчивый, хлеб + булочный – хлебобулочный, мясо + молочный – мясомолочный, север + западный – северо-западный.
- Сращение – объединение слов из словосочетаний в том виде и порядке, в каком они употребляются обычно.
Примеры:глубоко уважаемый – глубокоуважаемый, мало известный – малоизвестный, с ума сшедший – сумасшедший, выше изложенный – вышеизложенный.
Как определить способ образования прилагательных
Существует 3 метода определения способа, с помощью которого образуются слова этой части речи.
По морфемам
Каждому способу образования соответствует использование характерных для него морфем. Следовательно, тип происхождения имени прилагательного можно определить по его приставке, суффиксу, интерфиксу или количеству корней.
Примеры:
- супермодный. Приставка супер- характерна для приставочного вида словообразования;
- безучастный. Приставка без– и суффикс –н- используются в приставочно-суффиксальном методе;
- светленький. Приставки нет, 2 корней нет, суффикс –еньк- применяется в суффиксальном способе;
- звукобуквенный. 2 корня и интерфикс –о- присутствуют в словах, образованных путем сложения.
Метод отсечения
Нередко тип словообразования предлагают определять путем поочередного отсечения аффиксов:
- Уберите приставку – если полученное однокоренное слово существует, значит, способ образования приставочный.
- Если увидели родственное слово, убрав суффикс – суффиксальный способ.
- Когда первые 2 пункта не помогли определиться, нужно убрать оба аффикса – метод приставочно-суффиксальный.
- Если прилагательное имеет 2 корня – чаще всего способ сложения (с интерфиксом) или сращения.
Самое интересное, что чаще всего этот простой метод работает, особенно при выявлении суффиксального и приставочного способа словообразования.
Например, из слова «пребольшой» уберем приставку пре-, получится «большой» – приставочный тип словообразования.
Точно так же можно от «оловянный» отсечь посткорневой аффикс –янн-, выходит корень «олов-», остается добавить окончание –о. В итоге исходное слово без суффикса – янн- «олово». Таким образом, здесь определяется суффиксальный способ.
Иногда это правило срабатывает и с приставочно-суффиксальным способом. От «безбрежный» уберем поочередно аффиксы без- и –н-: слов «брежный» и «безбреж», «безбрег», «безберег» не существует. А вот если одновременно убрать оба аффикса, то получится «бреж», по иному «берег» – это и есть существительное, от которого образовано прилагательное «прибрежный».
НО! Существуют прилагательные, словообразование которых не поддается определению указанным методом. В первую очередь это касается слов, образованных приставочно-суффиксальным методом: пришкольный, противовирусный, приусадебный, послевоенный.
По значению слова
Попытаемся определить по первому методу происхождение прилагательного «пришкольный». Отсечем приставку при-, получим слово-прародитель «школьный» – оно действительно существует, способ образования – приставочный.
Однако задание выполнено неверно, так как на самом деле «пришкольный» образовано от существительного «школа» приставочно-суффиксальным методом.
В этом случае целесообразнее было воспользоваться другим методом – «по значению». Слово «пришкольный» означает «расположенный возле школы» или «находящийся при школе». Значит, оно образовано от слова «школа» с помощью присоединения пред- и посткорневого аффиксов: при- и –н-.
Точно так же можно определить способы образования других прилагательных.
Примеры:
- пребольшой – значение «очень большой» – образовано от прилагательного «большой» приставочным способом;
- рваный – «который порвали» – от глагола «рвать» через суффиксацию;
- беспочвенный – «без основания, почвы» – от существительного «почва» приставочно-суффиксальным способом;
- внутренний – «находящийся внутри» – от наречия «внутри» суффиксальным методом;
- морозоустойчивый – «устойчивый к низким температурам, морозу» – от существительного «мороз» и прилагательного «устойчивый» методом сложения с интерфиксом –о-;
- ближневосточный – «который находится на Ближнем Востоке» – от выражения «Ближний Восток» путем сложения с суффиксацией (смешанный тип).