Для успешного прохождения порогового балла по русскому языку необязательно иметь какие-то выдающиеся лингвистические навыки, не нужен даже особый склад ума. Однако наибольшее количество вопросов у выпускников и их родителей вызывает последнее задание экзамена — написание сочинения по прочитанному тексту. В этой статье мы дадим подробную инструкцию, как написать сочинение ЕГЭ.
Структура сочинения
В ЕГЭ по русскому языку сочинение является 27 заданием. Для его выполнения используется бланк ответов № 2. В задании требуется сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста. В комментарии нужно привести два примера-иллюстрации, между которыми обязательно должна прослеживаться смысловая связь. Далее формулируется позиция автора к этой проблеме, и затем выпускник сам формулирует и аргументирует свое отношение к авторской позиции.
Алгоритм написания сочинения выглядит так:
1. Проблема. Лучше сформулировать её в вопросе, например: «В чем заключается любовь к Родине?»
2. Комментарий. Он обычно занимает одно-три предложения, в которых нужно привести примеры:
- первый пример с иллюстрацией из текста (размышления автора по проблеме, описания, истории, точки зрения) и обязательным пояснением (что автор хотел этим показать?);
- второй пример с иллюстрацией из текста и обязательным пояснением.
3. Анализ смысловой связи между примерами из комментария. Они могут дополнять, пояснять, опровергать друг друга.
4. Авторская позиция. Лучше всего прямо отвечать на вопрос (см. п.1: «Автор стремится донести до нас мысль о том, что любовь к Родине заключается в…»)
5. Собственная позиция, согласие или несогласие с мнением автора. Нужно привести аргумент с обоснованием вашей позиции.
6. Заключение.
Максимальный первичный балл за сочинение — 25.
Как видно из схемы, сочинение ЕГЭ отклоняется от стандартного шаблона «вступление-основная часть-заключение». Однако для успешного выполнения задания необходимо только хорошо понимать текст: после нескольких попыток написания этот алгоритм быстро закрепляется в голове.
Какие темы могут встретиться в задании № 27
В сочинении ЕГЭ по русскому постановка проблемы напрямую зависит от темы текста. Ниже мы перечислили основные и наиболее часто встречающиеся из них:
- Война (подвиг и героизм (в т.ч. массовый), влияние на судьбу человека);
- Природа (отношение к природе, красота и влияние на человеческую жизнь);
- Память (тоска о прошлом, память об истории);
- Русский язык (заимствования и жаргон, сленг, состояние родного языка и отношение к нему);
- Литература (поэзия, значимость чтения и роль книг в период прогресса);
- Культура, искусство, музыка (значение и влияние на жизнь человека);
- История (исторические памятники, отношение к прошлому своей страны);
- Положительные и отрицательные черты личности (доброта, сочувствие и сострадание человечность; равнодушие и пороки, подлость, эгоизм);
- Смысл жизни;
- Нравственный выбор;
- Опыт и цена ошибок;
- Человек и общество;
- Любовь (материнская и отцовская любовь, сила и несокрушимость чувств, влияние на человека) и т.д.
Что важно помнить при написании сочинения ЕГЭ
Прежде всего, следует помнить, что хорошее сочинение — это отлично проанализированный текст. Чтобы написать сочинение ЕГЭ без проблем, необходимо читать тексты прошлых лет из архивов вариантов или тренировочных баз заданий.
Также важно помнить, что тексты различны по сложности. Некоторые из них содержат в себе более наглядную проблематику. Такими являются, например, тексты о войне. В тех же случаях, когда проблему в тексте определить трудно, стоит уделять большее время сюжетному анализу и повторному прочтению.
Когда стоит начинать готовиться к написанию сочинения
Конечно, лучше всего начинать готовиться к успешному выполнению задания № 27 в десятом классе, вместе с подготовкой к тестовой части экзамена. Тогда у вас будет гораздо больше времени на чтение текстов и тренировку написания.
Но ни в коем случае не стоит расстраиваться тем, у кого до сдачи экзамена остался лишь год. Единственным важным моментом здесь будет только необходимость уделить сочинению много внимания: несмотря на объём материала в тестовой части, 27-е задание тоже достаточно требовательно к знаниям и тренировкам.
Можно ли подготовиться к написанию сочинения ЕГЭ самостоятельно
В открытом доступе имеется большое количество текстов и даже готовых образцов сочинений. Безусловно, это значительно облегчает подготовку, но, с другой стороны, в таком количестве материала очень легко запутаться.
Тяжелее всего — начать готовиться. Трудно найти в себе силы и мотивацию для регулярного разбора текстов. С другой стороны, некоторые темы достаточно сложно понять. Также могут возникнуть вопросы с критериями проверки, правильностью и точностью оформления, грамотностью.
Разобраться с таким большим количеством информации, а также научиться правильно и грамотно писать сочинения вам поможет преподаватель. Наши репетиторы всегда помогают систематизировать знания и выстроить график подготовки, быстро проверяя работы и анализируя полученные результаты.
Советы по подготовке
Не забывайте про цитирование
Внимательно подходите к выбору примеров для комментария. Цитаты, взятые из текста, должны быть обязательно объяснены вами в связи с этими примерами. Этим вы доказываете, что для комментирования опирались на материал текста.
Больше читайте и смотрите
Речь здесь идет не только о текстах ЕГЭ: читайте небольшие рассказы, тематические истории, любимые и интересные книги. Смотрите фильмы, соответствующие проблематике текстов. Написать сочинение ЕГЭ помогут даже посты в социальных сетях. Используйте их, чтобы аргументировать свою позицию.
Предлагайте родным, учителям или друзьям читать ваши работы
Если вы сомневаетесь в том, грамотно ли доносите мысль, то лучшим выходом будет чтение сочинения другими. Если вы — родитель, то предложите ребёнку помощь в чтении его работы.
Заявление на учителя за предвзятое отношение, грубость или по иным причинам — это документ, в котором родители подают жалобу на педагога своего ребенка. Обращаются на имя директора школы, в департамент образования или в министерство просвещения.
Возможные причины
Письменная жалоба на учителя — тот случай, когда «написанное пером не вырубишь топором». Прежде чем обращаться с официальным заявлением, постарайтесь разобраться в ситуации: не основывайтесь только на словах детей, выслушайте и другую сторону.
Если объяснение вас не удовлетворило, и вы уверены, что с вашим ребенком поступили несправедливо, действуйте — кто еще защитит ваше чадо, если не вы.
Основания для жалобы:
- Невыполнение педагогом прямых обязанностей. Это касается как учебного процесса, так и воспитательного: например, вы уверены, что преподаватель не обладает нужными знаниями по предмету или слишком часто дает задания для самостоятельного изучения, не объясняя материал, или не реагирует на то, что ребенка обижают одноклассники, и т. д.
- Физическое или психологическое насилие. Никто не имеет права оскорблять и унижать ребенка, а тем более распускать руки.
- Вымогательство денег с детей или родителей. Если нужны дополнительные средства на внеклассные мероприятия и т. д., их сбором и распределением занимается родительский комитет.
- Угроза здоровью ребенка, например, если преподаватель физкультуры игнорирует медицинские ограничения.
- Предвзятое отношение выражается в слишком сложных заданиях, заниженных оценках, придирках и т. д. Если вы уверены, что ваш ребенок знает предмет на лучшую отметку, обратитесь к администрации школы: вас обязаны ознакомить с критериями оценок и учебными программами.
- Объем домашних заданий, превышающий санитарно-гигиенические нормы.
- Привлечение ребенка к труду без согласия родителей (законных представителей).
- Удаление из класса. Во время урока учитель отвечает за своих воспитанников, поэтому просто так выгнать за дверь не может. Если поведение ученика угрожает жизни и здоровью одноклассников, педагог обязан известить директора и только тогда принимать меры.
Как правильно написать жалобу
Правила, как написать заявление на учителя, чтобы не просто поскандалить, а решить проблему:
- успокойтесь, изложите в документе факты, а не эмоции;
- укажите нормы законодательства, которые нарушил преподаватель (отношения «учитель — ученик» регламентируют Конституция РФ, ФЗ № 273 «Об образовании», «О свободе совести и религиозных объединениях», Трудовой, Административный, Уголовный кодексы РФ);
- кратко и четко сформулируйте суть претензии; все заявление — один лист формата А4;
- в правом верхнем углу укажите адресат: директор школы (Ф.И.О., должность, название учреждения полностью), отдел образования администрации, прокуратура, полиция и т. д.;
- от кого: Ф.И.О. заявителя, полномочия (мать, отец, опекун), место жительства, телефон;
- в тексте заявления (жалобы) изложите суть проблемы: когда, что произошло с вашим сыном (дочерью), укажите Ф.И.О. педагога, к которому предъявляете претензии;
- перечислите материалы, подтверждающие ваше заявление: медицинская справка, заключение психолога, свидетельские показания и т. д.;
- справа внизу — дата и подпись.
ВАЖНО!
Анонимные заявления рассматриваются в исключительных случаях правоохранительными органами.
Заявление пишется как индивидуальное, так и коллективное — от нескольких родителей.
Как составить заявление
В каждом случае при написании жалобы описывайте конкретную ситуацию, которая произошла с вашим ребенком.
Пример, как правильно писать заявление на учителя в школу:
Директору МБОУ СОШ № __________
________________________________________
(административная принадлежность школы)
_____________________________________________
(Ф.И.О. руководителя)
от _______________________, отца (матери)
(Ф.И.О. родителя учащегося)
____________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
ЖАЛОБА
11 марта 2021 г. моя дочь, Ф.И.О. и класс ребенка, придя на уроки после болезни, передала учителю физкультуры (Ф.И.О.) письменную рекомендацию педиатра о щадящем спортивном режиме на ближайшие две недели и попросила разрешения не выполнять все задания вместе с классом, в частности не бегать. Учитель проигнорировал просьбу моей дочери, что привело к ухудшению ее самочувствия (резкому снижению давления и обмороку).
Я считаю, что подобные действия педагога являются неправильными, так как школа обязана обеспечить условия, гарантирующие охрану здоровья учащихся (ст. 41 ФЗ «Об образовании).
В связи с вышесказанным прошу привлечь учителя физкультуры (Ф.И.О.) к дисциплинарной ответственности и принять меры по недопущению в дальнейшем подобных действий со стороны учительского коллектива.
Если Вами не будут предприняты надлежащие меры, и в случае повторения подобной ситуации мы будем вынуждены обратиться в органы, занимающиеся защитой прав и законных интересов ребенка.
Дата
Подпись
Еще один пример заявления от коллектива родителей:
Образец жалобы в Министерство просвещения РФ:
Куда направить жалобу
Выбор адресата вашего обращения зависит от конкретного случая и тяжести ситуации:
- Начинайте с руководства школы — завуча и директора.
- В случае бездействия администрации школы жалуйтесь в территориальное Управление образования.
- Высшее руководство — Министерство просвещения РФ.
Если из-за действий учителя ребенку и вашей семье нанесен материальный или моральный ущерб и миром разрешить ситуацию не получается, обращайтесь в суд.
Если педагог совершил административно или уголовно наказуемое деяние (например, ударил ребенка), подавайте заявление в прокуратуру или в полицию.
Что грозит учителю
Если факты, приведенные в родительских жалобах, подтверждаются, наказания предусмотрены разные:
- дисциплинарное (по ТК РФ): замечание, выговор или увольнение;
- административное: штраф, запрет на педагогическую деятельность;
- уголовное: штраф, принудительные работы, тюремное заключение.
Учитель — это не просто профессия. От этих людей во многом зависит то, какими вырастут наши дети, поэтому важно, чтобы жалобы на педагогов рассматривались очень тщательно. Но так происходит не всегда: и учитель не застрахован от необоснованных обвинений, и ученики не всегда находят защиту.
Не спешите обвинять педагогов, но если уверены в своей правоте — не отступайте!
Хороших вам учителей!
Вы дошли до диплома, и это отлично! Осталось совсем чуть-чуть — и вы станете дипломированным специалистом. Но перед этим вам предстоит преодолеть еще одно суровое испытание – написание и защита дипломной работы.
На нашем телеграм-канале мы уже рассказывали о многих тонкостях написания диплома. Сегодня наша цель – разобраться в примерах и грамотно сформулировать гипотезу во введении дипломной работы.
Но для начала давайте выясним, что представляет собой гипотеза в ВКР.
Что такое гипотеза диплома
Гипотеза задает направление всему исследованию и определяет научную значимость всего труда. Ее пишут во введении.
Занимает гипотеза не больше одного абзаца. Но весь диплом пишут именно для того, чтобы опровергнуть или подтвердить начальную гипотезу, поставленную студентом.
Гипотеза – это прогнозируемый результат исследования, научное предположение, которое следует проверить опытным путем или обосновать теоретически.
Именно это и есть главная цель любого диплома, в ходе написания которого автор отбирает необходимый материал, проводит определенные изыскания, придает определенную структуру работе (академического или прикладного характера).
В качестве доказательств гипотезы теоретической работы выступают факты, которые студент собирает в основной части диплома. Если речь идет о практической выпускной квалификационной работе, то здесь роль фактов выполняют задокументированные результаты экспериментов и опытов, определенные расчеты, исследования.
Все полученные данные обобщают в заключении, на основании чего делают вывод о состоятельности научной гипотезы. Если ее подтверждают, то работе придают статус положения теории.
Признаки верной гипотезы
Правильно сформулированная гипотеза не является очевидным утверждением или несомненным фактом. В далеком 3-м веке до н.э. речи Аристарха о возможном вращении Земли вокруг солнца носили чисто гипотетический характер. Ведь в те времена теория о гелиоцентрическом мироздании все еще являлась теорией. А в 21 веке это уже неопровержимая истина, которая вполне достойна стать темой реферата ученика третьего класса.
Чтобы понять, верно ли составлена гипотеза, проверьте ее на наличие следующих атрибутов:
- в формулировке нет спорных понятий, которые сами по себе могут стать темой какого-то другого исследования;
- возможность проверить утверждения эмпирическими или теоретическими методами;
- актуальность и связь с заявленной проблемой;
- познавательная ценность и эффективность;
- практическая польза для программы последующих исследований.
Если все это свойственно вашей гипотезе, значит она грамотно составлена.
Но главное, чем она должна отличаться – возможностью проверить ее. Просто определите, нужно ли доказывать поставленное утверждение. Если да, значит, предложение удалось.
Как правильно сформулировать гипотезу в дипломе
Хоть гипотеза исследования в дипломе выдвигается в самом начале работы (во введении), продумывать, как ее составить, следует после написания основной части.
Дело в том, что для формулировки гипотезы необходимо тщательным образом изучить предмет, проанализировать библиографические источники, материалы, литературу. Только в этом случае вы будете спокойно ориентироваться в информации и сможете сделать собственные прогнозы по выявленной проблематике.
Если в ВКР есть еще и практическая глава, гипотеза будет предшествовать эмпирическим исследованиям, по итогам которых возможно будет необходима корректировка начальной формулировки, объекта, предмета, а иногда – и темы всей работы.
Вот подробная схема того, как пишется гипотеза в дипломной работе:
При написании гипотезы принято использовать следующие слова и формулировки:
- предполагается… ,
- следует ожидать… .
А вот выражений с субъективной оценкой следует избегать:
- Я думаю/допускаю/полагаю/считаю, что… .
- Мне кажется… .
- Если…, то… .
Давайте рассмотрим пример гипотезы в дипломе или курсовой. Допустим, студенту предложили написать работу на тему диетических свойств бразильского ореха. Студент начал готовить материал и понял, что не сможет насобирать информации даже на 65 листов диплома.
Тогда руководитель принимает решение изменить предмет исследования на кедровые орешки. Начальная гипотеза звучала так: местные бразильские орехи втрое полезнее импортируемых. После проведенных исследований стало ясно, что польза отечественных и ввозимых из-заграницы одинакова.
Как выйти из положения? Перефразировать гипотезу: кедровые орехи такие же полезные (и даже больше), чем импортируемые. Если бы в ходе исследований выяснилось, что эти орехи менее питательны и полезны, чем заграничные, то пришлось бы менять и тему на «Заурядность диетических свойств кедровых орехов».
Примеры готовых гипотез в дипломной работе
«Мотивация деятельности управляющих работников»
Гипотеза: Следует ожидать, что достижение наивысшего уровня мотивационной области управляющих работников тесно взаимосвязано с наибольшей успешностью в их профессиональной деятельности.
«Документооборот в организации»
Гипотеза: Предполагается, что если осуществить разработку мероприятий по усовершенствованию документооборота компании с дальнейшим её внедрением в деятельность организации, то возрастёт эффективность работы службы документационного обеспечения всего предприятия в целом.
«Развитие любознательности детей школьного возраста»
Гипотеза: Успешное развитие любознательности детей школьного возраста станет возможным, если грамотно организовать совместную деятельность детей и взрослых на основании новейших учебных разработок.
«Мотивация деятельности управляющих работников»
Гипотеза: Следует ожидать, что достижение наивысшего уровня мотивационной области управляющих работников тесно взаимосвязано с наибольшей успешностью в их профессиональной деятельности.
«Документооборот в организации»
Гипотеза: Предполагается, что если осуществить разработку мероприятий по усовершенствованию документооборота компании с дальнейшим её внедрением в деятельность организации, то возрастёт эффективность работы службы документационного обеспечения всего предприятия в целом.
«Развитие любознательности детей школьного возраста»
Гипотеза: Успешное развитие любознательности детей школьного возраста станет возможным, если грамотно организовать совместную деятельность детей и взрослых на основании новейших учебных разработок.
Теперь вы знаете, что такое гипотеза и смело можете проверить свою работу на правильность ее написания. Ну а во всех других случаях у вас под боком всегда есть сервис студенческой помощи, который займется всем остальным, если у вас вдруг пропали силы и желание.
Как правильно писать на Украине?
Литературная норма современного русского языка: на Украине, с Украины. В 1993 году по требованию Правительства Украины нормативным следовало признать варианты в Украину (в Украине) и соответственно из Украины.
Как правильно Привет из или С?
Если начинаете ответ с предлога «на», значит, нужно говорить «с», а если с «в» — «из». Например: Катя прилетела (куда?) в Домодедово.
Как правильно писать из или С?
Предлог “с” выражает пространственное отношение, а именно “направление сверху вниз”: спрыгнул с крыши, с дерева, с лестницы. У предлога “из” несколько другое пространственное значение: “направление изнутри наружу” : вышел из комнаты, из школы, из трамвая.
Как правильно писать из или с города?
Ответ, проверенный экспертом Правильно писать ИЗ города. Предлог с используется чаще со словами с кем-то, чем-то. Например, с мамой, с папой, с тетей и т.
Как правильно писать из или с Москвы?
Если «в», то «из». Если «на», то «с». Поэтому нужно говорить «из Москвы», но «с работы». Потому что «в Москве» и «на работе».
Как правильно писать я из Москвы или с Москвы?
Ответ справочной службы русского языка В живой речи слово город здесь лишнее: Я из Москвы. Если слово город употребляется, название согласуется с ним, т. е. склоняется: из города Москвы.
Когда из когда с?
Для из – это предлог в, а для с – предлог на. По этим парам легко установить правильное употребление предлогов или проверить себя в затруднительных случаях. Например: раз мы говорим в Прибалтику – то следует говорить из Прибалтики, в армию – из армии, в магазин, в школу, в Москву – из магазина, из школы, из Москвы.
Как правильно с какого города или из какого города?
Правильный вариант – «из какого ты города», а не «с какого ты города». При выборе предлога «з» и «с» часто допускаются ошибки. Нужно запомнить, что предлог «с» подразумевает спуск, сползание, сход с какой-то высоты. Пример: Я неудачно опустился с крыши дома.
Как правильно писать предлоги?
1. Производные предлоги ввиду, вместо, внутри, вроде, вследствие, наперекор, вслед, напротив, навстречу, наподобие, невзирая (на), несмотря (на), насчет пишутся слитно. 2. Производные предлоги в виде, в связи, в продолжение, в течение, в заключение, в завершение, во избежание, в отличие пишутся раздельно.
Как правильно говорить со школы или из школы?
Из школы — такой вариант будет правильным, когда речь идет о том, что человек ранее «пришел в школу», так как антонимом «из» является предлог «в». Со школы — такой вариант будет правильным, когда подразумевается, например, крыша школы (на школе). Ребята залезли на школу — Ребята спрыгнули со школы (с крыши школы).
Как правильно сказать на концерте или в концерте?
Спасибо! Правильно: идти на концерт. “на концерт” или “в концерт”? Сегодня нормативно: (идти) на концерт.
Как правильно говорить с Крыма или из Крыма?
Из Крыма. С Крыма – это южно-русский говор. Кстати, в самом Крыму частенько говорят именно так. Поэтому для местных изданий можно и “с”.
Как правильно из Минска или с Минска?
Ответ справочной службы русского языка Такое написание правильно.
Как правильно пишется с садика или из садика?
Ответ справочной службы русского языка Это сочетание пишется со строчной буквы, ср.: детский сад, школа, институт, издательство. Например: В поселке не было дома престарелых, но две школы и полтора детских садика были.
Как пишется слово из за этого?
ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ 1. Пишутся через дефис сложные предлоги из-за, из-под, по-за, по-над, по-под, с-под, для-ради, за-ради: из-за стола, из-под шкафа, спрятался по-за сарай, по-над берегом моря.
Как правильно писать из за рубежа?
Наречные сочетания, образованные с помощью предлогов и существительного «рубеж» пишутся раздельно. К таким относятся «за рубежом», «из-за рубежа». Существительное «рубеж» всегда пишется раздельно с другими словами.
Как правильно пишется около дач?
Слово «дач» пишется без мягкого знака после шипящего, так как является существительным в форме родительного падежа множественного числа. Чтобы выбрать правильный вариант написания «дач» или «дачь», с мягким знаком после буквы «ч» или без него, сначала обратимся к начальной форме слова.
Как правильно пишется луч или Лучь?
Луч — согласно правилам русского языка все существительные мужского рода, которые заканчиваются на шипящие, пишутся без мягкого знака: луч, врач, марш, гараж, сторож, кирпич и т. д.
Почему луч пишется без мягкого знака?
Это неодушевлённое имя существительное оканчивается шипящим согласным, обозначенный буквой «ч». При произношении слова непарный глухой согласный [ч’] звучит мягко. Видимо, поэтому возникает сомнение, нужно ли обозначить мягкость согласного на письме с помощью особого орфографического значка — мягкого знака.
Как правильно писать помощь или помощь?
Образованное при сращивании существительного и предлога, слово «помощь» пишется исключительно слитно и относится к обширной группе ему подобных.
Как правильно пишется слово глушь?
Через травы и камыш. Обратите внимание, что слова «глушь», «тишь», «камыш» оканчиваются на букву шипящих, только вот слова тишь и глушь пишутся с мягким знаком на конце, а камыш без.
Как правильно пишется слово просьба?
Проверочное слово «просить», а также «попросить», «запросить», «упросить» докажут, что в корне слова «просьба» пишется буква «с».
Как правильно пишется слово Сыч?
СЫЧ, -а́, м. Ночная и сумеречная птица отряда сов, с бурой окраской.
Как правильно пишется слово ключ?
Слово «ключ» пишется без мягкого знака после шипящего согласного как существительное мужского рода в соответствии с правилом орфографии.
Как пишется слово врач с мягким знаком или без?
Слово «врач» пишется без мягкого знака после шипящего согласного в соответствии с правилом русского языка. Выясним, как правильно пишется слово «врач» или «врачь», с мягким знаком или без него, если определим род существительного и применим правило орфографии.
Как правильно пишется слово «прийти» или «придти», вызывает сомнение у многих.
Чтобы понять, какой вариант написания этого слова является правильным, уточним, что в произведениях классиков русской литературы и в письменной и разговорной речи до середины прошлого века мирно сосуществовали оба варианта этого глагола.
Выясним, какая форма глагола является грамматически правильной с точки зрения морфологических норм современного русского языка.
Глагол «идти»
Начнем с того, что в лексике русского языка существует глагол несовершенного вида «идти».
Мне совсем не хотелось (что делать?) идти на это собрание.
Интересующее нас слово имеет следующий морфемный состав:
- идти — корень/окончание
Глагол «идти» в настоящем времени изменяется по лицам и числам:
- 1 лицо я иду — мы идём
- 2 лицо ты идёшь — вы идёте
- 3 лицо он идёт — они идут.
Корнем всех этих форм является морфема -ид-.
Глагол «прийти»
А что произойдет, если образовать с помощью приставки однокоренной глагол совершенного вида?
Понаблюдаем:
- при + идти = приидти — приставка/корень/окончание
По закону фонетики корневой звонкий звук [д] неминуемо оглушается последующим глухим согласным [т]:
[п р’ и т’ и]
В слове на стыке приставки и корня оказался длинный звук [и], что совершенно неудобно произносить. И тогда в корне появился звук [й’], то есть произошло корневое чередование ид//й.
В силу указанных фонетических явлений приставочный глагол оформился орфографически как
- прийти
Чередование й//д проявляется при изменении глагола «прийти» в формах будущего времени:
- 1 лицо я приду — мы придём
- 2 лицо ты придёшь — вы придёте
- 3 лицо он придёт — они придут.
В лексике современного русского языка существует только глагол «прийти», имеющий следующий морфемный состав:
- прийти — приставка/корень/окончание
При возникновении сомнения, как правильно писать «придти» или «прийти», вспомните однокоренные глаголы совершенного вида «уйти», «выйти», «зайти», «перейти», в морфемном составе которых укажем корень, обозначенный буквой «й»:
- уйти — приставка/корень/окончание;
- выйти — приставка/корень/окончание;
- зайти — приставка/корень/окончание;
- перейти — приставка/корень/окончание.
В разговорной и письменной речи долго существовала путаница в употреблении глагола «прийти» и его конкурента «придти». В 30‑х годах началась масштабная работа по упорядочению русской орфографии.
Она была завершена в 1956 году, когда были напечатаны «Правила русской орфографии и пунктуации». В этом же году был издан «Орфографический словарь русского языка» под ред. С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро, в котором фиксируется слово «прийти» как нормативная форма глагола совершенного вида.
С точки зрения морфологической нормы форма глагола «придти» является неверной.
Вывод:
Глагол совершенного вида «прийти» соответствует морфологической норме современного русского литературного языка.
Чтобы запомнить правильное написание этого слова, предлагаем прочесть следующие примеры предложений.
Примеры
Вам следует прийти́ за ответом в следующий понедельник.
Кто хочет завтра прийти́ посмотреть соревнования по легкой атлетике?
Всем сотрудникам необходимо прийти́ на профилактический медосмотр к 9 часам.
Кажется, у нас не получится прийти́ домой вовремя.
Хочешь прийти́ к нам, так приходи без стеснения.
«Прийти со школы» или «из школы»?
В разговорной речи сплошь и рядом говорят:
- прийти из школы;
- прийти со школы.
Какой вариант является правильным? Какой предлог следует выбрать в словосочетании, в котором глагол «прийти» управляет существительным в форме родительного падежа?
Чтобы выбрать правильный вариант словосочетания, укажем, что предлог «из» обозначает движение изнутри чего-либо:
- выбежать из дому;
- выйти из лесу;
- выскочить из кабины.
Его антонимом является предлог «в», который обозначает направление внутрь чего-либо или нахождение внутри. Составим антонимические словосочетания:
- прийти́ в школу — прийти́ из школы.
А предлог «с» (со) имеет значение «с поверхности чего-либо»:
- убрать со стола;
- стереть с окна;
- сбросить с крыльца.;
- смести с крыши.
Его антонимом является предлог «на».
Составим антонимическую пару словосочетаний с указанными предлогами:
- прийти со школы — прийти на школу.
Очевидно, что с точки зрения норм управления в синтаксисе русского языка выражение «прийти со школы» не является правильным.
Вывод:
Правильно скажем «прийти из школы» в соответствии с нормами управления русского литературного языка.
Предыдущая
Следующая