При школе как пишется

Для успешного прохождения порогового балла по русскому языку необязательно иметь какие-то выдающиеся лингвистические навыки, не нужен даже особый склад ума.

Для успешного прохождения порогового балла по русскому языку необязательно иметь какие-то выдающиеся лингвистические навыки, не нужен даже особый склад ума. Однако наибольшее количество вопросов у выпускников и их родителей вызывает последнее задание экзамена — написание сочинения по прочитанному тексту. В этой статье мы дадим подробную инструкцию, как написать сочинение ЕГЭ.

Структура сочинения

В ЕГЭ по русскому языку сочинение является 27 заданием. Для его выполнения используется бланк ответов № 2. В задании требуется сформулировать и  прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста. В комментарии нужно привести два примера-иллюстрации, между которыми обязательно должна прослеживаться смысловая связь. Далее формулируется позиция автора к этой проблеме, и затем выпускник сам формулирует и аргументирует свое отношение к авторской позиции.

Алгоритм написания сочинения выглядит так:

1. Проблема. Лучше сформулировать её в вопросе, например: «В чем заключается любовь к Родине?»

2. Комментарий. Он обычно занимает одно-три предложения, в которых нужно привести примеры:

  • первый пример с иллюстрацией из текста (размышления автора по проблеме, описания, истории, точки зрения) и обязательным пояснением (что автор хотел этим показать?);
  • второй пример с иллюстрацией из текста и обязательным пояснением.

3. Анализ смысловой связи между примерами из комментария. Они могут дополнять, пояснять, опровергать друг друга.

4. Авторская позиция. Лучше всего прямо отвечать на вопрос (см. п.1: «Автор стремится донести до нас мысль о том, что любовь к Родине заключается в…»)

5. Собственная позиция, согласие или несогласие с мнением автора. Нужно привести аргумент с обоснованием вашей позиции.

6. Заключение.

Максимальный первичный балл за сочинение — 25.

Как видно из схемы, сочинение ЕГЭ отклоняется от стандартного шаблона «вступление-основная часть-заключение». Однако для успешного выполнения задания необходимо только хорошо понимать текст: после нескольких попыток написания этот алгоритм быстро закрепляется в голове.

Какие темы могут встретиться в задании № 27

В сочинении ЕГЭ по русскому постановка проблемы напрямую зависит от темы текста. Ниже мы перечислили основные и наиболее часто встречающиеся из них:

  • Война (подвиг и героизм (в т.ч. массовый), влияние на судьбу человека);
  • Природа (отношение к природе, красота и влияние на человеческую жизнь);
  • Память (тоска о прошлом, память об истории);
  • Русский язык (заимствования и жаргон, сленг, состояние родного языка и отношение к нему);
  • Литература (поэзия, значимость чтения и роль книг в период прогресса);
  • Культура, искусство, музыка (значение и влияние на жизнь человека);
  • История (исторические памятники, отношение к прошлому своей страны);
  • Положительные и отрицательные черты личности (доброта, сочувствие и  сострадание человечность; равнодушие и пороки, подлость, эгоизм);
  • Смысл жизни;
  • Нравственный выбор;
  • Опыт и цена ошибок;
  • Человек и общество;
  • Любовь (материнская и отцовская любовь, сила и несокрушимость чувств, влияние на человека) и т.д.

Что важно помнить при написании сочинения ЕГЭ

Прежде всего, следует помнить, что хорошее сочинение — это отлично проанализированный текст. Чтобы написать сочинение ЕГЭ без проблем, необходимо читать тексты прошлых лет из архивов вариантов или тренировочных баз заданий.

Также важно помнить, что тексты различны по сложности. Некоторые из них содержат в себе более наглядную проблематику. Такими являются, например, тексты о войне. В тех же случаях, когда проблему в тексте определить трудно, стоит уделять большее время сюжетному анализу и повторному прочтению.

Когда стоит начинать готовиться к написанию сочинения

Конечно, лучше всего начинать готовиться к успешному выполнению задания № 27 в десятом классе, вместе с подготовкой к тестовой части экзамена. Тогда у вас будет гораздо больше времени на чтение текстов и тренировку написания.

Но ни в коем случае не стоит расстраиваться тем, у кого до сдачи экзамена остался лишь год. Единственным важным моментом здесь будет только необходимость уделить сочинению много внимания: несмотря на объём материала в тестовой части, 27-е задание тоже достаточно требовательно к знаниям и тренировкам.

Можно ли подготовиться к написанию сочинения ЕГЭ самостоятельно 

В открытом доступе имеется большое количество текстов и даже готовых образцов сочинений. Безусловно, это значительно облегчает подготовку, но, с другой стороны, в таком количестве материала очень легко запутаться.

Тяжелее всего — начать готовиться. Трудно найти в себе силы и мотивацию для  регулярного разбора текстов. С другой стороны, некоторые темы достаточно сложно понять. Также могут возникнуть вопросы с критериями проверки, правильностью и точностью оформления, грамотностью.

Разобраться с таким большим количеством информации, а также научиться правильно и грамотно писать сочинения вам поможет преподаватель. Наши репетиторы всегда помогают систематизировать знания и выстроить график подготовки, быстро проверяя работы и анализируя полученные результаты.

Советы по подготовке

Не забывайте про цитирование

Внимательно подходите к выбору примеров для комментария. Цитаты, взятые из текста, должны быть обязательно объяснены вами в связи с этими примерами. Этим вы доказываете, что для комментирования опирались на материал текста.

Больше читайте и смотрите

Речь здесь идет не только о текстах ЕГЭ: читайте небольшие рассказы, тематические истории, любимые и интересные книги. Смотрите фильмы, соответствующие проблематике текстов. Написать сочинение ЕГЭ помогут даже посты в социальных сетях. Используйте их, чтобы аргументировать свою позицию.

Предлагайте родным, учителям или друзьям читать ваши работы

Если вы сомневаетесь в том, грамотно ли доносите мысль, то лучшим выходом будет чтение сочинения другими. Если вы — родитель, то предложите ребёнку помощь в чтении его работы.

Заявление на учителя за предвзятое отношение, грубость или по иным причинам — это документ, в котором родители подают жалобу на педагога своего ребенка. Обращаются на имя директора школы, в департамент образования или в министерство просвещения.

5ed6597de8ff54.54891080

Возможные причины

Письменная жалоба на учителя — тот случай, когда «написанное пером не вырубишь топором». Прежде чем обращаться с официальным заявлением, постарайтесь разобраться в ситуации: не основывайтесь только на словах детей, выслушайте и другую сторону.

Если объяснение вас не удовлетворило, и вы уверены, что с вашим ребенком поступили несправедливо, действуйте — кто еще защитит ваше чадо, если не вы.

Основания для жалобы:

  1. Невыполнение педагогом прямых обязанностей. Это касается как учебного процесса, так и воспитательного: например, вы уверены, что преподаватель не обладает нужными знаниями по предмету или слишком часто дает задания для самостоятельного изучения, не объясняя материал, или не реагирует на то, что ребенка обижают одноклассники, и т. д.
  2. Физическое или психологическое насилие. Никто не имеет права оскорблять и унижать ребенка, а тем более распускать руки.
  3. Вымогательство денег с детей или родителей. Если нужны дополнительные средства на внеклассные мероприятия и т. д., их сбором и распределением занимается родительский комитет.
  4. Угроза здоровью ребенка, например, если преподаватель физкультуры игнорирует медицинские ограничения.
  5. Предвзятое отношение выражается в слишком сложных заданиях, заниженных оценках, придирках и т. д. Если вы уверены, что ваш ребенок знает предмет на лучшую отметку, обратитесь к администрации школы: вас обязаны ознакомить с критериями оценок и учебными программами.
  6. Объем домашних заданий, превышающий санитарно-гигиенические нормы.
  7. Привлечение ребенка к труду без согласия родителей (законных представителей).
  8. Удаление из класса. Во время урока учитель отвечает за своих воспитанников, поэтому просто так выгнать за дверь не может. Если поведение ученика угрожает жизни и здоровью одноклассников, педагог обязан известить директора и только тогда принимать меры.

Как правильно написать жалобу

Правила, как написать заявление на учителя, чтобы не просто поскандалить, а решить проблему:

  • успокойтесь, изложите в документе факты, а не эмоции;
  • укажите нормы законодательства, которые нарушил преподаватель (отношения «учитель — ученик» регламентируют Конституция РФ, ФЗ № 273 «Об образовании», «О свободе совести и религиозных объединениях», Трудовой, Административный, Уголовный кодексы РФ);
  • кратко и четко сформулируйте суть претензии; все заявление — один лист формата А4;
  • в правом верхнем углу укажите адресат: директор школы (Ф.И.О., должность, название учреждения полностью), отдел образования администрации, прокуратура, полиция и т. д.;
  • от кого: Ф.И.О. заявителя, полномочия (мать, отец, опекун), место жительства, телефон;
  • в тексте заявления (жалобы) изложите суть проблемы: когда, что произошло с вашим сыном (дочерью), укажите Ф.И.О. педагога, к которому предъявляете претензии;
  • перечислите материалы, подтверждающие ваше заявление: медицинская справка, заключение психолога, свидетельские показания и т. д.;
  • справа внизу — дата и подпись.

ВАЖНО!
Анонимные заявления рассматриваются в исключительных случаях правоохранительными органами.

Заявление пишется как индивидуальное, так и коллективное — от нескольких родителей.

Как составить заявление

В каждом случае при написании жалобы описывайте конкретную ситуацию, которая произошла с вашим ребенком.

Пример, как правильно писать заявление на учителя в школу:

Директору МБОУ СОШ № __________

________________________________________

(административная принадлежность школы)

_____________________________________________

(Ф.И.О. руководителя)

от _______________________, отца (матери)

(Ф.И.О. родителя учащегося)

____________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

ЖАЛОБА

11 марта 2021 г. моя дочь, Ф.И.О. и класс ребенка, придя на уроки после болезни, передала учителю физкультуры (Ф.И.О.) письменную рекомендацию педиатра о щадящем спортивном режиме на ближайшие две недели и попросила разрешения не выполнять все задания вместе с классом, в частности не бегать. Учитель проигнорировал просьбу моей дочери, что привело к ухудшению ее самочувствия (резкому снижению давления и обмороку).

Я считаю, что подобные действия педагога являются неправильными, так как школа обязана обеспечить условия, гарантирующие охрану здоровья учащихся (ст. 41 ФЗ «Об образовании).

В связи с вышесказанным прошу привлечь учителя физкультуры (Ф.И.О.) к дисциплинарной ответственности и принять меры по недопущению в дальнейшем подобных действий со стороны учительского коллектива.

Если Вами не будут предприняты надлежащие меры, и в случае повторения подобной ситуации мы будем вынуждены обратиться в органы, занимающиеся защитой прав и законных интересов ребенка.

Дата

Подпись

Еще один пример заявления от коллектива родителей:

Заявление на учителя

Образец жалобы в Министерство просвещения РФ:

Заявление от родителей на учителя

Куда направить жалобу

Выбор адресата вашего обращения зависит от конкретного случая и тяжести ситуации:

  1. Начинайте с руководства школы — завуча и директора.
  2. В случае бездействия администрации школы жалуйтесь в территориальное Управление образования.
  3. Высшее руководство — Министерство просвещения РФ.

Если из-за действий учителя ребенку и вашей семье нанесен материальный или моральный ущерб и миром разрешить ситуацию не получается, обращайтесь в суд.

Если педагог совершил административно или уголовно наказуемое деяние (например, ударил ребенка), подавайте заявление в прокуратуру или в полицию.

Что грозит учителю

Если факты, приведенные в родительских жалобах, подтверждаются, наказания предусмотрены разные:

  • дисциплинарное (по ТК РФ): замечание, выговор или увольнение;
  • административное: штраф, запрет на педагогическую деятельность;
  • уголовное: штраф, принудительные работы, тюремное заключение.

Учитель — это не просто профессия. От этих людей во многом зависит то, какими вырастут наши дети, поэтому важно, чтобы жалобы на педагогов рассматривались очень тщательно. Но так происходит не всегда: и учитель не застрахован от необоснованных обвинений, и ученики не всегда находят защиту.

Не спешите обвинять педагогов, но если уверены в своей правоте — не отступайте!

Хороших вам учителей!

Вы дошли до диплома, и это отлично! Осталось совсем чуть-чуть — и вы станете дипломированным специалистом. Но перед этим вам предстоит преодолеть еще одно суровое испытание – написание и защита дипломной работы.

На нашем телеграм-канале мы уже рассказывали о многих тонкостях написания диплома. Сегодня наша цель – разобраться в примерах и грамотно сформулировать гипотезу во введении дипломной работы.

Но для начала давайте выясним, что представляет собой гипотеза в ВКР.

Что такое гипотеза диплома

Гипотеза задает направление всему исследованию и определяет научную значимость всего труда. Ее пишут во введении.

Занимает гипотеза не больше одного абзаца. Но весь диплом пишут именно для того, чтобы опровергнуть или подтвердить начальную гипотезу, поставленную студентом.

Гипотеза – это прогнозируемый результат исследования, научное предположение, которое следует проверить опытным путем или обосновать теоретически.

Именно это и есть главная цель любого диплома, в ходе написания которого автор отбирает необходимый материал, проводит определенные изыскания, придает определенную структуру работе (академического или прикладного характера).

В качестве доказательств гипотезы теоретической работы выступают факты, которые студент собирает в основной части диплома. Если речь идет о практической выпускной квалификационной работе, то здесь роль фактов выполняют задокументированные результаты экспериментов и опытов, определенные расчеты, исследования.

Все полученные данные обобщают в заключении, на основании чего делают вывод о состоятельности научной гипотезы. Если ее подтверждают, то работе придают статус положения теории. 

Признаки верной гипотезы

Правильно сформулированная гипотеза не является очевидным утверждением или несомненным фактом. В далеком 3-м веке до н.э. речи Аристарха о возможном вращении Земли вокруг солнца носили чисто гипотетический характер. Ведь в те времена теория о гелиоцентрическом мироздании все еще являлась теорией. А в 21 веке это уже неопровержимая истина, которая вполне достойна стать темой реферата ученика третьего класса.

Чтобы понять, верно ли составлена гипотеза, проверьте ее на наличие следующих атрибутов:

  • в формулировке нет спорных понятий, которые сами по себе могут стать темой какого-то другого исследования;
  • возможность проверить утверждения эмпирическими или теоретическими методами;
  • актуальность и связь с заявленной проблемой;
  • познавательная ценность и эффективность;
  • практическая польза для программы последующих исследований.

Если все это свойственно вашей гипотезе, значит она грамотно составлена.

Но главное, чем она должна отличаться – возможностью проверить ее. Просто определите, нужно ли доказывать поставленное утверждение. Если да, значит, предложение удалось.

Как правильно сформулировать гипотезу в дипломе

Хоть гипотеза исследования в дипломе выдвигается в самом начале работы (во введении), продумывать, как ее составить, следует после написания основной части.

Дело в том, что для формулировки гипотезы необходимо тщательным образом изучить предмет, проанализировать библиографические источники, материалы, литературу. Только в этом случае вы будете спокойно ориентироваться в информации и сможете сделать собственные прогнозы по выявленной проблематике.

Если в ВКР есть еще и практическая глава, гипотеза будет предшествовать эмпирическим исследованиям, по итогам которых возможно будет необходима корректировка начальной формулировки, объекта, предмета, а иногда – и темы всей работы.

Вот подробная схема того, как пишется гипотеза в дипломной работе:

При школе как пишется

При написании гипотезы принято использовать следующие слова и формулировки:

  • предполагается… ,
  • следует ожидать… .

А вот выражений с субъективной оценкой следует избегать:

  1. Я думаю/допускаю/полагаю/считаю, что… .
  2. Мне кажется… .
  3. Если…, то… .

Давайте рассмотрим пример гипотезы в дипломе или курсовой. Допустим, студенту предложили написать работу на тему диетических свойств бразильского ореха. Студент начал готовить материал и понял, что не сможет насобирать информации даже на 65 листов диплома.

Тогда руководитель принимает решение изменить предмет исследования на кедровые орешки. Начальная гипотеза звучала так: местные бразильские орехи втрое полезнее импортируемых. После проведенных исследований стало ясно, что польза отечественных и ввозимых из-заграницы одинакова. 

Как выйти из положения? Перефразировать гипотезу: кедровые орехи такие же полезные (и даже больше), чем импортируемые. Если бы в ходе исследований выяснилось, что эти орехи менее питательны и полезны, чем заграничные, то пришлось бы менять и тему на «Заурядность диетических свойств кедровых орехов».

Примеры готовых гипотез в дипломной работе

«Мотивация деятельности управляющих работников»

Гипотеза: Следует ожидать, что достижение наивысшего уровня мотивационной области управляющих работников тесно взаимосвязано с наибольшей успешностью в их профессиональной деятельности.

«Документооборот в организации»

Гипотеза: Предполагается, что если осуществить разработку мероприятий по усовершенствованию документооборота компании с дальнейшим её внедрением в деятельность организации, то возрастёт эффективность работы службы документационного обеспечения всего предприятия в целом.

«Развитие любознательности детей школьного возраста»

Гипотеза: Успешное развитие любознательности детей школьного возраста станет возможным, если грамотно организовать совместную деятельность детей и взрослых на основании новейших учебных разработок.

«Мотивация деятельности управляющих работников»

Гипотеза: Следует ожидать, что достижение наивысшего уровня мотивационной области управляющих работников тесно взаимосвязано с наибольшей успешностью в их профессиональной деятельности.

«Документооборот в организации»

Гипотеза: Предполагается, что если осуществить разработку мероприятий по усовершенствованию документооборота компании с дальнейшим её внедрением в деятельность организации, то возрастёт эффективность работы службы документационного обеспечения всего предприятия в целом.

«Развитие любознательности детей школьного возраста»

Гипотеза: Успешное развитие любознательности детей школьного возраста станет возможным, если грамотно организовать совместную деятельность детей и взрослых на основании новейших учебных разработок.

Теперь вы знаете, что такое гипотеза и смело можете проверить свою работу на правильность ее написания. Ну а во всех других случаях у вас под боком всегда есть сервис студенческой помощи, который займется всем остальным, если у вас вдруг пропали силы и желание.

Как правильно писать на Украине?

Литературная норма современного русского языка: на Украине, с Украины. В 1993 году по требованию Правительства Украины нормативным следовало признать варианты в Украину (в Украине) и соответственно из Украины.

Как правильно Привет из или С?

Если начинаете ответ с предлога «на», значит, нужно говорить «с», а если с «в» — «из». Например: Катя прилетела (куда?) в Домодедово.

Как правильно писать из или С?

Предлог “с” выражает пространственное отношение, а именно “направление сверху вниз”: спрыгнул с крыши, с дерева, с лестницы. У предлога “из” несколько другое пространственное значение: “направление изнутри наружу” : вышел из комнаты, из школы, из трамвая.

Как правильно писать из или с города?

Ответ, проверенный экспертом Правильно писать ИЗ города. Предлог с используется чаще со словами с кем-то, чем-то. Например, с мамой, с папой, с тетей и т.

Как правильно писать из или с Москвы?

Если «в», то «из». Если «на», то «с». Поэтому нужно говорить «из Москвы», но «с работы». Потому что «в Москве» и «на работе».

Как правильно писать я из Москвы или с Москвы?

Ответ справочной службы русского языка В живой речи слово город здесь лишнее: Я из Москвы. Если слово город употребляется, название согласуется с ним, т. е. склоняется: из города Москвы.

Когда из когда с?

Для из – это предлог в, а для с – предлог на. По этим парам легко установить правильное употребление предлогов или проверить себя в затруднительных случаях. Например: раз мы говорим в Прибалтику – то следует говорить из Прибалтики, в армию – из армии, в магазин, в школу, в Москву – из магазина, из школы, из Москвы.

Как правильно с какого города или из какого города?

Правильный вариант – «из какого ты города», а не «с какого ты города». При выборе предлога «з» и «с» часто допускаются ошибки. Нужно запомнить, что предлог «с» подразумевает спуск, сползание, сход с какой-то высоты. Пример: Я неудачно опустился с крыши дома.

Как правильно писать предлоги?

1. Производные предлоги ввиду, вместо, внутри, вроде, вследствие, наперекор, вслед, напротив, навстречу, наподобие, невзирая (на), несмотря (на), насчет пишутся слитно. 2. Производные предлоги в виде, в связи, в продолжение, в течение, в заключение, в завершение, во избежание, в отличие пишутся раздельно.

Как правильно говорить со школы или из школы?

Из школы — такой вариант будет правильным, когда речь идет о том, что человек ранее «пришел в школу», так как антонимом «из» является предлог «в». Со школы — такой вариант будет правильным, когда подразумевается, например, крыша школы (на школе). Ребята залезли на школу — Ребята спрыгнули со школы (с крыши школы).

Как правильно сказать на концерте или в концерте?

Спасибо! Правильно: идти на концерт. “на концерт” или “в концерт”? Сегодня нормативно: (идти) на концерт.

Как правильно говорить с Крыма или из Крыма?

Из Крыма. С Крыма – это южно-русский говор. Кстати, в самом Крыму частенько говорят именно так. Поэтому для местных изданий можно и “с”.

Как правильно из Минска или с Минска?

Ответ справочной службы русского языка Такое написание правильно.

Как правильно пишется с садика или из садика?

Ответ справочной службы русского языка Это сочетание пишется со строчной буквы, ср.: детский сад, школа, институт, издательство. Например: В поселке не было дома престарелых, но две школы и полтора детских садика были.

Как пишется слово из за этого?

ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ 1. Пишутся через дефис сложные предлоги из-за, из-под, по-за, по-над, по-под, с-под, для-ради, за-ради: из-за стола, из-под шкафа, спрятался по-за сарай, по-над берегом моря.

Как правильно писать из за рубежа?

Наречные сочетания, образованные с помощью предлогов и существительного «рубеж» пишутся раздельно. К таким относятся «за рубежом», «из-за рубежа». Существительное «рубеж» всегда пишется раздельно с другими словами.

Как правильно пишется около дач?

Слово «дач» пишется без мягкого знака после шипящего, так как является существительным в форме родительного падежа множественного числа. Чтобы выбрать правильный вариант написания «дач» или «дачь», с мягким знаком после буквы «ч» или без него, сначала обратимся к начальной форме слова.

Как правильно пишется луч или Лучь?

Луч — согласно правилам русского языка все существительные мужского рода, которые заканчиваются на шипящие, пишутся без мягкого знака: луч, врач, марш, гараж, сторож, кирпич и т. д.

Почему луч пишется без мягкого знака?

Это неодушевлённое имя существительное оканчивается шипящим согласным, обозначенный буквой «ч». При произношении слова непарный глухой согласный [ч’] звучит мягко. Видимо, поэтому возникает сомнение, нужно ли обозначить мягкость согласного на письме с помощью особого орфографического значка — мягкого знака.

Как правильно писать помощь или помощь?

Образованное при сращивании существительного и предлога, слово «помощь» пишется исключительно слитно и относится к обширной группе ему подобных.

Как правильно пишется слово глушь?

Через травы и камыш. Обратите внимание, что слова «глушь», «тишь», «камыш» оканчиваются на букву шипящих, только вот слова тишь и глушь пишутся с мягким знаком на конце, а камыш без.

Как правильно пишется слово просьба?

Проверочное слово «просить», а также «попросить», «запросить», «упросить» докажут, что в корне слова «просьба» пишется буква «с».

Как правильно пишется слово Сыч?

СЫЧ, -а́, м. Ночная и сумеречная птица отряда сов, с бурой окраской.

Как правильно пишется слово ключ?

Слово «ключ» пишется без мягкого знака после шипящего согласного как существительное мужского рода в соответствии с правилом орфографии.

Как пишется слово врач с мягким знаком или без?

Слово «врач» пишется без мягкого знака после шипящего согласного в соответствии с правилом русского языка. Выясним, как правильно пишется слово «врач» или «врачь», с мягким знаком или без него, если определим род существительного и применим правило орфографии.

Как пра­виль­но пишет­ся сло­во «прийти» или «прид­ти», вызы­ва­ет сомне­ние у многих.

Чтобы понять, какой вари­ант напи­са­ния это­го сло­ва явля­ет­ся пра­виль­ным, уточ­ним, что в про­из­ве­де­ни­ях клас­си­ков рус­ской лите­ра­ту­ры и в пись­мен­ной и раз­го­вор­ной речи до сере­ди­ны про­шло­го века мир­но сосу­ще­ство­ва­ли оба вари­ан­та это­го глагола.

«Придти» или «прийти», как правильно

Выясним, какая фор­ма гла­го­ла явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ски пра­виль­ной с точ­ки зре­ния мор­фо­ло­ги­че­ских норм совре­мен­но­го рус­ско­го языка.

Глагол «идти»

Начнем с того, что в лек­си­ке рус­ско­го язы­ка суще­ству­ет гла­гол несо­вер­шен­но­го вида «идти».

Мне совсем не хоте­лось (что делать?) идти на это собрание.

Интересующее нас сло­во име­ет сле­ду­ю­щий мор­фем­ный состав:

  • идти — корень/окончание

Глагол «идти» в насто­я­щем вре­ме­ни изме­ня­ет­ся по лицам и числам:

  • 1 лицо я иду — мы идём
  • 2 лицо ты идёшь — вы идёте
  • 3 лицо он идёт — они идут.

Корнем всех этих форм явля­ет­ся мор­фе­ма -ид-.

Глагол «прийти»

А что про­изой­дет, если обра­зо­вать с помо­щью при­став­ки одно­ко­рен­ной гла­гол совер­шен­но­го вида?

Понаблюдаем:

  • при + идти =  приидти — приставка/корень/окончание

По зако­ну фоне­ти­ки кор­не­вой звон­кий звук [д] неми­ну­е­мо оглу­ша­ет­ся после­ду­ю­щим глу­хим соглас­ным [т]:

[п р’ и т’ и]

В сло­ве на сты­ке при­став­ки и кор­ня ока­зал­ся длин­ный звук [и], что совер­шен­но неудоб­но про­из­но­сить. И тогда в корне появил­ся звук [й’], то есть про­изо­шло кор­не­вое чере­до­ва­ние ид//й.

В силу ука­зан­ных фоне­ти­че­ских явле­ний при­ста­воч­ный гла­гол офор­мил­ся орфо­гра­фи­че­ски как

  • прийти

Чередование й//д про­яв­ля­ет­ся при изме­не­нии гла­го­ла «прийти» в фор­мах буду­ще­го времени:

  • 1 лицо я приду  — мы придём
  • 2 лицо ты при­дёшь — вы придёте
  • 3 лицо он придёт — они придут.

В лек­си­ке совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка суще­ству­ет толь­ко гла­гол «прий­ти», име­ю­щий сле­ду­ю­щий мор­фем­ный состав:

  • прийти — приставка/корень/окончание

При воз­ник­но­ве­нии сомне­ния, как пра­виль­но писать «прид­ти» или «прий­ти», вспом­ни­те одно­ко­рен­ные гла­го­лы совер­шен­но­го вида «уйти», «вый­ти», «зай­ти», «перей­ти», в мор­фем­ном соста­ве кото­рых ука­жем корень, обо­зна­чен­ный бук­вой «й»:

  • уйти — приставка/корень/окончание;
  • выйти — приставка/корень/окончание;
  • зайти — приставка/корень/окончание;
  • перейти — приставка/корень/окончание.

В раз­го­вор­ной и пись­мен­ной речи дол­го суще­ство­ва­ла пута­ни­ца в упо­треб­ле­нии гла­го­ла «прий­ти» и его кон­ку­рен­та «прид­ти». В 30‑х годах нача­лась мас­штаб­ная рабо­та по упо­ря­до­че­нию рус­ской орфографии.

Она была завер­ше­на в 1956 году, когда были напе­ча­та­ны «Правила рус­ской орфо­гра­фии и пунк­ту­а­ции». В этом же году был издан «Орфографический сло­варь рус­ско­го язы­ка» под ред. С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро, в кото­ром фик­си­ру­ет­ся сло­во «прий­ти» как нор­ма­тив­ная фор­ма гла­го­ла совер­шен­но­го вида.

С точ­ки зре­ния мор­фо­ло­ги­че­ской нор­мы фор­ма гла­го­ла «прид­ти» явля­ет­ся неверной.

Вывод:

Глагол совер­шен­но­го вида «прийти» соот­вет­ству­ет мор­фо­ло­ги­че­ской нор­ме совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го языка.

Чтобы запом­нить пра­виль­ное напи­са­ние это­го сло­ва, пред­ла­га­ем про­честь сле­ду­ю­щие при­ме­ры предложений.

Примеры

Вам сле­ду­ет прий­ти́ за отве­том в сле­ду­ю­щий понедельник.

Кто хочет зав­тра прий­ти́ посмот­реть сорев­но­ва­ния по лег­кой атлетике?

Всем сотруд­ни­кам необ­хо­ди­мо прий­ти́ на про­фи­лак­ти­че­ский мед­осмотр к 9 часам.

Кажется, у нас не полу­чит­ся прий­ти́ домой вовремя.

Хочешь прий­ти́ к нам, так при­хо­ди без стеснения.

«Прийти со школы» или «из школы»?

В раз­го­вор­ной речи сплошь и рядом говорят:

  • прий­ти из школы;
  • прий­ти со школы.

Какой вари­ант явля­ет­ся пра­виль­ным? Какой пред­лог сле­ду­ет выбрать в сло­во­со­че­та­нии, в кото­ром гла­гол «прий­ти» управ­ля­ет суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го падежа?

Чтобы выбрать пра­виль­ный вари­ант сло­во­со­че­та­ния, ука­жем, что пред­лог «из» обо­зна­ча­ет дви­же­ние изнут­ри чего-либо:

  • выбе­жать из дому;
  • вый­ти из лесу;
  • выско­чить из каби­ны.

Его анто­ни­мом явля­ет­ся пред­лог «в», кото­рый обо­зна­ча­ет направ­ле­ние внутрь чего-либо или нахож­де­ние внут­ри. Составим анто­ни­ми­че­ские словосочетания:

  • прий­ти́ в шко­лу — прий­ти́ из школы.

А пред­лог «с» (со) име­ет зна­че­ние «с поверх­но­сти чего-либо»:

  • убрать со стола;
  • сте­реть с окна;
  • сбро­сить с крыльца.;
  • сме­сти с крыши.

Его анто­ни­мом явля­ет­ся пред­лог «на».

Составим анто­ни­ми­че­скую пару сло­во­со­че­та­ний с ука­зан­ны­ми предлогами:

  • прий­ти со шко­лы — прий­ти на школу.

Очевидно, что с точ­ки зре­ния норм управ­ле­ния в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка выра­же­ние «прий­ти со шко­лы» не явля­ет­ся правильным.

Вывод:

Правильно ска­жем «прий­ти из шко­лы» в соот­вет­ствии с нор­ма­ми управ­ле­ния рус­ско­го лите­ра­тур­но­го языка.

Предыдущая

Как правильно пишется«То есть» — через дефис, слитно или раздельно

Следующая

Как правильно пишется«Готовиться» или «готовится», в чем разница

  • При формировании или при формирование как пишется
  • При цитировании стихов в сочинениях допускаются некоторые неточности
  • При этом сообщаем что как пишется
  • При том или притом как пишется с примерами
  • При сопровождении льва сотруднику следует соблюдать особые меры безопасности как правильно пишется