При подсчете слов в сочинении что учитывается

Для всех 11-классников россии уже стартовала подготовка к егэ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как

Для всех 11-классников России уже стартовала подготовка к ЕГЭ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как изменится структура КИМа по русскому языку, какими будут критерии оценивания 27-го задания от ФИПИ и как правильно составить план сочинения с учетом новых требований.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Хорошая новость – изменения в ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут не столь радикальными, как было изначально предложено в перспективной модели. Новость не очень хорошая – нововведения все-таки будут и по мнению экспертов экзамен в 2022 году станет несколько сложнее, чем был ранее.

ЕГЭ по русскому языку в 2022 году - план сочинения, критерии оценивания

В спецификациях, размещенных на сайте ФИПИ, указаны такие основные изменения в КИМах 2022 года по русскому языку:

  • Изменено составное задание №1-3. Теперь вместо сжатой передачи прочитанного экзаменуемому необходимо будет выполнить стилистический анализ текста.
  • Изменено задание №16. Новыми будут не только языковой материал и формулировка, но и критерии оценивания.
  • В задании №19 расширены материалы, предоставляемые для анализа.
  • Нормы оценивания сочинений (задание №27) объемом 70-150 слов уточнены.

Ввиду внесенных в систему оценивания изменений уменьшился с 59 до 58 максимальный балл, который может получить на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году экзаменуемый за выполнение всех 27 заданий КИМа.

Неизменным останется время, отведенное на выполнение 27 заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022 году – всего 210 минут, из которых эксперты рекомендуют выделить на написание сочинения не менее 70 минут.

Задание №27 – сочинение

В демонстрационной версии ЕГЭ 2022 года по русскому языку предложен такой формат задания:

Задание 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку (сочинение)

Текст, который необходимо проанализировать, приведен в КИМе чуть раньше (перед заданием №22), так как его необходимо использовать при выполнении целого ряда заданий от 22 до 27 включительно.

Текст к заданию 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку

К данному тексту предложены такие варианты проблем, затрагиваемых автором:

Проблемы к сочинению из демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку

Рекомендуем внимательно изучить демоверсию, спецификации и кодификатор к ЕГЭ 2022 года по русскому языку, размещенные на сайте ФИПИ, ведь в этих документах содержится много полезной информации, которая поможет правильно написать сочинение и организовать подготовку к заданию №27.

План сочинения

Проанализировав уже само задание, можно получить детальный план написания сочинения по русскому, который поможет справиться с поставленной на ЕГЭ 2022 задачей, независимо от темы и затронутых проблем.

Исходя из требований, указанных в тексте задания, ваше сочинение должно состоять из таких структурных блоков:

  • Формулировка проблемы.
  • Комментарий с привлечением примеров-иллюстраций и смысловых связей между нами.
  • Позиция автора.
  • Ваша позиция и отношение к позиции автора (согласие либо несогласие с аргументацией).
  • Вывод (коротко).

Важно! При написании сочинения стоит ориентироваться на объем от 150 слов, а также избегать чрезмерного цитирования.

В помощь 11-классникам педагоги предлагают такие мини-шпаргалки с заготовками вводных фраз, которые можно применять в разных структурных частях сочинения.

Клише для сочинения по русскому языку на ЕГЭ 2022

Также в сети можно найти хороший пример сочинения по теме демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку, который наглядно проиллюстрирует, как нужно писать текст и на каких моментах акцентировать внимание.

Предлагаем вашему вниманию короткий видео-урок по составлению плана и компоновке сочинения для ЕГЭ 2022 года::

Оценивание сочинения

За сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно получить 25 первичных баллов, что составляет 43% от максимально возможных 58 баллов (ранее за сочинение давали 24 балла).

Обратите внимание, что сочинение не оценивается (оценивается в 0 баллов), если:

  • Объем текста менее 70 слов.
  • Сочинение написано не по заданному тексту (не по заданной проблеме).

Для достижения максимально возможного результата объем текста должен быть в пределах 150-300 слов. Такие работы будут оценивать по 12 критериям:

Критерий Максимальный балл
К-1 Формулировка проблемы 1
К-2 Комментарий к проблеме 6
К-3 Отражение позиции автора 1
К-4 Отношение к позиции автора 1
К-5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2
К-6 Точность и выразительность речи 2
К-7 Орфографические нормы 3
К-8 Пунктуационные нормы 3
К-9 Грамматические нормы 2
К-10 Речевые нормы 2
К-11 Этические нормы 1
К-12 Точность фактов в фоновом материале 1

При этом, в 2022 году установлены новые нормы оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому, если его объем находится в пределах 70-150 слов. Обратите внимание, что проверяющие могут не учесть при подсчете слов в сочинении полностью переписанные фрагменты исходного текста или биографии автора.

Важно! Тексты 70-150 слов не могут быть оценены на максимальный балл по критериям К7-К10.

Критерий Максимальный балл
К-7 Орфографические нормы 2
К-8 Пунктуационные нормы 2
К-9 Грамматические нормы 1
К-10 Речевые нормы 1

Советы педагогов

Секрет высокого балла на ЕГЭ по русскому языку не в том, чтобы найти и запомнить готовые сочинения, а в том, чтобы научиться легко и быстро составлять рассуждения на любую из актуальных тем.

Среди основных проблем, поднимаемых в текстах ФИПИ 2022 года, представлены такие направления:

  • Взаимоотношения поколений (отцы и дети).
  • Историческая память поколений.
  • Роль детства в становлении личности и нравственных ориентиров человека.
  • Жертвенность материнской любви.
  • Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  • Сложность и противоречивость поступков людей.
  • Смысл жизни и ценности человека.
  • Человеческое благородство.
  • Честь и достоинство.
  • Патриотизм.
  • Очищающая сила искусства.
  • Отношения человека с окружающими.
  • Восприятие человека окружающими.
  • Сострадание к окружающим.
  • Одиночество.
  • Человек и искусство.
  • Отношение людей к войне.
  • Человек и мир природы.
  • Бережное отношение к языку.
  • Человек и власть, которой он наделен.

Конечно, при желании в сети можно без труда найти готовые сочинения по русскому языку для разных тематик, ожидаемых на ЕГЭ 2022, но не стоит идти по такому на первый взгляд простому и легкому пути. Во-первых, никто не знает, какая именно проблема будет предложена вам на экзамене и всегда есть вероятность не угадать, что может в итоге лишить вас 43% итогового результата. Во-вторых, проверяющие тоже отлично знакомы с популярными интернет-сочинениями и без труда определят в вашем «шедевре» банальный плагиат, что также может очень негативно отразиться на результате.

Вместо поиска готовых вариантов, продумайте, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году, а после уже как бусины на ниточку нанизывайте в нужном порядке клише, информацию из текста, иллюстрации и собственные мысли.

Естественно, для написания сочинения потребуется определенная база из прочитанных и детально разобранных произведений. Что делать, если вы не готовы или физически не успеваете прочитать все тексты из списка рекомендованной ФИПИ литературы? Ответ прост – сосредоточиться на универсальных произведениях, в которых можно найти множество примеров для разных проблем, которые могут встретится в сочинении на ЕГЭ 2022 года по русскому языку.

Читайте также:

  • ЕГЭ по биологии в 2022 году
  • ЕГЭ по истории в 2022 году
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам

Слайд 1

39. Электронное письмо личного характера в ответ на письмо зарубежного друга по переписке 40. Развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы или диаграммы

Слайд 2

В демонстрационном варианте ФИПИ на 2022 год нам предлагается следующее письмо-стимул: В задании требуется написать личное электронное письмо другу Ронни (имя указывается в задании), при этом необходимо ПОЛНО и ТОЧНО ответить на заданные три вопроса и задать три вопроса другу на КОНКРЕТНУЮ ТЕМУ (в данном случае – about his uncle ).

Слайд 3

Attention, please! Количество слов: 90 – 154 (так как допускается отклонение в 10% от указанных границ в 100-140 слов). Если Вы пишете меньше 90 слов, то письмо проверяться не будет. Если Вы пишете больше 154 слов, то эксперт будет проверять первые 140 слов, поэтому укладывайтесь в заданные рамки!

Слайд 4

Подсчет слов С первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. В электронном письме, подпись также подлежат подсчёту. При этом: — краткие формы типа can’t , didn’t , isn’t , I’m и т.п. считаются как одно слово; — числительные, выраженные цифрами, например, 1, 100, 100 и тому подобные считаются как одно слово; — числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, например, 25%, 100% и подобные, считаются как одно слово; — числительные, выраженные словами, считаются как отдельные слова; — сложные слова, такие как good-looking , well-bred , English-speaking , twenty-five , считаются как одно слово; — сокращения, например USA, e-mail , TV, CD-rom , считаются как одно слово; — слова, написанные неправильно, например, без дефиса well bread , будут составлять при подсчете 2 слова, а написанные wellbread как одно (т.е. подсчет идет по факту написания).

Слайд 5

ПЛАН ПИСЬМА обращение (слева, на отдельной строке), например, Dear Jim/Alice, Hello/ Hi Jim/Alice; благодарность за полученное письмо, ссылка на предыдущие контакты например, « Thank you for your (recent ) message . I was very glad to hear from you (again)», «Thanks for writing to me. I’m always glad to get emails ./ I always like to read your emails . /I enjoy reading your message s and writing to you.» и т.д ; ответы на три вопроса друга по переписке (основная часть письма). Для того чтобы письмо было логичным, можно использовать фразы: « You asked me about … Well, I can say that …» или « As you are interested in … I’d like to tell you that …» и т. п.; три вопроса другу по переписке на тему, указанную в задании, при этом не забываем про соединительную фразу/предложение, чтобы вопросы были логично связаны с предыдущим текстом; упоминание о дальнейших контактах , например, « Write back soon»; «Hope to hear from you soon»; «Please, write to me soon» и т. д. (можно писать на отдельной строке или в конце текущего абзаца); завершающая фраза , например, « Best wishes»; «All the best»; «With love»; «Yours» ( на отдельной строке); подпись автора (только Ваше имя , на отдельной строке).

Слайд 6

Алгоритм выполнения задания 39 для ученика 1 . Бегло просмотри письмо-стимул, найди имя друга, которому будешь писать ответ, обведи его. 2 . Прочитай письмо еще раз, подчеркни три вопроса, на которые тебе нужно будет ответить. Важно! В письме-стимуле могут быть короткие вопросы типа “ Why ( not )?” Не пропусти их. 3 . Найди в задании, о чем или о ком нужно задать свои три вопроса, подчеркни. 4 . Теперь ты готов писать ответ. Пиши ответ сразу на чистовик, чтобы не терять время. 5 . Соблюдай правила оформления электронного письма.

Слайд 7

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМА Решение коммуникативной задачи (2 балла); Организация текста (2 балла); Языковое оформление текста (2 балла). Максимальное количество баллов за задание – 6 .

Слайд 9

Hi Ronny , Thank you for the e-mail! I am glad to hear from you. I’m sorry I couldn’t answer earlier because I was busy with my exams. In your message you asked me about summer . 1. You know, the weather here is varied in this season. It can be rather hot in the south of the country and cool in the north. 2. As for me, I prefer summer, this is the season when we have vacations. 3. This summer I am planning to go the summer camp, then my parents are going to take me to the country. By the way, I’d like to know more about your u ncle. Where does your uncle live? Has he got a family? How long is he going to stay with you? I’ve got to go now, as I’ve got lots of homework to do. Keep in touch! Yours, Alice благодарность ответы на вопросы три вопроса другу по конкретной теме завершение с причиной ссылка на будущие контакты завершаюшая фраза имя .

Слайд 10

Для осуществления логической связи между предложениями Вам необходимо использовать в тексте письма вводные слова и выражения, а также личные местоимения. В данном примере были использованы: As for me , – что касается меня You know , – ты знаешь By the way , – кстати В письме достаточно 3-4 таких выражений, не перегружайте ими письмо, а также помните о стиле, такие выражения, как “ moreover ”, “ nevertheless ” и прочие, характерные для публицистического/официального стиля, нам не подойдут.

Слайд 11

задание 40 ЕГЭ Оно все так же называется «развернутым высказыванием с элементами рассуждения», но теперь это рассуждение базируется не на предложенной теме, а строится на фактических данных, представленных в виде таблицы или диаграммы. Количество слов осталось то же, что и в эссе — от 200 до 250 . ( 180-275 вместе с допустимой погрешностью в 10% )

Слайд 13

Цель: нужно представить, что при подготовке проекта по заданной теме, вы провели опрос определенной аудитории и теперь нужно подготовить высказывание на основе собранной информации и выразить свое личное мнение по теме проекта.

Слайд 15

5 абзацев 1.ВСТУПЛЕНИЕ. 2. ВЫБРАТЬ И ПРИВЕСТИ 2-3 ОСНОВНЫХ ФАКТА ИЗ ДАННЫХ В ДИАГРАММЕ/ТАБЛИЦЕ 3.СДЕЛАТЬ 1-2 СУЩЕСТВЕННЫХ СРАВНЕНИЯ. 4.ВЫДЕЛИТЬ ВОЗМОЖНУЮ ПРОБЛЕМУ,ВЫЯВЛЕННУЮ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕЕ ВОЗМОЖНОЕ РЕШЕНИЕ 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ С ВЫРАЖЕНИЕМ ЛИЧНОГО МНЕНИЯ О ВАЖНОСТИ ТЕМЫ ПРОЕКТА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Слайд 16

ПРИМЕЧАНИЕ: При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» всё задание оценивается в 0 баллов.

Слайд 17

Под решением коммуникативной задачи понимается:  соответствие теме и ситуации общения, указанной в коммуникативном задании и полнота раскрытия темы;  использование стиля речи (нейтрального) в соответствии с указанной в коммуникативном задании ситуацией;  объём, т.е. соответствие высказывания заданному объёму.

Слайд 18

Под организацией текста понимается:  логичность в изложении материала;  связность текста, которая обеспечивается правильным использованием языковых средств передачи логической связи между отдельными частями текста (союзов, вводных слов, местоимений и т.п.);  структурирование текста, т.е. логичное деление текста на абзацы, наличие вступления и заключения.

Слайд 19

Лексическая грамотность и грамматическая правильность речи При оценивании лексической грамотности учитываются:  точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность их употребления в контексте;  правильность формирования лексических словосочетаний; соблюдение общепринятой сочетаемости английского языка;  запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы) и их соответствие высокому уровню (В2 по общеевропейской шкале — серьезный уровень знаний, достаточный для общения на английском языке почти во всех сферах). При оценивании грамматической правильности речи учитывается:  точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания;  разнообразие и корректность используемых грамматических средств;  сложность используемых конструкций.

Слайд 20

При оценивании правильности орфографии и пунктуации учитывается:  соблюдение норм орфографии иностранного языка;  правильное оформление начала и конца предложений (заглавная буква, точка; восклицательный и вопросительный знаки должны отсутствовать). В случае исправлений оценивается последний, не зачёркнутый вариант . Если слово, повторяющееся в работе несколько раз, один раз написано правильно, а второй раз (третий и т.п.) – неправильно, это считается за одну ошибку. Если слово написано неразборчиво и какая-то буква либо буквы непонятны, то это считается ошибкой. Повторяющиеся ошибки, т.е. ошибки на одно и то же правило грамматики, лексики, орфографии, пунктуации, считаются как одна ошибка

Слайд 21

Алгоритм написания Отводите 60 минут на это задание. Просмотрите оба проекта и решите, какой из них понятнее и легче описать. Читайте тему проекта и набрасываете в двух словах, что вы скажете на каждый пункт плана. После того, как набросали, проверяете всё и убеждаетесь, что все написанное СООТВЕТСТВУЕТ ТЕМЕ ПРОЕКТА. Напишите проект на черновик. Если у вас осталось мало времени – пишите сразу на чистовик. Проверьте ошибки. Здесь советую вспомнить свои типичные “ляпы” и проверить работу на них. Перепишите на чистовик. Проверьте ошибки, проверьте, что написали номер задания (40.1 или 40.2) в начале. P.S. – Если вы читаете задание на экзамене и понимаете, что не знаете какое-то слово в теме, не паникуйте! Успокойтесь и попробуйте угадать, как это слово может переводиться. Готовиться к заданию 40 , когда уровень ученика соответствует хотя бы B1 (идеально – B2, потому что он заявлен как ключ к успеху на ЕГЭ).

Слайд 22

1.ВСТУПЛЕНИЕ. Оно должно соответствовать теме проекта . Так как это задание высокого уровня сложности, то здесь обязателен перифраз темы , также как это было и в эссе. “Правильное” вступление состоит из 2-3 предложений и знакомит нас с проблемой, указанной в самом задании. Например, в примере нашего задания написано “ what book genres are popular among teenagers”. Значит, нам нужно заменить там что-то на синонимы. Так же нужно упомянуть, что вы делаете проект, нашли материалы к нему и сейчас про это будете рассказывать. Вот, какое вступление получилось у меня: “ It is hard to deny the importance of reading in a teenager’s life. I have decided to do the project on what book genres are popular among teenagers and found the results of an opinion poll to illustrate some of my ideas . Below I will give my comments on the results of the poll.”

Слайд 23

Начать можно так: The aim/purpose of my project is to examine/evaluate/describe/outline …… ( перифраз темы). My object aims are to provide an overall view ( всесторонне рассмотрение проблемы) of …..( перифраз темы) The aim of my project is to analyze…..( перифраз темы), as well as emphasize/highlight the issue(reveal the problem)and bring it to a conclusion/provide a solution to the problem/tackle the issue My project is based on a survey conducted among….( аудитория опроса) The given graphical illustrations present data on…..

Слайд 24

2. ВЫБРАТЬ И ПРИВЕСТИ 2-3 ОСНОВНЫХ ФАКТА ИЗ ДАННЫХ В ДИАГРАММЕ/ТАБЛИЦЕ В плане сочинения во втором абзаце ученику предлагается высказать указать 2-3 главных факта из таблицы/графика или что там нам нужно проанализировать. Можно рассказать, что получило наибольшее и наименьшее количество голосов участников опроса. In the opinion poll, one can see that 55.4% of readers prefer adventure stories to all other genres, while romance is the least popular kind of literature among youngsters nowadays. Здесь можно использовать такие конструкции: In the light of the survey I found two main features…. It is a fact that…. I should point out

Слайд 25

3. Сравнение В этом пункте нужно сравнить показатели опроса , нужно проанализировать данные из графика и представить 1-2 сравнения . Можно и 1, можно и 2 – все зависит от ваших идей и количества написанных слов. НЕТ СВЯЗИ между тем, сколько вы фактов выделяли во 2-м абзаце и количеством сравнений в 3-м. Можно делать по-разному, главное – вписаться в план и лимит слов. Сравниваем ЛЮБЫЕ черты, которые вам понравились в графике. Looking at the figures in the table, we can see that sports stories are almost as popular as adventure and detective/war/spy stories. Another interesting feature of the poll is that adventure and detective/war/spy stories are twice as popular as animal stories. Здесь можно использовать такие фразы: Unlike X, Y is… While/whereas/although X is ….,Y is….. X is a little/slightly/somewhat/a great deal more than Y X is almost the same as Y when it comes to…

Слайд 26

4. Возможная проблема исследования и ее решение Проблему мы берем в 4 пункте плана (это ответ ФИПИ).То есть она не обязательно должна вытекать из результатов опроса. Она должна быть связана с темой проекта и предложить её решение . Это может быть ЛЮБАЯ проблема по теме задания. Although we see that teenagers are still reading books, there is a problem connected with this topic . With the development of TV teenagers and people of other age groups would rather watch a show than read a book. I believe that the best solution to this problem would be advertising the importance of reading on the 1st channel. This could be done on the show “ Pust ’ Govoryat ”. Such policy would help people understand the necessity of reading books and they would spend more time reading books rather than watching unwise people showing little intelligence on TV. Здесь можно использовать такие выражения как: The survey suggests that a major problem is…. The problem could be easily solved if…. I recommend that we look into possibility of…. Taking this issue into consideration, I would recommend…

Слайд 27

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ С ВЫРАЖЕНИЕМ ЛИЧНОГО МНЕНИЯ О ВАЖНОСТИ ТЕМЫ ПРОЕКТА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ В конце письменного задания нужно написать свое мнение по теме проекта . I would like to conclude by saying that, in my opinion , reading is of primary importance for every person as it aids in sleep readiness, prevents cognitive decline when you age, lowers blood pressure and heart rate . Здесь можно начать так: All things considered, I believe that…. Bearing in mind all the points, I could say that

Слайд 28

Лексические ошибки Это: неправильно употребленное слово в контексте (I would not speak so вместо I would not say so ) ошибка в сочетаемости ( make homework вместо do homework ) пропуск слова, если он не влияет на грамматическую структуру предложения ( My parents are very well familiar (пропущен предлог with ) the topic ) ошибки в словообразовании, если часть речи не меняется (например, unresponsible вместо irresponsible ) ошибка в фразовом глаголе ( give in smoking вместо give up smoking ) орфографическая ошибка, которая меняет значение слова ( thing вместо think , whether вместо weather ) Но нужно не только не допустить ошибки, нужно помнить, что лексика должна соответствовать поставленной задаче. То есть, если проект про еду – должны употребляются всякие синонимы и выражения по теме “еда”. Лексический состав письменного задания должен быть разнообразным. Для получения заветного балла советую употреблять коллокации ( start doing – take up ), фразовые глаголы ( meet friends – meet up ), заковыристую лексику ( think – consider ).

Слайд 29

Грамматические ошибки в порядке слов в предложении (например, I do not know what are they thinking about . – Во второй части предложения обратный порядок слов, хотя знака вопроса не стоит) есть пропуск слова, влияющий на структуру предложения (например, These people wrong . – Отсутствует глагол-связка “ are ”) в словообразовании, если меняется часть речи (например, хотели написать “политик” ( politician ), а написали politic (политический) В сочинении приветствуются сложные структуры, модальные глаголы, обороты с пассивом/ инфинитивом/ причастиями, условные предложения, главное – не перестараться и ‘не писать все красивое сразу”, в ущерб смыслу.

Слайд 30

Орфографические и пунктуационные ошибки Все ошибки, не меняющие значения слова (например, collegue , becouse , languaege ) (Если ошибка меняет значение слова, она становится лексической – например, thing вместо think , whether вместо weather ) Если слово в работе написано один раз правильно, а остальные – неправильно, это считается ошибкой Если буква или слово написаны неразборчиво, слово считается написанным неверно Во всей письменной части экзамена ученик может выбрать либо британский, либо американский вариант написания слова – favourite / favorite , colour / color , drugstore / pharmacy , crisps / chips . И придерживаться выбранного варианта до конца. То есть, если в одном предложении написано colour , а в другом – favorite , такая вариативность будет записана в число ошибок. Теперь про пунктуацию . Забудьте про сокращения ( don’t / wouldn’t / mustn’t ) – они отнимут у вас баллы. Их можно и нужно писать в электронном письме другу ( задание 39 ), но не в сочинении. Если ученик напишет какие-то слова в работе неразборчиво, и эксперт не сможет понять, что же там написано – поставят ошибку в написании слова.

Слайд 32

https://4ege.ru/angliyskiy/59458-trenazher-po-govoreniyu-ege-i-oge.html speaking.svetlanaenglishonline.ru

На чтение 27 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Типы ошибок (речевые, языковые, орфографические, пунктуационные) в сочинении ЕГЭ по русскому языку.При проверке и оценке экзаменационных работ учитывается грамотность выпускника. Приведенный ниже материал поможет при квалификации разных типов ошибок. А умение распознать ошибки поможет научиться не допускать их. Также очень важно знать, что такое грубые, негрубые, повторяющиеся ошибки, поскольку количество баллов напрямую зависит от типа ошибки. Например, совершив одну негрубую орфографическую, пунктуационную или речевую ошибку, вы можете набрать высшие баллы по критериям 7-10. Итак, критерии 7-10 проверяют соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых (грамматических) и речевых норм.  Все ошибки делятся на: РЕЧЕВЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ (в критериях языковые); ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ПУНКТУАЦИОННЫЕРЕЧЕВЫЕ ОШИБКИРечевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением. К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам следует относить:  1) употребление слова в несвойственном ему значении; 2) употребление иностилевых слов и выражений; 3) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств; 4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений; 5) смешение лексики разных исторических эпох; 6) нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью); 7) употребление лишнего слова (плеоназм);  8) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология); 9) необоснованный пропуск слова; 10) бедность и однообразие синтаксических конструкций; 11) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения. Разграничение видов речевых (в том числе стилистических) ошибок особенно важно при оценивании работ отличного и хорошего уровня. В то же время следует помнить, что соблюдение единства стиля – самое высокое достижение пишущего. Поэтому отдельные стилистические погрешности, допущенные школьниками, предлагается считать стилистическими недочетами. Речевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических (об этом см. далее). Проведенная апробация выявила следующие речевые ошибки:  

  • плеоназм, 
  • тавтология, 
  • речевые штампы, 
  • немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; 
  • неудачное использование экспрессивных средств, 
  • канцелярит, 
  • неразличение (смешение) паронимов, 
  • ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, 
  • не устраненная контекстом многозначность. 

К наиболее частотным ошибкам относятся следующие: 1. Неразличение (смешение) паронимов: Хищное (вместо хищническое) истребление лесов привело к образованию оврагов; В конце собрания слово представили (вместо предоставили) известному ученому; В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом на: взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь, а глагол заглянуть, который необходимо употребить в этом предложении, имеет дополнение с предлогом в). 2. Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены). 3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а не веселый и мажорный не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака). 4. Нарушение лексической сочетаемости: ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИГрамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические. Грамматические ошибки состоят:

  • в ошибочном словообразовании (нарушении структуры слова);
  • ошибочном образовании форм частей речи;
  • в нарушении согласования, управления, видо-временной соотнесенности глагольных форм, 
  • в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, 
  • ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, 
  • в смешении прямой и косвенной речи 
  • в нарушении границ предложения. 

Примеры:Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, наречий, частиц: 1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет); 2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует …даст.., научит… или …дает…, учит…); 3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие);4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя); 5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма тут); 6) ошибки, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и диалектов. Кроме того, к типичным можно отнести и синтаксические ошибки, а именно: 1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность); 2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим: … всего две проблемы); 3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста; 4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумствеОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИОрфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующий фрагмент из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку». Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными ипричастиями, выступающими в роли сказуемого; 4) в написании -и -ы после приставок; 5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался!Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.). Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипнымисчитаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. При оценке сочинения исправляются, но НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ следующие ошибки: 1. В переносе слов. 2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта). 3. В названиях, связанных с религией: М (м)асленица, Р (р)ождество, Б (б)ог. 4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы). 5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот). 6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь- минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй- город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант). 7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную). В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения. !!!Одиночные графические ошибки НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной. При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи глухих и слабослышащих обучающихся, проявляющуюся в «аграмматизмах», (опускании предлогов, неправильном согласовании слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.), которые должны рассматриваться как однотипные ошибки. Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки: 1) тире в неполном предложении; 2)обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным; 3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах; 4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми; 5) в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки 1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. !!!Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется. Вернуться в раздел Сочинение ЕГЭ

ЗвОнит, тортЫ и евонный

pp image 45504 l7pufq8iltnazvan top 10 samyx razdrazhayushhix rechevyx oshibok v russkom yazyke 1 1

В разделе По законам шариатаimageСоюз угонщиков

Русский язык считается достаточно сложным, и далеко не всегда даже его носители говорят правильно – многие допускают ошибки в постановке ударений или согласовании слов в предложении. В некоторых филологических тонкостях способны разобраться только специалисты, однако есть ошибки, которые раздражают подавляющее большинство людей.

Речевые ошибки – явление распространенное, и порой только филолог может определить, что слово произнесено неверно. Однако существуют ошибки, которые заметны не только специалистам в области лингвистики, но и вполне рядовым носителям русского языка. Издание «Российская газета» вместе с профессором Екатеринбургского театрального института Азалией Блиновой, заведующей кафедрой сценической речи, составило подборку наиболее распространенных лингвистических ошибок, выявить которые способен даже дилетант, и поэтому они раздражают очень многих. По мнению авторов рейтинга, именно за эти ошибки чаще всего бывает стыдно – если не за себя, то за людей, которые изъясняются таким образом.

ЗвОнит или звонИт?

Пальма первенства в топ-10 ошибок досталась слову «звОнит». Как обратила внимание Блинова, постановка ударения в этом слове на первый слог свидетельствует о невысоком культурном уровне человека. И даже если он пытается говорить красиво, ошибка выдает его с головой, и впечатление от общения остается соответствующее. Правильный вариант произношения – «звонИт».

Ихний и евонный

На втором месте оказались тоже достаточно распространенные просторечные слова «ихний» и «евонный». Блинова рассказала, что они относятся к уральским диалектизмам. Их используют люди с невысоким уровнем грамотности, которые выросли, скорее всего, в соответствующем окружении.

Ложить или класть?

Тройку лидеров замкнул глагол «ложить», который часто проскакивает в разговорной речи. Многие забывают о том, что без приставки этого слова просто не существует. Таким образом, можно произнести слово: «положить», а если оно не подходит, лучше использовать синоним «класть».

Не плОтят за проезд

Блинова указала на еще одно раздражающее слово, которое часто можно услышать, к примеру, в общественном транспорте. Кондуктор, продавая пассажирам билеты, порой говорит, что кто-то «не плотит за проезд». В данном случае, по словам профессора, имеет место не только речевая, но и грамматическая ошибка. Кроме того, специалист заметила, что это типичное для жителей Урала просторечное выражение. Не стоит забывать о том, что в основе слова лежит «плАта», а значит, за проезд можно лишь «заплАтить».

ДоговорА и договорЫ

Азалия Блинова обратила внимание на распространенный канцеляризм, который на самом деле является неправильным. Очень часто можно услышать выражение «подпишите договорА», и так говорить неверно. Профессор полагает, что эта ошибка берет начало еще из середины прошлого века, когда во времена Хрущева просторечный южный диалектизм распространился по всему СССР и стал повсеместно использоваться чиновниками. Правильный вариант – «договорЫ».

Коварные числительные

В топ-10 самых позорных речевых ошибок вошло и неправильное склонение числительных. Азалия Блинова привела в качестве примера фразу «это было в двухтысячно первом году». По ее словам, подобными ошибками грешат даже чиновники во время докладов, хотя от них обычно ждут грамотности. Профессор напомнила, что правильно говорить «в две тысячи первом году», и перед выступлениями с трибуны следует более тщательно готовиться.

По теме image

1565 В Кремле огласили списки лидеров и аутсайдеров по уровню доверия среди губернаторов

В рамках семинара для вице-губернаторов по внутренней политике в Кремле перечислили лидеров и аутсайдеров по уровню доверия среди глав регионов. Так, например, среди губернаторов с самым низким уровнем доверия оказались главы Владимирской области, Хакасии и Хабаровского края.

«Более лучше одеваться»

Многие россияне грешат употреблением избыточных слов. Классический пример – фраза «Мы стали более лучше одеваться». И слово «более», и слово «лучше» имеют сравнительную степень, поэтому в правильном варианте фраза должна звучать «Мы стали лучше одеваться» или, в крайнем случае, «Мы стали более хорошо одеваться».

Очень быстрый кофе

В топ-10 попали и любители выпить «чашечку экспрессо». Профессор Блинова напомнила, что на экспрессе обычно ездят, а пьют – эспрессо. Это способ приготовления кофе.

«Надеть одежду, одеть Надежду»

В числе самых распространенных речевых ошибок оказалась и свойственная многим путаница в глаголах «одеть» и «надеть». Многие россияне не способны запомнить, что одеть можно только кого-то, и, соответственно, надеть что-то на себя.

Кусочек торта

На последнем месте в десятке позорных ошибок оказалось слово «торты». Очень часто можно услышать неправильный вариант произношения – «тортЫ». Ударение здесь падает исключительно на первый слог.

Как научиться говорить правильно?

Тем, кто хотел бы преодолеть свои огрехи с произношением и сделать речь более правильной и красивой, специалисты рекомендуют развивать речевой слух. Для расширения словарного запаса, запоминания правильных форм слова и выражений необходимо больше читать и слушать образцы правильной речи – например, аудиоспектакли или аудиокниги в исполнении хороших чтецов. Посещение театра также способствует развитию правильного произношения. Также можно подражать правильной речи – повторять стихи за известными актерами или театральные монологи за артистами.

Также эксперты советуют не зажимать нижнюю челюсть и расслабить мышцы, чтобы голос звучал более свободно и четко. Человеку, который расслаблен, ничто не мешает говорить, и его речь получается более внятной и приятной на слух. Кроме того, они рекомендуют четко произносить ударную и предударную гласные, не глотая звуки, и не комкать окончания глаголов.

Антон Надточеев Опубликовано: 27.07.2019 14:05 Отредактировано: 31.07.2019 16:13Тавтология, канцеляризмы и гигантские предложения«В данном тексте автор поднимает проблему милосердия. Он имеет в виду следующее…». Никогда не начинайте так свой ответ на ЕГЭ, если не хотите потерять баллы. Канцеляризмы, тавтология, просторечия — беда современных школьников. О самых частых ошибках школьников на ЕГЭ рассказывает учитель литературы и автор телеграм-канала «Неиностранный русский» Даниил Ляхович.Читайте оригинальный текст на сайте mel.fm«Вспоминаю случай, случившийся со мной пару лет назад», «в своём тексте автор рассматривает проблему на примере своей ситуации…» — таких примеров в сочинениях выпускников очень много. Объединяет их одно — тавтология, немотивированный повтор одних и тех же слов. Смысла они никак не добавляют, а вот баллы потерять можно. Кроме того, это заметно обедняет вашу работу, делает её блёклой и неприметной. Какой смысл писать сочинение, похожее на тысячи других. Вот-вот.Совет. Проверяйте работу до того, как писать её на экзаменационном бланке. Это сэкономит баллы вам и время экспертам. Полезно перечитать свой текст спустя 10-15 минут после написания, чтобы увидеть повторы и заменить их синонимами или местоимениями. А пока проводите вечера в обнимку со словарём синонимов Кирилла Горбачевича.«В данном тексте автор поднимает проблему милосердия. Он имеет в виду следующее… Надо сказать, что указанная проблема актуальна и сегодня». Писать сочинение так, будто это справка из военкомата, — излюбленный приём школьников, но одновременно дурной тон. Даже руководство московского метро уже пишет объявления человеческим языком, а не птичьим.Совет. Для начала прочтите книгу Корнея Чуковского «Живой как жизнь» и «Слово живое и мёртвое» Норы Галь. Потом проведите эксперимент: напишите любую фразу привычным канцелярским языком, а потом попробуйте сказать то же самое, но проще и понятнее. Оптимальная длина предложения в русском языке — 6-7 слов. Например, «в своём тексте автор поднимает проблему жадности» звучит куда проще, чем «в данном тексте русского писателя X рассматривается проблема того, что люди не делятся друг с другом имеющимися благами».«Некоторые наши мечты могут обнадёжить нас» — написала одна моя ученица в сочинении. Вроде бы всё грамотно и толково, но чувствуешь, что не всё на месте. И точно — обнадёжить можно кого-либо, но мечты никак не обнадёживают. Сюда же относятся ляпы вроде «одержать первенство», «получить победу», «завоевать уважение».Совет. Иосиф Бродский во время своих лекций в США мог обдумывать одно слово 20 минут. Конечно, на экзамене такой роскоши не будет, но произнести получившуюся фразу про себя и задуматься над её смыслом — всегда полезно. Возможно, вы увидите её со стороны и поймёте, что с ней не так. А там недалеко и до исправления ляпа.Этот тип ошибки противоположен предыдущей. Если канцеляризмы мы используем для того, чтобы казаться умнее, то разговорные слова — чтобы сойти за своего парня. Фраза «Онегин мыкался в поисках любви» отдаёт грубостью, а «Обломов валялся на диване целыми днями» — непониманием речевой ситуации. Обе фразы можно сформулировать куда элегантнее: «Онегин находился в поиске любви», а «Обломов любил проводить время в своей постели».Совет. Прежде чем ввернуть подобное словцо, сто раз подумайте: надо вам оно или нет? Конечно, на митинге можно назвать определённых чиновников ворами и подлецами, но стоит ли то делать в сочинении, от которого зависит ваше будущее?Можно ли «иллюстрировать настоящую дружбу», «рассмотреть общение со всех сторон»? Трудно себе представить, не правда ли? В этих примерах налицо подмена понятий: очевидно, что можно рассмотреть проблему общения, но не само общение, можно привести пример дружбы, но не проиллюстрировать её. Таких ошибок немало в выпускных работах.Совет. Представьте себе фразы так, как если бы они были использованы в прямом значении. Какие иллюстрации вы нарисуете к дружбе и как будете смотреть на общение? Вполне закономерно, что возникнут трудности. Это сигнал, что неплохо бы вместо видового понятия использовать родовое.Многие мои и не только ученики любят писать фразами а-ля Лев Толстой. Видимо, это создаёт иллюзию собственной значимости. С длинными предложениями есть одна загвоздка: они трудно читаются и немудрено сделать в них много ошибок. Например: «В романе-эпопее Льва Толстого „Война и мир“ мы можем наблюдать пример искренней и чистой любви между двумя героями — Наташей Ростовой и Пьером Безуховым». Звучит красиво и пафосно, но на деле — слишком перегружено ненужными словами. Если вы напишете «Пример искренней любви мы видим в романе Льва Толстого „Война и мир“. Наташа Ростова и Пьер Безухов очень любят друг друга, создают крепкую семью, растят детей» — станет проще и лучше.Короткие фразы отдают разговорной речью и неумением преобразовать её в письменную. Допустим: «Поднимается проблема жестокого отношения к животным. Она актуальна сегодня. Люди продолжают убивать животных». По смыслу неплохо, но можно добавить союзы и объединить эти части в одно предложение.Совет. Считайте количество слов в сочинении, можно и в отдельных предложениях. Старайтесь не начинать фразы с местоимений, не перегружайте текст причастными и деепричастными оборотами — это не деловые бумаги. Обособления и много придаточных, начинающихся со слова «который», — тоже неудачная идея.Паронимы — традиционно сложная тема. Если слова «дипломатичный» и «дипломатический» вызывают у вас панику — это повод заглянуть в словарь паронимов на сайте ФИПИ и в толковый словарь. С паронимами бывают и просто комичные ситуации: «Чичиков нашёл эффектное решение своим проблемам — скупить мёртвые души». Конечно, мертвецов скупают не каждый день, поэтому в своём роде это эффектный бизнес, но всё же точнее будет использовать слово «эффективный».Совет. Чаще обращаться к словарю паронимов и толковому словарю, вдумываться в смысл фразы.Школьники грешат неопределёнными словами в письменных работах. «Там Онегин влюбился в Татьяну», хотя куда лучше использовать «в деревне». «Автор считает, что это важный вопрос, что нам следует ценить дружбу. Это всегда актуально». Разумеется, по контексту фразы смысл понятен, но перебарщивать со словами вроде «это» или «туда» не стоит — это только вносит смуту в ваш текст и запутывает эксперта. Можно лишиться баллов за последовательность изложения. Оно вам надо?Совет. Старайтесь обходиться синонимами, а не местоимениями. Никогда не начинайте абзац с местоимений — сразу будет непонятно, о чём идет речь. Поменьше местоименных наречий, указывайте время и место, пусть примерно. Это лучше, чем написать «там».«Играть значение», «Вырвалось с языка», «лил как снег на голову» — странно, правда? Всё это примеры контаминации (смешения) фразеологизмов. Есть «играть роль» и «иметь значение», но почему-то мы норовим поменять местами глаголы в них и создать непонятную гидру. В результате — речевая ошибка и потерянные баллы.Совет. Познакомьтесь с фразеологическим словарём русского языка, слушайте песни Высоцкого и Башлачёва — там много расщепленных фразеологизмов. Узнаете, как писать не надо, заодно познакомитесь с русской культурой.ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:Аппеляция или апелляция: знаете ли вы, как пишутся слова про ЕГЭ и школу«Для учеников я милый надзиратель». Как быть учителем, мамой и читать лекции про рэпИстории отчаянных людей: поступить в универ через 30 лет после школы

Этико-речевые ошибки – это нарушения этических, в частности, этикетных норм при построении устной или письменной речи (монолога или диалога). Этико-речевые нормы, в свою очередь, входят в понятие риторического (речевого) идеала, представления о котором извлекаются из национальной философии, национальных речевых традиций, а также из универсальных (общечеловеческих) постулатов речевого общения и правил речевого этикета.

Этико-речевые ошибки совершаются тогда, когда говорящий или пишущий игнорирует этико-эстетический компонент речевой культуры, который в русской речевой традиции «подразумевает особую роль категорий гармонии, кротости, смирения, миролюбия, негневливости, уравновешенности, радости, а реализуется в диалогическом гармонизирующем воздействии, риторических принципах немногословия, спокойствия, правдивости, искренности, благожелательности, ритмической мерности, отказе от крика, клеветы, сплетни, осуждения ближнего» (Михальская А.К., 1996. С. 400).

Прагматические постулаты речевого общения (напр., известные максимы П. Грайса, Дж. Лича) тоже в значительной своей части имеют этический характер. Таковыми являются: максима полноты информации; максима качества (Говори правду!); максима такта (Соблюдай интересы другого! Не нарушай границ его личной сферы!); максима великодушия (Не затрудняй других!); максима одобрения (Не хули других!); максима скромности (Отстраняй от себя похвалы!); максима согласия (Избегай возражений!); максима симпатии (Высказывай благожелательность!) (Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В., 1985. С. 26 — 27). Несоблюдение этих максим, во многом перекликающихся с основными концептами русского риторического идеала, также ведет к этико-речевым ошибкам.

Так, с этической точки зрения, ненормативным является речевое общение, в котором общающиеся «награждают» друг друга словесными ярлыками, что является проявлением речевой агрессии, недоброжелательности. Сравните ярлыки современной прессы:

  • фашисты,
  • красно-коричневые,
  • маргиналы,
  • национал-патриоты,
  • экстремисты,
  • гомо-советикус,
  • воинствующие почвенники,
  • демшиза,
  • демпа-пуасы и т.д.

Совершенно очевидно, что нельзя признать допустимыми с точки зрения речевой этики газетные контексты, когда по отношению к оппонентам применяются инвективы, напр.: «соплежуй», «выблядки», «говноед» и т.п. Или ситуации, когда учителя обращаются к своим воспитанникам: «Ой, тупари, вы меня заколебали!»; «Ты почему, тунеядец, не пришел кабинет убирать?»; «Ну, Катень-ка, что ты мне хрюкнешь на этот раз?» и т.п.

Вообще, с этической точки зрения недопустимы никакие высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и тем более циничное отношение к человеческой личности, его национальной принадлежности, культуре, религии и т.д. Так, примерами грубых нарушений этико-речевой нормы являются следующие высказывания:

  1. «В августе текущего года, как известно, исполняется аккурат 20 лет с того скорбного дня, когда всех нас покинул г-н Элвис Аарон Пресли (Как время-то бежит!,.). По этому поводу его вечнозеленая вдова Присцилла дала добро на съемки очередного радикально нового высокохудожественного фильма об ее уже давно скушанном червячками супруге». (СГ, 22 июля 1997 г.);
  2. «Святой Георгий сидел в пресс-баре и пил горькую. — Пошто закручинился, Егорий? — Ох, Леш, не спрашивай. Публика эта, туды ее в качель…Совсем задразнили. Слыхал, небось, как прозвали-то меня? Колченогий на беременной» (КК, 29 июля 1989 г.);
  3. «Старая перечница» — заголовок заметки о женщине по имени Элизабет Израэл, старейшей жительнице Земли. (ЭГ. № 7. 2001 г.) и т.п. (см. Лингвоцинизмы).

По мнению некоторых исследователей, этический компонент культуры речи предполагает, в частности, «определение нормативности заимствований литературного языка из разного рода жаргонов и арго» (Ширяев Е.И., 1996. С. 35) на предмет отделения этически и эстетически неприемлемого «жаргонного мусора» от удачных находок, способных войти в литературный язык (Ширяев Е.Н. 1996. С. 37). Совершенно очевидно, что этически неприемлемы жаргонные слова и обороты, делающие речь вульгарной, как, напр., в следующем тексте: «Да не будут пиарщики хоть сколько-нибудь грамотно разводить электорат, потому что электорат-то этот самого многоразового использования — поимели спереди, подстраивайся сзади. Не нужна красивая обертка, какашку народ схавает и так, вразвес. «Пожалте к столу, господа, жрать подано!» (Ком. № 38, 2002 г.).

Неэтичным по своей природе является Речевое манипулирование (см.) — неявные (маскируемые) попытки навязать адресату с помощью демагогии или других приемов какую-либо идею, точку зрения, оценку и т.п. — поскольку такое поведение не согласуется с принципами искреннего и благожелательного отношения к собеседнику (в широком смысле этого слова) и с максимами качества, полноты информации и такта. Речевое манипулирование получило широкое распространение в средствах массовой информации — электронных СМИ, газетах, рекламе. «Персуазивность как признак газетного дискурса выражается в сознательном, намеренном воздействии на когнитивно-ментальную сферу читателя с целью добиться нужного манипулятору результата» (Виноградов С.И., 1996. С. 281 — 282).

Например, манипулятивными являются следующие газетные тексты:

  1. «Говорухин не захотел заметить, что коммунизм, фашизм, национал-патриотизм — это одно и то же» (Изв., 16 сент. 1993 г.). Манипулятивным является постановка в ряд однородных членов предложения и отождествление по содержанию разных явлений (по-видимому, с целью дискредитации идеи патриотизма).
  2. «За победу над коммунизмом человечество наградило Горбачева Нобелевской премией» (ЦТ, 25 дек. 1996 г.). Здесь манипулятивно использовано существительное «человечество» с целью популяризации названного политика (слово «человечество», кроме обобщенного значения «люди», имеет еще значение «человеческий род; человеческое общество». См. БТСРЯ, 1998. С. 1470).
  3. «Рынок труда — под контролем» (КР, 11 дек. 1999 г.). Это заголовок заметки о безработных, которые именуются «высвобождаемыми работниками». Как видим, «неприятные» социальные явления («безработица», «безработные») называются не прямо, а косвенно, с помощью эвфимизмов.

К области речевой этики относится речевой этикет. Поскольку «знаки речевого этикета обладают ситуативно обусловленным значением» (Балакай А.Г., 2002. С. 18), социально и стилистически дифференцированы и образуют разветвленные синонимические ряды (см.: Формановская Н.И., 1982. С. 6— 12), часто возникают ошибки в выборе адекватной этим условиям этикетной речевой формулы. Особенно часто речевые ошибки возникают при выборе Ты/Вы форм общения. Е.Н. Ширяев приводит такой пример: «Одно тогда чрезвычайно высокопоставленное лицо в телевизионной передаче обращалось к корреспонденту и к своему, также именитому, но рангом ниже, собеседнику на «ты» по имени (Игорь, Руслан), в то время как и корреспондент, и второй собеседник обращались к этому лицу исключительно на «вы» и по имени и отчеству (Геннадий Иванович).

Грубое нарушение этики общения здесь несомненно, что не преминула отметить одна из газет» (Ширяев Е.Н. 1996. С. 36). Вообще в области обращений этикетная норма нарушается достаточно часто. В этом отношении показателен эпизод, описанный в газете «Известия»: Выхожу я как-то из маршрутного такси, и тут же ко мне обращается высокий мужчина с чемоданчиком в руках: «Мамуля, как пройти в гостиницу «Байкал»? Показала «сыночку» дорогу и свернула во двор к прачечной. Там гуляла с собачкой маленькая старушка. «Дочуня, — спросила она у меня, — который теперь час?» Ответив на ее вопрос, я отправилась по своим делам. А когда потом подошла к остановке, там было много народу, и к появившемуся троллейбусу все ринулись толпой. Я тоже. «Пошевеливайся, бабуля!» — сказал кто-то сзади, подпихивая меня в дверь по ступенькам. Так и не разглядев новоявленного «внука», я вдруг рассмеялась (Иванова А. Как нас теперь называть? Изв., 11 марта 1985 г.).

Этико-речевые ошибки чаще совершают люди, которым свойственны вспыльчивость, раздражительность, прямолинейность, себялюбие, упрямство, обидчивость, мстительность, пристрастность, придирчивость, лживость, лицемерие, беспринципность, апломб, амбициозность, высокомерие, заносчивость, самонадеянность, самовлюбленность, тщеславие, хвастливость, пренебрежительность, бесцеремонность, эгоцентризм и некоторые другие негативные качества. Тем не менее критическое отношение к своим речевым поступкам, самоконтроль и самодисциплина дают возможность минимизировать их отрицательное воздействие на культуру общения.

Литература:

  • Арутюнова Н.Д., Падучева ЕВ. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М., 1985;
  • Балакай АТ. Русский речевой этикет и принципы его лексикографического описания: Автореф. дис. … докт. филол наук Орел 2002;
  • Виноградов С.И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996;
  • Культура русской речи: Учебник для вузов / Под рцд проф. АК. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М., 1998;
  • Михальская А.К. Основы риторики: мысль и слово. М., 1996;
  • Сковородников AJL Об экологии русского языка // ФН. 1992.
  • №5—6; Он же. О состоянии речевой культуры в российских средствах массовой информации (опыт описания типичных нарушений литературно-языковых норм) // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вып. 7. Красноярск КрасГУ, 1998;
  • Он же. Языковое насилие в современной российской прессе // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Научно-методич. бюллетень Вып. 2. / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск-Ачинск, 1997;
  • Формановская А.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1982.

Автор текста: А.П. Сковородников

Материал создан: 19.02.2016

Речевое или языковое манипулирование О межнациональной розни в России

Итоговое сочинение – это часть аттестации выпускников. Его одиннадцатиклассники традиционно пишут в первую среду декабря. От результатов этого испытания зависит допуск либо недопуск к ЕГЭ по всем предметам. Поэтому переоценить важность сочинения сложно. Рассказываем, на что следует обратить внимание, чтобы выполнить задание успешно.

Направления и темы итогового сочинения

Ежегодно в преддверии нового учебного года объявляют пять направлений для итоговых сочинений. В этом году они такие:

  • «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  • «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
  • «Преступление и Наказание — вечная тема»
  • «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
  • «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Каждое направление включает несколько тем. Выглядеть они могут по-разному. Например, как утверждение, с которым нужно согласиться либо опровергнуть его, цитата или вопрос, требующий ответа.

Список тем по каждому из направлений разрабатывает Рособрнадзор. Объявляют их ученикам уже в аудитории непосредственно во время испытания. Выбрать можно из пяти предложенных вариантов.

067f627c2cc3441382755eeab9ecad89

Как проходит итоговое сочинение?

Во-первых, установлен лимит времени – на все про все 3 часа 55 минут. Во-вторых, определён минимум по объёму: 250 слов. Если нижний порог участником не пройден, он получает «незачет». Верхней границы нет — каждый сам решает, насколько объёмным должно быть сочинение.

Оценка

Сочинение оценивают по системе «зачёт/незачёт». В процессе проверки эксперты опираются на пять критериев: соответствие теме, аргументация с привлечением литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность.

Два первых критерия (соответствие теме и аргументация с привлечением литературного материала) обязательны. Если по ним и хотя бы одному из оставшихся ученик получает «зачёт», то в целом сочинение считается успешным.

59ccfeea31d545379d5a18aaea02be22

ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) опубликовал методические рекомендации для проверяющих итоговое сочинение. Вот что написано о каждом из критериев оценки.

Соответствие теме

«Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».

То есть для положительной оценки сочинения ученик должен писать строго по выбранной теме. Посторонние рассуждения лучше оставить при себе.

Аргументация с привлечением литературного материала

«Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».

Каждое высказывание должно быть строго подтверждено примерами из произведений. Додумывать образы персонажей нельзя. Субъективное мнение о поступках или мотивах симпатичного вам героя произведения здесь может сыграть с вами злую шутку и привести к незачёту.

Помните, что литературные примеры – это иллюстрация вашего аргумента, а не аргумент. Примеры обязательно должны сопровождаться рассуждениями, в которых вы подчеркнёте связь иллюстрации с выбранной вами темой сочинения.

Композиция и логика рассуждения

«Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».

Текст должен делиться по смыслу на абзацы. Мысль должна излагаться последовательно и логично, а выдвигаемые тезисы должны быть конструктивно доказаны.

Качество письменной речи

«Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».

Грамотность

Ученик рискует провалить итоговое сочинение, если допустил более 5 ошибок на каждую сотню слов. Но при подсчете ошибок есть нюансы. В некоторых случаях несколько ошибок приравниваются проверяющими к одной. Например:

  • Две негрубые ошибки. К ним относятся написание имен собственных и заглавных/строчных букв, а также дефисное-раздельное написание.
  • Первые три однотипные ошибки (то есть на одно правило русского языка) равны одной. На последующих «тариф» меняется, и каждая ошибка учитывается уже по отдельности.
  • Две и больше ошибок в словарных словах.

Важно! Такие правила подсчета не распространяются на пунктуационные ошибки.

d6678341ac0345eb9a3406863dab4251

Как работать над сочинением?

  • Ознакомьтесь с предложенными темами. Выберите одну и выделите в ней ключевые слова. Можно даже подчеркнуть или обвести их.
  • Продумайте вашу позицию и подберите примеры, которые будут подтверждать ее. Постоянно сверяйтесь с темой и ключевыми словами, чтобы не уйти от них.
  • Если вы выбрали тему-цитату, во вступлении формулируйте главный вопрос, на который будете искать ответ в вашем сочинении.
  • Объясните ключевые понятия по теме и сформулируйте ответ, который будет содержать ваше мнение.
  • Подберите аргументы, которые подтверждают ваше мнение, и к каждому из них сформулируйте выводы.
  • Сделайте общий вывод по предложенной теме на основе того, что вы написали. Вывод логически связан со вступлением. Он как бы «закольцовывает» сочинение и возвращает к поставленному вопросу, на который теперь есть ответ.
  • Проверьте ваше сочинение на наличие ошибок. Обращайте внимание и на возможность фактологических ошибок!
  • Напишите чистовой вариант вашего сочинения.

ФИПИ разработал также рекомендации по композиции итогового сочинения и регламентировал объем каждой составной части:

  • Вступление (2-3 предложения);
  • Комментарий вступления (4–6 предложений).
  • Аргумент из литературы № 1 (100 слов. 6–8 предложений).
  • Аргумент из литературы № 2 (100 слов. 6–8 предложений).
  • Заключение (75 слов. 3–5 предложений).

Что еще поможет успешно написать сочинение?

Чтение

Чем больше литературных произведений вы прочтете, тем легче вам будет подобрать примеры для аргументации. В этом году, к тому же, одно из направлений – «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Чем не повод найти то самое произведение, о котором стоит написать, и заодно узнать себя получше?

Читая литературу, анализируйте поступки персонажей и ситуации, в которые они попадают. Обсуждайте прочитанное с семьёй и друзьями.

b93991ab41064e9bad869b2a8b668436

Тренировки

Полезно будет периодически давать себе задание написать сочинение. Попросите друзей или родных придумать для вас интересные темы. Поразмышляйте на них, следуя всем требованиям по написанию итогового сочинения. Таким образом вы научитесь правильно выстраивать ваш текст.

Практика поможет выявить ваши сильные и слабые стороны и покажет, над чем нужно поработать и какие правила, возможно, освежить в памяти. 

8f8d9748d6924d6eb127d205d1266bae

Сайт ФИПИ

Разбор типичных ошибок, методические рекомендации и подробные разъяснения – всё можно найти там. Изучите как можно больше информации об итоговом сочинении, чтобы четко понимать, что вы должны делать.

Забота о себе

Правильный режим дня, здоровое питание и отдых – немаловажный фактор вашего успеха. Не забывайте об этом!

Удачи!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  • При расставании как пишется
  • При передаче информации в сказке о царе салтане конец является
  • При фабричный поселок как пишется
  • При иссык кульский заповедник как пишется
  • Преходящее увлечение как пишется