Как правильно?
петербурГский
Нашлось
25 млн страниц
Как правильно писать «презирать» или «призирать»?
Как правильно писать «презирать» или «призирать»?
Вспомните выражение quot;дом прИзренияquot; — это дома для неимущих, инвалидов, детские дома, т.е. заведения чисто благотворительные. И в них под прИсмотром находятся люди опекаемые.
А вот прЕзрение — антоним, это неприязненное высокомерие.
Так что написание букв И либо Е зависит только от смысла. Чаще всего, к сожалению, употребляются слова с quot;Еquot;.
Призирать — есть такое слово, но сейчас его уже никто не употребляет, кроме того, оно имеет совсем противоположное значение. Призирают детей в детдоме (присматривают), а презирают алкоголиков, наркоманов и плохих людей.
Добрый день, данные слова являются глаголами, а можно писать обе формы, так как они будут верными. А какую писать букву и или е будет определять текст вашего предложения.
Глагол презирать используют в значение:
Глагол призирать используется в следующем контексте:
В русском языке встречаются оба варианта: ПРЕЗИРАТЬ И ПРИЗИРАТЬ. Однако это два совершенно разных слова, поэтому как именно писать, с буквой Е или И, будет зависеть от смысла, который вы вкладываете в это слово. Глагол презирать обозначает негативное отношение к кому-либо, его можно заменить синонимом ненавидеть. Глагол призирать (устаревшее слово) употребляется в значении наблюдать, приглядывать за кем-либо.
Меня учили с детства что приставка quot;преquot; используется, если она должна употребляться в слове для какого то качества, например: прекрасный, превосходный и так далее. Поэтому наше слово будет презирать, но также в некоторых случаях можно и упомянуть о призирать, это дать заботу кому то,старорусское слово.
Написание этих 2 глаголов зависит от их значения.
quot;Презиратьquot; — значит неуважительно относиться к кому-либо или чему-либо: ненавидеть предателей.
quot;Призиратьquot; — заботиться о ком-либо. Например, призреть сироту.
ПрЕзирать и прИзерать— это два разных по значению слова, а поэтому и писать их надо с Е или И в зависимости от того, какое значение вы хотите словом выразить. Слово прЕзирать пишется с Е, когда употребляется в значении ненавидеть, унижать, особенно часто это слово употребляют, когда хотят предать яркий оттенок унижения взгляду(например- юноша посмотрел с презрением на своего соперника). С буквой И-призирать слово употребляется в значении-обратить внимание. С этим значением слово часто употребляется в Библии, например — прИзри, Господи, на смирение раба Своего(что привычнее современным людям звучало бы-обрати внимание, Господи, на смирение раба Своего).
ПРЕЗИРАТЬ пишем, употребляя это слово в контексте смысла — quot;ненавидетьquot;, quot;пренебрегатьquot;, quot;игнорироватьquot;
ПРИЗИРАТЬ пишем, употребляя это слово для выражения действия quot;увидетьquot;, quot;обратить свой взорquot;, quot;присматриватьсяquot;
Если брать современный русский язык и те слова, которые в нем люди активно используются и не очень, говорит о том, что полноценно на сию пору используется вариант с -Е-, презирать.
Оно имеет следующие смысловое значение или семантику:
Слово призирать имеет книжное значение, но при этом вышла из широкого обихода слов в русском языке, а потому оно есть и его пишут таким образом, но на сию пору, его практически можно считать архаизмом.
Вот его смысловое значение:
При этом вы можете видеть, что оно по сути то, имеет обратное значение и от очень большой части семантического значения слов, является антонимом того варианта, который пишется через -Е-.
Нужно писать презирать, если вы имеете в виду относиться с презрением к кому-либо, к чему-либо, и призирать, если ведете речь о том, чтобы приютить кого-то, накормить и обогреть. Это два разных глагола с разным смыслом.
Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/kak-pravilno-pisat-quotpreziratquot-ili-quotpriziratquot/
Как правильно писать презирать или призирать?
13-03-2018
Как правильно писать презирать или призирать?
Вспомните выражение ‘дом прИзрения’ — это дома для неимущих, инвалидов, детские дома, т.е. заведения чисто благотворительные. И в них под прИсмотром находятся люди опекаемые.
А вот прЕзрение — антоним, это неприязненное высокомерие.
Так что написание букв И либо Е зависит только от смысла. Чаще всего, к сожалению, употребляются слова с ‘Е’.
Призирать — есть такое слово, но сейчас его уже никто не употребляет, кроме того, оно имеет совсем противоположное значение. Призирают детей в детдоме (присматривают), а презирают алкоголиков, наркоманов и плохих людей.
Добрый день, данные слова являются глаголами, а можно писать обе формы, так как они будут верными. А какую писать букву и или е будет определять текст вашего предложения.
Глагол презирать используют в значение:
Глагол призирать используется в следующем контексте:
В русском языке встречаются оба варианта: ПРЕЗИРАТЬ И ПРИЗИРАТЬ. Однако это два совершенно разных слова, поэтому как именно писать, с буквой Е или И, будет зависеть от смысла, который вы вкладываете в это слово. Глагол презирать обозначает негативное отношение к кому-либо, его можно заменить синонимом ненавидеть. Глагол призирать (устаревшее слово) употребляется в значении наблюдать, приглядывать за кем-либо.
Меня учили с детства что приставка ‘пре’ используется, если она должна употребляться в слове для какого то качества, например: прекрасный, превосходный и так далее. Поэтому наше слово будет презирать, но также в некоторых случаях можно и упомянуть о призирать, это дать заботу кому то,старорусское слово.
Написание этих 2 глаголов зависит от их значения.
‘Презирать’ — значит неуважительно относиться к кому-либо или чему-либо: ненавидеть предателей.
‘Призирать’ — заботиться о ком-либо. Например, призреть сироту.
ПрЕзирать и прИзерать- это два разных по значению слова, а поэтому и писать их надо с Е или И в зависимости от того, какое значение вы хотите словом выразить. Слово прЕзирать пишется с Е, когда употребляется в значении ненавидеть, унижать, особенно часто это слово употребляют, когда хотят предать яркий оттенок унижения взгляду(например- юноша посмотрел с презрением на своего соперника). С буквой И-призирать слово употребляется в значении-обратить внимание. С этим значением слово часто употребляется в Библии, например — прИзри, Господи, на смирение раба Своего(что привычнее современным людям звучало бы-обрати внимание, Господи, на смирение раба Своего).
ПРЕЗИРАТЬ пишем, употребляя это слово в контексте смысла — ‘ненавидеть’, ‘пренебрегать’, ‘игнорировать’
ПРИЗИРАТЬ пишем, употребляя это слово для выражения действия ‘увидеть’, ‘обратить свой взор’, ‘присматриваться’
Если брать современный русский язык и те слова, которые в нем люди активно используются и не очень, говорит о том, что полноценно на сию пору используется вариант с -Е-, презирать.
Оно имеет следующие смысловое значение или семантику:
Слово призирать имеет книжное значение, но при этом вышла из широкого обихода слов в русском языке, а потому оно есть и его пишут таким образом, но на сию пору, его практически можно считать архаизмом.
Вот его смысловое значение:
При этом вы можете видеть, что оно по сути то, имеет обратное значение и от очень большой части семантического значения слов, является антонимом того варианта, который пишется через -Е-.
Нужно писать презирать, если вы имеете в виду относиться с презрением к кому-либо, к чему-либо, и призирать, если ведете речь о том, чтобы приютить кого-то, накормить и обогреть. Это два разных глагола с разным смыслом.
Источник: http://otvet.com.ru/kak-pravilno-pisat-prezirat-ili-prizirat.html
«ПрЕзирать» или «прИзирать» — как правильно пишется?
Первые знания
Для многих людей, которые изучают русский язык, важно узнать, почему слова, отличающиеся одной буквой, нужно употребить в предложениях, передающих разную информацию. На самом деле они имеют противоположное значение, поэтому неправильное использование глаголов приводит к искажению смысла той информации, которую нужно предать.
Чтобы писать часть речи в нужном значении, нужно узнать, как пишется слово «презирать», что обозначает каждое из них. Глаголы редко употребляются в повседневной жизни, они устаревшие. При произношении и построении предложений их заменяют похожими по значению словами.
В толковом словаре значение глагола «презирать» выражено отношением к кому-то, кого считают недостойным уважения. Устаревший вариант — это пренебрегать кем-то или чем-то, недостойным внимания, поведением человека, его характеристиками, например, трусостью. Второе слово «призирать» не употребляется в обычной речи. Устаревший глагол указывает на то, что кому-то предоставили место для проживания и пропитание.
Важно понимать, что значит «презирать», так с помощью глагола выражают проявление негативных эмоций по отношению к какому-то человеку. Последнего считают подлым за его поступки, заслуживающим презрения. Приставка пре- указывает, что человек хочет быть дальше от того явления, которое считает неблаговидным. В словаре можно найти значение слова «презреть» — опасность. Проверочного слова нет, это слово словарное. Его нужно запомнить или проверить по словарю.
Противоположными характеристиками обладает глагол «призреть». Здесь и приставка с буквой и-, другое значение. Глагол образован от слова «призирать», что значит оказывать попечение и приходить на помощь.
На Руси благотворительные организации назывались домами попечения и призрения, в которых помощь получал бездомный человек. Призирали ребёнка, которого считали сиротой, даже если у него была жива мать, а отца не было.
Примеры предложений, показывающие, что означает глагол:
- В нашем доме можно было призреть, так как родители давали приют сироте, которому никто не мог помочь.
- Я мог только презреть, ведь этот человек считался врагом.
- Нужно научить выражать своё презрение трусу прямо в лицо.
Все части речи являются однокоренными. У них одинаковый корень -зреть-. Однако буква -е указывает на нежелание видеть кого-то, а буква -и, наоборот, на то, что за кем-либо есть необходимость присматривать. К глаголу «призреть» можно подобрать такие однокоренные слова: зритель, взирать, взор, узреть.
Толкование и происхождение
Происхождение слова «презирать» связано с церковнославянским языком. Это произошло в период между 1350—1400 годами. Его описание можно найти в словарях и книгах русских классиков. Знаменитый лексикограф Даль описал глагол с использованием эпитетов, одинаковых по смыслу, но разных по звучанию. В википедии говорится об особенностях части речи, которая указывает на наличие у человека определённого суждения относительно объекта или явления.
Чтобы понять, как пишется «презирать», рассматривают несколько вариантов лексического значения обоих слов. Они имеют разную трактовку, но похожи по смыслу. Глагол с буквой -е передаёт отношение к человеку, которое происходит от гордыни, то есть изначально он был связан с церковью:
- Пренебрегать чем-либо, считать чем-то несущественным. («Смогу ли я презирать голод и жажду?»).
- Считать кого-то недостойным своего внимания. («В нашем обществе презирают алкоголиков»).
- Относиться без уважения. («Я презираю врага нашей семьи»).
Второй глагол указывает на положительное отношение или действие. Есть желание присматривать за кем-то, помогать человеку и опекать его. («Мои соседи призирают за стариками»). Устаревшее слово указывает на милосердие, сочувствие, внимание. Когда используют такое выражение, то заставляют человека призадуматься о его поведении.
В словаре Ефремовой рассматривается прилагательное «безродный» в контексте значения сироты, то есть является его синонимом. Это человек, который не имеет родных. Если рассматривать значение устаревшей части речи, то так называли того, кто имеет низкое происхождение.
В словаре Ожегова можно найти такое значение: «Человек, не имеющий или не знающий родства, родственных связей». По Ушакову, безродный — не знающий своих родителей, одинокий. Ещё одно значение — рождённый от незнатных родителей.
В Царской России было много таких детей, так как появлялись они у матерей-одиночек. Первые детские приюты появились в 996 году. Ярослав Мудрый учредил сиротское училище, однако, оставалась угроза воспитанникам стать холопами и находиться в услужении у богатых людей. Оставался высокий риск смертности малышей, которых отдавали на воспитание в возрасте до 5 месяцев.
При Петре I открывали детские комнаты при госпиталях. Их считают первыми государственными учреждениями. В них были специальные окна, через которые младенцев оставляли женщины, не имеющие возможности воспитывать малыша.
Морфологические характеристики
Разбор слова по составу необходим, чтобы определить все основные части. Среди них корень, приставка, суффикс, основа, префикс и постфикс. Морфемный разбор необходим, так как на его принципе строится правописание в русском языке. Бо́льшая часть правил строится на определении места буквы, в написании которой возникают трудности.
Правописание глаголов определяется значением их употребления. Выбирая слово «презрение» или «призрение», важно помнить, что одно обозначает превосходную степень, а другое указывает на негативное чувство.
Первый глагол можно проверить синонимом «зреть» или «смотреть», а приставку пре- рассматриваю, как близкое по значению слову «очень». Во втором приставка при- указывает на близость или приближение. Рассматривается такое действие как забота, помощь. На хорошее отношение указывает буква -и, на превосходство и пренебрежение — буква -е.
Глаголы употребляются в настоящем, прошедшем и будущем времени. В предложении правильно использовать слова поможет местоимение. Отсюда употребление 1, 2, 3 лица (я, в, они). Кроме этого, есть существительное «презирание», причастие в настоящем и прошедшем времени (презира́ющий, презира́вший). Среди образованных частей речи деепричастие «презирая», «презирав» и «презиравши». В литературе употребляют страдательное причастие «презираемый».
В русском языке разобрать морфемы в глаголе «презирать» несложно. В слове три слога. Оно является переходным глаголом несовершенного вида. Раньше, чтобы произвести разбор, нужно было учитывать приставку пре-. Позже она стала частью корня презир-. Морфемный разбор «презирать» показывает, что в слове есть суффикс -а-, глагольное окончание -ть. Именно такой разбор проводят на уроках русского языка в школе.
Синонимом выступает словосочетание «ни во что не ставить», «смотреть свысока». К слову также можно подобрать антоним «почитать», «боготворить», «уважать». Это слова, которые относятся к обычной лексике. При построении предложений глаголы встречаются чаще. Все производные части речи можно встретить в деловом разговорном языке.
Рассматриваемые слова относятся к устаревшим, однако они остаются важными для общества. Призрение в современном обществе — это социальная поддержка государства, которая стала развиваться в XIX веке.
Она важна во все времена. Понимание значения глаголов помогает правильно составлять предложения, передавать информацию, лексически окрашивая её в нужные оттенки.
Источник: http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/prezirat-ili-prizirat.html
Презирать или призирать — в чем отличие?
Чтобы ответить на вопрос, какой глагол «презирать» или «призирать» нужно употребить в той или иной ситуации, следует детально разобраться, в чем их различие. Дело в том, что они имеют, по сути, противоположный смысл. Поэтому, если выбрать неверный вариант при написании, можно не просто показать себя неграмотным человеком, а исказить смысл того, что хотелось выразить. Подробнее о том, на каком варианте – «презирать» или «призирать» – следует остановиться в том или ином случае, будет рассказано в статье.
Первый вариант
Когда рассматривается глагол «презирать», то в словаре обнаруживаются три его различных трактовки, хотя и близких друг к другу по смыслу:
- Первая из них – это пренебрегать чем-нибудь, не принимать чего-нибудь во внимание как нечто несущественное, незначащее.
- Согласно второй, устаревшей, слово «презирать» значит считать кого-нибудь или что-нибудь недостойным собственного внимания.
- Третья трактовка – относиться к чему-нибудь без уважения, считать что-то низким, ничтожным, мелким.
Примеры употребления слова
Для первого случая:
- Соболев горел желанием помочь как доктору, так и его друзьям, которые были единственными людьми во всем городке, относившимися к нему хорошо, при этом он презирал опасность, грозившую ему за содействие беглецам.
- Он был очень выносливым человеком, презирал и голод, и жажду, пренебрегал холодом и зноем.
- В рассказе А. П. Чехова «Супруга» герой не верил своей жене, он не спал и томился, когда она подолгу не возвращалась, в то же время презирая жену, ее зеркало, ее постель и цветы, которые каждый день ей кто-то присылал и которые по всему дому распространяли приторный запах.
- Оказалось, что этот человек, хваставшийся своей образованностью, не то что не читал книг, он еще и презирал их со всей искренностью.
- Девушка признавалась матери, что презирает подобных представителей светского общества – холодных, пустых, равнодушных, заносчивых.
- Алексей уже начинал презирать себя за то, что, постоянно давая себе обещание всерьез заняться собственным здоровьем, ровным счетом ничего не делал для этого.
Чтобы разобраться, как правильно – «презирать или призирать», следует рассмотреть и значение второго глагола.
Второй вариант
О значении слова «призирать» в словаре сказано, что оно является устаревшим и обозначает то же самое, что и глагол «призревать», то есть смотреть милосердно, с участием, со вниманием, сочувственно.
- Богадельня – это такое благотворительное учреждение, в котором в дореволюционное время призирали инвалидов.
- Священное Писание призывает призирать нищих, одевать нагих, напитать алчущих.
- Священник призвал вспомнить всех пленных, падших, больных, путешествующих, чтобы Господь милосердный сподобил их призреть, укрепить, исцелить и освободить.
Что выбрать и как написать?
Из приведенных формулировок и поясняющих их примеров можно сделать следующее заключение.
Выбирая один из глаголов «презирать» или «презирать», нужно помнить, что первый из них говорит о негативном чувстве, которое выражается в превосходной степени. То есть, если рассматривать первую часть корня «презир» – «пре» – как приставку, которая присутствовала раньше, при образовании слова от церковнославянского прѢ – зьрѢти (зреть, смотреть), то она близка по значению слову «очень».
Второй вариант содержит «приставку» «при», которая раньше присутствовала при образовании глагола при – зьрѢти. Она имеет значение близости, приближения, непосредственного примыкания к чему-либо. В рассматриваемом случае – это находиться при ком-нибудь, ощущать его заботу, внимание, тепло.
Что касается вопроса о том, как пишется «призирать» или «презирать», то:
- в случае с хорошим отношением, с заботой нужно писать в первом слоге букву «и» – «прИзирать»;
- в случае с негативным отношением, выражением превосходства, пренебрежения – букву «е» – «прЕзирать».
Мы рассмотрели возможности употребления этих глаголов. Теперь стало понятно, в какой ситуации уместно их употребление.
Источник: http://autogear.ru/article/438/750/prezirat-ili-prizirat—v-chem-otlichie/
Как правильно +
Авторский сайт Мельниковой Веры Александровны
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: «Сочинение по литературе в декабре»
—>
Невежа или невежда?
Невежа или невежда? Часто путают эти паронимы, неверно используя их в речи. Давайте разберёмся, что же они обозначают. Я дам подсказку, которая поможет избежать ошибок.
Невежа или невежда? Как правильно?
«Невежа» — это невоспитанный, грубый человек, не умеющий вести себя в обществе.
«Невежда» — необразованный, несведущий человек, не разбирающийся в чём-то, мало знающий в определённой области знаний.
ПОДСКАЗКА.
- Невежа; образуем прилагательное – невежливый (нет буквы Д).
- Невежда; образовать прилагательное не сможем, но зато легко подберём глагол- не ведает, то есть не знает.
Примеры.
Чтобы не выглядеть невежей, я тоже решил представиться, рассудив, что моё молчание могли истолковать как презрение и неуместное высокомерие.
Он принял участие в нескольких учёных диспутах, на которых ему опять сказали в глаза, что он круглый невежда, который для начала должен сесть за букварь.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник: http://kak-pravilno-plus.ru/2018/08/02/%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B6%D0%B0-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B0/
Теперь вы знаете о: «как правильно презирать или презирать».
Читайте также:
- Нацгвардия стала Росгвардией — к — нацгвардия или росгвардия как правильно
- Как правильно бегать? » – — беги или бежи как правильно
- Профессия токарь | Специальность токарь — что делает, где работает, чем занимается? — токари или токаря как правильно
- Как пишется жаренный или жареный | Женские советы — жаренное или жареное как правильно
- Поиск ответа — афонасий или афанасий как правильно
- Соболезную» как пишется правильно слово? — как правильно сочувствую или сочувствую
- Расскажешь как пишется — расскажете или расскажите как правильно
- Скачок — Викисловарь — как правильно скачек или скачок
- Туры и маршруты по республике Тува (Тыва) — как правильно тува или тыва
- Подстричь — Викисловарь — постричь или подстричь как правильно
Автор Андрей Измаилов На чтение 5 мин. Опубликовано
Трудный случай 1. Приставки, заканчивающиеся на з, с
Это приставки без– — бес-, воз– — вос-, из– — ис-, низ– — нис-, раз– — рас-, через– — черес-.
Приставки, заканчивающиеся на з, с, пишутся так, как слышатся: через з перед звонкими согласными и через с перед глухими согласными.
безбородый, беспокойный, издание, истратить
Хотя в словах исчезать и чересчур приставка не выделяется, они тоже пишутся по этому правилу — с буквой с.
Исключения:1) иноязычная приставка дис– всегда пишется одинаково — с буквой с: дисбаланс, дисгармония;2) слова с первым корнем близ всегда пишутся одинаково — с буквой з: близстоящий.
Приставка с– всегда пишется одинаково: приставки з– в русском языке нет.
сделать, сговор
У слов типа несговорчивый, несдержанный две приставки: не– и с-. В таких словах приставка с– пишется так же, как и во всех остальных случаях.
Слова здоровье, здание, здесь пишутся с буквой з. В этих словах буква з не приставка, а часть корня.
Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы.
<question>
В качестве предисловия: словообразование в английском языке
Новые слова в любом языке создаются из уже имеющихся элементов (слова и их основы, приставки и суффиксы) по существующим моделям словообразования.
Так, в русском языке довольно продуктивная модель образования уменьшительно-ласкательных слов при помощи суффиксов -ok-, -ик-, -очк- и др.
Дом – домик, гном – гномик, плот – плотик и т.д.
Такой способ называется аффиксацией (образование слов с использованием приставок и/или суффиксов).
Самыми продуктивными способами словообразования в английском языке являются:
- аффиксация: peace (сущ. мир) => peaceful (прил. мирный),
- словосложение: bedroom = bed + room,
- конверсия (переход из одной части речи в другую: hand => to hand).
Зная особенности каждого из этих способов, ты сможешь интуитивно понимать незнакомые слова (если в них есть хоть какой-то знакомый элемент) и создавать новые слова на базе единиц, имеющихся в твоем словарном запасе.
Научимся собирать целое из частей
Какие бывают приставки в английском языке
Образование новых слов при помощи приставок – очень продуктивный способ в английском языке. Приставка привносит в смысл слова новое или дополнительное значение. Например, отрицательная приставка отменяет / противопоставляет и т.д. то, что названо в корне слова: красивый – некрасивый, attractive – unattractive.
Отмечу ряд особенностей английского языка, в сравнении с русским:
- В русском языке приставки никогда не меняют часть речи, а лишь добавляют слову новое значение (бежать – отбежать – забежать), тогда как в английском языке некоторые приставки способны создавать слово другой части речи: robe – to disrobe (халат – раздеться), wit – to outwit (остроумие – перехитрить).
- Там, где наши глаголы для создания дополнительного значения используют приставки, английские глаголы могут использовать предлоги, как часть фразового глагола: идти – войти – выйти; to go – to go in – to go out.
Полезная статья по теме: Учим фразовые глаголы английского языка: эмоции
Теперь рассмотрим виды приставок в английском языке и правила их использования. Пойдем по логике, предложенной в нашем курсе:
- отдельно рассмотрим отрицательные префиксы,
- затем поговорим об интернациональных приставках (они есть в разных языках),
- а потом о приставках сугубо английских.
Трудный случай 2. Приставки при– и пре–
Приставка при– употребляется в словах со значением:
- близости, нахождения около чего-либо: приморский, привокзальный;
- приближения: прибыть, приехать, прилететь, приплыть;
- присоединения, добавления, получения: пристроить, приделать, приписать, присвоить, принять, приобрести;
- неполного действия: привстать, приуныть, приоткрыть;
- доведения действия до конца: придумать, пристыдить.
Приставка пре– может быть близка по значению:
- к слову очень: премилый, превосходный, пренеприятнейшее известие (то есть очень неприятное);
- к приставке пере-: прервать, преградить, преобразовать, превозмочь.
Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы.
<question>
Списки слов для запоминания
Существует целый ряд слов, начинающихся с пре– или при-, правописание которых надо запомнить.
Слова, в которых значение приставки определить трудно или приставка слилась с корнем
Заимствованные слова, в которых при- и пре- входят в состав корня
Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы.
<question>
Слова, которые надо различать
при | пре |
прибывать — приезжать (поезд прибывает на станцию) | пребывать — быть, находиться (пребываю в неизвестности) |
придавать — давать, прибавлять, приписывать (придать значение словам, придать ускорение, придать лицу выражение) | предавать — 1) совершить предательство (предавать друзей); 2) подвергнуть чему-либо (предать суду, огласке) |
придел — пристройка храма (придел церкви) | предел — граница (всему есть предел) |
приёмник (и радиоприёмник) — устройство, которое принимает сигнал | преемник (и правопреемник) — человек, который перенимает права, занимает чью-то должность |
призирать — давать приют (призирать сирот) | презирать — относиться свысока, с презрением (презирать лицемеров) |
приклониться — наклониться (приклониться к полу) | преклоняться — испытывать уважение, восхищение (преклоняться перед мужеством) |
приступить — начать (приступить к делу) | преступить — нарушить (преступить закон) |
неприступный — недоступный (неприступная крепость, неприступная твердыня) | преступный — нарушающий закон (преступная деятельность) |
притворить — прикрыть (притворить дверь) | претворить — 1) превратить; 2) воплотить (претворить планы в жизнь) |
Несмотря на возраст, главный врач не уходил на пенсию, потому что не мог найти себе достойного ________ .
Выберите слово, которое нужно поставить на место прочерка в этом предложении.
<choice>
приемника
</span>
преемника
</span></choice>
Педанты _______ излишнее значение мелочам.
Выберите слово, которое нужно поставить на место прочерка в этом предложении.
<choice>
придают
</span>
предают
</span></choice>
Важные факты о приставках
Приставки (префиксы) существенно отличаются от других частей слова. Большинство из них вторичны по своей природе, поскольку произошли от предлогов или от сочетания предлогов. У некоторых префиксов история непонятна, например, такая ситуация с воз-.
Ещё в качестве приставки могут выступать первые части слов или усечённые слова. Показательный пример — префикс пол-, образованный от половина.
Первое и, пожалуй, самое сильное впечатление, производимое творчеством Ф.М. Достоевского, – это страсть, с которой написаны все его произведения. Импульсивный, горячий, в высшей степени беспокойный человек, он всю жизнь, вероятно, пребывал в состоянии непрерывного нервного возбуждения. Состояние это объясняет многие его поступки, определяет творчество. «Исповедь горячего сердца» – так называется одна из глав романа «Братья Карамазовы». Но те же слова можно отнести ко всему, что написал Достоевский.
Как художника и как публициста его отличает необыкновенная чувствительность, то есть особо острое и глубокое восприятие жизни. Что делает его жизненный опыт богаче и разностороннее, чем у менее чувствительных людей; что позволяет глубже и тоньше понимать человеческую психологию и пневматику – область духовных переживаний. Но в то же самое время такие люди порой становятся жертвами собственного темперамента. Так, вехи биографии Достоевского, основные события, определившие ход и направленность его жизни, так или иначе обусловлены страстной, нервозной, тревожной и какой-то неуемной натурой писателя.
Первый же литературный успех после выхода «Бедных людей» сыграл с ним чрезвычайно злую шутку. Потеря чувства реальности, неспособность скрыть самодовольство – ему казалось, что все вокруг влюблены в него и что так будет всегда. «На днях Тургенев и Белинский, – писал он брату с наивной похвальбой, – разгромили меня в прах за беспорядочную жизнь. Эти господа уж и не знают, как любить меня. Влюблены в меня все до одного». А.Я. Панаева сразу поняла натуру новой литературной знаменитости: нервный и впечатлительный молодой человек, не умеющий владеть собой, слишком высокого мнения о своем таланте, не может скрыть своей гордости перед другими литераторами.
Следующие его произведения оказались не так удачны и были вполне справедливо раскритикованы. Но если еще недавно писатель упивался славой, похвалялся и задирал нос, то теперь он буквально повержен. У него расстроены нервы, он мечется – то уезжает из Петербурга, то возвращается, то снова куда-то едет. Воспринимать критику сдержанно он не в состоянии, отчего кажется смешным, и над ним действительно начинают смеяться. Чем больше смеются, тем более он раздражен и высокомерен и, следовательно, еще более смешон. Еще вчера литературные круги Петербурга считали его гением, а сегодня низводят до полной бездарности. И все-таки в первую очередь причина этого некрасивого противостояния – горячность и порывистость Достоевского. Д.В. Григорович вспоминал, как при встрече с И.С. Тургеневым Достоевский не сдержался и заявил, «что никто из них ему не страшен, что дай только время, он всех их в грязь затопчет». А Панаева описывала, как жаловался ей Н.А. Некрасов: «Достоевский просто сошел с ума! Явился ко мне с угрозами, чтобы я не смел писать мой разбор на его сочинение в следующем номере. И кто это ему наврал, будто бы я всюду читаю сочиненный мною на него пасквиль в стихах! До бешенства дошел».
Этот замкнутый круг не мог разорваться, пока наконец Достоевский, перессорившись со всеми, навсегда не прекратил отношения с окружением В.Г. Белинского. Но Достоевский не был бы собой, если бы не бросился в какую-то очередную крайность.
Новые знакомые – новые увлечения. Братья Бекетовы, А.Н. Майков и, конечно, М.В. Петрашевский. И вот уже романтик и мечтатель Достоевский – страстный социалист, горячий поборник идеи преобразования мира. Его вера в скорое преображение мира почти религиозна. Чаяния золотого века – мистические. Но еще раньше – в 1846 г., о чем вспоминал он впоследствии в «Дневнике писателя», – Достоевский, по его же собственному признанию, страстно принял учение Белинского. А учение Белинского было сугубо атеистическим: «В словах «Бог», «религия», – писал Белинский Герцену, – вижу тьму, мрак, цепи и кнут». Все это стало верой Достоевского, ручавшегося, что останется атеистом «до гробовой крышки».
По странному совпадению Белинский возвысил Достоевского, но он же довел его до цугундера. Чтение в кружке Петрашевского письма Белинского Гоголю стало началом каторжного пути, пройденного Достоевским сполна. Но путь этот – от эшафота до Сибири – снова привел Достоевского к Богу. И снова со всей страстью он кинулся в другую сторону. Все время пребывания в остроге, по его же признанию, он провел в раздумьях. Он пересматривал прошлую жизнь, перебирал мелочи, обдумывал всё происшедшее с ним, судил и клял себя, даже благодарил судьбу за предоставленное «уединение, без которого не состоялись бы ни этот суд над собой, ни этот строгий пересмотр прежней жизни». Уединением, которое он пережил среди криков, шума и гама, Достоевский называл собственную замкнутость, уход в себя, внутреннюю отгороженность от сотен товарищей по несчастью. По дороге в острог он получил в подарок Евангелие, ставшее единственной книгой на ближайшие четыре года. В этом странном уединении с Евангелием в руках он снова делается религиозным и даже обретает и формулирует собственный символ веры: «Верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивой любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось остаться с Христом, нежели с истиной».
Он вышел с каторги другим человеком, но неизменно страстным, сверхчувствительным и беспокойным. Вскоре открылась новая страница его жизни – отношения с женщинами. До сих пор эта сфера находилась где-то на периферии. На первый план выступало творчество, поиски истины, споры, годы каторги. Но всему свое время.
Он влюбился в замужнюю женщину, которая не отвечала ему взаимностью и, по-видимому, не очень-то уважала. Зато он влюбился до отчаяния, до физического недомогания. Он плачет, когда она уезжает. Он не может есть, если долго не видит ее. Когда же его возлюбленная – М.Д. Исаева овдовела, он с каким-то исступлением принялся добиваться ее руки. О намерении жениться он писал брату: «Мое решение принято, и хоть бы земля развалилась подо мной, я его исполню…» Своему другу А.Е. Врангелю он признавался, что любит Исаеву до безумия: «Мысль о ней свела бы меня в гроб или буквально довела бы меня до самоубийства, если бы я не видел ее». История этой любви затем вошла в творчество писателя. Но когда читаешь о ней сегодня, кажется, что это действительность вышла из романа.
Все, что происходит с Достоевским, все исполнено каким-то внутренним напором, клокотанием, «карамазовским безудержем». Он все-таки женился на Исаевой, обретя вместе с неуравновешенной женой такого же неуравновешенного пасынка, и прожил в этом браке семь несчастных лет. Но пока еще жива Мария Дмитриевна, Федор Михайлович бросается в объятия другой женщины – А.П. Сусловой. И снова это роман из романа – непонятно, где граница между жизнью и фантазией. К тому же обнаруживается новая страсть – страсть к игре. Вместе с Сусловой он уезжает за границу, проигрывает там деньги, сидит в гостинице без пфеннига или су, боится, что принесут счет, который нечем оплачивать. И всё переплетается – все страсти, все увлечения и влечения. Все это горячо, исступленно, а временами с надрывом. Даже когда отношения с Сусловой – смесь любви и ненависти – были разорваны, он еще долго продолжал хранить к ней чувства, и каждое письмо от Сусловой, по свидетельству второй жены писателя Анны Григорьевны, заставляло его волноваться.
Но ни встреча с Анной Григорьевной, ни счастливый второй брак, ни рождение детей, ни исцеление от лудомании – ничто не могло сделать Достоевского спокойнее и выдержаннее. Он все так же импульсивен, впечатлителен, обидчив, ревнив. Жена писала о нем: «Нервный, увлекающийся и доходящий во всем до последних пределов человек». Женитьба на Анне Григорьевне Сниткиной не принесла ему покоя. Теперь он не мог найти себе места то из-за беспокойства по поводу здоровья жены или неприятностей, якобы угрожающих ей, то из-за беспочвенной ревности. Эта ревность мучила его до потери сознания, до слез, до мыслей о самоубийстве, несмотря на то, что второй брак, зрелая пора жизни подарили ему относительный покой. Вместе с тем его работа – художественная и публицистическая – стала для него второй каторгой. В этом он признавался сам: «Если есть человек в каторжной работе, то это я. Я был в Сибири 4 года, но там работа и жизнь были сноснее моей теперешней». Он изводит себя работой, пишет по 10–12 часов, не спит ночами. Воистину, человек, идущий до последних пределов.
***
Юному Мережковскому, принесшему свои стихи, Достоевский сказал: «Страдать надо, молодой человек, а потом стихи писать». Разумеется, он знал, о чем говорил. И дело не только в каторге. Даже если бы Достоевский не был в остроге, то все равно познал бы страдания – так он был устроен, такой чувствительностью – вероятно, от рождения, – он обладал. Разумеется, страдание – это не тема творчества, это лишь побуждение к нему, воспитание умения чувствовать и отличать действительные чувства от сентиментальности и мечтательности.
Литературное дарование складывается из многих компонентов. Первое и самое простое – это склонность к письменной речи, способность расставлять нужные слова в нужном порядке (к слову, современные модные писатели зачастую не обладают даже этим минимально необходимым качеством). Затем – склонность к рассказыванию, умение поведать о чем угодно интересно, так, чтобы читающий не скучал. Еще сложнее – это воображение, способность выдумать и стройно выстроить сюжет. Следующая ступень – умение чувствовать, разделять чувства и эмоции, склонность к эмпатии. Наконец – это мысль.
С чем-то человек рождается, но кое-что приобретается опытом или требует импульса. Именно потому Достоевский и призывал страдать, чтобы учиться чувствовать и понимать других, размышлять и видеть связь между не связанными внешне явлениями. Он сам был человеком страданий, сумевших организовать и настроить в нем художника. Страстность его натуры стала неотъемлемой частью творчества. Что подтверждает теорию о непосредственном характере подлинного новаторства. Творчество настолько же оригинально, насколько оригинален творец. Можно придумать какую угодно схему и следовать ей, просчитать подходы и создать собственный порядок слов, но выйдет как у Сальери:
…Музыку я разъял, как труп.
Поверил
Я алгеброй гармонию <…>
Усильным, напряженным
постоянством
Я наконец в искусстве
безграничном
Достигнул степени высокой…
Но рядом есть Моцарт, творящий непосредственно, от сердца. И Сальери вынужден признать:
…Какая глубина!
Какая смелость
и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог,
и сам того не знаешь…
Настоящее новаторство – это запечатленный внутренний мир творца, это сам творец. И если внутренний мир его беден или бесстрастен, грязен или темен, то и творчество будет таким же, несмотря ни на какую алгебру. Герои Достоевского – это сам Достоевский, обуреваемый чувствами и фантазиями, раздираемый сомнениями и комплексами, измученный порывами, мечтами и даже галлюцинациями. Эволюция его творчества – это его личная эволюция, это движение от путаной романтически-мечтательной «Хозяйки» к стройной и сложной симфонии «Братьев Карамазовых».
Еще восемнадцати лет от роду он заявил, что намеревается разгадать тайну человека, потому что сам хочет быть человеком. И действительно, этой теме посвящено все его творчество. Во всем мире его знают как психолога, задолго до психоанализа, заглянувшего в глубины подсознания, связавшего характер и судьбу человека с его детством, родителями и воспитанием. В художественной форме он исследовал психологию преступников, психопатологию, социологию, криминалистику. Религиозные метания Достоевского привели к тому, что появилась его собственная теория о духовной жизни человека. Можно соглашаться с этим учением или не соглашаться – не в том суть. Духовная и религиозная тема – центр его творчества. Вопрос о Боге, о вере и неверии рассматривается в каждом большом произведении Достоевского. И рассматривается в свойственной только ему манере – среди страстей, борений, соблазнов и увлечений. Его творческий акт – это наблюдение за схваткой Бога и дьявола на поле человеческого сердца.
Его называют пророком, потому что знание человеческой природы помогало ему понять не только отдельных людей, но и сообщества. И разве сегодня, спустя 200 лет со дня его рождения, не узнаем мы себя в «Легенде о Великом Инквизиторе»? Не о нас ли сегодняшних рассуждает Инквизитор перед явившимся Христом? «Да, мы заставим их работать, но в свободные от труда часы мы устроим им жизнь, как детскую игру, с детскими песнями, хором, с невинными плясками. О, мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны, и они будут любить нас как дети за то, что мы им позволим грешить. Мы скажем им, что всякий грех будет искуплен, если сделан будет с нашего позволения; позволяем же им грешить потому, что их любим, наказание же за эти грехи, так и быть, возьмем на себя. И возьмем на себя, а нас они будут обожать как благодетелей, понесших на себе их грехи пред богом. И не будет у них никаких от нас тайн. Мы будем позволять или запрещать им жить с их женами и любовницами, иметь или не иметь детей – всё судя по их послушанию – и они будут нам покоряться с весельем и радостью».
Как верующий он предвидел темные времена и попытки уничтожения человека. Но в то же время он чаял нового общества, некоего христианского социализма, основанного на братстве всех во Христе; он верил, что темные времена завершатся преображением мира и человека, пришествием Христа, новым и последним Воскресением.
***
Есть такой жанр: интервью с классиком. Почему бы и нам в день двухсотлетия великого соотечественника не обратиться к нему с вопросами? Что если спросить Федора Михайловича не о том, что было и прошло, а о том, что вечно, что и сегодня пребывает с нами: о добре и зле; о том, что же такое человек; чем человек русский отличается от европейца; о любви, свободе и нравственности и о том, наконец, каким он видел будущее человечества и России…
– Итак, Федор Михайлович, сегодня, когда мы отмечаем Ваше 200-летие, в мире очень тревожно. Повсюду волнения и бунты несогласных с насильственными медицинскими экспериментами и маркировкой людей; возникла угроза нехватки продовольствия в самом ближайшем будущем. Поговаривают даже о возможном искусственно созданном голоде. Естественно, что многие задаются вопросом: что же такое человек, с таким азартом и коварством истребляющий себе подобных? Вы посвятили себя постижению человека, расскажите нам кратко: что есть человек и для чего он живет?
– После появления Христа как идеала человека во плоти стало ясно как день, что высочайшее, последнее развитие личности именно и должно дойти до того (в самом конце развития, в самом пункте достижения цели), чтоб человек нашел, сознал и всей силой своей природы убедился, что высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, – это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастие. Таким образом, закон я сливается с законом гуманизма, и в слитии, оба, и я и все (по-видимому, две крайние противоположности), взаимно уничтоженные друг для друга, в то же самое время достигают и высшей цели своего индивидуального развития каждый особо. <…>
Вся история, как человечества, так отчасти и каждого отдельно, есть только развитие, борьба, стремление и достижение этой цели. Но если эта цель человечества окончательная (достигнув которой ему не надо будет развиваться, то есть достигать, бороться, прозревать при всех падениях своих идеал и вечно стремиться к нему, – стало быть, не надо будет жить) – то, следственно, человек, достигая, оканчивает свое земное существование.
– В наши дни идея о преобразовании человеческой природы стала прямо-таки модной. Сильные мира сего увлеклись фантазиями изменения человека. Всерьез ведутся работы над достижением бессмертия – разумеется, для избранных. Даже название есть у этого движения: иммортализм. В планах уничтожение homo sapiens и создание нового антропологического вида – человека, скрещенного с машиной. Вспомнили (а может, никогда и не забывали!) Мальтуса, заговорили о перенаселении Земли.
– Идея Мальтуса о геометрической прогрессии населения, без сомнения, неверна; напротив, достигнув известного предела, население может даже совсем останавливаться. La population reste stationnaire (популяция остается устойчивой); тут, конечно, многообразные причины <…>, но тем не менее, кажется, будет вернее последовать аксиоме, правда еще не доказанной, но лишь предрешаемой, именно: что территория может поднять ту численность населения, которая лишь сообразна с ее средствами и границами. А далее la population restera stationnaire (популяция останется устойчивой). Эта аксиома ждет, может быть, всю Европу. Таким образом, многоземельные государства могут быть самые огромные и сильные. Это очень интересно для русских.
– Всё может быть иначе, потому что на смену Слову идет цифра. Каковы Ваши представления о будущем человечества?
– Итак, человек есть на земле существо только развивающееся, следовательно, не оконченное, а переходное. Но достигать такой великой цели, по моему рассуждению, совершенно бессмысленно, если при достижении цели всё угасает и исчезает, то есть если не будет жизни у человека и по достижении цели. Следственно, есть будущая, райская жизнь. Какая она, где она, на какой планете, в каком центре, в окончательном ли центре, то есть в лоне всеобщего Синтеза, то есть Бога? – мы не знаем. Мы знаем только одну черту будущей природы будущего существа, которое вряд ли будет и называться человеком (следовательно, и понятия мы не имеем, какими будем мы существами). Эта черта предсказана и предугадана Христом, – великим и конечным идеалом развития всего человечества, – представшим нам, по закону нашей истории, во плоти; эта черта: «Не женятся и не посягают, а живут, как ангелы Божии». Черта глубоко знаменательная. <…>
Это идеал будущей, окончательной жизни человека, а на земле человек в состоянии переходном. Это будет, но будет после достижения цели, когда человек переродится по законам природы окончательно в другую натуру, которая не женится и не посягает. <…>
Атеисты, отрицающие Бога и будущую жизнь, ужасно наклонны представлять всё это в человеческом виде, тем и грешат. Натура Бога прямо противоположна натуре человека. Человек, по великому результату науки, идет от многоразличия к Синтезу, от фактов к обобщению их и познанию. А натура Бога другая. Это полный Синтез всего бытия, саморассматривающий себя в многоразличии, в Анализе.
Но если человек не человек – какова же будет его природа?
Понять нельзя на земле, но закон ее может предчувствоваться и всем человечеством в непосредственных эманациях (Прудон, происхождение Бога), и каждым частным лицом.
Это слитие полного я, то есть знания и Синтеза, со всем. «Возлюби всё, как себя». Это на земле невозможно, ибо противуречит закону развития личности и достижения окончательной цели, которым связан человек. <…>
Как воскреснет тогда каждое я – в общем Синтезе – трудно представить. Но живое, не умершее даже до самого достижения и отразившееся в окончательном идеале – должно ожить в жизнь окончательную, синтетическую, бесконечную. Мы будем – лица, не переставая сливаться со всем, не посягая и не женясь, и в различных разрядах (в дому отца моего обители многи суть). Всё себя тогда почувствует и познает навечно. Но как это будет, в какой форме, в какой природе, – человеку трудно и представить себе окончательно.
Итак, человек стремится на земле к идеалу, противуположному его натуре. Когда человек не исполнил закона стремления к идеалу, то есть не приносил любовью в жертву своего я людям или другому существу, он чувствует страдание и назвал это состояние грехом. Итак, человек беспрерывно должен чувствовать страдание, которое уравновешивается и райским наслаждением исполнения закона, то есть жертвой. Тут-то и равновесие земное. Иначе земля была бы бессмысленна.
– Значит, смысл человеческой жизни – в стремлении к идеалу, в служении ближнему?
– Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтобы только питаться, это знает и работник – стало быть, надо для жизни нравственное занятие.
– А что такое «нравственное занятие»? Что это вообще такое – «нравственность»? Верность убеждениям или что-то надмирное, метачеловеческое? Ведь если считать нравственность согласием с убеждениями, то и сожжение еретиков, и Освенцим, и доносы в Следственный комитет по наущению Росздравнадзора, – всё это нравственно?
– Сжигающего еретиков я не могу признать нравственным человеком, ибо не признаю Ваш тезис, что нравственность есть согласие с внутренними убеждениями. Это лишь честность, но не нравственность. Нравственный образец и идеал есть у меня – Христос. Спрашиваю: сжег бы Он еретиков? – нет. Ну так, значит, сжигание еретиков есть поступок безнравственный. <…> Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете. <…> Потому еще нравственное не исчерпывается лишь одним понятием о последовательности с своими убеждениями, – что иногда нравственнее бывает не следовать убеждениям, и сам убежденный, вполне сохраняя свое убеждение, останавливается от какого-то чувства и не совершает поступка. Бранит себя и презирает умом, но чувством, значит совестью, не может совершить и останавливается (и знает, наконец, что не из трусости остановился). Это единственно потому остановился он, что признал остановиться и не последовать убеждению – поступком более нравственным, чем если б последовать. <…> Каламбур: иезуит лжет, убежденный, что лгать полезно для хорошей цели. Вы хвалите, что он верен своему убеждению, то есть что он лжет, и это дурно: но так как он по убеждению лжет, то это хорошо. В одном случае, что он лжет – хорошо, а в другом случае, что он лжет – дурно. Чудо что такое.
– Роль иезуита у нас играют СМИ и чиновники. Лгут напропалую! И уверены, что это полезно.
– Наш чиновник – олицетворение ничегонеделания. <…> А пресса, между прочим, обеспечивает слово всякому подлецу, умеющему на бумаге ругаться, такому, которому ни за что бы не дали говорить в порядочном обществе, напротив, разбили бы ему морду и вытолкали. А в печати приют: приходи, сколько хочешь ругайся, даже с почтением примут. <…> С недавнего времени меня вдруг осенила мысль, что у нас в России, в классах интеллигентных, даже совсем и не может быть не лгущего человека. Это именно потому, что у нас могут лгать даже совершенно честные люди. Я убежен, что в других нациях, в огромном большинстве, лгут только одни негодяи; лгут из практической выгоды, то есть прямо с преступными целями. Ну а у нас могут лгать совершенно даром самые почтенные люди и с самыми почтенными целями. <…> Лганье, несмотря на всю невинность свою, намекает на чрезвычайно важные основные наши черты, до того, что уж тут почти начинает выступать мировое. Например, 1) на то, что мы, русские, прежде всего боимся истины, то есть и не боимся, если хотите, а постоянно считаем истину чем-то слишком уж для нас скучным и прозаичным, недостаточно поэтичным, слишком обыкновенным и тем самым, избегая ее постоянно, сделали ее наконец одною из самых необыкновенных в редких вещей в нашем русском мире. <…> Второе, на что наше всеобщее русское лганье намекает, это то, что мы все стыдимся самих себя. Действительно, всякий из нас носит в себе чуть ли не прирожденный стыд за себя и за свое собственное лицо, и, чуть в обществе, все русские люди тотчас же стараются поскорее и во что бы ни стало каждый показаться непременно чем-то другим, но только не тем, чем он есть в самом деле, каждый спешит принять совсем другое лицо. <…> Мы многому научились, что бранить на Руси, и иногда бранимся дельно. Но мы совершенно не знаем и не умеем до сих пор, что хвалить на Руси, за что, впрочем, и нас похвалить не следует.
– Сегодня все бранятся со всеми. И так же стыдятся самих себя, как и двести, сто пятьдесят лет назад. Во всяком случае, заграница для кого-то во всем пример, а разницы между страной и государством для многих не существует. Вместо того, чтобы влиять на власть и что-то менять, ненавидят страну. Почему русский человек не может навести порядок в собственном доме, зато с вожделением смотрит в чужие окна?
– Целое восемнадцатое столетие мы только и делали, что пока лишь вид перенимали. Мы нагоняли на себя европейские вкусы, мы даже ели всякую пакость, стараясь не морщиться: «Вот, дескать, какой я англичанин, ничего без кайенского перцу есть не могу». Вы думаете, я издеваюсь? Ничуть. Я слишком понимаю, что иначе и нельзя было начать. <…> И чего же мы достигли? Результатов странных: главное, все на нас в Европе смотрят с насмешкой, а на лучших и бесспорно умных русских в Европе смотрят с высокомерным снисхождением. Не спасала их от этого высокомерного снисхождения даже и самая эмиграция из России, то есть уже политическая эмиграция и полнейшее от России отречение. Не хотели европейцы нас почесть за своих ни за что, ни за какие жертвы и ни в каком случае: Grattez, дескать, lе гussе еt vouz vеггеz lе tartаге (поскребите русского, и вы увидите татарина), и так и доселе. Мы у них в пословицу вошли. И чем больше мы им в угоду презирали нашу национальность, тем более они презирали нас самих. Мы виляли пред ними, мы подобострастно исповедовали им наши «европейские» взгляды и убеждения, а они свысока нас не слушали и обыкновенно прибавляли с учтивой усмешкой, как бы желая поскорее отвязаться, что мы это всё у них «не так поняли». <…>
А между тем нам от Европы никак нельзя отказаться. Европа нам второе отечество, – я первый страстно исповедую это и всегда исповедовал. Европа нам почти так же всем дорога, как Россия; в ней всё Афетово племя, а наша идея – объединение всех наций этого племени, и даже дальше, гораздо дальше, до Сима и Хама. Как же быть?
Стать русскими, во-первых и прежде всего. Если общечеловечность есть идея национальная русская, то прежде всего надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу все изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнет и он нас самих уважать.
– Все это относится не только к Западной Европе, но и к славянам? Потому что сегодня Россию пуще других ненавидят именно славяне. Польша, Чехия, а уж Украина!..
– У России нет больше врагов и не будет, как славяне. <…> По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, – не будет у России и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что все точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет, – у них характер в этом смысле как у всех, – а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут. Распространяться не буду, но знаю, что нам отнюдь не надо требовать с славян благодарности, к этому нам надо приготовиться вперед. Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени». Долго, о, долго еще они не в состоянии будут признать бескорыстия России и великого, святого, неслыханного в мире поднятия ею знамени величайшей идеи, из тех идей, которыми жив человек и без которых человечество, если эти идеи перестанут жить в нем, – коченеет, калечится и умирает в язвах и в бессилии. <…> О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Они поймут всё величие и всю святость дела России и великой идеи, знамя которой поставит она в человечестве. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению. Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия – страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации. <…>
Быть малороссом, чехом – мелкая идея, быть всеславянином – выше, а для чего быть всеславянином? Чтобы сказать всеславянское слово. Какое оно? Православье, а главный выразитель – великорус… А! Великорус, скажет малоросс. Да, великорус, но хотите – примыкайте, хотите – нет, будьте вольны и свободны. Это дело вольное и свободное. Но идея не созрела. Славяне не понимают, она лишь в России. И потому мы должны лишь служить славянам и облегчать их участь, а там как они хотят: примкнут или нет к федерации – все равно.
– Федор Михайлович, деликатный вопрос о социализме, который, по Вашему слову, основан на неуважении к человечеству, на стадности. Но многие, кто видел социализм, желают его возвращения. Не оттого ли мы так расходимся во взглядах, что под социализмом Вы понимали нечто другое, чем понимаем мы?
– Коммунизм произошел из христианства, из высокого воззрения на человека, но вместо самовольной любви нелюбимые берутся за палки и хотят сами отнять то, что им не дали не любившие их. <…> Я никогда не мог понять мысли, что лишь 1/10 людей должны получать высшее развитие, а что остальные 9/10 служат лишь материалом и средством. Я знал, что это факт, и что пока иначе невозможно, и что уродливые утопии лишь злы и уродливы и не выдерживают критики. Но я никогда не стоял за мысль, что 9/10 надо консервировать и что это-то и есть та святыня, которую сохранять должно. Эта идея ужасная и совершенно антихристианская.
– И как же быть? Как переломить или пересилить эту несправедливость?
– Надо хлопотать только об усилении и о прогрессе в теперешней жизни <…> этим усилением вы будете приобретать всё более и более опытов, через которые народы сами собою дойдут до социализма, если только правда, что он представляет универсальное лекарство всему обществу.
– Чего же нам ждать, Федор Михайлович? Во что верить сегодняшней России?
– Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верою, что все наши девяносто миллионов русских, или сколько их тогда будет, будут образованны и развиты, очеловечены и счастливы. Что свет и высшие блага жизни завещаны лишь 10-й доле <…> С условием 10-й лишь части счастливцев я не хочу даже и цивилизации. Я верую в полное царство Христа. Как оно сделается, трудно предугадать, но оно будет. Я верую, что это царство совершится. Но хоть и трудно предугадать, а значки в темной ночи догадок все же можно наметить хоть мысленно, я и в значки верю. И пребудет всеобщее царство мысли и света и будет у нас в России, может, скорее, чем где-нибудь. <…> Сие последнее буди, буди…
Светлана ЗАМЛЕЛОВА
Садись поудобнее, дорогой друг, рассказ будет длинным, хоть перерыв на кофе и не обещаю. Скорее, на взволнованное хождение по комнате с криками «Ну почему у нас не могут так?!». А ответ будет очень прост — потому что при нынешних управленцах, которые уже потеряли драгоценные восемь лет на развитие Смоленской области, иначе уже не будет. Пора менять тех, кому плевать на других. И я тебе сейчас покажу, что такое возможно в рамках нашей страны.
На вопрос — ездить ли в Псков, иных вариантов, как «Конечно же да!», нет и быть не может. Очень предпочтительно — летом. Зимой я был три года назад, и более северный климат оставил весьма гнетущее впечатление, а сейчас всего за два выходных дня я влюбился в этот кусочек средневековой пред-Европы безвозвратно. Что ж, предметно и по пунктам.
Помнишь, как у нас уничтожили, закатав в асфальт булыжные мостовые совсем недавно? Аргументов выслушал массу в защиту этого решения. Мне дико и больно было читать их не от чиновников, а от простых смолян. «Ценности не несет, да ее никто не умеет сейчас восстанавливать, да это неудобно, грязь будет и идти невозможно». В Пскове мы увидели с десяток пешеходных зон, вымощенных как старой, так и, внимание, новодельной булыжной мостовой! И никто не умер. Наоборот, создается атмосфера погружения в прошлое, когда над головой возвышается башня старинной крепости, под ногами неровные камни, а в уши льется колокольный звон…
Светофоры и заборы
Я уже разругался не с одним из своих приятелей на эти темы, а также начитался отписок от мэрии про ГОСТ и требования ГИБДД озаборивать каждый квадратный метр. И это притом, что Москва (да, она не Россия, но все же) вовсю от них избавляется и там почему-то ГОСТы не мешают это делать. В Пскове, не буду кривить душой, решетки вдоль дорог тоже встречаются, но их был настолько мизер, что даже не хочется замечать. Десятки перекрестков не оборудованы светофорами, но почему-то весь город до сих пор не лежит в могилах, погибший под колесами гоняющих автолюбителей. Те светофоры, что есть, настроены так, что мы нигде не стояли дольше минуты в ожидании зеленого. Особенно этот контраст почувствовался по приезде, когда у автовокзала пропустили две маршрутки, пока ждали ТРИ минуты две секции своего сигнала.
А, и да, как почти уже по всей стране, здесь разрешен поворот направо при условии пропуска пешеходов. Да, без дополнительной секции светофора и, как следствие, с экономией времени. И опять же, господа эксперты, вылезающие с защитой наших трех минут на Кирова или Колхозной, — наверное, ж не дураки там городом управляют, раз сделали так и все работает!
Чистота
Еще один пункт, за который остается Пскову только позавидовать. И слегка вытекающий из предыдущего абзаца про заборы. Ни одна уборочная техника не сможет вычистить качественно пыль и песок между стойками решеток. И если ими засрана половина города, готовьтесь к песчаным бурям. Не было заборов — их было меньше, вспомни сам и сделай вывод, насколько заботится о нашей безопасности власть, убивающая наши легкие. Здесь же я не видел грязи и барханов по колено. Пройдя за два дня больше 30 км по городским улицам и дворам, могу по пальцам пересчитать увиденную рекламу наркотиков (назовешь у нас хотя бы десяток дворов, где таких нет?). ЖКХ Пскова — низкий вам поклон! Хотя тут даже не их заслуга. В городе, в котором приятно находиться, думаю, люди и сами не тянутся к нелегальным веществам.
Достопримечательности
Еще один пунктик про заборы, но уже в отношении достопримечательностей. Уничтожающая все жара не позволяла выгуливать норму днем, а потому мы готовились морально, что ночью придется разглядывать городские красоты из-за заборов, но каково же было удивление, когда практически к каждой древней церкви можно было подойти и спокойно погулять вдоль ее стен! Напомни, сколько смоленских церквей не закрывают наглухо свои решетки на ночь? Свирская? Петра и Павла? Монастырь на Коненкова? Или, может быть, та, что возле «Макси»? Все они показывают недоверие к местным и тем более туристам, тогда как псковские церкви дружелюбны и открыты. К тому же, не устану повторять, заборы защищают лишь от культурных людей. Неадекватному дебилу будет на радость «преодолеть себя», перемахнув через решетку и пролезть туда, куда говорят «нельзя».
Транспорт
Маршруток за два дня видели всего пару штук, транспортная система работает хорошо, а остановки не выглядят как памятники вчера закончившейся оккупации. Единственное, едут автобусы очень медленно, если торопишься, проще вызвать такси — оно здесь дешевое. Кстати, проезд в общественном транспорте стоит 25–27 руб. в зависимости от способа оплаты. Но когда к тебе приезжает просторный автобус по расписанию, а не душный гроб, — это оправданно.
Туалеты
Этой темой я буду тыкать в нос нашим властям еще долгое время. Да, в Пскове их не обыгрывают как-то аутентично — вдоль пешеходных зон установлены, как правило, обычные биокабинки. Но в них не разит нечистотами и они как минимум есть. Причем работают круглосуточно, в отличие, опять же, от «туристически расцветающего при Островском Смоленска».
***
Единый маршрут — это, по сути, компиляция многого из сказанного выше. Если в Смоленске уже даже центральную часть Дзержинки уничтожили для пешеходов, натыкав светофоров на последние зебры, в Пскове можно преспокойно пойти от Кремля по набережной и вдоль скверовой зоны добрые час-полтора, ни разу не пересекая светофорную зону. Надо ли говорить, что в таких условиях ездить на велосипеде — одно удовольствие?
Ну и пара нюансов по культуре архитектурной. У них есть действующий костел, и ничего, никто не откололся во владения Польши и не взбунтовался против РПЦ. И одну из башен кремля — Варлаамовскую, не так давно практически отстроили заново. За два года. Напомните, сколько там уже лет кирпичики почесывают на Громовой под окнами нашего любимого мэра?
Спасибо, что дочитал до конца. Я надеюсь, что ты понимаешь: этот текст создан не с целью оскорбить Смоленск, который я люблю всем сердцем. Это все пишется для того, чтобы ты, мой читатель, понимал: может быть по-другому. Достаточно просто сменить управленцев, и город станет прекрасным, удобным и современно-древним одновременно. И сразу почему-то отступают драконовские ГОСТ, не становится обязательным делать из города СИЗО, а уезжать из него совсем не хочется. Я понимаю, что воюю с ветряными мельницами, но если тысячи тысяч моих постов про то, как МОГЛО БЫ БЫТЬ, помогут тебе сделать правильный выбор, значит, свою миссию я выполнил. Любите Псков. Любите Смоленск.
Оригинал
О приставках в русском языке можно говорить бесконечно. Есть слова с так называемой затемнённой приставкой, поскольку её можно обнаружить только благодаря историческому (этимологическому) комментированию. Поэтому формально говорится, что это часть корня.
Обсудим историю некоторых приставок и поговорим о том, какую роль они играют в словах.
Содержание статьи
- Важные факты о приставках.
- Чем отличаются приставки от суффиксов.
- Слова с историческими (затемнёнными) приставками.
- Что случилось с приставками.
- Слова-ловушки.
Важные факты о приставках
Приставки (префиксы) существенно отличаются от других частей слова. Большинство из них вторичны по своей природе, поскольку произошли от предлогов или от сочетания предлогов. У некоторых префиксов история непонятна, например, такая ситуация с воз-.
Ещё в качестве приставки могут выступать первые части слов или усечённые слова. Показательный пример — префикс пол-, образованный от половина.
Чем отличаются приставки от суффиксов
— Приставки в русском языке более самостоятельны, зачастую не прикреплены к определённой части речи;
— один и тот же корень может сочетаться с несколькими приставками;
— суффиксы по значению более абстрактны, многие из них прикреплены к определенным частям речи. Например, —ник- служит для образования существительных, -ива-/-ыва- — глаголов;
— приставки в основном вносят дополнительные оттенки в значение слова (выловить — уловить — словить), тогда как суффиксы могут полностью его поменять (языковой — языкастый). Ещё при помощи приставок могут образовываться антонимы вроде вход — выход; прийти — уйти.
— приставки не меняют частеречную принадлежность слова и не вызывают грамматических чередований. Зато суффиксы всё это могут: красный — краснота — краснеть.
И самое важное: приставка может полностью слиться с корнем, поскольку без неё слово уже не употребляется. Суффиксы, в общем-то, заметны почти всегда. Такие приставки называют затемнёнными, историческими, ещё пишут, что в таком-то слове приставка не выделяется. Ещё есть целый ряд лексем, в которых приставка сразу ощущается, но слово без неё писаться не может.
Более того, многие приставки в русском языке перетянули ударение на себя.
Итак, перейдём к основной теме. При подготовке статьи использовал этимологические словари М. Фасмера, Н. М. Шанского, книгу К. С. Горбачевича «Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее», словарь Еськовой «Нормы русского литературного языка XVIII — XIX вв».
Слова с историческими (затемнёнными) приставками
Изверг
Здесь выделяется историческая приставка -из-. В древнерусский язык слово пришло из старославянского изврьгь, изврьгати (выбрасываться, изгонять). Начало широко употребляться в XII в. Исходное значение слова — «изгнанный».
Первоначальное ударение — на второй слог. После того как слово утратило значение действия и получило предметное значение (тот, кто издевается над окружающими), в нём сменилось и ударение, переместившись на первый слог. Посмотрим на форму прошедшего времени глагола «извергать» — изве́рг, в ней всё по-старому.
Насморк
От существительного смъркъ «сопли». В словаре Н. М. Шанского высказывается предположение, что это звукоподражание — смрк.
Здесь тоже ударение переместилось со второго на первый слог. Как вы уже поняли, перед нами приставка на-.
О́стов
Наверняка это слово одно из самых незнакомых в списке. Так называется «твёрдый каркас сооружения, внутренняя опорная часть предмета, на которой укрепляются другие его части».
Произошло от старославянского оставъ, которое, в свою очередь, восходит к глаголу стати «остаться». Таким образом, путём исторического разбора выделяем приставку о-. Ударение здесь переместилось с конца слова на начало.
Сумрак, супруг, сутки
С первым существительным вроде бы всё понятно, во втором тоже можно разглядеть приставку, если внимательно присмотреться. А вот в слове сутки приставка уже настолько слилась с корнем, что её не сразу и заметишь.
Итак, во всех словах выделяется архаичная приставка су-, которая пришла к нам из старославянского и возникла путём объединения двух предлогов: сѫ- и су-, обозначающих «связь, соединение».
Супруг — от глагола съпрягти — «соединить, запрячь». Первоначально — «соединенный, сопряженный». От того же корня произошли упругий и пружина.
Сутки — от сътъкъ, то есть сътъкнутися «столкнуться». Существительное сътъкъ образовано при помощи су- и *тъка. Буквально — «стык дня и ночи».
Как и во многих других словах, су- перетянула ударение на себя в некоторых случаях: су́мрак (ударение сумра́к широко было распространено в поэзии XVIII — XIX вв.), су́кровица, су́толока, однако в словах супру́г, суста́в, сугро́б этого не произошло.
Возглас
Вы всё правильно поняли, в этом существительном приставка воз-, пришедшая в русский язык из старославянского. Прежнее ударение — на втором слоге, причём сначала это «заключение молитв, громогласно произносимое священником и состоящее обыкновенно в славословии св. Троицы. Уверенность, что молитвы будут услышаны, выражается пением после каждого возгласа аминь» (из Энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона).
Пример старого ударения из поэзии:
Мне ль предузнать, каким возглáсом / Мои труды перед Парна́сом /Его кричальщик возвестит. Николай Языков — Графу Д. И. Хвостову.
А теперь перейдём к словам с приставками пре- и при-.
Презирать, призирать
Этот глагол исторически родственен слову зрачок, зрак, зреть, зрение и всем однокоренным.
Важно!
Презирать — относиться с презрением к кому-, чему-либо. Несовершенный вид к «презреть».
Призирать (устар.) — дать приют и пропитание. Несовершенный вид к «призреть». Призреть сироту, старика.
Пресловутый
И это прилагательное тоже образовано от слова, которого уже нет! Существовало когда-то словутныи — «известный», причём у Шанского утверждается, что это прежняя форма действительного причастия настоящего времени от глагола «слыть», который мы с вами знаем и помним.
Сначала словутный (словутый) значило «знаменитый, славный», отрицательная окраска у «пресловутый» возникла в публицистическом языке второй половины XIX в. В словаре В. И. Даля — преславный, известный, знаменитый (от слава, слыть), б.ч. насмешливо.
Вот что пишется в книге В. В. Виноградова «История слов» в связи с изменением значения «пресловутый»:
«В жизни народов нередко наблюдается факт изменения эмоционального содержания слова, эмоциональная переоценка слова, влекущая за собой изменение и этической и эстетической ценности его: то, что раньше служило выражением одобрительным, высоким, обозначением положительного характера, то может под влиянием различных социальных, культурных и политических переживаний сделаться обозначением низким, не одобрительным, получить отрицательную этическую или эстетическую ценность и обратно».
Особенно это касается старославянизмов, что мы уже видим на примере изверг, презирать.
Привет
Мы уже не употребляем глагол вѣтити со значением «говорить», а от него образовались несколько других общеупотребительных существительных: привет, завет, навет, совет, ответ. Древнерусское «вѣтъ» значило «совет, договор».
От исчезнувшего глагола «обѣтити» (обещать) образовалось слово обет (обещание).
Прибаутка
От существительного баутка, которое, в свою очередь, образовалось от глагола баяти (а этот глагол — суффиксальное производное от бати, по аналогии с даяти, лияти, пияти) — говорить. Отсюда басня, байка.
Пристойный
Присмотритесь к этому слову. Наиболее внимательные разглядят «стой», «стоять». Так и есть: пристой значило «приличие», а пристояти — «быть достойным».
Приличный
Восходит к древнерусскому существительному ликъ — лицо. Оно и сейчас есть, но относится к архаизмам. Приликъ в древнерусском —это «схожесть лицом», а приличный значило «похожий», то есть «соответственный». Далее слово переосмыслилось и начало значить «подобающий, уместный».
Притязать
Заимствовано из старославянского. Восходит к глаголу тязати (тянуть), к праславянской основе *tęgti, от неё же произошло современное тягать.
Что случилось с приставками
В последнее время многие путают приставки с предлогами, из-за чего пишут их отдельно от слова. Например, вместо «потише» могут написать *по тише. Причина этого фено́мена мне непонятна. Возможно, это какой-то пробел в школьной программе, недостаточно чёткое объяснение правил.
Слова-ловушки
Нужно отличать исконно русские слова или старославянизмы с приставками пре- и при- от заимствований, где пре- и при- — это часть корня: президент, президиум, презент, прелюдия (от латинского praeludium), претендент (от латинского praetendens), прецедент (praecedens), премьера, препарат, преферанс, премировать, превалировать, преамбула, престиж, претензия, прерогатива; приватный, привилегия, прима́т, примитивный, приоритет.
Хотя большинство таких слов содержат латинскую приставку prae-, которая указывает на нахождение впереди, а также на действие до чего-либо, прежде чего-либо, перед чем-либо; соответствует русской приставке пред-.
Разумеется, сегодня мы обсудили далеко не все слова, в которых приставка затемнена и фактически срослась с корнем. Очень много старославянизмов и исконно русских слов могут похвастаться этим необычным явлением. Например, юродивый и уродливый.
Как видим, приставки — это важная часть слова, многие из них даже пережили все этапы старославянского и древнерусского языков. Давайте их беречь, не путать и правильно писать. ?
Читать ещё: Приставки «пре» и «при»: в чём разница, основные тонкости их правописания
Копия статьи на нашем Дзен-канале | Наш телеграм-канал