Президентское сочинение сколько слов

Народное образование. педагогика 24 мая 16:58 осмысление концепции выпускного сочинения в россии с неизбежностью заставляет задуматься над центральным вопросом: ради

Народное образование. Педагогика

24 мая 16:58

Осмысление концепции выпускного сочинения в России с неизбежностью заставляет задуматься над центральным вопросом: ради чего?

В Меморандуме о сочинении в редакции председателя Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмилы Дудовой записано так: «Настаиваем, что итоговое сочинение — это не проверка знаний, умений и навыков литературоведческого анализа художественного произведения, не механический возврат к прежней форме сочинения, а возможность, предоставляемая учащимся, в свободной форме письменного высказывания определенного объема продемонстрировать свое умение при раскрытии темы обращаться к примерам и фактам из художественной, публицистической, мемуарной, научной и научно-популярной литературы, использовать их в качестве инструментария для выражения своих суждений о проблемах общечеловеческого, общекультурного плана. Итоговое сочинение — это показатель сформированности метапредметных и общекультурых компетенций, уровня речевого и в известной степени личностного развития выпускника, стимул для повышения читательской культуры школьников».

Что можно считать главным в целеустановках авторов разных вариантов концепции выпускного сочинения, на что, по их мнению, направлено введение сочинения, какие принципиальные задачи оно призвано решить?

Акценты сделаны на трех моментах:

— сочинение как попытка уйти от шаблона, трафаретности, стереотипности в письменных высказываниях учащихся;

— сочинение как возможность сохранения в школьном курсе реального (а не мифологического!) чтения и анализа произведений классической русского литературы;

— сочинение как средство борьбы за речевую и читательскую грамотность.

Если «образование — это то, что остается, после того как забывается все выученное в школе» (А.Эйнштейн), то сочинение в силу своей специфики позволяет диагностировать именно этот «сухой остаток» образования. Сочинение, в сущности, по терминологии ФГОС то самое важное универсальное учебное действие. Продолжая образный ряд, позволю себе сравнить экзаменационное сочинение со своеобразным обрядом инициации в первобытных культурах, а в конечном итоге с актом социальной идентификации, показателем серьезного жизненного опыта.

Однако при всей простоте смыслов не все так просто и очевидно с содержательным наполнением понятия «сочинение». Директор Московского института развития образования Антон Молев определяет сочинение как «методологически и методически обоснованный механизм развития речи, интеллекта и нравственной зрелости… закономерную для юношества форму проявления жизненной позиции, рассуждения по значимым вопросам самоопределения». Первый заместитель директора Московского института развития образования Мария Лазутова видит в сочинении как «проводнике культуры» «естественный путь сохранения «иммунитета грамотности». Каждое слово в этих высказываниях требует комментария.

В средствах массовой информации сегодня активно обсуждают именно этическую составляющую сочинения. Либеральная интеллигенция порядком обеспокоена тем, что оценка сочинения может оказаться в конечном счете субъективной оценкой нравственного выбора выпускника. Конечно же, такая оценка недопустима. Говоря об этической составляющей, мы, во-первых, говорим исключительно о сквозной оценке ценностных ориентаций современной молодежи в целом (более того, делаем это с большой осторожностью, потому что допускаем ситуацию, при которой выпускник в сочинении может неискренне выражать собственную точку зрения), а во-вторых, исходим из того, что речь идет не об общей идеологии (строго ангажированных государством понятиях), а об общей аксиологии (личностной системе базовых ценностей: свободе, любви, дружбы, Родине, памяти, природе, уважении, чести, творчестве; сочинение в этом смысле также можно рассматривать как ценность).

Из отечественного и зарубежного опыта

Наивно думать, что сочинение появилось в наше время и что сочинение как вид учебной работы практикуют только в нашей стране. Не надо здесь изобретать велосипед. Действительно, все новое — это хорошо забытое старое, причем в данном случае не прошло еще столько времени, чтобы старое было целиком забыто.

Традиция написания выпускного сочинения восходит еще к дореволюционной России. Нельзя не вспомнить переводной экзамен в Царскосельском лицее, на котором юный Александр Пушкин в присутствии почетных гостей — экзаменаторов представил свое творение — стихотворение «Воспоминание в Царском Селе», ставшее этапным произведением начинающего поэта. Не это ли истинный образец «публичной защиты обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения»?!

Императорский лицей заставляет вспомнить и тот общеизвестный факт, как обучали тогда написанию сочинения. Профессор российской словесности Николай Кошанский на одном из занятий предложил своим воспитанникам задание: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами», так, в альбоме появилось знаменитое пушкинское стихотворение «Роза».

Пессимисты возразят: мол, как можно сравнивать пушкинский лицей (элитарное образовательное учреждение) с современными общеобразовательными школами? Но позвольте возразить. Приведу конкретные темы сочинений в обычной дореволюционной гимназии:

для младших классов:

«О том, что видела птичка в дальних землях».

«История постройки дома и разведения при нем сада».

«Великаны и пигмеи лесного царства»;

для старших гимназистов:

«Слово как источник счастья».

«Почему жизнь сравнивают с путешествием?».

«Родина и чужая сторона».

«О скоротечности жизни».

«Какие предметы составляют богатство России и почему?».

«О высоком достоинстве человеческого слова и письма».

«О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве».

«О проявлении нравственного начала в истории».

«На чем основывается духовная связь между предками и потомством?».

Нам еще предстоит, наверное, в полном объеме осмыслить опыт дореволюционной России — этого по-своему золотого века сочинения, не раз придется обратиться и к педагогическим сочинениям Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского.

История сочинения в советской школе неоднозначная. С одной стороны, от него практически никогда не отказывались. Хотя были реальные альтернативы в виде таких письменных работ, как изложение и диктант. Более того, был период, когда сочинение писали даже в выпускном 8-м (9-м) классе. Полноформатное сочинение стало своего рода гордостью советской системы образования, его визитной карточкой. Бурно развивающимся в мире тестовым формам контроля СССР противопоставлял классическое сочинение. Постепенно сформировалась отработанная технология проверки и оценивания сочинения. Поступление в вуз для советского абитуриента, как правило, также сопровождалось обязательным написанием вступительного сочинения. С другой стороны, уже в 1960-1970-е годы в журналистике периодически появлялись сетования на шаблонность, клишированность ученических сочинений. Как тут не вспомнить фельетон-пародию Марка Розовского «Школьное сочинение».

Школьное сочинение

Был обычный урок литературы. Ученики должны были писать сочинение на тему «Образ Бабы-яги — уходящей бабы прошедшего времени».

Учитель продиктовал план. Пункт за пунктом. Одно за другим. Все, как обычно.

План

I. Вступление. Историческая обстановка в те еще годы.

II. Главная часть. Показ Бабы-яги — яркой представительницы темных сил.

Черты Бабы-яги:

1. Положительные:

а) смелость;

б) связь с народом;

в) вера в будущее.

2. Отрицательные:

а) трусость;

б) эгоизм;

в) пессимизм;

г) костяная нога.

III. Заключение: бабизм-ягизм в наши дни.

Итак, учитель дал план, и теперь ученики по плану начали писать сочинение. И написали. Надо сказать, это было обычное сочинение.

«Замечательное произведение — сказка о Бабе-яге — является замечательным образцом нашей замечательной литературы.

Тяжелое положение крестьянства в мрачную, беспросветную эпоху, которая характеризовалась беспощадным, страшным, мрачным, беспросветным угнетением, было невыносимо беспросветно, мрачно, страшно и беспощадно.

«Товарищ, верь! Взойдет она!» — писал великий русский поэт Пушкин.

И в это время особенно звонко прозвучал светлый голос неизвестного автора сказки о Бабе-яге, которая навсегда вошла в сокровищницу литературы, у которой всегда были произведения замечательного жанра, который всегда был любим народом, которого никогда не остановит на пути, по которому он всегда идет навстречу будущему, которое всегда обязательно приходит на смену прошлому, которое никогда не смогло задушить его голос, который всегда был светлый и звонкий.

«Кому на Руси жить хорошо?» — спрашивал знаменитый русский поэт Некрасов и сам же отвечал:

«А наши топоры

Лежали до поры».

В образе Бабы-яги — типичной представительницы загнивающего старшего поколения — воплощены лучшие черты отрицательного героя в начале первой половины конца …надцатого века. Бабе-яге противопоставлен светлый образ Иванушки-дурачка, в котором сделана яркая попытка показа нового, молодого в борьбе со старым, отжившим, одряхлевшим. Нет, Иванушка-дурачок — это не Онегин. Он не лишний человек! Он любит труд и родную землю. Если присмотреться, он совсем не дурачок, а умный.

«В человеке все должно быть прекрасно», — писал известный русский писатель Чехов.

Задолго до него эти же слова повторил способный английский поэт Шекспир. Создавая незабываемый образ злодея Яго в одноименной трагедии «Отелло», он, несомненно, испытал благотворное влияние со стороны неизвестного автора сказки о Бабе-яге.

Иванушка-дурачок только строит из себя дурачка. На самом деле оказывается в дурачках не он, а Баба-яга.

«Чуден Днепр при тихой погоде», — писала сквозь смех и слезы гордость нашей литературы Гоголь.

В галерее женских образов Баба-яга занимает особое место. Вспомним хотя бы Анну Каренину.

«Все смешалось в доме Облонских», — писало светило разума Лев Толстой.

Язык Бабы-яги — простой, чистый, короткий, могучий, не шершавый.

В наше время бабизм-ягизм играет большое значение и имеет большую роль. Иванушка-дурачок стал нарицательным, а Баба-яга безвозвратно ушла в далекое прошлое».

Обычное сочинение, как обычно, не очень соответствовало теме и не слишком было написано по плану. Однако учитель остался доволен.

Он поставил за сочинение соответствующую отметку. Какую именно? Обычную «2».

Типичной карикатурой на советское школьное сочинение можно считать и опус Бориса Салибова:

Сочинение

Выпускники, учтите впредь:

Чтоб не бояться сочинений,

Вполне достаточно иметь

Набор простых

определений.

Пишите, что поэт — пророк,

Что Гоголь высмеял

порядки,

Что Фамусов — скупой

и гадкий.

А Чацкий — больше не ездок!

Что с неподдельной

чистотой

У Пушкина в конце романа

Уже замужнюю Татьяну

Онегин любит холостой.

Что Ольга хороша собой,

А Ленский слишком

романтичный.

Что Гремин — человек

приличный,

А няня — человек простой.

Рахметов обогнал свой век,

Обломов спал с утра

до ночи,

И что Печорин, между

прочим,

Всего лишь лишний

человек.

Раскольников попал

в тюрьму,

Базаров — сложная натура,

Герасим утопил Муму —

Вот вам и вся литература!

К началу 1990-х годов обсуждение проблемы школьного сочинения стало более открытым. Все чаще стали говорить о воспитании с помощью школьного сочинения привычки лгать. И здесь больше всего вопросов было к самому педагогическому сообществу. Синие ручки в руках учителей — это не секрет проверок тех лет. А работа региональных медальных комиссий! Спрашивается, если учителя писали по ночам, а по утрам входили в состав медальных комиссий, кого мы в этом случае проверяли или наказывали?!

Неоднократно актуальные вопросы, связанные с судьбой школьного сочинения, поднимал в своих публикациях известный московский учитель русского языка и литературы Лев Айзерман. В своих высказываниях Лев Соломонович порой доходил до мысли, что сочинение вообще не может быть формой экзамена: «Методика изучения литературы в школе становится на наших глазах методикой «сдавания» экзамена по литературе, который стал центральной педагогической проблемой, вокруг которой все и вертится. Главное — не Пушкин, главное — сдать Пушкина. Самая большая беда преподавания литературы в том, что ученики наши часто не «по-литературному» знают литературу. Слишком часто роман, повесть, драма, стихотворение существуют сами по себе, а сведения о них, полученные на уроке, изложенные в учебнике, не говоря уже о многочисленных шпаргалках, — сами по себе. Многие и многие ученики не умеют «вычитать» мысль писателя из самого художественного произведения, не умеют ее воспринять как художественную… Вот он, первородный грех школьного преподавания: не постижение художественного слова, а освоение информации о литературе — это сегодня главное, даже несмотря на отчаянные усилия тех учителей, которые все еще стремятся донести до своих учеников слово автора… Так зачем иду я сегодня на урок литературы? Чтобы передать своим ученикам хотя бы часть великого богатства русской литературы, чтобы научить их слышать слово писателя, соразмышлять с ним, сочувствовать его исканиям, привить интерес к чтению, научить думать о мире в себе и себе в мире».

Казалось бы, последней каплей должно было стать массовое издание брошюр типа «Тысяча золотых сочинений». Тем не менее чиновники предпринимали несколько попыток что-либо изменить, а точнее, спасти. Было время, когда из конверта доставали четыре темы: одна по первой половине XIX века, другая по второй половине XIX века, третья по XX веку, четвертая — свободная. Затем на экзамене из конверта начали доставать тем десять: и свободные, и по цитате, и традиционные, и нетрадиционные. Сами направления тем были известны заранее. Наконец, все триста тем стали предварительно публиковать.

С приходом Интернета в 2000-е годы форма сочинения с привычной процедурой его проведения окончательно изжила себя, можно сказать, дискредитировала. Таким образом, ЕГЭ возник не от хорошей жизни и стал вынужденной необходимостью объективизации результатов экзаменов.

«Большое» сочинение как экзаменационную форму отменили в одночасье, хотя специалисты заклинали министерство не делать этого, ибо разрушить легко, а возродить куда более сложно. Нет, полноформатные сочинения талантливые учителя продолжали использовать в повседневной практике, но в силу официальной невостребованности их появление в школьной жизни все эти годы имело хаотичный, бессистемный, спорадический характер.

Экзамены могут быть разными

Дважды Москва пыталась сделать сочинение как бы переводным экзаменом из 10-го в 11-й класс. Но эти попытки не имели прочной нормативной базы и зачастую превращались в формальное мероприятие. Однако в 2014 году некоторые регионы (отметим лишь Москву, Санкт-Петербург, Башкортостан) утвердили Порядок проведения сочинения для обучающихся 10-х классов и, собственно говоря, успешно провели это сочинение.

В каждом регионе были сделаны свои акценты. В частности, Санкт-Петербург провел сочинение именно по литературе (рекомендуемый объем сочинения — 400 слов). При этом разработал замечательную критериальную систему оценивания: глубина раскрытия темы; знание текста художественного произведения и/или фактов истории, культуры; культурологическая и/или филологическая компетентность; композиционная цельность и логичность изложения; следование нормам речи (правда, исключая орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки); дополнительный балл за самостоятельность.

Опыт Москвы оказался также по-своему уникален: особое внимание было обращено на сочинение как одну из форм промежуточной аттестации обучающихся (наряду с такими формами, как тестирование, письменная контрольная работа, диктант с грамматическим заданием, презентация учебного проекта или учебного исследования, результаты физвоспитания в соответствии с нормативами физического развития, иные формы по выбору образовательной организации), которая находится в исключительном ведении самой образовательной организации; рекомендуемый объем сочинения — не менее 200 слов; метапредметная (непосредственно не связанная с литературой) направленность тем сочинения; возможность во время работы над сочинением использовать тексты художественных произведений, словари на бумажных носителях, а также ресурсы сети Интернет; гибкая система оценивания (по 100-балльной, 5-балльной или иной шкале по усмотрению образовательной организации); возможность публичной защиты сочинения в виде размещения сканированной копии без оценок и исправлений экспертов на сайте образовательной организации; проведение по результатам написания сочинения общегородского конкурса на лучшую творческую работу.

Обращаясь к зарубежному опыту проведения выпускных экзаменов, следует подчеркнуть совершенно разные практики в каждой из стран. В этом смысле нельзя говорить о некой единой западной экзаменационной модели. Но что действительно стало большой редкостью для зарубежных стран, так это именно сочинение на литературную тему, поскольку такой предмет (отдельный!), как литература, полноценно представлен чуть ли не в двух образовательных системах — в России и в Соединенных Штатах.

Не стало тайной то, что в Великобритании выпускники сдают экзамены по каждому выбранному ими в старшей школе предмету. Это как раз к вопросу о том, что наши выпускники, сдавая всего два обязательных предмета, якобы находятся в состоянии тяжелейшего психического и даже физического напряжения! Причем все экзамены в школах Великобритании включают в себя полноценные три части: курсовая работа, теория и практическое задание. Для чего это важно подчеркнуть? Чтобы все мы не забывали глубочайший смысл поручения президента: «публичная защита обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения». Не есть ли проект — аналог курсовой работы, публичная защита — показатель теоретического уровня выпускника, а сочинение — то самое практическое задание?!

Не менее интересен опыт Франции. Выпускные экзамены на получение степени бакалавра состоят из экзаменов по обязательным предметам (среди которых, например, история, география, химия!), экзаменов по особым, профильным предметам (на выбор учащегося). Но помимо всего прочего, и в этом сказывается традиция эпохи французского Просвещения, все выпускники пишут так называемую работу по философии, или, иначе говоря, эссе. К написанию этой работы школьников специально готовят в последний учебный год. Ребят учат «находить» свои мысли, связно их излагать, подбирать нужные слова. Фактически речь идет не столько о предмете «Философия», сколько о предмете «Риторика». Приведу некоторые темы, предлагаемые французским выпускникам: «Искусство и наука. Что важнее?», «Угрожает ли равенство свободе?». Среди критериев оценивания подобных работ обязательно присутствует критерий демонстрации выпускником познания трудов древних и современных авторов.

Какой бы опыт мы ни взяли на вооружение, к каким бы традициям ни обратились, необходимо все время помнить об особом пути России, о ее собственном лице на мировом образовательном пространстве. Сочинению, конечно же, быть в нашей системе образования! Сочинение должно стать нашим брендом, нашим национальным достоянием. Россия не только может перенимать что-либо из зарубежья, но наверняка способна сама экспортировать свои уникальные духовные продукты, в том числе сочинение как форму государственной итоговой аттестации. Мы, россияне, достойны того, чтобы быть не только самой читающей, но и самой пишущей страной в мире!

Роман ДОЩИНСКИЙ, председатель РОО НАС, член ОПРФ

Текст публикуется в сокращении. Читать полностью.

№ ФИО Возраст Регион МО ОО Педагог Должность педагога Тема работы Количество баллов Результат 1 Клыкова Алиса Романовна 10 Ульяновская область г. Ульяновск МБОУ «Губернаторский лицей №100» Ларина Наталья Михайловна учитель начальных классов Письмо моей маме 250 ПОБЕДИТЕЛЬ 2 Башленкова Карина Николаевна 12 Краснодарский край Павловский район МБОУ СОШ №15 им.В.И.Костина х. Средний Челбас Запорожец Ирина Александровна педагог-психолог, социальный педагог Письмо маме 250 ПОБЕДИТЕЛЬ 3 Байбакова Елизавета Сергеевна 11 Московская область Королёв МБОУ «Гимназия №3 им. Л. П. Данилиной» Богданова Наталья Николаевна Учитель русского языка и литературы Быть мамой учатся всю жизнь. 245 ПРИЗЕР 4 Лахова Екатерина Алексеевна 13 Оренбургская область Шарлыкский район Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Богородская средняя общеобразовательная школа» село Парадеево Куликова Людмила Михайловна учитель русского языка и литературы Моя мама 245 ПРИЗЕР 5 Ференцев Владимир Вячеславович 16 Приморский край Черниговский район Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Монастырищенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Шкварковская Яна Вениаминовна заведующая библиотекой «Письмо мой маме» 240 ПРИЗЕР 6 Конченкова Анастасия Геннадьевна 13 Пензенская область Наровчатский район Филиал МБОУ СОШ с.Наровчат в с.Новые Пичуры Собко Оксана Александровна Учитель русского языка и литературы Письмо моей маме 240 ПРИЗЕР 7 Семенова Дмана Муратовна 12 Карачаево-Черкесская республика Карачаевский район МКОУ «СОШ а.Кумыш имени М.Батчаева» Батчаева Фатима Шакмановна Учитель русского языка и литературы Письмо маме 240 ПРИЗЕР 8 Приходько Злата Денисовна 11 Ставропольский край, г. Ставрополь г. Ставрополь Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. Кадетская школа имени генерала Ермолова А.П. Кошелева Анна Анатольевна учитель русского языка и литературы Письмо моей маме 235 ПРИЗЕР 9 Гостева Ангелина Сергеевна 15 Белгородская область Шебекинский городской округ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шебекинская гимназия-интернат» Виноградова Оксана Владимировна учитель русского языка и литературы Мой ангел-хранитель 235 ПРИЗЕР 10 Корнева Диана Владиславовна 13 Республика Башкортостан Калтасинский район Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Калтасинская средняя общеобразовательная школа №2 Корнева Наталья Александровна Классный руководитель Любимой маме 235 ПРИЗЕР 11 Цицорин Денис Геннадьевич 12 Пермский край ГО Ильинский Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чермозская коррекционная школа – интернат» Гладких Мария Павловна Учитель русского языка и литературы «Мамочка родная» 235 ПРИЗЕР 12 Васильева Софья Николаевна 10 Оренбургская область Муниципальное образование Оренбургский район Оренбургской области Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52». Колташенко Алена Васильевна Учитель начальных классов Моя мамулечка 230 ПРИЗЕР 13 Кудрявцева Анастасия Алексеевна 11 Оренбургская область Саракташский Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Саракташская средняя общеобразовательная школа №2» Саракташского района Оренбургской области Валитова Алина Шамилевна Заместитель директора по ВР Сочинение. Письмо маме. 230 ПРИЗЕР 14 Зобачев Иван Владимирович 12 Пермский край ГО Ильинский Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чермозская коррекционная школа – интернат» Гладких Мария Павловна Учитель русского языка и литературы «Самый дорогой человек» 230 ПРИЗЕР 15 Балаева Самина Хусеновна 9 Республика Ингушетия Джейрахский район Образовательная ор Ляжгинский филиал Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. п. Ольгетти» Харсиева Марина Умаровна Учитель начальных классов «Рассуждения»(сочинение-размышление) 225 ЛАУРЕАТ 16 Рябов Руслан Вадимович 13 Кемеровская область — Кузбасс город Кемерово Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Кемеровское президентское кадетское училище» Кошкарёв Дмитрий Сергеевич Воспитатель 55 взвода 5 роты История Александры Деревской, ставшей мамой для 48 любимых детей 225 ЛАУРЕАТ 17 Родин Тимофей Михайлович, 9 -Г класс 15 Кемеровская область город Кемерово ФГКОУ «Кемеровское президентское кадетское училище» Кухтова Юлия Игоревна Преподаватель отдельной дисциплины (русского языка и литературы) Мама – секрет успеха каждого. 225 ЛАУРЕАТ 18 Бабхоева Эсет 9 Республика Ингушетия г.Карабулак ГБОУ СОШ1 г.Карабулак Гадаборшева Аза Исмаиловна Учитель начальных классов Письмо моей маме 225 ЛАУРЕАТ 19 Швецова Анна Викторовна 12 Пермский край ГО Ильинский Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чермозская коррекционная школа – интернат» Гладких Мария Павловна Учитель русского языка и литературы «Мама — это счастье!» 225 ЛАУРЕАТ 20 Сухарев Савелий Владимирович 11 Пермский край ГО Ильинский Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чермозская коррекционная школа – интернат» Гладких Мария Павловна Учитель русского языка и литературы «Мама — самый лучший друг!» 225 ЛАУРЕАТ 21 Москвин Илья Андреевич 12 Пермский край ГО Ильинский Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чермозская коррекционная школа – интернат» Гладких Мария Павловна Учитель русского языка и литературы «Мама» 225 ЛАУРЕАТ 22 Кода Мария Сергеевна 11 Челябинская область, город Троицк Челябинская область Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа — интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Бахтиярова Татьяна Андреевна учитель русского языка Мама — главное слово в каждой судьбе! 225 ЛАУРЕАТ 23 Биктимиров Алмаз 9 Оренбургская область, Сакмарский район, с. Татарская Каргала Сакмарский район МБУ ДО «Дом детского творчества» Мельникова Дарья Юрьевна педагог — организатор Моя мама 210 ЛАУРЕАТ

Итоговое сочинение 2021 г.

  • Кто должен писать сочинение?
  • Когда и где пишут итоговое сочинение?
  • Сколько времени дается на итоговое сочинение и есть ли перерыв в работе?
  • Когда будут известны темы сочинений?
  • Чем можно и чем нельзя пользоваться во время написания итогового сочинения?
  • Можно ли опоздать на итоговое сочинение?
  • Когда и где можно узнать результаты?
  • Кто и как, по каким критерия проверяет итоговое сочинение?
  • Как оценивается сочинение?
  • Можно ли оспорить результат в случае неудачи?
  • Что делать, если не сдал итоговое сочинение?
  • Сколько лет действительны итоги сочинения?

1 декабря все российские 11-классники должны участвовать  в своем первом выпускном испытании. Еще раз обратим внимание на вопросы о том, как будет проходить, а затем оцениваться выпускное сочинение, и о том, что при этом можно и что нельзя. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Разберемся вместе.

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе вместо сочинения выбрать написание изложения.

Кто должен писать сочинение?

Итоговое сочинение должен написать каждый, кто собирается сдавать ЕГЭ – оно является допуском к нему.
А значит, сочинение пишут 11-классники, учащиеся экстерната и выпускники прошлых лет, желающие сдать ЕГЭ.

Когда и где пишут итоговое сочинение? 

Экзамен начинается в 10 часов по местному времени. Разумеется, прийти надо заранее, уже с 9 часов аудитории должны быть готовы принять школьников. До начала собственно работы над сочинением нужно будет прослушать инструктаж, аккуратно заполнить бланки регистрации и записи. 

Местом проведения итогового сочинения является учебное заведение (МОУ КСОШ № 1), в котором учится выпускник. 

Сколько времени дается на итоговое сочинение? Можно ли сделать перерыв?

Внимание! На написание итогового сочинения отводится 3 часа 55 минут.

Как только инструкции получены, а бланки заполнены, на доске фиксируется время начала работы. Учтите: если заполнение бланков в это время не входит, то рассчитать сроки своей работы так, чтобы успеть переписать текст на «чистовик», вам придется самому!

Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

Когда будут известны темы сочинений?  

Конкретные темы итогового сочинения 2021-2022 года заранее неизвестны. Их огласят только непосредственно перед началом экзамена. За 15 минут до начала темы появятся на специальном сайте. Их распечатают и принесут в аудиторию, зачитают выпускникам, затем напишут на доске либо раздадут каждому на листочках.

Будьте внимательны: в бланк надо будет внести номер темы, а затем на первой странице записать тему словами.

Темы итогового сочинения (тексты изложений) подбираются для каждого часового пояса отдельно – звонить друзьям на Камчатку не имеет смысла! 
Однако давно известны основные тематические направления итогового сочинения в этом году. 

В 2021/22 учебном году 11-классники будут писать итоговое сочинение по следующим направлениям:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека. 
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема. 
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня. 
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Что можно написать по предложенным направлениям? Ссылка официальный комментарий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), где содержатся комментарии к каждому из открытых тематических направлений итоговых сочинений 2022г.

Чем можно и чем нельзя пользоваться во время написания итогового сочинения?

С собой разрешается взять:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • ручка (гелевая или капиллярная с чёрными чернилами);
  • лекарства и питание (при необходимости);
  • специальные технические средства (для участников ОВЗ, детей инвалидов, инвалидов, при необходимости).

Кроме того, вам выдадут на месте:

  • орфографический словарь,
  • листы бумаги для черновиков. 

С собой запрещено брать:

  • средства связи;
  • фото-, аудио-, видеоаппаратуру;
  • справочные материалы;
  • письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
  • собственные орфографические и толковые словари;
  • тексты литературного материала для использования в сочинении.

Тексты произведений использовать нельзя. Допускается свободное цитирование.

Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения членом комиссии по его проведению.

Что будет, если опоздать на итоговое сочинение?

Допустят ли опоздавшего на этот экзамен, остается на усмотрение комиссии. 

Однако совершенно точно время опоздавшему продлено не будет, как не будут его и отдельно инструктировать. Лучше все делать вовремя.

Когда и где можно будет узнать результаты?

Для проверки итоговых сочинений создаётся муниципальная комиссия. 

Проверка итогового сочинения (изложения) должна завершиться не позднее, чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения. Итоговый протокол официально публикуется в той школе, где вы его писали. 

Позднее, к концу декабря, можно будет увидеть результат на официальном портале, в личном кабинете. Там же можно будет увидеть скан сочинения с комментариями специалистов, по каким критериям школьник получил «плюс», а по каким критериям «минус». Оценки за сочинение также можно будет посмотреть на портале «Госуслуги». 

Кто и как проверяет итоговое сочинение?

Как известно, сами учителя не проверяют работы своих учеников, это делает экспертная муниципальная комиссия. 

После того, как сочинения сданы, прямо в аудитории делаются их копии, и все складывается все в два больших конверта: с оригиналами и копиями. Эксперты получают лишь копии – таким образом, что-то поменять или исправить в работе они не смогут в принципе.

Как оценивается сочинение, и есть ли вообще смысл стараться написать его отлично?

Итоговое сочинение оценивают по системе «зачет»/«незачет». Однако многие вузы, особенно гуманитарной направленности, перепроверяют сочинения и за отлично написанную работу могут начислить до 10 дополнительных баллов в рамках так называемых индивидуальных достижений (на усмотрение вуза). Так что имеет смысл постараться!

Как оценивают итоговое сочинение?

Прежде всего, оно должно отвечать двум основным требованиям: достаточный объем и самостоятельность написания.

  1. Рекомендуемый объём итогового сочинения — от 350 слов, включая служебные. Больше можно, ограничений здесь нет. А вот если в сочинении менее 250 слов, то ставится «незачёт».
  2. Самостоятельность написания итогового сочинения подразумевает отсутствие списывания или воспроизведения по памяти даже небольшого фрагмента чужого текста.

Разрешено прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. 

И только если требования № 1 и № 2 выполнены, итоговое сочинение оценивается. Делается это по пяти критериям.

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо обязательно получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачёт» по какому-то одному из других критериев. 

1. Соответствие теме. Тут все ясно – не надо далеко уходить от темы, необходимо точно понять и донести ее смысл и рассуждать именно, отталкиваясь от него.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Важно: чтобы сочинение было зачтено, обязательно нужно привести хотя бы один литературный аргумент (пример) из литературы, русской или зарубежной. 

Мы знаем примеры, когда одиннадцатиклассники цитировали Пратчетта, Риордана и даже сказку о Царевне-лягушке…  Главное, чтобы это действительно стало аргументом, подтверждающим ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения. Надеемся, что за долгие школьные годы классическая структура сочинения (вступление (тезис) — собственное мнение — доказательства и подвыводы – вывод) освоена абсолютно всеми! Во всяком случае, позаботьтесь, чтобы текст был логично разбит на абзацы, и вашу мысль было можно понять и проследить.

4. Качество письменной речи.  Итоговое сочинение пишется на правильном русском языке. Речевых ошибок не должно быть столько, чтобы они затрудняли понимание смысла.

5.Грамотность. На 100 слов не должно быть более пяти ошибок в сумме: грамматических, орфографических, пунктуационных. Впрочем, напоминаем – у вас будет под рукой словарь!

Что делать, если не сдал итоговое сочинение?

Вообще-то это сравнительно редкий случай: «незачет» обычно получает не более 2% школьников, то есть написать сочинение «хоть как-то» и быть допущенным к ЕГЭ может почти любой. 

Тем не менее, при неудаче сочинение можно переписать еще 2 раза до начала ЕГЭ. 

ФИПИ утвердил резервные даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году: 

  • 2 февраля 2021 года – первый дополнительный день для тех, кто не смог прийти по уважительной причине, и пересдача.
  • 4 мая 2022 года – второй дополнительный день.

Пересдать итоговое сочинение можно будет, если выпускник:

  • не пришел по уважительной причине, подтвердив отсутствие официальным документом;
  • не смог завершить работу по состоянию здоровья (резко ухудшилось самочувствие во время работы над сочинением);
  • получил «незачет».

Можно ли оспорить результат в случае неудачи?

Оспорить «незачет» можно только в том случае, если неудачи было уже две. В таком случае можно подать в письменной форме заявление на проверку написанного сочинения (изложения) комиссией другой образовательной организации.

Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового сочинения (изложения) определяет учебное заведение.

Сколько лет действительны результаты итогового сочинения?

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА действует бессрочно. 

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. 

То есть «зачет» не имеет срока давности, а вот сам текст сочинения «состарится» через 4 года.

Если вы все же не нашли ответа на именно ваш вопрос, имеет смысл обратиться к основному документу Гособрнадзора. 

В новом 2021/2022 учебном году проведение итогового сочинения планируется в основной срок 1 декабря 2021 года, в дополнительные — 2 февраля 2022 года и 4 мая 2022 года.Итоговое сочинение оценивается по системе «зачет»/»незачет». Обучающиеся с ограничениями по здоровью вправе выбрать написание изложения. Сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Утверждены тематические направления итогового сочинения

2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Президентское сочинение сколько слов

Изменения_ГИА_11 класс 2021 уч. год

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года

Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году

О переносе сроков написания итогового сочинения (изложения) в 2020 — 2021 учебном году

Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения) (для ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей) под подпись)

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020 — 2021 учебном году

Президентское сочинение сколько словИтоговое сочинение (изложение) для выпускников 11 класса МОУ КСОШ № 1

15 апреля 2021 года (четверг) начало работы в 10.00 в кабинете № 224 с соблюдением мер безопасности и профилактики каронавирусной инфекции.

15 апреля 2021 года для 1-5, 7-10 классов МОУ КСОШ № 1 будет организовано обучение с использованием дистанционных технологий на 1 день.

По решению Министерства образования Тверской области места проведения итогового сочинения (изложения) оборудуются стационарными и (или) переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения, средствами подавления сигналов подвижной связи.

 В местах проведения итогового сочинения в день его написания могут присутствовать общественные наблюдатели, представители СМИ и должностные лица Рособрнадзора.

Комплекты тем итогового сочинения (тексты для итогового изложения) доставляются в день проведения итогового сочинения (изложения). Экзаменационные темы станут известны за 15 минут до начала итогового сочинения в день проведения. Их будет пять на выбор, по одному к каждому направлению.

Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет».

Во время проведения итогового сочинения на рабочем столе участников помимо бланка регистрации и бланков записи могут находиться:

— ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);

— документ, удостоверяющий личность;

— орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выданный по месту проведения итогового сочинения (изложения);

— листы бумаги для черновиков, выданные по месту проведения итогового сочинения (изложения);

— лекарства и питание (при необходимости);

— специальные технические средства (для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов) (при необходимости).

В день проведения итогового сочинения участникам запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Нарушители установленных требований удаляются с экзамена членом комиссии по проведению итогового сочинения в образовательной организации или членом комиссии по проведению итогового сочинения в месте, определенном Минобрнауки РБ.

Напомним, резервными днями для сдачи итогового сочинения определены 5 и 19 мая. Воспользоваться дополнительными сроками могут учащиеся, получившие «незачет» или пропустившие основной срок по уважительной причине (подтверждается документально).

Ознакомиться с результатами итогового сочинения можно с 9.00 16.04.2021г. (пятница) МОУ КСОШ №1

Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания. Выпускники прошлых лет, ранее писавшие итоговое сочинение, могут написать его повторно.

«Горячая линия» по вопросам проведения ЕГЭ, ГВЭ и итогового сочинения (изложения) в Кувшиновском районе в 2020/2021 учебном году: (257)44124, 89051284721 – Ногаева Оксана Сергеевна, заместитель руководителя МУ Кувшиновский район.

Президентское сочинение сколько словПрезидентское сочинение сколько словПрезидентское сочинение сколько слов

Главная

Экономика и экономическая теория
Прогнозирование временных рядов

Прогнозирование является исходной предпосылкой для проектирования вообще и финансового в частности. Инвестиционный проект в данном контексте можно рассматривать как прогнозную модель денежных потоков. Аддитивные и мультипликативные модели прогнозирования.

посмотреть текст работы

скачать работу можно здесь

полная информация о работе

весь список подобных работ

Нужна помощь с учёбой? Наши эксперты готовы помочь!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с
политикой обработки персональных данных

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Динамическая прогнозная модель такого рода может быть постро ена на основе финансовой отчетности в среде экономических таблиц (EXCEL, Super CALK, Lotus…). Основные тенденции динамики финансового состояния и результатов деятельности можно прогнозировать с определенной точностью, сочетая формализованные и неформализованные методы. В условиях крайней нестабильности экономической конъюнктуры финансовое прогнозирование может быть сведено к расчету вариабельного значения NPV, либо другого критерия эффективности в зависимости от меняющихся значений ряда параметров: объем производства, состав и структура затрат по различным видам деятельности хозяйственного субъекта. Прогнозирование основано на признании факта существования определенной зависимости (функции или константы) происходящих изменений показателей финансово-хозяйственной деятельности от одного отчетного периода к другому. Поскольку любая экономическая, а значит и финансовая система обладает инерционностью развития, то данную предпосылку следует считать вполне реалистичной. Финансовое прогнозирование осуществляется для решения задач стратегического планирования на среднесрочную и долгосрочную перспективу. При чем следует учитывать, что с увеличением лага прогнозирования возрастает и риск прогноза. Снизить его позволяет использование многовариантных имитационных расчетов с помощью ЭВМ.
Следует отметить, что методы статистического прогнозирования “осмысливают” лишь формализованную часть информации, тогда как большая её часть является слабо формализуемой, но очень важной для прогнозирования будущего состояния объекта, поэтому на практике эти методы следует рассматривать в сочетании с неформальными методами прогнозирования. Прогнозирование в риск-менеджменте представляет собой разработку на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и / или его различных частей. Прогнозирование — это частная специфическая функция субъекта управления в риск-менеджменте. Особенностью прогнозирования является альтернативность в построении финансовых прогнозов, поскольку многовариантная имитация позволяет снизить риск прогноза. Прогнозирование может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее, так и на основе прямого предвидения изменений, когда эти изменения недетерминированы предыдущим ходом событий и могут возникать неожиданно. В первом случае используют прогнозирование помощью авторегрессионных зависимостей. Используя аппарат авторегрессионных зависимостей строят уравнение регрессии для прогнозирования параметра ( объема реализации, цен на сырье и материалы, уровня инфляции и т. д.) на основании данных о динамике этого показателя. Уравнение регрессии строится в следующем виде:
Y t = A 0 + A 1 Y t -1 + A 2 Y t -2 + … + A k Y t — k
Yt — прогнозируемое значение параметра Y в момент времени t;
Коэффициенты регрессии данного уравнения могут быть найдены методом наименьших квадратов. Соответствующая система уравнений будет иметь вид:
Где:j — длина ряда динамики показателя Y, уменьшенная на единицу.
Для характеристики адекватности уравнения авторегрессионной зависимости можно использовать величину среднего относительного линейного отклонения v:
Yi — расчетная величина показателя Y в момент времени i;
Yi — фактическая величина показателя Y в момент времени i,
Если v<15% , считается, что уравнение авторегрессии может использоваться в прогнозных целях.
В результате практической реализации регрессионного анализа можно выявить следующие закономерности:
-построенная модель не объясняет влияние каждого фактора в отдельности, а описывает зависимость функции от всех факторов вместе взятых;
-зачастую объяснить значения коэффициентов регрессии с экономической точки зрения не представляется возможным;
-несмотря на очевидную корреляцию некоторых факторов (а при рассмотрении экономических процессов большинство из них сильно коррелированны) их удаление влечёт за собой значительную потерю достоверности модели.
Однако, несмотря на сложность регрессионного анализа, он может быть эффективно использован в инвестиционном проектировании, хотя его практическая реализация зачастую требует применения программных продуктов недоступных рядовому пользователю.
Для прогнозирования ключевых показателей ИП (объем продаж, уровень и темп инфляции, другие показатели макро и микроэкономической конъюнктуры) при наличии временных рядов предлагается использовать аддитивные и мультипликативные модели прогнозирования.
Аддитивные модели прогнозирования . Данную модель можно представить в виде формулы:
Мультипликативные модели прогнозирования. Применение данных моделей обусловлено тем, что в некоторых временных рядах значение сезонной компоненты представляет собой определенную долю трендового значения. Мультипликативные модели можно представить формулой:
Рис. 1 Аддитивная и мультипликативные модели  прогнозирования .
На практике отличить аддитивную модель от мультипликативной можно по величине сезонной вариации. Аддитивной модели присуща практически постоянная сезонная вариация, тогда как у мультипликативной она возрастает или убывает, графически это выражается в изменении амплитуды колебания сезонного фактора, как это показано на рис.1
На основе проведённого исследования предложены методические разработки по применению инструментария прогностики в инвестиционном проектировании. Для прогнозирования объема продаж, имеющего сезонный характер, предлагается следующий алгоритм построения прогнозной модели:
1.Определяется тренд, наилучшим образом аппроксимирующий фактические данные. Существенным моментом при этом является предложение использовать полиномиальный тренд, что позволяет сократить ошибку прогнозной модели (рис.2).
2.Вычитая из фактических значений объёмов продаж значения тренда, определяют величины сезонной компоненты и корректируют таким образом, чтобы их сумма была равна нулю.
3.Рассчитываются ошибки модели как разности между фактическими значениями и значениями модели .
5.На основе модели строится окончательный прогноз. Для этого можно использовать методы экспоненциального сглаживания, что позволяет учесть возможное будущее изменение экономических тенденций, на основе которых построена трендовая модель. Сущность данной поправки заключается в том, что она нивелирует недостаток адаптивных моделей, а именно, позволяет быстро учесть наметившиеся новые экономические тенденции.
Y пр t = a Y ф t-1 + (1- а ) Y м t
где: Y пр t — прогнозное значение объёма продаж;
Y ф t-1 — фактическое значение объёма продаж в предыдущем году;
Определять константу сглаживания следует как вероятность сохранения существующих экономических тенденций и предпосылок.
Практическая реализация данного метода выявила следующие его особенности:
-для составления прогноза необходимо точно знать величину сезона. Исследования показывают, что множество продуктов имеют сезонный характер, величина сезона при этом может быть различной и колебаться от одной недели до десяти лет и более;
-применение полиномиального тренда вместо линейного позволяет значительно сократить ошибку модели;
-при наличии достаточного количества данных метод даёт хорошую аппроксимацию и может быть эффективно использован при прогнозировании объема продаж в инвестиционном проектировании.
Количественный анализ инвестиций в реальный сектор экономики требует огромных объемов информации, которую зачастую весьма трудно получить из технико-экономических расчетов и имеющейся статистики. Поэтому возникает необходимость прибегнуть к экспертным методам получения информации, особенно прогностической информации. Существование значительных диапазонов возможных будущих состояний объекта прогноза требует разработки не точечных, а интервальных экспертных прогнозов, которые можно использовать для прогнозирования ключевых показателей проекта (объём, цена реализации и т. п.).[19, c. 112]
1. «Анализ и прогноз многолетних временных рядов» Новосибирск: СОВАСХНИЛ, 1988.
2. «Вычислительные системы» Новосибирск: ИМ, 1961.
3. «Интеллектуальное управление динамическими системами» под ред. Васильева В.В., М.: Физмат, 2000.
4. «Прикладной статистический анализ» под ред. Алексахин С.В., Балдин А.В. и др. М.:Приор, 2001.
5. «Эконометрика» под ред. Елисеевой И.М., М.: Финансы и статистика, 2001.
6. Айвазян Е.А. «Прикладная статистика. Основы моделирования и первичной обработки данных» М.: Финансы и статистика, 1983.
7. Айвазян Е.А. «Прикладная статистика. Основы моделирования и первичной обработки данных» М.: Финансы и статистика, 1983.
8. Айвазян Е.А. «Прикладная статистика» М.: Финансы и статистика, 1983.
Понятие и основные этапы разработки прогноза. Задачи анализа временных рядов. Оценка состояния и тенденций развития прогнозирования на основе анализа временных рядов СУ-167 ОАО «Мозырьпромстрой», практические рекомендации по его совершенствованию. курсовая работа [378,6 K], добавлен 01.07.2013
Виды временных рядов. Требования, предъявляемые к исходной информации. Описательные характеристики динамики социально-экономических явлений. Прогнозирование по методу экспоненциальных средних. Основные показатели динамики экономических показателей. контрольная работа [84,3 K], добавлен 02.03.2012
Оценка финансовых результатов ООО «Эталон», двухфакторная модель прогнозирования банкротства: характеристика предприятия, его структура, предмет деятельности, основные задачи. Анализ бухгалтерского баланса и денежных потоков прямым и косвенным методом. контрольная работа [219,9 K], добавлен 19.04.2011
Влияние финансового прогнозирования на деятельность предприятия. Теоретические и методологические основы финансового прогнозирования, его роль и значение в эффективности деятельности организации. Анализ показателей финансового состояния ООО «Альфа». реферат [29,5 K], добавлен 06.05.2009
Роль прогнозирования в США. Процесс разработки макроэкономических прогнозов в Соединенных Штатах. Антикризисная программа США. Основные методы прогнозирования, используемые на государственном уровне в США. Модель круговых потоков в закрытой экономике. реферат [42,7 K], добавлен 15.05.2010
Основные общепринятые стратегии. Факторы комбинированной модели. Формула и коэффициент прогнозирования. Регрессии комбинированной модели. Итоговый вид комбинированной торговой модели. Проверка коэффициентов прогнозирования, стратегии минимизации рисков. курсовая работа [2,0 M], добавлен 27.04.2016
Методы экспертных оценок, основывающиеся на субъективном оценивании текущего момента и перспектив развития. Методы анализа и прогнозирования динамических рядов. Темп роста, коэффициенты его вычисления. Прогнозирование объемов продаж ООО «Benetton». контрольная работа [201,3 K], добавлен 12.05.2014
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу .

© 2000 — 2021

Прогнозирование временных рядов реферат. Экономика и экономическая теория.
Реферат по теме Добова норма рухової активності дітей різного віку
Контрольная Работа Иррациональные Выражения
Контрольная работа по теме Компьютер как средство предматематической подготовки дошкольников
Реферат: Усилитель модулятора лазерного излучения
Курсовая Работа На Тему Товароведная Характеристика И Оценка Качества Копчено-Вареных Продуктов Из Свинины
Президентское Сочинение Сколько Слов
Социальная Педагогика Наука Или Искусство Эссе
Курсовая работа по теме Энергетические ресурсы
Курсовая работа по теме Содержание и этапы разработки внешнеторгового контракта, применяемые в ОАО ‘Ашинский металлургический завод’
Виды Обеспечения Боевой Подготовки В Подразделении Реферат
Контрольная Работа На Тему Конфликтолоия. Способы Решения Конфликтов По Берну
Реферат: Berlin Wall 3 Essay Research Paper The
Курсовая работа по теме Анализ предприятия и реализация решений в организации на примере ООО «Цимус»
Контрольная работа по теме Рекламные средства, используемые в средствах массовой информации
ПОЧТОВАЯ СВЯЗЬ
Напишите Эссе На Тему Человек Будущего
Реферат по теме Равные права мужчин и женщин в различных сферах жизни общества: миф или реальность
Реферат по теме Значение Фридриха Рейндхольда Крейцвальда. Эпос ‘Калевипоэг’
Курсовая работа по теме Анализ системы управления финансовыми ресурсами
Курсовая работа: Управление финансовым капиталом сельскохозяйственного предприятия СПК им. Ленина
Проект сети широкополосного доступа 12-го микрорайона г. Сургута — Коммуникации, связь, цифровые приборы и радиоэлектроника дипломная работа
Процессы конституирования политического права, взаимосвязь политического права и общества — Государство и право дипломная работа
Злоупотребление правом — Государство и право курсовая работа

  • Президентское сочинение 2022 темы
  • Презирать лгуна как пишется
  • Презирать как пишется приставка
  • Президент израиля читает сказки
  • Президент или призидент как пишется и почему